Дислексия у младших школьников: ее виды, способы коррекции и упражнения. Коррекция нарушений чтения у учащихся начальных классов с овз

Дислексия – нарушение восприятия информации, при котором человеку сложно читать и писать. Оно также влияет на концентрацию, память и самоорганизацию. Когда вы поймете, какой подход нужен к обучению детей с дислексией, вы сможете научить их лучше понимать себя, а также развить их когнитивные навыки с помощью особых методов обучения, которые затрагивают разные органы восприятия. Это поможет им не только на учебе, но и в жизни.

Шаги

Корректировка методов обучения

    Используйте мультисенсорный структурированный язык. Этот метод считается основой обучения детей с дислексией, однако он полезен и при работе со всеми детьми. С помощью этой методики развивается фонематическое восприятие, ведется работа с фоникой. Помимо этого, эта система позволяет развить понимание, расширить словарный запас, повысить точность лексики и уровень владения ею, а также улучшить орфографию и навыки письма. На занятиях дети могут использовать все способы восприятия информации (с помощью осязания, зрения, движений, звуков).

    Преподносите материал четко и понятно. Важно описать, смоделировать навык, разбить его на шаги, дать четкие инструкции и получить обратную связь, привести примеры, озвучить цель занятия и необходимость отработки этого навыка, а также преподнести информацию в логическом порядке. Следует повторять процесс до тех пор, пока ученики не усвоят новый навык.

    Почаще повторяйте свои слова. Поскольку у детей с дислексией могут возникать проблемы с краткосрочной памятью, им может быть сложно запоминать то, что вы им говорите. Повторяйте инструкции, ключевые слова и основные понятия, и тогда ребенок с большей вероятностью запомнит эту информацию - как минимум, этого хватит для того, чтобы записать ее.

    Применяйте метод диагностического обучения. Вам следует постоянно оценивать то, насколько хорошо ученик понимает материал. Если он чего-то не понимает, все нужно повторить заново. Это непрерывный процесс. Ученикам с дислексией на освоение нового понятия часто нужно больше времени и более подробные инструкции.

    Используйте время разумно. Детям с дислексией бывает сложно сконцентрироваться. Их могут отвлекать самые разные вещи, и им может быть сложно выслушать длинную лекцию или посмотреть продолжительную видеозапись. У них также могут возникать проблемы с краткосрочной памятью, из-за чего им сложнее делать пометки или воспринимать простые инструкции.

    • Не торопитесь. Не пытайтесь дать материал как можно скорее. Пусть у детей будет достаточно времени для того, чтобы переписать материал с доски. Прежде чем переходить к новой теме, убедитесь, что ребенок усвоил информацию.
    • Регулярно делайте короткие перерывы. Ребенку с дислексией обычно сложно усидеть на месте долгое время. Разбивайте длинные лекции и делайте побольше перерывов. Можно также менять характер заданий. Например, проведите лекцию, потом устройте игру, снова лекцию, а потом занятие на запоминание.
    • Помните о необходимом времени. Детям с дислексией нужно больше времени на выполнение заданий, с которыми другие ученики справляются быстро. Давайте ученикам с дислексией больше времени на выполнение контрольных работ и домашних заданий, чтобы их ничто не подгоняло.
  1. Придерживайтесь заведенного графика. Распорядок дня позволяет детям с дислексией понимать, чего ожидать и что будет потом. По возможности размещайте график с картинками и словами на стене учебного кабинета, чтобы ученики видели его.

    • Вам следует также включить в распорядок ежедневное повторение ранее изученного материала. Это позволит ученикам связать информацию, полученную раньше, с новым материалом.
  2. Используйте разные подходы. Не думайте, что вы единственный преподаватель, кому нужно работать с детьми с дислексией. Есть различные источники информации, которые позволят вам улучшить процесс обучения. Поговорите с другими учителями, специалистами по дислексии и людьми, которые работали с детьми с этой проблемой.

    • Спросите самого ребенка и его родителей о том, в чем его сильные и слабые стороны, как ему проще запоминать материал, какие предпочтения в обучении у него есть.
    • Предлагайте ученикам заниматься вместе. Это позволит им поддерживать друг друга. Они могут читать материал друг другу вслух, просматривать записи друг друга или вместе проводить эксперименты в лаборатории.
    • Технологии могут улучшить процесс обучения. Игры, текстовые редакторы, приложения, воспринимающие речь, и устройства, записывающие голос, будут очень полезны ребенку с дислексией.
  3. Попробуйте разработать индивидуальный план обучения. Это подробный план, который описывает потребности ребенка, дает рекомендации по системе обучения и определяет необходимые изменения в учебной программе. Такой план - это документ, в подготовке которого участвуют родители, учителя, психотерапевты и сотрудники школы, и он позволяет учесть все потребности ученика.

    • Процесс создания плана обучения сложен, однако это того стоит. Если у вашего ребенка дислексия, вам следует обсудить этот вопрос с кем-нибудь из сотрудников школы. Если вы - учитель, расскажите родителям о плюсах такого плана.
  4. Всегда помните о самооценке и эмоциях ребенка. Многие дети с дислексией имеют низкую самооценку. Очень часто им кажется, что они не такие умные, как другие, или что к ним относятся как к ленивым или проблемным ученикам. Старайтесь поддерживать веру ребенка в себя и почаще говорить о его успехах.

    Обеспечьте ребенка раздаточным материалом. У детей с дислексией бывают трудности с запоминанием, поэтому распечатанный материал позволит лучше усваивать информацию, особенно если лекция длинная. Ученику будет проще следить за темой занятия, делать пометки, и он всегда будет знать, чего ожидать дальше.

    • Чтобы подчеркнуть важные моменты, используйте визуальные подсказки: звездочки, метки и другие знаки.
    • Пишите условие домашнего задания в материале урока, чтобы ребенок точно знал, что нужно сделать. Также поощряйте использование различных пометок - к примеру, букв или цифр.
  5. Проводите контрольные работы иначе. Поскольку процесс восприятия у детей с дислексией отличается от этого процесса у обычных детей, контрольные работы стандартного формата могут не отражать всех знаний ребенка. Лучше проводить контрольные работы устно либо давать на их выполнение неограниченное количество времени.

    • Во время устного экзамена зачитывайте ученику вопросы и просите ответить на них устно. Можно записать вопросы заранее и проиграть запись на экзамене. Следует также записывать ответы ученика.
    • Ученикам с дислексией сложно делать что-то, когда на них оказывается давление. Кроме того, им нужно больше времени на то, чтобы изучить вопросы и задания. Если ученик не будет ограничен во времени, у него будет время разобраться в вопросе, подумать и записать ответ.
    • Если ученик будет видеть все вопросы сразу, это вызовет у него стресс. Если показывать по одному вопросу за раз, ему будет проще сосредоточиться.
  6. Не заставляйте ученика лишний раз переписывать информацию. Людям с дислексией нужно больше времени на копирование информации с доски, на пометки по ходу лекции и для записи заданий для домашней работы. Выдавайте текст лекции и распечатанное условие домашнего задания, чтобы ученики могли сосредоточиться на главном. Учитель также может поручить другому ученику делать пометки или разрешить ученику с дислексией пользоваться конспектом ученика, который хорошо ведет записи.

  7. Выдавайте ученикам карточки с буквами и словами каждую неделю. Если они запомнят всю информацию, похвалите их и сделайте для них что-нибудь приятное.
  8. На занятиях по математике разрешайте детям пользоваться тетрадками как в клетку, так и в линейку. В тетради в линейку будет проще решать определенные уравнения, и делать это можно как вертикально, так и горизонтально.
  9. При работе с детьми с дислексией используйте какие-либо предметы. Так детям будет интереснее, и они лучше поймут материал.
  10. Предлагайте детям читать вслух и слушать аудиокнигу одновременно.
  11. Никогда не называйте таких детей глупыми. Покажите им список известных дислектиков, среди которых есть, к примеру, Альберт Эйнштейн.
  12. Предупреждения

  • Не заставляйте детей, страдающих дислексией, читать перед классом. Вместо этого пусть они читают наедине с учителем или учеником, который не будет их дразнить.

В настоящее время все чаще и чаще учителя сталкиваются с учениками, у которых наблюдаются нарушения чтения и письма. Родители спрашивают: “Что делать? Я не знаю, чем помочь?”, а учителя пожимают плечами: “Учите правила, чаще читайте вслух!” и отправляют к логопеду или дефектологу. Хорошо, если он есть в школе, а что делать, если его нет? Такие проблемы чаще всего пускаются на самотек: ошибки в чтении и письме перерастают в пропуски знаков и индексов при решении задач по математике, физике, химии. Ученик получает плохие оценки, и формируется стойкое нежелание учиться.

Еще тяжелее взрослому обучающемуся, который знает о своих проблемах, но не знает, что с этим можно сделать, как исправить. Больше всего проблем возникает с технической терминологией и аббревиатурами.

В статье будут представлены три игры-упражнения, которые можно использовать для коррекции нарушений чтения и письма.

Термины

Дислексия – специфическое нарушение процесса чтения. Она может проявляться в неразличении смысла прочитанного текста, в трудности усвоения и запоминания букв и звуков, замене букв при чтении, в изменении падежных окончаний и т.д.

Дисграфия – специфическое нарушение процесса письма. Она может проявляться в замене звуков близких по звучанию, искажении слова и предложения, использовании обратного порядка слов в предложении, искажении букв при письме и т.д.

Дислексия и дисграфия – это большой синдром, включающий нарушения предпосылок интеллекта, когнитивную незрелость, языковую недостаточность, фрустрационные нарушения, соответствующие поведенческие реакции, и наконец непосредственно нарушения письменной речи. (Корнев А.Н.)

Так как виды нарушений при дислексии и дисграфии схожи, то и корректировать их можно вместе.

По мнению ученых, без сотрудничества учителя и родителей успех в коррекции недостижим. Основываясь на своем опыте работы, автор считает, что родителей необходимо информировать обо всех результатах исследований и обсуждать их с ними. Родители должны знать цели коррекции, ближайшие и отдаленные, ожидаемый результат и предполагаемые сроки коррекционной работы. Это необходимо не только из этических соображений, но и способствует вовлечению родителей в работу и формированию у них трезвого взгляда на вещи. Основная задача родителей – закрепление навыков, усвоенных ребенком.

Упражнения

Игра-Упражнение №1. Работа над запоминанием слов и терминов (их графического варианта)

Составь словарные слова (или термины, для взрослых слушателей) из слогов, обведи их разными цветами.

Речевой материал для первоклассников: алфавит, ворона, закон, зашёл, звонят, учебник, учитель, клеить, ковер.

Речевой материал для курсантов и слушателей по терминологии (пример): анализ, синтез, верификация, безопасность, авария, багор, автонасос, ликвидация, поджог.

Если это возможно, используйте разбивку слова или вставляйте изображения и прочие визуальные подсказки, чтобы улучшить понимание.

Игра-Упражнение №2. Работаем над порядком слов, чтобы помочь ребенку/взрослому в понимании текста.

Вариант для детей.

Добавляя по одному слову, составьте предложения по картинке. Обязательно следите за тем, чтобы ребенок соблюдал порядок слов.


Картинка к упражнению

ЛЕНА КАТАЕТСЯ.

На ________

На____ с____.

На___ с ____ ____.

Правила игры просты, но потребуется некий инвентарь - специальные карточки. Вообще, существует реальная игра, она называется Dixit (Диксит), но не всем по карману ее приобрести. Поэтому, можно создать некие ее элементы самостоятельно. Суть заключается в следующем: игрокам раздается по шесть карточек. На них изображены различные картинки - практически сюрреализм.

Например - покосившийся якорь, посреди пустыни.


Пример карточек для игры

Суть игры-упражнения

  • Какие ассоциации приходят в голову?
  • Их нужно сформулировать в одной фразе - и озвучить ее остальным.
  • Основное условие: фраза должна быть построена с соблюдением порядка слов. Инверсия и нелогичность недопустимы.
  • Игроки выбирают из своего набора подходящую карточку по описанию и выкладывают ее на стол.

Секрет в том, что описание должно быть многогранным, и выигрывает тот, чью карточку отгадали не сразу.

  • Но, важным элементом является то, что если никто вообще не смог идентифицировать вашу карточку, вы лишаетесь очков.
  • Кстати, сами карточки, а вернее картинки, в домашних условиях можно найти и распечатать из интернета.

Игра-упражнение №3.

Вариант для детей.

Игра морской бой (позаимствована у Бобкиной О.Г. – логопед средней общеобразовательной школы №5 п. Тавричанка Надеждинского района Приморского края). Работаем над ориентацией на плоскости, совершенствуем слоговой анализ и синтез, формируем активный и пассивный словарь учащихся.

Детям предлагается игровое поле, на котором изображены корабли с написанными на них слогами: учитель/родитель называет место на поле, а дети отыскивают его и называют написанный на нем слог.

Если корабли называются в определенной последовательности, то из слогов можно составить слова. Для этого названные слоги выписывают, а потом синтезируются.

Речевой материал:

Учитель/родитель: Учащиеся:

Е-1, Д-7, А-9 ТАН, КА, ПИ = КАПИТАН

Е-8, Ж-4 СКОЙ, МОР = МОРСКОЙ

Б-4, К-7 РЕГ, БЕ = БЕРЕГ

К-5, А-7 ЯК, МА = МАЯК

З-5, А-1 ПРО, ЛИВ = ПРОЛИВ

Ж-7, Г-2, З-3 РАБ, КО, ЛИ- КОРАБЛИ

Ж-10, И-3 РОД, ГО- ГОРОД

И-8, Д-3 СИР, БУК- БУКСИР

Е-5, Б-6, БУХ, ТА- БУХТА

Г-10, Б-2 РОМ, ПА- ПАРОМ

И-6, Д-9 ШТУР, ВАЛ- ШТУРВАЛ


Игровое поле

Вариант для взрослых обучающихся.

Игра “Пожарный Крокодил”. Работаем над развитием наблюдательности, внимательности, навыков строить логические цепочки.

Правила очень просты. Участники делятся на две команды. Первая команда загадывает слово и сообщает его представителю соперников. Это – избранный, который должен изобразить слово с помощью пантомимы своей команде. Изображающий говорить не может, но участники его команды могут задавать ему вопросы, перечислять появляющиеся варианты. Кивать головой «да» или «нет» изображающему слово разрешается – но не больше! В это время команда, загадавшая слово, может просто покатываться со смеху, видя усилия противников, часто долгое время безрезультатные. Если слово отгадано, команды меняются ролями. Конечно, для изображения каждый раз выставляется новый игрок.

Для тех, кто только осваивает игру, можно начать с элементарного. Сложнее будет с абстракциями: например, долго отгадывалось слово «множество». А теперь представьте сами, как можно изобразить «совершенство»? Если со словами более или менее разобрались, можно переходить к изображению словосочетаний, потом – пословиц.

Для разминки: рукав, управление, пожар, действие, документ, партнер, парад

Словосочетания: пожарная каланча, материальный ущерб, пожарная команда, эскиз пожара.

Поговорки и пословицы

  1. За битого двух небитых дают
  2. Слезами горю не поможешь
  3. Сон на одном боку - тридцать шесть часов.
  4. Любишь кататься - люби и саночки возить
  5. Один в поле не воин
  6. Клин клином вышибают
  7. Слово не воробей - вылетит, не поймаешь
  8. Спит, как полковая лошадь.
  9. Как вы лодку назовёте - так она и поплывёт
  10. Что сгорит, то не сгниет.
  11. Пожарный спит - Родина богатеет.
  12. Сколько волка не корми - он всё в лес смотрит
  13. Глаза боятся, а руки делают
  14. Метил в пятку, да в нос попал.
  15. Любишь говорить - люби и слушать.

Практический материал дан по мере сложности заданий: от букв, слогов, до чтения предложений и различных видов текстов. Задания носят игровой, развивающий характер.

Причины трудностей обучения в школе и вузе очень разнообразны, поэтому и игровые методы должны быть строго дифференцированы и индивидуализированы , то есть соответствовать механизмам проблем обучения и поведения в учреждении, выявляемым при комплексном нейропсихологическом обследовании, а также полу, возрасту и индивидуальным особенностям личности ребенка.

1. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие – СПб.: МиМ, 1997. – 286 с.

Проблема дислексии является очень распространенной среди детей дошкольного и школьного возраста. Такие детки с трудом учатся писать и читать. Затруднения бывают даже у тех, чей уровень интеллектуального развития является высоким, а также у кого отсутствуют проблемы со слухом и зрением. Проблемы возникают при восприятии написанного текста, имеются сбои в координировании движений, затруднено освоение орфографических основ. Подобные детки приобретают в итоге гиперактивность и синдром дефицита внимания.

Детки с дислексией испытывают проблемы с чтением и письмом

Причины

Первопричина проблемы кроется в нарушении работы мозга, в результате чего в силу вступают психологические и биологические факторы. Родители не должны бояться, что их крошка умственно отсталый или плохо соображает. Всему виной дисфункция механизма отдельного участка мозга.

Каковы причины появления данного заболевания:

  • болезни в период внутриутробного развития;
  • осложненные роды, повлекшие асфиксию, обвитие пуповиной и отслойку плаценты;
  • повреждение центральной нервной системы;
  • генетически обусловленные факторы;
  • травматические повреждения головы, сотрясение мозга (рекомендуем прочитать: );
  • заторможенное функционирование отдельных участков мозга.

Нельзя исключить, что виной всему будет общее недоразвитие речи (ОНР) или задержка психического развития (ЗПР).

ОНР характеризуется отсталым развитием звуковой и смысловой сторон речи, что проявляется в несформированности фонетических, лексических и грамматических навыков.

По большей части, сложные заболевания ЗПР и ОНР приводят к появлению рассматриваемой нами болезни.


Именно ЗПР или ОНР может оказаться причиной дислексии

Симптомы

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Неврологическая природа болезни дает о себе знать максимально явно в период раннего школьного обучения. Прежде вычислить наличие симптоматики данного заболевания почти невозможно. Ранняя диагностика нереальна, так как у детей еще только начинается освоение новых навыков (чтение и письмо), для них поначалу абсолютно естественно ошибаться.

Распознать болезнь можно по следующим симптомам:

  • ребенок постоянно ошибается при чтении: неправильно произносит буквы, заменяет слоги, звуки, не понимает прочитанное;
  • ребенок не может правильно перевести буквы в звуки;
  • малыш не умеет распознавать слова быстро и правильно;
  • ребенок не может освоить элементарные навыки письма.

Кроме этого у деток с подобным заболеванием встречаются следующие нарушения:

  • тотальная дезорганизация;
  • дисфункция мелкой моторики и координации движений;
  • сложность в восприятии информации;
  • плохая работа памяти;
  • навыки чтения на нуле, даже при сильно развитом интеллекте;
  • сложности в определении сторон и положений.

Признаком дислексии является неумение читать, даже при развитом интеллекте

Виды дислексии у детей

Болезнь бывает нескольких типов. Они будут влиять на саму форму заболевания.

Фонематическая дислексия

При фонематической дислексии страдает одноименная система языка. Заключаются ее проявления в том, что школьнику трудно различать звуки, влияющие на смыслоразличительную функцию.

Недоразвитость ряда функций фонематической системы позволяет разделить болезнь на 2 формы. Итак, фонематическая дислексия выражается в следующих нарушениях:

  1. Неправильное чтение, которое связано с несформированностью восприятия фонем. При данном развитии болезни ребенку трудно усваивать буквы, а также имеет место частая замена звуков, которые схожи друг с другом в акустическом и артикуляционном плане (д – т, ж – ш, б – п, с – ш и т.д.)
  2. Неправильное чтение, связанное с недоразвитием возможности анализировать фонематическое звучание. Для данного варианта болезни характерны подобные нарушения: чтение по буквам, неправильное соединение звуков и слогов.

При фонематической дислексии могут искажаться слова за счет пропуска согласных звуков - к примеру, вместо «марка» читается «мара». Также нередки вставки гласных звуков между согласными, например, вместо «пасла» - «пасала». Имеет место нарушение в перестановке звуков: вместо «утка» - «тука». При разных формах фонематической дислексии возможны перестановки слогов и их пропуски: вместо «лопата» может быть и «лата», и «лотапа».

При проявлении семантической дислексии нет искажения звуков, слов и предложений, но ребенок совершенно не понимает то, о чем он читает. Подобная ситуация наиболее часто возникает, когда ребенок читает дробно по слогам. Послоговое чтение мешает восприятию цельных слов. Дети не могут узнать даже знакомые слова, если читают их слогами. Проблема состоит в сложности производить синтез и восстановление раздробленных частей в единое целое.


При семантической дислексии ребенок не может соединить части в единое целое

Семантическая дислексия мешает детям выполнять следующие задания:

  • соединить звуки в единое слово, если эти звуки будут произноситься отдельно с небольшими паузами, к примеру, «ж – а – б – а»;
  • прочитать слова и предложения, выстроенные по слогам: «ко-ро-ва жу-ет тра-ву».

Правильно воспринимать предложения мешает недостаточная сформированность понятий о связи слов внутри предложения с точки зрения синтаксиса. Все слова в предложении предстают для ребенка обособленно, без связи с другими словами. О том, как произвести коррекцию семантической дислексии, читайте ниже.

Аграмматическая дислексия

Грамматический строй речи при аграмматической дислексии, равно как и возможности обобщения синтаксических и морфологических структур, имеет общее недоразвитие. Данный дислектический вариант проявляется в следующих нарушениях:

  • неправильные окончания падежей и числа («из-под лавка», «в гостей», «собака» - «собаки»);
  • ошибочное согласование в падеже, роде и числе прилагательных и существительных («интересный сказка», дожди сильный»);
  • неправильное образование числа местоимений («весь» - «все»);
  • ошибочное образование местоимений, принадлежащим существительным («наши панама», «музей эта»);
  • нарушение образования глагольных форм 3-го лица в прошедшем времени («хороший была день», «жизнь пронесся»);
  • ошибочное формирование глаголов в разных временах («говорил» - «говорит», «слышит» – «слышал»).

У кого чаще всего проявляется аграмматическая дислексия? Наиболее часто она затрагивает школьников, имеющих системное недостаточное формирование речи.


Чаще всего проблема затрагивает детей школьного возраста

Мнестическая дислексия

Все буквы при мнестической дислексии усваиваются крайне сложно. Недифференцированная их замена связана со сбоями в процессах установки звукобуквенных связей, а также с проблемами в речевой памяти. При произнесении порядок нарушается, количество сокращается, а звуки или слова пропускаются. Так проявляет себя мнестическая дислексия.

Буквы, сходные по написанию, крайне трудны для запоминания. Они в итоге становятся взаимозаменяемыми. Буквы смешиваются, меняются на другие, похожие. Все это - результат невозможности расчленить формы на зрительном уровне. Недостаточное развитие зрительно-пространственного восприятия и представления дополняется сбоями в работе зрительного узнавания, синтеза и анализа.

Зрительно-пространственное восприятие и узнавание имеет нарушения при оптической дислексии. Оптическая дислексия несколько затрудняет для детей рисование простых рисунков (повторение по образцу или письмо по памяти), но воспроизведение более сложных предметов приводит к появлению неточностей, если ребенок срисовывает с образца. Рисуя сложное по памяти, малыш допускает промахи еще чаще.


При оптической дислексии ребенок не может передать в рисунке задуманное

Ребенок упрощает заданный предмет, редуцирует количество элементов, а также нарушает расположение линий. Дети с трудом узнают буквы, если одна из них написана сверху другой. Ошибочное написание буквы не всегда распознается детьми с заболеванием подобного плана. Они не могут добавить недостающие элементы к предложенной букве.

Детки, начавшие ходить в школу, в большой степени сложно осваивают письмо букв, схожих по написанию. В качестве примера можно назвать буквы С и О, Ь и Ы, Н и П.

Тактильная дислексия

Данный тактильный вид заболевания свойственен слепым детям. Им сложно различать тактильную азбуку Брайля. Ребенок начинает путать буквы, схожие по количеству точек, а также те буквы, точки в которых расположены зеркально, например, Е и И, Ж и Х, или те, что отличаются всего на одну точку: А и Б, Л и К.

Слепые дети, имеющие тактильную дислексию, плохо ориентируются во времени и пространстве, а также имеют ряд других нарушений. Среди прочих назовем задержку в развитии речи.

При прочтении слова ребенок «видит» его отдельно, без связи с другими. Общего восприятия текста нет, он читает только отдельные буквы. Слепой ребенок испытывает трудности в чтении из-за того, что он постоянно вынужден искать пропущенное слово или предложение. Промахи в чтении вызваны частыми подменами и пропусками. Пальцы при чтении движутся скачками, прерывисто. Все перечисленные особенности дают определение понятия «тактильная дислексия».


Тактильная дислексия свойственна слепым детям

Диагностика

Для обнаружения заболевания ребенок должен пройти ряд обследований, в процессе которых подвергается проверке его способность к чтению, слушанию и разговору. Дети обязательно проходят диагностику у психолога. В ходе данного обследования выясняется, каковы особенности развития ребенка и его способности к обучению, подбирается наиболее подходящий вид обучения.

Среди прочих исследований проводится еще одно: насколько успешно ребенок воспринимает прочитанное или прослушанное. Именно данный вид анализа позволяет сделать заключение, какой способ обучения будет наиболее эффективным для каждого конкретного ребенка. Все исследования дают характеристику активной и пассивной речи, дается оценка языка и произношения, а также работы памяти и внимания.

В диагностическую деятельность психолога входит установление эмоционального состояния, которое влияет на сложность чтения. Выяснить данную особенность можно, собрав анамнез - информацию семейного «древа», в которой будут перечислены эмоциональные нарушения и расстройства психологического плана.

Логопеды и психологи используют в своей диагностике речевую карту. Такая карта является универсальной, подходящей как для профессионального обследования, так и для систематического исследования речевого развития ребенка. Речевая карта способна дать детальное описание речи каждого отдельного ребенка, что впоследствии сможет помочь выявить оптимальные варианты для исправления речевого заболевания.

Лечение

В основе лечения любого вида дислексии, равно как и ЗПР и ОНР, лежат коррекционные работы по логопедии. Метод зарекомендовал себя как эффективный и хорошо справляется с устранением речевых нарушений и неречевых процессов. Форма дислексии будет определять способ ее лечения:

  • оптическая: исправляется активным воздействием на зрительно-пространственное восприятие;
  • тактильная: требует работы над изучением и пониманием схем;
  • мнестическая: следует лечить путем развития речевой, зрительной и слуховой памяти;
  • фонематическая: исправляется корректированием произносительных навыков, а также путем формирования адекватного представления о звукобуквенном составе слов;
  • семантическая: требует обучения нормам языковой грамматики и отработки навыка слогового синтеза;
  • аграмматическая: требует усиленной работы над созданием устойчивых грамматических систем.

Среди взрослых людей также встречаются случаи дислексии, ЗПР или ОНР. Методика лечения для них будет несколько иной, заниматься они будут в расширенном ключе, но в целом механизм упражнений аналогичен тому, что используется в занятиях с детьми.


Дислексия у взрослых лечится немного иначе, чем детская

Упражнения

Коррекция дислексии осуществляется посредству лечебных занятий. Под ними подразумеваются различные приемы и упражнения, которые направлены на улучшение психического и умственного здоровья детей:

  • Упражнение «Корректор» . Для работы понадобится произвольный текст с задачей для ребенка вычеркивать только те буквы в словах, которые вы будете ему называть. Начните с гласных, затем переходите к согласным. Освоив данное упражнение, усложняйте задачу. Теперь предложите малышу обводить гласные буквы в кружок, а все согласные – подчеркивать. К примеру, озвучьте задачу так: «Подчеркни, пожалуйста, все «п», а все «и» обведи в кружок». Делайте упор на те звуки, которые даются ребенку сложнее всего. Такое упражнение поможет крохе скорее запомнить все буквы, научит их писать и не ошибаться при чтении и письме (см. также: ). Заниматься рекомендуется не менее 2 месяцев с ежедневными тренировками.
  • Упражнение «Колечко» . Развивающая игра для коррекции дислексии направлена на развитие мелкой моторики, а также способствует стимулированию работы памяти, речи и внимания. Данное задание будет хорошим средством для устранения признаков заболевания. Каждый пальчик поочередно следует складывать колечком в паре с большим пальцем. Начинать следует с указательного пальца и заканчивать мизинцем. Закончив действие в одну сторону, начинайте обратное действие. Изначально делайте упражнение одной рукой, а затем усложняйте, предлагая рисовать двумя руками одновременно. Методика будет эффективной, если проводить ее ежедневно по 10-15 минут. Минимальный курс – 2 месяца.

«Колечко» эффективно развивает мелкую моторику
  • Упражнение «Зеркальное рисование» . Упражнение направлено на активизацию работы мозга. Для работы понадобится чистый лист бумаги. Дайте его ребенку, снабдив также карандашами или фломастерами. Следует одновременно двумя руками рисовать одинаковые зеркальные фигуры или буквы. Для начала проделайте данное задание вместе с малышом. Освоив его принцип, дайте ему возможность сделать все самостоятельно. Для эффективной коррекции обязательно делать данное упражнение каждый день!

Диктанты

Коррекция дислексии у младших школьников может проводиться посредством диктантов. Небольшие тексты по 200 символов будут совсем неутомительными для детей, а это значит, что и количество ошибок будет меньше. Исправлять неправильности не нужно. Их нужно помечать на полях ручкой контрастного цвета (зеленой или черной, но только не красной). Сделав пометки, позвольте малышу самому отыскать свои огрехи. Такие задания призваны избавить ребенка от ошибок в словах и предложениях, ускорить преодоление недуга.

Тренировка артикуляции

Хорош метод коррекции дислексии у дошкольников, когда вы требуете от ребенка медленного чтения или произнесения слов при переписывании. Дайте малышу ощущение успеха во время домашних игр, ведь ему так требуется поддержка после всех неудач и двоек в школе. Чтение на скорость не требуется. Для ребенка является огромным стрессом, даже когда он читает медленно и ошибается. Чрезмерное давление может лишь усугубить ситуацию и вызвать невроз.


Чтение вслух нужно практиковать в игровой форме, не создавая у ребенка ощущение упражнения

Важно работать не на количество, а на качество. Не спешите сами и не торопите ребенка. Оптимально написать или прочесть мало, но с минимальным количеством ошибок. Дополнительные идеи о том, как заниматься с ребенком дома, можно посмотреть в тематических видео.

Обучение

Логопедические занятия со специалистом имеют большое значение. Лечение в таких условиях будет наиболее эффективным. Игровые задания логопеда будут интересны и полезны. Ребенку предлагается найти определенную букву в небольшом отрывке, или же для заглавной печатной буквы младшему школьнику требуется найти прописную. Иным заданием может быть вырезание букв и чтение некоторых буквосочетаний. Для работы необходима магнитная азбука. Такие упражнения помогут ребенку скорее освоить навык произнесения звуков и слов.

Для обучения логопед выбирает разнообразные упражнения. Среди прочих - написание диктанта, повторение слов раз за разом, подбирание словоформ.


Занятия с логопедом помогут скорее избавиться от проблемы

Профилактика дислексии

Снизить риск возникновения дислексии и дисграфии возможно, если делать специальные упражнения для профилактики. Целью таких заданий должно быть освоение базы грамотного письма и речи. Профилактика дислексии проходит на примере игр, а не уроков. Общая продолжительность – 45 минут:

  1. Игра с карточками, на которых будет написано по одному слову. Из этих слов можно составить предложение, которое вы и озвучиваете. Затем вы просите ребенка построить предложение на слух самостоятельно из имеющихся карточек.
  2. Для профилактики хорош метод «Пишем вслух». Прочитайте ребенку небольшой отрывок из знакомой сказки и наблюдайте за процессом его письма. Желательно выбирать для диктовки текст, который бы нравился ребенку.
  3. Развить фонетические навыки можно с помощью игры «Найди слово». Для работы понадобятся подготовленные картинки, подписанные с тыльной стороны. Назвав слово, малыш должен самостоятельно найти картинку, которая ему соответствует. Слово может быть любое - например, «стол» или «облако».
  4. Хороша игра в составление слов из слогов. Необходимо придумать названия животных или предметов по слогам, а затем попросить ребенка составить из них слово - например, «мор-ковь» или «кош-ка».

Такие игровые задания для профилактики дислексии помогут малышу научиться грамотному чтению и письму. Подобные упражнения очень хороши, так как основаны на зрительной памяти, ведь «на глаз» ребенку воспринимать гораздо легче.

Наталья Гончарова
Дислексия. Виды дислексии. Профилактика и коррекция дислексии

Дислексия .

Виды дислексии .

Профилактика и коррекция дислексии .

Титульный лист

Определение дислексии

Причины дислексии

Классификация дислексии

Основные методы и приемы по преодолению дислексии на уроках литературного чтения

Литература

Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера. Ошибки чтения закономерно встречаются у всех детей на начальных этапах обучения чтению. У обычных детей ошибки при чтении даже специфического характера, довольно быстро исчезают. У детей же, страдающих дислексией . Эти ошибки сохраняются продолжительное время, месяцы и даже годы. По степени выраженности выделяют :

АЛЕКСИЮ (полная невозможность овладения чтением или его полная утрата) .

ДИСЛЕКСИЮ

Дислексия может быть врожденной и приобретенной, может быть самостоятельным расстройством или проявляться в синдроме ТНР (тяжелые нарушения речи) - алалия, афазия и т. п. Дислексия может наблюдаться удетей как с нормальным интеллектом, так и с интеллектуальной недостаточностью. В основе дислексии могут лежать различные этиологические причины :

- биологические причины : недоразвитие или поражение головного мозга в разные периоды развития ребенка (пренатальный, натальный, постнатальный, патологии беременности, травматизация плода, асфиксии, менингоэнцефалиты, тяжелые соматические заболевания и инфекции, истощающие нервную систему ребенка.

В результате страдают отделы головного мозга, обеспечивающие психологические функции, участвующие впроцессе чтения. При наличие органического повреждения головного мозга, дислексии в большинстве случаев предшествует дизартрия, алалия, афазия или она возникает на фоне ДЦП, ЗПР, умственной отсталости, задержки психомоторного развития.

Социально-психологические причины :

к таким причинам относятся недостаточность речевых контактов, педагогическая запущенность, синдром госпитализма и т. По А. Егорову четыре ступени

навыка чтения :

1. Овладение звуко-буквенными обозначениями. Характеризуется формирования зрительного узнавания букв слова и прочтением слога после слияния букв.

2. Слоговое чтение. Слог читается легко, но есть трудности слияния слогов в слова.

3. Становление целостных приёмов восприятия. Слова знакомык простые по структуре, читаются целостно. Трудные по слогам. Ребенок синтезирует слова в предложения и в пределах предложения появляется смысловая догадка.

4. Синтетическое чтение. Целостное чтение словами и группами слов.

Главная задача – осмысление прочитанного. Классификация Р. И. Лалаевой построена на основании учета нарушенных операций процесса чтения.

С учетом несформированности ВПФ и операций процесса чтения выделяют следующие виды дислексии :

Фонематическая;

Оптическая;

Аграмматическую;

Мнестическая;

Семантическая;

Тактильная; Фонематическая дислексия – вызывается нарушением формирования фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза. Выделяют две формы фонематической дислексии .

Первая форма фонематической дислексии связана с недоразвитием фонематического восприятия (различения фонем, которое проявляется в трудностях усвоения букв. Это, в свою очередь, связано с нечеткостью слухопроизносительных представлений, со смешением акустико-артикуляторно близких звуков.

Вторая форма фонематической дислексии

связана с недоразвитием фонематического анализа и синтеза.

В. К. Орфинская выделила следующие виды анализа :

Определение наличия (отсутствия) звука;

Определение первого (последнего) звука;

Определение места звука в слове (начало, середина, конец) ;

Определение количества звуков

определение последовательности звуков;

Определение места звука в слове по отношению к другим звукам (соседние звуки) ; При фонематической дислексии ошибки

Оптическая дислексия дислексия

При органическом поражении головного мозга может наблюдаться зеркальное чтение. При фонематической дислексии наблюдается побуквенное чтение, искажение звукослоговой структуры слов, частые ошибки : пропуски согласных при стечении, перестановки звуков, пропуски и перестановки слогов.

Оптическая дислексия (греч. optikos - относящийся к зрению) - дислексия , проявляющаяся в трудностях усвоения и в смешениях графически сходных букв, а также в их взаимных заменах.

При органическом поражении головного мозга может наблюдаться зеркальное чтение. Различные нарушения :

Зрительного гнозиса;

Оптико-пространственного гнозиса и праксиса;

Несформированность пространственных представлений.

Аграмматическая дислексия – проявляется в агроматизмах при чтении. В процессе чтения ребенок не правильно произносит окончания, префиксы, суффиксы, изменяя грамматические формы слов. В процессе чтения у детей с аграмматической дислексией наблюдаются следующие ошибки : изменение падежных окончаний существительных,

числа существительных, неправильное согласование в роде, числе, падеже; прилагательных и существительных, изменение числа, родовых окончаний местоимений, изменение окончаний глаголов 3-го лица прошедшего времени, изменение формы, времени и вида глаголов. Мнестическая дислексия (греч. mnesis - смысловой) - дислексия , проявляющаяся в трудностях усвоения всех букв, в их недифференцированных заменах.

Мнестическая дислексия . Обусловлена нарушениями речевой памяти, вследствие чего у ребенка затруднено образование связи между звуком и зрительным образом буквы.

Ребенок не запоминает буквы, смешивает их, заменяет при чтении (не запоминает названия букв) . Семантическая дислексия (греч. semantikos - смысловой) - дислексия , проявляющаяся в нарушениях понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении.

Тактильная дислексия (лат. tactilis - осязательный) - дислексия , которая наблюдается у слепых детей и проявляется в трудностях дифференцирования тактильно воспринимаемых букв азбуки Брайля.

Основное нарушение при тактильной дислексии -нарушение символьного узнавания букв Брайлевского письма. Слепые дети при чтении смешивают буквы, теряют слова, часто наблюдается угадывающий характер чтения (без прочтения последних букв) . Характер нарушений движений пальцев у слепых детей с дислексией соответствует характеру нарушений движений глаз у зрячих детей (частые регрессии, хаотичные движения) . Р. И. Лалаева выделяет следующие группы ошибок чтения при дислексии :

Замены и смешения букв, обозначающих фонетически близкие звуки, замены графически сходных букв;

Нарушения слияния букв в слоге;

Искажения звуко-слоговой структуры слов (пропуски, перестановки, добавления букв и слогов) ;

Нарушение понимания прочитанного на уровне слова, предложения, текста при отсутствии расстройства технической стороны чтения;

Аграмматизмы при чтении, иногда зеркальное чтение; Неречевая симптоматика дислексии

1. Наблюдаются трудности ориентировки во всех пространственных направлениях, затруднения в определении левой и правой стороны, верха и низа.

2. Отмечается неточность определения формы, величины. Несформированность оптико-пространственных представлений проявляется в рисовании, при составлении целого из частей при конструировании, в неспособности воспроизведения заданной формы.

3. Выявляется задержка в дифференциации правой и левой части тела, поздняя литерализация или ее нарушение (левшество или смешанная доминанта) . Основные методы и приёмы при работе по преодолению дислексии на уроках литературного чтенияОсновные приемы и методы работы с детьми дислексиками :

1. Оттянуть уши вперёд. Затем назад. Медленно считая до 10. Начать упражнение с открытыми глазами, затем с закрытыми. Повторить 7 раз.

2. Двумя пальцами правой руки массировать круговыми движениями лоб, а двумя пальцами левой руки – подбородок. Считать до 30.

3. Сжимают пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимают кулак с усилием. Затем ослабляя сжатие кулака, делают вдох. Повторить 5 раз. Выполнение с закрытыми глазами удваивает эффект. Упражнения для развития зрительно-моторных координаций у учащихся начальных классов :

1. Предложите ребенку “поймать звук” в слове. Для этого дайте ему три карточки, где цветок обозначает позицию звука : в начале, в середине и в конце слова.

2. Определить, чем отличаются друг от друга изображенные на рисунке домики. Затем попросите его отобрать две одинаковые геометрические фигуры несколько экземпляров которых можно предварительно вырезать из бумаги (фигуры и домики можно сделать из цветного картона) Если ребенок затрудняется в зрительном различении не только букв, но и геометрических фигур, то и коррекционную работу с ним надо начинать не с букв, а с выполнения более простых заданий. Предлагается назвать, что изображено на картинке, обвести предметы пальчиком.

3. Найди в прямоугольниках ту букву, которая отличается от остальных :

4. Добавь недостающую часть, чтобы получилась буква :

5. Буквы играли в путаницу и перемешались. Какие буквы ты видишь?

6. “Глазастики ”Узнай букву пересеченную посторонними линиями :

7. Ребенку предлагается назвать написанные рядом сходные по начертанию буквы (печатные и рукописные) :

Модифицированные зрительные диктанты

Федоренко – Пальченко.

Диктант №1

1. Тает снег. (8 букв)

2. Идет дождь. (9)

3. Небо хмурое. (10)

Диктант №22

1. По лесной заросшей тропе осторожно идёт пограничник. (45)

2. Начальник подошёл к окну и увидел за ним строящийся дом. (46)

3. По нашему краю течет красивая полноводная река Енисей. (46) Зеркальное рисование

Цель - развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела, произвольности и самоконтроля.

Положить на стол чистый лист бумаги. Взять в обе руки по карандашу или фломастеру, рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы.

При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга. - чертить вертикальные, горизонтальные, наклонные линии одинаковой длины, постепенно увеличивать или уменьшать амплитуду движения;

Рисовать то же самое обеими руками вместе;

Рисовать одновременно обеими руками расходящиеся и сходящиеся линии;

Так же рисовать круговыми, синусоидовидными движениями;

Рисовать любое симметричное изображение относительно вертикальной оси;

Рисование несложных орнаментов : совершенствовать от пофрагментарного движения к плавному. Кинезиология - наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.

Можно предложить детям следующие упражнения :

1. Кулак - ладонь. Обе руки лежат на столе или на коленях ладонями вниз, одна сжата в кулак. Одновременно кулак разжать, а другую ладонь сжать в кулак, поменять руки. Движения по мере усвоения можно ускорять, но следить за тем, чтобы сжатия- разжатия производились попеременно, не соскальзывая на одновременные.

Вот ладошка, вот кулак.

Всё быстрей делай так.

2. «Оладушки» . Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая - на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена : теперь правая - ладонью вверх, а левая - ладонью вниз. По мере усвоения - движения ускорять.

Мы играли в ладушки-

Жарили оладушки.

Так пожарим, повернем

И опять играть начнем.

3. "Ищет птичка". Поочередное соединение всех пальцев с большим (перебор пальцев) . На каждый ударный слог пальцы одной руки соединяются с большим в следующем порядке : 1-2, 1-3, 1-4, 1-5, 1-5, 1-4, 1-3, 1-2. Затем смена рук.

Ищет птичка и в траве,

И на ветках, и в листве,

Смена рук.

И среди больших лугов

Мух, червей, слепней, жуков!

4. «Лягушка» (кулак - ребро - ладонь) . Три положения руки на столе или на колене последовательно сменяют друг друга : кулак (ладонью вниз, ладонь ребром, ладонь вниз :

Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладонь,

Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь) .

5. «Лезгинка» . Левая ладонь повернута к себе, пальцы в кулак, а большой - в сторону. Правая рука прямой ладонью вниз прикасается к мизинцу левой. Потом - одновременная смена положений рук.

Вертишейки, вертихвостки

Не хотят носить обноски -

Им бы праздничные блестки

Да высокие прически! Интеллектуально – развивающие словесные игры :

Анаграмма

(греч.) – это перестановка букв в слове, приводящая к новому слову, например : луг – гул, карп – парк, адрес – среда, рост – сорт – торс – трос, клоун – колун – кулон – уклон. Часто анаграммами называют сами слова, составленные из одинаковых букв. Анаграммы дают богатый материал для словесных головоломок, которые также называют анаграммами.

Подберите анаграммы к следующим словам :

верность, водопад, выбор, вход, материк, потеха, слово, стирка, уборка.

(Ответы : ревность, подвода, обрыв, вдох, метрика, пехота, волос, старик, кобура.) Особую разновидность анаграмм представляют собой слова, из букв которых можно составить не одно, а несколько слов Такой вид анаграмм можно назвать словарной арифметикой.

Примеры : карусель = куль + сера, крепость = прок + сеть, сноровка = нора + воск, сторона = сон + рота,

Цепочки слов.

Можно за несколько шагов превратить одно слово в другое, заменяя на каждом шагу одну букву в слове, например, мышка за два шага легко превращается в кошку : мышка - мошка - кошка. Для таких превращений интереснее подбирать слова, имеющие какую-то смысловую связь, Например :

Превратите час в век, час в год, кору в лист, место в парту, зуб в рот, душу в тело, дочь в мать.

(Возможные варианты ответов : час – бас – бес – вес – век;

час – бас – бал – вал – вол – гол – год (час – чан – сан – сон – гонСлова-перевертыши :

молоко - окмоол

игрушка - гришука

кукла - лукка

мама - аамм

каша - аакш

коляска – яклоаск

Ехала деревня

Мимо мужика,

А из-под собаки

Лают ворота : Слова матрешки

Цель этой игры – найти как можно больше слов, вложенных друг в друга, например :

ПОЛ – ПОЛК – ПОЛКА;

АР – ПАР – ПАРИ – ПАРИК;

КОШМАР – КОШМА – КОМА – КОМ – ОМ.

Побеждает игрок, у которого будет больше всего слов-матрешек или самые длинные цепочки

Ребёнку 6-8 лет требуется консультация специалиста, если он :

1) плохо различает и воспроизводит звуки;

2) с трудом учит стихи;

3) путается в порядке следования времён года и дней недели;

4) не может правильно повторить в прямом порядке четыре цифры, а в обратном - три;

5) не может правильно повторить серии ударов по столу (карандашом) с длинными и короткими интервалами;

6) плохо ориентируется в понятиях “право - лево”;

7) никак не научится застёгивать пуговицы и завязывать шнурки;

8)затрудняется в составлении рассказа по серии картинок.

Таким образом, корректировать трудности в чтении нужно, обеспечивая слаженную работу всех отделов мозга, активно подключая тело или т. н. сенсомоторный уровень.

Литература :

Логопедия - Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской

Костромина С. Н., Нагаева Л. Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению.

Актуальность данной темы заключается в том, что у многих учащихся начальных классов наблюдаются проблемы в овладении процессов чтения, развитию словаря и грамматического строя речи. Многие учёные указывают на огромную роль чтения в формировании человека, как саморазвивающей личности. Известный психолог Б.Г. Ананьев писал, что дети сначала учатся чтению и письму, а потом посредством чтения и письма. Своевременное устранение чтения предупреждает возникновение нарушений письма.

Чтение - это сложный психофизиологический процесс. Оно осуществляется в результате совестной деятельности зрительного, речедвигательного и речеслухового анализаторов. Выделяется две стороны процесса чтения: первая техническая, это восприятие буквенных знаков, соотнесение зрительного образа, вторая - понимание прочитанного. Становление технической стороны идёт поэтапно: от послогового к чтению целыми словами, затем к словосочетанием и предложением. Постоянная тренировка превращает техническую сторону в автоматизированный процесс.

Что такое дислексия?

Внимательный логопед при качественном обследовании ребенка в детском саду должен заподозрить возможные трудности с формированием процесса чтения. Однако чаще всего диагноз «дислексия» родители слышат впервые, когда у первоклассника возникают проблемы с обучением грамоте.

Дислексия - это специфическое нарушение процесса обучения чтению при сохранении общей способности к обучению. Проявляется дислексия в стойкой неспособности ребенка овладеть слогослиянием, чтением словами и, как следствие, непониманием прочитанного. Дети, страдающие дислексией, при чтении искажают слова, «глотая» целые слоги, меняя буквы местами, пропуская звуки или, наоборот, добавляя ненужные.

Следует понимать что дислексия не относится к нарушениям чтения и письма, появляющимся вследствие отсталости в умственном развитии, отклонений в развитии органов слуха и зрения. Это частичная неспособность к освоению навыков чтения, связанная с нарушениями или недоразвитием определённых участков коры головного мозга.

Дислексия - это наиболее распространенное расстройство, встречающееся у детей, которое остается на всю жизнь. Степень тяжести заболевания может быть от легкой до тяжелой. Чем раньше начинается коррекция данного расстройства, тем лучше результаты.

Характеристика детей с дислексией.

Дети, страдающие дислексией, испытывают трудности при чтении, им тяжело в процессе обучения. Причиной такого расстройства является нарушение некоторых функций в головном мозге ребенка, таких как передача картинки как визуального образа, на то, что человек слышит и понимает. Это не последствие нарушения зрения или слуха, также не в результате слабоумия или недостатка ума.

В первые годы обучения ребенка, может остаться незамеченной. Ребенок боится трудности научиться читать, также могут возникать другие проблемы, связанные с этим заболеванием. У ребенка могут появиться первые признаки депрессии и низкой самооценки. Часто можно наблюдать, что ребенок, как в школе, так и дома, ведет себя неадекватно. Если не лечить данное заболевание, то проблемы в школе у ребенка еще больше усугубятся.

При дислексии наблюдаются следующие группы ошибок:

  • Замены и смешение графически сходных букв (И - Ш, Б - Д, Х-Ж, П-Н, З-В), фонетически близких звуков(звонких - глухих, твёрдых - мягких)
  • Побуквенноечтение, нарушение слияния звуков в слоги и слова.
  • Искажения звуко-слоговой структуры слова (пропуск слогов или буквы, перестановки, добавления, усечение слов).
  • Аграмматизы при чтении (пропускслов, предложений, абзацев; нарушения падежных окончаниях, нарушения соглосования и управления слов).
  • Нарушения понимания смысла прочитанного.

Причины дислексии.

  • Нейробиологические причины связаны с недоразвитием или поражением головного мозга в разные периоды развития ребенка (период беременности, родов и после родовой период). В результате страдают отделы головного мозга, обеспечивающие психологические функции, участвующие в процессе чтения.
  • Наследственность как выяснилось, дислексия является синдромом с наследственной обусловленностью. Показатель наследуемости дислексии составляет 40-70%. В молекулярно-генетических исследованиях удалось обнаружить гены, ответственные за возникновение дислексии.
  • Социально-психологическиепричины. К таким причинам относятся недостаточность речевых контактов, педагогическая запущенность.

Чем грозит ребенку дислексия?

Ребенок с дислексией, часто становится объектом насмешек одноклассников, а также объектом недовольства учителей. В школе такой ребенок чувствует себя неуютно, испытывает трудности в общении со сверстниками и педагогами, начинает комплексовать.

Если не попытаться исправить ситуацию, то с возрастом ребенка ждут еще большие трудности и проблемы, среди которых: дезориентация в пространстве; дезорганизация; нарушения коордианации; трудности восприятия и усвоения информации.

Виды дислексии.

1. Фонематическая дислексия - этот вид нарушения чтения наиболее распространен у младших школьников. Фонематическая дислексия связана с недоразвитием функций фонематической системы. Одна фонема отличается от другой множеством смыслоразличительных признаков (например, твердость - мягкость; звонкость - глухость; способ и место образования и т.д.) Изменение одной из фонем в слове (косы - козы; дом - том - ком) или изменение последовательности (липа - пила) приводит к изменению смысла.
Чаще всего ребенок с этой формой дислексии смешивает на слух звуки, отличающиеся одним смыслоразличительным признаком (ц-с; с-ш; ж-ш).
Отмечается также: побуквенное чтение; звукослоговой структуры слова (пропуски букв, вставки, перестановки звуков, слогов.)

2. Семантическая дислексия (так называемое механическое чтение). Проявляется в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении. Нарушение понимания прочитанного обусловлено двумя фактами: трудностями звукослогового синтеза и нечеткостью представлений о синтаксических связях внутри предложения (когда слова в процессе чтения воспринимаются изолированно, вне связи с другими словами предложения).

3. Аграмматическаядислексия. Чаще всего наблюдается у детей с системным недоразвитием речи.

При этой форме дислексии наблюдается:

  • изменение падежных окончаний и числа существительных («у товарищах»);
  • неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного и прилагательного («интересное сказка»);
  • изменение окончаний глаголов 3-го лица прошедшего времени.

4. Оптическая дислексия. Проявляется в трудностях усвоения и в смешениях сходных графических букв. Смешиваются буквы, отличающиеся лишь одним элементом (В-З; Ъ-M); буквы состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (Т-Г; Р-Ь; П-Н-И).

5. Мнестическаядислексия. Эта форма дислексии проявляется в трудности усвоения букв. Ребенок не знает, какая буква соответствует тому или иному звуку.

Коррекция дислексии

Дислексия является нейробиологической особенностью человека и можно лишь помочь ребенку справиться с трудностями, возникающими при дислексии, но не избавить его от дислексии навсегда.

Коррекция дислексии наиболее успешна на раннем этапе ее развития. Профилактика - еще более эффективная мера, позволяющая предупредить эти расстройства.

Большинству детей невозможно поставить диагноз до 8-9 лет. Если бы была возможность диагностировать данное заболевание на более раннем этапе - им могла бы быть предоставлена дополнительная помощь еще до того как дети начнут испытывать трудности в учебе. Необходимо проводить ранние тренировки с фонемами, которые помогают дислексикам лучше читать. Это специфический тип языковой подготовки направленный на звуковую структуру слова, а не просто на общие навыки чтения. Существует программное обеспечение позволяющее замедлять или растягивать звучание слов, помогая детям практиковаться раскладывать слова на фонемы.

Кроме того, у дислексиков могут возникнуть проблемы с длинными или новыми словами. Им трудно освоить механическое запоминание так как им нужны контекстные ключи для того чтобы понять значение слова.Дети страдающие дислексией, нуждаются в специальной коррекционной помощи, так как трудности в чтении не могут быть преодолены обычными школьными методами.

Предлагаем задания и игры, которые пойдут на пользу всем детям с дислексией. Упражнения направлены на развитие зрительного внимания, восприятия и памяти, на обогащение словарного запаса и улучшение навыка чтения.

1. Составление слова из начальных букв.

Выложите перед ребенком картинки, начальные буквы которых вместе составят слово. Можно использовать игрушки или любые другие предметы. Попробуйте предложить обратный вариант: малыш аналогичным образом «заколдует» слово, а вы его прочитаете.

2. Слова потерялись.

«В комнате спрятались слова, которые начинаются на звук Р. Давай их искать». Далее усложняйте задание и предложите найти предметы, которые заканчиваются на определенный звук.

3. Письмо по памяти.

4. Почини слово.

Предложите ребенку составить слово из набора слогов. В самом начале обучения, если возникают трудности, покажите картинку-подсказку.

5. Слова на липучке.

«Слова «приклеились» друг к другу. Им надо помочь разделиться».
МАМАПАПАБАБУШКАДЕДУШКАСЛОВОКАРТИНКА

Впоследствии усложните задачу и предложите разделить предложение на слова.
ЯИДУГУЛЯТЬ.МНЕКУПИЛИКРАСИВУЮКУКЛУ.ЕЕЗОВУТНАТАША.

6. Игра в слова.

Мы все играли «в города». Просто придумывайте цепочку из слов, которые заканчиваются на последний звук предыдущего. Например: мама - альбом - мел - луна - аквариум.

7. Найди слово.

Напечатайте на листке ряды букв, среди которых ребенок должен найти определенное слово. Например, «сосиска». Можете для начала облегчить задание и положить перед своим учеником карточку с потерявшимся словом.

8. Кулинарная азбука.

Дайте ребенку задание выложить «макаронные» схемы - количество макаронин должно соответствовать количеству звуков в слове. Здорово, если вы вместе придумаете свою именную систему обозначений звуков. Например, макароны обозначают гласные, фасоль - твердые согласные, а горох - мягкие. Получится необычная «продовольственная» пиктограмма.

9. Пишем, лепим, вырезаем.

Ищите вместе с ребенком предметы, напоминающие непослушные буквы, пишите их на манке, на запотевшем стекле, выкладывайте, сравнивайте графемы и старайтесь найти ярко выраженные отличия. Лепите, вырезайте, выкладывайте из бисера, фасоли, макарон Вариантов множество, было бы желание.

10. Узнай букву по описанию.

«Внимание! Пропала буква, особые приметы - две длинные ровные палочки, между ними по серединке короткая. Объявляется срочный розыск». Пусть ребенок попробует вам загадать загадку и своими словами опишет букву.

11. Письмо на спине.

Малыш не только будет совершенствоваться в чтении, но и получит неплохой расслабляющий массаж, когда мама на его спине будет чертить буквы, слоги и слова.

12. Допиши букву.

Суть задания ясна из названия. Самостоятельно изготовьте карточки с недописанными буквами, пропустите отдельные элементы. Задача ребенка - восстановить неполноценную графему. Упражнение направлено на развитие зрительного внимания и воображения, а также на дифференциацию смешиваемых букв.

13. Назови ласково.

Стул - стульчик, стол - столик, дерево - деревце и пр.

16. Непослушные слова.

«Слова баловались и стали не на свои места. Интересно, что же было написано. Давай починим предложение». Можно для помощи использовать картинки.

Вывод.

Нарушения чтения оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения ребенка, на его психическое и речевое развитие.

При устранении дислексии необходимо учитывать, что дислексия не является изолированным нарушением. Механизмы, вызывающие ее, обуславливают нарушения как устной так и письменной речи. Поэтому преодоление этого недостатка может быть успешным при комплексном воздействии на весь комплекс речевых и психических нарушений. Работу с ребенком должны вести в комплексе логопеды, психологи, учителя, медицинские работники и родители.

При подборе заданий необходимо учитывать следующие принципы: поэтапного усложнения заданий, большое количество упражнений, доводимые вырабатываемые временные связи у ребенка до полной автоматизации. Также учитываются обще дидактические принципы: индивидуального подхода, доступности, наглядности, конкретности.

Дислексия - в некоторой степени дар, который дается не каждому (приблизительно 5% из них Эйнштейн, Уолт Дисней, Квентин Тарантино)

Дети-дислексики обладают нестандартным мышлением, что позволяет им подойти к решению возникающих проблем креативно. У них отлично развита интуиция, они любознательны и имеют богатое воображение. Дети, сумевшие преодолеть свой недостаток, могут стать весьма преуспевающими взрослыми.

Список литературы.

  • Аксенова, А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках чтения в 1 - 4 классах вспомогательной школы: учебное пособие / -М.: Просвещение, 1991.
  • Акименко В.М.Речевые нарушения у детей -/ Ростов н/Д Феникс, 2008.
  • Волкова Л.С., Логопедия: Учебник для вузов /-М.: Владос, 2002.
  • Гончарова, Е.Л. Ранние этапы читательского развития. К теории вопроса:/ Е.Л.Гончарова // Дефектология, 2007.-№1.
  • Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопедов / -М.: ВЛАДОС,
  • Корнев, А.Н. Дислексия - реально существующее явление или искусственный концепт? / А.Н.Корнев // Дефектология. 2007.№1.
  • Лалаева, Р.И. Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы: пособие для логопедов/ -М.: Просвещение, 1978.
  • Логопедия в школе: Практический опыт / Под ред. В.С. Кукушина, Ростов н /Д.: Издательский центр «МарТ», 2005.
  • Основы специальной психологии: Учеб. Пособие для студентов. / Л.В.Кузнецова, Л.И. Переслени, -М, Издательский центр «Академия», 2003.
  • Узорова.О.В. Практическое пособие для обучения датей чтению / Москва: АСТ:Астрель, 20015.