Физическое воспитание это определение. Физическое воспитание и физическая культура

1. Понятие «физическое воспитание» 2. Сущность физического воспитания 3. Основоположник научной системы физического воспитания: Петр Францевич Лесгафт 4. Физическая культура в школе 5. Задачи физического воспитания (оздоровительные, образовательные, воспитательные) 6. Методы физического воспитания 7. Система физического воспитания 8. Кросс нации 9. Лыжня 10. Эстафета 11. Литература

1) Физическое воспитание- это педагогический процесс, направленный на совершенствование формы и функций организма человека, формирования двигательных умений, навыков, связанных с ними знаний и развития физических качеств. 2) Физическое воспитание- вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях. 3) Физическое воспитание - это учебный процесс, направленный на формирование физической культуры личности. Т. е. той стороны общей культуры человека, которая помогает реализовать биологический и духовный потенциал. Понимаем мы это или нет начинается физическое воспитание с момента рождения нового человека.

В России основополо жником научной системы физического воспитания, является Пётр Францевич Лесгафт (1837- 1909). Он рассматривал педагогические явления с позиций антропологизма. Антропологию понимал как науку, изучающую не только строение, развитие и функции отдельных органов человеческого организма, но и как физическое и нравственное влияние на человека окружающей среды. Лесгафт доказывал, что на развитие организма оказывает влияние среда и упражнения: «Всё, что упражняется развивается и совершенствуется, что не упражняется – распадается» .

Значение физической культуры в школьный период жизни человека заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков. Всё это приводит к возникновению объективных предпосылок для гармонического развития личности. Полноценное развитие детей школьного возраста без активных физкультурных занятий практически недостижимо.

Оздоровительные 1) Укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию: формирование правильной осанки, развитие различных групп мышц тела, правильное и своевременное развитие всех систем организма и их функций, укрепление нервной системы, активизация обменных процессов. 2) Повышение сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды. При любой возможности физкультурные занятия, в том числе и уроки физкультуры, целесообразно проводить на свежем воздухе, а не в зале. 3) Повышение общей работоспособности и привитие гигиенических навыков. Эти задачи требуют, чтобы школьники ежедневно выполняли физические упражнения, принимали водные, воздушные, солнечные процедуры, соблюдали режимы учебы и отдыха, сна, полноценного питания. Особенно это относится к младшему и среднему школьному возрасту, так как именно в этот период осуществляется наиболее интенсивное развитие всех систем и функций организма.

1. Формирование и совершенствование жизненно важных двигательных умений и навыков. У школьников необходимо формировать следующие пять групп двигательных умений и навыков: 1) умения и навыки, с помощью которых человек перемещает себя в пространстве (ходьба, бег, плавание, ходьба на лыжах); 2) навыки управления статическими позами и положениями тела при передвижениях (стойки, исходные положения, различные позы, строевые упражнения и т. д.); 3) умения и навыки выполнять различные движения с предметами (мячи, скакалки, ленты, гантели, палки); 4) навыки управления движениями рук и ног в сочетании с движениями в других звеньях тела (кувырки, перевороты, подъемы, висы, упоры, равновесия); 5) умения выполнять комплексные движения для преодолевания искусственных препятствий (прыжки опорные, лазание, прыжки в длину и высоту).

2. Формирование необходимых знаний в области физической культуры и спорта. Учащиеся должны знать: 1) условия и правила выполнения физических упражнений; 2) влияние занятий физическими упражнениями на основные системы организма; 3) правила самостоятельной тренировки двигательных способностей; 4) основные приемы самоконтроля во время занятий физическими упражнениями; 5) роль физической культуры в семье и т. д.

1. Воспитание потребности и умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья. Решение данной задачи в деятельности педагога по физической культуре и спорту предусматривает создание необходимых предпосылок к самостоятельным физкультурным занятиям учащихся, а это обусловливает необходимость: повышения физкультурной грамотности школьников; стимулирования положительной мотивации к физической культуре; формирования основ правильной техники выполнения жизненно важных двигательных умений и навыков; формирования организационно-методических умений, дающих возможность правильно построить школьнику свое самостоятельное занятие, дозировать нагрузку, применять адекватный метод воспитания физических качеств, осуществлять простейший самоконтроль и т. д. 2. Воспитание личностных качеств (эстетических, нравственных и т. д.), содействие развитию психических процессов.

Под методами физического воспитания понимаются способы применения физических упражнений. В физическом воспитании применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса физического воспитания) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания). К специфическим методам физического воспитания относятся: 1) методы строго регламентированного упражнения; 2) игровой метод (использование упражнений в игровой форме); 3) соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной форме). С помощью этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением техники выполнения физических упражнений и воспитанием физических качеств. Общепедагогические методы включают в себя: 1) словесные методы; 2) методы наглядного воздействия. Ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике физического воспитания как наилучшим. Только оптимальное сочетание названных методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач физического воспитания.

Требования к методам обучения Научная обоснованность (с точки зрения познания). Соответствие поставленной задачи обучения. Обеспечение воспитывающего характера обучения. Соответствие методов всей системе принципов обучения. Соответствие методов специфике учебного материала, его сложности. Соответствие методов индивидуальной и групповой подготовленности учеников. Соответствие индивидуальным способностям и особенностям учителя. Соответствие условиям занятий. Разнообразие методов.

- Холодов Ж. К. , Кузнецов B. C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М. : Издательский центр "Академия", 2000. - 480 с. - сайт: http: //fizkultura. ru/sci/physical_culture/18

Вопросы к зачету по физической культуре

Вопросы к зачету и экзамену

1. Виды автоматизированных систем, использующих базы данных и содержащих их в качестве подсистем хранения информации.

2. Понятие информационной системы, базы данных.

3. Жизненный цикл информационной системы.

4. Восходящий и нисходящий способы проектирования баз данных.

5. Фундаментальные информационные объекты предметной области: сущности, связи и атрибуты.

6. Критерии оптимальности моделей данных в БД.

7. Уровни абстракции, концептуальная, логическая, физическая модели данных.

8. Различие баз данных в зависимости от способа хранения данных. Локальная БД. Распределенная БД.

9. Различие баз данных в зависимости от вида хранимой информации. Фактографическая БД. Динамическая БД. Документальная БД. Графическая БД. Интегрированная БД.

10. Определение, назначение, общие положения, различия. Система управления базами данных. Банк данных.

11. Определение, назначение, общие положения, различия. База знаний. Экспертная система.

12. Семантическая модель данных типа «Сущность-связь» - ER -модель. Атрибуты сущности.

13. Разновидности связей в ER -модели: 1:1, 1:М, М:1, М:N. Примеры моделей.

14. Сетевая модель данных.

15. Иерархическая модель данных.

16. Реляционная модель данных.

17. Объектно-ориентированная модель данных.

18. Трехслойная архитектура информационной системы «Клиент-сервер».

19. Применение БД в системах автоматизированного проектирования (CAD–системы).

20. Применение БД в системах автоматизированной разработки программного обеспечения (CASE–системы).

21. Применение БД в офисных мультимедийных системах (OIS–системы).

22. Применение БД в геоинформационных системах (GIS–системы).

23. Применение БД в системах дистанционного зондирования Земли из космоса.

24. Применение БД винтерактивных и динамических Web-узлах.

25. Применение БД в экспертных системах.

В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования физическая культура с 1994 г. объявлена обязательной дисциплиной гуманитарного образовательного цикла.

Физическая культура – это часть общей культуры общества. Имеет духовные, материальные ценности. Использует специальные средства, методы, направленные на физическое совершенство человека.

В основе физической культуры лежит целесообразная двигательная деятельность в форме физических упражнений, позволяющая формировать необходимые умения, кавыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособность.

Физическая культура представлена совокупностью материальных и духовных ценностей.



К материальным ценностям относят спортивные сооружения, инвентарь, специальное оборудование, спортивную экипировку, медицинское обеспечение.

К духовным ценностям относят информацию, произведения искусства, виды спорта, игры, комплексы упражнений, этические нормы, регулирующие поведение человека в процессе спортивной деятельности.

Результатом деятельности физической культуры является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений, навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное и этическое развитие.

Спорт – это часть физической культуры, собственно-соревновательная деятельность, специальная подготовка к ней, направленная на достижение высших спортивных результатов.

На данный момент насчитывается более 20 видов спорта. Они делятся на циклические (плавание, лыжи), сложнокоординационные (фигурное катание, гимнастика), скоростно-силовые (тяжелая атлетика, велоспорт), спортивные игры (волейбол, бокс, футбол, хоккей), единоборства (фехтование, борьба), многоборье (триатлон), виды спорта абстрактно-логического характера (шахматы).

Физическое воспитание – вид воспитания, содержанием которого является обучение, движение, воспитание физических качеств, овладение специальными знаниями и формирование осознанной потребности физкультурных занятий. Это педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков и развитие специфических способностей (выносливости, координации, силы).

Средствами физического воспитания являются физические упражнения.

Физические упражнения – это двигательные действия, выполненные для приобретения и усовершенствования физических качеств, умений и навыков.

1. Сущность и определение понятий "Физическое воспитание", "Физическое развитие", "Физическая культура личности", "Физическая культура", "Спорт"

Физическая культура - часть общей культуры общества, объединение различных мероприятий, направленных на достижение человеком физического совершенствования (укрепление здоровья, развитие физических качеств, достижение спортивных результатов и т. д.). Уровень физической культуры общества (любого общества) зависит от уровня физической культуры его членов - физической культуры личности - степени самостоятельного использования Ф. к. в сфере воспитания и образования, в производстве, быту, при организации свободного времени , досуга.

Спорт - составная часть физической культуры, средство и метод физического воспитания, система организации соревнований по различным физическим упражнениям. Существует любительский спорт и профессиональный. Целью спорта, как составной части физической культуры, наряду с укреплением здоровья и общим физическим развитием человека, является достижение высоких результатов и побед в состязаниях.

Физическое воспитание - органическая часть общего воспитания; социально-педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья, гармоничное развитие форм и функций организма человека, его физических способностей и качеств, на формирование и совершенствование двигательных навыков и умений, необходимых в быту и производит, деятельности, и в конечном итоге на достижение физического совершенства. Основные средства и пути Ф. в.- занятия физическими упражнениями (естественными и специально подобранными движениями и их комплексами - гимнастические, легкоатлетическими), различные виды спорта и туризма, закаливание организма (использование оздоровит, сил природы - солнце, воздух, вода), соблюдение гигиенического режима труда и быта, овладение спец. знаниями и навыками в области использования физических упражнений, средств закаливания, личной и обществ, гигиены в целях физического развития и совершенствования (т. н. физическое образование).

Физическое развитие - процесс изменения, а также совокупность морфологических и функциональных свойств организма. Ф. р. человека обусловлено факторами биологическими (наследственность, взаимосвязь функциональных и структурных, постепенность количественных и качественных изменений в организме и др.) и социальными (материальный и культурный уровень жизни, распределение и использование материальных и духовных благ, воспитание, трудовая деятельность, быт и т. д.). Как совокупность признаков, характеризующих состояние организма на разных возрастных этапах, уровень Ф. р. (наряду с рождаемостью, заболеваемостью, смертностью) является одним из важнейших показателей социального здоровья населения. Основным средством направленного воздействия на Ф. р. являются физические упражнения. В современном обществе всестороннее Ф. р. всех групп населения, достижение физического совершенства - социальная цель физического воспитания, программной и нормативной основой которого являются общегосударственные программы.

2. Принцип всестороннего гармонического развития личности. Требования к его реализации в системе физического воспитания

Под понятием «принципы» в педагогике понимают наиболее важные и существенные положения, которые отражают закономерности воспитания. Они направляют деятельность педагога занимающихся к намеченной цели с меньшими затратами сил и времени.

В теории и практике физического воспитания существуют различные группы и виды принципов: общие принципы системы физического воспитания, методические принципы, принципы, выражающие специфику отдельных видов физического воспитания (например, спортивной тренировки). Они связаны между собой и составляют единую систему принципов. В моем реферате будут рассматриваться только общие принципы физического воспитания. К ним относятся:

1.Принцип всестороннего и гармоничного развития личности;

2.Принцип связи физического воспитания с практикой жизни;

3.Принцип оздоровительной направленности физического воспитания.

Принцип всестороннего гармонического развития личности. Любой человек должен стремиться к тому, чтобы стать полезным своей стране и обществу. Но это может быть осуществлено только людьми со всесторонне развитыми духовными и физическими силами. Но такими они могут стать исключительно под влиянием определенных общественных условий жизни, среди которых особая роль принадлежит физическому воспитанию.

Всестороннее развитие личности отражает биологическую закономерность, потребность в гармоническом развитии систем и органов человека, который, как в общественном отношении, так и в своих биологических особенностях, всегда везде единая социальная личность. Все это обуславливает многосторонний характер воздействий на человека в процессе физического воспитания и предопределяет органическую связь между различными видами воспитания, которые должны учитываться и целеустремленно использоваться во всех случаях физического воспитания.

Принцип всестороннего и гармоничного развития личности раскрывается в двух основных положениях:

1). Обеспечение единства всех сторон воспитания, формирующих гармонически развитую личность. В процессе физического воспитания и смежных формах использования физической культуры, необходим комплексный подход в решении задач нравственного, эстетического, физического, умственного и трудового воспитания. Только в этом случае высокоразвитые физические качества и навыки человека, его рекордные достижения в спорте общественную ценность и глубокое содержание;

2). Обеспечение широкой общей физической подготовленности. Комплексное использование факторов физической культуры необходимо для полного общего развития свойственных человеку жизненно важных физических качеств (и основанных на них двигательных способностях), наряду с формированием широкого фонда двигательных умений и навыков, необходимых в жизни. В соответствии с этим в специализированных формах физического воспитания необходимо обеспечивать единство общей и специальной физической подготовки. Духовный мир человека складывается под влиянием внешней и, в первую очередь, социальной среды, а также благодаря активным действиям человека, направленным на изменение окружающей среды и самого себя. В процессе физического воспитания - в силу физического и духовного развития человека - существуют огромные возможности для реализации задач умственного нравственного и эстетического воспитания.

Принцип всестороннего и гармоничного развития личности включает следующие основные требования:

Строго соблюдать единство различных сторон воспитания

Обеспечивать широкую общую физическую подготовленность

Требования общей физической подготовленности опираются на одну из главных закономерностей развития человека - неразрывную взаимосвязь систем и органов. Всесторонняя физическая подготовка составляет непреложную основу любого вида деятельности , служит неиссякаемым источником моральных и физических сил человека.

3. Принцип прикладности физического воспитания. Требования к его реализации в системе физического воспитания

Принцип прикладности - связи физического воспитания с практикой жизни. Этот принцип выражает основную социальную закономерность физического воспитания, его главную служебную функцию - готовить людей к деятельности, к жизни. Во всех системах физического воспитания эта закономерность свое специфическое выражение. Некоторые ученые видят основную функцию физической культуры и спорта в том, чтобы с их помощью ликвидировать скованность современной жизни. Но есть и другая точка зрения - что физическое воспитание призвано готовить людей, способных высокопроизводительно трудиться и самоотверженно защищать свою Родину от покушений врагов.

Это придает принципу связи физического воспитания с практикой жизни новые содержание и значение. В осуществлении данного принципа физического воспитания необходимо исходить из того, что везде, в конечном счете, должна учитываться подготовка к труду и обороне. Существует мнение, согласно которому прикладное значение физического воспитания заключается только в выработке двигательных навыков, непосредственно необходимых в жизни. Если навык, формируемый в результате занятий тем или иным видом физического упражнения прикладен, т. е. может быть перенесен в трудовую или боевую обстановку, то такое физическое воспитание связано с жизнью. Цель заключается в том, чтобы, придя на производство или в армию, человек в кратчайший срок мог овладеть техникой любого дела. Только сильный ловкий и физически развитый человек лучше осваивает новую работу, быстрее овладевает новой техникой. Современная практика боевой тренировки войск показывает, что чем сложнее военная техника, тем глубже и разностороннее должны быть требования к физической подготовленности людей. На видное место выдвигаются задачи специальной военно-прикладной подготовки.

Некоторые ученые ставят вопрос - что важнее для жизни: двигательный навык или физические качества, воспитание которых должно быть обеспечено в процессе физического воспитания? Этот вопрос в такой постановке неправомерен. Качество и навык изолированно друг от друга не существуют. Такая постановка вопроса практически приводит к противопоставлению образования воспитанию и наоборот. Важно и то, и другое. Человек, подготовленный к жизни - это человек, обладающий высоким уровнем развития физических качеств и большим запасом разнообразных двигательных навыков. В единстве оба этих фактора гарантируют нужную для жизни физическую подготовленность.

Физическое воспитание должно обеспечивать соответствующий уровень здоровья членов общества, развития их силы и выносливости. Принципом связи физического воспитания с практикой жизни необходимо руководствоваться всех частных задач физического воспитания, в том числе и спортивной тренировки, включая в нее

физические упражнения, имеющие непосредственно прикладное значение. В итоге можно вывести следующие конкретизирующие положения (требования) принципа связи физического воспитания с практикой жизни:

Решая конкретные задачи физической подготовки, следует при прочих равных условиях отдавать предпочтение тем средствам (физическим упражнениям), которые формируют жизненно важные двигательные умения и навыки непосредственно трудового характера;

В любых формах физической деятельности необходимо стремиться обеспечить приобретение как можно более широкого фонда разнообразных двигательных умений и навыков, а также всестороннее развитие физических способностей;

Постоянно и целенаправленно связывать культурную деятельность с формированием активной жизненной позиции личности но основе воспитания трудолюбия, патриотизма и нравственных качеств.

4. Принцип оздоровительной направленности физического воспитания. Требования к его реализации в системе физического воспитания

Идея укрепления здоровья человека пронизывает всю систему физического воспитания. Из принципа оздоровительной направленности физического воспитания вытекают следующее положения:

1). Ответственность перед государством за укрепление здоровья занимающихся физическими упражнениями. Физкультурные организации, преподаватели физического воспитания, тренеры (в отличие от врача) имеют дело, как правило, со здоровыми людьми. Они несут ответственность перед государством не только за сохранение здоровья занимающихся гимнастикой, спортом, играми и туризмом, но и за его укрепление;

2). Обязательность и единство врачебного и педагогического контроля.

Физические упражнения - это средство, которое лишь в условиях правильного применения дает оздоровительный эффект. В связи с этим необходимо учитывать биологические особенности возраста, пола и состояние здоровья занимающихся физическими упражнениями. Систематический врачебный и педагогический контроль предполагает строгий учет этих особенностей. Следует всегда иметь в виду, что ни преподаватель, даже хорошо подготовленный, ни сам занимающийся не могут полностью и вовремя заметить те изменения, которые наступают в организме под влиянием физических упражнений. На помощь приходит врач.

Врачебный контроль за занимающимися обязателен для всех организаций, проводящих работу по физической культуре. Однако, врачебный контроль не должен ограничиваться только констатацией происходящих в организме человека изменений. Наряду с показателями специального педагогического наблюдения, данные врачебного контроля являются теми объективными явлениями, по которым мы можем судить о положительном или отрицательном влиянии физических упражнений, изменять и совершенствовать методы физического воспитания.

Принцип оздоровительной направленности отечественной системы физического воспитания повседневного творческого содружества врача, педагога и самого занимающегося. Если занимающийся почувствует ухудшение здоровья, а врач подтвердит это по анализам, то он должен отойти от интенсивного занятия спортом и довольствоваться физическими упражнениями как лечебным средством.

Врач и педагог обязаны на основе учета изменений на основе учета изменений, происходящих в организме занимающегося под влиянием физических упражнений, предвидеть возможные отдаленные результаты этих занятий.

Смысл этого принципа оздоровительной направленности заключается в обязательном достижении эффекта укрепления и совершенствования здоровья человека. Требования к реализации:

Определяя конкретное содержание средства и метода физического воспитания, непременно исходить из их оздоровительной ценности, как обязательного критерия;

Планировать и регулировать тренировочные нагрузки в зависимости от пола, возраста и уровня подготовленности занимающегося;

Обеспечивать регулярность и единство врачебного и педагогического контроля в процессе заданий и соревнований;

Широко использовать оздоровительные силы природы и гигиенические факторы.

5. Функции физической культуры (общекультурные, специфические)

Термин «функция» связан с понятием «функционировать», т. е. действовать, находиться в действии или воздействовать, производя определенный эффект. Функции физической культуры - это объективно присущие ей свойства воздействовать на человека или человеческие отношения, удовлетворять и развивать определенные потребности личности и общества. В функциях раскрывается содержание физической культуры и ее значение как для человека, так и для общества.

Специфические функции физической культуры в целом заключаются прежде всего в ее свойствах, позволяющих удовлетворять естественные потребности человека в двигательной активности, оптимизировать на этой основе физическое состояние и развитие организма соответственно закономерностям укрепления здоровья и обеспечивать физическую дееспособность, необходимую в жизни. В определенных социальных условиях, создаваемых общество! коммунистического типа, основные специфические функции физической культуры находят свое выражение в целенаправленном использовании ее в качестве фактора достижения физического совершенства, присущего всесторонне и гармонично развитой личности. Различают:

Специфические образовательные функции, которые наиболее полно выражены при использовании физической культуры в общей системе образования для систематического формирования жизненно важного фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний (т. е. как фактора физического образования);

Специфические прикладные функции, которые выражены прежде всего при использовании физической культуры в системе специальной подготовки к трудовой деятельности в качестве фактора профессионально-прикладной физической подготовки;

«спортивные» функции, наиболее ярко выраженные в сфере спорта высших достижений, где они проявляются в том, что физическая культура служит фактором достижения максимальных результатов в реализации физических и непосредственно связанных с ними возможностей человека;

Специфические рекреативные и оздоровительно-реабилитационные функции, которые выражены преимущественно при использовании физической культуры в сфере организации досуга или в системе специальных восстановительных мер, где она применяется как действенный фактор борьбы с утомлением, удовлетворения эмоциональных запросов и восстановления временно утраченных функциональных возможностей организма

Общекультурные, общевоспитательные и другие социальные функции, связанные с использованием физической культуры в обществе. В принципе все общие функции, присущие культуре в целом, проявляются так или иначе и в области физической культуры. К ним относятся:

Эстетические функции физической культуры - непосредственно связаны с ее свойствами, позволяющими удовлетворять потребности людей в физическом совершенстве, здоровье, общем гармоническом развитии.

Нормативные функции физической культуры - состоят в том, что в ее содержании в связи с практикой использования ее в обществе вырабатываются и закрепляются определенные нормы, которые имеют регламентирующее и оценочное значение, - нормы физической подготовленности, нормированные показатели спортивных достижений, общие критерии физического совершенства, правила нормирования физических нагрузок и т. п.

Информационных функциях физической культуры - играют немаловажную роль в накоплении, распространении и передаче от поколения к поколению ценных сведений о человеке, о человеческих возможностях, средствах и путях их увеличения.

Следует так же отметить, что физическая культура занимает большое место в сфере непосредственных межчеловеческих контактов. Это тесно взаимосвязано с ролью физической культуры в общем процессе социализации личности и социальной интеграции.

В общей системе социальных факторов целенаправленного формирования личности использование физической культуры, как и культуры в целом, подчинено прежде всего воспитательным целям.

6. Общая характеристика общеподготовительного и специализированного направлений физического воспитания

Программное содержание системы физического воспитания, имея объединяющую основу, вместе с тем дифференцируется в зависимости от особенностей контингента (возрастных, половых, индивидуальных, уровня предварительной подготовленности, состояния здоровья) и условий основной деятельности (учение, работа на производстве, служба в армии и т. п.). При этом во всех случаях предусмотрена тесная взаимосвязь двух направлений- общеподготовительного и специализированного.

Общеподготовительное направление (оно представлено в первую очередь обязательным курсом физического воспитания в общеобразовательной школе и других учебных заведениях) обеспечивает, безусловно, необходимый для всех «минимум» всесторонней физической подготовленности, который характеризуется освоением жизненно важного фонда двигательных умений и навыков и достижением определенных показателей разностороннего развития физических способностей.

С известной условностью общеподготовительного направление физической культуры можно подразделить на ряд больших разделов, которые по своим особенностям соответствуют различным направлениям и сферам ее использования в обществе. Каждый раздел включает виды и разновидности физической культуры определенного типа. Наиболее крупными из них являются базовая физическая культура, спорт (в той части, в какой он относится к физической культуре), а также профессионально-прикладная, оздоровительно -реабилитационная и «фоновая» физическая культура. Фактически эти компоненты не только взаимосвязаны, но и отчасти совпадают. Вместе с тем они имеют вполне определенные различия как по функциям, так и по структуре.

Специализированное направление (оно представлено в спортивной тренировке и ряде разновидностей производственно-прикладной и военно-прикладной физической подготовки) ведет на базе широкой общей подготовки к углубленному совершенствованию в избранной деятельности, обеспечивает повышенную степень освоения прикладных навыков и развитие физических способностей, отвечающих специфическим требованиям данной деятельности.

7. Общая характеристика методов физического воспитания

Существует насколько групп методов физического воспитания в основу которых положены различные принципы подхода к процессу обучения двигательным умениям и навыкам.

1. Методы, основанные на различных способах регламентации нагрузок и отдыха

2. Методы, основанные на регламентации деятельности занимающихся (строго-регламентированного упражнения, игровой, соревновательный)

Одну из важнейших основ всех методов физического воспитания составляет избираемый способ регулирования нагрузки и порядок сочетания ее с отдыхом.

Нагрузкой в физических упражнениях называют величину их воздействия на организм, а также степень преодолеваемых при этом объективных и субъективных трудностей. Иначе говоря, этим термином обозначают прежде всего количественную меру воздействия физических упражнений. Нагрузка непосредственно сопряжена с расходованием «рабочих потенциалов» организма (энергетических ресурсов и др.) и с утомлением. Последнее же неизбежно связано с отдыхом, во время которого развертываются восстановительные процессы, обусловленные нагрузки. Таким образом, нагрузка ведет через утомление к восстановлению и повышению работоспособности.

Нагрузка в различных методах физического воспитания бывает стандартной - практически одинаковой по своим внешним параметрам в каждый данный момент упражнения - и переменной- меняющейся по ходу упражнения. Целесообразность использования нагрузок обоих типов вытекает из принципов методики физического воспитания.

Структура методов физического воспитания определяется в значительной мере и тем, имеет ли нагрузка в процессе занятия непрерывный (перманентный) либо интервальный (прерывистый) характер. Отдых как составной элемент методов физического воспитания может быть пассивным (относительный покой, отсутствие активной двигательной деятельности) и активным (переключение на какую-либо деятельность, отличную от той, какая вызвала утомление).

Длительность интервала между частями нагрузки при различных методах устанавливается согласно преимущественной направленности воздействий и закономерностям протекания восстановительных процессов. Возможны интервалы отдыха трех типов:

Ординарные (называют такой интервал, который гарантирует к моменту очередной части нагрузки практически полное восстановление работоспособности до исходного уровня, что позволяет повторить работу без дополнительного напряжения функций),

Жесткие (очередная часть нагрузки приходится на период недовосстановленного состояния отдельных функций или организма в целом),

Экстремальные (очередная часть нагрузки совпадает с фазой повышенной работоспособности, наступающей вследствие закономерностей врабатывания, последействия нагрузки и фазового протекания восстановительных процессов.)

Формирование специфических методов физического воспитания исторически шло по нескольким направлениям. Широкое применение нашли игровые и соревновательные формы организации двигательной деятельности занимающихся (типичные для игры и спорта). Вместе с тем разрабатывались специальные способы методически четкой ее регламентации (организации, упорядочения), позволяющие строго направленно решать определенные задачи обучения движениям и воспитания двигательных способностей. В результате сложились три типа методов: методы строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы.

8. Игровой метод в физическом воспитании

Понятие игрового метода в сфере воспитания отражает методические особенности игры, т. е. то, что отличает ее в методическом отношении (по особенностям организации деятельности занимающихся, руководства ею и другим педагогически существенным признакам) от других методов воспитания. При этом игровой метод не обязательно связан лишь с какими-либо общепринятыми играми, например футболом, волейболом или элементарными подвижными играми. В принципе он может быть применен на материале любых физических упражнений, при условии, конечно, что они поддаются организации в соответствии с особенностями этого метода.

Игровой метод в физическом воспитании характеризуют следующие черты:

Сюжетно-ролевая основа. Деятельность занимающихся организуется на основе условного сюжета (смысловой линии поведения в игре, намечающей главные направления действий и взаимоотношений играющих) и самостоятельно-импровизационного выполнения ими тех или иных ролей (игровых функций), предусматриваемых сюжетом.

Отсутствие жесткой регламентации действий, вероятностные условия их выполнения, широкие возможности для самостоятельного проявления творческих начал. Игровой сюжет и правила игры, намечая лишь общие линии поведения играющих, не предопределяют жестко все конкретные формы их действий; как правило, они, наоборот, допускают возможность широкого выбора и комбинирования способов достижения игровых целей. Существенно также, что в играх, особенно с конфликтными ситуациями, ход и исход игры не заданы однозначно. Отсюда вытекает самостоятельная импровизация занимающихся в соответствии с условиями.

Моделирование эмоционально насыщенных межличностных и межгрупповых отношений. В большинстве игр воссоздаются довольно сложные и ярко эмоционально окрашенные межчеловеческие отношения, как типа сотрудничества, взаимопомощи , взаимовыручки, так и типа соперничества, противоборства, когда сталкиваются противоположно направленные стремления, возникают и разрешаются игровые конфликты. В атмосфере таких психически напряженных отношений рельефно выявляется - а при определенных условиях и формируется - ряд этических качеств личности

Особенности регулирования воздействующих факторов, i/гровой метод не предоставляет тех возможностей для точной реализации заранее намеченной программы действий и нормирования их влияния на занимающихся, какие имеются в методах строго регламентированного упражнения.

Игровой метод в силу всех присущих ему особенностей используется в процессе физического воспитания не столько для начального обучения движениям или избирательного воздействия на отдельные способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях. В наибольшей мере он позволяет совершенствовать такие качества и способу ности, как ловкость (координационно-двигательные и связанные с ними способности), быстрота ориентировки, находчивость, самостоятельность, инициативность.

9. Соревновательный метод в физическом воспитании.

Соревновательный метод имеет очень большое значение как способ организации и стимулирования деятельности в самых различных сферах жизни: в производственной деятельности, в искусстве (художественные конкурсы, фестивали), в спорте и т. д. Соревновательный метод в физическом воспитании применяется как в относительно элементарных формах, так и в развернутом форме. В первом случае это выражается в использовании соревновательного начала в качестве подчиненного элемента общей организации занятия (как способа стимулирования интереса и активизации деятельности при выполнении отдельных упражнений), во втором - в качестве относительно самостоятельной формы организации занятий, подчиненной логике соревновательной деятельности (контрольно-зачетные, официальные спортивные и подобные им состязания).

Основные, определяющие черты соревновательного метода

Конкурентное сопоставление сил в условиях упорядоченного соперничества, борьбы за первенство или возможно высокое достижение.

Факторы соперничества в процессе состязаний, а также условия их организации и проведения (официально определение победителя, поощрение за достигнутые результаты пропорционально их уровню, признание общественной значимости достижений, отсев менее сильных при многоступенчатых соревнованиях, первенствах и т. д.) создают особый эмоциональный и физиологический фон, который усиливает воздействие физических упражнений и может способствовать максимальному проявлению функциональных возможностей организма, как правило, более значительному, чем при внешне аналогичных несоревновательных.

Во время состязаний, особенно значимых в личном и общественном отношении, еще в большей мере, чем в игре, выражены моменты психической напряженности, поскольку постоянно действует фактор противодействия, противоборства, столкновения противоположно направленных интересов. Командные состязания характеризуются наряду с этим отношением взаимопомощи, взаимной ответственности и ответственности перед целым коллективом за достижение соревновательной цели.

Соревновательный метод характеризуется также унификацией (приведением к неко торому единообразию) предмета состязания, порядка борьбы за победу и способов оценки дос тижения. Вполне понятно, что невозможно сравнивать силы участников соревнования, если нет об щего эталона для сравнения и если не упорядочен сам процесс сопоставления.

Соревновательный метод применяется при решении разнообразных педагогических задач: воспитании физических, волевых и моральных качеств, совершенствовании умений, навыков, формировании способности рационально использовать их в усложненных условиях. По сравнению с другими методами физического воспитания он позволяет предъявлять наиболее высокие требования к функциональным возможностям организма и тем способствовать их наивысшему развитию.

10. Общая характеристика метода строго регламентированного упражнения

Методами этого типа деятельность занимающихся организуется и регулируется с возможно полной регламентацией, которая состоит:

В твердо предписанной программе движений (заранее обусловленные состав движений, порядок их повторения, изменения и связи друг с другом);

В возможно точном нормировании нагрузки и управлении ее динамикой по ходу упражнения, а также в нормировании интервалов отдыха и строго установленном чередовании их с фазами нагрузки;

В создании или использовании внешних условий, облегчающих управление действиями занимающихся (построение и распределение группы на местах занятий, использование вспомогательных снарядов, тренажеров и других технических устройств, способствующих выполнению учебных заданий, дозированию нагрузки, контролю за ее воздействием и т. д.).

Целью использования метода строго-регламентированного упражнения является обеспечение оптимальных условий для освоения новых двигательных умений, навыков и (или) гарантированность точного направленного воздействие на развитие физических качеств, способностей.

Методы строго регламентированного упражнения имеют множество конкретных вариантов, выбор которых для применения зависит от содержания занятий, этапов (периодов), последовательно сменяющихся в процессе физического воспитания, и других обстоятельств. Методы строгорегламентированного упражнения делятся на:

В процессе разучивания двигательного действия:

Метод расчлененно-конструктивного упражнения

Метод целостно-конструктивного упражнения

В процессе совершенствования двигательного навыка и воспитания физических качеств:

Метод избирательно-направленного упражнения

Метод сопряженного упражнения

Метод стандартно-повторного упражнения

Метод непрерывного упражнения

Интервальный метод

Метод комбинированных упражнений

Круговая тренировка

11. Методы строго регламентированного упражнения при обучении двигательным действиям ("целостно-конструктивный" и "расчлененно-конструктивный")

Методы строго регламентированного упражнения имеют множество конкретных вариантов, выбор которых для применения зависит от содержания занятий, этапов (периодов), последовательно сменяющихся в процессе физического воспитания, и других обстоятельств. В принципе возможны два противоположных подхода к освоению структуры двигательных действий - без расчленения их на составные элементы и с расчленением. В первом случае движения уже с самого начала разучивания выполняются в составе той самой целостной структуры, какая типична для изучаемого действия: прыжка, метания и т. д. Во втором - действие (или совокупность действий) подразделяют на составные элементы и осваивают их поочередно (как, например, в гимнастических комбинациях).

Вместе с тем почти на всех этапах освоений действия в целом, как правило, вычленяют те или иные его детали. Таким образом, и в первом, и во втором случае приходится иметь дело как с вычленением элементов действия, так и с объединением их, но способ вычленения и порядок объединения элементов будут различными. Исходя из этого, в процессе разучивании двигательных действий надо иметь в виду фактически следующие подходы:

1) разучивание действия в расчлененном виде с последовательным объединением частей в целое; методы, соответствующие этом подходу, можно назвать методами расчлененно-конструктивного упражнения;

2) разучивание действия по возможности в целостном виде с избирательным вычленением деталей; методы, типичные для этого подхода, можно назвать, «методами целостно-конструктивного упражнения».

Первый путь избирают при условии, если разучиваемое действие (либо совокупность действий) поддается расчленению на относительно самостоятельные элементы без существенного искажения основных его характеристик.

В тех случаях, когда расчленение разучиваемого действия приводит к изменению самой его сути и резкому искажению характеристик движений, выбирают второй путь. Структура целого при этом вначале обычно упрощается за счет исключения отдельных относительно самостоятельных деталей, которые затем - по мере освоения основного механизма действия - соединяются с ним и совершенствуются на фоне целостного выполнения.

Разучивая двигательные действия как в целом, так и с расчленением, обычно вводят ряд вспомогательных методических приемов: ориентирование, облегчение внешних условий и т. д. Как правило, особенно если сложное действие разучивают в целом, широко применяют так называемые подводящие упражнения, которые как бы подводят к освоению основного действия путем его целостной имитации либо частичного воспроизведения в упрощенной форме.

12. Строго регламентированного упражнения при развитии двигательных способностей (стандартный, вариативный, непрерывный, интервальный и т. д.)

Методы стандартно-повторного упражнения отличаются повторным выполнением заданных движений, действий по ходу данного отдельного занятия без сколько-нибудь существенных изменен» их структуры и внешних параметров нагрузки (повторное пробегание какой-либо стандартной дистанции с постоянной скорость» многократное поднимание штанги одного и того же веса одним тем же способом и т. п.). Такая стандартизация - одно из необходимых условий формирования и закрепления двигательных навыков, а также морфофункциональной адаптации организма к определенной деятельности и сохранения достигнутого уровня работоспособности. Данные методы используются при закреплении сформированных двигательных навыков и воспитании всех физических качеств. Эти методы применяются как в рамках отдельного занятия, так и на протяжении серии занятий.

Отличительная черта методов вариативного (переменного) упражнения - направленное изменение воздействующих факторов по ходу упражнения. Это достигается различными путями: путем прямого изменения параметров движений (скорости, темпа, длительности и т. д.), сменой способа выполнения действий, путем варьирования интервалов отдыха и внешних условий, дополнительна отягощений и т. д. Суть дела при этом состоит в предъявлении организму новых, необычных и в конечном счете повышенных требований, с тем чтобы стимулировать увеличение его функциональных возможностей.

Методы упражнения, в режиме непрерывной нагрузки характеризуются слитностью воздействий, организуемых таким образом, что задаваемая нагрузка не прерывается интервалами отдыха, а дается «в один прием», отдых же предоставляется лишь по окончании всей нагрузки. Один из наиболее распространенных методов такого рода - метод равномерного длительного упражнения («равномерной тренировки»), связанный с выполнением естественно-циклических движений (в ходьбе, беге, плавании и т. д.). Другой не менее распространенный метод - метод переменного упражнения, также связанный с длительным непрерывным выполнением движений циклического характера, но с переменной скоростью, варьируемой на протяжении дистанции по заданной программе. Такого рода методы направлены преимущественно на воспитание выносливости.

  • 2.1. Подготовка спортсмена
  • 2.2. Спортивная тренировка: ее принципы, средства и методы
  • 2.3. Принципы спортивной тренировки
  • 2.4. Основные средства и методы спортивной тренировки
  • 2.5. Планирование и построение спортивной тренировки
  • 2.6. Формы организации спортивной тренировки
  • 2.7. Учебно-тренировочные занятия (тренировочные уроки)
  • 2.8. Физические качества
  • 2.9. Соревнования и их виды
  • 2.10. Основные положения при проведении самостоятельных занятий
  • 2.11. Планирование самостоятельных занятий
  • 2.12. Формы и организация самостоятельных занятий
  • 3. Физическая культура и здоровье студентов
  • 3.1. Определение здоровья
  • 3.2. Здоровье - ведущий фактор безопасности нации
  • 3.3. Заболевания
  • 3.4. Показатели здоровья населения
  • 3.5. Основные факторы здорового образа жизни
  • 3.6. Физическое воспитание и здоровый образ жизни студентов
  • 3.7. Влияние физических упражнений на организм занимающихся
  • 3.7.1. Воздействие физических упражнений на сердечно-сосудистую систему
  • 3.7.2. Физические упражнения и система дыхания
  • 3.7.3. Воздействие физических упражнений на опорно-двигательный аппарат
  • 3.7.4. Физическая культура и нейроэндокринная система
  • 3.7.5. Влияние физических упражнений на другие системы организма
  • 3.8. Особенности занятий для девушек
  • 3.9. Рациональное питание при повышенных умственных и физических нагрузках
  • 3.10. Основы гигиены массовой физической культуры
  • 3.11. Самомассаж
  • 3.12. Особенности методики занятий со специальными медицинскими группами
  • Распределение студентов на медицинские группы
  • 3.13. Средства физической культуры, применяемые на занятиях со специальными медицинскими группами
  • 3.13.1. Упражнения без предметов
  • 3.13.2. Упражнения с предметами
  • 3.13.3. Упражнения на снарядах
  • 3.13.4. Упражнения специальной направленности
  • 3.13.5. Прикладные упражнения
  • 3.13.6. Спортивные и подвижные игры
  • 3.13.7. Плавание
  • 3.13.8. Лыжный спорт
  • 3.14. Повреждения опорно-двигательного аппарата
  • 3.14.1. Остеохондроз и сколиоз
  • 3.14.2. Комплекс упражнений при остеохондрозе и сколиозе
  • 3.14.3. Плоскостопие
  • 3.14.4. Комплекс специальных упражнений при плоскостопии
  • 3.15. Заболевания сердечно-сосудистой системы
  • 3.15.1. Гипертоническая болезнь
  • 3.15.2. Комплекс упражнений при гипертонии
  • 3.15.3. Облитерирующие заболевания артерий
  • 3.15.4. Комплекс физических упражнений при облитерирующих заболеваниях артерий
  • 3.16. Заболевания желудочно-кишечного тракта
  • 3.16.1. Комплекс физических упражнений при заболеваниях желудочно-кишечного тракта
  • 3.17. Заболевания органов дыхания
  • 3.17.1. Комплекс физических упражнений при заболеваниях органов дыхания
  • 3.18. Миопия
  • 3.18.1. Комплекс упражнений при миопии
  • 3.19. Врачебный контроль при занятиях физическими упражнениями
  • 3.19.1. Цели, задачи и формы организации врачебного контроля
  • 3.19.2. Оценка физического развития
  • 3.20. Контроль и самоконтроль в процессе проведения самостоятельных занятий физической культурой и спортом
  • 3.20.1. Субъективные показатели контроля и самоконтроля
  • 3.20.2. Объективные показатели контроля и самоконтроля
  • 3.20.3. Показатели физического развития
  • 3.20.4. Показатели развития физических качеств
  • 3.20.5. Профилактика травматизма на занятиях по физическому воспитанию
  • Ч а с т ьii
  • 1. Легкая атлетика
  • 1.1. Краткая историческая справка
  • 1.2. Характеристика легкоатлетических упражнений
  • 1.3. Организация и проведение учебно-тренировочных занятий по легкой атлетике
  • 1.4. Программа физического совершенствования студентов по легкой атлетике
  • 2. Лыжный спорт
  • 2.1. Краткая историческая справка
  • 2.2. Виды лыжного спорта
  • 2.3. Выбор и подготовка лыжного инвентаря, одежды и обуви лыжника-гонщика
  • 2.4. Техника способов передвижения на лыжах
  • 2.5. Организация и методика проведения учебно-тренировочных занятий, методика обучения способам передвижения на лыжах
  • 2.6. Подготовка лыжных трасс
  • 3. Гимнастика
  • 3.1. Краткий исторический обзор
  • 3.2. Создание национальных систем гимнастики
  • 3.3.1. Характеристика гимнастики, ее виды и разновидности
  • 3.3.2. Спортивные виды гимнастики
  • 3.3.3. Прикладные виды гимнастики
  • 3.4. Гимнастика как раздел учебного предмета
  • 3.5. Основные сведения о гимнастической терминологии
  • 3.6. Страховка и помощь в гимнастике
  • 4. Спортивное ориентирование
  • 4.1. Краткая историческая справка
  • 4.2. Общая характеристика соревновательной деятельности в спортивном ориентировании
  • 4.3. Содержание и методика физической подготовки спортсменов-ориентировщиков
  • Список литературы
  • Приложения Приложение 1 Отечественные легкоатлеты - победители олимпийских игр
  • Приложение 2
  • Приложение 3
  • Содержание
  • В.В. Чешихина, в.Н. Кулаков, с.И. Филимонова
  • 1.2. Физическое воспитание

    Для уточнения представлений о соотношении физической культуры и физического воспитания следует отметить, что при всем органическом единстве этих явлений они не сводятся друг к другу. Соответствующие им понятия тождественны только в определенном отношении той ценности, какую представляют собой физическое воспитание и его результаты для общества. Иначе говоря, физическое воспитание относится к явлениям культуры, поскольку в нем реализуются достигнутые или достигаются новые культурные ценности (отрицательные и быстро переходящие явления практики физического воспитания по существу “не вяжутся” с понятием культуры). Социальная практика физического воспитания в этом отношении является как бы каналом, по которому идет передача ценностей физической культуры от старших поколений младшим. В то же время это есть и способ умножения культурных ценностей, поскольку младшие поколения не просто воспринимают прежние достижения, но и приумножают их.

    Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры, во многом определяет поведение человека на производстве, в учебе, в быту, в общении. Развитие физической культуры и спорта - одно из важнейших слагаемых сильной социальной политики, которая может обеспечить реальное воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, открыть широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей.

    Из сказанного о физической культуре понятно, что она имеет существенное значение для личности и общества в целом. Результаты физического воспитания, которые выражаются в показателях совершенствования человека, а также все то, что обеспечивает достижение этих результатов и создается в связи с практикой физического воспитания (специальные системы знания, средства, методы и т.п.), представляют значительную общекультурную ценность. В данном качестве физическое воспитание относится к физической культуре общества.

    Понятие “физическое воспитание” – о чем говорит уже сам термин – входит в общее понятие “воспитание” в широком смысле. Это означает, что, так же как и воспитание в целом, физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, который характеризуется всеми общими признаками педагогического процесса (направляющая роль педагога-специалиста, организация деятельности в соответствии с педагогическими признаками и т. д.) либо осуществляется в порядке самовоспитания. Отличительные же особенности физического воспитания определяются прежде всего тем, что это процесс использования физических упражнений, направленный на формирование двигательных навыков и воспитание так называемых физических качеств (способностей) человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическое развитие, физическую подготовленность, а следовательно, его работоспособность.

    Физическое воспитание есть вид воспитания, специфика которого заключается в обучении движениям (двигательным действиям) и воспитании (управлении развитием) физических качеств человека. В прикладном отношении физическое воспитание представляет собой процесс физической подготовки человека к социально обусловленной деятельности (трудовой, военной, учебной и т. д.). В единстве с другими видами воспитания и при достаточных социальных условиях физическое воспитание может приобретать значение одного из основных факторов всестороннего развития личности.

    В физическом воспитании различают две специфические стороны: обучение движениям (двигательным действиям) и воспитание физических качеств (способностей).

    Обучение движениям имеет своим основным содержанием физическое образование, то есть системное освоение человеком в процессе специального обучения рациональных способов управления своими движениями, приобретение таким путем необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний. Понятие “физическое образование” впервые раскрыто на научной основе в трудах П.Ф. Лесгафта (1837-1909) видного отечественного ученого, педагога, общественного деятеля, создателя учения о физическом образовании. Суть физического образования, по мысли П.Ф. Лесгафта, состоит в том, чтобы научиться “...изолировать отдельные движения и сравнивать их между собой, сознательно управлять ими и приспосабливать к препятствиям, преодолевая их с возможно большей ловкостью и настойчивостью, иначе говоря, приучиться с наименьшим трудом в возможно меньший промежуток времени сознательно производить наибольшую физическую работу...” (Цит. по: Собр. пед. соч. – М.: ФиС, 1951. – Т.1. – С. 295). Первая сторона физического воспитания имеет первостепенное значение для рационального использования человеком своих двигательных возможностей в жизненной практике. Другая, не менее существенная сторона физического воспитания - целенаправленное воздействие на комплекс естественных свойств организма, относящихся к физическим (двигательным) качествам человека (силе, быстроте, выносливости, ловкости): стимулирование и регулирование их развития посредством нормированных тренировочных нагрузок, связанных с двигательной деятельностью (физическими упражнениями), а также путем оптимизации индивидуального режима жизни и рационального использования природных условий внешней среды. Эту сторону физического воспитания называют воспитанием физических качеств. К основным физическим качествам человека относят силу, быстроту и выносливость, проявляемые в двигательной деятельности, а также ловкость (или двигательно-координационные способности) и непосредственно обеспечивающие их морфо-функциональные свойства организма. Эти качества определяют различные физические или двигательные способности человека (силовые, скоростные, координационные и т.д.) и реализуются в них.

    В определенном смысле можно сказать, что суть воспитания физических качеств заключается в управлении их развитием.

    Непосредственным объектом и одновременно фактором управления является процесс двигательной деятельности. С помощью двигательной деятельности, организованной соответствующим образом (физических упражнений), и других средств физического воспитания можно в широком диапазоне изменять функциональное состояние организма, направленно регулировать его и тем самым вызывать прогрессивные приспособительные изменения в нем (совершенствование регуляторных функций нервной системы, мышечную гипертрофию, увеличение функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем и т. д.). Совокупность их приводит не только к количественным изменениям функциональных возможностей организма в целом. Воспитывая таким путем физические качества, достигают при известных условиях существенного изменения степени и направленности их развития. Это выражается в прогрессировании тех или иных двигательных способностей (силовых, скоростных и других), повышении общего уровня работоспособности, укреплении здоровья и в других показателях совершенствования естественных свойств организма, в том числе и свойств телосложения (разумеется, в той мере, в какой это допускают генетически закрепленные особенности конституции человеческого организма). Развитию физических качеств в процессе их воспитания придается, таким образом, направленный характер, что и позволяет в этом смысле говорить об управлении их развитием. Такое управление, строго говоря, не может рассматриваться как полное, поскольку развитие человека, и в частности развитие его физических качеств, зависит от многих внешних факторов и условий, лишь частично охватываемых физическим воспитанием.

    Определение понятий «физическая культура» и «физическое воспитание»

    Термин «физическая культура» появился в Англии в конце XIX века, но широкого распространения на Западе не получил и вскоре был заменен термином «СПОРТ» (sport) , происходит от англ. Disport - игра, развлечениеФизическая культура вобрала в себя многовековой опыт подготовки человека к жизни. В процессе осознанной двигательной активности развиваются заложенные в человека природой психофизические способности. Физкультура развивает моральные и нравственные начала человека, т.е. в отличие от спорта, достигается не только физическое совершенствование, но в значительной степени развиваются психические и нравственные качества. Физкультура формирует здоровый образ жизни. После распада СССР целесообразность использования термина «физическая культура» оспаривается. Аргументом ПРОТИВ служит тот факт, что данный термин не используется в большинстве стран мира, за исключением восточной Европы, где более полувека развитие физической культуры и спорта велось по образцу советской системы. Некоторые предлагают заменить физическую культуру понятием «спорт». Более грамотные считают, что физическая культура - это шаг вперед по сравнению с западной спортивной наукой. Физкультура - это цель, а спорт - средство ее достижения (игры, соревнования).

    Сегодня широко распространяется понятие - «спорт для всех», которое продиктовано изменением социально-политической доминанты современной России, при этом не учитывается, что спорт включает в себя несвязанные с физической культурой виды деятельности (шашки, шахматы, бильярд, бридж...). Физическая культура включает в себя, только те виды спорта, которые основаны на выполнении физических упражнений и высокой двигательной активности.

    Основы физической культуры были заложены в древнегреческой гимнастике, которая объединила - военное обучение, обряды и танцы в системуфизического воспитания. На Руси физическая культура также объединяла военную подготовку, многочисленные обряды и танцы, например «Боевой пляс в присядку».

    Физическое воспитание - это педагогический процесс, направленный на совершенствование формы и функций организма человека, формирования двигательных умений, навыков, связанных с ними знаний и развития физических качеств.

    Возникновение физического воспитания относится к самому раннему периоду в истории человеческого общества. Элементы физического воспитания возникли в первобытном обществе. Люди добывали себе пищу, охотились, строили жилье, и в ходе этой естественной, необходимой деятельности спонтанно происходило совершенствование их физических способностей -- силы, выносливости, быстроты.

    Постепенно в ходе исторического процесса люди обратили внимание на то, что те члены племени, которые вели более активный и подвижный образ жизни, многократно повторяли те или иные физические действия, проявляли физические усилия, были и более сильными, выносливыми и работоспособными. Это привело к осознанному пониманию людьми явления упражняемости (повторяемости действий). Именно явление упражняемости стало основой физического воспитания.

    Осознав эффект упражняемости, человек стал имитировать необходимые ему в трудовой деятельности движения (действия) вне реального трудового процесса, например бросать дротик в изображение животного. Как только трудовые действия начали применяться вне реальных трудовых процессов, они превратились в физические упражнения. Превращение трудовых действий в физические упражнения значительно расширило сферу их воздействия на человека, и в первую очередь в плане всестороннего физического совершенствования.Далее, в ходе эволюционного развития выяснилось, что значительно лучший эффект в физической подготовке достигается тогда, когда человек начинает упражняться в детском, а не в зрелом возрасте, т.е. когда его готовят к жизни и к труду предварительно.

    Таким образом, осознание человечеством явления упражняемости и важности так называемой предварительной подготовки человека к жизни, установление связи между ними послужили истоком появления подлинного физического воспитания.

    Формы организованного физического воспитания возникли в Древней Греции в виде специального обучения молодежи военным и спортивным упражнениям, но вплоть до Новейшей истории они оставались достоянием немногих представителей привилегированных классов или ограничивались рамками военного обучения.

    К основным понятиям теории физического воспитания относятся следующие: 1) «физическое воспитание»; 2)«физическая подготовка»; 3) «физическое развитие»; 4)«физическое совершенство»; 5) «спорт».

    Физическое воспитание. Это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях.

    В физическом воспитании выделяют две стороны: физическое образование и развитие физических качеств.

    Таким образом, физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, которому присущи все признаки педагогического процесса. Отличительной же особенностью физического воспитания является то, что оно обеспечивает системное формирование двигательных умений и навыков и направленное развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую дееспособность.