Племя мурси - одно из самых недружелюбных племен африки. Страшные обычаи Мурси (17 фото)

Культура и традиции каждого племени своеобразны и по-своему уникальны. Взять, к примеру, племя короваи из Новой Гвинеи, обитатели которого строят свои жилища на деревьях, на высоте от 20 до 50 м, а также практикуют каннибализм. В высокогорьях Папуа -- всё той же Новой Гвинеи живёт племя баруйя, которое до 20 века было изолировано от остального мира. Общество баруйя в высшей степени патриархальное и построено вокруг мифа, что всё сущее создано из спермы. Женщины в этом племени считаются «бракованными» людьми и не обладают никакими правами. Юноши же с 8-летнего возраста отделяются от матерей и воспитываются отдельно до 20 лет. Женщины северо-австралийского племени Тиви выдаются замуж при рождении. Также интересен свадебный обычай племени, которое живет в скалистых районах Атлантического побережья. Мужчина, желающий вступить в брак, должен всю ночь простоять на обрыве попеременно то на левой, то на правой ноге. А яркий индийский обычай обязывал невесту в брачную ночь отдаваться не только жениху, но и всем желающим гостям. Любопытно, что в одном племени индейцев в Северной Америке теща не имеет права видеть зятя со дня свадьбы до своих последних дней.

Таких удивительных по своему жизненному укладу племён достаточно много, но наибольший интерес вызывает племя Мурси. Остановимся на нём подробнее.

Племя Мурси

В Эфиопии живет одно из самых необычных племен мира, насчитывающее 6000 человек -- Мурси. Они считаются самой агрессивной этнической группой. Все мужчины ходят с автоматами Калашникова, которые им нелегально передают через границу. К тому же они начинают выпивать с самого утра, и, ближе к обеду, становятся неконтролируемыми.

Те воины племени, которым не досталось автоматов, или кто их просто оставил в своем жилище, носят с собой палки. При помощи этих палок они доказывают свое лидерство. Тот, кто на него претендует, должен забить до полусмерти своих конкурентов.

Племя это, наверное, принадлежит к мутантам негроидной расы, потому что значительно отличается своим видом от привычных стандартов красоты. Как мужчины, так и женщины -- низкорослы, ширококостные и кривоноги. Низкие лбы, сплюснутые носы, короткие шеи. Тела дряблы и болезненны на вид, с отвисшими животами и сгорбленными спинами. Волос на головах почти нет, а потому все женщины-мурси постоянно носят замысловатые головные уборы сложной конструкции, изготовленные из веток, грубых кож, болотных моллюсков, высохших плодов, мёртвых насекомых, чьих-то хвостов и какой-то вонючей падали. Их сморщенные, жеваные лица, с маленькими, узкопосаженными глазками имеют чрезвычайно злобный и настороженный вид.

Уникальное «украшение» лица, которое они используют, является совершенно необычным, даже для диких людей. Дело в том, что ещё в юном возрасте их девочкам прорезают нижнюю губу, и начинают вставлять туда деревянные чурбачки, всё более и более крупного диаметра.

За несколько лет дыра в губе постепенно увеличивается всё значительней. В день свадьбы в неё вставляют «тарелку» из обожженной глины, называемую дэби, о назначении которой речь пойдёт позже. Диаметр такой посудины в губе может достигать 30-ти сантиметров, превышая диаметр самой головы! Правда, традиция носить тарелки появилась вовсе не из красоты, скорее наоборот.

Когда эфиопов пленили, забирали в рабство, они насильно себя калечили, чтобы их не брали. Сейчас же размер тарелки является мерилом красоты. Чем больше тарелка, тем больше скотины дадут за невесту. У девушек мурси всегда есть выбор, делать отверстие в губе или нет. Но за девушку без растянутой губы дают очень маленький выкуп.

Если такую тарелку вытащить, то наружный край губы под дыркой отвисает вниз на 10-15 см. в виде своеобразного круглого жгута. У многих мурси нет передних зубов, чтобы тарелка о передние зубы не стучалась и в этой щели постоянно, словно гнилое жало, торчит кончик потрескавшегося, кровоточащего языка.

Есть у женщин мурси и иные, не менее странные и жуткие украшения, висящие на сплюснутых шеях. Это монисты, набранные из костей ногтевых фаланг человеческих пальцев, называемые нэк. В норме, у обычного человека имеется по 28 таких косточек. На каждую из них пошло не менее четырёх-шести кистей рук. К тому же, у некоторых «дам» висит по нескольку штук подобных, ужасающих взгляд ожерелий. Они жирно блестят и издают приторный прогорклый запах -- они ежедневно натирают каждую косточку монист топлёным человеческим жиром.

Они начинают там развиваться, но организм, вступая в борьбу с пришельцами, осумковывает «чужих» своей соединительной тканью и те, в конце-концов, погибают, оставляя под кожей свои, различные по размерам и формам, могилы-желваки. Зная это, мурси специально чередуют места их внедрения между собой, в зависимости от того окончательного «узора» на коже, который хотят получить. Практически за любой проступок жрица племени отрезает кисти рук у нарушившего законы мужчины (тут сразу вспоминаются нэки).

Согласно традициям этого мистического племени, все его женщины являются Жрицами Смерти. По вечерам, в своей хижине они готовят, сначала, какое-то, относительно лёгкое наркотическое зелье, растирая в порошок сушёные плоды особого болотного ореха. Насыпав его на вдетую в губу тарелочку-дэби, каждая женщина приближает наркотическое яство к губам собственного мужа и они оба начинают одновременно слизывать его (при этом жена высовывает язык через дыру между зубами). Эта часть ритуального обряда называется «поцелуй смерти». Кстати, привычный для нас способ целоваться они вообще не используют.

Затем, в тлеющий очаг бросается пучок какой-то дурманящей травы, которая начинает испускать вверх струйки желтоватого дыма. Мужчина поднимается на жерди «антресолей» и ложится над очагом таким образом, чтобы струйки сладкой курильни поднимались прямо к его лицу. Ложится он не просто так, а поместив голову на углубление особой подставочки-подушечки. Эта небольшая штуковина, напоминающая формой катушку, называется бркута и делается из древесины тайного растения. Около двух десятков таких удивительных приспособлений для сна хранится в хижине Верховной Жрицы племени, зовущейся -- Срэк.

Срэк натирает каждую из них одним из своих многочисленных зелий и наговаривает особым индивидуальным заклинанием. В итоге, каждая бркута становится носителем какого-то, совершенно конкретного сновидения! Это может быть «фильм» об удачной охоте, или ночи любви, о вкусном обжорстве, или победной битве с врагами и т.п. По просьбе мужа, жена каждый вечер приносит ему деревянный подголовник с тем видением, которое он хочет увидеть перед возможной смертью. Эта часть обряда называется «сон смерти» и название это вовсе не случайно. Пока мужчина сладко грезит в дыму дурмана, жена готовится дать ему яд.

Этот смертельный порошок Верховная Жрица племени готовит из тех самых нижних зубов, выдернутых у женщин, настаивая их на сложном зелье из девяти трав, растущих на кочках мёртвых топей Лотагипи. Спустя некоторое время, женщина-мурси поднимается к спящему мужу и вдувает ему в рот смертельный порошок со своей губной тарелочки. Эта часть мистического обряда называется «укус смерти». Но на этом страсти не заканчиваются. Отравив мужей, все Жрицы смерти собираются в хижине Срэк и проводят там какой-то таинственный обряд.

Зловещий ритуал завершается действом, которое мы прозвали «рулеткой смерти, а сами мурси называют его -- «дар смерти». Верховная Жрица обходила все хижины деревни, поднимаясь к отравленным мужчинам и кладет им в рот спасительное противоядие, порции которого и находятся в её ожерелье, украшающее её сложную «причёску». И никто кроме неё и Бога Смерти Ямда, чью волю и выполняла Верховная жрица, не знает: всем мужчинам племени велено жить дальше, или не всем. Бывали случаи, когда Срэк не давала кому-то из них антидот. Тогда она, выйдя из хижины, рисует на загубной тарелке его жены белый крест. Такая женщина оставалась вдовой на всю оставшуюся жизнь и имела большое уважение в племени, как жрица, исполнившая свой долг перед всемогущим Ямда.

После естественной смерти, тела таких вдов помещаются в обрубок полого ствола и подвешиваются на ветки особых деревьев. Тела же всех иных соплеменников, как мужчин, так и женщин, вывариваются. Мягкие ткани и бульон идут на еду, всяческие зелья и амулеты. Скелетами же соплеменников, мурси выкладываю свои тайные тропы в опасных болотах, что бы не проваливаться.

Однако, то, что нам может показаться дикостью, для аборигенов благо. Племя мурси -- служители Бога Смерти. Их вера говорит, что тела мужчин-мурси (земная плоть) являются своего рода ритуальной «тюрьмой» Бога Ямда, в которую он заключает Души своих помощников -- Демонов Смерти, в случае их какого-либо неповиновения. И белые полосы, которыми разрисовывается тело, символизируют оковы плоти, временно сдерживающие мятежный Дух.

Методично убивая плоть мужчин систематической дачей им наркотического яда, женщины-жрицы словно разрушают эти физические земные оковы, приближая час освобождения, для томящихся в них, высших духовных Сущностей. Сами же они -- простые Духи Тьмы, посланные сюда для выполнения мистических ритуальных обрядов и имеющие право вернутся к своему Властелину -- только после естественной гибели полученного тела. Добро не существует без зла, свет -- без тьмы, а жизнь -- без смерти. И каждый человек в своей земной жизни служит одной из противоположных сил, исполняя предназначение, данное ему Создателем. И не нам судить о том, чей путь и вера правильнее. Древнее племя мурси просто исполняет свой долг.

Об этом африканском племени длительное время не было достаточно достоверной информации, ведь оно обитало в довольно труднодоступном районе и весьма агрессивно воспринимало появление на своей территории любых чужаков. Даже сейчас племя мурси многие считают самым жестоким и кровожадным на Черном континенте.

Очень опасные соседи

Племена, проживающие рядом с мурси, считают их весьма опасными и непредсказуемыми соседями, от которых вряд ли можно ожидать чего-нибудь хорошего. Ученые относят мурси к нило-сахарской лингвистической группе, считают также, что они отделились от большой этнической группы сурма. Мурси проживают между реками Омо и Маго, на территории национального парка Маго, основанного в 1979 году. На западе мурси соседствуют с племенем сурма, с которым у них довольно неплохие отношения, заключаются даже межплеменные браки.

А вот другие соседние племена (ари, каро и боди) видят в мурси весьма опасных и агрессивных соседей. Например, в 1974 году, когда на территории проживания этих племен царила сильная засуха, между мурси и боди вспыхнул конфликт за обладание районом Мара. Этот район первоначально принадлежал боди, но мурси победили и заселили его. Понятно, что боди, да и другие соседние племена, относятся к мурси с нескрываемой опаской.

Сейчас племя мурси занимает территорию площадью около 2 тысяч кв. км, его численность, по разным оценкам, колеблется от 6,5 до 7 тысяч человек. Мурси весьма жестко охраняют свою территорию от любых чужаков, особо не раздумывая над применением оружия, временами дело доходит даже до вооруженных конфликтов; правда, о них порой никто не узнает, ведь в тех краях нет ни полиции, ни связи, ни вездесущих журналистов.

Мурси успешно занимаются скотоводством, благодаря количеству скота (коров и овец) племя считается наиболее богатым в регионе. Также они выращивают ряд злаковых культур и охотятся на диких животных; правда, с последним после образования национального парка Маго стало гораздо сложнее. Питаются мурси в основном сухой кашей из перетертого маиса или сорго, в которую они могут добавлять молоко или кровь животного. Мясо появляется в их рационе только по очень большим праздникам. Кстати, кровь они забирают из раны на шее коровы, не убивая животное.

В последнее время туристы посещают это экзотическое африканское племя все чаще, их привлекает возможность сделать уникальные снимки местных красоток, в нижнюю губу которых вставлены керамические тарелки. Обычно посещение племени происходит организованно, туристическая фирма предоставляет для этой цели джип с водителем, вооруженного охранника и гида, уже наладившего контакт с вождями племен этого района. Местные власти категорически не рекомендуют посещать мурси самостоятельно без сопровождения и охраны; по их словам, из такого путешествия можно просто не вернуться…

Тарелка в губе или пирсинг по-африкански

Пожалуй, наибольшую известность мурси принесли их женщины с керамическими тарелками, вставленными в нижнюю губу. Кроме племен мурси и сурма никто в мире не практикует столь экзотический пирсинг, значительно уродующий лицо. Историки считают, что возникновение этого обычая связано со временами процветания работорговли. Чтобы девушка не представляла для работорговцев никакого интереса, ее намеренно уродовали, покрывали тело шрамами, вставляли пластину в нижнюю губу, обривали волосы. Хотя угроза попасть в рабство давно исчезла, обычай остался, и теперь величина вставляемого в нижнюю губу диска является у мурси своеобразным мерилом стоимости невесты и ее социального статуса.

Пластина, напоминающая керамическое блюдце и вставляемая в нижнюю губу девушки, называется «дэби». Чтобы «вживить» это украшение, еще юной девочке прорезают часть нижней губы и начинают вставлять в разрез деревянные кругляши, постепенно увеличивая их диаметр. Доходит до того, что наиболее преуспевшие в этом африканском пирсинге могут вставить в нижнюю губу тарелку диаметром в 30 сантиметров! Чем больше тарелка, тем сексуальнее считается местная красавица. Для красоты «дэби» покрывают узором.

Можете провести небольшой опыт: оттопырьте нижнюю губу и приложите к ней край тарелки, затем попробуйте с ней походить. Вы заметите, что временами тарелка будет ударять по нижним зубам, доставляя вам весьма неприятные ощущения. Вот поэтому у красоток мурси часть нижних зубов удаляют! Если добавить к этому, что женщины мурси бреют волосы на голове и выглядят почти лысыми, а их носы сплющены, а ноги нередко кривые, то для цивилизованного человека их привлекательность сводится не только к нулю, но и уходит в глубокий минус. Это я еще не упомянул об отвратительном запахе, от них исходящем, причиной которого является специальная мазь от насекомых, и о шрамах, украшающих их тела. И вот, чтобы взять такую красотку в жены, семья жениха должна отдать ее родителям не менее десятка коров и автомат Калашникова.

Можно добавить, что среди мурси также практикуют женское обрезание, вдобавок на представительницах слабой половины человечества в этом племени лежит ответственность за выполнение ряда не очень легких работ. Кроме ухода за детьми и приготовления пищи они обязаны строить жилье и доставлять воду из ближайшего источника пресной воды. Стоит отметить, что цивилизация все же оказывает определенное влияние на племя мурси. Так, некоторые девушки уже отказываются от тарелки в нижней губе без опасения остаться навечно незамужней. Вместо нижней губы они вставляют тарелки в разрезы, сделанные в мочках ушей. Кстати, свои головы они украшают немыслимыми «париками», сооруженными из веток, перьев и обрывков шкур.

Без штанов, но с автоматом

Основные занятия сильной половины племени мурси - это выпас скота и охрана деревни, а также территории, занимаемой племенем. Мужчины также ведут военные действия, когда возникают межплеменные конфликты. Главным их оружием является автомат Калашникова, автоматы они покупают в Судане, где этого добра достаточно. Те, у кого не хватает средств на автомат, носят длинные палки или копья.

Нередко можно увидеть снимки, где абсолютно голые мужчины мурси гордо держат в руках автомат. Хотя сейчас уже практически все мужчины племени повязывают вокруг бедер кусок ткани, но ни нижнего белья, ни штанов они до сих пор не носят. Определенную известность в мире им принесли довольно жестокие бои на палках. Для мурси это и спорт, и развлечение, и своеобразная боевая подготовка. Главная цель поединков заключается в предоставлении молодым мужчинам возможности показать свои ловкость, силу и отвагу.

Бойцы наносят друг другу удары двухметровыми палками, пока один из них не упадет на землю. Они стараются не нанести сопернику серьезных повреждений, ведь его смерть серьезно карается. Случайно убивший соперника лишается всего своего имущества и изгоняется из деревни. Победители поединков вновь и вновь сходятся между собой, пока из них не остается только один, он получает право жениться. Ежегодно проводится большой праздник «Донго», к которому готовятся несколько недель. В его ходе выбирают самого сильного воина, также проводится и инициация юношей, которые с помощью поединков на палках завоевывают право называться мужчинами.

Как и женщины, мужчины мурси с помощью личинок покрывают свое тело шрамами; правда, их «тату» - это не украшение, а знаки воинской доблести. Они выглядят в виде подковы - одна «подкова» за убитого врага. Если враг был мужчиной, «подкову» наносят на правую руку, если женщиной - на левую. Чтобы подчеркнуть свое мужество и статус, наиболее доблестные воины носят серьги с клыками диких зверей. Практикуется также раскраска тела и лица, она подразделяется на боевую (в случае военного конфликта) и праздничную.

В племени мурси применяется довольно суровое наказание за различные провинности (воровство скота, утвари, оружия, патронов и т. д.): преступнику просто отсекают кисть руки. Если судить по монистам из костей ногтевых фаланг человеческих пальцев, которые иногда можно увидеть на шеях женщин мурси, отсеченные кисти не пропадают даром… Иногда с выявлением виновного возникает проблема, тогда всех мужчин племени заставляют переступить через лежащее на земле копье; считается, что тот, кто не захочет признаться перед этой процедурой, в ближайшую неделю умрет в страшных муках.

Надо отметить, что магия играет в жизни племени значительную роль. С помощью магических заклинаний мурси лечат болезни, раны, «заказывают» дожди, навлекают бедствия на своих врагов. Когда случается нечто, угрожающее благополучию племени, жрец приносит в жертву белую козу, которую сжигают на костре. Можно найти упоминания о том, что у мурси процветает культ смерти. По их представлениям, в мужских телах бог смерти Ямда заключил своих провинившихся демонов. Часть ритуалов мурси связана с приближением освобождения этих сущностей.

С каждым годом цивилизация все больше влияет на это африканское племя, через территорию мурси власти прокладывают дорогу, все чаще у них появляются туристы. Не исключено, что лет через 20 -30 от самобытности мурси не останется и следа.

5811

МУРСИ - ЛЮДИ С ТАРЕЛКАМИ В ГУБАХ

Говоря о племени мурси, часто рассказывают, что женщин изначально "уродовали" для того, чтобы они были непривлекательными для работорговцев. Отсюда, мол, и пошла традиция растягивать нижнюю губу и вставлять в нее "тарелки" диаметром 10-15 см и - изредка - до 30 см. Красивый миф, не более того, опровергаемый рядом этнологов, изучавших это эфиопское племя из долины реки Омо. В частности, Шона ЛаТоски, посвятившая исследованию мурси продолжительное время и жившая среди них, указывает, что у самих мурси нет никаких рассказов, подтверждающих миф. Также нет и исторических источников, в которых бы упоминалось, что мурси когда-либо вообще подвергались преследованию со стороны работорговцев, что объясняется удаленностью и труднодоступностью их территории в тот период.

Следовательно, единственное объяснение существования данного обычая кроется в эстетическом. Как отмечает ЛаТоски, девушки мурси в возрасте около 15 лет задумываются о том, чтобы проколоть себе нижнюю губу, что обычно делает мать или другая женщина из семьи. Процесс растягивания происходит постепенно и занимает от нескольких месяцев до нескольких лет. В это время девушка носит деревянные заменители "тарелок", постепенно увеличивая их диаметр.

До каких размеров растягивать нижнюю губу также определяется девушками самостоятельно. При этом они исходят не только из собственного желания, но и из физиологических особенностей; у некоторых девушек губы не в состоянии вместить слишком широкую тарелку.
Существует два типа губных "тарелок" - глиняные (мн.ч. dhebinya) и деревянные (burgui). Первый тип изготавливают сами девушки и женщины. Деревянные "тарелки" делают исключительно мужчины и их носят либо молодые девушки, либо незамужние женщины. При этом, по словам информантов ЛаТоски, отношение девушек мурси к деревянным "тарелкам" можно описать как "вещь, вышедшая из моды".

Глиняные "тарелки", в свою очередь, подразделяются на несколько типов в зависимости от дизайна и цвета. Четыре основных типа, выделяемых ЛаТоски, это: красные (dhebi a golonya), рыжие (dhebi a luluma), черные (dhebi a korra) и естественного цвета, "белые" (dhebi a holla).

В настоящее время, то есть в период с 2004 по 2010 год, когда проводились исследования, девушка мурси может отсрочить прокалывание и растягивание нижней губы до момента своего замужества.

МУРСИ И ТУРИСТЫ. НЕПРОСТЫЕ ОТНОШЕНИЯ ФОТОГРАФОВ И МОДЕЛЕЙ

К вопросу о назойливом "попрошайничестве" мурси, так часто фигурирующем в рассказах туристов.
Дэвид Тёртон, занимавшийся исследованиями мурси, в одной из своих статей в "Антропологии сегодня" за апрель 2004 года через диалог раскрывает непростые отношения, которые складываются между племенами Южной Эфиопии и туристами, приезжающими за экзотикой.

ДТ: Скажи, что вы думаете насчет того, что к вам приезжают туристы на машинах, чтобы фотографировать вас и снимать видео? Только честно.
Мурси: Мы говорим "Это их дело". Те, кто приезжает, относятся к категории людей, которые делают фотографии. Это вещи "белых". Что мы знаем об этом? Это ты один из тех, кто знает. Мы живем здесь, а они приезжают, чтобы сделать фотографии. Есть такие, которые фотографируют и тут же появляется изображение наших тел. Если это плохо, скажи нам.
ДТ: Меня интересует, что именно вы думаете об этом, а не то, что говорят белые.
Мурси: Что мы думаем? Мы не знаем. Они не говорят на нашем языке, поэтому мы не можем спросить у них, зачем они делают фотографии. Но мы можем спросить у тебя, ведь ты говоришь на языке мурси. Они приезжают с "кучумба", которые всегда остаются сидеть в машинах. И когда туристы заканчивают фотографировать, они увозят их. Мы спрашиваем себя, зачем они делаю фотографии? Чтобы узнать нас? Или для чего?
Должно быть те, кто делает фотографии, не знают, как правильно вести себя, как жить. Даже старые женщины приезжают к нам и делают фотографии. Это нормально для белых, они всегда так себя ведут? Вот о чем мы спрашиваем себя.

ДТ: Вот это то, о чем вы сами задумываетесь!
Мурси: Скажи нам, зачем они фотографируют? Они хотят, чтобы мы стали их детьми? Или зачем? Зачем они фотографируют?
Если они приезжают к нам только для того, чтобя сделать фотографии, то они должны платить нам, не так ли? Но они не хотят.
ДТ: Да, это плохо. Это сердит вас?
Мурси: Да. Они делают множество фотографий, дают нам чуть-чуть денег, садятся в машины и уезжают. Да, белые люди воры.
ДТ: Да, это плохо. А "кучумба"? Они отличаются от белых?
Мурси: Да, они не делают фотографий. Они только просят у нас еду: "Дайте нам козу". И мы даем. Когда приезжает много белых, мы даем коз кучумба за то, что они привезли нам белых. Это вроде платы. В твоей стране вы ведь платите?

ДТ: Да, конечно.
Мурси: Кучумба больше похожи на нас. А эти "вещи" (фотографии) из твоей страны, где растут железные кровати (улыбается). Дай нам машину и мы поедем в твою страну, чтобы делать фотографии белых.

АРБОРЕ

В деревне Арборе живут представители народности арборе, относящиеся к Афро-Азиатской лингвистической группе. Всего насчитывается примерно 4,5 тысяч людей арборе.

Кроме внешних отличий, они отличаются от других племен многочисленными разноцветными бусами. Женщины арборе обычно покрывают голову черными платками. Во время ритуальных танцев арборе поют, что по их мнению, очищает их от накопившейся отрицательной энергией.

На смену ей приходит положительная энергия, приносящая удачу. Являясь скотоводами, арборе измеряют свое благосостояние поголовьем скота.

ХАМЕР

Хамер, или бешада - довольно большая народность, насчитывающая примерно 35-50 тысяч человек, которая заселяет восточную часть низины долины Омо. Очень схожи с бенна. Хамер вляются мусульманами-суннитами, однако, до сих пор, сохранилось много элементов их традиционной религии. Они полагают, что природные объекты имеют душу. Также они верят в джинов, или духов, которые способны принимать вид человека или животных и имеют сверхъестественное влияние на людей.

Отличительными чертами хамер являются высокие скулы, сложные костюмы, украшенные бусами, каури и кожей, и толстые медные ожерелья. Основой их культуры является скотоводство. Это отражается в их языке хамер-банна, где существует, по крайней мере, двадцать семь слов для обозначения различных оттенков цвета и структуры кожи скота. В отличие от детей других народностей Эфиопии, племена хамер, каро, бенна, и некоторые другие ведут себя достойно. Их дети не просят денег.

Им самим интересно пообщаться, пощупать, потрогать белого человека. Зачастую они ведут себя лучше туристов, которые к ним приезжают.

Важным элементом скотоводческой культуры хамер является обряд "бег по спинам быков". Этот обряд проходят мужчины, достигшие совершеннолетия, перед тем как получить разрешение на женитьбу. Будущий мужчина должен четыре раза пробежать по спинам быков, стоящим в ряд. Будущий мужчина выполняет обряд голым, что символизирует детство, которое он собирается покинуть. Сложность заключается не столько в самом перепрыгивании, сколько в том, что коровы не всегда стоят на одном месте. После успешно прохождения обряда молодой человек причисляется к разряду "маза". Не сможет - будет еще год ждать и тренироваться.

Процедура вступления в брак у хамеров проста. Жених сговаривается с отцом невесты о размере выкупа. В среднем жена стоит 8-10 коров. Для Эфиопии это целое состояние, и далеко не каждый мужчина может позволить себе иметь супругу. После уплаты выкупа жених забирает девушку из дома родителей и, независимо от того, какой по счету женой она является, строит ей отдельный дом. Туда она приносит свое приданое, состоящее обычно из одежды, нескольких мешков зерна, десятка кур и других мелочей, необходимых для обустройства быта. Сам супруг своего отдельного дома, как правило, не имеет и ведет полукочевой образ семейной жизни, проживая попеременно в домах своих жен, которые ставятся неподалеку друг от друга, часто даже в одном большом огороженном дворе. В случае если жена умирает вскоре после вступления в брак, муж вправе потребовать от ее родителей вернуть выкуп. Но чаще этот вопрос решается по-другому: если в семье невесты имеется другая дочь, достигшая брачного возраста, то вдовец взамен умершей получает ее. Если же девочка еще слишком мала, то родители заранее обещают ее зятю. За добрачным поведением помолвленной строго следят, в противном случае семье придется возвращать выкуп. Вдовы, обычно, не вступают в повторный брак.

КАРО

Каро - самое малочисленное племя на юге Эфиопии, а возможно и в мире. Их насчитывается всего 250-1 500 человек. Деревня стоит на красивом обрыве над рекой Омо.

Жители племени традиционно занимаются животноводством и собирательством. По своим традициям, культуре и языку каро близки хамерам. Каро по праву считаются лучшими мастерами по разрисовке тел, особенно по подготовке к танцам и праздникам.

Каро нравится строгий геометрический стиль - полоски, круги, спирали. Для рисунков на теле используются природные материалы: мел, железная руда, отложения охры, уголь. Обычно рисунки, которые наносятся на тело, руки, ноги и лицо, повторяют природные мотивы - пятнистую шкуру леопарда или светло-серые крапинки на темном оперении цесарок, или ладони человека.

КОНСО

Центром области является город Консо, также известный как Карати, расположенный на высоте 1 650 метров на реке Саган. Около 150 тысяч человек консо населяют эти засушливые гористые местности. Ближайшие соседи - скотоводческий народ борена, родственный им по языку. В отличие от большинства народов Эфиопии, консо издавна живут в городах, каждый из которых управляется независимым советом старейшин. Социальный статус человека определяется его возрастом, точнее принадлежностью к определенному поколению. Существуют 9 кланов. Глава клана является одновременно его жрецом. Ремесленники составляют отдельную замкнутую социальную группу. Полигамия практикуется только в зажиточных семьях, большинство же мужчин консо довольствуются одной женой.

Основное занятие консо - интенсивное земледелие с использованием террас и ирригации (маис, сорго, тефф). На продажу выращиваются хлопок и кофе.

Скот держат в загонах, предохраняя этим вытаптывание полей. Навоз используется в качестве удобрения. Используют молоко и мясо крупного рогатого скота и мясо овец и коз, как продукты питания. Но основная пища - растительная, другие животные - табу. Женщины одеты в характерные юбки с цветными продольными полосками преимущественно оранжево-синего диапазона.

Область Консо известна скульптурами "вага". Вага вырезается из дерева в память покойных великих воинов, на которых изображается подвиг. Вага размещаются на месте, где был похоронен воин. Композиция обычно включает много фигур - фигуру покойного, его жен и детей, а также фигуры убитых врагов или зверей.

Обычно на лбу вага вырезается фаллический символ. Увидеть старинные вага можно теперь довольно редко, они давно стали предметом купли-продажи. А традиция их возведения отмирает. Этому способствуют миссионеры, упорно борющиеся с древними языческими культами.

Женщина мурси

Ошибка Lua: Внутренняя ошибка: Интерпретатор завершил работу со статусом.

Женщина мурси

Образ жизни

Племя мурси живет в чрезвычайно труднодоступной области, между реками Маго и Омо . Основное занятие мурси – скотоводство, однако постепенно они начинают выращивать все больше и больше полезных растений.

Работа женщин мурси

Мурси считается одним из наиболее богатых племен региона, что определяется количеством скота. По большому счету, каждый важный социальный акт заключается здесь при помощи скота, например, для того, чтобы взять девушку в жены, семья жениха платит отцу невесты "даури" – как правило, это 30-40 голов скота и ружье. Эта традиция характерна для всех племен Омо, и именно поэтому рождающиеся девочки считаются здесь неплохой гарантией благосостояния семьи.

Женщина племени мурси

На женщинах лежит основная часть тяжелых работ: они ответственны за строительство домов, уход за детьми, приготовление пищи и доставку воды в деревню из ближайшего источника или русла реки. Мужчины племени мурси – скотоводы и заняты выпасом и охраной деревни. На мужчинах лежит также защита деревни в случае межплеменных конфликтов.

Рацион

Основная еда мурси – сухая каша, приготавливаемая из перетертого маиса или сорго. Иногда к ней добавляется молоко и кровь животного, забираемая свежей непосредственно из раны на шее коровы (животное при этом не убивается), либо уже набранная ранее и хранящаяся в калабасах. Мясо мурси практически не едят, употребляя его только на крупные праздники.

Внешний вид

Мужчины мурси

Мурси – высокие и худосочные, обладающие репутацией агрессивных людей, прекрасно владеющих местными боевыми искусствами.

Женщины мурси легко опознаются и известны огромными керамическими тарелками, которые они вставляют в нижнюю губу. Существует много споров, для чего мурси практикуют этот ритуал, и, судя по всему, его корни уходят в несколько столетий назад, когда племя было вынуждено уродовать своих женщин, дабы те не были угнаны на рынки рабов. Постепенно эта традиция изменила свое значение, и сегодня чем больше тарелка в губе у мурси, тем она считается красивее и уважаема мужем и племенем.

Пирсинг нижней губы мурси делают юным девушкам, достигшим 12-13-летнего возраста. Вначале в губу вставляется небольшая деревянная шайба, размеры которой постепенно увеличивают, растягивая губу женщины, а затем меняют на керамические блюдца. Для того, чтобы вставить его в губу девушки, ей выбивают нижние зубы.

Ошибочно полагать, что мурси постоянно ходят с огромными тарелками в губах – они слишком тяжелы и некомфортны. Женщины племени вставляют их только во время важных событий, таких как прием гостей, подача еды мужу, праздники и т.д. В остальное время тарелку из губы мурси вынимает.

Шрамирование – еще одно распространенное украшение у мурси. Мужчины наносят шрамы на левое плечо, чтобы показать, что они достигли возраста бракосочетания и стали полноценными воинами. Женщины украшают узорами из шрамов грудную клетку для красоты.

Женщины также носят много украшений, в основном, металлические браслеты, мужчины могут носить браслеты из бивней и волоса слона, обитающего в заповеднике Маго.

И мужчины, и женщины племени мурси коротко стригут волосы, выбривая на черепах разнообразные орнаменты и используют различные дизайны.

Традиционной одеждой мурси всегда были козьи шкуры, однако последнее время все больше и больше мурси переодевается в более легкие хлопковые накидки, которые покупают на рынках. Сегодня уже все мужчины повязывают разноцветные ткани вокруг бедер, женщин мурси все еще можно встретить в одежде из шкуры, однако и они все больше и больше предпочитают пользоваться тканями.