Конспект занятия по рисованию "Народная матрешка" (средняя группа). ИЗО в средней группе "Весёлые матрешки"

Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством

посредством музыки и рисования; знакомство с историей семеновской

матрешки; создание условий для использования нетрадиционной техники

рисования при росписи матрешек

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД для детей среднего дошкольного возраста на тему

«Раз матрёшка, два матрёшка»

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»

Интеграция образовательных областей в соответствии с требованиями

ФГОС: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное

Развитие», «Речевое развитие».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-

исследовательская, изобразительная.

Задачи:

Образовательные: Знакомить детей с декоративно-прикладным искусством

посредством музыки и рисования; познакомить с историей семеновской

матрешки; создавать условия для использования нетрадиционной техники

рисования при росписи матрешек.

Развивающие: Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии

образа матрёшки; обращать внимание детей на выразительные средства,

развивать умение замечать сочетание цветов; развивать творческую

активность, поддерживать потребность в самоутверждении.

Воспитательные: Воспитывать интерес к изобразительной деятельности;

Внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию;

воспитывать любовь к труду русских мастеров.

Методы: игровой, наглядный, словесный, практический.

Приемы: рассматривание матрешки, алгоритм с этапами изготовления

матрёшки, беседа, художественное слово, физические минутки, пояснения,

Поощрение, самостоятельная деятельность детей, использование различных

техник для рисования.

Материал и оборудование:

Демонстрационный: игрушка матрешка, алгоритм «Последовательность

изготовления матрешки», мольберт.

Раздаточный: бумажные трафареты матрешек, краска гуашь красного,

синего, зеленого цветов, салфетки влажные, ватные палочки.

Музыкальное сопровождение: запись mp3 русской народной музыки.

Словарная работа: семеновская матрешка, расписная, сувенирная,

чернобровая, сувенир, расписывать, цепочка бутонов.

Индивидуальная работа: помощь детям, затрудняющимся при росписи

матрёшки.

Предварительная работа: рассматривание предметов декоративно

прикладного искусства, мини-выставка в детском саду, чтение

художественного слова о матрёшке и народных промыслах России.

Этапы образовательной деятельности:

Вводная часть;

Основная часть;

Практическая часть;

Заключительная часть.

В ходе образовательной деятельности сочетаются различные формы работы:

Групповая;

Индивидуальная.

Время каждой части образовательной ситуации распределено рационально и

соответствует СанПиН 2. 4. 1. 2660-10.

Осуществляется смена динамических поз во время совместной деятельности

(хоровод, сидя за столом).

Ход образовательной деятельности:

(В группе звучит музыка "На горе-то калина", дети водят хоровод.).

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, кто пришел к нам в гости.

Давайте отгадаем? (загадывает загадку)

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

(Ответы детей - матрешка)

Да, правильно, это Матрешка! Какая интересная кукла! О матрешке,

слагались легенды, как и о народных героях. Русскую матрешку знают везде,

и никто не покидает Россию, не купив матрешку.

Ребята, как вы думаете, а сколько ей лет? (ответы детей)

Дети, я вам открою секрет, нашей матрешке уже целых 120 лет. А изобрел

эту куклу, Василий Петрович Звездочкин, а Сергей Васильевич Малютин ее

расписал. Вот так и появилась наша любимая игрушка. Один из художников

именовал ее просто, матрешка. А вы знаете, из какого материала делают ее?

(Ответы детей: дерево)

Воспитатель: Правильно, дети, из дерева. Работа с матрёшкой сложна.

Посмотрите на алгоритм, как ее изготовляют.

Воспитатель: С чего начинают её делать?

(Ответы детей: Сначала подбирают материал из чего будут её делать.)

Воспитатель: Правильно. Сначала подбирают подходящий вид древесины.

Из-за мягкости в основном выбирают липу, реже ольху и березу.

Затем надо выточить из дерева заготовку, и чтобы ни сучка, ни трещинки не

было. Когда готова каждая кукла, её покрывают крахмальным клеем, чтобы

Залить все шероховатости. После окончательной сушки и полировки. А что

(Ответы детей: Подготавливают краски для работы.)

Готовят краски, которые нужны для росписи матрешки. Художник подбирает

краски такого цвета, которые ему нужны. Затем расписывает матрешку.

Воспитатель: Вот и готова наша веселая Матрешка. Эта матрешка из города

Семенова, значит, зовут ее... Семеновская.

Какие цвета в росписи используют художники?

(Ответы детей: Мастера используют зеленый, красный, синий, желтый

Черный. В росписи художники используют яркие, сочные цвета разного

Цвета.)

Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим, как раскрашен её фартук.

(Ответы детей: он красивый, но его закрывает большой букет цветов).

Воспитатель: А чем раскрашена у неё косынка?

(Ответы детей: Края косынки украшены цепочкой из бутонов и листьев.)

Воспитатель: Как вы думаете, какой может быть Матрешка?

(Ответы детей: Доброй, веселой и красивой.)

Праздничной, ласковой.

Нарядной, сувенирной и т. д.

Воспитатель: Корни нашей матрёшки заложены в городе Семёнова. А вы бы

Хотели стать художниками по росписи матрёшек?

(Ответ детей: Да, хотим)

Воспитатель: Тогда я приглашаю вас в мастерскую по росписи семеновских

Матрешек. Чем можно расписать Матрешку?

(Ответы детей: Можно расписать карандашами, красками, ватными

палочками и даже можно пальчиком).

Можно расписать с помощью перышка, печатки.

Физминутка "Нарядные Матрешки":

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку

вперед)

Топают матрешки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево - вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)

Девчонки озорные,

Матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо –

налево)

Вы похожи словно сестры.

Ладушки, ладушки,

Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)

Звучит русская народная мелодия «Калинка».

Дети самостоятельно расписывают Матрешек

Мастера, скорей за дело

Украшай матрешек смело

Выбирай любой узор,

Чтобы радовал он взор.

Во время росписи воспитатель читает детям стихотворение о матрешке

Цветастое платье,

Румяные щёчки!

Её открываем -

В ней прячется дочка.

Матрёшки танцуют,

Матрёшки смеются

И радостно просят

Тебя улыбнуться!

Они к тебе прыгают

Прямо в ладошки -

Какие веселые

Эти матрёшки.

После завершения росписи проводит итог

Какая красота! Какие вы молодцы! Вы очень талантливые художники.

Давайте и мы пригласим с вами матрёшек.

Под музыку выбегают Матрешки

Эй, Матрешки-хохотушки,

Запевайте-ка частушки!

Дети:

1. Ах, матрёшки, ах, матрёшки...

Раз, два, три, четыре, пять...

Все упали на пол с полки,

2. Собирала я матрёшек,

Помещала их в одну...

Как они все поместились,

Я сама и не пойму...

3. Ах, матрёшки, вы, матрёшки...

Ротик улыбается...

Что вы нравитесь всем детям,

Никто не сомневается...

4. Ах, матрёшки, вы, матрёшки...

Глазки удивляются...

Кто вас видит, всякий раз

Вами восхищается...

5. Ах, матрёшки, вы, матрёшки...

Глазки голубые...

Кто придумал вас для нас? -

Забавные такие...

6. Все матрёшки хороши, -

С первой по седьмую...

Я себе играть возьму

Самую большую...

Звучит русская народная мелодия «Белая ромашка». На фоне музыки...

Воспитатель: Матрешка - является русской народной игрушкой. Уже много лет дети любят играть ею. Она прославляет такие чувства, как любовь и дружбу и украшает наши квартиры. Их дарят гостям других наций. Вот и вы, ребята, подумайте, кому бы вы хотели подарить свою матрёшку.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 000 «Золотой ключик»

Конспект в средней группе

по рисованию

«Русская матрешка»

Воспитатель:

г. Нижний Новгород

Конспект ОД по рисованию в средней группе «Русская матрёшка»

Программное содержание:

Познакомить с русской народной игрушкой – матрёшкой, как символом русского народного искусства;

Обогащать представление детей о народном искусстве, познакомить с декоративно-прикладным искусством, знаменитой русской игрушкой - русской матрешкой;

Расширять словарь детей: народная игрушка, расписная;

Развивать интерес к народной игрушке, творчество, воображение;

Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства, фольклору России.

Материалы и оборудование: матрёшки, раскраски – матрёшки, краски, кисточки, баночки с водой, салфетки.

Ход образовательной деятельности:

Организационный момент

Воспитатель: - На Руси всегда было много мастеров, которые своим мастерством и талантом прославляли землю русскую. Наше знакомство с народным творчеством начнём с самой знакомой и близкой для нас игрушки. А вот о какой игрушке пойдёт речь, догадайтесь:

Алый шёлковый платочек, яркий сарафан в цветочек.

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть, может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко наша русская …(матрёшка)

Воспитатель: Конечно, это всем нам знакомая матрёшка. Вот она (демонстрация матрёшки).

Весёлая игрушка – расписная матрёшка – родилась много лет назад. Её придумал художник Сергей Васильевич Малютин. Он нарядил каждую красавицу в расписной сарафанчик, в яркий платочек и пёстрый передничек. Ни у одной из сестричек не было похожего наряда. Кукла была необычная, с чудесным сюрпризом (показать, раскрывая матрёшек).

Пять кукол деревянных, круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах на столе у нас живут,
Кукла первая толста, а внутри она пуста.
Разнимается она на две половинке.
Эту куклу открой - будет третья во второй.
Половинку отвинти, плотную, притёртую -
И сумеешь ты найти куколку четвёртую.
Вынь её да посмотри, кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая куколка пузатая.
Вот поставленные в ряд сёстры-куколки стоят.
Посчитаем вас опять: раз, два, три, четыре, пять.

Одна большая матрёшка может содержать в себе до десяти-двенадцати куколок. Как же назвать красавицу? И назвал Матрёшей, старинным русским именем. Так родилась матрёшка – разъёмная деревянная кукла.

Воспитатель: Как вы думаете, из чего сделана матрёшка?

Делают матрёшек из дерева – липы. На специальных станках мужчины вытачивают фигурки матрёшек. Сначала мастер вытачивает самую маленькую неразъёмную матрёшку, потом побольше, ещё больше. Потом эти фигурки попадали в руки к женщинам. Кисточками они разрисовывали матрёшек яркими красками, покрывали их лаком, чтобы рисунок сохранялся долго. А затем продавали красочных матрёшек на ярмарках, базарах. Очень добрые и тёплые стихи складывал народ о матрёшках:

Очень любим мы, матрёшки, разноцветные одёжки.

Сами ткём и прядём, сами в гости к вам придём.

Дуйте в дудки, бейте в ложки! В гости к нам пришли матрёшки.

Ножки деревянные, матрёшечки румяные.

Весь народ глядит в окошки: танцевать пошли матрёшки…

В. Берестов

Русская матрёшка – самый популярный русский национальный сувенир. В неё играют дети в разных уголках нашей планеты. Ребята, хотите немного поиграть?

Физкультминутка.

Мы - веселые матрешки - ладушки, ладушки.

На ногах у нас сапожки, ладушки, ладушки.

В сарафанах наших пестрых, ладушки, ладушки,

Мы похожи, словно сестры, ладушки, ладушки.

Мы веселые матрешки, ладушки, ладушки.

Хороши у нас одежки, ладушки, ладушки.

Кружимся мы и танцуем, ладушки, ладушки.

Хоровод водить мы будем, ладушки, ладушки.

Дети выполняют движения по тексту.

Рисование «Русская матрешка»

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам пройти в мастерскую, и превратится в мастеров, каждому попробовать расписать свою матрёшку. Детям раздаются заготовки - матрёшки. Будьте аккуратны и помните, что в любом деле лучшие помощники – тишина и терпение.

А сейчас, мастера, за работу всем пора.

Мастера, скорей за дело – украшай матрешек смело.

Рефлексия

Воспитатель: Ой, какие матрёшки получились красивые. Какие вы хорошие мастера.

Ох, и русские матрешки,

Хороши – не рассказать!

Очень любят с ними дети

В нашем садике играть.

Воспитатель: Ребята, с матрешками можно поиграть.

Игра «Кто быстрее соберёт матрёшку?»

Двум игрокам предлагается разобрать по одной матрёшке с одинаковым количеством матрёшек внутри. Выигрывает тот, кто быстрее разберёт матрёшку и выставит все куклы в ряд по росту. Затем выбираются ещё два игрока. Они должны сложить матрёшки. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее.

Воспитатель: - Молодцы, ребята! Мы сегодня были любознательными и настоящими мастерами по росписи – у нас получились красивые матрешки в разноцветных нарядах.


Цель занятия:

  • Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой.
  • Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки, как к сувениру, символ дружбы, любви и согласия – русского народа;
  • Познакомить детей с историей матрёшки, с технологией её изготовления.
  • Развивать творческую фантазию, самостоятельность при изготовлении игрушки - матрёшки.
  • Построить город для матрёшки – конструирование.
  • Развивать интерес детей к народному творчеству.
  • Развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству.
  • Воспитывать любовь к народному искусству.

Интеграция областей:

  • познавательная,
  • игрова
  • социально-коммуникативная,
  • речевая

Планируемые результаты: иметь представление о матрёшке как символе русского народного искусства; проявлять интерес к народным игрушкам, творчеству.

Материал:

Игрушки (матрёшка, дымковская барышня, филимоновская игрушка – свисток), вышитое полотенце. Наборы строителя на каждого ребёнка, фломастеры, бумага для оригами.

Словарная работа: расписная, фартук, сарафан, деревянная

Ход занятия

Звучит русская народная песня

Воспитатель:

Наша с вами встреча неспроста началась с этой старинной русской песни. Обратите внимание на стол, который находится в центре нашей группы

(на столе предметы старины, они накрыты старинными расшитыми полотенцами).

Что же может находиться под таким полотенцем, которое выполнено в русском стиле?

Предполагаемые ответы детей.

Воспитатель:

Открою вам тайну. Наш стол наполнен игрушками. Но игрушки, что здесь лежат, очень знаменитые в мире и денег стоят немалых. А особенность их в том, что, и поднос, и полотенце, которое находятся перед вами, созданы руками народных русских мастеров. О чём идёт речь, вы узнаете, отгадав мою загадку.

Алый шелковый платочек
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может 3, а может 6.
Разрумянилась немножко
Наша русская (матрешка)

Воспитатель:

Правильно, там лежат матрешки.

А кто знает, чем матрёшка отличается от других игрушек?

Примерные ответы детей.

- Матрёшка-игрушка с секретом. У неё внутри целое семейство матрёшек: одна меньше другой, и все матрешки спрятаны одна в одной.

Воспитатель.

Кто скажет, почему её любят все: и дети и взрослые?

Примерные ответы детей.

Она красивая, яркая, праздничная.

Игрушка матрёшка весёлая.

Она - не одна, в ней целый коллектив таких же весёлых, нарядных и дружных сестёр.

Воспитатель.

Наверное, поэтому матрёшка – символ дружбы, любви и согласия. Как её не любить?

Воспитатель.

Ребята, а вы знаете, когда и где появились первые матрёшки?

Дети затрудняются ответить.

Воспитатель.

Хотите узнать?

А как можно узнать об этом?

Примерные ответы детей

Воспитатель.

Спросите у меня, о чём хотите узнать.

Дети.

Вера Алексеевна, где появилась первая матрёшка?

Воспитатель.

Матрёшка появилась в Японии 100 лет назад. Но это была немного другая игрушка. Эта игрушка изображала старца – мудреца Фукуруму. Он раскрывался, в нём пряталось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую.

Воспитатель.

А кто из вас, ребята, знает, как матрёшка попала к нам в Россию?

- Наверное, ее привезли из Японии люди, которые там побывали.

Воспитатель.

Как вы думаете, ребята, почему игрушка в России получила название матрёшки?

Предполагаемые ответы детей.

Воспитатель.

Посмотрите, на вид матрёшка деревенская. А имена в деревне, если называть ласково, звучали так: Дуняша, Маняша, Матрёша. Матрёша – матрёшка. (Воспитатель раскрывает матрешку и расставляет всех матрешек на столе)

Мы красавицы матрешки
Разноцветные одежки
Раз Матрена, два - Милаша,
Мила – три, четыре – Маша,
Маргарита это пять,
Нас не трудно сосчитать.

Воспитатель: Ребята, сколько у нас матрешек на столе?

Дети: Пять матрешек.

Воспитатель: Давайте вместе рассмотрим наших красавиц, во что они одеты?

Дети: Сарафан, платок, фартук, бусы.

Воспитатель: Правильно. Ребята, наши матрешки, веселушки-хохотушки, очень любят танцевать. Давайте мы с вами тоже немножко потанцуем.

Физкультминутка "Мы веселые Матрешки":

Хлопают в ладошки
Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)
Девчонки озорные, матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры.
Ладушки, ладушки,
Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)

Воспитатель:

Ребята, мне матрёшка сказала по секрету, что надоело ей стоять на выставках. Она хочет, чтобы у неё было много друзей. Хочет поселиться жить в городе для матрёшек.

Вы хотели бы помочь матрёшке?

Как вы можете ей помочь?

Примерные ответы детей.

Воспитатель:

Из чего можно построить город?

Как вы считаете, матрешек лучше нарисовать, вырезать, или изготовить их способом “оригами”?

Мальчики, что вы будете делать?

Девочки, тогда вы будете изготавливать матрёшки.

Воспитатель:

Предлагаю вам разделиться на две команды. Мальчики и девочки.

Мальчики, договоритесь между собой, кто какие дома будет строить.

Проходите на свои места и приступайте к работе.

Самостоятельная работа детей. (Звучит тихая музыка). Помощь затрудняющимся детям, индивидуальная работа.

Воспитатель:

Мальчики, что вы построили?

Какое название у вашего города?

Девочки, как вы думаете, понравится ли таким красивым матрёшкам жить в этом городе? Почему?

Какие вы молодцы, мальчики. Какой красивый город вы построили.

Заселяйте матрёшек. Пусть они весело в нём живут.

Мы все пройдём на ковёр.

Дети стоят в кругу и держатся за руки.

Воспитатель: Ребята, а давайте вспомним с какой игрушкой вы сегодня встретились?

Дети: С матрешкой.

Воспитатель:

А вам понравилась эта игрушка?

Вы будете с ней играть?

Дети : Да

Воспитатель: Молодцы. Сегодня, мы встретились с Матрешкой - символом дружбы, любви и согласия русского народа.

Воспитатель речевой группы Нехорошева Н. А.

Цель: Познакомить детей с историей народной игрушки, её внешним видом, обликом, особенностями росписи матрёшек. Развивать творческую фантазию детей, их самостоятельность в придумывании рисунка сарафана для матрёшки. Упражнять в рисовании различных цветочных орнаментов.

Продолжать воспитывать детей на русских народных традициях, углублять их знания о народном творчестве. Развивать навыки творческого рассказывании, составления рассказа об игрушке; закреплять навыки связной речи.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня я вас приглашаю на выставку. А что вы там увидите, угадайте, только уж загадку до конца дослушайте, она вам о многом

расскажет.

Словно репка, она крутобока,
А под алым платочком на нас
Смотрит весело, бойко, широко
Парой чёрных смородинок - глаз,

Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока
А внутри секреты есть:

Может, три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская (МАТРЁШКА)

Воспитатель: Правильно, одной из самых любимых игрушек в народе, у детей были матрёшки. Ребята, а вы хотите узнать откуда же пришла к нам эта занятная

Воспитатель: Тогда послушайте. Кажется, что матрёшка пришла к нам из мира легенд и сказок, из самой древности. На самом деле ей всего немногим больше 100 лет. Есть много предположений, как и когда она родилась. Вот одна из них. Около 100 лет назад в Россию из далёкой Японии купцы привезли маленькую игрушку - куколку, внутри которой оказались ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. Кукла эта понравилась и взрослым, и детям. А через некоторое время появились у нас в России игрушечные девочки, которые вкладывались одна в другую. По форме они напоминали японскую игрушку, но одеты были уже в русских костюм: в сарафан, фартуки, платочки. Этих кукол называли Матрёнами, ласково - Матрёшками.

Игра «Назови меня ласково»

Вот и ваши имена красивые, когда звучат ласково.

Воспитатель: Вернёмся к истории о матрёшке. Полюбилась россиянам эта игрушка.

Стали точить её из деревянного бруска на токарных станках. Фигурка матрёшки разнимается на две части, а в ней оказывается ещё одна фигурка.

Матрёшки бывают крупные, многоместные, в которых умещаются до 24 сестричек, и самые простые - всего 3 куколки. В начале делается самая маленькая, неразъемная фигурка. Затем фигурку обрабатывают шкуркой и расписывают, иногда покрывают лаком. Их делают до сих пор: и под Москвой, в Сергиевом Посаде, и около Новгорода - в селе Семёнове, и недалеко от г. Мурома - в Полхов-Майдане. У каждого мастера, матрёшки имеют своё лицо, свой наряд и свой характер. Но каждая «одета» в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, передник.

Воспитатель: Ну что, понравились вам игрушки? Я предлагаю поиграть с ними.

Игра на развитие мелкой моторики рук «Восемь матрёшек» , с чтением стихотворения.

Восемь кукол деревянных, круглощёких и румяных
В разноцветных сарафанах на столе у нас живут,
Всех матрёшками зовут!

Кукла первая толста, а внутри она пуста.
Разнимается она на две половинки,
В ней живёт ещё одна кукла в серединке.
Эту куколку открой - будет третья во второй!

Половинку отвинти плотную, притёртую -
И сумеешь ты найти куколку четвёртую
Вынь её да посмотри, кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая, куколка пузатая

А внутри пустая, в ней куколка шестая
А в шестой - седьмая, а седьмой восьмая
Эта кукла меньше всех, чуть побольше чем орех.
Вот наставленные в ряд сёстры - куколки стоят.

Сколько вас? - у них мы спросим

М ответят куклы - Восемь!

Воспитатель: Тогда садитесь за столы и попробуйте сами расписать матрёшек

(бумажные силуэты матрёшек) как мастера - художники. Сначала обведите

силуэт матрёшки и все детали одежды чёрным карандашом, а затем

акварельными красками сделайте матрёшек цветными, яркими. Я

предлагаю пофантазировать вам ребята и раскрасить костюм вашей

матрёшки с помощью хохломской, гжельской, дымковской росписи.

Физ. минутка.

Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они живут в друг дружке,
А всего одна игрушка.

Воспитатель: После окончания работы предложить детям рассказать откуда пришли их матрёшки, в чём особенности их костюма, почему костюм именно такой.

Ребята, за ваши красивые работы, в самой большой матрёшке на нашей выставке лежит угощенье. Давайте найдём эту матрёшку, угостим гостей и не забудем про себя.

Наше занятие закончено.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №64»

Непосредственная образовательная деятельность по рисованию

«Распиши матрешку»

в средней группе

Выполнила: воспитатель

Борсякова М.В.

город Воронеж

Цель : Знакомство с особенностями росписи русской народной игрушки « Матрешка ».

Задачи :

1. Закрепить знания детей о матрешках.

2. Вырабатывать умение наносить рисунок по всей поверхности;

3. Закрепить навыки закрашивания участков рисунка карандашами разных цветов;

4. Развивать в детях чувство красоты, художественный вкус, творчество;

5. Развивать память, внимание, глазомер, воображение и восприятие.

Оборудование :

1. Ноутбук

2. Проектор

3. Матрешки

4. Шаблоны для раскраски

5. Цветные карандаши

Ход занятия.

На экране появляются слайды с изображением матрешек, звучит песня «Русские матрешки»:

В лавке на прилавке матрёшечки стоят,

Удивляет, завлекает затейливый наряд

Сарафаны расписные, щеки зорькою горят,

Матрешки как живые, шлют улыбки всем подряд.

Люба, Надя, Груша,

Марина, Вера, Ксюша,

Дуняша, Катя, Зина,

Наташа, Таня, Нина

Впереди стоят большие,

Сзади крошечки

Русские матрешечки!

Раздается стук в дверь.

Воспитатель: Кто же это к нам стучится? (берет в руки матрешку) Ребята! В гости к нам пришла матрешка. Давайте поздороваемся с ней!

Дети: Здравствуй, матрешка!

Воспитатель: Давайте посмотрим, что представляет из себя наша матрешка.

Во-первых, это кукла.

Во-вторых, это кукла открывающаяся (открывает матрешку). Разломила пополам: интересно, что же там? Там ещё одна матрёшка . Хоть и жаль её ломать, буду дальше разбирать (разбирает и выставляет матрешек на стол). Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных, в разноцветных сарафанах.

Куклы бывают разные: пластмассовые, резиновые, фарфоровые, матерчатые… А наша матрешка какая?

Дети: Деревянная!

Воспитатель: Правильно! Матрешек вытачивают на станке из сухой древесины липы или березы, посмотрите внимательно на экран (на экране появляются слайды, на которых показан процесс вытачивания заготовки). Но это еще не всё. Какую матрешку вы видите на экране?

Дети: Светлую! Без рисунков!

Воспитатель: А теперь посмотрите, какая матрешка у меня в руках.

Во-первых, она… (делает мимические движения)

Дети: Весёлая!

Воспитатель: Правильно! Во-вторых, она… (показывает на одежду)

Дети: Нарядная!

Воспитатель: А в какие же предметы одежды одета наша матрешка? Голова - …

Дети: В платочек!

Воспитатель: туловище-…

Дети: В сарафан! В фартук!

Воспитатель: Совершенно верно! А теперь пойдемте, сядем за столы. (Дети проходят и садятся за столы, на которых разложены шаблоны матрешек и карандаши). Посмотрите, у вас на листках бумаги нарисованы матрешки. Они такие грустные… (Делает мимические движения). Как вы думаете, почему они такие грустные?

Дети: (произвольные ответы). У нее нет красивой одежды!

Воспитатель: А вот у меня матрешка веселая! Потому, что на ней красивый, разукрашенный сарафан и яркий платочек. Давайте раскрасим наших матрешек, чтобы они стали веселыми и красивыми!

Дети: Давайте!

Воспитатель: Но сначала нам нужно подготовить наши пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять,

Все такие нужные,

Крепкие и дружные.

А теперь, мастера, за работу вам пора. Начнем с кукольного личика. Посмотрите, какие у моей матрешки глазки?

Дети: Голубые!

Воспитатель: Правильно. А какого еще цвета бывают глазки?

Дети: Зеленые! Серые! Коричневые!

Воспитатель: У матрешек обычно бывают голубые или зеленые глазки. А посмотрите, какие у моей матрешки волосы?

Дети: Жёлтые!

Воспитатель: А щёчки?

Дети: Розовые!

Воспитатель: А губы?

Дети: Красные!

Воспитатель: Давайте раскрасим личико нашим матрешкам.

Самостоятельная работа

Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте наших матрешек оденем. Очень любят все Матрешки разноцветные одежки ! Раскрасим яркими цветами сарафаны и платочки.

Самостоятельная работа (Оказать помощь затрудняющимся детям)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Какими теперь стали наши матрешки?

Дети: Красивыми!

Воспитатель: А ещё? (делает мимические движения)

Дети: Веселыми!

Воспитатель: Правильно, ребята. Станцуем танец веселых матрешек! Становитесь в круг скорей и порадуйте гостей!

(дети становятся в круг)

Воспитатель: Повторяйте за мной!

Мы веселые матрешки! Ладушки , ладушки! (дети хлопают в ладошки)

На ногах у нас сапожки! Ладушки, ладушки! (дети топают)

Завязали мы платочки! Ладушки, ладушки! (дети наклоняются в разные стороны, держа руки под подбородком)

Раскраснелись наши щечки! Ладушки, ладушки (дети растирают щечки) .

Воспитатель: Молодцы, ребята. Теперь наши красавицы-матрешки отправятся на выставку в мини-музей, чтобы наши гости смогли оценить их красоту. Попрощаемся с матрешками и пожелаем им успехов!

Дети: До свидания, матрешки!