Шахматы для самых маленьких. Самые маленькие шахматы в мире

Ваш малыш заинтересовался шахматной игрой? Самое время купить ему первый комплект фигур. Сегодня продается множество видов шахмат – различного размера, цвета, формы, из любых материалов.

Модели

Если малыш сознательно просит научить играть в шахматы , а может быть, даже уже немного умеет, лучше остановиться на классических моделях с доской среднего размера и стандартным дизайном. Это, например, шахматы под названиями - классические, обиходные или школьные. Благодаря простому дизайну, строгой форме доски и минимуму украшений, новичок легче запомнит ходы фигур и выучит основные правила.


Как заинтересовать ребенка шахматами

Нестандартные

Ребенок еще не умеет играть, и вы размышляете, как заинтересовать его? Можно купить нестандартные шахматы с оригинальным дизайном, например шахматы под названиями Бабушки (подходит для дошколят), Властелин колец (для детей постарше) или любые другие.

Они же подойдут для подарка опытному юному шахматисту.Интересные фигуры, не похожие на классические, непременно понравятся ребенку. Но имейте ввиду – для серьезных занятий и подготовки к турнирам такие шахматы неудобны, т.к. будут отвлекать, мешать сосредоточиться на позиции. Для регулярных игр необычные шахматы тоже не подойдут.

Стаунтона

Самые популярные шахматы, которые популярны среди детей и взрослых – шахматы Стаунтона (названы в честь знаменитого английского шахматиста Говарда Стаунтона). Существуют их разновидности, которые отличаются размером и весом фигур. На соревнованиях часто используются стаунтовские шахматы, поэтому, выбрав их для домашней игры, вы не ошибетесь – ребенку не придется привыкать к незнакомой доске на турнирах.

Стаунтовские шахматы выпускают российские и польские производители, их цена выше, чем у китайских фигур, но и качество отличное. Изготавливаются они обычно из дерева - бук, внутри есть металлический утяжелитель, основание покрыто войлоком.

На изображении представлены шахматы Стаунтона от студии-мастерской KADUN.


Гроссмейстерские

В турнирах среди детей часто используются и известные шахматы российского производства под названием – «гроссмейстерские». Фигуры вырезаны обычно из березы, есть тканевое основание, утяжелители не используются. Они считаются менее долговечными, чем стаунтовские, но довольно популярны благодаря невысокой цене.

  • Материал . Идеальный материал для шахмат – это цельное дерево. Пластмассовые шахматы менее устойчивые и быстро ломаются. На турнирах ребенку придется заново привыкать к незнакомым фигурам, т.к. пластмассовые там не котируются. Но в некоторых случаях такие шахматы совершенно незаменимы – благодаря легкости, их очень удобно брать с собой в поездки. Часто в основание вставлены магниты, что дает возможность играть даже в движущемся транспорте.


Выбор правильных шахмат - залог успеха

  • Размер . Многие модели шахмат доступны в нескольких вариантах размеров. Если длина стороны доски 50 см – это большой размер, от 35 до 50 см – средняя доска, менее 35 см – доска-мини. Выбирайте размерность, ориентируясь на предназначение шахмат. Если вы выберете очень большой комплект для ребенка, то он сможет играть ими только дома. Если он планирует эти шахматы выносить из дома – на занятия, к друзьям, в поездку – лучше выбрать комплект поменьше или среднего размера. Шахматы обязательно должны быть удобными для ребенка. При покупке проверьте, комфортно ли ему держать фигуры в руке, не чересчур ли они громоздкие для малыша или наоборот, слишком миниатюрные для подростка.


Шахматы обязательно должны быть удобными для ребенка

Также следуйте этим советам:

  • Если ваш ребенок планирует профессионально заниматься шахматами, лучше выбрать фигуры с утяжелителем (в основание вставлен металлический груз). Они меньше падают на доске, а упав со стола, реже ломаются, чем другие. Шахматы с «грузом» выпускаются различными производителями.
  • Если вы планируете обучать этой игре совсем кроху, лучше остановиться на классических вариантах с доской среднего размера. Фигуры с утяжелителем в этом случае не подойдут.
  • Выбирая шахматы в подарок ребенку, можно приобрести и дополнительные принадлежности для игры, например, шахматные часы и блокнот для записи партий.

В этом видео показана игра в шахматы. Фильм понравится даже самым маленьким шахматистам.

Ладья плавно скользнула в сторону, лихо проскакал конь, степенно прошествовал слон, пешки озорно прыгнули на свои места, а король на всех глядел со своего места. Ваш ребенок заинтересовался шахматной доской? Самое время учиться играть в древнюю игру! Будет чем занять непоседу в дороге, да и на отдыхе проблем будет меньше.

Первый вопрос, который возникает у заботливых родителей: в каком возрасте лучше учить ребенка шахматам? Есть ли смысл обучать малыша такой сложной игре до первого класса?

Педагоги единодушны - надо спешить! Специалисты считают, что есть три причины для занятий шахматами именно в дошкольном возрасте.

  • Ранний старт оправдан, прежде всего, если мы хотим вырастить чемпиона. Многие великие шахматисты начали постигать азы древней игры довольно рано. Судите сами. Х.Р. Капабланка и А. Карпов познакомились с древней игрой в 4 года, Н. Гаприндашвили и Г. Каспаров - в 5 лет, В. Смыслов и Б. Спасский - в 6, А. Алехин и М. Таль - в 7.
  • Впрочем, не все дети, кого увлечет шахматная игра, станут чемпионами. Поэтому для большинства из нас важнее вторая причина раннего знакомства с шахматами - желание вырастить гармонично развитого человека. Не случайно охотно проводили досуг за шахматной доской А. Пушкин и М. Лермонтов, И. Тургенев и Л. Толстой.
  • Последняя причина кроется в благотворном влиянии игры на подготовку к школе. Детсадовская пора когда-то закончится, а экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные довольно рано в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, особенно в точных науках, и даже быстрее делают домашние задания.

Дома или в клубе?

В наше время считается оптимальным начинать осваивать шахматные премудрости с 3-х лет, впрочем, можно попробовать и после 2-х.

Есть ли смысл отдавать кроху сразу в шахматный клуб?

В столичные шахматные клубы и секции принимают малышей с 4-х, реже - с 2-х лет. Летом они обычно уходят на каникулы, а с сентября приглашают дошколят на занятия. По желанию родителей можно учиться 1 или 2 раза в неделю, группы - около 10 человек, для совсем маленьких - еще меньше. Урок длится 40-50 минут. Плату можно вносить за каждый визит (200-270 рублей) или сразу за месяц (от 500 рублей). Многие предлагают посетить пробное занятие бесплатно.

В шахматных клубах, где занимаются и взрослые, обучение обычно ориентировано на турниры и результаты. Впрочем, на малышей моложе 5-6 лет там вряд ли будут тратить время: хлопотно.

Детские: развивающие центры охотно поиграют в шахматы с двухлетками, не обещая вырастить чемпиона. В зависимости от уровня знаний игры, крохе предлагается посетить или общеразвивающее занятие, часть которого посвящена изучению древней игры, или целиком шахматный урок.

В некоторых московских шахматных школах учеба проходит по методике Игоря Сухина. В одной из них уже 15 лет преподает он сам. Шахматам здесь учатся дети от 4 до 7 лет. Правда, выбрать только эти уроки - нельзя, необходимо посещать все развивающие занятия в школе для дошколят.

Так отдавать или нет малыша учиться к преподавателю? Все будет зависеть от ребенка и ваших возможностей, но многие родители на собственном опыте знают, что удобнее сначала позаниматься с ребенком дома, а ребенка постарше, уже знающего правила, отвести на занятия в клубе.

Итак, начнем освоение шахматной премудрости с домашних занятий. Если вы вдруг не отличаете ферзя от пешки - это не беда! Учиться вместе всегда увлекательней!

Выбираем учебник по шахматам

Для домашнего обучения нам понадобится учебник. Можно, конечно, остановиться и на компьютерном тренере. Компьютерная игра-обучалка для детей весьма популярна в наш век информационных технологий. Ни мама не нужна, ни клуб, ни шахматная доска... Только помните, что совсем маленьким студиозам перед компьютером дольше нескольких минут в день находиться не рекомендуется.

Какой выбрать учебник? Единого мнения на этот счет не существует. Есть в продаже книга В. Кострова и Д. Давлетова. Популярна в народе и книга В. Гришина. Есть на эту тему и другие издания. Принцип компоновки материала у них похожий: сначала малыша знакомят с фигурами, потом рассказывают, как они ходят и т.д.

Педагоги-практики уже много лет с удовольствием занимаются с дошкольниками по книгам И. Сухина.

Кстати, только им написаны шахматные учебники для самых маленьких - двухлетних детей. И подход к обучению у него более щадящий и учитывающий возраст игроков. Сухин считает, что играть всеми тридцатью двумя фигурами малышу сложно, охватить все 64 клетки шахматной доски - тоже, и книга ему предлагает сначала научиться играть на небольших фрагментах доски. Причем расставлять фигуры дитя научится вообще в последней главе! А всю книгу он будет играть со знакомыми героями: Буратино и Дюймовочкой, Незнайкой и Карандашом, Самоделкиным и Гурвинеком. Для игры нам также понадобится обычная шахматная доска с обозначенными на ней по горизонтали буквами и по вертикали - цифрами. Опытные тренеры советуют начинать с деревянных фигур довольно крупного размера, с диаметром основания 3- 4,5 см, строгой формы. Некоторые советуют купить фигуры, покрытые лаком - детям почему-то такие блестящие штучки больше нравятся...

Игра в шахматы решает сразу несколько задач:
Познавательную: расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы). Развивает изобретательность и логическое мышление.
Воспитательную: вырабатывает целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость. А также внимательность и собранность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.
Эстетическую: обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учит радоваться красивым комбинациям.
Физическую: побуждает уделять время физкультуре, чтобы хватало сил и выносливости сидеть за шахматной доской.
Коррекционную: помогает гиперактивному малышу стать спокойнее, уравновешеннее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности.

Ранние шахматы

И в 2 и в 3 года ведущая деятельность у ребенка игровая. Значит, чтобы обучение шахматам было результативным, нужно его организовать в игровой форме.

Вашему малышу два года? Энтузиасты раннего развития" class="wordlink" title="https://www.7ya.ru/pub/early">раннего развития предлагают для начала отложить в сторону комплект обычных шахматных фигур и начинать с двухлетками с "предшахмат". Такие "ранние шахматы" можно смастерить самим. Делают доску, на которой вдвое меньше клеток, чем на обычной, но клетки крупные, берут два набора фигур, лучше всего забавных - пусть это будут зайцы и волки, и начинают осваивать понятие "съел". Учат малыша ходить, например, только в одном направлении. Или по одной или по две клетки, например, только вперед. Или только по диагонали. Цель - постичь саму условность игры. Например, зайчиха-мама ходит на две клетки, а зайчата - на одну. Такую доску можно нарисовать на стенке холодильника и передвигать на ней магнитные фигурки. После таких тренировочных шахмат дети быстрее разбираются во взрослых премудростях. Естественно, по этой схеме можно пробовать обучать не только двухлетку, но и малыша постарше.

После разминочных "предшахмат" приступаем к настоящей игре.

Дома любимой игрой можно заниматься хоть каждый день, главное - наблюдайте за малышом, чтобы не "перекормить" его шахматной премудростью.

Малыш на поле боя

Примерный план самых первых занятий с ребенком может выглядеть следующим образом. В зависимости от возраста ученика, подготовки, желания постичь правила игры и ваших возможностей, уроков может оказаться больше или меньше.

Первый урок

Первая встреча с волшебными фигурами должна стать для ребенка настоящим праздником: ведь если вы сразу не заинтересуете чадо, все пропало.

Прежде чем показать детворе шахматную доску, расскажите интересную сказку о шахматах. Можете взять ее из учебников, а можете придумать сами. Главное, чтобы дитя к концу вашего рассказа было заинтриговано. Затем достаньте доску. Поиграйте во время показа интонацией голоса, включите музыку, привлеките куклу. А может доска у вас приедет на любимой деткиной машинке из дальних стран? Главное - сделайте первое впечатление об игре незабываемым!

Показав доску и фигуры, скажите, что это шахматы и совсем маленьким детям (2-3 года) дайте просто "поиграть" с ними. Важно, чтобы крохе было интересно и приятно общаться с шахматами, самому их исследовать и фантазировать.

Малышу постарше скажите, что шахматная доска - это поле боя, а фигуры - войска, только игрушечные. Попробуйте сразу научить ребенка расставлять шахматные фигуры на доске. Начните с пешек, немного расскажите о главных персонажах. Пешки - это шахматная пехота, и двигаются они по доске очень медленно. Король - самая главная фигура, а ферзь - самая сильная.

Расставьте вместе с ребенком шахматы и попробуйте сыграть с ним первую в его жизни партию. Да здравствует игра без всяких правил! Важно, чтобы ученик почувствовал интерес к шахматам.

Второй урок

Попросите ребенка расставить фигуры, и, если он ошибается, добродушно помогите ему. А теперь переходим к правилам игры. Напомните, что король является самой главной фигурой. Объясните, как он ходит (король ходит и бьет фигуры противника на расстоянии одного поля (одна клетка) в любую сторону). Поставьте рядом с королем какую-нибудь фигуру и покажите ребенку, как король может ее взять (съесть). Поставьте еще несколько - пусть малыш "покушает" королем целый ряд пешек и фигур.

Теперь объясните ребенку, что означает шах. Объявите шах какой-нибудь фигурой (пешкой, например). Расскажите, что "шах" в переводе с персидского - угроза королю и что от шаха необходимо как-то защищаться. Например, съесть нападающую фигуру или попросту уйти.

Расскажите, что слово "мат" в переводе с арабского означает - смерть. Мат - это такое положение, когда король не может защититься от шаха. Объявите простейший мат и покажите это ребенку: "Видишь, королю шах, а защититься нечем".

Объясните, что "ничья" в шахматной игре, это когда никто не может выиграть. Поставьте на доску двух королей. Можно выиграть? Конечно же, нет.

Поясните, как ходят и "едят" пешки (пешка ходит вперед по вертикали, по диагоналям и по горизонталям вбок на одно поле и берет фигуры противника по косой линии (по диагоналям). Ни ходить, ни бить назад пешка не может). Покажите ребенку как пешки, достигшие последней горизонтали, превращаются в различные фигуры. Чудесные превращения, как в сказке! Пусть он попробует это сделать сам.

Третий урок

Повторите коротко все, что вы проходили на предыдущих занятиях. Ничего, что ребенок будет путаться, постепенно он все запомнит.

Объясните, как ходит ладья и как она может брать неприятельские фигуры (ладья ходит и "ест" по горизонтали и по вертикали на любое количество полей). Расскажите, что такое горизонталь и вертикаль. Теперь дайте возможность ребенку объявлять шахи королю. Решайте простейшие задачи. Поставьте позицию, например, где ладьей нужно объявить мат в один ход. Выводите на сцену слона, покажите, как он ходит по диагонали на любое количество полей. (Поставьте на пути слона какие-нибудь фигуры, пусть ваш ребенок "покушает" их.)

Если ребенок усвоит, как ходит ладья и слон, то ему легко будет усвоить, как ходит ферзь (ферзь ходит и бьет фигуры противника на произвольно большое расстояние, ограниченное лишь размерами игровой доски). Расставьте шахматы и попробуйте теперь сыграть настоящую партию.

Не забывайте тактично во время игры напоминать малышу, как правильно ходят фигуры, и ваше терпение будет вознаграждено!

Шахматы как образ жизни

Как известно, основная форма занятий с дошколятами - игровые ситуации. И никакого принуждения! Только в этом случае ребенок не устает при усвоении нового материала и сохраняет к нему живой интерес.

Каждый домашний тренер должен уметь перевоплощаться в шахматного Андерсена и периодически сочинять шахматные сказки. Секрет: успешнее всего работают истории, связанные с жизнью именно вашего малыша.

Используйте любые моменты для повторения пройденного. По дороге из садика вспоминайте, чему научились за доской во время игр. Просите малыша рассказать вам новый материал на прогулке, затейте лепку шахматных фигур из . Привлеките на помощь диафильмы, мультфильмы, посвященные шахматной тематике!

Делайте вместе с юным шахматистом наглядные пособия из цветной бумаги и картона, это поможет детям запомнить названия фигур, их ходы, видеть горизонтали и вертикали шахматной доски. Рисуйте фигуры, сочиняйте с ребенком про них стихи и рассказы. Придумывайте комиксы. Играйте дома и на отдыхе в различные околошахматные игры, например, эстафету на быструю и правильную расстановку фигур на доске.

Используйте песни, загадки, хороводы, эстафеты, конкурсы рисунка на асфальте. На прогулке пусть ребенок покажет (или начертит палочкой), как ходит та или иная фигура. Творите! Широко используйте ребусы, загадки, шарады, занимательные задачи и викторины для старших детей.

Главный секрет: ребенок не должен замечать, что его обучают! Постепенно интерес возникнет, и можно будет двигаться к более сложным заданиям.

Приседаем с пешкой

Научить играть в шахматы можно практически любого ребенка, но для этого необходимо запастись большим терпением. И не забывать: все-таки главная наша цель - не воспитывать будущих чемпионов, а прививать малышам интерес к мудрой игре.

Уроки должны проходить в доброжелательной атмосфере.

Не требуйте ничего от карапуза! Смотрите на малыша, заканчивайте занятие немного раньше, чем он заскучает (с опытом вы будете чувствовать этот момент). Не перегрузите ребенка, в 2-3 года занятие не может превышать 15-20 минут, в возрасте 4-5 лет - не более 30 минут.

В серединке - физкультминутка, в идеале, основанная на шахматных понятиях (приседания с пешкой на ладони и пр.). К новому материалу можно переходить только после того как малыш будет уверенно знать пройденное. Обучение должно быть развивающим, оно всегда должно включать самостоятельную работу ребенка с изучаемым материалом. И не забывайте двигаться от простого - к сложному.

Увлекаясь ходом сражения, дети часто кричат, спорят, при проигрыше говорят "да ему подсказывали", или "а у меня просто голова болит", "я не хочу играть". Постарайтесь объяснить, что тот, кто хочет стать чемпионом, учится на своих ошибках, стараясь всякий раз понять, что именно он сделал не так.

Не с первых дней, но потихоньку приучайте ребенка к серьезному отношению к игре: "шахматы любят тишину", "в шахматы играют медленно, чтобы придумать лучший ход".

Постарайтесь, чтобы для вас с ребенком правило "тронул - ходи" было незыблемым. Уважайте маленького шахматиста. Не разрешайте изменять ходы или взаимно возвращать их. Из этого рождаются долгие споры и упреки: "Ты три раза перехаживал, а я один". Учите детей играть не руками, а головой.

Турниры исключить!

Как играть с ребенком на доске? Не рекомендуется часто поддаваться ребенку. Дети привыкнут к легким победам и даже незначительный проигрыш будут воспринимать как трагедию. Педагоги советуют давать детям фору, например, пара пешек при игре одними пешками или ферзь при игре всеми фигурами. После игры разберите ошибки: плохо развиты фигуры, не сделана вовремя рокировка, без необходимости ходили одной и той же фигурой несколько раз. Учите малышей видеть лучший ход. Больше хвалите за конкретные, хоть и маленькие достижения.

Старайтесь как можно чаще играть с ребенком, и он станет вашим достойным партнером. Малыш должен чувствовать ваше искреннее желание сражаться с ним за шахматной доской и не бояться наказания за ошибки.

Турниры, даже внутрисемейные, могут отрицательно влиять на неокрепшую психику ребенка. Выездные соревнования медики и вовсе советуют отложить до 10-12 лет.

Если малышу вовсе не приглянулась игра - отложите эту идею на несколько месяцев, а потом снова попробуйте, доброжелательно и с выдумкой. Отведите, к примеру, сына на турнир в качестве болельщика. Его наэлектризованная, творческая атмосфера наверняка "заразит" ребенка, он почувствует потребность разгадать неведомое. Или расставьте на доске вместо фигур солдатиков. Клюнуло? Дочке заявите, что ее любимая певица Н. отлично играет в шахматы. Снова - отказ? Помните, что это всего лишь игра! Разрешите ребенку заняться чем-нибудь другим и подождите еще. В обучении дошкольника шахматам самое главное - постараться привить интерес к мудрой игре.

Комментировать статью "Ход конем. Шахматы для малышей"

Когда начинать обучение ребенка шахматам и как привить интерес к игре? обучающие настольные игры, навеяно. Весь процесс обучения я излагаю далее очень подробно, с детальным описанием каждой обучающей игры, для того чтобы его смогла повторить со своим...

Обсуждение

История России в лицах, жуки, птицы и картограф. Выпускает мозаикум. Ру. Они обучающие. Достаточно сложно играть в Жуков, но весело. Для России знаний никаких не надо, механически потом запоминается.

Комплект "тройка по русскому". Ниже были сколькиметр и ерундопель из этой же серии. Лично мне очень нравится Алиас есть несколько вариаций, с детьми мы используем семейный вариант. Во-первых учит формулировать мысли, во-вторых пополняет словарный запас. Из этой же серии Концепт. Жили-были - составление рассказов. А вообще, конечно, смотря какой возраст, какие цели. В настольных играх я краевед. Играют у нас от 3 до 99.

Раздел: Образование, развитие (обучение шахматам недоразвитых детей). С 2-3-летними детьми можно начинать шахматные У меня к Вам несколько вопросов.Меня прежде Раздел: Развитие, обучение. водить ли ребенка на занятия? Ребенок, впринципе играть в шахматы...

Обсуждение

Все правильно вы делаете. Надо развивать то, что получается. Искать логопеда можно годами и никто не пообещает, что проблему получится полностью решить. Меня результаты олимпиад тоже не радуют. В 3 классе дочка везде, где участвовала, заняла места, сейчас все время не хватает 1-2 баллов. Я больше ориентируюсь на результаты кружков и на увлеченность предметом. Конечно, надо анализировать неудачи на олимпиадах и работать над причиной – неумение собраться и сосредоточиться, проблемы с оформлением и умением выражать мысли. Но в целом олимпиады это не показатель. Не забывайте, что требования по оформлению решения к четвертому классу становятся более жесткими. А дисграфию мы в результате победили ежедневными диктантами.

Всем огромное спасибо за участие в дискуссии. Я поняла в целом, что мы двигаемся в правильном направлении. Также, в очередной раз, фокус моего внимания направлен на дисграфию. Она так долго с нами, чт оу меня немного замылился глаз.

Ребёнок математику, таки любит. Я принесла ему вчера тетрадочку "Учимся решать комбинаторные задачи", он вцепился, глаза горят, листает и говорит: "Ой, мам, вот мне Катя обзавидуется". Я спрашиваю, кто это такая, а он отвечает:"Это наша учительница по комбинаторике в лагере"))) И сегодня утром, за завтраком вместе ковырялись сидели в этих задачках.

Шахматы. Образование, развитие. Ребенок от 7 до 10. Или в сад такие шахматы. Вчера эта преподавательница вышла и сказала,что наши дети (4 новичка) отвратительно себя вели и что мы должны научить их поведению на уроках.Со слов дочери,эти 4 новичка на каждом занятии...

Обсуждение

Моя дочка почти сразу стала "играть". Мы дома учили. Буквально несколько коротких "уроков", как раставить, как ходить, рокировка, мат, с 5 лет. Ваш кружок что-то не внушает доверия.

Когда ребенок начинал учиться, то занятия первые несколько месяцев проходили вместе с родителями. Преподаватель рассказывал про фигуры, шахматную доску, возможные ходы и т.п. На дом давали ксерокс с простенькими задачками на ходы и мат в один ход.
Попроситесь посидеть на уроке, и если все так, как рассказывает дочка, то поищите другой кружок.
Мне кажется, что сейчас шахматам учат где только можно, какой-то всплеск интереса к этому спорту. Плюс можно найти компьютерные программы или играть по интернету.
Идти сразу в спортшколу я бы не стала, может ребенку это вообще не нужно. Уже не говоря о том, что я не очень понимаю, какой смысл в серьезных занятиях шахматами. О том, что немного играть полезно, не спорю.
У моего ребенка сейчас шахматы - это больше тусовка, плюс тренера обожает. Плюс поездки, соревнования. Но он совсем не шахматный гений, да.

Раздел: Образование, развитие (как научить играть в шахматы ребенка 7 лет). Посмотрите другие обсуждения: Мы с дочкой (3.8) начали играть в шашки. Ребенок от 3 до 7. Воспитание У кого-нибудь маленькие дети (4 г) играют в шахматы? Сын все время просит папу научить, но...

Обсуждение

Очень хорошая программа "Шахматы в сказках"

17.10.2008 00:38:04, reading

Дочка научилась сама, просто наблюдая за игрой старших девочек в подмосковном пансионате и задавая им вопросы. И вполне прилично так научилась, меня обыграла недавно:))) Я не суперспец, но полагаю, что для шестилетки, которую никто не учил специально, она играет неплохо.
Я ее не учила, просто думала, что ей еще рано.

Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое развитие ребенка от 3 Подскажите, пожалуйста, есть ли какая-либо методика ознакомления 4-летнего ребёнка с шахматами?

Шахматы в 7 лет. Образование, развитие. Ребенок от 7 до 10. Хочу, чтобы сын (7 лет) занимался шахматами. Начать хочу с частных уроков, т.к. сын хоть и смышленый, но лоботряс и оболтус. Значит, чтобы обучение шахматам было результативным, нужно его организовать...

Обсуждение

2 раза в неделю будет достаточно. Часа по полтора - полчасика теории и час игры или задачки. Домашнее задание в виде задач и этюдов также присутствует. Очень помогает компьютер - программа Chessmaster 10. Но обязательно с преподавателем.
К сожалению, контактов нет, можно через районную шахматную секцию или по объявлениям.
Рекомендую все же секцию, поскольку там разного уровня и стиля игроки, разнообразнее и обучательнее получается, но и с домашним преподавателем неплохо. Секция еще нужна, если получать разряд.

В любом случае удачи.

Этот турнир достаточно сложный.Формулировка"до 98 года" весьма расплывчата...Это значит,что будут в куче играть все разряды.То есть,1-2-3-4...Выиграть у 4 Ваш сын сможет,если способный,как считает тренер,а у 3-го выиграть шансы малы...О 1-2 вообще молчу!Если все будет происходить как в прошлом году,то в турнире примут участие достаточно большое кол-во детей...соответственно и место будет не высоко...но,возможно,все равно ценно.В прошлом году мой сын на этом турнире занял 19 из 70(примерно)мест...это было супер круто).Сразу получил 3 разряд.Но,тогда,мне помнится,ограничений по возрасту не было...
В общем,турнир ответственный,но это не значит,что не стоит в нем участвовать!Думаю,надо объяснить сыну,что дело не в выигрыше,а в том,что бы он посмотрел как это происходит...потренировался,привык к обстановке,потому что турниров еще будет очень много и победы придут только с опытом.
Насколько я знаю,практически всем детям нравятся соревнования...хоть они и плачут частенько из-за проигрышей...:)Спасибо Вам большое всем за ответы. Думаю пока будем заниматься для "тренеровки мозгов" и общего развития, а дальше будет видно. Тем более, как я поняла, в 6 лет достаточно для начала и одного занятия в неделю.

12.10.2004 17:43:10, родительница

Как мама разрядника (на 4 сдали в 5 лет) могу сказать, если в башке что-то есть: пространственное видение доски и пр. способности, такие как усидчивость, умение проигрывать, сила духа (важна д/турниров), умение сконцентрироваться, "злость", то имеет смысл углублятся в шахматы.
До 2-1 разряда вас сможет дотянуть любой тренер при занятиях 1 раз в неделю и выполнении домашних заданий. после 1 разряда с вами будут заниматься только платно.
Мы лодори. Задания делаем через пеньколоду. Пока нам везет ТТТЧНС.
Будут др. ? пишите.

Как развить у ребенка способности к шахматам?) Раннее развитие шахматного чемпиона Но у ребенка, который начал побеждать взрослых в игре в шахматы в возрасте 3-х лет, эти Понравилась методика обучения детей буквам по системе П.В. Тюленева в отличии от...

Обсуждение

Добрый день, Лариса!
По поводу методики ничего не скажу, тут есть рациональное зерно.
Настораживают опять-таки ЦЕЛЬ данной методики: СДЕЛАТЬ ШАХМАТНОГО ЧЕМПИОНА. Если переложить ее на всю систему МИР, то отсюда получим ее глобальную цель: "мы сделаем из Вашего ребенка то, что Вы хотите". По сути это ничто иное, как ЗОМБИРОВАНИЕ.
В статье "Кратко и в цвете о раннем развитии детей" проранжированы некоторые методики раннего развития. Исходя из приведенных выше соображений, докажите, пожалуйста, что систему МИР не следует выделить красным.
С уважением,
Волхв.
ЗЫ: Это сообщение не нужно рассматривать, как "наезд". Меня действительно интересует эта тема.

Зачем же лес городить? Карточки, отыскание поля А1... И, потом,все это похоже на загрузку в комп новой программы. Выявление и развитие склонностей у ребенка- дело хорошее, но методом П.В.Тюленева Вы даже взрослого отпугнете.
Мой сын научился играть в шахматы в 4 года по своей инициативе, и поскольку желание было его, он освоился со всеми ходами и защитами за 2-3 дня.
С 1 года он играл с шахматами, как со своими игрушками: то в ряд все выстраивал, то по кругу. Когда просил "давай поиграем!" я всегда спрашивала "по-твоему или по-моему?". Мой метод неизменно отвергался.
Но в 4 года вдруг сам притащил доску и попросил показать. Видимо, исчерпал все реурсы своей игры.
"шахматный террор" длился 2 недели. Играли мы без всяких А1-А2, но зато с выдумкой. Пешки на передней линии раскланивались и пили чай, а слон крайне вежливо предлагал "разрешите Вас съесть"
Не беда, что он не умеет читать шахматные партии.Зато он знает шахматы, как красивую и занимательную игру, ане как схему.

20.06.2001 01:57:58, Suzi

Добрый день дорогие друзья!

Сегодня у нас второй выпуск в рамках программы «Kinder chess». И в этом видео мы поговорим непосредственно о самом процессе обучения.

Итак, с чего же необходимо начинать?

Разумеется, для обучения нам понадобится набор шахмат, который состоит из шахматных фигур и шахматной доски. На данный момент выбор шахматных комплектов очень большой, поэтому хочу немного на этом вопросе остановиться.

Обращаю ваше внимание, что при выборе шахмат ни в коем случае не покупайте стилистические шахматы, иначе все ваши труды будут напрасны. Ребенок должен привыкать к классическому виду шахмат.

Почему именно такие, где тут хитрость и польза?

1.Маленькие предметы хорошо развивают мелкую моторику рук.

2.Большенство детей очень любят маленькие игрушки, в данном случае такие шахматы вызовут больший интерес.

3.Маленькие подушечки служат для размещения фигур, они все разного размера, что заставит ребенка подбирать фигуры под соответствующий размер. Данное действие вызывает интерес и приносит пользу.

Итак, вы приобрели нужные шахматы и готовы постигать азы шахматной науки. Чтобы все прошло удачно, хочу дать вам еще пару важных рекомендаций.

1.Занятие стоит начинать проводить, когда ребенок здоров и в хорошем настроении.

2.Так как шахматы требуют концентрации внимания, чтобы обеспечить успех первой тренировки, перед ее началом необходимо поиграть с ребенком в активные игры. НО!!! Не приступать к занятию, если ребенок перевозбужден и требует продолжения. Ребенок должен успокоиться и быть готовым слушать.

3.Первое занятие самое важное, именно от него будет зависеть в дальнейшем, состоятся ли последующие занятия. Тут мы должны хорошо постараться.

Если у вас имеются шахматы и ребенок в нужном настроении, тога можно начинать.

ВНИМАНИЕ! ВАЖНО! Перед началом тренировки уберите из вида ребенка все игрушки. Они могут отвлекать малыша, а в данном случае нам это абсолютно не нужно.

Теперь перейдем к практике. Сейчас я расскажу вам, как проходит занятие у меня.

Итак, когда я выношу шахматы, я стараюсь всем своим видом, интонацией придать этому событию особое значение. Я искренне радуюсь, будто выиграла лотерею. Наши дети полностью перенимают наши эмоции и настроение. Они, как маленькие попугайчики, начинают нас копировать. Когда нашу «чудо-доску» мы принесли и искренне порадовались чему-то, мы ее открываем. Даем ребенку возможность рассмотреть. НО!!! Ни в коем случае не давайте ребенку играть шахматами в ролевые игры. Иначе вы не сможете научить его играть по вашим правилам.

Рассматривая фигуры, я помогаю ей вытаскивать их. Можно попросить ребенка раскладывать их в ряд. Обычно обучение начинают с изучения ладьи, так как эта фигура хорошо запоминается своим видом и довольно просто ходит, но в нашем случае лучше начать с пешек. Их много, они маленькие и с ними можно организовать игру. Попросите ребенка назвать фигуру. Затем попросите среди множества фигур ее найти. Когда ребенок будет находить пешку, аплодируйте ему, хвалите, старайтесь вызвать самые положительные эмоции.

Не стоит первое занятие делать слишком продолжительным. Добившись произношения фигуры и поиграв с ребенком, помогите ребенку сложить шахматы в коробку. Затем уберите их из виду до следующего занятия.

Первые занятия проводите по аналогичной схеме, до тех пор, пока ребенок не станет вам самостоятельно называть пешку и выделять ее из всех фигур.

На этом мы завершаем наш выпуск. Надеемся, что это видео было вам полезно.

Следите за нашими обновлениями. Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал, присоединяйтесь к нам в социальных сетях.

Вы решили научить вашего малыша игре в шахматы? Это очень хорошо, и вот почему.

Ведь шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Процесс обучения шахматам помогает детям ориентироваться на плоскости, учит их запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, содействует совершенствованию таких ценнейших качеств, как усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, изобретательность и др.

Поэтому начинать обучение мудрой игре желательно как можно раньше, но, безусловно, на уровне, доступном для ребенка.

К игре деревянных королей малыша можно приобщать с 3 лет. Трехлетний ребенок – уже человек со своим особым внутренним миром, с привычками, желаниями, упорно себя утверждающий и отстаивающий свою самостоятельность. Он владеет речью, знает более 1000 слов, прекрасно двигается, многое умеет, задает бесчисленные вопросы, проявляя живой интерес к окружающему. Этот интерес он утоляет в играх, рисует, лепит, занимается конструированием. Малыш становится внимательным к слову, к его смыслу, но управлять вниманием 3-летнего ребенка лучше всего в игровой форме. К трем годам внимание малыша довольно развито, но все-таки крайне неустойчиво. Даже самой увлекательной деятельностью он не занимается обычно больше 10–15 минут. А часто бывает так, что ребенок не может сосредоточиться даже на 4–5 минут. Если это закрепится, то в школе – беда. Поэтому внимание малыша необходимо тренировать, не переутомляя его одним и тем же занятием, а разнообразя его деятельность, вводя в нее новые игровые моменты.

В этом возрасте ребенок не может распределять свое внимание между несколькими предметами. Объем его внимания, т. е. количество предметов, с которыми он может действовать одновременно, не превышает 2–3. Удержать в поле внимания даже 2 предмета одновременно часто ребенку бывает не под силу. Поэтому, предлагая ему различные задания, надо стараться, чтобы они не требовали внимания сразу к нескольким сложным предметам или действиям. И что особенно важно – у 3-летнего ребенка очень сужен «размах зрения», ему сложно одновременно следить за предметами, отстоящими на некотором расстоянии друг от друга. Желательно, чтобы предметы были расположены как можно ближе друг к другу.

Возраст 3–3,5 года – тот, когда у малышей наряду с наглядно-действенным мышлением формируются элементы образного мышления, развиваются память, внимание. Дети адекватно воспринимают речь взрослого, учатся сравнивать, подбирать предметы по цвету и величине. К концу третьего года жизни малыши умеют говорить не торопясь, внятно отвечают на вопросы, рассказывают об увиденном в 2–4 предложениях, воспринимают небольшие сюжетные сказки даже без наглядного сопровождения, правильно держат карандаш и пользуются им, проводят горизонтальные, вертикальные, округлые линии. Постепенно у детей совершенствуется пространственная ориентировка, развивается способность устанавливать простейшие связи между воспринимаемыми предметами и явлениями, дети учатся простейшим обобщениям.

Все эти знания и умения – та база, на которой можно построить процесс начального обучения шахматной игре.

Весь вопрос лишь в том, чтобы сделать его максимально наглядным, доступным, предметным, эмоционально насыщенным, интересным и желанным.

Однако следует отметить, что цельной методики проведения шахматных занятий с детьми начиная с 2-летнего возраста нет ни в России, ни в одной из зарубежных стран.

В этой книге изложен новый, нестандартный подход к процессу обучения азам древней игры, позволяющий приобщить к ней детей 2,5–5,5 лет. Цель ее – не столько дать методику обучения будущих чемпионов, сколько привить малышам интерес к мудрой игре, ненавязчиво помочь им самим разобраться в силе фигур и, главное, содействовать формированию качеств, необходимых для успешной учебы; создать психологическую готовность к школе.

Книга нацелена на чтение в семье. Но ее можно использовать и для занятий во второй младшей, средней и старшей группах детского сада, в учебных группах спортивных секций.

Композиционно книга делится на 30 маленьких главок и представляет собой сказку о приключениях необыкновенных человечков.

В конце каждой сказочной главки приведены «Советы родителям».

Рекомендуем читать книгу ребенку не спеша. Чтение каждой главы-сказки займет примерно 5–15 минут, решение заданий и разыгрывание позиций из рубрики «Советы родителям» – несколько больше. Ориентируясь на возраст и уровень психофизического развития вашего ребенка, дозируйте длительность каждого занятия. Переходите к чтению нового материала только тогда, когда малыш будет уверенно знать уже пройденный. Двух занятий по 15–20 минут в неделю, как правило, достаточно, чтобы интерес к шахматам не ослабевал.

Глава 1
Мурзилка рисует шахматные фигуры

Необыкновенные человечки скучали.

– Мурзилка, нарисуй что-нибудь, – попросила Дюймовочка.

– Вчера я видел удивительную игру. Хотите, нарисую фигурки, которыми в нее играли? – спросил Мурзилка.

– Рисуй, рисуй! – обрадовались человечки. Они знали, что Мурзилка умеет рисовать живые картинки.

Работал Мурзилка быстро, и вскоре человечки увидели множество причудливых светлых и темных фигурок.

Фигурки ожили, зашевелились.

Мурзилка сиял, Незнайка загадочно улыбался, а остальные необыкновенные человечки смотрели на нарисованные фигурки во все глаза.

– Кто вы такие? – строго спросила самая высокая светлая фигурка с остроконечной черной нашлепкой.

– Мы… мы… – растерялась Дюймовочка. – Мы – необыкновенные человечки. Меня зовут Дюймовочка, а это мои друзья: Мурзилка, Щелкунчик, Незнайка, Пиноккио, Чиполлино, Петрушка и Гурвинек… А кто вы?

– Мы шахматные фигуры, – хором ответили нарисованные фигурки.

– А как вас зовут? – спросила Дюймовочка.

– Я белый шахматный король, – ответила самая высокая светлая фигура.

– А я черный шахматный король, – сказала самая высокая темная фигура с остроконечной белой нашлепкой.

Вперед выступили две высокие фигуры, очень похожие на шахматных королей, но пониже, с маленькими шариками на верхушках. У темной фигуры шарик был белый, у светлой – черный.

– Я белый шахматный ферзь, – сказала светлая фигура.

– Я черный шахматный ферзь, – сказала темная фигура.

Из-за ферзей выглянули четыре фигуры с головами лошадок: две светлые и две темные.

– Мы белые шахматные кони.

– А мы черные шахматные кони.

Затем вперед выступили четыре фигуры, похожие на башенки: две светлые и две темные.

– Мы белые шахматные ладьи.

– А мы черные шахматные ладьи.

Из-за ладей степенно вышли четыре фигуры с заостренными головками: две светлые и две темные.

– Мы белые шахматные слоны.

– Мы черные шахматные слоны.

И наконец, с необыкновенными человечками познакомились самые маленькие круглоголовые фигуры: восемь светлых и восемь темных.

– Мы белые шахматные пешки.

– А мы черные шахматные пешки.

Тут Незнайка, который до сих пор молчал и улыбался, сказал:

– А я знаю, что это за игра. Это шахматы. Я очень люблю в них играть и вас научу.

– А мы поможем, – обрадовались шахматные фигуры.

Для первоначального знакомства с шахматами предпочтительны деревянные фигуры крупного размера, с диаметром основания 3–4,5 см, строгой формы. В детском саду и шахматной секции можно использовать гигантские шахматы (как в домах отдыха).

Малыш должен запомнить, как называется каждая фигура, уметь отличать одни фигуры от других по форме и цвету. Дети с интересом рассматривают шахматные фигуры, сами ставят рядом одинаковые, с удовольствием по-своему играют в них. Занимательно описал подобные игры Л. Кассиль в повести «Кондуит и Швамбрания»: «Нам строго запрещалось трогать шахматы, но удержаться было чрезвычайно трудно.

Точеные лакированные фигурки предоставляли неограниченные возможности использования их для самых разнообразных и заманчивых игр. Пешки, например, могли отлично нести обязанности солдатиков и кеглей. У фигур была скользящая походка полотеров: к их круглым подошвам были приклеены суконочки. Туры могли сойти за рюмки, король – за самовар или генерала. Шишаки офицеров походили на электрические лампочки. Пару вороных и пару белых коней можно было запрячь в картонные пролетки и устроить биржу извозчиков или карусель. Особенно же были удобны обе королевы: блондинка и брюнетка. Каждая королева могла работать за елку, извозчика, китайскую пагоду, за цветочный горшок на подставке и за архиерея… Нет, никак нельзя было удержаться, чтобы не трогать шахмат!

В тот исторический день белая королева-извозчик подрядилась везти на черном коне черную королеву-архиерея к черному королю-генералу. Они поехали. Черный король-генерал очень хорошо угостил королеву-архиерея. Он поставил на стол белый самовар-король, велел натереть пешкам клетчатый паркет и зажег электрических офицеров. Король и королева выпили по две полные туры.

Когда самовар-король остыл, а игра наскучила, мы собрали фигуры и уже хотели их уложить на место, как вдруг – о ужас! – мы заметили исчезновение черной королевы…».1
Кассиль Л. Кондуит и Швамбрания. – М.: Детская литература, 1980.

Не все дети способны запомнить названия конкретных шахматных фигур сразу же. Вы даже не всегда сможете проверить, усвоил ли их ваш малыш. Ведь если напрямую спросить названия фигур у ребенка, он может вам и не ответить. Это ему скучно! Поэтому и узнать, какие из шахматных фигур запомнил малыш, и закрепить пройденный материал лучше всего в игре. На выбор поиграйте с ребенком в следующие игры-задания:

«Волшебный мешочек». По очереди прячьте в непрозрачный мешочек шахматные фигуры и просите малыша на ощупь определить, какая фигура спрятана. Для большего эффекта позвольте и ребенку прятать фигуры, а сами угадывайте, какая фигура в мешочке. Иногда вы «не угадаете», и малыш с восторгом укажет на вашу ошибку. В другом варианте игры в мешочек прячутся все фигуры сразу, и ребенок на ощупь ищет определенную фигуру.

«Шахматный теремок». Сделайте из деревянной шахматной доски «теремок». Сюда, следуя сказочному сюжету, по очереди забегут шесть разных белых фигур: от пешки до короля. Король может забраться на «теремок» и уронить его, а остальные фигуры помогут «теремок» «построить» – поднять.

«Шахматный колобок». Дидактическую игру-инсценировку сказки «Колобок» можно провести так: «Дед» – король, «Баба» – ферзь, «Заяц» – пешка, «Лиса» – конь, «Волк» – слон, «Медведь» – ладья, а Колобок – шарик или клубок. Малыш должен назвать все шахматные фигуры, от которых убегает Колобок. Но в конце сказки «Лиса» Колобка не съест – он от нее убежит.

«Шахматная репка». Посадите «репку» – клубок. Около него малыш по росту выстраивает белые или черные фигуры, поясняя: «Дедка» – это король, «Бабка» – ферзь, «Внучка» – слон, «Жучка» – конь, «Кошка» – ладья, «Мышка» – пешка.

«Большая и маленькая». Поставьте перед ребенком шесть разных шахматных фигур. Попросите выбрать самую высокую, назвать ее, отставить в сторону. Потом малыш выделит самую высокую из оставшихся фигур и т. д.

«Запретная фигура». Поставьте шахматные фигуры перед ребенком в один ряд. По вашей просьбе малыш будет называть показываемые фигуры, кроме «запретной», которая выбирается заранее. Вместо названия «запретной» фигуры надо сказать «секрет». Затем поменяйтесь ролями и, называя фигуры, на которые указывает малыш, иногда «ошибайтесь». Если ребенок не заметит вашу ошибку, сами укажите на нее.

«Что общего?». Возьмите две любые шахматные фигуры и спросите малыша: «Чем они похожи? Чем отличаются?» (цветом, формой).

«Белые и черные». В беспорядке поставьте на столе по шесть белых и черных фигур. Начиная дидактическую игру, отставьте в сторону одну из фигур, называя ее и ее цвет. Например: «Белый ферзь». Ребенок, продолжая игру, должен выбрать шахматную фигуру иного названия и цвета (таково условие) и обязательно назвать ее. Например: «Черный король». Затем другую фигуру представляете вы и т. д.

«Угадайка». Спрячьте в кулаке какую-нибудь шахматную фигуру. Предложите ребенку догадаться, что это за фигура. Когда, подбирая варианты, он назовет загаданную фигуру, следующую прячет уже он сам (лучше всего за спиной) и т. д.

«Куча мала». Все шахматные фигуры лежат в куче. Вы закрываете глаза, берете какую-нибудь фигуру и ощупываете ее. Выбранную шахматную фигуру вы умышленно называете неправильно, открываете глаза и спрашиваете ребенка: «Так?» Малыш поправляет вас. Затем поменяйтесь ролями.

«Школа». Переверните шахматную доску клетками вниз, в углубление поставьте шахматные фигуры и скажите ребенку: «Это твои ученики. Как зовут этого ученика?.. А этого?..»

«Цвет». Попросите малыша поставить в ряд все белые или все черные шахматные фигуры. Когда ребенок выполнит задание, поменяйтесь ролями и, располагая друг около друга белые фигуры, «по ошибке» поставьте там же одну-две черные. Малыш должен заметить вашу ошибку и указать на нее.

«Ряд». Предложите ребенку поставить в один ряд пешки; коней; слонов; ладей; ферзей; королей. Затем ребенок должен попросить об этом вас и проконтролировать выполнение задания.

«Пирамида». Посоветуйте малышу на белую ладью поставить черную, затем снова белую и черную, а на самый верх белую пешку. Спросите у ребенка, нельзя ли построить пирамиду из других фигур.

«По росту». Попросите ребенка по росту расставить шесть разных шахматных фигур одного цвета, называя эти фигуры.

«Догонялки». Выберите одну из белых фигур, например пешку, имитируйте ее бег по столу. После этого предложите ребенку выбрать и назвать какую-либо черную фигуру и пуститься ей вдогонку за вашей. Пусть ваша шахматная фигура «бежит» не очень быстро, и фигура малыша ее догонит. Потом поменяйтесь ролями.

«Прятки». Спрячьте в комнате несколько шахматных фигур. Ребенок должен найти их и назвать. Потом фигуры прячет малыш. Правда, в этом случае вы рискуете остаться с неполным комплектом шахмат.

«Кто быстрее?». Все шахматные фигуры лежат на столе. Предложите ребенку посостязаться с вами в такой игре: кто быстрее соберет в определенном месте две-три одинаковые шахматные фигуры. «Над головой». Назовите какую-нибудь шахматную фигуру. Ее должен быстро найти и поднять над головой ребенок.

«На стуле». Поставьте на стул какую-нибудь шахматную фигуру. По разные стороны от стула, но на равном расстоянии от него встаньте с ребенком. Досчитайте до трех и на счет «три» бегите к стулу. Тот, кто первым схватит шахматную фигуру, должен назвать ее.

«Убери такую же». Все шахматные фигуры стоят или лежат на столе. Уберите одну из них в коробку. Попросите малыша назвать эту фигуру и положить в коробку такую же, только другого цвета шахматную фигуру и т. д.

«Полна горница». Полный набор шахматных фигур располагается на столе. Рядом клетками вниз лежит раскрытая шахматная доска (или коробка для фигур). Предложите ребенку взять одну фигуру, назвать ее и уложить «спать» в шахматную доску (коробку). Следующую фигуру укладываете вы. И так далее, пока все шахматные фигуры не окажутся в коробке. После этого пусть малыш сам запрет шахматную доску (коробку). Две последние дидактические игры предназначены для того, чтобы сделать процесс сбора шахматных фигур после занятия достаточно занимательным.

Для индивидуальных занятий наиболее эффективны следующие дидактические игры-задания: «Волшебный мешочек», «Шахматный теремок», «Шахматный колобок», «Шахматная репка», «Запретная фигура», «Угадайка», «Пирамида», «Прятки», «Догонялки», «Школа», «Полна горница».

При проведении групповых занятий можно порекомендовать игры-задания: «Кто быстрее?», «На стуле», «Над головой», «Ряд», «Белые и черные», «Что общего?», «Большая и маленькая», «Запретная фигура», «Волшебный мешочек», «Шахматный теремок», «Шахматный колобок», «Шахматная репка». Как правило, двух-трех занятий по 15–25 минут достаточно, чтобы все дети в возрасте 3,5–5,5 лет усвоили названия шахматных фигур.

Глава 2
Удивительные клетки

– Нарисуй нам шахматную доску, – попросил Незнайка Мурзилку. Мурзилка задумался и сказал:

– Вспомнил! Она состоит из множества светлых и темных клеточек. И Мурзилка нарисовал светлую клеточку.

А рядом с ней – темную клеточку.

– По-шахматному, это поля, – объяснил Незнайка. – Светлые клетки – белые поля. Темные клетки – черные поля. Вот так, братцы.

Клеточки-поля ожили и улыбнулись.

Затем посмотрели друг на друга и нахмурились.

Оттолкнулись друг от друга и разбежались в разные стороны.

– Поля, погодите! – закричал Мурзилка. – Я еще не всю шахматную доску нарисовал.

И Мурзилка начал быстро-быстро рисовать белые и черные поля. Но только он успевал их закончить, как они тоже разбегались кто куда.

Наконец Мурзилка нарисовал столько клеток, сколько нужно, и устало сказал человечкам:

– Все, теперь ловите их. И необыкновенные человечки с шумом и гамом принялись гоняться за озорными клетками-полями.

Но поля ловко ускользали у Пиноккио из-под носа, выскальзывали у Чиполлино из рук, проскальзывали у Незнайки между ног.

Все же все клетки были пойманы, но встать рядом с черными полями белые поля отказывались. Дa и черные поля не захотели встать рядом с белыми полями.

– Они слишком темные, – упирались белые поля.

– Они слишком светлые, – фыркали черные поля.

Тут белый король почернел от злости, черный король побелел от злости, и оба в один голос пригрозили:

– Если сейчас же не встанете на свои места, мы поищем другую шахматную доску, а с вами никто не будет играть. Белые и черные поля очень испугались, прижались друг к дружке, и получилась шахматная доска.

Необыкновенные человечки

Незнайка уселся с одной стороны шахматной доски, остальные человечки расположились напротив.

– Сейчас мы с вами противники, братцы. Ведь в шахматы играют игроки-противники. Правое поле у меня белое – значит, шахматная доска между нами лежит правильно.

Тут полям наскучило стоять прижавшись друг к другу, и они снова разбежались по углам.

То-то вновь была работа человечкам ловить озорные поля.

Для закрепления пройденного материала попросите малыша:

– из кубиков двух цветов выложить фрагмент шахматной доски, обращая внимание на чередование светлых и темных кубиков;

– начертить мелом на асфальте фрагмент шахматной доски;

– вспомнить, где, кроме шахматной доски, он видел клетки, расположенные в шахматном порядке;

– раскрасить часть листа клетчатой тетради так, как раскрашена шахматная доска (коричневым и желтым карандашом или только черным); – правильно положить шахматную доску между вами или между куклами;

– найти белые и черные шахматные поля на рисунке (рис.: комната, в ней спрятаны 8 светлых и 8 темных клеток);

– найти клетки, расположенные в шахматном порядке, на рисунке (рис.: перекресток, черно-белые клетки видны на такси, переходе, одежде, стене дома, чемодане, газете, кепке, книге, аптечке, кубике, части тротуара, инвентаре киномеханика, шахматной доске, которую несет под мышкой мальчик). Покажите ребенку центр – четыре поля в середине шахматной доски. Объясните, что шахматных противников по-другому называют партнерами .

Глава 3
Белая ладья

– Теперь, братцы, я буду учить вас играть, – сказал Незнайка.

– А я и так знаю, как в шахматы играют. Вот так! – закричал Пиноккио и поставил на шахматной доске друг на дружку две черные ладьи, две белые ладьи и белого ферзя.



– Вот и не так, – сказал Незнайка. – Каждый противник играет только своими фигурами. Один – светлыми фигурами – белыми , другой – темными фигурами – черными.


????????

????????

????????

????????


И играют противники совсем не так, фигуру на фигуру ставить нельзя. Их ставят на клеточки. Одну фигуру можно поставить посередине только одной клеточки. Вот поставим на шахматную доску белую ладью. В шахматах противники по очереди делают ходы – двигают свои фигуры с клетки на клетку по особым правилам. Посмотрите, как ходит ладья. Она ходит только по линиям – прямым дорожкам доски: влево, вправо, вперед и назад. За один ход ладья может пройти на любую клетку своей линии, – и Незнайка стал двигать белую ладью, показывая все ходы, которые она может сделать из этого положения:

– Теперь сами потренируйтесь, – сказал Незнайка.

Дюймовочка робко взялась за белую ладью и толкнула ее через две клетки влево. Вот так:

Затем ход белой ладьей сделал Пиноккио. Он по двинул ее в угол. Вот так:

А Чиполлино переместил белую ладью в правый угол. Вот так:

Долго ходили человечки белой ладьей по шахматной доске, побывали на всех ее полях.

Необыкновенным человечкам очень понравилось учиться играть в шахматы, но больше всех радовался Незнайка – ведь он был учителем.

Ребенок познакомился с терминами белые, черные, линия, ход, начал осваивать ход ладьи.

Читая малышу текст сказки, руководствуйтесь принципом посильности, разрешите ребенку передвигать белую ладью за Пиноккио, Дюймовочку, Чиполлино. Если ребенок еще не может правильно перемещать ладью за персонажей сказки, показывайте ходы ладьи сами и просите малыша повторять за вами. Детям старше 5 лет можно объяснить, что линии бывают вертикальные (черно-белые дорожки, которые проходят от одного противника к другому) и горизонтальные (черно-белые дорожки, которые идут слева направо). Добавьте, что по-другому вертикальные линии называют вертикалями , а горизонтальные линии – горизонталями. Практика показывает, что ребенку, не достигшему пятилетнего возраста, трудно устойчиво отличать горизонталь от вертикали, выговаривать и запоминать эти слова. Предложите малышу: – из кубиков двух цветов выложить линию. Хорошо, если грани кубиков в размер полей вашей шахматной доски, тогда кубики можно разместить на шахматной доске; – раскрасить в клетчатой тетради дорожку – «линию»; – начертить «линию» мелом на асфальте.

Ладья плавно скользнула в сторону, лихо проскакал конь, степенно прошествовал слон, пешки озорно прыгнули на свои места, а король на всех глядел со своего места. Ваш ребенок заинтересовался шахматной доской? Самое время учиться играть в древнюю игру! Будет чем занять непоседу в дороге, да и на отдыхе проблем будет меньше.

Первый вопрос, который возникает у заботливых родителей: в каком возрасте лучше учить ребенка шахматам? Есть ли смысл обучать малыша такой сложной игре до первого класса?

Педагоги единодушны - надо спешить! Специалисты считают, что есть три причины для занятий шахматами именно в дошкольном возрасте.

  • Ранний старт оправдан, прежде всего, если мы хотим вырастить чемпиона. Многие великие шахматисты начали постигать азы древней игры довольно рано. Судите сами. Х.Р. Капабланка и А. Карпов познакомились с древней игрой в 4 года, Н. Гаприндашвили и Г. Каспаров - в 5 лет, В. Смыслов и Б. Спасский - в 6, А. Алехин и М. Таль - в 7.
  • Впрочем, не все дети, кого увлечет шахматная игра, станут чемпионами. Поэтому для большинства из нас важнее вторая причина раннего знакомства с шахматами - желание вырастить гармонично развитого человека. Не случайно охотно проводили досуг за шахматной доской А. Пушкин и М. Лермонтов, И. Тургенев и Л. Толстой.
  • Последняя причина кроется в благотворном влиянии игры на подготовку к школе. Детсадовская пора когда-то закончится, а экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные довольно рано в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, особенно в точных науках, и даже быстрее делают домашние задания.

Дома или в клубе?

В наше время считается оптимальным начинать осваивать шахматные премудрости с 3-х лет, впрочем, можно попробовать и после 2-х.

Есть ли смысл отдавать кроху сразу в шахматный клуб?

В столичные шахматные клубы и секции принимают малышей с 4-х, реже - с 2-х лет. Летом они обычно уходят на каникулы, а с сентября приглашают дошколят на занятия. По желанию родителей можно учиться 1 или 2 раза в неделю, группы - около 10 человек, для совсем маленьких - еще меньше. Урок длится 40-50 минут. Плату можно вносить за каждый визит (200-270 рублей) или сразу за месяц (от 500 рублей). Многие предлагают посетить пробное занятие бесплатно.

В шахматных клубах, где занимаются и взрослые, обучение обычно ориентировано на турниры и результаты. Впрочем, на малышей моложе 5-6 лет там вряд ли будут тратить время: хлопотно.

Детские: развивающие центры охотно поиграют в шахматы с двухлетками, не обещая вырастить чемпиона. В зависимости от уровня знаний игры, крохе предлагается посетить или общеразвивающее занятие, часть которого посвящена изучению древней игры, или целиком шахматный урок.

В некоторых московских шахматных школах учеба проходит по методике Игоря Сухина. В одной из них уже 15 лет преподает он сам. Шахматам здесь учатся дети от 4 до 7 лет. Правда, выбрать только эти уроки - нельзя, необходимо посещать все развивающие занятия в школе для дошколят.

Так отдавать или нет малыша учиться к преподавателю? Все будет зависеть от ребенка и ваших возможностей, но многие родители на собственном опыте знают, что удобнее сначала позаниматься с ребенком дома, а ребенка постарше, уже знающего правила, отвести на занятия в клубе.

Итак, начнем освоение шахматной премудрости с домашних занятий. Если вы вдруг не отличаете ферзя от пешки - это не беда! Учиться вместе всегда увлекательней!

Выбираем учебник

Для домашнего обучения нам понадобится учебник. Можно, конечно, остановиться и на компьютерном тренере. Компьютерная игра-обучалка для детей весьма популярна в наш век информационных технологий. Ни мама не нужна, ни клуб, ни шахматная доска... Только помните, что совсем маленьким студиозам перед компьютером дольше нескольких минут в день находиться не рекомендуется.

Какой выбрать учебник? Единого мнения на этот счет не существует. Есть в продаже книга В. Кострова и Д. Давлетова. Популярна в народе и книга В. Гришина. Есть на эту тему и другие издания. Принцип компоновки материала у них похожий: сначала малыша знакомят с фигурами, потом рассказывают, как они ходят и т.д.

Педагоги-практики уже много лет с удовольствием занимаются с дошкольниками по книгам И. Сухина.

Кстати, только им написаны шахматные учебники для самых маленьких - двухлетних детей. И подход к обучению у него более щадящий и учитывающий возраст игроков. Сухин считает, что играть всеми тридцатью двумя фигурами малышу сложно, охватить все 64 клетки шахматной доски - тоже, и книга ему предлагает сначала научиться играть на небольших фрагментах доски. Причем расставлять фигуры дитя научится вообще в последней главе! А всю книгу он будет играть со знакомыми героями: Буратино и Дюймовочкой, Незнайкой и Карандашом, Самоделкиным и Гурвинеком. Для игры нам также понадобится обычная шахматная доска с обозначенными на ней по горизонтали буквами и по вертикали - цифрами. Опытные тренеры советуют начинать с деревянных фигур довольно крупного размера, с диаметром основания 3- 4,5 см, строгой формы. Некоторые советуют купить фигуры, покрытые лаком - детям почему-то такие блестящие штучки больше нравятся...

Игра в шахматы решает сразу несколько задач:
Познавательную: расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы). Развивает изобретательность и логическое мышление.
Воспитательную: вырабатывает целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость. А также внимательность и собранность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.
Эстетическую: обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учит радоваться красивым комбинациям.
Физическую: побуждает уделять время физкультуре, чтобы хватало сил и выносливости сидеть за шахматной доской.
Коррекционную: помогает гиперактивному малышу стать спокойнее, уравновешеннее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности.

Ранние шахматы

И в 2 и в 3 года ведущая деятельность у ребенка игровая. Значит, чтобы обучение шахматам было результативным, нужно его организовать в игровой форме.

Вашему малышу два года? Энтузиасты раннего развития предлагают для начала отложить в сторону комплект обычных шахматных фигур и начинать с двухлетками с "предшахмат". Такие "ранние шахматы" можно смастерить самим. Делают доску, на которой вдвое меньше клеток, чем на обычной, но клетки крупные, берут два набора фигур, лучше всего забавных - пусть это будут зайцы и волки, и начинают осваивать понятие "съел". Учат малыша ходить, например, только в одном направлении. Или по одной или по две клетки, например, только вперед. Или только по диагонали. Цель - постичь саму условность игры. Например, зайчиха-мама ходит на две клетки, а зайчата - на одну. Такую доску можно нарисовать на стенке холодильника и передвигать на ней магнитные фигурки. После таких тренировочных шахмат дети быстрее разбираются во взрослых премудростях. Естественно, по этой схеме можно пробовать обучать не только двухлетку, но и малыша постарше.

После разминочных "предшахмат" приступаем к настоящей игре.

Дома любимой игрой можно заниматься хоть каждый день, главное - наблюдайте за малышом, чтобы не "перекормить" его шахматной премудростью.

Малыш на поле боя

Примерный план самых первых занятий с ребенком может выглядеть следующим образом. В зависимости от возраста ученика, подготовки, желания постичь правила игры и ваших возможностей, уроков может оказаться больше или меньше.

Первый урок

Первая встреча с волшебными фигурами должна стать для ребенка настоящим праздником: ведь если вы сразу не заинтересуете чадо, все пропало.

Прежде чем показать детворе шахматную доску, расскажите интересную сказку о шахматах. Можете взять ее из учебников, а можете придумать сами. Главное, чтобы дитя к концу вашего рассказа было заинтриговано. Затем достаньте доску. Поиграйте во время показа интонацией голоса, включите музыку, привлеките куклу. А может доска у вас приедет на любимой деткиной машинке из дальних стран? Главное - сделайте первое впечатление об игре незабываемым!

Показав доску и фигуры, скажите, что это шахматы и совсем маленьким детям (2-3 года) дайте просто "поиграть" с ними. Важно, чтобы крохе было интересно и приятно общаться с шахматами, самому их исследовать и фантазировать.

Малышу постарше скажите, что шахматная доска - это поле боя, а фигуры - войска, только игрушечные. Попробуйте сразу научить ребенка расставлять шахматные фигуры на доске. Начните с пешек, немного расскажите о главных персонажах. Пешки - это шахматная пехота, и двигаются они по доске очень медленно. Король - самая главная фигура, а ферзь - самая сильная.

Расставьте вместе с ребенком шахматы и попробуйте сыграть с ним первую в его жизни партию. Да здравствует игра без всяких правил! Важно, чтобы ученик почувствовал интерес к шахматам.

Второй урок

Попросите ребенка расставить фигуры, и, если он ошибается, добродушно помогите ему. А теперь переходим к правилам игры. Напомните, что король является самой главной фигурой. Объясните, как он ходит (король ходит и бьет фигуры противника на расстоянии одного поля (одна клетка) в любую сторону). Поставьте рядом с королем какую-нибудь фигуру и покажите ребенку, как король может ее взять (съесть). Поставьте еще несколько - пусть малыш "покушает" королем целый ряд пешек и фигур.

Теперь объясните ребенку, что означает шах. Объявите шах какой-нибудь фигурой (пешкой, например). Расскажите, что "шах" в переводе с персидского - угроза королю и что от шаха необходимо как-то защищаться. Например, съесть нападающую фигуру или попросту уйти.

Расскажите, что слово "мат" в переводе с арабского означает - смерть. Мат - это такое положение, когда король не может защититься от шаха. Объявите простейший мат и покажите это ребенку: "Видишь, королю шах, а защититься нечем".

Объясните, что "ничья" в шахматной игре, это когда никто не может выиграть. Поставьте на доску двух королей. Можно выиграть? Конечно же, нет.

Поясните, как ходят и "едят" пешки (пешка ходит вперед по вертикали, по диагоналям и по горизонталям вбок на одно поле и берет фигуры противника по косой линии (по диагоналям). Ни ходить, ни бить назад пешка не может). Покажите ребенку как пешки, достигшие последней горизонтали, превращаются в различные фигуры. Чудесные превращения, как в сказке! Пусть он попробует это сделать сам.

Третий урок

Повторите коротко все, что вы проходили на предыдущих занятиях. Ничего, что ребенок будет путаться, постепенно он все запомнит.

Объясните, как ходит ладья и как она может брать неприятельские фигуры (ладья ходит и "ест" по горизонтали и по вертикали на любое количество полей). Расскажите, что такое горизонталь и вертикаль. Теперь дайте возможность ребенку объявлять шахи королю. Решайте простейшие задачи. Поставьте позицию, например, где ладьей нужно объявить мат в один ход. Выводите на сцену слона, покажите, как он ходит по диагонали на любое количество полей. (Поставьте на пути слона какие-нибудь фигуры, пусть ваш ребенок "покушает" их.)

Если ребенок усвоит, как ходит ладья и слон, то ему легко будет усвоить, как ходит ферзь (ферзь ходит и бьет фигуры противника на произвольно большое расстояние, ограниченное лишь размерами игровой доски). Расставьте шахматы и попробуйте теперь сыграть настоящую партию.

Не забывайте тактично во время игры напоминать малышу, как правильно ходят фигуры, и ваше терпение будет вознаграждено!

Шахматы как образ жизни

Как известно, основная форма занятий с дошколятами - игровые ситуации. И никакого принуждения! Только в этом случае ребенок не устает при усвоении нового материала и сохраняет к нему живой интерес.

Каждый домашний тренер должен уметь перевоплощаться в шахматного Андерсена и периодически сочинять шахматные сказки. Секрет: успешнее всего работают истории, связанные с жизнью именно вашего малыша.

Используйте любые моменты для повторения пройденного. По дороге из садика вспоминайте, чему научились за доской во время игр. Просите малыша рассказать вам новый материал на прогулке, затейте лепку шахматных фигур из пластилина. Привлеките на помощь диафильмы, мультфильмы, посвященные шахматной тематике!

Делайте вместе с юным шахматистом наглядные пособия из цветной бумаги и картона, это поможет детям запомнить названия фигур, их ходы, видеть горизонтали и вертикали шахматной доски. Рисуйте фигуры, сочиняйте с ребенком про них стихи и рассказы. Придумывайте комиксы. Играйте дома и на отдыхе в различные околошахматные игры, например, эстафету на быструю и правильную расстановку фигур на доске.

Используйте песни, загадки, хороводы, эстафеты, конкурсы рисунка на асфальте. На прогулке пусть ребенок покажет (или начертит палочкой), как ходит та или иная фигура. Творите! Широко используйте ребусы, загадки, шарады, занимательные задачи и викторины для старших детей.

Главный секрет: ребенок не должен замечать, что его обучают! Постепенно интерес возникнет, и можно будет двигаться к более сложным заданиям.

Приседаем с пешкой

Научить играть в шахматы можно практически любого ребенка, но для этого необходимо запастись большим терпением. И не забывать: все-таки главная наша цель - не воспитывать будущих чемпионов, а прививать малышам интерес к мудрой игре.

Уроки должны проходить в доброжелательной атмосфере.

Не требуйте ничего от карапуза! Смотрите на малыша, заканчивайте занятие немного раньше, чем он заскучает (с опытом вы будете чувствовать этот момент). Не перегрузите ребенка, в 2-3 года занятие не может превышать 15-20 минут, в возрасте 4-5 лет - не более 30 минут.

В серединке - физкультминутка, в идеале, основанная на шахматных понятиях (приседания с пешкой на ладони и пр.). К новому материалу можно переходить только после того как малыш будет уверенно знать пройденное. Обучение должно быть развивающим, оно всегда должно включать самостоятельную работу ребенка с изучаемым материалом. И не забывайте двигаться от простого - к сложному.

Увлекаясь ходом сражения, дети часто кричат, спорят, при проигрыше говорят "да ему подсказывали", или "а у меня просто голова болит", "я не хочу играть". Постарайтесь объяснить, что тот, кто хочет стать чемпионом, учится на своих ошибках, стараясь всякий раз понять, что именно он сделал не так.

Не с первых дней, но потихоньку приучайте ребенка к серьезному отношению к игре: "шахматы любят тишину", "в шахматы играют медленно, чтобы придумать лучший ход".

Постарайтесь, чтобы для вас с ребенком правило "тронул - ходи" было незыблемым. Уважайте маленького шахматиста. Не разрешайте изменять ходы или взаимно возвращать их. Из этого рождаются долгие споры и упреки: "Ты три раза перехаживал, а я один". Учите детей играть не руками, а головой.

Турниры исключить!

Как играть с ребенком на доске? Не рекомендуется часто поддаваться ребенку. Дети привыкнут к легким победам и даже незначительный проигрыш будут воспринимать как трагедию. Педагоги советуют давать детям фору, например, пара пешек при игре одними пешками или ферзь при игре всеми фигурами. После игры разберите ошибки: плохо развиты фигуры, не сделана вовремя рокировка, без необходимости ходили одной и той же фигурой несколько раз. Учите малышей видеть лучший ход. Больше хвалите за конкретные, хоть и маленькие достижения.

Старайтесь как можно чаще играть с ребенком, и он станет вашим достойным партнером. Малыш должен чувствовать ваше искреннее желание сражаться с ним за шахматной доской и не бояться наказания за ошибки.

Турниры, даже внутрисемейные, могут отрицательно влиять на неокрепшую психику ребенка. Выездные соревнования медики и вовсе советуют отложить до 10-12 лет.

Если малышу вовсе не приглянулась игра - отложите эту идею на несколько месяцев, а потом снова попробуйте, доброжелательно и с выдумкой. Отведите, к примеру, сына на турнир в качестве болельщика. Его наэлектризованная, творческая атмосфера наверняка "заразит" ребенка, он почувствует потребность разгадать неведомое. Или расставьте на доске вместо фигур солдатиков. Клюнуло? Дочке заявите, что ее любимая певица Н. отлично играет в шахматы. Снова - отказ? Помните, что это всего лишь игра! Разрешите ребенку заняться чем-нибудь другим и подождите еще. В обучении дошкольника шахматам самое главное - постараться привить интерес к мудрой игре.