План-конспект занятия (старшая группа) на тему: Занятие в старшей группе "Овощи и фрукты - витаминные продукты". Конспект занятия на тему: «Овощи и фрукты» в старшей группе

занятие систематизирует знания детей об овощах, их вкусовых качествах.Учит детей анализировать, развивает логическое мышление, развивает связную речь, обогощает словарь детей.В процессе занятия также решаются коррекционные задачи, используются здоровьесберегающие технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Овощи» в старшей группе

Программные задачи : систематизировать знания детей об овощах, их вкусовых качествах. Продолжать учить анализировать, выстраивать логические цепочки. Развивать связную речь детей, обогащать словарный запас.

Коррекционные задачи : учить правильно дышать во время проведения пальчиковой гимнастики, соотносить текст с движениями рук, следить за правильным проговариванием окончания.

Ход занятия.

(Дети стоят с воспитателем)

В-ль: ребята, а какое сейчас время года?

Дети: осень.

В-ль: почему вы так решили?

Дети называют приметы осени.

В-ль: да сейчас осень, листья становятся багряными, желтыми, как у этой ветки (беру из вазы ветку с привязанными к ней осенними листьями). Сейчас вы ненадолго станете осенним ветерком.

Дыхательная гимнастика . Предлагаю детям подуть на листья, не надувая щек: слабо, сильно, легко.

Предлагаю детям присесть на стульчики.

В-ль: а теперь отгадайте мои загадки, а отгадки найдите на сенсорных подвесках:

1.а на крайней грядке – длинные загадки

В этой грядке Дед Мороз

Летом прячет длинный нос (морковь)

2.сидит дед во сто шуб одет,

Кто его раздевает, тот слезы проливает (лук).

3. сто одежек и все без застежек (капуста).

4. как на нашей грядке выросли загадки-

Крепкие зеленые, хороши соленые (огурцы).

В-ль: а как назвать наши отгадки одним словом?

Дети: овощи.

В-ль: а какие вы еще знаете овощи?

Дети перечисляют овощи.

В-ль: а как называют людей, которые выращивают овощи?

Дети:овощевод, огородник, дачник, колхозник.

В-ль: что необходимо овощам для их роста?

Дети: солнце, тепло, вода, свет и т.д.

В-ль: ну, уж если мы овощеводы, то должны знать какими бывают овощи на разной стадии развития. (предлагаю детям игру: «Что сначала, что потом»)

Установка: Вам необходимо последовательно разложить карточки и затем рассказать, что происходит с данным растением.

В-ль: все хорошо справились с этим заданием, молодцы. А теперь наступило время отдыха.

Физкультминутка: в огород пойдем,

Урожай соберем.

Мы моркови натаскаем,

И картошки накопаем,

Срежем мы кочан капусты,

Круглый, сочный, очень вкусный,

Щавеля нарвем немножко,

И вернемся по дорожке.

В-ль: а для чего мы вырастили овощи?

Дети: это вкусно, полезно и т. д.

В-ль: да, витамины есть в овощах и они помогают нашему организму расти бодрыми, здоровыми, веселыми. Овощи в большом количестве бывают летом и осенью.А как быть весной и зимой, когда вся земля отдыхает под снегом? Человек же не должен оставаться без овощей и их полезных веществ. Что придумали люди, чтобы сохранять впрок овощи?

Дети: консервирование, квашение, соление и т. д.

В-ль: а какие вы знаете из овощей блюда?

Дети: сок томатный, салат из капусты и т.д.

В-ль: сегодня я хочу угостить своим любимым блюдом из разных овощей- это винегрет.

Предлагаю детям пересесть за столы и покушать винегрет.

В-ль: это блюдо, в котором овощи по-разному сохраняют на зиму: тут и соленые огурцы, и квашеная капуста, и отварная свекла, и свежий лук. Вам понравилось мое блюдо?

В-ль: сегодня мы много говорили об овощах, их пользе. Все были активными, а тетерь будете еще и бодрыми, так как в вас сейчас витамины после съеденного винегрета.


Занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы направлено на формирование обобщённых представлений об овощах, на углубление знаний об условиях, необходимых для роста растений, об экологических связях между неживой и живой природой, на формирование умения обобщать по существенным признакам, отражать результат обобщения в развёрнутом речевом суждении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№5»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ

ТЕМА «ОВОШИ. ОГОРОД»

(старшая группа)

Шлыкова Светлана Артуровна,

воспитатель

г. Дзержинский

2008-2009 учебный год

Цели:

  • Формировать обобщённые представления об овощах (овощи - это части и плоды

растений, которые выращивают на огороде для употребления в пищу).

  • Углублять знания об условиях, необходимых для роста растений, об экологических

связях между неживой и живой природой.

  • Уточнить представления о многообразии овощей.
  • Формировать умение обобщать по существенным признакам, отражать результат

обобщения в развернутом речевом суждении.

  • Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, точно и полно отвечать на поставленный вопрос.

Материал:

  • Поднос с овощами.
  • Карточки для раскрытия стадий и условий роста растений.
  • Два обруча (зеленый и черный), набор овощей (морковь, свекла, лук, петрушка,

огурец, капуста, горох, помидор, картофель, репа) для фланелеграфа.

  • Предметные картинки «Овощи».

Ход занятия

Воспитатель. Дети, скажите, что лежит на подносе? (Ответы детей - морковь, огурец, помидор).

Воспитатель. Как всё это назвать одним словом? (Ответы детей - это овощи).

Воспитатель. Давайте поговорим об овощах. Хрустящая оранжевая морковка, крепкие зелёные огурчики, сочные красные помидоры - овощи. Вспомните, какие ещё овощи вы знаете? (Ответы детей).

Воспитатель. Верно! Свёкла и репа, капуста и картофель, перец и баклажан, редис и редька, тыква и кабачок, лук и чеснок, укроп и петрушка - овощи.

(Воспитатель по мере называния овощей выставляет их на демонстрационную доску).

Воспитатель. Овощи - это плоды растения, его часть. Овощей много и все разные. Давайте найдём с вами признаки различия овощей.

(Дети рассматривают овощи и делают заключения о различии овощей по форме, цвету, величине, какова на ощупь поверхность).

Воспитатель. Где растут овощи? (Ответы детей). Да, овощи растут на огороде, в поле, на садовом участке, некоторые овощи (помидоры, огурцы, перцы) растут в теплице.

(В процессе беседы воспитатель выставляет на демонстрационную доску карточки для раскрытия стадий и условий роста растений).

Воспитатель. А кто выращивает овощи? (Ответы детей). Верно, дети, человек сажает в землю семена или рассаду овощей. Когда появляются всходы овощей, человек ухаживает за ними: поливает, пропалывает, рыхлит землю. И только в конце лета начале осени получает урожай овощей. Расскажите, зачем выращивают овощи? (Ответы детей).

Воспитатель. Правильно! Из них готовят салаты, супы. Их можно засолить. Из овощей не только готовят вкусные и полезные блюда, их корни, стебли и листья используют на корм скоту. Кролики, например, любят морковь, капусту. А вы знаете, кто ещё, кроме людей, помогает овощам расти? (Ответы детей).

Воспитатель.

  • Солнце согревает землю, даёт растениям свет.
  • Почва кормит растения. В ней растение растёт. В почве у растения находятся корни.
  • Растения дышат, им нужен воздух. Воздух попадает в почву, когда человек рыхлит землю мотыгой. То же самое, только без мотыги делает дождевой червь.
  • Чтобы напоить растения, человек поливает грядки. А ещё их поливает дождь.
  • Помогают растениям и птицы - синицы, воробьи, грачи, скворцы. Они ловят жучков, склёвывают с листьев гусениц.
  • А еще на гусениц охотятся жабы. Они наши маленькие помощники и поэтому обижать их нельзя.

Про каких ещё помощников мы забыли? Вспомните тех, кого мы видели летом на цветах (ответы детей). Что они там делали? (Ответы детей).

Воспитатель. Да, мы видели пчёл, шмелей, бабочек. Они пьют из цветов сладкий сок. Переносят на своих крылышках и лапках пыльцу с одного растения на другое. Без этих помощников у огурца не было бы плодов.

А вот это насекомое (воспитатель выставляет картинку с божьей коровкой ) помогает растениям? (Ответы детей - да, оно ест тлю). Вот сколько помощников у растений. Xopoшee время года - осень. В огороде поспели овощи. Давайте их соберем.

Физкультурная минутка «Убираем урожай»

Собирайся народ,

Взрослые и дети!

(Идут по кругу, взявшись за руки)

Выходи на огород,

Пока солнце светит.

(Идут по кругу, взявшись за руки, медленно поднимают руки)

Дергай свёклу,

Чтобы не засохла,

(«Таскают»)

Капусту срезай,

(«Срезают»)

Картошку копай -

(«Копают»)

Собирай урожай!

(Встают лицом в круг, выполняют наклоны).

Воспитатель. А сейчас, дети, расскажите всё, что узнали об овощах.

(Воспитатель обращает внимание детей на демонстрационную доску, где выставлены карточки, на которых изображены «ответы» на вопросы ).

  • Где растут овощи? (Карточки 1-2 ).
  • Кто и с помощью какого инвентаря ухаживает за овощами? (Карточки 3-7 ).
  • Для чего человеку нужны овощи? (Карточка 8 ).
  • В каком виде едят овощи? (Карточки 9-10 ).
  • Кто, кроме человека помогает овощам? (Карточки 11-19 ).

(Дети рассказывают об овощах по цепочке)

Воспитатель. Молодцы! А теперь, дети, давайте поговорим о том, какую пользу приносят людям овощи.

Овощи - основная еда, без которой человеку не обойтись ни дня! Ведь наша пища большей частью состоит из растений.

Ещё больше овощей кладут хозяйки в борщ или овощное рагу.

Овощи богаты витаминами, необходимыми человеку.

Лук, чеснок, редька, баклажан, перец обладают целебными свойствами и способны излечивать болезни.

Дети, а вы знаете, какие у овощей съедобные части, а какие части несъедобные? (Ответы детей).

Воспитатель. Дети, все вы, наверное, помните сказку «Мужик и медведь»? Почему медведь обиделся на человека? (Ответы детей). Да, вы правы, человек обидел медведя, дав ему несъедобные части овощей.

Я предлагаю вам поиграть в игру «Вершки и корешки».

Воспитатель. В обруч чёрного цвета надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч зелёного цвета - овощи, у которых используются вершки.

(Воспитатель показывает овощ и спрашивает, в какой обруч его поместить. Ребенок называет нужный обруч, объясняет, почему этот овощ нужно положить именно сюда. После того, как все овощи разложены по обручам, воспитатель обращает внимание детей на область пересечения обручей)

Воспитатель. Дети, как вы думаете, почему я положила эти овощи сюда? (Ответы детей). Верно, есть овощи, у которых в пищу идут вершки и корешки. Назовите их (ответы детей - это лук, петрушка, свёкла). Кто назовёт овощи, у которых используются только вершки? (Ответы детей - помидор, огурец, горох, капуста). А кто назовёт овощи, у которых можно есть только корешки? (Ответы детей - морковь, репа, картофель).

В конце занятия дети вспоминают все, о чем говорили на занятии.

Литература:

  • Шорыгина Т.А. «Овощи. Какие они?» Книга для воспитателей, гувернеров и

родителей. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002.


Игра-соревнование "Кто больше знает?" по теме "Овощи и фрукты" в старшей группе

Цель: Обобщение и систематизация знаний детей об овощах и фруктах.

Задачи:

Закрепить у детей знания об обобщающих понятиях «овощи», «фрукты» и названия различных овощей и фруктов;

Закрепить знания о художественных произведениях об овощах и фруктах и уметь их использовать;

Расширить знания детей о картофеле и капусте;

Развивать умение отгадывать загадки, подбирать нужное слово, отвечать на вопрос по содержанию литературного текста;

Активизировать словарь детей: упражнять в образовании прилагательных от основ существительных, подбирать существительное к прилагательному

Воспитывать умение выслушивать ответы других детей;

Воспитывать любовь и интерес к художественным произведениям.

Предварительная работа:

Чтение художественных произведений «Репка», «Чипполино», «Петушок и бобовое зернышко», рассказ Н.Носова «Огурцы», «Принцесса на горошине», стих-е Тувим «Овощи», рассказы Сутеева «Яблоко», «Мешок яблок», сказки «Гуси-лебеди», «Крошечка-хаврошечка».

Отгадывание загадок.

Материалы к занятию:

Разрезные картинки на каждый стол по теме: овощи, фрукты

Корзина для овощей, ваза для фруктов;

Жетоны (в форме фруктов и овощей);

Карточки (баночки с вареньем) с картинками фруктов;

Ход занятия:

Ребята! Давайте с вами поиграем. У вас на столах лежат разрезные картинки, вы должны их собрать, и догадаться о чем мы будем сегодня говорить. Работать будете в паре и у вас должна получиться одна картинка.

Что у вас получилось?

Как одним словом можно назвать эти картинки?(овощи,а у вас фрукты).

Итак, о чем мы с вами сегодня будем говорить? (Мы будем говорить об овощах и фруктах).

Вот вы и узнали тему нашего занятия. Овощи и фрукты. У нас получилось две команды: команда «Овощей» и команда «Фруктов». И мы устроим игру-соревнование «Кто больше знает». Условия игры:

1. На каждый вопрос дать больше правильных ответов.

2. Друг другу не подсказываем и перебиваем.

3. За правильный ответ команда получаете очко. Овощи получат – овощ в свою корзину, фрукты - фрукт.

В конце игры посчитаем очки и посмотрим и посмотрим, кто победит.

1 Задание. Отгадай загадку.

Загадка для команды овощей.

1. Неказиста, шишковата, а придет на стол она,

скажут весело ребята: «Ах, рассыпчата, вкусна!»

А теперь для фруктов:

2. Уродилась я на славу, голова бела, кудрява.

Кто любит щи – иди ищи.

Овощи 3. Расту в земле на грядке я, красная, длинная, сладкая.

Фрукты 4. Я длинный и зеленый, вкусный и соленый.

Овощи ваша загадка.

5. Само с кулачок, красный бочок.

Тронешь пальцем – гладко,

А откусишь сладко.

Фрукты, внимание, загадка для вас.

6. Синий мундир, желтая подкладка, а в середине сладко. (Слива)

2. Задание. Кто больше назовет овощей.

Каждая команда называет по одному овощу по очереди, не повторяясь. Чья команда назовет последнее слово, та и выиграет.

Начинает команда Овощей.

3. Задание. Кто больше назовет фруктов.

Условие тоже, команды по очереди называют фрукты, не повторяясь. Чья команда назовет последней слово – побеждает.

Первой начинает команда Фруктов.

4. Задание. Игра «Повар». А теперь вы превратитесь о воображаемых поваров и будете готовить из овощей.

Команда «Фрукты»:

«Что можно приготовить из картофеля? (картофельное пюре, запеканка, котлеты, начинку для пирожков, драники, вареники)

А еще можно картошку запечь на костре, приготовить клецки, добавить в супы и салаты, испечь оладьи. Ведь не зря картошку называют вторым хлебом. В картофеле есть витамины и микроэлементы, например, калий, который помогает нормальной работе сердца.

А еще у картофеля есть опасный враг – колорадский жук. Личинки жуков объедают листья, растение начинает болеть и плохо растет. Чтобы этого не произошло жуков и личинок надо уничтожать.

Команда «Овощи»: «Что можно приготовить из капусты. (щи, тушенная капуста, салат из капусты, квашенная капуста, пирожки из капусты)

Хорошо, а еще из капусты можно приготовить голубцы, шницель, вареники А вы знаете, капусту на Руси любили с давних времен и заготовляли в больших количествах. Сложили даже поговорки: «Для чего и огород городить, коль капусту не садить».

Ребята! А вы знаете любимое блюдо Карлсона? Это варенье.

А из чего варят варенье? (варенье варят из ягод, фруктов).

Давайте приготовим для Карлсона варенье из фруктов каждая команда по очереди.

Варенье из яблок – яблочное варенье.

Из слив – сливовое варенье.

Из персиков – персиковое варенье.

Из абрикосов– абрикосовое варенье.

Из вишни – вишневое варенье.

Из груш - грушевое варенье.

Ребята, а вы знаете, что варенье варят и из кабачков, получается очень вкусное кабачковое варенье.

Физкультминутка.

А сейчас немного на огороде поработаем. Встали, выполняем все вместе, дружно.

Мы картошку накопали,

Огурцы с грядки сорвали, (приседания).

Выдергали всю морковку, (наклоны).

Срезали капусту ловко.

И в корзине от земли вам подарок принесли.

Продолжаем нашу игру.

5. Задание. Послушайте стихотворение и скажите о чем оно:

Это стихотворение для команды «Овощи».

Что растет на нашей грядке? Огурцы, горошек сладкий

Помидоры и укроп для приправы и для проб.

Есть редиска и салат – наша грядка просто клад,

Но арбузы не растут тут.

Если слушал ты внимательно, то запомнил обязательно.

Отвечай-ка по порядку: что растет на нашей грядке?

Стихотворение для команды «Фрукты».

Послушав стихотворение, ответьте на вопрос: «Из чего хозяйка готовила суп?» Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свеклу, ох!

Из чего хозяйка готовила суп?

5. задание «Подбери нужное слово». Надо придумать слово, которое отвечает на вопрос «что?», незабываем, что мы сегодня говорим об овощах и фруктах.

Большой (что?) – арбуз, кабачок, картошка.

Маленькая (что?) – редиска, морковка.

Круглый (что?) – помидор, персик, горошек.

Синяя – слива.

Зеленый – огурец, помидор, кабачок.

Сладкая – груша, морковка, слива.

Твердый, длинный, сочный, горький, вкусное, хрустящий.

6. Задание. Игра «Доскажи словечко».

Слушает и отвечает команда «Овощи».

На жарком солнышке подсох и рвется из стручков…(горох).

«Фрукты»

И при пасмурной погоде светит солнце в огороде.

В деревнях растет и в селах чудо-солнышко - …(подсолнух)

«Овощи»

Он из тыквенной родни, на боку лежит все дни,

Как зеленый чурбачок под названьем ….(кабачок)

«Фрукты»

Кругла да гладка, откусишь – сладка.

Засела крепко на грядке…(репка).

«овощи»

Заставит плакать всех вокруг, хоть он и не драчун, а …

«Фрукты»

Верите – не верите, мы родом из Америки.

В сказке мы сеньоры, на грядке …. (помидоры)

А сейчас я буду произносить чистоговорку, а вы подскажите последнее слово.

Ор-ор-ор сорвали красный …помидор

Ец-ец-ец съели вкусный …огурец

Жан-жан-жан лежит на грядке ….баклажан

Бус-бус - бус мы разрезали арбуз.

7. Игра «Знатоки сказок». Сейчас мы послушаем кто любит и знает сказки.

1.Скажите в названии каких произведений встречаются овощи и фрукты? «Репка», «Чипполино», «Петушок и бобовое зернышко», рассказ Н.Носова «Огурцы», «Принцесса на горошине», стих-еТувим «Овощи», рассказы Сутеева «Яблоко», «Мешок яблок».

2. Узнай сказку по отрывку, потому что в них идет речь об овощах и фруктах:

- «Позвала внучка – жучку, тянут – потянут..»

- «Коровушка – матушка, меня бьют журят, хлеба не дают, плакать не велят...»

3.В каких произведениях фруктовые деревья помогают главным героям? «Гуси-лебеди» - яблонька.

«Крошечка - хаврошечка» - яблонька

Рассказ «Мешок яблок» - яблоки помогли зайцу.

8. Задание «Вершки и корешки». А теперь поиграем в игру «Вершки и корешки». Съедобный корень овоща будем называть корешки, а съедобный плод на стебле – вершки. Я буду называть какой-нибудь овощ, а вы быстро отвечаете, что в нем съедобное: вершки или корешки. Будьте внимательны, в некоторых овощах съедобно и то и другое. Работаем командами.

Морковь (корешки), помидор (вершки), лук (Вершки и корешки)

Картофель (корешки), огурец (вершки), свекла (корешки)

Вот и закончилась наша игра-соревнование.

Время подвести итоги. Посчитаем очки, можете вместе со мной. Итак, команда овощей набрала ____ очков, а команда «Фрукты», посчитаем….____ очков. Получается ничья. Победила дружба, все хорошо поработали, правильно отвечали.

А какие задания оказались для вас самыми интересными?

Давайте вспомним, испытали ли вы какие-нибудь трудности?

Цель : уточнить и расширить представления детей об овощах; воспитывать познавательный интерес к миру растений; воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи :

Упорядочить знания детей об овощах, их свойствах;

Рассмотреть овощи в натуральном виде и на иллюстрациях;

Расширить и активизировать словарь по данной теме;

Учить понимать образный смысл загадок;

Познакомить с садовым инструментом;

Учить сочетать движения и речь;

— привить трудовые навыки: проведение коллективной посадки семян огурца, с целью последующего наблюдение за процессом развития растений, фотографирования всех этапов и оформления результата в виде альбома.

Материалы и оборудование : свежие овощи (картофель, огурец, помидор, морковь), иллюстрации с изображением овощей, муляжи овощей; семена огурцов, лейка с водой, земля, лопаточка, разноцветные флажки по числу детей.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас очень интересное занятие. О чем же мы с вами будем говорить? Вот послушайте загадки :

Отгадывание загадок :

В процессе отгадывания загадок воспитатель показывает картинки с изображением отгаданных овощей.

Золотистый и полезный,
Витаминный, хотя резкий,
Горький вкус имеет он…
Обжигает… Не лимон.
(Лук)

Зелёная толстуха
Надела уйму юбок.
Стоит как балерина,
Из листьев пелерина.
(Капуста)

Красный, детки, но не мак.
В огороде — не бурак.
Сочный лакомый синьор.
Угадали?
(Помидор)

В огороде — жёлтый мяч.
Только не бежит он вскачь,
Он как полная луна.
Вкусные в нём семена.
(Тыква)

Как на грядке под листок
Закатился чурбачок —
Зеленец удаленький,
Вкусный овощ маленький.
(Огурец)

Воспитатель: Молодцы ребята! Вы, наверное уже догадались, что речь сегодня будет идти об овощах. Ой, посмотрите, к нам в гости кто-то спешит!

Входит Незнайка. В руках он держит большую сумку .

Незнайка : Здравствуйте ребята! Я так давно не был у вас в гостях. Мне очень за хотелось вас чем-нибудь угостить. Зашел я в магазин. Чего там только нет! Особенно мне понравился отдел с названием «Овощи». Такие там красивые и аппетитные овощи лежали! Вот я и не удержался, купил вам много разных овощей. Но, к сожалению, читаю я плохо, всех названий я не знаю. Вы мне поможете?

Воспитатель : Здравствуй, Незнайка! Молодец, овощи полны витаминами, мы их очень любим, но не все из них едят сырыми. Давайте, ребята, посмотрим, что же купил нам Незнайка и расскажем ему как они называются и что из них готовят.

Незнайка высыпает овощи из сумки, ребята рассматривают их:

Ребята: Это помидор. Его можно кушать сырым, из него готовят салат, добавляют в борщ; это огурец – его также едят сырым, добавляют в салат; это картофель – его чистят от кожуры, варят, жарят, из него готовят суп, пюре;..и тд.

Воспитатель: И самое главное, ребятки, овощи перед употреблением нужно помыть.

Ребята вместе с Незнайкой собирают овощи в сумку. А теперь давайте поиграем :.

Игровое упражнение «Интересные загадки»

Цель: Закреплять умение детей составлять описательный рассказ загадку на тему «Овощи».

Ход: Ребенок сидя за ширмой, дает описание овощу, при этом его не называя. Остальные дети отгадывают о каком овоще идет речь.

План:

1. Как выглядит (форма, цвет, размер)

2. Где растет, как за ним ухаживают.

3. Что из него можно сделать.

Игра «Чудесный мешочек»

Цель. В процессе игры дети учатся узнавать овощи на ощупь.

Ход игры. Воспитатель складывает в мешочек, предварительно показав детям, муляжи овощей, затем вызывает детей по одному и предлагает на ощупь определить и назвать овощи. Дети берут по одному предмету, узнают овощи на ощупь и, вытаскивая из мешочка, показывают остальным. Педагог задает вопросы, касающиеся характерных признаков овощей.

Игра: “Один – много”

Воспитатель. Чтобы приготовить разные блюда нужно много овощей. Педагог называет название овоща в единственном числе, бросает мяч ребёнку и просит изменить слово в множественное число. Называя, ребёнок возвращает мяч педагогу.

Слова: помидор, огурец, картофель, кабачок, свекла, редька.

Воспитатель : Молодцы! А знаете ли вы, что овощи обладают целебными свойствами? Дети, употребляющие капусту, растут крепкими, сильными, организм их устойчив к различным заболеваниям. Капуста поможет снять головную боль , боль при ожогах , ушибах. А огурцы укрепляют сердце и сосуды, улучшают рост волос . Полезные вещества лука и чеснока убивают вредные бактерии. Можно привести еще очень много примеров. Поэтому овощи и фрукты обязательно должны кушать и взрослые и дети .

Физкультминутка «Овощи»

В огород пойдем, Маршировать на месте.

Урожай соберем.

Мы морковки натаскаем

И картошки накопаем.

Срежем мы кочан капусты. Имитировать, как срезают, таскают, копают.

Круглый, сочный, очень вкусный. Показать руками.

Щавеля нарвем немножко. «Рвут».

И вернемся по дорожке. Идти по кругу, взявшись за руки.

Незнайка: Как интересно! А где же растут овощи? Наверное, как фрукты, на дереве?

Ребята: Нет, Незнайка. Овощи растут в огороде на грядках или в поле, как например, картофель, капуста. Некоторые овощи, например свекла, морковь, лук, чеснок, растут в земле, другие растут на кустиках над землей, например, перец, огурцы, горох.

Незнайка : Ой-Ой, как вы много знаете. Что-то мне тоже захотелось посадить и покушать огурчики, выращенные своими руками. Сейчас возьму огурец, закопаю его в землю и вырастут у меня вкусные огурчики!

Воспитатель : Как вы думаете, ребята, вырастут у незнайки огурцы, если он будет так делать?

Ребята : Нет. Для того, чтобы вырастить растение, нужны семена.

Воспитатель: Правильно. Для того, чтобы посадить растение нужны семена, земля, вода. Кроме того, после посадки растения необходимо регулярно поливать, рыхлить, полоть, при необходимости удобрять. А чтобы тебе Незнайка, стало понятнее, мы с ребятами можем тебя научить и показать, как нужно это делать. Как раз сегодня мы будем сажать рассаду огурцов. В дальнейшем, когда растения взойдут и окрепнут, мы пересадим их в грунт на участке.

Незнайка : Ура, давайте, как интересно!

Практическая часть занятия.

Дети готовят рабочее место для работы с землей. Им выдаются семена огурца, земля в коробке, лопаточка, лейка с водой, разноцветные флажки. При помощи воспитателя каждый ребенок делает в земле бороздку, сажает семена, поливает. Напротив своей бороздки каждый из детей втыкает в землю флажок со своим именем.

Итог:

Воспитатель: Молодцы, ребятки! А ты, Незнайка, приходи к нам почаще, мы будем вместе наблюдать, как растут наши огурчики.

Незнайка: Спасибо, обязательно приду. До свидания, ребята!

Познакомить детей с плодами овощных культур. Закрепить знания о месте их произрастания - огороде. Продолжать учить отгадывать загадки про овощи, соотносить отгадки с картинками, узнавать овощи на картинкам по их отличительным признакам.
Развивать речь детей, артикуляцию, познавательные процессы, активизировать словарный запас.
Продолжать воспитывать благодарные чувства к природе и людям, которые, благодаря своему труду получают урожаи.

Элемент сюжетно – ролевой игры: «Путешествие»

Оснащение:

Демонстрационный материал: персонажи сказки «Пых», блюдо с муляжами овощей, чудесный мешочек, картинки с изображением различных овощей, сюжетная картинка с изображением огорода и грядок на нем.

Предварительная работа: чтение русской народной сказки « Пых».

Ход занятия:

Педагогическая кинесиология « Оладушки»

Мы играем в ладошки - жарили оладушки,

Так пожарим, повернем

И опять играть начнем.

(правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая- на другом колене - ладонью

Вверх. Одновременная смена: теперь правая – ладонью вверх, а левая ладонью вниз. По мере усвоения - движения ускорять.)

Мотивация « Путешествие в деревню «

Педагог: Ребята, Аленка из сказки «Пых» , которую мы с вами читали хочет показать вам свой огород, а отправимся мы туда с вами на машине.

Упражнение на дыхание « Насос»

Мы руки поднимаем, мы руки опускаем,

Мы руки подаем и ходим все кругом.

А потом мы улыбнемся, крепко за руки возьмемся, - сядем в машину и вот приехали мы в огород.

2. Статическое положение, сидя на стульчиках.

Педагог:

Какие же овощи росли в огороде у дедушки с бабушкой да внучки Аленки?

(капуста, свеколка, морковка, репка.) .

Педагог предлагает детям отгадать загадки, которые приготовила для них Аленка.

Он круглый и красный, как глаз светофора,

Среди овощей нет сочней. . . (помидора)

Уродилась я на славу, голова бела, кругла

Кто любит щи, поди меня поищи. (капуста)

И зелен и густ на грядке вырос куст,

Покапай немножко, под кустом. . . (картошка)

Летом в огороде - свежие, зеленые.

А зимою в бочке - крепкие, соленые. (огурцы)

Прежде, чем мы его съели,

Все наплакаться, успели. (лук)

Дети отгадывают загадки, по мере их отгадывания, педагог помещает на фланелеграф картинки с изображением овощей.

Педагог:

О чем все эти загадки? (об овощах)

Где растут овощи? (на огороде)

Перед детьми появляется картинка с изображением огорода. Педагог предлагает детям послушать стихотворение « Огород « А. Прокофьева И ответить на вопрос: какие овощи растут на огороде?

Поднялся наш огород, все под солнышком растет,

В огороде много гряд, тут и репа и салат,

Тут и свела и горох, а картофель разве плох?

Наш зеленый огород нас прокормит круглый год. =

Дети еще раз перечисляют овощи, которые выросли на огороде, называют и те овощи, о которых не упоминается в стихотворении.

3. Статическое положение, стоя.

Физкультурная минутка «Овощи»

Педагог перед каждым упражнением показывает муляжи овощей.

На огород мы побежим

Что растет там поглядим (бегут по кругу)

Под листочками на грядке

Огурцы играют в прятки (наклоняют туловище вправо, влево)

Дождик мой водить начнет –

Всех заметит, всех зальет.

А зеленый кабачок,повернулся

На бочок: сладко спит на грядке (ложатся на пол на бок и сворачиваются

Как малыш в кроватке. «калачиком», положив ладони под щечку)

Тыква глянула хитро:

Надо было брать ведро (наклоняют голову вправо и влево)

Я уже большою стала –

Для поливки лейки мало.

И зеленая стрела

Очень быстро подросла (встают на носки, поднимают руки

Жаль нельзя взлететь стреле вверх)

Крепко держит лук в земле.

Смотрит с грядки грустно-грустно,

Белоснежная капуста: (приседают)

Целый месяц солнце грело,

А она не загорела.

Ножки, ножки бегите по

Дорожке, нарвите горошку (бегут по кругу)

Мне и Сережке.

Статическое положение, сидя на ковре.

Педагог:

Аленка предлагает вам поиграть в игру « Чудесный мешочек « (Все овощи лежат в мешочке. Педагог описывает какой-либо овощ, называя его свойства, дети отгадывают о каком овоще идет речь, только после этого педагог достает его из мешочка.)

Пальчиковая гимнастика

У Лариски две редиски, у Алешки две картошки,

У Сережки сорванца два зеленых огурца,

А у Вовки две морковки, да еще у Петьки

Две хвостатых редьки.

Педагог:

Какие овощи были у ребят? (дети перечисляют)

5. Статическое положение, сидя на стульчиках, за столами.

Педагог:

Ребята, а помните в сказке говорилось, что летом в огороде жарко да тихо было, только кого было слышно? (пчелы и комарики) -Как пчелы жужжали? (« ж-ж-ж «)

А комарики? (« з-з-з «)

А как ежик пугал всех? (« пши-пых, пши-пы-х-х-х! «)

Ребята, а вы любите овощи?

Бабка, дед да Аленка тоже любят овощи, недаром они их на огороде выращивают.

Давайте мы приготовим из овощей угощение: салат и борщ.

(работа с предметными картинками)

Салат из чего будем готовит? (из лука, помидор, огурцов, перца, редиса.)

Борщ из чего будем готовить? (из капусты, картофеля, моркови, лука, свеклы, помидоров.)

(дети раскладывают картинки и проговаривают существительные в родительном падеже.)

Педагог: - Вот какие молодцы! Какое угощение приготовили.

Итог занятия

Где растут овощи?

Какие овощи растут на огороде?

Что можно приготовить из овощей?

7. Релаксация

Статическое положение, лежа на ковре.

(звучит « Колыбельная»)

Педагог:

Наши ножки устали (дети садятся на ковер,поглаживают ноги)

Они прыгали, скакали.

Наши ручки устали, (поглаживают руки)

Они хлопали, играли.

Глазки закрываются, (ложатся на спину и закрывают глаза)

Реснички опускаются.

Глазки засыпают,

Дети отдыхают.

Глаза голубые у киски моей

А небо над ними еще голубей.

Оно голубое, как тысячи глаз

Мы смотрим на небо,