Новорожденный в доме что необходимо. Первые дни жизни новорожденного: пособие для новоиспеченных родителей

Едва появившись на свет, кроха сразу попадает в чужую для него среду, на адаптацию к которой еще нужно время. Поэтому первостепенная задача родителей — максимально облегчить этот период для младенца.

Как развивается кроха, и что нужно знать родителям?

Физические параметры ребенка 1 недели: рост, вес, норма стула, питание, фото

Нормы веса и роста

  1. Для крохи 1 недели жизни средний вес равен 2600-4500 г .
  2. Первые дни после рождения малыш теряет в весе (это нормально) 200-300 г . При потере массы тела более чем на 7-10 % следует обратиться к врачу.
  3. С 3-5 дня ребенок начинает набирать по 20 г в сутки , до 200 г в неделю.
  4. Рост малыша на 1 неделе равен 45-55 см, и существенно не меняется.

Норма стула и мочеиспускания

  • В первые 0-3 суток выделяется меконий , то есть густой «смолянистый» стул без запаха, темно-зеленого цвета.
  • С 2-3 дня формируется стул кислого запаха и желтоватого цвета, бывает 4-5 раз в сутки.
  • У младенца на искусственном вскармливании запах стула весьма резкий, а частота составляет 1-2 раза в день.
  • На 3-4 день возможно расстройство стула (стерильность маминого животика в прошлом, организм «заселяется» микробами), это нормально. Явление должно пройти через пару дней. Но консультация у врача не помешает, чтобы исключить кишечную инфекцию. Также понос может вызвать смесь, которая просто не подходит малышу.
  • Частота мочеиспусканий составит 4-6 раз в день в первые двое суток (и 8-13 бывает у недоношенных), с увеличением частоты к концу 1 и началу 2 недели до 15-20 раз в сутки. Суточное количество мочи к концу недели составляет 200-230 мл.

Питание малыша в возрасте 1 недели

  • Каждое кормление ребенок может съедать разное количество молока. Прибавка в весе зависит от того количества молока, которое усвоил организм, и от частоты/количества мочеиспусканий и стула. Взвешивать каждый день не имеет смысла, поскольку вывод будет более объективен при взвешивании раз в неделю, без одежды.
  • К середине недели малыш должен съедать 200-300 мл в сутки (20-60 г за кормление), к концу недели — 400 мл в сутки (50-80 г за раз).
  • Метод кормления зависит от мамы, то есть по требованию или по расписанию. Кормление по расписанию означает еду строго по часам (каждые 4 часа), по требованию — это когда малыш сам дает понять, что уже проголодался. Педиатры рекомендуют кормить по требованию. Это позволяет увеличить лактацию, снизить риск мастита, наладить контакт с крохой. Правда, приучать ребенка к кормлению каждые полчаса не следует.

Рефлексы крохи на 1 неделе жизни

Мама должна насторожиться, если кроха спит, вытянув вдоль тела ручки и ножки, не реагирует на свет или не выражает сосательного рефлекса!

Что умеет, чувствует, воспринимает, видит, слышит и ощущает ребенок в первую неделю после рождения: ответы на популярные вопросы

Что умеет кроха на 1 неделе жизни?

  1. Фокусировать взгляд на расстоянии 5-15 см.
  2. Держать головку до нескольких секунд.
  3. Смыкать ручки и пальчики (непроизвольно).
  4. Непроизвольно улыбаться.
  5. Проявлять оживление при появлении мамы, папы.
  6. Различать свет и темноту . Реакция на слишком яркий свет выражается в моргании или закрывании глаз.

Что видит ребенок в 1 неделю?

  • Зрение крохи в 20 раз слабее, чем у родителей, то есть нечеткое и расплывчатое. Малыш может видеть только очертания предметов, и то, не дальше 30 см от глаз.
  • Он уже отличает красные или блестящие предметы , способен следить глазами за их движением.
  • Более всего новорожденного 1 недели привлекают овальные формы и предметы в движении с обилием блестящего или красного.
  • Людей «в лицо» кроха пока не узнает , маму «чует» по запаху и голосу.

Что слышит новорожденный в первую неделю жизни?

  • Слух младенца развит в этом возрасте сильнее зрения . С учетом «практики» внутриутробной жизни, его не пугают близкие и далекие шумы, которые он уже способен отличать.
  • При шепоте, звучащем над постелью спящего ребенка, он ворочается и моргает.
  • Ребенок узнает речь близких людей , к голосу матери остается более чувствительным. Хотя голос отца узнает лучше из-за его низкого звучания.

Что ощущает и воспринимает новорожденный на 1 неделе?

  1. Чувство вкуса появляется с рождения. Сладкое успокаивает, горькое/соленое действуют возбуждающе.
  2. Обоняние. Запахи ребенок начинает различать сразу после рождения. Яркий пример — мгновенный поворот головы, когда рядом мамина грудь с молочком.
  3. Осязание. Малыш чувствителен к обращению с собой, касаниям. Жестами и касаниями его можно возбудить и успокоить.

О чем думает новорожденный: предположения и факты

Согласно исследованиям по изучению деятельности мозга новорожденных детей, он активен и далек от состояния абсолютного покоя . Электрическими сигналами в процессе отдыха охватываются те области мозга, которые вовлечены в моторику, слух и зрение.

Конечно, независимо от того, что вы говорите крохе 2-3 дней от роду, он не поймет смысла ваших слов. Но вот интонацию вычислит предельно четко .

Более того, чем чаще и интенсивнее с малышом общаться , показывая, рассказывая и объясняя все, что происходит, тем быстрее он будет развиваться.

Еще в животике у мамы ребеночек все слышит и чувствует, а к концу беременности и появлению на свет запас понимаемых им слов уже существенно шире. Тесное общение с малышиком до и после родов ускоряет развитие его мозга и усиливает мыслительный процесс.

Сколько должен спать малыш в 1 неделю жизни?

У малышей 0-7 дней график сна примерно одинаков. Если ребенка не беспокоят проблемы со здоровьем или внешние раздражители, то общая длительность его сна в сутки составит 16-18 часов .

Сон в этом возрасте прерывист, не более 3 часов подряд . Чередуется он с паузами на кормление и бодрствование.

Как правильно ухаживать за новорожденным на первой неделе: что должны делать родители?

Основные правила


Как общаться, играть и развивать ребенка на первой неделе от рождения

В этом возрасте с малышом особо не поиграешь.

  1. Петь крохе ласковые песни, колыбельные.
  2. Включать классическую, спокойную музыку.
  3. Обращаться к малышу по имени.
  4. Звонить над кроваткой тихим, высокого звука колокольчиком, уводя его в сторону (пусть малыш следит за ним глазами).
  5. Дуть (нежно) на носик, ручки или ножки, чтобы малыш чувствовал маму, ее касания, тепло. Поглаживать ребенка при переодевании и во время воздушных ванн.

Игрушки сейчас — не главное. Достаточно музыкальной карусели или развешанных над кроваткой погремушек красного яркого цвета (диаметром 6-8 см), с нерезким звуком, с разным звучанием для развития слуха малыша.

Мир ребенка

Новорожденный младенец воспринимает окружающий мир как поток быстро сменяющихся ощущений. Все чувства, звуки, образы для него незнакомы и не связаны между собой. У малыша нет чувства времени, ощущения и он не может отделить себя от окружающего мира. В его системе мышления отсутствуют причина и следствие. События происходят как бы сами по себе, независимо друг от друга. Ребенок испытывает голод и слышит собственный плач. Рождается ли этот крик внутри его существа или доносится откуда-то извне? Может быть, и плач, и чувство голода исчезают потому, что пришла мама? Ребенок не знает ответа и не может задать вопрос... Поскольку расстройство вызывает плач, а за плачем следует утешение, в сознании ребенка постепенно выстраивается связь между этими событиями. Он видит вас у своей кроватки и уже чувствует, что сейчас наступит ощущение комфорта и покоя. Спустя какое-то время малыш начнет интуитивно ощущать себя в безопасности, зная, что его желания будут удовлетворены. По мере того как возрастает доверие ребенка к вам, в вас крепнет уверенность в своих силах. Вы уже способны верно оценить его склонности, знаете его сильные стороны, можете приспособиться к темпу развития малыша и удовлетворить его потребности. Теперь вы становитесь самым важным человеком в его жизни, который понимает его нужды и характер. В течение первых дней и недель крепнут узы любви между вами и малышом. Эти теплые и нежные отношения станут для него первым уроком любви. На протяжении всей своей жизни он будет черпать из них энергию и строить на их основе взаимоотношения с окружающим миром.

Двигательные навыки

Новорожденный младенец не в состоянии самостоятельно принимать пищу или передвигаться, но он далеко не беспомощен. Он вступает в мир, имея в запасе достаточно большой набор способов поведения, основанных на безусловных рефлексах. Большинство из них жизненно важны для малыша. Например, если новорожденного ребенка погладить по щеке, он поворачивает головку и ищет губами соску. Если соску положить в рот, ребенок автоматически начнет сосать ее. Другой набор рефлексов защищает ребенка от физических повреждений. Если малышу прикрыть нос и рот, он будет вертеть головкой из стороны в сторону. Когда к его лицу приближается какой-либо предмет, он машинально моргает глазами. Некоторые рефлексы новорожденного не имеют жизненно важного значения, но именно по ним можно определить уровень развития ребенка. Осматривая только что родившегося младенца, врач-педиатр держит его в разных положениях, неожиданно издает громкие звуки, проводит пальцем по ступне малыша. По тому, как ребенок реагирует на эти и другие действия, врач убеждается, что рефлексы новорожденного нормальны и нервная система в порядке. В то время как большинство рефлексрв, присущих новорожденному, исчезают в течение первого года жизни, часть из них становится основой для приобретенных форм поведения. Сначала ребенок сосет инстинктивно, но по мере приобретения опыта он приспосабливается и изменяет свои действия в зависимости от конкретных условий. То же самое можно сказать и о хватательном рефлексе. Новорожденный младенец каждый раз одинаково сжимает пальцы независимо от того, какой предмет положить ему на ладонь. Однако когда малышу исполнится четыре месяца, он уже научится контролировать свои движения. Сначала он сосредоточит внимание на предмете, затем протянет руку и схватит его. Мы склонны считать, что все новорожденные начинают свое развитие с одинаковой исходной точки, однако они заметно отличаются друг от друга по уровню двигательной активности. Некоторые дети удивительно вялы и пассивны. Лежа на животе или на спине, они остаются почти неподвижными до тех пор, пока их не приподнимут и не переложат. Другие, наоборот, проявляют заметную активность. Если такого ребенка положить в кроватке лицом вниз, он будет медленно, но упорно двигаться к ее изголовью, пока не упрется в самый угол. Очень активные дети могут рефлекторно переворачиваться с живота на спину. Еще одно важное различие у новорожденных -- уровень мышечного тонуса. Некоторые дети выглядят очень напряженными: их коленки постоянно согнуты, руки плотно прижаты к телу, пальцы крепко сжаты в кулачки. Другие -- более расслаблены, мышечный тонус конечностей у них не такой сильный. Третье различие между новорожденными заключается в степени развития их сенсорно-двигательного аппарата. Некоторых детей, особенно маленьких или тех, которые родились преждевременно, очень легко вывести из состояния равновесия. При любом, даже самом незначительном шуме они вздрагивают всем своим существом, а их руки и ноги начинают беспорядочно двигаться. Иногда без всякой видимой причины по их тельцу пробегает дрожь. Другие малыши с самого рождения выглядят хорошо развитыми. Они как будто знают, как положить руку в рот или рядом со ртом, и часто делают это, чтобы успокоиться. Когда они шевелят ножками, их движения упорядочены и ритмичны. Разные уровни развития двигательных навыков, мышечного тонуса и сенсорно-двигательного аппарата, которые наблюдаются у новорожденных, отражают особенности в организации нервной системы. Дети, которые активно ведут себя, хорошо развиты и имеют нормальный мышечный тонус, считаются у родителей легкими детьми. За пассивными, слаборазвитыми детьми с вялым или, наоборот, слишком напряженным мышечным тонусом, который наблюдается первые месяцы жизни, гораздо труднее ухаживать. К счастью, благодаря заботливому уходу и терпе- нию родителей, большинство детей преодолевают эти трудности и в своем развитии быстро догоняют сверстников.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Ребенок появляется на свет с врожденным репертуаром реакций, помогающих ему приспособиться к окружающему миру. Он щурит глаза, когда зажигается яркий свет или какой-нибудь предмет приближается к его лицу. На небольшом протяжении он может прослеживать взглядом двигающийся предмет или человеческое лицо. Новорожденный ребенок обладает также врожденной способностью через свои ощущения получать новую информацию. Любопытно, что он даже проявляет определенные предпочтения среди того, что видит. Как правило, младенцы предпочитают конфигурации с выраженной точкой и их особенно привлекают движущиеся предметы и сочетания черного с белым. Задумайтесь над тем, какими удивительными свойствами обладает глаз человека. Трудно удержаться от вывода, что в ребенке изначально заложена уникальная способность устанавливать зрительный контакт со своими родителями. Наряду с врожденными зрительными способностями, новорожденный обладает также замечательным слухом. Мы не только уверены в том, что малыш слышит с момента рождения, но есть все основания предположить, что он слышит, еще находясь в утробе матери. Новорожденный поворачивает головку в ту сторону, откуда доносится звук, особенно если это незнакомый ему звук, и, наоборот, от-ворочивается от повторяющихся, громких или непрерывных звуков. Еще более поражает тот факт, что ребенок в состоянии отличить человеческий голос от любого другого звука. Иными словами, кроме врожденной способности смотреть вам в глаза, в ребенке заложена также способность слышать ваш голос. Однако несмотря на то, что новорожденный в состоянии воспринимать звук и поворачиваться в ту сторону, откуда он доносится, его зрительная и слуховая системы недостаточно скоординированны. Если ребенок слышит шум, источник которого находится прямо перед ним, он не станет инстинктивно искать его взглядом. Для развития такой координации необходимо время. Давая ребенку возможность познакомиться с предметами, которые привлекают его внимание и своим видом, и своим звуком, родители закладывают в сознании малыша основу для способности связывать увиденное с услышанным. До сих пор речь шла о способности ребенка видеть и слышать. Теперь настала пора поговорить о других ощущениях: о вкусовых, об обонянии и осязании. Дети любят сладкое и отказываются от соленой, кислой и горькой нищи. Кроме того, они отворачиваются от сильных и резких запахов. Известно также, что новорожденные реагируют на разного рода прикосновения. В то время как энергичное растирание махровым полотенцем возбуждает малыша, ласковый массаж способен его усыпить. Проводя по тельцу кончиками пальцев или кусочком мягкой шелковой ткани, можно привести его в состояние спокойного бодрствования. Малышу особенно приятно ощущать прикосновение человеческой кожи. Многие мамы, кормящие детей грудью, рассказывают, что младенец начинает активнее сосать, если его рука лежит у матери на груди. Мы описали несколько типичных способов того, как дети реагируют на разного рода стимулы, когда реакции ребенка на них проявляются по-разному, в зависимости от конкретных условий. Д-р Прехтль и д-р Бразельтон, а также другие исследователи, изучающие новорожденных, отмечают, что у детей имеются разные уровни возбудимости. Этим уровнем возбудимости обусловливаются особенности поведения детей. Проснувшись, ребенок может находиться в спокойном бодрствовании или активном бодрствовании, а может кричать или плакать. Каким образом новорожденный реагирует на происходящее в окружающем мире, больше всего зависит от степени его возбуждения. Ребенок, находящийся в состоянии спокойного бодрствования, услышав звонок, моментально остановит свои действия и попытается повернуться в сторону раздавшегося звука. Тот же малыш в возбужденном или раздраженном состоянии может просто не заметить звонка.

Понимаем своего ребенка

Период младенчества -- время, когда и ребенок и родители приспосабливаются друг к другу. Забота о малыше заставляет взрослых по-новому организовывать свой распорядок дня. Новорожденный как физически, так и психологически адаптируется к жизни вне материнского тела. Неотъемлемой частью этого процесса является саморегуляция ребенка. Он учится самостоятельно регулировать степень своей активности, так чтобы плавно переходить от состояния сна к бодрствованию и наоборот. В первые недели после рождения ребенка много сил у вас будет уходить на то, чтобы помочь малышу освоить эти переходные состояния. Бодрствующий ребенок реагирует на звуки, пристально глядя на лица окружающих, и кажется, что у него внимательный и разумный взгляд. В такие моменты энергия малыша направлена на то, чтобы воспринимать информацию, и тогда у родителей появляется возможность заниматься и общаться с ним. Однако слишком интенсивные упражнения могут утомить ребенка. Новорожденный не может сам выйти из состояния возбуждения. Поэтому особенно важно, чтобы родители вовремя почувствовали, что малышу необходим отдых. Если его ротик морщится, кулачки сжимаются и он нервно перебирает ножками, значит пришла пора отдохнуть. Периоды активности и покоя в жизни ребенка должны перемежаться. Правильно составив распорядок дня, вы поможете своему малышу естественным способом переходить от одного состояния к другому. После кормления, например, можно подержать его в вертикальном положении, прислонив к плечу, или, взяв на руки, тихонько покачать. Иногда ребенок может прийти в состояние покоя и после сильного крика. Если проснувшийся малыш начинает капризничать и видно, что он вот-вот расплачется, родители, как правило, всячески пытаются этого не допустить. Однако в некоторых случаях целесообразнее будет дать возможность покричать как следует. Видимо, плач снимает у ребенка напряжение и помогает ему перейти из одного состояния в другое. Даже если сразу после дремы он заплачет, пропустив состояние спокойного бодрствования, наплакавшись он может обрести его. Однако, как правило, новорожденному бывает очень трудно выйти из состояния крика без посторонней помощи. Всем детям нужно помочь успокоиться. Однако при этом к каждому из них необходим индивидуальный подход. Одни дети затихают, если родители заботливо берут их на руки или заворачивают в теплое мягкое одеяльце. Другие, наоборот, раздражаются при любом ограничении свободы и гораздо быстрее успокаиваются, когда их кладут на плоскую поверхность, не укрывая и не препятствуя их движениям. Большинству детей нравится, когда их носят или качают. Однако к каждому малышу необходимо иметь свой подход. Подумайте, какие из перечисленных способов лучше всего подходят вашему ребенку. Ходить по комнате, прижав малыша к плечу. Держать ребенка на весу, покачивая из стороны в сторону. Держать его у плеча и ритмично похлопывать по спинке. Положив ребенка себе на колени, ритмично двигать ими вверх и вниз или из стороны в сторону, или ласково похлопывать малыша по ягодицам. Сидя в кресле-качалке, положить ребенка лицом вниз себе на колени или, прижав к плечу, держать в вертикальном положении, медленно раскачиваясь. Быстро и ритмично раскачиваться в кресле-качалке. Положить ребенка в коляску и катать ее взад и вперед. Прогуляться, положив ребенка в коляску или в специальный рюкзачок. Положить ребенка в подвесной домашний гама-чок и тихонько покачать. Покатать ребенка в машине. Звуки, так же как и движения, действуют на детей успокаивающе, но и здесь у малышей есть свои предпочтения. Некоторые быстрее успокаиваются, когда слыщат непрерывные звуки тиканье часов, шум стиральной машины, звуки, имитирующие биение сердца, и т. д. Другие лучше реагируют на негромкий разговор, монотонное пение или тихий шепот. Есть и такие дети, которым нравится музыка -- колыбельные, записи классических произведений, мелодии из музыкальных шкатулок. До сих пор мы говорили о том, как заботливые и любящие родители помогают новорожденным адаптироваться в жизни вне материнской утробы. В свою очередь ребенок также оказывает влияние на жизнь взрослых. Он помогает им приспособиться к их новой роли -- родителей. С рождением ребенка они приобретают новый социальный статус, и между ними и малышом строятся очень тесные отношения. Ребенок может сообщить о своем внутреннем состоянии только двумя способами -- улыбаясь и плача. Процесс развития этих способов практически одинаков. В первые недели жизни малыша они возникают как бы сами собой, что отражает его реакцию на те физиологические процессы, которые происходят в его организме. Крик является признаком дискомфорта или боли, улыбка -- свидетельством того, что ребенок находится в состоянии покоя и получает удовольствие. Постепенно баланс начинает смещаться. Плач и улыбки все больше регулируются внешними факторами, и в результате ребенок начинает, конечно, еще без слов, непосредственно общаться с родителями. Особенно интересно наблюдать, как меняется улыбка в первые один-два месяца жизни ребенка. Первоначально блуждающая улыбка появляется на личике малыша во время сна. Затем в возрасте двух недель он начинает улыбаться, когда его глаза открыты, что обычно происходит после кормления. При этом улыбка, как правило, сопровождается стеклянным отсутствующим взглядом. К третьей-четвертой неделе в улыбке происходят качественные изменения. Ребенок реагирует на громкий голос родителей, с которыми у него устанавливается визуальный контакт, и в конце концов младенец награждает взрослых вполне осознанной улыбкой. Ребенок, который большую часть времени доволен, спокоен и находится в контакте с окружением, вселяет в родителей уверенность и оптимизм. Нервный и капризный малыш, которого нелегко успокоить, несмотря на заботливое отношение взрослых, доставляет им гораздо больше проблем. Те родители, у которых появился первенец, нередко связывают раздражительность ребенка с тем, что они неопытны и не умеют правильно с ним обращаться. Как только они поймут, что повышенная возбудимость малыша зависит от внутренних физиологических процессов, происходящих в его организме, они вновь обретут уверенность в себе. Это поможет им пройти через испытания, которые ожидают их в первые недели жизни ребенка. Методом проб и ошибок родители приобретают опыт и находят собственный способ успокаивать своего малыша -- пеленать, энергично укачивать или же просто дать возможность ему какое-то время как следует покричать, пока он не уснет. Очень важно, чтобы родители с самого начала понимали, что трудности, испытываемые ребенком в первый год жизни, никак не связаны с особенностями его поведения и характера в будущем. В течение первого месяца жизни малыша большинство родителей испытывают подчас отрицательные эмоции. Молодая мать, страдающая от постоянного детского плача, измученная родами и бессонными ночами, может впасть в депрессию или стать раздражительной по отношению к другим членам семьи. Отцу, несмотря на его горделивую улыбку, может иногда казаться, что младенец не только ограничивает его свободу, но также лишает внимания и заботы жены. По мере того как дети взрослеют, их сон длится дольше, а родители приспосабливаются к другому распорядку дня. По окончании первого трудного периода, когда только складываются отношения между родителями и малышом, члены семьи в полной мере смогут вознаградить друг друга радостью общения.

КАК ЗАНИМАТЬСЯ С НОВОРОЖДЕННЫМ

Наиболее трудная задача, стоящая перед новорожденным ребенком в течение первого месяца его жизни, -- приспособиться к условиям вне материнского организма. Большую часть времени малыш спит. Проснувшись, он начинает вести себя в соответствии со своим внутренним физиологическим состоянием. Периоды активного бодрствования, когда ребенок готов воспринимать новую информацию, редки и кратковременны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия с новорожденным, просто старайтесь использовать удобный случай. Такая возможность появляется, когда ребенок сыт и пребывает в хорошем настроении. Помните, что у детей разные пороги возбудимости, и если вы переутомите малыша, он может начать беспокоиться, кричать и плакать.

Практические советы

Занимайтесь ребенком не больше, чем это нужно Ему необходимо человеческое тепло, и поэтому он любит, чтобы его брали на руки. Попробуйте узнать, как относится к этому ваш малыш. Некоторые дета нервничают и раздражаются, когда их держат на руках слишком долго. Бывает, что раскапризничавшийся малыш затихает, если его положить в удобный детский рюкзачок. Однако если ребенок очень редко бывает на руках, он может стать вялым и апатичным. Меняйте положение ребенка Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами. Детский календарь Рядом с пеленальным или туалетным столиком повесьте календарь и карандаш. В отдельную графу можно записывать каждое новое достижение вашего ребенка. Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с малышом Смейтесь и веселитесь вместе с ребенком. Иногда кажется, что он в состоянии выразить свою радость. Не бойтесь избаловать ребенка Старайтесь быстро выполнять его желания. Если вы уделяете малышу достаточно внимания, когда он в нем нуждается, он не станет досаждать вам лишний раз. Обращайтесь с малышом бережно Возвращаясь домой из больницы, привезите новорожденного в удобном, надежном автомобиле.

Повседневные дела

Время кормления Сохраняйте хорошее настроение Независимо от того, кормите вы ребенка грудью или из рожка, старайтесь делать это так, чтобы и ребенок и вы чувствовали себя спокойно и удобно. Помните, что малыш лучше вас знает, когда он уже насытился, поэтому не делайте попыток заставить его съесть еще немножко. Избегайте принуждения, чтобы не потерять доверие ребенка. Протяните руку и дотроньтесь Пока малыш ест, ласково поглаживайте ему головку, плечи и пальцы рук, тогда кормление у него будет ассоциироваться с вашими нежными прикосновениями. Некоторые дети во время еды любят слушать пение, а другие, услышав мамин голос, перестают сосать. Если вашего ребенка легко отвлечь, отложите пение на время перерыва в еде или пока малыш будет срыгивать. Купание Первые ванночки Купайте малыша в детской ванночке. (Посоветуйтесь с доктором, прежде чем купать ребенка в первый раз.) Во время купания тихонько напевайте, ласково потирая его мягкой губкой или тряпочкой. Если ребенок скользит и ему нужна мягкая подстилка, положите на дно ванночки полотенце. Общение через прикосновения После купания хорошо заняться массажем. Используя детский крем или растительное масло, осторожно помассируйте малышу плечи, руки, ноги, ступни, спину, живот и ягодицы. Продолжайте делать это, пока ваш ребенок находится в хорошем расположении духа. Пеленание/одевание Поцелуи в животик Меняя малышу пеленки, ласково поцелуйте ему животик, пальчики на руках и ногах. Эти нежные прикосновения помогают ребенку научиться осознавать части своего тела. При этом он не только ощущает свое тело, но и чувствует вашу любовь. Разденьте ребенка Не кутайте малыша. Если в комнате 20 -- 25 градусов, он будет хорошо себя чувствовать в легкой рубашечке и пеленке. Дети перегреваются, потеют и ощущают дискомфорт, если их одеть слишком тепло. Время отдыха Включите ребенку радио Укладывая малыша в кроватку, включите радио, магнитофон или заведите музыкальную шкатулку. Тихая музыка успокоит его. Запишите на пленку шум стиральной машины Вместо того чтобы покупать дорогостоящую игрушку, издающую звуки, запишите на пленку шум посудомоечной или стиральной машины. Монотонный гул, который слышит ребенок, поможет ему успокоиться и заснуть. Дайте малышу музыкальную игрушку Если с самого раннего возраста в сознании ребенка связывать время сна с мягкой музыкальной игрушкой, она станет неотъемлемым элементом этого процесса. Становясь старше, некоторые дети сопротивляются, когда их кладут в кроватку, а эта игрушка поможет им успокоиться и заснуть. Используйте пустышку Перед сном дайте малышу пустышку. Дети, которые с раннего возраста привыкли к пустышке, умеют засыпать самостоятельно. Если ваш ребенок отказывается от соски, то сначала ее можно класть ему в рот только на несколько минут, пока он не привыкнет. Если малыш продолжает упорствовать, найдите другой способ. Прогулка в коляске Если погода позволяет, возьмите ребенка погулять, катая его в коляске. Постоянное движение поможет ему заснуть. Игра теней Ночью дети часто просыпаются. Оставьте гореть ночную лампу -- мягкий свет позволит ребенку наблюдать за причудливыми очертаниями окружающих предметов. Пеленки и мягкие подушки За последние несколько месяцев утробного состояния ребенок привык спать в тесноте. Поэтому он будет хорошо себя чувствовать, если его запеленать или обложить подушками. Во многих магазинах продаются подвесные гамачки, которые можно укрепить внутри обычной детской кроватки. Некоторые из них снабжены специальным устройством, создающим у ребенка иллюзию биения материнского сердца. Ритмичные звуки напоминают малышу те, которые он слышал, находясь в утробе матери; это успокаивает его, и он засыпает.

Первые дни после рождения ребенка очень трудные. Малыш попадает в новый незнакомый мир, где его ожидает не только любящая мама, но и невероятное количество ранее незнакомых микробов и вирусов. Уже в первые минуты своей жизни новорожденному предстоит научиться дышать и питаться. Правильный поможет малышу адаптироваться к новым условиям.

Р оды : уход за новорожденным сразу после появления на свет

Итак, поговорим о том, как обеспечивается уход за новорожденным в роддоме после родов . Первые несколько часов жизни ребенка проходят в родильном зале. Сразу же после того, как малыш родился на свет, врач обрезает ему пуповину , а пуповинный остаток зажимает специальной скобой. Акушерка очищает дыхательные пути малыша и закапывает в его глаза капли для предотвращения заражения гонококками.

Если новорожденный может самостоятельно дышать, в течение первых 30 минут после родов его прикладывают к материнской груди. В первые сутки из материнской груди выделяется очень ценное и полезное для малыша молозиво . К сожалению, его очень мало, поэтому нельзя терять ни одной капли.

Важно! Чем чаще вы будете прикладывать младенца к своей груди, тем быстрее у вас появится настоящее грудное молоко.

День первый: уход за новорожденным в роддоме

В первые сутки после родов проводятся следующие процедуры:

П осле родов уход новорожденным должна производить квалифицированная медицинская сестра.

П ервые дни жизни новорожденного : уход в роддоме

После того, как новорожденного переводят в детское отделение роддома, он попадает под круглосуточное наблюдение медицинского персонала. Ежедневно ребенка осматривает профильный врач-педиатр , оценивая состояние кожных покровов и слизистых оболочек младенца, его двигательную активность, мышечный тонус и степень развития безусловных рефлексов.

Неотъемлемой частью педиатрического осмотра является обработка пуповинного остатка у младенца . Обработка осуществляется в два этапа. На первом этапе пуповинный остаток обрабатывают индивидуальной ватной палочкой, смоченной в 95%-ом растворе спирта, а затем используют 5%-ный раствор марганцовки.

Внимание! В случае нагноения или плохого мумифицирования (засыхания) пуповинной ранки, ее необходимо обрабатывать 5%-ным раствором марганцовки при каждом пеленании.

О сновные принципы послеродового ухода за здоровым новорожденным

Ежедневный уход за грудничком в роддоме предусматривает такие обязательные процедуры, как:

  • обработка кожи и слизистых младенца;
  • подмывание ребенка;
  • смена подгузника.

Уход за кожей и слизистыми оболочками

Кожа новорожденного отличается от кожи взрослого человека. Она очень тонкая и гиперчувствительная, поэтому не может полностью выполнять защитные и терморегулирующие функции. Вот почему грудничок быстро перегревается и замерзает, а его кожа требует деликатного ухода.

Ежедневный уход за младенцем в родильном доме невозможно представить без таких процедур , как:

  • умывание;
  • уход за глазками;
  • чистка ушей и носовых ходов;
  • обработка естественных складок.

Все перечисленные процедуры проводятся утром, после сна малыша. Умывание новорожденного осуществляется с помощью стерильного ватного тампона, который смачивают в теплой воде. Ватным тампоном протирают лицо младенца, после чего остатки влаги убирают чистой пеленкой. Для умывания глаз используют отдельные ватные тампоны.

Важно! Чтобы избежать инфицирования конъюнктивной оболочки, протирать глаза ребенка необходимо от наружного угла к внутреннему.

Ушки новорожденного чистят с помощью вручную скрученных ватных дисков или специальных палочек с широким ватным шариком. Поскольку ушные ходы новорожденного слишком короткие, а барабанная перепонка расположена очень близко к наружному краю ушной раковины, использование обычных ватных палочек для ухода за ушками младенца недопустимо.

Для удаления загрязнений в носовых ходах младенца лучше всего пользоваться ватными жгутиками, которые можно скрутить самостоятельно. Если в носике грудничка появились сухие корочки, удалить их можно с помощью скрученного жгутика и детского масла.

Обработка естественных складок завершает утренний туалет малыша. Ее осуществляют с помощью детского крема или присыпки. Если на голове малыша появились молочные корочки , удалить их можно с помощью специальных косметических средств. Однако в большинстве случаев они отпадают сами по себе в первый год жизни малыша.

Подмывание ребенка

Подмывание ребенка осуществляется после каждой дефекации обычной проточной водой.

Внимание! Оптимальной для подмывания и купания новорожденного считается температура +34 +37ºС.

В случае сильного загрязнения во время подмывания можно использовать детское мыло. Кожа новорожденных очень нежная, поэтому педиатры не рекомендуют использовать мыло чаще 1-2 раз в день. По окончанию процедуры кожу малыша необходимо аккуратно вытереть пеленкой, а область интимных органов присыпать специальным тальком или смазать детским кремом.

Смена подгузников

Менять подгузники нужно по мере их загрязнения, но не реже, чем 1 раз в 4 часа, а также после каждой дефекации новорожденного. Так как пупочный остаток еще не отпал, подгузник необходимо надевать таким образом, чтобы обеспечить достаточную циркуляцию воздуха в области пупка.

Новорожденный первые дни дома. Что делать с ребенком? Он такой маленький, его даже страшно брать на руки?

Для начала его нужно развернуть, полюбоваться на него, хорошенько рассмотреть.

Новорожденный Что умеет?

Ребенок очень хорошо слышит и может вздрагивать от резких звуков. Он все видит, предпочитает смотреть на яркие, медленно движущиеся предметы. Он умеет сосать, и если провести пальцем по его щеке, он сделает губы трубочкой, повернет голову и начнет искать грудь, если вложить ему палец в кулачок, он крепко сожмет его. Если перевернуть его на живот он отвернет голову в сторону, чтобы не упираться носом в пеленки или попытается поднять ее.

Новорожденный первые дни дома с чего начать?

  • Нужно снять с ребенка бирочки, можно для начала протереть ему кожные складочки детскими гигиеническими салфетками.
  • Если нужно подмыть - проточной теплой водой из под крана с детским мылом.
  • Переодеть его. Дома достаточно одеть памперс, распашонку, завернуть в одну пеленку (толстую или тонкую по обстановке) и 1 чепчик.
  • Затем вероятнее всего его потребуется накормить. Надеюсь, все уже знают, что грудное вскармливание ОЧЕНЬ ВАЖНО для ребенка и ОЧЕНЬ УДОБНО для мамы. Нужно приложить ребенка к груди. Нужно, чтобы ребенок захватил губами не только сосок, но и околососковый кружок. За 15 -20 минут ребенок высасывает из груди основную часть молока, поэтому если он не хочет отпускать грудь, надо приложить его к другой груди. Если в процессе кормления ребенок начинает проявлять беспокойство, можно сделать перерыв и подержать его 5 - 10 минут вертикально, чтобы помочь ему срыгнуть воздух, скорее всего после этого он успокоится.
  • После кормления ребенка стоит уложить спать в его кроватку. На матрасик следует положить клеенку, затем простынку. Подушка не нужна, можно положить под головку сложенную в четверо пеленку. Одеялом укрыть только в случае необходимости. Вероятнее всего ребенок спокойно проспит несколько часов, и у мамы будет время успокоиться и обсудить с родственниками дальнейшие планы.

Новорожденный первые дни дома Как наладить режим?

В комнате у ребенка рекомендуется поддерживать температуру 22-24 градуса. Ее нужно регулярно проветривать в отсутствии ребенка. Влажную уборку проводить не реже 1 раза в неделю (летом чаще). Все предметы ухода за ребенком расположить в удобном и доступном месте. Детскую аптечку положить отдельно. Препараты с соответствующими условиями хранения держать в холодильнике. Предметы, требующие стерилизации (спринцовка, газоотводная трубка, аспиратор, пипетки) заранее простерилизовать и сложить в стеклянные банки с крышками. Бутылочки тоже простерилизовать и закрыть колпачками.

Детские ножницы и термометр надо тщательно вымыть с мылом, а перед употреблением протереть спиртом (водкой).

В ванной отвести место для ванночки, детского полотенца, детского мыла, ковшика. Вечером вам скорее всего предстоит первое купание, если врач из роддома разрешил.

Первые дни ребенок в основном спит и ест. Бодрствует по 20 — 30 минут.

Перед кормлением рекомендуется немного позаниматься с ребенком. Погладить ему ручки (от кисти к плечу), ножки (от стопы к бедру), животик - по часовой стрелке. Это способствует лучшему расслаблению мышц, и у ребенка постепенно разгибаются ручки и ножки, которые в первые недели сохраняют полусогнутое положение. Можно плавно подвигать его ручками и ножками (согнуть, разогнуть). Полезно разводить согнутые ножки в стороны.

Затем нужно перевернуть ребенка на животик. Постепенно нужно увеличивать продолжительность лежания на животе: от нескольких минут в первые дни, до 1 часа в течение суток (по 10-15 минут несколько раз) к концу первого месяца. Это тренирует мышцы шеи и спины, ребенок раньше начнет держать голову. Пока он лежит на животе можно погладить ему спинку снизу вверх. Заниматься рекомендуется перед каждым кормлением (днем) - 4-5 р/д.

Каждое утро ребенка нужно умывать - протирать ему лицо с помощью ватных шариков, смоченных кипяченой водой. Протирать глазки, каждый глаз отдельным шариком от наружного угла глаза к внутреннему. Чистить носик ватными жгутиками, смоченными вазелиновым маслом. Обрабатывать пупочную ранку.

Первые недели очень важно ПРАВИЛЬНО ОДЕВАТЬ ПАМПЕРСЫ, так чтобы пупочная ранка на закрывалась памперсом край его нужно отгибать вперед, тогда пупочная ранка будет оставаться сухой.

Держать ребенка круглосуточно в памперсах не стоит. Первое время можно укладывать спать его днем без них, а ночью в памперсах, а потом постепенно, когда ребенок будет больше бодрствовать одевать их только на время сна.

Новорожденный первые дни дома Кормление

Но тут обязательно должны помочь маме папа и бабушки, чтобы она имела возможность вовремя и хорошо питаться, пить достаточно жидкости и высыпаться, а не ходить круглосуточно с ребенком на руках.

Если мама не будет нервничать и уставать, лактация скоро наладится и промежутки между кормлениями будут больше. Главное, чтобы мама была настроена кормить ребенка грудью.

Между кормлениями можно давать ребенку воду (специальную, детскую из аптеки) до 100мл. в сутки, особенно летом или, если доктор сказал, что у ребенка желтуха.

Новорожденный первые дни дома Первый визит педиатра

В роддоме молодой маме выдали три справки: для ЗАГСа — чтобы зарегистрировать ребенка, для женской консультации и для детской поликлиники.

На следующий день, после выписки из роддома вас посетят участковый врач и мед.сестра. Тут нужно не растеряться, а задать все вопросы, которые у вас возникли. Вас очень подробно обо всем расспросят. Доктор расскажет, какие особенности есть у вашего ребенка, и на что вам стоит обратить внимание, назначит лечение, если требуется.

У вас заберут выписку из роддома и родовый сертификат и заведут на ребенка в поликлинике амбулаторную карту — историю развития ребенка, и прививочный сертификат — документ, куда заносятся все прививки ребенка. Кстати, в роддоме ребенку уже сделали 2 прививки: прививку от вирусного гепатита В и прививку от туберкулеза — их тоже внесут в прививочный сертификат.

Оставят вам телефоны вызова врача и регистратуры. Дальше до 1 месяца вас навестят еще 2 раза, поэтому все свои вопросы нужно продолжать записывать.

На следующий день, после выписки из роддома обычно доктор разрешает первую прогулку. Первый раз выходить на улицу с малышом можно, если на улице теплее, чем(— 5°С). Зимой первый раз погулять можно 15 минут, а летом — 30 минут, потом постепенно увеличивать продолжительность прогулок зимой до 2-х часов в сутки, а летом - чем больше, тем лучше. На первую прогулку можно вынести ребенка на руках и погулять с ним возле дома.

Со 2-го месяца с маленьким ребенком зимой рекомендуется гулять, если на улице теплее, чем (- 10°С). Летом не оставлять коляску с ребенком на открытом солнце. Гулять нужно ежедневно не менее 2 часов в сутки.

Новорожденный первые дни дома Ногти

У ребенка очень быстро растут ногти, их нужно периодически стричь. Нужно завести специальные маленькие острые ножницы с закругленными концами. Их надо заранее тщательно вымыть с мылом, а перед употреблением протереть ватой, смоченной спиртом.

Ногти удобнее стричь когда ребенок спит. Часто у папы это получается лучше, чем у мамы. Если что-то сразу не получается, не стоит нервничать и переживать. Нужно отложить это занятие, а через некоторое время попробовать снова. Если ребенок кричит и вырывается ничего хорошего не получится. В любом случае, ребенок не очень пострадает, если вы не сразу сумеете почистить ему нос или подстричь ногти. Постепенно вы всему научитесь.

Температура у ребенка измеряется также, как у взрослого в «подмышке». У малышей считается нормальной температура до 37,2°С. Термометр обрабатывается также, как ножницы.

Рекомендуется побыстрее придумать имя ребенку, зарегистрировать его в ЗАГСе, получить свидетельство о рождении, оформить прописку и страховой полис. Чем быстрее у ребенка появится страховой полис, тем меньше проблем у вас будет при обращении в детскую поликлинику или в случае госпитализации ребенка в стационар. После оформления полиса можно попросить доктора выписать ребенку бесплатные лекарства.

К концу первого месяца ребенок подрастет, научится улыбаться и узнавать маму.

Это всё про Новорожденный первые дни дома. Желаю Вам здоровья!