Развитие ребенка в младенческом возрасте. Период младенчества (первый год жизни)
Первый год жизни – совершенно исключительный период в жизни ребенка и его родителей. Трудно сравнить с чем-нибудь тот путь, который проходит человек за первые 12 месяцев своей жизни. Все, что происходит в это время, — все впервые: первая улыбка, первые игры, первые движения, первые слова, первые шаги.
Младенец уже при рождении обладает большим запасом инстинктов, позволяющих ему приспосабливаться к миру и быстро прогрессировать в своем развитии. Об этом говорилось в статье . Эти органические потребности обеспечивают выживание ребенка и не могут составить основу психического развития. Безусловные рефлексы не закрепляются в поведении, они постепенно отмирают, т.к. все формы поведения человека складываются прижизненно.
Ведущая деятельность младенческого периода
— непосредственное эмоциональное общение. Жизнь младенца целиком зависит от взрослого. Взрослый удовлетворяет органические потребности ребенка — кормит, купает, переворачивает его с одной стороны на другую. Взрослый удовлетворяет и растущую потребность в разнообразных впечатлениях: младенец заметно оживляется, когда его берут на руки. Так, у ребенка возникает новый тип деятельности – непосредственное эмоциональное общение ребенка и взрослого. Перемещаясь в пространстве благодаря взрослому, ребенок имеет возможность видеть большее количество предметов, дотрагиваться до них, а затем и схватывать. От взрослого исходят также основные слуховые и осязательные впечатления.
К 4-5-ти месяцам общение со взрослыми приобретает избирательный характер. Малыш начинает отличать своих от чужих, знакомому взрослому он радуется, незнакомый может вызвать у него испуг.
Потребность в эмоциональном общении, имеющая огромное положительное значение для развития ребенка, может, однако, приводить и к отрицательным проявлениям. Если взрослый старается постоянно находиться с ребенком, то ребенок привыкает непрерывно требовать внимания, не интересуется игрушками, плачет, если его хотя бы на минуту оставят одного. При правильных методах воспитания непосредственное общение (общение ради общения), характерное для начала младенчества, скоро уступает место общению по поводу предметов, игрушек, перерастающему в совместную деятельность взрослого и ребенка. Взрослый как бы вводит ребенка в предметный мир, привлекает его внимание к предметам, наглядно демонстрирует всевозможные способы действия с ними, часто непосредственно помогает ребенку выполнить действие, направляя его движения.
Если потребность в общении не удовлетворяется или удовлетворяется недостаточно (в больнице, в детском доме), ребенок отстает в психическом развитии. До 9-10 месяцев у такого малыша бессмысленный, безразличный взгляд. Ребенок мало двигается, не стремится схватить попавшиеся на глаза игрушки, он вял и апатичен, не испытывает интереса к окружающему.
Специфическая реакция улыбки на лицо матери – это показатель того, что социальная ситуация психического развития ребенка уже сложилась. Это социальная ситуация связанности ребенка со взрослым. Л.С. Выготский назвал ее социальной ситуацией «мы» (т.е. неразрывное единство ребенка и взрослого).
Гармоничность взаимодействия матери и ребенка составляет важнейший факт психологии младенчества, который свидетельствует о том, что не только ребенок «приспосабливается» к матери, но и она подстраивается под действия ребенка. Ребенок и мать взаимно изменяют и развивают друг друга.
Психическое функции и процессы, которые развиваются в течение первого года жизни:
1. Развитие ощущений.
Суть ощущений заключается в отражении психикой ребенка отдельных свойств предметов, таких, как тепло и холод, твердость и мягкость, цвет и др.
Ребенок начинает реагировать на звуки в течение первой недели. В 2-3 месяца ребенок начинает воспринимать направление звука, поворачивать голову в сторону источника звука. На 3-4 месяце некоторые дети начинают реагировать на пение и музыку улыбкой, общим оживлением.
Зрение у детей развивается медленно. Цвет ребенок начинает различать только на 5-м месяце жизни.
2. Развитие сенсорики.
Зрительное сосредоточение, появившееся еще на этапе новорожденности, у младенцев совершенствуется. К 3-м месяцам его продолжительность достигает 7-8 минут. В этом возрасте ребенок определяет форму предметов, может прослеживать движущиеся предметы. В 4 месяца ребенок уже активно смотрит: реагирует на увиденное, двигается, повизгивает.
Во втором полугодии новая задача зрения – направлять и регулировать поведение. Развивается тактильная чувствительность.
Познавательному развитию ребенка способствует разнообразие впечатлений, которые он получает. Взрослые должны удовлетворять потребность в новых впечатлениях.
3. Развитие восприятия.
К концу младенчества формируются практически все свойства восприятия ребенка – константность, правильность, предметность и системность. Признаки предметного восприятия у ребенка начинают проявляться в возрасте 2-4 месяцев, когда начинают формироваться его действия с предметами. Дети учатся видеть предмет под разным углом зрения, узнавать его в разных сочетаниях, с различного расстояния и под разным углом зрения. Появляются первые сенсорные эталоны – постоянные образы окружающих предметов. С этими эталонами дети соотносят новые объекты.
На втором месяце жизни младенец реагирует на людей, выделяя и отличая их от окружающих предметов. Его реакции на человека почти всегда ярко окрашены.
4. Развитие памяти.
Именно в течение первого года жизни формируются все генетические виды памяти – эмоциональная, моторная, образная и вербальная. Эмоциональная память по некоторым данным есть уже у плода. У младенца этот вид памяти является основным в первые недели жизни, он помогает ребенку ориентироваться в действительности.
В 7-9 недель появляется моторная память – ребенок может запомнить и повторить какое-то движение, у него начинают появляться определенные привычные жесты (начало будущих операций).
До 3-4-месячного возраста ребенок в состоянии хранить образ воспринятого предмета не более 1 секунды. После 3-4 месяцев время сохранения образа увеличивается, ребенок приобретает способность узнавать лицо и голос матери в любое время дня.
В 4 месяца у детей появляется образная память – сначала в виде узнавания знакомых предметов, а в 8-9 месяцев ребенок воспринимает то, что видел раньше.
В 8-12 месяцев ребенок выделяет предметы в зрительном поле, причем узнает их не только в целом, но и по отдельным частям. В это время начинается активный поиск предметов, внезапно исчезнувших из поля зрения, что свидетельствует о том, что ребенок сохраняет образ в долговременной памяти. К 1,5 годам формируется долговременная память, рассчитанная на длительное хранение информации.
Постепенно круг предметов, которые ребенок узнает, увеличивается. К концу второго года жизни ребенок может узнать то, что видел за несколько недель до этого. Таким образом, к концу 2-го года жизни память ребенка достигает уровня развития, обеспечивающего дальнейший рост всех психических процессов в его организме.
Появление образной памяти существенно влияет на общение ребенка и формирование его мотивационной сферы.
5. Развитие мышления.
К концу первого года жизни у детей появляется ручной интеллект или наглядно-действенное мышление, которое связано с развитием первых самостоятельных движений. Большое значение имеет и развитие ориентировки – реакций на новые предметы, стремление их обследовать. Чем дольше ребенок рассматривает новую игрушку, чем больше разных качеств он в ней открывает, тем выше его интеллектуальный уровень.
6. Развитие внимания.
В первые месяцы жизни у ребенка отмечается наличие только непроизвольного внимания. Ребенок вначале реагирует исключительно на внешние раздражители (например, при переходе от темноты к яркому свету, при внезапных громких звуках, при смене температуры и др.)
Начиная с 3-го месяца ребенок начинает все больше заинтересовываться внешними объектами, тесно связанными с его жизнью, т.е. наиболее близкими к нему. В 5-7 месяцев ребенок уже в состоянии достаточно долго рассматривать какой-нибудь предмет, ощупывать его, брать в рот.
Произвольное внимание начинает проявляться только к концу 1-го года жизни. Здесь большое значение имеет игра, т.к. в процессе игры ребенок учится координировать свои движения сообразно задачам игры и направлять свои действия в соответствии с ее правилами.
7. Развитие речи.
До года речь ребенка пассивная: он понимает интонацию, часто повторяющиеся конструкции. В это время закладываются основы речевых навыков. Дети сами закладывают эти основы, стремясь установить контакт со взрослыми с помощью плача, гуления, лепета, жестов, а затем и первых слов.
В возрасте от 1,5 до 4 месяцев выделяются короткие звуки – гуканье. От 4 до 6 месяцев у ребенка формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые гулением. Для гуления характерно прислушивание ребенка к собственному голосу, самоподражание, произношение цепочки певучих звуков, что тренирует речевое дыхание.
В 6-7 месяцев появляется лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания (повторяющиеся слоги, цепочки слогов), связанные чаще всего с действиями ребенка. Ребенок приглядывается к артикуляции взрослого, прислушивается к самому себе.
Около года у ребенка появляется и его собственная, автономная речь. По форме она является общением. По содержанию – эмоционально-непосредственной связью со взрослыми и ситуацией. При этом надо помнить, что в этом возрасте развитие внешней речи идет от слова к предложению, а развитие внутренней речи – от предложения к слову. Начало и конец автономной речи знаменует начало и конец кризиса одного года.
С началом понимания речи взрослого и употреблением первых слов ребенок сам обращается к взрослому, требуя от него общения, названий все новых и новых предметов.
Таким образом, к концу младенческого возраста усвоение речи приобретает активный характер, становится одним из важных средств расширения возможностей общения ребенка со взрослым.
12.4. Психологические особенности младенческого возраста
Социальная ситуация развития младенческого возраста характеризуется такой системой отношений с близким взрослым, где все потребности ребенка удовлетворяются взрослым, являющимся «центром всякой младенческой ситуации» (Л. С. Выготский). «Пра-Мы» - существенная характеристика социальной ситуации развития, в которой ребенок и взрослый представляют собой единое целое и все формы активности ребенка в отношении мира опосредованы деятельностью взрослого.
Ведущая деятельность младенческого возраста - непосредственно-эмоциональное общение ребенка со взрослым.
Младенчество включает две фазы - раннее младенчество (2-6 месяцев) и позднее (7-12 месяцев). Эти две фазы принципиально отличаются друг от друга.
Первое различие связано с ведущей формой общения (М. И. Лисина). В раннем младенчестве - это ситуативно-личностное общение со взрослым. В основе общения лежит потребность в доброже-
Лекция 12. Младенческий возраст ■ 163
лательном внимании взрослого. Во второй фазе младенчества ведущей формой общения является ситуативно-деловое общение. Здесь ведущая потребность - общение ребенка по поводу предмета, определяемое деловым мотивом. На передний план выступает не взрослый, а деятельность с предметом. Средствами общения являются экспрессивно-мимические; предметно-действенные (позы, во втором полугодии предметные действия и локомоции); вербальные (к концу позднего младенчества).
Второе различие связано с соотношением в развитии сенсорики и моторики. В раннем младенчестве ускоренно развиваются сенсорные функции. В позднем (после б месяцев) начинает опережающими темпами развиваться моторика - позовые, локомоторные и мануальные движения (действия с предметом).
Н. М. Щелованов, изучавший психическое развитие детей в раннем детстве, предложил следующую интерпретацию описанной ге-терохронности в развитии моторики и сенсорики . Исследователь считал, что основная часть моторных функций человека кортикализирована, т. е. имеет корковое представительство. Это означает, что они не врождены, а формируются при жизни человека в результате обучения, понимаемого в широком смысле слова. Очевидно, что для обучения необходима ориентировочная деятельность, включающая сенсорные процессы. Последовательность развития функций - вначале сенсорика, а потом моторика - является доказательством положения о специфической форме психического развития как процессе присвоения социокультурного опыта.
Сенсорные процессы в раннем младенчестве характеризуются высоким уровнем развития. Так, в экспериментах Бауэра было показано, что дети в возрасте двух месяцев обнаруживают константность величины и глубины большую, чем мог полагать эмпирист, хотя и меньшую, чем мог считать нативист. Это дало основание сформулировать положение о двух принципиально отличных по свойствам и механизмам реализации уровнях развития восприятия в младенческом возрасте: уровне предперцепции и уровне собственно восприятия. Уровень предперцепции характеризуется достаточно высокой глобальной дифференциацией; относительно низкой константностью восприятия; отсутствием развернутого обследования предмета по типу моделирования его свойств путем уподобления рецепирующих органов свойствам воспринимаемых предметов (А. Н. Леонтьев). Таким образом, предперцепция представляет собой стадию развития восприятия до развития манипу-
164 ■ Возрастная психология . Конспект лекций
ляций и действий с предметами и предшествует развитию осмысленного и предметного восприятия. Сенсорные процессы регулируются новизной и ориентировочным подкреплением, т. е. носят «бескорыстный» характер. Во втором полугодии сенсорика перестраивается на основе моторики, вбирая опыт манипуляций с предметом и локомоций ребенка, и приобретает свойства константности, осмысленности и предметности.
Приведем основные показатели развития сенсорных процессов у ребенка (ориентиры даны по материалам изучения развития детей в детских домах; при воспитании в условиях семьи сроки возникновения новообразований в сфере сенсорики оказываются более ранними):
■ 3-4 недели - слуховое сосредоточение (прислушивается, лока лизует источник звука); #
■ 3-5 недели - зрительное сосредоточение (концентрирует вни мание на предмете за 15-20 см от глаза), ступенчатое слежение за предметом;
■ 2-3 месяца - дифференциация зрительных объектов, предпоч тение объектов, характеризующихся новизной; самостоятельно удерживает головку в вертикальном положении;
■ 3-4 месяца - сидит с поддержкой;
■ 4 - 6-7 месяцев - формирование хватания;
■ 6-7 месяцев - сидит самостоятельно, начало ползания;
■ 9-11 месяцев - ходит с поддержкой;
■ 11-14 месяцев - ходит самостоятельно.
Развитие ручных (мануальных) движений начинается с хватания, которое включает два компонента - дотягивание и схватывание. В основе развития хватания лежат два условия - комплекс оживления и эмоциональное общение со взрослым, в контекст которого взрослый включает предмет и развитие ориентировочных движений руки (ощупывания) и глаза. Сенсомоторная координация «глаз-рука» выступает решающим условием формирования хватания. Совершенствование хватания происходит как все более точная оценка расстояния до объекта, предвосхищение формы и величины объекта.
Можно выделить следующие этапы в развитии манипуляций с предметом. На этапе «преддействия» (3-4, 6 месяцев) формируется сенсомоторное единство «глаз-рука». Ребенок может осуществлять простые манипуляции вложенным в его руку предметом, однако они осуществляются пока без контроля зрением. На этапе повтор-
Лекция 12. Младенческий возраст ■ 165
ных результативных действий (5-7 месяцев) - ребенок осуществляет первые манипуляции под контролем зрения: постукивание, размахивание, притягивание предмета с последующим рассматриванием, выбрасывание, похлопывание и т. д. Повторный цикличный характер этих манипуляций, на основании которого они получили название круговых циркулярных реакций, связан с тем обстоятельством, что они основаны на ориентировочном подкреплении. На этапе соотносимых действий (7-10 месяцев) ребенок манипулирует двумя предметами, устанавливая соотношение объектов между собой (например, вставляет кубик в кубик, ложку в чашку, пытается нанизывать пирамидку и т. д.)- Здесь происходит дифференциация функций рук на ведущую и ведомую. Большое значение для развития соотносимых действий приобретает показ действия взрослым и использование «метода пассивных движений» для обучения ребенка этим действиям. И так к концу позднего младенчества (11-12 месяцев) формируются первые функциональные действия, в основе которых лежит выделение функции предмета: ребенок пытается надевать носок на ногу, а шапку на голову, повторяя действия взрослого. Если до этапа функциональных действий предмет выступал перед ребенком как физический объект, то теперь на первый план выдвигаются его социальные свойства. Рождение функциональных действий подготавливает переход к новой ведущей деятельности - предметно-орудийной, направленной на овладение предметами как социальными орудиями.
К концу первого года возникает понимание речи и первые формы активной речи ребенка. Особенность речи состоит в том, что она носит ассоциативно-ситуативный характер, т. е. может быть понята лишь с опорой на ситуацию, интонацию, жесты. Активная речь ребенка развивается от гуканья, гуления и лепета, представляющих собой «бескорыстную ориентировочную деятельность» как подражание интонационно-ритмической звуковой стороне человеческой речи. Сначала подражание носит репродуктивный и непроизвольный характер. Развитие лепета осуществляется в сторону возрастания произвольности имитации речи взрослого. На 5-6 месяце появляются «псевдослова» - голосовые реакции относительно постоянного звукового состава, выражающие эмоциональные состояния ребенка и используемые им для воздействия на взрослого. Однако они не имеют предметной отнесенности. В конце первого года жизни речь ребенка настолько своеобразна как по семантике, так и по звуковому составу, морфологии и синтаксису, что получила название автономной детской речи.
166 ■ Возрастная психология . Конспект лекций
Развитие памяти в младенчестве тесно связано с развитием восприятия и существует в форме узнавания. Можно выделить три этапа развития памяти в этот период: 1) моторная память - на положение при кормлении, на движения, действия; 2) эмоциональная память в форме комплекса оживления; 3) образная память в форме узнавания (например, бутылочки, из которой ребенка кормят, начала узнавания «своих и чужих», выделение материнского лица).
Память в младенчестве не связана с упорядочением событий в отношении временной оси.
Развитие эмоций связано, в первую очередь, с формированием положительного эмоционального отношения ко взрослому и рождением социальных эмоций. В 8-9 месяцев формируется привязанность ребенка ко взрослому, основанная на удовлетворении им потребности в безопасности. Возникновение привязанности находит отражение в таких эмоциональных реакциях, как проявление боязни и страха незнакомых людей, тревоги при сепарации от взрослого. Позитивное эмоциональное отношение переносится со взрослого на предмет, включенный в контекст общения со взрослым. Особенности проявления эмоций в младенчестве состоят в чрезвычайной яркости, иррадиированности; быстрой переключае-мости и лабильности.
К концу первого года у младенца возникает устойчивое
чувство «Я», обнаруживающее себя в интересе к изображению себя в зеркале и
положительно-эмоциональных реакциях на него }