Семья и брак. Семья как социальный институт. Брак и семья

Понятия «семья» и «брак»

Семья, по мнению ученых - одна их великих ценностей, которая создана человеком за всю историю своего существования. Ни одна нация и культурная общность не обходится без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано наше общество, государство; в прочной и надежной семье нуждается каждый человек независимо от своего возраста.

Семья -- важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Значимость ее влияния на личность, ее сложность, многогранность и проблематичность обуславливают большое количество различных подходов к изучению семьи, а также определений, встречающихся в научной литературе .

Семья -- это социальная группа, которая обладает исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, обусловленная потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения .

Семья принадлежит к важным социальным ценностям. Каждый член общества, помимо своего социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние.

Семья - один из наиболее древних и значимых социальных институтов, которая сохранилась и выступает социальной единицей общества с момента появления и до настоящего момента. Социология семьи зародилась в конце 17 века, когда исследователи Рилза и Ле Ви изучали зависимость урбанизации, религии и т. д. и семьи .

Семейный кодекс не предоставляет легального определения семьи и указаний состава семьи, которые пригодны для всех случаев. Кроме этого, круг членов семьи, определяемый в Гражданском кодексе, Жилищном кодексе и других актах, отличается друг от друга.

Теория семейного права различает социологическое и юридическое определение семьи .

В социологическом смысле семья представляет собой союз лиц, основанных на браке, родстве (или только родстве), принятии детей на воспитание, которые характеризуются общностью жизни и взаимной поддержкой друг друга. В этом случае во главе становятся фактические семейные отношения, забота и внимание. Семья в социологическом смысле так же может существовать и в том случае, когда в юридическом понимании этого не образуется, например, фактическое сожительство мужчины и женщины, не находящихся в зарегистрированном браке. Для примера социологического понимания семьи можно привести определение дореволюционного ученого-юриста Г. Ф. Шершеневича: «Семья есть постоянное сожительство мужа, жены и детей, т. е. представляет собой союз лиц, связанных браком, и лиц, от них происходящих» .

В юридическом понимании семья - это союз лиц, которые соединены юридическими правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание. Другими словами, семья понимается как правоотношение. Семейное право придает юридическое значение, в первую очередь брачным и родительским отношениям, а также некоторым степеням родства (ребенок и бабушка с дедушкой, брат и сестра), свойства (отчим, мачеха и пасынок, падчерица), отношениям, вытекающим из усыновления, опеки, попечительства, принятия детей в приемную семью. Также, юридическая семья может существовать, когда семья в социальном плане уже распалась или вообще никогда не существовала.

В определении АИ. Антонова, семья основывается на единой общесемейной деятельности общности людей, связанных узами супружества-родительства - родства, и тем самым осуществляющих воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи. «Ядерной» структурой в этом социологическом варианте выступает нуклеарная семья, которая представлена в единстве отношений супружества-- родительства -- родства. Выпадение одного из этих звеньев, характеризует фрагментарность семейных групп. Для того чтобы получить полное представление о семье, необходимо учитывать в ней взаимоотношения по типу: муж -- жена; муж -- дети; жена -- дети; дети -- родители; дети -- дети. Эти характеристики семьи, имеющие относительную независимость, представляют ее социально-психологическое единство. Исходя из этого, возможны различные варианты семьи, но полноценной семьей является та, которая имеет в себе все типы взаимоотношений .

Согласно общепринятому определению: «Семья -- это ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство» .

Если опираться на два самых общих подхода к семье, то есть рассматривать ее как социальный институт и малую группу, можно увидеть, что представление о семье все более отходят от признанных функций, которые заданы обществом, и все более приближаются к образу семьи, как малой группы, в которой функции, роли и ценности зависят от составляющих ее личностей. Следовательно, в определении семьи можно отталкиваться от потребностей, реализующихся семьей. Специфические особенности, которые присутствуют в каждой семье, отражаются в сферах ее жизнедеятельности, находящихся под вечным влиянием различных факторов социума. В свою очередь, они проявляются в отношениях между членами семьи. Также они сказываются и на эффективности профессиональной деятельности каждого из них. В семье формируются и развиваются брачно-семейные отношения как отражение многообразных межличностных контактов, всей системы ценностей и ожиданий социально-психологического аспекта.

Для зрелого человека семья уже является источником удовлетворения некоторых его потребностей и малым коллективом, которая начинает предъявлять к нему разнообразные и довольно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно изменяются его функции и статус в семье.

Помимо удовлетворения потребностей людей, создающих семейный союз, выполняет ряд социальных функций и является неотъемлемой частью социальной структуры общества. Рассмотрим следующие функции семьи :

  • 1. Репродуктивная функция - функция деторождения, воспроизводства населения.
  • 2. Хозяйственно-бытовая функция, связанная с поддержкой хозяйственных и бытовых условий для поддержания физического здоровья членов семьи и ухода за детьми.
  • 3. Экономическая функция предусматривает накопление материальных благ одними членами семьи для других в случае нетрудоспособности или в связи с другими причинами.
  • 4. Воспитательная функция - воспитание родителями молодого поколения на основе сохранения и передачи основных духовных и культурных ценностей, трудовых навыков для молодежи.
  • 5. Функция социализации.
  • 6. Функция, в ходе которой реализация происходит в удовлетворении потребностей человека в общении на основе взаимопонимания и поддержки, в изоляции, в уединении.
  • 7. Регулятивная функция, при которой семьей осуществляется моральная регламентация поведения членов семьи в общении друг с другом и с другими людьми.
  • 8. Функция взаимопомощи, которая связана с ролью семьи в предоставлении необходимой помощи членам своей семьи и другим людям или социальным группам.
  • 9. Разрешительная функция, предусматривающая удовлетворение потребностей в проведении совместного досуга.

Семья в течение жизни проходит несколько различных стадий, последовательность которых складывается в семейный, или жизненный цикл семьи. Под циклом понимается период от создания до распада семьи.

Неотделимо от семьи и понятие брака.

Брак - санкционированное обществом, социально и личностно целесообразная, устойчивая форма отношений между мужчиной и женщиной, определяющая их половые отношения, взаимные права и обязанности .

Брак - это добровольный, равноправный союз между мужчиной и женщиной, направленный на создание семьи. Брак - общественно признан и санкционирован юридически, или обычным правом союз, цель которого создание семьи, ее легализации в обществе. Брак - это социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, которая исторически меняется. Через брак общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь, устанавливает супружеские и родительские права и обязанности .

В источниках предлагается множество различных подходов к определению брака. К примеру, во французском праве брак является гражданским договором, который заключается в установленной законом форме, и соединяет мужчину и женщину для совместной жизни и оказания взаимной поддержки под руководством мужа, главы семьи.

В нашей стране признается и защищается брак, который зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния. Только с момента регистрации брака возникают права и обязанности супругов.

Отечественная доктрина семейного права тяготеет к иному определению брака.

Брак - это свободный равноправный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением порядка и условий, установленных законом, имеющий целью создание семьи и порождающий между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности .

Основываясь на положениях законодательства и теории, можно выделить следующие признаки брака .

Во-первых, брак - это союз мужчины и женщины. Слово «союз» шире, чем слово «сделка» или «договор». Кроме распределения обязанностей в семье (если такое в семье производится точно и определенно) союз мужчины и женщины предполагает духовную общность, предрасположенность их друг к другу, предпочтение другим.

Во-вторых, брак - это единобрачный союз, т.е. союз, в котором предпочтение отдается лишь одному партнеру. Однако в некоторых странах, где присутствует мусульманская религия, существуют полигамные браки (многоженство).

В-третьих, брак - это свободный союз. Вступление в брак является свободной и добровольной формой, также как и расторжение его.

В-четвертых, брак - это равноправный союз. Мужчина и женщина, вступающие в брак, равны между собой в отношении личных прав (на фамилию, место жительства, выбор профессии, воспитание своих детей), и в отношении имущества, нажитого совместным трудом во время брака.

В-пятых, брак - это такой союз, который зарегистрирован в органах загса (органах записи актов гражданского состояния). Фактические (незарегистрированные) брачные отношения, сколько времени они бы не продолжались, не имеют возможности перейти в брачные отношения, которые поддерживает и защищает государство.

В-шестых, брак - это такой союз, который порождает между супругами юридические права и обязанности. Это касается как мужчины, так и женщины. Если у одной из сторон права будут нарушены, то на их защиту встанет суд.

Между понятиями «брак» и «семья» существует тесная взаимосвязь. Однако в сути этих понятий есть и немало особенного, специфического. Ученые доказали, что брак и семья возникли в разные исторические периоды.

А.Г. Харчев определяет брак «как исторически меняющуюся социальную форму отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности»; а семью «как институированную общность, складывающуюся на основе брака и порождаемой им правовой и моральной ответственности супругов за здоровье детей, их воспитание» .

В определении А.Г. Харчева ключевыми моментами для понятия сущности брака являются представления об изменчивости форм брака, его социальной репрезентации, и роли общества в его упорядочивании и санкционировании, правовом регулировании. Причем последнее обеспечивается как прямыми методами, так и косвенными (опосредованными).

Человеку известны следующие типы брачных отношений :

  • 1. Полигамия - брачный союз более двух партнеров. Полигамия может быть реализована в вариантах полигинии, когда один человек имеет двух и более жен, и полиандрии - одна женщина находится в браке больше, чем с одним мужчиной одновременно.
  • 2. Групповой брак - представляет собой одновременное семейное сожительство нескольких мужчин и женщин, не создающих супружеских пар. Такая форма брака присуща первоначальному обществу.
  • 3. Моногамия - брак между одним мужчиной и одной женщиной.
  • 4. По выбору брачного партнера: эндогамны (брак между представителями одной социальной группы) и экзогамный (брак между представителями различных социальных групп).
  • 5. По мотивации партнеров: брак по любви, по расчету и по шаблону. Последний заключается тогда, когда срабатывает рассуждение «Все мои сверстники женятся, как бы мне не опоздать».
  • 6. По экономическому критерию: ровный, неровный (разница в возрасте, доходах между партнерами), калимний (выкуп за невесту). Последний тип брака существует у народов Азии и Африки.
  • 7. Гостевой - у супругов имеется две квартиры, в которых они живут отдельно друг от друга, посещая каждого 2-3 раза в неделю.
  • 8. Повторный брак (вступление в брак с другим партнером после расторжения предыдущего брака).
  • 9. Гражданский брак - оформленный в органах государственной власти без участия церкви.
  • 10. Ранний брак - заключается между лицами, не достигшими 17-18 лет.
  • 11. Конкубинат - связь женатого мужчины с незамужней женщиной, имеющей от него детей.
  • 12. Свингерство - брачное образование, предусматривающее обмен мужьями и женами.

Во многих обществах государство осуществляет только юридическое заключение брака, а посвящение его совершает церковь. К тому же, посвящение брака перед церковным алтарем считается сильнейшей формой укрепления брака. При заключении брака у государства нет возможности определять временные рамки его существования, т.е. через определенный промежуток времени один из супругов имеет возможность стать инициатором расторжения брака. Это символизирует свободу личности.

На данный момент времени отношения между супругами регламентируются российским законодательством, в котором отражены кодексы о семье и браке. Если говорить о максимальном возрасте вступления в брак, а также о наличии абсолютно любой разницы в возрасте жениха и невесты, то данные причины совершенно не играют никакой роли -- любой «поздний» или «неравный» брак беспрепятственно регистрируется в загсе. Некоторые ограничения, которые существовали в дореволюционной России, например предельный брачный возраст 80 лет, а для вступления в брак старше 60 лет требовалось специальное разрешение архиерея, были отменены в 1917 г. .

Таким образом, семья - это первичная ячейка общества, которая объединяет супругов и их потомство. В семье отдельная личность, выделяясь некоторыми своими особенностями, входит в качестве члена в некое целое.

Брак - это некий своеобразный контракт, который заключается между тремя сторонами - мужчиной, женщиной и государством.

Для того чтобы определить степень развитости общества, достаточно рассмотреть содержание брачных отношений. В простых социальных отношениях, большую роль в семейно-брачном союзе играют физиологические и хозяйственно-экономические моменты. А в наиболее развитом обществе, преимущество в брачных отношениях отдается социально-психологическим, этическим, эстетическим и сексуальным моментам. Это является мотивом вступления в брак молодых людей. К таким мотивам брачно-семейных отношений относят социальные, психологические и экономические мотивы.

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет Дистанционного Обучения

Дисциплина:

«Правоведение»

Реферат

Тема:

Понятие семьи и брака.

Кирьянова Анастасия Юрьевна

Курс 3, семестр 5

Форма обучения: дистантная

Москва, 2007 г

· Введение…………………………………………….. …3 стр.

· Основная часть………………………………………....4 стр.

Виды брачного союза. …………………………………………...4 стр.

Гражданский брак – немного истории………………….……..6 стр.

Условия заключения брачного союза…………………….…..11стр.

Обязательно ли регистрировать брак,

чтобы создать семью……………………………………………11 стр.

Семья и дети – статистика и факты……………………….....13 стр.

· Заключительная часть……………………………….15 стр.

· Список использованной литературы………………16 стр.

Понятие семьи и брака.

Регистрация брака и условия его заключения.

«Исторические изменения вырабатывают общие

совершенствования посредством блага отдельных лиц,

семей, народов и государств».

Менделеев Д.И

Введение.

Что такое семья? И что такое брак? Связаны ли эти понятия друг с другом? Бывает ли семья без заключения брака или всегда ли создается семья даже, если есть свидетельство о заключении брака. У каждого взрослого гражданина, несомненно, есть свое мнение в отношении этого вопроса: кто-то считает, что настоящая семья обязательно должна зарегистрировать свои отношения; а кто-то полагает, что в таком быстром течение жизни это просто пустая трата времени.

Что представляет собой семья? Семья являет собой сложное социальное явление, в котором переплетаются многообразные формы социальных отношений и процессов. Трудно сравнить с ней любое другое социальное образование, в котором удовлетворялось бы столько разнообразных человеческих и общественных потребностей. Семья представляет собой такую социальную группу, которая накладывает свой отпечаток на всю жизнь человека. Все это приводит к тому, что по отношению к семье не так легко предпринять объективное научное исследование. Как отметил американский социолог Гуд «Мы знаем о семье слишком много, чтобы исследовать ее объективно».

Есть ли преимущества регистрации брака, только кроме того, что многие модницы могут делать себе прекрасные подарки на годовщину - покупать новые обручальные кольца (новая мода).

Вначале следует разобраться, что означают эти на столько знакомые нам понятия:

Брак - семейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям. В большинстве современных государств закон требует соответствующего оформления (регистрации) брака в специальных государственных органах; наряду с этим в некоторых государствах правовое значение придается также браку, заключенному по религиозным обрядам. В некоторых государствах (напр., во Франции) при оформлении брака нередко заключается брачный контракт. В Российской Федерации признается только брак, заключенный в государственных органах записи актов гражданского состояния (загсах). До 1944 к зарегистрированному приравнивался т. н. фактический (незарегистрированный) брак.

Брак (брачный союз) - постоянный союз мужчины с женщиной с целью создания семьи и продолжения рода. Люди, состоящие в браке, называются супругами или супружеской парой. Мужчина - муж, женщина – жена (согласно Брокгаузу и Ефрону).

Брак (предположительно от глагола брать) или брачный союз - регулируемая обществом (в том числе государством) постоянная связь между мужчиной и женщиной, как правило, основанная на сексуальных отношениях и преследующая цель создания семьи.

Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Как устойчивое объединение возникает с разложением родового строя. Первая историческая форма моногамии - патриархальная семья (управлялась отцом, включала его потомков с их женами и детьми, а также домашних рабов). Индустриализация разрушает связь семьи с домашним производством, оставляя у нее из экономических функций лишь организацию быта; большинство семей состоит из супругов и их детей (нуклеарная семья). В современном обществе действуют две противоречивые тенденции: обновление семьи на основе промышленного и культурного прогресса (превращение семьи в морально-правовой союз мужчины и женщины) и рост семейных коллизий и значительное число разводов. Большинство браков заключается по личному выбору будущих супругов, а семейные отношения все больше характеризуются их равноправием.


Основная часть.

Виды брачного союза.

Брак и семья – два наиважнейших в нашей жизни понятие, определений которых очень и очень много. В зависимости от культуры того или иного места эти понятия могут различаться, но ясно одно – семья и брак в главном своем значении подразумевают под собой тесные взаимоотношения, в большинстве случаев конечной целью которых является рождение ребенка. Почему в главном своем значении? Потому что супруги также могут и не проживать друг с другом, и, тем не менее, находиться в браке, или же семья может существовать, даже если по работе одному из супругов надо надолго уехать. Но при всем разнообразии взаимоотношений людей брачные союзы можно легко классифицировать:

Церковный брак - освящённый какой-либо церковью брак. Во многих странах имеет юридическую силу, в некоторых является единственной легальной формой брака. Другие государства, в том числе и Россия, в настоящее время не признают юридической силы церковного брака, поэтому священники перед его заключением рекомендуют провести регистрацию в органах ЗАГС. В Православии и у католиков бракосочетание составляет одно из Таинств - Венчание.

Морганатический брак - брак между лицами неравного положения. В настоящее время это понятие сохранилось в династических регламентах и законах ряда стран.

Гражданский брак - брак, оформленный в соответствующих органах государственной власти без участия церкви. В разговорной речи так часто именуют сожительство и ведение совместного хозяйства без регистрации брака.

Временный брак - в отдельных странах законодательство признаёт его юридическую силу. Продолжительность определяется соглашением сторон и устанавливается в брачном договоре. Одновременно устанавливается размер выкупа, который супруг передаёт жене в таком браке. По истечении срока, на который он был заключён, брак и правовые отношения между супругами считаются прекратившимися.

а также еще несколько видов других союзов:

Фактический брак (в российском праве - сожительство) или незарегистрированный брак, часто неправильно называемый «гражданским» - отношения между партнерами-«супругами», не оформленные в установленном законом порядке. Даже при ведении общего хозяйства и/или наличии общих детей признаётся не всеми религиозными направлениями. В СССР юридически признавался в 1926-1944 гг. Согласно ныне действующему Семейному кодексу РФ, незарегистрированное совместное проживание мужчины и женщины не порождает брачных прав и обязанностей, хотя права детей, рождённых в браке, не отличаются от прав детей, рождённых вне брака. Законодательством некоторых зарубежных стран признаётся на правах конкубината.

Фиктивный брак - притворное оформление брака без намерения создать семью для получения от государства связанных с ним преимуществ. Доказанное отсутствие намерения создать семью в России является основанием для признания брака недействительным.

Полигиния (1+N) - одновременное состояние мужчины в браке с несколькими женщинами. Конечно, брак заключается мужчиной с каждой из женщин отдельно, причем возможны градации. В шариате есть ограничение на количество жён - не более четырёх (N≤4). Все остальные жительницы гарема жёнами не считаются, однако у них есть определённые гарантии (от хозяина гарема) признания ребёнка в случае его рождения. Тем не менее их положение существенно ниже, чем у жён, и скорее напоминает рабство.

Полиандрия (M+1) - одновременное состояние женщины в браке с несколькими мужчинами. Встречается редко, например, у народов Тибета, Гавайских островов. Следы полиандрии замечены в «Махабхарате» (5+1: Драупади была женой всех братьев Пандавов).

Групповой брак (M+N) - сожительство нескольких женщин (N) с несколькими мужчинами (M). В наше время является формой экспериментов молодежи. В русском языке называется «шведской семьей», хотя сами шведы выступают против такого определения. Ранее многие учёные утверждали, что групповой брак существовал в первобытном обществе при матриархате и предшествовал институту парного брака; в настоящее время эта теория промискуитета считается весьма сомнительной.

Однополый брак (2+0 или 0+2) - сожительство гомосексуальной пары. Во многих странах Запада (Дания, Норвегия, Швеция, Гренландия, Исландия, Нидерланды, Франция, Бельгия, Германия, Финляндия, Люксембург, Новая Зеландия, Великобритания и Северная Ирландия, Чехия, Швейцария с 2007 года), а также некоторых регионах стран Северной и Южной Америки однополые пары могут заключать брак. Некоторые церкви также признают гомосексуальный брак (например, Шведская епископальная). В соответствующих национальных языках и законодательствах используется то же слово, которое переводится на русский язык как «брак»; заключение такого союза порождает сходные с браком юридические последствия. Впрочем, понятно, что из этих последствий есть ряд естественных исключений, поскольку в таком союзе не может быть общих биологических детей (но могут быть приемные). В большинстве стран, в том числе и в России, однополые браки не признаются и не регистрируются.

Молодая семья – именно так называют двух людей, недавно скрепивших свой союз узами Гименея. Но насколько справедливо данное определение? Ведь далеко не каждый официально зарегистрированный брак перерождается в полноценную семью. Многие люди соглашаются на узаконивание отношений из соображений выгоды, не стремясь к построению прочного союза. Другие же живут счастливо долгие годы и не придают значения такой формальности, как штамп в паспорте. Какого же статуса заслуживают подобные пары? В данной статье мы расскажем, чем отличается брак от семьи.

Определения

Брак

Брак – регистрируемая в государственных органах и регулируемая обществом семейная связь между двумя людьми, достигшими определенного возраста. Порождает права и обязанности супругов по отношению друг к другу. Влечет за собой юридические последствия в области имущественных и личных прав и обязанностей партнеров. Во многих государствах, в том числе и в России, существует запрет на союзы между близкими родственниками и людьми одного пола. Брачный возраст в стране установился на отметке 18 лет. Хотя в исключительных случаях регистрировать отношения могут и более молодые пары. Стоит отметить, что под определением «гражданский брак» подразумевается именно закрепленный печатью в паспорте, а вовсе не свободный союз.


Семья

Семья – базовая ячейка общества, социальный институт. Подразумевает под собой добровольный, официально зарегистрированный союз мужчины и женщины. Партнеры связаны между собой совместным бытом и стремлением к рождению детей, их воспитанию и социализации. Подобный союз относится к разряду важнейших общественных ценностей. Для взрослого индивида семья является способом удовлетворения определенных потребностей, а также малым коллективом, предъявляющим ему самые разнообразные и порой достаточно сложные требования. Дети же воспринимают ячейку общества как среду для физического, интеллектуального, психического и эмоционального развития. Семьей также может называться родительская пара или взрослый человек хотя бы с одним ребенком на руках. В некоторых странах под данный термин подпадают и однополые союзы.

Сравнение

Попробуем углубиться в смысловую составляющую рассматриваемых понятий. Так, брак выступает институтом, официально допускающим женщину и мужчину к совместной жизни, а также устанавливающим взаимные юридические права и обязанности супругов. То есть данный термин распространяется лишь на двух людей. В понятие «семья» вкладывается более глубокий смысл. Это не просто пара индивидов, связанных друг с другом общими обязательствами, а целая совокупность межличностных отношений, не поддающихся правовому регулированию. Она объединяет не только родителей и их детей, но и прочих родственников супругов, с которыми поддерживается общение.

Еще одно отличие брака от семьи состоит в том, что он может быть фиктивным – искусственным, заключенным по расчету. В этом случае супруги не живут вместе, их связывает лишь штамп в паспорте. Тогда как семья фиктивной быть не может. Люди в ней объединены совместной территорией проживания и общим бытом. Более того, члены семьи не только обитают в одной квартире, они также имеют схожие интересы и ценности. Люди проводят досуг вместе, регулярно общаются, советуются, обсуждают проблемы. И, самое главное, они несут ответственность друг за друга. Тогда как формальная печать в паспорте не гарантирует, что супруги станут единым целым. Даже сосуществуя на одной территории, они могут оставаться чужими людьми, неспособными найти общий язык. К подобному брачному союзу определение «семья» едва ли применимо. Таким образом, поход в загс вовсе не является гарантом построения полноценных отношений.

Подытожим вышесказанное и подведем черту под вопросом, в чем разница между браком и семьей.

Брак Семья
Социальный институт, устанавливающий юридические права и обязанности супругов Более обширное понятие, включающее в себя совокупность межличностных отношений, не поддающихся правовому регулированию
Распространяется лишь на двух людей Объединяет родителей и их детей, а также других родственников, с которыми поддерживается общение
Супруги могут не жить вместе Партнеры связаны общим бытом
Состоя в нем, мужчина и женщина порой остаются абсолютно чужими людьми Ее члены несут ответственность друг за друга, имеют схожие интересы и взгляды на жизнь
Супруги могут не задумываться о продолжении рода Партнеры стремятся к рождению детей, их воспитанию и социализации

Брак и семья являются основой общества. Государство заинтересовано в крепких семьях, которые служат гарантом рождения новых членов общества. В семье дети получают воспитание, становятся социально адаптированными гражданами.

Семейные связи заставляют членов общества оказывать помощь инвалидам, пенсионерам, несовершеннолетним, не оставлять в бедственном положении нетрудоспособных родственников.

Представители семьи в полной мере пользуются своими правами, исполняют обязанности, возложенные на них законом.

Определение понятий и положения семейного права

Четкого понятия, подробно поясняющего, что такое брак, в законодательных документах РФ нет. В 3 главе только кратко даются комментарии о порядке регистрации брачного союза, условиях, способствующих появлению новой семьи.

Юридически определение супружества в России можно дать так: брак – соединение мужчины и женщины, оформленное добровольно, с соблюдением свобод и желаний граждан.

Брачный союз заключается для создания семьи. После регистрации женитьбы между гражданами устанавливаются личные, а также имущественные права и обязанности.

Юридическогоопределения семьи также не прописано вСемейном законодательстве РФ.Юристы предлагают использовать следующее понятие: семья – несколько граждан, у которых есть обоюдные права, обязанности, сущность их вытекает из родственных отношений, факта усыновления, заключения брачного союза, других юридических актов.

Российское понятие брака и семьи предполагает долгосрочность гетеросексуального союза (пожизненность), а также присутствие определенной цели – рождения детей.

Если свадебная церемония совершалась не для оформления семейных отношений, могут возникнуть обоснования для признания брачного союза фиктивным. Хотя, если руководствоваться тем, что объединение мужчины и женщины представляет собой имущественную сделку, приведшую к появлению новой семьи, брак становится юридически подлинным.

Понятие и правовая природа брака в России координируется семейным правом. Хотя считается, что супружество строится на основе любви, дружбы, взаимоуважения, основанием для его заключения являются нормы права, требующие документального подтверждения факта появления новой ячейки общества.

Семейное право демонстрирует свод юридических норм, которые согласовывают личные отношения, права, обязанности супругов,особенности пользования общей собственностью граждан, связанных супружескими узами, кровным родством, воспитанием усыновленных или приемных детей.

Правовые основы брака и семьи России регулируются принципами:


Социологи выделяют следующих членов семейного круга:

Юридические основы семьи

Понятие брака по семейному праву РФ предполагает взаимную защиту интересов супругов. Члены семейства поддерживают друг друга морально, материально. Государство защищает семью от постороннего вмешательства третьих лиц.

Защита юридических, имущественных прав представителей семьи может выполняться в суде. Ограничить или лишить юридического родства можно только по решению суда согласно положениям Федеральных законов России.

Истоки семейного права – РСФСР

До 1995 года в России вопросы супружеских взаимоотношенийпояснял Кодекс о браке и семье РСФСР. Документ советского периодарегулировал семейные правоотношения, позиционировал заключение союза между невестой и женихом в интересах государства, общества, для охраны прав граждан.

Большинство пунктов Закона о семье сохранено, остались прежними условия для заключения брачного союза, изменились только формулировки. Если Кодекс о браке и семье РСФСР обязывал проведение процедуры создания новой семьи в торжественной обстановке, то сейчас возможно заключение брачного союза сотрудником ЗАГСА при наличии будущего мужа, жены.Кодекс о браке и семье был дополнен определенными пунктами в соответствии с современными требованиями к супружеству.

Современное Семейное законодательство РФ о браке рассматривает вопросы урегулирования семейных отношений подробно, углубленно дает понятие заботы супругов о родственниках, детях. Например, в отдельный раздел выделены права и обязанности супругов.

Российский закон о регистрации брака

Семейный кодекс РФ регулирует особенности оформления брака, а также поясняетвзаимоотношения, устанавливающиеся между заключившими союз гражданами. Супружество признается законным только когда оно официально зарегистрировано.

Свидетельство о регистрации обязательно выдается в Органах Записи Актов Гражданского Состояния. Сколько бы лет не прожила династия, состоящая из мужчины, женщины, детей, внуков, если супруги не зафиксировали брачные отношения в официальных документах, их сожительство браком не признается.

Когда у супругов возникают семейные обязанности по отношению друг к другу? Как только запись о заключение брачного союза появляется в ЗАГСе.

Условия для заключения семейных отношений

Официальное заключение бракав РФвозможно только при соблюдении условий:


Порядок оформления семейных отношений регулируется ст.10 Семейного кодекса РФ. Чтобы заключение бракабыло зарегистрировано, на процедуре обязаны лично присутствовать будущие супруги.

После подачи заявления до торжественной росписи обычно проходит месяц. За этот период подготавливается Свидетельство о браке граждан, создавших новую ячейку общества. При необходимости срок ожидания оформления союза может изменяться. Сотрудники ЗАГСа отказались зарегистрировать семейные отношения молодых людей? Граждане имеют право обжаловать решение государственного учреждения в суде.

Граждане, оформляющие супружеские отношения официально, имеют право пройти медицинское обследование. Брачующиеся могут получить медико-генетическую консультацию, которая поможет в планировании будущих детей. Данная процедура является добровольной, может проходить по месту проживания будущих супругов. За обследование и консультирование медики не взимают платы.

Согласно законодательству РФ, результаты обследования не подлежат разглашению, сообщить о них одному из супругов врач может только с разрешения другого.

Заключенный союз может быть признан недействительным, если мужчина или женщина не сообщат будущему муж (жене) о выявленной у них венерической болезни или СПИДе.

Какие обязанности возлагаются на мужа и жену?

Права и обязанности супругов:


Понятие и правовая природа брака предполагает прекращение существования союза в случае смерти одного из супругов. При необходимости, согласно Главе 4 Семейного кодекса РФ, брак можно расторгнуть. После разрыва союза прекращаются родственные отношения между мужчиной и женщиной, но сохраняется статус семьи, если у супругов родились дети.

ВВЕДЕНИЕ

Обусловленность форм брака, типа семьи, ее структуры и функций характером производственных отношений, общественной системой, прогрессом духовной культуры общества. Патриархально-многопоколенная семья. Переход к нуклеарно-эгалитарной семье. Кризис современной семьи.

Семья - неотъемлемая ячейка общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья - начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме.

К определению природы и сущности семьи мыслители прошлого подходили по-разному. Одна из первых попыток определить характер брачно-семейных отношений принадлежит древнегреческому философу Платону . Патриархальную семью он считал неизменной, исходной общественной ячейкой: государства возникают в результате объединения семей. Однако Платон не был последователен во взглядах на семью. В проектах «Идеального государства» в целях достижения сплоченности общества он предлагал введение общности жен, детей и имущества. Эта идея была не нова. Древнегреческий историк Геродот в своей знаменитой «Истории» отмечает, что общность женщин была отличительной чертой у ряда племен. Такие сведения встречаются на протяжении всей античной эпохи.

Аристотель, критикуя проекты «идеального государства», развивает идею Платона о патриархальной семье как исходной и основной ячейке общества. При этом семьи образуют «селения», а соединение «селений» - государство.
Подобная точка зрения на семью господствовала продолжительное время. Французский просветитель Жан-Жак Руссо писал: «Самое древнее из всех обществ и единственно естественное – это семья... Таким образом, семья – это, если угодно, прообраз политических обществ, правитель – это подобие отца, народ – детей...».

Философы античности, средневековья и отчасти даже нового времени выводят общественные отношения из семейных отношений, обращают основное внимание на отношение семьи к государству, а не на характеристику ее как особого социального института. В определенной мере эти взгляды разделяли даже немецкие философы Кант и Гегель . Основу семьи Кант видел в правовом порядке, а Гегель – в абсолютной идее. Заметим, что ученые, признающие вечность и изначальность моногамии, фактически отождествляют понятия «брак» и «семья», различия между ними сводятся к формальному началу. Конечно, между понятиями «брак» и «семья» существует тесная взаимосвязь. Недаром в литературе прошлого (иногда и настоящего) они нередко используются как синонимы. Однако в сути этих понятий есть не только общее, но немало и особенного, специфического. Так, ученые убедительно доказали, что брак и семья возникли в разные исторические периоды.
Современные социологи определяют брак «как исторически изменяющеюся социальную форму отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности. Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей».



С той-то поры для большинства людей фраза «семья – ячейка общества» и является истиной в последней инстанции. При этом напрочь забывается что такое общество, насколько оно сложно и какова его структура. :-)))
У истоков утверждения исторического взгляда на брак и семью стоит швейцарский ученый И. Бахофен (1815 – 1887), автор работы «Материнское право». Крупнейшей вехой на пути обоснования эволюционных идей был труд американского ученогоЛ. Моргана (1818 – 1881) «Древнее общество».

Позднее обоснование происхождения и развития семьи дали К. Маркс и Ф. Энгельс. Они утверждали, что экономические отношения, составляющие основу общественно-экономических формаций, являются в то же время и основой семьи. К. Маркс отмечал, что «семья должна развиваться по мере того, как развивается общество, и должна изменяться по мере того, как изменяется общество». Ф. Энгельс показал, что вместе с развитием общества и семья, как его важнейшая ячейка, под влиянием социально-экономических условий переходит из низшей, формы в высшую. В. И. Ленин также отметил, что в развитии семьи определяющим фактором были и будут социально-экономические отношения. Значит, семья является продуктом исторического развития, и каждая общественно-экономическая формация имеет присущие только ей брачно-семейные отношения.

В истории человечества сменилось немало форм общественного регулирования отношений между полами. Одни из этих форм были характерны для отдельных племенных союзов, другие имели более широкое распространение, но все они соответствовали определенному уровню социально-экономического развития общества.

Для первобытного человеческого стада была присуща форма половых отношений, которую можно назвать неупорядоченной каждый мужчина этого стада имел право на каждую женщину. Эта форма отношений получила название промискуитета . Такие отношения со временем стали вносить дезорганизацию в жизнь первобытных людей (острые конфликты и драки во время подготовки к охоте, отсутствие единства действий во время охоты и др.). Это стало тормозить развитие производственных отношений и угрожать самому существованию первобытного стада. По мнению К.Маркса «Объективной необходимостью становилось дальнейшее обуздание зоологического индивидуализма, смягчение остроты конфликтов между членами первобытного коллектива». Обуздание полового инстинкта началось с установления первобытной общиной половых табу - запретов, которые помогали держать инстинкт в определенных рамках.

Важным шагом в регулировании половых отношений между мужчиной и женщиной было исключение половой связи между родителями и детьми, между предками и потомками. Эту санкцию – можно считать исторической границей между добрачным состоянием общества, когда половая жизнь людей определялась лишь их природой, и браком как социально регулируемым отношением между полами. И здесь же проходит грань между первобытнообщинным стадом и родом.
С появлением рода возникает и групповой брак. Для ранней стадии первобытнообщинного строя характерным считается дуально-родовой брак . Эта форма группового брака была экзогамной – абсолютное запрещение всех половых связей внутри рода, требование вступать в половые отношения (а значит, и в брак) только с членами другого рода.

Среди исследователей существуют различные точки зрения на происхождение экзогамии:

1. она возникла в силу того, что от браков между кровными родственниками рождались неполноценные дети;

2. жизнь требовала расширить социальные контакты, иметь связи с другими человеческими объединениями;

3. таким путем можно было достичь установления внутри рода социального мира, так как половые отношения и сопровождающие их конфликты выносились за его пределы.

Наиболее вероятной причиной возникновения экзогамии представляется сочетание всех этих обстоятельств. Таким образом, эта форма группового брака была союзом двух родов, который обеспечивал половые отношения между их членами. Это еще не приводило к созданию семей. Дети принадлежали всему роду и воспитывались родовой коммуной.

К групповому браку относят и полигамию (многобрачие), которая включает полигинию (многоженство) и полиандрию (многомужество). Полигиния – мужчина состоит одновременно в нескольких брачных союзах с несколькими женщинами. Она была свойственна преимущественно патриархату. Полиандрия – женщина состоит одновременно в нескольких брачных союзах с разными мужчинами. Характеризуя многоженство и многомужество, Ф. Энгельс писал: «Обе эти формы брака могут быть только исключениями...». Многоженство в форме семьи гаремного типа в ряде мусульманских стран (Пакистан, Египет и др.) существуют и до сих пор.

Развитие первобытного общества привело к тому, что групповые браки становились невозможными - они вытеснялись парным браком. «На этой ступени мужчина живет с одной женой, однако так, что многоженство и, при случае, нарушения верности остаются правом мужчин, хотя первое имеет место редко в силу также и экономических причин; в то же время от женщин в течение всего времени сожительства требуется в большинстве случаев строжайшая верность, и за прелюбодеяние их подвергают жестокой каре. Брачные узы, однако, легко могут быть расторгнуты любой из сторон, а дети, как и прежде, принадлежат только матери» (Ф. Энгельс). Хозяйственной ячейкой еще долго оставался род.

Парный брак возник из потребности сделать отношения между половыми партнерами более стабильными. В дальнейшем муж постепенно становится кормильцем детей жены, то есть отцом, и возникает экономическая ячейка, состоящая из него, жены и детей последней, то есть парная семья. Здесь оба супруга трудились, участвуя в общественном производстве, получали от общества равную долю продукта, в равной степени являлись кормильцами детей. Они были равными во всех отношениях. «Парная семья, сама по себе слишком слабая и слишком неустойчивая, чтобы вызвать потребность в собственном домашнем хозяйстве..». Несмотря на это, можно отметить, что половые отношения стали регулироваться не только социальными, но и экономическими отношениями, постепенно меняется и сам характер брака: его целью наряду с регулированием половых отношений также становится создание семьи, содержание и воспитание детей.

Какова же роль эмоциональных отношений в создании и поддержании такого социального образования как семья? Это, наверное, существенно удивит господ студентов, но до начала 20 века – практически никакого. Брак, основанный на переживании, к друг другу, такого чувства как любовь, до начала указанного выше периода, был скорее исключением, чем правилом. Его исключительность являлась основой сюжета практически всей романтической литературы. Конечно, нельзя сказать, что люди проживающие в браке, не испытывают друг к другу положительных эмоциональных чувств. Они могли их испытывать и при заключении брака, но последние не являлись ведущим фактом создания брака и его поддержания.

Ведущим фактором являлся экономический интерес. Причем, зачастую, не самих брачующихся, а их родителей или существующих объединений семей на родственной основе – кланов. И именно парный брак, ведущий к созданию моногамной семьи, наибольшим образом подходит для создания семьи на экономической основе. Семья, таким образом, становиться формой накопления и передачи материальных ценностей. Современному человеку сложно оценить те реалии брака, которые были характерны ему 100, 500, 1000 и более лет тому назад. Попробуем опереться на факты.

Семья, в момент появления родовой структуры человеческого общества, была патриархальной по стилю управления и многопоколенной по структуре. Такая модель семьи, с небольшими вариантами, была характерна для самых различных человеческих сообществ на протяжении более чем 5-6 тысяч лет. Под одной крышей проживало достаточно большое количество родственников. Сколько? Давайте посчитаем. Материальным обеспечением жизни семьи (внешней хозяйственной деятельностью) управлял один человек. Это был мужчина в возрасте 35-50 лет. Именно он принимал все основные решения, обеспечивающие выживание семьи, когда пахать, сеять, жать, когда и кому заготавливать лес или ехать на ярмарку. Он был старшим для всех мужчин, и видимо поэтому, в русских крестьянских семьях, он получил название «большак». Выполнением всех вышеназванных функций был не сам он, а его сыновья, как имеющие свою собственную семью, так и неженатые. Организацией быта семьи (внутренней хозяйственной деятельностью) занималась старшая женщина, называемая «большачиха». Чаще всего она являлась женой большака. Она в основном ведала вопросами переработки продуктов заготовленных мужчинами и бытовым обслуживанием семьи. В подчинении у нее находились жены ее сыновей. В этих работах принимали участие и ее дочери, но нагрузка на них была существенно ниже. Таким образом, мы видим, что роли большака и большачихи по своему содержанию не родственные, а управленческие. В случае смерти большака эта роль переходила его старшему сыну, а после смерти большачихи – старшей невестке.
Таким образом, мы имеем разделение семьи на три части – производящую (формирующую материальные блага для существования семьи (молодые пары)), управляющую (принимающую решения, (большак, большачиха и отец большака)) и иждивенцев (дети).

Подсчитаем количество взрослых проживающих в такой семье. Семейная пара, осуществляющая управленческую деятельность (2 человека), плюс семьи их женатых сыновей (6-8 человек, рожали-то помногу). Вместе с ними жили немощные родители большака. То есть количество взрослых членов семьи достигало 9-11 человек. Вместе с ними проживало 12-15 человек детей. То есть мы имеем такую крупную семейную группу, совместно осуществляющую хозяйственную деятельность в собственных интересах. Но такие функции как половая, рождения и воспитания детей осуществляются в семейных парах. Хотя есть многочисленные свидетельства активного сексуального поведения большака к своим невесткам.
Как функционирует такая сложная система? Возможно ли ее устойчивое существование только за счет правил продуцируемых в каждой семье старшим поколением? По-видимому – нет. В патриархально-многопоколенной семье все обязанности жестко предписаны, каждый член семьи четко знает, что ему нужно делать. Это определено раз и навсегда и не подлежит никаким изменением. Причем, предписывается даже поведение в самых различных житейских ситуациях (см. например, поведение Катерины и Кабанихи («Гроза») в ситуации проводов мужа). Для российских условий этот свод правил, текстово закрепленный, получил название «Домострой».

Патриархальность такой семьи имеет ряд характерных черт. Так отец большака не принимает участия в непосредственном управлении семьей. Но в случае «неправильного» поведения большака к членам семьи, реагирует на них не его собственная жена, не его дети, а самый старший мужчина в семье, его отец. На малейшие нарушения соподчиненности и неуважения к старшим, в пределах семьи реагирует именно он. Уважение к старшим, в такой форме распространяется на всех стоящих ниже по статусу. Неуважение большака к своем отцу наказывалась миром (обществом деревни), через «посечение» на общинном сходе. Кроме того, сравните смысловое значение словосочетаний «взять в жены» и «выйти за муж».

Модель современной семьи качественно иная.Назовем ееэгалитарно-нуклеарной. Какова структура семьи? Основой ее являются супруги (нуклеарность). Именно эти люди, состоящие в браке, определяют стиль жизни семьи, решают все семейные проблемы. Причем оба имеют одинаковые права и обязанности во всех областях семейной жизни (эгалитарность). Такая семья чаще всего двупоколенная – родители и их дети. Родители как экономически самостоятельная часть семьи обеспечивают ее существование и одновременно управляют ей. Дети растут в семье, являюсь иждивенцами.
Численный состав такой семьи 3-5 человек. Родственные отношения вне такой семьи не обязательны и устанавливаются только по желанию членов семьи. Наиболее характерной чертой такой семьи является ее эгалитарность в распределении семейных обязанностей. В ней не существует общих предписаний по распределению обязанностей, и тем более нет никаких предписаний поведения. В каждой ситуации, при изменения положения семьи, структуры и отношений в семье семейные обязанности могут быть заново перераспределены по договору между супругами. Это существенно усложняет установление и поддержание таких взаимоотношений, (так как требуется постоянный учет интересов и желаний партнера), но при этом создает индивидуализированные парные взаимоотношения как супружеские, так и родительско-детские. И эти отношения наилучшим образом соответствуют этим людям.

Несомненно, представленные вашему вниманию, оба типа семей являются моделями. То есть, наиболее типичным представлением реальных семей. Но они позволяют лучше понять динамику отношения к типичной семье произошедшую в период начала-середины 20 века. Каковы же причины такой разительной смены семейного стереотипа?
Попытайтесь сами оценить положение женщины в патриархально-многопоколенной и эгалитарно-нуклеарной семьях. Ну и как? По-видимому, это и явилось основной причиной такой динамики. Причем здесь следует выделять субъективный и объективный фактор этого процесса. Субъективным фактором явилось женское движение за свои гражданские права (суфражистки, феминистки). Объективным – изменение положения женщины в обществе и общественном производстве, за счет прошедших двух мировых войн, и изменения структуры этого производства.

Важно понимать, что потребность человека в той или иной форме семейных отношений строится на том, что семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей. Они же являются функциями семьи. В этот список включают от 4 до более чем десятка позиций. Минимум – рождение и воспитание детей, сексуальная, хозяйственно-бытовая, эмоционально-терапевтическая. Подумайте над тем, какие потребности человека могли быть удовлетворены в исторически ранних моделях семей и в современной модели семьи.

Каково же положениесовременной семьи (возьмем пример России)? Назвать его неблагополучным было слишком оптимистичным. :-(

Начнем с супружеских отношений. Старая шутка «хорошее дело браком не назовут» во многом оправдывается. Каков, по вашему, процент разводов по отношению к заключенным бракам за год? Колеблется от 60% до 75%. То есть два из трех, три из четырех браков распадаются. Увы.

Но может быть те, кто не развелся, живут счастливо? Мы не обладаем цифрами о количестве конфликтов и проблемных ситуаций в «средней» семье. Но по моему профессиональному опыту семейного консультанта – не меряно. Без работы ни я, ни мои коллеги без дела не сидят. Рассмотрим вопрос о физическом насилии в отношениях между супругами. Цифр о «рукоприкладстве», побоях супругов друг другом я опять не имею. Но есть следующая страшная цифра. За год в России от рук мужей и любовников погибает 8 000 (!) женщин. Страшно, милостивые судари и сударыни.
А мужчин? Не знаю, но бытовое убийство – 80-90% от всех. А кухонный нож или чугунная сковорода – пострашнее автомата Калашникова будут.

Но может быть хоть детям в семье везет? Увы, нет. Я, здесь, не буду касаться «нормальных» проблем взросления детей в семье. Вы знаете, сколько детей (т.е. до 18 лет) в нашей стране не живут с родителями, и являются сиротами. Официальная цифра 2000 года – около 700 000 (!!!) детей. И каждый из них своя, очень сложная судьба. А неофициальная в 2 раза выше. А тенденцию увеличения остановить не удается. Сколько их сейчас? Кто знает, широко о них не говорят.
И более 90% из детей сирот – это сироты при живых (!) родителях, либо брошенные ими, либо лишенные родительских прав.

А процесс идет. Сейчас почти 29% детей в России начиная с 1997 г. появляются на свет вне брака своих родителей (Госкомстат России). Если в 1988 г. лишь 13,0% детей в России рождалось вне брака, то в 1991 г. - 16,0%, в 1996 г. - 23,0%. В 1997 г. "незаконнорожденными" можно было считать 25,3% родившихся детей, в 1998 г. - 27,0%, в 1999 г. - 27,9%, в 2000 г. - 28,0%, а в 2001 г. - 28,8%. Число внебрачных рождений детей за последние 10 лет (в 2001 г. по сравнению с 1991 г.) увеличилось в России на 31,0%. Если в 1991 г. таких случаев было зарегистрировано 287,9 тыс., то в 2001 г. - 377,3 тыс. Между тем общее число родившихся за этот период сократилось на 26,9% - с 1 млн. 795 тыс. до 1 млн. 312 тыс. Статистика свидетельствует, что среди родившихся вне брака детей 52,4% зарегистрированы по заявлению матери, 47,6% - по совместному заявлению родителей.

Так как? И что на счет «счастливой семьи»? Неужели современная (эгалитарная и нуклеарная) семья нежизнеспособна и следует всем социумом вернутся к традиционной (патриархальной и многопоколенной)? Для этого вам следует подумать об этих типах семей и оценить их ежедневную коммуникацию.

А если подумать о счастье в современной семье? Возможно? И как?


ПСИХОЛОГИЯ ЗНАЧИМЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

"Любовь - это неведомая страна, и

мы все плывем туда каждый на своем

корабле, и каждый из нас на своем

корабле капитан и ведет корабль

своим собственным путем".

М. Пришвин.

Сегодня мы с вами будем говорить о таком явлении, которое никого не оставляет равнодушным - о любви.

Анализ частотных словарей современных языков показывает, что слово "любовь" - одно из самых употребительных слов. В жизни каждого человека наступает пора, когда он спрашивает себя и других: почему один человек вызывает чувство симпатии, а другой нет? Как появляется любовь? Существует ли она на самом деле? Неизбежно ли ее исчезновение? Подчиняется ли любовь определенным законам или все в ней случайно и непредсказуемо? Традиционно ответы на все эти вопросы давало искусство и философия. Но они и жизнь показывают, что одного жизненного опыта и здравого смысла недостаточно для того, чтобы уберечься от ошибок, которые приводят к разводам, одиночеству другим проблемам в межличностной сфере, а с ними сталкивается огромное число людей.

Высокая значимость эмоциональных отношений побудила ученых заняться их исследованием. Мы будем рассматривать лишь те данные, которые получены в ходе социально-психологических исследований. Интересно, хотя этого и следовало ожидать, что их результаты не всегда подтверждают сложившиеся жизненные представления о развитии эмоциональных отношений людей.

1. Значение любви в жизни человека

Социологические исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, показывают, что стабильные отношения люди ценят больше даже таких значимых ценностей, как достаток и работа. Как правило, люди, оценивающие себя как счастливых, отличаются наличием у них надежных и удовлетворяющих их эмоциональных отношений. Более того, счастливыми считают себя те, которые просто имели или имеют любовный опыт.

Так, из опрошенных У. Кепхартом студентов 70 % мужчин и 75 % женщин сказали, что их опыт любви и отношений с любимым человеком сделал их счастливее, и только 5 % мужчин и 4 % женщин связывают со своим любовным опытом снижение общей удовлетворенности жизнью.

О высокой значимости для человека эмоциональных отношений говорит и то, что их распад является исключительно тяжелым переживанием и оказывает серьезное разрушительное воздействие на его психическое и соматическое состояние. Одно из исследований показало, что за 9 лет, прошедших после разрушения эмоциональных связей со значимыми другими, среди тех, с кем это произошло, умерло вследствие различных причин в 2 раза больше людей, чем в уравненной с ними по социально-демографическими показателями группе мужчин и женщин, сохранивших контакт с близкими. Среди одиноких американских мужчин в возрасте старше 65 лет, по сравнению с их семейными сверстниками, в два раза выше смертность от рака легких и желудка, в 10 - от туберкулеза, в 7 - от цирроза печени. Во всех возрастах смертность от инфаркта значимо выше у одиноких, чем для семейных.

Итак, наличие эмоциональных отношений важно для ощущения счастья, удовлетворения жизнью, для здоровья человека. А как связана любовь с успешностью брака? Удивительно, но многие специалисты в области семьи относятся к любви настороженно, как к фактору, в большинстве своем мешающему семейному счастью. И у них есть свои основания. Хорошо известен факт, что семей, созданных по любви распадается больше, чем семей созданных по расчету. С другой стороны, есть факты противоположного рода. Так, сравнение успешных и неуспешных браков показало, что в стабильных семьях уровень любви значительно выше. В счастливых браках люди чаще говорят друг другу о своей любви. Положительная связь между любовью и удовлетворенностью в браке была получена также в исследовании Гозмана Л.Я. и Алешиной Ю.Е. на материале двухсот супружеских пар с различным стажем брака.

В заключении можно сказать, что эмоциональные отношения с другими людьми есть важнейшее условие крепкой семьи, здоровья и счастья любого человека.

I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛЮБВИ

1. Специфика любовных отношений

Любовь - исключительно сложный объект для психологического анализа. Прежде всего, надо выяснить, отражает ли понятие "любовь" какую-то психологическую реальность, отличается ли комплекс связанных с ней чувств и поведенческих образов от тех, которые связываются с другими понятиями, такими как дружба и секс. Французский психолог Ж. Мэзоннев изучил многочисленные художественные и автобиографические описания любви и дружбы и обозначил качественные различия между "любовным" и "дружеским" временем и пространством. "Любовное" время кажется людям быстротекущим, изменчивым, лишенным длительности. Это "время, когда забывают о времени", его ритм определяется "биением сердец". Жизнь, будни текут как бы мимо влюбленных. "Дружеское" время выглядит более спокойным и однородным. Аналогично дело обстоит с пространством. Любовь стремится к полному уничтожению расстояния между любящими, сливая их в одно целое. Напротив, дружба, даже самая интимная, в силу своего духовного характера предполагает некоторую деликатность и сдержанность, сохранение определенной психологической дистанции между друзьями. Любовно-романтические отношения считаются более исключительными (неординарными) и обязывающими, чем дружеские. В случае нескольких любовных связей и привязанностей человек обычно задает вопрос, какая из них для него важнее, дороже, ближе. В дружбе, при всякой ее индивидуальности взаимоисключений выбор не обязателен, поэтому люди обращают меньше внимания на тонкие нюансы своих взаимоотношений, их развитие кажется более плавным, не требующим принятия каких-то ответственных решений.

Объективно установить различия дружбы и любви достаточно трудно, но сам человек неплохо дифференцирует свои взаимоотношения. Дж. Форгос и П. Добоц показали, что большинство испытуемых отличают в своем собственном опыте любви от сексуальных отношений, с одной стороны, и от дружбы - с другой. По мнению опрошенных авторами людей, каждое из этих явлений может существовать независимо от другого, но достаточно часто они сочетаются в рамках одних и тех же взаимоотношений.

С любовными переживаниями связаны вполне определенные ощущения, принадлежность некоторых именно к любви не вызывает сомнений у их носителей. Так, к набору, связанных с любовью переживаний относят эйфорию, депрессивные ощущения, склонность к фантазии, нарушения сна, общее возбуждение и трудности в концентрации внимания.

Существуют и четкие образцы поведения, связанные с любовью и не характерные для других типов чувств и отношений. В лабораторных условиях влюбленные в два раза больше говорят друг с другом и в восемь раз больше времени проводят, глядя друг другу в глаза. Таким образом, любовь, любовные переживания представляют собой самостоятельное явление, не совпадающее ни с дружескими, и с сексуальными отношениями.

2. Типы любви

Очевидно, что термином "любовь" объединяются качественно различные отношения. Так называют и чувства матери к ребенку, и отношения молодых людей. Говорят о супружеской любви, о любви к родине, любви к своему делу и т.д. В психологии существует много попыток выделения качественно специфических типов любви. Вот несколько типологий:

I. Немецкий психолог Э. Фромм выделяет пять типов любви:

Братскую,

Материнскую,

Эротическую,

Любовь к самому себе,

Любовь к богу.

II. Наиболее разработанная, опирающаяся на эмпирические данные, современная классификация различает шесть стилей любви:

Эрос - страстная, исключительная любовь-увлечение, стремящаяся к полному физическому обладанию;

Людус - гедонистическая любовь-игра, не отличающаяся глубиной чувств и сравнительно легко допускающая возможность измены;

Строге - спокойная, теплая и надежная любовь-дружба;

Прагма - совмещающая людус и строге, рассудочная, легко поддающаяся сознательному контролю любовь по расчету;

Мания - иррациональная любовь-одержимость, для которой типичны не уверенность и зависимость от объекта влечения;

Агапе - бескорыстная любовь-самоотдача, синтез эроса и строге.

Любовные переживания молодых мужчин, как показывают психологические исследования, содержат больше "эротических" и особенно "людических" компонентов, тогда как у женщин ярче выражены "прагматические", "строгические" и "маниакальные " черты. Маниакальные увлечения типичнее для подростков и юношей, нежели для взрослых.

III. Типология Т. Кемпера интересна тем, что он, выделяя варианты любви, использует определенные критерии. В любых взаимоотношениях Т. Кемпер выделяет два независимых фактора - власть, то есть способность силой заставить партнера сделать то, что ты хочешь, и статус желание партнера по общению идти навстречу требованиям субъекта.