Когда ребенок контролирует руки. Чем помочь крохе? Поведение четырех месячного крохи

Он хорошо различает свет и темноту, очертания предметов, лица, некоторые цвета; без устали разглядывает все вокруг: свою кроватку, погремушки у себя над головой, собственные руки. Такая тренировка обостряет зрение, взгляд становится выразительнее. Слух тоже улучшается - при сильном звуке младенец вздрагивает и моргает, а услышав резкий звук или чей-то голос, становится сосредоточенным. Он начинает произносить неясные звуки; когда с ним разговаривают, он улыбается. Его плач приобретает ту или иную эмоциональную окраску. Но физически ребенок этого возраста все еще слаб.

Основные показатели психомоторного развития ребенка к 2 месяцам:

1. Ребенок пытается поднимать и удерживать головку, лежа на животе. В вертикальном положении может ее фиксировать в течение нескольких секунд.

2. Когда его держат под мышки, упирается ножками.

3. Улыбается на разговор с ним взрослого.

4. Спокойно бодрствует, рассматривает висящие над ним игрушки,

5. Следит за движущейся перед глазами игрушкой. Третий месяц. Малыш становится более активным, у него развиваются слух и зрение. Он уже может поворачивать головку на голос, а если в поле его зрения возникает некий движущийся или яркий предмет, следит за ним глазами. Активность проявляется и в том, что если ребенка положить на животик, то он начинает уверенно приподнимать головку, прогибать спинку, двигать ручками и ножками; будучи в вертикальном положении, удерживает головку 1-1,5 минуты. Мышцы шеи у него уже достаточно окрепли.

Примерно в трехмесячном возрасте ребенок уже может контролировать я координировать движения своих рук, начинает вполне сознательно интересоваться игрушками: берет их сам, держит в руке, тянется к подвешенным погремушкам. Он может разжимать кулачки; может держать ручки перед собой, подолгу играть с ними, двигать пальцами, щупать, царапаться и скрести. При виде приближающегося предмета он дрожит от нетерпения, так ему хочется завладеть им; однако, если вложенная ему в руку погремушка падает, взять ее самостоятельно он не может, хотя уже умеет держаться за перекладину, к которой игрушки подвешены.

Ребенок хватает ручками все предметы, которые оказываются вблизи него, и тянет их ко рту. Ваш палец, соску или игрушку - без разницы... {Это действо доставляет ему удовольствие, но не следует этого допускать, поскольку со временем может развиться дурная привычка, которая повлечет за собой неправильное формирование зубов.) Он уже способен различить улыбку на лице мамы (или других близких) и ответить на нее улыбкой. Лицо приобретает более осмысленное выражение.

Если раньше вашему ребенку было достаточно физической нагрузки при крике, то к трехмесячному возрасту этого уже мало. Для нормального развития ребенок хочет большего объема движения. Пеленать его слишком туго не надо - пусть дрыгает ножками и ручками, если ему хочется.

Но обязательно будьте начеку! Не оставляйте трехмесячного ребенка без присмотра. Он уже достаточно активный и способен самостоятельно перевернуться на живот. Бывали случаи, когда мама, оставив ребенка на кровати, выходила на минуту в соседнюю комнату или на кухню, а, возвратившись, обнаруживала ребенка как ни в чем не бывало улыбающегося на полу. Хорошо, если ребенок у ротозейки-мамы скатится на пол удачно. А если нет?..

Основные показатели психомоторного развития ребенка к 3 месяцам:

1. Ребенок сам некоторое время удерживает головку: лежа на животе и опираясь на предплечья, или же в вертикальном положении.

2. Поддерживаемый под мышки, крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренных суставах.

3. Активно двигает ручками и ножками, хотя порой может воспринимать собственную руку как некий посторонний предмет и с интересом обследовать ее; плещется

и дергает ножками в ванночке; не любит, когда его пеленают, и иногда противится этому,

4. Интересуется доступными предметами: разглядывает их, хватает, тянет к себе.

5. Узнает близких и знакомых. В ответ на разговор с ним взрослого проявляет радость улыбкой, оживленными движениями рук и ног, звуками (комплекс оживления).

6. Прислушивается к звукам, к незнакомым звукам - с настороженностью. Сам издает некоторые звуки - и получает от этого удовольствие.

Четвертый месяц. Ребенок уже умеет следить за движущимися предметами в течение 5-6 минут, хорошо улавливает направление голоса и поворачивает в ту сторону голову. Увидев грудь или бутылочку с молоком, следит за ними, а когда сосок (соска) приближается ко рту, сознательно раскрывает рот. Лежа на животе и опираясь локтями и предплечьем, приподнимает туловище, переворачивается со спины на бок и хорошо держит голову. Движения рук становятся координированными.

Вы уже заметили: как только ребенок сообразил, что руки слушаются его, он сначала очень удивился, а потом, начал все активнее применять руки по назначению, т. е. стал все хватать ими, ощупывать, тянуть к себе. Малыш уже постигает окружающий мир не только посредством органов зрения и слуха, но и на ощупь. А спустя некоторое время - и на вкус, он все предметы тянет в рот. Бесполезно ему в этом препятствовать - малыш находится по власти инстинкта. Ваша задача состоит в том, чтобы не дать ребенку какой-нибудь предмет, содержащий на себе чересчур много микробов (в небольшом количестве микроорганизмы присутствуют всюду, кроме, конечно, предметов, подвергшихся специальной обработке).

В этот период ребенок уже узнает мать, начинает агукать. Когда у него хорошее настроение, он улыбается, а свое неудовольствие выражает плачем. Говорите с ним почаще, улыбайтесь ему, повторяйте различные слова. Младенец испытывает наслаждение от теплого знакомого голоса, от склоненного к нему улыбающегося лица и т. п. Все это ускоряет общее развитие ребенка.

Все время, пока ваш ребенок бодрствует, ему полезно двигаться. Не препятствуйте движениям малыша, не пеленайте его туго, когда он не спит. Наоборот, положите его у окна на солнышке, разденьте. Пусть подрыгается в собственное удовольствие, а заодно и примет воздушные и световоздушные ванны. Всегда помните, что дети развиваются в движении.

Четырехмесячный ребенок, заметно подросший после роддома, все еще слишком слаб и требует осторожного обращения - всегда помните об этом. Когда берете ребенка на руки, держите его правильно, чтобы не повредить, не искривить позвоночник - он ведь еще такой нежный. Если вам надо подержать ребенка на руках, то пусть он лопатками и спиной лежит у вас на предплечье, а нижнюю часть тела придерживайте свободной рукой.

У вас уже есть опыт, и вы не трясетесь, когда держите малыша на руках. Не сковывайте ему движения. Малыш хочет шевелить ручками и ножками - пусть шевелит; хочет потянуться - пусть потягивается, у него от долгого лежания, возможно, затекли мышцы, и потянуться так приятно.

Ребенок в этот период становится очень любопытным. Ему уже не лежится спокойно на месте. Он поворачивает голову туда-сюда, рассматривает предметы, старается дотянуться до них. Иногда даже пробует сесть. Это, конечно, повод порадоваться родителям. Но не- спешите ребенка садить. Если ребенок еще не сел сам, значит, он не готов сидеть (недостаточно окреп позвоночник, недостаточно сильны мышцы спины). Природа подготовит организм ребенка, и он сядет сам.

Впрочем, иногда вы можете как бы помогать малышу присаживаться. Это будет своеобразная игра, укрепляющая мышцы спины ребенка. Вы подставляете ему пальцы, он хватается за них и пытается сесть. Позвольте ему сесть на секунду и опять положите. Время от времени возвращайтесь к этой игре.

Основные показатели психомоторного развития ребенка к 4 месяцам:

1. Лежа на животе, ребенок поворачивается на бок, упирается руками в матрасик и слегка приподнимает туловище.

2. Когда его берут на руки, хорошо держит головку.

3. Когда он лежит на спине, иногда поднимает голову и делает попытки самостоятельно сесть. . .

4. Во время бодрствования активно двигает ручками и ножками, хватает все оказавшиеся вблизи предметы.

5. Во время кормления придерживает руками бутылочку.

6. Очень интересуется всем, что происходит вокруг; осматривается, узнает голос, отвечает улыбкой на улыбку; определяет, где находится источник звука и старается повернуться к нему.

9. По звуку отыскивает предмет, поворачивая голову к источнику звука. Если в соседней комнате начинает играть музыка, замирает и с любопытством вслушивается.

Пятый месяц. Движения ребенка становятся все более координированными, эмоции разнообразнее, выразительнее. Лежа на спине и опираясь руками, ребенок хорошо поднимает головку и верхнюю часть туловища, переворачиваясь со спины на живот, делает мост. Он хватает различные предметы, находящиеся в пределах досягаемости подолгу удерживает их в руках, тянет в рот, играет ими, сосет, следит за движущимися предметами. Владение руками позволяет ему познакомиться со своим телом. Он узнает мать, реагирует, увидев незнакомого человека, когда с ним разговаривают, смеется. Неудовольствие выражает плачем. Долго агукает.

В основе успешного развития ребенка в этом возрасте лежат- имитация и повторение; он упражняется, учится, осознает. Периоды бодрствования становятся продолжительнее и чаще. Продолжайте стимулировать развитие малыша всеми возможными способами, чаще и больше с ним говорите, пойте песенки и т. д. Но не переусердствуйте: ребенок может перевозбудиться, устать, что в крайних случаях приводит к нервному расстройству.

В этот период проявляются первые желания ребенка. Он уже осознает свою власть над предметами и людьми, начинает учиться приспосабливать средство для достижения цели, т. е. действовать определенным образом с целью вызвать определенную реакцию.

С течением времени ребенок начинает все больше ценить радость взаимопонимания и самостоятельных открытий. Взаимное обучение его забавляет, каждый новый день расширяет его горизонты, возможности и способность к действию. И в то же время, наряду с удовлетворением потребностей и желаний, перед ним открывается бесконечный мир чувств. Ведь он окружен людьми, которые обычно заняты только заботой о нем. Такое постоянное выполнение его просьб, взаимное общение рождают эмоциональные связи, привязанность и любовь. Каждое свое действие, будь то купание, пеленание или кормление, сопровождайте ласковыми словами, называйте предметы, которыми приходится пользоваться, улыбайтесь малышу.

Основные показатели психомоторного развития ребенка к 5 месяцам:

1. Ребенок различает тон, с которым к нему обращаются.

2. Отличает близких от чужих людей (по-разному реагирует) .

3. Подолгу певуче гулит.

4. Хорошо берет погремушку, которую держат у него над грудью.

5. Долго лежит на животе, поднимая корпус и упираясь на ладони выпрямленных рук.

6. Переворачивается со спины на живот.

7. Ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки.

Шестой месяц. Ребенок начинает постигать особенности каждого из окружающих его людей, узнает их голоса, запахи, усваивает их имена, тянет к ним руки, улыбается. Но, улыбаясь знакомым лицам, при виде чужих нередко проявляет беспокойство: смотрит на них с недоверием, плачет. Тревога, страх перед исчезновением тех, кто его окружал и утешал, являются необходимыми элементами формирования у ребенка сознания своей личности; он делает маленький шаг вперед на пути к самостоятельности.

Малыш активно реагирует на знакомые звуки, поворачивает на них голову. Увидев среди чужих людей своих, выделяет их, проявляя радость, удовольствие. Язык (назовем его так, хоть он и находится на самой нижней ступеньке развития) тоже прогрессирует, правда, едва заметно: ребенок начинает произносить некоторые слоги. С этого времени начинается новый этап в его развитии - так называемый период подражания.

Конечно, ребенок еще слишком мал, чтобы вести себя так, как ведет взрослый. Внешне ребенок может даже никоим образом не реагировать (в смысле подражания) на то ваше поведение, что он наблюдает. Но в сознании его, в памяти, будто на матрице, запечатлеваются слова и целые выражения, сказанные нами, стиль нашего поведения, проявления чувств. Малыш еще не понимает, что в нем запечатлевается, но со временем он обязательно разберется. Поэтому более пристально, чем прежде, следите за собой; особенно обратите внимание на проявления отрицательных эмоций. Естественно, эти эмоции вы проявляете не по отношению к ребенку, но он - невольный свидетель. Не удивляйтесь, если когда-нибудь он выдаст вам то, что записал теперь,

В возрасте 6 месяцев ребенок начинает потихоньку садиться, а поддерживаемый под мышки стоит прямо, не сгибая ног. Но он не способен еще сидеть уверенно и долго, и тем более - стоять. Мышцы спины у него только развиваются. Вам хочется, чтобы ваш малыш уже сидел, вам вообще хочется, чтобы он побыстрее вырос. И вы сажаете ребенка в подушки. Не делайте этого Ребенок будет сам сидеть тогда, когда его организм подготовится, когда окрепнут мышцы. Форсирование этого процесса может привести к искривлению позвоночника.

Вы замечаете, что ребенок тянется ручками, хочет посидеть. Вы можете предложить ему пальцы, пусть он схватится за них; помогите ему присесть на минуту, но не больше. Эта игра должна укреплять мышцы ребенка, а не утомлять его.

На 6-м месяце большинство детей уже в состоянии достаточно уверенно удерживать голову. Но все равно некоторое время вы можете еще помогать ему делать это. Когда вы берете ребенка на руки, не держите его глубоко под мышками - в этом случае вы пережимаете малышу кровеносные сосуды и нервы. И тем самым доставляете ребенку неприятные ощущения.

Ребенок вполне сознательно может натянуть на глаза косынку и накрыть голову пеленкой. Обеими руками довольно долго может держать предметы, играет с ними, как с погремушкой. Все, что попадает под руку, хватает и тянет в рот, если попытаться отобрать, не отдает.

В часы досуга молодые родители не прочь побаловаться со своим малышом. Ребенку ведь игры тоже доставляют огромное удовольствие. Во время таких игр будьте аккуратнее. Не поднимайте ребенка за руки. Мышцы и связки у него еще слабые и могут не выдержать нагрузки, что приведет к вывиху плечевых суставов.

Основные показатели психомоторного развития ребенка к 6 месяцам:

1. Начинает лепетать - произносит отдельные слоги.

2. Хорошо берет игрушку из разных положений и подолгу с ней занимается.

3. Переворачивается с живота на спину.

4. Передвигается по манежу, переставляя руки или немного подползая.

5. Хорошо ест с ложки.

Седьмой месяц. Малыш становится все активнее и крепче. Без особого труда он садится и может сидеть без поддержки лежа на животике, переворачивается на спину и пытается передвигаться на четвереньках. Если его взять за руки, он встает, поддерживаемый под мышками, пытается ходить. Взяв в руку погремушку, размахивает ею, гремит. Поднимает упавшую игрушку. Бурно выражает свои эмоции - радуется, улыбается, увидев маму.

В этом месяце закладываются основы будущих слов. От обычных вокализмов ребенок переходит к слогам; ба, ма, па и др., т. е. кроме гласных, ow уже освоил и некоторые согласные. Понаблюдайте за ним: он произнесет отдельный слог и замрет - прислушивается. Малыш, в свою очередь, внимательно наблюдает за вами - как вы говорите? Он следит за вашими губами. Стремитесь к тому, чтобы ребенок видел ваши губы, когда вы с ним разговариваете.

Те звуки, что он произносит, пока не несут никакой смысловой нагрузки. Это только проба голоса, проба речевого аппарата. Учиться говорить, запоминать новые слова он будет долго и пока что находится только в начале этого пути. Сложить определенным образом губы, прижать к десне язык и произнести некий звук - так любопытно. Это для ребенка занимательная игра. Поучаствуйте в этой игре, задайте ей тон.

Разговаривая с ребенком, показывайте ему на предметы, которые называете. В будущем это знание поможет ребенку быстрее заговорить. Но и не забывайте о чувстве меры. Не слишком утомляйте малыша. Пределы его возможностей еще совсем невелики. Занимаясь с таким маленьким ребенком слишком активно, пытаясь в угоду собственному честолюбию сделать его вундеркиндом, можно только навредить.

Если вы заметили, что ребенок потерял интерес к предмету разговора, не усердствуйте. Ребенок просто устал - наполнился впечатлениями под завязку. Ему нужно какое-то время переварить эти впечатления.

Вы наверняка читали много литературы о маленьких детях, у вас есть знакомые с такими же маленькими детьми, или ваши знакомые уже вырастили своих детей и теперь авторитетно вам заявляют, что ваш ребенок в 6-месячном возрасте должен уметь то-то и то-то. А вы вроде заметили, что ваш малыш этого еще не умеет. Не огорчайтесь, все придет. Присмотритесь к своему ребенку внимательнее, возможно, он умеет то, чего eще не умеют другие. Всякий ребенок уже с рождения - индивидуальность.

Основные показатели психомоторного развития ребенка к 7 месяцам:

1. Ребенок может самостоятельно сесть и сидеть без посторонней поддержки несколько минут.

2. Свободно поворачивается со спины на бок и обратно.

3. Крепко хватает рукой интересующие его предметы. Стучит, размахивая погремушкой.

4. Уверенно и с интересом произносит разные звуки. Подолгу лепечет.

5. Легко узнает знакомые лица.

6. С удовольствием идет на контакт.

7. На вопросы Где часы?, Где мишка? находит взглядом предмет, находящийся постоянно в определенном месте.

8. Хорошо ползает.

Восьмой месяц. Ребенок сам легко садится и ложится, уверенно сидит, цепляясь руками за прутья решетки или сетку детской кроватки. Поднимается, если его держат под мышки, хорошо шагает.

На 8-м месяце жизни многие дети уже достаточно активно ползают. Сначала дети ползают на животе, отталкиваясь ножками от какого-нибудь предмета или от стенки кроватки, потом встают на четвереньки. Если вы заметили, что ваш малыш начал ползать в кроватке, пора уже подумать о создании условий для ползания. Приобретите манежик или отгородите уголок для упражнений ребенка. Не позволяйте ему ползать в кроватке. В противном случае у него могут возникнуть сложности с засыпанием.

Отгородите угол, в котором ребенку (если он того желает) можно ползать, сколько угодно. Удалите из этого угла все предметы с острыми травмоопасными краями. Постелите на пол мягкое покрывало. Но если, несмотря на все предосторожности, вы все равно время от времени будете обнаруживать царапины на руках и коленках ребенка, шишки у него на лбу, слишком сильно по этому поводу не переживайте. Маленькие травмы малышу просто необходимы - так формируется первый жизненный опыт.

На данном этапе прогресс развития ребенка действительно производит впечатление. Подросший малыш, хватающий и исследующий, по несколько часов в день занят играми и, сидя в кроватке или на маленьком стульчике, с интересом следит за движениями окружающих, внимательный ко всему, что происходит вокруг. Он хорошо узнает своих, улыбается им, тянет руки. Увидев свое отражение в зеркале, проявляет интерес, рассматривает себя и старается достать руками.

Движения рук ребенка хорошо координированы, он достаточно умело ими пользуется и берет разные предметы. Во время кормления сам придерживает кусочек

хлеба или бутылочку, а если соска выпадает изо рта, отыскивает ее и тянет назад в рот. Крепко держит игрушки, стучит одной о другую, о края кроватки. Ясно и громко повторяет слоги: ма-ма-ма, па-па-па, ба-ба-ба и др.

Основные показатели психомоторного развития ребенка к 8 месяцам:

1. Громко и повторно произносит различные слоги.

2. По просьбе взрослого выполняет разученные движения, например: ладушки, до свидания и т. д.

3. Долго занимается игрушками: рассматривает их, стучит игрушкой об игрушку и т. д.

4. Сам садится и ложится.

5. Придерживаясь руками за барьер, сам встает и стоит.

6. Переступает вдоль барьера.

7. Ест корочку хлеба, которую сам держит в руке.

8. Пьет из чашки, которую держит взрослый.

Девятый месяц. Ребенок уже многое умеет. Он активен, постоянно пребывает в приподнятом настроении, много двигается, самостоятельно садится, а сидя - ложится, ухватившись за край кроватки; может вставать, поэтому вы должны быть готовы к тому, что однажды увидите его стоящим. Конечно, малыш еще не в силах стоять без поддержки, но, схватившись за стенку кроватки или манежика, уже вполне способен подняться сам. Когда его держат за обе руки, он может хорошо идти, при этом имеет тенденцию подаваться вперед всем туловищем. Однако форсировать этот процесс не следует. Это опасно тем, что ножки ребенка могут искривиться; косточки у него мягкие, гибкие и еще не способны удерживать повышенной нагрузки. Также не следует заставлять ребенка и ползать. Быть может, вам кажется, что ваш малыш двигается меньше других детей? Возможно, это пока так и есть. Подождите немного; природа возьмет свое, и он быстро наверстает то, что упустил.

Сделав в этом возрасте несколько шагов, ребенок опять опускается. Чтобы достать желаемый предмет, он находит свой способ передвижения: на четвереньках, на коленях, ползком на животе, полусидя, боком, как краб... Так ему передвигаться пока что гораздо удобнее, нежели ходить. Сидит он уверенно и долго, без чьей-либо помощи.

Ребенок 9 месяцев подолгу играет с игрушками. Увидев новую игрушку, он тут же ее хватает, рассматривает. Спрятанную под пеленкой игрушку ищет и, отыскав, берет. Ему нравится играть с зеркалом, рассматривать его с другой стороны, он улыбается своему отражению. Мелкие предметы ему давать опасно, потому что он может засунуть их себе в ухо или нос, а также может возникнуть опасность обтурации (закупорки) дыхательных путей. Но это не значит, что ребенку нельзя давать мелких предметов вовсе. Когда-то ведь ему надо научиться обращаться с ними!.. Взять, например, пуговицы. Нанижите их на крепкую нить, и пусть ваш малыш (но обязательно под контролем взрослого) поиграет с ними. Вы увидите, как стали ловки его пальчики.

Он уже узнает всех близких, радуется, увидев их. Не любит оставаться один, протест выражает плачем.

Многие 9-месячные дети уже привыкают мочиться и испражняться в горшок. Желание сходить на горшок получает со временем звуковое обозначение - в виде очень серьезного а-а. Это самое а-а очень облегчает жизнь и маме, и ребенку - поскольку бывает очень важно не пропустить сеанс. Постепенно приучайте малыша произносить милое а-а в случае надобности. Но не позволяйте ему сидеть на горшке больше 7-8 минут. Это вредно.

Основные показатели психомоторного развития ребенка к 9 месяцам:

1. Ребенок подражает слышимым слогам, которые имеются в его лепете.

2. На вопрос: Где мишка? находит взором предмет независимо от его местонахождения.

3. Знает свое имя - поворачивается на зов.

4. С предметами действует по-разному, в зависимости от их свойств: катает шар, вынимает один предмет из другого и т. д.

5. Ходит, слегка придерживаясь руками за предметы.

6. Хорошо пьет из чашки, сам придерживает ее.

Десятый месяц. На 10-м месяце ребенок уже не толькосамостоятельно сидит, но и активно ползает. Его успехи

в этом способе передвижения не раз вызовут у вас улыбку. Но ему уже мало только ползания. Он развивается дальше. Теперь, следуя инстинкту, ребенок стремится забираться на скамеечки, табуретки, стулья, и это у него все чаще получается. Такое поведение - возрастная норма. Не следует видеть в этом каприз или проявление упрямства. Наоборот, надо помочь. Следует создать условия для акробатических упражнений ребенка, чтобы было, на что взбираться (на невысокую скамеечку), и чтобы было не больно падать. Малышу надоедает однообразие, и он стремится покорять свои вершины. Детский организм растет в движении.

К 10 месяцам ребенок уже пытается стоять, не опираясь, ходит вокруг стула или поддерживаемый за руки. Кости у него окрепли, и можно смело учить ребенка ходить. Первые падения его несколько озадачивают.

Он любит играть игрушками, раскладывать их, кладет мелкие предметы к более крупным, может взять мелкие игрушки, следит глазами за падающим предметом.

В большинстве случаев 10-месячный ребенок произносит довольно много разных звуков. Вы можете даже услышать в его языковых упражнениях отдельные простые слова, состоящие из двух слогов, например: ма-ма, баба, ау-ау и др. Ему очень нравится их повторять. Всячески поддерживайте его стремление говорить. Побольше разговаривайте с ним. Называйте простые, знакомые ему предметы. Старайтесь отчетливо произносить слова. Не смейтесь над теми звуками, что он произносит, ведь в этом возрасте ребенок уже начинает понимать речь взрослых. И ни под каким предлогом не желает быть один, старается различными звуками обратить на себя внимание.

Основные показатели психомоторного развития ребенка к 10 месяцам:

1. Ухватившись за прутья кроватки или за стенку манежика, ребенок встает на ножки и стоит довольно долго.

2. Держась за прогулочную коляску, толкает ее вперед и идет за ней.

3. Делает несколько шагов без поддержки.

4. Знает назначение чашки, умеет держать ее за ручку и даже пить из нее.

5. Повторяет за взрослым разнообразные звуки и слоги.

6. По просьбе взрослого находит и дает названную игрушку.

7. Принимает участие в играх Догоню-догоню, Сорока-воровка и др.

8. Действия с предметами (вынимание-вкладывание, открывание-закрывание и др.) приобретают устойчивый характер.

Одиннадцатый месяц. Ребенок может самостоятельно стоять и подниматься, не опираясь. Он хорошо ходит со стулом, может пройти, держась одной рукой. Особенно удобен для детей, начинающих ходить, стульчик на четырех ножках на колесиках. С ним они быстро учатся ходить.

Ребенок в этом возрасте любит подражать взрослым, закрывает и открывает двери, берет ложку в руки и пытается есть, двумя пальцами может взять очень мелкие предметы. С огромным удовольствием бросает игрушки на пол. Хватая предметы, держит их еще не очень уверенно, так как не может пока правильно оценить их величину, но пальцы его стали уже настолько ловкими, что он в состоянии брать мельчайшие предметы, вплоть до хлебных крошек. Совершенствуются его разговорные навыки. Ребенок выговаривает и понимает слова мама, па-па и др.

Так как в этот период малыш многое понимает, очень наблюдателен, все замечает и старается подражать окружающим, постарайтесь следить за своими словами и поступками, чтобы не надо было потом сетовать: Откуда он этому научился?

Основные показатели психомоторного развития ребенка к И месяцам:

1. Ребенок самостоятельно стоит.

2. Овладевает новыми действиями с предметами: кладет один предмет на другой, снимает кольца со стержня и надевает их на него.

3. По предложению взрослого выполняет разнообразные разученные действия с предметами (качает куклу, находит у нее глаза, нос).

4. Употребляет (уже сознательно) простые слова - мама, папа, ба-ба, ав-ав, дай и т. д.

Двенадцатый месяц: В годовалом возрасте большинство детей начинает ходить, а иные даже очень преуспевают в этом занятии и способны бегать. Сначала ребенок держится за вашу руку и делает несколько шагов, а потом вы убираете руку, и малыш продолжает идти - иногда со страхом и одновременно с радостью в глазах. Он очень хочет быть похожим на вас

Обратите внимание на окружающую обстановку: упражнения ребенка в ходьбе не должны сопровождаться травмами, иначе ребенок из боязни боли не захочет повторять свои опыты снова и будет по привычке уверенно передвигаться на четвереньках. Вокруг вас и ребенка должно быть достаточно свободного пространства; исключается близость мебели с острыми углами; на полу не нужны коврики и дорожки, о складки которых ребенок может споткнуться; вообще на полу не должны лежать какие бы то ни было предметы - чтобы ребенок не спотыкался о них.

Не стремитесь ускорить процесс обучения ходьбе. Не забывайте, что ребенок быстро утомляется. К тому же ножки его должны постепенно окрепнуть - привыкнуть нести на себе вес туловища. Слишком долгая ходьба может привести к некоторому их искривлению. Вообще здесь существует прямая связь: ребенок тогда начинает уверенно ходить, когда становится совершенно готов к этому.

В этом возрасте ребенок любит играть кубиками, укладывая их один на другой; надевать колесики на стержень и т. п. Он произносит около 10-12 понятных слов, а также лепечет только ему понятные слова. Знает и показывает части своего тела: глаза, уши, руки, ноги и т. д. Охотно выполняет требования взрослых: относит и приносит обувь, закрывает и открывает дверь и пр. Показывает пальцем, где мама, папа, братик или сестричка.

Как вы уже заметили, ваш ребенок стал очень подвижен. В подвижности его и в новых возможностях скрыта опасность травмы. С учетом того, что малыш научился делать, осмотрите критически обстановку в своей квартире

(доме) и не оставляйте ребенка ни на минуту без вашего бдительного контроля.

Основные показатели психомоторного развития ребенка к 12 месяцам:

1. Ребенок свободно встает на ноги.

2. Ходит без помощи взрослых.

3. С помощью взрослых (когда его держат за руку) - бегает.

4. Подражая взрослому, повторяет некоторые простые действия и забавляется этим.

5. Без посторонней помощи пьет из чашки.

6. Произносит отдельные простые слова.

7. Понимает, что требуют от него взрослые.

3. Называет членов семьи по имени, порой, правда, сильно коверкая эти имена.

9. Просится на горшок.

Примите к сведению. Безусловно, не все дети начинают сидеть, ходить, говорить в строго определенные сроки, как и не у всех первый зуб появляется в одном и том же месте. Приведенные нами данные дают представление о развитии так называемого среднестатистического ребенка. Однако для оценки развития любого малыша, в том числе и вашего, все-таки необходимо иметь какие-то точки отсчета, поскольку это дает основу для сопоставлений и знание того, что выход за определенные границы означает отклонение от нормы. Например, если 10-месячный ребенок все еще не умеет сидеть, нужно обратиться за консультацией к врачу, который, возможно, выявит в ребенке признаки рахита.

И вот еще что. К сожалению, не у всех детей этот важный период жизни (от рождения до года) протекает безоблачно. Перенесенные болезни заметно сказываются на развитии детей. Например, после перенесенной пневмонии - даже средней тяжести - ребенок может пойти с некоторым запозданием. Также недоношенные дети, делают первые шаги несколько позже. Учитывайте это.

Ребенок, как и женщина, еще одна загадка природы. Они постоянно удивляют взрослых своими поступками. Радуют сердце и глаз. Дети, это лучшее что может случиться с влюбленными. Они объединяют людей. Взросление каждого малыша происходит в несколько этапов. На каждом из которых подстерегает огромное количество проблем.

Сложнее всего с ребенком, который не умеет самостоятельно не ходить, не говорить, не кушать с ребенком который не может сам абсолютно ничего. То есть, с младенцем. Он даже боится своих рук на этом периоде жизни. Когда ребенок начинает контролировать руки?

Данный процесс начинается после того как проходит хотя бы пол года жизни с момента рождения. С чем связанно данное поведение малыша? Просто не все системы отлично сформировались на момент рождения, поэтому ребенок не воспринимает свои руки и не знает для чего, они ему нужны. Проще сказать, для него это чужеродный объект, который постоянно мешает и норовит попасть в глаз или нос.

Ничего серьезного данная проблема собой не представляет, она проходит у всех детей. Когда ребенок перестает махать руками вы заметите это сами. И случается это в возрасте 3-6 месяцев, именно тогда дети начинают фиксировать свое внимание на предметах, а так же брать их в руки.

Ребенок обнаруживает, что у него есть руки

Гораздо больше времени, чем на осознание причастности к родным, ребенок тратит на то, чтобы обнаружить наличие у себя рук. Ваше лицо возникает в поле его зрения несколько раз в день, а его собственные руки обычно остаются вне поля его зрения и, соответственно, никак не воспринимаются его сознанием - до тех пор, пока сам ребенок не становится способен на некоторые действия, благодаря которым он осознает, что у него есть руки.

Однако этот этап не наступает, пока у него руки сжаты в кулачки. Но вот они разжались, и ребенок готов держать предметы, если вложить их ему в руки.

Шестинедельный младенец находит руки лишь на ощупь. Он умеет хватать одну руку другой, раскрывать и сжимать кулачки. К восьми неделям он манипулирует руками так же, любым другим предметом, но еще не поднимает руки к глазам, чтобы разглядеть их. Двухмесячный ребенок уже умеет управлять своими руками довольно-таки свободно, и поэтому, лежа на спине, он, конечно же, тряхнет погремушкой - и она, конечно же, загремит. Услышав звук, ребенок попытается понять, откуда он исходит, и вот, скосив глаза, он впервые в жизни видит собственные руки и зажатую в них погремушку. В последующие две-три недели очень важно давать ребенку игрушки, которые удобно хватать и которые легко издают звуки, когда ими тряхнешь даже не очень сильно.

К десяти-двенадцати неделям младенец уже хорошо играет руками, не сводя с них глаз; сводит руки вместе, разводит их в стороны, пока они не пропадут из поля зрения, снова сводит их, перебирая пальцы... Он в это время сосредоточен не меньше, чем пятилетний ребенок, который смотрит телевизор.

К трехмесячному возрасту он уже будет исследовать руки не только глазами, но и ртом. Как только ребенок начнет засовывать пальцы в рот, за ними последует в рот и многое другое - рот стал теперь частью его исследовательского аппарата, изучающего окружающий мир. Ребенок не сможет теперь всесторонне исследовать объект, пока не засунет его себе в рот. Не старайтесь отучить ребенка от этой “дурной привычки” - вы потратите время совершенно впустую и даже в ущерб развитию ребенка. Лучше регулярно мойте игрушки. Рот ребенка - часть большого исследовательского инструмента, поэтому особенно жалко, что у некоторых детей он почти всегда заткнут соской. Конечно, плаксивые, раздражительные дети, которым соска нужна почти постоянно, пожалуй, еще не способны играть собственными руками. Но большинство младенцев довольствуется соской лишь во время сна, так что их рты, как и руки, исследуют мир.

Новорожденные еще не способны управлять руками, контролировать движения и держать в ручках предметы. Но уже на третьей неделе жизни они могут увлекаться яркими вещами, следить за игрушкой глазами. Малыш еще не контролирует движения, но хватательный рефлекс развит хорошо практически с рождения.

После двух месяцев кроха начинает махать руками и ногами, а к четырем уже осознанно берет и удерживает предметы в руках. Давайте рассмотрим подробнее, во сколько месяцев ребенок начинает держать игрушки в ручках самостоятельно.

Во сколько месяцев ребенок начинает держать предметы

За счет хватательного рефлекса ребёнок может держать игрушку уже с двух-четырех недель с момента рождения. Он делает это непроизвольно и не может контролировать движения. Если дать крохе маленький предмет, он ухватит его неосознанно и будет держать, как мамин палец. Самостоятельно разжать пальцы в этом случае новорожденному невозможно, поэтому это придется сделать взрослому.

Для привлечения внимания ребенка в первые месяцы жизни используйте яркие игрушки, которые держите на расстоянии 30-50 сантиметров от лица младенца, чтобы тот заметил предметы. В этом возрасте отлично подходят цветные погремушки. Но не выбирайте слишком шумные изделия и не используйте резкие звуки, иначе кроха может испугаться.

Кроме того, малышам до пяти-шести месяцев не рекомендуется давать тяжелые погремушки и предметы, иначе при игре он может уронить игрушку и ударить себя. После двух месяцев младенец может удерживать компактные вещи в руке, изучать и тянуть в рот. А когда ребенок начинает держать погремушку или другую игрушку в руке осознанно, узнаем далее.

Когда ребенок сам берет и держит игрушки

После четырех месяцев малыши начинают осознанно хватать и брать предметы, которые попадают в поле зрение крохи. Кроме того, ребёнок притягивает игрушки и даже пытается трясти. Он хватает изделие, которое расположено на уровне глаз. Сжимает игрушку и усердно тянет ближе к себе, пытается засунуть в рот. Кроме того, детки могут стучать по подвешенным погремушкам.

После пяти месяцев ребенок начнет сам брать предмет с кровати или с пеленального столика, зажимать двумя руками и постепенно переходит на использование только одной руки. После полугода малыш должен уметь одновременно держать разные предметы в каждой ручке. При этом он уверенно берет желаемую вещь только одной рукой из положения лежа на животе, боку или спине.

После пяти-шести месяцев малыши могут самостоятельно играть погремушкой, держать и трясти, выбирать понравившуюся игрушку и отталкивать другие. Кроме того, он может сам снять носок с ноги и сцеплять ручки между собой. В этом возрасте важно обеспечить максимальную безопасность для ребенка, ведь он может схватить проходящее мимо животное за хвост, укусить тюбик с кремом и так далее.

Помните, что для каждого ребенка характерно индивидуальное развитие. И если он в четыре месяца еще не может удерживать или хватать игрушку, не нужно паниковать. Нужный навык сформируется чуть позднее. Однако вы можете помочь освоить данное умение при помощи легких упражнений.

Как научить ребенка держать предметы в руках

  • Выполняйте занятия в виде игр, используйте разговоры, . Будьте в хорошем настроении, не повышайте голос, не кричите и не раздражайтесь, если у крохи что-то не получается;
  • Выбирайте время для игр и занятий, когда малыш здоров и спокоен, сыт. Важно, чтобы кроху ничего не отвлекало и не беспокоило. При этом не оставляйте малыша одного с игрушкой, иначе он может травмироваться!;
  • Выполняйте упражнения по очереди для каждой руки, чтобы не сформировались навыки только правши или левши;
  • Чтобы научить кроху сцеплять ручки, регулярно соединяйте руки грудничка, чтобы он почувствовал сжатие пальцев. Хорошо помогает обвивание руками какого-нибудь предмета, например, погремушки или бутылочки для кормления;
  • Заинтересуйте ребенка яркой игрушкой. Поводите изделием перед лицом, погремите. Когда младенец заметит интересную вещь, начнет следить взглядом, вложите предмет в ручку. Кладите изделие поперек ладони между большим и другими пальцами. Помогите крохе соединить пальчики и обхватить игрушку. Сначала он будет держать вещи недолго, но постепенно период фиксации увеличивается;
  • Когда ребенок уже крепко и продолжительное время держит игрушку, разнообразьте упражнения. Начните тянуть предмет, пытаясь отобрать. Это улучшит реакцию крохи и увеличит напряжение в мышцах. В качестве развивающей игры используйте лоскутный коврик с крепко пришитыми крупными пуговицами, бусинами и прочими подобными изделиями;
  • Чтобы выработать хватательное движение, подвешивайте яркие изделия рядом с одной из ручек. Пусть кроха проявит самостоятельность и развивает движения;
  • Помогайте малышу трясти погремушку и сжимать пищащую игрушку. Он запомнит движения и будет повторять самостоятельно. А чтобы развить навык перекладывания предмета из одной ручки в другую, подводите свободную ручку к занятой, давайте дотронуться до вещи;
  • Обязательно хвалите кроху, когда тот смог выполнить задание. Это позволит малышу радоваться и осознавать успех, а также станет стимулов для последующих занятий;
  • Следите за чистотой игрушек, ведь малыши тянут каждый предмет в рот, особенно в период прорезывания зубов. Поэтому нужно регулярно стирать или мыть изделия, а пластмассовые, резиновые и стеклянные вещи – .

Какие игрушки выбрать ребенку

Мы узнали, в каком возрасте ребенок должен начать брать и держать в руках предметы. Но для формирования навыков и безопасности нужно правильно подобрать игрушки. Подходящим вариантом для первых занятий станет погремушка. Выбирайте изделия с длинной ручки около 15 сантиметров. Затем постепенно переходите на более мелкие вещи.

Игрушки должны быть яркими и музыкальными. Выбирайте красный, желтый, зеленый, оранжевый цвета. Используйте предметы с разной формой и фактурой. Это также развивает тактильные ощущения и мелкую моторику, формирует предпочтения и вкус. Погремушка будет полезна в первый месяц жизни крохи даже при условии, что он еще не умеет держать предметы. Малыши уже реагируют на звук.

В первые шесть месяцев для крохи хватит две-три погремушки разных цветов и размеров, одна-две подвесных игрушки, которые вешают в кроватку или коляску. Дополнительно можно использовать музыкальный мобиль, но он нравится не каждому ребенку. Если вы используйте музыкальные подвесные изделия для детей до двух лет, подвешивайте мобили и подобные игрушки не ближе, чем на 40-50 сантиметров, чтобы кроха не испугался.

К полугоду можно взять движущиеся игрушки и развивающие изделия, разные по текстуре. Но они не должны издавать слишком громкие и резкие звуки, быть большими, не должны быть объемными и тяжелыми, чтобы не испугать и не травмировать кроху. Кроме того, малыш должен легко и удобно держать предметы. Подробное развитие грудничка по месяцам вы найдете по ссылке .

Девять месяцев в животе у матери ребенок пребывает в состоянии невесомости. Появившись на свет, о своем теле он пока не знает ничего. Неокрепшие мышцы находятся в своеобразном тонусе и не могут пока служить крохе в полной мере. В первые месяцы после рождения движения ребенка неосознанные и хаотичные. Конечности как будто не принадлежат ему, поэтому родители в этот период могут заметить, что новорожденный боится своих рук. Внезапные прикосновения ручками к телу, царапанье пугают ребенка. Он вздрагивает, просыпается и плачет.

Почему младенец пугается своих рук?

Младенцы сначала осознают частью своего тела только рот, поскольку имеется во внутриутробном состоянии и к рождению ребенка уже полностью сформирован. Освоение других частей тела происходит постепенно.

После рождения руки у детей почти все время сжаты в кулачки и расслабляются только во сне. И хотя присутствует безусловный хватательный рефлекс, примерно до 2-3 месяцев ребенок не владеет своими руками. До этого возраста хватательные движения малыша рефлексивны, ребенок хватает то, что прикасается к ладошке или находится вблизи от нее (рефлекс Робинзона). Это и объясняет наличие нескоординированных малышом действий: щипание, хватание, царапанье, которые так пугают ребенка.

Чем помочь крохе?

Днем, когда ребенок бодрствует, то пугается рук не часто, это происходит из-за того, что малыш себя нечаянно царапает и потом плачет от боли. Поэтому необходимо следить, чтобы ноготки были , и надевать антицарапки. Удобней, когда они приделаны к рукавам. Отдельные антицарапки многие малыши снимают.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Во время сна внезапные взмахи руками и хватания действительно пугают кроху. Для того чтобы он не бояться своих рук, новорожденного пеленают.

Современные педиатры советуют «свободное» пеленание, которое сохраняет естественное положение конечностей и возможность движения.

«Тугое» пеленание, которое использовали раньше, может тормозить развитие моторных, осязательных и других навыков малыша.

«Свободное» пеленание способствует более быстрому знакомству новорожденного со своими руками. Поэтому пеленать с ручками стоит не дольше первого месяца, а в дальнейшем, месяцев до трех, пеленать только ножки. После 3-х месяцев в пеленании смысла уже нет, так как с этого возраста начинается угасание безусловного хватательного рефлекса и формирование произвольного хватания.