Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Репка». Тема: «Ранняя весна. Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с природой в старшей группе « Весна

ландыш аглиева
Занятие по развитию речи в старшей группе «Весна»

Тема : «ВЕСНА » .

Программное содержание :

Образовательные задачи :

Закрепить образование множественного числа имени существительных и согласовывать изменения прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;

Активизировать и обогащать словарь детей понятиями, обозначающими весенние явления и поведение животных весной ;

Закреплять умения детей отвечать на вопрос полным предложением.

Развивающие задачи :

- развивать у детей мышление путем уточнения и систематизирования представлений детей о весенних изменениях в природе;

- развивать связную и объяснительную речь.

Воспитательные задачи :

Воспитывать уважительное отношение к ответам сверстников;

Способствовать формированию интереса и любви детей к природе, учить замечать изменения в ней.

Предварительная работа : наблюдение за природой на прогулках, чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций о весне .

Организация детей : по подгруппам .

Словарная работа : весна - красна , капель, набухают почки, сокодвижение, ручьи, вьют гнёзда, проталина, просыпаются от спячки.

Методические приемы : художественное слово (стихи про весну , вопросы, игровые, анализ.

Индивидуальная работа : С Егором и Лианой согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.

Материалы к занятию : мнемотаблица «Весна » ; иллюстрации с изображением природных явлений в разные периоды весны , птиц; мяч.

Ход занятия:

1. Вхождение в день.

Здравствуйте! – Ты скажешь человеку

Здравствуй! – Улыбнется он в ответ

И, наверно,

Не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

Здравствуйте ребята! Я очень рада видеть вас. Давайте поздороваемся на трех языках : исэнмесез, здравствуйте, хеллоу.

Воспитатель : На дворе звенит капель,

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник,

Стали птицы песни петь,

И расцвел подснежник.

С. Маршак.

О приходе какого времени года эти стихи?

Дети : о весне .

Воспитатель : Да! Правильно! Впереди нас ждет лето, и я хочу чтобы мы еще раз вспомнили о весне , о её характерных признаках. А Вы любите весну ?

Дети : Да!

Воспитатель : Сегодня у нас необычное занятие . Мы собрались, чтобы вместе порадоваться весеннему солнышку, теплу и птичкам, которые прилетают с юга. Давайте все улыбнемся и скажем : «Здравствуй, весна А какие признаки весны вы знаете ?

Дети : Солнце светит ярко! Тают сосульки. Появляются лужи, в них можно пускать кораблики. Возвращаются перелетные птицы. Зеленеет травка.

Воспитатель : А вы знаете, сколько месяцев длится весна ? А сейчас поиграем в игру “Доскажи словечко”.Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы должны угадать какое слово пропущено.

Прошла зима

И каждый рад.

Спешит весна ,

И месяц … (март)

За ним другой стучится в дверь,

Он называется … (апрель)

И третий месяц вспоминай,

Как называется он… (май)

Молодцы, дети как хорошо вы знаете весенние месяцы, а теперь давайте поиграем в словесную игру «Весенние месяцы» .

Воспитатель : Ребята, посмотрите на доску. Здесь вы видите таблицу с рисунками.

1. Каким весной становится небо ? (Голубое, светлое, безоблачное) .

А солнце? (Тёплое, яркое, ласковое, весеннее) .

2. Что происходит со снегом? (С наступлением тёплых дней на снегу появляются проталины (место где стаял снег и открылась земля, снег начинает таять, текут ручьи).

3. Что вы видите на третьей картинке? (с крыш свисают сосульки)

Кто из вас, ребята, знает, что такое капель? (Сосульки быстро тают под теплыми солнечными лучами, и капельки воды часто-часто капают с крыш).

4. Что вы видите на четвертой картинке? (на деревьях набухают почки)

Правильно. В это время вся земля пропитывается влагой, у деревьев и кустарников начинается сокодвижение - от корней к каждой веточке поступает сок, который питает каждую почку. Они увеличиваются в размерах, набухают.

5. Что вы видите на следующей картинке? (Прилетели птицы из теплых краев) . Каких птиц вы знаете, которые прилетают к нам из теплых стран? (грачи, ласточки, скворцы, жаворонки) .

7. Чем озабочены птицы? (Птицы вьют гнезда) .

8. Что вы видите на этой картинке? (Просыпаются животные, насекомые выползают из своих убежищ) . Правильно. Жучки, пауки, куколки насекомых всю холодную зиму провели под корой деревьев, прятались в старых пнях , в земле, под опавшей листвой – они были неподвижны. Отогревшись, они выползают из своих убежищ. Зимой птицы питались сохранившимися семенами растений, но этого им было мало. Вспомните, чем мы им помогали? Весной появляются насекомые, ими и кормятся птицы. А какие животные проснулись от зимней спячки? (Ежи, медведи, барсуки) .

9. Да, ребята. Весной вся природа словно пробудилась от зимнего сна. А люди изменились? (люди надели весеннюю одежду) .

Молодцы! Ребята, скажите ка мне, какие новые слова мы сегодня узнали (проталина, сокодвижение, капель) .Давайте отдохнем.

Физкультминутка.

Хомка, хомка, хомячок

Полосатенький бочок.

Хомка рано встает,

Ушки моет, шейку трет.

Подметает Хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять-

Хомка хочет сильным стать.

Воспитатель : Ребята, давайте поиграем в игру “Один и много”(Дети встают в круг, воспитатель в середине) . Я называю один предмет, а тот, кто поймал мяч – много этих же предметов. Начали :

Ручей–ручьи

Дождь–дожди

Солнце–солнце

Скворец–скворцы

Гнездо–гнёзда

Сосулька–сосульки

Проталина–проталины

Лист–листья

Капель–капель

Насекомое–насекомые

Дерево–деревья

Воспитатель : А сейчас закончите предложения :

На высоком дереве гнездо. На высоких деревьях? (гнезда)

В маленьком гнезде птенец. В маленьких гнездах? (птенцы)

Что мы с вами только что делали?

Говорили слова в единственном числе, а потом эти слова говорили нав множественном числе.

Воспитатель : Ребята, о чем мы говорили сегодня на занятии ? весне ) . Ответьте на вопросы полным предложением :

Какое сейчас время года?

Как светит солнышко весной ?

Что набухают на деревьях?

Какие птицы прилетели из теплых стран?

Что будут делать птицы?

Где вьют птицы гнезда?

Какими красивыми словами можно сказать о весне (Мы можем сказать : Весна – красна , потому что она яркая, веселая, красивая).

Похвалить детей, сказать кто как занимался на занятии .

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с

Использованием ИКТ.

Вид занятия: Развитие речи

Тема : «Весна идёт - весне дорогу».

Цель: обучение связному последовательному пересказу с наглядной основой в виде

графических схем, отражающих последовательность событий.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательная: Формирование активного слухового и зрительного контроля в правильности составления пересказа.

2. Коррекционно - развивающие:

1 .Развивать связную монологическую речь.

2. Закреплять с детьми характерные признаки весны, упражнять в умении устанавливать простейшие причинно- следственные связи.

3. Развивать мелкую моторику рук путём различных движений и упражнений

4. Формировать умение регулировать силу голоса при произнесении гласных звуков. Развивать интонационную выразительность речи, дыхание (ЗКР)

3. Коррекционно-воспитательная: воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к родной природе.

Методы:

Словесные: беседа, вопросы, художественное слово.

Наглядно-демонстрационные: мимио, мульмедиа.

Предварительная работа: чтение рассказов о природе; составление рассказов по

опорным предметным картинкам; заучивание стихотворений; загадывание загадок

о природных явлениях; дидактические игры: «Чего не бывает весной?», «Скажи

правильно», «Подбери картинку», «Назови ласково» и т.д.

Словарная работа: новые слова: ветра-южный, северный, западный, восточный.

Индивидуальная работа: учить Сашу Р., Лизу Л. правильно строить фразу, Машу

В. правильно произносить звуки [ ш], [с]

Ход занятия

Орг. момент Логопед: дети послушайте загадку:

Ты весь мир обогреваешь,

Ты усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

И зовут тебя все.. .(солнце)

Пальчиковая гимнастика: Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй миленький дружок.

Здравствуйте (наклониться руки в стороны)

Логопед: Ой, а солнышко-то без лучиков. Давайте прикрепим к нему лучики,

Что можно сказать про солнышко? Какое оно? (доброе, теплое, ласковое,

улыбчивое, радостное)

Когда солнце бывает радостным? (когда согревает всех теплом, освещает

дома, делает добрые дела)

Кому нужно солнышко? (детям, взрослым, зверям, птицам, растениям,

деревьям)

Логопед: Послушайте, далеко за морями, за горами, живут ветры

Северный - холодный, колючий (у-у-у)

Южный - теплый, ласковый (и-и-и)

Восточный - пробуждающийся (а-а-а)

Западный - затихающий, спокойный, (о-о-о)

Сейчас мы с вами поиграем, вы маленькие ветерки и будете произносить звуки, когда я вам покажу символ ветра (дети выполняют задания)

Логопед: Налетел ветерок, солнышко изменилось. Какое оно? (грустное хмурое,

невеселое)

Почему солнышко нахмурилось? (тучки закрыли его)

Логопед: давайте поможем солнышку, разгоним тучки на небе.

Давайте подуем на тучки (вдох носом - выдох ртом, вдох ртом - выдох ртом).

Ничего у нас с вами не получается

1 задание - какое время года сейчас? Признаки весны (улетела тучка)

2 задание - игра с мячом «Семейка весенних слов»

Давайте образуем слова от слова солнце.

Как можно назвать солнце ласково? (солнышко)

Как можно назвать поляну, залитую солнцем? (солнечная)

«зайчик» какой? (солнечный) Образуем слова от слова весна

Какой сегодня день? (весенний)

Какое небо? (весеннее)

Одежда какая? (весенняя) Образуем слова от слова таять.

Как называется островок в снегу, где снег уже растаял? (проталина) Как назвать проталину ласково? (проталинка)

Логопед : Ребята, посмотрит, ещё одна тучка улетела. Это значит, что мы с вами справились с заданием.

Логопед : 3 задание сложнее, но интереснее. Я вам прочитаю рассказ, а вы будете пересказывать, и помогут вам в этом картинки, которые вы увидите на доске.

(пересказ рассказа всеми детьми)

Чтение и пересказ рассказа «Снежный колобок» Калининой

Гуляли ребята) на дворе.

Лепили из снега бабу,

Алеша слепил снежный колобок,

Нашел угольки - сделал глаза;

Нашел палочки - сделал нос и рот.

Поиграли ребята, погуляли и пошли опять в детский сад. Жалко Алеше колобок на дворе оставлять, взял он его и положил в карман.

Пришел в детский сад, повесил свою шубу в шкафчик), а в кармане шубы остался лежать снежный колобок.

Ребята пообедали, после обеда спать легли, а когда проснулись, вспомнил Алеша про свой колодок.

Побежал с ребятами к шкафчику, а около шкафчика лужа. Что такое? Открыли дверку, посмотрели, а из кармана - кап, кап, кап, кап - вода капает.

Поглядел Алеша в карман, а там нет колобка. Лежат в мокром кармашке два уголька и две палочки. А колобок где? Как вы думаете?

Логопед: посмотрите, мы с вами разогнали все тучки на небе. Обратите внимание

на солнышко. Дети, как вы думаете, почему

Солнышко нам улыбается?

О каком времени года мы говорили?

Давайте, вспомним, как называются все ветра, которые живут за морями, за горами"

Логопед: дети, теперь выберите для себя кораблики-

Красные - кто справился со всеми заданиями,

Зелёные - у кого что-то не получилось,

Синие - если совсем не справился.

Как вы думаете, почему я приготовила вам кораблики?

Дома, расскажите своим родителям, что нового вы сегодня узнали на занятии. А с сестренками и братишками пустите кораблики по весенним ручейкам.

Сейчас отложите все и встаньте в круг.

Возьмитесь за руки, друзья.

У друга тёплая и нежная ладошка.

Поглажу друга за руку немножко,

Нам хорошо, когда мы вместе рядом,

Без друга плохо жить, запомнить это надо.

Формировать у детей представление о характерных признаках весны

Задачи:

Познание:

Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе;

Воспитывать чуткое и бережное отношение к природе;

Развивать любознательность, память, устойчивое внимание.

Коммуникация:

Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими;

Обогащать словарный запас воспитанников;

Формировать умение отгадывать загадки.

Художественное творчество:

Развивать фантазию;

Развивать мелкую моторику.

Формировать навыки аккуратности при выполнении работы.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы, тематические беседы, рассматривание картинок и фотографий, прослушивание песен, наблюдение за природными явлениями, прослушивание стихов, дидактические игры.

Направление: познавательно – творческое.

Образовательная область: познание.

Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Форма организации детей: групповая.

Интеграция областей: познание, художественное творчество, коммуникация, социализация.

Оборудование: тематические картинки с признаками весны, карточки с изображением птиц, картинки с изображением цветов первоцветов, разрезные картинки, мяч, бумага для рисования, акварель, кисти, баночка для воды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ – детский сад №501

Воспитатель

Ларионова Мария Владимировна

Старшая группа

Провела: 23.03.2015 г.

Конспект образовательной деятельности

в старшей группе

«Весна пришла»

Цель совместной деятельности воспитателя с воспитанниками

Формировать у детей представление о характерных признаках весны

Задачи:

Познание:

Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе;

Воспитывать чуткое и бережное отношение к природе;

Развивать любознательность, память, устойчивое внимание.

Коммуникация:

Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими;

Обогащать словарный запас воспитанников;

Формировать умение отгадывать загадки.

Художественное творчество:

Развивать фантазию;

Развивать мелкую моторику.

Формировать навыки аккуратности при выполнении работы.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы, тематические беседы, рассматривание картинок и фотографий, прослушивание песен, наблюдение за природными явлениями, прослушивание стихов, дидактические игры.

Направление: познавательно – творческое.

Образовательная область: познание.

Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Форма организации детей: групповая.

Интеграция областей: познание, художественное творчество, коммуникация, социализация.

Оборудование: тематические картинки с признаками весны, карточки с изображением птиц, картинки с изображением цветов первоцветов, разрезные картинки, мяч, бумага для рисования, акварель, кисти, баночка для воды.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, нашу гостью вы сможете назвать сами, если отгадаете загадку:

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает,

Когда это бывает?

Весна – замечательное и прекрасное время года, когда природа просыпается и оживает после долгого сна. Недаром поэты называют весну «утром года». Вы рады весне? Мы долго ждали весну, значит, какая весна? (Долгожданная).

Предлагаю вар ребята, послушать сказку. Как начинаются все сказки? (жили - были). Вот и наша сказка начинается со слов жила - была семья: отец и четыре дочери. Отца звали Год, а дочерей - Зима, Весна, Лето и Осень. Отец очень любил своих дочерей, хоть и разные они были. Пришло время и сестрица Весна пригрела солнышком, растопила снег. Побежали ручьи, зазвенела капель! Вода к медведю в берлогу просочилась, проснулся косолапый, вылез из берлоги погреться. Вернулись, улетевшие от нас на зиму птицы. Назовите их? (грачи, скворцы, ласточки, кукушки, гуси, лебеди, соловьи).

Вы хотите оказаться в мире весны? Тогда закройте глаза, покружитесь…в мире весны вы очутитесь! Представьте себя на весенней солнечной полянке. А вот и приметы весны.

Дети находят картинки с весенними приметами, воспитатель вывешивает их на доске.

Беседа о весне.

Какие приметы весны изображены на картинах?

(Тает снег, солнце светит ярче, появляются сосульки, прилетают птицы, текут ручьи, у животных появляются детеныши, распускаются первые цветы). Рассказывание детьми по цепочке с опорой на простые сюжетные картинки.

Какие еще приметы ранней весны вы наблюдали?

(Дни становятся длиннее, а ночи короче, прилетают первые перелетные птицы, дует теплый ветер, стало теплее.)

Назовите весенние месяцы.

Март, апрель, май –

Их не забывай!

В народе месяц март называют протальник. А знаете, почему его так называют? (Ответы детей). Проталины – это то место, где растаял снег и появились первые островки земли. На проталинах из-под снега появляются первые цветы. Как называется первый весенний цветок? (Ответы детей). Почему он так называется? (Ответы детей). А апрель в народе издавна называли ледолом, снегосгон. Почему? (Ответы детей). А май называют цветень. Как вы думаете, почему? (Ответы детей).

Д/Игра «Скажи ласково».

Д/Игра проводится в кругу с мячом.

Весной хочется говорить только ласковые слова. Я скажу солнце, а вы ласково – солнышко, ветка – веточка, лист – листочек, ручей – ручеек, лужа – лужица, цветок – цветочек, туча – тучка, дерево – деревце, облако – облачко, вода – водичка.

Д/Игра «Назови признаки».

Подберите признаки к слову весна. Весна какая? (ранняя, звонкая, теплая, дружная, веселая, красивая, цветущая, долгожданная).

Дидактическая игра «Четвёртый лишний».

Воспитатель. Посмотрите на птиц. Как вы думаете, какая из них лишняя и почему?

Дети . Лишний воробей. Он зимующая птица, а все остальные птицы - перелётные.

Ребята, а почему их называют птицами? (тело покрыто перьями, два крыла, они умеют летать, у них клюв, две лапы, есть хвост).

Какие птицы прилетают первыми? (грачи).

Что делают птицы? (выставляется картинка - подсказка: дерево с гнёздами.) (птицы вьют гнёзда).

Для чего птицы вьют и строят гнёзда? (для того, что бы выводить птенцов).

Сестрица Весна продолжает на земле свой порядок наводить. Украсила всё цветами, первой нежной, зелёной травой.

Почему цветы, которые появляются весной, называются первоцветами? (потому что они первые).

А какие цветы распускаются первыми? (подснежник, мать и мачеха).

Как изменилась жизни растений с приходом весны? (они проснулись, на деревьях и кустарниках появились молодые, зелёные листочки, зазеленели травы).

Ребята, скажите, чем пахнет весна? (свежестью).

Дети, мы с вами вспомнили приметы весны, тогда вы с легкостью отгадаете все загадки. Готовы?

Снег чернеет на полянке,
С каждым днем теплей погода.
Время класть в кладовку санки.
Это, что за время года.
- весна –

***

В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка.
- ручеек -

***

Новоселье у скворца
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник,
Смастерили мы …
- скворечник -

***
Здесь на ветке чей-то дом
Ни дверей в нем, ни окон,
Но птенцам там жить тепло.
Дом такой зовут …
- гнездо -

***
Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад
- Заглянул к нам месяц …
- март -

***
Мишка вылез из берлоги,
Грязь и лужи на дороге,
В небе жаворонка трель
- В гости к нам пришёл …
- апрель -

***

Сад примерил белый цвет,
Соловей поет сонет,
В зелень наш оделся край
- Нас теплом встречает…
- май -

***
Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
- подснежник -

***
На зелёной хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар.
- одуванчик -

***
Белые горошки
На зелёной ножке.
- ландыш -

***
Стоит в саду кудряшка
- Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое?
- ромашка -

Ребята, загадки о весенних приметах вы отгадали, показали, как весна идет, как цветы растут, вспомнили названия весенних цветов, картинки собрали, а сейчас давайте вместе изобразим «Поляну мать-и-мачехи».


Программное содержание:

  • Закрепить знания детей о весне и весенних явлениях. Прививать любовь к родной природе, умение видеть красоту.
  • Активизировать речь детей, пополнять активный словарь новыми словами.
  • Совершенствовать умение детей согласовывать существительные с прилагательными. Учить образовывать однокоренные слова к слову весна. Закреплять навыки послогового чтения и составления слов из слогов.

Словарная работа: скворечник, веснянка, проталинка.

Индивидуальная работа: активизировать речь малоактивных детей.

Предварительная работа: чтение: потешки о солнце, весне.

  • И. Соколов – Микитов «Март в лесу»
  • В. Бианки «Когда наступает весна»
  • К. Ушинский «Весна»

ХОД ЗАНЯТИЯ

– Ребята, сегодня издалека в садик прилетела сорока и принесла такую весть: весна уже пришла.

Снег растаял! Снег растаял!
Эта новость непростая!
Это значит наступает
Настоящая весна.

– А вы рады весне? Покажите, как вы рады весне. (Дети мимикой изображают радость) . А теперь сообщите эту новость радостно: «Весна пришла!» (Дети повторяют с разными интонациями предложение) Мы живем на севере, весна у нас запоздалая и часто приходит неожиданно, и мы очень удивляемся этому. Неужели? Весна пришла? А как удивился и обрадовался приходу весны (Саша, Оля)
– А сорока хочет открыть вам еще один секрет, что сегодня к нам в гости хотят прийти 4 сестры, которые очень дружны между собой. Послушайте загадку об одной из сестер.

Дел у меня не мало –
Я раскрываю почки,
В зеленые листочки
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня … (Весна)

Выставляется открытка весны.

– У весны есть 3 сестры. Давайте попробуем их отгадать.

Дел у меня не мало –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома
Зовут меня … (Зима)

Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою.
Я реки согреваю,
Купайтесь – приглашаю
И любите за это
Вы все меня. Я … (Лето)

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаясь сосен
И елочек. Я … (Осень)

– Весь год водят сестры хоровод друг за другом, меняя друг друга. Ой, ребята, правильно ли встали наши сестры? Что случилось? Неужели за весной опять зима придет? (Дети помогают последовательно расставить картинки с изображением времен года)

– Спасибо, ребята, и сестры довольны, что вы им помогли, а Весна приглашает вас в хоровод.

Хоровод – «Веснянка»

1. Ой, бежит ручьем вода,
Нету снега, нету льда,
Ой, весна, ой, весна,
Нету снега, нету льда.

2. Прилетели журавли
И соловушки малы,
Журавли, журавли
И соловушки малы.

3. Мы весняночку поем,
Весну красную зовем
Ой, поем, ой, поем,
Весну красную зовем.

– Ребята, нашей Веснянке очень хочется узнать, какие признаки весны мы с вами знаем? Что происходит с природой весной? Предлагаю ответить предложением, начиная его со слова «Весной» (Весной ярко светит солнце. Весной день становиться длиннее. Весной бегут ручьи. Весной тает снег).
– Веснянке очень понравилось, что вы много знаете о весне, о признаках весны. Теперь веснянка уверена, что вы сможете помочь ей оживить картину. Разбудить ее после зимней спячки. (Воспитатель выставляет картину, на которой изображены деревья, снежная полянка. По ходу занятия после ответов детей на картине появляются изображения солнца, темного снега, ручья, птиц, проталин, подснежников). Чего, ребята, не хватает на нашей картине? (Солнца. Ответы детей полным предложением).
– Чтобы на нашей картине засияло солнце и одарило нашу землю теплом и улыбнулось нам, нужно ласково позвать его. (Солнышко, колоколнышко, солнышко-ведрышко, солнышко красное) Дети вспоминают и читают наизусть потешки о солнце.
– Солнышко какое? (Подбор детьми эпитетов: яркое, ласковое, теплое, лучистое, золотое, приятное, желтое, оранжевое, доброе, весеннее)
– Вот сколько хороших слов подобрали вы к слову «солнышко». А как бы произнесло Солнышко радостную весть «Весна пришла»?
– Засияло солнышко, одарила нашу землю теплом. А что же стало со снегом? Какой стал снег? Давайте подберем слова-определения к слову снег (грязный, серый, рыхлый, липкий, холодный) .
Тяжко находиться снегу под теплыми лучами солнца. А как произнесет снег новость «Весна пришла?», с какой интонацией? Произнесите слова снега. А во что он превратился, вы скажете, когда послушаете музыку. (Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года»)
– Вот и растаял снег и превратился… Во что же превратился снег?
– И побежал весенний ручеек.
– А что можно сказать про ручеек, какой он? (Быстрый, журчащий, голубой, разговорчивый, холодный, бурлящий, звонкий, прозрачный, глубокий)
– Бежит ручеек, радуется и приговаривает: «Весна пришла».
– А как радуется ручеек приходу весны? Радуется природа и первому весеннему дождю. А вы хотите почувствовать первый весенний дождик. (Дети встают друг за другом)

Массаж спины

Дождик бегает по крыше похлопывают ладошками по спине впередистоящему ребенку
Бом-бом-бом!
По веселой звонкой крыше
Бом-бом-бом!
Дома, дома посидите, – постукивание пальцами рук
Бом-бом-бом!
Никуда не выходите, –
Бом-бом-бом!
Почитайте, поиграйте, – постукивание кулачками
Бом-бом-бом!
Я уйду тогда гуляйте
Бом-бом-бом!
Дождик бегает по крыше поглаживание ладошками
Бом-бом-бом!
По веселой звонкой крыше –
Бом-бом-бом!

– Вот и ожила наша картина, засияло солнышко, растаял снег, зажурчал ручей, потянулись на Родину перелетные птицы.
– Какие птицы возвращаются? (Ласточки, жаворонки, журавли, грачи, скворцы) А какие зазывалки вы знаете о птицах?

1. Ой, вы, жаворонки,
Жавороночки,
Летите в поле,
Несите здоровье!

2. Журавли зовут:
Курлы-си, курлы-си,
Полети-ка по Руси!

3. Синички-сестрички, тетки-чечетки,
Циглята-молодцы, воры-воробьи!
Вы по воле полетайте,
Вы по воле поживайте,
К нам весну скорей ведите!

– А как люди ждут первых птиц, вестников весны? Чем мы им можем помочь?
– Получилась ли у нас весенняя картина или мы что-то забыли?
– На весенних проталинах появляются цветы. (Подснежники)

Пальчиковая гимнастика

Вырос высокий цветок на поляне
Утром весенним раскрыл лепестки.
Всем лепесткам красоту и питанье
Дружно дают под землей корешки.

– Дорогая Веснянка, тебе понравилась наша ожившая картина? А наши ребята еще хотят порадовать Веснянку.

Инсценировка стихотворения

Ну, Весна!
Как дела?
– У меня уборка.
– Для чего тебе метла?
– Снег смести с пригорка.
– Для чего тебе ручьи?
– Мусор смыть с дорожки.
– Для чего тебе лучи?
– Для уборки тоже,
Всех промою, просушу –
Всех на праздник приглашу.

– Весна очень рада, что вы знаете о ней так много. Она хочет знать, знаете ли вы где в слове «весна» живет звук «с». В каком слоге? А в таких словах как солнце, сосулька, снеговик?
– У нас у всех есть родственники, это близкие люди. И у слов есть родственники, слова, похожие по звучанию и по смыслу:

  • Весной ручей какой? – весенний.
  • Весной на лице появляются что? – веснушки.
  • Как ласково называют весну? – веснянка.

– Сейчас мы поиграем в игру «Дерево», составим из слогов слова на весеннюю тему. (Выставляются макеты двух деревьев: на одном – начало слова, на другом – конец. Дети составляют слова из двух слогов, обрывая листочки – слоги с деревьев).

– Весна приготовила нам кроссворд «Весна пришла»

Кроссворд

1. Самый первый день весны,
Самый – самый первый.
На опушке у сосны
Распустилась … (верба) .

2. Снег в лесу. Сугробов много.
Но слышна синицы трель.
С крыши прямо на дорогу
Звонко капает … (капель ).

3. Первым вылез из темницы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький … (подснежник ).

4. Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей. (Снеговик)

5. Эта гладкая дорога
Пролежит совсем немного.
Как пройдет по ней весна,
Вся разрушится она. (Лед)

6. Морковка бела,
Всю зиму росла.
Солнышко пригрело,
Всю морковку съело. (Сосулька)

7. На шесте – дворец.
Во дворе – певец.
А зовут его … (скворец) .

8. Шагает красавица,
Легко земли касается.
Идет на поле, на реку,
И по снежку, и по цветку. (Весна)

9. Она под осень умирает
И вновь весною оживает.
Иглой зеленой выйдет к свету,
Растет, цветет она все лето. (Трава)

Отгадывая кроссворд, дети читают ключевое слово «проталина».

Гулия Каримова

Цель : Обобщить представления детей о весне : назвать приметы весны , знание весенних месяцев. Обогащать через речь чувственный опыт, пополнять лексику разнообразием слов-определений. Вырабатывать диафрагмальный тип дыхания с элементами релаксации. Развивать интерес к театрализованным играм.

Задачи :

Образовательные :

1. Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе .

Развивающие :

1. Развитие связной речи , расширение лексического запаса по теме «Весна » .

2. Развитие словесно -логического мышления.

3. Развитие умения подбирать действия и признаки.

4. Развитие общей моторики .

Воспитательные :

1. Воспитание бережного отношения к природе .

2. Формирование умения работать в коллективе.

Интеграция областей : познание , коммуникация, здоровье, музыка, чтение художественной литературы.

Активизация словаря : Весна ,весенние месяцы : март, апрель, май; приметы весны : становится тепло, тает снег, набухают почки, появляются цветы; ручьи, сосулька, проталины, цветы.

Предварительная работа : наблюдения на прогулке за весенними признаками, чтение стихотворений и рассказов о весне , рассматривание иллюстраций по теме, работа над театрализованной сказкой «Как колобок весну встречал » .

Оборудование : ватман с изображением голубого неба, дерева и снега из ваты, фигурки из бумаги (солнце, птицы, сосульки, скворечник, ручеек, травка, цветы, мячик, магнитофон, кассета с релаксационной музыкой, шапочки зверей : заяц, волк, медведь, лиса, колобок.

Ход занятия:

Воспитатель : Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте поздороваемся с нашими гостями.

Здравствуйте!

Ребята, садитесь, пожалуйста, на свои места, начинаем занятие .

-Ребята, отгадайте загадку :

Приходит с добром

Веет теплом

Светом солнечным красна,

А зовут ее … (весна ) .

Да, ребята, вот и наступила весна-красна . А почему говорят «весна-красна

(Весна красивая ) .

Так в народе называли весну , потому что она очень красивая, ее приходу все радовались : и дети, и взрослые.

А какие весенние месяцы вы знаете? (март, апрель, май) .

А сейчас, какой месяц,ребята?. (апрель) .

Ребята, как в народе называли март? (март- капельник)

Почему? (Снег тает, с крыш свисают сосульки и, когда солнышко пригревает, сосульки начинают таять и капает капель).(снег на крышах тает, капает вода) .

А как называли апрель? (апрель-водолей) .

Почему? (Снег тает, течет вода, лужи, ручьи, реки разливаются)

Как называли май? (май цветень) .

Почему? (В мае расцветают деревья и кустарники , распускаются в мае в лесу ландыши и медуницы).

Ребята, а зиму с весной не перепутаете ? Давайте, проверим.

Зима ушла, а весна … (пришла) .

Зима холодная, а весна … (теплая) .

Зимой солнце морозит, а весной (греет) .

Зимой сугробы высокие, а весной (низкие) .

Зимой надевают шубы, а весной (куртки) .

Ребята, хорошо ли вы знаете приметы весны ?

Что весной бежит , журчит? (ручей) .

Что весной капает , звенит? (капель) .

Что весной греет , светит, припекает? (солнце) .

Ребята, скажите :

Весеннее солнышко какое? (Яркое, весеннее, лучистое, теплое, ласковое, доброе, большое, радостное). – весенние облака какие? (легкие, светлые, пушистые) . – весеннее небо какое? (высокое, чистое, голубое) . – весенняя травка какая? (молодая, зеленая, первая, нежная, душистая, долгожданная) .

Молодцы, ребята.

Работа по картине.

Посмотрите ребята, я принесла вам картину. Только не знаю, как ее можно назвать, и что в ней не хватает? (Дети рассматривают картину) .

Ребята, а сейчас какое время года? (Весна ) .

Давайте, мы станем волшебниками и превратим картину в весну . Для этого нам понадобятся фигурки, которые вы сделали сами. Подумайте, кто что хочет добавить. (Дети добавляют к картине фигурки) .

Ребята, скажите, правда или нет, что весной снег не тает ?

Правда или нет, что весной ручьи не бегут ?

Правда или нет, что весной солнце не теплое ?

А ваши ладошки какие? (теплые, дотроньтесь друг до друга вашими ладонями, подарите свое тепло друг другу.

(Пока дети касаются руками друг друга, воспитатель опрыскивает вате на картине водой).

Что происходит снегом весной ? (тает) . – Потрогайте снег на картине, каким он стал? (мокрым, липким, сырым) .

Воспитатель раздвигает вату на картине и показывает детям, что появляются первые цветы – первоцветы.

Какие весенние цветы вы знаете? (дети перечисляют ) .

Какая красивая картина у нас получилась.

Как мы ее назовем? («Встреча весны » , «Весна » ).

Физминутка.

Релаксация, развитие диафрагмального типа дыхания

Звучит музыка для релаксации. Дети садятся на свои места.

Воспитатель : Сели спокойно, руки свободно положите на колени, закройте глазки. Не открывая глаз, положите ладонь на живот и почувствуйте, как он поднимается, когда вы делаете вдох, и опускается, когда вы выдыхаете. Плечи не поднимайте. Вдох - выдох, вдох - выдох, вдох - выдох. (Дети выполняют движения) .

Весной природа пробуждается от зимнего сна, и мы с вами сейчас откроем глазки, опустим ручки, встряхнем ими. ,Дети открывают глаза и вы-полняют движения.)

Весной появляются первые весенние цветочки, они тянутся к солнышку. И мы с вами медленно поднимем руки вверх, встанем и потянемся. (Дети потягиваются.)

Опустите руки, сядьте. Молодцы!

Игра «Один и много» .

Воспитатель предлагает детям встать в круг. Она в центре с мячом в руках.

Ребята, давайте поиграем в игру «Один и много» . Я называю один предмет, а тот кто поймал мяч – много этих же предметов. Начали :

Ручей – ручьи скворец – скворцы гнездо - гнезда

Дождь – дожди сосулька – сосульки дерево – деревья

Лист – листья проталина – проталины скворечник – скворечники

Лужа – лужи река – реки

Молодцы, садитесь.

Ребята, вы все знаете сказку «Колобок?» . (Да) .

А сейчас мы разыграем сказку про колобка на весенний лад. А называется она «Как колобок весну встречал » . (Дети, участвующие в постановке одевают костюмы) .

Инсценировка по сказке «Как колобок весну встречал » .

Бабушка : Ой, а это что такое?

Колобок : Здравствуй, бабушка! Ты ждёшь Весну в гости ? Как здорово, будет весёлый праздник! Покачусь-ка я по дорожке навстречу Весне .

Бабушка (обращаясь к детям) : Посмотрите, ребята, колобок уже на дорожке. Катится-катится, а навстречу ему Заяц.

Заяц : Здравствуй, Колобок. Я тебя съем.

Колобок : Не ешь меня, Заяц. Я тебе песенку спою. (Поёт)

Я весёлый Колобок,

У меня румяный бок,

А качусь я по дорожке

Весну красную встречать

Будет мы тогда все дружно

Песни петь и танцевать

Заяц : Хорошо поёшь, но всё же съем я тебя. Хотя… Отгадаешь загадку -отпущу подобру-поздорову.

Колобок (обращаясь к ребятам) : Ребята, вы мне поможете?

Дети : Да!

Бабушка :

Ну, слушайте загадку от зайца :

Дует тёплый южный ветер,

Солнышко всё ярче светит.

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает?

Дети : Март!

Волк : Здравствуй, румяненький Колобок! Вовремя мы повстречались! Я такой голодный…

Колобок : Не ешь меня, Волк. Я тебе песенку спою. (Поёт свою песенку)

Волк : Эх, складно поёшь! Хорошо, отгадаешь загадку - оставлю в покое.

Бабушка : Слушайте загадку от Волка :

Яростно река ревёт

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришёл?

Дети : Апрель!

Медведь : Колобок, Колобок, я тебя съем!

Колобок : Не ешь меня, Мишенька. Я тебе песенку спою, хочешь?

Поёт ещё раз песенку.

Медведь : Всё равно съем. Хотя ладно, я сегодня добрый. Отгадаешь загадку мою - отпущу.

Бабушка : Загадка от медведя :

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей,

В белый цвет оделся сад,

Пчёлы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это?

Дети : Май!

Медведь (удивлённо) : Верно. Ну что же, отпускаю тебя. Весне привет передавай !

Бабушка : Ушёл медведь по делам своим важным, а колобок дальше покатился. Катится-катится, а навстречу ему Лиса.

Лиса : Какой румяный и вкусный. Надо же, сам ко мне прибежал! Съем я тебя!

Колобок : Да что же это такое, Весну встретить не дадут ! Лиса, ты такая хитрая и умная, много премудростей знаешь! Давай так : не отгадаю твою загадку - съешь меня, а отгадаю - отпустишь подобру-поздорову. Хорошо?

Лиса : Ладно, попробуй отгадать.

Бабушка : Загадка от лисы :

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой

Взмахнёт,

В лесу подснежник

Расцветёт.

Колобок (задумчиво) :

Дети, помогите мне ещё раз!

Дети : Весна !

Лиса : Верно, Весна . Эх, без обеда я осталась. Но слово своё не буду нарушать, не трону тебя. Привет Весне передавай ! (Лиса убегает)

Воспитатель : Ну, что, колобок, нашёл Весну ? А ведь весна-то уже наступила . Весна пришла ! Вот и сказки конец, а кто слушал молодец!

Завершение занятия .

Ребята, о каком времени года мы говорили сегодня? весне ) .

Какие весенние месяцы вы знаете? (Март, апрель, май) .

Какие признаки весны вы знаете ? (Весной становится теплее , солнце сильно нагревает землю, появляются первые цветы и трава, тает снег, прилетают птицы из теплых стран).

Молодцы, все сегодня хорошо поработали. Мы приготовили вам угощение, после занятия всем раздадим . А теперь давайте попрощаемся с нашими гостями «До свидания» .