Когда появилось вязание крючком. Вязание крючком

В отличие от классического вязания, истоки которого восходят к первым цивилизациям, вязание крючком, несмотря на то, что давно догнало, а в некоторых странах и обогнало его по темпам развития, вовсе не является столь же древним видом рукоделия. История его сравнительно коротка, но достаточна яркая: появившись лишь несколько веков назад, базировавшееся на простой технике, но открывающее неограниченные возможности создания вещей самых разных размеров и функций, рукоделие быстро вошло в списки традиционных и обязательных для каждой леди хобби.

Вязаный текстиль и одежда были неизменной частью домашнего быта с древнейших времен, но вот вязаное полотно, которое было бы получено при помощи вязания крючком, не встречалось ни в одном из археологических или этнографических исследований до начала 19 века, что позволяет говорить о том, что ранее 19 века вязание крючком как таковое вообще не существовало. Старинные ткани с похожей фактурой, которые по мнению некоторых этнографистов были созданы при помощи крючка, как показали дальнейшие исследования, были выполнены с помощью иглы.

Начало 19 века — возникновение вязания крючком

Общепризнанной является теория, что рождение этого вида женского рукоделия после 1800 года связано с модификацией вышивки тамбуром, для увеличения продуктивности которой постепенно начали использовать не иглы, а крючки. Но далеко не все исследователи поддерживают эту теорию: крючки для тамбурной вышивки не подходят для создания воздушных петель, ведь у них есть специальный винт, который очень усложняет работу.

Например, легендарная Дона Кулер считает, что вязание крючком возникло как результат изменений рынка: хлопковая нить, массово производящаяся на стремительно развивающихся заводах в Европе и Америке, была недорогой и широко доступной, но не слишком подходила для классических видов рукоделия. А вязание крючком, пусть и использовало гораздо большее количество ниток, позволяло получить эстетически равноценное изделие из этого доступного материала.

Первые письменные свидетельства зарождения нового вида рукоделия принадлежат к периодике. В голландском модном журнале «Пенелопа» в 1824 годы были опубликованы первые узоры и схемы для вязания крючком. Этот вид рукоделия считался новинкой не только в Европе, но и в Новом Свете, и каждая публикация с отдельными схемами для вязания обычно сопровождалась детальными инструкциями о том, как выполнять тот или иной вид петли и столбиков.

Такая подробность в публикациях была уникальной: ни один другой вид рукоделия, считавшийся традиционным, никогда не разъяснялся с технической точки зрения. Подобные инструкции позже можно было встретить в легендарных «Книгах для леди» и таких популярных журналах, как «Зимний подарок». Унифицированные приемы, единые стандарты выполнения технических основ вязания были приняты только в 1848 году и сразу же появились в энциклопедиях домашнего быта и книгах для домохозяек.

Ирландия — родина техники ирландского кружева

Наиболее активно вязание крючком распространялось в англоязычном мире, а мировым лидером по производству кружев и других «тонких» предметов, связанных крючком, считалась Ирландия. Изобретение уникальной техники ирландского кружева связывают с именем мадемуазель де ла Бланшардье, которая в 1846 году впервые выпустила книгу кружевных моделей. Ручные вязаные кружева считались наиболее ценными и модными, и именно эта страна, где вязание крючком было альтернативой тяжелому, рабскому труду рабочих, была лидером их производства.

Пик развития кружевной индустрии в Ирландии пришелся на конец 50-х годов 19 века, когда во время голода одной из форм помощи утвердили заказы на изготовление кружев, которые затем переросли в целую индустрию ручного производства.

В начала 20 века способы соединения и узоры стали еще более разнообразными, а вариации изготавливаемых изделий — чрезвычайно вариативными. Ирландские кружева находились на пике популярности вплоть до начала Первой мировой войны.

Развитие и рост популярности

С приходом нового мирового порядка и активным развитием экономики ценность ручной работы и ее роль в современном мире кардинально изменилась, а вязание крючком перекочевало в разряд персональных хобби и увлечений. Благодаря простоте освоения базовых приемов, а также неограниченным возможностям создания изделий оно стало одним из наиболее распространенных видов вязания с широкой сферой использования.

Инструкции к новой технике рукоделия и схемы по созданию отдельных предметов одежды и быта с каждым годом становились все более искусными, как и инструменты для вязания. Ведь первые крючки специальным инструментом трудно было назвать: это были очень примитивные по своей конструкции гнутые иглы, закрепленные для безопасности в пробковой ручке.

Конечно, крючки для вязания у «простолюдинок» и представительниц высшего света отличались кардинально. Бедные ирландки, к примеру, пользовались простыми железными и очень грубыми иглами, а «настоящие леди» — изготовленными из слоновой кости, серебра или вычурно украшенной стали, которые скорее были не инструментом, а украшением.

Только с середины 20 века производство специальных крючков для вязания позволило создать узкоспециализированный рынок инструментов для этого вида творчества.

Отечественная история

Отечественная история вязания крючком во многом похожа на общие тенденции в мире: впервые этот вид рукоделия завоевал сердца дам в 19 веке, когда уникальная и редкая техника постепенно набирала популярность, становясь конкуренткой классического ткачества и вышивки.

До 20 века главным направлением вязания крючком оставалось изготовление кружев, узоры для которых часто брались с мотивов вышивки крестом. Только с 20 века начало активно развиваться изготовление вязаной одежды, а постепенно — и разнообразных поделок, в том числе и вязаных игрушек, сувениров.

23.06.2013 Обновлено 31.01.15

История вязания крючком

Кто и когда придумал первую петельку, никто не знает, но уже давно известно, что родилась эта чудо-петелька задолго до нашей эры. История нашей планеты рассказывает, что люди владели техникой вязания в древнейшие времена.

В Египте в одной из гробниц археологи обнаружили вязаную детскую туфлю. Как установили ученые-египтологи, находка эта относится к третьему тысячелетию до нашей эры.

А уже в начале нашей эры техника вязания и принципы составления узоров находились на очень высоком уровне.

Например, в древнем Евфрате были обнаружены превосходные образцы арабских вязаных изделий.

В одном из районов старого Каира в Египте найдено удивительно красивое многоцветное шелковое изделие, связанное, как полагают специалисты, тонкими металлическими спицами.

В Египте сохранились экземпляры вязаных вещей IV и V веков нашей эры. Детский носок из цветной шерсти был связан сравнительно сложной техникой: большой палец отделен от остальных так, чтобы между ними мог проходить ремешок сандалии.

Полагают, что в Европу вязание проникло через египетских христиан - коптов. Как миссионеры они бывали в Испании, Франции, Италии и Англии, часто брали с собой в странствие вязаные изделия, которые привлекали всеобщее внимание.

В XII веке вязание в Европе превратилось в домашнюю работу.

В XIII веке во Франции это уже доходная отрасль промышленности: вяжут шляпки, перчатки, фуфайки, капюшоны, чулки.

В Шотландии появляется традиционный головной убор - вязаный берет.

Интересно, что вязание сначала было мужским ремеслом, и мужчины боролись с женской конкуренцией даже специальными договорами. Так, в 1612 году Пражские чулочники постановили, что под страхом денежного взыскания не примут на работу ни одной женщины. Лишь позднее, когда вязание широко распространилось, им стали заниматься прежде всего женщины.

В 1589 году помощник приходского священника из Вулбриджа Вильям Ли изобрел вязальный станок. Вместо артелей вязальщиков появились промышленные предприятия, с которыми эти артели конкурировать уже не могли.

Но вязальное машинное производство развивалось очень медленно. Только в XIX веке его действительно механизировали.

Существовало одно время мнение, что машинное вязание при дальнейшем развитии техники вытеснит ручное вязание. Однако жизнь опровергла такое предположение. Чем больше выпускалось изделий массового машинного производства, тем более ценными становились вещи, связанные вручную, особенно крючком - ведь вязание на спицах по структуре вязаного полотна очень схоже с машинным.

Искусство вязания крючком в начале XIX века поистине ювелирно. Вязаные изделия того времени, сохранившиеся в музеях и частных домах, восхищают красотой и изяществом, поражают трудоемкостью и мастерством.

Из тончайших ниток шерсти, шелка, льна в золотых руках мастериц рождались красивые скатерти, покрывала, занавески, шали, кружева и другие предметы одежды и украшений.

...И В НАШЕ ВРЕМЯ

Как часто вы встречаете своих сверстников в школе, на празднике, на улицах в вязаной одежде. Глядя на многие вещи, сделанные руками самих ребят, испытываешь чувство восхищения - чего только не умеют вязать юные мастера! Каждодневные и нарядные костюмы, платья, пальто, шали, спортивные изделия - все это они придумали и исполнили сами.

Очень интересные выставки творчества проводит Московский Дворец пионеров, где экспонируются работы учащихся. На них отбирают по районам лучшие изделия. А сколько таких выставок устраивается по всей нашей стране, во всех республиках!

Все они имеют свой национальный стиль с учетом народных традиций и современности. Будущие художники, модельеры, мастера прикладного искусства начинают рукодельничать еще в школе. Да вы и сами, наверное, не раз встречали на отдыхе, на пляже, в парке, даже в транспорте увлеченных вязанием и взрослых и детей.

Однажды я побывала в московском детском саду № 619. Воспитательница подготовительной группы Алла Анатольевна Хмара проводила занятия по труду. Некоторые дети лепили из пластилина, другие рисовали, а за несколькими столиками сидели девочки и мальчики и вязали крючком. Перед ними в коробках лежали разноцветные клубочки ниток и уже связанные шарфики, шапочки, сумочки, юбки, тапочки для кукол. Дети сидели прямо, не горбились, правильно держали крючок - и маленькие руки вязали петельку за петелькой. Было видно, что они в этом деле не новички и уверенно выполняют свою работу.

В беседе с ребятами выяснилось, что больше всего им хочется связать что- нибудь в подарок маме, папе, бабушке, младшим в семье. Я подумала: как хорошо, когда рядом с детьми такая воспитательница, как Алла Анатольевна, которая своей увлеченностью может привить детям любовь к вязанию.

Ведь очень важно помочь всем найти себя в том или ином виде творчества.

Возможно, и вы, ребята, мечтаете быть педагогами-воспитателями, а чем интереснее и увлеченнее вы расскажете детям о мире творчества, чем большему их научите, тем прекрасней этот мир будет и в них самих.

Кружки рукоделия - это одна из форм эстетического воспитания. Вязание крючком способствует развитию трудолюбия, внимания, аккуратности, терпеливости, воспитывает художественный вкус.

А как приятно связать что-либо в подарок своим близким и друзьям!

Если вы любите рукоделие и хотите научиться вязать крючком, то наша книга поможет вам в этом.

Еще один интересный образец носка, сохранившийся до наших дней, относится к более позднему периоду: 16-17 в.

Фото 2. Носок. 16-17 в. Связан на пяти спицах. Археологический выставочный комплекс «Старый Гостинный двор».

Предполагается, что он связан на пяти спицах по кругу. Хранится в Археологическом выставочном комплексе «Старый Гостинный двор»

На Руси вязаные носки ручной работы играли важную роль в свадебных церемониях и различных ритуалах. Вязаные носки и варежки составляли значимую часть приданого. В основном, носки были исключительно однотонные. Однако, в таких губерниях как, например, Рязанской, Тульской и Пензенской праздничные изделия вязали с использование красочных орнаментов.

В Архангельской области считалось, что невеста одаренная и умелая, если она собственноручно одаривала родню мужа связанными носками, и чем разнообразнее узоры и больше носок, тем более мастеровитая будет будущая супруга. Такие дорогие подарки надевали лишь по праздничным дням. Самыми знаменитыми были узоры из растений и геометрических фигур. Специальные носки ручной работы вязались из шерсти красного цвета, который означал «красивый», «значимый».

Несмотря на высокий уровень развития машинного трикотажа, носки, связанные вручную спицами с орнаментом или однотонные, пользуются спросом и в наши дни!

Фото 3. Носки с орнаментом.

В конце XIX – в начале XX века в России становится популярным вязание сапожек, которые были украшены красивыми цветочными орнаментами. Однако идея вязаных сапожек, как и многие другие идеи в вязании, возродилась в наши дни и прекрасно воплотилась в новых оригинальных дизайнерских моделях. (фото 4-5)

Фото 4. Вязаные сапожки с цветочным орнаментом «Павлопасадские».

Фото 5. Вязаные белые сапожки на каблучке.

Истории вязаных варежек на Руси.

Существует несколько версий происхождения русского слова «варежка».

Согласно первой из них, «варежка» происходит от словосочетания «варяжская руковица» , что является подтверждением заимствования этого вида одежды от Варяг, выходцев скандинавских стран.

Второй версией происхождения этого слова является глагол «варовати», что значит «защищать» , «охранять» . Очевидно от холода.

Третий вариант: от слова «вареги» , т. е. «варить» . В те времена шерстяные рукавички заваривали кипятком, чтобы они стали более плотными и теплыми.

Хотя техника вязания варежек пришла к нам из Скандинавии, где вязали в основном мужчины, на Руси это искусство освоили женщины. Причем учились они этому с раннего детства. Девушка к свадьбе должна была успеть приготовить себе приданое, которое состояло не только из свадебного платья, вышитых полотенец и скатертей, но и из вязаных носков и варежек для всех родственников жениха.

Варежки делились на мужские и женские. Женские - миниатюрнее, наряднее, многоцветнее. Мужские попроще, вязались без резинки, чтобы было удобнее работать и легко скинуть с руки, пот утереть или перекурить.

Обычно надевалось несколько пар рукавиц: сначала вязаные (их называли «исподочки» ), а затем меховые - мехом наружу ( «мохнатки») . Для работы сверху надевали холщовые, кожаные или связанные из конского волоса. По праздникам носили «исподочки» с орнаментом, в будни - однотонные.

Фото 6. Варежки с орнаментом.

В 19 веке девушки и молодые замужние женщины из зажиточных семей по большим праздникам носили «накулачники» ( «митенки») - длинные узкие перчатки без пальцев. Вязали их из белых хлопчатобумажных ниток. К началу 20 века они почти повсеместно исчезли из деревенского костюма.

Однако этот дамский аксессуар возродился и стал актуален в наши дни. Изящные, женственные и стильные митенки прекрасно дополнят любой дамский костюм.

Фото 7. Белые ажурные митенки.

Оренбургские пуховые платки.

Говоря об истории развития вязания спицами на Руси, невозможно не обратиться к такому виду рукоделия, как вязание Оренбургских пуховых платков.

Фото 8. Оренбургский пуховый платок.

Зародившаяся около 250 лет назад в России пуховязальная промышленность, подарила всему миру уникальное произведение искусства, каковым является Оренбургский пуховый платок, ставший несомненно одним из символов России!

Еще уральские казаки, обосновавшиеся на реке Яик (ныне Урал), заметили, что местные скотоводы (калмыки и казахи) даже в самые сильные морозы скакали на лошадях в легких одеждах и не замерзали. Оказалось, что под легкими одеяниями у них были теплые поддевки и шарфы, связанные из шелковистого пуха, начесанного с коз.

Первоначально пух и изделия из него уральские казаки выменивали на чай и табак. Затем сами стали чесать коз, прясть нить и вязать платки. У калмыков и казахов вязка изделий из пуха была сплошной. Уральские же казачки, знавшие кружева и вышивание, использовали в вязке растительный орнамент. Первоначально это были просто вязаные платки с кисточками.

Так зародилось и стало развиваться, передаваясь по наследству из поколения в поколение это удивительное искусство изготовления Оренбургских пуховых шалей, пока впервые в 1851 году они не попали на Всемирную универсальную выставку в Лондоне, откуда о них узнал весь мир.

« С утра до вечера в «Хрустальном дворце» толпилась публика у экспонатов с Российскими ювелирными украшениями и драгоценностями. Как далекую и любопытную экзотику рассматривали европейцы… «невесомые» и красивые оренбургские шали, связанные из козьего пуха».

1 мая (19 апреля по ст.ст.) 1862 г., в период расцвета английской промышленности, в Лондоне открылась очередная, четвертая по счету Всемирная универсальная выставка, на которой были представлены 6 пуховых тончайших платков из козьего пуха, связанные уральской казачкой М.Н. Усковой. До закрытия выставки все платки были раскуплены, а Мария Ускова получила медаль «За шали из козьего пуха», диплом и 125 рублей серебром.

С тех пор оренбургские платки стали появляться на выставках в Чикаго, Париже, Брюсселе и восхищать публику по всему миру. Продолжают восхищать и сегодня.

Секрет такой феноменальной популярности Оренбургских пуховых платков кроется в пухе коз, выращенных только в двух степных местах России с ярко выраженным континентальным климатом: Оренбергской области и Волгоградского Прихоперья.

Летом козы долгое время находятся в степи под палящим солнцем. Температура воздуха в Волгоградских и Оренбургских степях летом доходит до 42-45 градусов по Цельсию, а земля прогревается до 60 град. В это время у козы активно растет пух, считается, что пух аккумулирует солнечную энергию. Именно сочетание непомерно жаркого для этих широт лета с холодными зимами придает козьему пуху в этих условиях уникальное сочетание удивительной легкости, нежности и способности сохранять тепло.

Фото 9. Коза. Оренбургская порода. Выведена народной селекцией.

Иностранные компании пытались наладить производство пуховых платков в Европе и даже Южной Америке. За тысячи километров увозились козы, но удивительным было то, что уже через 2-3 года после переселения козы теряли свои лучшие свойства. Только морозный уральский климат был хорош для оренбургских коз.

Отчаявшись заполучить оренбургских коз, иностранцы стали закупать пух из Оренбурга. Изделия из оренбургского козьего пуха были настолько знамениты, что одна из английских компаний, выпускавшая пуховые платки, делала на них пометку «имитация под Оренбург».

Платки принято было носить поверх кокошников, а замужние женщины обязательно покрывали платком голову. На Руси платок был самым желанным подарком, преподносившимся женихами или мужами в знак внимания. Ухаживая за девушкой, парень обязательно дарил ей красивый платок, а муж, возвращавшийся с дальних земель, привозил супруге теплую шаль. Каждый старинный платок уникален, ведь в его оформление вкладывался особый смысл и соответствующая народная символика.

Различают в основном два вида пуховых платков: плотные пушистые из серого пуха и тонкие ажурные платки из белого пуха, которые проходят в кольцо или, что является еще одним шиком, помещаются в гусиное яйцо! Тонкий оренбургский платок размером 2х2 метра будет весить не больше 70 г.! (фото 10-11)

Фото 10. Оренбургский пуховый платок. Серый, плотный, пушистый.

Фото 11. Оренбургский пуховый платок. Тонкий, ажурный из белого пуха.

Если важно, чтобы изделие было теплым, то выбирают прежде всего плотные пушистые платки из серого пуха. Тонкие ажурные платки, которые еще называют «паутинкой», также достаточно теплые, но их ценят, прежде всего за красоту и неповторимость. Именно тонкие ажурные Оренбургские платки должны проходить через кольцо.

Фото 12. Ажурный тонкий Оренбургский платок проходит через кольцо.

Кстати, помимо прохождения в кольцо, «шиком» у пуховязальщиц считается, чтобы изделие помещалось в гусиное яйцо.

Фото 13. Ажурный тонкий Оренбургский платок помещается в гусиное яйцо.

Вяжут паутинки на двух тонких спицах, набирая при этом по нескольку сотен петель. Все они прекрасно помещаются на спице, благодаря свойствам пуха, который при вязке не только хорошо сжимается, но и прекрасно тянется.

Сначала вывязывается центральная часть платка – его основа, а затем к ней подвязывают решетку, кайму, зубцы. Все из разных узоров: звездочек, кругов, ромбов, точек. Однако платок еще не готов. Его стирают и отбеливают. Затем мокрым его натягивают на деревянную раму или пяльцы, и оставляют высыхать для выравнивания.

Фото 14. Сушка Оренбургского платка на деревянной рамке.

После высыхания у Вас в руках окажется ажурное облако. Это и есть знаменитый ажурный Оренбургский пуховый платок, который проходит через кольцо или помещается в гусиное яйцо!

Фото 15. Просто красивый Оренбургский пуховый платок.

До 1985 года оренбургские пуховые платки ручной работы были недоступны большинству российских женщин. Все пуховницы состояли на учете и не могли продавать свои изделия с рук. Вся продукция шла на экспорт. Но сегодня купить такую вещь может любая женщина.

Фото 16. Современные оригинальные ажурные пуховые платки.

В заключение можно сделать следующий вывод:

история вязания крючком и спицами в России впитала в себя часть Европейской культуры вязания, преломила ее через себя, внесла свою самобытность и породила такое удивительное и феноменальное явление, каковым является вязание Оренбургских пуховых платков из пуха коз, выросших в уникальных условиях резко континетального климата Волгоградских и Оренбургских степей России.

Фото на миниатюре:

Москва, Красная площадь, предположительно конец 18 начало19 в.

Фёдор Яковлевич Алексеев (между 1753-55, Петербург - 11 (23) ноября 1824, там же) - русский живописец, современники называли его «русским Каналетто». Крупнейшая фигура в пейзажной живописи России начала XIX века.

А вам известна история возникновения вязания крючком? В этой статье поговорим именно об этом.

Подробнее о том, какова история возникновения вязания крючком, читайте в сегодняшней статье.

Пройдя через столетия, этот вид рукоделия, дошел до наших дней, претерпев ряд изменений и став более совершенным.

Из простого утилитарного ремесла вязание крючком превратилось в поистине массовое искусство. Оно и понятно!

Это рукоделие делает возможным создание эксклюзивной одежды, аксессуаров, различных полезных и необходимых вещей.

Вязание крючком, как и любая другая разновидность прикладного искусства, непрестанно развивается, вбирая в себя опыт художественного творчества различных культур и времен.

Древнейшие вязаные изделия

По косвенным данным возможно сделать предположение, что оно зародилось до нашей эры. Однако ввиду недолговечности, вязаные изделия первых мастеров не сохранились.

Изучая историю вязания крючком, следует упомянуть найденный археологами один из древнейших экземпляров дошедших до наших дней: вязаный пояс с поразительно точным изображением колибри, относящийся к эпохе перуанской культуры III в. н. э.

Тончайший узор и гармонично подобранная палитра цветов свидетельствуют о высоком уровне мастерства индейцев Южной Америки того времени.

Существуют официально подтвержденные факты того, что техникой данного вида прикладного искусства владели еще во времена строительства египетских пирамид.

Так при археологических раскопках были обнаружены носки, которые внешне очень были похожи на рукавицы. Такой фасон позволял надевать их и использовать в сандалях с ремешком между большим и указательным пальцами.

История возникновения вязания крючком свидетельствует: жители Китая и арабы также умели пользоваться загнутыми на концах палочками. Они владели техникой вязки, позволяющей создавать сложные многоцветные узоры.

Существует гипотеза, что этот вид рукоделия возник на основе древнекитайской вышивки, для которой применялась игла и дополнительный крючок.

История возникновения вязания крючком в Европе

Для европейской культуры история возникновения вязания крючком началась с XII века благодаря потомкам древних египтян – коптам. Их вязаная одежда привлекла внимание даже членов королевских семей Испании, Швеции и Англии.

Поначалу рукодельные чулки, носки, перчатки стоили баснословных денег и были по карману только очень богатым людям.

Постепенно вязание крючком превратилось в прибыльную промышленную отрасль. Изначально вязальщиками были только мужчины и работодателя могли оштрафовать за использование женского труда.

Даже с появлениям в XVI веке вязальных станков и началом трикотажного производства ручная вязка крючком не была забыта.

Дешевые чулки, созданные на производстве, были значительно грубее созданных вручную аналогов. В Шотландии целые семьи продолжали заниматься рукоделием, создавая неповторимые узоры, кружева, предметы одежды.

Они разработали новую технику создания оригинальных многоцветных узоров.

В начале ΧΙΧ в. в Голландии издана первая книга со схемами для вязания крючком. Затем появились стандартизированные , разделившиеся на американский и английский варианты.

История возникновения вязания крючком в России

В нашей стране история возникновения вязания крючком датируется началом ΧΙΧ в. Крестьянами чаще всего использовалась овечья шерсть, из которой вязали рукавицы, носочки, сапожки.

Кроме того, искусные мастерицы создавали кружева для отделки одежды и украшения скатертей, занавесок, применяя узоры из вышивки крестом и ткачества.

Ценность ручной работы

Промышленные предприятия по всей Европе выпускали продукцию, которая создавалась быстро, была недорогой и качественной. Вязаная одежда постепенно превратилась в будничную, утратив свою индивидуальность.

В связи с этим спрос на ручную работу вновь возрос. Она позволяла обогащать гардероб мужчин и женщин оригинальными изделиями, узоры которых не возможно и по сей день воспроизвести ни на одной вязальной машине.

Новый виток популярности вязания крючком начался в ХХ веке, в годы второй мировой войны. Из простого хобби отдельных рукодельниц оно превратилось в полезное и увлекательное занятие, позволяющее существенно сократить расходы семейного бюджета на новый гардероб.

После Великой отечественной войны с развитием химической промышленности появился внушительный ассортимент недорогой пряжи самого разного качества и расцветок. Популярность приобрели вязаные крючком комплекты, ажурные занавеси, симпатичные игрушки, эксклюзивные сумочки и легкие покрывальца.

Постепенно вязаные крючком изделия стали настолько популярны, что на них обратили внимание модные дизайнеры. Со второй половины прошлого столетия изделия ручной вязки часто используются известными брендами при выпуске новых коллекций.

На сегодняшний день вязанием крючком увлекаются люди различного социального статуса, возраста и пола. Древнее ремесло, вобрав в себя опыт многих веков и народов, продолжает активно развиваться, превращаясь в увлекательное искусство.

Оно постоянно обогащается современными материалами, новыми узорами, техниками и композиционными приемами.

Похожие статьи:

Мнения по поводу необходимости одежды для собак расходятся, и споры на эту тему бесконечны. Однако большинство обладателей маленьких собачек считают, ...

Есть очень необычный способ вязания кружев с помощью крючка и вилки. Причем используется для этой цели не столовый прибор, а скорее шпилька, на которо...

Дева Мария за вязанием. Бертран фон Минден. Алтарь из Букстехуде.

От Древнего Египта до Наших дней.

В последние годы вязание в нашей стране нашло широкое распространение, стало модным. Наша современная одежда проста, гармонична, удобна и легка и, как правило, однотипна. Когда в вашем гардеробе появится практичная, связанная спицами или крючком одежда, вы можете носить ее и в будни, и на отдыхе, и в торжественных случаях. Вязанные шаль, шарф, кофта, свитер, шляпа, кружевная отделка, пояс и другие предметы, дополняя ансамбль вашей одежды, сделают ее более интересной, привлекательной.

Для многих женщин увлечение вязанием не только возможность создать что-то новое, оригинальное, но нередко при современных, темпах жизни и нервных нагрузках, и потребность в беззаботном отдыхе, которому способствует равномерный ритм вязания.

Вязание изготовление трикотажного полотна или готовых изделий из непрерывных нитей изгибанием их в петли, которые переплетаются между собой. Различают вязание ручное (крючком или спицами) и машинное (на трикотажных машинах).

История возникновения вязания.

Кто и когда придумал первую петельку, никто не знает, но уже давно известно, что родилась эта чудо-петелька задолго до нашей эры. В Египте в одной из гробниц найдена детская вязаная туфелька, археологи установили, что ей более четырех тысяч лет. А уже в начале нашей эры техника и принципы вязания находились на очень высоком уровне. Например, в районе старого Каира найдено превосходное многоцветное шелковое платье, связанное на металлических спицах. Сохранились экземпляры вязаных вещей, датируемые 9 и 10 веками нашей эры.

Вязаные носки, найденные в коптских гробницах, датируются 4 - 5 вв., самые древние (3 в., эпоха Прато-Наско) вязаные вещи Нового света обнаружены в Перу. Высокое качество исполнения вещей из могил коптов позволяет считать, что техника вязания была известна гораздо раньше. В 1867 году Уильям Фелкин выдвинул гипотезу, что вязание было известно ещё во времена Троянской войны. Согласно Фелкину, убор, который героиня «Одиссеи» Пенелопа распускала каждую ночь, на самом деле не ткался, а вязался, так как только в последнем случае распущенная нить не деформируется, а сам процесс требует немного времени. То, что в «Одиссее» используется термин «тканье» Фелкин объяснял неточностью перевода и ошибками переписчиков. Изображения на древнегреческих вазах пленных троянцев в узких, облегающих штанах, дают основания некоторым исследователям утверждать, что грекам было известно вязание. Возможно, что изображённый в Келлской книге пророк Даниил облачён в узкие штаны, связанные аранскимузором.

В Скандинавии в эпоху викингов практиковалась техника, названная в России в конце 20 века вязание иглой. Более трудоёмкий вид создания полотна деревянной или костяной иглой, которое в отличие от трикотажного, связанного крючком или спицами, невозможно распустить, потянув за кончик нити. Эта техника сохранялась на Русском Севере до начала 20 века под исконным названием - «копанье». Археологические находки фрагментов вещей, выполненных в этой технике из Англии (Коппергейт), Финляндии (Кокомаки), Германии (Маммен), Норвегии (Осло), России (Новгород) датируются 10-11 веками. Способов «вязания» иглой насчитывается около тридцати. При раскопках найдены лишь небольшие вещи, выполненные в этой технике (рукавицы, носки, головные повязки). Учёные объясняют это обстоятельство тем, что вязание иглой - процесс довольно медленный, большие изделия выглядят не так выигрышно, как тканые, а рабочая нить бралась довольно короткая, и приходилось делать много соединений, что уменьшало прочность полотна. Традиция вязания иглой сохранялась в местностях с суровым климатом вплоть до конца 20 века.

В центральной и южной Европе датируется 13 веком. В гробницах принцев из рода де ла Серда в аббатстве Санта-Мария-ла-Реаль-де-Лас-Хюлгас обнаружены вязаные из шелковых нитей перчатки и наволочки. Причём плотность вязаного полотна наволочек сравнима с плотностью современного трикотажа машинной вязки - около двадцати петель на дюйм.

В 16 веке в Испании было широко распространено вязание чулок, тогда же пришла мода на вязаные перчатки. Первая гильдия, объединяющая вязальщиков, была создана в Париже в 1527 году. Вязальная машина для изготовления чулок была изобретена в Англии священником Уильямом Ли в 1589 году.

Интересно, что вязание сначала было мужским ремеслом, и мужчины боролись с женской конкуренцией специальными договорами. В 1612 году Пражские чулочники заявили, что под страхом денежного взыскания не примут на работу ни одной женщины! Лишь позднее, когда вязание широко распространилось, им стали заниматься прежде всего женщины. И все равно мужчины не потеряли интереса к вязанию. В 1946 году национальный американский конкурс по вязанию крючком выиграл мужчина, а приз — Золотой крючок — ему вручала лично Эсте Лаудер.

Начиная с 16 века вязаное кружево, предметы одежды и домашнего обихода пошли «гулять по Европе», а в 19 веке это искусство стало поистине ювелирным. Вязаные изделия того времени, сохранившиеся в музеях и частных домах, восхищают красотой и изяществом, поражают трудоемкостью и мастерством. Наибольшее развитие вязаные кружева получили в Ирландии. Взяв за пример очень дорогое брюссельское кружево, которое им было не по карману, бедные и неграмотные ирландские крестьянки довели искусство вязаного кружева до уровня шедевров. Так называемое ирландское кружево и по сей день в большой цене.

В странах с суровым климатом женщины проводили долгие зимние вечера, вывязывая теплую, красивую и оригинальную одежду для домочадцев. Южанки спасались от солнца шляпами, зонтиками, шалями и перчатками, связанными своими руками, которые не требовали больших затрат на их изготовление — только нитки и крючок. Имея эти принадлежности можно связать все что угодно: скатерти, салфетки, постельное белье, одежда, обувь и игрушки, занавески на окна и полотенца, коврики, сумки, шляпы и перчатки, одеяла, покрывала и подушки, даже некоторые предметы мебели и ювелирные украшения.