Теорема о кинетической энергии работа силы равна. Теорема о кинетической энергии. Элементарная работа силы

Иоганн Гутенберг

Несмотря на существующие споры и гипотезы, большинство историков пришло к выводу, что основоположником книгопечатания в Европе является немец Иоганн Гутенберг, родившейся в Майнце. Некоторое время он был в Страсбурге, где в 1440 г. была напечатана «Латинская грамматика» Элия Доната (IV в.), но это были лишь первые шаги по созданию печатной типографии. Вернувшись в родной город, он в августе 1450 г. заключил договор с богатым горожанином Иоганном Фустом для создания печатной мастерской. С этого времени считается и началась подготовка к изданию первой полнообъемного печатного европейского издания - 42-строчной Библии, вышедшая через пять лет в двух томах. В 1452 г. в качестве подмастерья к ним присоединился Петер Шеффер, служивший в каллиграфом Парижского университета. Заслугой подмастерья стало усовершенствование шрифта, а также он разработал новый способ отливки букв, начав изготовление пунсонов из стали. Доходы печатной мастерской были невелики, возникла задолженность, приведшая к судебному разбирательству между компаньонами. 6 ноября 1455 г. согласно Хельмаспергеровскому нотариальному акту, Гутенберг должен был передать набранную Библию (сохранился 41 экземпляр) и инструменты Фусту, а сама мастерская оставалась за ним. Таким образом, в Майнце образовалось две типографии. В 1457 г. Фуст и Шеффер издали Псалтирь, в котором впервые заглавные буквы были напечатаны красной и синей краской, но в издании было множество опечаток. Гутенберг также продолжил издательское дело, но больше не ставил своего имени на книгах, опасаясь кредиторов. В последовавшей междоусобной войне, типографии оказались по разные стороны баррикад, в ходе которой мастерская Фуста и Шеффера была разгромлена 28 октября 1462 г., когда город захватил Адольфом, граф Нассау. Многие подмастерья покинули Майнца, и стали основывать собственные типографии в других городах. После прекращения междоусобицы, с 1465 г. Гутенберг стал придворным архиепископа, а его мастерская стала размещаться в его резиденции в Эльтвилле близ Майнца.

Распространение книгопечатания по всей Европе

Открытие книгопечатания быстро распространилось во всей Европе, во многих городах открывались типографии. Книги, изданные до конца 1500 г. стали называться инкубалами. А книги, вышедшие в первой половине XVI в., получили название палеотипы. В этот период в Европе осталось около 200 типографий, несмотря на популярность печатной книги, многие мастерские быстро разорились. В книгах появлялись иллюстрации, они украшались гравюрами. В 1516 г. в Праге открылась типография (до этого их уже было несколько в чешских землях), основанная Ф. Скориной, именно там, через год была напечатана первая книга на кириллице «Псалтырь».

Несмотря на быстрое распространение книгопечатания во многих странах Европы, типографии сталкивались со многими ограничениями, литература носила преимущественно религиозный характер. Так в 1515 г. папа Римский издал буллу, по которой вводилась цензура для выходящих из печати изданий. Появился специальный папский «Индекс» — список книг, запрещенных к распространению и чтению. Многие книги просто было запрещено печатать.

Появление книг на европейских языках

В XVII в. происходит бурный рост количества произведений светского характера, появляются книги политического характера, распространяются брошюры и листовки. В это же время стали преобладать книги на европейских языках, а не только на латыни. Знаковым издательством того времени, стала фирма Эльзевиров, просуществовавшая с 1581 по 1712 г. в Голландии. Фирма выпускала учебную и научную литературу и изобрела собственный шрифт, названный в честь фамилии семьи владельцев.

Другим явлением этого века стало появление еженедельной газеты в Париже с 1632 г., а первая ежедневная и регулярная газета «Лейпциг Цайтунг» выходила в Германии с 1669 г.

На рубеже XVIII - XIX веков вместе с исчезновением феодальных пережитков и цеховой структуры большинства типографских мастерских, происходит дальнейшее увеличение количества типографий в Европе, растет число работников данной сферы. Происходило дальнейшее улучшение и технической стороны дела: появились машины для отлива букв, был изобретен станок для двусторонней печати, ротационная машина и многое другое. Распространилось использование литографии и цинкографии.

Возрождение, великие открытия, научно-техническая революция, капиталистическое промышленное развитие - эти всемирно исторические процессы требовали разнообразнейших знаний и сведений, распространяющихся убыстряющимися темпами, все полнее и разнообразнее.

Решающую роль здесь сыграло появление книгопечатания. Кроме создания материальной базы для закрепления и быстрого распространения наук, новой информации, возникающих ремесел и производств, книгопечатание способствовало развитию грамотности в целом, становлению и совершенствованию национальных и международных литератур, а это в свою очередь - всей системы образования и воспитания человека.

Преимущества книгопечатания по сравнению со всеми существовавшими ранее способами передачи языковой и речевой информации заключается, во-первых, в значительном облегчении изготовления печатной формы, которая составляется из заранее подготовленных технических элементов и деталей, во-вторых, в возможности неоднократного повторного их использования, в-третьих, в общем упрощении и облегчении всего процесса накопления и передачи информации.

На протяжении тысячелетий книги, первоначальные формы книг (таблички, свитки, кодексы), писались и переписывались от руки. На первый взгляд, усовершенствование этого процесса было до поры до времени невозможным исключительно из-за недостаточного развития техники. Однако первые опыты печатания были предприняты уже в глубокой древности, в основном на Востоке (Индия, Китай, Тибет). Тексты и символы тогда вырезались на дереве; первоначальной печатной формой, таким образом, стала доска. Но этот способ (ксилография) так и не стал массовым.

Довольно широкое распространение в Западной Европе ксилография получила только в ХIV веке и впоследствии был вытеснен книгопечатанием в привычном смысле этого термина.

Промышленное производство книг не прививалось почти до середины второго тысячелетия, ибо не было у общества такой потребности, пока чтение оставалось привилегией узкого круга. С античных времен мы видим, с одной стороны, уважение к книге (Цицерон говорил, что дом без нее подобен телу без души), а с другой - ограниченное ее «потребление». Положение не слишком изменилось в средние века, в эпоху феодализма. Знать и духовенство, особенно последнее, долгое время оставались единственными носителями и потребителями «книжной мудрости».

В заслугу церкви, безусловно, надлежит поставить то, что монастыри стали центрами изготовления и распространения книг не только узкорелигиозного, но и литературно-исторического характера, прежде всего летописей. Но книги по-прежнему были немногочисленны и дороги. Кропотливая переписка одного экземпляра зачастую занимала месяцы, а то и годы. Это вело к тому, что книга становилась большой ценностью и к ней соответственным образом относились (факт положительный), но в то же время делало ее недоступной малоимущим слоям населения. Соответственно, было очень немного грамотных людей (хотя на Руси с этим дело всегда обстояло лучше, чем в Западной Европе, где неграмотность отличала даже многих феодалов).

До поры до времени все мирились с таким положением - и чернь, которой негде и некогда было приобрести вкус к чтению, и власть имущие, которые смотрели на книгу как такое сокровище, которое надлежит иметь лишь избранным. Но к ХV веку н.э. люди практически всех сословий стали осознавать, что книга - это не просто развлечение либо собрание абстрактных премудростей, но действенное информационное оружие, с помощью которого можно достичь тех или иных целей. Если Владимир Мономах в свое время написал «Поучение», адресуясь прежде всего к своим сыновьям, то влиятельные личности позднейших времен возжелали «поучать» целые народы. Эти личности делились на два «лагеря» - упрощенно говоря, ретроградов и новаторов, т.е. духовенства и мыслителей эпохи Возрождения. И те и другие желали распространять свои идеи, с тем чтобы завоевать как можно большее число сторонников. Так началась «борьба за умы», которая с тех пор в сущности не прекращается, а лишь видоизменяется. Книга действительно становилась «оружием». Но она никогда не являлась лишь проводником тех или иных философских и политических идей - она просвещала читателя, давала ему новую важную информацию.

Этой информации ко времени зарождения книгопечатания «накопилось» в мире более чем достаточно. Та эпоха являлась временем великих перемен: Ренессанс в искусстве, Реформация в церкви, великие географические открытия, успехи науки и техники - все это предвещало глобальные изменения и в общественном устройстве. Они пришли в виде вытеснения феодализма с исторической арены - на смену ему шел капитализм. Книгопечатание считается одним из важнейших факторов, способствующих этому процессу. Само обилие информации, заключенное в печатных, т.е. доступных, книгах, разрушало привычные ограничительные догмы, прежде всего религиозные, а феодальный строй держался главным образом именно на них. Недаром один из клерикалов заявит потом, что печатание книг само по себе нанесло удар по церкви куда более серьезный, чем все ереси вместе взятые. Но когда промышленное производство книг только зачиналось, феодалы и духовенство видели в нем угрозу, а напротив, средства для распространения и утверждения именно своих консервативных идей.

Таким средством одно время (ХIV век) была уже упоминавшаяся ксилография, путем которой в среде неграмотного простонародья распространялись гравюры религиозного содержания. Но мастера-книгоделы искали другой, лучший способ печати.

В нескольких западноевропейских странах (Италии, Франции, Голландии, Германии) и Чехии стали предприниматься попытки использования подвижного шрифта для изготовления печатных форм. Идея была, безусловно, правильной. Но воплотить ее в жизнь на должном техническом уровне не удавалось никому до германского гения Иоханна Гутенберга (родился в конце XIV века, умер в 1468 году). Он разработал замечательную технологию печатания книг, оказавшуюся самой продуктивно, использовавшуюся в дальнейшем на протяжении столетий. В отличие от других мастеров, не пошедших дальше изготовления одного набора литер, Гутенберг пришел к выводу о необходимости быстро отливать любое количество шрифта. Этот процесс был им продуман до мелочей. Первоначально он гравировал на стали образцы букв, или пунсоны, затем с их помощью штамповал углубленные их изображения на медном бруске, а уже последние (матрицы) использовал для отливки собственно литер. Таким образом, печатник был способен легко изготовить литеры в любом требуемом количестве. Кроме того, Гутенберг изготовил печатный станок, главными элементами которого являлись талер - стол, на который укладывалась печатная форма, - и пресс, притискивающий к этой форме, предварительно покрытой краской, лист бумаги. По нынешним меркам процесс был достаточно несовершенен, и все же он позволял изготовлять книги во много раз дешевле и быстрее по сравнению с трудом переписчика.

Практическое книгопечатание в типографии Гутенберга началось в середине 40-х годов ХV века. На свет появились первые европейские печатные издания - учебники, календари и листовки. Но истинную славу печатнику принесло роскошное издание Библии, отнявшее четыре года работы.

Заслуга Иоханна Гутенберга состоит, таким образом, в разработке самой продуктивной на тот момент технологии печатания книг, позволившей впервые в истории перевести этот процесс на промышленную основу.

В 1453-1454 гг., как считают, Гуттенберг напечатал свою первую БИБЛИЮ, называемую 42-строчной, потому что в ней на каждой странице набрано и отпечатано 42 строки текста в два столбца. Всего она рассчитывает 182 страницы. Элементы убранства книги выполнялись от руки. Часть тиража отпечатана на бумаге, а часть на пергаменте.

После его смерти дело первопечатника продолжили многочисленные последователи. Среди них особо выделяется Альд Мануций (1447-1515), родоначальник современного редактирования, один из первых издателей, ставших помещать в конце книги выходные данные: место, год выпуска и марку издательства. Его издания, так называемые альдины, отличались подчеркнуто высоким качеством во всех отношениях. К началу второй половины нашего тысячелетия было выпущено уже более 10 миллионов экземпляров печатных книг - цифра немыслимая при господстве рукописного способа. Впоследствии они получили название инкунабул, что означает «произошедшие из колыбели (здесь: колыбели книгопечатания)». Издания же, выпущенные до 1550 годы, именуются палеотипами, т.е. «древними». Началась бурная торговля новым товаром. Усовершенствования в этой сфере связаны с именем немецкого типографа и предпринимателя Иоганна Ментелина (1420-1478), владельца книжного склада в Страсбурге. Он впервые стал печатать весь задуманный тираж той или иной книги, после чего рассыпанный набор можно было использовать снова. Это позволяло ускорить издательский процесс, увеличить ассортимент выпускаемых книг. Другой немец, Антон Коберген (1440-1553), родом из Нюрнберга, поставил книжную торговлю «на широкую ногу»: открыл сеть книжных лавок, отличавшихся разнообразным и богатым ассортиментом, и стал содержать штат мелких торговцев, или книгонош, продающих книги в людных местах. Примеру Кобергера последовали другие предприниматели, и в ХVI веке мы наблюдаем острую конкурентную борьбу издательско-торговых фирм.

Постепенно мелкие и средние предприятия (как и в других сферах) поглощались крупными монополиями. Фирмы Анри Этьенна и Кристофа Плантена во Франции, Лодевейка Эльзевира в Голландии сосредоточили книжное дело в своих руках. Освоив Европу, они стали искать выхода на другие рынки - другие континенты, где находились колонии развитых государств Старого Света. Так, образно говоря, книга начала завоевывать мир.

Вторая половина XV века была временем триумфального шествия книгопечатания по Европе.

Начало книгопечатания в Европе неразрывно связано с именем немецкого ремесленника Гутенберга, который изобрёл способ создания печатных книг.

Иоганн Гутенберг. Биографические сведения

Известно, что будущий изобретатель родился в Майнце между 1397-м и 1400-м годами. После 1420 г., его семья по политическим мотивам была вынуждена покинуть родной город. О том, когда и где Иоганн обучился ремеслу, сведений нет. Вероятно, премудрости этого дела он постигал в Страсбурге, где проживала его семья после изгнания. Существуют источники, подтверждающие факт признания Гутенберга мастером в 1934 году. Именно в Страсбурге он сделал первые шаги в овладении «тайным искусством» печатания книг.

По возвращении в Майнц (1848), Гутенберг подписал соглашение с золотых дел мастером Иоганном Фустом, по которому получил ссуду на изготовление книг. Через 7 лет кредитор потребовал возвращения денег, но средства были потрачены, пришлось расплачиваться оборудованием. Библия - первая книга из дошедших до нас со времён Средневековья. Она была выпущена в типографии Фуста и Шеффера (1556). Её напечатали с помощью наборных досок, подготовленных Гутенбергом. Благодаря знатному происхождению, Иоганн Гутенберг был образованным человеком с широким умственным кругозором. Он прекрасно осознавал важность своего изобретения. В процессе многолетней работы, он сумел довести его до высочайшей степени совершенства, что позволило заподозрить изобретателя в связи с дьяволом.

Иоанн Гутенберг, прославивший Германию величайшим изобретением, чья жизнь была исполнена борьбы и лишений, не был по достоинству оценён современниками и умер в бедности, разорённый своими многолетними опытами. Это всего лишь один из драматичных фактов, с которым связано начало книгопечатания в Европе. Дата кончины изобретателя - 3 февраля 1468 года.

Распространение важного дела

К концу XV столетия в Германии насчитывалось более 50 типографий. Искусство печатания книг быстро распространилось по другим европейским странам. Начало книгопечатания в Европе - это история создания таких шедевров, как «Большие французские хроники» - первая печатная книга на французском языке, венгерская «Будайская хроника», а также многих других фолиантов. Историки называют до 1000 имён первопечатников и десятки тысяч изданий, относящихся к тому времени. Начало книгопечатания в Европе более чем на столетие опередило появление первой книги, напечатанной в России. Государев Печатный двор - первая типография - был основан в Москве при Иване Грозном (1553). С издания в 1564 г. Иваном Фёдоровым и его помощником Петром Мстиславцем первой в Русском царстве печатной книги «Апостол», начала свой отсчёт история книгопечатания в России.

Значение изобретения

Благодаря печатанию книг мысли самых даровитых и талантливых людей эпохи перестали быть достоянием немногих избранных, они стали известны массе народа, ранее косневшей в невежестве. По утверждению Мартина Лютера, одного из главных деятелей Реформации, начало книгопечатания в Европе явилось избавлением рода человеческого от «умственной тьмы». Отныне труды мыслителей и речи ораторов перестали быть доступными лишь ограниченному числу избранных. Аудиторией лучших умов стало всё человечество. Появление печатных изданий совершенно изменило направление развития духовной культуры европейских народов, произведя величайший переворот в их жизни.