Лекции по парикмахерскому искусству. Учебник по парикмахерскому делу

Кожа выполняет разнообразные функции и играет большую роль в организме. Она защищает внутренние органы от внешних воздействий, предохраняет от механических повреждений, регулирует температуру тела, вырабатывает кожное сало, выводит из организма излишнюю влагу и некоторые продукты распада белков, накопление которых в организме недопустимо, защищает организм от инфекций, принимает всевозможные внешние раздражения, передает их в мозг и доводит до нашего сознания.

Строение волоса.
Волосы - нитевидные придатки кожи, состоящие на 80...95 % из молекулы белка - твердого кератина. В состав волос входят вода (10... 15 %), липоиды, пигмент и микроэлементы.

У людей бывают три вида волос:
пушковые волосы, покрывающие все тело человека (очень тонкие и мягкие волосы, чаще всего не имеющие пигмента);
щетинистые волосы - короткие волосы длиной 1...2 см, к ним относятся брови, ресницы, борода и волосы, растущие в подмышках;
длинные волосы - толстые волосы нормальной длины.

Ультраструктура волоса. Стержень волоса, выступающий над поверхностью кожи, в поперечном сечении состоит из трех основных частей. Верхний слой волоса называется кутикулой, под ней находится кора (корковое вещество), под ней - мозг (мозговое вещество).

Кутикула состоит из 6... 10 находящих друг на друга слоев прямоугольных клеток с чешуйчатым строением и напоминает черепицу на крыше, края ее свободны и направлены вверх, такая форма сохраняется по всей длине волоса. Кутикула защищает корковое вещество от потери влаги и механических повреждений при расчесывании и укладке волос. Неповрежденные гладкие и блестящие клетки кутикулы 1 (рис. 1.2) плотно прижаты к стержню волоса и отражают свет.

Оглавление
Глава 1. Строение кожи и волос
1.1. Строение кожи
1.2. Строение волоса
Глава 2. Мытье головы
2.1. Моющие средства
2.2. Операция мытья головы
Глава 3. Массаж головы
3.1. Общие сведения
3.2. Основные массажные движения
3.3. Анатомические особенности волосистой части головы
3.4. Техника выполнения массажа
Глава 4. Стрижка волос
4.1. Виды стрижек
4.2. Операции стрижки волос
4.3. Техника выполнения стрижек
Стрижка «Полубокс»
Стрижка «Бокс»
Стрижка «Теннис»
Стрижки «Ежик», «Бобрик», «Каре»
«Боб каре» в мужской стрижке
Стрижка «Гарсон»
Стрижка «Ринг»
Особенности выполнения стрижки «Каре»
Стрижка «Сессон»
Стрижка «Каскад»
«Слоистая» стрижка
Глава 5. Укладка волос.
5.1. Общие сведения
5.2. Элементы прически
5.3. Холодная укладка
5.4. Выполнение волн холодным способом и схемы их расположения па голове....
5.5. Холодная укладка с применением бигуди и зажимов
5.6. Укладка феном
5.7. Укладка с применением щипцов
Глава 6. Химическая завивка
6.1. Изменение формы волос при химической завивке
6.2. Техника выполнения химической завивки
Глава 7. Окраска волос
7.1. Немного истории
7.2. Химия цвета
7.3. Обесцвечивающие вещества
7.4. Красители органического синтеза
7.5. Оттеночные красители
7.6. Красители естественного происхождения
Глава 8. Моделирование причесок
8.1. Влияние моды на моделирование причесок
8.2. Типы причесок и лица.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Основы парикмахерского дела, Панина Н.И., 2008 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

История парикмахерского искусства насчитывает тысячелетия. Как ни странно, прическа появилась в первобытном обществе намного раньше, чем одежда.

Уже в V тысячелетии до нашей эры люди уделяли немалое внимание уходу за волосами.

Прическа в далеком прошлом не только украшала человека, но и подчас была знаком профессии, социального происхождения, национальной принадлежности, а в особых случаях даже политической принадлежности. Каждая эпоха вносила что-то новое в развитие парикмахерского искусства, которое отражало быт и нравы каждого народа, представление людей о красоте.

Древний мир

Уже в первобытном обществе человек вынужден был выполнять простейшие парикмахерские процедуры: подрезал волосы кремневым ножом, обжигал над пламенем. Мужчины связывали волосы в пучки кожаным ремешком, женщины скручивали волосы в жгуты, плели косы.

Первые признаки парикмахерского искусства встречаются примерно в V тысячелетии до нашей эры у египтян. Они занимались окраской волос и ногтей, уделяли большое внимание и уходу за телом. При раскопках были найдены сосуды с косметикой.

Большое внимание уделяли изготовлению париков. Их делали из папируса, ткани, шерсти животных, окрашивали в разные цвета. Фараон, например, носил парик, как бы сотканный из множества косичек, пропитанных душистым маслом.


Египтяне уже делали завивку волос и париков при помощи холодной («мокрой») укладки. Пряди наматывали на деревянные коклюшки и обмазывали грязью, по высыхании грязь отваливалась. Туалетные процедуры выполнялись рабынями, причём каждая имела свою специальность.

Мужчины брили бороды бритвами из кремния или бронзы. Для ухода за волосами уже тогда были известны гребень, шпильки. Они были сделаны из дерева, слоновой кости.Раскопки показывают, что вавилоняне и ассирийцы тоже пользовались услугами парикмахера.

Здесь встречаются первобытные формы нашей современной бритвы.Но только у древних греков многочисленные правила и методы выполнения причесок, стрижек и бритья приобрели не только названия, но и истинный смысл парикмахерского искусства.


В Греции причесывание, завивка, надевание парика являлись своеобразным ритуалом, который длился иногда по нескольку часов. Эти процедуры выполнялись специально обученными рабынями, которых называли каламистрами. Каждая процедура - мытье, окраска, завивка, стрижка волос - выполнялась раздельно.Рабы-парикмахеры должны были не только умело причесать, но и соблюсти правила эстетики. Они должны были выдержать пропорцию, гармонию прически с чертами лица.

В Греции были уже настоящие салоны, где производилась стрижка бороды и волос, а также обработка ногтей.

От природы греки имели прямые, густые черные волосы. Вместе с тем в произведениях литературы часто фигурировали златокудрые красавицы.

Женщины изменяли природный цвет волос, прибегая к помощи щелочных составов, осветляли волосы толченым рисом и мукой. В большинстве случаев прическу делали из завитых волос, поэтому были усовершенствованы металлические стержни-щипцы (каламис).

Они представляли собой круглый стержень, который нагревали на жаровне, затем на него накручивали пряди волос. Для придания волосам блеска их смазывали оливковым маслом. В готовой прическе для ароматизации прядей прятали конусообразные пакетики с пахучей эссенцией их экстракта жасмина и козьего жира.

У древних римлян, так же как и древних греков, парикмахерское искусство пользовалось особым вниманием. Достаточно долго там господствовал греческий стиль, пока не выработался собственный. Римские патриции много часов проводили за прической.

Рабы – тонсоресс квалифицированно осуществляли различные работы с волосами: мыли их, ополаскивали в ароматических растворах, настоянных на травах. Они выполняли прически горячей завивкой металлическими стержнями, делали и «мокрую» холодную укладку с клейкими составами.

Стригли особыми серповидными бритвами.


С приходом моды на бритые мужские лица парикмахеры стали применять кроме серповидных бритв из меди горячие компрессы – прикладываемые к коже сильно нагретые льняные полотенца. Рабыня, которая проводила окончательную укладку волос и оформляла прическу украшениями, посыпала ее золотой пылью, лазоревым порошком, пропитывала ароматическими маслами, называлась кипасис.

В Древнем Риме существовали так называемые косметы - рабы, украшающие тело и лицо. Так как в моде была сильная бледность, то женщины белили себе лица и руки толчёным мелом. Для подводки век пользовались сажей или сурьмой. Губы подкрашивали и румянили щёки отстоем красного вина или растительной краской, называемой фукус.

В Китае и Японии для того, чтобы прическа была более устойчива, под волосяные пряди мастера подкладывали картонные подпорки, бархатные валики, подушки, они придавали прическе объемность. А для долгой сохранности прически волосы смазывали клейким составом, смолами или белками яиц.


Средневековье и эпоха Возрождения

Хорошо известно, что в ранней Средневековой Европе поиски в области моды и прически считались греховными, все плотское считалось «от дьявола» и изгонялось - в том числе, разумеется, и косметика. Женщины скрывали волосы под накидкой, сложные прически стали не нужны.

Расчески в это время делались из дерева или слоновой кости, в некоторых случаях из золота. На них вырезались ангелы и мифологические животные. Примерно в это время появились щетки из свиной щетины и из ежовых игл.

И, тем не менее, именно в эту эпоху инквизиции и религиозных войн в складывающихся городах ремесленники объединялись в цехи.

Цирюльники и брадобреи боролись за положение в обществе. Известно, что уже в Древней Италии было развито производство и сбыт косметики и парфюмерии, и центром его был город Капуя близ Неаполя. Там изготовлялись благовония, эссенции, притирания, гримировальные средства, помады.

Кроме бритья и стрижки, средневековые парикмахеры, которых называли банщиками, оказывали жителям городов и иные услуги гигиенического характера. Их цеховым гербом была медная мисочка для взбивания мыльной пены, которую также использовали как гонг для подачи сигнала об открытии бани. Таким образом посетители узнавали, что вода для купания уже достаточно горячая.

Кроме банщиков, в средневековых городах существовали цехи цирюльников, или брадобреев, которые позднее объединились с банщиками. Цирюльники предлагали и медицинские услуги: ставили банки, пускали кровь, прикладывали пиявки, вырывали зубы - по этой причине они охотно называли себя хирургами.

В эпоху Возрождения лавочки цирюльников росли в городах как грибы после дождя.

В начале XV века цех банщиков и цирюльников получил право иметь оружие и знамя с цеховой эмблемой - изображением сороки. Членам цеха дозволялось носить повязку с вышитым на ней гербом как знак цеховой принадлежности, при случае его можно было использовать для пережимания артерий.

XVI -XVII века

В эпоху Барокко, следуя введенной безволосым Генрихом III моде на парики, их стали носить по всей Европе, что способствовало развитию парикового дела. В начале XVII века Эрвэй, мастер по изготовлению фальшивых волос, изобрел парик-аллонж, т.е. парик с длинными локонами.

Из Франции этот вид парика распространился по всему миру. Из «Берлинской хроники» видно, что в 1674 г. в Берлине поселились три французских мастера парикового ремесла, а в 1716 г. упоминается о париковом цехе. Рабочие, занимавшиеся обработкой волос, назывались французским словом «постижер».

Еще большего взлета достигло парикмахерское искусство в первой половине XVII века, во времена абсолютизма во Франции.

Королевские лейб-парикмахеры создавали невероятное число моделей замысловатых причесок, которые должны были, по замыслу их авторов, подчеркивать величие придворных и членов королевской семьи. Каждый уважающий себя придворный парикмахер был обязан иметь под рукой специальные расчески для королевских париков с двойным рядом зубцов и специальным футляром.

Здесь, как и в античном мире, ценились парики. Мода на них продолжалась долго - вплоть до французской буржуазной революции 1789 г., когда была сметена не только сама королевская власть, но и всевозможные атрибуты этой власти: вне закона объявили и пудреный парик. Ношение его грозило владельцу судебной расправой.

XVIII век

В 60-70гг. XVIII века прически представляют собой целые волосяные сооружения в пол метра высотой, возводимые искусными парикмахерами-куаферами в течение нескольких часов.

В Париже специально готовили куаферов в академии парикмахерского искусства, созданной куафером короля Людовика XV – мэтром Легро. В это время появляются все новые прически как результат соперничества куаферов между собой.

В 1780 г. куафер Леонар придумал для королевы Марии-Антуанетты сложную прическу, украшенную волнами шифона, перьями драгоценностями. Для того чтобы ее выполнить, нужно было прибегнуть к помощи каркаса. Опора оплеталась волосами, маскируя железные или деревянные прутья.

На такие высокие прически использовали до десятка шиньонов. Прикрепляли их по поясам, на которые разделялась вся прическа. Часто каркасы заполняли батистовыми платочками или тонкой бумагой, чтобы особенно не утяжелять прическу.Оживление театральных представлений привело к побочной специальности по изготовлению театральных париков.

Демократизации моды, упрощению видов причесок способствовала французская буржуазная революция 1789 года, которая сгладила сословные различия, но не устранила их окончательно.


XIX век

В 60-е годы XIX века во Франции парикмахер императрицы Евгении Гуго изобрел специальный способ вытравливать волосы с помощью перекиси водорода. Вскоре в высшем свете не осталось ни брюнеток, ни шатенок.

Последовали годы развития капитализма, шедшего рука об руку с техническими изобретениями. Газ, электричество, завивка; все это так подействовало на парикмахерское ремесло, что наступила переоценка машинной работы, а искусство дамского парикмахера все больше и больше теряло свое значение.

К тому же, была объявлена свобода профессий, которая привела к устранению напряженности между банщиками, брадобреями и фельдшерами, и вместе с этим и к разграничению врачебной профессии от ремесла брадобреев.

Электрическая машинка для стрижки волос, вытеснившая с 1880 года ручную, придала профессии новый отпечаток.

В 1884 году немецкий парикмахер Фишер изобрел завивку мертвых волос. Изобретателем щипцов для волос является француз Марсель. Его изобретение, несмотря на множество мелких усовершенствований, к нашему времени в основном осталось без изменения.

На исходе XIX столетия парикмахеры начали борьбу за свое признание в общественной жизни, за единство всего ремесла. Были основаны первые корпорации. Корпорация «брадобреев, парикмахеров и мастеров парикового ремесла» состояла преимущественно из владельцев дамских и мужских парикмахерских, в «париковую и волосообрабатывающую корпора-цию» были объединены дамские и мужские парикмахеры.


XX век

Около 1904 г. Шарль Нестле (Карл Неслер или Нестлер), француз немецкого происхождения, изобрел термическую долгосрочную шестимесячную завивку (перманент). В 1909 г. он ввел впервые аппарат для завивки, нагреваемый электричеством. Аппарат весил около 900 г и был подвешен к потолку. От него свешивались на подвижных проводах с контрбалансами нагреватели. Для защиты головы от ожогов применялись войлочные кольца.

В большинстве случаев в парикмахерских работали сами мастера с несколькими учениками. Рабочая неделя составляла от 95 до 100 часов. После первой мировой войны были установлены часы работы, и рабочая неделя составила около 54 часов.

В двадцатые годы стали появляться предприятия по изготовлению аппаратов, машин и парикмахерских принадлежностей. Иосиф Майер выпустил в 1924 г. свое изобретение плоской намотки волос, вызвавшее в технике завивки большой переворот.

Успех этой техники был подтвержден ан конкурсах шестимесячной завивки в 1924 и 1925 гг. в Дрездене и в Карлсбаде. В это время появился новый аппарат низкого напряжения с внутренним нагреванием фирмы Wella. После такого большого успеха термической завивки возникла мысль производить завивку без аппарата холодным (химическим) способом.

В 1939 г. фирма Нестле-Лемюр, Нью-Йорк выпустила препарат для нового метода завивки и фиксирования формы волос.

Парикмахерское дело в России
Допетровская эпоха

История прически и стрижки России разнообразна. Но в своем большинстве славянские народы издревле носили длинные волосы и бороды, женщины - косы, для расчесывания которых использовали гребни. Найденные на раскопках гребни также стары, как история нашей культуры. Материалом для него служили дерево, рог, кость, металл. Под влиянием норманнов стали переходить к полудлинным волосам, бороды стали брить, оставляя только усы.

С распространением христианства вновь появляются длинные бороды, подстриженные в форме лопаты. Самой распространенной среди мужского населения Древней Руси от мала до велика была стрижка «под горшок». И эту работу выполняла домашняя прислуга у состоятельных граждан или глава семейства - у бедняков. С XIII века, вследствие татарского нашествия, русский люд стал подражать и стричься по восточному обычаю, даже брить голову наголо.

Царская Россия

В 1675 г. царь Алексей Михайлович издает указ - «иноземных обычаев не перенимать, волос на голове не подбривать, платья иноземного не носить». Большинство населения в этот период пользовалось услугами «холодных», бродячих цирюльников. В обязанности цирюльников входило не только стричь, брить, но и пускать кровь, ставить пиявки, вырывать зубы, лечить раны. Парикмахерским делом занимались и крепостные («тупейные художники»), которых содержали в большой строгости, не разрешая работать на других.

Петровские реформы ввели немецкие, а затем французские моды.

В 1702 г. Указ царя перечислял всех, кто должен надеть модные европейские костюмы и изменить прически. Нарушителей безбожно штрафовали. Был введен специальный «бородной ззакон» (пошлина на бороду): заплатив ее, владелец бороды отдалял на год ее сбривание. У городских ворот оборудуются специальные будочки, в которых находились наблюдатели и сборщики пошлины.

При правлении Петра I наконец женщины перестали быть затворницами и смогли посещать балы и ассамблеи. Вот тут-то и сыграла природа женщины основную роль. Пытаясь перещеголять остальных, дамы все больше требовали от своих кавалеров выписывать западных куаферов за неимением своих.

Так в русскую моду вошли прически большого объема из густых локонов и с украшениями из дорогих ювелирных изделий. Со временем Россия все же выработала свой собственный стиль, который был продиктован своеобразием русской натуры. Постепенно прически дам становились все менее вычурными, более скромными, что всегда отличало женщин России.

Старорусская прическа «под горшок» сохранилась только среди крестьян и старообрядцев. Состоятельные люди носили парики. В период царствования Елизаветы Петровны был введен Указ о пользе брадобрития. Бородной знак в 1762 году был отменен.

Уже в XVIII веке существовали журналы мод, их которых дамы узнавали о модных тенденциях не только в одежде, но и в прическе. Это «Библиотека Дамского Туалета», «Магазин Английских, Французских и Немецких Мод», «Модное ежемесячное приложение» и др.

Приведем фрагмент хроники 1799 г. (распоряжение столичного оберполицейского):

18 февраля - запрещается танцевать вальс.
2 апреля - запрещается иметь тупей, на лоб опущенный.
17 июля - запрещается всем носить широкие большие букли.
12 августа - «Чтобы никто не имел бакенбарды».

А. С. Пушкин писал об этом времени: «Народ, упорным постоянством удержав бороду и русский кафтан, доволен был своей победой и смотрел уже равнодушно на немецкий образ жизни обритых своих бояр».

1801 г. - Александр I издает Указ обрезать волосы и косы иметь только 4 вершка.

1806 г. - кадетам было-приказано стричь волосы под «гребенку».

1807 г. - офицеры носят косы только в торжественных случаях.

При дворе Екатерины II особенно распространилась мода на парики.

Цирюльники и куаферы

Цирюлен в городах было мало, и парикмахеры бродяжничали, нося с собой свой инструмент.Они ходили по базарам дворам и квартирам, выискивая клиентов.

Цирюльники таскали с собой громоздкие ящики, наполненные замысловатым инструментом и парфюмерией. На шее у них неизменно болтался деревянный стул, на который здесь же, на улице, усаживали клиентов. Появление на улице цирюльника всегда становилось событием. Вокруг сразу же собирались зеваки, останавливались прохожие, чтобы послушать их скоморошьи присказы:
- Бреем, стрижем бобриком-ежом, лечим паршивых, из лысых делаем плешивых, кудри завиваем, гофре направляем локоны начесываем, на пробор причесываем, парик промоем, кровь откроем, мозоль подрежем, косу купим и срежем, мушки клеим, стрижем да бреем.

Банки, пиявки, набор грудной степной травки! Эти присказы - своеобразный перечень работ и услуг, проходившихся цирюльниками.

Кроме стула, неизменной принадлежностью цирюльников, как мы уже заметили, был приборчик. В нем находились ланцеты, ножницы нескольких видов, широкие бритвы, сосуд для хранения живых пиявок, простейшие медицинские инструменты, загадочные медикаменты в темно-синих флаконах, а также некая «помада собственного изготовления, рекомендуемая для ращения волос»... Цирюльник в России - профессия уникальная, заключавшая в себе не только парикмахерское мастерство, но и обязанности доморощенного лекаря: он делал кровопускания, удалял зубы и даже лечил раны.


Бродячие цирюльники слыли высококвалифицированными мастерами парикмахерского дела, чем и сами нередко гордились. Каждый из них имел свой круг клиентов и своеобразную легализацию. Один служил, например, при дешевых городских банях, другой ходил «по приглашениям» по домам, третий работал в дорогом фешенебельном салоне.

Цирюльничье дело стало умирать в 90-х годах XIX столетия. Оно даже подвергалось запретам. На смену ему пришло дело парикмахерское.

После войны 1812 года французские пленные сменили мундиры на платье цирюльников. Французы имели шумный успех. Знатные князья выписывали настоящих парикмахеров из Парижа. В крупных городах открываются парикмахерские, принадлежащие иностранцам. Обставлялись они дорогой мебелью, зеркалами, витринами, много было парфюмерии и косметических средств.

На столиках лежали модные французские журналы, обслуживание стоило дорого.

Россия в области моды была полностью ориентирована на Францию. В салонах, в своем большинстве, заправляли французские мастера.

В Москве и Петербурге появились первые парикмахерские салоны, или, как их называли, «залы для стрижки и бритья». Заметим, что пользоваться их услугами могли только люди состоятельные, ввиду того, что любая из них обходилась весьма недешево. На фасадах этих заведений красовались вывески с изображением изящно причесанных кавалеров с блестящими от помады волосами.

Здесь же, в залах, не только стригли-брили, но и торговали парфюмерией. Обилие парикмахерских салонов, издание журналов по парикмахерскому делу и причёске способствали распространению всевозможных вариантов причёсок. Несмотря на внешний лоск и блеск (парикмахеры были одеты в хорошие костюмы, носили манишку и цветной галстук), их труд был сплошным унижением перед богатыми клиентами.

Парикмахерских школ в дореволюционной России не было. Обучение проходило «в мальчиках». И старые мастера не спешили делиться своими профессиональными секретами.

В 1860 году русские мастера Агапов и Андреев заняли первое место в конкурсе. А в 1888-1890гг. Иван Андреевич Андреев получил за прически ряд наград и Почетный диплом заслуженного профессора парикмахерского искусства.

В 1886 г. за участие во Всероссийской выставке он получает Большую серебряную медаль. А, участвуя вне конкурса в 1888 г. в Париже и выполнив три прически, он поразил Высокое жюри и ему вручили бриллиантовые академические Пальмы.

В 1900 г. на Всемирной выставке в Париже ему вручили награды «За искусство», Золотой крест и Диплом, подтверждающий звание действительного заслуженного профессора парикмахерского искусства. После этого Андреев стал признанным профессором парикмахерского искусства, его приглашали в жюри, экспертом на выставки, конкурсы, показы причесок. Он побывал во многих столицах Европы.

В 1909г. И. А. Андреев выпустил книгу своих воспоминаний, Альбом причесок, которые были удостоены высоких наград, был издан первый каталог.

Парикмахерское дело в СССР

В первые годы XX века вновь наблюдается преклонение перед заграницей. Дамские мастера - французы - отводили русским парикмахерам лишь роль подмастерьев.

И хотя они уже доказали, что никакая сложность дамского парикмахерского искусства им не страшна, но укоренившаяся в сознании зависимость от заграницы продолжала довлеть над русскими мастерами. В первые три десятилетия XX века парикмахерское искусство находилось на невысоком уровне. Первая мировая война, революция, гражданская война - все это отрицательно сказалось на уровне жизни общества, не говоря уже о парикмахерских услугах.

В 1914 г. - появляется «Русская стрижка» - первая короткая женская стрижка, внесшая такое нежное очарование в облик россиянок. Короткие волосы дали новый импульс для парикмахеров. Их стали укладывать при помощи холодной укладки или горячими щипцами.

Это был хоть какой-то «прогресс». Только к концу 30-х годов в России появляется довольно широкая сеть парикмахерских, оказывающая населению большой набор услуг.


Наряду с модными в то время стрижками типа «Фокстрот» женские парикмахеры с успехом выполняли сложные прически методом укладки волос горячими щипцами. Популярна была и длительная завивка (перманент). На коротких волосах она выполнялась горизонтальным методом, на длинных - вертикальным. Технологический процесс осуществлялся паровыми или электрическими аппаратами довольно примитивно, так как аппаратура изготовлялась еще кустарно. Для окраски употреблялись преимущественно металлические краски.

В 1936 г. в специальном приказе Народного Комиссариата коммунального хозяйства РСФСР предусматривалось не только расширение сети парикмахерских и улучшения их работы, но и коренное изменение методов работы мастеров. Были разработаны новые правила, новые прейскуранты.

Большое значение имело постановление о присвоении мастерам категории в зависимости от их квалификации и о введении звания «мастер парикмахерского дела». Открываются первые салоны. Мастера начинают работать электрическими машинками для стрижки, появляются аппараты для электрической и паровой завивки. Парикмахеры в 1938 г. получили трудовые книжки. К 40-м годам - термическая завивка прочно вошла в арсенал услуг дамского парикмахера.

Великая Отечественная война перечеркнула все из того, что было создано, страна потеряла много квалифицированных мастеров.

В послевоенный период парикмахерские вновь стали возрождаться из пепла. Изобретенный в тридцатые годы в США химический метод завивки волос только к пятидесятым годам будет широко внедрен в парикмахерские услуги России и других союзных республик бывшего СССР. Наряду с этим становится популярной укладка волос на бигуди.

Эти виды работ постепенно вытесняли из практики парикмахеров укладку горячими щипцами, завивку паровыми и электрическими аппаратами. А появление окислительных красителей из парофенилендиамина (урзол) позволило упростить технологию и расширить цветовую гамму оттенков при окраске волос.

Оторванность от внешнего мира и государственные проблемы переориентировали массу народа от естественного человеческого желания быть изящным, красивым и нравиться окружающим. Получившая распространение химическая завивка к концу 50-х выразилась в том, что женщины стали украшать голову мелкими кудряшками. Но появляются и огромные, гладко зачесанные головы с сильным тупированием.

А Московский фестиваль украсил женщин прической «Венчик мира». Перевалив через середину века, парикмахерское дело медленно и уверенно поднимается в очередной раз с колен.

На работу парикмахеров России сильное влияние оказывает кино и иллюстрированные журналы. Женщины очнулись от страшного сна и с особым рвением задали работы парикмахерам. Французская актриса Брижит Бардо, снявшаяся в главной роли в фильме «Бабетта идет на войну», на несколько десятилетий стала законодательницей моды среди женщин. Другая актриса - Марина Влади - ввела в моду прямые волосы после фильма «Колдунья».

В 1963-1964 гг. распространяется плетение из волос. Стали применять дополнительные косы и шиньоны. Парикмахеры после рабочего дня садились по домам за плетение и тамбуровку париков шиньонов, выполняя срочные заказы клиентов.

В конце 60-х годов и мужчины стали завивать волосы при помощи химической завивки. И еще один сюрприз. Возрождается страсть к парикам.


Это был настоящий бум. На этот момент они были очень популярны в Европе и Америке. Парики были синтетические, из моноволокна машинного производства, и их носили как женщины, так и мужчины. Тогда уже у россиян проявилась национальная черта - купить парик, но при этом обязательно немецкий, а лучше - японский.

С этого момента отечественные товары не пользуются спросом. Это прибавило работы парикмахерам, и наметился незначительный подъем. Прически стали сочетать в себе несколько элементов - стрижку, завивку в локоны, мягкие волны. Основным инструментом парикмахеров становятся бигуди, фен.

В начале семидесятых годов наблюдается отток мужчин-парикмахеров, а это связано с непопулярностью профессии. Мужчины-мастера дорабатывали свой трудовой стаж, как законопослушные граждане. Молодые юноши не шли в парикмахеры, считая это зазорным и унизительным «ковыряться» в голове клиента. Такой настрой сохранятся до конца XХ века.

На смену пришла прекрасная половина. Женщины России стали интенсивно заполнять освободившуюся нишу. Они полностью заняли все должности, от уборщицы до хозяина парикмахерской. Молодая смена мастеров пытается осилить достижения своих предшественников - мужчин.

Но, столкнувшись с титаническим трудом, делает скромные по объему и деталировке прически типа «букли». Страну продолжают затоваривать синтетическими париками разной цветовой палитры. Цвет волос у женщин начинает часто меняться: то ярко-рыжий, черный, вытравленный белый (обесцвечивали волосы до его разрушения), то нежные цвета осени.

В середине 70-х годов в Россию приходит стрижка «Сэссун», которую предложил Видаль Сэссун - английским парикмахером.

Это было открытие века в технологии стрижки. В лексиконе парикмахеров появилось понятие модельной стрижки, и наряду с ней возрастает стоимость услуги. Многие прически делают на базе химической завивки. Дополнением причесок стали накладные волосы - локоны и косички. По стране открывается сеть парикмахерских, оборудованных по последнему слову техники.

Ориентируясь на запад, в стране проводят конкурсы и показы, первый из которых прошел в 1970 г. В 1981 году на международном конкурсе парикмахерс кого мастерства Важей Мхитаряном создается прическа «Музыка», которая завоевывает первое место.

Во всех областях и городах СССР появляются экспериментальные лаборатории по образцу ЦПКТБ/ОТПУ ЦПКТБ Росбытсоюза/ - Центральное проектно-конструкторское и технологическое бюро Минбыта РСФСР. Возглавляла его Долорес Кондрашова. Это принесло только убытки городским объединениям бытового обслуживания. На этом этапе Министерство бытового обслуживания, являлось, по сути, монополистом. Низкие расценки, большой план и завышенные требования довели парикмахеров до нищенства.

В наше время профессия парикмахера обрела новое звучание и стала достойным выбором для многих. И в этом нет ничего удивительного, ведь эта профессия замечательна тем, что прочно ассоциируется у нас с такими понятиями как «красота», «элегантность», «хорошее настроение».

Можно с уверенностью сказать, что профессия парикмахера в современном мире полностью поменяла свою полярность, перестала ассоциироваться с чисто женским ремеслом. Сегодня это - стиль, новые технологии, креатив, участие в конкурсах и возможность творческого самовыражения.

Мода, как известно, никогда не стоит на месте - она переменчива, она всегда соответствует предлагаемым обстоятельствам. В наш век скоростей, информации и Интернета она меняется особенно быстро. Что дальше? Сказать сложно. Подождем…

Цирюльник (устар.) - парикмахер, владеющий также элементарными приемами врачевания

Постижер (фр. posticheur) – подушка, которую дамы носили при себе и на которой расчесывались парики

Куафёр (фр. coiffeur) - уст. парикмахер

Из этого впоследствии развилась профессия театрального парикмахера, а с появлением кино - и профессия гримера.

Он же изобрел и искусственные ресницы.

Бигуди - приспособление для завивки волос цилиндрической формы. Изготавливаются из металла, резины, пластмассы.

Тупировка - взбивание волосяной пряди для придания пышности и объема.

Тамбуровка - прикрепление волос к материалу. Применяется при изготовлении постижерских изделий.

Красота - неотъемлемая часть каждой женщины. Именно на красоту женщины тратят больше всего времени и денег. Маникюр, педикюр, макияж и фигура - это очень важно, но больше всего девушку украшают её волосы, которые обязательно должны быть ухоженными. Выглядеть роскошно нашим волосам помогают парикмахерские. И что бы мы без них делали?

укладка...

С одной стороны, парикмахерское искусство - это точная наука, но с другой стороны, парикмахер должен уметь чувствовать каждого клиента, так как одна и та же стрижка может выглядеть на всех по-разному. Парикмахерское искусство, несомненно, является одним из самых ответственных, так как требует внимания и умения мастера. Он не имеет право на ошибку, ведь от его работы всецело зависит внешний облик клиента. На плечах парикмахера лежит важная задача - создание целого образа. Ему нужно не только изучить различные техники, но и научиться их качественно применять. Итак, сегодня мы поговорим о таком понятии, как колористика.

Что это такое?

Что собой представляет колористика? Вообще, в широком понятии колористика - это наука о цвете. Она изучает природу и взаимодействие цветов, их совместимость, гармонию. Оттенки играют немаловажную роль в образе человека. Оказывается, существуют даже специальные колористические центры, которые помогают людям подобрать цвета, подходящие их В нынешнее время не менее важна колористика для парикмахеров. Теория ученого Иоганнеса Иттена и стала основой для этой техники. Согласно этой теории, всех людей можно условно разделить на четыре цветовых типа, соответствующих временам года.

Гармония цвета

Именно на игре цвета и его оттенков построена колористика для парикмахеров. Теория цветоделения немецкого ученого В. Оствальда лишь подтвердила многообразие основных характеристик цвета. Для того чтобы научиться правильно сочетать цвета, был придуман так называемый Обычно его делят на четыре равные части. Каждая часть будет заключать в себе гармонирующие цвета. Всю можно разделить на теплые (красный, желтый, оранжевый) и холодные (синий, голубой, зеленый, фиолетовый). Также, цвета подразделяются на первичные и вторичные. Первичные - это те, которые нельзя получить путём смешивания. К ним относятся только три цвета - жёлтый, красный и синий. Вторичными называют те, которые можно получить при смешивании основных. Для того чтобы понять, как правильно сочетать тона, нам нужно обратиться к цветовому кругу. В него нужно вписать треугольник с равными сторонами. Цвета, расположенные на вершинах этого треугольника, и будут являться гармоничными.

В парикмахерском искусстве замечательные свойства цветов смешиваться, дополняя или изменяя друг друга, используются довольно часто. Например, когда нужно избавиться от нежелательной желтизны при блондировании.

Немного из истории

Сделать свой образ ярче люди стремились еще в древности. Они окрашивали волосы кровью и отварами трав, маслами известняком - придумывали изощренные методы. Самой популярной натуральной краской для волос того времени была хна, которая производится и по сей день. Интересно, что волосы окрашивали не только женщины, но и мужчины.

В средние века, согласно церковным законам, окрасить волосы в другой цвет приравнивалось к совершению греха. Девушек с рыжими волосами называли ведьмами и сжигали на костре. Нарушая церковные устои, женщины продолжали окрашивать волосы.
С течением времени люди стали придумывать более гуманные методы окрашивания волос. Они поняли, что лучше обратиться к химии, нежели использовать органы и кровь неповинных животных. На мировую арену вышли известнейшие в наше время бренды - "Лореаль", "Шварцкопф", "Лонда".

Виды колорирования

Широкий колорит цветной палитры позволяет нам экспериментировать с волосами. Если раньше волосы просто красили в один тон, то сейчас вариантов намного больше. Какие же техники окрашивания волос существуют сегодня?

Омбре. В последнее время эта техника пользуется невероятной популярностью как среди подростков, так и среди взрослых женщин. Техника заключается в плавном переходе цвета от темных корней к светлым кончикам. Такое окрашивание универсально, т. к. подходит и брюнеткам, и блондинкам, и рыжим.

Блондирование. Волосы окрашивают в различные Такая техника подойдёт даже брюнеткам, правда, придется изрядно попотеть, чтобы добиться желаемого результата.

Мелирование. Традиционная техника окрашивания, которая пользовалась популярностью сначала на западе, а потом покорила и Россию, а именно ее женскую половину. Мелирование создает эффект выгоревших на солнце волос, так же как и техника шатуш.

Поговорим о нюансах

Чтобы клиент был доволен результатом, обязательно нужно учесть некоторые нюансы:

Перед окрашиванием изучите структуру кожи головы и волос.
- Вы обязательно должны войти в психологический контакт с клиентом. Узнайте его требования и подумайте, соответствует ли им реальная возможность.
- Используйте только качественную краску, не экономьте на своих клиентах.
- Теперь что касается цветового круга. Помните, что переход от одного оттенка к другому осуществляется только по направлению часовой стрелки.

Главное - не допустить ошибку

Допускать ошибки запрещает колористика для парикмахеров. Теория и практика - понятия неразделимые. Поэтому мастер должен уделять внимание не только теоретической части, но и практической. Но не всегда виноват мастер. Да, он, определенно, несет вину за результат. Но ваши волосы могут просто не поддаться красителю. Поэтому основная задача парикмахера-колориста заключается в том, чтобы изучить структуру ваших волос и подобрать нужные ингредиенты. Вы можете записаться на уроки колористики для парикмахеров. Посещая их, вы узнаете очень много новой и полезной информации.

В целях предотвращения неудовлетворительного результата и закрепления навыка придумали задачи по колористике для парикмахеров. Смысл их в том, чтобы рассчитать нужное количество красителей для получения определенного результата. Поэтому, как и любая другая техника, колористика для парикмахеров - теория и практика.

В любом деле навык приходит со временем. Колористика для начинающих парикмахеров может оказаться довольной трудной для освоения. Но не стоит отчаиваться и опускать руки, если у вас что-то не получается. Для того чтобы овладеть этой техникой, вы можете записаться на обучающие курсы по колористике для парикмахеров, посетить различные тренинги, уроки.

Основы колористики должен знать каждый парикмахер, дабы избежать неудовлетворительного результата. Окрашивание волос - это серьёзный процесс, и базовые знания о цвете, его оттенках и сочетаниях помогут вам удовлетворить запросы клиентов и порадовать их качественной работой и прекрасным результатом!

Муниципальное образовательное учреждение

Тогучинского района Межшкольный учебный комбинат

МЕТОДИЧЕСКОЕ

ПОСОБИЕ

ПАРИКМАХЕРСКОМУ ИСКУССТВУ
ДЛЯ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕЖШКОЛЬНОГО УЧЕБНОГО КОМБИНАТА

по направлению

«Парикмахер»

Преподаватель парикмахерского искусства

Солодова З. А
Тогучин 2002


Пояснительная записка

4

РАЗДЕЛ: Инструменты, электрооборудование. Техника безопасности

1-6 стр.

Тема: Инструменты, приспособления.

1 стр.

Тема: Приемы держания инструментов.

3 стр.

Тема: Электрооборудование. Техника безопасности

4 стр.



6 стр.

РАЗДЕЛ: Анатомия кожи, волос.

7-13 стр.

Тема: Анатомия кожи.

7 стр.

Тема: Анатомия волос.

9 стр.



13 стр.

РАЗДЕЛ: Уход за волосами.

14-20 стр.

Тема: Моющие вещества.

14 стр.

Тема: Основы ухода за волосами.

15 стр.

Тема: Лечение волос. Массаж головы.

17 стр.

Контрольные вопросы для сдачи зачетов.

20 стр.

РАЗДЕЛ: Укладка волос .

21-28 стр.

Тема: Элементы причёски. Способы формирования локонов.

21 стр.

Тема: Укладка волос с помощью бигуди.

24 стр.

Тема: Средства для укладки волос.

25 стр.

Тема: Укладка холодным способом. Укладка волос феном.

26 стр.

Контрольные вопросы для сдачи зачёта.

28 стр.

РАЗДЕЛ: Основы профессиональной этики.

29-35 стр.

Тема: Психологическая культура.

29 стр.

Тема: Обслуживание клиента.

32 стр.

Контрольные вопросы для сдачи зачётов .

35 стр.

РАЗДЕЛ: Стрижка волос.

35-46 стр.

Тема: Операции стрижки.

36 стр.

Тема: Мужские стрижки.

40 стр.

Тема: Женские стрижки.

44 стр.

Тема: Детские стрижки.

46 стр.

Контрольные вопросы к сдаче зачётов.

46 стр.

РАЗДЕЛ: Маникюр.

46-53 стр.

Тема: Основы маникюра.

46 стр.

Тема: Технология выполнения маникюра.

50 стр.
ОГЛАВЛЕНИЕ

Тема: Виды маникюра.

52 стр.

Контрольные вопросы для сдачи зачётов.

53 стр.

РАЗДЕЛ: Санитария и гигиена.

53-57 стр.

Тема: Санитарно – профилактические мероприятия.

54 стр.

Тема: Оборудование рабочего зала.

55 стр.

Контрольные вопросы для сдачи зачётов.

57 стр.

РАЗДЕЛ: Моделирование прически.

58-67 стр.

Тема: Моделирование.

58 стр.

Тема: Классификация причесок.

59 стр.

Тема: Типы лиц и прическа.

61 стр.

Тема: Композиция прически.

64 стр.

Контрольные вопросы к сдаче зачетов.

66 стр.

РАЗДЕЛ: Химическая завивка волос.

67-75 стр.

Тема: Препараты для химической завивки волос.

67 стр.

Тема: Простая химическая завивка волос.

70 стр.

Тема: Методы химической завивки волос.

73 стр.

Контрольные вопросы для сдачи зачета.

75 стр.

РАЗДЕЛ: Окраска волос.

76-89 стр.

Тема: Препараты для окрашивания волос.

76 стр.

Тема: Цветоведение.

79 стр.

Тема: Окрашивание волос.

81 стр.

Тема: Способы окрашивания волос.

87 стр.

Контрольные вопросы для сдачи зачетов.

88 стр.

РАЗДЕЛ: Макияж.

89-97 стр.

Тема: Технология макияжа.

89 стр.

Тема: Тонкости макияжа.

92 стр.

Тема: Основные правила макияжа.

94 стр.

Контрольные вопросы для зачета.

97 стр.

РАЗДЕЛ: Постижёрное дело.

97-99 стр.

Тема: Общие сведения.

97 стр.

Тема: Технология выполнения.

98 стр.

Контрольные вопросы для сдачи зачётов.

99 стр.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Профессия парикмахера, как и любая другая, требует определенных качеств: аккуратности, смелости в принятии решений, уверенности в себе, способности выполнять монотонную кропотливую работу и любви к творчеству. И если вы решили стать парикмахером, то, несомненно, вы должны развивать в себе эти качества.

Цель методического пособия : способствовать подготовке мастеров парикмахерского дела, владеть высокими, отвечающими требованиям, которые предъявляются работникам сферы обслуживания.

Методическое пособие, разработанное для изучения парикмахерского искусства в МОУ Тогучинского района межшкольном учебном комбинате учащимися VII-XI классов. Для детей данного возраста повышается творческая и познавательная активность, они стремятся узнать что-то новое, чему-либо научиться, причем делать все по-настоящему, профессионально, как взрослые. Это стимулирует подростков к выходу за пределы обычной школьной программы в развитии своих знаний, умений и навыков.

Многие мальчики и девочки в подростковом возрасте сами стараются овладеть различными профессиональными умениями, причем профессионально ориентированное увлечение детей этого возраста может приобрести характер настоящей увлеченности, когда все остальное для ребенка отходит на второй план и любимому делу он отдает все свое свободное время.

К этому методическому пособию нарисованы плакаты, рисунки, чертежи и схемы для каждого раздела и темы, для лучшего изучения парикмахерского искусства, преподавателем Солодовой З.А. парикмахер-универсал 5 разряда. Стилист.

Бывает, что, выходя из парикмахерской, многие люди не чувствуют себя удовлетворенными. Часто это происходит оттого, что они не находят общего языка с мастером, не могут объяснить, чего хотят или просто не знают этого.

Это методическое пособие не только поможет вам овладеть парикмахерским языком, в нем даны описание современных методов и способов стрижки волос, раскрыты основы моделирования, описана техника постижерного дела. Отдельные разделы посвящены рассказу об окраски и химической завивки волос, о новейших средствах по уходу за волосами, о способах укладки волос и необходимых инструментов для выполнения парикмахерских услуг, а также вы узнаете о маникюре и макияже. Кроме того, в методическом пособие рассказываются основы психологической культуры и межличностных отношений – ведь правильные взаимоотношения могут быть построены только на знании психологии других людей. Также вы прочтете много интересного в разделе санитария и гигиена.

Для проверки своих знаний в конце каждого раздела напечатаны контрольные вопросы.

РАЗДЕЛ: ИНСТРУМЕНТЫ, ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ.

Тема: Инструменты, приспособления.
Инструменты - это орудия производства парикмахера, применяемые для выполнения различных операций с волосами, в результате которых они изменяют свое состояние.

Инструменты делятся на три вида:

1. Инструменты для расчесывания (расчески и щетки всевозможных форм);

2. Режущие инструменты (бритвы, ножницы);

3. Инструменты для завивки и укладки волос (бигуди, коклюшки, папильотки)

Инструменты для расчесывания.

Расчески. Самый распространенный и необходимый инструмент. Материалы, из которых изготавливают расчески, стойкие к воздействию химических веществ, применяемых в парикмахерских, не деформируются от горячей воды, изготовлены из материала не способного накаливать электрические заряды, они хорошо отшлифованы т.к. их обрабатывают в ручную.

Расчески бывают:

1. Металлические, их изготавливают из алюминиевых сплавов.

Нельзя использовать при окраске и химической завивке волос.

2. Неметаллические, их изготавливают из нейлона, капрона, перлона.

Нельзя использовать при горячей завивки волос.

3.Натуральные, их изготавливают из рога животного, дерева, щетины животного. Самый дорогой инструмент выполняется в ручную.

Расческа состоит: из обушка и зубов, концы расчесок с торцевой части могут быть различными и оканчиваться либо ручкой, либо хвостиком.

Расчески делятся на 4 типа:


  1. Комбинированные, на рабочей поверхности, которых половина редких и половина частых зубьев; длина расчески 15-20 см.

  2. Расчески с однородным расположением зубьев - только с редкими или только с частыми зубьями; длина расчесок 15-20 см.

  3. Расчески с остроконечной ручкой. Длина расчесок не превышает 18-20 см.

  4. Расчески с обычной ручкой. Длина расчески 18-20 см. Зубья или широкие или тонкие редкие.
Виды расчесок: (зависят от выполняемых функций)

  • расческа с редкими широкими зубьями для причесывания мокрых волос;

  • комбинированная расческа для начёса и тупирования волос;

  • расческа для стрижки коротких волос и длинных;

  • расческа – вилочка для начеса;

  • расческа с ручкой-хвостиком для отделения прядей при накрутке или делении волос на проборы;

  • расческа с крючком для мелирования через шапочку;

  • фигурная расческа для создания рельефных линий;

  • расческа – кисточка для окраски волос;

  • афро - расческа для курчавых волос.
Щетки. Корпус щетки бывает: металлический, неметаллический. Щетинки в щетке только натуральные, только металлические. Собирают щетки в ручную.

Состоят щетки : из корпуса с ручкой, в корпусе множество разных щетинок.

Виды щеток:


  • щетка для расчесывания;

  • щетка для массажа (с шариками на концах щетинок);

  • каркасная щетка для укладки волос феном;

  • круглая щетка « брашинг» для формирования локонов и закругления концов прядей волос;

  • щетка - шар для быстрой укладки волос феном, для увеличения объема пышности прически;

  • щетка для причесывания верхнего слоя начесанных волос.
Режущие инструменты.

Ножницы. Для стрижки волос в парикмахерской применяются специальные ножницы. Они отличаются от обычных, используемых в быту, более изящной отделкой, лучшими сортами стали, идущими на их изготовление, а также наивысшей точностью шлифовки рабочей поверхности. Некоторые фирмы выпускают ножницы с антиаллергеновым покрытием. А также могут быть покрыты хромом, титаном, позолотой, иметь цветной перелив. Средняя длина ножниц 170-180 см, концы ножниц тупые.

Ножницы состоят: из трех частей двух одинаковых половинок и скрепляющего их винта. Каждая половинка ножниц состоит из полотна, рычага и кольца, хвостик на одной половинке. На полотне ножниц имеются концы, жало и рабочие поверхности (трущиеся стороны полотна). Полотно является главной частью ножниц.

Существуют два вида ножниц:

1.Прямые для стрижки волос.

2.Зубчатые или филировочные для разреживания волос. Они бывают двусторонние и односторонние, с мелкими зубьями с крупными зубьями.

Нельзя использовать ножницы для других целей, например, резать бумагу, кожу и т.д.

Нельзя ударять ножницы о твердые предметы, оставлять мокрыми после дезинфекции, хранить без чехла и футляра.

Бритвы. Существует два вида бритв в парикмахерских :

Опасная бритва - предназначена для стрижки и бритья. Состоит из двух основных частей; из ручки (футляра) и клинка, которые соединены между собой заклепкой. Ручка состоит из двух половинок и двух заклепок. Клинок состоит из рабочего полотна, шейки и хвостика. На рабочем полотне бритвы различают жало, спинку (обушок), головку, пятку. На шейке бритвы имеются поперечные насечки.

Бритва бывает : а) сборная – жало вставляется (лезвие)

б) несборная - жало литое.

Безопасная бритва используется для филировки волос. Ее еще называют филировочная бритва.

Состоит из ручки, предохранительной гребёнке, скрепляющего винта, лезвия, штатив – направляющего.

Филировочный нож (безопасная бритва) лезвие вставлено между двумя пластинками с зубьями. Он имеет насадки.

Инструменты для завивки и укладки волос.

Бигуди - самый распространенный инструмент в парикмахерской с помощью бигуди выполняют различные локоны, а из локонов оформляют почти все прически. Диаметр рабочей части бигуди от 1 до 5 см, средняя длина от 5 до 10 см.

Существует четыре типа бигуди:

Первый тип бигуди. Металлические бигуди с планкой. Представляют собой полный цилиндр отверстиями, резинкой и с планкой.

Второй тип бигуди. Металлические бигуди без планки. Представляют собой полный цилиндр с отверстиями, резинкой. Могут быть, без резинки тогда они закрепляются шпилькой или зажимом.

Третий тип бигуди . Бигуди ёжики. Бигуди этого типа представляют собой цилиндр, который покрыт большим количеством шипов от 1 до 5 мл в длину. Это шипованная поверхность равномерно распределяет пряди волос.

Четвертый тип бигуди. Вертикальные бигуди. Эти бигуди отличаются от второго типа, тем, что фиксирующее устройство представляет собой вид зубцов, равномерно распределенный, по торцевому концу бигуди и направлены в одну сторону.

Папильотки. При накрутке не имеют заломов и хорошо прокручиваются концы волос, не оставляя заломов. Они паралоновые в середине проволока.

Коклюшки. Предназначены для химической завивки волос.

Изготавливают из пластмасса, дерева, резины. Длина от 6 до 10 см, диаметр средней части коклюшки в 1,5-2 раза меньше чем диаметр концов коклюшки. Самые тонкие имеют диаметр 3 мм, самые толстые имеют диаметр 2 см.

Виды коклюшек:

а) спиральные б) вертикальные в) горизонтальные.

Горизонтальные бывают мелкие, крупные, средние.

Шпилька. Предназначена для химической завивки волос «восьмерка».

Приспособление.

Это предметы, которые способствуют выполнению операций с волосами. Они играют второстепенную роль.

К приспособлениям относятся:


  • Пульверизатор, который предназначен для смачивания волос.

  • Зажимы используют при стрижке, окраске, укладке, химки и т.д.

  • Кисточки используют при окраске, бритье, стрижке, мелировании.

  • Сеточки для волос используют при сушке волос, когда клиента садят под СШ (сушуар).

  • Шапочка для мелирования.

  • Тальк для посыпки перчаток.

  • Мензурка для измерения жидкости препаратов.

  • Утепляющий колпак используется для химической завивки волос и для лечения.

  • Резиновые перчатки используются при работе с химическими препаратами.

  • Бумага для химической завивки.

  • Фольга для окраски современными способами и т.д.

Тема: Приемы держания инструментов.
Способы держания ножниц.

Рабочее положение: ножницы держат в правой руке, большой палец кладется в нижнее кольцо, безымянный палец в верхнее кольцо, мизинец на хвостик. Средний и указательный пальцы ложатся на рабочую часть полотна. Работу выполняет большой палец.

Не рабочее положение : ножницы держатся в правой руке, мизинец на хвостике, безымянный в кольце, средний и указательный на рабочей поверхности полотна, большой палец на уровне указательного пальца. Ножницы придавлены к ладони закрытыми.

Способы держания опасной бритвы.

Бритву располагают режущей кромкой (жалом) вниз, мизинец находится на хвостике, указательный, средний, безымянный пальцы - на верхней кромке шейки, большой палец поддерживает бритву снизу, упираясь в кромку шейки у рабочего полотна. Раскрытая ручка бритвы находится между мизинцем и безымянным пальцем.

Способы держания расчески.

Рабочее положение:

Первый способ - расческу держат в правой руке обушком к ладони. Большой палец правой руки упирается в среднюю часть расчески с внутренней стороны от мастера, а остальные пальцы поддерживают расческу с другой стороны.

Второй способ - держание расчески отличается от первого лишь тем, что расческа обращена к ладони не обушком, а зубьями. Этим способом держание расчески пользуются для причесывания и тупирования.

Третий способ держания расчески распространен при укладке волос волнами. Расческа располагается в правой руке почти также как и при первом способе, но мизинец находится с той стороны, где большой палец.Это дает возможность наиболее прочно удержать расческу и выполнять нужное движение в любых направлениях. Этот способ держания расчески в левой руке применяется при завивке волос щипцами.

Четвертый способ держания расчески используется при стрижке волос.

Расческу держат в левой руке. Большой палец располагается вдоль обушка, а указательный - напротив, на зубьях.

Пятый способ используется при стрижке спортивных причесок. Расческу держат в левой руке. Большой и указательный пальцы располагаются вдоль плоскости расчески, причем обушок расчески упирается в полусогнутый средний палец.
Не рабочее положение

Расческа в левой руке между указательными большим пальцем, зубьями упираются в руку мастеру.

Тема: Электрооборудование.

Техника безопасности.
Электрооборудование.

Это оборудование, работающее при помощи электричества, оно используется мастером парикмахером при каждом обслуживании клиента.

Существует два типа:

Электроаппаратура.

Используется при выполнении парикмахерских услуг.

Виды электроаппаратуры:


  • .Сушуар для сушки волос (СШ-1)

  • Аппарат для обработки волос паром.

  • Компресник

  • Сушильный шкаф

  • Машинка для очистки белья от волос

  • Электроводонагреватель.

  • Уф - стерилизатор

  • УДПИ (устройство дезинфекции парикмахерских инструментов) и т.д.
Электроинструменты.

Используются парикмахером при выполнении операций с волоса

Виды электроинструментов:

1. Электрическая машинка для стрижки волос. Предназначена для стрижки волос (в основном в мужском зале) и окантовки, для выполнения узоров на голове, шее и висках. Она должна быть почти бесшумной и нетяжелой.

Машинка для стрижки волос бывает 2 типов:

А) электрическая Б) ручная

Электрическая машинка для стрижки состоит: из 2 ножей, рычага ножей, двух скрепляющих винтов для поддержки ножей, из корпуса на котором находятся: винт для регулировки напряжения питания, переключатель скоростей, кольцо для подвески машинки, шнура, вилки.

2. Фен. Предназначен для сушки и укладки волос. Он должен быть легким, мощным =от 1600 и более, не слишком шумным. Кнопки переключения скорости и температурного режима должны располагаться удобно для руки.

Фен состоит: из ручки и корпуса, на корпусе имеется сопл (куда поступает воздух, надеваются насадки), рассеиватель воздуха, на ручки фена имеется переключатель скоростей, в основном 1и 2 скорость, переключатель воздуха, в основном 1.холодный, 2.теплый, 3.горячий; кнопка для моментального охлаждения, необходима для фиксации локонов; кольцо для подвески фена; шнура и вилки.

Фен имеет две насадки:

Диффузор – для подсушивания накрученных волос, для объема волос. Диффузор бывает с шевелящимися пальчиками и простыми пластмассовыми.

Простая насадка - для укладки волос с помощью щетки и сушки волос.

3. Фен – плойка , для укладки и сушки волос. Она в какой-то мере заменяет фен и щипцы. В основном удобна в домашних условиях. Легка в употреблении. Имеет очень много насадок: а) простая (как у фена); б) расческа простая; в) расческа плойка с шипами убирающимися; г) расческа – щетка и т.д.

Состоит: из вилки, шнура кольца ручки (корпус), переключателя скоростей, насадок.

4. Электрощипцы для укладки: Благодаря разным диаметрам стержня позволяют создать завитки разных размеров. Применяют только на сухих волосах.

Электрощипцы состоят: из вилки, шнура, ручки: на которой имеется выключатель и лампочка; подставки; скрепляющего винта; ручки с желобком; подогревающего стержня, колпачка.

Электрощипцы бывают: сборные, разборные, т.е. с дополнительными насадками, такими как а) насадка-ёжик, б) тонкий диаметр нагревательного стержня, в) толстый диаметр нагревательного стержня.

5. Гофрированные щипцы. Рисунок, получаемый на волосах с помощью таких щипцов, позволяет создавать оригинальные прически.

Состоят: из двух пластин, имеющих рифленую поверхность. Между ними помещается тонкая прядь сухих волос, предварительно выпрямленных феном, также имеется включатель, шнур, вилка.

6. Щипцы - «утюжок» для выпрямления естественно кудрявых волос. Они устроены так же, как и гофрированные, только их пластины имеют гладкую поверхность.

Техника безопасности.

Обеспечение безопасности клиента - первоначальная задача парикмахера. Все оборудование, с которыми он имеет дело, независимо от степени его исправности должно регулярно проходить технический осмотр. Если парикмахер проявит беспечность и неправильно соблюдает технику безопасности, то его и клиента может ударить током.

Соблюдение установленных правил безопасности эксплуатации электрооборудования позволит вам избежать несчастных случаев и обеспечит более комфортные условия для ваших клиентов.

При покупке какого-либо электрического прибора в инструкции всегда должны быть указания по безопасности использования.

Советы по безопасности:


  1. Регулярно проверяйте целостность проводов и шнуров.

  2. Перед эксплуатацией любого электрического прибора изучите инструкцию производителей, прилагающуюся к нему.

  3. По завершению работы с электрооборудованием отключит его от сети.

  4. Следите за исправностью электрооборудования.

  5. Проводите частые технические осмотры электрооборудования.

  6. Не допускайте намокания электрооборудования, а также проводов и штепселя.

  7. Во время обслуживания клиента постоянно следите за безопасностью клиента.

  8. Не прикасайтесь к металлическим предметам во время работы с электрооборудованием.

  9. Не работайте с электроприборами влажными руками.

  10. Не оставляйте клиента одного во время процедуры с включенным в сеть прибором.

  11. Не наступайте ногами и не ставьте никакие предметы на электрические провода и шнуры.

  12. Не допускайте перекручивания и перегиба электрических проводов.

  13. Отключая электрооборудование от сети, всегда вынимайте из розетки сам штепсель, но не тяните за шнур.

  14. Не ремонтируйте электрооборудование сами, если не имеете необходимую квалификацию и профессию.

  15. Не позволяйте клиентам прикасаться к электрооборудованию во время работы.
Первая помощь пострадавшим

при поражении электрическим током.

Необходимо освободить пострадавшего от контакта с электрическим током. Делать это надо весьма осторожно с соблюдением правил безопасности, чтобы не подключиться в электрическую цепь и не подвергнуться действию электрического тока.

Меры первой доврачебной помощи после освобождения пострадавшего от действия тока зависит от его состояния:


  • если пострадавший дышит и находится в сознании, то его следует уложить в удобное положение, расстегнуть на шее одежду, обеспечив до прихода врача полный покой.

  • если пострадавший чувствует себя удовлетворительно, ему нельзя позволять вставать, т.к. отсутствие тяжелых симптомов после поражения электрическим током не исключает возможности последующего ухудшения состояния человека.

  • если пострадавший находится в бессознательном состоянии, но у него сохранилось устойчивое дыхание и пульс, следует дать ему понюхать нашатырный спирт, обеспечить покой до прихода врача.

  • если пострадавший дышит плохо или не дышит, ему надо немедленно начать делать искусственное дыхание или прямой массаж сердца.

Контрольные вопросы для сдачи зачётов.


  1. Какие виды инструментов бывают и чем отличаются?

  2. Дайте определение инструментам и приспособлениям, чем они отличаются и что в них входит?

  3. Что входит в инструменты для расчесывания?

  4. Что входит в режущие инструменты?

  5. Что входит в инструменты для завивки и укладки волос?

  6. Какие бывают расчески? Насколько типов делятся расчески?

  7. Что такое расческа? Из чего она состоит? Насколько видов делится расческа?

  8. Что такое щетка? Из чего состоит? Насколько видов делятся щетки?

  9. Что такое ножницы? Из чего состоят? Насколько видов делятся ножницы?

  10. Что такое бритва? Из чего состоит? На какие виды делится бритва?

  11. Что такое бигуди? На какие типы делятся бигуди?
12.Что такое коклюшки? Какие бывают? На какие виды делятся?

13.Что относится к приспособлениям? Для чего нужны приспособления?

14.Рассказать о способе держания опасной бритвы.

15.Какие способы держания расчесок вы знаете, расскажите?

16. Что такое электрооборудование? Какие типы электрооборудования вы знаете, расскажите?

17. Сколько существует способов держания ножниц, расскажите?

18. На какие виды делятся электроинструменты, расскажите о каждом?

19.Сколько видов щипцов вы знаете? Расскажите о каждом.

20. Расскажите советы по безопасности использования электрооборудования.

21. Расскажите технику безопасности.

22. Что вы знаете о первой помощи пострадавшего при поражении электротоком? Расскажите о мерах до врачебной помощи.

РАЗДЕЛ: АНАТОМИЯ КОЖИ И ВОЛОС.

Тема: Анатомия кожи.
Каждый квалифицированный мастер парикмахер обязан знать не только анатомическое строение кожи, но и сущность процессов ее жизнедеятельности. Ему необходимо так же иметь ясное представление о способах ухода за кожей, и кожные заболевания.

Кожа очень важная и сложная по своему строению часть тела. У взрослого человека общая площадь кожного покрова составляет 1,5 – 2 м. Это самый тяжелый орган человека: средний вес кожи 2,7 кг, толщина 1,5 – 4 мм.

Строение кожи.

Кожа состоит из нескольких слоев :

1. Надкожица 2 . Эпидермис

3. Дерма (собственно кожа) 4. Гиподерма (подкожный слой или подкожно

жировая клетчатка ПЖК)

В слоях кожи имеется : 1. Потовая железа. 2. Волосяной сосочек.

3. Волосяная луковица. 4. Кровеносные сосуды. 5. Эластичные волокна. 6.Сальные железа. 7. Нервные окончания. 8. Наружная часть волоса. 9. Мышцы.

Надкожица. Наружный роговой слой состоит из мертвых эпителиальных ниток, которые постоянно отслаиваются, а ростковые – из клеток, образующихся в результате постоянно повторяющего деления нервных клеток. Надкожица не имеет ни кровеносных сосудов, ни нервных окончаний, в нижней части находятся мелкие пигментные зёрнышки, придающие коже окраску. Толщина рогового слоя меняется на разных участках тела.

Эпидермис. На границе между живыми и мертвыми клетками находится тонкий слой, который является препятствием (мембраной) для проникновения вредных веществ извне к внутренним слоям кожи и в то же время не позволяет веществам изнутри попадать наружу.

Дерма. Она примыкает к эпидермису и представляет собой толстый слой соединительных волокнистых тканей, пронизанных большим количеством кровеносных и лимфатических сосудов, нервных волокон и мышц. Состоит дерма из двух слоев - сосочкового и ситовидного.

Сосочковый слой представляет собой соединительную ткань, поднимающуюся к поверхности кожи в виде некоторых возвышений, которые и называются кожными сосочками. В них заканчиваются кровеносные сосуды и нервные окончания. Сосочковые и ситовидный слои состоят из эластичной белковой ткани – коллагена и является поддерживающими «белками» кожи. В молодой коже коллаген образует лежащие параллельно друг другу связки, которые способны растягиваться и снова принимать первоначальную форму. Именно они предают коже прочность и эластичность.

Гиподерма. (ПЖК) . Он состоит из рыхлой соединительной ткани и жировых клеток. ПЖК содержит в себе кровеносные лимфатические сосуды, а также нервные волокна, которые образуют связь с мышцами и костями. Этот слой защищает тело от ударов давления, а главное от холода. Кроме того, он влияет на красоту человеческого тела, также смягчает формы и делает их более эластичными.

Кровеносная система кожи.

Вся кожа пропитана мелкими кровеносными сосудами – капиллярами, которые обильно снабжают ее кровью. Прочность капилляров и их близость к поверхности кожи у всех людей различна, отсюда и разница в ее цвете. Чем больше к поверхности расположены сосуды, тем розовее кожа, чем глубже – тем кожа белее.

Кровеносная система кожи – это две параллельные сети кровеносных сосудов, расположенных в дерме и ПЖК и сообщающихся вертикальными сосудами.

Нервная система кожи.

Количество нервных волокон и нервных окончаний (рецепторов) на различных участках кожного покрова неодинаково. Более чувствительны участки тела кончики пальцев.

Функционально различаются несколько типов нервных окончаний. Один из них реагирует только на боль, другой на тепло или холод, третьи – на прикосновение. В ПЖК расположен горизонтальный ствол нервных волокон, заканчивается рецепторами в эпидермисе.

Физиология кожи.

Важную функцию выполняют железы, находящиеся в коже человека. Размер их не велик, но значение функций для жизнедеятельности организма очень существенны.

Сальные железы.

Сальные железы расположены в основном попарно и имеют выход в волосяной фолликул. Они предохраняют кожу и волосы от высыхания. В сальных железах содержатся холестерин, который имеет большое значение для питания и ороговения волос.

Потовые железы.

Потовые железы расположены по поверхности тела неравномерно, больше всего их на подошвах, ладонях, груди и лбу.

Пот - это 98% воды и 2% сухого остатка.

Пот выполняет выделительную функцию, освобождая организм от вредных веществ - продуктов распада. За сутки может выделиться до 1 л пота. Испаряясь с поверхности тела, пот увеличивает теплоотдачу организма, способствуя таким образом поддержанию постоянной температуры тела.

Функции кожи.

Кожа выполняет целый рад важных функций.

Защитная функция. Кожа является преградой для проникновения болезнетворных микробов, а благодаря ПЖК амортизатором при механическом воздействии.

Выделительная функция . Сальные и потовые железы освобождают организм от продуктов распада.

Теплорегуляционная функция. ПЖК является хорошей преградой для температурных влияний из вне. Кровеносные сосуды и кожные покровы, сужаясь при холоде и расширяясь при пожаре, предохраняют от переохлаждения или перегревания.

Дыхательная функция . Подобно легким, кожа поглощает кислород и выделяет углекислый газ.

Чувствительная функция. Кожа участвует в осязании, помогая организму быстро реагировать на различные раздражения.

Производство витамина Д . Под воздействием солнечных лучей (просто света) в результате начавшейся химической реакции в коже вырабатываются витамин Д, который затем всасывается кровью.

Цвет кожи.

Цвет кожи зависит от болезней, витаминов, принимаемых лекарственных препаратов; - действия на неё ультрафиолетовых лучей, плотности эпидермиса и интенсивности кровоснабжения; - находящегося в ней пигмента меланина (в ростковом слое). У людей со светлой кожей меланина вырабатывается мало. Со смуглой кожей – больше, а у темнокожих людей очень много.

Рост кожи.

Клетки наружного слоя кожи обновляются за 20 суток, но растет кожа не постоянно. Усиленное продвижение новых клеток в зародышевом слое на смену старым происходит рано утром и около полудня. Именно это время следует использовать для ухода за кожей.

Типы кожи.

В зависимости от интенсивности работы сальных желез пота бывает 4 типа:

Нормальная кожа содержит необходимое количество влаги и живой смазки. Она чистая, гладкая, имеет матовый цвет.

Сухая кожа. Сальные железы работают недостаточно интенсивно, и кожа выглядит тонкой, нежной, без блеска, поры на ней не заметны. Кожа часто шелушится.

Жирная кожа. Из-за повышенной активности сальных желез такая кожа имеет чрезмерный блеск, расширенные поры, выглядит грубой, иногда загрязненной.

Смешанная кожа . Причины ее появления связаны с неравномерным распределением жирной смазки на различных участках кожи из-за разной степени активности сальных желез.

Заболевание кожи.

Можно разделить две группы кожных заболеваний:

1.Внутренние (связаны с изменением внутри организма

а) заболевание внутренних органов

б) нарушение обмена веществ

в) нарушение усвоения витаминов

2.Внешние (связаны с действием на кожу разных факторов внешней среды)

а) механические (ушиб, травма и т.д.)

б) химические (действие кислоты, щелочи)

в) физическое (жар, холод)

г) факторы лучистой энергии

д) возбудители заражения (вирусы, бактерии и грибки)

Парикмахер должен знать.

Парикмахер должен уметь распознать наиболее распространенные заболевания кожи, касающиеся работы обслуживания клиентов. Это такие как:

Себорея - заболевание, характеризующееся избыточным выделением излишнего кожного жира. Себорея бывает жирная и сухая.

При жирной себорее кожа головы как бы смазана салом, волосы склеиваются в пряди, поры расширены. На коже головы образуются жирные коржи желтого цвета. Заболевание сопровождается зудом кожи головы, оно опасно преждевременным выпадением волос.

Сухая себорея характеризуется недостаточным выделением кожного жира сальными железами. Кожа сухая, шелушится, волосы становятся сухими, ломкими, лишенными блеска, появляется перхоть.