Энциклопедия мифологии. История и этнология. Факты. События. Вымысел

Самсон с детства поражал окружающих своей силой. Когда настало время жениться, то по пути к невесте он увидел молодого льва, не побоялся его, схватил в свои объятия и задушил. Однажды он одной ослиной челюстью убил тысячу врагов, филистимлян. Как-то заночевал он у одной филистимлянской блудницы. Прознали об этом жители и решили его убить. Всю ночь караулили его. А он в полночь вышел к городским воротам, схватил их и унес высоко в горы. Филистимляне боялись его, но жаждали уничтожить.

Самсон был силен, красив и любил разных женщин. Особенно увлекала его одна филистимлянка по имени Далида, красивая, но коварная. Прознали о любви Самсона к Далиде богатые филистимляне, и в его отсутствие наведались к ней. Они просили ее выведать у Самсона, в чем его сила. За это обещали дать ей много серебра.

Далида согласилась, и когда пришел к ней Самсон, принялась выпытывать у него, в чем его сила. Он сказал, что его надо связать семью сырыми нитями тетивы, и тогда он станет как прочие люди. Далида сообщила об этом богатым филистимлянам, и они сразу принесли ей сырые нити тетивы и оставили у нее в доме одного своего человека, чтобы он наблюдал. И когда Самсон уснул, Далида связала его этими нитями и крикнула: «Самсон, проснись, филистимляне на тебя идут». Он вскочил и как ни в чем не бывало легко порвал эти нити.

Далида очень обиделась на него, поняв, что он обманул ее. И снова пристала к нему с расспросами, в чем его сила и как сделать, чтобы он потерял ее. На этот раз Самсон сказал ей, что надо связать его новыми веревками, и тогда он сделается бессилен, станет как все прочие люди. И снова в соседней комнате спрятался соглядатай и снова, едва Самсон уснул, Далида связала его.

И снова она крикнула, что идут филистимляне. И на этот раз Самсон быстро вскочил и легко разорвал веревки как нити.

Так обманывал он Далиду несколько раз. Но она не отставала от него, очень ей хотелось получить обещанные деньги. Наконец Самсон не выдержал и признался ей, что он назорей Божий, что бритва не касалась его головы. И вся сила его в волосах. Если их остричь, то он ослабеет, станет как все обычные люди.

Далида поверила, что на этот раз он сказал ей правду. Она тайно пригласила богатых филистимлян, сообщила им, что знает тайну Самсона, и просила их принести ей деньги. Филистимляне дали ей обещанное серебро. На этот раз, когда вернулся Самсон, она усыпила его и позвала человека, чтобы он остриг его голову. После этого Далида снова крикнула: «Самсон, филистимляне идут на тебя!» Он проснулся, но уже не мог скинуть набросившихся на него филистимлян. Они жестоко поступили с ними - выкололи ему глаза, сковали цепями и бросили в дом узников. Там он сидел долгое время. И за это время его волосы выросли.

Наконец богатые филистимляне захотели увидеть его унижение. Самсона привели в один богатый дом с колоннами. Кругом сидели мужчины и женщины, все смотрели на ослепшего богатыря. А он попросил одного отрока подвести его к колонне, чтобы удобнее стоять возле нее. Отрок подвел его к колонне.

Самсон поднял голову к небу и попросил Господа наделить его прежней силой. Затем он схватил руками две колонны и резко сдвинул их с места. И моментально дом обрушился на всех, кто пришел посмотреть на Самсона. Погиб и сам Самсон. Люди говорили, что в этот раз он убил столько филистимлян, сколько не убивал за всю свою жизнь.

Самсон является героем преданий Ветхого Завета. В переводе с еврейского имя Самсон предположительно означает «служитель» или «солнечный». Он прославился тем, что обладал необыкновенной физической силой.

Самсон был сыном Маноя из колена Данова. Маной и его жена долгое время не имели детей, но их молитвы были услышаны, к ним явился ангел и объявил, что у них родится сын. Затем он добавил, что его предназначением будет служение богу, поэтому родители с раннего детства должны готовить сына к назорейству. Под назорейством понимали обет, после принятия которого человек должен был посвятить себя Богу. При этом посвященный должен был воздерживаться от употребления вина, соблюдать ритуальную чистоту, не стричь волос.

Через некоторое время, как и было предсказано, у Маноя и его жены родился сын. С самого детства мальчик чувствовал присутствие «духа господня», который давал ему силу и помогал побеждать врагов.

На протяжении всей жизни Самсон совершал поступки, непонятные окружающим, но имеющие тайный смысл. Например, достигнув совершеннолетия, он, несмотря на протесты родителей, принял решение жениться на девушке-филистимлянке. Но Самсон сделал это не из любви к девушке, а для того, чтобы найти подходящую возможность отомстить филистимлянам. Самсон отправился в Финмафу к своей невесте, но по дороге на него напал лев. Самсон голыми руками разорвал льва, обнаружил у него в желудке пчелиный рой и подкрепился медом. На свадьбе он задал тридцати филистимлянам, брачным друзьям, загадку: «Из ядущего вышло ядомое, и из сильного вышло сладкое». Далее он поспорил на тридцать рубашек и тридцать перемен одежд, что филистимлянам не удастся найти отгадку.

Филистимляне думали в течение недели, но не смогли ничего придумать. Тогда они пошли к жене Самсона и напугали ее тем, что сожгут дом, если она не узнает отгадки. Девушка выведала отгадку у мужа и сообщила ее брачным друзьям, из-за чего Самсон проиграл спор.

Затем он убил тридцать филистимлянских воинов и отдал их одежды брачным друзьям, после чего покинул свою жену и вернулся в родной город Цор.

По филистимлянским законам жена восприняла уход мужа как развод и вышла замуж за одного из брачных друзей. Самсон, узнав об этом, увидел очередной повод отомстить. Он поймал триста лисиц, разделил по парам и связал хвосты, к которым прикрепил горящие факелы. Затем он выпустил лисиц в поля филистимлян, и они погубили весь урожай. Филистимляне узнали, что причиной голода является Самсон, и в отместку убили его жену и ее отца. В ответ на это Самсон совершил еще один акт мести, приведший к тому, что между иудеями и филистимлянами началась война. Иудейские посланники стали просить милости у филистимлян и обещали выдать им Самсона, зачинщика войны. Его связали и передали филистимлянам, но во вражеском стане, благодаря божественному вмешательству, веревки сами собой развязались. Самсон опять почувствовал в себе огромную силу, поднял с земли ослиную челюсть и с ее помощью убил тысячу филистимлян. В честь этого события местность была названа Рамат-Лехи, что в переводе на русский язык означает «нагорье челюсти».

После победы над филистимлянами Самсон был избран «судьей народа израилева». Его правление продолжалось десять лет. На протяжении этого времени сила не покидала богатыря. Например, когда филистимляне узнавали, что Самсон будет ночевать в доме женщины, то запирали ворота в надежде, что Самсон не сможет покинуть город, и они убьют богатыря. Но он подходил к запертым воротам, вырывал их из земли, уносил с собой и устанавливал на горе.

Согласно предсказанию, Самсон был рожден для того, чтобы спасти еврейский народ от филистимлян, под игом которых евреи находились в течение сорока лет.

Наиболее известными являются две легенды о Самсоне: о том, как он разорвал льва, а также о самом герое и Далиле. Филистимлянка Далила явилась причиной гибели Самсона. Она пыталась выведать, как лишить богатыря силы, но он каждый раз скрывал от нее правду, говоря, что он лишится силы, если его свяжут семью сырыми тетивами или новыми веревками или воткнут в его волосы ткань.

Далила выполняла все эти действия, но сила не покидала богатыря: он с легкостью разрывал и тетивы, и веревки. Наконец, Далила сумела выведать его секрет, который Самсон открыл, чтобы доказать свою любовь к ней: он потеряет силу, если ему остригут волосы.

В ту же ночь Далила остригла его волосы и позвала филистимлян. Самсон увидел врагов, но вдруг почувствовал, что сила покинула его, и он ничего не может сделать. Филистимляне схватили Самсона, связали веревками, ослепили, а затем заставили вращать мельничные жернова.

Через некоторое время волосы Самсона отросли, и к нему вернулась его богатырская сила. Он разорвал цепи, которыми был прикован к жерновам, подошел к храму, где собрались филистимляне, и обрушил опоры, поддерживающие крышу. Все, кто находился в здании, погибли, но вместе с ними под обломками умер и сам Самсон.

К ленгендам о Самсоне не раз обращались в своем творчестве художники, скульпторы, архитекторы. Среди них А. Дюрер, Дж. Болоньи, А. Монтеньи, А. Ван Дейк, Рембрандт и др. Стены церкви Санкт-Гереон в Кёльне украшены мозаикой, рассказывающей о гибели Самсона. Один из фонтанов Петродворца (пригород Санкт-Петербурга) украшает скульптура «Самсон, раздирающий пасть льва», выполненная М. И. Козловским.

Фонтан «Самсон»

Из книги Энциклопедический словарь (С) автора Брокгауз Ф. А.

Самсон Самсон – знаменитый библейский судья-герой, прославившийся своими подвигами в борьбе с филистимлянами. Происходил из Данова колена, наиболее подвергавшегося порабощению от филистимлян. Он вырос среди рабского унижения своего народа и порешил отомстить

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КУ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЧА) автора БСЭ

Из книги 100 великих историй любви автора Сардарян Анна Романовна

Из книги 100 великих памятников автора Самин Дмитрий

ДАЛИЛА - САМСОН Самсон (Шамшон) - великий герой древнего Израиля. Имя его означает «сильный». Самсон родился в семье израильского судьи Маноя и его красавицы жены. Существует следующая легенда о рождении мальчика. Однажды к Маною явился во сне ангел и предсказал, что

Из книги 100 великих авантюристов автора Муромов Игорь

Фонтан «Самсон» (1735 и 1802 гг.) Большой каскад в Петергофе, или, как его называли в 18-м столетии, Большой грот с каскадами, выделяется размерами, богатством скульптурного убранства и мощью водяной декорации. Среди сооружений подобного рода Большой каскад не имеет равных в

Из книги Мифологический словарь автора Арчер Вадим

Самсон Яковлевич Макинцев (1776–1849) Авантюрист, вахмистр русской службы, дезертировавший в Персию. Малоросс по происхождению. Поступив на персидскую службу под именем Самсон-хана, стал вербовать в ряды персидских войск русских дезертиров, за что последовательно был

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература XVII-XVIII веков автора Новиков В И

Самсон (библ.) - иудейский силач, сын Маноя из города Пора. Маною и его жене, долго бывшим бездетными, ангел предвестии рождение С. сказав, что ребенок избран на служение Богу, и велел подготовить его к пожизненному назорейству. Назореи соблюдали ритуальную чистоту,

Из книги 100 великих библейских персонажей автора Рыжов Константин Владиславович

Самсон-борец (Samson Agonistes)Трагедия (1671)Самсон, ослепленный, униженный и поруганный, томится в плену у филистимлян, в тюрьме города Газы. Рабский труд изнуряетего тело, а душевные страдания терзают душу.Ни днем ни ночью Самсон не может забыть о том, каким славным героем был

Из книги Город заката автора Иличевский Александр Викторович

Из книги Герои мифов автора

ПЧЕЛЫ, САМСОН И ПАНТЕРА Чтобы узнать, где находится дикий улей, бортник находит пчелу и определяет направление, куда она полетела со взятком после того, как снялась с цветка. После чего он отходит на какое-то расстояние, пока не найдет еще одну пчелу, за которой тоже

Из книги 100 великих свадеб автора Скуратовская Марьяна Вадимовна

Из книги Герои мифов автора Ляхова Кристина Александровна

Самсон и Далила Около XII века до нашей эрыИстория эта произошла давно, очень давно, настолько давно, что существуют сомнения - а была ли она на самом деле? Но найдутся и верящие в нее, ибо записана она в Ветхом Завете, и уверенные в том, что исторические Самсон и Далила жили

Из книги Авторская энциклопедия фильмов. Том II автора Лурселль Жак

Самсон Самсон является героем преданий Ветхого Завета. В переводе с еврейского имя Самсон предположительно означает «служитель» или «солнечный». Он прославился тем, что обладал необыкновенной физической силой. Самсон был сыном Маноя из колена Данова. Маной и его жена

Из книги автора

Samson and Delilah Самсон и Далила 1949 - США (131 мин)? Произв. PAR (Сесил Б. Де Милль)· Реж. СЕСИЛ Б. ДЕ МИЛЛЬ· Сцен. Джесси Ласки-мл. и Фредрик М. Фрэнк по синопсису Херолда Лэма, основанному на Библии (Книга Судей, 13–16) и романе Владимира (Зеева) Жаботинского «Самсон Назорей»· Опер.

Имя: Самсон (Samson)

Страна: Ханаан

Создатель: Ветхий Завет

Деятельность: судья, герой

Семейное положение: не женат

Самсон: история персонажа

Библейский герой, еврей, ветхозаветный судья из земли Ханаан. Боролся с недружественным народом филистимлян и прославился подвигами. Имя Самсон переводится с иврита как «солнечный».


В библейскую Эпоху Судей «судьями» называли авторитетных людей, к которым израильтяне обращались за судом. Эти же люди были значимыми носителями этнического самосознания, которые призывали израильтян противостоять ассимиляции и утрате этнической идентичности. В этом качестве мог выступать любой человек - и пророк, и женщина, и даже главарь разбойничьей банды. Мифологический Самсон - один из них.

Самсон в Библии

Народ Самсона, порабощенный филистимлянами, сорок лет страдал из-за этого. Пока Самсон рос, постоянно был свидетелем того, как унижали соотечественников. Возмужавший герой решает отомстить поработителям-филистимлянам.


Самсон был назореем - посвященным Богу. Это значило, что герой придерживался некоторых обетов - не мог есть винограда и пить изготовленных на его основе напитков, притрагиваться к мертвецам и стричь волосы. Громадная физическая сила, дарованная герою, «содержалась» в длинных волосах Самсона и проявилась еще в детстве.

Повзрослев, герой решил жениться на филистимлянке. Родители отговаривали Самсона от этого брака, но герой настоял на своем. Раз, отправившись в город, где жила будущая супруга, Самсон встретил льва. Зверь хотел наброситься на героя, но Самсон успел раньше и разорвал льва голыми руками.


Во время свадебного пира произошел эпизод, ставший началом неприятной истории. Герой решил развлечься и загадал гостям загадку. Ответивший правильно получил бы тридцать пар одежды и рубашек. Гости вынудили юную супругу героя вызнать у того правильный ответ, а затем передать им. Ночью женщина выпытала у мужа ответ в постели, а потом «сдала» соплеменникам. Формально Самсон проиграл и должен был выдать нечистым на руку свадебным гостям «приз». Герой устроил драку в городе, убил тридцать филистимлян и отдал как приз их одежды.

После этого отец супруги внезапно передумал и без предупреждения отдал дочь за другого мужчину. А сам Самсон решил, что ничто больше не мешает планам мести, и принялся мстить филистимлянам, как только подсказывала фантазия. Легенды описывают, как Самсон поджег хвосты трем сотням лисиц и пустил зверей на поля во время жатвы. Хлеб филистимлян сгорел вместе с лисицами. Сам же борец скрылся в горах.


Запуганные Самсоном филистимляне сожгли несостоявшегося тестя героя вместе с дочерью, решив, что агрессия спровоцирована конкретно ими. Но герой заявил, что мстит филистимлянам как народу, а не этим конкретным людям, и дальше будет веселее. Вскоре жители города боялись выходить за стены, потому что Самсон открыл на них охоту. И спасения от героя не было никакого.

Устроенный Самсоном террор привел к тому, что филистимляне напали на соседние владения евреев. К Самсону в горное убежище пришла делегация из трех тысяч соплеменников и выдвинула претензии насчет ухудшившихся еще больше отношений с филистимлянами. Самсон разрешил евреям связать его и выдать филистимлянам, чтобы те успокоились.


Так и поступили, однако в момент, когда героя уже должны были передать в руки филистимлян, тот разорвал путы и сбежал. По дороге герой подобрал ослиную челюсть и принялся убивать ею филистимлян, какие попадутся, и так расправился с тысячей человек.

Остановившегося на ночлег в городе филистимлян Самсона местные попытались поймать, заперев для надежности городские ворота. Но герой вынес ворота вместе со столбами и демонстративно отнес на вершину горы. Совладать с героем в итоге удалось благодаря филистимлянке . Женщина вызнала, что сила героя в волосах, и когда тот уснул позвала человека, который срезал волосы Самсону.


Потерявшего силу героя ослепили, заковали в цепи и бросили в темницу. Филистимляне со временем расслабились настолько, что развлечения ради притащили Самсона в храм собственного божества Дагона. А волосы героя меж тем успели отрасти снова. В храме Самсон воззвал к Богу и последним усилием обрушил своды на головы тем, кто был внутри, погибнув вместе с ними.

  • Именем Самсона названы два фонтана. Один сейчас находится в Киеве в Национальном художественном музее, другой - действующий - в Петергофе. Оба обыгрывают сюжет разрывания Самсоном львиной пасти.

  • В книге знаменитого антрополога Джеймса Фрэзера «Фольклор в Ветхом Завете» подмечено сходство Самсона из Библии с древнеславянским Кощеем Бессмертным, с учетом перемены ролей антагониста и героя.
  • Для протестантов XVII века образ Самсона стал символом их собственной борьбы против власти Папы Римского.

Экранизации

В 1963 году в Италии вышел фильм «Геракл против Самсона», где пересеклись вольно интерпретированные библейские и греческие мифы. Роль Самсона там сыграл актер Илош Хошаде.


Самсон здесь представлен мятежником и лидером антигосударственного движения, который скрывается от властей в небольшой иудейской деревне. В эту деревню попадают греки и , после того как тех вместе с командой выносит к берегам Иудеи. Корабль греков потерпел крушение, и они хотят вернуться домой.

Самсона разыскивают царские воины, а Геракла, спешащего с товарищами к столице, чтобы там раздобыть корабль, случайно принимают за Самсона. Происходит это потому, что Геракл на глазах у местного купца убивает голыми руками льва - такой же подвиг совершил Самсон, и это известно каждому.


Купец докладывает «куда следует», и в столице спутников Геракла берут в плен, а греческому герою велят пойти и найти взаправдашнего Самсона, раз уж тот утверждает, что сам - не Самсон. Вместе с Гераклом на поиски отправляется царица Далила.

Когда Геракл находит Cамсона, между ними происходит стычка, но в итоге равные силой бойцы завязывают дружбу и решают вместе свергнуть царя в Иудее. Далила, добравшись до столицы прежде героев, «сдает» тех царю, и на подходах к столице Геракла и Самсона ждет армия.

В 2009 году в Австралии вышла мелодрама «Самсон и Далила». В фильме не воспроизводится библейский сюжет непосредственно, здесь речь скорее идет об аллегории. О социальных проблемах, которые возникают в общинах аборигенов в Австралии.


Главные герои - подростки Самсон и Далила - живут в нищете. После того как односельчане избивают Далилу палками, бегут в город. Там судьба героев не становится лучше, никто не обращает на бездомных подростков внимания, и те не знают, как заработать. После тяжелых испытаний герои возвращаются обратно в родную деревню. Роль Самсона в этом фильме играет Роуэн Макнамара.

В 2018 году выйдет на экраны американский боевик «Самсон» - зрелищная экранизация библейского мифа, где героя сыграет актер Тейлор Джеймс.

Цитаты

«И сошел на него Дух Господень, и он растерзал [льва] как козленка; а в руке у него ничего не было».
«Нашел он свежую ослиную челюсть и, протянув руку свою, взял ее, и убил ею тысячу человек».
«И сказал Самсон: умри, душа моя, с Филистимлянами! И уперся [всею] силою, и обрушился дом на владельцев и на весь народ, бывший в нем. И было умерших, которых умертвил [Самсон] при смерти своей, более, нежели сколько умертвил он в жизни своей».

Дьякова Елена

Самсон

Краткое содержание мифа

Самсо́н (ивр. Шимшо́н ) — знаменитый библейский Судья-герой, прославившийся своими подвигами в борьбе с филистимлянами.

С амсон, лат. Samson, Шимшон (евр. предположительно «служитель» или «солнечный»), герой ветхозаветных преданий, наделённый невиданной физической силой; двенадцатый из «судей израилевых». Сын Маноя из колена Данова, из города Цора. Рождение Самсона, которому суждено «спасать Израиля от руки филистимлян», Маною и его жене, долго бывшим бездетными, предрекает ангел.

Благодаря этому, Самсон избирается на служение богу «от чрева матери», причём даётся повеление - подготовить ребёнка к пожизненному назорейству (обет, состоявший в соблюдении ритуальной чистоты и в воздержании от вина для всецелого посвящения себя богу). С самого детства в решающие моменты жизни на Самсона нисходит «дух господень», дающий ему чудесную силу, с помощью которой Самсон одолевает любых врагов. Все поступки его имеют скрытый смысл, непонятный для окружающих. Так, юноша вопреки воле родителей решает жениться на филистимлянке. При этом им руководит тайное желание найти случай отомстить филистимлянам. На пути в Фимнафу, где жила невеста Самсона, на него нападает молодой лев, но Самсон, исполнившись «духа господня», раздирает его, как козлёнка.

Фрагмент шиферного барельефа
"Самсон разрывает пасть льву»

Позже Самсон находит в трупе этого льва пчелиный рой и насыщается оттуда мёдом. Это даёт ему повод на брачном пиру задать тридцати филистимлянам - «брачным друзьям» - неразрешимую загадку:

«Из ядущего вышло ядомое, и из сильного вышло сладкое». Самсон поспорил на тридцать рубашек и тридцать перемен одежд, что брачные друзья не найдут разгадки, и они, ничего не придумав за семь дней пира, пригрозили жене Самсона, что сожгут её дом, если он «оберёт их». Поддавшись просьбам жены, Самсон сообщает ей разгадку - и тут же слышит её из уст филистимлян: «Что слаще мёда, и что сильнее льва?».

Самсон, загадывающий загадки на свадьбе
1638, Рембрандт

Тогда, осуществляя первый акт своей мести, Самсон поражает тридцать филистимских воинов и отдаёт их одежды брачным друзьям. Гнев Самсона и его возвращение в Цор расцениваются женой как развод, и она выходит за одного из брачных друзей. Это служит поводом для нового акта мести филистимлянам: поймав триста лисиц, Самсон связывает их попарно хвостами, привязывает к ним горящие факелы и выпускает на жатву филистимлян, предавая огню весь урожай. За это филистимляне сжигают жену Самсона и её отца, а в ответ на новое нападение Самсона целое филистимское войско вторгается в Иудею. Три тысячи иудейских посланников просят его сдаться филистимлянам и отвратить этим от Иудеи угрозу опустошения. Самсон разрешает им связать себя и выдать филистимлянам. Однако в стане врагов «сошёл на него дух господень, и верёвки... упали... с рук его». Тут же Самсон, подняв с земли ослиную челюсть, поражает ею тысячу воинов-филистимлян. После битвы по молитве изнемогшего от жажды Самсона из земли пробивается родник, получивший имя «источник воззвавшего», а вся местность, в честь битвы наречена Рамат-Лехи. После этих подвигов Самсон всенародно избирается «судьёй израилевым» и правит двадцать лет.

Самсон и Далила. Антонис Ван Дейк

Виновницей гибели Самсона становится его возлюбленная - филистимлянка Далила из долины Сорек. Подкупленная «властителями филистимскими», она трижды пытается выведать у Самсона источник его чудесной силы, но Самсон трижды обманывает её, говоря, что он станет бессильным, если его свяжут семью сырыми тетивами, или опутают новыми верёвками, или воткут его волосы в ткань. По ночам Далила осуществляет всё это, но Самсон, просыпаясь, с лёгкостью разрывает любые путы. Наконец, устав от упрёков Далилы в нелюбви и недоверии к ней, Самсон «открыл ей всё сердце своё»: он назорей божий от чрева матери, и, если остричь ему волосы, обет нарушится, сила покинет его и он станет, «как прочие люди».

Ночью филистимляне остригают «семь кос головы» спящего Самсона, и, просыпаясь на крик Далилы: «Филистимляне на тебя, Самсон!», - он чувствует, что сила отступила от него. Враги ослепляют его, заковывают в цепи и заставляют вращать мельничные жернова в темнице Газы.

Между тем волосы его постепенно отрастают. Чтобы насладиться унижением Самсона, филистимляне приводят его на праздник в храм Дагона и заставляют «забавлять» собравшихся. Самсон просит отрока-поводыря подвести его к центральным столбам храма, чтобы опереться на них. Вознеся к богу молитву Самсон, вновь обретший силу, сдвигает с места два средних столба храма и с возгласом «Да умрёт душа моя с филистимлянами!» обрушивает всё здание на собравшихся, убивая в миг своей смерти больше врагов, чем за всю жизнь.

Образы и символы мифа

Ослепление Самсона. Рембрандт. 1636

Образ Самсона типологически сопоставляется с такими эпическими героями, как шумеро-аккадский Гильгамеш, греческие Геракл и Орион и др. Подобно им, Самсон обладает сверхъестественной силой, совершает богатырские подвиги, в том числе вступает в единоборство со львом. Потеря чудесной силы (или гибель) в результате женского коварства также характерна для ряда эпических героев. Библейская история о Самсоне обнаруживает соединение героико-мифологических и сказочных элементов с историческим повествованием. Исторический образ «судьи», каковым был Самсон, обогащен фольклорно-мифологическими мотивами, которые восходят к астральным мифам, в частности, к мифологии Солнца (имя «Самсон» — буквально `солнечный`, «косы головы его» — солнечные лучи, без которых солнце теряет свою силу).

Волосы , безусловно, главный символ мифа. Это символ жизненной силы, наделенной героем мифа. Волосы считались местонахождением души или магической силы. Потерять волосы означало потерять силу. Поднимая вопрос о ношении длинных волос, считается возможным объяснить это двумя причинами: 1) страхом за те беды, которые могут сотвориться со стриженными волосами и тем самым повредить человеку и 2) священностью головы, в которой обитает особый затылочный дух и боязнью неосторожным обращением с волосами причинить ему боль; «Волосы рассматриваются чем-то вроде жилища или седалища бога, так что, если их обрезать, то бог теряет жилище, которое он имеет в лице жреца», говорит он.

Лев. Символ мощи. Не зря льва считают королем зверей. Лев был распространенным образом врагов Израиля. Дух сошел на Самсона, и он победил льва, что должно было сказать ему, что он на самом деле может избавить Израиль от Филистимлян.

Коммуникативные средства создания образов и символов

Гибель Самсона. Шнорр фон Карольсфельд

Библейский сюжет о Самсоне — одна из излюбленных тем в искусстве и литературе, начиная с эпохи Ренессанса (трагедия Ганса Сакса «Самсон», 1556, и ряд других пьес). Тема приобрела особую популярность в 17 в., особенно среди протестантов, которые использовали образ Самсона как символ своей борьбы против власти римского папы. Наиболее значительное произведение, созданное в это столетие, — драма Дж. Мильтона «Самсон-борец». Среди произведений 18 в. следует отметить: стихотворение У. Блейка (1783), стихотворную пьесу М. Х. Луццатто «Шимшон ве-ха-плиштим» («Самсон и филистимляне») В 19в. к этой теме обращались А. Карино (около 1820 г.), Михай Темпа (1863), А. де Виньи (1864); в 20 в. Ф. Ведекинд, С. Ланге, а также писатели-евреи: В. Жаботинский («Самсон Назорей», 1927, на русском языке; переиздано — издательство «Библиотека-Алия», Иер., 1990); Леа Гольдберг («Ахават Шимшон» — «Любовь Самсона», 1951-52) и другие.

В изобразительном искусстве наиболее полное воплощение получили сюжеты: Самсон, раздирающий льва (гравюра А. Дюрера, статуя для Петергофского фонтана работы М. И. Козловского и др.), борьба Самсона с филистимлянами (скульптуры Пьерино да Винчи, Дж. Болоньи), предательство Далилы (картины А. Мантеньи, А. ван Дейка и др.), героическая смерть Самсона (мозаика церкви Санкт-Гереон в Кёльне, 12 в., барельеф Нижней церкви в Пече, 12 в., Венгрия, барельеф Б. Беллано и др.). Все основные события жизни Самсона отразил в своём творчестве Рембрандт («Самсон задаёт загадку на пиру», «Самсон и Далила», «Ослепление Самсона» и др.). Среди произведений художественной литературы наиболее значительна драматическая поэма Дж. Мильтона «Самсон борец», среди музыкально-драматических произведений - оратория Г. Ф. Генделя «Самсон» и опера Ш. К. Сен-Санса «Самсон и Далила»..

Скульптурная
группа фонтана
"Самсон"

В музыке сюжет Самсона отражен в ряде ораторий композиторов Италии (Верачини, 1695; А. Скарлатти, 1696, и других), Франции (Ж. Ф. Рамо, опера на либретто Вольтера, 1732), Германии (Г. Ф. Гендель на основе драмы Дж. Мильтона написал ораторию «Самсон»; премьера в театре «Ковент-Гарден» в 1744 г.). Наибольшей популярностью пользуется опера французского композитора К. Сен-Санса «Самсон и Далила» (премьера в 1877 г.).

Самый знаменитый памятник Санкт-Петербурга "Самсон, раздирающий пасть льва" - самая зрелищная композиция Большого каскада. Струя воды возносится вверх на 21 метр. Постаментом служит трехметровая гранитная скала.

Скульптурная группа фонтана "Самсон" - аллегория победы России над Швецией под Полтавой. Через месяц после легендарного сражения Петра I впервые сравнили с Самсоном, что объяснялось и тем, что Полтавская битва произошла в день этого святого - 27 июня. С той поры образ Самсона стал одним из самых распространенных символов русской армии и Петра I. Швеция же и ее король Карл XII отображались в виде льва, изображение которого присутствовало на государственном гербе Швеции.

Фонтан "Самсон" был установлен в Петергофе в 1735 году в 25 годовщину великого исторического события. Первоначально группа была отлита из свинца Б.К. Растрелли, создателем одного из лучших памятников Петру I в Санкт-Петербурге.

Самсон и Далила
Артус Квеллинус Старший

В 1801 году монументальная группа была заменена новой, отлитой из бронзы по модели выдающегося русского скульптора - М. Козловского, который внес некоторые изменения, сохранив при этом первоначальный замысел и композицию. В том же году по проекту А. Воронихина велись работы по сооружению нового постамента фонтана, в котором были устроены ниши из которых выглядывали золоченые головы львов.

В период оккупации Петергофа скульптурная группа "Самсон, раздирающий пасть льва" была похищена и, по всей вероятности, уничтожена. На основе довоенных фотографий и набросков М. Козловского скульптура была восстановлена и отлита в бронзе. А в 1947 году "Самсон", уже третий по счету, занял свое историческое место у подножия Большого каскада, составив с ним единое художественное и композиционное ядро всего Нижнего парка Петергофа.

Социальное значение мифа

Христианские богословы, трактуя Книгу Судей, акцентируют на примере с Далилой значимость борьбы с плотской страстью. Потеря жизненной силы в результате женского коварства присуща многим мифологическим героям. Это показывает, что не всегда стоит доверять даже близким людям.

Миф о Самсоне может научить нас борьбе со Злом, он борец за справедливость. Самсон помогает своему народу избавиться от Израильского ига, что показывает его самоотверженность.

), чьи подвиги описаны в библейской книге Судьи (13–16). Рассказ о нем более насыщен легендами, чем повествования о других «судьях».

Рассказ о рождении Самсона - характерный мотив о чудесном даровании Богом сына бесплодной женщине (см. Сарра , Рахиль , Самуил). Посланный Богом ангел объявил матери, что она родит сына, который должен быть назореем уже в материнском чреве, и поэтому ей возбраняется пить вино и есть что-либо нечистое (см. Ритуальная чистота), а когда ребенок родится, ему нельзя стричь волосы. Ангел также возвестил, что мальчику предназначено начать избавление Израиля от ига филистимлян (Суд. 13:2–25).

Сказания о Самсоне, о которых повествует книга Судей, связаны с тремя филистимскими женщинами. Первая жила в филистимском городе Тимна, или Тимната. Свой первый подвиг Самсон совершил на пути в Тимнату, убив голыми руками напавшего на него льва. В Тимнате на своей свадьбе Самсон загадал филистимлянам основанную на происшествии со львом загадку, которую они не могли разгадать, и уговорили невесту выпытать у Самсона ответ. Когда Самсон понял, что обманут, он в гневе напал на Ашкелон и, убив 30 филистимлян, возвратился в родительский дом. Когда через несколько дней Самсон пришел повидаться с женой, оказалось, что ее отец, полагая, что Самсон отказался от нее, выдал ее замуж за «брачного друга» Самсона. (15:2). В отместку Самсон сжег поля филистимлян, выпустив на них 300 лисиц с привязанными к хвостам факелами. Узнав причину гнева Самсона, филистимляне сожгли его неверную жену и ее отца, однако Самсон счел это недостаточным и нанес многим тяжелые увечья. Филистимляне выступили в Иудею , чтобы поймать и наказать Самсона. Напуганные израильтяне послали к Самсону делегацию из трех тысяч человек с требованием отдать себя в руки филистимлянам. Самсон согласился, чтобы израильтяне связали его и передали филистимлянам. Однако когда его подвели к лагерю филистимлян, он легко разорвал веревки и, схватив ослиную челюсть, перебил ею тысячу филистимлян.

Вторая история связана с филистимской блудницей в Газе . Филистимляне окружили ее дом, чтобы утром захватить Самсона, однако тот встал среди ночи, вырвал городские ворота и унес их на гору, «которая на пути к Хеврону » (16:1–3).

Третьей филистимской женщиной, из-за которой Самсон погиб, была Длила (в русской традиции Далида, позже Далила), обещавшая филистимлянским правителям за вознаграждение выведать, в чем сила Самсона. После трех неудачных попыток ей все же удалось узнать секрет: источником силы Самсона были его нестриженые волосы (см. выше). Усыпив Самсона, Длила велела состричь «семь кос головы его» (16:19). Утративший свою силу Самсон был захвачен филистимлянами, ослеплен, закован в цепи и брошен в темницу. Вскоре филистимляне устроили праздник, на котором благодарили своего бога Дагона за то, что он передал в их руки Самсона, а затем доставили Самсона в храм, чтобы он забавлял их. Между тем волосы Самсона успели отрасти, и сила стала возвращаться к нему. Вознеся молитву Богу, Самсон сдвинул колонны с места, храм обрушился, и под развалинами погибли собравшиеся там филистимляне и Самсон. «И было умерших, которых умертвил Самсон при смерти своей, более, нежели сколько умертвил он в жизни своей» (16:30). Библейское повествование о Самсоне завершается сообщением о похоронах Самсона в семейной усыпальнице между Цор‘ой и Эштаолом (16:31).

Книга Судьи сообщает, что Самсон «судил» Израиль 20 лет (15:20; 16:31). Самсон отличался от других «судей»: он единственный, кому еще во чреве матери было предназначено стать избавителем Израиля; единственный «судья», наделенный сверхчеловеческой силой, совершающий небывалые подвиги в сражениях с врагом; наконец, Самсон - единственный «судья», который попал в руки врага и погиб в плену. Тем не менее, несмотря на его фольклорную окраску, образ Самсона вписывается в плеяду «судей» Израилевых, действовавших под водительством «духа Божьего», нисходившего на них и дававшего им силу «спасти» Израиль. Библейская история о Самсоне обнаруживает соединение героико-мифологических и сказочных элементов с историческим повествованием. Исторический образ «судьи», каковым был Самсон, обогащен фольклорно-мифологическими мотивами, которые, по мнению ряда исследователей, восходят к астральным мифам, в частности, к мифологии Солнца (имя «Самсон» - буквально `солнечный`, «косы головы его» - солнечные лучи, без которых солнце теряет свою силу).

Библейский сюжет о Самсоне - одна из излюбленных тем в искусстве и литературе, начиная с эпохи Ренессанса (трагедия Ганса Сакса «Самсон», 1556, и ряд других пьес). Тема приобрела особую популярность в 17 в., особенно среди протестантов, которые использовали образ Самсона как символ своей борьбы против власти римского папы. Наиболее значительное произведение, созданное в это столетие, - драма Дж. Мильтона «Самсон-борец» (1671; русский перевод 1911 г.). Среди произведений 18 в. следует отметить: стихотворение У. Блейка (1783), стихотворную пьесу М. Х. Луццатто «Шимшон ве-х а-плиштим» («Самсон и филистимляне»), более известную под названием «Ма‘асе Шимшон» («Деяния Самсона»; 1727). В 19 в. к этой теме обращались А. Карино (около 1820 г.), Михай Темпа (1863), А. де Виньи (1864); в 20 в. Ф. Ведекинд, С. Ланге, Л. Андреев и другие, а также писатели-евреи: В. Жаботинский («Самсон Назорей», 1927, на русском языке; переиздано - издательство «Библиотека-Алия» , Иер., 1990); Леа Гольдберг («Ах ават Шимшон» - «Любовь Самсона», 1951–52) и другие.

В изобразительном искусстве эпизоды из жизни Самсона изображены на мраморных барельефах 4 в. в Неапольском соборе. В средние века сцены из подвигов Самсона часто встречаются в книжных миниатюрах. Картины на темы истории о Самсоне писали художники А. Мантенья, Тинторетто, Л. Кранах, Рембрандт , Ван Дейк, Рубенс и другие.

В музыке сюжет Самсона отражен в ряде ораторий композиторов Италии (Верачини, 1695; А. Скарлатти, 1696, и других), Франции (Ж. Ф. Рамо, опера на либретто Вольтера, 1732), Германии (Г. Ф. Гендель на основе драмы Дж. Мильтона написал ораторию «Самсон»; премьера в театре «Ковент-Гарден» в 1744 г.). Наибольшей популярностью пользуется опера французского композитора К. Сен-Санса «Самсон и Далила» (премьера в 1877 г.).