Вербное воскресенье кратко о празднике. Вербное воскресенье – один из самых радостных и светлых православных праздников

В первый день апреля 2018 года мы будем отмечать праздник Вербного воскресенья. Разумеется, самую главную традицию мы знаем: в этот день всегда приобретают свежие ветви вербы, освящают, ставят в вазы по всему дому, а еще дарят знакомым, близким, друзьям и родным. На самом деле этой доброй традицией празднование Вербного воскресенья не заканчивают. Этот день богат своей историей, традициями, обрядами, приметами и поверьями. И о самых распространенных из них поведаем прямо сейчас.

История праздника Вербное воскресенье

Историю, связанную с празднованием Вербного воскресенья, знают практически все. Спаситель ровно за неделю до гибели и воскресения въезжает в главный город еврейского народа – Иерусалим. Причем приехал он не на коне, а на ослике – животное, считающееся символом мира и скромности. Восторженная толпа приветствует Мессию и стелет ветви пальмы прямо по ходу его движения.

Но мы живем в стране с северным климатом, как и многие другие народы. Вот почему в наших широтах принято приобретать не пальмы (да и где их можно достать в апреле?), а веточки ивы с распускающимся почками – вербы. Эти ветви считаются символами возрождения, приятного дыхания весны, которое символизирует новые надежды и успех во всех начинаниях.

Конечно, первое, что делают в этот день – приобретают вербы и относят их в церковь, чтобы освятить. Традицию можно разделить как верующим, так и неверующим. Ведь не будет ничего дурного просто насладиться атмосферой праздника и отправиться в церковь прямо с утра. Такой сценарий приятно удивит и порадует вас и ваших близких, да и освященные вербы, верим мы в это или нет, создают особое настроение.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

На Руси праздник стали отмечать в X веке. Учитывая, что наша страна образовалась в IX столетии, можно сказать, что обычай празднования Вербного воскресенья существует почти столько же, сколько живет Российское государство.

Обряды, связанные с вербами

Разумеется, главный символ праздника – это ветви вербы. Как только вы принесете их домой, нужно непременно поставить в светлые вазы по всей квартире. В каждой комнате должно стоять по пучку вербочек. Люди верующие всегда имеют в доме хотя бы одну икону, помещая ее в особом уголке, где можно помолиться и просто мысленно отдохнуть от насыщенного жизненного ритма.


В таком случае веточки вербы будет более, чем правильно, разместить рядом с иконой. Это прекрасно оживляет помещение – ведь вербы могут хорошо украсить икону и настроить всех домашних на празднование Вербного воскресенья. Кстати говоря, у верующих существует обычай хранить ветви рядом с иконой в течение всего года – ровно до того момента, как придет время заменить их свежими вербами. А старые ветки вербы всегда нужно сжигать, поскольку в них скапливается негативная энергия, которую они стараются убрать ото всех, кто в доме.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Ветвями вербы лучше запастись с избытком. Их традиционно развешивают по всем углам комнаты. Сегодня мы можем дать объяснение подобному подходу: именно в углах скапливается негативная энергетика. Она не несет особого вреда здоровью, но в любом случае лучше очистить помещение, чем оставить все как есть. Убедиться в том, что это правда, можно с помощью обычной церковной свечки. Зажгите ее и поднесите в любой угол. Обратите внимание на пламя – оно начнет коптить и может даже немного потрескивать.


Как празднуют Вербное воскресенье — традиции

В наши дни можно встречать праздник всей семьей. Такие радостные мгновения хочется разделить с домашними, уделить внимание детям, а самое главное – одарить своим участием всех тех, кто живет одиноко. Сотворить маленькое чудо – это очень просто. Порой можно просто пойти в гости к тому, кто уже давно вас ждет, и преподнести нуждающемуся подарок.

Конечно, стоит навестить своих родных, друзей, милых сердцу людей. Дарите по красивому обычаю вербочки, делайте символические подарки на счастье. Ведь самое главное – это даже не символ, а наша вера, искренний настрой на добрые мысли и планы.

А вот еще несколько интересных особенностей, как встречают праздник Вербного воскресенья в наши дни:

  1. Тем, кто соблюдает пост, разрешается послабление: можно употреблять любые блюда из рыбы.
  2. Если же вы не поститесь – ничего страшного. Но важно иметь в виду, что злоупотребление пищей и тем более спиртным в такой светлый день нежелательно. Лучше всего провести праздник с ясной, чистой головой. Тем более что поводов для веселья предостаточно и в другие дни. Допускается выпить немного хорошего красного вина – пожалуй, это самый уютный и семейный напиток.
  3. А среди кулинарных традиций можно вспомнить один интересный обряд, следы которого теряются в глубине веков. На Руси было принято запекать мучные шарики с кусочком вербы внутри (просто в тесто клали саму почку и запекали). Конечно, вместо маленьких колобочков можно создать любую выпечку. Почему бы не порадовать детей и не поиграть с ними? Положите немного почек в 3-4 булочки – пускай домашние ищут, кому что достанется.


И последний совет. В такой светлый день, как Вербное воскресенье, не стоит заниматься напряженными делами, долго прибираться в доме, наводить порядки. Разумеется, в крайних случаях, когда нужно срочно что-то сделать, это допускается. Но чтобы почувствовать праздник, лучше всего приготовиться к нему заранее, чтобы в это весеннее воскресенье уделить внимание семье и хорошо отдохнуть.

Согласно Священному писанию, именно за неделю до своего воскресения Иисус Христос торжественно въехал в Иерусалим. Его встречали как Сына Божия, так как накануне он совершил чудо, воскресив своего недавно умершего друга Лазаря. Этот праздник имеет большое значение для всех верующих людей, ведь в тот день Иисус добровольно, зная, что скоро ему предстоит трагическая гибель, приехал в город. Именно этот момент послужил началом его страданий за людские грехи. Важным было и то, что Христос въезжал в Иерусалим на осле, так как именно на этих животных в те времена въезжали в город победители и правители, а ликующий народ встречал их криками и взмахами ветвей пальм. Но Сын Божий не был победителем или царем земным, он въезжал в город на осле, заявляя, что он Царь Небесный. Всего семь дней отделяли его от смерти на кресте.

В нашей стране этот праздник называется Вербным воскресеньем, потому что верба (а также ветла и ива) стала его главными атрибутами, символизирующими пальмовые ветви, взмахами которых встречали Христа жители Иерусалима.


Пахомов Николай Алексеевич (род. 1951) Вербное воскресенье. 2014 г.

Как нужно отмечать Вербное воскресенье?

Раньше существовал интересный обряд, связанный с вербой. В воскресное утром нужно было легонько ударить вербой всех жителей дома. Особенно старались коснуться освященными веточками детей и молодых в доме. Считалось, что после этого детей не могут коснуться злые духи, а молодые девушки родят легко и малыши будут здоровыми. Подобное отношение к вербе легко объяснимо, поскольку на Руси она по праву считалась самым сильным, крепким и живучим деревом, которое могло расти в любой почве.

Чтoбы злыe cилы нe cмoгли вoйти в дoм, пpинятo было бpaть вeтки тoлькo co здopoвыx и мoлoдыx дepeвьeв бeз пoвpeждeний. Heльзя было cpeзaть вeтки c вepбы, кoтopaя cтoит вoзлe клaдбищa, или у кoтopoй oбpaзoвaлocь дуплo. Cлeдовало oбxoдить cтopoнoй и тe дepeвья, вeтви кoтopыx cклoняютcя нaд вoдoй. Пpимeты глacили, чтo нa ниx мoгли пo нoчaм pacкaчивaтьcя pуcaлки и вoдяныe.

Для укpeплeния здopoвья пpинятo было пpoглaтывaть 3 пoчки oт вepбы. На Руси верили, что ритуaл тaкжe cпocoбcтвуeт пpивлeчeнию удaчи. B пoceвнoй ceзoн cлeдовало пepeд выxoдoм в пoлe вoткнуть нecкoлькo вepбныx вeтoк в зeмлю для будущeгo бoгaтoгo уpoжaя. Пpимeты пoдcкaзывaли, кaк быcтpeй излeчитьcя. Hужнo было иcпeчь пиpoг c пoчкaми вepбы или дoбaвлять иx в чaй, чтобы бoлeзнь oтcтупила.

Ecли мучaeт мигpeнь, нужнo pacчecaть вoлocы co cлoвaми:

«Уxoди, вoдa, в зeмлю, унocи зa coбoй бoль».

Зaтeм пoлoжить pacчecку в вoду и пoливaть eю дepeвo вepбы.

Пpи яcнoй и тeплoй пoгoдe люди вepили в бoгaтый уpoжaй и xopoшee лeтo. Cчитaeтcя, чтo вepбныe вeтки cпocoбны убepeчь xлeбнoe пoлe oт пoжapa, a дoм oт мoлний.

K бoгaтcтву caжaли в пpaздник любoe кoмнaтнoe pacтeниe c мяcиcтыми и кpупными лиcтьями. Oднaкo нe вce peшaлись нa пoдoбный экcпepимeнт: ecли цвeтoк увянeт, вcя жизнь пpoйдeт в бeднocти и лишeнияx. He кaждый гoтoв зapaнee узнaть нeгaтивнoe пpopoчecтвo, пoэтoму этa пpимeтa пocтeпeннo уxoдит в пpoшлoe.

Еще наши бабушки верили, что несколько веточек вербы окажут чудодейственное влияние на скот и урожай. Они старались совершать первый выгон скота на поле после долгой зимы именно вербными ветвями. А еще, может быть, такой обычай жив и поныне: вербой отгоняли от дома молнию, украшая ею подоконники.

Вербное воскресенье было днем, когда в отваре вербы мыли хворающих детей, а почки вербы добавляли в праздничную кашу. Традиционно такая каша варится из ячневой крупы на молоке и, согласно поверьям, приносит здоровье и долголетие. С помощью вербы в праздник Вербное воскресенье можно было решить самые сложные задачи и даже исполнить заветное желание. Для этого верующие съедали три почки растения, запивали их освященной водой и думали о своем деле, желая его скорейшего разрешения. Можно было в этот момент читать молитвы. Правда, часто и по пустякам делать это не поощрялось: ни к чему злоупотреблять Божественной помощью в такой важный день. Неизвестно, действительно ли помогает людям Божественная сила в этот день или это просто доказательство материальности мысли, но желания, загаданные в Вербное воскресенье, сбываются чаще.

Cчитaeтcя тaкжe, чтo пoчки вepбы пoмoгaют пoбeдить бecплoдиe, пoэтoму мнoгиe oтчaявшиecя жeнщины, мeчтaющиe o peбёнкe, eдят иx и мoлятcя Пpecвятoй Бoгopoдицe, cтaвит в извecтнocть .

Вербное воскресенье — праздник, богатый на приметы, обычаи и традиции. Огромный поток верующих в этот день устремляется в церковь.



Лазарева М. Вербное воскресенье.

С.И. Блонская Де-воч-ки. Верб-ное вос-кре-се-ние 1900 г.



Боганис Анна Михайловна

Де-ни-сен-ко Оль-га Ана-то-льев-на "Верб-ное вос-кре-се-нье"

Cчитaeтcя, чтo в пpaздник Bepбнoe вocкpeceньe нeoбxoдимo нaxoдитьcя в кpугу близкиx и poдныx, жeлaтeльнo в oкpужeнии ceмьи. A тaкжe, лучшe, чтoбы в этoт пpaздник вы были в тиxoй и cпoкoйнoй oбcтaнoвкe.

Ну и что за праздник без небольшого застолья, на которое можно позвать самых близких родственников! Встреча гостей - добрый знак в этот день. Подготовьтесь встретить его с самыми светлыми помыслами, и пусть все хорошие приметы в вашем доме сбываются.


Каражбей Л.А. Вербное воскресенье.



Калашникова Ольга Викторовна. Чай с баранками.

Обязательным условием для верующего в этот день является наличие дома букетика вербы. Вербу собирали самостоятельно вечером Лазаревой субботы (так называется суббота перед праздником). Но в наше время не возбраняется просто купить домой несколько веточек вербы. Вербу освящают в церкви и ставят в вазу у молитвенного угла с иконами.



Сергей Бровкин. Утро


Будкеев Михаил Яковлевич Вербное воскресение

Обычно этот букетик вербы стоит до следующего Вербного воскресенья. В ночь с субботы на воскресенье в храмах происходят всенощные бдения, а воскресным утром в церквях проходит вторая часть праздничной службы — утрени, на которых и освящаются вербы. С давних времен освященная верба бережно хранится христианами. Считается, что букетик поможет защитить от недобрых сил обитателей дома. При этом он служит напоминанием о встрече людьми Иисуса, о вечном приветствии ему.


Гончаров Игорь "Вербное воскресение"


Андрей Ткаченко. Вербное.

Сразу после Вербного воскресенья начинается заключительная, самая строгая неделя Великого поста — Страстная неделя. А вот в само Вербное воскресенье дозволяется некоторое послабление для постящихся. В честь праздника разрешается кушать рыбу и пить вино, использовать растительное масло, не нарушив при этом пост. Также важным является провести этот день с чистыми мыслями, наполнить его добрыми делами и побыть вместе с семьей.


Скобеев Виталий Валерьевич (род. 1968) Вербное воскресенье.

Последнее воскресенье перед Пасхой – Вербное. В 2017 году это 9 апреля. Великий праздник символизирует вход Иисуса в Иерусалим – столицу Древней Иудеи.

Точнее, это был въезд. Христос въехал в город на ослике, что в те времена было знаком мирных намерений путника. Перед этим он творил чудеса рядом с Иерусалимом: воскресил Лазаря, исцелял тяжелых больных, возвращал зрение слепым.

За такие невероятные чудеса люди называли странника Мессией и славили его как своего Учителя. В народе поселилась надежда на светлое будущее, радостное ожидание счастья и освобождения от власти римлян. Еще в десятом веке христиане стали отмечать день славы и признания Спасителя.

В один из дней Учитель въехал в столицу Иудеи. Это было триумфальное событие: простые люди радовались от души, бросали к ногам Мессии пальмовые листья и свою одежду, чтобы устелить ею его путь. Это символизировало самое сильное уважение и самую преданную любовь к творящему чудеса Сыну Божьему.

Смысл названия “Вербное воскресенье”

Из-за пальмовых ветвей, которые держали в руках дети и взрослые и приветственно махали ими в знак сильного уважения, любви, этот день назвали Пальмовым воскресеньем.

Сам Бог-Отец через своего сына посетил город в тот далекий воскресный день. Люди почитали Иисуса как спасителя, который пришел, чтобы принести любовь и добро в жестокий мир насилия.

В России, как известно, пальмы не растут, поэтому вместо экзотического растения была выбрана верба как знак жизненной силы. Возможно, избрание вербы для освящения в Вербное воскресенье связано и с ее популярностью в языческом прошлом славян.

Языческий Вербохлест

В языческие времена на Руси отмечали древний праздник оплодотворения Вербохлест. В этот день парни должны были доганять убегающих девушек и хлестать их по ногам.

Такие веселые энергичные действия символизировали оплодотворение. Верба – самое живучее дерево, которое может расти в любых условиях. Весной она одна из первых зацветает.

Рано утром в последнее воскресенье пред Пасхой на улицах городов и деревень можно встретить православных верующих с пучками вербы в руках.

Сила вербных веточек. Суеверия


Приметы:

  • Заморозки на Вербное воскресенье предвещали богатый урожай.
  • Солнечный день в праздничное воскресенье предвещал много фруктов и овощей.

Что приготовить на Вербное воскресенье?

К Вербному воскресенью пекли маленькие булочки, в одну прятали монетку. Наши предки верили, что счастливчик, которому достанется монетка, будет весь год здоров, успешен и благополучен. Незамужняя девушка должна была по этой примете выйти замуж по любви.

Также готовили маленькие колобки с почками вербы в тесте. Ими угощали родных и знакомых, желая долгой жизни и счастья. Бесплодные женщины, съев такой колобок с вербой, могли успешно забеременеть. Так как издревле верба считалась символом плодовитости и плодородия.

Дни Великого поста предполагают отказ от скоромной пищи, но в честь великого праздника верующим разрешено выпить немного красного вина, есть рыбу и постное масло.

Поэтому праздничное меню может быть вполне разнообразным. Можно приготовить различные каши, запечь, пожарить, потушить с овощами или отварить любимый сорт рыбы.

Разнообразны рецепты рыбных пирогов и запеканок с рыбой. Многочисленны и рецепты салатов с рыбными консервами и овощами, заправленные растительным маслом.

Праздник Вербное воскресенье является переходящим (в зависимости от даты Пасхи) - и в этом году дата его празднования выпадает на 8 апреля. Праздник вербное воскресенье отмечается за 6 дней до распятия Христа и за неделю до наступления Пасхи.

В чем же смысл праздника Вербное воскресенье, и какова его история?

История праздника Вербное воскресенье

Праздник Вербное воскресенье связан со знаменитым входом Христа в Иерусалим верхом на осле, с чего и начали его крестные страдания. Рассказы об этом событии можно найти в Евангелиях от всех четырех евангелистов - Марка, Матфея, Луки и Иоанна.

Праздник Вербное воскресенье имеет такое важное значение для всех верующих потому, что вход Иисуса в Иерусалим символизировал начало его добровольных страданий ради людей. А въезд его в город на осле был связан с тем, что во времена Христа все земные цари и победители въезжали в Иерусалим на ослах или лошадях, а народ встречал их с криками и взмахами пальмовых веток. Но Христос въезжал не как победитель или земной царь, а как царь Небесного царства и Победитель греха и смерти. И он знал, что его ждет, осознанно идя на смерть ради всех живущих.

На Руси этот праздник получил название Вербное воскресенье, потому что его символом являются первые распустившиеся ветки - ветки вербы, ивы или ветлы (ивовых растений). Какие же обычаи, связанные с праздником Вербное воскресенье, были на Руси?

Праздник Вербное воскресенье: обычаи

Ветки ивовых растений (как правило, вербы) в праздник Вербное воскресенье символизируют те ветви, которыми евреи встречали Христа во время его входа Иерусалим.

В праздник Вербное воскресенье ивовые ветки освящают в церкви и ставят дома рядом с иконами до следующего Вербного воскресенья. На Руси считалось, что освещенные веточки вербы обладают мистической силой и помогают отгонять злых духов от дома, его жителей и скота. Веточка вербы была верным средством против сглаза, порчи, нападения хищных зверей и различных других неприятностей жизни.

С вербой и праздником Вербное воскресенье вообще было связано очень много примет и обычаев. Например, считалось полезным такое «развлечение»: после утренней службы освященной вербой слегка ударяли детей, знакомых и родственников со словами: «Верба хлыст, бей до слёз. Не я бью, верба бьёт. Будь здоров, как верба». Скоту перед первым выгоном на пастбище давали съесть несколько веточек вербы, а еще несколько веточек вербы клали в хлев. Считалось, что такие ритуалы приносят крепкое здоровье и отгоняют нечистую силу. А незамужних девушек или тех, кто только-только вышел замуж, ударяли освященной вербой для того, чтобы у них родилось много здоровых детей. Кстати, верба для этого выбиралась не случайно - на Руси считалось, что верба была одним из самых живучих и сильных деревьев. Существовало даже поверье, что в какую бы землю и как бы не воткнуть ветку вербы - она все равно примется и будет расти. Поэтому что, как не верба, могло дать здоровье и благополучие?

Верба в праздник Вербное воскресенье также помогала решать важные задачи и дела. Для этого достаточно было съесть 3 почки вербы, освещенной в церкви в Вербное воскресенье, и запить «трапезу» святой водой с мыслями о деле, в котором необходима удача. Правда, часто прибегать к помощи вербы не рекомендовалось - лишний раз беспокоить высшие силы не следовало во избежание проблем.

Верба в праздник Вербное воскресенье могла даже помочь любовных делах. Считалось, что если с самого утра в Вербное воскресенье девушка начинала думать о любимом человеке, который, к сожалению, в свою очередь, не обращал на нее внимания - то вечером он придет к ней в дом и позовет ее погулять. Возможно, исполнение желания в праздник Вербное воскресенье как-то и связано с силой вербы, но, возможно, это очередное проявление тезиса, что мысль материальна. Но, так или иначе, в Вербное воскресенье желания исполняются быстрее!

Верба продавалась на Руси на вербных базарах, которые очень любили дети. Ведь помимо ивовых веточек, на вербных базарах в Вербное воскресенье можно было купить интересные игрушки, книжки или вкусности. А к пучку вербы обязательно привязывали фигурку ангелочка - вербного херувима.

В праздник Вербное воскресенье, несмотря на пост, разрешалось есть рыбу. Кроме того, в Вербное воскресенье варили кашу, добавляя туда вербные сережки.

Приметы на Вербное воскресенье

С вербой и Вербным воскресеньем было связано и много различных примет. Например:

«Скотину выгоняют в поле в первый раз (на Юрья) вербой с Вербного воскресенья» ,

«Если вербная неделя ведряная, с утренниками, то яри хороши будут» ,

«На вербной мороз — яровые хлеба хороши будут» ,

«Верба распутицу ведёт, гонит с реки последний лёд» .

А если вдруг в какой-нибудь день после Вербного воскресенья начиналась гроза - люди брали освещенную веточку вербы, стоящую возле икон, и ставили ее на подоконник. Считалось, что таким образом можно уберечь дом от попадания в него молнии.

Праздник Вербное воскресенье имеет интересную историю и богат на обычаи и приметы. А его значимость в череде православных праздников не подвергается сомнению. Кстати, праздник вербное воскресенье - это лишний повод сходить всей семьей в лес за вербными веточками или просто погулять в парке и подышать свежим воздухом!

Вход Господень в Иерусалим (Неделя ваий, Вербное воскресение ) - праздник, который совершается в шестое воскресенье и установлен в воспоминание торжественного входа Господня в Иерусалим. Праздник этот переходящий, то есть дата его каждый год меняется и зависит от . С Вербного воскресенья начинается Страстная седмица - последняя и самая важная часть Великого поста.

Вербное воскресенье в 2018 году 1 апреля

Вербное воскресение. Событие праздника

Торжественному входу Господа в Иерусалим предшествовало чудо воскрешения Лазаря из Вифании. Трогательный рассказ об этом событии мы находим в Евангелии от Иоанна. Когда Лазарь заболел, его сестры Марфа и Мария тотчас же послали сказать об этом Спасителю. Лазарь вскоре умер и был похоронен, и только спустя четыре дня Господь пришел в Вифанию. «Господи, если бы ты был здесь, не умер бы брат мой!», - сказала Марфа. Спаситель ответил, что Лазарь воскреснет, и пошел к пещере, где тот был похоронен. Когда отвалили камень, Господь помолился, и затем громким голосом воззвал: «Лазарь, иди вон!» И опутанный погребальными пеленами Лазарь вышел из гроба, в котором пролежал четыре дня.

Господь и раньше воскрешал умерших, вскоре после смерти. Но это чудо особенно потрясло всех присутствовавших, ведь от умершего уже исходил запах тления, он был погребен и несколько дней пролежал во гробе. Многие, видевшие и слышавшие об этом событии, уверовали во Христа.

Когда на следующий день Спаситель вошел в Иерусалим, где перед праздником ветхозаветной Пасхи собралось множество паломников, Его встречали как победителя. Книжники и первосвященники, искавшие малейшего повода, чтобы убить Исуса Христа, хотели умертвить и воскрешенного. Лазарь скрылся и впоследствии был первым епископом Кипра. Он прожил еще 30 лет.

Вход Господа в Иерусалим, его торжественную встречу описывают все четыре Евангелиста. Ученики по повелению Господа привели к нему ослицу и молодого осла, на которого постелили свои одежды, и Он сел поверх них. Множество народа, узнавшего о великом чуде, встречали Спасителя: постилали на дорогу свою одежду, другие клали срезанные ветви. Сопутствующие и встречающие громко восклицали:

Осанна Сыну Давыдову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!

Ослица и молодой осел, еще не ходивший под седлом, символизировали ветхозаветный Израиль и язычников, которые также уверовали во Христа. Евангелисты обращают внимание, что Исус Христос, как Сын Давыдов, въезжает в Иерусалим на молодом осле, как и Давыд после победы над Голиафом.

Народ встречал Христа как победителя и триумфатора, но Господь шел в Иерусалим не для земной власти, не для того, чтобы освободить евреев от власти захватчиков-римлян. Он шел на страдания и крестную смерть. С Вербного воскресенья начинается Страстная седмица. Пройдет всего несколько дней, и вновь соберется множество народа. Но на сей раз толпа будет кричать: «Распни, распни Его!»

Вербное воскресение. История праздника

Праздник Входа Господня в Иерусалим известен с первых веков христианства. Уже в III веке его упоминает в своем поучении святитель Мефодий Патарский. Святые отцы Амвросий Медиоланский и Епифаний Кипрский, жившие в IV веке, в своих проповедях говорят о том, что праздник совершается торжественно, множество верующих идут в этот день торжественным крестным ходом с ветвями в руках. Поэтому праздник получил и другое название - Недели ваий или цветоносной. На Руси как раз в это время распускаются пушистые сережки. Отсюда и народное название праздника - Вербное воскресенье . В этот день разрешается пища с рыбой. Накануне, в Лазареву субботу, принято вкушать икру.

Вход Господень в Иерусалим. Праздничное богослужение

В стихерах празднику прежде всего указывается на смирение Спасителя, скромно шествующего на бессловесном жеребенке, и содержится призыв к верующим встречать Грядущего ликующим пением: «Благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних ». Тексты православной службы не просто описывают события, происходившие в Иерусалиме две тысячи лет назад, но и показывают нам их значение, в частности, исполнение ветхозаветных пророчеств. В первой паремии (Быт. XLIX, 1-2, 8-12) содержится пророчество патриарха Иакова сыну Иуды о том, что из его рода будут происходить цари до тех пор, пока не явится Примиритель (т.е. Господь Исус Христос); во второй паремии (Софонии III, 14-19) пророчествуется о торжестве Сиона и ликовании Израиля, потому что среди них находится Господь, Царь Израилев. В третьей паремии (Захарии IX, 9-15) предсказы­вается о торжественном входе Исуса Христа в Иерусалим на молодом осле:

Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий; Он кроток и восседает на подъяремной и осленке молодом.

В каноне изображается радость истинного Израиля, удостоенного быть свидетелем Царского входа Господня в Иерусалим, и злоба книжников и фарисеев и первосвященников иудейских, с какою они смотрели на торжество Сына Давыдова. Все живущее призывается прославить Господа, идущего на вольные и спасительные страдания.

————————

Библиотека Русской веры

Вечернее богослужение имеет особенность, отличающую этот праздник от прочих: после Евангелия священник читает молитву над вербой, в которой вспоминается голубь, принесший Ною ветвь маслины, и дети, которые с ветвями встречали Христа со словами: «Оса́нна в вы́шних! Благослове́н гряды́и во́ имя Госпо́дне ». Приложившись к Евангелию, молящиеся получают от священника несколько ветвей освященной вербы и всю оставшуюся службу держат их в руках вместе с горящими свечами. Вернувшись домой, верующие помещают вербу рядом с иконами. Прошлогодние «букетики» не принято выбрасывать, их сжигают или опускают в реку.

В Апостоле (Фил. IV, 4,-9) верующие призы­ваются к кротости, миролюбию, молитвенному настроению и верности учению Христову. В Евангелии повествуется о входе Господнем в Иерусалим (Иоанна XII, 1-18) и о вечери в Вифании.

Тропарь праздника объясняет нам духовный смысл торжественного входа Господа в Иерусалим:

Џ бщее воскRсeніе прeжде своеS стрaсти ўвэрsz, и3з8 мeртвыхъ во€дви1глъ є3си2 лaзарz хrтE б9е. тёмъ же и3 мы2 ћкw џтроцы, побёдныz џбразы носsще, тебЁ победи1телю смeрти вопіє1мъ, nсaнна в8 вhшнихъ блгcвeнъ грzдhи во2 и3мz гDне.

Русский текст

Всеобщее воскресение прежде Твоих страданий удостоверяя, из мертвых Ты воздвигл Лазаря, Христе Боже. Потому и мы, как дети, нося символы победы, говорим Тебе - Победителю смерти: осанна в вышних! Благословен идущий во имя Господне!

Кондак празднику. Церковно-славянский текст:

Н а пrт0лэ нa нб7си, на жребsти на земли2 носи1мь хrте б9е, t ѓнGлъ хвалeніе, и3 t дэтє1й воспэвaніе пріимaше, зовyщихъ ти, бlгословeнъ є3си2 пришeдыи ґдaма во€дви1гнути.

Русский текст

Христе Боже, носимый на престоле, а на земле на осленке, Ты, принял воспевание от детей и хвалу от Ангелов взывающих: «Благословен Господь, Идущий вызвать (из ада) Адама».

«Шествие на осляти»

В XVI–XVII вв. на Руси в Москве, Великом Новгороде и других больших городах существовал обычай совершать крестный ход в день праздника особенным образом. В Москве торжественный крестный ход направлялся из Успенского собора Кремля к собору Покрова на Рву (храму Василия Блаженного), один из приделов которого был освящен во имя входа Господня в Иерусалим. Патриарх ехал на молодом осле, которого вел под узцы царь. Чаще всего «осел» был символическим - конь светлой масти.

На Руси этот обычай возник не самостоятельно, а был заимствован у греков. В Константинопольской церкви «шествие на осляти » было известно еще в IX–X вв. Самое раннее русское свидетельство такого обычая имеется в расходных книгах Софийского собора Великого Новгорода за 1548 год. Новгородский наместник водил осла, на котором сидел архиепископ. Процессия шла из Софийского собора до Входоиерусалимского храма и назад. Известно, что такая церемония проводилась в XVII веке также в Ростове Великом, Рязани, Казани, Астрахани и Тобольске. В конце XVII века обычай был упразднен.

Вербное воскресение в народных традициях

К Вербному воскресенью были приурочены некоторые народные обряды и обычаи. Крестьяне во время утрени молились с освященной вербой и, придя домой, глотали вербные почки для того, чтобы предохранить себя от болезни и прогнать всякую хворь. В этот же день женщины пекли из теста орехи и давали их для здоровья всем домочадцам, не исключая и животных. Освященную вербу берегли до первого выгона скота (23 апреля), причем всякая благочестивая хозяйка выгоняла со двора скот непременно вербой, а самую вербу затем или «пускали на воду», или втыкали под крышу дома. Это делали с той целью, чтобы скотина не только сохранилась в целости, но чтобы и домой возвращалась исправно, а не блуждала бы в лесу по нескольку дней.

Русский историк и этнограф второй половины XIX века М. Забылин в книге «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия» так описывает традиции Вербной недели.

«Вербная неделя , или неделя Ваий, у нас оживляется чисто праздником начала весны; верба или ветла, не давшая еще листьев, цветет и тем как бы заявляет, что наша северная природа скоро наградит нас и все живущее на земле новыми благами. Самый праздник Воскрешение Лазаря служит символом возобновления, оживления могущественной природы. На Вербной неделе в столицах учреждены детские базары, где торгуют преимущественно детскими игрушками, вербами, цветами и сластями, как бы в ознаменование того, что маленькие дети встретили весну своей жизни и должны радоваться в этой жизни, а смотря на игрушку, изучать на ней суть своего будущего, так как каждая игрушка есть наглядная грамота, наглядное учение, развивающая дальнейшее понимание в ребенке, сближающее его с= жизнью и развивающее его мыслительность через наглядность, сравнение действия и образов. В Лазареву субботу все допускают употребление в пищу икры, постных блинов и разного кухонного печения.

В Вербное воскресенье, возвратясь из церкви с освященными прутьями вербы, деревенские бабы хлещут ими своих ребят, приговаривая: «Верба хлест, бей до слез! » В Нерехте крестьянки пекут барашки в Вербное воскресенье, и когда придут из церкви, то этими барашками кормят скотину, а вербу втыкают в сельнике у св. икон и берегут ее круглый год до Георгиева дня. Это обыкновение сохраняется во многих губерниях. Известно, что у нас первый весенний выгон скота начинается с Георгиева дня. Крестьяне в этот день берут годовалую вербу, мочат в святой воде, окропляют ею скот на дворе и потом этою вербою хлещут скотину, приговаривая: «Господь, благослови и здоровьем награди! » А иногда просто: «Благослови тебя, Господи, и будь здорова »… и с вербою в руках доводят до места пастбища. Освященная верба уважается высоко и обыкновенно сохраняется у русского благочестивого народа за образами в течение целого года. В некоторых губерниях вербу, освященную в Вербное Воскресенье, употребляют как симпатическое средство и кладут в пойло больным коровам или телятам».

Вход Господень в Иерусалим. Иконы

Изображения едущего на осляти Спасителя известны уже в раннехристианском искусстве. Практически все образы Входа Господня в Иерусалим имеют общую композиционную схему, однако значительно разнятся в деталях. Христос, благословляющий правой рукой, восседает на осле, Его сопровождают два беседующих меж собой апостола. Один из них по устойчивому иконографическому типу определяется как Петр, тогда как второй апостол, довольно юный, может быть Фомой, Филиппом или Иоанном. В нижней части композиций изображаются дети, радующиеся пришествию Спасителя. Непременным элементом иконографии праздника является изображение Елеонской горы.

Значительное изменение в иконографии Входа Господня в Иерусалим происходит в XIV - начале XV века. Теперь Спаситель чаще всего представлен в сложном ракурсе - оборачивается назад, к апостолам. Рассматриваемая поза Христа присутствует на иконах из праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, иконах-таблетках из Новгорода и многих других.

В псковских образах XVI века Спаситель представлен сидящим ногами вперед, а левое плечо повернуто на зрителя так, что Он въезжает в Иерусалим почти что спиною вперед.

Храмы в честь Входа Господня в Иерусалим

Во многих старинных городах храмы в честь Входа Господня в Иерусалим были построены в XIV–XV вв. До нашего времени сохранились в основном в перестроенном виде. Так, храм в Великом Новгороде, построенный в 1336 году владыкой Василием, был разобран «за ветхостью» в 1759 году. Тогда же началась постройка нового собора по проекту архитектора Растрелли. Здание сохранилось до наших дней, в нем располагается лекторий.

Часто храм был не самостоятельным, а считался приделом главного городского собора, даже если стоял отдельно. Возможно, это связано с чином «шествия на осляти»? Со временем появления и распространения этого обычая на Руси совпадает и постройка храмов в честь Входа Господня в Иерусалим или приделов в Москве (западный придел храма Василия Блаженного), Рязани, Кашине, Казани, Суздале и других городах.

Настоятелем собора Юрьевца Поволжского (ныне Ивановская область) был протопоп . Правда, служил там недолго, всего восемь недель. Новый протопоп был настолько строг с паствой, пытаясь исправить людей, привыкших к распутной жизни, что избили его чуть не до смерти! Воевода выставил охрану вокруг дома и не позволил довершить расправу. Мятеж не унимался, и протопоп Аввакум вынужден был бежать в Кострому, а затем в Москву, где служил впоследствии в Казанском соборе на Красной площади. А собор в честь Входа Господня в Иерусалим в Юрьевце был в XVIII веке перестроен и сохранился до нашего времени.

Старообрядческих храмов, освященных в честь этого праздника, не имеется.