Основные типы неправильного воспитания в семье кратко. Типы неправильного воспитания в семье. Взаимодействия и развития личности

Семья - основа всего человеческого и основа нашего общества. Сколько было неутеши­тельных прогнозов, непроду­манных планов и эксперимен­тов, удручающих фактов, и вот теперь мы вернулись к началу, поняли, что без наведения по­рядка в каждой конкретной семье, без внимания к семей­ным заботам и радостям не будет порядка и в нашем об­щем доме, не воспитаем мы и нашу смену. В.А.Сухомлинский, не отделявший школьное вос­питание от семейного и считав­ший, что «нет сложнее мудрости, чем отцовская и материнская мудрость воспитателей человека», писал: «Я убежден твердо в том, что семья - это та сказочная пена морская, из которой рождается красота, и если нет таинственных сил, рождающих эту человеческую красоту, функция школы всегда будет сводиться к перевоспитанию» .

Жестокое обращение с детьми является распространенной проблемой во всем мире, и ее физические и психосоциальные последствия ощущаются детьми, подвергшимися насилию, их семьями и их сообществами. Он был связан с изменениями психического и поведенческого развития жертв на протяжении всей их жизни, что поставило их под угрозу потенциально опасного поведения в будущем. Семейные врачи играют важную роль в выявлении случаев злоупотребления детьми в своей практике, сообщают о таких случаях учреждениям по защите детей, предотвращают дальнейший вред идентифицированным детям, а также другим детям в семьях и оказывают дальнейшую поддержку и образование семьям.

Существуют различные определения «семьи»:
- «семья - социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основ­ная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторожде­ние и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания и т.д.».

Семейное воспитание, его задачи принципы

Эта статья была рассмотрена экспертами. Все авторы внесли свой вклад в поиск литературы и подготовку статьи к публикации. Предотвращение жестокого обращения с детьми: руководство для принятия мер и получения доказательств. Женева, Швейцария: Всемирная пресса.

Ее функции и типология

Канадское исследование заболеваемости зарегистрированным жестоким обращением с детьми и пренебрежением: окончательный отчет. Нарушения злоупотребления психоактивными веществами не развиваются изолированно. Для многих людей, страдающих расстройствами злоупотребления психоактивными веществами, взаимодействия с семейством происхождения, а также с нынешней семьей, устанавливают закономерности и динамику их проблем с веществами. Кроме того, взаимодействие членов семьи с наркоманом может либо увековечить, либо усугубить проблему, либо существенно помочь в ее разрешении.

- «семья- малая группа, которая состоит из лиц, связанных двумя типами отношений: супружество и родительство, обеспечивающая человеку эмоциональную стабильность, психологическую и физическую безопасность и личностный рост».

- «семья - малая социальная общность, основанная на единой общественной деятельности людей, связанных узами супружества, родительства, осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержку членов семьи».

Семейная терапия предлагается, когда у клиента появляются признаки того, что злоупотребление психоактивными веществами сильно зависит от поведения членов семьи или общения с ними. Семейная терапия может быть противопоказана, если другие члены семьи являются активными наркоманами, насильственными, отрицают, что злоупотребление наркотиками клиента проблематичным или чрезмерно сердитым.

Семейная терапия часто используется для изучения факторов, которые поддерживают поведение людей, злоупотребляющих наркотиками. Чтобы понять эти факторы, терапевт рассматривает различные структурные элементы семьи и то, как они способствуют злоупотреблению психоактивными веществами. Эти элементы могут включать иерархию власти, роли, правила, выравнивания и шаблоны связи в семье. Через семейную терапию врач может помочь семье определить дисфункциональные области, изменить свою иерархию, изменить различные роли, которые играют члены, изменить дисфункциональные правила, изменить дисфункциональные расхождения между членами семьи и заменить дисфункциональные коммуникации четкой, прямой и эффективной коммуникацией.

Семья - это основанная на браке и (или) кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным прожи­ванием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной свя­зью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу.

Каждый представленный автор говорит о семье как о малой группе. Вместе с тем, В.И. Курбатов делает акцент на том, что эта группа основана на браке или кровном родстве, Е.И. Холостова указывает на родительские отношения и на воспроизводящую функцию семьи, Н.Ф. Девицина говорит о том, что семья обеспечивает каждому её члену стабильность и безопасность, а Н.И. Никитина подразумевает под семьёй социальный институт, в котором осуществляется повседневная жизнь.

Участие семьи часто имеет решающее значение для успеха в лечении многих расстройств, связанных с злоупотреблением психоактивными веществами, что наиболее очевидно в тех случаях, когда элементы семьи непреднамеренно усиливают или поддерживают проблему. В некоторых случаях у другого члена семьи есть другая повестка дня от остальной части семьи. Например, муж пострадавшего лица, злоупотребляющего наркотиками, мог взять на себя дополнительные роли в семье в результате вакуума, оставленного, когда его жена злоупотребляла веществами.

Типы дисфункциональных семей

Муж, возможно, не хочет позволять ей возобновлять свое место в семье или, например, управлять семейным бюджетом. Если семейная терапия не может изменить свою позицию, восстановление клиента, скорее всего, будет затруднено. Когда вся семья участвует в терапии, изменения быстрее и проще в обслуживании. Кроме того, клиент получает встроенную систему поддержки.

В современной научной литературе очень часто можно встретить понятие «дисфункциональная семья», и чёткого определения этого понятия ни один учёный не даёт, каждый автор вкладывает в него свой смысл. Поэтому в разных ис­точниках наряду с понятием «дисфункциональная семья» можно встретить такие понятия, как: «деструктивная семья», «неблагополучная семья», семья «группы риска», «не­гармоничная семья» и др.», - пишет В.М. Целуйко в работе «Психология небла­гополучной семьи» . Но если исходить из определения дисфункции как «любого нарушения в нормальном функционировании организма, системы» , то можно сделать вывод о том, что дисфункциональная семья – это семья, которая не выполняет своих функций, или выполняет их не в полной мере, т. е. идёт какое-либо нарушение в функционировании или жизнедеятельности семьи.
Под неблагополучной семьёй В.М. Целуйко понимает такую семью, «в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в резуль­тате чего появляются «трудные» дети» . В словаре по социальной педагогики даётся следующее определение: «неблагополучная семья(по отношению к детям) – семья, которая не выполняет или выполняет формально свою ведущую функцию – воспитание полноценного человека, достойного гражданина своего отечества. Понятие применимо по отношению к конкретному ребёнку даже в одной и той же семье» .

Сложные взаимодействия между динамикой семьи и наркоманией давно признаны. Джексон рассуждал на основе интервью с членами Аль-Анона о том, что депрессия, беспокойство и бедствие, которые так часто встречаются у членов семьи, злоупотребляющих психоактивными веществами, возникают, а не вызывают нарушения злоупотребления психоактивными веществами. Вопреки тому, что давно было популярным, большинство людей, страдающих расстройствами злоупотребления психоактивными веществами, поддерживают тесные связи со своими семьями.

Исследования последовательно показали, что люди, страдающие расстройствами злоупотребления психоактивными веществами, находятся в более тесном контакте со своими семьями происхождения, чем члены общей популяции сопоставимого возраста. Ряд обзоров нашли сильную поддержку в использовании методов семейной терапии для лечения злоупотребления психоактивными веществами. Недавние исследования даже показывают, что семейное и брачное лечение улучшает качество брака и употребления алкоголя, чем не семейные методы.

Для понимания дисфункции семьи мы приводим основные функции семьи. Так А.В. Мудриком выделяются следующие функции:
1. Семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека.
2. Семья влияет на формирование психологическое пола ребенка.
3. Семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка, а также влияет на отношение детей, подростков и юношей к учебе и во многом определяет ее успешность.

По крайней мере одно исследование, в котором сравнивалась долгосрочная и краткосрочная семейная терапия, показало, что более короткие услуги часто оказываются более полезными. Однако сопоставимые исследования, конкретно касающиеся семейной терапии, применительно к нарушениям злоупотребления психоактивными веществами, отсутствуют.

Гарвардская медицинская школа Департамента психиатрии успешно использовала консультирование пар в контексте лечения алкогольных зависимых клиентов. Исследования участников проекта Гарвардского консультирования по алкоголикам «Браки» показали, что более 50 процентов мужей с нарушениями злоупотребления алкоголем, которые принимали участие, в первый год после лечения оставались без алкоголя по сравнению с менее чем 30 процентами мужей, получавших лечение в индивидуальной терапии. в программе также было меньше семейных отделений.

4. Семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, влияние семьи становится карди­нальным.
5. В семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека.
6. Семья играет большую роль в процессе социального развитиячеловека в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни .

С добавлением программы профилактики рецидивов результаты улучшились еще больше. Семейная терапия должна проводиться клиницистом с хорошим пониманием семейных систем, дисфункциональных семейных моделей, борьбы за власть и общения. Консультанты по алкоголю и наркотикам могут учиться работать с семьями, особенно если они не несут ответственность за злоупотребление психоактивными веществами. По возможности, для проведения сеансов, связанных с семьей клиента, должен быть подготовлен квалифицированный семейный терапевт.

Пригодность краткой семейной терапии

Долгосрочная семейная терапия обычно не требуется в контексте лечения расстройств, связанных с злоупотреблением психоактивными веществами. Исключением является долгосрочное лечение на дому, в ходе которого настоятельно рекомендуется участие семьи клиента и часто является неотъемлемой частью терапевтического процесса. Реальным прогрессом в семье в течение длительного периода является сложная задача. и патология, кажется, появляется. Члены семьи бросают и возвращаются к терапевтическому процессу, и терапевту становится все труднее избегать принятия решений.

Ю.В. Василькова и Т.А. Василькова к функциям семьи относят:

  • воспитательную - социализация молодого поколения;
  • хозяйственно-бытовую - поддержание физического состояния семьи, уход за детьми и престарелыми;
  • экономическую - получение материальных средств одних членов семьи для других, материальная поддержка несовершеннолетних и престарелых;
  • социального контроля - ответственность членов семьи за по ведение ее членов в обществе, в различных сферах деятельности,
    это обязанность между супругами, родителями и детьми, старшего поколения за младшее;
  • духовного общения - духовное обогащение каждого члена семьи;
  • социально-статусную - предоставление членам семьи определенного социального положения в обществе;
  • досуговую - организация рационального досуга, развитие взаимного обогащения интересов каждого члена семьи;
  • эмоциональную осуществление психологической защиты каждого члена семьи, организация эмоциональной стабильности личности, психологической терапии.

В своем единстве перечисленные функции представля­ют собой систему семейных отношений. Возникновение в этой системе дисфункции, т. е. рассогласования в их вза­имодействии как целого, приводит систему в аномаль­ное состояние. Игнорирование, а порой и полный отказ семьи по тем или иным причинам от выполнения какой-либо функции дестабилизирует образ семьи, возникает угроза ее распада.

Семья может попытаться включить терапевта в семейную систему, регулярно ищущую направление в условиях кризиса. Необходимо рассмотреть проблемы с границами и проекциями. В краткосрочной семейной терапии граница между терапевтом и семьей более ясна. В целом легче продолжать индивидуальную работу в семейной системе с помощью последующей индивидуальной терапии.

Некоторые традиционные подходы побуждают клиентов работать над собой в изоляции от других, но очень мало случаев, когда возможность работать с семьей клиента - по крайней мере на одной или нескольких сеансах - не выгодна. Очевидно, одним из таких исключений является то, что клиент не желает следовать этому подходу. Другой случай, который лучше всего решать индивидуально, - это когда ситуация с клиентом связана с вопросами разделения и индивидуации, хотя совместная семейная работа часто помогает завершить этот процесс.

В связи с этим существует множество классификаций, представленных различными авторами, дисфункциональных или неблагополучных семей.

В основе некоторых классификаций - тип вос­питания в семье и его последствия развития личности ребёнка.

В.И. Гарбузов в работе «Воспи­тание ребёнка» выделяет четыре типа неправильного воспитания детей.

Особенности работы с дисфункциональной семьей

Физическое, эмоциональное или сексуальное насилие над клиентом со стороны члена семьи также может исключать семейную терапию. Краткосрочная семейная терапия - это вариант, который можно использовать в следующих случаях. Если цели в отношении терапевтов не требуют углубленной многоуровневой семейной истории, а скорее фокус на настоящее взаимодействие. Когда семья в целом может извлечь пользу из обучения и общения, чтобы лучше понять какой-то аспект злоупотребления наркотиками. Когда вы решаете конкретную проблему в семье и работаете над решением. . Семейная терапия дает возможность.

  • Первый - это воспитание по типу «неприятия». Причём неприятие может быть первичным, когда рождение ребёнка было нежелательным и вторичным, как пра­вило, неосознанным, возникающим в первые месяцы жизни младенца. Воспитание здесь подменяется жё­стким контролем и суровыми наказани­ями. Родители сами навешивают ярлыки на ребёнка: «безрукий», «рохля», «бал­бес» и т.п. Неприятие порождает в ре­бёнке страх, он становится повышенно плаксивым, обидчивым, подавленным, часто болеет. Как правило, он страдает с различными неврозами и фобиями. Последствиями такого воспита­ния может стать: истеричность и про­тест ребёнка.
  • Второй тип неправильного воспи­тания - «сверхсоциализация». Этот тип воспитания близок к неприятию. Ре­бёнка хотят иметь не потому, что ощу­щают в этом глубокую душевную по­требность, а потому, что «дети должны быть у всех». Родители ждут ребёнка и после его появления стараются вы­полнить все рекомендации, читают по­собия по «идеальному» воспитанию, чрезмерно занимаются с ребёнком. У такого ребёнка всё строго регламенти­ровано, всё делится на белое и чёрное. «Сверхсоциальный» ребёнок растёт пе­дантом, он, как правило, эмоционально сдержан, так как его эмоции подавляют­ся с младенчества. Для такого ребёнка характерны тре­вожность и мнительность, которые в случае неудачи или краха притязаний могут привести к психосоматическим заболеваниям и неврозам.
  • Третий тип неправильного воспитания - тревожно-мнительный
    наблюдается в случаях, когда ребёнка с рождения сопровождает чрезмерная тревога за его здоровье и благополучие. Этот тип воспитания - антипод неприятия. Он характерен для семей с единственным или поздним ребёнком. Для них характерны тревожность и мнительность, нервность, неврозы, и фобии.
  • Четвёртый тип неправильного воспитания - «эгоцентрический». В этом случае ребёнку навязывается представление о себе как сверхценности: он вундеркинд, он кумир семьи, он - смысл жизни и т.д. При этом ин­тересы других членов семьи игнориру­ются. У таких детей усилен ин­стинкт самосохранения, как правило, они эгоистичны.

В основе классификации небла­гополучных семей Г.П. Бачкаревой - переживания ребёнка. Она выделяет такие типы неблагополучных семей:

Посмотрите, как работает семейная система, и как семья поддерживает симптомы и поддерживает необходимые роли.

  • Сосредоточьтесь на ожидании изменений в семье.
  • Испытайте новые модели поведения.
  • Выявите сильные стороны каждого члена семьи.
  • Изучите значение злоупотребления психоактивными веществами в семье.
Очевидным предпосылкой для семейной терапии, по-видимому, является существование семьи. Однако некоторые терапевты, в том числе Хейли, считают, что можно «создать» семью, опираясь на сеть важных контактов клиента.

    • семьи с неблагополучной эмоцио­нальной атмосферой, где родители не только равнодушны, но неуважительны и грубы по отношению к своему ребён­ку, подавляют его волю;
    • семьи, в которых родители при внеш­нем благополучии безразличны к по­требностям ребёнка, так как между ни­ми отсутствуют эмоциональные контак­ты. Ребёнок в таких случаях стремится найти эмоционально значимые отноше­ния вне семьи;
    • семьи с нездоровой нравственной атмосферой. Здесь ребёнку прививаются социально нежелательные потреб­ности и интересы, он вовлекается в аморальный образ жизни.

Б.Н. Алмазов называет четыре типа неблагополуч­ных семей, способствующих появле­нию проблемных детей:

Более важным вопросом, чем вопрос о том, живет ли клиент с семьей, является «Может ли клиент», проблема с реляционным компонентом? Вместо того, чтобы просто пытаться выявить существующих членов семьи, терапевты могут начать с оценки социальной сети клиента, которая будет включать в себя значительных других, друзей, работодателей и сотрудников. Эти люди являются значимыми и полезными в жизни клиента и могут быть важными элементами программы восстановления клиента.

Определение «семья» также варьируется в разных культурах и ситуациях. Например, для лица, злоупотребляющего веществами в группе коренных американцев, понятие семьи может распространяться на членов сообщества, включая целителей или других лиц, которые могут способствовать или блокировать изменения. Маленькие дети, хотя и не самые влиятельные члены семьи, часто имеют полезные представления о том, чтобы внести свой вклад в процесс терапии. При определении того, как и когда следует включать детей, важно учитывать их возраст и характер предмета, к которому обращается семья.

1. Семьи с недостатком семейных ре­сурсов. К ним относят разрушенные или неполные семьи; семьи с недоста­точным общим уровнем развития ро­дителей, не имеющих возможности оказать помощь в учёбе ребёнку; се­мьи, где родители тратят много сил и времени для поддержания матери­ального благополучия.

2. Конфликтные семьи, где напряжённая обстановка между родителями. В таких семьях дети часто держат­ся оппозиционно, конфликтно-демон­стративно. Иногда протестуют против и существующего конфликта и встают на сторону одного из родителей;

Особенности дисфункциональных семей

Родительские сексуальные отношения, очевидно, должны обсуждаться только родителями. Термин «семейная терапия» вызывает образы родителей и детей. Однако, как упоминалось выше, семейная терапия может включать сеть за пределами ближайшей семьи, может включать только одного члена семьи в лечении или нескольких членов семейной системы или даже может включать сразу несколько семей.

Сетевая терапия рассматривает расстройства, связанные с злоупотреблением психоактивными веществами, с когнитивно-поведенческой точки зрения. В сетевой терапии значимые члены семьи, такие как друзья, расширенные члены семьи, двоюродные братья и дедушки и бабушки, а также члены семьи считаются полезными ресурсами для оказания помощи клиенту.

3. Нравственно неблагополучные семьи. Среди членов такой семьи отме­чаются различия в мировоззрении и принципах организации семьи, стремление достичь своих целей в ущерб интересам другого, использо­вание чужого труда, желание подчи­нить своей воле другого;

4. Педагогически некомпетентные семьи. В них надуманные или уста­ревшие знания о ребёнке заменяют реальную картину его развития .

Для целей государственной семейной политики типы семей вы­деляются по иному основанию - объективному риску социальной уязвимости, а значит нуждаемости в материальной поддержке госу­дарства, особых льготах и услугах:

Се­мей одиноких матерей.

- с емьи военнослужащих срочной службы с детьми.

Семьи с детьми-инвали­дами.

Семьи с родителями-инвалидами.

Семьи, взявшие детей под опе­ку (попечительство).

многодетные семьи.

Семьи с малолетними детьми (в возрасте до трех лет).

Студенческие семьи с детьми.

Признаки дисфункциональной семьи (приводятся по книге Джона Бредшоу "Семья". Bradshaw J., 1988)
1. Отрицание проблем и поддержание иллюзий.
2. Вакуум интимности.
3. Замороженные правила и роли.
4. Конфликтные взаимоотношения.
5. Недифферениированность "Я" каждого члена ("Если мама сердится, то сердятся все").
6. Границы личности либо смешаны, либо наглухо разделены невидимыми стенами.
7. Все держат секрет семьи, все поддерживают фасад псевдоблагополучия.
8. Склонность к полярности чувств и суждений.
9. Закрытость системы.
10. Абсолютизирование воли, контроля.
Воспитание в дисфункциональной семье подчиняется определенным правилам. Вот некоторые из них.
1. Взрослые – хозяева ребенка.
2. Лишь взрослые определяют, что правильно, что неправильно.
3. Подразумевается, что ребенок отвечает за гнев взрослых.
4. Родители держат эмоциональную дистанцию.
5. Воля ребенка, расцениваемая как упрямство, должна быть сломлена и как можно скорее.

Если следовать этим правилам, то в семье образуются две группы людей – угнетатели (родители), наделенные властью и абсолютным контролем, и угнетаемые (дети).

Пристрастие к власти, силе и насилию составляет болезненную (аддиктивную) характеристику дисфункциональной семьи. Насилие само по себе есть пристрастие (аддикция). Дети, перенесшие физическое или сексуальное насилие, выучили урок беспомощности. Рана психической травмы будет давать знать о себе всю жизнь. У таких детей может развиться пристрастие к виктимизаиии. Это болезненное неосознанное стремление попадать в положение жертвы. Они готовы стать рабами (См. вышеописанные типы "Избиваемая жена", "Жена-угодница").

Чтобы выжить и чувствовать себя в безопасности, ребенок до подросткового возраста верит, что родители хорошие, все правила и предписания родителей заглатывает без критики. Ничто не могло бы разубедить ребенка и том, что родители хорошие.

Правила дисфункциональной семьи Клаудиа Блэк в своей книге "Это никогда со мной не случится" (Black С., 1981) сформулировала предельно кратко. Это правило трех "не":
не говори,
не чувствуй,
не доверяй.

Дети научаются защищать себя в подобных семьях с помощью встроенных в нас механизмов психологической зашиты (защита Эго). Дети подавляют свои чувства, отрицают то, что происходит, проецируют гнев и ненависть на предметы или на друзей. Создают иллюзию любви и привязанности. Дети идеализируют и минимизируют, затуманивают свои чувства и сознание. И в конце концов могут вообще ничего не чувствовать.

Эти же механизмы защиты интенсивно работают у взрослых зависимых и созависимых лиц.