Вальдорфский детский сад: что это такое. Материал на тему: Вальдорфская педагогика. Вальдорфский детский сад

В 1919 году в Штутгарте открылась первая вальдорфская школа. Она финансировалась фирмой «Вальдорф-Астория», которая и дала название новой педагогической системе. Через несколько лет при школе открылся детский сад. Автор концепции и руководитель школы Рудольф Штайнер (1861-1925) был основателем не только особой педагогической системы, лечебной педагогики и медицины, но и целого духовного направления. С самого начала Штайнер придавал большое значение развитию детей в раннем возрасте, задолго до того, как это стало модным в 60-х-70-х годах ХХ века. Именно в эти годы интерес к вальдорфским детским садам и школам резко возрос. В настоящее время вальдорфские детские сады и школы распространены на всех континентах, но больше всего их в странах Европы: Германии, Швейцарии, Голландии, Швеции, Финляндии и др. Есть они и в США, Канаде, Израиле, Индии и Японии. Всего насчитывается более двух тысяч садов и 800 школ, которые работают при поддержке ЮНЕСКО и правительств этих стран. В России вальдорфские школы и сады появились только в конце 80-х – начале 90-х годов. По инициативе одной многодетной мамы в 1987 г. был создан домашний детский сад. А в 1991 г. в Москве открылся семинар по подготовке воспитателей вальдорфских детских садов. В это же время в Москве, Петербурге, Ярославле, Самаре и других городах начали открываться первые школы. В настоящее время в нашей стране действуют около 30 вальдорфских школ и 60 детских садов Воспитатели садов объединились в «Содружество». Только те, кто прошел обучение и успешно провел группу в течение нескольких лет, могут стать действительными членами этого объединения.

Основные идеи и принципы работы

Принципиальным для дошкольной вальдорфской педагогики является положение о том, что детство – это уникальный период жизни человека, перед которым стоят свои особые задачи. К этому возрасту нельзя подходить с оценками и целями, которые присущи более поздним этапам развития ребенка. Чрезвычайно важно дать раскрыться с наибольшей полнотой тем формам, способам жизни и деятельности детей, которые характерны именно для этого возраста. Поэтому вальдорфская педагогика отклоняет те формы работы с малышами и воздействия на них, которые стремятся «ускорить» развитие. Это касается, прежде всего, различных программ интеллектуального тренинга, раннего обучения письму и чтению, призванных ускорить развитие детей. Сторонники вальдорфской педагогики исходят из того положения, что развитие интеллекта должно быть включено в общее развитие личности – прежде всего психосоматическое, эмоциональное, социальное и практическое. Основные принципы работы вальдорфского детского сада:

  • создание атмосферы, благоприятной развитию;
  • воспитание через подражание и пример;
  • культивирование многообразных форм игровой деятельности;
  • создание пространства, способствующего развитию свободной игры;
  • организация здорового ритма жизни группы;
  • занятия различными видами трудовой деятельности («педагогика руки») и различными искусствами (живопись, музыка, лепка, эвритмия)

Все вышеперечисленные положения не являются отдельными частями «программы» работы детского сада или методическими «приемами», а представляют собой единое органичное целое. Жизнь группы скорее напоминает жизнь большой, дружной семьи, чем работу «учебного заведения» В рамках короткой статьи мы сможем остановиться только на некоторых принципах работы вальдорфского детского сада.

Создание благоприятной атмосферы

Еще в 1907 году Р. Штайнер высказал мысль, что основным фактором развития маленького ребенка является любовь к нему окружающих взрослых: «Любовь матери, как наседка, высиживает правильное формирование органов ребенка ». Эта любовь должна быть искренней, не вынужденной. Ребенок чувствителен «к выражению лиц окружающих взрослых ». Он, не может дистанцироваться от окружения, воздействия которого проникают очень глубоко, вплоть до влияния на обмен веществ и формирования психосоматической основы личности. Таким образом, «атмосфера любви » является условием здорового развития – физического, эмоционального, интеллектуального и личностного. Неблагоприятные воздействия этого жизненного периода сказываются, по Штайнеру, много позже, в виде предрасположенности к тем или иным заболеваниям у взрослого человека. Поэтому первая задача вальдорфского детского сада – создание благоприятной атмосферы , в которой ребенок будет чувствовать себя хорошо. Главный фактор здесь – личность воспитателя, который должен установить доверительные отношения со своими питомцами. Самовоспитание воспитателя – моральная основа дошкольной вальдорфской педагогики. От личности педагога, от того, как он относится к занятиям, как двигается, как говорит, зависит очень многое. Воспитатель должен следить за собой, не давать жизненным проблемам или каким-то привычкам негативно влиять на атмосферу в группе, на отношение к детям. Для создания радостной, спокойной и творческой атмосферы также важны организация пространства и художественное оформление помещения.

Как учится маленький ребенок?

Хотя вальдорфская педагогика и выступает против раннего целенаправленного обучения (например чтению и счету), это не значит, что ребенок в вальдорфском детском саду «ничему не учится». Напротив, вальдорфские педагоги утверждают, что именно в период раннего детства малыши учатся наиболее интенсивно. До 3--4 лет маленький человек усваивает огромное количество разнообразного опыта, знаний и умений. Но делает он это не как взрослые или школьники на уроках, а так, как это свойственно именно ребенку-дошкольнику -- учится всей своей жизнью. Взаимодействуя с родителями, общаясь со сверстниками, наблюдая, переживая, играя, одеваясь, осваивая предметы домашнего обихода, слушая сказку, раскачиваясь на качелях и т.д. -- ребенок все время учится. Процессы жизни и процессы учения для малыша тесно связаны друг с другом. Р. Штайнер пишет об этом так: "Существуют два ключевых слова, раскрывающие нам суть отношения маленького ребенка к своему окружению: это подражание и пример ". Через подражание ребенок учится прямостоянию и речи. В прежние века ребенок через подражание, т.е. через непосредственное участие в жизни взрослых, учился вообще всему, что ему было необходимо в жизни. Происходит это так: дитя душевно отдается всему, что он воспринимает в своем окружении, чтобы затем воспроизвести это в действии. Восприятие, душевная отдача и деятельность воли образуют единство, которое исчезает лишь в дальнейшем, когда в основу поступка ляжет решение.

От мысли к действию

Из понимания роли подражания в развитии маленького ребенка вытекает важный педагогический принцип: "Все, чего мы хотим достичь в воспитании -- мы должны постоянно переводить из области мыслей и идей в область поступков и действий. Из этого получается вся методика ведения детского сада" -- писала основатель первого вальдорфского детского сада Э. Грюнелиус. Это значит, что ребенку в детском саду должны предлагаться, по возможности, самые разнообразные виды деятельности, подражание которым будет способствовать творчеству, развитию ловкости, умений, сноровки. Это рукоделие - прядение, шитье, ткачество на сделанных самими же детьми маленьких ткацких рамках, покраска шерсти и тканей. Дети участвуют в уходе за садом, в обмолоте зерна, помоле и выпечке хлеба, работают молотком, убирают группу и т.д. Вся эта деятельность никогда не является самоцелью, но вплетена в повседневную жизнь группы: например, кукол мастерят для кукольного спектакля; ткацкие рамки -- для того, чтобы на них соткать коврик для кукольного домика. Для различных торжеств создают антураж, например, фонарики для осеннего праздника фонариков или печенье на Рождество и т.д. Вальдорфские педагоги стараются избегать искусственно сконструированных дидактических материалов, считая, что сама жизнь предлагает богатейшие возможности развития. Например, когда ребенок своими руками пытается спрясть нить для коврика из теплой, живой шерсти, то в этой работе задействованы и тонкая моторика и осязательная активность его пальцев. Но кроме этого ребенок понимает общий смысл своей работы, то, ради чего эта деятельность происходит (коврик для кукольного домика). Таким образом ребенок не просто делает упражнения для пальцев, а занимается осмысленным и полезным делом. Такая методика работы благоприятно сказывается на развитии мышления ребенка и его взаимодействии с миром. На этом примере видно, как в одном конкретном действии – прядении нити из шерсти -- сочетаются несколько линий развития – сенсорное, моторное, эмоциональное и интеллектуальное. Такое соединение -- важнейший аспект методологии вальдорфской дошкольной педагогики. При этом следует подчеркнуть, что от детей не требуют подражания или участия в деятельности. Сторонний наблюдатель может вообще не заметить какой-либо организации жизни в группе. Кажется, что воспитательница не делает ничего особенного, а все происходит как бы само собой. Но это – лишь внешнее впечатление, свидетельствующее о высоком мастерстве педагога. За кажущейся простотой и естественностью стоит огромная внешняя и внутренняя работа, и конечно опыт. Воспитательница просто начинает заниматься каким-то делом, полагаясь на естественное любопытство и подражательный инстинкт детей. И она редко остается одна дольше минуты. Цель методического процесса состоит в продуманном, по содержанию и спланированном по времени,создании возможностей , которые, однако, оставляют простор для индивидуального участие ребенка в зависимости от его возраста, возможностей и личного своеобразия. Таким образом, достигается естественная индивидуализация педагогического процесса, -- каждый ребенок участвует в предлагаемой деятельности по-своему, в соответствии с личными особенностями и возможностями.

Ритм – источник гармонии

Организация здорового ритма жизни группы, повторяющегося ежедневно, -- непременное условие гармоничного развития. Согласно теории Р. Штайнера «ритм является носителем здоровья». Ритм дня составляют чередование фаз «вдоха» и «выдоха». Фаза «выдоха» -- свободное творческое раскрытие сил ребенка в игре, - сменяется фазой «вдоха», когда дети занимаются с воспитателем или слушают сказку. Чередующиеся занятия образуют недельный ритм : в определенный день недели дети рисуют акварельными красками, в другой - занимаются эвритмией, в третий - их ждет кукольный спектакль. Пятница – день генеральной уборки. Дети привыкают и знают заранее, что их сегодня ждет в группе. - Одновременно с проживанием ритма года дети узнают истоки своей национальной культуры. Этому способствует повседневная жизнь вальдорфской группы, и праздники, отмечаемые в духе народных традиций. Эти праздники – не демонстрация достижений, а важная часть общей жизни. Дети не готовят никаких выступлений специально для показа. На любом торжестве они просто живут в праздничном действии.

Многообразие игр

Вальдорфский детский сад можно назвать поистине детским садом игры. Все усилия педагогов направлены на то, чтобы побудить детей к активной игровой деятельности. Игре невозможно задать рамки «программы»: каждый день на такую «свободную игру» отводится 1,5 – 2 утренних часа. Во время «свободной игры» дети сами, по возможности без воспитателя играют. Содержание игры определяется самими детьми и иногда бывает совершенно неожиданным. Игра по заранее разработанной программе, по убеждению вальдорфских педагогов, теряет основной смысл и перестает быть игрой в подлинном смысле этого слова.

Организация пространства

Для того, чтобы свободная игра могла развернуться полноценно, надо создать, во-первых, надлежащие внешние условия, -- организовать особое игровое пространство и выделить время.. Во-вторых, практические занятия должны давать детям как можно больше импульсов для активных и содержательных игр, зачастую подражающих деятельности и жизни взрослых. Важно создать среду с разнообразным игровым материалом. В оборудовании игровой части группы вальфдорского детского сада присутствуют деревянные ширмы с полочкой по середине. Благодаря этим ширмам, высотой не превышающих рост детей, ребята могут делить пространство комнаты на отдельные уголки, например, устроить магазин или врачебный кабинет. Разноцветные платки различных размеров можно использовать в качестве стен и крыши.

Вальдорфские игрушки

На деревянных полках, расположенных вдоль стены игрового помещения на уровне, доступном для детей, стоят разнообразные «игрушки»: поленья, деревянные чурбаны, продольные срезы стволов березы, просто спилы веток и стволов, различной длинны и толщины, шишки, желуди, каштаны, кусочки коры и другой подобный «строительный материал» – вальдорфский вариант привычных кубиков. Но не стоит думать, что игрушки, в привычном смысле этого слова отсутствуют вовсе. Руками воспитанников, учеников школы, родителей и самих педагогов создаются красивые куклы, гномы, животные, эльфы и другие обитатели волшебного мира детства. Настоящие кубики редко встречаются в игровых комнатах – вальдорфские педагоги неохотно используют игрушки с четкими, геометрически определенными формами, которые самой своей формой задают уже готовые способы работы с ними. Также плохо они относятся к игрушкам и конструкторам из пластмассы и других искусственных материалов. Вальдорфская дошкольная педагогика проповедует своеобразную философию игрушки : детям предлагаются простые игрушки из природных материалов. Они предоставляют возможность дополнить предмет в игре до полного образа, активируя при этом свою фантазию. Малыши могут сотворить из простой деревяшки или платка нечто неожиданное. Предмет становится тем, что делает из него творческая фантазия ребенка. Игрушки, по возможности должны быть такими, чтобы только намекать на свою возможную функцию и позволять использовать себя в игре многофункционально. Так, кусок голубой материи может стать озером, звездным небом, крышей у магазина или стенами пещеры. В играх «принимает участие» и «обычная» мебель. Дети могут построить высокую башню, поставив друг на друга несколько столов и стульев и накрыв их платками. В башне находится в заточении принцесса, которую надо освободить. Так в игре оживает сказочный сюжет, бывший накануне содержанием праздника. Часто ребята повторяют один сюжет на протяжении многих и многих дней. Помимо свободной игры в вальдорфском детском саду культивируются пальчиковые игры, традиционные народные забавы, музыкально-ритмические и подвижные занятия. Рисование, лепка из специально приготовленного воска (пластилин не применяется!) и занятия другими видами искусств происходит по принципу подражания в форме игры. Каждый день детям рассказывают сказку, которая тоже может быть разыграна в виде свободной игры или кукольного спектакля.

Группа детского сада

Вальдорфские детские сады принимают детей от 3,5 до 7 лет. В группах занимаются до 20 детей разного возраста. Группы рассчитаны на здоровых малышей. Однако в последние годы участились случаи, когда в вальдорфские детские сады приводят детей с проблемами, в надежде, что там им помогут. Очень часто надежды родителей оправдываются, но только при условии, что проблемы, с которыми приходят дети, имеют педагогическую, а не органическую причину. Для действительно больных детей существует особое направление - лечебная педагогика. Вальдорфский детский сад работает по будним дням. Существуют группы полного и неполного дня. Их ведет дипломированный воспитатель, получивший специальную подготовку. Опыт показал, что дети из вальдорфских детских садов быстро и хорошо адаптируются к школе, как обычной, так и специализированной. Они легко осваиваются в коллективе сверстников, творчески активны, спонтанны и непосредственны. Исследования биографий бывших выпускников вальдорфских школ показали, что они выбирают самые разные профессии и добиваются успехов в жизни. А это сегодня – самое главное.

Все ответственные родители желают для своих детей только самого лучшего. Мамы и папы изучают различные методики развития и воспитания, но когда возникает необходимость выхода взрослых на работу, большинство малышей попадают в муниципальные детские сады. Кто-то государственные учреждения ругает за устаревшие а кто-то радуется долгожданному месту для ребенка. Как говорится, выбирать особо не из чего, а куда-то устроить малыша на время работы родителей нужно обязательно. На самом деле выбор есть, просто не все знают про такое явление, как детский сад вальдорфский.

Новый взгляд на привычные вещи

Считается основателем антропософии - науки и философии, предполагающей внедрение в воспитание детей и жизнь людей в целом некоторых новых принципов. В 1919 году была открыта первая школа, использовавшая для обучения и воспитания учащихся новые принципы. Это учебное заведение располагалось в городе Вальдорф (Германия). Спустя 6 лет последовательница Р. Штайнера открыла первый детский сад вальдорфский, названный, несмотря на свое расположение в Штутгарте, в честь местонахождения первой школы. Сегодня по всему миру успешно работает более 2500 образовательных и лечебных учреждений, использующих педагогические принципы данной методики. В России о вальдорфской педагогике заговорили только в 80-х годах прошлого века. Сегодня в нашей стране существует 25 школ и около 70 групп в детских садах и прочих образовательных объединений.

Основные принципы

Чем же отличается детский сад вальдорфский от любого другого? Концепция педагогики имеет ряд особых принципов. Первый и важнейший из них - каждый ребенок является личностью и имеет право на обучение и воспитание. В работе педагоги должны использовать индивидуальный подход, опираясь на особенности каждого ребенка, его возраст, интересы и потребности. Детский сад вальдорфский - это место, где обучение основывается на примере воспитателя и подражании ему. В школе также важен авторитет учителя, но уже с середины общеобразовательной программы на первый план выходят личная ответственность и самостоятельность учащегося. Во время обучения и воспитания ребенка значительный упор делается на всестороннее развитие личности, укрепление телесной оболочки и поддержание здоровья.

Необычный детский сад

В вальдорфском образовательном учреждении нет привычной для многих из нас спешки. Утром родители приводят ребенка в детский сад - и тут же навстречу малышу выходит воспитательница, готовая его обнять и проводить в группу. Основное времяпровождение детей в таком учреждении - это свободные игры. При этом запретов практически нет, каждый ребенок может проявить свою фантазию и навыки, используя все доступные игрушки и подручные предметы. Разумеется, если кто-то решит сделать нечто небезопасное и недопустимое, воспитатель тут же поможет малышу переключиться на иной вид деятельности. Но все это будет происходить без жестких запретов. Слова «нет» для детей не существует в принципе в вальдорфской педагогике. Воспитанникам разрешается вести себя «как взрослым» и участвовать в жизни группы. В таких детских садах дети сами готовят салаты (используя настоящие острые ножи), участвуют в уборке, делают сложные поделки - даже самые младшие шьют и мастерят своими руками электрогирлянды.

Вальдорфская педагогика в деталях

Чем проще игрушки, тем активней работает фантазия. С этим утверждением трудно не согласиться. Игры с куклами и конструкторами включает в себя любая детсадовская программа. Вальдорфский детский сад - это место, где детям предложат разноцветные лоскутки, тряпичных кукол с едва намеченными лицами, деревянные брусочки. Все игрушки выполняются из натуральных материалов. Проводятся в таких дошкольных учреждениях и традиционные развивающие занятия - лепка, рисование, моделирование из бумаги.

Есть ли в Москве сегодня последователи Р. Штайнера?

На сегодняшний день в столице России зарегистрировано около 15 дошкольных образовательных учреждений и отдельных групп, позиционирующихся как вальдорфские. Примечателен тот факт, что речь идет преимущественно о частных и домашних детских садах. Но при желании можно найти и муниципальное учреждение дошкольного образования, в котором используются данные принципы образования. Как же попасть в вальдорфский детский сад? Москва - это крупный город, но теоретически житель любого района может найти учреждение дошкольного образования интересующего типа в транспортной доступности от дома. Такие детские сады имеются во многих районах города. В муниципальное учреждение можно попасть в порядке общей очереди, в коммерческое - на платной основе.

Вальдорфский детский сад: отзывы родителей

Несмотря на новизну данных принципов воспитания для нашей страны, среди россиян уже немало поклонников учений Р. Штайнера. Вальдорфские сады выгодно отличаются от традиционных российских. В них, по отзывам родителей, царит неформальная, семейная обстановка. Детей принято забирать не позже 17.00, при этом воспитатели подчеркивают важность семьи в воспитании и позиционируют себя как взрослых друзей воспитанников, а не наставников. Что касается образования и развития, наибольшее внимание уделяется не зубрежке цифр и букв, а эстетическому воспитанию. Многие родители, выбравшие для своих малышей такой вариант развития, радуются тому, что в Москве сегодня работает достаточно дошкольных учреждений данного типа. И неважно, какой вы выберете вальдорфский детский сад - «Путь зерна», «Солнышко в лукошке» или ДС № 740. Уже через несколько недель посещения можно будет оценить преимущество и качество воспитания и обучения в конкретной группе и решить, подходит ли данная методика именно вашей семье.

Вальдорфская педагогика - чрезвычайно интересное и оригинальное направление в педагогической теории и практике, существующее уже более 80 лет. Основателем этого направления был выдающийся философ и педагог Рудольф Штайнер (1861-1925). Именно он в 1919 г. основал первый детский сад в г. Штутгарте при фабрике Вальдорф-Астория (откуда и пошло название этого направления). С тех пор вальдорфские детские сады получили широкое распространение во всем мире, в том числе и в нашей стране. Вальдорфская педагогика содержит массу оригинальных и плодотворных педагогических идей, которые легли в основу практической деятельности многих детских садов.

Философские основания и педагогические принципы вальдорфской педагогики

Рудольф Штайнер является основателем новой науки о человеке - антропософии, которая стала философским фундаментом вальдорфской педагогики. Задача антропософии состоит в том, чтобы выявить то особенное, что отличает бытие человека от других существ, что делает человека человеком. Ядро антропософии - общее учение о человеке как о телесно-душевно-духовном существе. Эти три уровня существования (физический, душевный и духовный) находятся в гармоничном единстве и составляют целостный образ человека, его неповторимую индивидуальность, его автономное «Я». В каждом конкретном действии человека проявляется и обнаруживает себя целостная индивидуальность, включающая не только физический и душевный, но и духовный слой существования. Штайнер рассматривает познание человека как живой процесс взаимодействия непосредственного опыта, данного человеку через восприятие и наблюдение, и творческой интуиции - понятий и идей, в которых раскрывается сущность наблюдаемых явлений. Ни то ни другое в отдельности не дают полной картины действительности. Целостная картина мира возникает только тогда, когда чистое наблюдение, живое мышление и творческая интуиция сливаются воедино.

Рудольф Штайнер попытался создать в своем учении о человеке такую педагогическую антропологию, которая не оставалась бы системой абстрактных понятий, а могла бы превратиться в «педагогическую интуицию».

Антропософия Р. Штайнера исходит из врожденной позитивной природы ребенка. В самом маленьком человеке уже заложено духовное, высшее начало, определяющее его индивидуальность и уникальность. Главная задача воспитания - помочь раскрыться и развиться этому началу, а не деформировать его. Ребенок самодостаточен и полон жизненных сил, и сам может и должен определять путь своего развития. Всякое вмешательство в его жизнь, всякое давление искажают его природу и принуждают к поступкам, желательным для взрослых, но не для него самого. Таким образом, необходимо отказаться от какого-либо вмешательства в жизнь ребенка, а значит, отказаться от какой-либо методики или программы воспитания. Эти положения обусловили несколько своеобразных «запретов», существенно отличающих деятельность вальдорфских детских садов от других дошкольных учреждений.

Первый из них - это запрет на раннюю интеллектуализацию и обучение. Воспитание в вальдорфском детском саду не рассчитано на развитие интеллекта и раннее обучение. Здесь строго избегают любой нагрузки на память и на мышление до семи лет. Маленький ребенок постигает мир опытным, а не рассудочным путем. Мир абстрактных понятий чужд маленькому ребенку, и не нужно преждевременно вводить в него ребенка, пока не окрепнут его духовные и умственные силы. Штайнер призывает как можно позже прививать ребенку так называемую внешнюю духовность в ее умственной форме. Следует как можно дольше оставлять ребенка в его образно-сказочном мире, не разрушать его воображения и образности. Значительно важнее в этот период обращаться не к мыслям, а к воле ребенка, вызывая его желания к различным действиям. Прямое обращение к воле через сопереживание поступкам взрослого - одно из важных положений вальдорфской дошкольной педагогики. Если предоставить возможность духу и воле ребенка окрепнуть в «безынтеллектуальности», он сможет позже успешнее овладеть сферой интеллекуального, необходимой современной цивилизации. Преждевременную интеллектуальность ребенок может использовать для критики других, для оправдания своих поступков, для демонстрации своих достоинств и предъявления излишних требований.

Поскольку средства массовой коммуникации способствуют преждевременной интеллектуализации, вальдорфская дошкольная педагогика предпочитает запрет (или значительное ограничение) радио-, кинои телепрограмм. Современные СМИ являются для маленького ребенка источником слишком сильных (и часто негативных) впечатлений, которые оказывают внушающее воздействие. Они действуют на ребенка разрушительно, он не в силах отстоять свой собственный мир и попадает в зависимость от технических средств. Они могут лишить его собственной активности, подавляют его фантазию, многие дети перестают играть, поэтому до определенного возраста необходимо предельно сократить (а лучше вовсе исключить) контакт ребенка со средствами массовой информации.

Еще одно важное своеобразие вальдорфской дошкольной педагогики - это запрет на всякую оценку ребенка. Воспитатели в вальдорфском детском саду избегают всякого вмешательства в свободное развитие ребенка, и оценка как отрицательная, так и положительная, также считается вмешательством в естественное развитие, формой внешней власти взрослого. Ребенок, ожидающий оценки, действует под внешним давлением, страстно желая похвалы или стараясь избежать порицания. При этом он лишается возможности действовать исходя из своей сущности, из любви к самому делу, поэтому не следует фиксировать внимание ребенка на себе самом - не только на его недостатках, но и на его успехах. Дети, слишком рано обретающие самосознание, становятся демонстративными, жаждущими непрерывных похвал. Гораздо важнее в дошкольном возрасте направлять интерес ребенка на какое-либо дело, а не на себя самого.

Однако отсутствие оценок вовсе не означает всеобщего безразличия к ребенку. Напротив, атмосфера доброжелательности и любви к ребенку - главный принцип вальдорфской педагогики. Только любовь к ребенку, принятие его индивидуальности позволяет раскрыться и развиться его неповторимой личности. Воспитатель должен стремиться понять ребенка и позволить реализоваться его собственным силам и способностям. Для этого необходимо отказаться от методов авторитарного воспитания. Излишняя строгость, запреты и вмешательство взрослых подавляют волю ребенка. В результате авторитарного воспитания он либо начинает действовать автоматически, по готовым, установленным другими правилам, либо начинает сопротивляться своим воспитателям, что может перерасти в «хроническое» противостояние. В этом случае, хотя ребенок и отстаивает свое «Я», он чувствует себя изолированным от окружающих, одиноким. И только любовь взрослых позволяет ребенку развиваться в гармонии с окружающим миром!

Следует беречь и поддерживать любую инициативу ребенка и как можно реже говорить ему «нет». Существуют только три причины, по которым можно отказать или запретить что-то делать:

1) если ребенок хочет сделать то, что может причинить вред ему самому (например, выйти на улицу в холодную погоду без пальто);

2) если его действия могут повредить другим (например, нельзя шуметь, когда другие спят);

3) если могут пострадать какие-либо вещи (например, нельзя рисовать на стене).

Чем реже воспитатель использует слово «нет», тем больший вес оно имеет для ребенка. При этом запрет взрослого должен быть четким, лаконичным и не допускающим возражений. Только тогда он будет действенным, и ребенок поймет, что все в жизни происходит не по произволу взрослого, а подчиняется необходимым законам.

Главный позитивный метод воспитания и основная педагогическая установка вальдорфской педагогики - это подражание воспитателю. В первые семь лет жизни дети обладают интуитивной способностью к непосредственному и естественному подражанию. Р. Штайнер писал: «Пребывать в атмосфере любви и подражать здоровым примерам - это и есть здоровое состояние ребенка». Ребенок - это сплошной орган чувств, который жадно впитывает в себя окружающую действительность. Вся жизнь его до семи лет является непрерывным воспроизведением того, что происходит вокруг. Когда дошкольник воспринимает что-либо, в нем возникает стремление к воспроизведению. При этом подражание понимается им не как повторение чужих движений или слов, а скорее как «заражение», как переживание себя и своей связи с миром. (Не случайно используется термин «внутреннее подражание».) Вот почему нужно строго следить за тем, чтобы в окружении ребенка не происходило чего-либо такого (включая слова и эмоции взрослых), чему ребенок не должен был бы подражать. Если ребенок подрастает около гневливого отца или сердитой воспитательницы, он будет настроен на гнев и агрессию. Если же в его окружении царят честность и доброжелательность, он будет правдивым и чутким к людям. «Все, чего мы хотим достичь в воспитании маленького ребенка, мы должны переносить из области мыслей и идей в область поступков и действий. Из этого получается вся методика ведения детского сада, - пишет воспитатель первого вальдорфского детского сада Э. Грюнелиус. - Мы воспитываем ребенка своими каждодневными действиями, а не тем, что мы ему говорим...»

Воспитание через подражание предъявляет взрослому - воспитателю значительно более строгие требования, чем воспитание авторитетом. Во всех своих мыслях, поступках и действиях воспитатель должен быть примером для детей. Таким образом, «воспринимающая и подражающая» позиция ребенка обязывает самих воспитателей заниматься самовоспитанием. Требования педагога должны быть направлены не к ребенку, а прежде всего к самому себе. Он должен побуждать интересы и чувства детей не через объяснения и рассуждения, а через себя - свою непосредственную деятельность и каждодневные поступки.

Поскольку в вальдорфской педагогике нет определенной программы или методики (одно это уже требует высокого мастерства и непрерывного творчества), можно с уверенностью сказать, что воспитатель вальдорфского детского сада - это высокий профессионал, непрерывно работающий над собой, мастер своего дела. В этой педагогической системе просто не может быть «средних» и неквалифицированных воспитателей.

Вместе с тем вальдорфская педагогика имеет совершенно четкие методические ориентиры, определяющие стратегию и содержание педагогической работы воспитателя.

Среди наиболее популярных педагогических систем, которыми интересуются родители малышей, особняком стоит вальдорфская. Что же собой представляет и как работает вальдорфский детский сад?

История создания

В 1919 году в Штутгарте открылась первая вальдорфская школа. Она финансировалась фирмой "Вальдорф-Астория", которая и дала название новой педагогической системе. Через несколько лет при школе открылся детский сад. Автор концепции и руководитель школы Рудольф Штайнер (1861-1925) был основателем не только особой педагогической системы, лечебной педагогики и медицины, но и целого духовного направления.

С самого начала Штайнер придавал большое значение развитию детей в раннем возрасте, задолго до того, как это стало модным в 60-х-70-х годах ХХ века. Именно в эти годы интерес к вальдорфским детским садам и школам резко возрос. В настоящее время вальдорфские детские сады и школы распространены на всех континентах, но больше всего их в странах Европы: Германии, Швейцарии, Голландии, Швеции, Финляндии и др. Есть они и в США, Канаде, Израиле, Индии и Японии. Всего насчитывается более двух тысяч садов и 800 школ, которые работают при поддержке ЮНЕСКО и правительств этих стран.

В России вальдорфские школы и сады появились только в конце 80-х – начале 90-х годов. По инициативе одной многодетной мамы в 1987 г. был создан домашний детский сад. А в 1991 г. в Москве открылся семинар по подготовке воспитателей вальдорфских детских садов. В это же время в Москве, Петербурге, Ярославле, Самаре и других городах начали открываться первые школы.

В настоящее время в нашей стране действуют около 30 вальдорфских школ и 60 детских садов Воспитатели садов объединились в "Содружество". Только те, кто прошел обучение и успешно провел группу в течение нескольких лет, могут стать действительными членами этого объединения.

Основные идеи и принципы работы

Принципиальным для дошкольной вальдорфской педагогики является положение о том, что детство – это уникальный период жизни человека, перед которым стоят свои особые задачи. К этому возрасту нельзя подходить с оценками и целями, которые присущи более поздним этапам развития ребенка. Чрезвычайно важно дать раскрыться с наибольшей полнотой тем формам, способам жизни и деятельности детей, которые характерны именно для этого возраста. Поэтому вальдорфская педагогика отклоняет те формы работы с малышами и воздействия на них, которые стремятся "ускорить" развитие. Это касается, прежде всего, различных программ интеллектуального тренинга, раннего обучения письму и чтению, призванных ускорить развитие детей. Сторонники вальдорфской педагогики исходят из того положения, что развитие интеллекта должно быть включено в общее развитие личности – прежде всего психосоматическое, эмоциональное, социальное и практическое.

Основные принципы работы вальдорфского детского сада:

  • создание атмосферы, благоприятной развитию;
  • воспитание через подражание и пример;
  • культивирование многообразных форм игровой деятельности;
  • создание пространства, способствующего развитию свободной игры;
  • организация здорового ритма жизни группы;
  • занятия различными видами трудовой деятельности ("педагогика руки") и различными искусствами (живопись, музыка, лепка, эвритмия)

Все вышеперечисленные положения не являются отдельными частями "программы" работы детского сада или методическими "приемами", а представляют собой единое органичное целое. Жизнь группы скорее напоминает жизнь большой, дружной семьи, чем работу "учебного заведения"

В рамках короткой статьи мы сможем остановиться только на некоторых принципах работы вальдорфского детского сада.

Создание благоприятной атмосферы

Еще в 1907 году Р. Штайнер высказал мысль, что основным фактором развития маленького ребенка является любовь к нему окружающих взрослых: "Любовь матери, как наседка, высиживает правильное формирование органов ребенка" . Эта любовь должна быть искренней, не вынужденной. Ребенок чувствителен "к выражению лиц окружающих взрослых" . Он, не может дистанцироваться от окружения, воздействия которого проникают очень глубоко, вплоть до влияния на обмен веществ и формирования психосоматической основы личности. Таким образом, "атмосфера любви" является условием здорового развития – физического, эмоционального, интеллектуального и личностного. Неблагоприятные воздействия этого жизненного периода сказываются, по Штайнеру, много позже, в виде предрасположенности к тем или иным заболеваниям у взрослого человека.

Поэтому первая задача вальдорфского детского сада – создание благоприятной атмосферы , в которой ребенок будет чувствовать себя хорошо. Главный фактор здесь – личность воспитателя, который должен установить доверительные отношения со своими питомцами.

Самовоспитание воспитателя – моральная основа дошкольной вальдорфской педагогики. От личности педагога, от того, как он относится к занятиям, как двигается, как говорит, зависит очень многое. Воспитатель должен следить за собой, не давать жизненным проблемам или каким-то привычкам негативно влиять на атмосферу в группе, на отношение к детям.

Для создания радостной, спокойной и творческой атмосферы также важны организация пространства и художественное оформление помещения.

Как учится маленький ребенок?

Хотя вальдорфская педагогика и выступает против раннего целенаправленного обучения (например чтению и счету), это не значит, что ребенок в вальдорфском детском саду "ничему не учится". Напротив, вальдорфские педагоги утверждают, что именно в период раннего детства малыши учатся наиболее интенсивно. До 3-4 лет маленький человек усваивает огромное количество разнообразного опыта, знаний и умений. Но делает он это не как взрослые или школьники на уроках, а так, как это свойственно именно ребенку-дошкольнику – учится всей своей жизнью. Взаимодействуя с родителями, общаясь со сверстниками, наблюдая, переживая, играя, одеваясь, осваивая предметы домашнего обихода, слушая сказку, раскачиваясь на качелях и т.д. – ребенок все время учится. Процессы жизни и процессы учения для малыша тесно связаны друг с другом. Р. Штайнер пишет об этом так: "Существуют два ключевых слова, раскрывающие нам суть отношения маленького ребенка к своему окружению: это подражание и пример" . Через подражание ребенок учится прямостоянию и речи. В прежние века ребенок через подражание, т.е. через непосредственное участие в жизни взрослых, учился вообще всему, что ему было необходимо в жизни. Происходит это так: дитя душевно отдается всему, что он воспринимает в своем окружении, чтобы затем воспроизвести это в действии. Восприятие, душевная отдача и деятельность воли образуют единство, которое исчезает лишь в дальнейшем, когда в основу поступка ляжет решение.

От мысли к действию

Из понимания роли подражания в развитии маленького ребенка вытекает важный педагогический принцип: "Все, чего мы хотим достичь в воспитании – мы должны постоянно переводить из области мыслей и идей в область поступков и действий. Из этого получается вся методика ведения детского сада" – писала основатель первого вальдорфского детского сада Э. Грюнелиус. Это значит, что ребенку в детском саду должны предлагаться, по возможности, самые разнообразные виды деятельности, подражание которым будет способствовать творчеству, развитию ловкости, умений, сноровки. Это рукоделие - прядение, шитье, ткачество на сделанных самими же детьми маленьких ткацких рамках, покраска шерсти и тканей.

Дети участвуют в уходе за садом, в обмолоте зерна, помоле и выпечке хлеба, работают молотком, убирают группу и т.д. Вся эта деятельность никогда не является самоцелью, но вплетена в повседневную жизнь группы: например, кукол мастерят для кукольного спектакля; ткацкие рамки – для того, чтобы на них соткать коврик для кукольного домика. Для различных торжеств создают антураж, например, фонарики для осеннего праздника фонариков или печенье на Рождество и т.д.

Вальдорфские педагоги стараются избегать искусственно сконструированных дидактических материалов, считая, что сама жизнь предлагает богатейшие возможности развития. Например, когда ребенок своими руками пытается спрясть нить для коврика из теплой, живой шерсти, то в этой работе задействованы и тонкая моторика и осязательная активность его пальцев. Но кроме этого ребенок понимает общий смысл своей работы, то, ради чего эта деятельность происходит (коврик для кукольного домика). Таким образом ребенок не просто делает упражнения для пальцев, а занимается осмысленным и полезным делом. Такая методика работы благоприятно сказывается на развитии мышления ребенка и его взаимодействии с миром. На этом примере видно, как в одном конкретном действии – прядении нити из шерсти – сочетаются несколько линий развития – сенсорное, моторное, эмоциональное и интеллектуальное. Такое соединение – важнейший аспект методологии вальдорфской дошкольной педагогики.

При этом следует подчеркнуть, что от детей не требуют подражания или участия в деятельности. Сторонний наблюдатель может вообще не заметить какой-либо организации жизни в группе. Кажется, что воспитательница не делает ничего особенного, а все происходит как бы само собой. Но это – лишь внешнее впечатление, свидетельствующее о высоком мастерстве педагога. За кажущейся простотой и естественностью стоит огромная внешняя и внутренняя работа, и конечно опыт. Воспитательница просто начинает заниматься каким-то делом, полагаясь на естественное любопытство и подражательный инстинкт детей. И она редко остается одна дольше минуты.

Цель методического процесса состоит в продуманном, по содержанию и спланированном по времени, создании возможностей , которые, однако, оставляют простор для индивидуального участие ребенка в зависимости от его возраста, возможностей и личного своеобразия. Таким образом, достигается естественная индивидуализация педагогического процесса, – каждый ребенок участвует в предлагаемой деятельности по-своему, в соответствии с личными особенностями и возможностями.

Ритм – источник гармонии

Организация здорового ритма жизни группы, повторяющегося ежедневно, – непременное условие гармоничного развития. Согласно теории Р. Штайнера "ритм является носителем здоровья". Ритм дня составляют чередование фаз "вдоха" и "выдоха". Фаза "выдоха" – свободное творческое раскрытие сил ребенка в игре, - сменяется фазой "вдоха", когда дети занимаются с воспитателем или слушают сказку. Чередующиеся занятия образуют недельный ритм : в определенный день недели дети рисуют акварельными красками, в другой - занимаются эвритмией, в третий - их ждет кукольный спектакль. Пятница – день генеральной уборки. Дети привыкают и знают заранее, что их сегодня ждет в группе. - Одновременно с проживанием ритма года дети узнают истоки своей национальной культуры. Этому способствует повседневная жизнь вальдорфской группы, и праздники, отмечаемые в духе народных традиций. Эти праздники – не демонстрация достижений, а важная часть общей жизни. Дети не готовят никаких выступлений специально для показа. На любом торжестве они просто живут в праздничном действии.

Многообразие игр

Вальдорфский детский сад можно назвать поистине детским садом игры. Все усилия педагогов направлены на то, чтобы побудить детей к активной игровой деятельности. Игре невозможно задать рамки "программы": каждый день на такую "свободную игру" отводится 1,5 – 2 утренних часа. Во время "свободной игры" дети сами, по возможности без воспитателя играют. Содержание игры определяется самими детьми и иногда бывает совершенно неожиданным. Игра по заранее разработанной программе, по убеждению вальдорфских педагогов, теряет основной смысл и перестает быть игрой в подлинном смысле этого слова.

Организация пространства

Для того, чтобы свободная игра могла развернуться полноценно, надо создать, во-первых, надлежащие внешние условия, – организовать особое игровое пространство и выделить время.. Во-вторых, практические занятия должны давать детям как можно больше импульсов для активных и содержательных игр, зачастую подражающих деятельности и жизни взрослых.

Важно создать среду с разнообразным игровым материалом. В оборудовании игровой части группы вальфдорского детского сада присутствуют деревянные ширмы с полочкой по середине. Благодаря этим ширмам, высотой не превышающих рост детей, ребята могут делить пространство комнаты на отдельные уголки, например, устроить магазин или врачебный кабинет. Разноцветные платки различных размеров можно использовать в качестве стен и крыши.

Вальдорфские игрушки

На деревянных полках, расположенных вдоль стены игрового помещения на уровне, доступном для детей, стоят разнообразные "игрушки": поленья, деревянные чурбаны, продольные срезы стволов березы, просто спилы веток и стволов, различной длинны и толщины, шишки, желуди, каштаны, кусочки коры и другой подобный "строительный материал" – вальдорфский вариант привычных кубиков. Но не стоит думать, что игрушки, в привычном смысле этого слова отсутствуют вовсе. Руками воспитанников, учеников школы, родителей и самих педагогов создаются красивые куклы, гномы, животные, эльфы и другие обитатели волшебного мира детства. Настоящие кубики редко встречаются в игровых комнатах – вальдорфские педагоги неохотно используют игрушки с четкими, геометрически определенными формами, которые самой своей формой задают уже готовые способы работы с ними. Также плохо они относятся к игрушкам и конструкторам из пластмассы и других искусственных материалов. Вальдорфская дошкольная педагогика проповедует своеобразную философию игрушки : детям предлагаются простые игрушки из природных материалов. Они предоставляют возможность дополнить предмет в игре до полного образа, активируя при этом свою фантазию. Малыши могут сотворить из простой деревяшки или платка нечто неожиданное. Предмет становится тем, что делает из него творческая фантазия ребенка. Игрушки, по возможности должны быть такими, чтобы только намекать на свою возможную функцию и позволять использовать себя в игре многофункционально. Так, кусок голубой материи может стать озером, звездным небом, крышей у магазина или стенами пещеры.

В играх "принимает участие" и "обычная" мебель. Дети могут построить высокую башню, поставив друг на друга несколько столов и стульев и накрыв их платками. В башне находится в заточении принцесса, которую надо освободить. Так в игре оживает сказочный сюжет, бывший накануне содержанием праздника. Часто ребята повторяют один сюжет на протяжении многих и многих дней.

Помимо свободной игры в вальдорфском детском саду культивируются пальчиковые игры, традиционные народные забавы, музыкально-ритмические и подвижные занятия. Рисование, лепка из специально приготовленного воска (пластилин не применяется!) и занятия другими видами искусств происходит по принципу подражания в форме игры. Каждый день детям рассказывают сказку, которая тоже может быть разыграна в виде свободной игры или кукольного спектакля.

Группа детского сада

Вальдорфские детские сады принимают детей от 3,5 до 7 лет. В группах занимаются до 20 детей разного возраста. Группы рассчитаны на здоровых малышей. Однако в последние годы участились случаи, когда в вальдорфские детские сады приводят детей с проблемами, в надежде, что там им помогут. Очень часто надежды родителей оправдываются, но только при условии, что проблемы, с которыми приходят дети, имеют педагогическую, а не органическую причину. Для действительно больных детей существует особое направление - лечебная педагогика.

Вальдорфский детский сад работает по будним дням. Существуют группы полного и неполного дня. Их ведет дипломированный воспитатель, получивший специальную подготовку.

Опыт показал, что дети из вальдорфских детских садов быстро и хорошо адаптируются к школе, как обычной, так и специализированной. Они легко осваиваются в коллективе сверстников, творчески активны, спонтанны и непосредственны.

Исследования биографий бывших выпускников вальдорфских школ показали, что они выбирают самые разные профессии и добиваются успехов в жизни. А это сегодня – самое главное.

Загвоздкин Владимир научный сотрудник Института теории образования и педагогики РАО, доцент кафедры психологии развития МПГУ, автор книги "В созвучии с природой ребенка. Вальдорфский детский сад"

Широко известная по всему миру Вальдорфская педагогика приобретает все большую популярность и в России, став одной из альтернатив традиционному дошкольному воспитанию.
Для среднестатистического обывателя в этой методике много непривычного. Например, разновозрастные группы, в которые набираются дети от трех до шести-семи лет, или – возможно ли это? – полный отказ от так называемых «развивающих» занятий: обучения счету, чтению, письму в первые 7 лет жизни ребенка.
Раннее детство – это особый период, когда малыши учатся жизни, играя в нее. Стоит ли сейчас пичкать ребенка теми знаниями, которые он гораздо легче и быстрее усвоит в школе?
В Вальдорфских детских садах дети много играют. Как правило, это хорошо знакомые нам игры в магазин, больницу, дочки- матери. Только игрушки не совсем традиционные: в Вальдорфской группе вы не встретите пластмассовых кукол или железных паровозиков. Все игрушки здесь, как правило, деревянные или тряпочные.
Куклы шьются педагогами или детьми самостоятельно, и лица у них не раскрашиваются, что оставляет пространство для полета фантазии. Так же очень популярны для игр камушки, шишки, желуди и прочие природные материалы, которые с успехом заменяют и деньги в магазине, и лекарства в больнице, и машины в гараже.
Дети близки к природе. Таким же должно быть и все, к чему они прикасаются, поэтому предпочтение отдается всему натуральному.
Вместо карандашей и фломастеров здесь рисуют восковыми мелками, а для лепки используют не пластилин, а подогретый воск или глину.
Интерьер в помещении детского сада оформляется в мягких теплых тонах. Деревянная мебель покрыта прозрачным лаком. Деревянная площадка на улице, приспособления для лазанья и удерживания равновесия, качели и обязательно большая песочница – ведь детям нужно резвиться, и они обожают копаться в песке.
Своих подопечных воспитатели обязательно привлекают к физическому труду: все вместе они сгребают во дворе листья или снег, вышивают, шьют и даже пекут булочки. Дети уже сейчас живут «настоящей» взрослой жизнью, что доставляет им неимоверное удовольствие.
Как и многое другое, песни у Вальдорфцев «живые», как правило, без инструментального сопровождения, без навязчивого рассаживания детей по стульчикам. Они поются на протяжении всего дня и часто служат сигналом к смене деятельности.
Воспитатель начинает петь определенную песню, когда приходит пора заканчивать игру, садиться за стол или собираться на прогулку. Прекрасный педагогический прием! Дать спокойно завершить начатое и приступить к новым занятиям.
Нередко сторонние люди обвиняют Вальдорфскую педагогику в чрезмерной «религиозности» и даже «сектанстве». Очевидно, это связано с тем, что в этих детских садах отмечаются религиозные праздники: Рождество, Пасха, нередко зажигаются свечи.
Как «Вальдорфская» мама могу с уверенностью сказать, что ни дети, ни родители не испытывают никакого психологического давления и детский сад посещают дети разных конфессий или вообще неверующие.
Эти красивые и добрые праздники, которые так нравятся малышам, лишь знакомят их с традициями и культурой своей страны, являются неким связующим звеном с историей, от которой многие сейчас, к сожалению, оторваны.
Если Вы спросите мам «Вальдорфских» детей, что им нравится в детском саду, скорее всего, они расскажут Вам о комфортной и доброжелательной атмосфере, о спокойствии за своих детей.
О том, что родители всячески привлекаются к работе группы, активно участвуют в детсадовской жизни и знают, что воспитатели делают с детьми в течение рабочего дня.
Об общем столе, за которым в праздник при свете свечей, словно большая дружная семья, собираются все дети и их родители.
И наконец о том, что в Вальдорфской педагогике нет случайных людей и воспитатели – это любящие и преданные своему делу люди, которые неравнодушны ко всему, что касается их подопечных и готовы вместе с родителями решать любые детские проблемы.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

К чему снятся кошки

Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...