Когда надо начинать воспитывать ребенка. Дородовое воспитание и обучение. Как и когда начинать воспитывать ребенка

Как воспитать послушного ребенка: от 1 до 3 лет

Если вы пытаетесь «дисциплинировать» восьми- или девятимесячного ребенка, когда он пытается засунуть в видеомагнитофон, как в почтовый ящик, крекер, то он вас не поймет. В этом возрасте он запихивает крекер и нажимает кнопки не для того, чтобы довести вас до сумасшествия. Скорее он экспериментирует с недавно приобретенными навыками и его привлекают свет и звуки. Так он играет со своими игрушками, и кто сказал, что видеомагнитофон не одна из них?

С другой стороны, если вашему малышу два года и вы ни разу не сказали ему «нет» и не установили никаких границ, то он станет вести себя еще хуже.

От 1 года до 18 месяцев: много активности, мало самоконтроля

В возрасте одного года ваш ребенок будет проявлять чрезвычайное любопытство ко всему. И вы должны дать ему возможность все изучать и обследовать, но в то же время уберегать его от опасности.

Он станет проявлять разные чувства, некоторые будут казаться агрессивными, но такое поведение меньше всего связано с сознательным гневом, а больше с тем, что он испытывает свои новообретенные способности.

Он понимает причину и следствие. Если он ударит другого ребенка, а тот начинает пронзительно визжать, то для него это игра, подобная тому, как он нажимает кнопку на какой-нибудь своей игрушке, и она издает звук, или из нее выскакивает зайка. Вы должны находиться рядом, чтобы объяснить, что это не одно и то же: «Нельзя никого обижать. Салли больно».

Другими словами, хотя до четырнадцати-пятнадцати месяцев ребенок не может осознавать последствий или контролировать свои действия, вы должны это делать за него. Вы его советчик и наставник.

Не пытайтесь уговаривать и урезонивать; возьмите ситуацию под свой контроль, но очень деликатно. Старайтесь не допускать неприятных инцидентов: сделайте так, чтобы не все в доме было доступно ребенку, и не ходите с малышом туда, где от него требуется вести себя «по-взрослому», чтобы вам не приходилось все время вмешиваться.

Особенно если ваш ребенок физически развит — рано начал ходить, гиперактивен или импульсивен, — дайте ему возможность больше лазать, бегать и прыгать. Помните, что если вы позволите ему использовать ваш диван в качестве трамплина или забираться на обеденный стол, то он, естественно, будет считать, что так и надо и что так можно вести себя как у бабушки в доме, так и в ресторане.

Составьте план для непредвиденных ситуаций. Отвлечение внимания — отличная стратегия для такого возраста, поэтому, если вы идете в гости и знаете, что в том доме имеется множество неприкосновенных вещей, принесите с собой игрушки, чтобы отвлечь внимание и энергию ребенка на них.

С 18 месяцев до 2 лет: называем чувства и ограничиваем желания

Восемнадцать месяцев — ключевой момент в развитии мозга. Именно в это время родители восклицают: «О, как он неожиданно вырос!». Он узнает слова «я», «мне» и «мой» и начинает предложения со своего имени («Генри сделает это»).

Развитие мозга наконец позволяет ему приобрести немного способности к самоконтролю (с вашей помощью, конечно). Если вы постоянно учили его, какое поведение недопустимо, к тому времени он уже научится проявлять сдержанность, но не всегда правильно. Вы можете сказать: «Подожди минутку, я достану тебе эту игрушку», и он действительно будет ждать. Если до сих пор вы этого не сделали, приступите к установлению определенных границ прямо сейчас.

Очень важно все планировать заранее, знать хорошо своего ребенка, насколько он терпелив и на что способен. Помните также, что такое умение, как самоконтроль, продолжает развиваться. Когда дети в данном возрасте чего-то хотят, им трудно заставить себя ждать, удержаться от чего-то или что-нибудь отдать. Но у вас есть возможность распознать чувства ребенка и его желания и в какой-то степени их ограничить.

Например, если всем детям в группе предложили печенье, а ваш ребенок схватил себе сразу несколько штук, то объективная мама никогда не скажет себе в этот момент: «Другие мамы могут подумать, что я воспитала маленького обжору. Я умру со стыда. Но, может быть, они не обратят внимания, что Зак взял себе два печенья». Вместо этого она достойно отнесется к чувствам своего ребенка («Я вижу, что ты хочешь взять два печенья...»). И в то же время она также установит правило («Но все берут только по одному») и закрепит это правило («Потому положи одну штуку обратно»).

Помните, что вы должны помогать своему ребенку справляться с сильными эмоциями, с которыми ему не справиться самостоятельно. Но если он никак не может успокоиться, не оставляйте его со словами, что он «плохой» или что «это не ребенок, а наказание». Пожалейте его: «Нам надо постараться, чтобы ты научился держать себя в руках».

8 правил игры
Я нашла этот прекрасный список в интернете и привожу его здесь, потому что, мне кажется, он позволяет подытожить эмоциональную и социальную жизнь ребенка в возрасте от года до трех. Честь и хвала этому анонимному автору, у которого дома явно есть ребенок такого возраста.

  • Если мне это нравится — это мое.
  • Если это у меня в руках — это мое.
  • Если я могу это взять у тебя — это мое.
  • Если это когда-то какое-то время было у меня — это мое.
  • Если это мое, то оно никогда не будет твоим ни в каком виде, ни в какой форме и ни при каких обстоятельствах!
  • Если я что-то делаю или что-то строю, то все, из чего я это делаю, — это мое.
  • Если кто-то думает, что это мое, то это мое.
  • Если я считаю, что это мое, то это мое.

От 2 до 3 лет

Этот легендарный кошмарный возраст так неожиданно настиг и вас. Надеюсь, вы не откладывали надолго введение определенных рамок и обучение ребенка самоконтролю. Хотя вашему ребенку еще приходится работать над тем, чтобы научиться делиться с другими детьми, сдерживать себя, управлять своим настроением, к трем годам все станет намного лучше, если вы сами проявите последовательность.

Однако же если вы не контролировали его эмоции, то будьте осторожны и внимательны, потому что в двухлетнем возрасте наступает максимальный всплеск негативных эмоций и агрессивности. Вашему ребенку так много хочется сказать и совершить — и у него столько идей, как это сделать, — что вам может показаться, будто он перестает себя контролировать. Если у вашего ребенка задержка развития речи, то уровень неудовлетворенности у него будет еще выше. Могут происходить резкие всплески эмоций — то только что весело играл, то вдруг стучит кулаками по полу в приступе ярости.

Поведение родителей в этот период важно как никогда в качестве примера эмоционального состояния. По причине эмоциональной неустойчивости у двухлетних детей почти невозможно избежать вспышек раздражения, особенно если ребенок переутомлен или не в духе. Но вы по крайней мере можете выстроить ситуацию так, чтобы свести к минимуму эти приступы. Не планируйте прогулку, если близится время дневного сна; не перегружайте день занятиями, требующими много энергии от ребенка; избегайте таких ситуаций, которые в прошлом вызывали у него вспышки раздражения.

Если ребенку предстоит играть в группе детей, а до этого он уже устраивал драки, обсудите с ним его агрессивное поведение и поговорите о необходимости делиться игрушками и играть вместе, прежде чем соберутся все дети. Спросите у него, хочет ли он убрать какие-нибудь игрушки. Скажите, что вы будете с ним рядом на тот случай, если он вдруг расстроится. Вы можете даже провести ролевую игру. «Давай представим, что я — Пит. И я играю в твою машину. Что ты сделаешь, если тоже захочешь в нее поиграть?»

Дети в этом возрасте очень успешно играют в символические игры. Вы можете предложить альтернативные варианты. «Давай засечем время, а когда оно подойдет, наступит твоя очередь». Или: «Пока Пит играет в твою машинку, ты можешь поиграть в своих пожарников». Подчеркните, что он должен выражать свои намерения словами, а не руками.

Вы смотрите телевизор и пользуетесь компьютером. Американская академия педиатрии рекомендует не позволять детям до двух лет смотреть телевизор. Но я знаю только немногие семьи, в которых следуют этому совету. Остерегайтесь: как показал целый ряд исследований, экран способен стимулировать, особенно реактивных по темпераменту детей, а также любого ребенка с высокоактивным социальным или эмоциональным стилем. Вместо просмотра телевизора старайтесь планировать больше активности на открытом воздухе или подвижных игр в помещении. В этом возрасте дети уже способны помогать вам по дому или на кухне. Давайте ребенку какое-нибудь задание или работу, с которой он может справиться, — и будьте терпеливы. На опыте учатся.

Поглядывайте на ребенка, когда он ведет себя надлежащим образом: общается, делится с другими или погружен в какое-то занятие, которое ему нелегко дается. Отмечайте его успехи и достойное поведение: «Спасибо, что помог мне», «Ты молодец, что поделился», «О-о, да ты так потрудился и сам построил такую башню».

Дети - наше будущее. И от того, насколько хорошо ребенок воспитан, напрямую зависит качество будущего человечества. Не секрет, что в последнее время вопросу воспитания уделяется гораздо меньше времени, чем это было во времена наших бабушек. Действительно, зачем утруждать себя развивающими играми, если можно отправить ребенка в страну виртуальной реальности. И малыш занят, и родителям хорошо.

Но такой подход гарантирует, что в будущем из такого чада вырастет неполноценная ячейка общества. Сегодня мы расскажем, как правильно воспитывать малыша, что он вырос достойным человеком.

Роль воспитания

Это только кажется, что воспитание ребенка - пустой звук. Типа, вырастет и сам разберется каким ему быть. Многие вещи необходимо закладывать в раннем детстве. Да, созревшая личность сама решит доброй ей быть, или злой. Но куда важнее быть в душе достойным человеком, с твердым набором морально-этических норм и вести себя с людьми в зависимости от ситуации. Чем являться на самом деле «моральным уродом».

Кроме того, качественное воспитание избавляет от многих личностных проблем. Например, человек твердо знающий что правильно, а что нет, не станет долго корить себя за разрушившиеся отношения. Он извлечет уроки и пойдет дальше, стараясь не совершать прошлых ошибок.

У воспитанного человека хорошо складываются отношения с социумом. Он знает как расположить к себе людей, как стать лидером. Поэтому смело можно сделать вывод - если ребенок в школе обделен вниманием сверстников, значит имеется недостаток какого-то морального качества.

Стоит акцентировать внимание, что лучше всего воспитание ребенка происходит по примеру. Займитесь своим воспитанием, доработайте то, чего на ваш взгляд вам не хватает. А малыш уже научиться, глядя на родителей. Первые социальные навыки создают самый мощный эффект. А получаются они именно от родителей.

Развитие детей

Вопросу развития, наоборот, сегодня уделено повышенное внимание. Каждая мама хочет, чтобы ее чадо в 3 года уже , писать, знало таблицу умножения и играло на рояле произведения Баха. Все хотят вундеркинда, но не все понимают человеческую природу. Сверх-ребенок рождается примерно 1 на миллион. И вырастить его искусственно, искажая природу, нельзя. Можно лишь развить потенциал, улучшить показатели. Но добиться сверх вершин, имея обычные возможности, не реально.

Об этом стоит помнить родителям, которые заполняют день ребенка по максимуму. Да, сейчас великое множество кружков и секций, но это не значит, что ребенок обязан посещать их все. Не стоит стремиться дать малышу абсолютно все, чего не было в вашем детстве.

Дети, чей рабочий день не имеет «окна» на простые детские шалости и , регулярно страдают от нервных расстройств. ЦНС еще не до конца окрепла, поэтому у ребенка случаются периоды гиперактивности или спада настроения. И это совсем не значит, что нужно максимально занять малыша кружками, чтобы не было времени на баловство. Шалости, игры - естественный процесс взросления. Так дети познают мир. Вспомните себя в их возрасте. Наверняка вы шалили больше.

Развиваться - хорошо, но не стоит пересекать рамки допустимого. Задайте себе вопрос - это действительно то, что хочет мой ребенок или это мои личные амбиции? Понятно, что каждый родитель хочет лучшего для своего чада. И вроде бы имеет определенный опыт, чтобы об этом судить. Не стоит забывать, что каждый человек уникален. Одному хорошо в балетной школе и на уроках классической музыки. Другой же воспринимает мир через палитру красок и звуки рока.

Больше проводите времени с детьми, общайтесь с ними на всевозможные темы. Узнавайте своего ребенка, каждая личность уникальна. И только хорошо узнав малыша как личность, можно выбирать кружки. Те, которые ему действительно интересны. Родитель, в первую очередь, друг для своего ребенка. Не забывайте об этом.

Методики воспитания детей

Методологий воспитания подрастающего поколения великое множество. И не обязательно хорошо то, что проверенно годами. Многие методы устарели, какие-то нашли свою «реинкарнацию» в новомодных способах. Выбрать то, что подходит именно вам не сложно. В первую очередь, проанализируйте как воспитывали вас. Все ли устраивает, оборачиваясь на свое детство спустя года? Если ответ положительный, значит старайтесь передавать ваш собственный опыт малышу. Со временем, когда ребенок подрастет, он сам подскажет вам в верном ли направлении движетесь или стоит попробовать новые методы.

Помните, что ваша цель - вырастить счастливую здоровую личность, а не человека, живущего в своих страхах. Основные модели воспитания детей:

  1. Школа Монтесори. В ее основе лежит идея самостоятельности. Родитель наделяет ребенка нужными навыками, а дальше ребенок занимается сам. Развивается индивидуальность ребенка, личность учиться самостоятельно справляться с задачами и возникающими проблемами.
  2. Музыкальная академия Сузуки. Профессор Сузуки полагает, что полюбив музыку, как элемент прекрасного, чадо и дальше будет тянуться к красивым вещам и добрым эмоциям. Нужно только найти ключик к каждому.
  3. Поверь в свое дитя. Данный метод предполагает как раз таки личные предпочтения малыша. Никакого принуждения, строго по желанию ребенка. Поддерживаются любые детские стремления и начинания.
  4. Система Никитиных отводит родителю роль помощника и советника. Свобода ребенка не ограничивается родительским словом. Старшие подсказывать, а выбор остается за ребенком.

Не обязательно брать одну модель как единственно верную. Возможно сочетание элементов нескольких разный теорий. Хорошо дополнять их своими личными наблюдениями.

Как воспитать ребенка правильно

Запомните основные правила в воспитании подрастающего поколения и следуйте им неотступно:

  • Малыш должен расти в атмосфере любви и . Разумеется, полностью контролировать свои эмоции очень сложно, но малыш только учиться. Он не стремиться разозлить маму. И тем более он не виноват, если кто-то другой нарушил вашу эмоциональную стабильность.
  • Будьте ответственны за свое поведение. Дети начинают копировать поведение взрослых уже после 1 года жизни. Конечно, пока не осознанно. Поэтому, если чадо постоянно мусорит, пересмотрите в первую очередь свое поведение, не делаете ли вы тоже самое.
  • Никогда не отвечайте ребенку в момент аффекта. Сперва успокойтесь, восстановите душевное равновесие, потом реагируйте на . Малыши воспринимают все гораздо чувствительнее, слова взрослых их могут сильно ранить.
  • Не давите на ребенка. Оставьте ему возможность самому принять решение. Кому понравиться быть постоянно под давлением и гнетом?
  • Спокойствие, любовь и . Это ваш ребенок, вы его любите таким какой он есть. Найдите в себе силы быть мудрыми и справедливыми.

Ошибки в воспитании детей

Самые распространенные ошибки в воспитательном процессе:

  1. Не правильное определение объема любви. Очень часто родители страдают гиперопекой или, наоборот, уделяют малышу слишком мало внимания. У каждого ребенка свой язык любви - подарки, обнимания, комплименты. Прислушивайтесь к нему, он сам подскажет что ему нужно.
  2. Попустительство. Чрезмерная свобода и падение родительского авторитета. С маленькими детьми нужно иметь определенную долю твердости, вседозволенность ведет только к «присаживаю на шею». Но никакого повышения голоса или применения физической силы быть не должно. Так вы только продемонстрируете что ребенок одержал верх.
  3. Сомнения. Никогда не сомневайтесь в ребенке. Он лучший, он добьется небывалых высот. Только так. Потому что он ваш. Родительская вера - одна из основ психического здоровья малыша.
  4. Сверх ожидания. Научитесь переживать неудачи. Это естественно. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Научите дитя не опускать руки, а подниматься и добиваться своего.
  5. Научитесь слышать. Не просто слушать что сообщает вам маленький рот. А действительно слышать, понимать, сопереживать. Научитесь уважать индивидуальность и все попытки самостоятельности.
  6. Не обманывайте ребенка. Не давайте тех обещаний, которые вы заочно не сможете выполнить. Это рушит авторитет родителя, и убивает доверие. Дети должны быть уверенны, что родитель - идеал, абсолют.
  7. Не пытайтесь жалеть ребенка там, где это не нужно. Не стоит думать «Он еще слишком маленький, глупый, неумелый. Сделаю сама». Детей нужно постоянно озадачивать, так они развиваются. Вы можете подсказать как сделать правильно. Но полностью брать на себя что-то не стоит. Дети любят помогать, быть нужными, полезными.
  8. Не балуйте. Научите малыша, что все хорошее нужно заслужить. Будет ли это денежный эквивалент поощрения или уже в виде покупок - решать вам.
  9. Не стремитесь осуществить детскими руками свои амбиции. Как уже говорилось выше - кружки и секции хороши, когда ребенку самому интересно их посещать.
  10. Сегодня да, завтра нет. Если вы запрещаете ребенку трогать телефон, то запрет должен быть круглосуточный и от всех членов семьи. Когда папа разрешает, а мама запрещает - плохо. Малыш только запутается.

Когда начинать воспитывать ребенка

Ответ прост - с первых дней жизни. Не стоит делать ребенка господином жизни. Приучайте сразу к тому, что мама главная. Например, малыш перепутал день с ночью. Положите его рядом с собой. Не хочет спать - пусть лежит рядышком. С мамой тепло, уютно и спокойно. Рано или поздно грудничок заснет сам. Через пару таких ночей режим стабилизируется и дитя начнет спать по ночам.

Не позволяйте баловаться с грудью во время кормления. Начал играться - уберите сосок и дайте вновь. В таких мелочах вы продемонстрируете свой авторитет как родителя. Но не забывайте про чувство меры. Ребенок не должен чувствовать себя притесненным и ненужным. Разумное сочетание любви и строгости - вот залог правильного воспитания.

Можно ли наказывать детей

В данном вопросе сколько людей, столько и мнений. Одно известно точно, никогда не прибегать к данному рычагу воспитания сложно. Если не сказать больше - невозможно. Подрастающая личность должна осознавать, что все поступки несут какой-то смысл. В их жизни или других живых существ. Одно дело случайно ошибиться. И совсем другое - нарочно нанести какой-то вред.

  • При выборе будьте справедливым, ведь ваша цель донести урок, а не сломать ребенку психику.
  • Обязательно объясните, какие последствия имел его поступок и как их можно было избежать.
  • Не повышайте голос и не угрожайте физической расправой.
  • В каждой просьбе оговаривайте что будет, если малыш послушается, и что в случае отказа.
  • Не вымещайте свое раздражение на чадо, плохой день бывает у каждого и ребенок тут совершенно не при чем.
  • Обязательно расспросите дитя почему он поступил так, ведь зачастую дети совершают ошибки из благих побуждений.
  • Физическое наказание стоит применять только в том случае, если все остальные методы не дали результата, но перед этим спросите себя, а все ли вы сделали, чтобы ваш ребенок вас услышал?
  • Не забывайте про метод кнута и пряника. Каждое хорошее дело должно быть поощрено, сладостью или простым поцелуем.
  • Никогда не позволяйте себе обзывать, унижать ребенка. Это психологическая травма на всю жизнь! Самооценка страдает, а контакт с родителем становится все меньше и меньше.
  • Наказания вроде постановки в угол стоит применять только в случае серьезных проступков, повлекших за собой последствия для здоровья или жизни. Например, драка закончилась переломом.
  • Не стоит использовать игнорирование как наказание, этот способ хорош только в том случае, когда между родителем и малышом тесный эмоциональный контакт. Потерять который ребенок боится. В других случаях этот метод не эффективен.

  1. Детей дошкольного возраста лучше всего воспитывать в игровой форме. Разыграйте сказку, в который главный герой не чистит зубы по утрам. И на примере героя объясните малышу какие последствия от этого могут возникнуть и как его воспринимают другие дети.
  2. Не забывайте показывать ребенку свою любовь. Да, ты совершил плохой поступок, ты огорчил меня этим. Но я тебя все равно люблю. Потому что ты мой сын/дочь.
  3. Не занижайте значимость детских рассказов и вопросов. Это сейчас вы знаете, что ситуация ерундовая. Для ребенка это личностная трагедия. Вспомните ваши личные страхи и трагедии в дошкольном возрасте и поделитесь ими с малышом.
  4. Основа правильного воспитания - доверие. Дитя должно быть уверено, что его всегда поймут, выслушают и помогут. Что родители справедливые и честные.
  5. Поддерживайте любое позитивное увлечение малыша. Хочет рисовать - купите краски и мольберт. Захотел играть на гитаре - пожалуйста. Это процесс поиска себя и лучше, чтобы он успешно завершился еще в детстве.
  6. Не забывайте соблюдать установленные правила. Если запрещаете ребенку кушать сладкое перед едой, то не стоит дразнить его, поедая мороженное до обеда. Это не справедливо. Чтобы правила беспрекословно соблюдались, они должны быть едиными для всех.
  7. Уважайте ребенка, позвольте ему проявлять индивидуальность, самостоятельность.
  8. Обязательно проявляйте любовь в мелочах. Придя из магазина купите внеочередную сладость, если ребенок убрал за собой игрушки. Обнимите и поцелуйте его просто так. Учите малыша выражать свои чувства.
  9. Спрашивайте мнение ребенка. Учите его принимать решения, и брать ответственность. Начинайте с малого - какие печения купить к чаю, какого цвета зубную щетку.
  10. Учите объяснять и отстаивать свою позицию. Это поможет находить консенсус в конфликтах без наказаний.
  11. Ни в коем случае не критикуйте ребенка на людях, все негативные моменты только дома, за закрытой дверью.
  12. Также не стоит сравнивать с другими. Вам самим-то нравится, когда ваша мама говорит о Светке, у которой три высших образования и две квартиры в центре Москвы?

Многих молодых мам интересует, с какого возраста можно начинать воспитывать ребенка. Теорий на этот счет существует много. Попробуем разобраться.

Для начала обратимся к истории, заглянем в прошлое. Наши предки, жившие большими семьями, начинали процесс практически с рождения малыша. Простой и практичный метод, ведь перевоспитание, как любое другое дело, процесс трудоемкий и малоприятный.

Какие методы воспитания можно применить к крохе, который еще не способен вникнуть в доброжелательные рассуждения о добре и зле? Долгое время считалось, что, потакая капризам малыша, мы его портим, а не отзываясь на истошные крики, когда сыт, здоров и не мокрый, готовим к жизненным трудностям. Для многих родителей этот метод неприемлем. Мамы и папы стараются обеспечить крохе определенную психологическую адаптацию. Очарованные гуманными принципами, они чаще теперь впадают в другую крайность. Ради того, чтобы чадо росло счастливым, молодые мамы готовы положить на алтарь воспитания годы своей молодости. Но, как показывает практика, зря.

Бытует мнение, что по первому писку малыша мама должна нестись к нему сломя голову, лишь бы избежать стрессов у ребенка и обеспечить развитие здоровой нервной системы. Идут месяцы, ребенок постоянно на ручках, и все его капризы немедленно выполняются. Только вот почему-то младенец в таких тепличных условиях все меньше походит на умиротворенное маленькое чудо. Он почему-то капризничает и беспокоится, порой даже чаще, чем его сверстники. А все потому, что помимо постоянного эмоционального контакта родители должны очерчивать ему рамки поведения.

Выполняя ведущую роль, мама управляет повседневной жизнью и поведением ребенка. Именно она решает, когда нужно есть, спать или играть. Но, чтобы научиться дисциплинировать кроху, не противореча его врожденным ожиданиям и не нарушая его природные ритмы, начинать воспитание нужно с самых первых дней, двигаясь при этом осторожными шажками. И начинать, как и во всем, лучше с себя. С пристального внимания к своему организму, точнее, к его сигналам.

В первые дни после родов у молодой мамы возникает сильная потребность прикладывать малыша к груди. Если даже женщина этого не осознает сама, природа ей подсказывает приливами молока. Если кроха в это время сам не попросил, стоит приложить его к груди. Если ты прислушаешься к своему организму, то заметишь удивительную взаимосвязь с ритмами ребенка. Когда кроха подрастает, месяцам к двум-трем, мама успевает наладить удобный для себя режим дня. Она предлагает ребенку грудь тогда, когда ей это удобно, а потом занимается делами, уверенная, что он сыт и доволен.

В первые 40 дней ребенок, понятно, всегда при маме, но постепенно, по несколько минут в день она учится делать домашнюю работу вместе с крохой. Сначала это должны быть не требующие особого напряжения дела, которые ты можешь выполнять, когда ребенок на руках или в слинге. Но постоянно держать малыша на руках не стоит. К четырем-пяти месяцам кроха уже должен привыкнуть к тому, что мама может отлучаться, и терпеливо ее ждать. Распространенная ошибка новоиспеченных мам в том, что они постоянно берут ребенка на руки до того, как он заплакал. Конечно, со временем ребенок привыкает к таким условиям и начинает капризничать, когда мама на минутку отходит на кухню. Начинать откладывать дитя легче с утра, потому что к вечеру малыши уже устают и им хочется на руки.

Мало кто подозревает, что приступать к воспитанию и дисциплинированию малыша можно, когда ему еще нет и года. Мы делаем домашнюю работу, а малыш созерцает все это, ему очень интересно, как мама режет морковь или моет посуду. Он все слышит и все видит, совершая для себя замечательные открытия в этом мире. Именно поэтому ребенок по возможности должен находиться при хлопочущей маме. Недаром говорят, что бесконечно можно смотреть на огонь, воду и чужую работу. Наверное, все это отголоски далекого детства.

Начать воспитание ребенка можно и с грудного возраста. Например, если во время кормления он кусает или щиплет сосок, ты не должна разрешать ребенку сосать грудь в таком положении. Забирай грудь и заново прикладывай к ней малыша так, как будет удобно тебе. Через некоторое время малыш поймет, как это надо делать, и будет стараться подстроиться под тебя.

Сразу ловко проделать эти несложные действия не получается ни у мамы, ни у малыша, но они оба учатся, постигая науку совместной жизни, постепенно приспосабливаясь друг к другу.

Чтобы уложить ребенка спать, многие родители готовы поступиться многими педагогическими принципами. Особенно выматывает ситуация, когда ребенок не спит или капризничает посреди ночи. Сонные родители баюкают чадо до утра, мурлыкая колыбельные в надежде, что он уснет. Воспитанный ребенок, у которого ничего не болит, засыпает у мамы под грудью тогда, когда вся семья ложится спать. Если у него другое мнение – это его проблема. Мама рядом, тебе удобно и хорошо, а если не спится, полежи тихонько – мы должны думать именно так. За пару ночей ребенок поймет, что с ним никто не будет играть и петь ему колыбельные, когда на дворе ночь. Этот принцип легко приспособить и к дневным снам. Естественный уход предполагает удовлетворение всех естественных потребностей малыша, но вовсе не всех капризов, помни об этом. Главное – уметь отличить одно от другого.

Не принимай следующее буквально, все метафорично. Есть такое понятие – материнская воля. Это когда мама только подумала, а ребенок уже сделал.

Как ты могла заметить, приучить к этому малыша можно с самого раннего возраста, потому что природа мудро позаботилась о непрерывной связи матери и ребенка в первые месяцы его жизни. В детстве, пока ребенок не может принимать решения сам, мама всегда действует в его интересах. Если вдруг тебя посетит сомнение, хватай свою материнскую волю в кулак и действуй. Это и есть та волшебная сила, с помощью которой ты легко сможешь управлять поведением ребенка без окриков и насилия.

Источник статьи:

Ни один психолог не даст четкого ответа на вопрос, почему в неблагополучной семье, где родители пьют и дерутся, а единственным методом воспитания являются регулярные побои, вырастают нормальные люди.

Многие дети, выросшие в подобных условиях, повзрослев, берут на свои плечи содержание пьяниц-родителей, при этом создают крепкие семьи и души не чаят в собственных детях. И наоборот, в благополучной, обеспеченной всем необходимым семье, где царит любовь, вырастают эгоисты.

Идеального метода воспитания, четко придерживаясь которого можно воспитать счастливого, любящего взрослого человека не существует. Иначе все люди вокруг были бы идеально воспитанными. Тем не менее детская психология как наука в состоянии дать ответ на большинство вопросов родителей, связанных с воспитанием.

Как воспитать гармоничную, сильную и счастливую личность?

Многие взрослые, которые еще сами не имеют детей, думают, что в воспитании малыша нет ничего сложного. Как часто многие из нас, глядя на кричащего и капризничающего в магазине ребенка, думали, что, в отличие от его спокойных родителей, быстренько нашли бы управу на маленького вымогателя. Или, наоборот, видя, как мама шлепает или кричит на свое чадо, думали, что она неуравновешенная истеричка, напавшая, на «маленького ангелочка».

Правда в том, что судить со стороны дело неблагодарное и понять что чувствует родитель можно лишь став им . Невозможно заранее предугадать свою реакцию в той или иной ситуации. Каждая ситуация индивидуальна, каждый малыш и его родитель уникальные, не похожие ни на кого личности. Любящие мать и отец должны интуитивно чувствовать своего ребенка и находить индивидуальный подход к нему. Они могут пользоваться основными принципами правильного воспитания, при этом менять их под себя.

Основные принципы воспитания

Многие психологи говорят о том, что воспитывать нужно не ребенка, а себя. Как можно учить своего отпрыска пунктуальности и порядку, если мама постоянно опаздывающая неряха. Будет ли кроха уважать старших вообще и своих родителей в частности, если видит, как отец повышает голос на бабушку? Паре, ставшей родителями, необходимо тщательнее следить за своим поведением , так как бесполезно требовать от ребенка того, чего сами взрослые выполнить не в состоянии.

В том случае, если отношения в семье гармоничные, присутствует любовь, уважение и нежность - можно рассчитывать на то, что малыш разовьется в сильную и уравновешенную личность. К сожалению, только любовь и уважение в семье еще не являются гарантией того, что ребенок воспитывается правильно. Необходимо помнить об основных психологических принципах правильного воспитания:

Как правильно воспитывать ребенка в зависимости от возраста

Формирование человеческой личности процесс продолжительный и может длиться до 21−23 лет . Но основные качества личности и характера, основы воспитания, закладываются в ребенка до 5 лет.

Каждый период взросления крохи требует индивидуального подхода. Взрослым необходимо учитывать все нюансы взросления и становления личности своего чада. Поэтому важно заранее узнать на что и в какой период обращать больше внимания, если родителей интересует вопрос о том, как воспитывать ребенка правильно.

Как воспитывать ребенка до одного года

Первые основы воспитания, родители могут закладывать уже через неделю после рождения малютки. Маме с папой необходимо будет придерживаться следующих, довольно простых и приятных для любящих родителей действий:

Воспитание годовалого малыша

По достижении малышом возраста 1 года, процесс физического и психологического развития ускоряется еще больше. Границы интересов ребенка начинают существенно расширяться, постепенно, он начинает смотреть на мир по-другому . Этот период может сопровождаться частыми капризами малыша, на которые не стоит реагировать резко. Это действительно важный этап в развитии личности.

Чтобы успешно преодолеть этот период и продолжать дальше правильно воспитывать кроху, стоит придерживаться таких принципов:

  1. В возрасте 11−12 месяцев, кроха уже начинает понимать, что делать позволено, а что нет. Уже в этот период взрослые должны четко выстроить систему поощрений и запретов.
  2. Во время детских капризов, кричать и злиться не только бессмысленно, но и вредно. Поэтому в такие моменты внимание малыша необходимо отвлекать на что-то другое.
  3. Стараться выбирать такие игры, в которых ребенок и родители взаимодействуют вместе.
  4. Если карапуз пытается предпринимать самостоятельные действия, стараться не препятствовать этому.

Как правильно воспитывать малыша до трех лет

В возрасте от 2 до 3 лет, для ребенка проходит очень важный этап становления личности. Это именно то время, когда малыш проходит свой первый психологический кризис, который еще называют «кризис трех лет».

Лучшим методом воспитания в этот период является игра . Для правильного поведения с ребенком и воспитания нужно:

Как воспитывать ребенка в 4−5 лет

В промежуток между 4 и 5 годами, поведение малыша становится все более осознанным . Это уже отдельная личность, к интересам и желаниям которой взрослые должны относиться с пониманием и даже уважением. Процесс воспитания становится все более сложным, поэтому родителям необходимо взаимодействовать с ребенком еще более активно, чем прежде и придерживаться таких правил:

  1. Это наилучший период для творческого развития малыша. Маме с папой стоит рисовать со своим чадом, заняться пением, рукоделием или лепкой.
  2. Дети всегда, а особенно в этом периоде, должны чувствовать активное участие и поддержку родных.
  3. В возрасте 5 лет малыши начинают более осознанно воспринимать нормы общественного поведения, поэтому взрослым важно научить кроху как себя вести в той или иной ситуации.
  4. На бесконечные «почему», родителям нужно отвечать без раздражения и с улыбкой. Иначе, ребенок может замкнуться в себе и его любознательность сменится безразличием.

Воспитание детей от 6 лет и старше

Чем старше становится ребенок, тем с большим количеством людей он взаимодействует. Круг общения малыша расширяется, у него появляются учителя, больше друзей. Постепенно авторитет родителей начинает уменьшаться . К «переходному возрасту» родительский авторитет почти минимален, в то время, как влияние и авторитет друзей находится на максимальном уровне.

Жестко ограничивать в чем-то свое чадо или запрещать общение с друзьями контрпродуктивно. Можно добиться обратного эффекта, когда остатки родительского авторитета и доверия будут полностью уничтожены.

Самым важным моментом в общении, в это время, становится доверие. Очень важно сохранять гармоничные отношения в семье, для чего следует придерживаться следующих принципов:

  1. Если у ребенка возникла проблема, например, в школе, не ругать его, а попробовать найти выход вместе.
  2. Всегда интересоваться успехами и делами.
  3. Привлекать детей к совместным делам.
  4. Поддерживать желание быть самостоятельным и свободу выбора.
  5. Не нарушать личное пространство.

Самые распространенные воспитательные методы

Далеко не все родители, например, из-за занятости на работе или в силу врожденной черствости характера, способны чутко чувствовать своего ребенка. В таких семьях не практикуется гибкий подход к воспитанию. Взрослые, в общении со своим ребенком используют проверенные временем, но далеко не всем малышам подходящие методики воспитания.

Метод физических наказаний

Самый спорный метод воспитания детей. Большинство психологов сходится во мнении, что применять силу по отношению к собственному отпрыску способны лишь ущербные, закомплексованные личности . Они не в состоянии объяснить малышу чего от него хотят, злятся и вытесняют свою злобу на более слабом человеке.

Несмотря на это, некоторые родители могут и сейчас отшлепать непослушного карапуза и не видят в этом ничего плохого. А многие взрослые, которые получали в детстве от родителей «воспитательные подзатыльники», даже благодарны им за это и уверенны, что именно такой метод воспитания сделал из них настоящих людей.

Метод не пререкания

Такой метод подходит только очень терпеливым родителям. Вся его суть заключается в умении спокойно, твердо и без лишних эмоций настоять на своем. Когда ребенок капризничает и на все увещевания взрослых кричит «не хочу» или «не буду», необходимо четко и аргументировано объяснить почему «будет» и почему «надо».

Такой метод требует поистине ангельского терпения от взрослых . Зато кроха поймет, что все его капризы не приведут к желаемому результату и скушать кашу или лечь спать пораньше все-таки придется.

Метод «раз, два, три»

Лучше всего данный метод действует на маленьких детей. Как только малыш начинает делать что-либо недозволенное, взрослые должны начать считать. До этого, конечно, необходимо объяснить чаду, какое наказание его ждет, если на счет «три» он не прекратит нежелательные действия.

Маме и папе нужно быть готовым к тому, что их отпрыск сперва обязательно проверит их решительность и, скорее всего, с первого раза ослушается. Наказание должно последовать незамедлительно, тогда малыш поймет, что родители настроены серьезно. Скорее всего, в следующий раз, при начале подсчета, негативные действия прекратятся малышом сразу же.

Метод подкрепления

Этот метод очень хорошо работает как в дошкольном, так и школьном возрасте. Если ребенок сделал что-то правильно или совершил хороший поступок его обязательно следует похвалить. Причем сделать это можно также в присутствии родных или гостей. Даже на небольшие победы малыша нужно обращать внимание и хвалить. Но следить за тем, чтобы не перейти грань и похвала не переросла в восхваление.

В том случае, если был совершен проступок, ребенку следует объяснить почему такое не должно повторяться в будущем . О негативных поступках своего чада должны знать только родные, на всеобщее порицание их выносить не стоит.

Метод убеждения

Суть этого метода основана на обычной беседе. Взрослым стоит контролировать ее ход и следить за тем, чтобы это был разговор «на равных», но ни в коем случае, не нравоучения.

В случае проступка малыша, кто-то из родных должен пригласить его на разговор, во время которого наставления и угрозы недопустимы . Ребенку нужно спокойным тоном объяснить почему-то, что он сделал плохо и подкрепить свои доводы примерами из жизни. Беседу необходимо подвести к тому, чтобы малыш самостоятельно сделал правильные выводы.

Воспитанием ребёнка следует заняться ещё до появления его на свет. Не секрет, что голос мамы положительно влияет на неродившегося малыша. Поглаживая животик, слушая мелодичную музыку, вы тем самым готовите своего ребёночка для контакта с внешним миром. Хорошо, если и папа включается в воспитание вместе с мамой, малышу не придётся знакомиться с их голосами после того, как он родится.

Если вы не делали этого, будучи беременной, и общение с ребёночком началось лишь после его рождения, то не расстраивайтесь. Воспитывать никогда не поздно, начинайте общаться с первых минут его пребывания вместе с вами. Конечно, не нужно начинать учить его уму разуму и читать художественную литературу для поднятия его интеллекта. Читайте сказки, помогайте маленькому привыкнуть к этому миру. Ребенок должен чувствовать, что родители готовы защищать и оберегать его от всех неожиданностей.

Своей заботой и любовью вы даёте младенцу чувство уверенности. Малыш должен чувствовать, что когда он проголодается, то его накормят, если ему будет холодно, немедленно наденут тёплые вещи. Отношение с мамой для малыша является самым важным в его жизни, это главное в воспитании.

Специалисты доказали, что тесный контакт с матерью просто необходим, от этого дети становятся более счастливыми. Важно кормление грудью, так ребёнок меньше подвержен инфекционным заболеваниям и более спокоен. Формирование личности зависит от того, как вы воспитываете детей, в строгости или любви. Строгое воспитание не даёт хороший результат, а наоборот, может вызвать неадекватную реакцию вашего чада. Как только ваш малыш научится ходить, не спешите сажать его в манеж, пусть исследует пространство, в котором он находится. Для него ведь всё новое, интересное. Поиграйте с ребёнком, показывая ему новые игрушки, расскажите какого они цвета, формы и так далее.

На прогулке, дома или в гостях, проговаривайте каждый свой шаг, расскажите всё, что видите на пути, это очень важно. Общением вы не только помогаете ребёнку знакомиться с окружением, но и пополняете его словарный запас в дальнейшем, расширяете его кругозор. В настоящее время специалистам-психологам приходится много работать, чтобы выяснить те или иные моменты воспитания. Но они твёрдо убеждены, что воспитание начинается ещё до рождения малыша, и ваша теплота, любовь и ласка помогут вашему малышу стать полноценной личностью нашего общества.

Похожие статьи:

Нужно ли ребёнку соблюдать режим (8300 Просмотров)

Раннее детство > Режим крохи

Наверняка вопрос, вынесенный в заголовок статьи, кому-то покажется риторическим, однако, не всё так однозначно, попробуем разобраться: В вопросах режима, как и во всём, что имеет отношение к воспитанию и развитию...

Адаптация ребенка в условиях детского сада (8242 Просмотров)

Дошколята > Детский садик

В этой статье мы коснемся процесса адаптации ребёнка к детскому саду. Согласно социологической энциклопедии слово "адаптация" (от латинского слова adaptare – приспособление), означает процесс, в ходе которого личность...

Особенности развития ребенка от года до трех лет (9215 Просмотров)

Раннее детство > Воспитание ребенка

В семье появился малыш. Радость какая!!! Теперь появятся новые заботы, хлопоты не только по правильному уходу за ребенком, но и по его обучению всему, что может пригодиться в жизни. Раннее детство от года до трех лет...