Изонить готовые работы. Схемы изонить: уроки для начинающих (фото)

Вышивка – самый распространенный вид рукоделия. Современное направление в вышивке - это техника изонить, вышивка на картоне нитками. Вышивка крестиком не очень подходит для детей, так как в этой технике используются сложные схемы и острая игла, что не очень безопасно. Изонить, в отличие от обычной вышивки, не прибегает к использованию иглы, поэтому пользуется большой популярностью в детских художественных кружках.

Изонить или графика из ниток, изображение нитью – создание рисунков и объемных картин при помощи нити на плоском твердом материале, бумаге, картоне, дереве, CD-дисках. Картинами, созданными при помощи такой техники, можно стильно украсить домашний интерьер.


Схемы для новичков

Существует большое количество готовых схем по работе с изонитью для начинающих. Для лучшего понимания некоторые из них сопровождаются отдельными видео.

Такие схемы можно найти в Интернете или сделать самому из обычных рисунков.




Рисунки могут быть самыми разнообразными и неповторимым, но отдельного восхищения заслуживает тонкость выполнения работы. Такая работа потребует большое количества терпения, внимания и усидчивость, но это не помеха для творчества, главное — желание и творческий подход.

Основные элементы

Для того чтобы начать работать в технике изонить, нужно изучить основные ее элементы и фигуры, а также методы заполнения негативного пространства таким образом, чтобы работа выглядела аккуратной, тонкой и органичной.

К основным мотивам техники изонить относят заполнение углов, заполнение круга, заполнение узора из одной точки.

Инструменты и материалы:

  1. Картон;
  2. Нить мулине любого цвета;
  3. Шило;
  4. Ножницы;
  5. Карандаш;
  6. Линейка;
  7. Иголка с широким ушком;
  8. Циркуль.

Приступим к детальному изучению техники.

Шаг первый. Учимся заполнять углы. Для этого берем картон и при помощи карандаша с линейкой чертим на нем прямой угол со сторонами 10 см. При помощи шила делаем отверстия в картоне через каждый сантиметр и нумеруем их, как показано на фото.

Продеваем нитку в иголку и делаем узелок на одном из концов нитки. Вводим иголку с изнаночной стороны в отверстие под номером 1 и протягиваем до отверстия номер 2, через которое выводим иглу на изнаночную сторону картона. Выводим иглу в отверстие 3, первый стежок готов.

По лицевой стороне ведем нить в отверстие номер 4, снова выводим нить на изнаночную сторону и продеваем иглу в отверстие под номером 5, делаем следующий виток по лицевой стороне к отверстию 6.

Делаем изнаночный виток через 6 к 7, лицевой от 7 к 8 отверстию, выводим нить на изнанку через 8 отверстие и продеваем нить в 9.


Продолжаем заполнять угол, следуя заданному порядку, пока всех сделанные нами отверстия не заполняться нитью. Получаем готовый графичный угол.

Для того чтобы запомнить данный принцип, можно повторить процесс заполнения углов несколько раз, после того как последовательность станет понятной, можно уже не рисовать цифры. Таким образом заполняются углы всех градусов и наклонов.

Шаг второй. Учимся заполнять круг. Чертим круг, используя циркуль, и расставляем точки по всему диаметру на одинаковом расстоянии, который будем заполнять нитью. Чем больше точек будет находиться на окружности, тем плотнее будет располагаться на рисунке нить. Уже знакомым образом нумеруем точки и приступаем к заполнению, метод заполнения остается прежним.



Шаг третий. Техника заполнения рисунка из одной точки. Рассмотрим два варианта заполнения. Рисуем на картоне две произвольных фигуры, например, сердечки. Расставляем точки и номера.

В первом случае расставляем точки поочередно, слева направо, начиная сверху с цифры 1 и двигаясь по кругу, как показано на фото.

Во втором случае расставляем точки таким образом, как расставляли их на фигуре круг.

Приступаем к заполнению фигур нитками.

Такие способы заполнения можно применять к любым фигурам.

Картина в технике изонить

В данном мастер-классе детально описываться процесс создания эффектного панно с применением техники изонить в стиле «string art».

Для работы с техникой изонить потребуется:

  1. Основа для панно;
  2. Акриловая краска;
  3. Схема для работы;
  4. Гвозди маленького размера;
  5. Кисть;
  6. Нитки мулине разных цветов;
  7. Скотч-лента;
  8. Молоток.

Приступим к созданию панно.

Шаг первый. Выбираем основу, на которой будет размещаться панно. Для основы хорошо подойдет фанерная доска, несколько слоев плотного картона или пробковая декоративная панель. В этом мастер-классе используется фанера.

Шаг второй. Красим основу для панно. Акриловой краской понравившегося оттенка красим основу в несколько слоев, главное — добиться плотного ровного покрытия. Даем основе хорошо просохнуть.

Шаг третий. Выбираем схему. Для дальнейшей работы будем использовать английское слово «dream», что в переводе означает «мечта». Чтобы буквы выглядели более эффектно, обрабатываем их в текстовом редакторе и выбираем понравившийся шрифт.

Шаг четвертый. При помощи скотча надежно закрепляем схему на окрашенной и высохшей основе. Далее берем маленькие гвоздики и аккуратно прибиваем их на одинаковом расстоянии друг от друга по всему контуру схемы, как показано на фото.

Совет: лучше подложить под низ основы небольшие обрезки доски или металлические крышки от банок, это поможет немного ее приподнять и не прибить основу с гвоздями к поверхности, на которой работаете.

Шаг пятый. После того как все гвозди прибиты, нужно удалить бумажную схему. В результате на основе будущего панно останутся только прибитые гвозди, которые полностью повторяют схему.


наталья виноградова

Мастер-класс по изонити для воспитателей .

Цели :

Познакомить родителей с техникой изонить ;

Способствовать развитию деловых и дружеских взаимоотношений между и сотрудниками ДОУ.

Задачи :

Познакомить педагогов с одним из основных приёмов техники изонить – заполнение угла , учить создавать образы посредством изонити .

Способствовать развитиютворческого потенциала и художественно-эстетического вкуса педагогов ДОУ.

Форма мастер-класса :

Теоретическая часть (С использованием презентации) ;

Практическая часть.

Предполагаемый результат : знание воспитателей об истории искусства изонить и умение правильно и последовательно заполнять угол, различая лицевую и изнаночную стороны.

Методическое оснащение : «Техника изонити для дошкольников » Н. Н. Гусарова.

Ход мастер-класса :

1. Вступительная часть.

Здравствуйте, уважаемые коллегии! Я рада приветствовать в нашем детском саду, в котором дети учатся играть, считать, петь, рисовать, лепить и т. д. я учу детей интересному занятию, которое называется изонить .

Вот уже несколько лет я являюсь руководителем кружка «Разноцветная паутинка» . Сегодня я предлагаю вашему вниманию мастер-класс «Нитяная графика или изонить » , научу вышивать один из элементов, и вы увидите, как это доступно, красиво и интересно.

2) Теоретическая часть.

2 слайд Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики. Формирование творческой личности должно начаться уже в дошкольном детстве. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию - т. е. качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей.

3 слайд Педагоги и психологи, занимающиеся проблемой развития художественного творчества и способностей детей, отмечают, что различные виды продуктивной деятельности, работа с разными материалами влияет на развитие способностей к творческой деятельности. Восприятие, творческое мышление и воображение, ручная умелость, эмоционально – положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе работы с разными материалами.

Дети рисуют карандашами и красками, палочкой на снегу, мелом, углем и многими другими инструментами и материалами. А можно выполнить рисунок нитью, то есть в технике «изонить » .

В творческой продуктивной деятельности гораздо проще повествовать. Творя и создавая своими руками собственное произведение, ребёнок упорядочивает и отражает свои знания о мире. Предварительно создав что-то, ребёнку легче рассказать о нём, вот почему специалисты уточняют : заниматься продуктивной творческой деятельностью детям так же необходимо, как и разговаривать.

Поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга. (И. П. Павлов)

4 слайд Изонить - очень интересная техника. Она привлекает простотой исполнения и оригинальностью.

Термин «ниточный дизайн» (нитяная графика или изонить ) используется в России, в англоязычных и немецкоязычных странах, а также во Франции.

Нитяная графика, как вид декоративно-прикладного искусства, впервые появилась в Англии в XVII веке. Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток. Они забивали в дощечки гвозди и в определенной последовательности натягивали на них нити. В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилища. (Возникла версия, что эти работы были своего рода эскизами для узоров на ткани).

В процессе работы в технике «изонить » развивается :

Мелкая моторика пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;

Сенсорное восприятие (восприятие цвета, формы и величины, глазомер;

Логическое и творческое мышление, воображение;

Волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца и т. п.) ;

Художественные способности и эстетический вкус.

Способствует формированию добрых чувств к близким, и дают возможность выразить эти чувства, ведь изонить позволяет сделать подарок своими руками.

Данная техника может быть использована на занятиях в детском саду, осуществление которой в комплексе с другими видами художественной деятельности может быть эффективной в развитии творческих способностей старших дощкольников. Техника выполнения изонити проста и доступна . Для ее освоения достаточно знать такие основные приемы :

Заполнение угла;

Заполнение окружности. (слайды 5 и 6) .

7 слайдИнструменты, необходимые для работы :

* картон (очень красиво смотрятся работы, выполненные на бархатной бумаге)

* нити различного цвета (швейные, мулине, ирис)

* игла с большим ушком

* ножницы

* шаблоны

* цветная бумага, фломастеры .

* бросовый материал (бусины, стразы, ткань и т. д.) .

8 слайд Работа строится на таких дидактических принципах как :

От простого к сложному (демонстрация детских работ) .

Наглядности.

9 слайд, 10 слайд, 11слайд,12слайд.

Посмотрите, на наши работы. Мы дополняем вышивку различными элементами аппликации, наклейками, пайетками, бусинами и другим материалом.

Ребята участвуют в выставках на уровне дошкольного учреждения и города, являются участниками и призёрами всероссийских конкурсов. 13,14 и 15 слайды.

3) Практическая часть. Заполнения угла.

А сейчас пусть Вас посетит её величество госпожа Фантазия. Родители выбирают цветной картон для работы, нитки в соответствии со цветом фона.

Научиться изображать в технике изонить различные углы легче, чем окружности, поэтому начинать обучение следует именно с этого.

Перед началом работы я обязательно напоминаю детям о соблюдении правил безопасности.

Далее я учу как правильно отмерять нить для работы. Короткая нитка быстро заканчивается, а длинная будет запутываться, поэтому оптимальная длина – обхват руки до локтя (показ правильного способа действия) . После того как нитка отмеряна и вставлена в иголку, завязываем узелок.

Нарисуйте контур угла на изнанке картона, разделите изображение точками на одинаковые части. Для удобства сначала пронумеруйте точки : на одной стороне угла снизу вверх, а на другой сверху вниз и проколите каждую точку иголкой.

От шила дырочки получаются очень большими и грубыми, поэтому его используют только для толстого картона.

Гораздо более аккуратный вариант – прокалывать швейной иголкой, или иголкой с шариком на конце, булавкой. Чем меньше расстояние между делениями, тем рисунок получится более четким, но при этом его будет сложнее и дольше вышивать.

Заполните угол по схеме, контролируем правильность выполнения с лицевой и изнаночной стороны, дополняется элементами рисунка и аппликации. По окончании работы, для придания работе эстетичного вида, изнаночная сторона заклеивается белой или цветной бумагой.

В завершении нашего мастер -класса я хочу пожелать Вам творческих побед и достижений, и прочитать такое стихотворение.

Что такое "ИЗОНИТЬ "?

Вы б у нас спросили.

Как нитью по картону шить,

Мы б Вам объяснили.

Нужно большое желание,

Бурная фантазия.

Старание, терпение

И хорошее настроение!

Ромашка расцветёт,

И Жар-птица оживёт.

Ангел крыльями взмахнёт,

И кораблик поплывёт!






Если вы любите художественные картины, но не можете рисовать, или любите вышитые шедевры, но не можете осилить долговременный проект, то обратите внимание на изонить. Для начинающих мастериц это вполне простое, но не менее красивое рукоделие - вышивание по картону в определенной последовательности.

Что такое изонить?

По другому данный вид рукоделия называется нитяной графикой, вышивкой по картону, изографикой, ниточным дизайном и изображением нитью. Для данного хобби подойдут любые нитки, начиная от шерсти, хлопка и заканчивая шелком. Вышивается по определенным точкам картон, пластик, плотный материал и даже железо. Рисунок подбирается или однотонный, или сложный из разных цветов.

Появилась изонить в 17 веке в Англии. Только нитяная графика не вышивалась, а переплеталась. На доске вбивались в определенной последовательности гвозди и на них плелись кружева. В настоящее время вместо гвоздей в основе делаются дырочки при помощи шила и иглой вышивается узор.

В России данное рукоделие стало популярно в образовательных учреждениях. Во-первых, для поделки требуется картон, нитки, шило. А во-вторых, всем детям понятна техника изонити. Для начинающих берутся схемы фигур, а только потом осваивают сюжеты.

Какая польза от изонити детям?

Особенно полезно данное рукоделие для старших дошкольников и школьников.

  • Изографию можно использовать на уроках труда. Младшие классы могут создавать елочные игрушки, кулоны, браслеты, картины, а - использовать как шпаргалку для перехода цвета в шитье. Так как в нитяном дизайне важно сочетать холодные и нужно создавать гармоничные сюжеты и подбирать толщину ниток с основой (картон, бархатная бумага, пластик).
  • На уроках математики тоже можно использовать изонить. Для начинающих школьников при вышивке фигур можно закрепить такие понятия, как окружность, треугольник, круг, радиус, диаметр, угол, хорда, центр, середина, вершина, край, направления сторон, порядковый и количественный счет и др.
  • У детей развивается абстрактное и фантазия, воображение. Это вначале школьники выполняют простые однотипные поделки или открытки, а впоследствии могут создавать целые сюжеты.
  • В процессе работы развивается глазомер и координация руки, а также прививаются такие качества, как усидчивость, терпение, аккуратность, внимательность.

Главная суть изографии

На основу наносятся точки в определенном порядке и затем разные по цвету нитки наносятся в определенной последовательности. В качестве основы можно взять бархатную бумагу, картон, фанеру, диски музыкальные, ткань, натянутую на рамку. В качестве инструмента используется шило, толстая игла или дрель с тонким сверлом. Также в работе необходим карандаш и циркуль.

Создаются все сюжеты из геометрических фигур (круг, треугольник, угол, дуги), которые вышиваются по особой технологии. Начинающим нужно освоить для начала вышивание угла и окружности.

Изонить: мастер-класс для начинающих по вышиванию угла

  • На основе нарисуйте угол, стороны которого разделите на равные 6 частей без учета вершины. Каждую сторону нужно пронумеровать в зеркальном порядке. То есть от вершины (назовем ее точкой А) левую сторону делим на 1, 2, 3, 4, 5, 6, а вторую половину угла от точки А нумеруем в обратном порядке: 6, 5, 4, 3, 2, 1.
  • Проткните все точки аккуратно шилом, кроме точки А.
  • Далее вышиваете угол по точкам слева направо и справа налево: 6-6, 5-5, 4-4, 3-3, 2-2, 1-1.

Так как направление вышивки меняется, то и получается интересный узор.

Вышиваем окружность


У вас получится окружность с пересекающимися треугольниками. Если брать короткие или длинные хорды (расстояние между точками), то узоры получатся иные. Можно заполнить круг по диаметрам. А если в окружность разделить на 8 частей, то можно вышить по отдельности углы и получить звезду или паутинку. Так из фигур получается сложная изонить.

Схемы для начинающих: паутинка

  • Разделите окружность на 8 секторов.
  • На каждом радиусе отмерьте одинаковое количество точек.
  • Вышейте угол через один сектор: радиус с узором, пустой угол, рисунок и т. д. Получится 4 заполненных угла.
  • Далее пустые углы заполняете по рисунку, соединяя отрезки соседних секторов в верхних и нижних точках.

Фигурная изонить для начинающих

Детей к этому творчеству можно приучать с пяти лет, но в этом случае заготовки нужно сделать заранее взрослым. Рассмотрим, как сделать петушка. Для этого сделайте шаблоны:

  • равнобедренный треугольник с 4 точками для клюва;
  • три разносторонних треугольника с 7, 9, 10 точками для хвоста;
  • один для туловища с 11 точками, расстояние между которыми разное;
  • большой круг с 24 точками для головы;
  • гребешок делаете из 4 кругов, разных по размеру, с 14 и 16 точками;
  • бородка представляет собой овал с 14 точками;
  • для лап чертите равнобедренный треугольник с 5 точками.

Теперь чертите на изнаночной стороне картона петушка из этих фигур. Клюв, хвост, лапы обводите по двум сторонам треугольника, чтобы образовался угол. От туловища до лап чертите прямые с 3 и 4 точками, а угол делите на две части, чтобы получить три «пальца».

Далее протыкаете дырочки и вышиваете по отдельности фигуры: сначала углы, затем окружность по вышеуказанным схемам. При этом туловище вышиваете, как два угла: основа и правая сторона, основа и левая сторона. Лапы также вышиваете из двух углов. Овал вышиваете как окружность.

Если только начинаете осваивать данное рукоделие, то закрепите вышивку углов и окружностей с разным количеством точек. Далее вышейте фигуры в разном направлении. Например, большой круг вышейте в одном направлении, а маленькую окружность в нем заполните в обратном направлении.

Затем создайте простые открытки из фигур. Это могут быть и зверушки, и птички, и цветы, и бабочки, и фейерверки, и абстрактные сюжеты. Можно сочетать фигуры с обычными стежками, создавая сложные картины. Далее можете поэкспериментировать с разноцветными нитями и потом переходите к созданию сложных узоров.

Таким образом, среди рукодельниц становится популярной изонить. Для начинающих мастериц есть ряд правил:

  • узелки не делаете, а крепите концы нитей клеем или скотчем на изнанке;
  • разметку делаете на изнаночной стороне картона;
  • дырочки делаете тонкой иглой с изнанки или толстой с лицевой;
  • чем мельче разметка, тем изысканнее узор;
  • чем мельче рисунок, тем острее должна быть игла и тоньше нитка;
  • размечаете одинаковые отрезки;
  • сделайте свои шпаргалки с фигурами, чтобы видеть готовый узор.

Как только вы поймете технику изонити, то вам станет проще создавать свои схемы и видеть в обычных сюжетах необходимые фигуры и линии!

Изонить - это не просто техника рукоделия, а настоящее искусство. Многим оно знакомо еще со школьной скамьи. Методика покажется довольно простой для освоения даже ребенку, поэтому она широко используется в образовательных учреждениях. В результате нескольких часов творчества получается уникальная картина из ниток, идеальная в качестве подарка или украшения интерьера.

Картины изонитью: материалы и инструменты

Картинка, выполненная изонитью, представляет собой изображение из сложного переплетения ниток на картоне. Вышивка осуществляется иголкой по специально разработанной схеме. В процессе создания картин используются нити различных оттенков. Схемы тоже бывают разными. Для освоения этого искусства рекомендуется начинать с простых.

Новичкам подойдут схемы с цифрами, предназначенные для детей. Также потребуется плотная основа. Чаще всего в вышивке такого типа используется картон. Его можно обтянуть бархатной тканью. Основа бывает различных оттенков, однако, рукодельницы предпочитают использовать преимущественно темный фон. На нем более четко и ярко виден сложный узор, выполненный изонитью.

Схемы картинок изонитью для начинающих: мастер-класс и видео

Начинающим осваивать искусство вышивки картинок изонитью можно начать с выполнения изображений простых форм: круг, квадрат, ромб. В середине фигур, как правило, остается либо пустое пространство, либо создается объем.

Любая работа начинается с нанесения на основу рисунка. Затем по периметру изображения необходимо проколоть отверстия и пронумеровать их. Рассмотрим методику заполнения треугольника по простой схеме:

  1. Выведите нить с изнанки из точки на верхушке треугольника.
  2. Протяните ее до отметки, находящейся на противоположной стороне в центре.
  3. Выведите нитку из соседнего отверстия и протяните в противоположную сторону.
  4. Повторяйте шаги 2 и 3 до полного заполнения картинки.

Принципы заполнения окружностей, квадратов и ромбов одинаковы. Фигуру делят на количество частей, равное 12. Затем по периметру следует поставить разметку цифрами. Нить протягивают не в противоположные стороны, а в точки №№1 и 11, 12 и 2, 3 и 13 и т.д.

Вы быстро научитесь вышивке нитками на картоне по схемам, если будете соблюдать все рекомендации. Для облегчения задачи предлагаем посмотреть видео с мастер-классом по заполнению изонитью окружности правильной формы:

Детские схемы с цифрами для вышивки изонитью

В настоящее время разработано огромное количество схем для вышивки нитками на картоне. Картинки для детей отличаются простотой форм и методов заполнения фигур. В схемах обязательно нужно проставлять цифры, чтобы ребенок быстрее освоил технику данного вида рукоделия.

Педагоги рекомендуют начинать создавать картины в технике «Изонить» с момента достижения ребенком старшего дошкольного возраста. Малыши учатся самостоятельно считать, планировать и выполнять сложные движения пальцами, что оказывает положительное влияние на развитие мелкой моторики. Изонить способствует формированию творческих способностей. Рукоделие такого вида развивает воображение и фантазию.

Рассмотрим схему для вышивки треугольника изонитью с цифрами.

Интересно также попробовать вышить изонитью небольшую окружность по схеме с цифрами.

Изонить была разработана в 17 веке в Англии. Изначально ткачи создавали узоры на дощечках, а в качестве креплений вместо дырочек использовали гвоздики. Результаты их творчества служили украшением интерьера.

Картины с изонитью - это отличный памятный подарок на любой праздник. Профессиональные рукодельницы создают изображения потрясающей красоты: пейзажи, натюрморты и даже портреты.

Изонить (другие названия - ниткографика, нитяная графика, ниточный дизайн ) – вид декоративно-прикладного искусства, графическая техника, получение изображения с помощью ниток на каком либо твердом основании (чаще всего на картоне), предположительно появившейся в XVII веке в Англии. В англоязычных странах используют название «embroidery on paper» - вышивка по бумаге. Иногда встречается название «paper embroidery», изредка «Form-A-Lines»- формы из линий, по-французски «broderie sur papier». В немецкоговорящих странах «pickpoints» - точечный рисунок.

Английскими ткачами (существует версия, что таким образом они делали эскизы будущих узоров для ткани) был придуман оригинальный способ переплетения ниток. Они натягивали нити в определенной последовательности на вбитые в дощечки гвозди и получали изящные изделия, которыми украшали свой дом. С течением времени данная технология совершенствовалась и впоследствии распространилась на плотную бумагу и картон, в котором предварительно проделывают отверстия.

Занятие изонитью способствует эстетическому и умственному, расширяет кругозор, воспитывает художественный вкус,формирует творческое отношение к окружающей жизни и нравственные представления, учит наблюдать.Безусловно, техника изонити ловкости рук и точности, а особенно усидчивости, но все это приобретается в процессе занятий. Вначале рассматривается образец, анализируется его конструктивная структура и приемы выполнения. Затем моделируется предмет, выбирается основа, цвет нити.

С помощью техники изонити можно создавать великолепные большие декоративные панно, натюрморты, пейзажи и даже портреты, обложки, орнаменты, открытки, закладки и многое другое. Освоить эту технику совсем просто, если внимательно и последовательно выполнять все советы.

Для работы с изонитью потребуются следующие материалы:

основа, на которой, собственно, предполагается вышивать (бархатная бумага, чаще картон);

  • то, чем будем прокалывать дырочки в основе (шило или английская булавка с бусиной на конце);
  • швейные нити (катушечные, мулине, ирис);
  • скотч или клей (для закрепления концов нитей с изнаночной стороны);
  • иголка;
  • тонкий пенопласт – подложка при прокалывании картона.

Начнем с основы, она же фон. Для изонити наиболее часто используют картон или толстую бумагу. Более тонкая бумага в процессе работы может мяться и, помимо этого, впитывать с пальцев влагу и деформироваться.

Чаще всего используют картон для детского творчества, с одной стороны цветной, с другой - серый. Также неплохим вариантом может быть картон с белой изнанкой. Т. е. чтобы разные стороны картона были окрашены в разные цвета.

Самым лучшим будет цветной однородный картон. Он достаточно плотный, но при этом не слишком толстый. Высокая плотность картона нужна для того, чтобы в моменты затягивания или подтягивания нити в нем не прорывались проделанные дырочки. Также более плотная структура картона дает возможность прокалывать дырочки с минимальными расстояниями между ними, что в свою очередь позволяет сделать наше изделие более ажурным и декоративным.

Цвет фона нужно выбирать в зависимости от художественного замысла изделия. Так это может быть не только однотонный фон различного цвета, но и картинка, распечатанная на принтере, или даже наклеенные на картон обои.

Очень декоративно и даже роскошно смотрятся работы, выполненные на бархатной бумаге, но т.к. она слишком тонкая, то ее тоже лучше комбинировать с картоном.

Внешний вид работы сильно зависит от правильно подобранных ниток. В зависимости от замысла работы это могут быть как блестящие (этот вариант предпочтительней), так и неблестящие нитки. Работа смотрится аккуратнее, если она сделана кручеными нитями, но иногда замысел требует использования и рассыпающихся нитей.

Самые распространенный нитки для изонити это мулине, т.к. при очень высокой декоративности с ними легко работать. Обращайте внимание, чтобы нити были равномерно покрашены и обладали блеском, были ровными по толщине и не лохматились. Также очень часто для вышивки используют ирис, иногда он даже предпочтительней мулине.

Меньше всего для изонить подходят шерстяные нитки. Они ворсистые и не очень яркие и, как следствие, работа, выполненная из них, выглядит не очень симпатично. Однако, для тренировки или если этого требует художественный замысел, эти нитки тоже применимы.

Для того, чтобы освоить технику изонити достаточно знать два основных приема: "Заполнение угла" и "Заполнение окружности" и производных от них форм (звезда, квадрат, треугольник, овал, спираль, дуга, слезка).

Главное : сначала на лицевой стороне делаем длинный стежок, в среде его открытыми финалами каждый раз пропускаем одинаковое число проколов и он должен пересекать предыдущий стежок, а по лицевой изнанке огромная игла направляется в следующий прокол (стежок короткий), быстро двигаясь в одном ничего хорошем духе, неуверенно предположим, по часовой стрелке.

Далее рассмотрим несколько приемов работы с изонитью для начинающих.

Для наглядности приемы работы с изонитью иллюстрированы схемами с цифрами, показывающими последовательность стежков и проколов.

Приём «Заполнение угла».

  1. Начертить на изнаночной стороне картона любой угол.
  2. Разделить каждую сторону угла с помощью линейки на 6 (всего 12) равных частей (можно через 5 мм).
  3. Пронумеровать полученные точки, начиная от вершины. Вершину угла обозначить точкой «0».
  4. Сделать иглой большей толщины или шилом, подложив пенопласт под картон, проколы во всех точках, кроме вершины («0»).
  5. Вдеть нить в более тонкую иглу.
  6. Заполнить угол по схеме, начиная с изнанки.

Обычно стилизованное изображение для изонити состоит из 2-х геометрических форм – угла и окружности – и производных от них форм (звезда, квадрат, треугольник, овал, спираль, дуга, слёзка). Для освоения техники изонити достаточно знать 2 основных приёма – заполнение (прошивание) угла и окружности.

Угол может быть любым: прямым, острым, тупым (рис. 1). Прошивание любого угла ведут от края к вершине, на другой стороне – от вершины угла к краю (на схемах направление перемещения к местам проколов показано стрелками).

Если угол неравносторонний, то количество мест проколов всё равно должно быть одинаковым на обеих сторонах угла (рис. 2).

Для того чтобы избежать слишком прямолинейной формы элемента или избавиться от линий, ограничивающих фигуру по периметру, первый стежок (от точки 1 до точки 2) укладывается со сдвигом на одну точку вперёд от вершины угла.

Приём «Заполнение окружности».

  1. Начертить окружность (сначала небольшого радиуса 30-50 мм).
  2. Разделить окружность на 12 равных частей. После освоения приема, можно делить окружность «на глаз», прокалывая картон через равные промежутки (чем меньше расстояние между проколами, тем ажурнее и интереснее получается работа). Важно, чтобы точек было четное количество.
  3. Сделать проколы в полученных точках.
  4. Вдеть нить в иглу.
  5. Заполнить окружность по схеме.

Одну и ту же окружность (овал) можно прошить стежками разной длины. Чем длиннее стежок, тем более заполненной получится окружность и тем меньше получится центральное отверстие и наоборот.

Прошивание ведут в соответствии с общим порядком действий: - на конце нитки завязывают узел и выводят иголку с ниткой на лицевую сторону в точке 1; - делают стежок, вкалывая иголку в точке 2; - по изнаночной стороне делают протяжку к точке 3; - по лицевой стороне делают стежок к точке 4. Так продолжают до полного заполнения окружности, чтобы из каждой дырочки выходило по две нитки. На лицевой стороне образуется рисунок в виде звезды, а на изнаночной – короткие протяжки по окружности.

Для усиления декоративного эффекта окружность или замкнутый контур можно прошить в несколько этапов, выбирая каждый раз хорду (стежок) разной длины. На схеме этапы прошивания обозначаются римскими цифрами.

Правила прошивания угла можно использовать для прошивания окружности. Для этого окружность делится на секторы.

Каждый сектор можно прошить как угол с вершиной в центре окружности.

Секторы можно прошить и как углы с вершиной на линии окружности.

Прошивание производится в 2 этапа: сначала в одну сторону – первые углы каждого сектора, затем в другую сторону – вторые углы.

Дуги, спирали, лепестки.

Дуги, спирали, лепестки прошиваются по тем же правилам, что и окружности.

Прошивание дуги. Длина стежков, которыми прошивается дуга, должна быть меньше половины дуги. Чем меньше длина стежка, тем тоньше изображение дуги.

Прошивание спирали . Работа начинается с начальной точки завитка, длина стежка выбирается от 3-х до 5-ти проколов. Заполнение спирали производится путем продвижения к конечной точке всё время в одном направлении.

Неполное прошивание овала (слёзка или лепесток ). Работа начинается с острого конца элемента, там же и заканчивается вышивка. Расстояние между двумя точками лучше выбирать равным линии, касательной нижней части лепестка.

Когда надо прошить изобажение веером из одной точки (например, лепестки, бутоны, цветы), применяют прием “прошивания треугольниками”.

Создание тоновой изонити.

Создание тоновой изонити – это, пожалуй, самая высокая ступень в искусстве ниточного дизайна. Рисунок изонити должен быть грамотно составлен, соответствовать назначению будущего изделия, технике его исполнения, сочетаться с фоном и окружающей средой. Нужно, чтобы его детали были правильно и красиво размещены, а подобранные цвета ниток передавали объемность изображенных предметов.

Все многообразие цветов и цветовых оттенков, их сочетания изучает наука цветоведение .

1. При «заполнении угла» на лицевой стороне нити протягиваются с одной стороны угла к другой, на изнаночной – стежки располагаются по сторонам угла в виде линий-штрихов.

2. При «заполнении окружности» на лицевой стороне получается рисунок в виде звездочки, а на изнаночной нить повторяет линию окружности.

3. Если надо удлинить нить, то ее можно закрепить с изнаночной стороны и ввести новую нить с изнанки на лицо, либо привязать к концу старой нити новую и продолжить работу.

Чтобы нить реже запутывалась, лучше не отмерять ее слишком длинной. Если же неприятность все же произошла, оттянуть ее назад и попытаться распустить. В начале и в конце работы нить хорошо закрепить. Мы используем узкий скотч, подклеивая с изнаночной стороны обрезки нитей и узелки. Избежать деформации картона можно, если нить не сильно натягивать. Но, при слишком свободном натяжении нити, узор получится неотчетливым.

После окончания работы обратную сторону открытки аккуратно заклеить белой бумагой. Картину можно наклеить на лист картона большего размера клеем ПВА. При это получается контрастная рамка и скрывается изнанка работы.