Как воспитывали детей в царской семье. Игорь Зимин. Воспитатели и учителя. Царские дети после семи лет. Детский мир императорских резиденций. Быт монархов и их окружение. История России. Библиотека

Ярким представителем купеческого сословия конца XIX – начала ХХ вв. является наш земляк Николай Поликарпович Глухарёв. Коротко его можно охарактеризовать как человека разносторонне увлечённого, с довольно широким кругозором, неравнодушного к истории своего Отечества и малой родине, жаждущего делиться своими знаниями с другими. Правда, его огромные заслуги до сих пор не оценены по достоинству, а потому Боровский историко-краеведческий музей обращается к главам и депутатскому корпусу городов Балабаново и Боровска с предложением присвоить Николаю Поликарповичу заслуженное звание Почётный гражданин города Балабаново и Почётный гражданин города Боровск.

Родился Николай Поликарпович в старообрядческой семье и был старшим сыном боровского купца 2-й гильдии Поликарпа Аксёновича. По данным конца 1879 – начала 1880 гг., Поликарп Аксёнович и его жена Пелагея Ивановна имели также двухлетнего сына Ивана, дочерей Марью, Александру и Ольгу. Жили они в Боровске, вблизи Торговой площади, по улице Калужской, в собственном двухэтажном каменном доме. Глава семейства занимался «торговлей чая, сахара, деревяннаго масла и восковых свеч». Ему принадлежало несколько небольших заводов. В г. Боровске в своём собственном доме по ул. Калужской в 1868 г. он открыл завод по производству восковых свечей. (В 1889 г. на нём было выработано свечей белого воску 50 пудов на 1350 руб. Сбывали их в Боровске). Другой небольшой завод, химический, по производству древесного порошка и древесного уксуса он открыл в 1881 г. на своей земле при д. Кочетовка Спасопрогнанской волости Боровского уезда. (В 1889 г. на нём было произведено древесного порошка 1300 пудов на 1950 руб. Сбыт имел в Москве).
Николай Поликарпович в 1901г., будучи купеческим сыном, состоял на службе на довольно крупном химическом заводе, принадлежавшем московскому купцу 1-й гильдии Петру Ивановичу Санину. Завод располагался при сельце Литашёве Куриловской волости Боровского уезда, недалеко от отцовского. В 1903г. 1 июня П.И. Санин скончался, и Николай Поликарпович через несколько лет стал хозяином Литашёвского химического завода. Помимо этого завода Николаю Поликарповичу в начале ХХ в. принадлежала фабрика (профиль фабрики требует уточнения – Н.Л.) вблизи д. Балобоновой на берегу р. Истьи. Здесь он построил двухэтажный дом, в котором подолгу жил с семьёй. К этому времени он уже был женат на Лидии Ивановне (её происхождение требует уточнения – Н.Л.) и имел двух дочерей Екатерину (1901 г.р.) и Татьяну (1903 г.р.). Известно также, что у них была ещё одна дочь и сын. Вблизи фабрики выросли дома рабочих. В августе 1910 г. во время выборов гласных в уездное земское собрание, на которых Николай Поликарпович одержал победу, такие газеты, как «Калужский курьер» (1910, №93), «Русское слово» (1910, №192) и «Русские ведомости» (1910, №196), назвали его фабрикантом, прогрессистом.
Правда, к этому времени дела фабриканта Глухарёва шли не столь успешно. Химическое производство резко сократилось из-за конкуренции с подобным, но более дешёвым крупным кустарным производством, активно развивавшемся среди крестьян Ярославской и Костромской губерний. У Николая Поликарповича возникли финансовые проблемы, о чём говорит такой факт. В его имении при д. Балобоновой 26 января 1912 г. с 10ч. утра была объявлена распродажа с публичного торга, «принадлежавшего ему движимого имущества, заключавшегося в разных летних и зимних экипажах, железном баке для керосина и двух пожарных трубах, за неплатёж им недоимки земского сбора и пени в сумме 1269 р. 2 к.». Имущество оценили в 1340 руб., а так как торги объявлялись уже второй раз, то имущество могло быть продано ниже заявленной оценки. В 1914 г. он надеялся найти компаньона со 100000 руб. для того, чтобы расширить химический завод, вырабатывавший свинцовые белила.
Возникшие финансовые и производственные проблемы не помешали Николаю Поликарповичу вести активную общественную деятельность. Так, в 1904-1905 гг. он хлопотал о разрешении поставить на могиле боярыни Ф.П. Морозовой и княгини Е.П. Урусовой крест. Калужский губернатор в ответ озадачился: «Какую цель преследует Глухарёв при постановке креста на могиле старообрядок?». Глухарёв ответил: «Цель христианина поставить крест на могиле христиан». Через некоторое время Калужский губернатор дал разрешение, и крест на могиле сестёр был поставлен, а могила обнесена оградой. В 1910-1913 гг. он избирался гласным уездного земского собрания. В 1911 г. значился среди присяжных заседателей по Боровскому уезду, в 1916 г. — членом раскладочного по промысловому налогу присутствия, в 1917 г. – членом правления и секретарём телефонного кружка, членом уездного исполнительного комитета от ремесленников г. Боровска, а 23 июля 1917 г. его избрали в число гласных Боровской городской думы от Торгово-промышленного союза. Волновали Николая Поликарповича буквально все сферы жизни населения Боровского уезда. В 1913 г. в качестве уполномоченного общества крестьян д. Балобановой он ходатайствовал о необходимости перенесения базаров в посёлке Балобанове со вторников на воскресные дни. Он спорил и доказывал свою точку зрения по вопросам образования, медицины, санитарного состояния населённых мест уезда, деятельности ветеринарного врача и агронома, сельскохозяйственного склада, находившегося на содержании земства, и многим другим.
Помимо этого, с апреля по октябрь 1917 г. на свои средства он издавал первую в Боровске и уезде общественно-политическую газету «Боровская жизнь», являясь ещё и её редактором. Печаталась газета в местной типографии А.В. Муратовой. Известно шесть вышедших номеров: №1 (2 апр.) – №6 (14 мая). В заявлении редакции в первом номере указывалось: «Газета «Боровская жизнь» задалась целью в исторические дни обновленной и свободной России говорить одну правду и освещать все стороны жизни города и уезда и тем дать возможность каждому гражданину следить за всем, что делается в его родном краю…». В газете, как органе Боровского исполнительного комитета, регулярно публиковались протоколы заседаний Боровского ИКа, печатался материал о жизни уезда в первые месяцы после Февральской революции 1917 г., об упразднении старых органов власти и установлении новых, о подготовке и проведении уездного учительского съезда, сообщения из населённых пунктов уезда: Абрамовского, Тарутина, Шемякина, Русинова и других, свидетельствующие о пробуждении народных масс к политической жизни. Все опубликованные материалы не были подписаны.
Был известен Николай Поликарпович и как благотворитель, просветитель и драматург. Так, ещё в 90-х гг. XIX в. он совместно с учителем С.Е. Чертковым и казначеем И.А. Казанцевым принял участие в издании книги хорошо ему знакомого К.Э. Циолковского «Аэростат металлический управляемый», в 1901 г. он выпустил в Москве свою брошюру «Устройство городских, сельских и домашних библиотек», а в 1903 г. – свой водевиль «Два друга – метель да вьюга». В 1904 г. в с. Тарутине Боровского уезда Глухарёв открыл бесплатную библиотеку, в 1913 г. – избу-читальню в д. Балобоновой. Будучи любителем драматического искусства, вместе с себе подобными участвовал 4 февраля 1901 г. в благотворительном спектакле, где игрались сцены из комедии А.Н. Островского и Н.Я. Соловьёва «Счастливый день» и водевиля Д.А. Мансфельда «Затейница».
Для просвещения рабочих Николай Поликарпович в одном из корпусов своего химического завода устраивал популярные в то время бесплатные литературные чтения. Для этого оборудовали возвышенное место и установили несколько рядов стульев и лавок. Оборудованное помещение вмещало до 400 человек. Вначале чтения организовывались исключительно для рабочих этого завода, затем на них стали приходить и посторонние люди. Газета «Новое слово» в №6 за 1906 г. писала: «Устраиваются чтения интересно: преимущество отдаётся темам на современные общественные и политические вопросы. Так, читались «Манифест 17 октября и его значение», «О выборах представителей в Государственную Думу», «Что такое конституционное правительство», «О свободе печати», «О свободе личности», «Чёрная сотня» и др. Затем с туманными картинами в несколько вечеров был прочитан полный курс «История Русского Государства». Читалась и изящная литература, а именно: сочинения Тургенева, Толстого, А. Толстого, Чехова, Гаршина, Некрасова, Никитина, Кольцова, Лермонтова, Пушкина, Якухтина, Короленко, Григоровича, Горбунова, Гоголя, О.Мошкова, Н. Успенского, Писемского, Данилевского, Сурикова и др. Помимо чтения был показан ряд картин по географии, естествознанию, астрономии и проч. Как рабочими, так и крестьянами чтения посещаются очень охотно, приходят даже дети и старики из деревень, отстоящих от завода в 7 верстах… Зала всегда переполнена. Теперь в некоторых деревнях даже ведут очередь для посещения этих чтений: в каждой семье одни остаются караулить дом, а другие идут на чтения».
Не остался Николай Поликарпович в стороне и в траурные дни после кончины Л.Н. Толстого, написав по этому поводу небольшую заметку в губернскую газету «Калужский курьер». А ещё в 1902 г. он значился заведующим метеорологической станцией в д. Большая Литашёвка. Интересовали его координаты расположения Боровска, для чего он написал письмо в Николаевскую Главную физическую обсерваторию в Санкт-Петербург.
Особый интерес Николай Поликарпович испытывал к истории г. Боровска и его уезда. Как никто другой в то время он осознал значение родных ему мест в историческом контексте Российского государства. В предисловии изданного им в 1913 г. I-го тома «Материалов для истории города Боровска и его уезда» написал: «Более пятнадцати лет тому назад я решил написать полную историю своего родного города Боровска и его уезда. Когда был выработан план работ, то я был изумлён его размерами и тем, что едва ли хватит моей жизни для осуществления его. Поэтому пришлось отказаться от большого плана и я решил писать популярные исторические очерки и печатал их в разных журналах, газетах и в изданиях исторических и археологических комиссий. Но эта работа не удовлетворила меня, она не была той работой, к которой я стремился, и я вскоре прекратил её и вновь взялся за осуществление первоначальнаго плана…».
Прежде чем писать историю родных мест, Николай Поликарпович стал собирать материал. Для чего в 1901 г. обратился в губернский статистический Комитет с заявлением о разрешении ему работать «в Комитете для извлечения нужных ему сведений и справок» по истории Боровска и его уезда. В 1914 г. 4 октября он обратился к Калужскому губернскому земскому собранию с просьбой «пожертвовать по одному экземпляру всех изданий Калужской Губернской Земской Управы изданных с 1864 по 1915 год а также все могущия вновь выходить издании». К населению, преследуя всю ту же цель, он обращался через газеты «Калужские губернские ведомости» №26 и «Калужский курьер» №28 за 1910 г.: «Предполагая писать историю г. Боровска и его уезда, я обращаюсь с просьбой ко всем лицам, имеющим у себя относящиеся до города Боровска и его уезда документы, записки, рукописи, мемуары, письма, книги, брошюры, журналы и газеты, отчёты, объявления, воззвания и прочие печатные издания, в которых печатались статьи и корреспонденции о городе Боровске и его уезде, портреты общественных деятелей и героев, карты, планы, картины, фотографии всевозможных видов, укреплений, памятников, церквей, зданий и проч., монеты Боровских князей и пр., сообщить свои адреса и, если возможно, прислать с них копии и описания. Особенно прошу авторов заметок, корреспонденций, статей и отдельных изданий, печатавших свои труды в газетах и периодических изданиях, не отказать в высылке таковых по 1 экземпляру».
Собранный таким образом материал Николай Поликарпович систематизировал и издал в боровской типографии А.В. Муратовой в виде «Материалов для истории города Боровска и его уезда». В I-м томе, вышедшем в 1913 г., он опубликовал легенды, обряды, обычаи, поверья, приметы, гадания, пословицы, поговорки, сказки, песни калек перехожих и песни жителей города Боровска и его уезда (бесплатную помощь в корректировке данных материалов ему оказал А.П. Смирнов), во II-м томе, вышедшем в 1914 г. – копии с документов своего архива. Оба тома были изданы на средства разных лиц и учреждений, доход с которых должен был поступить на издание дальнейших материалов по истории города Боровска и его уезда. В частности, сообщалось, что готовится к изданию III-й том.
Выявлять, собирать документы и записывать исторические сведения Николаю Поликарповичу приходилось одному. Об этом он писал в том же предисловии к I-му тому «Материалов…»: «Но, к сожалению, я ничего не получил и приходится работать одному. Но работа громадная, в особенности в архивах, где нет полнаго описания документов и приходится отыскивать среди не имеющих отношения до города Боровска и его уезда бумаг бумаги, необходимыя для истории города Боровска и его уезда». Тем не менее, Николай Поликарпович не отчаивается и далее пишет: «Выпуская настоящий труд, я вновь обращаюсь ко всем лицам с убедительной просьбой не отказать сообщить мне о всём, что только касается города Боровска и его уезда. […] Авторов, в трудах которых что-либо относится до города Боровска и его уезда, а также все частныя и административныя учреждения, которыя печатают свои отчёты и уставы, убедительно прошу не отказать в присылке мне по одному экземпляру; за всё присланное буду весьма благодарен». Видимо, на сей раз он был услышан, о чём посчитал нужным упомянуть в предисловии ко II тому «Материалов…», поблагодарив всех приславших свои статьи и статьи других авторов, а также Боровскую уездную земскую управу.
В разных археологических и исторических изданиях и местных газетах Глухарёв публиковал популярные исторические очерки и заметки о Боровском крае. Например, в 1901-1902 гг. в журнале «Живописная Россия» им были опубликованы популярные исторические очерки и заметки «Чудотворная икона с. Рыжкого», «Памятники Тарутинского боя», «Князь М.К.Волконский – защитник г. Боровска», «Боярыня Федосья Прокопьевна Морозова». В 1912 г. в «Юбилейном сборнике в память Отечественной войны 1812 года» (Калуга. Вып.1) совместно с И.Ф. Цветковым он опубликовал статью о происходивших в октябре 1812 г. событиях в Боровском уезде.
Одновременно с публикаторской деятельностью Николай Поликарпович занимался сбором предметов по истории Боровска и его уезда. В результате им был создан первый в Боровске и ближней округе частный Музей местного края и Отечественной войны 1812 года. Предположительно, произошло это в 1912 г. в связи со столетним юбилеем победы русской армии в Отечественной войне 1812 г. Пополнение его фондов шло за счёт средств собирателя и частично благодаря тем же газетным обращениям к населению. Так, в майском номере газеты «Боровская жизнь» в 1917 г. Николай Поликарпович. писал: «Н.П. Глухарёв, г. Боровск, гостиный двор. Покупает старинные предметы из железа, чугуна, свинца, олова, меди, серебра, золота, стекла, фаянса и фарфора. Покупает медные, бронзовые, серебряные и золотые монеты, медали, жетоны и юбилейные значки. Покупает книги, географические карты, планы, картины, гравюры, рукописи, архивные документы, всевозможные старинные вещи и предметы».
После октябрьских событий 1917 г. над музеем Н.П. Глухарёва нависла угроза. Дом по ул. Калужской №120, где он жил с семьёй и где размещался музей, в 1919г. местные новоявленные чиновники от советской власти предназначили под выселение и размещение в нём детских яслей. Чтобы этого не случилось, Николай Поликарпович обратился за помощью в Коллегию по делам музеев НКП. Его поддержали члены Организационного Комитета 1-й Опытной станции по народному образованию при НКП (Деревенское отделение станции располагалось в Боровском и Малоярославецком уездах, а Н.П. Глухарёв был его сотрудником), в своём обращении в Коллегию от 28 октября 1919 г. Боровский Уездком РКП среагировал на это в традиционной для чиновничества манере, которая нашла яркое выражение в публикации одного из его членов, пожелавшем остаться неизвестным. В калужской газете «Коммуна» за 30 июля 1919 г. читаем: «…он видите ли написал заявление в центр, который поручил уездконтролю расследовать это дело, оно у нас до сих пор лежит под сукном, а буржуй живёт себе припеваючи…» (подчёркнуто мной – Н.Л.).
Всё же, несмотря на учинённые препятствия, «буржуй» Н.П. Глухарёв «как собиратель музея в г. Боровске» охранную грамоту за №10562/11123 17 декабря 1919 г. получил. Заведующим музеем Всероссийская коллегия по делам музеев назначила самого Николая Поликарповича.
Но 31 мая 1920 г. Николай Поликарпович скончался «от удара». Так было записано в метрической книге старообрядческого храма Всех Святых, прихожанином которого Николай Поликарпович и вся его семья состояли долгое время. Исповедовал его, причащал и хоронил протоиерей Карп Тетёркин. Что послужило причиной «удара», не известно до сих пор. Не известно и место захоронения этого замечательного человека (запись об этом в метрике отсутствует). Участь же музея, библиотеки и архива, самого дома и жившей в нём семьи Глухарёва была предрешена.
Отдел по делам музеев вначале вынужден был предпринимать шаги по поддержанию музея. В июне 1920 г. он просил Боровский УОНО передать музей, архив и библиотеку Н.П. Глухарёва во временное пользование 1-й Опытной станции по народному образованию для научной обработки, предлагал назначить и нового заведующего. До 16 октября 1920 г. музей обследовали сотрудники самого Отдела по делам музеев А.А. Рыбников и А.М. Скворцов. Однако о результатах обследования ничего не известно. Известно лишь, что в 1920 г. при музее работал только сторож. На содержание музея, на его оборудование, отопление, освещение, пополнение коллекций, на приобретение витрин, шкафов, на проведение реставрационных и экспертных работ, на закупку канцтоваров и хозяйственные дела требовалось 282760 руб.
Как выглядел музей, какими по составу были его коллекции, какое количество предметов удалось собрать Н.П. Глухарёву, в настоящее время сказать невозможно. Сохранились только отдельные записи начала 20-х гг. ХХ в. Одна – на оборванном клочке бумаги, сделанная карандашом неизвестным лицом.
Сначала были перечислены иконы: 12 месяцев – 10 вершков, 12 праздников – 7 вершков, 1 Спасителя, 1 Киев. чудотв., 1 складень на каждый день, 1 Воскресение – 12 верш., 1 Корсунская Божия Матерь, 1 Умиление злых сердец, 1 Параскева Пятница, 1 Пафнутий Боровский, 1 преподобный Нил, 1 Взыскание погибших, 1 Трёх Святителей, 1 крест, 1 Иоанн Креститель в пустыне, 1 Пантелеимон целитель, 1 Поликарп, Пелагея.
Потом 1 мера полотенцы, наволочки, разное рукоделие, разные вещицы: фарфоровые, картины бисером шитые и шерстью, 1 картина «Бегство Иосифа с Марией», 1 картина «Пётр I на ботике во время бури», 1 картина бисером Мазурок, весы, 3 старинные подсвечника, лестовки, медные иконы, меры муки и овощей, икон штук всего 80 или больше. (То ли это опись предметов, то ли опись имущества семьи, а может, сразу всё вместе? – Н.Л.) Другая – запись губернского инструктора по делам музеев А. Покровского, обследовавшего коллекции уже закрытого музея в 1923 г. Он выделил предметы и коллекции, по его мнению, представлявшие музейную ценность: чугунный колокол 17 в., снимки монастырей и церквей Боровска и уезда в числе 35 шт., разное оружие в количестве 20 шт. и 2-х маленьких пушек, шёлковый старообрядческий сарафан, суконную старообрядческую поддёвку и фарфор в количестве 32 шт. При этом А. Покровский заметил, что таковые требуются Калужскому историческому музею, «так как в Историческом музее подобных предметов или совсем не имеется или имеется в ограниченном количестве…».
По факту закрытие музея произошло, очевидно, к 1922 г. Так, заведующий Боровским УОНО некто Сиблиевский в своём послании Губмузею 13 января 1922 г. сообщал, что музей распоряжением Наркомпроса передали Боровскому УОНО вместе со зданием. По распоряжению УИКа часть здания была передана под детский санаторий здравотдела, а экспонаты пришлось сложить в кучу. Переговоры о дальнейшем существовании музея с представителями Наркомпроса, которые обещали помочь в «систематизации музея» и его руководстве, закончились безрезультатно. Музей, по мнению Сиблиевского, не может обеспечить себя без помощи государства. «Поэтому прошу командировать представителя для осмотра музея и решения вопроса о его дальнейшем существовании. – Я полагаю, что ценные экспонаты возможно будет взять в Губернский музей, ликвидировая наш совершенно. Во всяком случае прошу вопрос о музее в Боровске решить в поспешном порядке». Решение данного вопроса «на бумаге» затянулось на несколько лет.
Только между 5 и 15 июля 1924 г. музейные предметы и часть библиотеки Н.П. Глухарёва передали Пафнутьеву монастырю-музею для организации на его территории Государственного историко-художественного и краеведческого музея. Музейные предметы, по мнению всё того же заведующего Боровским УОНО Сиблиевского, которое он высказал 14 марта 1923 г. на заседании ответственных работников вверенного ему УОНО, пригодные для домашнего обихода и не имевшие художественной ценности, надлежало использовать для нужд культурно-просветительских учреждений. Что касается другой части библиотеки, то она должна была сохраниться у Лидии Ивановны Глухарёвой.
В завершение хочется подчеркнуть, что, несмотря на довольно печальную участь, постигшую музейное собрание и библиотеку Н.П. Глухарёва, память о нём, и в первую очередь, как краеведе, просветителе и благотворителе бережно сохраняется работниками Боровского историко-краеведческого музея. Здесь в настоящее время хранятся две книги с вклеенными орнаментированными листами и надписью на них «Библиотека Николая Поликарповича Глухарёва» (подарены С.Я. Глухарёвым), амбарная книга с газетными вырезками и записями Н.П. Глухарёва, подготовленными им для публикации в III-м томе «Материалов…» (были изданы в 1998 г. боровским краеведом Алексеем Алексеевичем Антиповым). Также в музее хранится вышеупомянутый «Юбилейный сборник в память Отечественной войны 1812 года» (Калуга, 1912. Вып.1), «Материалы для истории города Боровска и его уезда. Копии с документов архива Н.П. Глухарёва» (Боровск, 1914. Т.2) и несколько номеров газеты «Боровская жизнь». В г. Боровске на ул. Калужской, в доме, где Н.П. Глухарёв провёл юные годы, по инициативе директора Боровского историко-краеведческого музея А.М. Морозова в 2010 г. была установлена памятная доска. Помнят и ценят Николая Поликарповича в городе Балабанове: в 2014 г. городской библиотеке было даровано его имя, а при входе в неё установлены памятная доска с текстом об основателе бесплатной избы-читальни в д. Балобоновой и бюст Н.П. Глухарёва, выполненный скульптором Сергеем Лопуховым.
*Все даты до февраля 1918 г. даны по старому стилю, последующие — по-новому. Статья написана в основном по архивным документам ГАКО и БИКМ.
Н.П. Лошкарёва,
научный сотрудник
Боровского историко
-краеведческого музея

Экология сознания: Жизнь. Принципы воспитания в доме Романовых вполне могут стать пособием для воспитания будущих поколений.

Николай II:«Мне нужны нормальные здоровые русские дети»

В семье императора Николая II и царицы Александры Фёдоровны было пятеро детей - четыре дочери и сын. Император в воспитании своих детей требовал: «Мне нужны нормальные здоровые русские дети».

Как же чета Романовых воспитывала детей?

Николай и Александра Фёдоровна показывали собой пример. Дети росли в атмосфере взаимного уважения и любви родителей друг к другу. Ближайшая подруга императрицы Анна Вырубова сказала: «За 12 лет я никогда не слыхала ни одного громкого слова между ними, ни разу не видала их даже сколько-нибудь раздражёнными друг против друга».

Дети Николая II почти не знали светских развлечений вроде балов. Они сами придумывали себе развлечения: игры на воздухе, физические упражнения, театральные постановки. Родители часто присоединялись к детям в их играх. Совместные развлечения способствовали жизнерадостности детей и укреплению дружбы с родителями.

Великая княжна Ольга Николаевна

Царица говорила: «Радость и счастье нужны детям не меньше, чем растениям нужны воздух и солнечный свет». Для этого нужны «не просто любовь, а культивированная любовь в повседневной жизни семьи, выражение любви в словах и поступках. Любезность в доме - не формальная, а искренняя и естественная».

В целях воспитания быт семьи не был роскошным. Царевны спали по двое в комнате на армейских складных кроватях. Мебель в их комнатах была безыскусной. Детей учили преемственности во всём, поэтому одежда и игрушки передавались по наследству. Царские дети играли в игрушки, которые были поломаны десятки лет назад. Таким образом, их учили ценить и беречь то, что у них есть.

Семья Николая II в общении не делила людей по «социальным сословиям». Ценился сам человек с его индивидуальными качествами. Государь требовал от детей проявлять уважение и внимание к нуждам любого человека даже в мелочах.

Великая княжна мария Николаевна

Вот как наставляла Александра Фёдоровна свою дочь Ольгу в письме: «Будь особенно вежлива по отношению ко всем слугам и няням. Они так хорошо заботятся о вас. Подумай о Мари, как она устаёт и не очень хорошо себя чувствует, не заставляйте её ещё и нервничать. Слушайтесь её, будьте послушными и всегда добрыми. Я сделала её вашей няней, и вы всегда должны хорошо относиться к ней, а также к С. И. Ты достаточно большая, чтобы понять, что Я имею в виду. Будь хорошей и слушайся Маму. Прочти это Татьяне. Всегда проси прощения, когда была грубой или непослушной. А сейчас постарайся быть как можно лучше, и Я буду счастлива».

Царица воспитывала девочек как будущих хранительниц домашнего очага. «Дом и семья - это то, что держится в первую очередь на женщине, и каждая девушка обязана понять это ещё в детстве» , писала императрица. Александра Фёдоровна обучала девочек основам домашнего хозяйства. Они занимались рукоделием, шили рубашки и гладили бельё.

Детей не прятали от жизни. Государыня говорила: «Кроме красоты, в мире много печали». Она постоянно занималась благотворительностью, и в этом ей помогали дети. Когда она не могла посещать туберкулёзных больных, то посылала туда дочерей. В годы войны Ольга и Татьяна работали медсёстрами в Царскосельском госпитале наравне с другими медсёстрами. Государь брал с собой сына на фронт, чтобы показать мальчику реальную жизнь его будущих подданных и страдания войны.

Ефрейтор Русской армии Алексей Романов

Царские дети видели горести войны, но от всего непотребного родители их уберегали. Подруга царицы Юлия Ден отмечала: «Все Великие Княжны были бесхитростными, невинными созданиями. Ничего нечистого, дурного в их жизнь не допускалось. Её Величество очень строго следила за выбором книг, которые Они читали. В основном это были книги английских авторов. Их Величества не имели ни малейшего представления о безобразных сторонах жизни».

Император Николай II и Александра Фёдоровна воспитывали детей в духе постоянной работы над собой. Царские дети росли сильными, независимыми и милосердными. Принципы воспитания в доме Романовых вполне способны стать пособием для будущих поколений. опубликовано

Эта маленькая история случилась ровно год назад, 9-го мая, в городе Туле, на городском параде.

Играла музыка, мелькали букеты, не спеша продвигались нарядные виллисы.

По проспекту Ленина плыл бесконечный строй черно-белых бессмертных героев той войны. Все молодые, сильные, красивые, почти живые. И каждый из них, деревянной рукой, вел своего внука или правнука.

Вдруг, одна девчушка неожиданно отдала прадеда маме и быстро скрылась в гуще народа.

Девочку звали Наташа, и ей на мгновение показалось, что где-то в толпе, над головами, мелькнул ее прадед. Та же улыбка, те же усы, и медали вроде те же…

Наташа с трудом протиснулась сквозь плотную колонну и, наконец, нашла то, что искала: какой-то щекастый мальчик, лет десяти, действительно нес фотографию ее родного прадеда. Девочка сразу узнала ее, ведь фотка та была единственная, прадед прислал ее с фронта и вскоре погиб.

Наташа аж захлебнулась от праведной ярости. Какая подлость! Даже имя не изменили!

Она бросилась на щекастого и стала вырывать у него плакат со своим героическим прадедом.

Но, мальчик, нисколько не смутился, не убежал, он отпихнул Наташу и принялся отчаянно сражаться за свой транспарантик.

Тут на помощь подоспела Наташина мама:

А ну, отпусти, Гаденыш! Ты где это взял, бессовестный!? Это же наше! Сюда приходят люди с фотографиями своих дедов, а не чужих! Дай сюда, наглец!

Мальчик, оставшись без плаката, беспомощно заплакал и стал звать:

Ма-ма! Ма-ма! Они забрали!

Толпа расступилась и из нее вынырнула взбешенная мамаша мальчика:

В чем дело?! Вы с ума сошли, женщина?! Отдайте сюда! Какого черта к ребенку пристала?!

Что?! Это вам должно быть стыдно! Чему вы учите сына? Распечатали чужой портрет, прицепили на палку и вперед на парад?! И где вы взяли нашу фотографию?

Вы, что, ненормальная? Да - это мой родной дед - Сорокин Петр Поликарпович!

Как? Как ваш? Но ведь, он мой… тоже.

В смысле ваш...? Так, вы, что, дочь Николая?

Я? Да… А?

Боже мой, значит мы с тобой двоюродные сестры. Я ведь сто лет назад хотела найти кого-нибудь из ваших, но, то одно, то другое…

Познакомьтесь, дети, вы брат и сестра, троюродные, правда, но ничего, все равно для нашего деда мы все одна большая семья…

С того дня прошел год, но обе семьи за это время успели очень сдружиться и превратиться в одну. Они теперь даже не представляют себе, как жили раньше, почти не зная о существовании друг друга.

И сегодня, Петр Поликарпович Сорокин поведет на парад своих правнуков, но только уже без ссор и обид, ведь его деревянной руки хватит на всех.

Наверняка хватит, он ведь настоящий бессмертный герой.

Еще бы, семьдесят лет как погиб, а все еще продолжает держать в кулаке всю свою большую семью…

С праздником всех вас! Вспомните и поплачьте…

Где наши дети могут получить хорошее, качественное образование? Как вырастить детей верующими людьми? Из чего складывается пресловутое и трудноуловимое «всестороннее развитие личности»? Не мы первые в истории человечества столкнулись с этими проблемами. И до нас жили на земле родители, которые вполне успешно решали те же самые вопросы.

В биографиях и особенно в автобиографиях интересных, выдающихся людей мы можем увидеть, как из маленького ребенка постепенно вырастает та самая «всесторонне развитая личность». Можем увидеть, как из крошечных лоскутков, из случайных обстоятельств и целенаправленных педагогических усилий образовывается человек.

Конечно, это воспоминания только об одном ребенке из этой семьи. К тому же далеко не все мы сможем увидеть - ведь не все можно отследить и зафиксировать, даже когда поставлена такая задача. Не все сможем применить к воспитанию и обучению собственных детей. Но сделать для себя какие-то выводы, конечно, нам ничто не мешает. В любом случае эта история - реальный опыт живых людей.

Итак, жил-был в дореволюционном Киеве священник Николай Михайлович Боголюбов (1872-1934) . Настоятель храма при Киевском императорском университете святого Владимира; преподаватель Закона Божия, географии, русского языка, дидактики; философ. В будущем - исповедник, который несколько лет провел в советских тюрьмах. Участник Поместного Собора Русской Православной Церкви. Ученик архиепископа, потом митрополита Антония (Храповицкого). Владыка Антоний даже подарил отцу Николаю свой «докторский» крест - знак отличия доктора богословия.

Когда отец семейства начал преподавать в университете, ему выделили трехкомнатную квартиру. После революции семья Боголюбовых жила в сельском доме. А потом поп-лишенец скитался со своей семьей по чужим углам, без определенного места жительства. В таких бытовых условиях и росли будущие академики.

Вера ученых

Что ученые часто бывают людьми верующими и церковными - конечно, не удивительно . Но то, что отцу Николаю Боголюбову удалось передать свою веру детям, передать так, что на всю жизнь осталась, - это кажется подвигом и чудом.

Из воспоминаний Алексея Николаевича Боголюбова мы узнаем, что дети-Боголюбовы уже в детстве увлекались изучением священной истории. Ходили с родителями в храм. Были вполне погружены в православную культуру - например, на Рождество будущие академики «христославили» .

Как именно отец Николай учил своих сыновей вере? Сразу скажем очевидное: он сам был не только священником, не только богословом - но и глубоко верующим человеком. То есть главный воспитатель и учитель будущих академиков сам был поистине христианином.

А еще отец Николай не только сам служил в храме, но брал с собой своих детей. Например, возьмет сыновей за руки и идет с ними пешком, через поле, в храм. И по дороге разговаривает с ними.

Дети прислуживали отцу-священнику во время богослужений. А еще папа знакомил сыновей с теми епископами, с которыми общался сам, которым сослужил . Как именно проходили эти встречи, трудно сказать, Алексей Николаевич не подробно осветил эти темы. Но в своих воспоминаниях он рассказал о том, что память об этих встречах, память о таких богослужениях сохранилась у сыновей отца Николая навсегда.

Пример отца

Дети видели, что их папа работает, что работать - интересно, работать - важно

Отец Николай был человеком занятым: и служение священника, и преподавание, и научная работа. Но он старался проводить больше времени с детьми - например, много работал дома. Работа у него была непростая, требующая вроде бы уединения - например, работа над докторской диссертацией. Но отец Николай устроил себе рабочее место у себя в квартире, в углу общей залы-столовой.

Он работал - и дети видели, что их папа работает. Дети видели, что работа, научная работа - есть, работать - интересно, работать - важно.

Вот как пишет об этом сын отца Николая Алексей:

«Интересы сыновей развивались под непосредственным влиянием знаний отца. Они видят, что отец читает английскую книгу. “Папа, ты все понимаешь?” - “Да!” Значит, и им надо все понимать, и интерес к языкам растет сам собой. Затем возникает интерес к сочинительству. Папа сидит и пишет книгу (он работал над своей докторской диссертацией…). Оба сына, старшему было тогда около семи, тоже решили писать книги: они сшили себе по маленькой тетрадочке и примостились в разных углах отцовского кабинета» .

Именно устремленность родителей к образованию - образованию в самом широком смысле - порождает эту самую устремленность и у детей. В такой ситуации яблочко от яблоньки наверняка недалеко упадет.

Начальное образование

Отец Николай Боголюбов планировал отдать детей в 1-ю Александровскую классическую гимназию. Но при этом «подготовкой к школе» и первоначальным образованием родители занимались с детьми сами, дома.

Алексей Николаевич пишет об этом так:

«Занимались с ними родители: отец учил сыновей немецкому, французскому, несколько позже английскому языку. Он развивал в них любовь к языкам, готовил их к вхождению в иной мир, сперва незнакомый. Он же учил всем предметам, включая чистописание. Позже он сам готовил сыновей к поступлению в гимназию… Мать… учила сыновей нотной грамоте и игре на рояле…» .

Если педагогическая деятельность отца в отношении своих детей оказалась весьма успешной, то матери «не хватало строгости» доучить сыновей до конца.

Родители целенаправленно, осознанно, организованно открывали своим детям мир познания

Так родители целенаправленно, осознанно, организованно открывали своим детям мир науки, мир познания. Так образование само по себе становилось для детей интересной и значимой вещью в жизни. Потому что их в родном доме учили родные и любимые родители.

Но отец Николай вовсе не противопоставлял домашнее обучение школьному. Когда старшему сыну Николаю исполнилось 8 лет, отец Николай отдал его в подготовительный класс гимназии. Через год девятилетний Николай - его звали в семье Котей - перешел в первый класс (примерно пятый класс нынешней средней школы), а восьмилетний Алексей поступил в подготовительный.

Основное среднее образование

Когда Николай закончил второй класс гимназии (Алексей, соответственно, первый), протоиерей Николай Боголюбов с семьей вынужден был уехать из Киева - от уличных обстрелов, «голода, холода… от самодуров, которыми была так богата народная власть». Теперь преподаватель университета продолжил служение на приходе в далеком селе. В этом селе была школа-семилетка, где преподавали энтузиасты-самоучки. «Учитывая уровень знаний, братьев Боголюбовых приняли в шестой и седьмой классы школы. Было это осенью 1920 года», - вспоминает Алексей Николаевич. Алексею, которого приняли в шестой класс сельской школы, было 10 лет, Николаю-семикласснику - 11.

Вот как Алексей Николаевич пишет об этой школе, вспоминая брата Николая:

«В том, что он стал ученым, была, конечно, немалая заслуга этой сельской школы. Кстати, удостоверение об окончании семилетки было единственным документом об образовании, полученным им на протяжении всей его жизни».

Неорганизованность сельской школы времен гражданской войны оказалась, как это ни странно, большим плюсом в деле образования детей. Похоже, основной задачей учителей было просто сохранить образование детей в это тяжелое для всей земли нашей время, и делали они это как могли, но явно на совесть. Обучение здесь было настолько несистематизированным, что старший сын отца Николая после окончания седьмого класса… снова пошел в седьмой класс этой же школы. Чтобы еще немного поучиться. И это - «по совету отца».

Сельский труд снова стал поводом для общения с детьми, еще одной формой их воспитания

В это голодное время служение приходского священника отец Николай совмещал с тяжелым сельскохозяйственным трудом, чтобы как-то прокормить семью. Но сам этот труд снова стал поводом для общения с детьми, еще одной формой их воспитания и обучения. На этот раз обучения труду: например,

отец «учил сыновей молотить хлеб цепами. Эту операцию и проводили отец с сыновьями втроем, двигаясь по кругу…» - вспоминает Алексей Николаевич.

Дети ухаживали за скотиной, за огородом. И все это - вместе с родителями.

Хотя дети учились в школе, отец Николай занимался с ними и дома. Это было организованное, систематическое домашнее обучение:

«Несмотря на трудности и отсутствие учебников, он продолжал заниматься с сыновьями языками. Он познакомил их с латинским и греческим языками и продолжал заниматься с ними французским», - вспоминает Алексей Николаевич.

Спустя много лет старший сын Котя, уже известный ученый, трудился на благо науки и страны в закрытом Арзамасе-16. Один из коллег заглянул как-то к поповскому сыну, когда тот слушал радио на каком-то неведомом языке. Оказалось - на иврите. В годы гражданской войны, в голоде, в болезнях и трудах отец Николай действительно помог детям освоить древние языки. Так выросли не просто ученые-специалисты, а еще и эрудиты, полиглоты, те самые «всесторонне образованные люди». Люди великой культуры.

Заметим: так же, как и отец Артоболевских, отец Боголюбовых занимался с детьми дома «параллельно» школьному обучению. И отец Артоболевский, и отец Боголюбов не помогали детям делать школьные задания - они сами были «учителями» и «руководителями» образования своих детей.

Становление математика

Каким был в общем и целом подход к образованию детей в этой семье, каким было соотношение школьного и семейного обучения, хорошо иллюстрирует изучение математики будущим математическим гением - старшим сыном Боголюбовых.

В подготовительном классе гимназии (уровень начальной школы) уникальные способности будущего великого математика и физика-теоретика Н.Н. Боголюбова не только никак не проявились, но даже «были некоторые нелады с арифметикой, и однажды учитель сказал ему: “Из тебя, Коля, математика не будет!”». Такая вот ремарка - утешение каждому родителю, бьющемуся над «неуспевающими» детьми.

Затем, в сельской семилетке, босой и голодный 11-летний Н.Н. Боголюбов последовал примеру и совету преподавателя-самоучки, юриста: просто решил все задачи «из знаменитого задачника Малинина-Буренина». Затем «Котя выпросил» у преподавателя алгебры «задачник по алгебре Шапошникова и Вальтера и перерешал все задачи. Это было вторым этапом», - рассказывает Алексей Николаевич.

Таким образом, в основании увлечения Николаем Боголюбовым математикой лежала самостоятельная работа ребенка, школа в этом случае служила поддержкой для этой самостоятельной работы, для работы и увлечения этого конкретного ребенка. Очень и очень важная вещь. Этот момент прослеживается в большинстве исследованных биографий великих ученых, выдающихся людей: не особенные спецшколы, не многоэтажные программы, не количество часов в сетке расписания и уж тем более не навороченные электронные гаджеты позволяют ребенку заинтересоваться предметом, увлечься им, разобраться, открыть для себя красоту труда, красоту науки, любовь к познанию, жажду образования…

А на следующем этапе в изучении математики будущим великим математиком важную роль снова играет отец-священник. А.Н. Боголюбов пишет:

«По-видимому, первым заметил необычайный талант Николая отец… Отец решил заниматься с ним математическим анализом, которым когда-то интересовался сам. Начинался 1922 год, и Николаю было уже 12 лет. Отец достал у кого-то два учебника Гренвилля по дифференциальному и интегральному исчислению. Несмотря на то, что он сам серьезно никогда не занимался математикой, теперь, не имея ничего по своей специальности, он решил и сам изучать анализ… Он начал изучать Гренвилля и одновременно пробовал растолковывать Николаю основы математического анализа. Вскоре оказалось, что ученик быстро перегнал учителя».

Отец Николай не был математиком. Но он все равно стал учить сына - просто потому, что батюшка был по-настоящему внимателен к своему сыну. И по-настоящему стремился помочь ребенку, что называется, «раскрыть свой потенциал». Отец-учитель здесь даже не учит - а вместе с ребенком осваивает новый и очень непростой предмет.

Отец-учитель вместе с ребенком осваивает новый и очень непростой предмет - а это требует еще и смирения

А ведь учить ребенка тому предмету, который не знаешь сам, - это не только трудно. Это требует еще и смирения. В этой ситуации отец Николай позволяет ученику - своему сыну - увидеть собственное неумение. Но ведь одновременно отец Николай показал сыну и свое стремление к образованию.

Мы вот сетуем, что у нас времени нет, что учебники плохие, что денег нет на репетиторов. А отец Николай служил в сельском храме, сам молол муку, чтобы прокормить жену и детей. Голод, нужда: дети босые и раздетые - в школу ходить было буквально не в чем, обувь одна на двоих сыновей, и та - женская… И отец семейства находит время заниматься с ребенком математикой. Интегральным исчислением…

А потом появилась возможность вернуться в Киев. Так Боголюбовы снова оказались в родном городе. Как священник, отец Николай уже не мог преподавать в университете (хотя ему предлагали с условием сложить с себя сан). Но отношения с преподавателями вуза сохранились. И пользуясь этим, отец Николай Боголюбов повел своего Котю в университет. А здесь собрался цвет российской науки. Те, кого не расстреляли, те, кто не смог или не захотел эмигрировать, предпочли более спокойный Киев кровавому Петрограду. Поэтому отцу Николаю удалось познакомить сына с академиком Д.А. Граве, крупным представителем петербургской математической школы, оказавшимся на тот момент в городе.

Священник думал, что его мальчик-подросток вполне подготовлен к поступлению в институт. Ведь к 13 годам Котя «проработал ряд учебников на русском, английском и французском языках, проштудировал пятитомный трактат О.Д. Хвольсона по физике». Между прочим, здесь откликнулись отцовские занятия языками.

Но мальчик не поступил в институт. Оказалось, что Котя уже имел знания не ниже выпускника математического факультета университета. И Д.А. Граве сказал священнику Николаю Боголюбову, что «посещать лекции в каком-либо высшем учебном заведении Николаю уже не было смысла, работать с ним нужно индивидуально». В 15-летнем возрасте мальчик защитил аспирантскую работу - то, что ныне называется кандидатской. В апреле 1930 года общее собрание физико-математического отделения ВУАН присудило Николаю Николаевичу Боголюбову ученую степень доктора математических наук.

Образовательное пространство

Конечно, Николай Николаевич Боголюбов - гений. Но ведь этот гений должен был раскрыться, проявиться, вырасти. К тому же в этой семье выросло еще два крупных ученых. Так что речь идет не о феномене Николая Боголюбова - но о феномене семьи Боголюбовых. И раз уж у нас есть возможность увидеть «образовательную траекторию» только старшего сына, посмотрим, что же она из себя представляет.

В основании здесь - образовательное пространство семьи , в которой растет ребенок. Где культура, книжная культура, научная культура - фон жизни, органичная часть жизни дома.

В основании здесь также пример родителей. Пример, скажем так, активный. А еще в основании - сформированная привязанность к родителям. И еще такая банальная вещь: здесь большое количество времени дети проводят с родителями.

То есть количество времени, которое дети проводят в этом самом образовательном пространстве, с этими родителями, в этой атмосфере. Так это пространство, этот пример смогли реально повлиять на детей.

Отец занимается с детьми - и так задает тон всему образованию ребенка. Задает отношение к учебе и работе

А помимо этой трудноуловимой, но такой важной атмосферы есть еще и вполне конкретная вещь: сознательная работа родителей. Когда родитель воспринимает самого себя как учителя. Ведь с этого начинается и восприятие ребенком своих родителей в роли учителей. Мы видим, как занятой отец семейства садится с маленьким ребенком за парту и аккуратно, систематически занимается с ним. А потом мы видим, как этим же самым занимается еще более загруженный и при этом буквально нищий отец. Он занимается с детьми - и так задает тон всему образованию ребенка, где бы и как этот ребенок ни учился еще. Задает отношение к учебе и к работе.

Несомненно, именно это отношение оказалось важнее тех предметов, которыми отец Николай занимался с детьми. Хотя и предметы оказались важны, и знания важны. Но все же важнее - отношение. Именно этого и не хватает тем детям, которые заканчивают дорогостоящие гимназии, круглосуточно занимаются с репетиторами - и на выходе гора рождает крошечную мышку: ничего из себя не представляющего, равнодушного, бескультурного и непристроенного, без-образного молодого человека

Где учился будущий академик Боголюбов? В гимназии два-три года. Еще пару лет в сельской школе. Потом тоже были какие-то курсы. Занятия у частных учителей, иногда у прекрасных учителей. То здесь, то там, то с учебниками, то без них. Здесь не было исключительно домашнего образования, и не было культа домашнего образования. Но дом в этой семье был местом образования детей.

Образование начиналось именно дома. Всегда домашнее образование сопровождало обучение в учебных заведениях. Не только отец был учителем своих детей. Но среди учителей на каждом этапе образования и отец был учителем тоже.

Но в этом образовании детей Боголюбовых самая важная роль отца даже не в том, что он учил своих детей, не в том, что он садился с ними за парту. А в том, что он направлял это образование. В том, что он соединял воедино все разрозненные кусочки образования своих детей. Выстраивал все элементы обучения-воспитания-образования. С любовью и вниманием он вел каждого своего ребенка по той самой «индивидуальной образовательной траектории» к той самой «реализации творческих способностей». Отец внимательно и чутко руководил самообразованием своих детей, создавал условия для непрерывного самообразования ребенка, поддерживал в детях стремление к образованию. В самых тяжелых условиях…

Вот такая история. История семьи. История культуры отношения к детям. Отношения к образованию. Отношения, которое принесло свой плод. Отношения, которому мы можем не только подивиться, но и поучиться.

Тема воспитания детей раскрывается в книге «Царская семья. Возвращение» , вышедшей в феврале 2018 г. в Издательском Доме «СириуС» к 100-летию убийства Царской семьи.

Когда гости приходят к кому-то в дом, им показывают альбомы с семейными фотографиями. Во всяком случае, раньше так делали. Семейным альбом – бесценный документ, в котором отражена история семьи, запечатлены важные события. Моменты счастья, добрые воспоминания. Семейный альбом – безмолвный свидетель, порой говорящий больше, чем целые тома книг.

Давайте заглянем в семейный альбом Царской семьи.

Мы видим на фотографиях в фильме прекрасные, одухотворённый лики, исполненные красотой, чистотой, внутренним достоинством.

Последние кадры фильма напоминают нам о том, что вся семья вместе с детьми была убита в подвале ипатьевского дома в Екатеринбурге в ночь с 16 на 17 июля 1918 года. К этому вопросу мы вернёмся в конце лекции.

А пока поговорим о воспитании. Эта тема волнует каждого неравнодушного родителя: как же всё-таки правильно воспитывать детей?

Безусловно, в этом вопросе никто из нас не застрахован от ошибок. Но чтобы их совершать меньше и выбрать правильное направление в деле воспитания детей, мы знакомимся с опытом других семей.

И Царская семья являет собой образец такой семьи, с которой хочется брать пример.

Говорят, что судить нужно по плодам. Не по благим намерениям или красивым речам, а именно по результату усилий.

Плоды воспитания – это дети. Познакомимся с плодами.

Плоды воспитания

Перед вами на фотографии Императрица Александра Фёдоровна и две её старшие дочери в форме сестёр милосердия. Когда началась Первая мировая война, Александра Фёдоровна первым делом открыла во дворцах, принадлежащих семье, госпитали и склады для медикаментов. Вместе со старшими дочерьми он окончила курсы хирургических медсестёр. Ольге было в ту пору неполных 19 лет, а Татьяне 17 лет. Молодые девушки ассистировали на операциях, делали перевязки раненым.

Представьте картину госпиталя: кровавые раны, запахи, операции, длящиеся несколько часов…


Это на постановочных фотографиях всё красиво. Но будни были другими.

Как проходил день женщин Царской семьи?

Приведу воспоминания очевидца Анны Вырубовой, фрейлины и подруги Императрицы, которая вместе с нею окончила курсы медсестёр:

«Опишу одно такое утро. В 9 1/2 час мы приехали в госпиталь и тотчас же приступили к работе – перевязкам, часто тяжелораненых; Государыня и Великие Княжны присутствовали при всех операциях. Стоя за хирургом, Государыня, как каждая операционная сестра, подавала стерилизованные инструменты, вату и бинты, уносила ампутированные ноги и руки, перевязывала гангренные раны, не гнушаясь ничем и стойко вынося запахи и ужасные картины военного госпиталя во время войны. Объясняю себе тем, что она была врождённой сестрой милосердия...»

Ещё одно описание из воспоминаний А. Вырубовой:

«Началось страшно трудное и утомительное время. С раннего утра до поздней ночи не прекращалась лихорадочная деятельность. Вставали рано, ложились иногда в два часа ночи. В 9 часов утра Императрица каждый день заезжала в церковь Знаменья, к чудотворному образу, и уже оттуда мы ехали на работу в лазарет. Наскоро позавтракав, весь день Императрица посвящала осмотру других госпиталей.

Когда прибывали санитарные поезда, Императрица и Великие Княжны делали перевязки, ни на минуту не присаживаясь, с 9 час(ов) иногда до 3 час(ов) дня».

Кроме того, Ольга и Татьяна вместе с Александрой Фёдоровной посещала госпитали в западных и центральных городах России. Обе открыли комитеты, в которых, по словам генерала А.А. Мосолова, очень разумно и толково работали и председательствовали. Ольгинский комитет предназначался для помощи семьям фронтовиков и увечных воинов, Татьянинский комитет – для помощи беженцам. Этот комитет оказал помощь трём с половиной миллионам беженцев.

Напомню, что девушкам было 19 и 17 лет.


А чем занимались младшие княжны ? Они тоже трудились в госпитале. Марии было 15, Анастасии – 13 лет. В их обязанности входило посещение раненых солдат в госпиталях. Они читали раненым вслух, писали под их диктовку письма домой, развлекали их, играя с ними в шашки, устраивая импровизированные концерты. Кроме того, девочки шили бельё для солдат и их семей, готовили перевязочные материалы.

И будучи столь юны, они были свидетелями смерти. В одном из писем Анастасия писала: «Двое несчастных умерли, а ещё вчера мы сидели рядом с ними».

Генерал А.А. Мосолов вспоминал:

«У всех четырёх (сестёр) было заметно, что с раннего детства им было внушено чувство долга. Всё, что Они делали, было проникнуто основательностью в исполнении. Особенно это выражалось у двух Старших. Они не только несли в полном смысле слова обязанности заурядных сестёр милосердия, но и с большим умением ассистировали при операциях. Это много комментировалось в обществе и ставилось в вину Императрице. Я же нахожу, что при кристальной чистоте Царских Дочерей это, безусловно, не могло дурно повлиять на них, и было последовательным шагом Императрицы как воспитательницы» .

Таким образом, когда началась война – самое тяжёлой время для страны, Императрица, как истинная мать всего народа и своих детей, встала на переднем крае битвы вместе со своими детьми.

Можете ли вы привести примеры жён современных или даже не очень современных правителей, которые бы работали хирургическими медсёстрами с утра до ночи?

Поистине, история человечества не знает подобного примера самоотверженного служения царственных особ своему народу.

А где же был в тяжёлое военное время самый младший ребёнок, цесаревич Алексей ?

Как истинный наследник престола, как мужчина, он вместе с отцом тоже находился на переднем крае битвы – на фронте. Когда отец взял сына в Ставку, тому едва исполнилось 12 лет (это возраст пятиклассника!). Алексей переносил все тяготы походной жизни наравне со взрослыми, участвовал в смотрах. И при этом продолжал учиться! На фронт вместе с цесаревичем поехали его учителя.

А теперь поставьте себя на место матери, которая должна отпустить на фронт своего 12-летнего сына! К тому же, ситуация обостряется тем, что мальчик болен гемофилией, несвёртываемостью крови. И от любой царапины или ушиба он серьёзно страдает и болеет.

И всё же мужчины находятся там, где им положено быть.

В конце августа 1915 года Николай Второй становится во главе русской армии, которая до этого терпела одно поражение за другим. Истощённые физически и морально бойцы, начинали сдаваться в плен десятками тысяч. Как пишет историк Антон Керсновский: «Если июнь месяц был месяцем кровавых потерь, то август 1915 года можно назвать месяцем массовых сдач. На Россию надвинулась военная катастрофа, но катастрофу эту предотвратил её Царь» .

Решение Государя принять на себя обязанности Верховного главнокомандующего вызвало острое недовольство как у либеральной части общества, так и у министров. Его пытались заставить отказаться от этого решения. Но Государь проявил твёрдую волю, его решение осталось неизменным.

И это было правильное решение. За короткий срок был преодолён общий кризис на Восточном фронте: налажено снабжение снарядами, оружием, продовольствием, поднялся боевой дух армии. В 1916 году «погибшая» русская армия ответила мощным наступлением. Император был уверен в предстоящей победе. Парад победы был назначен на лето 1917 года.

И всё это происходило на глазах у сына. Не это ли лучший пример для воспитания истинного наследника престола!

Британский политик У. Черчилль дал высокую оценку усилиям России и её Государя.

Надо отметить, что многие зарубежные деятели, среди которых были даже враги, оценили вклад Императора и Императрицы не только в победу России в Первой мировой войне, но в и развитие страны в целом. Но только не министры двора, не члены царской фамилии, не пресловутые либералы, всегда недовольные и осуждающие, всегда стоящие в оппозиции власти. По себе судили. Но сами не доросли до духовной и нравственной высоты Царской семьи.

Итак, как мы с вами увидели, родители воспитывали детей примером своей собственной жизни . Если они что-то утверждали на словах, то обязательно то же самое было явлено в делах.

Династический фактор

Родители – Николай II и Александра Фёдоровна, в свою очередь, воспитывались таким же образом, беря за образец жизнь своих родителей.

Согласитесь, что чем выше положение в обществе, тем больше ответственность. На руководителе страны лежит огромная ответственность. А если власть передаётся по наследству, то на родителе лежит ещё и ответственность подготовить детей к бремени власти.

300 лет понадобилось Дому Романовых, чтобы у России появился Николай Второй.


Вспомним, родоначальником царского рода Романовых является Михаил Фёдорович, который был, по сути, избран демократическим путём на царствование. В 1613 году представители всех губерний России собрались в Костроме в Ипатьевском монастыре, где и подписали Грамоту, в которой давалась клятва быть верными царю и всем его потомкам.

Михаил Фёдорович и практически каждый последующий царь улучшал Россию, приращивал её территорию, выводил на новый уровень. Почти два десятка государей сменили друг друга на троне за 300 лет. В них укреплялось чувство ответственности, чувство долга, преданность и любовь к Отечеству, выковывались определённые качества и черты характера: честь, преданность, чувство долга, забота о подданных, высокая работоспособность, умение масштабно мыслить, ставить высокие цели.

В жизни мы нередко встречали примеры, как в семье музыкантов, где музыкантами было несколько поколений, рождался гениальный композитор или исполнитель-виртуоз (например, династия Бахов, династия Штраусов). Как в семье учёных рождались дети, которые тоже становились учёными и делали гениальные открытия (династии Кюри, Бернулли, Паскалей, Капиц).

В династии каждый из потомков может взять от родителей и других предков всё самое ценное, развивать, совершенствовать, приумножать этот багаж и передавать его своим детям.

То же относится и к монархической Династии Романовых: Николай Второй явился тем представителем рода, кто сконцентрировал в себе лучшие качества монарха и человека.

Можно не сомневаться, что Алексей Николаевич, если бы не был убит, смог бы достойно продолжить царствование родителя и поднял бы Россию на небывалую высоту, на которой Россия смогла бы быть мировым лидером не только по экономическим показателям, но и лидером в духовном плане, задавая более духовный вектор развития для всего мира.

Таким образом, династический фактор в плане воспитания потомков играет важную роль . Вот почему так важно знать свои корни и опираться на свой род.

Процесс воспитания в Царской семье

Давайте коснёмся деталей воспитания , из чего всё-таки оно складывалось в семье Романовых.

Иногда на встречах нам говорят, что у царской семьи было гораздо больше возможностей, а потому нам никогда не воспитать своих детей таким образом. Давайте разберёмся.

Действительно, у царских особ в материальном плане были огромные возможности: они жили во дворцах, могли одеваться в роскошные наряды, украшать себя драгоценностями, позволить себе любой распорядок дня, путешествия. Т.е. жить в роскоши и неге.

Что мы видим на фотографиях? У женщин Царской семьи скромные платья, простые причёски, часто в руках – рукоделие.


Царь в буднях в простом рабочем мундире. Интерьер – самый простой, располагающий к работе. А работал Николай II часто далеко за полночь, что называется, до последнего документа. Говорил, что пока не расчистит стол от бумаг, спать не уходит.


Девочки жили по двое в комнате. Спали на простых жестких кроватях. Вставали рано. С утра принимали холодную ванную. Пища была самая простая, без изысков. Младшие девочки донашивали одежду старших.

Никогда дети не сидели без дела. В свободное время они занимались рисованием, рукоделием, музицировали, много читали художественной и духовной литературы. Пример им подавала Александра Фёдоровна, каждая свободная минута которой была занята рукоделием либо чтением книг. Многие вещи, сшитые или связанные руками княжон, предназначались не только для своих близких, но для бедных людей, для солдат и членов их семей.

Нередко Александра Фёдоровна устраивала благотворительные базары, немалые средства с этих мероприятий шли на поддержку разных благотворительных дел. Сама воспитанная в правилах заботы о людях, императрица к тому же приучала и детей. Личные средства шли не на наряды и драгоценности, а на поддержание работы 33-х благотворительных комитетов, организованных Императрицей. Также и Николай II никогда не оставлял без внимания ни одно прошение об оказании помощи.

Дети в этом следовали примеру родителей. Так, княжна Ольга, когда получила право в 20-летнем возрасте распоряжаться частью своих личных денег, первым делом обратилась к родителям с просьбой разрешить ей оплатить лечение ребёнка-инвалида. Выезжая на прогулки, она часто видела этого ребёнка, ковыляющего на костылях.

Дети много учились. Причём не только в первой половине дня, но и после обеда и прогулки. Их образовательная программа была гораздо шире, чем в школах того времени и даже чем во многих современных нам школах. И в этом, конечно, большие возможности для царских особ. У них были лучшие учителя, которых мать сама подбирала для образования детей.

Но перед ними была и огромная ответственность: каждая из княжон в потенциале могла стать супругой представителя высшей власти в другой стране, т.е. королевой, либо занимать высокое положение при любом европейском дворе, либо оставаться в России и приносить стране пользу на выбранном поприще.

Пропустить занятия дети могли только по болезни или в связи с важными государственными событиями. Обладая многими возможностями, царские дети не имели других возможностей, которые имеют дети из обычных семей: они не могли гулять, сколько хочется, идти, куда захочется, проводить время в праздности, в неподходящих компаниях, шумно себя вести, дерзить старшим… Высокое положение налагает свои ограничения.

Друзьями царских детей были не те, кто имел высокое положение в обществе, а прежде всего те, кто обладал качествами добронравия. Нередко в друзьях у детей были дети слуг.


Цесаревич Алексей был очень привязан к своему «дядьке» матросу Деревенько. Он внимательно следил за жизнью простых людей. Цесаревич говорил: «Когда я буду царём, не будет бедных и несчастных! Я хочу, чтобы все были счастливы!»

Дети воспитывались в строгих требованиях внимательного отношения к каждому человеку и никогда не кичились своим высоким положением. Государь всегда повторял:

«Чем выше человек, тем скорее он должен помогать всем и никогда в обращении не напоминать своего положения; такими должны быть и мои дети!»

Поскольку отец в связи со своими императорскими обязанностями был большую часть времени занят, основное время с детьми проводила мать.


Всех своих детей Александра Фёдоровна сама вскормила грудью, хотя в дворянских семьях в ту пору было принято привлекать кормилиц. И потому в прямом смысле с молоком матери дети получили тепло и силу любви.

К каждому из своих пятерых детей Александра Фёдоровна находила свой особый подход, в соответствии с особенностями характера детей.

В Александре Фёдоровне сочетались замечательные качества, так необходимые в воспитании детей. У неё была «адамантовая» (алмазная) сила воли, как отмечали знавшие её люди. Твёрдость и строгость в сочетании с внутренней нравственной чистотой и духовностью являлись той основой для детских душ, благодаря которой и создавались лучшие условия для их роста и развития, и никакая грязь мира не могла их испачкать.

Вот лишь некоторые правила, которые Императрица прививала детям:

– простота и скромность во всём,

– чуткость по отношению к людям и их нуждам,

– умение осознать, если не прав, и попросить прощения после грубости и непослушания,

– никаких сплетен и пересудов,

– отсутствие высокомерия.

Императрица вела дневник, записывая в него цитаты из книг, близких её сердцу, и свои размышления. Всё, что Александра Фёдоровна когда-то записала в свой дневник, – всё применила она в своей жизни.

Вот как достигалась для неё семейная гармония:

«Счастье жизни составляется из отдельных минут, из маленьких удовольствий – от поцелуя, улыбки, доброго взгляда, сердечного комплимента и бесчисленных маленьких, но добрых мыслей и искренних чувств. Любви тоже нужен её ежедневный хлеб».

«В каждом доме бывают свои испытания, но в истинном доме царит мир, который не нарушить земным бурям. Дом – это место тепла и нежности. Говорить в доме надо только с любовью. В таком доме могут воспитываться только красота и мягкость характера. Одним из несчастий нашего времени является то, что тихие семейные вечера вытесняются делами, развлечениями, вращением в обществе».

Эти строки звучат актуально и в наше время.

Давайте посмотрим фильм «Чистота помыслов и чистота души», созданный по книге «Покаяние спасёт Россию. О Царской семье».

Атмосфера в семье

На примере царской семьи мы видим, что независимо от социального статуса или возможностей семьи, истинная гармония в семье создаётся всеми членами семьи и, конечно, в первую очередь, неустанными стараниями родителей, особенно женщиной.

И основой таких взаимоотношений является любовь.


Надо сказать, что женились Николай Александрович и Александра Фёдоровна по любви , что являлось в то время небывалой роскошью для царственных особ, большинство которых вынуждены заключать браки по расчёту.

Они прожили в мире и согласии почти четверть века, и никогда этот союз не омрачила ни одна ссора или серьёзная размолвка. И через годы после свадьбы они любили друг друга как молодожёны.

И в этой атмосфере любви росли их дети.


Приближённые вспоминали:

«Трогательная была их любовь и прямо обожание родителей и взаимная дружба. Никогда я не видел такого согласия в столь многочисленной семье. Прогулка с Государем или совместное чаепитие считалось праздничным событием».

Ещё одно воспоминание очевидца, отражающее очень важную особенность царской семьи:

«Во время Семейных бесед их разговор всегда был далёк от всяких мелких пересудов, затрагивающих чью-либо семейную жизнь и бросавших какую-либо тень на одну из сторон. В течение многих дней и вечеров, когда я имел радость находиться в близком общении с Царской Семьей, я ни разу не слышал даже намёка на сплетню, столь оживлявшую всегда все классы как нашего, так и иностранного общества. Попытки некоторых близких лиц нарушить это обыкновение неизменно встречались молчанием и переменой разговора. В этом отношении Семья моего Государя была единственной из всех, какие я когда-либо знал: о них сплетничали все, даже близкие родные, они не сплетничали ни о ком ».

И ещё одно важное обстоятельство. Жизнь царя и царицы была пронизана не только взаимной любовью, но вся озарена любовью к Богу.

Государь делал многое, для того чтобы народ имел веру в Бога. При нём было построено 30 300 храмов, открыто 429 монастырей.

Именно во время его правления были возобновлены канонизации святых после 200-летнего перерыва. Одной из самых значимых является канонизация святого Серафима Саровского, состоявшаяся по личному требованию Николая II в 1903 году.

При Николае II было канонизировано больше святых, чем при любом из Романовых, построено больше храмов, чем при любом другом правителе и открыто рекордное количество монастырей.

Подведём итог , что же главное в воспитании детей (на примере Царской семьи):

– создание пространства любви, заботы, условий для раскрытия лучших качеств ребёнка (на первый план выходит нравственность и чистота во всём, именно это должно быть красной нитью в процессе воспитания);

– учить детей примером своей жизни: образ жизни родителей гораздо важнее, чем применение назидательных слов или наказаний, поскольку дети просто впитывают и копируют в своих поступках этот пример;

– привить чувство ответственности, чувство долга не только перед своими близкими, но перед другими людьми, Родиной, планетой;

– вера в Божий промысел, которая позволяет принимать жизненные обстоятельства со смирением и любовью.

«Любовь сильнее смерти»

Этой сплочённой, дружной семье выпало на долю пережить страшные потрясения.

В марте 1917 года после мнимого отречения Николая Второго от престола вся семья оказывается арестантами в собственном доме. После чего последовали мучительные, полные унижения месяцы ссылки сначала в Тобольске, затем в Екатеринбурге.

Семья сохраняла высочайшее достоинство, старались жить обычной жизнью, насколько это было возможно.

В письме из Тобольска Ольга передала последние слова своего отца, обращённые к людям:

«Отец просил передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится, чтобы не мстили за себя и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет ещё сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь…»

В ночь с 16 на 17 июля в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге семья Романовых была убита.

Старцу-прозорливцу Николаю Гурьянову было дано увидеть духовным взором последние часы жизни Царской семьи. Он сообщал, что семья была не просто убита, их долго мучали – мучали детей на глазах поседевших от горя родителей.

По свидетельству старца, последними словами Государя были слова Иисуса Христа: «Отче, отпусти им, не ведят бо, что творят».

В 2000 году Русская Православная Церковь причислила Царскую семью к лику святых царственных страстотерпцев. Но до сих пор в России нет того признания Царской семьи, которое заслуживают эти выдающиеся люди.

Заключение

Пока мы не осознаем, насколько члены Царской семьи были нравственно чисты и духовно возвышенны, ничего в России не изменится к лучшему.

Мы должны осознать всю тяжесть сотворённого. Грех цареубийства лежит на всех: и на тех, кто убивал, и на тех, кто отдавал приказы, и кто не защитил, и кто делал вид, что его это не касается… И на нас, как потомках всех этих людей, тоже лежит этот грех.

Мы должны осознать, что убийству Царской семьи предшествовал другой тяжкий грех – грех предательства. Многие позарились на деньги, на посулы должностей. Алчность и жажда власти привели к государственной измене и перевороту, и лишь потом на этой «благодатной» почве власть захватили большевики. А затем последовали гражданская война, голодоморы, репрессии, концлагеря… Многомиллионные жертвы народа – как расплата за совершённый тяжкий грех. Не слишком ли дорого мы заплатили, чтобы искупить эту вину?

Без осознания причин и их последствий мы будем продолжать совершать те же ошибки.

Мы должны осознать, что в течение 100 лет нашей истории мы шли не туда, что нельзя было убивать ни в чём не повинных царя и его детей.

И когда каждый придёт к такому выводу, то есть совершит практически перемену ума в связи с событиями 100-летней давности, тогда и произойдёт покаяние нации , ведь покаяние и означает перемену ума, осознание.

17 июля 2018 года – дата 100-летия со дня зверского убийства Царской семьи. Это важный рубеж, который стоит перед страной и народом. Мы должны признать ошибки наших прадедов и перестать повторять ложь и клевету. Мы должны перестать смотреть на Царскую семью глазами их убийц. Мы должны признать высокую нравственность и культуру Государя Николая II и его семьи, осознать их огромный вклад на благо своей страны, безусловную ценность их жизни для России.

Именно после этого что-то начнёт изменяться в России к лучшему.

Символическое возвращение Царской семьи – это наше возращение к идеалам нравственности, чести, достоинства, благородства, порядочности во всех сферах человеческой деятельности.

Новые факты на смену старой лжи:

Царская семья. Возвращение / авт.-сост. Т.Н. Микушина, О.А. Иванова, Е.Ю. Ильина. – Омск: Издательский Дом «СириуС», 2018. – 200 с.