Материал (младшая группа) на тему: Беседа с детьми на тему" Зима". Беседа на тему зима с детьми в подготовительной группе

Цель: закрепить знания детей о зиме, о сезонных изменениях в природе, связанные с зимним периодом.

Образовательные:

ü Обобщить представления о зиме и типичных зимних явлениях в природе;

ü Познакомить с народным календарем;

ü Упражнять в подборе определений к заданному слову;

ü Расширять и активизировать словарь по теме: «Зима».

Развивающие:

ü Развивать умение понимать смысл образных выражений загадки;

ü Развитие зрительного внимания, логического мышления, координации речи с движением.

Воспитательные:

ü Воспитывать интерес к изучению природы через использование ИКТ;

ü Любовь к природе;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект организации непосредственно образовательной деятельности в старшей группе, тема: «Беседа о зиме».

Образовательная область: «Коммуникация».

г.о.Самара

Возраст детей: 5-6 лет.

Цель: закрепить знания детей о зиме, о сезонных изменениях в природе, связанные с зимним периодом.

Задачи:

Образовательные:

  • Обобщить представления о зиме и типичных зимних явлениях в природе;
  • Познакомить с народным календарем;
  • Упражнять в подборе определений к заданному слову;
  • Расширять и активизировать словарь по теме: «Зима».

Развивающие:

  • Развивать умение понимать смысл образных выражений загадки;
  • Развитие зрительного внимания, логического мышления, координации речи с движением.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к изучению природы через использование ИКТ;
  • Любовь к природе;
  • Умение видеть красоту окружающего мира.

Предварительная работа:


-Ежедневные наблюдения;

Рассматривание иллюстраций о зиме, зимних явлениях.

Чтение произведений о зиме;

Разгадывание загадок о зимних явлениях;

Знакомство с народными приметами и пословицами.

Материал:
Презентация на тему: «Зима», компьютер, мультимедийный проектор, снежинка с письмом, снежинки детям, пластиковые стаканчики с трубочками.

Организационный момент:

Ребята посмотрите, сколько гостей у нас сегодня.

Давайте их поприветствуем!

Садитесь ребята на стульчики, (стульчики стоят полукругом).

Ход нод:

Снег на полях

Лед на реках

Вьюга гуляет

В какое время года это бывает?

Воспитатель: Предлагаю посмотреть несколько зимних пейзажей. Посмотрите, пожалуйста, какая красота! (показываю иллюстрации и слайды с зимними пейзажами). Дети подумайте и скажите, о чём сегодня мы будем с вами говорить?

А вы любите зиму?

Зима какая? (снежная, суровая, морозная,студеная).

Воспитатель: Если зимой холодно, то зима ……(холодная).

Если зимой морозы, то зима……(морозная).

Если зимой тепло, то зима…..(теплая).

Если зимой вьюги, то зима …..(вьюжная).

А сейчас я загадаю вам загадку-

Тройка, тройка прилетела

Скакуны в той тройке белы

А в санях сидит царица

Белокоса, белолица

Как махнула рукавом

Все покрыла серебром

О каком времени года загадка?

Как можно зиму назвать ласково?

Как зиму называют в загадке?

Почему зиму называют «царицей»?

Как вы думаете, подходят ли зиме определения «белокожа», «светлолица»?

Почему?

Что за скакуны в этой тройке? (зимние месяцы).

Вспомните их названия и назовите. (декабрь, январь, февраль).

Да, зима-царица трёх месяцев: декабря, января, февраля.

У этих месяцев есть и другие названия, народные.

Н-р: декабрь народ называл «хмурень».

Как вы думаете почему?

Потому что в декабре сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные, смеркается рано.

За декабрем следует какой месяц?

Январь называли «лютовей». Как вы думаете, почему?

Потому что лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрепит снег.

А какой третий месяц?

Февраль- называли в народе «снеговеем». Почему?

Да, в этом месяце метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную поземку.

В народе так и говорят: «В феврале два друга –метель да вьюга».

Ребята, а ведь вы знаете красивые стихотворения о всех трех месяцах. (дети читают стихи).

Декабрь

В декабре, в декабре

Все деревья в серебре

Нашу речку, словно в сказке

За ночь вымостил мороз,

Обновил коньки, салазки

Ёлку из лесу привёз.

Январь

Открываем календарь

Начинается январь

В январе, в январе

Много снегу на дворе

Снег на крыше, на крылечке,

Солнце в небе голубом

В нашем доме топят печку

В небе дым идет столбом

Февраль

Дуют ветры в феврале

Воют в трубах громко

Змейкой мчится по земле

Легкая поземка

А сейчас давайте поиграем (встаем в круг, игра с мячом). Игра называется: «Подбери слово».

Я кидаю вам мяч, вы его ловите я задаю вопрос, вы кидаете мне мяч обратно и отвечаете.

Н-р: «Снег какой?», «белый».

Всем понятны правила игры?

Снег какой? (белый, блестящий, мягкий, пушистый, холодный).

Ветер зимой какой? (холодный, сильный, морозный, ледяной).

Солнце зимой какое? (совсем не греет, редко появляется, светит но не греет).

Небо зимой какое? (серое, мрачное, пасмурное).

Зима какая? (холодная, снежная, морозная, суровая).

Молодцы, садитесь на свои места.

Ой, ребята тише, тише

Что – то странное я слышу

Кто то к нам сюда спешит (стук в дверь, лежит снежинка).

Посмотрите, какая большая снежинка залетела к нам в гости!

Она не простая – волшебная!

Давайте-ка её рассмотрим.

Это же письмо от зимушки-зимы.

Сейчас я вам его прочту:

Здравствуйте, ребята!

Слышала я, что вы веселые, умные, добрые, любознательные и находчивые. Захотелось мне проверить, что вы знаете и нравится ли вам зимушка –зима. Посылаю я к вам свою снежинку-пушинку. Принесет она вам загадки и игры интересные. Желаю вам успехов!!!

Царица Зима.

Ребята, давайте покажем какие мы умные,и находчивые и как мы любим зимушку зиму.

Загадки:

1.Покружилась звездочка

В воздухе немножко

Села и растаяла

На моей ладошке (показываю слайд ответ).

2.Как по зеркалу качусь

На коньках кручусь- верчусь

Разгоняюсь как самолёт

Под ногами что же? (показываю слайд ответ).

3.Тихо,тихо как во сне

Падает на землю…..(показываю слайд ответ).

4.Кто зимой метет и злится,

Дует, воет и кружится,

Стелет белую постель?

Это снежная…….? (показываю слайд ответ).

5.С метёлкой, в шляпе из ведра

Директор зимнего двора (показываю слайд ответ).

Какие вы молодцы! Все загадки отгадали.

Физкультминутка (хоровод «Метелица»).

Вдоль по улице метелица метёт,

Ай, жги-жги, жги-говори,
Скоро все она дорожки заметёт.

Запряжём же - ка мы в сани лошадей,
В лес поедем за дровами поскорей.
Ай, жги-жги, жги-говори,
В лес поедем за дровами поскорей.

Топорами мы ударим дружно в ряд,
Только щепочки по лесу полетят.
Ай, жги-жги, жги-говори,
Только щепочки по лесу полетят.

А руками мы ударим дружно в лад
Эй, мороз, теперь не страшен ты для нас.
Ай, жги-жги, жги-говори,
Эй, мороз, теперь не страшен ты для нас.

Игра: «Какой рисунок лишнее?»

Сейчас я буду показывать картинки. Они похожи, но одна отличается от других. Вы её должны назвать! Будьте внимательны!

(показ слайдов)

Хорошо, ребята!

Упражнение «Вьюга».

Встаньте около стульчиков. Каждому из вас я раздаю стаканчики с маленькими крупинками- снежинками. Снег там волшебный не тает.

Послушайте загадку:

Кто в трубе печной завыл

Кто ворота отворил?

Кто там воет, завывает?

Все дорожки заметает?

Кто бросает снег в лицо,

Наметает на крыльцо. (Вьюга).

Хотите устроить вьюгу?

Встаньте прямо, левой рукой поднесите стаканчик ко рту, а правой рукой держите соломинку. Сделайте глубокий вдох, а потом долго дуйте в стаканчик, не надувая щек. Вот так.(показ). Дети выполняют упр-е 3 раза.

Молодцы, ребята! А сейчас стаканчики поставьте на стол и садитесь на места.

Упражнение «Закончи предложение».

Давайте поиграем в игру, я буду говорить начало предложения, а вы будете добавлять слово «снеговик», (показываю слайд).

Слушаем внимательно!

Мы решили слепить………. (снеговика).

Мы приделали нос-морковку нашему………… (снеговику).

Мы показали соседям нашего………. (снеговика).

Мы играли с нашим ……….. (снеговиком).

Мы рассказали бабушке ………….(о снеговике).

Подвижная игра: «Затейники» Зима.

Выбирается водящий - затейник, который встает в центр круга, образованного детьми. Взявшись за руки, дети идут по кругу вправо (влево) и произносят:

«Ровным кругом друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Стой на Месте! дружно вместе

Сделаем вот так...»

Дети останавливаются, опускают руки, а затейник показывает какое-нибудь движение (зимний вид спорта), и все должны его повторить. Игра повторяется с другим водящим (3-4 раза).

Итог занятия:

Вспомните, о каком времени года мы говорили?

Сколько месяцев у зимы?

Как они называются?

Как называются эти месяца в народном календаре?

От кого мы получили письмо?

А за то что вы очень много знаете про зиму, царица зима вам дарит вот такие «снежинки».

Спасибо, ребята!

Методическая литература:

1.А.К.Бондаренко «Дидактические игры в детском саду».

2. А.К.Бондаренко «Словесные игры в детском саду».

3.Г.С.Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи».

4.В.В.Гербова «Занятия по развитию речи».

Беседа о зиме

Цель. Закрепить и систематизировать представления о сезонных изменениях в природе и о характерных для зимы природных явлениях. Обогащать словарь детей, приучать отвечать развернутыми предложениям. Воспитывать любовь к природе.

Материал. Ёжик, белка (игрушки, зимние картинки.

Воспитатель. Сегодня мы поговорим о зиме. К нам в гости пришли белка и ежик. Подумайте и скажите : что делает ежик зимой?

Дети. Ежик зимой спит.

Воспитатель. А белки спят зимой?

Дети. Нет, они зимой не спят.

Воспитатель. Ёжик проспал всю зиму и не знает, как выглядит зимний лес. Он попросил бельку рассказать ему об этом. Но белочка ещё не научился хорошо рассказывать, и ежик ничего не понял. Давайте поможем белочке вспомнить, а ежику узнать, что происходит зимой в природе. Как сказать про зиму : какая она? (Снежная, морозная, холодная.) Какой снег? (Белый, пушистый, холодный, мягкий.) А если была оттепель, что стало со снегом? (Снег стал влажный и липкий.) Как выглядит снег в солнечный день? (Снег блестит и сверкает на солнце.) Какая погода была зимой? (Было холодно, морозно, часто выпадал снег.) Что происходит зимой с реками и озерами? (Реки и озера зимой покрываются льдом.) Как выглядит зимой деревья и кустарники? (На деревьях и кустарниках нет листьев, ветки засыпаны снегом.) Какие деревья остаются зимой зелеными? (Сосна и ель) . Много ли птиц зимой в лесу? (Нет, они держатся поближе к домам, где живут люди.) Чем занимаются дети зимой на прогулке? (Катаются на санках, лыжах, коньках, лепят снеговика.)

Каждый вопрос и ответ сопровождаются соответствующей иллюстрацией.

Дидактическая игра «Игра в загадки»

Воспитатель : Вы сейчас будете отгадывать загадки. Я загадываю загадки про зиму. За отгадывание вы получаете по одной фишке. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

1. Мягкий он, а не подушка,

Липнет он, а не пушок,

Он холодный, как лягушка

А согреешь – ручеек. (снег)

2. Не драгоценный камень,

А светится. (лед)

3. Художник- невидимка

По городу идет : Всем щеки нарумянит,

Всех за нос ущипнет. (мороз)

4. Я прихожу с подарками

И яркими огнями.

На новый год – я главная. (ёлка)

5. Морковка бела

Все зиму росла. (сосулька)

6. И не снег, и не лед, а деревья одевает. (иней)

7. Что за белый человек

Пробрался на наш садик.

Шапка – ведерко, нос – морковка

Боится солнца и тепла. (снеговик)

8. Вот так загадка! Глянешь – летает,

На нос присядет – сразу растает. (снежинка) .

Сюрпризный момент. Воспитатель. Хорошая беседа сегодня у нас получилась? (да) . А кто же к нам сегодня в гости пришли (ежик, белка) . Ой, смотрите они нам снежинки принесли (показывает на поднос с зефиром) . Странные какие-то снежинки, ароматные, воздушные…. А вы знаете их можно есть. Угощайтесь ребята!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

серия бесед с детьми на развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми

данные беседы были мной разработаны для развития диалогической речи у дошкольников, снятия коммуникативного напряжения....

Мир звёзд очень разнообразен. Звёзды - это огромные раскалённые газовые шары, похожие на Солнце....

Цели: познакомить детей с мужественными профессиями;формирование позитивного мнения воспитанников о профессии: пожарного; полицейского; пограничника; летчика, танкиста....

Беседа с детьми начальной школы (7-8 лет) по теме: Зимушка-забавушка


Гесть Ксения Александровна, учитель физической культуры, МОУ «Школа №53», п.Октябрьский, Люберецкий р-он, Московская обл.

Описание материала: Предлагаю вам конспект образовательной деятельности для детей 1-2 классов по теме «Зима». Данный материал будет полезен воспитателям старшей-подготовительной группы.
Цель: закрепить знания детей о зиме, зимних явлениях.
Задачи:
- учить согласовывать речь с движениями;
- развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений, пространственные представления;
- развивать выразительность речи и выразительность движений;
- развивать логическое мышление, внимание, память, воображение
Демонстрационный материал: Иллюстрации «времена года», снежинки, снеговик, кроссворд, «снежок», карточки со словами для игры «Третий лишний», музыка для релаксации (звуки бубенчиков) и звуки завывающего ветра.
Раздаточный материал: карточки с изображением явлений природы и предметов для упражнения «Бывает, не бывает».

Ход беседы:

Ведущий: Здравствуйте, ребята!
(звучит звук завывающего ветра и вьюги)
Кто знает верную примету,
Высоко солнце, значит лето.
А если холод, вьюга, тьма,
И солнце низко, то …. (зима)

Правильно! Мы поговорим сегодня о зиме.
Зима - одно из четырёх времён года, между осенью и весной.
А какой основной признак этого времени года? (ответы детей)… низкая температура, выпадает снег.
А какой зимой самый холодный месяц? (ответы детей) …январь!
Народные приметы
(дети объясняют каждую примету)
Зима холодная - лето тёплое.
Зима снежная - лето дождливое.
Зимний снег глубокий - летом хлеб высокий.
Сильно блестят зимою звезды - к морозу.
Кошка на печи - к стуже.
Воробьи дружно чирикают - к теплу.
Снежные хлопья крупные - будет оттепель.
Зима резвится не только в лесу, а у нас на носу.

Упражнение «Назови»
(У ведущей находится комочек из ваты - «снежок».)
Ведущая: Я буду говорить незаконченное предложение, а тот, кто получит «снежок» закончит предложение словечком.
Зимой метель... (метёт).
В лесу зимой голодный волк... (воет).
Деревья зимой... (спят).
Ночью ветер в трубах... (воет, завывает).
Зимой снег всё вокруг... (накрывает).
Из снеговой тучи снежинки... (падают, летят, кружатся).
Зимой вода в реке... (замерзает).
Зимой насекомые... (прячутся).
На зиму медведь в берлоге... (засыпает).
Мороз щёки и нос... (щиплет).
Иней на ветках деревьев... (блестит).
Под снегом травка зимой... (греется).
Ведущая: Молодцы! Хорошо справились с заданием, знаете зимние явления.
А знаете ли вы без чего не бывает зимы?

Упражнение «Бывает, не бывает»
Ведущая: Я раздам вам картинки (каждому по две картинки на которых нарисованы предметы, явления…), а вы на мой вопрос по очереди будете поднимать нужные карточки и отвечать:
«Не бывает зимы без... (снега, льда, горок, мороза,…)
Ведущая: Молодцы! Продолжим играть.
«Зимой можно…(лепить снеговика, кататься на санках…)
«Нельзя зимой…(есть снег, ходить без шапки…)

Кроссворд


(по горизонтали)
1. Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.
(снежинка)

2. Не снег и не лед,
А серебром деревья уберет.
(иней).

3. Снег колючий по земле
Гонит ветер в...
(феврале)

4. Хлопья белые летят,
Тихо падают, кружат.
Стало всё кругом бело.
Чем дорожки замело?
(снег)

5. Эх, мягкая подушка,
Да не взять под ушко!
(сугроб)

6. Начинает календарь.
Месяц с именем...
(Январь).

7. Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
(Зима)

8. «Году конец и начало зиме!» –
Вот так загадку задали мне.
Морозы и вьюга, и снег на дворе,
К нам в гости приходит зима в...
(Декабре)

(по вертикали)
Что за нелепый человек
Пробрался в 21 век?
Морковный нос, в руке метла,
Боится солнца и тепла.
(Снеговик)
Ведущая: Правильно!
Одна из главных зимних забав, знакомая всем с детства, - это лепка снеговика. Откуда же пришла к нам эта традиция? По одной из версий, она была связана с верованиями древних славян о существовании духов, управляющих облаками, туманами и снегами - небесных девиц, живущих в воздухе. Именно в честь них наши предки стали лепить снежных баб. Шло время, и, изменив, но, не утратив вовсе первоначального смысла, снежные бабы превратились в мужчин - снеговиков, символизирующих духа зимы, к которому взывали о помощи, просили о том, чтоб отступили сильные морозы. А метла в руках снеговика - некий символ его власти, который также связывают с тем, что метлой снеговик разгонял злых духов, не давая им проникнуть в дом, возле которого его слепили. Однако есть и другая версия происхождения снеговика, по которой он ассоциировался с неким злым и могущественным существом, кем-то вроде снежного человека. В древности наши предки боялись его и лепили идолов-снеговиков и приносили им дары, чтобы он не украл их детей.

Ведущая: Давайте и мы с вами построим снеговика.
(Пальчиковая гимнастика) .
Давай, дружок, смелей, дружок! (Дети лепят воображаемый ком и катят его от себя).
Кати по снегу свой снежок – Он превратится в толстый ком. (Рисуют в воздухе круг).
И станет ком снеговиком. (Дети рисуют три разные по величине круга снизу вверх).
Его улыбка так светла! (Прикладывают ладони к щекам, изображая широкую улыбку).
Два глаза, шляпа, нос, метла… (Дети показывают указательными пальцами глаза, ладонью – шляпу, кулачком правой руки – нос и воображаемую метлу).
Но солнце припечёт слегка – (Дети поднимают руки вверх).
Увы! И нет снеговика! (Поднимают плечи и разводят руки в стороны, затем садятся на корточки, закрывая голову руками).
Молодцы!
Получился у нас снеговик не простой, любопытный, озорной.
Знать хочу я, чем ещё ребята занимаются зимой?
(ответы детей: катаются на лыжах, коньках, санках, играют «в снежки»...)

Игра «Третий лишний»
Сейчас посмотрите на зимние слова, одно из трёх слов будет лишнее, вам надо назвать и убрать его, объяснив своё решение.
1. Декабрь, зима, январь.
2. Снежки, лыжи, коньки.
3. Метель, коньки, снегопад.
4. Снежок, снеговик, снегирь.
Правильно! Всё знаете о зиме, зимних явлениях.

РЕЛАКСАЦИЯ
Мы сегодня веселились и играли, и резвились.
А сейчас уже пора, отдохнуть нам, детвора.
(Дети расслабляются под звучание спокойной музыки. «Пробуждение» происходит под звучание бубенчика):
Тихо-тихо, мой бубенчик, позвени, позвени.
Никого-никого, мой бубенчик, не буди, не буди.
Громко-громко, мой бубенчик, позвени, позвени.
Всех мальчишек и девчонок разбуди, разбуди.
Дети встали, потянулись и мне улыбнулись,
С Зимушкой - забавушкой попрощались, в группу отправлялись.

Вывод.
Беседа в первую очередь является методом уточнения и систематизации представлений детей, полученных ими в процессе повседневной жизни и на занятиях. Характер беседы требует от ребенка умения активно воспроизводить свои знания, сравнивать, рассуждать, делать выводы. Посредством бесед дети усвоили сведения о конкретных предметах и явлениях, научились словом передавать признаки предметов, действия с предметами. Беседа также обогатила детей новыми знаниями. Участвуя в беседе, ребенок учился концентрировать свое мнение на одном предмете, вспоминая то, что знает о нем, приучался логически мыслить. В беседе дети четко выражают свои мысли, развивают умение слушать и понимать вопросы, правильно формулировать ответ на них - коротко или подробнее, в зависимости от характера вопроса, правильно задавать вопросы.

Список литературы:
1. "305 веселых загадок в стихах" - Савельева Е. А. – 2008г.
2. «Русские народные приметы и поверья» - Кульматов В.А., Кульматова Т.В. – 1999г.
3. «Зима, зимние забавы» (серия "Грамматика в играх и картинках") - Борисенко М. Г. / Лукина Н. А. – 2005г.
4. «Подвижные игры, физ.минутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой в логопедическом дет. Саду» - Овчинникова Т.С. – 2006г.

Беседа с детьми старшей группы на тему «Зима» (тематика «Времена года»).

Интегрированное занятие в старшей группе.

Цели: уточнять и закреплять знания детей о характерных признаках зимы; устанавливать связи и закономерности в природе, воспитывать любовь к родному краю.

Оборудование: картины из серии «Времена года», фонограмма, цветные карандаши, альбомные листы.

Ход занятия:

Воспитатель выставляет 3-4 картины из серии «Времена года» и читает стихотворение:

Под голубыми небесами,

Великолепными коврами,

Блестя на солнце снег лежит…

Воспитатель спрашивает:

Дети, к какой картине подходит это стихотворение? Почему вы так думаете?

На смену какому времени года приходит зима?- Осени.

Как узнать, что наступила зима?- (По признакам - везде лежит снег, вода превратилась в лёд, мы одеваемся тепло и т.д.)

Сколько зимних месяцев? - Три - декабрь, январь, февраль.

Какой месяц начинает зиму? - Декабрь.

Воспитатель:

Давайте мы с вами поиграем в игру «Какая погода?»

Как правильно сказать про погоду, если много снега - снежная.

Если мороз - морозная;

Если ветер - ветреная;

Если холод - холодная.

Воспитатель читает стихотворение И.Никитина «Встреча зимы».

…Здравствуй, гостья зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.

Есть раздолье у нас -

Где угодно гуляй;

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай.

Пусть мороз твой трещит:

Наша русская кровь

На морозе горит!...

А вы помните названия зимних месяцев? (декабрь, январь, февраль).

Объясните, почему в народе так говорят?

Декабрь - студень (приходит стужа, становится студёно, холодно, зимняя стужа).

Январь - лютовик (снеговик и трескун, морозный, зиме середина, январь - зимы государь).

Февраль - ветродуй (ветреный, вьюговей, бокогрей).

А сейчас поиграем в игру «Как правильно сказать?»

Мёрзнут лапки у белки. Чьи мёрзнут лапки? - беличьи.

Мёрзнут лапки у лисы. Чьи мёрзнут лапки? - лисьи.

Мёрзнут лапки у зайца. Чьи мёрзнут лапки? - заячьи.

Мёрзнут лапки у волка. Чьи мёрзнут лапки? - волчьи.

Физкультминутка.

Звучит медленная музыка. Воспитатель: - представьте, что вы - снежинки, медленно «летите» по воздуху и плавно опускаетесь на землю.

Воспитатель: а теперь послушайте пословицы о зиме.

Больше снега - больше хлеба.

В зимний холод всякий молод.

Готовь сани летом, а телегу зимой.

Зимнее солнце что мачеха: светит, да не греет.

Зима не лето - в шубу одета.

Зимний денёк с воробьиный скок.

Воспитатель: пришло время загадки отгадывать.

Снег на полях, лёд на водах,

Вьюга гуляет. Когда это бывает? (Зимой).

На деревья, на кусты

С неба падают цветы.

Белые, пушистые,

Только не душистые. (Снег).

Он вошёл - никто не видел,

Он сказал - никто не слышал.

Дунул в окна и исчез,

А на окнах вырос лес. (Мороз).

Что за звёздочки сквозные

На пальто и на платке.

Все сквозные, вырезные,

А возьмёшь - вода в руке? (Снежинки).

Поглядели мы в окно,

Аж, глазам не верится!

Всё вокруг белым - бело

И метёт… (Метелица).

Физкультминутка «Зимние забавы»

Мы бежим с тобой на лыжах (имитируется ходьба на лыжах),

Снег холодный лыжи лижет.

А потом на коньках (имитируется бег на коньках),

Но упали мы.Ах! (падают).

А потом снежки лепили («лепят» снежки),

А потом снежки катали («катят» ком снега).

А потом без сил упали (упали).

И домой мы побежали (бег по кругу).

Воспитатель: давайте вспомним сказку «Зимовье зверей».

Какие герои собрались «от зимы лето искать? - Бык, баран, свинья, гусь, петух.

Как они решили спастись от зимы? - Дом построить.

Кто предложил построить дом? - Бык.

Поддержали его братцы-товарищи? - Нет.

Как в дом попал баран? - Разбегусь и вышибу из избы бревно.

Как в дом попала свинья? - Столбы подрою, да твою избу сворочу.

Как в дом попали гусь и петух? - Мох из твоих стен повыщипим.

Почему лису привлекла избушка? - Петух стал песни распевать.

Что придумала лиса? - Позвала медведя и волка.

Что спасло зверей? - Дружба.

А теперь, дети, берём карандаши и нарисуем на листе свою картину зимы, как вы его представляете.

Рассматриваются нарисованные детьми работы и выставляются на стенд «Встречаем зиму».

Итог занятия.

Г. Озёры,

микрорайон имени маршала Катукова, дом 20

8 496 70 4 – 41 - 39, *****@***ru http://ozds14.edumsko. ru/

Беседа с детьми подготовительной к школе группы

«Зима пришла»

Составил:

воспитатель высшей квалификационной категории

Московская область,

Цель. Активизировать словарь по темам «Зима», «Зимние забавы». Учить подбирать прилагательные и глаголы к существительному, образовывать относительные прилагательные, называть родственные слова к слову «снег», подбирать антонимы , находить в стихотворном тексте сравнения. Развивать связную речь, зрительное и пространственное восприятие, слуховое внимание, память, общую моторику. Показать красоту русской природы через стихотворные произведения.

Материал. Мультимедийное оборудование. Снежинки из картона с написанными на них загадками.

Предварительная работа. Разучивание стихотворений: И. Никитин «Встреча зимы» (отрывок); И. Никитин «Песня» (отрывок); И. Суриков «Зима» (отрывок); А. Липецкий «Снежинки»; Х. Габитов «Зима».

Организационный момент.

Воспитатель. Дети, какое сейчас время года? (Ответы детей.)

Воспитатель. Назовите зимние месяцы. (Ответы детей.)

Воспитатель. Расскажите о признаках зимы. (Ответы детей.)

Воспитатель последовательно выставляет на наборное полотно опорные картинки и называет слова и словосочетания, с которыми дети по цепочке составляют предложения.

Воспитатель. Снег. Мороз. Лед. Деревья. Снегирь. Кормушка. Медведь в берлоге.

Снеговик. Шуба, шапка. (Ответы детей.)

Разминка «Зима».

Дети. Наконец пришла зима. (Разводят руки в стороны).

Стали белыми дома, (Складывают руки над головой в виде крыши.)

Снег на улице идет, (Поднимают и медленно опускают руки.)

Дворник улицу метет. (Покачивают опущенными прямыми руками влево-вправо.)

Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают перед собой.)

Пишем на катке круги, (Убирают руки за спину, поворачиваются кругом.)

Ловко бегаем на лыжах (Выполняют движения руками, как при ходьбе на лыжах.)

И играем мы в снежки. (Выполняют движения, имитирующие метание.)

Воспитатель. Сегодня мы с вами будем слушать, и обсуждать стихотворения о зиме, которые подготовили ребята, а также беседовать об этом времени года.

Чтение отрывка из стихотворения И. Никитина «Встреча зимы».

Ребенок. Здравствуй, гостья – зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.

Есть раздолье у нас –

Где угодно гуляй;

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай.

Нам не стать привыкать –

Пусть мороз твой трещит:

Наша русская кровь

На морозе горит!

Воспитатель. О чем мы просим зиму в этом стихотворении? (Ответы детей.)

Воспитатель. А какой может быть зима? (Ответы детей.)

Чтение отрывка из стихотворения И. Сурикова «Зима».

Ребенок. Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело.

Темный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно…

Божьи дни коротки,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозцы –

И зима настала.

Воспитатель. Чем покрывается земля зимой? (Ответы детей.)

Воспитатель. Как ложится первый снег на поля? (Ответы детей.)

Воспитатель. Какой он, снег? (Ответы детей.)

Игра «Слова наоборот».

Воспитатель. Давайте поиграем. Например, я скажу: «Холодная зима». Вы должны составить словосочетание, использовав то же слово-предмет, а слово-признак заменить на слово с противоположным значением. Что вы скажете?

Дети. Теплая зима.

Воспитатель. Верно. Итак, играем!

Зимующие птицы – перелетные птицы.

Мокрый снег – сухой снег.

Высокая горка – низкая горка.

Скользкий лед - шероховатый лед.

Голодный зверь - сытый зверь.

Чтение стихотворения А. Липецкого «Снежинки»

Ребенок. Снежинки пуховые,

Веселые, живые!

Вы кружитесь, мерцаете

В молчании лесном

И землю устилаете

Блестящим серебром.

Воспитатель. С чем в стихотворении сравниваются снежинки? (Ответы детей.)

Воспитатель. Почему поэт назвал снежинки пуховыми? (Ответы детей.)

«Снежные» загадки.

Воспитатель. К нам в окно залетели снежинки-загадки. Попробуйте их отгадать.

Воспитатель читает загадки на снежинках. Если дети отгадали загадку, то на наборное полотно выставляется картинка-отгадка.

Снег на полях, лед на водах,

Вьюга гуляет, когда это бывает? (Зимой)

Вился, вился белый рой,

Сел на землю – стал горой. (Сугроб)

С неба падает зимою

И кружится над землею

Легкая пушинка, белая … (Снежинка)

Меня не растили,

Из снега слепили.

Вместо носа ловко

Вставили морковку. (Снеговик)

Бел, да не сахар,

Ног нет, а идет. (Снег)

Мост, как синее стекло, -

Скользко, весело, светло. (Лед)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь)

Первым вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький. (Подснежник).

Воспитатель. Из слов-отгадок выберите и назовите только слова-родственники слова «снег».

(Ответы детей.)

Воспитатель. Расскажите, что делает мороз, и изобразите это.

Разминка «Ой. Мороз!»

Дети. Ой, мороз, мороз, мороз,

Снегом ветки он занес. (Покачивают кистями рук над головой)

Ой, мороз, мороз, мороз,

Он хватает нас за нос. (Прикладывают указательный палец на нос)

А мы не боимся, а мы веселимся! (Грозят пальцем, хлопают в ладоши)

Ой, мороз, мороз, мороз,

Щиплет щеки он до слез. (Прикладывают ладони к щекам)

А мы не боимся, а мы веселимся! (Грозят пальцем, хлопают в ладоши)

Лыжи с санками возьмем

И кататься в лес пойдем. (Выполняют движения руками, как при ходьбе на лыжах)

А мы не боимся, а мы веселимся! (Грозят пальцем, хлопают в ладоши)

Чтение отрывка из стихотворения И. Никитина «Песня»

Ребенок. Расшумелась, разгулялась

В поле непогода;

Принакрылась белым снегом

Гладкая дорога.

Белым снегом принакрылась,

Не осталось следу,

Поднялася пыль и вьюга,

Не видать и свету.

Воспитатель. О каком явлении природы говорится в стихотворении? (Ответы детей.)

Воспитатель. Что сделала вьюга в поле? (Ответы детей.)

Воспитатель. Как можно по другому назвать вьюгу? (Ответы детей.)

Воспитатель. Теперь отдохнем и поиграем.

Игра «Четвертый лишний». Воспитатель называет цепочки слов (четыре слова). Дети выделяют в каждой цепочке лишнее слово.

Воспитатель. Снег, снежинка, снегопад, мороз.

Мороз, жара, холод, стужа.

Шуба, валенки, шапка, панамка.

Чтение стихотворения Х. Габитова «Зима».

Ребенок. Сыплет, сыплет белый снег.

Тихо-тихо, как во сне.

Белый-белый и густой.

Скажем мы ему: «Постой,

Все уже бело кругом –

Белый лес и белый дом,

Поле белое, река.

Слепим мы снеговика,

В санках скатимся с горы».

Выпал снег для детворы.

Воспитатель. Почему в стихотворении стали белыми лес, дом, поле и река? (Ответы детей.)

Воспитатель. Кто больше всех ждет зиму? (Ответы детей.)

Воспитатель. Посмотрите внимательно на картинки и скажите, почему дети с нетерпением ждут зиму? (Поочередно выставляются опорные картинки)

(Ответы детей.)

Подведение итога беседы.