О чем нужно знать, прежде чем заводить детей? Консультация на тему: "Что надо знать о своем ребенке"

Каждому родителю кажется, что с возрастом проблем с ребенком станет гораздо меньше. Однако те, кто так считает, сильно ошибается. Малыш, конечно же, становится умнее, с ним можно поговорить и что-то объяснить ему, но это не значит, что будет проще. Если не знать особенностей воспитания детей до трёх лет, легким оно не покажется.

С каждым годом малыш расширяет свой кругозор, познавая новые аспекты сложного для него мира. Родителям нужно уметь не только понимать ребенка, но и направлять его энергию в нужное русло. Чтобы это правильно делать, необходимо знать особенности воспитания детей этого возрастного периода.

Что нужно знать о детях до трех лет?

Родившись, малыш нуждается в заботе и ласке матери. Она может выражать свою любовь в прикосновениях, поглаживаниях. В младенчестве кроха ещё неспособен сам удовлетворять свои потребности. Поэтому именно мама кормит его, меняет пеленки, купает и т. п.

В полгода ребенок учится сидеть. Он уже может умело манипулировать предметами. Начиная сидеть, а после и ползать, малыш получает больше необходимых знаний для своего развития.

К году или чуть позже ребенок приобретает новый навык - ходьбу. Естественно, что за счёт неё он расширяет свой кругозор. Теперь ему доступно больше информации, чем когда-либо. Но и в этот период малыш все ещё не может реализовать все свои желания, поэтому ему никак не обойтись без помощи мамы.

Период с одного года до двух лет характеризуется изучением новых слов, и как следствие, расширением общения со взрослыми. Теперь малыш начинает общаться с родителями не только знаками, но и словами, пусть и не очень понятными для окружающих. Взрослым нужно стараться развивать ребенка и уже в этом возрасте обращать внимание на способности крохи.

В воспитании детей двух-трёх лет важно учитывать то, что они уже могут выполнять элементарные действия. Например, собирать за собой игрушки. Поэтому приучайте ребенка к порядку. Делайте это так, чтобы малышу такое занятие не было в тягость. Превратите его в забавную игру. Так как малыш в этом возрасте стремится подражать взрослым, нужно учитывать одно условие: родители тоже должны соблюдать порядок.

В этот период детям необходимо общение не только с мамой, папой и близкими родственниками, но и с ровесниками. Взрослым следует научить ребенка правильно вести себя в коллективе: не ссориться, уметь мириться, делиться игрушками и прочее. Объясните малышу, что такое волшебные слова и когда их следует употреблять.

С третьего года жизни ребенок заступает на новую социальную ступеньку. Изменения в его личности становятся заметны окружающим. Он старается всё делать сам, считает себя равным с родителями и требует соотвествующего отношения к себе. Взрослым не нужно делать за ребенка то, что у него не получается, а поддерживать его самостоятельность.

В три года ребенок всё больше тянется к общению, познанию действительности. Родителям лишь стоит поддержать его в этом стремлении. В этом возрасте малыш уже четко знает свои желания. Поддерживая активность ребенка, родители смогут в будущем направить его в нужную сферу деятельности.

Маленькие дети очень любят рисовать. Предоставьте им такую возможность. Если малыш тянется к конструированию, не отказывайте ему в этом удовольствии. Некоторые дети занимаются лепкой. Ну и, конечно же, каждый ребенок любит играть. Все перечисленные занятия помогают развить важные процессы и качетсва, такие как память, мышление, восприятие, внимание, речь. Это возраст, когда формируется основа личности.

Какие аспекты нужно учитывать при воспитании малышей

Для каждого возраста характерны свои особенности, определяющие подход к воспитанию и развитию.

От нуля до года

То, каким ребенок вырастет, напрямую зависит от выбранной тактики воспитания. Принципы, которые будут взяты родителями для воспитания малыша до года, сформируют, к примеру, общительную, требовательную или, наоборот, застенчивую и лояльную личность. Поэтому важно определиться с характером воспитания малыша с самого его рождения.

С самого начала жизни необходимо воспитывать в малыше самостоятельность. Так, во время его бодрствования, рекомендуется оставлять кроху на некоторое время одного. В то же время не стоит дожидаться, пока малыш расплачется. Слух и зрение ребеночка можно развить за счёт подвесных игрушек или погремушек. С началом развития запоминания малыш больше времени удерживает своё внимание на отдельной игрушке.

Самостоятельность ребенка будет заключаться и в том, что он научится переворачиваться на животик, достигать желаемого (тянуться за игрушкой), ползать. К семи месяцам, когда кроха уже сидит, интересным для него занятием будет забрасывание колечек или шариков в емкость (ведерко). Разобрать и собрать пирамидку или матрешку, построить башенку из кубиков - всё это развивает ребенка. Стараясь взрастить в малыше самостоятельность, придерживайтесь «золотой середины» в его воспитании: не берите лишний раз на руки, проявляйте достаточно заботы и любви.

От года до двух лет

В этом возрасте детям необходимо уделять особое внимание. Воспитание в период от одного года до двух лет можно поделить на два этапа. Каждый из них имеет свои особенности. Первый период продолжается от года до полутора лет, когда малыш познает мир благодаря тому, что научился ходить. Второй этап длится ещё полгода: от полутора до двух лет. Здесь ребенок познает общение, овладевает новыми словами.

Чтобы нормализовать поведение двухлетнего малыша, следует контролировать его. Для поднятия настроения и его сохранения родителям следует больше времени проводить со своим крохой. Играя со взрослым, ребенок познает новое. Игры должны быть направлены именно на это, но при этом увлекать малыша. К тому же каждый раз нужно закреплять знания.

К двум годам малыш уже способен самостоятельно умываться, приводить себя в порядок, надевать некоторые предметы своего гардероба. К тому же он может сам кушать. В этом возрасте ребенка нужно начинать приучать к порядку. Лучше складывать игрушки на полку, а не в контейнеры. Так, малыш научится брать что-то одно, а не высыпать все сразу. Родители должны объяснить ребенку, как правильно общаться, ведь именно в этом возрасте он начинает играть в компании сверстников и понимать требования взрослых.

Помните, что вы являетесь образцом для подражания, и дети с радостью будут копировать ваше поведение. Поэтому если в семье выражаются нецензурными словами, не знают вежливых обращений, разбрасывают вещи, и при этом требуют от ребенка противоположного, не стоит удивляться и требованиям детей вместо просьб. Главное, что должен помнить каждый родитель, занимаясь воспитание ребенка до двух лет - сначала работаем над собой, потом требуем того же от малыша.

Чтобы приучить ребенка следить за своим внешним видом, старайтесь обращать его внимание на то, какую одежду вы на него надеваете. Указывайте малышу на то, какая она чистая и опрятная. Объясните ребенку, что нужно переодеваться, если одежда загрязнилась.

Помогите малышу научиться самостоятельно засыпать. Не оставляйте кроху одного в комнате, если он боится. Побудьте с ним рядом, пока он не заснет. Можно почитать ему сказку. Желайте ему приятных снов. Так, вы выработаете в нём определенный режим: ребенок научится засыпать после того, как послушает сказку или услышит пожелание спокойной ночи.

Необходимо сформировать определенный режим дня малыша. Для этого желательно будить его в одно и то же время. Кормить, играть и гулять с ним, укладывать его спать днём и ночью нужно вовремя. Играя с ребенком, приучайте его к заботе о мишках, зайчиках лисичках и других игрушках. Старайтесь показывать малышу, как можно действовать с той или иной игрушкой. В игре есть возможность научить ребенка мыть за собой посуду, убирать в квартире, одеваться и т. д.

В возрасте от года до двух лет следует научить малыша слушать и выполнять требования родителей. Интонация, возникшая в голосе папы или мамы, должна говорить ребенку о том, что хорошо и плохо. Ещё до года он должен научиться понимать слово «нельзя». Позже необходимо закреплять в нём полученные навыки.

К двум годам ребенок учит новые слова. Поэтому важно показать ему, как правильно вести себя в обществе, какие слова можно и нельзя говорить. Не нужно искривлять речь при общении с малышом, чтобы потом не пришлось вести его к логопеду. Разговаривайте с ребенком на равных, не лишая слов эмоциональной окраски.

От двух до трех лет

В воспитании ребенка 2–3 лет есть свои нюансы и секреты. Они помогут облегчить не только жизнь родителей, но и самих детей. Первое, что нужно делать, это соблюдать последовательность в воспитании. Малышу необходимо объяснить, что сначала он кушает, затем играет, спит, гуляет и т. п. Это поможет ребенку быть более спокойным и уверенным. Если по каким-то причинам распорядок дня приходится поменять, скажите об этом малышу заранее.

Не должно быть никаких стрессовых ситуаций. К двум годам родители уже понимают, что выводит ребенка из себя, почему он начинает капризничать и беспокоиться. К таким последствиям может привести смена места, голод и прочее. Поэтому планируйте свои дела и без острой необходимости не водите малыша туда, где ему некомфортно.

Умейте отвлекать своих детей. Бывают ситуации, когда ребенок просто игнорирует ваши просьбы и замечания. Вместо того чтобы кричать на малыша, отвлеките его от дела более интересным занятием.

Давайте ребенку отдых. Он не должен превышать нескольких минут. Такой «тайм-аут» способствует дисциплине. Усадите его в удобное кресло или на диван, где малыш и сможет отдохнуть.

Представьте себе ситуацию, так знакомую многим, когда вы стоите в магазине, а ребенок истерит, прося купить ему игрушку или какую-нибудь сладость. Старайтесь быть спокойными, попытайте объяснить капризуле, почему сейчас нельзя выполнить его желание. Иногда лучший способ заставить малыша замолчать - это просто не обращать на него никакого внимания. В конце концов, он когда-нибудь устанет плакать и кричать.

Особенностью воспитания детей трёх лет является то, что у них уже есть свои обязанности. Они должны засыпать строго в определенное время, сидеть в специальном кресле при езде на автомобиле, кушать по распорядку дня и т. п. Но есть и такие вещи, которые выполнять необязательно. Поэтому родители должны понимать, когда можно идти на компромисс.

Развитие физических навыков у детей трёх лет

Психология воспитания ребенка трёх лет включает в себя и физическое развитие. Важным для малыша является приобретение новых знаний. Физические упражнения помогают ему развить ловкость, освоить новые движения, тренировать силу.

Нужно заниматься не только утренней зарядкой, но и осваивать другие упражнения, совершенствовать полученные навыки. Достаточно 15–20 минут в день, чтобы развить ребенка физически. При этом не нужно забывать об играх, ведь они тоже бывают спортивными, а соответственно направлены на приобретение физических навыков.

Утренняя зарядка оздоравливает организм малыша, бодрит его и настраивает на активность в течение дня. В этом случае физическое воспитание детей 3 лет должно включать доступные ребенку и разнообразные упражнения. Малыша следует научить правильно дышать и не задерживать дыхание. Лучше всего, если утренняя зарядка будет построена на игре.

Следует включать упражнения, которые укрепляют мышцы плеч и конечностей. Не исключайте из зарядки бег и ходьбу. Должно быть несколько упражнений для ног, рук и туловища.

Запомните, что детей нельзя чрезмерно нагружать. Однако и легкой физическая нагрузка быть не должна. Определить норму можно по пульсу. Если частота пульсации не превышает 10-ти ударов в минуту, то вы всё делаете правильно. И не забудьте чередовать занятия в помещении с упражнениями на свежем воздухе.

Подытожим сказанное

Каждый возрастной период отличается своими особенностями. В любом из них малыш учится чему-то новому. Это требует правильного воспитания.

Прежде чем начать воспитывать своего ребенка, вникните в особенности каждого возраста. Занимайтесь со своими детьми, уделяйте хотя бы часть времени, чтобы просто поиграть с ними. Приучайте малышей к порядку и уходу за собой ещё в раннем детстве. А главное, соблюдайте режим сами, ведь кроха - это ваша маленькая копия.

Консультация психолога о причинах плохого поведения у детей

Мне нравится!

Фактрум публикует эту важнейшую статью для своих читателей. Обязательно прочитайте её до конца! Эта информация откроет вам глаза на многие вещи.

Не бойтесь менять жизненные траектории

Многие спрашивают, что хуже - ребенок, заброшенный работающей мамой, или ребенок, который только и видит замученную домашними заботами маму. Есть мнение, что нужно выбирать-либо самореализация, либо дети.

На самом деле, если вы сидите с детьми и вам скучно и плохо - меняйте ситуацию. Если вы вышли на работу на полный день, а вам неуютно и мучает совесть, что бросили ребенка, - опять меняйте ситуацию. Это не значит, что нужно отказаться от работы. Просто здесь есть поле для размышлений и творчества - подумайте, какая вам нужна работа и какая степень занятости. Нужно отзываться на свои внутренние неудовлетворенности. Эмоции - наш главный путеводитель.

Человек становится более счастливым, когда разные части его души и разума договариваются между собой. Не нужно подавлять никакую часть себя, ни в отношении детей, ни супругов, ни работы. Будьте более чувствительны к себе, избавьтесь от схематичных рассуждений: либо кастрюли, либо успех в обществе. Такие упрощения - не про настоящую жизнь с чувствами и с волей к изменениям. Не бойтесь рисковать и менять свои жизненные траектории.

Не ждите чуда

Юлия Гиппенрейтер Hsmedia.ru

Как-то одна мама спросила: «Если папа возвращается домой за пятнадцать минут до того, как мальчик ложится спать, как сделать, чтобы они вошли в контакт?» Войти в контакт они могут. Но стать полноценным папой этому ребенку за пятнадцать минут в день у него не получится.

В памяти ребенка останутся мама, бабушки, тети, няни и их установки, характеры, образ мышления и отношение к миру - но не папины. Потому что очень многое передается ребенку не через прямую речь, а через наблюдения за близкими и их отношениями. И эти отношения дети потом воспроизводят в своей жизни. Поэтому, к сожалению, такой мальчик не сможет потом полноценно воспитывать своего сына, он просто не будет знать как - ведь его самого папа не воспитывал. Тут чудес не бывает.

Не заставляйте себя играть с ребенком

До школьного возраста главный способ существования ребенка - игра. Но важно не сколько часов и минут вы с ним проводите, а качество ваших с ним игр. Не заставляйте себя играть с ребенком через силу. Он чувствует и слышит, что вам с ним скучно. Ищите то, что вам самим интересно делать вместе с ребенком.

Кроме совместных игр, ребенок должен уметь самостоятельно занимать себя и играть. «Сам делаю», «сам придумываю» переходит в дальнейшем в «сам мыслю». Вы же не сможете за него строить ход его мыслей. Поэтому важно, чтобы было не только «мы вместе», но и «я сам». Нужно отпускать, чтобы он перестал всегда полагаться на маму: а что мне сейчас делать? А чем заняться? Важно деликатно убирать себя из игры, чтобы ребенок играл сам.

Более того, родителям вообще не стоит по поводу действий ребенка говорить «мы». «Мы пошли в детский сад», «мы перешли во второй класс», «мы готовимся к поступлению в школу», а потом и «мы поступили в вуз». Важно, чтобы дети различали , где «мы с мамой», а где «я ».

Не «воспитывайте» ребенка

Ребенка часто воспитывают исходя из того, что считают главным мама и папа, из их представлений о том, как должен себя вести ребенок и как должна быть организована его жизнь. Бесспорно, ребенку нужно обеспечивать безопасность и во многом ограничивать, хотя бы для того, чтобы он не свалился из окошка с шестого этажа и умел переходить дорогу. Важно, чтобы он вовремя ел, спал и был приучен к горшку.
Но для душевного контакта с ребенком этого совсем недостаточно. Понимать ребенка - значит понимать, чего он хочет, что ему трудно, что ему совсем невозможно, о чем он мечтает и что для него главное. Часто дети обнаруживают свои желания в резких формах: «спать не хочу», «хочу мороженое», «хочу, чтобы ты не уходила на работу».

Все эти прямые «хочу» и «не хочу» на самом деле воспроизведение с разным знаком родительских «надо», которые мы и называем воспитанием. Нам надо, чтобы он спал и вовремя ел, нам надо на работу. А что надо ему? Скажу, может быть, резко и парадоксально: если вы хотите установить душевный контакт с ребенком - перестаньте его воспитывать.

Не будьте всегда правы

Чаще всего воспитание в нашей родительской практике - это приучение . Мы говорим: делай так. Если ребенок так не делает, мы поправляем его. То есть управляем им. В лучшем случае работает ваша настойчивость: «Читай, читай, читай - это нужно». В худшем - запугивание: «Будешь утыкаться в компьютер - у тебя появится зависимость, как у алкоголиков… Не будешь хорошо учиться - выгонят из школы и будешь подметать улицы». Наше воспитание придает ребенку нужную нам форму, а критика, запугивания и наказания эту форму замораживают: «Так нельзя!», «Так надо!».

Если ребенок ошибся, мы первым делом спешим поправить: «Ну ты же знаешь, как нужно складывать, мы же учили…». А вы возьмите и ошибитесь специально, напишите первокласснику: 2+5=6. Как будет счастлив ваш ребенок, что родители тоже ошибаются! Дети привыкли, что ими управляют, их давят. А сами они - ничто. Не поучайте ребенка - поиграйте с ним. Ведь на самом деле в ребенке чудесным образом уже от рождения заложено очень много здоровой энергии. Он по большей части развивается сам. Уже в год ребенок - личность. И нужно уважать его интересы и давать ему возможность самоопределения.

Не останавливайте - пусть идет куда хочет

Мы нервно натягиваем на ребенка колготки, потому что опаздываем в детский сад. А он сидит, развалившись, и думает о чем-то своем. Потому что он уже знает: его оденут, поведут, сдадут - когда и куда родителям надо. Его будут формировать. А сам он чего хочет? Какие у него самого интересы? Спросите его, пока он маленький, - он все вам расскажет. Иначе потом будет поздно - в подростковом возрасте он уже будет скрывать от вас свои интересы - он привык, что он объект воспитания, а не субъект построения своей собственной жизни.

Мотивацию ребенка, его интересы нужно блюсти как зеницу ока и развивать . Возможность и умение находить себя - это секрет счастливого человека. Ребенок все время что-то хочет, и если подбрасывать пищу для его интересов, то он пойдет по пути счастливости. Дайте ребенку найти себя и не паникуйте: «Ой-ой! Куда же он пошел себя искать?!» Пусть идет. Двухлетний ребенок еще не умеет произносить «с», но уже говорит: я шам!

Не пугайте жестоким миром

Нередко я слышу такой вопрос: «Вот вы, Юлия Борисовна, проповедуете гуманизм и уважение к ребенку. А наше общество проповедует насилие, жестокость и хитрость. И если дома ребенок будет только белый и пушистый, то как он подготовится хотя бы к школе, где работает подавление и приказная система?»

На подобные вопросы у меня есть ответ. Чем в более сохранном виде ребенок выходит из дома в мир, тем более он подготовлен и укреплен. Чем больше его понимали и уважали, чем больше он смог реализовать свои интересы, чем лучше развивалось его самоопределение, тем более будут развиты его способности к резистенции, то есть выше его сопротивляемость в жестоких условиях. И наоборот: если вы жестко воспитываете ребенка, он ослаблен при выходе в мир.

И не забывайте говорить о чувствах

Как показывают исследования, развитие так называемого эмоционального интеллекта имеет большое значение для того, насколько успешно в будущем ребенок сможет справляться со сложными ситуациями. Чтобы развивать у детей эмоциональный интеллект, нужно использовать в общении словарь эмоций. Чаще употребляйте слова, описывающие ваше состояние и состояние ребенка, называйте своими именами разные переживания, аффекты и чувства. Эмоции ребенка нужно слушать и озвучивать их ему же: «ты хочешь», «ты недоволен», «ты злишься», «ты плачешь», «ты очень-очень хочешь мороженое, а я тебе запретила, и ты расстроился из-за этого».

Рассказывайте ребенку о нем самом, о его состояниях, динамике его переживаний. Переводите детские истерики и манипуляции в разговор о его чувствах. Но делайте это не с раздражением, а с пониманием. И не надо спрашивать: «Почему ты не слушаешься? Мы же договорились…». Ребенок, скорее всего, не знает ответа на эти вопросы. А вы только запираете эмоциональный контакт, переводя разговор с ним на логический уровень.

И не забывайте доносить свои чувства до него: «Ты сейчас отказываешься одеваться, и меня это очень огорчает», «Мне очень жаль, что я не могу тебе позволить десятое мороженое» (здесь еще и искорка юмора).

Не увещевайте

«Ты же сам обещал, что это последний мультик!» Это «же» называется увещеванием , и оно очень вредно. Лучше не запрещать что-либо безоговорочно, а вводить правило. Правила не обсуждают и по их поводу не торгуются.

Ребенок говорит: «Я не хочу ложиться спать». Пойдите навстречу его настроению: «Тебе не хочется спать? И ты очень расстроен, что у нас такое правило? Лучше бы таких правил не было! Да, некоторые правила бывают очень противные… Но я ничего не могу с этим поделать, ведь это правило ». Такой разговор облегчит всем жизнь.

«Ты же знаешь, что машинки можно только на день рождения» - это снова увещевание. Если ребенку что-то нужно, не вступайте в переговоры, не оспаривайте его слова, но ставьте ему ограничения. А главное, не читайте ему нотации, просто поймите его: «Тебе очень нужна машинка. Ты очень ее хочешь. Сейчас у меня нет возможности. Но я запомню, что тебе такая нужна».

Но не забывайте, что, кроме правил, у детей должны быть права . Если ребенок не получает того, что ему действительно нужно, он будет ваши правила нарушать, будет спорить, врать и скрываться. Он станет уважать ваши правила, если вы будете уважать его мотивы и права.

Не заменяйте реальный мир гаджетами

Особенность новых технологий заключается в том, что они дают мгновенную обратную связь. То есть ребенок, выращенный на гаджетах, не привык к тому, что реакция на его действия может быть запоздалой, отложенной. Еще одна особенность: это взаимодействие физически ограниченное. С гаджетами небольшие манипуляции руками приносят огромный поток информации. В результате они не дают возможности изучать физические законы взаимодействия предметов. И третья характерная черта новых технологий: эмоциональные отношения в компьютерных играх и социальных сетях куцые, ограниченные заданными формами.

Родителю стоит понимать богатства реального мира и его параметры. Осознавать, какие из этих параметров в технологиях урезаны . Когда вы ограничиваете взаимодействие детей с гаджетами, заполняйте освободившееся время активностями, в которых ребенок получит то, что технологии ему не дают. Подвижные занятия, реальные действия с предметами, эмоциональное общение с мамой и папой - на это стоит обращать особое внимание. В социальных сетях нет ни запахов, ни прикосновений, ни интонаций. Если делиться эмоциями с ребенком, прививать ему вкус к реальному миру, то к моменту, когда он пойдет в школу, лимиты гаджетов будут ему хорошо известны. И он сам не захочет сидеть в телефоне больше получаса.


Первые дни жизни новорожденного – важный и ответственный этап в развитии младенца. Маленький человечек познает окружающий мир и учится контактировать с мамой в непривычных для себя условиях. Что нужно знать молодым родителям о первых днях жизни малыша? Как происходит развитие ребенка в период новорожденности?

Период новорожденности

Новорожденным считается ребенок от рождения до достижения им возраста 28 дней. В этот особый период малыш активно растет, и все происходящее в первый месяц жизни влияет на развитие младенца. От молодых родителей во многом зависит, насколько благополучно пройдет период новорожденности и как адаптируется маленький человечек к новым условиям существования.

Доношенный новорожденный весит 2500-4500 г. Длина его тела составляет 47-55 см. На рост и массу тела малыша влияет наследственность, а также условия его внутриутробного развития. Большинство детей рождаются с весом 3-3,5 кг и ростом около 50 см.

В первые 3-4 дня жизни малыш заметно теряет в весе. В норме потеря массы тела может составлять до 5-8% . На 7-е сутки вес начинает восстанавливаться. В среднем в первый месяц жизни ребенок прибавляет в весе около 600 г.

В период новорожденности температура тела малыша остается неустойчивой и зависит от температуры окружающей среды. Малыш быстро охлаждается и перегревается, поэтому требует к себе особого внимания и ухода. В дальнейшем младенец научится контролировать свою температуру тела и будет гораздо легче переносить любые перемены.

Первые 2-3 дня жизни малыш обычно находится в роддоме вместе с матерью. При отсутствии осложнений ребенка выписывают домой на исходе 3 суток. С этого момента вся ответственность за младенца ложится на его родителей. Что следует знать мамам и папам об уходе за ребенком дома?

Питание

Лучшее питание для новорожденного – грудное молоко. Теоретически каждая женщина при правильно организованном грудном вскармливании способна выкормить своего малыша. По статистике только 3% всех молодых мам имеют серьезные проблемы со здоровьем, влияющие на выработку грудного молока. Речь идет в основном об эндокринных нарушениях, при которых развивается истинная гипогалактия (недостаточное образование молока в молочных железах). При отсутствии подобных проблем грудное молоко вырабатывается по требованию и ровно столько, сколько нужно для конкретного ребенка в конкретных условиях его существования.

При нехватке молока обратитесь к педиатру или консультанту по грудному вскармливанию.

Здоровый новорожденный должен питаться так часто, как ему это нужно. Ребенок может брать грудь каждый час и даже чаще, прерываясь лишь на сон. Такое состояние является совершенно нормальным и не считается поводом для беспокойства. Просто предлагайте малышу грудь каждый раз, как почувствуете его беспокойство. Со временем младенец выработает для себя свой собственный ритм, и организм женщины подстроится под этот режим своевременной выработкой грудного молока.

Сделать грудное вскармливание комфортным для мамы и малыша помогут следующие рекомендации.

  1. Кормите новорожденного по требованию.
  2. Позволяйте малышу сосать грудь столько, сколько ему это необходимо.
  3. Следите за тем, чтобы ребенок правильно прикладывался к груди.
  4. Не сцеживайтесь без необходимости. Сцеживайте молоко только в том случае, если вам нужно сделать его запасы.
  5. Следите за состоянием груди. При появлении трещин сосков воспользуйтесь заживляющейся мазью.
  6. Носите удобную одежду, позволяющую вам кормить своего малыша в любой обстановке (дома, на прогулке, в поликлинике или в гостях).
  7. В первые 3-4 дня дома постарайтесь отгородить малыша от контакта с посторонними людьми.

К сожалению, далеко не всегда родителям удается наладить полноценное питание своего ребенка. Случается, что по каким-то причинам новорожденный не берет грудь. Такое возможно при наличии различных врожденных заболеваний, в том числе патологий центральной нервной системы. При переводе малыша на искусственное или смешанное вскармливание следует посоветоваться с педиатром и подобрать оптимальное детское питание, подходящее по возрасту и прочим параметрам.

Уход за новорожденным

Уход за младенцем в первые дни жизни включает в себя несколько важных аспектов.

О комнате для ребенка нужно позаботиться заранее. В тот момент, когда малыш окажется дома, для него должна быть подготовлена детская кроватка, пеленальный столик, комод для вещей и другие необходимые вещи. Некоторые родители обходятся без специальной кроватки, предпочитая совместный сон с рождения. При любом раскладе необходимо обеспечить комфортные условия для совместного пребывания молодой мамы и младенца в первые дни дома.

Комната, где будет жить ребенок, должна соответствовать следующим требованиям:

  • светлое, чистое, теплое помещение;
  • оформление стен и мебели в спокойных тонах;
  • возможность ежедневного проветривания и быстрой уборки;
  • температура помещения – 20-22 ºC;
  • влажность воздуха – 60-70%.

Гигиена

Педиатры рекомендуют каждое утро дома начинать с гигиенических процедур. Умывать малыша можно на пеленальном столике или на любой твердой поверхности, подложив клеенку и мягкую пеленку. Все тело младенца осторожно протирается ватными дисками, смоченными в обычной воде. Для умывания глаз следует использовать кипяченую воду. Также следует подмывать ребенка после каждой дефекации.

Носик младенца также требует к себе особого внимания. Ребенок еще не умеет самостоятельно избавляться от скопившейся слизи, поэтому родителям придется помочь малышу. Для очищения носовых ходов можно использовать детские ватные палочки с ограничителями. Перед процедурой необходимо оросить нос солевым раствором. Ушки малыша также аккуратно очищаются мягкими ватными палочками.

Особый уход требуется за пупочной ранкой. Обработка пуповинного остатка проводится ежедневно. Лучше всего для этой цели использовать перекись водорода. В среднем пупочная ранка заживает через 10-14 дней после рождения ребенка.

При развитии воспаления в области пупочного кольца обратитесь к врачу.

Купание

При купании малыша следует придерживаться несложных правил.

  1. Купать младенца лучше всего в специальной ванночке.
  2. Кипятить воду для купания можно, но не обязательно.
  3. Оптимальная температура воды — 37 °C.
  4. Время первого купания – 5-10 минут. Через каждые 3-4 дня можно постепенно увеличивать продолжительность водных процедур до 30 минут.
  5. В воду можно добавить ромашку, календулу или другие травы (при отсутствии у ребенка аллергии).

Прогулки

При плюсовой температуре и хорошем самочувствии малыша гулять можно уже на второй-третий день после выписки. Летом лучше не выходить из дома в пик солнечной активности (с 12 до 16 часов). Зимой разрешается гулять с младенцем при температуре не ниже 15° мороза.

Как одеть малыша на выход из дома? Для всех детей первого года жизни работает одно простое правило. Одевать младенца нужно так же, как себя, плюс один слой одежды. Для новорожденных лучше использовать специальный конверт, защищающий малыша от всех неблагоприятных погодных условий.

Развитие новорожденного

Развитие новорожденного идет полным ходом. Здоровый ребенок реагирует на яркий свет и громкий звук, заявляет о своих желаниях плачем и умеет находить материнскую грудь по запаху молока. Доношенный новорожденный демонстрирует около 75 рефлексов. Контроль рефлекторной деятельности имеет большое значение, ведь именно этот параметр позволяет в полной мере оценить физическое развитие ребенка в этот период.

За 28 дней новорожденный осваивает множество полезных навыков:

  • фиксирует взгляд на лице мамы или другого взрослого человека;
  • пытается приподнять и удержать голову;
  • различает голос мамы;
  • узнает запах матери и ее прикосновения;
  • активно двигается.

Развитие младенца не прекращается ни на минуту. Если в первые дни жизни ребенок почти не реагирует на происходящее вокруг, то уже к концу первого месяца жизни он просыпается от громких звуков и различает голоса родителей. Развитие слуха идет одновременно с развитием зрения новорожденного. Спустя 2-3 недели после рождения малыш отчетливо различает лица людей и крупные предметы на расстоянии 20-30 см.

Развитие новорожденного оценивает педиатр при посещении на дому. В первый месяц доктор должен повидаться с малышом 4 раза. Через 28 дней после рождения ребенка вместе с мамой будут ждать в детской поликлинике для планового осмотра. По результатам обследования врач даст свои рекомендации по уходу за грудничком в первые месяцы жизни.

Родители часто задаются вопросами: «Как лучше воспитать ребенка?», «Что для него полезно, а что нет?»… Специально для мам и пап мы составили небольшой список интересных фактов на основе нескольких современных исследований психологов. Они помогут по-новому взглянуть на устоявшиеся стереотипы:

Проявляя любовь к ребенку, родители сами становятся счастливее

Постоянно разговаривая и играя с малышом, проводя с ним максимум времени, искренне интересуясь им и проявляя свою любовь, люди ощущают себя счастливыми. Они находят в ребенке такой неиссякаемый источник позитива, который никогда не обрести горе-родителям, стремящимся жить только для себя.

И пускай со стороны слишком заботящиеся взрослые выглядят смешными, их упрекают в том, что они избаловали свое чадо – они то знают, что живут по-настоящему гармоничной и полной жизнью. Секрет в том, что все, что они вкладывают в своего ребенка, возвращается к ним «той же монетой».

Строгость

Всем так или иначе приходится ругать своего ребенка за шалости или плохую успеваемость. Родители делают это уверяя, что такие меры предпринимаются во благо, и с годами чадо их обязательно поймет и простит.

В США, где стараются блюсти права ребенка всеми способами, провели эксперимент. В нем приняло порядка 1000 семей с детьми. Они показали, что если чрезмерно грубо ругать подростков, то вероятность потерять над ними контроль значительно возрастает. Выслушивая нападки по поводу малейших провинностей, со временем чаша их терпения может переполниться. Это приведет к активному протесту, и не исключено, что он перестанет блюсти авторитет родителей, и выпустит на свободу всех своих демонов.

«Многие держат детей в ежовых рукавицах, потому что так для них лучше, потому что делается это из любви. Но последствия такой чрезмерной требовательности могут оказаться непредсказуемыми», – говорится в исследовании.


Режим помогает ребенку стать умнее

Оказывается, придерживаться графика активности и отдыха необходима для нормального развития мозга. В эксперименте участвовали более 10 тысяч детей детсадовского возраста. Режим активности и сна влияет на когнитивные функции мозга. Малыши, которым давали вволю беситься, когда нужно было идти спать, демонстрировали худшие навыки в математике, чтении, даже физическом развитии. Особенно важно соблюдать режим в три года, говорят ученые.

Пение с малышом объединяет

На первый взгляд это еще одна игра или просто прихоть крохи, но на самом деле совместные пения дают ребенку мощный заряд счастья и единения с другими членами семьи. А еще это способ ненавязчиво приучить его к домашней работе. Не зря хоровые песни лежат в основе разнообразных ритуалов – они способны сплотить даже взрослых и направить их энергию в нужное русло.

Отгораживая ребенка от отца, женщина оказывается в стрессе

Когда исследователи опросили около 200 женщин, они выяснили следующую закономерность: мамы, которые пытаются препятствовать общению крохи с папой, сами повергают себя в депрессию. Те же, кто не ревнует детей к отцам или по другим причинам не мешает им взаимодействовать, реже подвергаются нервному напряжению.

Также в постоянном стрессе оказываются мамы, решившие полностью посвятить себя ребенку, отказавшиеся от своей личной жизни. Забота о чаде полезна для психики только если она идет от сердца, и не воспринимается самой мамой как непосильный крест, который она вынуждена нести.

Даже если во время беременности вы прочитали все книги о детях, до которых смогли дотянуться, всё равно по возвращении из роддома вы наверняка будете чувствовать себя так, будто в квартире внезапно поселился инопланетянин. Сегодня мало у кого есть опыт общения с грудными детьми до появления собственных детей. Главное - помните, что , скоро вы научитесь понимать ребёнка чуть лучше. Отдыхайте, когда есть возможность, следите за своим питанием и позвольте себе относиться к этому странному существу как к нормальному, крепкому и здоровому человеку с очень маленьким жизненным опытом. Не нервничайте по пустякам!

Хорошенько помявшись в родовых путях, дети бывают опухшие, с кровоподтёками, с красными глазами; тощие, с тонкими и длинными ручками и ножками; с шелушащейся красной кожей, россыпью прыщиков или с чёрными шелковистыми волосами на ушах. Не волнуйтесь, через пару месяцев малыш разгладится, наест жирок, лишние волосы выпадут. К трёхмесячному возрасту большинство детей наконец похожи на образцовые младенческие фотографии. Впрочем, некоторые прекрасны сразу же, но будьте готовы ко всему.

Новорождённые много спят

Первые 2–3 недели своей жизни ребёнок проводит во сне 16–20 часов, прерываясь на еду, пачканье подгузников и попытки понять, что происходит вокруг. Готовясь к с ребёнком, вы можете быть удивлены. Используйте эту возможность, чтобы восстановиться после родов, спите сами! К третьей неделе у многих начинаются колики, с которыми все борются с переменным успехом, и вот тогда-то начинается всё веселье.

Младенцы всё время издают какие-то звуки

Они чихают, сопят, скрипят, копошатся. Чаще всего причиной чихания является слишком сухой воздух в квартире, вызывающий засыхание слизи в носу и появление всем нам знакомых козявок. Ребёнок с козявками может стать настоящим тираном, потому что носовые ходы новорождённого узки и извилисты, а без носового дыхания становится сложно есть и спать, о чём ребёнок честно сообщает единственным доступным в этот период средством - криком. Выход - увлажнители воздуха и закапывание в нос физраствора или его аналогов «с водой какого-нибудь моря», коих в любой аптеке тьма.

Икота крайне редко вызвана переохлаждением

Самая явная причина икоты новорождённого - попадание воздуха в желудок при кормлении или . Полный желудок давит на диафрагму, нервные окончания которой раздражаются, отправляют в мозг импульс и тут же получают назад ответ - диафрагма начинает часто-часто сокращаться, при этом лёгкие хватают воздух, производя специфический звук. Можно подержать ребёнка «столбиком», чтобы он отрыгнул. Сам же ребёнок от икоты не страдает, хотя иногда она длится очень долго и мешает ему заснуть.

Купать новорождённого не обязательно

Конечно, купание младенца - процесс приятный для всех, но именно в период новорождённости он осложняется пупочной ранкой, которую не рекомендуется мочить. Тут можно выкрутиться: купать в маленькой детской ванне, в кипячёной воде, а можно просто подмывать его после дефекации под краном или протирать влажной детской салфеткой, пока не зарастёт пупочная ранка. Потом - полная свобода, купайте сколько угодно.

Новорождённые умеют плавать

Зрелище плывущего в ванне младенца может полностью перевернуть ваши представления о приспособленности ребёнка к внешнему миру. Это действительно впечатляет. К сожалению, пупочная ранка сильно осложняет знакомство ребёнка с водой. Впрочем, через 3–5 недель он всё ещё будет уметь плавать, позже способность утратится без тренировки. Если возьмете на себя труд приучить ребёнка к надувному кругу или свободному плаванию, его можно будет пускать в большую ванну, а самим сидеть рядом и умиляться. Оставлять ребёнка в ванной без присмотра нельзя категорически ни с кругом, ни даже в целом надувном скафандре.

Грудное молоко будет таким, каким должно быть

Все нужные на данный момент микроэлементы ребёнок получит, даже если вы будете плохо и нерегулярно питаться. Ресурсов вашего организма хватит, чтобы компенсировать недостатки вашей диеты первые 2–3 месяца. Кальций ребёнок получит обязательно, вы должны выбрать откуда: из ваших зубов или из съеденного вами творожка.

Стерильная чистота вокруг новорождённого не нужна

Конечно, вы должны мыть руки с мылом и по возможности ограничивать общение ребёнка с сопливыми родственниками. Но ежедневно кипятить, стерилизовать и мыть всё вокруг с хлоркой - это лишнее. С элементарными бытовыми бактериями детский организм должен научиться справляться сам.

Не облизывайте детскую пустышку

Её можно просто сполоснуть, протереть влажной салфеткой, обдать кипятком, если уж очень боитесь микробов, но неужели кому-то действительно приходит в голову, что ваша слюна способна нейтрализовать что-то, кроме видимого мусора? Если вы абсолютно уверены в здоровье зубов своих и вашего партнера, не курите, пьёте достаточно жидкости - ладно, облизывайте (я всё равно против!).

Не пытайтесь сделать грудное молоко жирнее

Не нужно есть сметану вместо кефира во время кормления грудью. Большая часть калорий, скорее всего, осядет на ваших боках, а жирное молоко ребёнку будет сложнее высосать и намного сложнее переварить. В первый месяц ребёнок должен набрать всего 600 граммов. Несмотря на то, что у нас традиционно принято хвастать упитанными младенцами, вам же самим будет сложно его таскать, да и вся двигательная активность пухлому ребёнку даётся с большим трудом.

Дети рождаются с определённым набором рефлексов

Всего их около 75, совершенно необязательно знать все, но следующие выглядят довольно забавно:

  • Сосательный рефлекс - ребёнок начинает ритмично сосать любой предмет, оказавшийся у него во рту: ваш нос, подбородок, ключицу, коленку. Голодные младенцы яростны и непривередливы.
  • Рефлекс объятия - при внезапном шуме, например громком хлопке в ладоши рядом с ребёнком, он сначала отводит ручки в стороны, при этом раскрывая кулачки, а после как бы охватывает себя ручками.
  • Рефлекс опоры, выпрямления и автоматической ходьбы - если поддерживаемого под мышки ребёнка поставить на опору, он выпрямляет туловище и стоит на полусогнутых ногах на полной стопе; если его слегка наклонить вперёд, то он делает шаговые движения по поверхности.
  • Рефлекс Бабинского - если провести кончиком своего пальца по наружному краю подошвы младенца в направлении от пятки к пальцам, то они веерообразно разогнутся.
  • Хватательный рефлекс (обезьяний) - при надавливании на ладони новорождённого он схватывает и прочно удерживает пальцы, вложенные в его ладонь. Ребёнка даже можно приподнять таким образом над опорой.

Здоровую кожу не нужно ничем мазать

Если у вашего ребёнка нет раздражения, многоступенчатые схемы смены подгузника (снять, помыть попу, просушить, посыпать присыпкой, намазать кремом, надеть новый подгузник) можно и нужно упростить. Действительно необходимо только сполоснуть попу или протереть влажной салфеткой и просушить. Если есть раздражение, причин может быть великое множество: слишком много одежды, под которой ребёнок банально потеет, слишком много детского крема, который закупоривает поры подгузника и мешает быстрому впитыванию выделений, некачественный подгузник, погрешности в диете мамы. Самый простой способ успокоить небольшое раздражение - почаще оставлять ребёнка проветриваться с голой чистой попой. Если у ребёнка кожа подмышек и под подгузником заметно краснее остального тела, проблема в перегреве. Не нужно переставать использовать подгузники, лучше уменьшить температуру в квартире или надевать поменьше одежды.

Детские какашки сильно отличаются от какашек взрослых

Этот факт нужно просто принять. Пока ребёнок ест, растёт и спит (то есть делает всё, что положено делать новорождённому), содержимое его памперса может быть каким угодно. Любого цвета и консистенции. Если вы кормите грудью, стула может не быть вообще 2–4 дня, и это тоже норма: молоко усваивается полностью. Материнское «мне не нравятся наши какашки», пожалуй, хлеб с маслом для производителей пробиотиков. Не нравятся - не ешьте.

Одинаковых детей не бывает

Сравнивать своего ребёнка с чужим - не самое лучшее занятие. Сравнивайте его с нормами развития в текущем возрасте, этого хватит вполне. Ребёнок рождается с характером, обычно это характер ближайших родственников. Быть может, у вас наконец-то появится возможность в чём-то посмотреть на себя со стороны. Расслабьтесь и получайте.