Конспект ориентировка в пространстве. План-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему: конспект занятия по фэмп «ориентировка в пространстве

Цель: Упражнять детей в правильном определении пространственного расположения предметов относительно себя.

Задачи:

  • Воспитывать наблюдательность
  • Активное запоминание
  • Активизировать словарь
  • Учить словестно описывать место положение предмета в окружающем пространстве
  • Развитие мелкой моторики рук.

Материал:

  • кукольный персонаж «Незнайка»
  • игрушки (кукла, пирамидка, матрешка)
  • листы формата А-4, на каждого ребенка
  • раздаточный материал (квадрат, круг, елочка, лисичка), клей карандаш

Ход занятия.

Дети сидят полукругом перед столиком. На столе ширма.

Воспитатель:

— Дети, к нам в гости пришел один мальчик, кто скажет, как его зовут? (Незнайка)

Правильно, это незнайка и он хочет с вами немного поиграть. Незнайка принес с собой игрушки. Посмотрите, какие игрушки принес Незнайка?

(Ответы детей, дети называют игрушки, которые стоят на столике).

— Как мы будем играть? Незнайка, расскажи детям! – начинает игру воспитатель.

— Ребята, давайте поиграем с вами – говорит Незнайка.

— Я расставлю игрушки на столе. Посмотрите, как они стоят? (ответ детей –рядом друг с другом);

— Где стоит кукла? (посередине стола, между матрешкой и пирамидкой);

— А где стоит пирамидка? (ответы детей – справа от неё);

— А как можно сказать, где стоит матрешка? (слева от куклы).

Запомнили, как стоят игрушки? Незнайка ставит перед игрушками ширму и просит повторить 2-х, 3-х детей. Хвалит их за правильный ответ.

Так, ребята, а теперь я закрою игрушки ширмой и что-то здесь переставлю, а вы отгадаете, что изменилось. Хорошо?

Воспитатель закрывает игрушки ширмой и переставляет их. Ставит игрушки друг за другом. Куклу поближе к детям, а сзади неё матрешку и пирамидку. Незнайка спрашивает детей, что изменилось. Как теперь стоят игрушки? Кто стоит к ним ближе, кто дальше всех? Кто стоит перед матрешкой, кто стоит за ней. Затем делается ещё 2-3 перестановки.

В последний раз Незнайка предлагает расположить игрушки так, как стояли в начале игры. Помогает, если возникают затруднения. А потом приглашает всех детей пройти на коврик и поиграть.

Игра « Кто за кем стоит»

Дети становятся врассыпную, Незнайка просит детей вспомнить, где у них правая рука, затем дотронуться рукой до правого уха, до левого уха. Спросить у 2-х, 3-х детей кто стоит слева от него, кто стоит справа от него. Потом Незнайка просит всех детей повернуться на право. Спрашивает у 3-х, 4-х ребят кто стоит перед ним, кто стоит за ним. Незнайка хвалит детей и предлагает поиграть ещё в одну игру.

Игра « Угадай, где нахожусь »

Воспитатель меняет местоположение Незнайки, а дети должны ответить, где находится персонаж (на стуле, под столом, за спиной, передо мной, на полу и т. д.).

После игры Незнайка благодарит детей за весело проведенное время и прощается с ребятами. А воспитатель предлагает детям пройти за столы и сделать пальчиковую гимнастику.

Физкультминутка.

Разотру ладошки сильно.

Каждый пальчик покручу,

Поздороваюсь я сильно,

И вытягивать начну.

Руки я затем помою,

Пальчик к пальчику сложу,

На замочек их закрою,

И тепло я поберегу.

Дети садятся за столы, подвигают к себе подносы с заготовками.

Воспитатель просит детей быть очень внимательными и работать строго по инструкции.

Воспитатель обращается к детям:

— возьмите квадрат и приклейте его в центр листа,

— треугольник над квадратом,

— что у вас получилось? (дети – домик)

— круг в правый верхний угол,

— елочку слева от домика,

— лисичку в нижний правый угол,

— зайку в левый нижний угол.

Затем дети прикрепляют свои работы на магнитную доску, рассматривают, уточняют, у кого получилось, кто допустил ошибки. Идет анализ работ.

Воспитатель проводит с детьми гимнастику на расслабление глаз.

В конце занятия педагог хвалит детей и говорит, что Незнайка оставил для них небольшой сюрприз. Показывает шкатулку, открывает и раздает шоколадные медальки.

Заключение: Занятие проведено в целях формирования у детей умения ориентироваться в пространстве и на плоскости. С последующим закреплением тифлопедагогом при моделировании простейших схем (планов) микропространства.

Введение

Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, а как он насыщен познанием! Каждый день приносит ребенку что-то новое, неизведанное, становится близким раннее недоступное.

В работе отечественных психологов и педагогов показана ведущая роль обучения в формировании мышлении. Такой подход основан на теории развивающего обучения, созданной выдающимся советским психологом Выготским, который утверждал, что обучение идет впереди развития и ведет его за собой.

Развивая гипотезу о «зоне ближайшего развития», он утверждал, что развитие надо определять не только по показателям, характеризующим самостоятельную деятельность детей, но и по тем возможностям, которые ребенок может реализовать в сотрудничестве со взрослым.

Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др. Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей. Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления. Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики .

1. Сущность ориентировки в пространстве.

Важное значение для эффективности формирования пространственных представлений имеет развивающая среда. Она включает в себя комплексное психолого-педагогическое воздействие и интеграцию в различные виды детской деятельности:

1. В специально-организованной деятельности (динамические упражнения, пальчиковая гимнастика, упражнения с использованием игровых моментов, специальные игры и т. д.).

2. Вне занятий (игра, прогулка, режимные моменты: умывание, закаливающие процедуры, одевание, зарядка и др.).

3. В других видах деятельности (конструирование, аппликация, изобразительная деятельность, физкультурные и музыкальные занятия).

4. Совместной с родителями деятельности.

Особенно важно стимулировать перенос ребенком знаний из специально организованной дидактической среды в жизненную обстановку.

Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Диапазон его зависит от того, насколько тонко ребенок владеет суммой специальных действий (рассматривание, ощупывание, сравнение, сопоставление, выделение главного и второстепенного и т.д.), влияющих на восприятие и мышление. Не менее существенна и пространственная ориентировка детей, так как в это понятие входит оценка величины предметов, их форма, взаимоположения и положения относительно субъекта. Поэтому ориентировка в пространстве непосредственно связана с разделами «Величина», «Геометрические фигуры» и тоже имеет чувственную основу. Она предполагает умение пользоваться какой-либо системой отсчета. Ребенок ориентируется, применяя так называемую чувственную систему отсчета, т.е. по сторонам собственного тела. Он практически соотносит объекты с частями тела: вверху - где голова, внизу - где ноги. Другими словами, дошкольник (особенно младший) осваивает «схему» собственного тела, которая по сути и является для него системой отсчета.

Следовательно, главное здесь непосредственный жизненный опыт, приобретаемый ребенком. Позднее, в старшем дошкольном возрасте, к нему прибавляется словесная система отсчета, ориентация на основе пространственных направлений: вперед-назад, вверху-внизу, слева-справа.

Объем программного содержания раздела «Ориентировка в пространстве» от одной возрастной группы расширяется и углубляется. Это обеспечивает доступность и постепенность в рассмотрении различных вопросов на разных возрастных ступенях.

II младшая группа . Ориентировка в пространстве помогает ориентироваться в расположении частей своего тела (голова, ноги, глаза, уши, спина и др.) и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: впереди - сзади (позади), вверху - внизу, справа (направо) - слева (налево). Различать правую и левую руки.

Средняя группа. Ориентировка в пространстве развивает умение определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед - назад, направо - налево, вверх - вниз); обозначать словами положение предметов по отношению к себе (предо мной стол, справа от меня дверь, слева - окно, сзади на полках - игрушки).

Начинается знакомство с пространственными отношениями: далеко - близко (дом стоит близко, а березка растет далеко).

Примерные игры:

«Купание куклы»

«Что изменилось?»

«Шары с подвесными шариками»

«Оденем кукол»

Старшая группа . Совершенствуется умение ориентироваться в окружающем пространстве: слева - справа, вверху - внизу, впереди (спереди) - сзади (за), между, рядом с, двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками - указателями направления движения (вперед, назад, направо, налево и т.д.).

Ориентировка в пространстве помогает определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов. Ориентировка на листе бумаги (справа - слева, вверху - внизу, в середине, в углу).

Примерные игры:

«Кто скажет правильно?»

«Что изменилось?»

«Угадай, что где находится?»

«Составь такой же узор»

«Где звенит колокольчик?»

«Кто ушел и где стоял?»

«Куда бросили мяч?»

Подготовительная группа. Ориентировка в пространстве позволяет ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т.д.); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (слева, справа, вверху, внизу, левее, правее, выше, ниже, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.).

Знакомство с планом, схемой, маршрутной картой. Развитие способности к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы.

Дети учатся читать простейшую информацию, обозначающую пространственные отношения и направление движения объектов (слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз); самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения направления движения (знаки и символы).

Примерные игры:

«Путешествие по комнате. Куда пойдешь, что найдешь?»

«Встань там, где я скажу».

«Назови скорей».

Пройди к флажку».

«Отгадай, где это?»

«Угадай, что изменилось?»

«Где звенит колокольчик?»

«Где находится?»

Результативность знаний, умений и навыков у дошкольников по ориентировке в пространстве можно отследить по результатам диагностики используя следующие методики:

1. «Пробы Хеда».

Цель: Изучить состояния пространственных представлений о собственном теле.

2. Методика «Что находится спереди от меня?».

Цель: Изучить пространственные представления относительно себя.

3. Методика «Расположение предметов на рисунке».

Цель: Изучить пространственные представления относительно предмета.

4. Методика «Графический диктант» (Д. Б. Эльконин).

Цель: Выявить умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого на листе бумаги.

К выпуску из детского сада, дети должны понимать пространственные отношения между предметами, связанные с усвоением многих предлогов и наречий (наверху, внизу, справа, слева, впереди, сзади, над, под, за, в, на, между, напротив и др.); осознавать значение пространственных терминов и их появление в активном словаре ребенка, что совершенствует грамматический строй его устной речи, а в дальнейшем и письменной; уметь ориентироваться на листе бумаги; овладевать способностью к пространственно-временной обработке информации, что позволяет составить рассказ по картине или серии картин, овладеть письмом, чтением, математическими операциями, пониманием условий задач и т. д. ; хорошей ориентировки в пространстве.

Таким образом, пространственное восприятие и умение ориентироваться в пространстве является важнейшей предпосылкой при становлении всех видов детской деятельности, в том числе в школьные годы. Сформированность у ребёнка пространственных отношений повышает результативность и качество его учебной деятельности.

2. Дидактические игры и упражнения по разделу “ориентировка в пространстве”.

На занятиях и в повседневной жизни широко используют дидактические игры и игровые упражнения. Игры несут основную учебную нагрузку в работе по развитию ориентировки в пространстве. Организуя игры вне занятий - закрепляют, углубляют и расширяют пространственные представления детей.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, т. е. те качества которые необходимы для нормального ориентирования и для дальнейшей жизни. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. Дидактические игры позволяют расширить знания детей о пространстве. Вот по чему на занятиях и в повседневной жизни, воспитатели должны широко использовать дидактические игры и игровые упражнения.

Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одного из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятий по формированию элементарных пространственных представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений.

Ориентирование по словесному описанию.

Занятие может проходить с помощью игр: «Сервируем завтрак», «В магазине» и т.п. Например, игра «Помоги маме накрыть на стол»: «поставь вазу с цветами посередине стола. Слева от вазы поставь хлебницу. Справа - специи (соль, перец). Столовые приборы расположи по порядку - слева направо. Под столовую тарелку поставь десертную. Положи справа от тарелки нож, слева - вилку» и т.д.

Формирование пространственных представлений.

Во время прогулки ребенку предлагается найти по вашим указаниям определенное дерево, под которым «зарыт клад»: «пройди 10 шагов вперед, повернись направо и пройди 5 шагов, затем 3 шага назад» и т.д. Используются так же игры «Найди игрушку», «Куда спрятались дети» и т.д. Можно попросить ребенка определить расположение предметов относительно себя - впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу, перед, за, - «Определи, что справа от тебя, что слева от тебя, что впереди тебя (сзади, сверху, снизу); покажи направление от себя: вперед (впереди), назад (сзади), направо (справа), налево (слева)».

3. Формирование у детей словесной системы ориентировки в пространстве «от себя и от объекта».

Этапы пространственной ориентации «на себе», «от себя» и «от объектов» не сменяют друг друга, а сосуществуют, вступая в сложные диалектические взаимоотношения. Ориентировка «на себе» не только определенная ступень, но и непременное условие и при ориентировке в расположении предметов как «от себя», так и «от объектов». Определяя расположение предметов, человек постоянно соотносит окружающие предметы с собственными координатами. Это особенно отчетливо делает ребенок, чтобы определить правое и левое от человека, стоящего напротив: ребенок прежде всего определяет данные стороны «на себе», затем совершает мысленный поворот на 180° и, встав в позицию напротив стоящего человека, определяет его правую и левую сторону. Только после этого ребенок сможет определить пространственное расположение справа и слева от другого человека. Следовательно, ориентировка «на себе» является исходной. Ориентировка «от себя» предполагает умение пользоваться системой, когда началом отсчета является сам субъект, а ориентировка «от объектов» требует, чтобы началом отсчета был тот объект, по отношению к которому определяется пространственное расположение других предметов. Для этого необходимо уметь вычленять различные стороны этого объекта: переднюю, заднюю, правую, левую, верхнюю, нижнюю. Развитие пространственной ориентации в расположении предметов «на себе», «от себя», «от другого объекта» и происходит в период дошкольного возраста. Показателем ее развития у детей может служить постепенный переход от использования ребенком системы с фиксированной точкой отсчета («на себе») к системе со свободно перемещаемой точкой отсчета («на других объектах»). Восприятие и отражение пространственных отношений между предметами у детей в дошкольном возрасте происходит постепенно.

На первом этапе пространственные отношения еще не выделены ребенком. Окружающие предметы он воспринимает как отдельные, не осознавая при этом пространственных взаимосвязей, существующих между ними. Так, многие дети в среднем дошкольном возрасте определяют различные пространственные группы предметов как адекватные на основе лишь признака общности входящих в них предметов.

Второй этап характеризуется первыми попытками восприятия пространственных отношений. Однако точность оценки этих отношений еще относительна. Например, дальность расположения объекта от принятой точки отсчета еще весьма затрудняет ребенка, пространственные отношения сравнительно близко расположенных друг к другу предметов воспринимаются как «непрерывность».

Третий этап характеризуется дальнейшим совершенствованием восприятия пространственного расположения предметов Большую роль в правильной оценке отношений между предметами играет слово, которое способствует более точной их дифференцировке.

Усвоение детьми значения пространственных предлогов и наречий позволяет более точно осмыслить и оценить расположение объектов и отношений между ними. Ориентировки “на себе”, “от себя”, применение их на различных предметах позволяют ребенку уяснить значение таких пространственных предлогов, как в, под, на, за. Предлог на обычно ассоциируется с верхней плоскостью предмета (на столе, на стуле); предлог под – с нижней стороной; предлог в воспринимается как указание на расположение внутри какого-либо объекта. Освоение системы отсчета и ориентировки в окружающем пространстве по сторонам собственного тела и других предметов, развивает у детей умение давать словесную характеристику пространственной ситуации. Направление “вверх – вниз” (“вверху – внизу”) позволяет ребенку уяснить такие ориентировки, как “над” и “под”, “посередине” и “между” при расположении группы предметов по вертикальной линии. Направления “направо – налево” (“справа – слева”) помогает лучше понять пространственные отношения, определяемые словами рядом, посередине и между, сбоку или с краю. Направление “вперед – назад” (“впереди – сзади”) способствует уяснению таких пространственных отношений, как “впереди”, “перед”, “напротив”, “за”, “позади”, “посередине” и “между” при расположении предметов по фронтальной линии от исходной точки отсчета.

Заключение

Подводя итог, можно сказать, что знания о пространстве и навыки ориентации чрезвычайно важны для всестороннего развития ребенка.

можно сделать следующие выводы и обобщения:

  1. Способность к пространственному ориентированию обеспечивается взаимодействием двигательно-кинестетического, зрительного и слухового анализаторов;
  2. Развитие пространственной ориентировки происходит в тесной связи с формированием ощущений (в частности – ощущения своего тела), с совершенствованием двигательных навыков, с расширением практического опыта детей;
  3. Овладение навыками пространственной ориентировки совершенствует сенсорные и интеллектуальные способности, улучшает выполнение физических и музыкально-ритмических упражнений;
  4. Наилучший результат в формировании навыков пространственной ориентировки приносят занятия, проводимые в игровой форме;

Уровень развития пространственной ориентировки у дошкольников, позволяют своевременно выявить отставание в формировании и развитии ориентировки. Это дает возможность вовремя откорректировать нарушения.

Таким образом, развитие пространственных представлений, являясь составной частью в работе по формированию знаний и навыков в различных видах деятельности, выделяется как одна из важнейших задач коррекционной работы, проводимой с детьми дошкольного возраста.

Список литературы.

1. Ерофеева Т. И., Математика для дошкольников: Просвещение, 1992.

2. Ерофеева Т.И., Методика обучения математике: Ассоциация « Профессиональное образование», 1994.

3. Метлина Л. С., Математика в детском саду: Просвещение, 1984.

4. Семаго, Н. Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего возраста: [Текст]: Практическое пособие. - М.: Айрис - пресс, 2007.

5. Титова, О. В. Справа - слева. Формирование пространственных представлений у детей [Текст]: Методическое пособие. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004.

Совершенствовать счетные навыки детей; учить соотносить цифру с количеством предметов; развивать мыслительные операции, внимание, фантазию, пространственные представления, уточнить отношения: слева, рядом, между, за кем, перед кем, справа, прямо, впереди, сзади; умение ориентироваться на листе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по математике в старшей группе

«Ориентировка в пространстве»

Задачи образовательных областей:

Познание:

  • Совершенствовать счетные навыки детей.
  • Учить соотносить цифру с количеством предметов.
  • Развивать мыслительные операции, внимание, фантазию, пространственные представления, уточнить отношения: слева, рядом, между, за кем, перед кем, справа, прямо, впереди, сзади.
  • Умение ориентироваться на листе.

Физическая культура:

Здоровье:

  • Способствовать повышению общей работоспособности детей, снятию психического напряжения, легкому переключению с одного вида деятельности на другой.
  • Развивать навыки артикуляционного уклада.

Безопасность:

Социализация:

  • Побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию, умение работать в парах, индивидуально, коллективно для достижения общей цели.
  • Развивать положительную самооценку у каждого ребенка, чувство близости и позитивного принятия сверстника («Связующая нить»)
  • Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность.

Коммуникация:

  • Осваивать элементарные навыки речевого этикета;
  • Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими;
  • Воспитывать в детях силу воли, достижение своей цели.
  • Учить сопереживать чужому горю.

Труд:

  • Поощрять желание участвовать в совместном труде

Музыка:

  • Развитие образных движений посредством игры (внимания, воображения, коммуникативных навыков)

Художественное творчество:

Материал : Демонстрационный:

Клубок с ниткой шерстяной; письмо; ткань для речки, резиновые дорожки; набор карточек для игры «Оживи картину»: корзина с лекарством.

Ход игровой ситуации

Дети заходят, здороваются с гостями.

В : Для начала встанем в круг,

Сколько радости вокруг!

Мы все за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Мы готовы поиграть,

Ну что, можно начинать!

(катится клубочек)

В. Ребята, смотрите, к нам еще один гость катится – интересно, что он хочет нам сообщить, как вы думаете?

В : Смотрите, рядом письмо! Сейчас я вам его прочитаю: «Здравствуйте ребята, меня зовут Даша, помогите мне пожалуйста, я немного приболела и мне необходимо лекарство. Путь к моему дому лежит через лес, в котором живет Баба – Яга, будьте осторожны. Чтобы найти ко мне дорогу вам надо выполнить несколько заданий. Жду в вас к себе гости.

Ну что, ребята поможем Даше, отнесем ей лекарство?

Д : Да!

В. Давайте расскажем клубочку о нас, о тех, кто собирается выручать Дашу. Пусть каждый из вас назовёт своего друга соседа справа. Передавайте клубок ниток так, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить .

Игровое упр. «Связующая нить »

В : Ребята! Давайте натянем нить и представим, что мы единое целое, каждый из нас значим и важен. Мы самая хорошая и дружная группа «Почемучки», мы все любим друг друга и никогда не будем друг друга обижать. А когда мы вместе нам и трудности не страшны. Ты катись клубочек вперед к Даше и скажи ей, что мы обязательно придем к ней на помощь. Правда, ведь, ребята? (бросаю клубочек вперед)

В .: Тогда нам нужно отправляться в путь. И так первое задание.

Игра «Разложи цветочки по порядку»

Посмотрите ребята на полянке много цветочков их надо разложить по порядку от 1 до 10.

Молодцы ребята справились с этим заданием.

Вот вам и подсказка: 3 шага прямо.

В: Ребята, прислушайтесь, вы слышите, что-то журчит (речка)

В: Ее можно перешагнуть, как ручеек?

Д : Нет. Река широкая.

В : Правильно, очень широкая река.

Дети, что же нам делать? Как можно перебраться через реку?

Дети предлагают варианты решения проблемы.

В : Но подождите, здесь лежат какие-то плитки, что мы можем из них сделать?

Д: Мостик.

В: Чтобы удержать равновесие при переходе можно руки отвести в стороны. А теперь осторожно переходим через мостик.

Знак – повернуть направо и сделать 4 шага вперёд.

Дети посмотрите на какую полянку мы с вами попали?

Д: Грибную.

Игра «Разложи правильно»

Положите свою карточку с цифрой в то место, в котором количество грибов соответствует цифре (дети поясняют) и скажите где грибов больше всего?

В . Ребята, вот вам еще один знак Алена сделай 5 шагов прямо вперёд.

Костя встань за Аленой, … перед… , …рядом…, …за…, …справа…, … перед.., …слева… и т.д.

Ой ребята посмотрите корзинка стоит давайте посмотрим, что в ней? Да это же лекарство для Даши. Как вы думаете кто это для Даши оставил? Конечно же лесные жители (забираем лекарство).

Налево пойдём – домой попадём

Прямо пойдём – к гостям попадём

Направо пойдём – к Бабе Яге попадём. Куда пойдем? А давайте подразним Бабу Ягу.

Физкультминутка :

В лесу темном, есть избушка.

Стоит задом – наперёд,

В той избушке есть старушка,

Бабушка – Яга живёт.

Нос крючком, глаза большие,

Словно угольки горят.

Ух, сердитая какая,

Дыбом волосы стоят.

А теперь немного отдохнём, и сделаем для Даши сюрприз.

Сели ровно, выпрямили спинки

Стали наши спинки, точно как тростинки.

Дети за столами рисуют картину.

Игра «Оживи картину»

- Вы превратитесь в настоящих « художников » по моему указанию будете рисовать картину, будьте внимательны: по середине рисуем домик, внизу в левом углу - дерево, в верхнем правом углу – солнце, нарисуйте в левом верхнем углу – облако, в нижнем правом углу – грибок.

В: -какие замечательные получились картины.

- А вот мы и пришли к домику Даши.

Давайте поздороваемся с Дашей и расскажем, о том как мы до неё добирались.

В: Что вам больше всего запомнилось на пути. Какие задания понравились больше всего? А какое было самым легким? Какое задание вам показалось самым сложным? А как вы думаете, почему вы справились со всеми заданиями?

Потому что вы очень дружные, умеете считать, ориентироваться в пространстве, помогаете друг другу. Я вас всех благодарю за активное участие.


Конспект НОД «Пространственная ориентировка в пространстве и на плоскости» в подготовительной группе «Вовка в Тридевятом царстве»

Уважаемые коллеги, предлагаю вам конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе. Данный конспект можно использовать для проведения открытого показа для родителей.
ЦЕЛЬ: Создание условий для развития ориентировки в пространстве и на плоскости.
ТЕМА: «Пространственная ориентировка в пространстве и на плоскости».
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
- Закреплять умение ориентироваться в расположении частей своего тела;
- Уточнять и закреплять пространственные представления детей («на», «над», «под»);
- Уточнять и обобщать понятия «слева», «справа», «посередине»;
- Закреплять умение определять свое место среди окружающих людей;
- Формировать умение ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска);
- Способствовать повышению компетентности родителей в вопросе развития пространственных представлений у детей при обучении ориентировке на плоскости.
Воспитательные:
- Воспитывать умение выполнять коллективные действия;
- Воспитывать у детей чувство взаимопомощи, доброжелательное отношение к окружающим, желание помочь, организованность.
Развивающие:
- Развивать концентрацию внимания, наблюдательность, связную речь;
- Тренировать мыслительные операции сравнение, аналогия и обобщение.- Ребята, давайте поиграем с нашими массажными шариками. Положите шарик на правую ладонь, сверху накройте левой ладонью и повторяйте за мной.
Я мячом круги катаю (мяч между ладоней)
Взад – вперед его гоняю (смена рук)
Им поглажу я ладошку, (соответственно)
Будто я сметаю крошку. (смена рук)
И сожму его немножко (сжимаем шарик)
Как сжимает лапку кошка. (смена рук)
Каждым пальцем мяч прижму (соответственно)
И другой рекой начну. (смена рук)
А теперь последний трюк: (перебрасывание мяча из руки в руку)
Мяч летает между рук.

Раскрываем шарик, достаем колечко. На каждую строчку надеваем колечко на один палец. Начинаем с большого пальца на левой руке.
Птичек мы окольцевали.
Наблюдали, узнавали.
Улетев в какие дали.
Холода пережидали.
Что пернатые клевали?

Гнезда где свои свивали?
Где вы яйца отложили?
Как вы бури пережили?
Сколько вы, в конце концов,
В гнездах вывели птенцов?

ВКЛЮЧЕНИЕ В ИГРОВУЮ СИТУАЦИЮ.
- Ребята, я сегодня утром, перед дверью в нашу группу, нашла вот это письмо от Вовки из Тридевятого царства. Но на нем написано, что это письмо из сказочной страны и просто так не откроется. Чтобы его открыть, надо выполнить задание. Надо внимательно послушать стихотворение и ответить на вопросы. Согласны?
Стоял ученик на развилке дорог.
Где право, где лево – понять он не мог.
Но вдруг ученик в голове почесал
Той самой рукою, которой писал,
И мячик кидал, и страницы листал,
И ложку держал, и полы подметал.
«Победа!» - раздался ликующий крик.
Где право, где лево узнал ученик.
- Какой рукой ученик выполнял действия? (Правой)
- Что делал ученик правой рукой? (Писал, мяч кидал, страницы листал, ложку держал, полы подметал)
- Покажите свою правую руку. Покажите другую свою руку. Какая это рука? (Левая)
- Молодцы, справились с заданием. Попробуем открыть письмо и посмотрим, что же Вовка нам написал.
«Здравствуйте, ребята. Я Вовка из Тридевятого царства. Я собрался в школу, в первый класс, но для этого мне необходимо выполнить сложные задания. Без вашей помощи, друзья, мне не как не обойтись».
- Ну что, ребята, надо выручать Вовку. Поможем? Давайте посмотрим, какие же задания нам надо выполнить, чтобы помочь ему во всем разобраться.
ЗАДАНИЕ 1. «СМОТРИ, НЕ ОШИБИСЬ» (проверка усвоения схемы тела)
- Правой рукой возьмитесь за левое ухо. Левую руку положите на правое плечо. Правую ногу выставьте немного вперед. Правой рукой закройте правый глаз. Левой рукой достаньте до левого колена. Выпрямились, опустили руки.
- Молодцы, с первым заданием вы справились.
ЗАДАНИЕ 2. «ЧТО И ГДЕ» (работа по картине)
- Подойдите к картине. Внимательно рассмотрите, что и где изображено на ней.
- Что изображено в центре этой картины? (Домик)
- Сколько и каких предметов справа от домика? (справа – 1 береза, 2 гриба, 1 цветок, 1 птица). А слева? (3 дерева, 1 гриб, 1 цветок)
- Правильно, вы очень внимательные.
ЗАДАНИЕ 3. «УКРАСЬ КОВЕР» (действия с конкретными предметами)
- А сейчас мы подойдем к доске, на который будет изображать ковер. Но он у нас некрасивый, просто зеленый. Нам надо его украсить, чтобы он всем понравился. Каждый из вас по очереди сделает то, что я его попрошу:
- Правой рукой возьми треугольник и положи его в левый верхний угол ковра.
- Левой рукой возьми квадрат и положи его в нижний правый угол ковра.
- Правой рукой возьми круг и положи в центр ковра.
- Левой рукой возьми овал и положи в правый верхний угол ковра.
- Правой рукой возьми прямоугольник и положи в нижний левый угол ковра.
- Посмотрите, какой нарядный ковер у нас получился.
ЗАДАНИЕ 4. «БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ»
Раскрась все фигурки, которые нарисованы в верхних правых углах квадратов, в синий цвет; в верхних левых - в красный; в нижних левых - в зелёный; в нижних правых - в коричневый; в центре - в жёлтый.
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА.
- Давайте с вами немного отдохнем.
Эй, ребята, становитесь.
Справа – друг, и слева – друг,
Вместе все в веселый круг!
Топни правою ногой,
Топни левою ногой,
Вправо, влево головой.
Шаг – вперед, два – назад,
Отвернемся, повернемся,
Снова за руки возьмемся!
Три шага вперед дружок –
Станет тесным наш кружок.
Покружились, потолкались,
Отвернулись, разбежались.
ЗАДАНИЕ 5. «НА, НАД, ПОД» (работа с раздаточным материалом)
- Сейчас пройдите на свои места и посмотрите, что лежит у вас на столах. (У каждого ребенка картинки, соответствующие предметам на сюжетной картинке).
- Покажите картинки, на которых изображены предметы, находящиеся, над скамейкой. (Солнце, птица, облака)
- Покажите картинки, на которых изображены предметы, находящиеся на скамейке. (Девочка, кошка)
- Покажите картинки, на которых изображены предметы, находящиеся под скамейкой. (Собака)
- Покажите предметы, находящиеся справа от скамейки. (Солнце, цветы)
- Покажите картинку, на которой изображен предмет, находящийся слева от скамейки. (Дерево)
- Очень хорошо, и с этим заданием вы справились.
ЗАДАНИЕ 6. «РАСКРАСЬ УЗОР». (работа на листе бумаги)
- Возьмите листок. Он разделен на две части, в каждой из которых нарисованы одинаковые геометрические фигуры. Мы должны раскрасить наш геометрический узор.
- Раскрасить круг над чертой, синим карандашом, круг под чертой красным карандашом, треугольник под чертой желтым, над чертой зеленым. Прямоугольник над чертой заштрихуй, в прямоугольнике под чертой поставь три точки.
- Посмотрите на мой узор и сравните со своим. Если вы были внимательными и выполнили все правильно, то они должны быть одинаковыми.
ОЦЕНКА РАБОТЫ ДЕТЕЙ.
- Ребята, подойдите ко мне. Сегодня вы меня очень порадовали. Я прямо сейчас напишу Вовке письмо и расскажу, как вы справились с его заданиями. Пусть тоже научится и может смело идти в школу. Вы сегодня на занятии очень хорошо поработали, все старались, и за это вас ждет сюрприз. Закройте глаза, вытяните вперед правую руку. (Каждому ребенку в руку кладется конфетка).

Программное содержание: 1. Развитие пространственных представлений в процессе прочтения и изображения плана группы. Нахождение предметов в группе с помощью плана. 2. Учить детей правильно употреблять предлоги: на, в, под, перед, за. 3. Повторить ориентирование на листе. 4. Воспитывать нравственные качества: вежливость, доброжелательность.

Материал: План группы, спрятанные в группе “осколки” картины, карандаши, конверты с заданиями.

Ход занятия

Дети выходят из спальни, здороваются. У каждого ребенка на груди эмблема (геометрическая фигура, отличающаяся по цвету и форме). Из коридора слышен плач, крики. Воспитатель заводит в группу принцессу. Она плачет, грубит. Злой волшебник заколдовал ее, забрал улыбку, вежливость, бодрость.

Воспитатель предлагает детям помочь принцессе, вернуть ей улыбку, бодрость, вежливость. Читает стих:

Кто вечно хнычет и скучает,
Тот ничего не замечает.
Кто ничего не замечает,
Тот ничего не изучает.
Кто ничего не изучает,
Тот вечно хнычет и скучает…

Все вместе отправляются в путь, закрывают глаза, воспитатель произносит волшебные слова. Ребята открывают глаза и видят перед собой волшебный камень со стрелками, которые указывают путь.

Воспитатель предлагает взять стрелку, которая указывает направо: “Направо пойдешь – вежливость найдешь”.

Все становятся лицом к камню, поворачиваются направо, делают три шага вперед, находят конверт и волшебный клубочек с завязанными узелками.

В конверте задания:

  1. “Скажи наоборот”
  2. Ласковые слова” произносят сидя в кругу и воспитатель развязывает узелки на клубочке.
  3. “Покажи, как вежливо здороваются мужчины, женщины, солдаты, друзья, собаки…”

Принцесса вспоминает волшебные слова, говорит “спасибо” ребятам и показывает, как здороваются у них в королевстве.

Все возвращаются к камню. Воспитатель читает: “Прямо пойдешь – бодрость найдешь”. За камнем лежит конверт. Распечатывают, в нем задания:

  1. Игра “Что за спиной?”
  2. (Два ребенка становятся спиной друг к другу, кружатся, затем поворачиваются и друг у друга спрашивают: что у тебя за спиной?)

  3. Физминутка:

Как живешь?
А плывешь?
Как бежишь?
Вдаль глядишь?
Ждешь обед?
Машешь вслед?
Утром спишь?
А шалишь?

Принцесса делает разминку вместе с детьми и к ней возвращается бодрость. Она благодарит детей.

Возвращаются все к камню. Воспитатель читает на стрелке: “Налево пойдешь – улыбку найдешь”.

Повернулись лицом к камню, налево, сделали три шага, нашли конверт. Воспитатель читает:

Кто-то бросил нам в оконце,
Посмотрите, письмецо!
Может, это лучик солнца,
Что щекочет мне лицо?
Может, это воробьишко,
Пролетая обронил?
Может, это кот, как мышку,
На окошко заманил?

Открывают конверт, в нем задания:

1. “Найди конверт”

(- Для каждого из вас, ребята, есть конверт, он лежит в условленном месте. Найдите конверт, с такой же эмблемой, как у вас на одежде. Сядьте за стол, но конверт не открывайте.)

Дети находят конверт, проговаривают, где он лежал (на шкафчике, под стулом, в книге…) и садятся за стол.

2. “Соедини точки”

(Задания на конвертах).

3. “Найди осколок”

Дети из конвертов достают план группы. Принцесса не знает, что это такое. Дети объясняют, что на плане обозначено красным, черным, синим цветом. Воспитатель рассказывает ребятам, что волшебник разрезал на части картину и разбросал по группе. С помощью плана мы сможем найти осколки картины и собрать ее. Каждый ребенок ищет осколок по своему плану (на нем отмечено место, где лежит осколок картины). Затем все вместе собирают картину. Получилась улыбка.

Воспитатель:

И принцесса хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.

Принцесса:

А девочки и мальчики прыгают как мячики,
Ножками топочут, весело хохочут.

Принцесса благодарит детей за помощь, раздает призы и уходит.

Воспитатель подводит итог.