Что находилось в первом пасхальном яйце? Яйца Фаберже — что было внутри

«Яйца Фаберже» - название нарицательное. Этот символ роскоши, некогда распроданный большевиками за бесценок, сегодня стоит баснословных денег. Частные коллекционеры выкладывают за право обладания знаменитыми сокровищами миллионы.

Происхождение

Можно сказать, что Карл Фаберже - ювелир потомственный. Его отец еще в 1842 году открыл в Санкт-Петербурге свою фирму. Семья приехала в Россию из Эстонии, а предками знаменитого ювелира были французские гугеноты, бежавшие в Германию от недружественной политики короля-Солнца (Людовика XIV). Ничего выдающегося мастерская Фаберже-отца не делала: броши да диадемы, щедро усыпанные драгоценными камнями, пользовались неизменным спросом у представителей богатого купечества, но и только.

Густав изо всех сил старался выучить и обеспечить своего первенца, поэтому Карл Фаберже учился в престижнейших учебных заведениях Европы, обучался ювелирному мастерству во Франкфурте, а потом вернулся в Россию и в 24 года возглавил семейное предприятие. Часть исследователей утверждают, что он был чрезвычайно одарен в ювелирном деле, другие уверены, что выдающийся талант Карла Густавовича был чисто административный. Но зато менеджер, как сейчас бы сказали, он был от бога.

Взлет

Когда в 1882 году в Москве происходила художественно-промышленная выставка, Фаберже повезло: изделия предприятия обратили на себя внимание и его жены. С этого момента и началось плодотворное сотрудничество ювелира с семьей монарха. Надо сказать, что император раздаривал дорогие украшения не то что килограммами - тоннами. Требовалось преподносить дары во время официальных визитов к правителям других стран, и тут годились искусно изготовленные сервизы, шкатулки, украшения и разнообразные безделушки с клеймом Фаберже.

Вскоре фирма получила и международное признание, одержав победу на выставке в Нюрнберге (1885 год). Судьи выбрали изделия, копирующие золотые украшения скифов. В этом же году было изготовлено первое яйцо Фаберже для дома Романовых.

Семья императора

Императрица благоволила к ювелиру с 1884 года: ей преподнесли сувенир, изображающий золотую корзинку с жемчужными ландышами. Мария Федоровна нашла вещицу прелестной, и можно сказать, что благодаря этому Карл Фаберже открыл новое направление в деятельности предприятия. С тех пор разнообразные фантазии, воплощенные в камне, золоте или кости, стали его фирменной особенностью.

Надо сказать, что знаменитый ювелир более всего ценил именно художественную сторону вопроса, и не все его изделия были драгоценными. На его предприятиях изготавливались разнообразные полезные мелочи, вроде ручек для зонтиков, звонков или каменных печатей. Согласно некоторым источникам, фирма делала даже а уж серебряные сервизы Фаберже и вправду славились по всей России (и не только).

Художественная сторона

Ювелир ввел моду использовать не только драгоценные камни и металлы, но и материалы попроще: хрусталь, кость, малахит, яшму и др. Поначалу штат фирмы не располагал достаточным количеством квалифицированного персонала для выполнения всех идей, которыми был переполнен Карл Фаберже. Работы приходилось заказывать уральским мастерам. Но постепенно многие талантливые ювелиры, граверы и художники становились штатными сотрудниками предприятия. Среди них были мастера высочайшего класса, им Фаберже разрешал ставить на свои произведения собственное клеймо.

Рабочий день у сотрудников был просто рабский: они должны были трудиться с семи утра до одиннадцати вечера, а по воскресеньям - до часу пополудни. Удивительное дело, но при этом Карл Фаберже пользовался расположением подчиненных: от него не уходили, не организовывали конкурирующих фирм, хотя у многих была такая возможность. Надо сказать, что жалованье знаменитый ювелир платил щедрое, старых и больных работников на произвол судьбы не бросал, на похвалу не скупился.

Фирма имела собственный узнаваемый стиль. Еще одной особенностью стали разнообразные эмали, которые радуют глаз более чем 120 оттенками, а техника так называемой гильошированной эмали так и не поддалась воспроизведению.

Яйца императорской коллекции

Наиболее широкую известность и посмертную славу Карл Фаберже получил благодаря которые его фирма изготавливала каждый год для императорской семьи. Начало традиции положил случай. Царь попросил ювелира сделать подарок-сюрприз для ее величества Марии Федоровны. Фаберже была предоставлена свобода выбора - так появилось первое яйцо императорской коллекции.

Первый образец представлял собой золотое яйцо, покрытое снаружи белой эмалью. Внутри него помещался желток и цветная курочка. Она, в свою очередь, тоже была с секретом: внутри птички находилась крохотная императорская корона и рубиновое яйцо, которое впоследствии было утеряно.

Идея не была оригинальна: подобные сувениры хранятся среди экспонатов нескольких европейских музеев до сих пор (возможно, там Карл Фаберже и черпал вдохновение).

Императрица от подарка пришла в восторг. С этого момента Фаберже должен был каждый год представлять ко двору новый шедевр, но с двумя условиями. Во-первых, яйцо с секретом могло изготавливаться только для царской фамилии. Во-вторых оно должно было быть абсолютно оригинальным.

Когда на престол вступил Николай II, традиция продолжилась, но теперь Фаберже создавал два сувенира: для супруги монарха и для вдовствующей императрицы.

В обход царского запрета

Уже много лет спустя стало известно, что ювелир все-таки обошел запрет своего августейшего покровителя: семь яиц, весьма похожих на оригиналы из царской сокровищницы, оказались собственностью жены некоего золотопромышленника. Что стало тому виной - баснословное богатство госпожи Кельх или ее прелестные глазки - доподлинно неизвестно. Кроме них есть еще как минимум восемь яиц Фаберже, изготовленных по частным заказам. То, что этот факт документально не подтвержден, служит отличным прикрытием для мошенников.

На изготовление каждого шедевра дом Карла Фаберже тратил почти год. Для создания эскизов привлекались самые талантливые художники, а вид будущего подарка хранился в строжайшем секрете.

В процессе изготовления царского сюрприза Фаберже не гнался за выгодой: в разные годы пасхальные яйца обходились императору в разную сумму и изготавливались из разных, порой вовсе недорогих материалов. Так, в 1916 году монарх получил стальное яйцо, подставкой для которого служили четыре патрона.

Хозяева сохранившихся сокровищ

Говорят о 50, 52 и даже о 56 экземплярах, которые изготовил Фаберже для императорской семьи, но часть из них оказалась утрачена. Большевики, придя к власти, мало того что ограбили императорскую сокровищницу, так еще и распродали ее за бесценок. Сейчас известно местонахождение всего 46 из них.

В 2013 году поистине царский подарок жителям Санкт-Петербурга сделал российский олигарх Максим Вексельберг. Он выкупил у семьи Форбс самую большую в мире коллекцию яиц и открыл музей Фаберже, где 9 из 15 экземпляров может увидеть каждый желающий. Еще 10 шедевров находятся среди экспонатов 13 пребывают в музеях Соединенных Штатов Америки, 2 - в Швейцарии и еще 13 рассеяны по частным коллекциям (несколько принадлежат

Еще один музей Фаберже открыт в Баден-Бадене, там демонстрируются яйца 1917 года изготовления: из (предназначалось вдовствующей императрице) и стеклянно-хрустальное (для Александры Федоровны). Подлинность последнего вызывает некоторые сомнения, поскольку такое же нашлось в запасниках Минералогического музея в Москве, но хозяин шедевра, еще один русский миллиардер Александр Иванов, уверяет, что обладателем оригинала является именно он.

Кто хочет стать миллионером? 07.10.17. Вопросы и ответы.

* * * * * * * * * *

«Кто хочет стать миллионером?»

Вопросы и ответы:

Юрий Стоянов и Игорь Золотовицкий

Несгораемая сумма: 200 000 рублей.

Вопросы:

1. Какая участь постигла теремок в одноимённой сказке?

2. К чему призывает гардемаринов припев песни в фильме Светланы Дружининой?

3. Какой кнопки не найти на пульте кабины современного лифта?

4. Какое выражение означает то же, что «идти пешком»?

5. Из чего делают строганину?

6. При каком режиме работы стиральной машины особенно важна центробежная сила?

7. Какая фраза из фильма «Волшебная лампа Алладина» стала названием альбома группы «АукцЫон»?

8. Где занимают места матросы парусника по команде «Свистать всех наверх!»?

9. Какой из четырёх портретов в фойе театра на Таганке был добавлен Любимовым по настоянию райкома партии?

10. Флаг какого государства не трёхцветный?

11. Кого с полным правом можно назвать потомственным скульптором?

12. Как называется модель человеческого теланаглядное пособие для будущих врачей?

13. Что находилось внутри первого пасхального яйца, изготовленного Карлом Фаберже?

Правильные ответы:

1. развалился

2. не вешать нос

3. «Поехали!»

4. на своих двоих

5. из лосося

7. «В Багдаде все спокойно»

8. на верхней палубе

9. Константина Станиславского

10. Албании

11. Александра Рукавишникова

12. фантом

13. золотая курочка

Игроки не стали отвечать на 13 вопрос, а забрали выигрыш в размере 400 000 рублей.

_____________________________________

Светлана Зейналова и Тимур Соловьёв

Несгораемая сумма: 200 000 рублей.

Вопросы:

2. Куда, если верить крылатой фразе, ведёт дорога, вымощенная благими намерениями?

3. Что используют для просеивания муки?

4. Как правильно продолжить строчку Пушкина: «Он уважать себя заставил…»?

5. Что в нынешнем году появилось впервые в истории розыгрыша футбольного Кубка конфедераций?

6. В каком городе находится недостроенный храм Святого Семейства?

7. Как заканчивается строка популярной песни: «Падала листва, и метель мела…»?

8. Каким творчеством занимался Аркадий Велюров в фильме «Покровские ворота»?

9, сообщает сайт. Прибавлению чего, как считается, должно способствовать растение толстянка?

10. Что увидели парижане в 1983 году благодаря Пьеру Кардену?

11. Кто убил огромного змея Пифона?

12. Какое звание по итогам 2016 года получила купюра в 50 швейцарских франков?

13. Что сооружают из природных материалов приверженцы карго-культа в Меланезии?

Правильные ответы:

1. профиль

4. И лучше выдумать не мог

5. видеоповторы для судей

6. в Барселоне

7. Где же ты была?

8. пел куплеты

10. спектакль «Юнона и Авось»

11. Аполлон

13. взлетно-посадочные полосы

Игроки не смогли правильно ответить на 13 вопрос, но ушли с несгораемой суммой.

Начиная с 1885 до 1916 года придворный ювелир царской семьи, Карл Фаберже, преподносил царю по одному шедевру в год. Общее количество, созданных Фаберже для императорской семьи пасхальных яиц, составляет 50.

Пасха до революции была любимым праздником людей России, так как совпадала с приходом весны, тепла и пробуждением природы. В конце XIX столетия Пасха приобрела универсальное значение: образовалась целая отрасль прикладного искусства, занимавшаяся выпуском пасхальной продукции. Пасхальные яйца производились в огромном количестве, и изготовлялись они из самых разных материалов - стекла, фарфора, дерева, различных поделочных материалов, камней, и цветов.

Балерина Матильда Кшесинская в свое время рассказывала, как на Пасху ей подарили большое яйцо из живых ландышей, а к нему было прикреплено миниатюрное драгоценное яйцо, которое можно было носить как брелок. Однажды ей подарили простое соломенное яйцо, внутри которого, лежали упакованные чудесные вещицы от Фаберже.
Императорские Пасхальные Яйца Фаберже

Ювелирные пасхальные яйца Карла Фаберже считались вершиной жанра пасхального прикладного искусства, они стали своеобразным символом эпохи.

Царь Александр III дарил пасхальные яйца Фаберже своей жене Марии Федоровне, царь Николай II преподносил в качестве подарков своей матери, и жене Александре Федоровне. Предположительно, что императоры дарили пасхальные яйца, произведенные Фаберже и другим членам царской семьи. В настоящее время известно только 42 сохранившихся шедевров Фаберже.

Заказ, по которому Фаберже делал яйца для царя, содержал выполнение трех условий: яйцеобразная форма; сюрприз, содержащий связь с каким-либо событием царской семьи и третье условие - чтобы произведение не имело повтора.

Таким образом, эти пасхальные подарки были созданы украшенными царскими монограммами или датами, на некоторых имелись миниатюрные портреты детей и самого императора или изображения царских резиденций, два из них содержали в себе модели кораблей, на которых плавал последний русский император.

Яйцо торжественно преподносилось царю либо самим Карлом Фаберже, либо его сыном Евгением и неизменно встречалось с большим восторгом, так как при этом все могли увидеть сюрприз, скрытый в подарке.

Техника выполнения яиц

Сделанные яйца скреплялись застежками и петлями, чтобы при необходимости, их можно было легко разобрать для ухода за ними или ремонта. В свою очередь использование такой техники и такая конструкция изделия, снимали многие ограничения в выборе материалов. Фаберже сочетал использование драгоценных материалов с недорого стоящими материалами, но удобными в обработке.

«Скорлупа» яйца эмалировалась в известной технике Фаберже. Если яйцо состояло из двух раскрывающихся половинок, дизайн разрабатывался так, чтобы отделка тщательно маскировала смыкающиеся края обеих половинок.

Декоративные накладки, крепящиеся к поверхности пасхальных яиц, не только определяли особенности художественного стиля, но и способствовали созданию сюжетов, которые предвосхищали или подчеркивали значение находящихся внутри сюрпризов. Выбор материала для изготовления декоративных отделок зависел от их предназначения.

При изготовлении пасхальных яиц как заменитель золота, обладающий и красотой, и прочностью, использовались золоченая бронза, позолоченное серебро. Серебро применялось также для изготовления рамок миниатюрных портретов-сюрпризов, так как имело самую блестящую поверхность из всех материалов. Для чисто декоративных целей Фаберже часто использовал цветное золото. Подбирая соотношение чистого золота и других чистых металлов, он получал набор оттенков различной насыщенности.

Многие пасхальные яйца украшены сплошной декоративной сеткой (cagework), которая изготовлялась из весьма разнообразных материалов.

Большая часть деталей внешней отделки, начиная с каркасов и фестонов из золота разных оттенков и кончая листьями и стеблями цветов на пасхальном яйце “Ландыши”, крепились к оболочке яйца при помощи миниатюрных застежек. Застежки, припаянные к обратной стороне деталей, вставлялись в отверстия в оболочках. Затем они сгибались вдоль внутренней поверхности оболочки, чтобы прочно закрепить украшения. Во время сверления отверстий в эмалированной оболочке яйцо погружали в воду, чтобы сверло не перегрелось и не повредило эмалированное покрытие.

Сюрпризы в яйцах Фаберже

В числе “сюрпризов” спрятанных во многих пасхальных яйцах Фаберже - миниатюрные модели, сделанные из драгоценных материалов, ювелирные изделия, а также изображения людей, событий и мест, имевших значение для императорской семьи. Некоторые сюрпризы - по сути, отдельные произведения искусства, которые можно увидеть или, как в ряде случаев, привести в движение, только при извлечении из яйца. Другие секреты можно наблюдать сквозь прозрачную оболочку яйца.

Открывающиеся части яйца крепились на шарнирах. Верхняя часть оболочки яйца выполняла роль крышки. Боковые части были створками, открывающимися вверх или вниз в зависимости от расположения шарниров. Деталь внешнего корпуса яйца, скрывающая сюрприз, обычно крепилась на пружинных шарнирах, которые сконструированы таким образом, что при нажатии кнопки или собачки она плавно открывалась.

Не существовало предмета, объекта или растения, который бы не смогли воспроизвести мастера Фаберже в качестве сюрприза для пасхального яйца. Макет Гатчинского дворца с прилегающими территориями, с деревьями, фонарными столбами, был изготовлен из золота четырех цветов. Макет памятника Петру I, выполненного Фальконе по заказу Екатерины Великой, также нашел воплощение в “сюрпризе”. Пасхальное яйцо Фаберже “Гатчинский дворец” находится в городе Балтимор, штат Мерилэнд, США, Музей Всемирного художественного искусства Волтера (The Walters Art Museum).

Простые механизмы, примененные в некоторых пасхальных яйцах, были сконструированы специально для каждого случая. Простой передаточный механизм поднимал и опускал три миниатюрных портрета царя Николая II и его старших дочерей, Ольги и Татьяны в пасхальном яйце “Ландыши”. В некоторые яйца встроены часы, механизмы которых заводятся ключами, которые обычно вставляются в отверстие в задней части корпуса, но есть и механизмы, заводящиеся с помощью ручки. На некоторых пасхальных яйцах часы имеют горизонтальную ленту с цифрами, вращающуюся напротив неподвижной отметки. Внутри особых яиц спрятаны фигурки птиц, появляющихся каждый час из верхней части яйца.

Пожалуй, самым знаменитым “сюрпризом” является коронационная карета из пасхального яйца “Коронационное” - миниатюрный макет длиной 3 и 1/6 дюйма (8см), сделанный из золота и эмали - точная копия кареты, которая использовалась при коронации Николая II и его жены 1896 г. “Занавески” выгравированы прямо на оконцах из горного хрусталя. Декорированные дверные ручки, размером меньше, чем рисовое зерно, поворачиваются, открывая и закрывая дверцы на защелку. Корпус кареты покоится на ремешках, которые амортизируют, как настоящие кожаные, таким образом, покачивается и корпус на шасси при движении экипажа.

Самые хитроумные секреты приводятся в движение заводными механизмами. Основой для создания этих механизма послужили швейцарские автоматы XVIII века; однако макет поезда в пасхальном яйце “Великий Сибирский путь” является точной копией настоящего локомотива и вагонов транссибирского экспресса. Действующая модель поезда складывается секция за секцией в обитый бархатом футляр внутри яйца. Карта железнодорожного маршрута и венчающий всю композицию геральдический орел служат также и намеком на сюрприз, скрытый внутри яйца.

Выполненное в лучших традициях Фаберже пасхальное яйцо “Великий Сибирский путь” и его “сюрприз” входят в число тех произведений искусства, что радуют глаз, пленяют воображение и греют душу.

Девять яиц возвращенные в Россию

4 февраля 2004 аукционный дом Sotheby"s объявил о продаже по частному соглашению коллекции Фаберже Форбса российскому промышленнику Виктору Вексельбергу, который вернул яйца в Россию. До возвращения в Россию коллекция, включающая легендарные девять Императорских Пасхальных Яиц, была представлена на общественной выставке в Сотби в Нью-Йорке. Эта часть коллекции, состоящая из девяти яиц, была оценена в 90 миллионов долларов, окончательная сумма сделки не разглашается. Аукционный дом Сотби осуществлял эту частную сделку от имени семейства Форбс.

По материалам: Императорские пасхальные яйца Фаберже

Пасхальные яйца Фаберже из коллекции Московского Кремля (Оружейной палаты)

Один из самых старейших и богатых музеев Московского Кремля - Оружейная палата, обладающая замечательным собранием памятников
декоративно-прикладного искусства. В коллекции национальной сокровищницы представлены изделия русских ювелирных фирм XIX и начала XX веков. Среди них - произведения знаменитой фирмы Фаберже: часы, портсигары, ювелирные украшения, столовое серебро, чайные и кофейные сервизы, оправы хрустальных ваз, миниатюрные скульптурные фигурки из цветных поделочных камней.

Гордость коллекции - десять императорских пасхальных яиц с сюрпризами, которые являются вершиной творческого вдохновения и отточенного мастерства целой плеяды выдающихся ювелиров и художников под руководством Карла Фаберже, которого в начале XX столетия в Париже признали Мэтром - одним из лучших ювелиров современности.

Изготовление изыскано украшенных пасхальных яиц было и традицией, и
старинным ремеслом в России. Задолго до того, как Фаберже начал создавать ювелирные яйца для императорской семьи, яйца из драгоценных металлов и камней делались для русских царей. Но только Карл Фаберже и его талантливая команда художников, ювелиров, камнерезов, скульпторов-модельщиков и миниатюристов сумели довести искусство изготовления ювелирных пасхальных яиц до беспримерного и непревзойденного уровня изящества, мастерства и творческой фантазии.

Всего, с 1885 по 1917 год по заказу императоров Александра III и Николая II было создано около 56 пасхальных шедевров (точная цифра неизвестна). Яйца, сделанные в мастерской Михаила Перхина, которую после его смерти возглавил Генрих Вигстрем, отличались небывалой роскошью, удивительной фантазией, непревзойденным совершенством проработки деталей, виртуозным сочетанием самых разных приемов. Никогда не повторяясь, они особенно впечатляли сюрпризами, содержащимися в них - миниатюрными копиями царских яхт и крейсеров с тончайшими снастями, дворцов с разбитыми перед ними клумбами из "пушистого" золота, памятниками, усыпанными камнями, цветами или бутонами.

Ювелирные пасхальные яйца-сувениры являлись сюрпризом не только для тех, кому они предназначались в подарок, но часто и для императора, заказывавшего их. "Ваше Величество будет довольно" - такой ответ обычно давал Фаберже на вопрос о сюжете очередного яйца.

Яйцо с моделью крейсера "Память Азова", 1891





На броненосном корабле "Память Азова", построенном на Балтийском заводе в конце 80-х годов XIX века, цесаревич Николай Александрович (будущий император Николай II) в 1890-1891 годах совершил путешествие на Восток, во время которого он подвергся нападению японского самурая - фанатика в городе Оцу и чудом остался жив. Плавание закончилось во Владивостоке, где цесаревич и наследник престола положил начало строительству Транссибирской железной дороги.

Яйцо было подарено императором Александром III императрице Марии Федоровне на Пасху 1891 г.

Яйцо-часы, 1899

Стрелка часов напоминает стрелу Амура, выпущенную из лука; она окружена факелами, чье пламя превращается в пышные растительные завитки. Вместе с букетом лилий, "прорастающих" сквозь венок роз из разноцветного золота, они символизируют добродетельное пламя семейной любви. Это пасхальное яйцо, сделанное в виде старинных французских часов в стиле Людовика XVI, является своеобразным овеществленным признанием Николая II в любви своей жене, императрице Александре Федоровне.

Яйцо с моделью сибирского поезда, 1900

Это пасхальное яйцо - характерный образец памятного подарочного изделия, созданного на фирме в честь важного исторического события - строительства Транссибирской магистрали, вдохновленного императором Александром III и продолженного в царствование Николая II. Дорога соединила европейскую и азиатскую части России, крупнейшие промышленные города с военным портом Владивостоком, что дало толчок к интенсивному развитию обширной Сибирской окраины.

Яйцо было подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне.

Яйцо-клевер, 1902

На ажурном ободке яйца - изображение императорской короны, дата "1902" и монограмма императрицы Александры Федоровны в обрамлении цветов клевера. Сюрприз утрачен. Но сотрудникам музея удалось найти уникальный архивный документ, из которого следует, что внутри был укреплен драгоценный четырехлистник с 4-мя миниатюрами. Вероятно, на лепестках сюрприза были изображены портреты царских дочерей (Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии), следовательно он являлся символом счастливого брака Николая II и императрицы Александры Федоровны, символом соединения двух любящих людей. По поверью считалось, что найти четырехлепестковый клевер было большой редкостью и удачей. Яйцо выполнено в стиле "модерн" с его флоральными мотивами и изысканными очертаниями, который как нельзя лучше подходит для воплощения интимной семейной темы.

Яйцо было подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне на Пасху 1902 г.

Яйцо "Московский Кремль", 1904-1906


Это пасхальное яйцо было сделано в память пребывания царя с царицей в Первопрестольной златоглавой столице во время празднования Пасхи в 1903 году, что с энтузиазмом было воспринято всем русским обществом и, в особенности, москвичами. Выполняя это необычайное по замыслу произведение, мастера фирмы Фаберже стремились создать образ древнего Кремля - одновременно величественного и сказочно - нарядного. Перед нами своеобразная, виртуозная вариация на тему кремлевской архитектуры.

Яйцо было подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне на пасху 1906 г.

Яйцо с моделью Александровского дворца, 1908


Александровский дворец был загородной резиденцией царя Николая II и его семьи, которая редко покидала стены дворца и вела довольно замкнутый образ жизни, за что их звали "царскосельскими отшельниками".

Яйцо было подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне на Пасху 1908 г.

Яйцо с моделью яхты "Штандарт", 1909


Яхта "Штандарт" была любимой яхтой Николая II. На ней семья царя проводила много времени в шхерах Финского залива, пока яхта не потерпела крушение в прибрежных шхерах.

Яйцо было подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне на Пасху 1909 г.

Яйцо с моделью памятника Александру III, 1910



Модель внутри яйца воспроизводит памятник работы скульптора П.Трубецкого, воздвигнутый на Знаменской площади Петербурга около Николаевского вокзала согласно рескрипту Николая II в память о своем отце.

Яйцо было подарено императором Николаем II императрице Марии Федоровне на Пасху 1910 г.

Яйцо "300-летие дома Романовых", 1913

Яйцо, выполненное к трехсотлетию дома Романовых, украшено восемнадцатью миниатюрными портретами представителей царствовавшей династии. Вверху и внизу на яйце укреплены плоские бриллианты, сквозь которые видны даты "1613" и "1913". Внутри яйца укреплен вращающийся стальной вороненый глобус, на котором дважды помещено золотое накладное изображение Северного полушария: на одном - цветным золотом обозначена территория России в границах 1613 г., на другом - в границах 1913 г. В декоре яйца, посвященного 300-летнему юбилею правящей династии, пышно отмечавшемуся в империи, обильно использованы элементы государственной символики.

Яйцо было подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне на Пасху 1913 г.

Яйцо с миниатюрой на мольберте, 1916

Стальное яйцо создано в годы первой мировой войны - тяжелого времени и для России, и для царской семьи. Поэтому его облик строг, а декор официален и суховат. Поскольку яйцо было создано в честь награждения царя орденом святого Георгия IV степени, то золотая рамка миниатюры украшена черно-оранжевой лентой и белым эмалевым крестом этого ордена.

Яйцо было подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне на Пасху 1916 г.

Ещё задолго до появления христианства древние народы считали яйцо прообразом Вселенной - из него родился мир, окружающий человека. Отношение к яйцу как к символу рождения отразилось в верованиях и обычаях египтян, персов, греков, римлян. А христианский обычай дарить друг другу пасхальные яйца уходит корнями в глубокую древность. Еще во времена язычества этот предмет имел огромное символическое значение, он ассоциировался с самой жизнью. Древняя латинская поговорка гласит «Все живое [происходит] из яйца».

В древнем Иерусалиме яйцо было символом возрождения природы в праздник весеннего равноденствия. И этот философский образ перешел в христианскую традицию, в которой пасхальное яйцо символизирует новую жизнь, ее возрождение.

По преданию, первое пасхальное яйцо Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию. Это произошло вскоре после вознесения Иисуса Христа. Мария Магдалина отправилась на приём к императору. В те времена было принято, приходя к императору, подносить ему подарки. Состоятельные приносили драгоценности, а бедные люди то, что могли. Поэтому Мария Магдалина, не имевшая ничего, кроме веры в Иисуса, протянула императору Тиберию куриное яйцо с возгласом:
"Христос Воскрес!" Император, усомнившись в сказанном, заметил, что никто не может воскреснуть из мертвых и в это так же трудно поверить, как в то, что белое яйцо может стать красным. Не успел Тиберий договорить эти слова, как яйцо стало менять цвет из белого в ярко-красный цвет.
У носителей веры во Христа покрашенные в красный цвет яйца символизировали пролитую Христом кровь и Его смерть. Под красной скорлупкой яйца находится белый белок, который служит символом Воскресения и жизни Христа

В православном обиходе яйца на пасху не только красят, но и причудливо расписывают. Такие яйца линиями своих узоров напоминают о бичевании Христа.Поэтому красить и расписывать яйца положено в особый день на Страстной седмице (неделе) – в Великий четверг или Великую пятницу

Забавы и игры с пасхальными яйцами

Веками любимой пасхальной игрой на Руси было "ка­танье яиц" Устраивали эту игру так: устанавливали деревянный или картонный «каток» и вокруг него освобождали ровное место, на котором раскладывали крашеные яйца, игрушечки, незамысловатые сувениры. Играющие дети подходили по- очере­ди к «катку» и катили каждый свое яйцо. Выигрышем становился тот предмет, которого яичко коснулось.

Дети любили и «чокаться» яйцами друг с другом, ударяя тупым или острым концом крашеного крутого яйца яйцо соперника. Выигрывал тот, чье яйцо не разбилось.

Почему на Пасху крашеные яйца доставляет Пасхальный кролик?

На этот счет существует легенда
В то время, когда ковчег бороздил безбрежные воды, сотворившие Великий Потоп, наткнулся он днищем о вершину горы, и появилась в посудине брешь. И пошел бы ковчег в глубинные воды, если бы не заяц, закрывший прореху своим куцым хвостиком. Вот в память о храбром трусишке и родились легенды. Дети, которые ждут пасхального кролика или пасхального зайца, уверены, что именно он на волшебной поляне в лесах германских земель варит в котелках на пыльце светлячков магические травы, которыми вручную раскрашивает каждое пасхальное яйцо. Это животное у германских народов в древности считалось одним из символов плодородия и благополучия. Постепенно заяц, как одна из эмблем Пасхи, появился и в Англии.

Интересно, что обычай дарить друг другу пасхальные яйца существует и в католических, и в православных странах. Например, в Италии и Германии принято приносить в корзине шоколадные яйца, завернутые в разноцветную фольгу. Причем немецкая и итальянская пасхальная корзинка, как правило, содержит еще и шоколадного зайца.

Виртуозно расписанное или скромное, окрашенное луковой шелухой, как когда-то делала бабушка, обклеенное картинками из супермаркета или с неровно выведенными от руки буквицами «ХВ» – удивительно, но пасхальное яйцо всегда во главе Светлого праздника. Как оно оказалось в центре внимания христиан и не только? И как ему даже в XXI веке удается подталкивать нас, кто шагу без вайфая ступить не может, соблюдать старинные традиции - красить, обмениваться, чокаться? И в конце-то концов, почему вообще вокруг обычного яйца вертится целый мир, полный смыслов, легенд, примет? Хотите узнать всю правду о пасхальном яйце? Тогда присоединяйтесь!

В начале было Яйцо

Есть две наиболее распространенных среди христиан притчи, поясняющих, как яйцо связано с Пасхой (и что редко бывает в подобных делах, легенды эти друг другу даже не противоречат). Согласно первой, вход в гробницу, где покоилось тело Иисуса Христа, был закрыт огромным камнем, своей формой напоминавшим яйцо. Как повествует Евангелие от Петра, на третий день после погребения Иисуса стражники, охранявшие вход в Гроб Господень, увидели сошедших с небес ангелов, при появлении которых камень сам собой откатился. До наших дней сохранился небольшой фрагмент того священного камня - он хранится в часовне Храма Гроба Господня, в Иерусалиме. Так яйцо стало символом гроба, в чьих недрах зародилась жизнь, которой суждено появиться на свет вопреки любым препятствиям. Говорят, в Польше даже есть такая пословица: «Христос восстал живым из гроба так же, как цыпленок вылупился из яйца».

Другая притча знакомит нас с чудом, произошедшим с обыкновенным яйцом на глазах императора Тиберия, в годы правления которого и был распят Иисус Христос. После вознесения Христа на небеса Святая равноапостольная Мария Магдалина отправилась проповедовать в Рим. В ту пору немыслимо было нанести визит правителю с пустыми руками: и если богатые подносили золото, драгоценности, яства, то бедные люди одаривали императора самыми простейшими, но ценными для них вещами, например, яйцами домашней птицы. Мария Магдалина принесла не только яйцо, но и удивительную весть: «Христос Воскресе!», – сообщила она, вручая Тиберию куриное яйцо и рассказывая о произошедших в Иудее событиях. Император, которого историки описывали как человека проницательного, но своевольного, усомнился и сказал, мол, никому не подвластно воскреснуть из мертвых, как и вот этому самому белому яйцу не под силу стать красным. И только он это вымолвил, как яйцо изменило свой цвет. По одной из версий, пораженный император даже ответил: «Воистину воскресе!», зародив тем самым традицию пасхального обращения христиан друг к другу (разумеется случайно, ведь Тиберий верил в Юпитера, Нептуна и весь сонм римских богов).

Вообще легенда о встрече Марии Магдалины с Тиберием, по мнению исследователей, относится к позднему Средневековью и, конечно, никакими доказательствами не подкреплена. Ну и пусть, зато она стала, пожалуй, самым гармоничным и поэтичным объяснением присутствия яйца на пасхальном столе. Впрочем, в одной из рукописей Х века, найденных в библиотеке греческого православного монастыря святой Анастасии Узорешительницы, был описан церковный устав: после молитв на Пасху монахам следовало читать молитву на благословение яиц, сыра, а игумен должен был вручать монахам яйца со словами «Христос Воскресе!».

Но не только христиане наделяли яйцо дополнительными смыслами. Человек всегда видел в нем нечто большее. В фольклоре и верованиях множества народов нет-нет, да промелькнет яйцо - как символ жизни, надежды, чистоты и начала начал. Вот, например, Брахма, бог-творец в индуизме, был рожден из золотого яйца, из остатков которого затем проросла Вселенная. В древнеегипетской Книге мертвых тоже есть место Сияющему яйцу: его снесла небесная гусыня, и именно из него потом появился бог Солнца Ра. А в Древнем Китае считалось, что когда-то повсюду царил хаос, и был он заточён в огромном яйце. Внутри яйца сам по себе родился первопредок Пань-гу, который своим топором прямо внутри яйца разбил скорлупу и отделил Инь (землю) от Ян (неба). В буддизме скорлупа яйца тоже фигурировала и отождествлялась со «скорлупой невежества» - освободиться от нее означало родиться второй раз, достичь просветления.



Так что сомнений нет, яйцо - уж извините за каламбур - птица важная! И на Пасху эту важность принято подчеркивать...

Украшать и красить!

Пасха - праздник, к которому верующие всегда относились с особым почтением и любовью, щепетильно соблюдая обычаи даже в том, что касалось украшения главного пасхального символа. Очевидно, что истинный цвет пасхального яйца - красный. И дело тут не только в притче о чудесном превращении яйца на глазах у потерявшего дар речи императора Тиберия. Красный символизирует жертвенную кровь Спасителя, это цвет плодородия, радости, любви, триумфа жизни.

В малом люди научились творить чудеса своими руками и придумали, как окрашивать яйца и в красный, и вообще во всевозможные цвета. В православной традиции в зависимости от характера росписи яйца даже поделили на три вида: писанки, крашенки и крапанки.



Крашенка - это одноцветное пасхальное яйцо. Православные готовили на праздник тринадцать крашенок, по числу апостолов с Иисусом Христом во главе. Цвет крашенки становился отдельным посланием, а работа над палитрой поначалу требовала изобретательности: красный (отвар луковой шелухи или свеклы) - радость, желтый (листья березы, календула, кора яблонь) - солнечный свет, зеленый (крапива, побеги молодой ржи) - весна и надежда, коричневый (кора дуба, ольхи) - плодородие, а иссиня-черный (лепестки мальвы) знаменовал скорбь - эти противоречащие смыслу Пасхи как торжества жизни над смертью крашенки делали, чтобы оставить на могилах близких в дни поминовения.

Писанка давала больший простор для фантазии, но и требовала особого мастерства и художественных навыков. Это пасхальное яйцо с нанесенным обрядовым орнаментом или сюжетным рисунком. Сложно представить, что наши предки тратили время на фактически ювелирную работу над яйцом, когда хлопот по хозяйству в Чистый четверг (а красить яйца принято именно в этот день) и так был целый воз. И все же создание писанок стало отдельным видом декоративного народного творчества, сакральным ритуалом, корни которого уходят еще в языческие времена.

Дело в том, что писанка - это, по сути, оберег, в который человек вкладывал много личного, и именно поэтому их было принято делать для себя и близких, а не для продажи... Писанки создавались семейные, детские, для здоровья и плодородия, воинские и хозяйственные. Женщины наносили на яйцо воск, прорезали рисунки на застывшей массе, окрашивали яйцо, затем снова прорезали и снова окрашивали. А в итоге стапливали воск, оставляя лишь получившийся яркий узор. Те, кто был побогаче, использовали в рукоделии бумагу, бисер, ткань, нитки, живые цветы. К трапезе писанки не предлагались - в ход шли более простые яйца. Освященную в церкви писанку бережно хранили: яйцо помещали в плетеную корзинку и подвешивали в центре избы. Она не только охраняла дом, с писанкой обходили поле, чтобы привлечь урожай, бросали в огонь, чтоб избежать пожаров, катали по больному человеку для исцеления и даже искали с ее помощью клады.



Кстати, в украинском городе Коломыя расположен Музей писанки , экспозиция которого насчитывает свыше 6000 яиц. Помимо украинских и русских, французских, шведских, канадских, чешских писанок здесь есть старинные экземпляры из Пакистана, Шри-Ланки, Индии, Ирана и других уголков мира, где яйцо имеет особый почет.

Крапанка - это еще один вид росписи яйца, также требующий значительной сноровки. Ее название происходит от старославянского «капля»: пасхальное яйцо раскрашивается крупными цветными точками, мелкими пятнышками, брызгами или короткими штрихами. Во времена, когда набор художественных принадлежностей был ограничен, сделать крапанку можно было с помощью того же воска. Сначала яйцо окрашивалось в один цвет, на него капали воск, затем в некоторых местах воск счищался, и яйцо перекрашивали - и так несколько раз. В результате получалось очень радостное и разноцветное яйцо, будто бы всё в бликах света.

Сегодня, конечно, роспись пасхального яйца стала целым направлением в рукоделии и в каком-то смысле даже азартным делом. В интернете можно найти массу невероятных способов для создания произведений домашнего искусства: в ход идут не только банальные пищевые красители и термопленки, но и акрил, средства декупажа, трафареты, крупа, растительное масло для имитации разводов, мулине, кружево... Да что уж там, яйца расписываются в стилистике поп-арта и в духе кубизма, на них появляются портреты героев комиксов и мультфильмов, логотипы известных брендов и даже QR-коды. Может, и кажется порой, что стремление добиться неординарности взяло верх над первоначальным смыслом пасхального яйца, но ведь главное, чтобы оно было сделано с любовью!



Яйцо всему голова

«Дорого яичко к Христову дню» - так гласит русская народная пословица, напоминая, что особенно ценно то, что сделано вовремя. Действительно, пасхальное яйцо в Светлое Воскресенье используется в массе христианских и народных ритуалов. Без него, можно сказать, никуда!

Первая трапеза. Старательно разукрашенное и освященное яичко является обязательной частью первой пасхальной трапезы, когда, придя с заутренней службы, верующие садились разговляться после Великого Поста. Отведать яйцо утром на Пасху - залог радостного праздника, счастливой жизни и здоровья.

Дарить и христосоваться. Мы и сегодня продолжаем традицию, начатую еще Марией Магдалиной. Нарядные яйца становятся щедрым пасхальным подарком, и обмен ими происходит в знак любви, гостеприимства и единства верующих. «Христос Воскресе!» - говорят, вручая яйцо близкому человеку, чтобы услышать в ответ: «Воистину Воскресе!». После этого нужно похристосоваться - то есть трижды расцеловаться в щеки. Кстати, если уж делать все по правилам, то первым произносить пасхальное приветствие должен более молодой член семьи.

Битки. Откуда пошла традиция биться на Пасху яйцами, неизвестно. Так уж было заведено. Да и сегодня разве вы не начинаете пасхальный день с символического столкновения двух яиц - чье же крепче? Но трактовки у этого обычая очень даже интересные. Первая версия заключается в том, что между собой борются добро и зло: яйцо, которое, по счастью, не разбилось, устояло против препятствия, является победителем - его хранили в доме в качестве оберега. Другая версия тоже вполне правдива. В более консервативные времена прилюдно расцеловываться было не принято, поэтому, поздравляя друг друга с Пасхой, люди христосовались с помощью битья яиц. Есть и еще одно объяснение: наиболее удачлив тот, чье яйцо-таки разбилось, ведь когда скорлупа раскрывается, из яйца, как из гроба, появляется сам Христос. Как бы то ни было, битки - замечательная праздничная традиция, которая ненавязчиво приобщает к пасхальной истории детей, да и взрослым не дает заскучать!

Катание яиц. В ходу у православных была еще одна пасхальная забава - скатывание яиц с небольшой горки. Смысл игры сводился к меткому попаданию в разложенные под горкой яйца соперников - если катившееся яйцо ударялось о чье-нибудь из лежащих на земле, играющий брал это яйцо себе. Либо победа доставалась тому, чье яйцо прокатилось дальше, миновав препятствия. Иногда у подножия горки раскладывали крашеные яйца и всякие незамысловатые призы. Тот из предметов, который выбивало скатившееся яичко, и был выигрышем. Опытные игроки умели бросать яйцо особенно ловко, например, с подкручиванием или так, чтобы в момент столкновения оно обернулось к мишени острым концом и непременно разбило ее. Пасхальное катание яиц - общехристианская традиция. И по сей день игра является веселой частью праздника в Германии. А еще катанием яиц на Пасху развлекаются даже на лужайке перед Белым Домом в Вашингтоне (это называется White House Easter Egg Roll) - но тут дети катают яйца, хм, поварешками. В общем, надо попробовать!



Охота на пасхального кролика

Несмотря на то, что яйцо как пасхальный атрибут распространено у христиан повсеместно, у католиков главным символом Пасхи является кролик. Считается, что его появление в истории Светлого Воскресения восходит к древнегерманским языческим традициям: неизменным спутником богини плодородия Эостры, которую чествовали в день весеннего равноденствия, был кролик, славящийся своей плодовитостью. Легенда была задокументирована в Германии в XVI веке - тогда был опубликован первый рассказ о кролике, который в канун Пасхи откладывал яйца (вот невидаль!) и прятал их в саду, как клад. По немецкому поверью, распространившемуся потом по всей Европе, а затем перекочевавшему и в Северную Америку, пасхальный заяц на праздник оставляет в подарок хорошим деткам гнездо с разноцветными яйцами, которое надо непременно отыскать! Иногда ребятишки даже «вьют» это потаенное гнездышко и поджидают, когда же кролик нанесет визит (очень похоже на ожидание Санты под елкой в канун Рождества). Изображения этих чудесных, щедрых зайцев, держащих в лапках яйца, а также их фигурки из дерева, фарфора, воска, теста и - самые желанные! - из шоколада со временем стали символом католической Пасхи. «Охота» на пасхального кролика и поиск припасенных им подарочков превратился в семейное развлечение, которого в Пасху ждут и взрослые, и дети. Игрушечные кролики сегодня выступают героями целых сюжетов и композиций: они учатся в школе, играют, участвуют в пасхальном застолье, в общем, всем своим видом подают хороший пример!



Обычай наряжать пасхальное дерево по аналогии с деревом рождественским тоже пришел из Европы - это символ Древа жизни, буйства весны. Деревья во дворах или домашние букеты из веточек украшаются лентами, бантами, пасхальными яйцами. Самое знаменитое и самое прекрасное пасхальное дерево растет в саду у немца Фолькера Крафта (Volker Kraft) , в городе Заальфельде: вот уже 50 лет он украшает яблоню около своего дома цветными яйцами - и их уже более десяти тысяч! Первое пасхальное дерево (по-немецки Osterbaum) Фолькер Крафт увидел еще в детстве, в 1945 году, и загорелся идеей «вырастить» собственное. В 1965 году вместе с женой Кристой он начал претворять мечту в жизнь - сначала на яблоне появилось 18 пластиковых яиц, потом, решив, что пластиковые украшения слишком дороги, супруги взялись за рукоделие. Они начали расписывать яйца вручную, а чтобы те не были для дерева слишком тяжелы, выдували содержимое яйца, оставляя лишь нарядную скорлупу. За полвека коллекция, в создании которой принимала участие вся семья и друзья, разрослась так, что хранить яйца уже попросту негде. В 2015 году ветви пасхального дерева, от которого даже по фотографиям дух захватывает, украсили десять тысяч яиц, среди которых, по словам местных жителей, не встретить двух одинаковых. Это вам не елку нарядить - украшать дерево семейство Крафтов начинает за несколько недель до Пасхи! Полюбоваться им приезжают сотни туристов и, вдохновившись чудесной пасхальной традицией, распространяют ее по всему миру.

Яичный масскульт

Живопись, кино, литература, дизайн, даже компьютерные игры - пасхальные яйца проникли всюду. И мы решили за ними поохотиться...

В знаменитом романе русского писателя Ивана Шмелева «Лето Господне», работа над которым длилась аж 14 лет, Пасхе посвящено несколько глав. Все они пронизаны каким-то щемящим сердце теплом, радостью и не требующей пояснений верой - когда читаешь, хочется вернуться в детство и ждать Светлое Воскресенье под ароматы куличей:

«Великая Суббота, вечер. В доме тихо, все прилегли перед заутреней. Я пробираюсь в зал - посмотреть, что на улице. Народу мало, несут пасхи и куличи в картонках. В зале обои розовые - от солнца, оно заходит. В комнатах - пунцовые лампадки, пасхальные: в Рождество были голубые?.. Постлали пасхальный ковер в гостиной, с пунцовыми букетами. Сняли серые чехлы с бордовых кресел. На образах веночки из розочек. В зале и в коридорах - новые красные «дорожки». В столовой на окошках - крашеные яйца в корзинах, пунцовые: завтра отец будет христосоваться с народом. В передней - зеленые четверти с вином: подносить. На пуховых подушках, в столовой на диване - чтобы не провалились! - лежат громадные куличи, прикрытые розовой кисейкой, - остывают. Пахнет от них сладким теплом душистым».

«Я рассматриваю надаренные мне яички. Вот хрустально-золотое, через него - все волшебное. Вот - с растягивающимся жирным червячком; у него черная головка, черные глазки-бусинки и язычок из алого суконца. С солдатиками, с уточками, резное-костяное… И вот, фарфоровое - отца. Чудесная панорамка в нем… За розовыми и голубыми цветочками бессмертника и мохом, за стеклышком в золотом ободке, видится в глубине картинка: белоснежный Христос с хоругвью воскрес из Гроба. Рассказывала мне няня, что если смотреть за стеклышко, долго-долго, увидишь живого ангелочка. Усталый от строгих дней, от ярких огней и звонов, я вглядываюсь за стеклышко. Мреет в моих глазах, - и чудится мне, в цветах, - живое, неизъяснимо-радостное, святое… - Бог?.. Не передать словами. Я прижимаю к груди яичко, - и усыпляющий перезвон качает меня во сне».

А вот у Александра Куприна рассказ «Пасхальные яйца» (1911 год) получился весьма ироничным - но такой уж удалась Пасха у его главного героя...

«Завтра у нас Светлое Воскресение, и я по всем этим вашим кулечкам, сверточкам и картоночкам вижу, что вы несете домой праздничные подарочки: разные там яички со змеями, составные яички с колечками, барашками, цветочками. Ну, вот я вам и расскажу, как через одно пасхальное яичко я лишился наследства, родни и поддержки, и все это в самых отроческих годах». Герой рассказа вручил своему богатому, черствому и вспыльчивому дяде необычное яйцо из цветочного магазина. Если написать на том яйце водой любые буквы и посыпать семенами кресс-салата, то за неделю на его поверхности зеленым цветом вырастали добрые пасхальные слова. Но по случайности или по оплошности продавца дядюшке, который в свои 70 лет очень гордился своей черной шевелюрой, досталось яйцо с надписью из проросшего кресс-салата: «Я был лысым». Так герой остался без наследства.

Само собой, встречаются пасхальные яйца в религиозной живописи. В православной иконописи Мария Магдалина, почитаемая как святая равноапостольная, в отдельных сюжетах изображается редко, в основном как жена-мироносица с сосудом благовоний. Но иногда можно увидеть ее и с красным пасхальным яйцом в руках. Уже знакомый нам пасхальный сюжет запечатлен русским живописцем Василием Верещагиным на картине «Визит Марии Магдалины к Императору Тиберию» - она украшает стену Церкви Марии Магдалины в Иерусалиме.

Яйца Фаберже вообще стали понятием нарицательным, символом дорогого, изысканного подарка. Между тем, Карл Фаберже и ювелиры его фирмы создали первое яйцо в 1885 году по заказу императора Александра III именно в качестве пасхального сюрприза для его жены Марии Федоровны. Оно называлось «Курочка» и было покрыто снаружи белой, под скорлупу, эмалью, а внутри, в «желтке» из матового золота, размещалась изготовленная из цветного золота курочка. Но на этом сюрприз не заканчивался - внутри курочки таилась миниатюрная копия императорской короны из золота с бриллиантами и цепочка с рубиновым кулоном. Вот это писанка, так писанка! Впрочем, всю идею Карл Фаберже заимствовал: в начале XVIII века европейскими мастерами уже было изготовлено подобное яйцо, несколько экземпляров которого хранятся сегодня в музейных коллекциях Дрездена, Вены и Копенгагена. И все же Фаберже так поразил императрицу своим творением, что сразу был признан придворным ювелиром и получил заказ создавать по яйцу ежегодно. Кстати, работа была такой кропотливой и тонкой, что на одно яйцо действительно уходил почти целый год. Эта традиция сохранялась вплоть до царствования Николая II. С 1885 по 1917 год было создано 71 яйцо неописуемой красоты, из которых императорскими считаются 52.

В современной массовой культуре есть метафорическое понятие «пасхалки» - некой загадки, авторского намека, спрятанного внутри произведения, будь то сериал, книга, комикс, игра или даже компьютерный софт!

Вот уж где символизм яйца раскрывается на полную! Считается, что первым «пасхалку» («пасхальное яйцо», Easter Egg) намеренно использовал в 1979 году Уоррен Робинетт, программист компьютерной игры «Adventure». Тогда авторов игры нигде не указывали официально, и тщеславный Робиннет решил спрятать упоминание о себе внутри игры: чтобы попасть в комнату с именем разработчика, следовало отыскать невидимую точку в одной из частей лабиринта и перенести ее в другой конец уровня. Постепенно постмодернистские «секретики» с легкой руки режиссеров, программистов, мультипликаторов стали появляться в самых разных жанрах. Для фанатичных и внимательных зрителей, читателей, геймеров стало особым приключением и удовольствием искать авторские намеки. Например в фильме «Индиана Джонс: в поисках утраченного ковчега» (1981) на стенах древнего храма можно заметить иероглифы в виде роботов из «Звездных войн» R2D2 и C-3PO! А на обложке альбома The Beatles «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band» есть отсылка к The Rolling Stones - кукла Ширли Тэмпл с надписью «Welcome the Rolling Stones». Кстати, несколько месяцев спустя The Rolling Stones ответили коллегам и выпустили альбом, на обложке которого физиономии битлов выглядывают из цветочных зарослей. «Пасхалки» таятся в «Бойцовском клубе», «Заводном апельсине», «Матрице», сериалах «Остаться в живых», «Во все тяжкие», в мультфильмах «Симпсоны», «Алладин», большинстве компьютерных игр, программе uTorrent и массе других произведений. Ищите сами, ведь если вы были хорошими мальчиками и девочками, пасхальный кролик обязательно приготовил для вас сюрпризы!



Это большое яичное расследование навело нас на мысль, что пасхальное яйцо обладает чудесной силой объединять нации и конфессии, детей и взрослых, любителей шоколада и искателей приключений, старинные традиции и самую что ни на есть современность. Обычай христосоваться, «чокаться» яйцами на Пасху, конечно, распространен и на Кипре. Желаем вам счастливой Пасхи и «Καλά τσουγκρίσματα! (калА цугрИзмата), что означает «хорошего чоканья»!

Текст: Екатерина Мошкина