Конспект группового занятия для детей подготовительной группы с ОНР на тему: Фрукты. План на неделю на тему "Фрукты. Сад" в подготовительной группе

Дорогие ребята! Я хочу рассказать вам о фруктах.

Вы знаете, что такое фрукты?

Фрукты — сочные съедобные плоды, растущие в основном на деревьях.

Давайте вместе вспомним ваши любимые фрукты.

Правильно! Это румяные яблоки, сочные душистые груши, голубовато-синие или желтоватые сливы, ароматные абрикосы, оранжевые апельсины и мандарины, полные алых зерен гранаты, кислые желтые лимоны, сладкие бананы, темно- красные вишни, сладкие черешни.

Фруктов очень много —- их все и не перечислишь!

Многие из них растут в наших садах. Это яблоки, сливы, груши, вишни. Другие фрукты любят яркий солнечный свет и влагу и растут в южных районах нашей Родины — апельсины, лимоны, мандарины, гранаты, черешня.

Некоторые фрукты попадают на наш стол из далеких стран, их привозят даже с других континентов, например, бананы. Но все они вкусные, полезные, содержат много витаминов, и мы с удовольствием лакомимся ими.

Послушайте стихотворение.

Фрукты — радость для ребят!

Знают взрослые и дети:

Много фруктов есть на свете!

Яблоки и апельсины,

Абрикосы, мандарины

И бананы, и гранаты

Витаминами богаты.

Фрукты — радость для ребят,

Их в садах для вас растят.

Мы к столу их подадим,

Фрукты свежими съедим.

А для долгого храненья

Сварим вкусное варенье,

Джем, повидло, мармелад,

Чтоб порадовать ребят!

Где садоводы выращивают фрукты?

Верно! В садах.

Прекрасны весной фруктовые сады! Бело-розовой дымкой окутаны сливы; кружевные накидки, будто связанные искусными мастерицами, набросили вишни; душистые крупные цветы раскрылись на яблоневых ветках.

Шмели уже покинули зимние норки, прилетели в сад, привлеченные сладким медовым ароматом цветов, и помогают садоводу, опыляя деревья. Кружатся над цветами и золотистые пчелки. Неутомимые труженицы собирают цветочный нектар и пыльцу, перелетая с цветка на цветок, опыляя фруктовые сады.

Опытные садоводы во время буйного цветения расставляют между деревьями в саду пчелиные домики — ульи.

Послушайте стихотворение.

Медовая цветень

Цветенью медовой

Манят пчел сады.

Шепчет сад фруктовый:

«Прилетайте, пчелы,

Беритесь за труды!

И пыльцы частицы

И цветов нектар —

Все вам пригодится,

Все возьмите в дар!

Пчелки, прилетайте,

Пейте сладкий сок,

Меж цветов порхайте,

Дружно опыляйте

Золотой цветок!»

В старину крестьяне говорили: «Пчела летает, золотыми ключами лето отмыкает». И примечали, что раз из улья пчела вылетела, больших морозов уже не будет, солнце повернуло на лето.

Послушайте стихотворение.

Золотые ключи

Покружись-ка, пчелка,

На просторе,

Полети-ка, пчелка,

За синее море,

За горы крутые,

За леса густые,

Принеси с собою

Ключи золотые.

Отомкнем ключами

Мы красное лето,

Теплыми лучами

Будем обогреты.

Чтобы привлечь в сад шмелей и пчел, садоводы прибегают к такой хитрости: разводят мед водой и получившимся раствором опрыскивают сад.

Когда цветы деревьев уронят лепестки на землю, на их месте образуется твердая зеленая завязь, а из нее со временем вырастает спелый плод: зарумянятся бока яблок, нальются алым соком вишенки, темно-лиловыми с голубым налетом станут сладкие сливы.

Однако чтобы вырастить ароматные сладкие фрукты, садоводу приходится немало потрудиться и весной, и летом, и осенью, и зимой. Каждый месяц приносит свои заботы!

В зимние морозные дни снег, если его выпало немного, нужно подгребать к стволам деревьев, чтобы защитить корни от вымерзания. А после обильного снегопада, особенно если снег влажный, тяжелый, его обязательно нужно стряхнуть с ветвей. Если вокруг деревьев метели намели высокие сугробы, снег возле стволов надо притаптывать. Садоводы делают это, чтобы мыши и зайчишки не прогрызли кору фруктовых деревьев.

Но вот дни становятся длиннее, ярче синеют небеса, с крыши капает первая мартовская капель. Значит, пришло время готовить домики-скворечники и дуплянки для птиц. Скоро они вернутся в родные края, запоют весенние песни и станут помогать садоводам — уничтожать вредных для плодовых деревьев гусениц, бабочек и жуков.

Ученые считают, что самые первые домики для скворцов появились в Индии. Их делали из высушенных тыкв и развешивали на деревьях. В Европе 500 лет назад скворечники изготовляли из обожженной глины в форме кувшина, плоского с одной стороны. Но еще раньше жители старинного русского города Новгорода мастерили дуплянки для утки-гоголя и расставляли их по берегам рек. Утки с удовольствием селились в этих долбленых колодах* и выводили там утят.

Самый первый деревянный скворечник в виде небольшого домика с крышей появился на Руси. В старину скворечник нередко бывал самым настоящим произведением искусства. Из бревнышка с полостью посередине вырезали фигурки людей и раскрашивали их. Из досок сооружали подобие домика с двускатной крышей, балконом перед летком, украшенным резьбой. В южных районах Руси в прежние времена нередко мастерили скворечники из бересты.

В коллекциях Государственного исторического музея в Москве и в Музее игрушки в Сергиевом Посаде хранятся старинные скворечники как произведения народного искусства.

А вы помните как выглядит современный скворечник?

Чаще всего это небольшой теремок из дерева или дуплянка. В некоторых странах для птиц делают гнездовья, отлитые из цемента с опилками в качестве наполнителя.

Важно не только смастерить хороший, удобный скворечник, но и повесить его так, чтобы в нем поселились птицы. Скворечник должен быть слегка наклонен вперед, недоступен для кошек и укреплен в развилке между верхними крупными ветками кроны дерева.

В апреле, когда начинается бурное таянье снегов, у садоводов новые заботы — они прорывают в саду неглубокие канавки, чтобы отводить талые воды. А когда весь снег сойдет, перекапывают землю, удаляют засохшие ветки, сучки, лишнюю поросль и вносят удобрения.

Весной просыпаются насекомые, которые прятались зимой в щелочках коры, старых пнях, под упавшей сухой листвой. Бабочки — огневки и стеклянницы, тля и листовертки, а также паутинные клещи и плодожорки — опасные вредители. Они грызут корни, поедают листья, портят молодые побеги, цветы и плоды фруктовых деревьев. Поэтому садоводы опрыскивают сад настоями растений, которые отгоняют вредных насекомых: горькой полыни, пижмы, тысячелистника, луковой шелухи, календулы и чеснока. Кроме того, эти растения выделяют летучие вещества — фитонциды, убивающие микробов.

Запах некоторых цветов не нравится вредным насекомым, поэтому садоводы разбивают в садах грядки с календулой, бархатцами, душистым табаком, садовыми ромашками.

Чтобы отвадить грызунов — мышей-полевок, крыс, портящих кору плодовых деревьев, опытные садоводы сажают в саду кусты бузины или ольхи. Грызунам запах этих кустарников не по вкусу, и они уходят из сада.

Кроме птиц, помогают садоводам справиться с вредителями ежики, поедающие личинок жуков и слизней, а также лягушки и жабы.

Летом садоводы тоже ухаживают за плодовыми деревьями: рыхлят землю, поливают, подкармливают растения удобрениями, скашивают траву в междурядьях. Чтобы ветви деревьев не сломались под тяжестью плодов, под них подставляют деревянные подпорки.

Народ примечает: «Летом плоды и по ночам зреют!» Ведь летние ночи теплые, светлые, короткие, заря с зарею сходится.

Послушайте стихотворение.

Июльская ночь

Ночь июльская светла,

Сад окутан мглою.

Дремлет месяц из стекла

Над речной волною.

Ночь ступает по земле,

Словно тень, неслышно.

Розовеют в теплой мгле

Яблоки и вишни.

В лунном свете у воды

Серебрятся ивы,

Как фруктовые сады

По ночам красивы!

Но вот и пришло долгожданное время сбора урожая. В саду сначала собирают упавшие плоды — падалицу. Совсем сгнившие проваривают в ведре и зарывают в землю, спасая сад от насекомых, спрятавшихся в гнилых яблоках, грушах, сливах. Из здоровых плодов готовят варенье, компоты, повидло и джемы.

Потом плоды снимают сначала с нижних веток, а затем и с верхних, начиная сбор от кончиков веток по направлению к стволу дерева.

Когда созревают фрукты и ягоды, в сад любят наведываться озорные бойкие воробьишки, чтобы поклевать яблоки, вишни, сливы. Присоединяются к ним и скворцы. Многие садоводы мастерят из жести флюгеры в виде вертушек и петушков или ставят между деревьями чучело. Это отпугивает птиц.

Послушайте стихотворение.

Петушок

Петушка из тонкой жести

Смастерили с папой вместе.

Посадили на шесток —

Завертелся петушок,

Закричал: «Ку-ка-ре-ку!

Сад фруктовый сберегу

От воров-воришек,

Серых воробьишек».

Испугались воробьи,

Зачирикали они:

«Мы не станем в сад летать,

Фрукты-ягоды клевать!»

А знаете ли вы, ребята, какие заботы ждут садоводов осенью, когда урожай ягод и фруктов собран?

Прежде всего нужно очистить стволы деревьев от отмершей коры, мхов, лишайников, обрезать засохшие больные ветви и сжечь их вместе с опавшей листвой. Затем следует побелить стволы, чтобы, когда придет весна, яркие солнечные лучи не обожгли кору. Потом нужно обвязать стволы колючим лапником или ветками бузины. Так делают, чтобы мыши-полевки или лесные гости — зайчишки не обгрызли кору фруктовых деревьев.

Землю в саду перекапывают крупными пластами, не разбивая их граблями или тяпкой, чтобы почва промерзла и погибли зарывшиеся в нее на зимовку вредные насекомые.

Представьте, друзья, что вы задумали посадить фруктовый сад. Какой участок предпочтительнее выбрать для него?

Народ давно приметил, что сады лучше разбивать там, где растут дуб, черемуха, ясень, липа или клен. А в тех местах, где много осоки и хвоща, земля для плодового сада не подходит.

Как же правильно посадить дерево?

Зимой, когда трещат морозы, и все засыпано глубоким снегом, деревья спят. В это время их не пересаживают. Летом, когда созревают плоды и все бурно растет и цветет, деревья и кусты тоже не сажают. А вот весной, еще до того как из почек проклевываются зеленые листочки, и осенью, когда листья уже опали, наступает подходящее время для новых посадок.

Чтобы плодовые деревья давали богатый урожай, их надо правильно сажать. Сначала нужно удалить у саженца засохшие и поврежденные корни, выкопать глубокую и просторную яму. В ее середину вбивают колышек и к нему привязывают ствол саженца, расправляют корни, направляя их в глубь почвы. Затем корни присыпают землей, которую притаптывают. После посадки молодое деревце нужно обязательно полить.

Садоводы знают, что в саду следует сажать разные сорта одного и того же плодового дерева, чтобы они опыляли друг друга. Среди яблонь лучший опылитель — антоновка, а среди груш — бессемянка.

Сложил русский народ мудрую поговорку: «Каков уход, таков и плод». В самом деле, много труда, опыта и знаний требуется человеку, чтобы вырастить ароматные сочные плоды. Труд садовода — благородный и созидательный, ведь сады украшают нашу землю, угощают нас спелыми ягодами и фруктами.

Ответьте на вопросы

Зачем садоводы выставляют в саду во время цветения ульи с пчелами?

Чем они привлекают в сад шмелей и пчел?

Какие работы у садовода в саду зимой? А весной, летом и осенью?

Каких помощников садовода (птиц, зверей, растения) вы знаете?

Зачем садоводы ставят в саду флюгеры и чучела?

Как правильно посадить дерево?

Цель .Развитие всех компонентов устной речи в различных видах деятельности.

Задачи.

Познание .Закреплять обобщающие понятия овощи и фрукты

Закреплять знания основных цветов и геометрических форм.

Коммуникация . Совершенствовать диалогическую форму речи.

Обучать детей составлять описательные рассказы с опорой на карты схемы.

Развивать устную речь, активизировать словарь детей по теме овощи и фрукты.

Учить образовывать уменьшительно – ласкательную форму существительных и множественное число существительных.

Развивать З.К.Р.звук (р)

Социализация . Учить выбирать водящего, при помощи считалки.

Физическая культура . Создать двигательную активность детей.

Художественная литература . Учить слушать стихотворения, отвечать на вопросы полными предложениями.

Предварительная работа.

Рассматривание альбомов «Овощи и фрукты»

Беседа «Что растет в огороде и саду»

Д/и. «Что лишнее»

Чтение стихотворения С.Михалкова. «Овощи»

Стихи про «Урожай» Бокова.

Оборудование: карты схемы, муляжи овощей и фруктов, 2 корзины, мяч, фрукты, картинки с изображением фруктов и овощей.

Ход.

Воспитатель : Сегодня ребята мы будем выполнять разные задания, а если мы выполним все задания правильно, в конце нас ждет сюрприз (дети сидят полукругом перед столом с различными овощами и фруктами).

Воспитатель : Мы пришли в магазин, где продаются овощи и фрукты, вы их сможете купить, если опишите фрукт или овощ.

— Чтобы вам легче было их описывать, будем использовать карты схемы.

Вот они.

(Форма)

(Цвет)

(Твердый, мягкий;)

— (Вкус)

Дети выбирают продавца, используя считалку:

Ай, ду-ду, ай, ду-ду

В огород сейчас пойду

Соберу я овощей

Для зеленых свежих щей

— Где вы, овощи ау?

Прячьтесь лучше, я иду!

Первым покупает воспитатель (Дает образец описательного рассказа) потом дети 4-5 человек.

Воспитатель: Дети, кто купил овощи подойдите к правой корзине, а кто купил фрукты к левой.

Проверить с детьми, правильно ли они положили.

Воспитатель: У нас на столе остались овощи и фрукты, давайте их тоже разложим по корзинам.

Дети называют овощи и фрукты, которые кладут в корзину.

Воспитатель : Молодцы. Дети, что мы складывали в правую корзину, а что в левую?

— Ребята, а где растут овощи?

Правильно в огороде. Сейчас мы с вами отправимся в огород, поработаем там.

Физ. минутка: (Логоритмика)

Грабли в руки взяли, Дети имитируют

Грядки причесали работу граблями

Мы водой прохладной

Грядки поливали! Поливают грядки

Раз-два, раз-два!

Грядки поливали

Семена редиса в землю

Мы сажали Приседают

Раз-два, раз-два

Вот как мы сажали!

Воспитатель : А сейчас ребята встаньте в круг и поиграем в игру «Назови ласково». Я буду вам бросать мяч и называть овощи или фрукты, а вы мне возвращаете мяч и говорите ласково:

Воспитатель : огурец – огурчик

Помидор – помидорчик

Капуста – капустка

Лимон – лимончик

— Молодцы

— Садитесь на места

Воспитатель : А теперь меняю правила игры. Раздаю карточки с изображением овощей и фруктов. (Воспитатель показывает изображение 1 овоща или фрукта. У ребенка карточка с теми же овощами или фруктами во множественном числе).

Воспитатель : огурец — дети: огурцы

Помидор — помидоры

Груша — груша

Воспитатель : Следующая игра «Добавь слово»

Воспитатель выставляет 4 карточки с овощами, а называет только 3.

Например, картинки: Кабачок (баклажан), перец, помидор.

— Дети говорят баклажан.

2-3 раза с этими же картинками.

Воспитатель: Ребята, назовите фрукты, названия которых начинаются на звук [ а ].

— Названия каких овощей начинаются на звук [ р ].

— Молодцы

Воспитатель: Где растут овощи и фрукты?

Дети: — Фрукты растут в саду

— Овощи растут в огороде

Воспитатель: Чем занимаются люди в садах и огородах осенью?

Дети: Собирают урожай

Воспитатель: Послушайте стихотворение

«Солнце, солнце веселей,

Посвети еще, погрей!

Дождик, дождик, не мешай

Собирать нам урожай

Груши, яблоки в садах,

Помидоры на полях,

Не мешай пшеницу жать,

Не мешай ты нам копать

Свеклу, редьку и картошку

И, конечно же, морковку

И когда придет зима,

Были полны закрома. (Завальнюк)

Воспитатель : Ка вы думаете, зачем выращивают, собирают и хранят овощи и фрукты?

Дети: люди употребляют в пищу овощи и фрукты.

Воспитатель: А как вы думаете, овощи и фрукты полезны для здоровья?

Дети : Да. В овощах и фруктах содержатся витамины.

Воспитатель: — Молодцы, вы сегодня многое узнали, многому научились.

И вас ждет сюрприз.

Выносятся корзины с фруктами. Дети берут любимый фрукт.

Используемая литература:

  1. Ю.А. Кириллова

«Комплексы упражнение (ОРУ) и подвижных игр на свежем воздухе для детей логопедических групп (ОНР) с 3 до 7 лет (стр.23).

  1. Развитие речи. Старшая группа.

Занимательные материалы.

Сост. О.И. Бочкарева и т.д. «Корифей»

Волгоград (стр. 26)

  1. Дошкольник. Развитие речи.

Конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Автор – составитель Л.Е. Крыласова (стр.33)

  1. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. Старшая группа.

Т.И. Петрова

Е.С. Петрова (стр. 17)

Тема по календарно-тематическому плану: «Осенняя ярмарка».

Тема НОД: «Беседа об овощах и фруктах».

Цель: Продолжать обогащать представление об овощах и фруктах. Закрепить умение классифицировать овощи, выделять признаки (внешние: форма, величина, цвет; особенности поверхности, вкусовые, обонятельные признаки овощей и фруктов).

Задачи: Углублять знания детей об условиях необходимых для роста растений, месте роста (огород-сад), способах выращивания и ухода за овощами и фруктами, сельскохозяйственных профессиях, представления об экологических связях между живой и неживой природой, жизнью растений и деятельностью человека.

Уточнить и пополнить знания детей об овощах и фруктах, как продуктах питания, их пользе.

Упражнять в проведении элементарных опытов по выявлению вкусовых качеств, закреплять навыки исследовательской деятельности.

Закреплять умение узнавать овощи и фрукты по описанию, отвечать на вопросы полно.

Упражнять употребление прилагательных, обозначающих признаки и качества овощей и фруктов. Пополнить словарный запас словами: садовод, овощевод, выращивать, ухаживать.

Воспитывать любознательность, развивать восприятие, память и речь.

Словарная работа : название овощей и фруктов; овощ, фрукт, осень, грядка, рассада, посадка, урожай, огород, сад, витамины.

Зрелый, вкусный, полезный, румяный, душистый, горький, сладкий, кислый, гладкий, шершавый, сочный.

Вырастать, сорвать, выдернуть, вскопать, созревать, сажать, поливать, собирать, ухаживать, полоть, мыть, чистить, резать, есть.

Виды деятельности: Игровая, познавательно-исследовательская, музыкальная.

Формы организации: фронтальная.

Формы реализации детских видов деятельности:

— игра разложи «Овощи и фрукты»;

— пальчиковая гимнастика;

— ответы на вопросы;

— игра «Вершки — корешки»;

— дети раскладывают овощи и фрукты;

— рассматривание картины;

дыхательная гимнастика «Ароматное яблоко»;

— описания овощей и фруктов на вкус;

— ящик ощущений;

— исполнение песни об осени.

Оборудование: корзины с овощами, картины: «Сбор урожая в саду», «Школьный огород»; «Ящик ощущений», подносы, кукла-осень.

Предварительная работа: Рассматривание овощей и фруктов, знакомство с профессиями – садовод, овощевод, чтение стихов и песен. Изготовление с родителями муляжей овощей и фруктов.

Перспектива обогащения предметно игровой среды : создание альбома с фотографиями, поделок из природного материала.

Ход занятия:

1 часть:

Звучит спокойная музыка. Воспитатель приглашает детей войти в групповую комнату, обращает внимание на гостью (кукла осень).

Воспитатель: — Ребята как вы думаете, как зовут нашу гостью? Как вы догадались?(ответы детей)

** **

Здесь весною было пусто, И красавец, великан-

Летом выросла …..(капуста) Темно синий …(баклажан)

** **

Собираем мы в лукошко А теперь пойдем мы в сад

Очень крупную…(картошку) Там созрел уж …(виноград)

** **

От дождя земля намокла- Для Володи и Катюши

Вылезай толстушка … (свекла) Соберем в корзину … (груши)

** **

Из земли за чуб плутовку Для начинки в пироги

Тянем сочную …(морковку) Набираем …..(яблоки)

** **

Помогает деду внук, Вот и все! Хоть и устали,

Собирает с грядок …(лук) Урожай мы весь собрали!

Вот зеленый толстячок-

Крупный гладкий … (кабачок)

Воспитатель: — Ребята посмотрите, у нас в корзинке все овощи и фрукты смешались. Давайте покажем осени, что мы знаем овощи и фрукты. Поиграем в игру «Разложи овощи и фрукты». На один поднос выложим только овощи, на другой только фрукты.

— А теперь, давайте проверим, не ошиблись ли мы (называем овощи и фрукты, исправляем ошибки).

Осень: Вы ребята молодцы, я вижу что вы знаете овощи и фрукты.(от лица осени – воспитатель)

Ребята. Подойдите к стульчикам, давайте поиграем пальчиками (пальчиковая гимнастика 2 раза)

Мы капусту рубим

Мы морковку трем,

Мы капусту солим,

Мы капусту жмем.

2 часть:

Дети садятся на стульчики. (воспитатель от лица осени)

Воспитатель: — Ребята, осень это пора сбора урожая. Посмотрите на картинку, как вы думаете. Как она называется? (при затруднении помогает). Рассмотрите ее.

— Где выращивают овощи? (ответы детей)

— На чем растут овощи? (ответы детей)

— Как готовят землю к посадке? (ответы детей)

— Что сажают в землю? (ответы детей)

— Как ухаживают за овощами? (ответы детей)

— Когда собирают урожай?

— Кто ухаживает за овощами? (ответы детей)

— Послушайте ребята мой рассказ. Овощи растут в огороде. Весной землю в огороде сначала копают, потом делают грядки. На грядки сеют семена и сажают рассаду. Летом грядки поливают, пропалывают от сорняков, рыхлят землю. А осенью собирают урожай. Ухаживает за овощами овощевод.

Осень: — Воспитатель от лица осени: ребята, а вы, наверное, знаете, что у разных овощей съедобные разные части. У одних овощей вершки, а других корешки., а у третьих и вершки и корешки (воспитатель от своего лица).

Воспитатель: Хотите поиграть в игру «Вершки-корешки», подойдите к этому столу. Разложите овощи на три группы; на этот поднос нужно положить овощи, у которых съедобны вершки, на другой овощи, у которых съедобны корешки. Дети выполняют задание коллективно и проверяют правильность выполнения. Оценка деятельности детей.

3 часть:

Воспитатель приглашает детей пройти и сесть на стульчики. Вывешивает другую картину, обращает на нее внимание детей.

— Что изображено на этой картине? (сад)

— Что выращивают в саду? (ответы детей)

— На чем растут фрукты? (ответы детей)

— Кто ухаживает за садом? (ответы детей)

— Фрукты выращивают в садах. Они растут на деревьях. Ухаживает за фруктами садовод.

— Хотите побывать во фруктовом яблочном саду? Закройте глаза и представьте, что мы пошли с вами гулять и пришли в сад. В саду стоит яблоня. А на ее ветке висит красивое, румяное яблочко. Сильно яблоньку трясем, в руки яблочко возьмем. Ах, какой приятный вкус и душистый (ароматный) запах. Глаза откройте, посмотрите на ладошку, на ней яблоко лежит, вдохните аромат яблочка, (дыхательная гимнастика 3 раза).

Попробуем ребята, угощение осени, пройдите з стол. Посмотрите, кто узнал, что лежит на тарелочках? Наколите на вилку то, что бы вы хотели попробовать. Попробуйте и опишите вкус овощей и фруктов. Какой на вкус помидор? И т.д.

Воспитатель: — Во всех овощах много витаминов, значит, все они полезны для человека. Не зря говорят: «Обед без овощей, что праздник без музыки». Но перед едой их нужно мыть, как осень сделала сегодня. Вам понравилось угощение? (ответы детей).

Спасибо осень за твои дары.

Осень: Воспитатель от лица осени: Я, осень – веселая пора! Хотите поиграть со мной? Подойдите к этому столу. Посмотрите, в этот волшебный ящик я сложила овощи и фрукты. «Ручку в ящик опусти! Овощ нам определи и скорее назови!» Как ты догадался, какой это овощ? Какой на ощупь? (ответы детей).

Воспитатель от лица осени: Мне друзья уже пора, до свиданья детвора!

Очень жалко расставаться, но мы будем ждать встречи с тобой в следующем году. Ребята, а давайте на память о нашей встречи сделаем подарок осени? Что бы вы хотели подарить осени? (ответы детей). Я думаю, что осень будет рада послушать нашу песенку о ней (дети исполняют песню). Попрощаемся с нашей гостью осенью.

— Воспитатель дает установку на дальнейшую деятельность детей.

Стихотврение Ю.Тувим (перевод с польского С Михалкова).

«ОВОЩИ»

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Петрушку и свёклу. Ох!……

Вот овощи спор завели на столе-

Что лучше, вкусней и нужней на земле:

Петрушка иль свёкла? Ох!….

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала:

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свеклу. Ох!….

Накрытые крышкой, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятку:

Картошка, капуста, морковка, горох,

Петрушка и свёкла. Ох!…

И суп овощной оказался неплох!

МБДОУ «Солнышко»

Конспект обобщающего занятия

На тему « Фрукты»

Подготовительная группа

Воспитатель: Е.А. Сафьянникова

Цель : Закрепить знания детей о фруктах. Учить описывать предметы по опорной схеме, составлять предложения на 2-3-4 слов по картинке.Закреплять умение преобразовывать существительные в прилагательные.Учить правильно подбирать существительные во множественном числе. Развивать речь детей, активизировать словарь, развивать память и внимание.

Оборудование: Плакат-дерево, картина, яблоки среднего размера красного, зеленого, желтого цвета по количеству детей, опорная схема «Фрукты» , муляжи фруктов, игрушка Тигруля, конверт с заданиями.

Ход занятия:

Организационный момент- игра « Меж еловых мягких лап»

Меж еловых мягких лап

Дождик тихо кап, кап, кап!

Где сучок давно засох

Вырос серый мох, мох, мох!

Где листок к листу прилип,

Появился гриб, гриб, гриб!

Кто нашел его, друзья?

Это я, это я, это я!

Здравствуйте,ребята! Посмотрите, сколько пришло к нам гостей, давайте с ними поздороваемся.

Ребята, а кто ещё к нам пришел?(около доски на стуле сидит игрушка Тигруля, держит конверт.) .Да, это наш друг, Тигруля. Ребята, посмотрите, он сегодня не обычный. Что-то приготовил нам в конверте.

Ребята, Тигруля, предлагает нам отгадать загадки.

1. Было зеленое платье -атласное,

Нет, не понравилось выбрала красное,

Но надоела также и это

Платье надела синего цвета. (слива)

2. Круглое, румяное с дерева достану я,

На тарелку положу, «Кушай, мамочка»,- скажу. (яблоко)

Молодцы, ребята. Все загадки отгадали.

Ребята, как одним словом назвать яблоко, сливу, банан, гранат?

Ребята, где растут фрукты?

Как называются деревья, на которых растут фрукты?

Где растут фруктовые деревья?

Как называется сад, в котором растут фруктовые деревья?

Ребята, мы сегодня отправимся в путешествие в сказочный фруктовый сад. На улице какое время года? А мы побываем в саду, где всегда бывает лето.

Но дорога у нас будет не простая, мы будем играть.

Игра « Приготовим свежий сок»

Воспитатель называет фрукт, а кому из детей досталась фишка, называет название сока из этого фрукта.

Сок из апельсина- апельсиновый.

Сок из граната- гранатовый.

Сок из персика- персиковый.

Физминутка « Девочки и мальчики»

Девочки и мальчики,

Раз, два, три, четыре, пять

Начал заинька скакать.

Лапки вверх и лапки вниз

На носочках подтянись

Влево, вправо поклонись,

Наклонись и поднимись.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо заиньке поскакать.

Девочки и мальчики,

Представьте, что вы зайчики.

Кто-то зайку испугал,

Зайка прыг- и ускакал.

Ребята, а теперь давайте расскажем о фруктах, используя опорные схемы. (дети описывают фрукты по желанию)

1. Фрукт- название.

2. Где растет?

3. Большое или маленькое?

4. Цвет.

5. Форма.

6.Много или мало на дереве?

7.На ощупь, на вкус.

8.Способ приготовления.

Игра « Найди лишний»

Яблоко, малина, груша, слива.

Гранат, апельсин, масленок, банан.

Мандарин, персик, айва, репа.

Яблоко, слива, абрикос, картошка.

Ребята, следующее задание – составить предложение по картинке,из 2-3-4 слов. На картинке изображены дети, поэтому можете подбирать имена. (4-5 ответов детей)

Игра «Один- много» (с фруктами)

Один мандарин- много мандарин.

Одно яблоко- много яблок.

Один гранат- много гранат.

Загадка - Я румяную Матрешку

От подруг не оторву,

Подожду, пока Матрешка

Упадет сама в траву. (яблоко)

Ребята, у вас на столах находятся яблоки- красное, зеленое, желтое.Возьмите зеленое яблоко тот, кому сегодня было очень интересно, понятно и нетрудно. Желтое яблоко возьмет тот, кому было интересно, но немного трудно выполнить задание.Красное яблоко возьмет тот, кому сегодня на занятии было очень трудно и не интересно. Давайте теперь ваши яблоки прикрепим на дерево в саду и увидим какая яблоня будет расти в нашем саду.

Посмотрите. Ребята какая красивая яблоня у нас получилась.


Задачи: Расширять у детей представления о фруктах;
Обогащать предметный словарь;
Развивать зрительное восприятие, внимание и память;
Развивать мелкую моторику;
Развивать связную речь (составлять предложения, рассказы)
Развивать фонематическое восприятие.

Ход занятия.
1. Организационный момент.
-Детям раздаются карточки с изображением геометрических фигур разных цветов. Каждому предлагается подойти к тому стульчику, на котором находится картинка фрукта наиболее подходящего по форме и цвету к той карточке, которая находится у ребенка.
2.Дидактическая игра «Мешочек с фруктами»
У логопеда на столе фрукты (яблоко, слива, груша, лимон, апельсин, банан). Логопед складывает фрукты в мешочек, называя их. Затем просит детей по очереди опустить руку в мешочек, выбрать любой фрукт, определив на ощупь и назвать его. Затем ребенок вынимает фрукт из мешочка и проверяет свою догадку.

3. Пальчиковая гимнастика
Этот пальчик - апельсин, Поочерёдно разгибают пальчики из кулачка,
Он, конечно, не один, начиная с большого.
Этот пальчик – слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик – абрикос,
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик – груша,
Просит: «Ну-ка, скушай!»
Этот пальчик – ананас,
Фрукт для вас и для нас. Показывают ладошками вокруг и на себя.
4.Изготовление аппликации «Фруктовая корзина» из пластилина.
Детям раздаются заготовки с изображением корзины с фруктами, разноцветные кусочки пластилина и цветные мелки.
-Ребята, мы приготовили пальчики к работе, а теперь посмотрите какие красивые корзины с фруктами у вас на столе.
-Возьмите в руку коричневый мелок. Заштрихуйте корзину (показ логопедом штриховки наклонными линиями).
-А теперь посмотрите на разноцветные кусочки пластилина, которые лежат у вас на столе.
-Как вы думаете, какой цвет пластилина нужно взять для яблока?
-Возьмите красный пластилин, хорошо разогрейте его в руках.
-Затем отщипните небольшой кусочек пластилина и приложив к контуру яблока надавливайте на него пальцем, чтобы его размазать. Таким образом мы заполним весь контур яблока.
-А какой цвет нам нужен для апельсина?
-Возьмите оранжевый пластилин и заполните контур апельсина.
-У нас остался банан и слива. Какие цвета для этих фруктов мы используем?
Дети заполняют контур банана и сливы
-Скажите ребята, что в корзине осталось не закрашенным?
-Возьмите кусок синего пластилина, отщипните небольшой кусочек и скатайте из него шарик. Приложив к контуру винограда, немного надавите на шарик. Он прилип к бумаге. Затем скатайте следующий шарик и придавите его на контуре винограда рядом. Таким образом, мы заполним весь контур грозди винограда.
-Остался листик и веточка яблока, раскрасим ее зеленым мелком.
-Посмотрите, какая красивая корзина получилась у каждого из вас.
Работы помещаются на выставку.
5.Итог занятия
-Ребята, скажите, о чем мы с вами разговаривали на занятии и чем занимались.