Необходимые развивающие игры для 3 месячных детей. Третий месяц — развивающие игры для малыша

До 3,5 месяцев

В какие игры можно играть с ребёнком от 2 до 3, 5 месяцев.

В возрасте от 2 до 3,5 месяцев ребенок активно улыбается голосу родителей, у него появляется интерес к окружающим людям, совершенствуется большинство зрительных реакций. Малыш все более длительно фиксирует взгляд на предметах, прослеживает глазами их перемещение и может предвосхищать появление ярких, разноцветных предметов. В моменты бодрствования он может петь, издавая гукающие звуки. Обращает внимание на подвешенные игрушки, рассматривает их, пытается до них дотронуться.

Двигательная активность проявляется в попытках самостоятельного продвижения вперед на животе. Ребенок уверенно держит голову, пытается поворачивать ее в стороны, старается перевернуться с бока на живот или на спину. Обхватывая пальцы родителей, активно пытается подтянуться, пытается прыгать, когда встает на ножки.

Где мой...?

Цель игры: развитие навыков общения, развитие анализаторов, определение ребенком себя в пространстве и окружающих его предметах.

: легкий прозрачный платок, мягкое одеяло.

Ход игры : игра проводится на полу. Уложите ребенка на спину, поговорите с ним, привлеките внимание веселой песенкой, считалочкой. Покажите малышу платок, дайте его потрогать, затем накиньте на свою голову, спросите весело и задорно: «Где мой мальчишка (девчонка)?», снимите с себя платок, приговаривая: «Вот он (она)!» Обязательно дотроньтесь до малыша, чтобы он зафиксировал обращенную к себе речь. В дальнейшем проводите игру, накинув платок на малыша.

Кручусь, верчусь

Цель игры: развитие более сложной общей моторики, вестибулярного аппарата, мышечной силы.

Ход игры.

1-й этап: положите ребенка на бочок поддерживайте его за спину, постепенно убирайте руку, ребенок следует за вашей рукой. Когда он окажется на спине, похвалите его. Проделайте это упражнение несколько раз, оно вызывает у малыша бурю восторга.

2-й этап: положите ребенка на бок, покачивайте его легонько и направляйте вперед. Когда он перевернется на живот, похвалите его.

Подобное проделайте и в другую сторону.

Родителям на заметку. Если вы вводите в игру новые предметы, новые игрушки, необходимо малыша сначала с ними познакомить.

Играя с ребенком, эмоционально обозначайте его достижения.

Во время игры сопровождайте действия ребенка стихами и считал очками.

Кручусь, верчусь,

Спиной, боком повернусь.

И животик покажу,

Маме с папой угожу.

Раз, два, три,

Четыре, пять,

Выходи со мной играть,

Я веселый, озорной,

Заводной и огневой.

Гирлянда

Цели игры: совершенствование зрительных реакций, развитие более сложной моторики.

Необходимые материалы и наглядные пособия : мелкие и средних размеров игрушки, яркие, не громко звучащие (лучше, если это будут фигурки зверей, птиц).

Ход игры: в минуты бодрствования повесьте над кроваткой малыша сделанную гирлянду, привлеките его внимание звучащими игрушками. Разговаривайте с ребенком, объясняйте, каких зверей или птиц он видит. Если ребенок заинтересовался игрушками, помогите ему дотянуться до них, дотронуться. Эта потребность будет возникать все чаще и чаще, поэтому необходимо перевесить гирлянду ближе к малышу, чтобы он мог дотянуться до игрушек. В дальнейшем игрушки перевешивают несколько дальше, чтобы ребенок целенаправленно тянулся к гирлянде. Понаблюдайте за малышом, выясните, какая игрушка ему больше всего понравилась, перевешивайте ее то вправо, то влево, то выше, то ниже.

Родителям на заметку. Гирлянды и игрушки должны легко сниматься, чтобы во время засыпания они не отвлекали малыша своим звуком.

Маленький солист

Цель игры: развитие простейшей артикуляции, навыков общения.

Ход игры.

1-й вариант: мама или папа, общаясь с малышом, обращают внимание на произнесение им отдельных звуков. Родителям необходимо не только самим разговаривать с малышом, но и повторять за ним его собственные звуки. Взрослым после произнесенных слов необходимо сделать паузу, чтобы получить от малыша ответ. В ответ на гукание малыша необходимо произнести его звуки «а», «у», «гу» и т. д. Не мешайте ребенку, когда он разговаривает или поет наедине сам с собой.

2-й вариант: запишите на магнитофон голос ребенка, его «песенки» и «монологи» и ваш голос, когда вы читаете ему стишки или поете песенки. Если вам срочно необходимо что-то сделать, включите малышу пленку с записью, и он не будет чувствовать себя одиноким. Более того, он будет отвечать «электрической няньке».

После того как вы сделали необходимые дела, поговорите с малышом, похвалите его, скажите, что он хорошо справился с трудной задачей. Обязательно улыбайтесь, и это вызовет в ответ улыбку ребенка.

Предосторожность : не увлекайтесь «магнитофонной няней», используйте ее в крайних случаях.

Маленький гимнаст

Цели игры: укрепление мышц плечевого пояса, развитие более сложной общей моторики и мелкой моторики рук.

Необходимые материалы и наглядные пособия: перекладина, деревянная, хорошо отшлифованная палочка, мягкое одеяльце, подушка.

Ход игры: постелите на полу одеяло, положите малыша на спину на подушку, перед малышом на расстоянии 20 см на весу держите палку. Если ребенок не отреагирует на предмет, поднесите палку ближе, если же и это не поможет, возьмите его ручки и положите ладошки на палку. Когда малыш крепко схватит палку, медленно приподнимайте ее, чтобы ребенок самостоятельно подтягивался. Когда вы почувствуете, что ребенок уверенно подтягивается, осторожно приподнимайте палку еще. Следите, чтобы малыш оставался в состоянии напряжения и старался продолжить движение.

Усложняйте игру: добивайтесь того, чтобы ребенок самостоятельно тянулся к палке и подтягивался.

Не забывайте подбадривать малыша, хвалить.

Мешу, мешу тесто

Цель игры : развитие вестибулярного аппарата, развитие зрительных реакций.

Необходимые материалы и наглядные пособия : мягкое одеяло.

Ход игры : постелите одеяло на пол, положите ребенка на живот, сядьте с ним рядом. Поговорите немного, помассируйте его ручки, ножки, сделайте «потягушеньки». Осторожно обхватите голову ребенка ладонями, зафиксируйте это положение, улыбнитесь малышу, убедитесь, чтобы он смотрит на вас. В дальнейшем осторожно переваливайте голову малыша с ладони на ладонь, при этом обязательно фиксируйте положение головы и его взгляд на вашем лице, вы должны проводить игру на эмоциональном подъеме, привлекая своим голосом взгляд ребенка. Переваливая голову ребенка с ладони на ладонь, приговаривайте или напевайте:

Мешу, мешу тесто,

Есть в печи место.

Пеку, пеку каравай, —

Переваливай, давай!

Заканчивая игру, улыбнитесь малышу, расскажите ему, как вам понравилось с ним играть.

Родителям на заметку. Если ребенок не смотрит на вас даже после неоднократной попытки привлечь его внимание, не пытайтесь продолжать игру. Видимо, на это есть какая-то причина, дайте малышу отдохнуть.

Тянем, потянем

Цель игры: укрепление мышц плечевого пояса, развитие более сложной общей моторики и мелкой моторики рук, навыков общения.

Необходимые материалы и наглядные пособия : мягкое одеяльце, подушка.

Ход игры: постелите одеяло на полу, положите ребенка на спину на подушку, помассируйте ладошки малыша и, загибая пальчики, приговаривайте:

Сорока-белобока

Кашу варила,

Деток кормила.

Этому дала —

Ты дрова рубил,

Этому дала —

Ты воду носил,

Этому дала —

Ты дрова носил,

Этому дала —

Ты деток кормил.

А этому не дала —

Ты дрова не рубил,

Ты воду не носил,

Ты дрова не носил,

Ты деток не кормил.

После массажа предложите ребенку свои указательные пальцы, чтобы он за них зацепился. Тяните малыша понемногу на себя, затем потихоньку опускайте на подушку и приговаривайте в такт движениям (варианты слов в главе «Бабушкин сундук»):

Тра-та-та, тра-та-та,

Пожалуйте решета.

Мучки посейте,

Пирожки затейте,

Пирожки-то на дрожжах,

Не удержишь на вожжах.

Обязательно в конце игры похвалите малыша, скажите, как он вырос и какими сильными стали его ручки. При этом не забывайте обозначить свою похвалу прикосновением к ребенку, к его ручкам.

Родителям на заметку. Несмотря на то что ребенок крепко ухватился за ваши пальцы или предложенный предмет, будьте внимательны и готовы к тому, что его ручки могут разжаться.

Неугомонный мячик

Цель игры: развитие мышц спины, брюшного пресса, шеи, зрительных реакций, мелкой моторики рук.

Необходимые материалы и наглядные пособия : одеяло, яркий мячик небольшого размера, нейтральная музыка.

Ход игры : расстелите одеяло на полу, положите малыша на живот, несколько минут подождите, чтобы он адаптировался и начал проявлять активность. Привлеките голосом внимание ребенка, покажите ему яркий мячик, положите его перед ним. Когда ребенок зафиксирует взглядом мяч, направьте мяч к малышу, затем от него, катайте мячик в поле зрения ребенка. Не забывайте, что крохе необходимо словесное побуждение: «Где мячик?», «Куда он покатился?», «Красный (цвет мячика) мячик», «Быстрый мячик».

Когда мячик подкатывается к ребенку довольно близко, понаблюдайте, что будет делать ваш малыш, какие действия будет предпринимать: будет пытаться достать мяч, радуется, удивляется. Если малыш дотянулся до мяча или тянется к нему, обязательно предоставьте ему возможность исследовать предмет пальчиками.

По мере того как малыш будет осваивать это упражнение, при неудачных попытках завладеть мячом посмотрите, что он будет предпринимать: пытаться достать, просто лежать или же отвернется от мяча. Если ребенок активно пытается дотянуться, дайте его ножкам опору, и он поползет к игрушке (в дальнейшем он будет пытаться это проделать самостоятельно). В любом случае, через некоторое время, если ребенок не находит выхода, просто лежит или отвернулся от мяча, подскажите ему — дайте способ передвижения. Если малыш достиг цели, одобрите его действия.

Инструкция

Обратите внимание

Наиболее безвредным времяпрепровождением считается прослушивание аудиокниг, либо музыки - при поездке в маршрутке нежелательно напрягать глаза чтением, это чревато его ухудшением.

Совет 3: Чем развлечь себя в самолете при долгом перелете

Длительный перелет нередко превращается в занятие нервное и утомительное. Даже если дорога приходится на ночное время, отчалить в царство Морфея удается не каждому путешественнику. Время пройдет гораздо быстрее, если вы заранее подумаете, чем развлечь себя в самолете при долгом перелете.

Развлечения для компании от двух человек

Длительный перелет в компании приятных и знакомых людей – отличный повод лучше узнать друг друга. Весело провести время в самолете вам помогут различные простые игры. Например, в слова/города, ассоциации, «Правда или действие», «Виселицу». Также «коллективный ум» можно использовать для разгадывания кроссвордов и сканвордов. Такое времяпрепровождение получится увлекательным, а перелет покажется очень быстрым.

Другой способ сделать перелет более интересным – заняться планированием отпуска. Однако к данному мероприятию следует подготовиться заранее: взять на борт путеводитель, карты, список интересных мест. Еще одно полезное и занимательное мероприятие: коллективно начать изучение важных фраз на языке того места, в которое вы держите путь.

Если же большая часть пассажиров погрузилась в дрему, воздержитесь от шумных коллективных мероприятий. В данном случае развлечь себя в самолете при долгом перелете вам помогут блокнот и ручка/карандаш. Например, создайте с другом/друзьями стильную картину, напишите интересный рассказ или стихотворение. Однако делать это следует следующим образом. Первый человек в цепочке что-либо рисует/пишет слово или фразу и заворачивает «созданное». Второй продолжает, также «скрывая» написанное и т.д. Когда весь лист окажется свернутым, спрячьте его, не расправляя. Насладиться коллективным шедевром лучше после пробуждения остальных пассажиров: громкий смех вам обеспечен.

Индивидуальные развлечения при длительном перелете

Нередко в долгий перелет человек отправляется в одиночку (например, при деловой поездке). В данном случае развлекать себя придется самостоятельно. Также индивидуальные развлечения пригодятся, если ваши попутчики решили вздремнуть.

Традиционными развлечениями в самолете являются чтение книг/журналов, просмотр фильмов, слушание музыки/аудиокниг. Современные гаджеты (смартфоны, планшеты, ноутбуки) позволяют занять себя интересной игрой или рабочими делами. Также одними из популярнейших занятий на борту у индивидуальных путешественников является изучение путеводителей и общение с интересными соседями.

Развлечь себя в самолете при долгом перелете помогут также разнообразные хобби. На борт можно пронести вязание (крючком), бисероплетение, набор для вышивания или создания фриволите. Обратите внимание: спицы и иные острые предметы у вас изымут при досмотре. Если есть необходимость в ножницах, приобретите маленький инструмент с тупыми концами в отделе для рукоделия. Также развлечь себя в длительном перелете можно с помощью рисования, раскрашивания или лепки.

Долгий перелет – прекрасный повод заполнить ежедневник, составить жизненный план или получить новые знания с помощью специальной литературы или видеокурсов. Также это время можно потратить на придумывание новых идей для развития бизнеса или полезных мастер-классов. И долгий перелет будет способствовать вашему развитию.

На шестом месяце жизни ребенок начинает активно изучать все, что вокруг него происходит. В этом возрасте прогулки на улице превращаются в занимательные приключения, а домашние занятия радуют многообразием развивающих игр.

Забавные игры

Полугодовалый кроха стремится активно познавать окружающий мир. Чаще всего именно в этом возрасте наступает переломный момент, когда мамы чувствуют, что игры с любимым чадом переходят на новый уровень.

Развивающие координацию занятия – именно то, что нужно 6- крохе. Отличным вариантом станет забавная игра «Птички полетели». Ее суть достаточно проста – мама медленно рассказывает ребенку какую-нибудь сказку о птицах, а затем поднимает руки вверх и хлопает в ладоши на фразе «птички полетели». Со временем кроха научится ждать этого момента, заранее будет смеяться и активно участвовать в процессе игры.

Игра «У папы на плечах» гарантировано вызовет восторг у маленького непоседы. Отец должен посадить ребенка на плечи, придерживая его за спинку, и неспешно перемещаться по комнате. Так ребенок научится лучше контролировать свои движения и сохранять равновесие.

Если малыш уже умеет ползать, можно соорудить перед ним забавную полосу препятствий, положив несколько подушек в наволочках из разноцветной ткани. Кроха, который еще не проявляет желания участвовать в активных играх, может увлечься мячиком, кубиками, интерактивными игрушками и «говорящими» книгами.

Прогулки на улице

На шестом месяце жизни ребенок уже может гулять на улице в период бодрствования, поэтому разнообразить его досуг можно походом на детскую площадку. Совместное катание на качелях, первое знакомство с горкой в маминых руках, громкий смех детишек – все это вызовет у малыша море позитивных эмоций.

Прогулка в парке также поможет развлечь кроху, ведь вокруг - столько неизведанных ему вещей. Мама должна не только показывать крохе листочки и травку, но и озвучивать каждый предмет, несмотря на то, что ребенок еще не может воспроизводить услышанное. Чтобы привнести в поход ярких красок, можно привязать к коляске воздушный шарик, он точно не даст малышу заскучать.

Какие игрушки выбрать?

Шестой месяц жизни – время для непрерывного исследования. Ребенку можно предложить игрушки с открывающимися дверками, зеркальцами, кнопочками, колесиками, насаживающимися друг на друга стаканчиками и т.д. Главное, чтобы малыш самостоятельно экспериментировал с ними – гнул, колотил и бросал, под пристальным присмотром взрослых.

Очень часто полугодовалых детей начинают интересовать «взрослые» игрушки, к примеру, пульт от телевизора, мобильный телефон мамы и футляр от очков. Родители должны внимательно смотреть, чтобы кроха не поломал вещь и не проглотил мелкий предмет.

К 7-ми месяцам жизни ребенок становится очень любознательным, ему интересно абсолютно все, но в то же время он ни на чем не может долго концентрировать внимание, и маме нужно проявить всю свою фантазию, чтобы найти малышу интересные занятия

В процессе игры ребенок 7 месяцев не просто развлекается, он познает окружающий мир и учится управлять своим телом. Задача родителей – заинтересовать ребенка таким занятием, которое бы максимально способствовало его развитию, и занятий таких на самом деле очень много.

Рисование пальчиковыми красками

Среди игр до года рисование пальчиковыми красками занимает особое место, так как способствует развитию мелкой моторики, творческого мышления, памяти. Лучше всего приобрести специальные краски, предназначенные для детей до года. В их состав не входит никаких вредных веществ, которые бы могли вызвать отравление при попадании в рот. Занимаясь рисованием с ребенком 7 месяцев, важно правильно организовать рабочее место. Удобнее всего заниматься на полу или за столиком для кормления. Если боитесь, что ребенок все перепачкает, можно первые уроки проводить прямо в ванной.

Лепка из теста

Развитие до года обязательно должно включать занятия лепкой, так как они способствуют развитию мелкой моторики, что, в свою очередь, способствует более раннему развитию речи. Пластилин для детей в 7 месяцев не подходит из-за своей твердости, а тесто очень мягкое и пластичное. Тесто можно сделать самостоятельно из муки и воды, а можно купить специальное тесто для лепки в магазине. Для начала ребенку будет интересно просто разрывать пластичную массу на кусочки, эти кусочки можно приклеивать в специальный альбом, заполнять ими нарисованную баночку или коробочку. Покажите малышу, как можно скатать колбаску, помогите ему повторить за вами. Главное – следите, чтобы малыш не наелся теста и не засунул его в нос или ухо.

Игра «Сортер»

«Сортер» - это игрушка с отверстиями разных форм и прилагающимися к ним формочками. Данные игрушки предназначаются для детей от года, но с помощью мамы ребенок в 7 месяцев тоже может с ней играть. Называйте каждую фигурку и передавайте ребенку. Сортер можно купить в детском магазине или изготовить самостоятельно из подручных средств. Для семимесячного малыша вполне достаточно взять железную банку из-под сухой молочной смеси и проделать в крышке дырку диаметром чуть больше диаметра крышечек от детского пюре. Ребенок сможет складывать крышечки в банку, они падают внутрь с громким звуком, который будет веселить кроху.

Собирание пирамидки

В 7 месяцев ребенка можно знакомить со старой доброй игрушкой – пирамидкой. В продаже встречаются как всем привычные пирамидки с кольцами, так и пирамидки-стаканчики, а также другие оригинальные интерпретации этой замечательной развивающей игрушки.

Как заниматься с ребёнком третьего месяца. В какие игры можно играть с ребёнком в 3 месяца. Игры для ребёнка в 3 месяца. Игрушки для ребёнка в 3 месяца. Музыка для ребёнка в 3 месяца.

Как развивать зрение, слух и двигательные способности ребёнка в 3 месяца .

В этом месяце вы можете ввести новую игру — начните общаться вместе с малышом у зеркала. Возьмите его, подойдите к зеркалу и спросите, показывая на отражение: «Кто это?» Посмотрите на реакцию. Вы и сами можете покрутить головой, погримасничать, построить рожицы — малышу это будет очень интересно. Если дома есть пластиковое зеркало, прикрепите его к стенке кроватки, тогда ребенок будет себя разглядывать, тянуть ручки к своему отражению.

Рис. Малыш с интересом разглядывает себя в зеркальце

Как развивать зрительное восприятие ребёнка

Игры с ребенком, когда он следит за игрушками, могут продолжаться. Но в отличие от первых месяцев вы уже смело можете:

увеличивать амплитуду движений .

Малыш способен расширять поле своего зрения и следить за предметом на более длительном расстоянии. Но делайте эти движения не торопясь; менять направление движения игрушек.

менять направление движения игрушек .

Передвигайте игрушку вверх и вниз, кругом, чтобы ребенок расширял амплитуду слежения и внимательно смотрел за передвигающимся предметом, плавно поворачивая голову.

СЛУШАЕМ И СМОТРИМ!

Ваш малыш умеет не только следить глазами за перемещением какого-либо предмета. Поиграйте с ним в «прятки». Вы увидите, что ребенок не отводит глаз от шторки, за которую вы спрятались, уже не ищет по всей комнате, а ждет вашего возвращения именно оттуда, куда вы пропали. Он поворачивает голову и направляет взгляд туда, откуда должен появиться пропавший из поля зрения предмет.

Как развивать слуховое восприятие ребёнка

Для игр, развлечений и «развивалок» хорошо использовать самые разные виды одного предмета. Например, колокольчик, звуки которого благотворно действуют на психику. Сначала используйте маленький, потом чуть крупнее, а потом можете звенеть и большим колокольчиком. Не торопитесь! Пусть малыш сам найдет глазами этот новый и интересный для него звучащий предмет и сосредоточится, вслушиваясь в его звуки.

Рис. Используйте при играх с малышом колокольчики

Слушайте вместе тихую музыку

Дети замечательно воспринимают сложную классическую музыку. Правда, чтобы насладиться Моцартом или Чайковским, им достаточно 3-5 минут. Учтите это, чтобы не перегрузить слух малыша. Наблюдайте за ребенком в это время. Очень скоро вы увидите, что он узнает многие произведения, когда вы их включаете, и заметно оживляется при их звучании.

Запишите или подберите самые разные мелодии: плавные, бодрые, маршевые, веселые, грустные, сентиментальные. Это хорошо развивает эмоции малыша.

Во время музыки танцуйте в такт вместе с ребенком, держа его на руках, качайте, можете даже слегка подбрасывать его.

Напевайте колыбельные песенки без слов и со словами перед засыпанием.

Собираясь купаться, приговаривайте:

Будет (имя) — куп-куп,

По водичке — хлоп-хлоп,

В ванну быстро — прыг-прыг,

В ванне ножкой — дрыг-дрыг!

Будет мыло пениться,

И грязь куда-то денется.

При кормлении ребенка ласково приговаривайте:

(Имя) будет маму слушать,

Детка наша будет кушать.

Кушать детке дам-дам,

Малышу исполнилось 3 месяца. Он еще такой кроха, но уже большой молодец: и маму встречает радостной улыбкой, и внимательно рассматривает погремушки, и головку держит с упорством первооткрывателя - в общем, каждый день создает родителям повод для новой радости и новых забот. Во главу угла встает вопрос: как правильно заботиться и развивать ребенка в 3 месяца?

И это неслучайно - развитие ребенка в 3 месяца резко ускоряется. Малыш начинает вести себя более осознанно. Он уже понимает, что может видеть, слышать и осязать окружающее пространство. Инстинкты отходят на второй план. Поэтому так важно знать, как развивать ребенка в этот период.

Физиологический тонус понемногу отпускает конечности, и движения малыша становятся более плавными. Ребенок учится выражать свое настроение: расслабленный и мягкий - когда устал; резкий, активный и энергичный - если что-то не нравится. В период с 2 месяцев до 3 малыш стремительно набирает вес (плюс 700 граммов) и вырастает в среднем на 2 см.

Маленький исследователь

Трехмесячный малыш как никто умеет радоваться жизни - он узнает знакомые лица и не забывает отмечать это улыбкой, способен отдавать предпочтение любимым игрушкам (разглядывает их более внимательно), осознает движение своих ручек и ножек (пытается поймать их в поле своего зрения). Ребенка интересует, прежде всего, он сам. Кроха предпринимает всевозможные попытки исследовать свое тело. Он ощупывает себя, похлопывает, иногда щипает, может нечаянно поцарапать.

И в то же время развитие имеет скачкообразный характер. На пике он активно пытается взаимодействовать с миром, при спаде способен взять паузу на какое-то время - оставаться безучастным к игрушкам и маминым объятиям. Но не стоит беспокоиться, спады необходимы для достижения новых высот.

Психологический аспект развития

Трехмесячные малыши много времени посвящают рассматриванию собственных ручек. Они сжимают и разжимают пальчики, следят за движением, поднимают руки над головой и опускают, располагая вдоль тела. Ребенок начинает понимать, что эти пухленькие ладошки принадлежат именно ему, и он может не только любоваться чудесными складочками, но и получать желаемое. Кроха сконцентрирован на осязании - старается дотронуться до всего в области досягаемости. Детские развивающие игрушки становятся его верными спутниками - он трогает, подолгу удерживает погремушки, мячики и колечки, предпринимает попытки отправить найденное в рот.

Многие трехмесячные малыши способны установить связь между тем, что они видят и слышат. Если провести эксперимент и позвенеть в колокольчик за спиной у крохи, он попробует повернуться, чтобы увидеть, откуда идет звук.

Ребенок различает знакомые звуки и чужеродные. Услышав незнакомый звук, он затихает и на время перестает двигаться. Если ничего страшного не происходит, в малыше просыпается интерес, и он ищет источник новых ощущений. Кроха запоминает мелодии телефонного звонка, звук маминых шагов и даже скрежет ключа в замочной скважине.

Малыш не только щупает, но и гладит окружающие предметы. Он изучает поверхности: гладкая - шероховатая, твердая - мягкая, пушистая - колючая. Нетрудно заметить, что ему нравится все приятное на ощупь, но интересно все.

Эти простые движения позволяют концентрироваться на предметах, развивают координацию, укрепляют мышцы пальчиков и ручки в целом. Таким образом, кроха накапливает необходимые знания о мире вокруг него.

Физиологический аспект развития

Сосательный рефлекс максимально активизирован. Ребенок сосет все, что попадает в рот, будь то игрушка, пеленка или пальчик. При этом кроха уже отличает интерес от голода. Так, сытый он с удовольствием занимается пустышкой, но, ощутив признаки пустого животика, тотчас выплевывает ее.

Малыш меняет свое поведение у маминой груди. Почувствовав себя голодным, он начинает вертеть головой, пытается найти взглядом сосок, а затем самостоятельно ухватить его губами.

В 3 месяца дети могут полностью контролировать движение головы. Находясь на руках у взрослых, они хорошо держат и немного поворачивают ее из стороны в сторону. В положении лежа дети предпринимают попытки сгибать колени - первые признаки нового умения - ползания. Малыши неуверенно переворачиваются со спины на животик и обратно.

Особенности ухода

Первым и основным уходом является гигиена.

  1. Ежедневное умывание при помощи ватного диска, смоченного в теплой кипяченой воде, позволяет предотвратить конъюнктивит и различные формы дерматита. Глазки рекомендуется промывать отдельными тампонами от внешнего уголка глаза к внутреннему.
  2. Для гигиены носовой полости надо использовать тоненькие ватные жгутики, смоченные в детском масле или в кипяченой воде. Для ушек следует использовать специальные ватные палочки с ограничителем.
  3. Необходимо ежедневное купание в теплой воде, по температуре близкой к 37 градусам. В детскую ванну желательно добавлять травяные отвары из цветков ромашки и череды. Последние оказывают обеззараживающее действие на кожу и сокращают проявления дерматита.

Полноценное развитие ребенка в 3 месяца невозможно без ежедневного массажа, но не обязательно профессионального.

Питание

Если малыш потребляет исключительно грудное молоко, то, достаточно ли съеденного, возможно определить только при помощи взвешивания. Суточная норма потребляемого молока составляет примерно 800 грамм (это расчетная величина может меняться в зависимости от веса ребенка). Формула для расчета: численное значение веса крохи, деленное на 6. Превышение нормы при грудном вскармливании не является тревожным показателем, тогда как недоедание, наоборот, повод обратиться к специалисту.

Докорм и прикорм

При недостатке грудного молока педиатр может рекомендовать сухую смесь в качестве докорма. Если малыш нуждается в этом, ни в коем случае нельзя давать молочные продукты (молоко, кефир, творог), предназначенные для питания детей от 3 лет. Они содержат бифидокультуры и элементы, которые младенец попросту еще не может усвоить. Приобретайте продукты, руководствуясь рекомендациями специалистов в соответствии с маркировкой о возрасте на упаковке.

Ребенок с рождения имеет право на получение бесплатного питания на молочной кухне в соответствии с возрастом. Для того чтобы брать там продукты бесплатно, нужно получить рецепт у участкового педиатра.

Если ребенок находится на полном искусственном вскармливании, по достижении им трехмесячного возраста можно вводить прикорм - по чайной ложке овощного (как рекомендуют специалисты) пюре.

Необходимо и обязательно включить в питание витамин D. Его назначают как превентивную меру для профилактики рахита.

Режим дня

Для правильного развития малыша нужно соблюдать режим. В среднем трехмесячный ребенок спит почти треть суток с небольшими перерывами на кормление и игры. Всего за день получается 6-7 кормлений, в исключительных случаях больше. Желательно организовать длительные прогулки на свежем воздухе.

Прогулка

Важно понимать, что здоровье и полноценное развитие во многом зависят от того, сколько вы гуляете с ребенком. Если малыш находится на грудном вскармливании, лучше планировать прогулку на часы сна. В холодное время года специалисты рекомендуют гулять не более часа-полутора за подход. Нельзя выходить с малышом на улицу, если температура за окном опустилась ниже 10 градусов. В противном случае есть риск получить переохлаждение дыхательных путей.

Летом ребенок должен находиться на свежем воздухе как можно дольше. Педиатры советуют летние месяцы проводить за городом: и маме удобнее, и малышу полезнее. Так вы не будете задумываться о том, сколько гулять с ребенком.

Одевать кроху необходимо по погоде, но беречь от сквозняков. Младенцы, так же как и взрослые люди, чувствуют жару и потеют, если слишком тепло одеты. Вспотевшего ребенка рискованно доставать из кроватки или коляски.

Как развивать ребенка в 3 месяца во время прогулки? Вариантов много. Можно прицепить на коляску различные развивающие игрушки для детей: подвесные погремушки, музыкальную игрушку. Когда малыш проснется, ему будет нескучно и полезно полежать в коляске, а у мамы появится время для того, чтобы добежать до дома, пока ребенок не начал плакать.

Ребенок в 3 месяца чрезвычайно любознателен. Ему хочется все потрогать и попробовать, но его возможности пока ограничены. Поэтому основная задача мамы - предоставить малышу максимальный спектр ощущений.

  1. Желательно приобрести развивающие игрушки до года, музыкальные мобили, развивающие коврики, раму и остальные приспособления. Он будет следить за игрушечными карусельками, слушать мелодию и стараться дотянуться до интересующих его деталей.
  2. Понадобятся всевозможные подручные материалы. Под чутким присмотром мамы малышу можно предложить не только игрушки, но и предметы домашней утвари: различные лоскутки ткани, прищепки, пуговицы, шнурки, ложки и т. д.
  3. Манжеты, носочки, пинетки. Казалось бы, это самые обычные предметы гардероба, а сколько они могут подарить минут пристального разглядывания! Можно надеть манжеты на обе ручки или только на одну. Можно надеть разные или поменять местами. И каждый раз ребенок будет с интересом изучать необычную вещицу на знакомой уже ручке или ножке.
  4. Занятия на развитие слухового восприятия. Песенки, прибаутки, стихи и, главное, подражание звукам самого младенца. Конечно, кроха еще толком не поймет ни слов, ни смысла. Зато уловит интонацию и порадуется звучанию маминого голоса.
  5. Простейшая физкультура. Ножки велосипедиком, обхватывающие махи руками - все это помогает укрепить мышцы малыша.

Игры для малыша в возрасте 3 месяцев

Как развивать ребенка в 3 месяца при помощи игр? С удовольствием! Трехмесячный ребенок способен концентрироваться на предмете в течение 3-5 минут. Этого небольшого промежутка времени достаточно для того, чтобы спеть крохе песенку, прочитать потешку или сыграть в пальчиковую игру. Во время игры необходимо стимулировать к развитию не только слух, но и тактильные, зрительные ощущения: массировать пальчики на манер "сороки-белобоки", играть в ладушки, поддерживать зрительный контакт, на прогулке обращать внимание на яркие детали.

Хороши для развития карточки и книжки с большими красочными картинками. Каждая карточка или картинка - целый рассказ: "Мишка одет в синие штаны, у утенка на голове красная шляпа". Покажутся малышу интересными и книги со звуковым сопровождением.

И хотя ребенок еще не понимает смысла слов, произнесенных мамой, он внимательно слушает голос и всматривается в картинку. Постепенно изображенные на ней герои станут для малыша добрыми знакомыми.

Развивающие игрушки необходимо подбирать разные по форме и звучанию. Хорошо, если одна игрушка сочетает в себе несколько различных по форме и тактильным ощущениям элементов.

Развитие интереса к книгам

Важно прививать любовь к книгам с самого раннего детства. Малышу нужно не только рассказывать сказки, но и показывать персонажей на картинках. Таким образом формируется ассоциативная привязанность к изображенному персонажу, а неведомый сказочный мир будет связан с книгой.

Детские книги, предназначенные для чтения малышу в возрасте до года, отличаются от прочих тем, что имеют скругленные страницы, выполненные из плотного картона. Всего несколько страничек, зато на каждом развороте крупная, яркая и четкая иллюстрация.

Итак, что читать детям до года? Хорошо начинать знакомство с классических детских сказок, таких как "Репка", "Колобок", "Теремок", "Зайкина избушка", "Курочка Ряба". Во-первых, основные герои переходят из книги в книгу, во-вторых, тексты перечисленных книг содержат множество повторений одного и того же действия. Впоследствии малышу будет легко запомнить сюжет и самому показывать на картинках тех или иных персонажей.

Развивающие карточки

Специалисты сходятся во мнении, что развивать малыша можно с первых дней жизни, главное, правильно выбирать вспомогательные материалы.

Так как развивать ребенка в 3 месяца при помощи карточек? Развивающие карточки подходят для игр с трехмесячным малышом и старше. Несколько наборов на различную тематику (желательно легко узнаваемую в окружающей обстановке - игрушки, еда, транспорт, животные) станут верными спутниками и помощниками в развитии ребенка до года.

Развивающие карточки для детей можно купить или изготовить самостоятельно. Существуют как наборы карточек по конкретной тематике, так и целые сборники, представленные в книжном переплете. Хорошо, если карточки выполнены из твердого картона или заламинированы. Важно, чтобы края были закруглены и не могли травмировать малыша.

Трехмесячный малыш еще не может полноценно пользоваться музыкальными развивающими игрушками и книжками, но с удовольствием послушает мелодии и сказки из уст мягкого медвежонка или с книжных страниц.

Необходимо уделять особое внимание звуковому сопровождению и техническому оснащению игрушек. Не слишком ли громко и резко звучит музыка? Не испугается ли ребенок, если случайно нажмет на кнопку? Безопасна ли электронная часть устройства? Насколько надежно спрятаны батарейки?

Многие музыкальные развивающие игрушки для детей имеют на своем корпусе рычаг для регулировки громкости звука. Отсек для батареек имеет крышку, плотно примыкающую к корпусу. В целях безопасности крышка крепится на винт.

В целом, развитие ребенка - это кропотливая работа, которая может и должна приносить радость родителям. Огромное количество всевозможных аксессуаров, игрушек и дидактических пособий на тему того, как развивать ребенка, помогают и знакомят с окружающим миром не только малыша, но и открывают новые горизонты для понимания своего чада родителям. Сколько счастья доставляют даже малюсенькие успехи совсем еще несмышленого крохи! А сколько счастья испытывает мать, чувствуя, что ее ребенок не только нуждается в заботе, но и охотно общается, играет и развивается не по дням, а по часам!

Стремительность роста и развития ребенка до года чрезвычайно высока. Так уж задумала Матушка-Природа – дети проходят этап полной беспомощности и незащищенности максимально скоро. Перешагнув годовалый рубеж, они становятся крепче и сильнее, постепенно приспосабливаясь к житейским перипетиям и премудростям.

Но, пока до первого дня рождения еще далеко, а за плечами всего календарный квартал, стоит разобраться, чем он был или будет богат, что изменил и как отразился на малыше морально и физически.

Из этой статьи вы узнаете:

Ваш ненаглядный карапуз в свои три месяца заметно подрос. Ему уже маловаты вещички, прикупленные на первое время, в кроватке он уже не смотрится малюсеньким комочком, приходится подбирать для него подгузники большего размера, да и визуально он стал намного взрослее, чем скажем, недели три-четыре назад.

Усредненные показатели развития ребенка в три месяца следующие:

Вес Мальчики – до 8 кг.; Девочки – до 7,5 кг.
Рост Мальчики – 65,5 см.; Девочки – 64 см.
Окружность головы Мальчики – до 42,9 см.; Девочки – 42 см.
Длительность сна и отдыха Ночной сон длится примерно 10 часов с перерывами на кормления через каждых 3-3,5 часа,а дневной, в количестве от двух до четырех, занимает от 30 минут до 2 часов каждый.
Частота кормлений Не менее 6 раз в день. Количество кормлений по требованию может достигать 10-12 раз в течение дня и 2-4 – в ночное время суток
Суточная норма питания Равняется 1/6 массы тела ребенка. Следовательно, составляет примерно от 682 до 960 мл.
Зрительные способности Дальность зрения составляет более 40 см. Кроха может рассмотреть объекты, величиной от 2 мм. до 60 см.

Способности и умения

Трехмесячный ребятенок необыкновенно мил и забавен. Он не просто лежит в кроватке, хаотично двигаясь и смотря в никуда, а старается по мере своих возможностей контактировать с окружающим миром и людьми.

Он умеет выражать радость, порой, достаточно бурно, улыбается маме и папе всякий раз, как кто-то из них подойдет к кроватке. Подобные явления не только необычайно приятны глазу, но и весьма показательны с точки зрения соответствии нормам психофизического развития маленького человечка.

3-месячный малыш с большой охотой идет на руки к родным. Для этого его тело обрело нужную «жесткость», мышцы – крепость, а головка практически не нуждается в поддержке. Сейчас он видит гораздо больше, чем мог видеть ранее, особенно, его внимание приковывают яркие предметы, осветительные приборы, картины и прочие предметы домового убранства.

Благодаря интенсивному развитию 3 месячного ребенка, он становится изобретательнее и активнее. Лежа в кроватке или манеже скучать ему просто некогда, ведь в положении лежа на спинке, в его распоряжении есть ручки, которые можно долго рассматривать и которыми можно весело размахивать и тянуться к подвесным погремушкам.

Ножки для большинства карапузов также становятся объектом повышенного внимания, и немудрено застать картину, где кроха, как настоящий гимнаст, ловко засовывает их себе в ротик.

Кроме того, в три месяца ребенок:

  • Ни без помощи, но занимает позу лежа на животике, ненадолго отрывая плечики и грудь от твердой поверхности, упираясь на ручки и удерживая голову под углом 90 градусов;
  • Визжит от восторга;
  • Хорошо опирается на стопы, имитирует шаг, если его поставить на ножки;
  • Способен удерживать в своих крохотных ручках небольшие игрушки;
  • Пытается дотянуться до предмета, вызвавшего у него интерес;
  • Живо интересуется звуками и собственными голосовыми возможностями.

Многие родители могут заметить, что у 3 месячных деток, услышавших звук колокольчика, дверной или телефонный звонок, на личиках замирает беззвучный вопрос: «Это что?», «Откуда шум?». Они пытаются найти его источник, поворачивая головку и прислушиваясь.

Музыка также оказывает видимое воздействие на ребенка. Научные наблюдения показывают, что тихие и спокойные мелодии успокаивают его, а громкие и ритмичные, напротив, бодрят. И те, и другие можно прослушивать вместе, и даже подпевать, ведь сейчас малыш учится воспринимать различные внешние раздражители, в том числе и вырабатывает собственный музыкальный вкус.

Что касается управления голосом, то и тут ребенок шагнул далеко вперед. Раньше, он воспроизводит простые односложные протяжные гласные, а к трем месяцам уже способен выдать неожиданную комбинацию рычащих, пищащих и даже гортанных звуков. Эти возможности растут день за днем, чем тешат и дитя, и его многочисленных родственников.

Режим дня

Первые месяцы жизни ребенок проводил большую часть суток во сне, вырываясь из сладких объятий Морфея с целью подкрепиться и освободиться от продуктов переработки полученной ранее пищи. Теперь, дело обстоит иначе – он требует игр, большего количества внимания к себе и знакомства с окружающей средой.

Для этих целей, его биологические часы выделяют определенный промежуток времени для бодрствования, которое, собственно, родителям и стоит направить на гармоничное развитие своего подрастающего 3 месячного малыша.

Режим его дня становится организованнее, слаженнее и четче. Маме становится легче спланировать собственный график, выбрать оптимальное время для прогулки на свежем воздухе, а также для выполнения домашних обязанностей.

Малыши в этом возрасте, как правило, просыпаются в одно и то же время, затем завтракают, активничают, после чего у них проявляется усталость и готовность сладко заснуть. Далее снова бодрость, полдник и сон, и так до самого вечера.

Что касается ночи, то 3 месячные детки способны беспробудно спать до 6 часов подряд, затем просыпаются, требуют молочка/смеси и снова поддаются привычному биологическому ритму.

Правда, не каждый родитель может похвастаться тем, что его 3-х месячный кроха дает хорошо выспаться ночью, ведь борьбу с ненавистными коликами никто не отменял, ровно как и его желание побыть рядом с мамочкой, несмотря на ее усталость.

Лучшим способом успокоить расшумевшегося в ночной тиши малыша является прикладывание его к груди, которое может повторяться от 2 до 4 раз за ночь. Когда частота «перекусов» становится непосильной для измотанной мамочки, практикуется совместный сон с ребенком.

Противники этого метода заявляют о неизбежных проблемах в будущем, хотя проблемы настоящего порой являются более весомыми. На этот счет существует мнение, что лучше выспавшаяся и бодрая мама, проспавшая рядом с малышом, чем злая и усталая, прометавшаяся полночи от кроватки до собственной постели.

Наблюдения показывают, что один только запах грудного молока, который чувствуют детки, провоцирует у них аппетит, так что вполне возможно, что папа сможет уложить свое чадо намного скорее, чем это сделает его любимая мамочка.

Гимнастика и совместные развивающие занятия

Программа развития 3 месячного ребенка должна включать в себя оздоровительную гимнастику и совместные занятия и игры. С их помощью, малыш познает мир, получает жизненно-важные знания и навыки, тренирует мыслительные процессы и получает необходимую эмоциональную и физическую нагрузку.

Начнем с игр

Развлечь ребенка и простимулировать его зрительную, слуховую, тактильную и двигательную активность можно с помощью:

  • Наблюдения за домашними питомцами;
  • Прослушивания потешек, музыки и сказок;
  • Взаимодействия с разнокалиберными и разнотекстурными игрушками, подвешенными на веревочке или предоставленными прямо в руки;
  • Изучения сложных игрушек с подвижными элементами;
  • «Живого» общения с мамой, корчащей смешные гримасы и выдающей интересные звуки.

Дополнить этот список можно множеством других идей. Достаточно подключить фантазию и воплотить задуманное в реальности. Трехмесячный карапуз впитывает любую поданную информацию, как губка, чем грех не воспользоваться.

Теперь о гимнастике

Посильная физическая нагрузка необходима ребенку не меньше, чем хорошее питание. Потому, подготовьте безопасное место для упражнений (используйте коврики и покрывала) и принимайтесь за дело:

  • Тренируйтесь переворачиваться и перекатываться со спины на бочек, затем на животик и обратно;
  • Аккуратно подтягивайте кроху к себе за ручки, возвращая его в исходное положение;
  • Развивайте моторику рук;
  • Выкладывайте ребенка на животик;
  • В положении лежа на животе, предоставляйте ножкам опору, так, чтобы кроха пытался оттолкнуться от нее (так начинается освоение науки ползания);
  • Провоцируйте кроху к достижению намеченной цели (для этого раскладывайте на расстоянии 30-50 см. от него разнообразные манящие игрушки, к которым необходимо добраться);
  • Выполняйте «парящие упражнения», только аккуратно (те самые, что вызывают опаску у старшего поколения, но при этом тренирующие вестибулярный аппарат ребенка);
  • Разгоняйте кровь по телу.

Упражнения

Последний пункт можно реализовать путем выполнения простых физических и массажных упражнений, в том числе занятий на фитболе:

  • «Велосипед». Круговые движения тазобедренных суставов при согнутных ножках в коленях;
  • «Бабочка». Махи выпрямленными руками вверх-вниз, в стороны и перед собой;
  • «Боксер». Сгибание-разгибание рук в локтевом суставе, напоминающие боксерские удары;
  • Полуповороты. Повороты туловища малыша, лежащего на спине на бочок с фиксацией голени и бедер;
  • «Хват». Яркая игрушка, находящаяся на расстоянии руки от ребенка, провоцирует желание ее ухватить;
  • «Покачивания». Ребенок укладывается на мяч (диаметром от 50 см., чуть приспущенный) на животик/на спинку/на бочек, мама поддерживает его за ножки в области икроножных мышц (не за голеностопный сустав!), придерживая спинку, выполняя при этом покачивающие движения во все стороны с легким нажимом на тело (прекрасная профилактика колик).

Детально изучив все доступные упражнения с грудничком, вы сможете совершенствовать координацию его движений, укрепите мышцы всего тела и подарите массу положительных эмоций и ему, и себе.

Помните, развитие 3 месячного ребенка – процесс многоэлементный, так что находите время на все, но и про себя не забывайте.