Театрализованный сценарий на ивана купала. Сценарий проведения народных гуляний на Ивана Купала

СЦЕНАРИЙ
ДНЯ ИВАНА КУПАЛЫ

Музыкальное оформление : «Частушки бабок Ежек» из мф Летучий корабль, русская народные песни «Во поле берёза стояла», «Выйду на улицу», «Калинка-малинка» (или любые другие народные песни).
Действующие лица : Ведущая и Ведущий – парень и девушка в костюмах стилизованных под русские народные (как вариант две ведущие), Леший, как минимум две Бабки Ежки.
Оформление зала : Зал украшен зелеными ветками и цветами (можно искусственными).
Победители конкурсов получают призы, в качестве которых можно использовать сладости, фрукты, или, например, магниты в форме фруктов.

Ведущая : Здравствуйте, гости дорогие! Сегодня мы собрались, чтобы отпраздновать один из самых древних праздников. А какой, вы сами догадаетесь. Праздник этот приурочивался ко дню летнего солнцестояния (24 июля по старому стилю).
Ведущий : В этот день (точнее ночь) наши предки славяне устраивали молодежные гуляния на берегу реки и жгли костры в честь языческого бога Плодородия.
Ведущая : Но и с приходом христианства этот праздник не исчез из жизни русского народа. Теперь его стали связывать с именем одного из библейских пророков Иоанна Крестителя. В наши дни этот праздник приходится в ночь с 6-го на 7-го июля и называется… (Иван Купала). Правильно, ребята!
Ведущий : С этим праздником было связано в старину множество поверий и легенд. Согласно одной из них, в этот день многие растения обретали волшебную силу. Травы и цветы, собранные в Иванов день, считались более целебными, чем собранные в другое время. Поэтому в день Ивана Купалы девушки отправлялись в лес за цветами…
Леший (внезапно выскакивает на сцену): А кто в этот лес пойдёт, тот навеки пропадёт! Заведут его тропинки в топь-чащобу, а звери хищные на части разорвут!
Ведущая (испуганно отскакивает в сторону): Ой, кто это?
Ведущий : Вроде бы на лешего похож… Наши предки верили, что в ночь на Ивана Купалу ведьмы и прочая нечисть обретает новые силы и вредит людям больше обычного.
Ведущая : А почему вредят? Разве мы что-то плохое делаем? Лешего, например, почитали охотники. И всякий раз оставляли в лесу часть добычи, чтобы умилостивить хранителя лесов.
Леший (сокрушенно): Это раньше почитали. А современная молодёжь совсем распоясалась. Бегают тут всякие. Шумят, вздремнуть после обеда не дают. Травы, цветы рвут охапками. А что рвут, зачем рвут, знать не знают…
Ведущая : Как не знают? Мы все растения знаем, правда, ребята?
Леший (потирая руки): А вот мы сейчас проверим, что вы знаете! Я буду загадывать загадки, а вы хором отгадывать.
ЗАГАДКИ:
Растет зеленый кустик,
Дотронешься – укусит. (Крапива)

Растение видное,
А имя обидное. (Лопух)

На него подуй слегка:

Шрек Тристан
Изольда Фиона
Руслан Адам
Ева Людмила

На выполнение задания участнице даётся минут 5. Если она не успевает справиться за это время или допускает ошибки, ей помогают зрители.
Ведущий : Ну, вот теперь всё пары вновь соединились благодаря нашей славной помощнице…

Звучат «Частушки бабок Ежёк» из мф «Летучий корабль» и на сцену выбегают Бабки Ежки с метлами в руках и начинают бегать по кругу,
кривляться и танцевать.

Ведущая (пытается утихомирить Бабок Ежек): А вы что здесь делаете? Зачем пришли незваные на праздник? Почему шумите и мешаете?
1-я Баба Яга : А Иван Купала это и наш праздник тоже. Мы в эту ночь на шабаш собираемся!
2-я Баба Яга : Да мы бы мимо пролетели, если бы метла не отказала.
Ведущий : А ну дайте-ка посмотреть на вашу метлу… (Берёт у одной и Бабок метлу со всех сторон осматривает её). По-моему, вполне исправная.
1-я Баба Яга : Ну, подумаешь, соврали малость. Отдохнуть решили.
2-я Баба Яга : Думаете это так просто на метле летать? Попробовали бы сами.
Ведущий : А может, и, правда, попробуем? Если метлу доверите.
1-я Баба Яга : Отчего ж не доверить? Хоть обе берите.
Ведущая (обращаясь к собравшимся): Тогда давайте разделимся на две команды с равным количеством участников, желательно больше трёх.

Бабки Ежки вручают каждой команде метлу и ведёрко
(можно детское)
которое будет играть роль ступы

Ведущая : Задача каждого члена команды пройти до стула стоя одной ногой в ведре и опираясь на швабру. Пройдя дистанцию, игрок бегом возвращается на старт и передает ведро следующему участнику команды. Выигрывает та команда, которая первой закончит эстафету. На старт. Внимание. Марш.

Эстафета проходит под музыку
из мф «Летучий корль»

1-я Баба Яга (с завистью): Ай да молодцы ребята! Вон как ловко справляются с метлой и ступой!
2-я Баба Яга (сердито): А ну верните-ка, чужое средство передвижения! Сломаете, а нам ещё на шабаш лететь и обратно (отбирает свою метлу и метлу своей спутницы). Мы и так тут много времени потратили!
Ведущая : Это вы сами виноваты. Вас никто сюда не приглашал. Но спасибо за веселую эстафету.

Бабки Ежки убегают.

Ведущий : Какие невоспитанные! Даже не попрощались.
Ведущая (смотрит на часы): Ой, ребята… Из-за козней всякой нечисти мы чуть не пропустили главные гуляния.
Ведущий : А главные гуляния обычно проводились на берегу речки или озера. Там устанавливалась специально срубленная береза, которые девушки украшали цветами и лентами. Мы с вами находимся не у реки, но у нас есть даже два ритуальных дерева (его роль выполняет большой комнатный цветок или в крайнем случае шест воткнутый в цветочный горшок). А ещё у нас есть ленты и цветы (искусственные). Я надеюсь, что среди здесь присутствующих девушек найдут две желающие их украсить. А так как времени у нас немного, мы будем делать это на скорость. Приготовились, начали.

Ведущая : Как известно, обязательным атрибутом купальской ночи были очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше тот будет счастливее. Совместный прыжок через костёр был своего рода проверкой пары на прочность, если во время него парень и девушка не расцепляли рук, пара считалась сложившейся. В купальских кострах матери сжигали снятые с больных детей сорочки, чтобы вместе с этим бельём сгорели и самые болезни.
Ведущий : А заготовка дров для этих чудодейственных костров считалась обязанностью юношей. Наши девушки со своей задачей справились: купальское дерево украсили. Настала пора молодых людей показать себя и собрать дрова для очищающего костра. Вместо дров мы разбросаем по полу сухие веточки. А юноши из числа зрителей будут их собирать. И чтобы было интереснее, устроим соревнование. Кто из вас соберёт больше веточек тот и выиграет.

Ведущая : А после того как все праздничные приготовления завершены, все жители собираются на гуляния. Поют песни, устраивают состязания и пляски, водят хороводы. Давайте и мы с вами встанем в хоровод. Желающие есть? Я вручу одному из вас волшебный бубен. Сейчас зазвучит музыка и вы должны как можно быстрее передавать его по кругу. Тот, в чьих руках бубен окажется после того, как перестанет звучать музыка выходит из круга. И так до тех пор, пока не останется последний участник.

Ведущая : Надеюсь, вы хорошо повеселились. Устали, давайте-ка передохнём, а потом вы продолжите веселиться на дискотеке. А мы с вами прощаемся до следующего праздника!

Лилия Тарушкина
Сценарий праздника «Купальские забавы»

Сценарий праздника " Купальские забавы "

Цель :

Развивать интерес детей к старинным русским обычаям.

Вызвать эмоциональный отклик детей.

Воспитывать желание принимать участие в праздновании календарного праздника Ивана Купала .

Оборудование : стакан – 2шт. ,2 деревянные ложки, ведёрко – 2шт, капельки дождя - 10шт, цветы из картона, мыльные пузыри.

Ход праздника:

Ведущий : Праздник красивый , праздник старинный , мы сегодня будем встречать. В ночь с 6 на 7 июля отмечают праздник Ивана Купала . Считается, что вода в реках и озёрах обладает в эту ночь целебной силой, потому и пошёл обычай обливать друг друга водой. Наш праздник будет посвящен воде и всему, что с ней связано, потому что название праздника нас к этому обязывает – купала от купаться . В этот день все должны окунуться в реке, озере, море, или же просто облиться водой.

По поверьям, раньше в воде жили кто? (Русалки, водяные и т. д.)

В народе существует и другое название этого праздника – Иван травник , или Иван цветной. Считалось, что травы, собранные в это время обладают особой целительной силой, поэтому в этот день заготавливали лечебные травы впрок. Ребята, самым главным растением на праздник Иван Купала считался папоротник . Известно, что папоротник никогда не цветёт, но люди придумали волшебную сказку, будто цветок папоротника появляется именно в эту ночь и открывает пути к несметным сокровищам.

А еще этот праздник называют праздником огней . И именно огонь был символическим воплощением могущественного солнца, и, перепрыгивая через купальские костры , по народному поверью, становятся здоровыми и набираются новых сил.

На Купалу загадывают желания , купаются в росе , обливаются водой, которая в этот день обладает очистительной силой. И сегодня мы с вами тоже будем играть в купальские игры .

(Выходит Водица – Водяному старшая сестрица)

Здравствуй, маленький народ! Девочки и мальчики, уважаемые взрослые! Очень рада видеть вас.

Давайте познакомимся – я – Водица, Водяному старшая сестрица. (ходит знакомится)

Вед : А что ж это, сам господин Водяной, не соизволил прийти на праздник .

Водица : Приболел, лягушек да пиявок объелся. Лежит во мху, охает, да пузо поглаживает. Но вы не переживайте, у него это часто бывает. Режим не соблюдает, вот и хворает. А я гляжу, у вас тут праздник никак ? А ну-ка, погляжу. Вот Водяному расскажу, чего он лишился, из-за своего обжорства.

Водица : А какой праздник нынче , знаете? Тогда почему не играете? У меня вот есть водица. С ней и поиграем.

Проводиться эстафета «ВОДОНОСЫ» – 2 е команды по 5-6 человек. (2ложки, два стаканчика, вода, два стула)

Проводится эстафета «КОРОМЫСЛО» - ведро на палочке. (2 ведра, 2 палочки)

Водица : Молодцы, ребята! Как жарко на улице. Посмотрите и растения завяли. Помогите мне, пожалуйста, чтобы дождик пошёл. Давайте соберём капельки дождя в тучку, а из тучки дождик пойдёт.

Конкурс «Собери капельки дождя» Участвуют по 5 человек от каждой группы. У каждого в руке по одной капельки. Первые стоящие бегут до тучки, вешают капельку, возвращаются назад и встают в конец колонны. Когда дети повесят все капельки Ведущий и Водица брызгают из бутылок.

Водица : Молодцы, ребята!

Ведущий : Есть еще одно поверье,

На Купальскую неделю

Появляются из тьмы

Ведьмы, черти, упыри!

Но не верьте в сказки эти

И чертей не бойтесь, дети

Вас тогда никто не тронет,

Смелость ваша их прогонит!

Звучит музыка появляется Баба Яга

Баба Яга : Я злая, я ужасная,

Коварная, зубастая

Я тоже люблю праздники

Хотя я и проказница!

Ведущий : Ах ты, старая карга

Ты зачем сюда пришла?

Праздник хочешь нам испортить?

Мы тебя не звали в гости!

Баба Яга : Ну и что же, что не звали! Да, интересное дело, сами тут веселиться собрались, а мне здесь нечего делать! Не будет вам веселья. Я вам праздник испорчу . Сейчас так замету вас метлой, что разбежитесь отсюда без оглядки, только засверкают пятки. У-гу-гу!

(Замахивается метлой.)

Ведущий : Ладно тебе детей стращать. Они не из пугливых будут. Не страшна им нечистая сила. Это ты должна бояться.

Баба Яга : Ладно, не буду вам мешать, а можно с вами поиграть. Только не прогоняйте! Мне так скучно в этом лесу, а с вами будет весело!

Ведущий : Ну так и быть, оставайся. А дети наши знают игру и хотят поиграть с Бабой Ягой.

Проводится игра «Бабка - Ежка» .

В середину круга встает баба Яга. В руках у нее «метла» Вокруг бегают играющие и дразнят ее

Бабка Ёжка костяная ножка;

С печки упала ногу сломала,

А потом и говорит :

«У меня нога болит»

Пошла она на базар,

Раздавила самовар,

Пошла на улицу,

раздавила курицу,

Вышла на лужайку, испугала зайку. (Б. Я скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом» . К кому прикоснется - тот и замирает.)

Баба Яга : А я знаю еще игру. Хотите в нее поиграть? (Дети отвечают.) Но она трудная!

Дети : Хотим, хотим!

Баба Яга : Тогда становитесь в две команды!

(Дети строятся в две колонны друг за другом.)

Баба Яга : Ой, команды-то две, а веник у меня только один. Без колдовства тут не обойтись. Чтобы из одного веника два сделать, нужно вам левой пяткой три раза топнуть, руки скрестить, повернуться вокруг себя и сказать «Умба-тумба-превращумба! Обернусь, повернусь и надвое разделюсь!»

(Дети выполняют задание, веник-метла в руках у колдуньи легко разделяется на два; она вручает каждой команде по одному венику.)

Баба Яга : Вот теперь, ребятушки, покажите свою удаль : надо верхом на метле пролететь «змейкой» туда и обратно между кеглями, но ни одну не уронить. Сумеете? (Дети отвечают) Тогда – три, два, один – кто-то побе-дит!

Проводится эстафета.

Баба Яга : Ну что ж… вы хорошо справились с этой трудной игрой. Молодцы!

Ведущий : Спасибо Баба Яга за игры. Я предлагаю всем присесть и отдохнуть со смыслом «ЗАГАДКИ - ДУМАЛКИ»

Почему львы едят сырое мясо? (потому что готовить не умеют)

Зубы есть, а рта нет. Что это? (пила)

Что случается с платком, который упадет в воду? (намокнет)

Каких камней в море не бывает? (сухих)

Как можно перенести воду в решете? (заморозить)

Вперед идут – поют, назад идут – плачут. (ведра) .

Водица : Молодцы, ребята! А я знаю загадки про растения. Загадки о растениях :

Высока и зелена, Будет скошена она. Овцы, козы и коровы Есть всегда её готовы. (трава)

Эх, звоночки, синий цвет, С язычком, а звона нет (колокольчик)

Есть один такой цветок, Не вплетешь его в венок, На него подуй слегка, Был цветок - и нет цветка (одуванчик)

Путник часто ранит ногу вот и лекарь у дороги (подорожник) .

Из луковки вырос, Но в пищу негож. На яркий стаканчик Цветок тот похож (тюльпан)

Водица : Поработали, теперь можно и поиграть, становитесь парами скорее. Ручеек течет наш веселее

ИГРА «РУЧЕЕК» .

Водица : Ну вот и позабавились .

В этот праздник , в летний зной,

Окроплю я всех водой.

Водица : Вот мы с вами повстречались,

От души все посмеялись.

В путь дорогу мне пора,

До свиданья, детвора!

Ведущий : На этом наш праздник заканчивается ! Вы все такие смелые, ловкие, сильные, молодцы, ребята!

Публикации по теме:

Ведущий: Начинаем Зимний праздник! Будут игры, будет смех, И веселые забавы приготовлены для всех. Хороша красой своею наша Зимушка – Зима,.

Сценарий физкультурного праздника для детей старшего дошкольного возраста с участием родителей «Весенние забавы» Цель: вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на спортивные упражнения, прививать любовь к спорту и физкультуре Оборудование:.

b]Задачи: Организовать полезный досуг детям; Сделать каждому ребёнку праздник, дать ему почувствовать то, что он не одинок и любим;.

Цель: Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни. Задачи: - Развивать интерес к зимним играм-соревнованиям; - Развивать ловкость,.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 29 «Солнышко»


Сценарий праздника на тему «Ивана Купала»

подготовила:

музыкальный руководитель

Мезенцева Людмила Анатольевна.

г. Туапсе 2012г.

Спортивная площадка оформлена в виде лесной поляны. Стоит избушка, вокруг нее кусты и макеты деревьев. Выходит ведущая в народном сарафане с корзиной в руках.

Ведущая: А еще кому до нас, когда праздничек у нас.

Сегодня праздничек – Иванов Купальничек.

Здравствуйте, ребята! Пришли вы сюда, чтобы отпраздновать приход лета, как делали это наши предки. И праздник этот называется день Ивана Купалы. Посмотрите вокруг! Как ласково светит солнышко. Поднимите свои личики, протяните свои ручки к нему. Чувствуете, как греет? И деревья, и цветы - все тянутся к нему. Поэтому день Ивана Купалы отмечается в честь солнца, цветов и растений. И сейчас мы с вами украсим нашу полянку, на которой будем отмечать этот праздник.

Игра «Кто быстрее и красивее украсит дерево разноцветными лентами»

Ведущая: Полюбуйтесь, какая пригожая наша полянка получилась. Ребята, знаете ли вы, что в купальную ночь во всех лечебных травах появляется особая целительная сила, поэтому именно в этот день нужно собирать травы, которые могут вылечить людей от разных болезней.

Какие лечебные травы знаете вы? (подорожник, зверобой, мята, хвощ, одуванчик, мать и мачеха)

Какие болезни они могут вылечить? (простуду, болезни почек)

Знаете ли вы игру, где бы говорилось о сборе травы?

Игра- хоровод «Трава-лебеда» (народная) (приложение 1)

Ведущая : На праздник Ивана Купала самый длинный день в году и самая короткая ночь. Поэтому издавна в этот день играют в игры, в которых говорится о дне и ночи, солнце и месяце, заре-зарянице. Хотите, мы вспомним эти игры?

Народные игры: «Солнце и месяц» («Золотые ворота») (приложение 2)

«Заря-заряница» (приложение 3)

Ведущая: В купальную ночь, ровно в полночь, расцветает цветок папоротника. Ярким красным огнем горит он. Кто сорвет цветок и подарит своей девушке, будет иметь долгую и светлую любовь. Много разных историй складывали люди об этом цветке и даже придумали игру. Давайте поиграем с вами в эту игру.

Народная игра «Купальские веночки» (приложение 4)

Ведущая: Есть в этот день еще одна традиция, по поверью в этот день надо попробовать очистительную силу огня или жгучей крапивы. Чтобы весь год не болеть, чтобы всякие беды и напасти миновали. И вот наши предки заканчивали этот праздник веселыми прыжками через огонь или крапиву, самые смелые и ловкие участвовали в этом. Кто же у нас самый ловкий и смелый, кто решится прыгнуть через крапивный костер? Выходи вперед! (Посреди площадки во время этих слов складывают крапивный «костер», дети прыгают через него под музыку).

Игра «Прыжки через крапивный костер»

Ведущая : Ребята, рядом с огнем или костром всегда мыслилась вода, и на Купалу люди обливали друг друга водой, чтобы смыть усталость, грехи, боль и неудачи. В эту ночь открывали «купальный сезон» (считалось, что до Купалы вода в реках и озерах холодная). Говорили, что вода в эту ночь особо целебная, потому что на заре в ней купается солнце. Нужно и нам очиститься, набраться здоровья и сил. Но для этого нам нужна вода. Придется искать ее.

Ведущий вместе с детьми начинают двигаться по направлению указателей (стрелок), которые приводят ребят к бассейну, заполненному воздушными шарами. Внутри бассейна, под шариками прячется Водяной, который при виде детей встает и радостно сообщает).

Водяной: Как же долго я ждал вас, моих дорогих гостей. Или вы забыли, что у меня сегодня день рождения. А это значит, что всем нужно радоваться и меня веселить. Смотрите, какой я грустный и скучный.

«Танцуйте с нами» - танец по показу

Игры с водой:

1. «Кто больше?» (Подгруппа детей собирает из бассейна резиновые мячики, «киндеры» и др. пластмассовые и резиновые игрушки с помощью сачков)

2. «Водоносы» (Играет 2 команды по 5 человек. Дети выстраиваются в колонны на расстоянии 5м от бассейна, в руках у первых - кружка или пластиковый стаканчик. Дети по одному движутся к бассейну, зачерпывают стаканчиком воду и, подбегая к своей команде, выливают в

ведерко, стоящее рядом).

3. «Найдем ключик от сундучка» (Подгруппа детей собирает «киндеры», рассыпанные в бассейн, в одном из которых спрятан ключ от сундука Водяного).

После того как ключик найден, Водяной открывает сундук и достает записку от царя Нептуна:

«Сегодня, 7 июля, разрешаю открыть купальный сезон в детском саду «Солнышко». Приказываю всем купаться, плескаться, нырять и брызгаться. Всем, всем, всем загорать и закаляться».

Царь Нептун.

Купание детей в бассейне.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

1. Хоровод: «Трава-лебеда»

Посею лебеду на берегу,
Посею лебеду на берегу,
Мою крупную рассадушку,
Мою крупную зеленую.
Погорела лебеда без дождя,
Погорела лебеда без дождя,
Моя крупная рассадушка,
Моя крупная зеленая.
Пошлю казака по воду,
Пошлю казака по воду,
Ни воды нет, ни казаченьки,
Ни воды нет, ни казаченьки!

2. Игра «Золотые ворота»

На земле рисуют маленкий кружок. В центре его втыкают ветку березы. Рядом с кружком дети выстраиваются парами друг за другом, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя ворота. Один участник,оставшийся без пары- водящий. Он идет в «золотые ворота» и ребром ладони разъединяет руки одной из пар. При этом все поют:

В золотые ворота приходите,господа!

Первый раз прощается, второй запрещается,

А на третий раз не пропустим вас.

Дети, руки которых разъединил водящий, бегут в разные стороны к кружку. Первый, выдернувший ветку березы,идет в «золотые ворота», а проштрафившийся встает в пару с водящим впереди всех.

3. Игра «Заря-заряница».

Один из ребят держит шест с прикрепленными на колесе лентами. Каждый играющий берется за ленту. Один из участников - водящий, он стоит вне круга. Дети идут по кругу и запевают песню:

Заря-заряница, Ключи золотые,

Красная девица, Ленты голубые.

По полю ходила, Раз, два – не воронь,

Ключи обронила. А беги, как огонь!

С последними словами игрового припева водящий дотрагивается до кого-нибудь из игроков, тот бросает ленту, они вдвоем бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым схватит оставленную ленту, тот победит, а неудачник, становится водящим. Игра повторяется.

4. Игра «Купальские веночки».

Девочки ходят по кругу и поют:

Ой, да на Ивана, на Купала

Мы и пляшем и поем,

Хлопчики до нас идут

И подарки всем несут.

Мальчики идут к девочкам, в руках несут веночки. В одном из них «золотая» маковка-цветок из фольги. Поют:

А коровкам по росинке,

А телятам по былинке,

Старым бабкам по платочку,

А девчатам по веночку.

Останавливаются сзади девочек и надевают веночки им на головы. Все вместе идут по кругу и поют:

В чьем это веночке золотая маковка,

Серебрена головонька?

Останавливаются, хлопают в ладоши и поют:

В маленьком веночке,

В Машином веночке,

Золотая маковка,

Серебряна головка.

Ну-ка, Маша попляши,

Хоровод наш поведи.

Девочка с веночком выходит в круг и танцует. Когда музыка заканчивается, девочки бросают свои веночки как можно дальше, мальчики бегут за веночками, стараясь взять венок с золотой маковкой, игра повторяется.

Используемая литература:

1.«Русский земледельческий календарь» А.Ф Некрылова, М-Правда 1989 г.

2. «Праздники для детей и взрослых» Н.В Чудакова, М -АСТ. 1996 г.

Сценарий Развлечения

«День Ивана Купала»

7 группа

Воспитатели: Федорова Снежана Александровна

Ведущий: Дорогие ребята, сегодня мы вам хотим рассказать о празднике Иван Купала.
А может вы и сами что-нибудь знаете об этом празднике?
(ответы детей)
Ведущий: В ночь с 6 на 7 июля отмечали этот праздник. Считается, что вода в реках и озерах обретает в эту ночь целебной силой, потому и пошел обычай обливать друг друга водой.
В народе существует и другое название этого праздника – Иван травник, или Иван цветной. Считалось, что травы, собранные в это время обладают особой целительной силой, поэтому в этот день заготавливали лечебные травы впрок. А еще с этого дня начинался сенокос – заготовка сена для домашних животных.
Сегодня мы с вами поиграем, поозорничаем. И вот уговор – никто ни на кого не обижается! Договорились? (да)
Для разминки начнем с загадок:
1. Оно за весною к нам в гости идет,
С собою приносит немало забот,
Горячие, долгие дарит деньки,
Чтоб зрели скорей на полях колоски (ЛЕТО)
2. Люди ждут меня, зовут,
А приду к ним – прочь бегут (ДОЖДЬ)
3. Золотое яблочко по небу катается,
С утра всем улыбается (СОЛНЦЕ)
4. Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали,
А пошли искать их днем, ищем ищем не найдем (РОСА)
5. Нашумела, нагремела, все промыла и ушла.
И сады, и огороды, все округи полила (ГРОЗА)
6. Поднялись в небо ворота,
Всему миру красота (РАДУГА)
Ведущий: Молодцы, ребята, здорово отгадали все загадки.
А еще была забава -
Полежать в высоких травах,
Только нужно на заре,
Чтоб трава была в росе.
В озере, в реке купались,
Все играли, все смеялись…
Наш праздник будет посвящен воде и всему, что с ней связано!
По поверьям, раньше в во д е жили кто? (РУСАЛКИ, ВОДЯНЫЕ И т. д.)
Давайте выберем русалочек, девочек, у которых самые длинные волосы. Выходите на середину. А вы ребята решайте, у кого коса длиннее. Можно распустить косы. Чтобы было виднее.
Конкурс на самые длинные волосы
Выходит ВОДИЦА – Водяному старшая сестрица
ВОДИЦА: Здравствуй, маленький народ! Девочки и мальчики, уважаемые взрослые! Очень рада видеть вас. Давайте познакомимся – я – ВОДИЦА, Водяному старшая сестрица

(ХОДИТ ПО ЗАЛУ ЗНАКОМИТСЯ)

Ведущий: А что ж это сам господин Водяной, не соизволил прийти на праздник?

ВОДИЦА: Приболел, лягушек да пиявок объелся. Лежит во мху, охает, да пузо поглаживает. Но вы не переживайте, у него это часто бывает, режим не соблюдает, вот и хворает. А гляжу, у вас тут праздник никак? А что это за красавицы, поди русалочки? А ну-ка погляжу. Вот Водяному расскажу, чего он лишился, из-за своего обжорства.

Ведущий: Вот ты нам и помоги, определи у кого длиннее волосы.

ВОДИЦА: Хорошо, где тут мои ножницы?

Ведущий: Что ты, что ты, девочки старались, растили, а ты за ножницы хватаешься. Ты бы лучше приказ какой дала.

ВОДИЦА: Ааа! Так я мигом, сбегаю на болото, лягушечку принесу или пиявочку.

Ведущий: Да не нужны нам лягушки, нам подарочек какой, той у кого волос длиннее!

ВОДИЦА: Да шучу я, шучу. Вот припасла на случай. Ладно, поделюсь (достает приз). Только вы пройдитесь, волосом похвалитесь, а может, кто и станцует!

Звучит музыка девочки танцуют или просто проходят

ВОДИЦА: Воды много принесла,

Поиграем друзья?

Ведущий: Давайте построимся в две команды.

ВОДИЦА: Первая эстафета «ВОДОНОСЫ». Вам нужно по очереди кто больше наносит воды в ведро.

ВОДИЦА: «БЕГ В МЕШКАХ». Вам нужно обежать вокруг стула и вернуться обратно, какая команда это быстрее сделает.

ВОДИЦА: Выношу тазик с травой, веточками от разных растений.

Ведущий: Что это ты принесла, Водица?

ВОДИЦА: А вот сейчас и определим, что! Сама не знаю. Водяной передал, что ему нужны какие-то травы, цветочки, а я не знаю, что где. Ребята, помогите. А то ведь Водяной, дядька сердитый!

Игра – опрос «УГАДАЙ ЧТО ЗА РАСТЕНИЕ»

Ромашка, зверобой, календула, подорожник, одуванчик, тысячелистник.
Ведущий: На лужайке зоревой,

Где роса и радуга.

Появился зверобой,

Молодой и радостный.

Вскинул желтые лучи

И лепечет по утру:

Я пришел людей лечить,

Обратитесь к доктору.

Ведущий: У травы красивый листик,

Имя ей – тысячелистник.

Рану быстро исцелит,

Возбуждает аппетит.

Останавливает кровь,

Даже прекращает боль.

Ведущий: ромашка: На лугу и в поле мы его встречаем,

Лепесточки белые мы на нем считаем,

Серединка желтая у цветка того,

Будто крошка-солнышко забралось в него.

Ребенок: одуванчик

Есть один такой цветок,

Не вплетешь его в венок.

На него подуй слегка,

Был цветок – и нет цветка.

Ведущий: календула

Что за странные цветки

Под названьем Ноготки?

Так похожи на ромашки –

Все в оранжевых рубашках

Целый день они смеются.

Все Календулой зовутся.

Ведущий: подорожник

Если вдруг неосторожно

Пальчик ты поранил,

Каждый знает -

Листик можно

Положить на рану.

На полянке, в огороде,

У дороги там и тут -

Потому-то его люди

Подорожником зовут!

ВОДИЦА: Вот спасибо, вот удружили, теперь нипочем не побоюсь на болото идти. Задание Водяного выполнено!

Ведущий: Поработали, теперь можно и поиграть, становитесь парами скорее, ручеек течет наш веселее.

Игра «РУЧЕЕК» с двумя группами вместе

Ведущий: Все готовились к обрядам,

Хороводы, песни пели,

Праздник длился всю неделю.

Кучу веток собирали,

А потом их все сжигали,

И обычай был таков:

Перепрыгнуть тот костер.

Прыгнешь если высоко,

Урожай будет год!

Вот и мы костер зажжем,

Прыгать высоко начнем…

(Дети прыгают через «небольшой костер»)

ВОДИЦА: Ну вот и позабавились.

В этот праздник, в летний зной,

Окроплю я всех водой.

Давайте возьмем водяные пистолеты и обрызгаем друг друга водой.

(Обливание водой из водяных пистолетов ВОДИЦА: Вот мы с вами повстречались,

От души все посмеялись.

В путь дорогу мне пора,

До свиданья, детвора!

Сценарий летнего праздника Ивана Купала для детей старшего дошкольного возраста

Описание работы: Сценарий летнего праздника для детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов. Материал предназначен музыкальным руководителям, воспитателям, учителям начальных классов, вожатым. Цель: Создание положительной эмоциональной атмосферы у детей, приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Задачи: Воспитательные: 1. Воспитывать любовь к народному творчеству. 2. Воспитывать позитивное, доброжелательное отношение к природе. Развивающие: 1. Развивать коммуникативные навыки и умения. 2. Способствовать развитию творческого воображения и познавательной активности. 3. Развивать любознательность, речь, логическое мышление, память, внимание и воображение. Образовательные: 1. Закрепить и систематизировать знания детей о празднике Ивана Купала. 2. Познакомить детей с русскими народными песнями, танцами, играми. 3. Закрепить народные хороводные движения по кругу, «змейкой», «улиткой». 4. Совершенствовать двигательные умения и навыки.

Предварительная работа: - просмотр мультимедийных презентаций о народном празднике Ивана Купала; -просмотр мульфильма «Цветок папоротника » (1979); -разучивание хороводных движений, стихотворений, народных игр «Заря», «Водяной», «Ручеек»; - изготовление венков из цветов (домашнее задание для родителей).

Ход мероприятия:

Ведущий: Коротка эта дивная ночь в летний день Ивана Купалы. Мы прогоним тоску нашу прочь, и пойдем танцевать на поляны, хороводы водить, песни петь, разведем мы костры очищения, будем прыгать и будем гореть, бога солнца просить о прощении. И никто не уснет до утра, нечисть всякая нынче плутает. От коварных сетей ведьмака лишь полынь да осина спасает курдом дев добежим до реки обойдем ее разом не ведая броду поснимаем с глав русых венки и опустим священно на воду. Поплывут они вниз унося мысли девичьи древним гаданием. Где мой суженый буду ли я в платье белом стоять на венчании.

1 ребенок : На Ивана, на Купала, в ночь, на берегу реки

Все усердно заплетают из цветов и трав венки.

2 ребенок : А потом с веселым смехом пустят их по струям вод,

Разожгут огонь до неба и заводят хоровод.

3 ребенок : Сквозь огонь мы смело прыгнем -

Пусть сгорает зло до тла!

4 ребенок : Это праздник лета, солнца,

Праздник лета и тепла!

5 ребенок : Загадав свои желанья, ищем папоротника цвет-

Верим: сбудутся мечтанья, хоть цветка в помине нет!

Ведуший: На этот праздник плели венки из полевых цветов. Ну-ка, отгадайте загадки!

— Белые горошки на одной ножке (ландыш)

— Стоят в поле сестрички:

Жёлтый глаз, белые реснички (ромашки)

— Эй, звоночки, синий цвет!

С языком, а звону нет (колокольчики)

— Золотой и молодой, за неделю стал седой;

А денёчка через два облысела голова (одуванчик)

Ведущий: В ночь на Ивана Купалу и весь последующий день ведьмы и прочая нечисть получают невероятную силу. Ребята, вы знаете много сказок. Давайте с вами вспомним,какие у нас сказочные герои оставались ни с чем, ведь всегда добро побеждает зло. А я вам помогу вспомнить-отгадайте загадки — обманки:

В ступе летаю,

Детей похищаю

В избе на куриной

Ноге проживаю,

Красавица златокудрая,

А зовут меня…

Василиса Премудрая. Дети: Баба Яга

Ведущий: В дремучем лесу, на болоте

Меня вы непременно найдете.

Не рыбка я, и не лягушка,

Баба Яга моя подружка.

Стройная фигурка,

Зовут меня…

Снегурка Дети: Кикимора

Ведущий: Есть еще в лесу один

Очень важный господин.

Он весь шишками оброс,

На лице лишь виден нос.

Может быть пуглив, как зайка,

А зовут его…

Незнайка Дети: Леший

Ведущий: Внутри него водица,

С ним не хотят водиться,

А все его подружки -

Пиявки да лягушки!

Водорослями зарос

Добрый дедушка…

Мороз Дети: Водяной

Ведущий: сейчас мы послушаем стихотворения

Стихи…

Ведущий: а теперь мы поиграем

1.Игра: «Дударь»

Дударь - дударище! (Дети идут по кругу, Дударь - в центре).

Старый старичище,

Тебя во колоду,

Тебя во сырую,

Тебя во гнилую.

Дударь, дударь, (Спрашивают дети остановившись).

Что болит? (спинка, коленочки, головка)

  1. Игра «Заря-заряница».

Один из ребят держит шест с прикрепленными на колесе лентами. Каждый играющий берется за ленту. Один из участников - водящий, он стоит вне круга. Дети идут по кругу и запевают песню:

Заря-заряница, Ключи золотые,

Красная девица, Ленты голубые.

По полю ходила, Раз, два - не воронь,

Ключи обронила. А беги, как огонь!

С последними словами игрового припева водящий дотрагивается до кого-нибудь из игроков, тот бросает ленту, они вдвоем бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым схватит оставленную ленту, тот победит, а неудачник, становится водящим. Игра повторяется.

  1. Игра «С берега на берег»



5.Игра «Ручеек»


Если играющих меньше 20 человек, то выбираются двое игроков, которые встают друг напротив друга, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота».Если собралось очень много игроков, то выбираются 4 человека, которые встают в круг, берутся за руки и поднимают руки вверх, образуя «двойные ворота» с входом и выходом.Остальные игроки встают цепочкой (берутся за руки или кладут руки на плечи друг к другу) и проходят под воротами.

Игроки-ворота напевают:

Золотые ворота Пропускают не всегда Первый раз прощается Второй запрещается А на третий раз Не пропустим вас!

Ведущая : На праздник Ивана Купала самый длинный день в году и самая короткая ночь. В купальную ночь, ровно в полночь, расцветает цветок папоротника. Ярким красным огнем горит он. Кто сорвет цветок и подарит своей девушке, будет иметь долгую и светлую любовь.

Есть в этот день еще одна традиция, по поверью в этот день надо попробовать очистительную силу огня или жгучей крапивы. Чтобы весь год не болеть, чтобы всякие беды и напасти миновали. И вот наши предки заканчивали этот праздник веселыми прыжками через огонь или крапиву, самые смелые и ловкие участвовали в этом.

Ведущий: Все готовились к обрядам,

Хороводы, песни пели,

Праздник длился всю неделю.

Кучу веток собирали,

А потом их все сжигали,

И обычай был таков:

Перепрыгнуть тот костер.

Прыгнешь если высоко,

Урожай будет год!

Вот и мы костер зажжем,

Прыгать высоко начнем...

  1. Игра «Прыгают через костер»

Ведущий: Собирайся народ в наш купальский хоровод!

Хорошо сегодня, братцы, всем нам вместе сил набраться, погулять и посмеяться!

Хоровод «На Ивана, да на Купалу»

Ведущий: Сейчас мы возьмем все веночки, загадаем желание и отпустим их в нашу волшебную реченьку.


А теперь я предлагаю взять ленточки и на улице завязать на наше дерево желаний. По поверью, желания, которые вы загадаете должно обязательно исполнится.