Развитие стопы у ребенка. Сколиотическое нарушение осанки

В эмбриональном периоде с 1-й по 8-ю неделю гестации происходят следующие изменения:

  • 3-я неделя - появление выростов нижних конечностей;
  • 6-я неделя - появление изгиба стопы и подошвенной поверхности;
  • 7-я неделя - параллельная установка осей нижних конечностей;
  • 8-я неделя - поворот стоп друг к другу своей подошвенной поверхностью.
  • В фетальном периоде, начиная с 9-й недели, происходят следующие изменения:
  • 9-я неделя - появление голеностопных суставов;
  • 10-я неделя - разворот бедер и голеней вокруг продольной оси;
  • 11-я неделя - супинация заднего отдела стопы;
  • 12-я неделя - супинация таранной кости;
  • 28-я неделя - расширение и смещение в латеральном направлении таранной кости и ротация костей голени;
  • 29-я неделя - увеличение ширины пяточной кости в заднем отделе;
  • 36-я неделя - поворот стоп вокруг оси. Во внутриутробном периоде существует следующий порядок оссификации костей:
  • 9-я неделя - 5-я плюсневая;
  • 11-я неделя - дистальная фаланга 1-го пальца;
  • 12-я неделя - проксимальные и дистальные фаланги всех пальцев;
  • 17-я неделя - средняя фаланга 2-го пальца;
  • 18-я неделя - средняя фаланга 3-го и 4-го пальцев; 21-я неделя - средняя фаланга 5 пальца; между 22-й и 25-й неделями - начало оссификации пяточной кости;
  • между 25-й и 31-й неделями - начало оссификации таранной кости;
  • после 37-й недели - начало оссификации кубовидной кости.

Процесс оссификации протекает эксцентрично по отношению к хрящевому зачатку кости. Окостенение таранной кости начинается в ее шейке и продолжается в проксимальном направлении. Оссификация пяточной кости начинается в дистальной части и продолжается проксимально к области фасеток. Окостенение кубовидной кости происходит из ее центральной части и распространяется равномерно во все стороны. Оссификация ладьевидной кости начинается в центральной части, а затем переходит на ее дистальную часть.

В фетальном периоде происходит ряд изменений формы костей и соотношений между костями. Большеберцовый-во-пяточный угол в возрасте 12 недель составляет 36° и у новорождённого он уменьшается до 22°. Угол шейки таранной кости имеет большой разброс на протяжении внутриутробного развития: от 30 до-65°. У новорожденного он составляет 22°. Супинация стопы и поворот стоп подошвенной поверхностью друг к другу сильнее всего выражены на 7-м месяце, после чего супинация уменьшается к моменту рождения. Разгибание стопы к тылу в голеностопном суставе возрастает на фоне ротации костей нижней конечности вокруг продольной оси и увеличения сгибания в коленном и тазобедренном суставах. Антеверсия бедра у новорожденного колеблется в пределах Эв-40°. Торсия костей голени начинается во внутриутробном периоде с 5-го месяца. К моменту родов угол наружной тор-сии составляет 15-209. Торсия пяточной кости уменьшается на протяжении всего внутриутробного периода. У новорожденного она составляет 22°. Положение переднего отдела стопы относительно заднего ровное. У новорожденного ось стопы, проведенная через центр пятки, проходит между 2-м и 3-м пальцами. Во внутриутробном состоянии длина стопы самая большая по отношению к длине нижней конечности. У новорожденного длина стопы достигает 7,5 см.

Свод стопы ребенка

Стопа ребенка является универсальной опорной структурой, строение и функция которой соответствуют задачам опоры и движения на данном этапе развития организма. Для стопы первохода, совершающего первые шаги, характерным является низкий свод, обширный слой подкожной жировой клетчатки, избыточная подвижность суставов, вальгус заднего отдела стопы, большая эверсия пятки. В норме в стопе имеются 3 свода, расположенные в двух плоскостях. В сагиттальной плоскости есть наружный и внутренний продольные своды. В состав наружного свода входит пяточная, кубовидная, 4-я и 5-я плюсневые кости. В состав внутреннего свода входят пяточная, таранная, ладьевидная, 1-я, 2-я и 3-я клиновидные, 1-я, 2-я и 3-я плюсневые кости. Вершиной внутреннего свода считают либо таранно-ладьевидный сустав, либо бугристость ладьевидной кости. Высота свода представляет собой расстояние от поверхности опоры до вершины свода. Во фронтальной плоскости поперечный свод стопы ребенка расположен на уровне предплюсны. Клиновидные кости в среднем отделе имеют более широкую тыльную часть и более узкую подошвенную часть, благодаря чему, сложенные вместе, они образуют дугообразную фигуру свода стопы. Кости, составляющие свод, находятся под действием активных мышечных сил. Задняя большеберцовая мышца осуществляет супинацию стопы. Передняя большеберцовая мышца осуществляет тракцию среднего отдела стопы кверху. У новорожденного свод стопы отсутствует. На первом году жизни свод стопы низкий, что связано с отсутствием вертикальной нагрузки на ноги и небольшой активностью мышц дистального отдела конечности. До 2 лет пяточная кость расположена относительно горизонтально. По мере роста происходит подъем переднего отдела пяточной кости над горизонтальной плоскостью и увеличение высоты костного свода. Свод стопы формируется в годовалом возрасте, когда становится заметным сужение отпечатка стопы в ее среднем отделе. По сравнению с более старшим возрастом он остается низким, что, по классификации Стахели, является возрастным физиологическим плоскостопием.

Физиологическое, или инфантильное, плоскостопие представляет собой сочетание низкого костного свода, вальгуса заднего отдела стопы, который в возрасте от 3 месяцев до 3 лет колеблемся в пределах 5-10°. Физиологическое плоскостопие является нормальным состоянием для маленьких детей. Это этап в развитии детского организма, который проходит с ростом и заканчивается в 3-4 года. Сочетание низкого свода и вальгуса соответствует особенностям анатомии и функции конечности, которые имеются у маленького ребенка:

  • максимальная конгруэнтность подтаранного сустава;
  • адаптация к физиологическим изменениям в вышележащих отделах конечности, компенсация возрастного варуса и вальгуса голени и коленного сустава;
  • облегчение переката через поперечную ось переднего отдела стопы и ограничение переката через косую ось;
  • увеличение нагрузки на медиальный край стопы и большой палец, роль которого возрастает по мере взросления;
  • увеличение площади опоры и придание телу устойчивости при ходьбе;
  • соответствие большой ширине шага у первохода;
  • облегчение переноса веса тела с одной ноги на другую во фронтальной плоскости;
  • плавность прислоения и отталкивания стопы при ходьбе в период опоры.

У маленького ребенка при низком костном своде стопы имеется обилие мягких тканей на подошвенной поверхности стопы. У новорожденного толщина жирового слоя под пяточным бугром колеблется в пределах от 3 до 8 мм, в среднем составляя 4 мм. В раннем детском возрасте подкожная жировая клетчатка на подошвенной поверхности имеет большую толщину. Основная масса жира расположена по медиальному краю стопы под внутренним костным сводом и под пяточной костью. Жировая масса имеет ячеистое строение и пронизана густой сетью фиброзных волокон, идущих от пяточного бугра к подошвенной фасции, в основном по внутреннему краю стопы. Объем жировой клетчатки коррелирует с весом тела. Большой объем подкожного жира сохраняется до 3-летнего возраста, после чего начинает постепенно уменьшаться и снижается до минимума в возрасте 7-10 лет. Избыток мягких тканей имеет значение для ходьбы ребенка. Во-первых, подкожная жировая клетчатка увеличивает площадь опоры стопы, обеспечивает нагрузку на внутренний край стопы в соответствии с вальгусом пятки и большой шириной шага. Во-вторых, мягкие ткани выполняют роль амортизатора при ходьбе. В фазу переднего толчка реакции опоры происходит компрессия и смещение мягких тканей под пяточной костью, что обеспечивает уменьшение ударной нагрузки на конечность и способствует торможению движения. В фазу заднего толчка большая подвижность мягких тканей соответствует относительно пассивному отрыву стопы от опоры.

По мере роста происходит увеличение высоты свода стопы, что связано с ростом костей и увеличением силы мышц стопы и голени, которые осуществляют тракцию костей стопы. Самое значительное увеличение свода имеет место в возрасте от 3 до 6 лет и, менее выраженное, от 7 до 10 лет. По данным С. Ф. Годунова, окончательное формирование стопы происходит в возрасте 7-9 лет, а по мнению М. Пфайффер - в-10 лет. На фоне увеличения высоты костного свода происходит уменьшение вальгуса заднего отдела стопы с 5-10° в возрасте 3 лет до 3-8° в 4 года, до 1-6° в 5 лет, до 0-5° в 6 лет, до 0-2° в 7 лет; по данным М. Пфайффер с 6,4° в 3 года до 4,5° в 6 лет. С возрастом физиологическое увеличение высоты свода, уменьшение вальгуса заднего отдела стопы и уменьшение объема жировой клетчатки являются причиной уменьшения частоты плоскостопия: с 98% в 2 года до 4,3% в 9 лет; с 70% в 3-4 года до 40% в 5-8 лет; с 57% в 2-3 года до 40% в 5-6 лет; с 54% в 3 года до 24% в 6 лет; с 14% в 6 лет до 9% в 7 лет.

Максимальная высота продольного свода по внутреннему краю стопы имеется на расстоянии 40% длины от края пятки и приходится приблизительно на середину ладьевидной кости. Максимальная высота продольного свода по наружному краю стопы соответствует пяточно-кубовидному сочленению. Наиболее высокая часть свода приходится по линии таранно-ладьевидного и пяточно-кубовидного суставов. Локализация самой высокой точки свода изменяется с возрастом. По мере развития темпы роста переднего отдела стопы опережают темпы роста заднего отдела, что приводит к удлинению переднего отдела и смешению вершины свода по стопе спереди назад, особенно заметное у подростков. Отношение длины переднего отдела к длине заднего отдела в возрасте 10 лет составляет 73% и 27%, в возрасте 11-16 лет - 76% и 24%, и у взрослого - 80% и 20%. Изменение соотношения длины переднего и заднего отделов стопы отражается на ходьбе. В раннем Детском возрасте относительно большая длина заднего рычага стопы способствует быстрому подошвенному сгибанию и прислоению всей стопы к опоре во время переднего толчка, что придает устойчивость ходьбе. С удлинением переднего отдела стопы увеличивается длина рычага, который осуществляет отталкивание от опоры, что сопровождается повышением массы и силы задней группы мышц голени. В результате перераспределения длины переднего и заднего отделов стопы происходит увеличение сгибательного момента голеностопного сустава и рост эффективности ходьбы.

Форма продольного свода удерживается благодаря действию пассивного и активного стабилизаторов. Основным пассивным стабилизатором являются таранно-ладьевидная, пяточно-кубовидная и пяточно-ладьевидная связки, а также подошвенный апоневроз. У детей пяточно-ладьевидная связка имеет меньшее значение, чем у взрослых. Поперечный свод стабилизируют связки межклиновидных суставов. Основным активным стабилизатором, удерживающим продольные и поперечный своды, является задняя большеберцовая мышца, которая прикрепляется к бугристости ладьевидной кости. Она осуществляет инверсию стопы в подтаранном суставе, приведение переднего отдела и супинацию всей стопы. При сокращении мышцы кости стопы образуют дугу свода. По мере формирования стопы происходит уменьшение объема мягких тканей на подошве и возрастание роли костного свода в функции стопы. Костный свод начинает амортизировать реакцию опоры ноги и распределять нагрузку по костям стопы. Во время ходьбы и стояния свод выполняет рессорную функцию, что вызывает изменение его высоты. Под действием веса тела медиальный продольный свод опускается на 3,5 мм, что составляет 1/3 его высоты, а при уменьшении нагрузки происходит подъем свода.

У ребенка оценку состояния сводов стопы начинают с определения силы мышц голени, которые поддерживают свод. Исследуют все движения в голеностопном и подтаранном суставах. Отмечают степень сопротивления движениям, силу отдельных мышечных групп и баланс мышц, которые двигают стопой. Делают максимально возможную пассивную пронацию стопы в состоянии разгибания. При сочетании низкого свода с вальгусом среднего отдела ладьевидная кость и головка таранной кости выступают в медиальном направлении до контура внутренней лодыжки. Определяют степень натяжения подошвенной фасции. В норме на подошвенной поверхности стопы наблюдают натяжение подошвенного апоневроза, который контурируется под кожей. При плоскостопии во время движений в плюснефаланговых суставах стопы не происходит натяжения подошвенной фасции, не наблюдается увеличения углубления свода стопы и подошвенный апоневроз остается в расслабленном, вялом состоянии. Ребенка обследуют на зеркальном плантографе. В норме в положении стоя видна опора на наружный край стопы, отсутствие опоры на под сводную часть стопы и углубление свода при подъеме на носки. При плоскостопии имеется опора на под сводную часть стопы, а также отсутствие изменений высоты свода, когда ребенок встает на носки. Вальгус заднего отдела стопы определяют во фронтальной плоскости по величине угла между вертикальной осью голени и осью пятки в положении ребенка стоя. В литературе описана разная величина нормального угла вальгуса заднего отдела стопы у ребенка от 4° до 15°.

Степень плоскостопия определяют по отпечатку подошвенной поверхности стопы, который получают с помощью зеркального или чернильного плантографа, плантоскопа с видеокамерой, сенсорного педографа и т. д. Отпечаток стопы оценивают визуальцым методом, обсчитывают с помощью ручных способов и программных средств.

Визуальная классификация плоскостопия на зеркальном плантографе по Пфайфферу:

  • нормальная стопа - свод понижен, но различим;
  • плоскостопие средней степени - свод стопы отсутствует;
  • выраженное плоскостопие - мягкие ткани на подошвенной поверхности стопы выступают из-под свода вовнутрь.

У детей младшего возраста расчет состояния свода затруднен в связи с наличием толстого слоя подкожной жировой клетчатки. У детей в возрасте до 2-3 лет применяют расчет степени плоскостопия по Деннису.

Проводят две касательные к наружному и внутреннему краям отпечатка, расстояние между касательными разделяют центральной линией на две равные части.

Качественная классификация плоскостопия по Деннису:

  • 1-я степень - отпечаток среднего отдела стопы не заходит за центральную линию;
  • 2-я степень - ширина отпечатков среднего и переднего отделов стопы одинакова;
  • 3-я степень - отпечаток среднего отдела стопы шире, чем переднего.

В более старшем возрасте применяют метод расчета по перпендикуляру к касательной. Касательную разделяют на две равные части и в ее центре восстанавливают перпендикуляр, который проходит через

среднюю часть отпечатка. Перпендикуляр от касательной до наружного края отпечатка разделяют на три равных отрезка и определяют соотношение отрезков с внутренним краем отпечатка. В возрасте до 3 лет граница внутреннего края отпечатка расположена в середине центрального отрезка. С возрастом граница смещается по направлению к наружному краю стопы.

Для определения степени плоскостопия используют количественные параметры обсчета отпечатка стопы.

Индекс ширины стопы . Частное от деления ширины отпечатка в подсводной части на ширину переднего отдела стопы в области плюснефаланговых суставов. Уплощение 1-й степени - 0,5; 2-й степени - 1,0; 3-й степени - больше 1,0.

Индекс соответствия . Частное от деления ширины в области плюснефаланговых суставов на длину стопы, умноженное на 100.

Возрастной коэффициент плоскостопия . Частное от деления ширины отпечатка в подсводной части на ширину в пяточной части. Коэффициент в возрасте до 6 месяцев составляет 1,3, а затем снижается и в возрасте 4 лет достигает 0,75.

Рефлексы со стопы ребенка

Стопа является обширным рецептивным полем. Раздражение нервов на подошвенной поверхности стопы вызывает рефлекторную реакцию мышц ноги, которая влияет на положение тела в пространстве.

Для младенческого возраста характерны примитивные рефлексы. Это автоматические моторные ответы, интегрированные на уровне спинного мозга и обусловленные недостаточной миелинизацией НС. Во время роста и развития примитивные рефлексу сохраняются до определенного времени. Их наличие у взрослого является признаком патологии. Наиболее распространенным клиническим тестом для исследования примитивных реакций со стопы является рефлекс Бабинского. Рефлекс считается положительным, если при штриховом раздражении кожи подошвенной поверхности стопы в наружном отделе от пятки к пальцам происходит либо изолированное разгибание 1-го пальца, либо одновременное разгибание большого пальца и разведение 2-го, 3-го, 4-го, 5-го пальцев во все стороны. Реакяцю рассматривают либо как общий защитный укорачивающий рефлекс, либо как составную часть процесса локомоции, обеспечивающую перекат стопы. Симптом Россолимо представляет собой сгибание стопы при ударе по подошвенной поверхности ногтевой фаланги пальцев. Симптом Бехтерева-Мари-Фуа, или тройного укорочения, заключается в сгибании в тазобедренном, коленном суставах и разгибании в голеностопном суставе при пассивном сгибании пальцев стопы, Для примитивных симптомов характерна большая вариативность. При вызывании у новорожденного подошвенного ответа он носит разгибательный характер от 74% до 90%, сомнительный характер от 7% до 17% и сгибательный характер от 3% до 9%. Подошвенный ответ у новорожденного чаще носит симметричный и реже асимметричный характер, что снижает его клиническую ценность. На фоне уменьшения частоты разгибательного ответа и увеличения частоты сгибательного ответа соотношение симметричных и асимметричных ответов на протяжении роста приблизительно одинаково.

На протяжении первого года жизни происходит уменьшение частоты разгибательного подошвенного ответа.

По мере роста и созревания НС разгибательный ответ у нормального ребенка превращается в сгибательный. Трансформация подошвенного ответа в большинстве случаев происходит в возрасте 6 месяцев. У 9-месячного ребенка подошвенный ответ носит сгибательный характер в 69%, и у 11-месячных - в 86% случаев. По данным литературы, сроки полного исчезновения рефлекса Бабинского колеблются в пределах от 4 месяцев до 2 лет. В возрасте старше 3 лет положительный симптом Бабинского рассматривают как признак патологии.

У младенца имеются постуральные тонические рефлексы с кожных покровов стопы. Это дистантно расположенные триггерные механизмы. Опора на стопу запускает каскад рефлексов в виде координированного действия нескольких мышц, направленных -йа поддержание вертикального положения тела. Скорость и интенсивность рефлекторной реакции зависят от зрелости НС, плотности контакта стопы с опорой, степени растяжения мышц и связок нижней конечности. Основными тоническими рефлексами со стопы в порядке продолжительности их существования по мере роста являются разгибательный, эверсионный, инверсионный и хватательный.Разгибательный рефлекс возникает при раздражении кожи в центре пяточной области.

  1. Эверсионный рефлекс возникает при раздражении кожи в области 5-го плюснефалангового сустава и 5-го пальца.
  2. Инверсионный рефлекс возникает при раздражении кожи в области 1-го плюснефалангового сустава и большого пальца.
  3. Хватательный рефлекс возникает при раздражении кожи в области 2-3-го плюснефаланговых суставов.

У новорожденных детей часто наблюдается небольшое искривление ног. Если к трем, максимум к пяти годам дефект не исчезает, его нужно исправлять. Кроме психологического фактора, у человека возникают еще и физические проблемы. При деформации ног, нагрузка на коленный сустав распределяется неравномерно, что приводит к остеоартрозу и плоскостопию.

Почему у ребенка ноги иксом или колесом. Разбираем причины кривизны

Ортопеды различают 2 основных типа деформации нижних конечностей – О-образную и Х-образную.

Причиной искривления ножек у ребенка могут служить такие факторы, как:

Причины патологии Форма искривления

Наследственность

Особенности строения тела, а соответственно и кривизна ног могут быть заложены на генном уровне и передаваться от родителей к детям. Исправить такую кривизну можно, порой, только путем хирургического вмешательства.

Х–образная форма

Рахит

Заболевание, связанное с недостатком в организме ребенка витамина Д, приводит к нарушению формирования и роста костной ткани. Кости малыша становятся более мягкими и искривляются под его весом.

Оба вида деформаций

Ранние нагрузки на нижние конечности

Каждому возрасту малыша соответствуют определенные навыки . Многие родители хотят, чтобы малыш быстрее встал на ноги или сделал первые самостоятельные шаги. Раннее использование или вождение за ручки увеличивает нагрузку на неокрепшие ножки и приводит к их искривлению.

Особенно быстро это происходит у деток с избыточным весом .

Х–образная форма

Деформирующий остеохондроз (болезнь Блаунта)

Врожденное заболевание, которое приводит к искривлению ног в виде колеса. Чаще других деформация ног бывает у девочек с весом выше нормы .

О–образная форма

Еще наши бабушки, для того чтобы ножки ребенка были прямыми, применяли тугое пеленание. Однако научно доказано, что это не соответствует истине. На самом деле, при тугом стягивании ножек новорожденного может возникнуть опасное заболевание – .

Как самостоятельно определить кривизну ног у детей

Если ножки у малыша искривлены достаточно сильно, то это видно невооруженным глазом. Чтобы определить хоть незначительные отклонения от нормы, попросите ребенка встать ровно и соединить пяточки вместе.

Сравните ножки малыша с представленной схемой:

Как видно из рисунков, ноги ребенка могут иметь нормальную, Х-образную или О–образную форму. Если вашему ребенку нет еще 3 лет, то его ножки могут иметь форму буквы «О». В старшем возрасте чаще наблюдаются Х–образные деформации нижних конечностей.

Лечим Х–образное искривление ног ребенка

Врачи советуют начинать исправление ножек в виде буквы «Х» как можно раньше.

Патологические отклонения вылечиваются полностью, если ребенок еще не достиг школьного возраста, а приступать к лечению следует не позднее 2 лет.

Для коррекции нижних конечностей используют такие методы, как:

Лечебный массаж Проводить лечебные сеансы должен только специалист . Процедуры включают в себя массаж не только ног ребенка, но и спины, ягодичных и поясничных областей. Рекомендуется проводить 4 курса в год. Под руководством врача можно освоить несколько простых приемов (неспособных нанести вред малышу) и дополнительно использовать массаж в домашних условиях.
Электростимуляция Лечение током применяется, когда кроме искривления голени наблюдается деформация стоп . Импульсы с силой тока 50 мА разной продолжительности (от о,5 до 300 мс) проходят через ножки, возбуждают клетки и стимулируют двигательную активность мышц.
Лечебная гимнастика Упражнения направлены на укрепление мышц ног, спины и исправление деформации.

Лечебная гимнастика состоит из ряда упражнений:

  1. Ходьба . Малышу полезно часто бегать босиком летом (по песку, мелким камушкам, ракушкам). Научите ребенка ходить на наружных краях свода стопы. Полезна ходьба по ребристым поверхностям.
  2. Захваты . Пальчиками ног нужно захватывать кусочки ткани или мелкие предметы как в сидячем, так и стоячем положении.
  3. Сидение в позе по-турецки и вставание из нее без посторонней помощи с чередованием ног. Сидеть по-турецки можно не только во время гимнастики.
  4. Приседания с опорой на полную стопу , а затем только на мысочки.
Ортопедическая обувь Является профилактической мерой после исправления дефекта ног. Обувь изготавливается на заказ, снабжена твердым задником и ортопедической стелькой, повторяющей форму стопы ребенка.

Лечебная обувь должна:

  • Плотно (но не жестко) охватывать стопу и голеностопный сустав.
  • Быть с небольшим каблучком .
  • Обязательно иметь стельку – супинатор и перекат подошвы.
Физическая активность Самым лучшим лекарством является подвижность малыша. Он должен больше гулять – бегать, прыгать, играть в подвижные игры. Можно приобрести для крохи шведскую стенку. Кроме того, полезно прыгать, сидя на большом мячике или ходить по лежащей на полу лесенке. Детям с Х–образной формой ног полезно заниматься плаванием и любыми играми в воде .

Во время подвижных игр и упражнений нужно исключать длительную нагрузку тяжести тела малыша на коленки и голеностопные суставы , при этом способствовать укреплению мышечно-связочного аппарата.

Чтобы ребенку было интересно, превратите утреннюю зарядку с упражнениями, способствующими исправлению формы ног, в забавную игру:

  1. Предложите крохе походить, как косолапый мишка. Это позволит ребенку потоптаться на внешней стороне стопы.
  2. Пусть малыш попробует себя в роли канатоходца . Проходя по узкой дощечке или дорожке из плоских фигурок, малыш поставит ноги ближе одну к другой.
  3. Напомните малышу знакомую восточную сказку и предложите посидеть как турецкий султан .

Важно! При Х–образном искривлении ног не рекомендуется долго стоять, особенно широко расставив ноги. Такая поза усиливает смещение коленок вовнутрь и разведение стоп наружу.

Особенности лечения О–образной (варусной) деформации ног у детей

Деформацию ног в виде буквы «О» нужно начинать лечить, как только появились первые признаки патологии. Иначе у ребенка происходит нарушение походки, он часто падает, не может ходить на большие расстояния. Кроме того, страдает позвоночник малыша и искривляется осанка.

Варусная деформация конечностей вызывает:

Неравномерное развитие суставов колена.
Сдавливание внутреннего мениска.
Расширение суставной щели снаружи и сужается с внутренней стороны.
Развитие косолапости.
Растяжение связок, которые укрепляют коленный сустав.

Лечение О–образной деформации занимает много времени, поэтому родителям нужно набраться терпения и выполнять все предписания врача – ортопеда.

При лечении используют целый комплекс мероприятий, которые проводятся по назначению и под наблюдением специалистов:

Физиотерапия
  • Детям назначают электрофорез с кальцием
  • Парафиновые сапожки
Ортопедические

приспособления

Специальную обувь и приспособления назначает ортопед после осмотра ребенка . В каждом отдельном случае он рекомендует использовать супинаторы, корректоры (туторы) или специальные стельки.
Комплексный массаж При варусной деформации процедура проводится в комплексе с общим тонизирующим массажем тела. Много внимания уделяется поясничной части позвоночника, так как оттуда идут нервные окончания к ягодичной зоне и мышцам ног.

При этом используется следующая последовательность массажа:

  1. Зона спины в области поясницы .
  2. Ягодичная зона и крестец .
  3. Задняя сторона ноги (бедро, голень, ахиллово сухожилие и подошва).
  4. Передняя часть ноги (поверхность стопы с тыльной стороны, суставы голеностопа и голень, коленный сустав и бедро).
Лечебная физкультура Гимнастические упражнения способствуют на коррекции формы стопы и укреплению мышц. ЛФК способствуют увеличению эффекта от массажных процедур.

При варусной патологии с малышом нужно делать такие упражнения:

  • Супинация стопы – поворачивать ножки подошвой внутрь.
  • Изгибать тыльную часть стопы.
  • Изгибать подошву.
  • Сгибать пальчики.
  • Держать игрушки между стоп в приподнятом состоянии ног.
  • Вращать стопами, правой ногой – по часовой стрелке, а левой в другую сторону.
  • Ходить по дорожке в виде елочки (летом дорожку можно протоптать на песке, а зимой – на снегу).
  • Ходьба на пятках .

Малышу полезно чаще сидеть в позе «между пяток». Для этого ребенка нужно поставить на коленки, раздвинуть стопы носками врозь и присесть между ними.

Гимнастика при Х-образном и О-образном искривлении ног у детей

Если у ребенка имеется выраженное искривление ножек в виде буквы Х или О, не стоит надеяться, что с возрастом все пройдет и ноги примут нормальную форму. С искривлениями можно и нужно бороться . Одним из действенных способов является лечебная гимнастика. Простой комплекс упражнений поможет справиться с неправильной формой детских ножек.

Упражнение 1 . Чередуем ходьбу на носочках и пяточка х . Обозначьте ребенку дорожку небольшой длины, к примеру, от стены до стены в комнате. Чтобы ребенку было интересней, пусть вначале малыш идет в одну сторону на носках, а в обратную – на пятках. Затем – половину дорожки на носочках, половину на пяточках. К концу упражнения можно чередовать 5 шажков на пятках и 5 – на носках. Общая продолжительность 2-3 минуты.

Упражнение 2 . Мишка косолапый . Покажите ребенку, как можно ходить, опираясь только на внешнюю или внутреннюю сторону стопы. Выполнять упражнение можно аналогично ходьбе на носках и пятках – чередуя положения ног. Продолжительность занятия не более 3 минут.

Упражнение 3 . Болтаем ножками . ИП (исходное положение) – сидя на стуле. Ручки упираются в талию, ножки должны доставать до пола. Вначале тянем пальчики вверх, затем загибаем вниз. Повторяем несколько раз. Ставим стопы поочередно на внешнюю и внутреннюю сторону. Общая продолжительность упражнения 1-2 минуты.

Упражнение 4 . Обтирание нога об ногу . ИП — сидя на стуле, ножки немного приподняты. Стопой левой ноги стараемся обтереть правую ногу снизу вверх, затем стопой правой ножки – левую. Каждой ногой повторить упражнение по 6-8 раз.

Упражнение 5 . Выполняем захваты . ИП – сидя на стуле. Рядом со стулом, под ногами раскладывают мелкие предметы – карандаши, камушки, мелкие мягкие игрушки и тряпочки. Пальчиками ног нужно захватить любой предмет и удерживать его как можно дольше. Выполнять упражнение нужно поочередно то левой, то правой ногой, а затем обеими ногами сразу. Продолжительность упражнения 2-4 минуты.

Упражнение 6 . Для выполнения задания потребуется мячик . ИП – сидя на стуле. Мяч располагают под ногами. Сначала левой, потом правой ножкой катают мячик вперед – назад, влево – вправо. После нескольких повторов обхватывают мяч внутренними сторонами стоп и стараются приподнять и удержать его над полом. Общая продолжительность упражнения 2-3 минуты.

Упражнение 7 . ИП – сидя на стуле . Положить под ноги палочку небольшой толщины (можно использовать обычную скалку). Поставить на нее ноги и покатать палку вперед – назад. При этом должна быть задействована вся стопа – от пятки до пальчиков. Продолжительность занятия 1-2 минуты.

У пражнение 8 . ИП – сидя на полу по-турецки . Вначале ребенок сидит в позе йога (левая нога на правой) не более 2 минут. Задача ребенка – подняться с пола, опираясь только на ножки. При этом взрослый стоит у него за спиной, поддерживая его за руки. Изменив положение ног (правая на левой), упражнение повторяют. Продолжительность занятия 2-3 минуты.

Упражнение 9 . Ходьба по бревну . В прохладное время года дома, а летом на улице, ребенок должен ходить по бревну босиком. При этом родители находятся рядом и подстраховывают малыша. Продолжительность упражнения 2-4 минуты.

Упражнение 10 . Используем шведскую стенку . Ребенок поднимается и опускается по спортивному снаряду босиком на протяжении 2-3 минут. В целях безопасности ребенка должны подстраховывать взрослые.

Возможные осложнения – когда необходимо хирургическое вмешательство?

Вмешательство хирурга при патологии формы ног у детей применяется всего в 7% случаев от общего числа патологий. Операцию назначают, когда консервативные методы лечения не привели к желаемому результату или при запущенной форме заболевания.

При вальгусной стопе современная медицина после операции позволяет обойтись без гипса и металлических приспособлений. Хирург меняет угол между косточками и расправляет связки. Уже на второй день после такой операции ребенок может ходить самостоятельно. К хирургическому вмешательству прибегают не раньше, чем ребенок достигнет 6-7 летнего возраста .

Чтобы не доводить ситуацию до операции, обращайтесь к ортопеду при первых признаках искривления ножек у малыша.

Любых родителей с самого рождения малыша беспокоит состояние его ножек, не кривые ли они будут, все ли в порядке со стопами, и будет ли малыш хорошо ходить? Если родителям кажется, что со стопами малыша не все в порядке, они начинают сильно беспокоиться, ведь от здоровья стопы во многом зависит и здоровье всего скелета, особенно позвоночника, красота осанки и возможность активно двигаться. Часто родители сравнивают походку и ножки малышей со взрослыми, и им кажется, что у ребенка проблемы с стопами и походкой, а иногда наоборот, родители предпочитают не замечать, что ребенок ходит как-то не правильно, списывая это на возрастные особенности и формирование ноги. Как же правильно, где грань между нормой и патологией при оценке походки, постановке стоп и решении вопроса о деформациях стопы? Сегодня мы с вами поговорим о такой проблеме, как плоско-вальгусные стопы у малышей.

Что же такое плоско-вальгусные стопы?

Вальгусной деформацией стопы называют такое ее состояние, когда ножка как бы завалена внутрь, и если туго сжать и выпрямить колени ребенка, между внутренними поверхностями лодыжек возникает расстояние более четырех-пяти сантиметров. При таком положении ног пальцы стопы и пятка отклоняются в сторону внешнего края стопы, а внутренний свод стопы как бы заваливается вовнутрь. В результате вальгусной деформации стопы ноги приобретают икс-образную форму, колени резко сходятся между собой внутренними краями. Если же вальгусные деформации стопы сопровождаются еще и снижением высоты свода стопы, тогда идет речь уже о плоско-вальгусной деформации стоп у малышей. Именно подобные аномалии развития стоп и встречаются в детской ортопедии и травматологии.

По данным статистики, практически каждый второй из детей младше пяти лет, который попадает на прием к ортопеду и имеет отклонения в развитии стоп, имеет диагноз плоско-вальгусной деформации стопы. При этом нарушения сопровождаются следующими проявлениями – происходит уплощение продольного свода ножки малыша, формируется вальгусное положение в заднем отделе, при этом передний отдел стопы принимает абдукционно-пронационное положение. Проще говоря, стопа становится плоской, стопа заваливается внутрь, при этом пальцы ноги отклоняются в сторону, что и дает специфический вид ногам и походке малыша. Максимально часто подобная аномалия возникает в дошкольном или же в младшем школьном возрасте, хотя иногда диагноз ставится и неправомочно, когда проблемы и не.

Чем так важен вид стопы?

Особая форма стопы у человека была сформирована веками эволюции именно для того, чтобы поддерживать его в вертикальном положении, при этом распределив нагрузку на тело, учитывая что вес головы человека в сравнении со всеми другими живыми существами значительно больше. Кости стопы многочисленны, они соединяются между собой межкостными и очень прочными связками, что образует достаточно эластичный и подвижный свод стопы, роль которого – поддержание максимально возможной амортизации при осуществлении движений – бега, прыжков, ходьбы. Стопы выполняют роль биологических пружин, не давая телу сильно сотрясаться. Выпуклый свод стопы имеет ориентацию сразу в двух направлениях – в продольном и в поперечном. За счет этого нормальная стопа взрослого человека имеет три точки опоры на стопе – в области головки первой кости плюсны (под большим пальцем), в области пятки и в области пятой кости плюсны (под мизинцем).

У детей свод стопы при рождении не похож на взрослый, у них стопы плоские, без сводов и выпуклостей, и когда ребенок делает свои первые шаги, его стопы еще достаточно уплощены, поэтому и походка ребенка неуверенная и баланс держать сложно. В период первых шагов на стопы малыша ложится достаточно большая нагрузка, что в дальнейшем позволяет ребенку учиться ходить и формировать нормальный свод стопы. Родителям стоит помнить, что не нужно паниковать от того, что походка ребенка в первые годы его жизни неидеальна – его стопа еще растет и формируется, и делать выводов о том, что «у нас плоскостопие», или «у нас косолапость» - нельзя. Это некорректно с точки зрения возрастной анатомии. Уверенная походка и правильный свод стопы будет формироваться у ребенка постепенно, не нужно сразу ставить на ребенке крест в плане дальнейших его возможностей или бежать в магазин за коррекционной обувью.

Обычно жалобы родителей на то, что с ножками ребенка что-то не так, возникают с первых же попыток ребенка ходить. Но в этом возрасте нужно четко различать такое явление как физиологическое уплощение зоны свода стопы, особенно если это малыш до трех лет, развитие уже собственно плоско-вальгусного скашивания стопы, которое потребует уже наблюдения и коррекции со стороны врача-ортопеда. До возраста примерно трех лет на области стоп ребенка имеются особые жировые подушечки, и поэтому, если смотреть на стопу малыша, ее сводов будет не сильно видно. Свод стопы будет контурироваться, если попросить малыша встать на носочки. Костные ткани в области стопы будут формироваться у ребенка примерно до пяти-шести лет, и поэтому только в этом возрасте возникает смысл разговора о том, есть или нет у ребенка деформация стопы, особенно ее плоско-вальгусная форма.

Однако, стоит заметить, что существуют врожденные аномалии стоп с сильным плоско-вальгусным отклонением, и тогда диагноз вальгусных стоп ставится еще с роддома, имеется вертикальный таран, аномалия внутриутробного развития стопы. Но эти аномалии стопы видны невооруженным глазом и они имеются сразу изначально. Чем же плохи плоско-вальгусные стопы кроме непосредственно косметического дефекта? Прежде всего, они приводят к негативному влиянию на позвоночник и его искривлению, постоянным болям в области ног и формированию раннего остеохондроза и артрозов в пораженных суставах. Это существенно ограничивает качество жизни таких детей и выбор ими в дальнейшем профессии.

Причины подобной аномалии стоп

Вальгусная форма деформации стоп может быть у ребенка врожденного и приобретенного характера. При врожденной форме обычно ведущими факторами становятся неблагоприятные факторы, влияющие на развитие формы и взаиморасположения костей в топе, и тогда деформации стоп вальгусного типа могут быть диагностированы или сразу при рождении, или в первые же месяцы жизни малыша. Наиболее тяжелыми и относящимися к истинно врожденным формам можно считать стопу «вертикальный таран» и «стопу-качалку». Приобретение формы вальгусной стопы в детском возрасте связывают с несовершенством связочного и сухожильного аппарата, отклонениями в формировании опорно-двигательного аппарата малыша. Обычно эти отклонения начинают выявляться у детей не ранее года, когда дети делают попытки самостоятельного хождения без опоры.

Вальгусные деформации стоп обычно формируются у детей ослабленных, имеющих диффузную мышечную гипотонию. Причинами такой гипотонии могут становиться недоношенность малыша или перенесенная внутриутробная гипотрофия, гипоксия, а также это может быть результатом врожденной слабости соединительных тканей, при частых заболеваниях в раннем возрасте, особенно если это были ОРВИ, пневмонии и бронхиты. Особенную роль в ослаблении костно-мышечного и связочного аппарата отводят такому заболеванию детей, как рахит. Также нарушение в динамических и статических отношениях мышц и связок возникает при таких патологиях нервно-мышечной передачи как полинейропатия, детский церебральный паралич, полиомиелит и миодистрофия. Вальгусные деформации стопы у малышей в раннем возрасте могут быть результатом избыточного веса и ожирения, что приводит к патологическим нагрузкам на стопу из-за веса тела.

В некоторых случаях вальгусные деформации в области стопы у малышей могут быть результатами травм мышц, связок или костей в области голени и стопы, длительного обездвиживания ноги гипсом или повязкой. Еще реже подобные вальгусные деформации возникают у детей при дисплазии и врожденном вывихе бедра. А еще – и на это нужно обращать внимание всем родителям, причинами вальгусной деформации стоп у малышей могут быть раннее начало хождения, когда родители ставят детей на ножки чуть ли не в 5-6 месяцев и водят их за ручки, имитируя то что ребенок якобы хочет ходить! Также могут повлиять на формирование вальгусной стопы слишком мягкая и плохо фиксирующая ножку некачественная обувь для первых шагов.

Если мышечный тонус у ребенка ослаблен, а его при этом еще и ставят на ножки и заставляют ходить, под тяжестью собственного веса своды стопы уплощаются и слабые связки сильно растягиваются, стопа запоминает такое патологическое положение, ослабляются связки области большеберцовых мышц, ослабляются связки в области пальчиков на стопе. И после таких форсированных нагрузок стопа уже не может формироваться правильно. Подумайте об этом, перед тем как ставить ребенка на ноги и водить его за ручки и якобы «ходить». При вальгусной деформации стопа у детей смещается вовнутрь, к голеностопному суставу, при этом пятка и пальцы разворачиваются кнаружи.

Что важно знать родителям о формировании стопы малыша?
Комментирует Баранов Федор Алексеевич, врач травматолог, кандидат медицинских наук, ортопед второй категории Детского поликлинического центра « КОСМА»

Правильное формирование стопы у ребенка имеет исключительное значение. Ведь в опорно-двигательной системе человека стопа обеспечивает выполнение ряда важнейших функций: опорной, амортизирующей, ходьбы, а в целом передвижение в пространстве и сохранение равновесия.

СТРОЕНИЕ СТОПЫ РЕБЕНКА

Стопа как орган имеет сложное анатомическое строение, в ее состав входит 26 костей, 42 мышцы и множество связок. Соединяясь между собой, анатомические элементы стопы образуют две дуги, которые называются сводами стопы: продольный (по внутреннему краю стопы) и поперечный (между основаниями пальцев). Благодаря наличию этих сводов, стопа опирается не всей поверхностью, а тремя основными точками: пяточная кость и основания 1 и 5 пальцев стопы. При уплощении сводов, стопа опирается всей своей поверхностью, что приводит к ухудшению амортизирующих свойств.

КАК РАСТЕТ СТОПА

На фоне интенсивного роста ребенка развиваются и его стопы. Так у новорожденного длина стопы составляет приблизительно 7,5 сантиметров, однако маленькие стопы растут быстро. На втором и третьем году жизни стопы ребенка вырастают на 2-3 размера в год. Даже в школьном возрасте стопа может расти со скоростью 1-2 размера в год. Рост стопы обычно завершается только в подростковом возрасте. При этом ноги девочек прекращают расти между 11 и 14 годами, у мальчиков позже, к 18 годам. Такой активный рост стопы отражается и на анатомо-функциональном состоянии стоп. У младенцев до 3-х лет стопа очень мягкая и гибкая. Это связано с повышенной эластичностью связок, недостаточно развитыми мышцами, наличием жировой подушки, содержанием в костной ткани содержится мало минеральных веществ, которые придают костям прочность. По этим же причинам продольный свод стопы у детей в этом возрасте плоский, что является нормальным физиологическим состоянием.

УЧИМСЯ СОХРАНЯТЬ РАВНОВЕСИЕ

Когда дети начинают вставать на ножки (в 7-9 месяцев) и самостоятельно ходить (в 10-12 месяцев), функцию амортизатора берет на себя «жировая подушечка», которая располагается на подошве, под кожей. При весьма малой опорной поверхности стоп и высоком расположении центра тяжести тела ребёнок должен, прежде всего, научиться сохранять равновесие при стоянии и передвижениях. С ростом ребёнка соответствующим образом меняется позиционная установка стоп, форма и индивидуальные изгибы сводов стоп. Установка стоп претерпевает естественные физиологические изменения. В 2-3 года кости набирают достаточное количество минеральных веществ, суставные поверхности приобретают нормальные очертания, связки становятся более прочными, а сила мышц позволяет дольше находиться «на ногах». Процесс формирования костей стопы продолжается примерно до 5-6 летнего возраста.

ЗАБОЛЕВАНИЯ СТОПЫ - ПРИЧИНЫ РАЗВИТИЯ

К сожалению, иногда встречаются как врожденные, так и развивающиеся в процессе роста ребенка (приобретенные) заболевания стоп.К первой группе заболеваний относятся врожденная косолапость, врожденная плоско-вальгусная деформация стоп (стопа-качалка), а также различные аномалии развития стоп, такие как, сращение пальцев, добавочные пальцы и др. Причиной врожденной патологии стоп являются пороки развития во внутриутробном периоде. Данные заболевания выявляют, как правило, в роддоме с дальнейшим направлением маленьких пациентов в специализированные детские ортопедические стационары.

ПЛОСКОСТОПИЕ У ДЕТЕЙ

Наиболее распространенным заболеванием, которое развивается в процессе роста ребенка, является плоскостопие, может сочетаться с вальгусной установкой стопы. Большинство детей рождаются с мнимым или физиологическим плоскостопием, что объясняется обилием подкожной жировой клетчатки подошвенной поверхности стопы. С ростом ребенка и развитием ходьбы, бега развивается и мышечно-связочный аппарат. Стопа ребенка принимает привычные очертания. Полноценное формирование сводов стопы завершается к 5 годам. В связи с этим, плоская стопа у детей до 4-5 лет не может быть отнесена к истинному плоскостопию. На развитие плоскостопия влияют следующие факторы: избыточный вес, передний тип постуры, ношение неудобной обуви, нерациональные нагрузки, травмы стопы и голеностопного сустава, тяжелые инфекции (полиомиелит) и их осложнения, перенесенный рахит, заболевания желудочно-кишечного тракта, гипотонус в мышцах голени и стоп, гипермобильность в суставах, наследственность.

«ПОЛЕЗНАЯ» ОБУВЬ

Важным мероприятием по профилактике плоскостопия является ношение правильной анатомической обуви. Критериями «полезной для стопы» обуви являются: широкая носовая часть обуви, жесткий задник, гибкая подошва, супинатор, небольшой каблучок, разумный запас размера (около 0,5см).

НА ЧТО ВЛИЯЕТ ПЛОСКОСТОПИЕ?

У детей с плоскостопием нарушается важная функция стопы - амортизация. В результате этого, вибрация тела во время ходьбы и бега передается на голень, коленные, тазобедренные суставы, позвоночник. В дальнейшем, в более старшем возрасте это может привести к стойкому болевому синдрому в ногах и спине, нарушению осанки, артрозу в суставах нижних конечностей, остеохондрозу позвоночника.При подтверждении диагноза плоскостопия нужно немедленно приступать к лечению. К сожалению, рассчитывать на полное избавление от плоскостопия, особенно при далеко зашедшей патологии, не приходится. Но лечиться надо тщательно, регулярно и добросовестно. Чем раньше выявлены признаки заболевания, тем меньше деформация стопы, тем более благоприятны условия для остановки прогрессирования плоскостопия и его коррекции. Лечение состоит из специальной физкультуры для укрепления мышц голени и стопы, массажа, физиопроцедур и ношения ортопедических стелек или ортопедической обуви. Среди современных направлений медицины в настоящее время проблемой плоскостопия занимается остеопатия, мануальная терапия. В редких случаях при тяжелой степени плоскостопия показано оперативное лечение.

ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ

В возрасте до 5 лет важно с ребенком заниматься профилактикой плоскостопия. А именно: хождение босиком по неровной поверхности (песок, трава, галька, массажные коврики, и др.); выполнение упражнений для укрепления мышц голени и стоп - хождение на носках, на пятках, на внешнем крае стопы, перекаты стоп, захват мелких предметов пальцами стоп и др.

СВОЕВРЕМЕННАЯ ДИАГНОСТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ СТОПЫ

April 15th, 2016

Давно хотел написать на эту тему, но все не решался, так как я не детский ортопед и это вроде как не сфера моей компетенции. Но потом я подумал - для того, чтобы знать, что Земля вращается вокруг Солнца, не нужно быть великим астрономом, а посему все ж замахнусь на неприкосновенное и дерзну изложить здесь нечто, что может вызвать негодование отечественных детских хирургов и ортопедов.


Так вот, не знаю, где как, но в моем непосредственном окружении среди специалистов преобладают следующие воззрения:


  • плоскостопие у детей - это плохо;

  • плоскостопие может развиться из-за того, что ребенок ходит босиком по плоскому полу;

  • чтобы не было плоскостопия - как только ребенок начал ходить, ему нужно обувать «ортопедическую» обувь;

  • «ортопедическая» обувь - это когда у нее имеется специальный каблук, супинатор, жесткий задник и т.д.;

  • считается, что такая обувь способна профилактировать развитие плоскостопия;

  • любая форма ног, кроме совершенно прямых - это плохо;

  • О-образная и Х-образная форма ног обязательно требуют лечения, как минимум - массажики там всякие и ЛФК, а то и надевания различных шин и ортезов на ночь;

  • Если ничего с такими ногами не делать - так и останется ребенок кривоногим на всю жизнь.

А вот теперь неожиданность - в кругах зарубежных экспертов данная точка зрения уже давно стала не более, чем перевернутой страницей в истории детской ортопедии, так как подобные выкладки были опровергнуты ну как минимум лет сорок назад (легендарный американский ортопед профессор Линн Стэйли опубликовал концепцию , противоположную выше изложенной, еще в 1979 году!).


Какова же позиция мирового медицинского сообщества на этот счет на сегодняшний день?

Для того, чтобы ни у кого не возникало сомнений в надежности представленной информации, я нашел максимально авторитетные источники.

Так вот, на сайте Оксфордского (!) университета читаем следующее (далее идет дословный перевод):

«Многие люди имеют устойчивые представления, что плоскостопие - это ненормально и требует лечения с помощью специальной обуви, стелек, или даже шин и брейсов.

На сегодняшний день нам известно, что большинство детей в возрасте от 1 до 5 лет имеют плоскостопие . Это часть нормального развития их стоп и более, чем 95% детей перерастают их плоскостопие и развивается нормальный свод стопы».

Чуть ниже читаем следующее:

«Исследования, вовлекающие большое количество детей, продемонстрировали, что лечение с помощью специальной обуви , стелек и шин не влияет на форму стопы и не способствует появлению нормального свода.


У подавляющего большинства детей с плоскостопием после 5 лет развивается нормальный свод стопы без использования стелек (имеются ввиду вкладки-супинаторы ).

Если же плоскостопие продолжается после пяти лет и ребенок жалуется на боль в стопах - лечение с помощью стелек и поддержки свода чаще всего используется с целью облегчения дискомфорта (и только-то!) ».

Что это значит?

Это значит, что нельзя ставить диагноз «плоскостопие» трехлетнему ребенку, намекая при этом на то, что плоская стопа у ребенка - это патология, потому что это все равно, что поставить диагноз «двоерукие» или «двадцатизубие». Плоская стопа - абсолютная норма для данного возраста!

Это значит, что не нужно калечить психику ребенка неудобной обувью с «каблучками/супинаторами», она все равно никакой пользы не приносит. В современных научных исследованиях продемонстрировано, что никакая обувь не способна профилактировать или корригировать патологию стопы . Наоборот, доказано, что жесткая обувь, ограничивая подвижность стопы, мешает развитию ее силы и гибкости. Правда, доказательства эти у нас мало кому интересны...

Кроме всего прочего, обозначение такой обуви как ортопедической является ошибкой. На самом деле, под ортопедической во всем мире понимают обувь, изготовленную по индивидуальным меркам для людей с патологией опорно-двигательного аппарата, которые не могут носить обычную обувь из-за выраженного дискомфорта . Истинно ортопедическая обувь либо перераспределяет нагрузку на стопы таким образом, что человеку с выраженной патологией стоп в ней просто комфортней ходить, либо компенсирует имеющиеся недостатки для предотвращения развития вторичных отрицательных последствий (например, увеличенный каблук левого ботинка при укорочении левой ноги помогает избежать развития искривления позвоночника и таза). Еще раз подчеркну: настоящая ортопедическая обувь - это не "каблучок/супинатор/жесткий задник", которые пытаются навязать совершенно здоровым детям, а изготовленная на заказ для людей с выраженной патологией стоп или голеностопного сустава . Что называется, почувствуйте разницу (кто не почувствовал - читаем этот абзац еще раз).

Самое естественное состояние стопы - это босоногость . Люди, которые всегда ходят босиком, имеют самые здоровые стопы. Поэтому, как сказал Линн Стэйли, «the best shoes - like no shoes» - лучшая обувь, это когда ее как-будто бы нет вовсе. Таким образом, идеальная обувь - та, которую не чувствуешь на ноге. Когда речь идет о тоддлерах (дети возраста 1-2 года), лучший выбор - это легкая мягкая обувь с плоской гибкой подошвой . Для детей чуть постарше - важно наличие амортизирующих свойств подошвы для погашения импульсов при беге и прыжках.

Кстати, теперь вы поняли, почему невозможно заказать на американском или европейском сайте обувь для малышей с жестким задником, каблуком и супинатором? И почему родственники из Италии (Германии, США и т.д.) передали вам мокасинчики или сандалики, которые потом разгромно раскритиковал ваш детский хирург?

Справедливости ради стоит отметить, что у детей, все же, изредка может встречаться плоскостопие, которое не всегда можно назвать нормой. Есть такой редкий вид плоскостопия, при котором ребенок может испытывать дискомфорт и которое требует вмешательства.

Родители могут сами проверить, какой вид плоскостопия у ребенка - функциональное (мобильное), которое наблюдается у детей со здоровыми стопами из-за временной слабости связочного аппарата и мышц и является нормой , или анатомическое - при котором наблюдаются нарушение взаимоотношения между костями стопы, приводящее к перманентному патологическому плоскостопию, иногда провоцирующему боль при нагрузке.

Для этого нужно поставить ребенка на плоскую твердую поверхность к себе спиной и попросить встать на носочки. Если пятки при этом отклоняются внутрь и появляется свод стопы (как на картинке ниже) - это функциональное плоскостопие, которое не требует никаких вмешательств. Если же пятка остается отклоненной наружу, а стопа остается плоской - это анатомическое плоскостопие, которое при наличии боли может потребовать оперативной коррекции.

Теперь, что касается О-образной (bowlegs ) и Х-образной (knock - knees ) формы ног.


У большинства детей форма ножек изменяется в четыре этапа:


  • при рождении они имеют О-образную форму (потому что так компактнее можно сложиться в полости матки), такая форма ног является нормой до 1,5 лет;

  • к возрасту 12-18 месяцев ноги у большинства детей выпрямляются ;

  • с двух до 7-8 лет у детей часто наблюдается Х-образная форма ног;

  • с 7-8 лет они снова выпрямляются и остаются такими навсегда.

У некоторых детей незначительная Х-образность может оставаться на всю жизнь, но если она не прогрессирует и это никак не влияет на физическую активность, то такая форма может рассматриваться как индивидуальная особенность.


Кстати, на том этапе, когда у ребенка наблюдается Х-образная форма ног, из-за отклонения голеней кнаружи наблюдается увеличение нагрузки на внутреннюю (медиальную) часть стопы, что, в сочетании с физиологическим плоскостопием придает ей вид, трактуемый ортопедами как плоско-вальгусная стопа. С точки зрения современной мировой ортопедии такое состояние стопы является абсолютной нормой до 5-7 лет, если нет признаков анатомического плоскостопия и жалоб на боль и дискомфорт.


Вот, что написано по поводу формы ног на сайте Американской академии педиатрии (я же обещал солидные источники!):

«О-образная и Х-образная форма ног, как правило, является вариантом нормы и не требует лечения . Обычно, ноги ребенка выпрямляются естественным образом по достижению подросткового возраста.

Лишь очень редко подобная форма ног может быть результатом патологии.

Вот некоторые признаки, которые могут указывать на то, что форма ног обусловлена серьезной проблемой:


  • искривление очень выраженное;

  • асимметричность ног (искривление наблюдается только с одной стороны);

  • О-образная форма не исчезает и усугубляется после 2 лет;

  • Х-образная форма наблюдается после 7 лет;

  • ребенок низкорослый для своего возраста.»

То есть, если ребенок активный, бодрый, ни на что не жалуется, хорошо растет и развивается, у него нет перечисленных выше признаков - то форма его ног точно соответствует норме.

Если же вы обнаружили у ребенка какой-либо из этих признаков - необходимо проконсультироваться у грамотного ортопеда.

Итак, мы разобрались, что:


  • плоскостопие до 5 лет - это совершенно нормально;

  • хождение босиком - это полезно, даже если ходить по плоскому полу;

  • что бы ни говорили сторонники жесткой детской обуви - никакая обувь не способна положительно повлиять на форму стопы и профилактировать или корригировать плоскостопие (это убедительно доказано в многочисленных научных исследованиях, давайте чувствовать разницу между чьим-то мнением и научными фактами);

  • обувь нужна для защиты от холода, грязи и травмы, а потому обуваться должна только при необходимости;

  • идеальная обувь для ребенка 1-3 лет - легкая, мягкая, с плоской гибкой подошвой, комфортная и не тесная (the best shoes - like no shoes);

  • ношение жесткой обуви, наоборот, приводит к слабости стопы и повышает риск деформаций и патологического плоскостопия;

  • у некоторых плоскостопие остается на всю жизнь, но у большинства людей это не провоцирует дискомфорт, в тех же случаях, когда дискомфорт присутствует, специальные упражнения и индивидуальные стельки помогут его уменьшить (в тяжелых случаях анатомического плоскостопия может потребоваться хирургическое вмешательство);

  • О-образная и Х-образная форма ног для большинства детей - абсолютная норма и не требует никакого вмешательства;

  • Как правило, О-образная форма исчезает к 1-1,5 годам, Х-образная форма проходит к 6-8 годам. Сама по себе .

Вот на этом видео всемирно известный детский ортопед профессор Линн Стэйли (автор множества профессиональных руководств, пользующихся огромным авторитетом среди специалистов) лично подробно рассказывает обо всем, что мы с вами только что обсудили.


http://kidshealth.org/en/kids/orthopedic-conditions.html

http://www.iocp.org.uk/babies-feet.php

пример того, какая обувь считается наиболее приемлемой для детей на Западе:

http://www.slideshare.net/KidoFit/kids-foot-health

одно из первых исследований, в котором было доказано, что ношение корригирующей обуви на протяжении трех (!) лет не дает никакого положительного эффекта http://muscle.ucsd.edu/More_HTML/papers/pdf/Wenger_JBJSA_1989.pdf

Друзья, вы, конечно же, понимаете, что распространение подобной информации может привести к значительным убыткам производителей "ортопедической" обуви. Это будет не очень патриотично, так как нигде в мире, кроме стран постсоветского пространства, детская обувь формата "каблук-супинатор-жесткий задник"не производится и не продается. Если вы считаете, что лучше поддержать отечественного производителя детской обуви, чем современные подходы к данной проблеме - ни в коем случае не ставьте лайк и не делитесь этой публикацией. В общем, выбор за вами;-)


Сергей Макаров


Очень приятно, что большинство отзывов - положительные, но были и некоторые возражения, которые, очевидно, возникали из-за беглого ознакомления с материалом. Поэтому хочу еще раз расставить акценты.

Нигде в статье не сказано, что не нужно обращаться к ортопедам. Вопрос в другом - к каким? Уверен, что при должных усилиях вы найдете квалифицированного специалиста, осведомленного в современных подходах и тенденциях. Поэтому перед вами не должен стоять вопрос, как отличить норму от патологии и что дальше с этим делать. Это задача грамотного профильного специалиста. А ваша задача - найти такого. Критерий поиска? Спрашивайте, чем руководствуется доктор - современными международными рекомендациями, или советским учебником 1968 года?

Нигде не сказано, что плоскостопие, доставляющее дискомфорт, не требует вмешательства. Требует. Тут могут помочь и индивидуальные стельки, и упражнения, и специально подобранная обувь. Но все это может преследовать только одну цель - устранение боли и утомляемости ног. На форму же, вопреки возлагаемым надеждам на эти методы, они не влияют. ЭТО ДОКАЗАНО В БОЛЬШИХ СОВРЕМЕННЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ. Если кто-то делится опытом, что носил такую-то обувь и у него ушла проблема, это означает, что она ушла бы и так. Если плоскостопие не уходит к 8-10 годам самостоятельно, то изменить форму стопы может только операция. Но форма - не самоцель! Имеет значение только то, как с этим плоскостопием чувствует себя человек. Если нормально (или условно нормально, с использованием спец.стелек) - то можно с этим жить и не тужить (во многих странах людей с плоскостопием без проблем берут в армию, даже в элитные войска). Если же дискомфорт выраженный и консервативные мероприятия не помогают - тогда кардинально решить вопрос можно только с помощью хирургического вмешательства.

Нигде в статье не обсуждаются косолапость и другие виды выраженной патологии нижних конечностей. Речь шла только о том, что слишком часто та форма ног, которая с точки зрения мировой ортопедии является возрастной нормой, в странах постсоветского пространства расценивается как патология и показание к какому-либо лечению. А то у некоторых невнимательных читателей сложилось впечатление, будто я призываю игнорировать все виды ортопедической патологии и дружно всем больным бежать на лужайку резвиться босиком.

Судя по резонансу, информация действительно важная и нужная. Пожалуйста, прежде чем делать выводы, изучите статью внимательно и пройдите по предоставленным ссылкам. Убедитесь лично, что это не личное мнение отдельно взятого врача, а точка зрения мирового медицинского сообщества.

Автор - Сейгей Макаров
Источник -