Что маме нужно знать о новорождённых в первую очередь? Что нужно знать о новорождённых

Последним временем, мне на почту приходят очень много писем с вопросами, относительно наших игр и развития в возрасте 1 года и чуть-чуть старше.
Решила поднять свои конспекты и написать специальную серию статей, посвященных этому периоду развития ребенка.

Надеюсь, эти посты окажутся для вас полезнымы 😉 Итак, все, что нужно знать о годовалом ребенке.

Ребенку 1 год: физиология

1. Распорядок дня ребенка: сон и бодрствование

P.S. И не забывайте регулярно много гулять с ребенком (про наши игры на сведем воздухе , а про игры на улице зимой — ).


Наш котик из снега

2. Здоровье, кормление, купание ребенка в год

Зубы

Зачастую, к этому возрасту во рту ребенка красуются двенадцать зубов , но опять же, все это очень относительно.


У кого-то зубки начинают расти в 2 месяца – у кого-то в 8. У кого-то в год 10 зубов, у кого-то 20 .

Например, у нас зубы начали расти в три месяца, и в год во рту было уже 20 зубов.


Про то, как можно помочь ребенку во время прорезывания зубов и наши «зубные эпопеи» я писала здесь:

Питание

В год мы ели пять раз в день , через каждые три-четыре часа.


Вот приблизительный распорядок питания:
Что мы ели в этом возрасте: мясо, рыбу, овощи и фрукты, яйца, творог, кефир и йогурт, детское печенье, соки. Рецепт нашего любимого супчика

Купание

Настенные животные
Здоровье

Первая высокая температура, первые сопли, кашель, больное горло.

Было непонятно, как это все правильно лечить, какие препараты разрешены малышу, а какие — нет, как не навредить малышу, нужно ли вызывать скорую помощь и когда, как сбить высокую температуру и т. д.

Вот статьи, где я детально обо всем этом пишу:

Ребенку 1 год: психология

1. Особенности психологического развития

В год у ребенка происходит очень важный психологический «переворот», кроха начинает осознавать себя отдельным от мамы существом , открывает для себя собственное «я»;

Ребенок начинает «проявлять характер» и понимать, что может оказывать влияние на взрослых, чем регулярно старается воспользоваться (Глеб этим пользовался постоянно:-))

Малыш становится все общительней и общительнее 🙂 старается много говорить и знакомится;

Ребенок старается копировать взрослых;

2. Чтение книг

Как вы уже смогли убедится, книги мы очень любим 🙂

Вот какие книги мы читали в этом возрасте :

  • Агния Барто «Стихи»
  • «Моя первая книга»
Моя первая книга, самая любимая
  • С. Маршак «Кошкин дом»
  • Г. К. Андерсон «Гадкий утенок»
  • «Рукавичка»
  • «Теремок»
  • «Коза-дереза»
  • «Сказки и картинки» Сутеева
  • «Сказки» Пушкина
  • Зденек Миллер «Кротик»
  • «Федорино горе»
  • «Чудо-дерево»
  • «Тараканище»
  • «Телефон»
  • «Мойдодыр»

Детальнее о наших книгах можно , а о том, как правильно выбирать детские книги: .

И пожалуй, самый важный вопрос, тревожащий большинства мам: что должен уметь ребенок в 1 год?

3. Навыки и умения ребенка в год (опять же, довольно относительные)

Пожалуй, самым главным навыком в этом возрасте можно назвать умение ходить и вставать самостоятельно;

Ребенок научился понемногу бегать при помощи маминой или папиной поддержки за руку;

Столь заветное мамино желание уже могло осуществиться: малыш научился говорить «мама!» (а также: «папа», «баба», «деда» и т.д.), а иногда: называть членов своей семьи по имени;

Ребенок умеет самостоятельно пить из чашки и есть ложкой , а также откусывать и пережёвывать твердую пищу;

Малыш может уже уметь ходить на горшок;

Ребенок знает названия частей тела и умеет поднимать ручки и ножки во время одевания и раздевания по маминой просьбе.

Ребенку 1 год: воспитание

Вот главные «тонкости» воспитания, которые лучше соблюдать. Итак:

Обязательно объясняйте ребенку, почему вы разрешаете ему одно и запрещаете другое.

Если что-то запрещаете – запрещайте до конца. Не уступайте при криках и истериках, иначе ребенок поймет, что с помощью воплей он может достичь желаемого и от истерик вы потом не отделаетесь.

Очень важно в этом возрасте установить свои семейные правила и добиться того, что эти правила неоспоримы и применимы для всех. Для нас, например, достаточно сложным оказалось добиться того, чтобы все члены семьи придерживались одних и тех же правил: бабушки упорно стремились баловать Глеба до последнего, все ему разрешать и «идти на поводу его воплей» 🙂

Вот, пожалуй, и все на сегодня. В следующей статье: наши любимые развивающие игры ребенка в 1 год , так что не пропустите, 😉

С любовью,

Марина Кручинская

Многие родители, которые путешествовали до рождения ребенка, не перестают делать это и после того, как в семье происходит прибавление. Путешествие с детьми отличается от отдыха в одиночку. К вопросу о целесообразности отдыха с детьми и возрасте, с которого можно отправляться в дальние поездки, нужно подходить индивидуально. О чем же нужно знать родителям, которые планируют отпуск с ребенком .

Акклиматизация и реакклиматизация

Неокрепшему организму детей трудно справляться со сменой мест. Именно поэтому вопросам акклиматизации и реакклиматизации нужно уделить внимание. Вернувшись с отдыха, не спешите отводить ребенка в детский сад или школу (при планировании отпуска лучше всего заложить парочку дней на адаптацию). Не стоит посещать места, где большое скопление людей. Стоит ограничить время пребывания на улице, и не допускать переохлаждения (в летний период - если погода ветреная и пасмурная). За две недели до планируемого отпуска и две после него не делать прививки.

Наш желудок привыкает к определенной пище и воде, поэтому вполне возможно небольшое кишечное расстройство. В большинстве случаев беспокоиться не стоит - организм быстро адаптируется. Тем не менее, лучше выбирать привычную еду для себя и ребенка. Если хочется попробовать что-нибудь новенькое, лучше сделать это не в первые дни. Некоторые родители за 2 недели до предполагаемого путешествия начинают давать детям пробиотики.

Смена часовых поясов

Как правило, разница во времени в 1-2 часа не требует перестройки режима детей. Нужно будет подстраиваться под тот распорядок дня, к которому привык ребенок. Если разница во времени больше, то, скорее всего, потребуется корректировка режима дня. Например, достаточно встать раньше обычного, чтобы после насыщенного дня ребенок был готов к приему пищи, а потом и к ночному сну.

Заболевания во время путешествия

Для того, чтобы не было неожиданных сюрпризов и сорванных планов, за неделю до поездки стоит ограничить пребывание ребенка в людных местах. В том случае, когда ребенок начинает проявлять признаки болезни в отпуске, не стоит нервничать и паниковать. От стресса на поправку он быстрее не пойдет. Обязательно необходимо брать с собой аптечку в путешествие. Хорошо, если не пригодится, но на всякий случай (да и родителям будет спокойнее). У каждого свой список аптечки. Как правило, туда включены лекарства при желудочно-кишечных расстройствах, аллергии, температуре, насморке и боли в горле. Кроме основных документов для ребенка, нужно так же захватить полис медицинского страхования. Если планируется самостоятельная организация путешествия за границу, необходимо оформить медицинскую страховку для путешествий за границу.

Еда для детей

Если ребенок находится на грудном вскармливании, то внимание уделяется питанию мамы. Не стоит пробовать незнакомые продукты, чтобы не вызвать у крохи аллергию. Если ребенок находится на искусственном вскармливании, необходимо взять запас смеси (особенно при путешествии за границу). Безусловно, во многих городах можно ее купить, но нужно учитывать, что ребенок привыкает к определенной смеси. То же самое касается детских каш и пюре. Если планируется путешествие по России, то можно взять небольшое количество, а остальное купить на месте. Но лучше предварительно изучить местные магазины по интернету. Иногда проще взять всю детскую провизию с собой, чем тратить время на поездки от отеля в ближайший магазин.

В экскурсионных путешествиях с ребенком удобно арендовывать апартаменты с кухней. Не обязательно готовить на каждый день, достаточно, например, приготовить завтрак, а затем отправляться на осмотр достопримечательностей. Кроме того, можно купить продукты в обычном супермаркете, и готовить бутерброды с собой. Голод может застать в любом месте, да и в незнакомом городе требуется время, чтобы сориентироваться и найти хорошее кафе. Кроме бутербродов можно брать с собой термос с чаем (если путешествие предстоит в прохладный период, то горячий чай поможет согреться) или водой. Не во всех заведениях есть детское меню, а в тех, в которых оно имеется, в него могут быть включены только пицца, чипсы, картошка фри. В таком случае, лучше заказать горячее блюдо из взрослого меню.

Перелет на самолете и детские капризы

Капризы у ребенка явление неизбежное. Другой вопрос - как подходить к ним, и какое отношение у окружающих к плачущим детям и их родителям. Не стоит нервничать, когда ребенок пытается устроить скандал или плачет. Как правило, родителям неудобно перед окружающими, но свое внимание стоит сосредоточить не на этом, а на отвлечении капризного ребенка.

Чем можно развлечь ребенка в самолете:

  • Предложить ребенку перекусить, попить сок или водичку.
  • При взлете и посадке многие детки испытывают дискомфорт от закладывания ушей, отчего начинают плакать. Дети до года легче переносят эти моменты, детям постарше можно предложить пить воду на взлете и сглатывать слюни. С конфетами нужно быть аккуратными: если есть опасения, что ребенок может подавиться конфетой, лучше ограничиться питьем воды или сока.
  • Заранее подготовить для ребенка развлечения. Хорошо, когда есть смена деятельности - это не позволит ребенку сильно утомиться от полета. Рисование, игры, чтение книг помогут в этом. Можно приготовить сюрпризы, например, книжку с наклейками, которую малыш еще не видел.

Багаж

В салоне самолета должны быть все необходимые для удовлетворения потребностей ребенка вещи. Это может быть запасная одежда на случай, если ребенок случайно прольет воду на себя или испачкается. Привычная для ребенка еда на случай задержки рейса или отказа ребенка есть еду, предложенную в самолете. Для облегчения полета с детьми не стоит брать много вещей в ручную кладь. Необходимо взять только самое необходимое: еда, документы, игрушки, вещи в полет. Все остальное лучше сдавать в багаж. Когда предстоит забрать багаж на ленте стоит быть вдвойне внимательным и не упускать ребенка из вида. Для своего спокойствия можно надеть ребенку браслет, где будет указана необходимая информация и контакты родителей. В путешествиях рекомендуется одевать детей в примечательные цвета, чтобы легко выделить их в толпе.

Маршруты с детьми

Необходимо понять и принять, что отдых с ребенком строится иначе, а потому маршруты планировать с учетом того, что маленький путешественник утомляется быстрее взрослых. Если предстоит экскурсионный маршрут, не стоит пытаться охватить все и сразу. Обязательно нужно выделить время для того, что интересно ребенку. Это могут быть детские музеи, площадки, парки. Если ребенок привык к дневному сну, нужно позаботиться и об этом. Чаще всего дети часто путешествующих родителей спят в коляске. Задача родителей подстраиваться под нужды ребенка и его режим, а вовсе не наоборот.

Бюджет

С детьми до двух лет путешествовать выгоднее всего, так как для них еще не нужно покупать билет на самолет и платить за проживание в большинстве отелей. Безусловно, путешествуя с детьми, бюджет увеличивается. Если взрослые могли бы сэкономить на билетах и полететь с несколькими пересадками, то с детьми многие родители предпочитают прямые рейсы без ночевок в аэропорту. Не стоит бояться путешествовать с детьми. Главное, чтобы были желание и возможность родителей. Остальное приходит с опытом.

Фактрум публикует эту важнейшую статью для своих читателей. Обязательно прочитайте её до конца! Эта информация откроет вам глаза на многие вещи.

Не бойтесь менять жизненные траектории

Многие спрашивают, что хуже - ребенок, заброшенный работающей мамой, или ребенок, который только и видит замученную домашними заботами маму. Есть мнение, что нужно выбирать-либо самореализация, либо дети.

На самом деле, если вы сидите с детьми и вам скучно и плохо - меняйте ситуацию. Если вы вышли на работу на полный день, а вам неуютно и мучает совесть, что бросили ребенка, - опять меняйте ситуацию. Это не значит, что нужно отказаться от работы. Просто здесь есть поле для размышлений и творчества - подумайте, какая вам нужна работа и какая степень занятости. Нужно отзываться на свои внутренние неудовлетворенности. Эмоции - наш главный путеводитель.

Человек становится более счастливым, когда разные части его души и разума договариваются между собой. Не нужно подавлять никакую часть себя, ни в отношении детей, ни супругов, ни работы. Будьте более чувствительны к себе, избавьтесь от схематичных рассуждений: либо кастрюли, либо успех в обществе. Такие упрощения - не про настоящую жизнь с чувствами и с волей к изменениям. Не бойтесь рисковать и менять свои жизненные траектории.

Не ждите чуда

Юлия Гиппенрейтер Hsmedia.ru

Как-то одна мама спросила: «Если папа возвращается домой за пятнадцать минут до того, как мальчик ложится спать, как сделать, чтобы они вошли в контакт?» Войти в контакт они могут. Но стать полноценным папой этому ребенку за пятнадцать минут в день у него не получится.

В памяти ребенка останутся мама, бабушки, тети, няни и их установки, характеры, образ мышления и отношение к миру - но не папины. Потому что очень многое передается ребенку не через прямую речь, а через наблюдения за близкими и их отношениями. И эти отношения дети потом воспроизводят в своей жизни. Поэтому, к сожалению, такой мальчик не сможет потом полноценно воспитывать своего сына, он просто не будет знать как - ведь его самого папа не воспитывал. Тут чудес не бывает.

Не заставляйте себя играть с ребенком

До школьного возраста главный способ существования ребенка - игра. Но важно не сколько часов и минут вы с ним проводите, а качество ваших с ним игр. Не заставляйте себя играть с ребенком через силу. Он чувствует и слышит, что вам с ним скучно. Ищите то, что вам самим интересно делать вместе с ребенком.

Кроме совместных игр, ребенок должен уметь самостоятельно занимать себя и играть. «Сам делаю», «сам придумываю» переходит в дальнейшем в «сам мыслю». Вы же не сможете за него строить ход его мыслей. Поэтому важно, чтобы было не только «мы вместе», но и «я сам». Нужно отпускать, чтобы он перестал всегда полагаться на маму: а что мне сейчас делать? А чем заняться? Важно деликатно убирать себя из игры, чтобы ребенок играл сам.

Более того, родителям вообще не стоит по поводу действий ребенка говорить «мы». «Мы пошли в детский сад», «мы перешли во второй класс», «мы готовимся к поступлению в школу», а потом и «мы поступили в вуз». Важно, чтобы дети различали , где «мы с мамой», а где «я ».

Не «воспитывайте» ребенка

Ребенка часто воспитывают исходя из того, что считают главным мама и папа, из их представлений о том, как должен себя вести ребенок и как должна быть организована его жизнь. Бесспорно, ребенку нужно обеспечивать безопасность и во многом ограничивать, хотя бы для того, чтобы он не свалился из окошка с шестого этажа и умел переходить дорогу. Важно, чтобы он вовремя ел, спал и был приучен к горшку.
Но для душевного контакта с ребенком этого совсем недостаточно. Понимать ребенка - значит понимать, чего он хочет, что ему трудно, что ему совсем невозможно, о чем он мечтает и что для него главное. Часто дети обнаруживают свои желания в резких формах: «спать не хочу», «хочу мороженое», «хочу, чтобы ты не уходила на работу».

Все эти прямые «хочу» и «не хочу» на самом деле воспроизведение с разным знаком родительских «надо», которые мы и называем воспитанием. Нам надо, чтобы он спал и вовремя ел, нам надо на работу. А что надо ему? Скажу, может быть, резко и парадоксально: если вы хотите установить душевный контакт с ребенком - перестаньте его воспитывать.

Не будьте всегда правы

Чаще всего воспитание в нашей родительской практике - это приучение . Мы говорим: делай так. Если ребенок так не делает, мы поправляем его. То есть управляем им. В лучшем случае работает ваша настойчивость: «Читай, читай, читай - это нужно». В худшем - запугивание: «Будешь утыкаться в компьютер - у тебя появится зависимость, как у алкоголиков… Не будешь хорошо учиться - выгонят из школы и будешь подметать улицы». Наше воспитание придает ребенку нужную нам форму, а критика, запугивания и наказания эту форму замораживают: «Так нельзя!», «Так надо!».

Если ребенок ошибся, мы первым делом спешим поправить: «Ну ты же знаешь, как нужно складывать, мы же учили…». А вы возьмите и ошибитесь специально, напишите первокласснику: 2+5=6. Как будет счастлив ваш ребенок, что родители тоже ошибаются! Дети привыкли, что ими управляют, их давят. А сами они - ничто. Не поучайте ребенка - поиграйте с ним. Ведь на самом деле в ребенке чудесным образом уже от рождения заложено очень много здоровой энергии. Он по большей части развивается сам. Уже в год ребенок - личность. И нужно уважать его интересы и давать ему возможность самоопределения.

Не останавливайте - пусть идет куда хочет

Мы нервно натягиваем на ребенка колготки, потому что опаздываем в детский сад. А он сидит, развалившись, и думает о чем-то своем. Потому что он уже знает: его оденут, поведут, сдадут - когда и куда родителям надо. Его будут формировать. А сам он чего хочет? Какие у него самого интересы? Спросите его, пока он маленький, - он все вам расскажет. Иначе потом будет поздно - в подростковом возрасте он уже будет скрывать от вас свои интересы - он привык, что он объект воспитания, а не субъект построения своей собственной жизни.

Мотивацию ребенка, его интересы нужно блюсти как зеницу ока и развивать . Возможность и умение находить себя - это секрет счастливого человека. Ребенок все время что-то хочет, и если подбрасывать пищу для его интересов, то он пойдет по пути счастливости. Дайте ребенку найти себя и не паникуйте: «Ой-ой! Куда же он пошел себя искать?!» Пусть идет. Двухлетний ребенок еще не умеет произносить «с», но уже говорит: я шам!

Не пугайте жестоким миром

Нередко я слышу такой вопрос: «Вот вы, Юлия Борисовна, проповедуете гуманизм и уважение к ребенку. А наше общество проповедует насилие, жестокость и хитрость. И если дома ребенок будет только белый и пушистый, то как он подготовится хотя бы к школе, где работает подавление и приказная система?»

На подобные вопросы у меня есть ответ. Чем в более сохранном виде ребенок выходит из дома в мир, тем более он подготовлен и укреплен. Чем больше его понимали и уважали, чем больше он смог реализовать свои интересы, чем лучше развивалось его самоопределение, тем более будут развиты его способности к резистенции, то есть выше его сопротивляемость в жестоких условиях. И наоборот: если вы жестко воспитываете ребенка, он ослаблен при выходе в мир.

И не забывайте говорить о чувствах

Как показывают исследования, развитие так называемого эмоционального интеллекта имеет большое значение для того, насколько успешно в будущем ребенок сможет справляться со сложными ситуациями. Чтобы развивать у детей эмоциональный интеллект, нужно использовать в общении словарь эмоций. Чаще употребляйте слова, описывающие ваше состояние и состояние ребенка, называйте своими именами разные переживания, аффекты и чувства. Эмоции ребенка нужно слушать и озвучивать их ему же: «ты хочешь», «ты недоволен», «ты злишься», «ты плачешь», «ты очень-очень хочешь мороженое, а я тебе запретила, и ты расстроился из-за этого».

Рассказывайте ребенку о нем самом, о его состояниях, динамике его переживаний. Переводите детские истерики и манипуляции в разговор о его чувствах. Но делайте это не с раздражением, а с пониманием. И не надо спрашивать: «Почему ты не слушаешься? Мы же договорились…». Ребенок, скорее всего, не знает ответа на эти вопросы. А вы только запираете эмоциональный контакт, переводя разговор с ним на логический уровень.

И не забывайте доносить свои чувства до него: «Ты сейчас отказываешься одеваться, и меня это очень огорчает», «Мне очень жаль, что я не могу тебе позволить десятое мороженое» (здесь еще и искорка юмора).

Не увещевайте

«Ты же сам обещал, что это последний мультик!» Это «же» называется увещеванием , и оно очень вредно. Лучше не запрещать что-либо безоговорочно, а вводить правило. Правила не обсуждают и по их поводу не торгуются.

Ребенок говорит: «Я не хочу ложиться спать». Пойдите навстречу его настроению: «Тебе не хочется спать? И ты очень расстроен, что у нас такое правило? Лучше бы таких правил не было! Да, некоторые правила бывают очень противные… Но я ничего не могу с этим поделать, ведь это правило ». Такой разговор облегчит всем жизнь.

«Ты же знаешь, что машинки можно только на день рождения» - это снова увещевание. Если ребенку что-то нужно, не вступайте в переговоры, не оспаривайте его слова, но ставьте ему ограничения. А главное, не читайте ему нотации, просто поймите его: «Тебе очень нужна машинка. Ты очень ее хочешь. Сейчас у меня нет возможности. Но я запомню, что тебе такая нужна».

Но не забывайте, что, кроме правил, у детей должны быть права . Если ребенок не получает того, что ему действительно нужно, он будет ваши правила нарушать, будет спорить, врать и скрываться. Он станет уважать ваши правила, если вы будете уважать его мотивы и права.

Не заменяйте реальный мир гаджетами

Особенность новых технологий заключается в том, что они дают мгновенную обратную связь. То есть ребенок, выращенный на гаджетах, не привык к тому, что реакция на его действия может быть запоздалой, отложенной. Еще одна особенность: это взаимодействие физически ограниченное. С гаджетами небольшие манипуляции руками приносят огромный поток информации. В результате они не дают возможности изучать физические законы взаимодействия предметов. И третья характерная черта новых технологий: эмоциональные отношения в компьютерных играх и социальных сетях куцые, ограниченные заданными формами.

Родителю стоит понимать богатства реального мира и его параметры. Осознавать, какие из этих параметров в технологиях урезаны . Когда вы ограничиваете взаимодействие детей с гаджетами, заполняйте освободившееся время активностями, в которых ребенок получит то, что технологии ему не дают. Подвижные занятия, реальные действия с предметами, эмоциональное общение с мамой и папой - на это стоит обращать особое внимание. В социальных сетях нет ни запахов, ни прикосновений, ни интонаций. Если делиться эмоциями с ребенком, прививать ему вкус к реальному миру, то к моменту, когда он пойдет в школу, лимиты гаджетов будут ему хорошо известны. И он сам не захочет сидеть в телефоне больше получаса.

МАДОУ «Центр развития ребенка –детский сад № 33 «Радуга»

Канунникова Ирина Михайловна

Что надо знать о своём ребёнке?

Иногда нам кажется, что у нас очень хороший ребенок. Мы удивляемся, почему им часто недовольны педагоги, почему никто с ним не дружит. И делаем спасительный вывод: педагоги несправедливы, а дети - глупые, невоспитанные. И совершаем роковую ошибку. Чтобы избежать этого, а также, чтобы правильно строить семейную педагогику, надо знать возрастные психологические особенности своих детей. Тогда вы сможете сравнивать возможности и достижения вашего ребенка с требованиями возраста, готовить детей к ним, учитывать особенности и затруднения каждого возрастного периода, его сензитивность (наиболее благоприятные и оптимальные периоды) для развития каких-то сторон, качеств и свойств личности. Зачастую можно услышать от родителей такую фразу: «Я знаю, что нужно моему ребенку!». Такие родители строят жизнь ребенка по своему образцу, а потом удивляются, что эта жизнь не удалась. Беда в том, что такой стереотип отношений между поколениями сложился нас в стране давно и крепко укрепился в сознании. Родители считают себя властителями будущей жизни ребенка. Очень часто они программируют систему взглядов, даже профессию своих детей, тем самым, подавляя в них личность и возможность более полно реализовать свои способности! Как только ребенок заявляет о себе как о личности, возникает проблема. А почему? Потому что многие родители не способны сказать себе: это мой ребенок, но у него свои ценности, мой долг помогать ему их реализовать. Родители видят свою задачу в таком виде: я сделаю его жизнь такой, чтобы он был счастливым! Родители исходят из того, что ребенок, даже взрослый, не имеет главного - жизненного опыта, а у родителей он есть, и они хотят помочь сыну или дочке избежать ошибок. Возникает такое суждение, когда у родителей нет уверенности, что ребенок правильно выберет свой путь. Как правило, при таком отношении родители реализуют свои идеи и свои планы в детях и делают это неосознанно. Психологи, изучая мотивы и цели, которые ставили в своей системе воспитания родители, выяснили, что преобладал следующий мотив: «Пусть мой ребенок реализует то, что мне не удалось осуществить!». А когда у сына или дочки жизнь не получается, родители ищут виноватых в образовательном учреждении, на улице, среди друзей, но не думают, что в бедах своего чада виноваты они сами.

В неполной семье существуют свои проблемы - проблемы одиноких мам Чувство тревоги не насыщаемо, и повод для очередной тревоги находится всегда. Так появляется гипертревога. Одинокая мама пытается создать фасад внешнего психологического благополучия, не обсуждает с ребенком проблемы своей жизни. Дети не знают о материальных затруднениях, мало помогают по дому. Это приводит не только к негативным последствиям для ребенка. Для матери это не менее губительно. Отдавал все свободное время дому и ребенку, она мало занимается собой, у нее нет времени для общения с друзьями, подругами, круг интересов сужается. Она становится раздражительной и болезненно переживает своё одиночество. Появление любого третьего человека в доме становится для ребенка психологической проблемой.
Одна из распространенных ошибок одиноких мам - завышение требований к ребенку. Желание компенсировать свои неудачи за счет его удач. Многочисленные исследования детей из трех типов семьи - неполной, полной конфликтной и полной благополучной обнаружили, что по большинству показателей (успеваемость, интеллект, эмоциональная устойчивость) дети из неполной семьи чаще оказываются успешнее, чем их сверстники из полной семьи, но конфликтной, и лишь незначительно отличаются от детей из полных благополучных семей.

В детстве закладывается все то, что потом будет составлять суть человека, его личность. Мудрый родитель и педагог подобен архитектору, который, проектируя новое здание, хорошо представляет не только фасад, но и весь интерьер. То, что взрослые вкладывают в ребенка с раннего детства, сохраняется в нем, как в копилке, на долгие годы, переплавляясь в черты характера, качества личности, формируясь в привычки и навыки.
Но иногда мы, не зная будущего своего ребенка и не познав его настоящего, строим слишком грубую схему, идеальную модель, готовим ему в честолюбивых мечтах своих и радужных надеждах такие роли, с которыми когда-то не могли справиться сами. Не нужно быть большим знатоком человеческой природы, чтобы понять: биологические и социальные законы перепрыгнуть невозможно, психика развивается в определенной последовательности.
Каковы же они, главные законы детства?

Ребенку, в его полноценном развитии, необходимо:

  • нормальные родители;
  • хорошие условия жизни и воспитания;
  • полноценное общение со сверстниками и взрослыми;
  • постоянная, активная, соответствующая возрасту деятельность.

Могучая потребность в деятельности вечный двигатель развития человека. Мудрость развития состоит в том, что для каждого возраста характерен не только определенный состав видов деятельности, но существует и самая главная, как говорят психологи, ведущая. Именно в ней развиваются те процессы, которые подготавливают переход ребенка к новой, высшей ступени его развития. В дошкольном возрасте - это игровая деятельность, в младшем школьном - учебная.

Нарушения нормального развития ребенка наступают:

  • когда нет согласия между воспитателями, папой и мамой,
  • между родителями и педагогами,
  • когда разрушается цепочка преемственности.

Именно тогда происходит то, что называется дезинтеграцией личности. Проще говоря, ребенок уподобляется «возу, который тянут в разные стороны». Тогда развитие буксует или отклоняется в сторону. Линия отклоняющегося поведения нередко берет свое начало в раннем детстве и при стечении неблагоприятных обстоятельств приводит в конечном итоге к стойкой недисциплинированности, проступкам и другим формам антиобщественного поведения в подростковом возрасте.

Педагогическая запущенность - это состояние личности ребенка, вызванное недостатками в его развитии, поведении, деятельности и отношениях, обусловленных педагогическими причинами. Это могут быть нравственное нездоровье самой семьи, изъяны семейного воспитания, недостатки и ошибки детского сада и школы. Прежде всего, надо устранить наши, взрослые ошибки. Добрым, разумным, щадящим отношением вывести ребенка из состояния дискомфорта (чувства ненужности, незащищенности, заброшенности, неполноценности, безрадостности, безысходности) и только затем (или одновременно с этим) помочь ему добиться успеха в самом трудном для него деле, вызвать желание стать лучше, сформировать веру в себя, свои силы и возможности.

«Какой Вы родитель?»

Отметьте, пожалуйста, те фразы, которые Вы часто употребляете в общении с детьми.

Отметка

Баллы

Сколько раз тебе повторять?

Посоветуй мне, пожалуйста.

Не знаю, что без тебя бы я делал(а).

И в кого ты только такой уродился (уродилась)?

Какие у тебя замечательные друзья!

Ну, на кого ты похожь(а)?

Я в твои годы…

Ты моя опора и помощник (помощница)!

Ну, что за друзья у тебя?

О чём ты только думаешь?

Какая (какой) ты у меня умница (умник)!

А как ты считаешь, сынок (доченька)?

У всех дети, как дети, а ты!..

Какой (какая) ты у меня сообразительный(ая)!

ИТОГО:

Ключ к тесту. Теперь подсчитайте общее количество баллов.

От 5 до 7 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Вы уважаете ребенка, и он искренне любит и уважает Вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.
От 8 до 10 баллов. Намечаются некоторые сложности во взаимоотношениях с ребенком, непонимание его проблем, попытки перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка.

11 баллов и выше. Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает Вас, хотя и не всегда с Вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

Конечно, Вы понимаете, что это лишь намек на действительное положение дел, ведь то, какой Вы родитель, не знает никто лучше Вас самих.

«Чтобы воспитать Человека» Нужно!

1. Принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему.

2. Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе.
3. Внушать ребенку, что он все может, если только поверит в себя, и будет работать.
4. Понимать, что в любых проступках ребенка, следует винить, прежде всего, себя.
5. Не пытаться «лепить» своего ребенка, а жить с ним общей жизнью: видеть в нем личность, а не объект воспитания.

6. Чаще вспоминать, какими были вы в возрасте вашего ребенка.

7. Помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.

Нельзя!
1. Рассчитывать на то, что ваш ребенок будет самым лучшим и способным. Он не лучше и не хуже, он другой, особенный.

2. Относиться к ребенку как к сбербанку, в который родители выгодно вкладывают свою любовь и заботу, а потом получают ее обратно с процентами.

3. Ждать от ребенка благодарности за то, что вы его родили и выкормили: он вас об этом не просил.

4. Использовать ребенка как средство для достижения пусть самых благородных, но своих целей.
5. Рассчитывать на то, что ваш ребенок унаследует ваши интересы и взгляды на жизнь (увы, они генетически не закладываются).

6. Относиться к ребенку как к неполноценному человеку, которого родители могут по своему усмотрению лепить.

7. Перекладывать ответственность за воспитание на педагогов, бабушек и дедушек.
Используемая литература:

1. С.В. Чиркова «Родительские собрания в детском саду» 2010г.;

2. Н.А. Дорохина «Школа заботливых родителей» Ребенок в детском саду. 2004г.№ 3.


Каждому родителю кажется, что с возрастом проблем с ребенком станет гораздо меньше. Однако те, кто так считает, сильно ошибается. Малыш, конечно же, становится умнее, с ним можно поговорить и что-то объяснить ему, но это не значит, что будет проще. Если не знать особенностей воспитания детей до трёх лет, легким оно не покажется.

С каждым годом малыш расширяет свой кругозор, познавая новые аспекты сложного для него мира. Родителям нужно уметь не только понимать ребенка, но и направлять его энергию в нужное русло. Чтобы это правильно делать, необходимо знать особенности воспитания детей этого возрастного периода.

Что нужно знать о детях до трех лет?

Родившись, малыш нуждается в заботе и ласке матери. Она может выражать свою любовь в прикосновениях, поглаживаниях. В младенчестве кроха ещё неспособен сам удовлетворять свои потребности. Поэтому именно мама кормит его, меняет пеленки, купает и т. п.

В полгода ребенок учится сидеть. Он уже может умело манипулировать предметами. Начиная сидеть, а после и ползать, малыш получает больше необходимых знаний для своего развития.

К году или чуть позже ребенок приобретает новый навык - ходьбу. Естественно, что за счёт неё он расширяет свой кругозор. Теперь ему доступно больше информации, чем когда-либо. Но и в этот период малыш все ещё не может реализовать все свои желания, поэтому ему никак не обойтись без помощи мамы.

Период с одного года до двух лет характеризуется изучением новых слов, и как следствие, расширением общения со взрослыми. Теперь малыш начинает общаться с родителями не только знаками, но и словами, пусть и не очень понятными для окружающих. Взрослым нужно стараться развивать ребенка и уже в этом возрасте обращать внимание на способности крохи.

В воспитании детей двух-трёх лет важно учитывать то, что они уже могут выполнять элементарные действия. Например, собирать за собой игрушки. Поэтому приучайте ребенка к порядку. Делайте это так, чтобы малышу такое занятие не было в тягость. Превратите его в забавную игру. Так как малыш в этом возрасте стремится подражать взрослым, нужно учитывать одно условие: родители тоже должны соблюдать порядок.

В этот период детям необходимо общение не только с мамой, папой и близкими родственниками, но и с ровесниками. Взрослым следует научить ребенка правильно вести себя в коллективе: не ссориться, уметь мириться, делиться игрушками и прочее. Объясните малышу, что такое волшебные слова и когда их следует употреблять.

С третьего года жизни ребенок заступает на новую социальную ступеньку. Изменения в его личности становятся заметны окружающим. Он старается всё делать сам, считает себя равным с родителями и требует соотвествующего отношения к себе. Взрослым не нужно делать за ребенка то, что у него не получается, а поддерживать его самостоятельность.

В три года ребенок всё больше тянется к общению, познанию действительности. Родителям лишь стоит поддержать его в этом стремлении. В этом возрасте малыш уже четко знает свои желания. Поддерживая активность ребенка, родители смогут в будущем направить его в нужную сферу деятельности.

Маленькие дети очень любят рисовать. Предоставьте им такую возможность. Если малыш тянется к конструированию, не отказывайте ему в этом удовольствии. Некоторые дети занимаются лепкой. Ну и, конечно же, каждый ребенок любит играть. Все перечисленные занятия помогают развить важные процессы и качетсва, такие как память, мышление, восприятие, внимание, речь. Это возраст, когда формируется основа личности.

Какие аспекты нужно учитывать при воспитании малышей

Для каждого возраста характерны свои особенности, определяющие подход к воспитанию и развитию.

От нуля до года

То, каким ребенок вырастет, напрямую зависит от выбранной тактики воспитания. Принципы, которые будут взяты родителями для воспитания малыша до года, сформируют, к примеру, общительную, требовательную или, наоборот, застенчивую и лояльную личность. Поэтому важно определиться с характером воспитания малыша с самого его рождения.

С самого начала жизни необходимо воспитывать в малыше самостоятельность. Так, во время его бодрствования, рекомендуется оставлять кроху на некоторое время одного. В то же время не стоит дожидаться, пока малыш расплачется. Слух и зрение ребеночка можно развить за счёт подвесных игрушек или погремушек. С началом развития запоминания малыш больше времени удерживает своё внимание на отдельной игрушке.

Самостоятельность ребенка будет заключаться и в том, что он научится переворачиваться на животик, достигать желаемого (тянуться за игрушкой), ползать. К семи месяцам, когда кроха уже сидит, интересным для него занятием будет забрасывание колечек или шариков в емкость (ведерко). Разобрать и собрать пирамидку или матрешку, построить башенку из кубиков - всё это развивает ребенка. Стараясь взрастить в малыше самостоятельность, придерживайтесь «золотой середины» в его воспитании: не берите лишний раз на руки, проявляйте достаточно заботы и любви.

От года до двух лет

В этом возрасте детям необходимо уделять особое внимание. Воспитание в период от одного года до двух лет можно поделить на два этапа. Каждый из них имеет свои особенности. Первый период продолжается от года до полутора лет, когда малыш познает мир благодаря тому, что научился ходить. Второй этап длится ещё полгода: от полутора до двух лет. Здесь ребенок познает общение, овладевает новыми словами.

Чтобы нормализовать поведение двухлетнего малыша, следует контролировать его. Для поднятия настроения и его сохранения родителям следует больше времени проводить со своим крохой. Играя со взрослым, ребенок познает новое. Игры должны быть направлены именно на это, но при этом увлекать малыша. К тому же каждый раз нужно закреплять знания.

К двум годам малыш уже способен самостоятельно умываться, приводить себя в порядок, надевать некоторые предметы своего гардероба. К тому же он может сам кушать. В этом возрасте ребенка нужно начинать приучать к порядку. Лучше складывать игрушки на полку, а не в контейнеры. Так, малыш научится брать что-то одно, а не высыпать все сразу. Родители должны объяснить ребенку, как правильно общаться, ведь именно в этом возрасте он начинает играть в компании сверстников и понимать требования взрослых.

Помните, что вы являетесь образцом для подражания, и дети с радостью будут копировать ваше поведение. Поэтому если в семье выражаются нецензурными словами, не знают вежливых обращений, разбрасывают вещи, и при этом требуют от ребенка противоположного, не стоит удивляться и требованиям детей вместо просьб. Главное, что должен помнить каждый родитель, занимаясь воспитание ребенка до двух лет - сначала работаем над собой, потом требуем того же от малыша.

Чтобы приучить ребенка следить за своим внешним видом, старайтесь обращать его внимание на то, какую одежду вы на него надеваете. Указывайте малышу на то, какая она чистая и опрятная. Объясните ребенку, что нужно переодеваться, если одежда загрязнилась.

Помогите малышу научиться самостоятельно засыпать. Не оставляйте кроху одного в комнате, если он боится. Побудьте с ним рядом, пока он не заснет. Можно почитать ему сказку. Желайте ему приятных снов. Так, вы выработаете в нём определенный режим: ребенок научится засыпать после того, как послушает сказку или услышит пожелание спокойной ночи.

Необходимо сформировать определенный режим дня малыша. Для этого желательно будить его в одно и то же время. Кормить, играть и гулять с ним, укладывать его спать днём и ночью нужно вовремя. Играя с ребенком, приучайте его к заботе о мишках, зайчиках лисичках и других игрушках. Старайтесь показывать малышу, как можно действовать с той или иной игрушкой. В игре есть возможность научить ребенка мыть за собой посуду, убирать в квартире, одеваться и т. д.

В возрасте от года до двух лет следует научить малыша слушать и выполнять требования родителей. Интонация, возникшая в голосе папы или мамы, должна говорить ребенку о том, что хорошо и плохо. Ещё до года он должен научиться понимать слово «нельзя». Позже необходимо закреплять в нём полученные навыки.

К двум годам ребенок учит новые слова. Поэтому важно показать ему, как правильно вести себя в обществе, какие слова можно и нельзя говорить. Не нужно искривлять речь при общении с малышом, чтобы потом не пришлось вести его к логопеду. Разговаривайте с ребенком на равных, не лишая слов эмоциональной окраски.

От двух до трех лет

В воспитании ребенка 2–3 лет есть свои нюансы и секреты. Они помогут облегчить не только жизнь родителей, но и самих детей. Первое, что нужно делать, это соблюдать последовательность в воспитании. Малышу необходимо объяснить, что сначала он кушает, затем играет, спит, гуляет и т. п. Это поможет ребенку быть более спокойным и уверенным. Если по каким-то причинам распорядок дня приходится поменять, скажите об этом малышу заранее.

Не должно быть никаких стрессовых ситуаций. К двум годам родители уже понимают, что выводит ребенка из себя, почему он начинает капризничать и беспокоиться. К таким последствиям может привести смена места, голод и прочее. Поэтому планируйте свои дела и без острой необходимости не водите малыша туда, где ему некомфортно.

Умейте отвлекать своих детей. Бывают ситуации, когда ребенок просто игнорирует ваши просьбы и замечания. Вместо того чтобы кричать на малыша, отвлеките его от дела более интересным занятием.

Давайте ребенку отдых. Он не должен превышать нескольких минут. Такой «тайм-аут» способствует дисциплине. Усадите его в удобное кресло или на диван, где малыш и сможет отдохнуть.

Представьте себе ситуацию, так знакомую многим, когда вы стоите в магазине, а ребенок истерит, прося купить ему игрушку или какую-нибудь сладость. Старайтесь быть спокойными, попытайте объяснить капризуле, почему сейчас нельзя выполнить его желание. Иногда лучший способ заставить малыша замолчать - это просто не обращать на него никакого внимания. В конце концов, он когда-нибудь устанет плакать и кричать.

Особенностью воспитания детей трёх лет является то, что у них уже есть свои обязанности. Они должны засыпать строго в определенное время, сидеть в специальном кресле при езде на автомобиле, кушать по распорядку дня и т. п. Но есть и такие вещи, которые выполнять необязательно. Поэтому родители должны понимать, когда можно идти на компромисс.

Развитие физических навыков у детей трёх лет

Психология воспитания ребенка трёх лет включает в себя и физическое развитие. Важным для малыша является приобретение новых знаний. Физические упражнения помогают ему развить ловкость, освоить новые движения, тренировать силу.

Нужно заниматься не только утренней зарядкой, но и осваивать другие упражнения, совершенствовать полученные навыки. Достаточно 15–20 минут в день, чтобы развить ребенка физически. При этом не нужно забывать об играх, ведь они тоже бывают спортивными, а соответственно направлены на приобретение физических навыков.

Утренняя зарядка оздоравливает организм малыша, бодрит его и настраивает на активность в течение дня. В этом случае физическое воспитание детей 3 лет должно включать доступные ребенку и разнообразные упражнения. Малыша следует научить правильно дышать и не задерживать дыхание. Лучше всего, если утренняя зарядка будет построена на игре.

Следует включать упражнения, которые укрепляют мышцы плеч и конечностей. Не исключайте из зарядки бег и ходьбу. Должно быть несколько упражнений для ног, рук и туловища.

Запомните, что детей нельзя чрезмерно нагружать. Однако и легкой физическая нагрузка быть не должна. Определить норму можно по пульсу. Если частота пульсации не превышает 10-ти ударов в минуту, то вы всё делаете правильно. И не забудьте чередовать занятия в помещении с упражнениями на свежем воздухе.

Подытожим сказанное

Каждый возрастной период отличается своими особенностями. В любом из них малыш учится чему-то новому. Это требует правильного воспитания.

Прежде чем начать воспитывать своего ребенка, вникните в особенности каждого возраста. Занимайтесь со своими детьми, уделяйте хотя бы часть времени, чтобы просто поиграть с ними. Приучайте малышей к порядку и уходу за собой ещё в раннем детстве. А главное, соблюдайте режим сами, ведь кроха - это ваша маленькая копия.

Консультация психолога о причинах плохого поведения у детей

Мне нравится!