Евгения николаевна толкунова биография. Толкунова перестала лечиться от смертельной болезни после операции, сделанной три года назад. Бывший муж Валентины Толкуновой – Юрий Саульский.

Валентину Толкунову очень часто называли душой русской песни и хрустальным голосом советской эстрады. Интересно, что ее сценический образ (длинные волосы, аристократическая осанка, платье-макси и минимальный набор косметики и украшений) сохранялся на протяжении всей длительной карьеры.

Валентина родилась в городе Армавире Краснодарского края, но первые 4 года жила в станице Белореченской. Дело в том, что там служил отец Толкуновой, Василий Андреевич, кадровый военный. Мама Евгения Николаевна трудилась на железнодорожной станции. У Вали был младший на 3 года братишка Сергей, который тоже стал певцом, заслуженным артистом России.

«Кровавый Валентин», возглавляемый гитаристом-фантазионистом Кевином Шилдсом, был одной из самых уникальных групп эпохи альт-рока, представляя новаторскую смесь противоречивых эффектов и хрупких мелодий и потрясающую поп-сцену Британии в конце 80-х годов.

После переезда из Нью-Йорка в Ирландию в шесть лет, Шилдс подружился с Колмом О «Сиосоиг», который поделился своей одержимостью поп-музыкой. Валентин Бережков был последним живым человеком, который лично занимался Гитлером, Сталиным, Рузвельтом и Черчиллем во времена Второй мировой войны.

В 1950-ом году семья Толкуновых переехала в Москву. Валентина росла не только в дружной и любящей семье, но и в окружении хорошей вокальной музыки. В доме постоянно играли пластинки , Клавдии Шульженко, . И Валя, еще совсем маленькая, выучила все их песни и подпевала любимым исполнителям.

После школы девушка поступила на дирижёрско-хоровое отделение Московского государственного института культуры, а затем окончила еще и легендарную Гнесинку. Первым коллективом Валентины Толкуновой был вокально-инструментальный оркестр «ВИО-66», которым руководил , ее будущий супруг. Там молодая певица исполняла песни под джазовую музыку, а позднее начала сольную карьеру.

Молодой Бережков интересовался историей и языками. В то время Бережков был завербован советским министерством иностранных дел, потому что у истоков было недостаточно средств из-за чисток во время «Великого террора» при диктатуре Иосифа Сталина. Бережков был первым секретарем советского посольства в Берлине.

Рузвельтом, когда оба лидера впервые встретились. Бережков также интерпретировал на встречах между Сталиным, Рузвельтом и Уинстоном Черчиллем в Тегеране. Бережков был выбран для работы Вячеславом Молотов, хотя в то время он не был полностью уверен в английском. К моменту Ялтинской конференции он еще больше повысил свой английский и был назначен главным переводчиком.

Песни

Первое сольное выступление Валентины Толкуновой состоялось в 1972 году в рамках юбилейного концерта . Она исполнила композицию «Ах, Наташа», а так как концерт транслировался по телевидению, молодую певицу увидела и услышала миллионная аудитория.

Изюминкой Толкуновой было то, что она всегда пела о людях и для людей, в ее репертуаре фактически отсутствовали советские лозунги и социально-политические подтексты, что для того времени было большой редкостью. Для Валентины каждая песня – это чья-то судьба, чья-то жизненная история. Именно в такой манере она и исполняла свои шлягеры на сцене.

Сын Валентины Толкуновой – Николай Папоров

Служение Бережкова на конференциях в Тегеране и Ялте стало изюминкой его карьеры, Он также интерпретировал транскрипты бесед разведки в прослушиваемых комнатах других делегатов, которые были напечатаны на английском языке, так что Бережкову пришлось перевести его в устной форме на Сталина, поскольку лидер подготовил свою повестку дня для сессии дня переговоров. На исторических конференциях Бережкову приходилось работать под давлением без особого отдыха или сна, или даже приемом пищи. На ялтинской конференции он был особенно перегружен работой.


Имели огромную популярность такие песни, как «Поговори со мною, мама», «Я не могу иначе», «Если б не было войны», «Серебряные свадьбы», «Стою на полустаночке». Также голос Толкуновой можно услышать и на саундтреках известных кинофильмов и мультиков. Например, в мультфильме «Зима в Простоквашино» звучит композиция «Кабы не было зимы» в ее исполнении, в мелодраме «Романс о влюблённых» - «Колыбельная», в комедии «Невеста с севера» - «Пушинка белая» и так далее.

Один эпизод, о котором он вспоминал позже, с юмором. Он был настолько занят интерпретацией между английскими, американскими и российскими официальными лицами, что у него не было ни минуты, чтобы поесть, и действительно проголодался в конце первого дня. Обед был подан Рузвельту, Курчиллю и Сталину, но они продолжали говорить, обязывая Бережкова переводить. Однажды он укусил, и в тот же момент Сталин спросил у Рузвельта вопрос.

Молотов защитил Бережкова от преследования, но не смог предотвратить прекращение его дипломатической карьеры. Он также преподавал в Монтеррейском институте международных исследований, Клермонтских колледжах и Западном колледже в Калифорнии. Валентин Бережков жил в Калифорнии в последние годы своей жизни. Бережков был последним живым человеком, который лично занимался Гитлером, Сталиным, Черчиллем и Рузвельтом.

И, конечно, нельзя не сказать о детской песенке «Спят усталые игрушки», ставшей заставкой вечерней передачи «Спокойной ночи, малыши!», на которой воспитывалось не одно поколение детей. Так что голос Валентины Васильевны знаком любому русскоязычному человеку вне зависимости от возраста и места проживания.

Личная жизнь

В своем первом ансамбле Валентина Толкунова познакомилась с композитором и дирижером Юрием Саульским. Он и стал ее первым мужем, но этот брак продлился только 6 лет. Может быть, сказалась большая разница в возрасте, ведь певице на момент бракосочетания было всего 19 лет, а ее супругу 37.

Валентин, родившийся в Бриджпорте, штат Коннектикут, решил продолжить актерское мастерство в юном возрасте. Валентин также продюсер и режиссер. Валентин в настоящее время проживает в Лос-Анджелесе и любит преподавать, готовить, пуэрториканскую культуру, классические автомобили, фотографии, африканские сафари и глубоководные дайвинг.

Болезнь и смерть

Валентин и Жан Перселл Валентин в Чикаго, штат Иллинойс. Когда ей было три года, ее семья переехала в штат Нью-Йорк. Разветвления для семьи Валентина были психологической нестабильностью, частыми ходами и эмоциональной неуверенностью. Единственной последовательной стабильностью в жизни молодого Валентина было летнее отступление, называемое «фермой». Это обеспечило убежище спокойствия и утешения для молодого поэта, поскольку именно там она нашла тетушек и дядюшек, которые обращались с ней так, как будто она были возлюбленным внуком.

Через три года после развода Толкунова на светском вечере в мексиканском посольстве познакомилась с элегантным журналистом-международником Юрием Папоровым. Их роман развивался стремительно, и всего через пару месяцев они стали мужем и женой. Вскоре родился их общий сын Николай, единственный ребенок Народной артистки. Правда, большого женского счастья у Валентины не было и во втором браке. Дело в том, что Юрий Папоров очень часто разъезжал по заграничным командировкам, а в какой-то период отсутствовал дома на протяжении более чем 10-ти лет!

Семья переехала в Массачусетс, где Валентин посещал Мильтонскую Академию для девочек. У пары было две дочери, Сара и Ребекка, прежде чем они развелись. В конце тридцатых годов Валентайн столкнулся с переломным моментом. Страх перед темными элементами поэзии просочился в ее сознание, и она волновалась, что именно темнота исторически побуждала поэтов к самоубийству. Она искала профессионального руководства, чтобы помочь ей справиться со страхом и ее алкоголизмом.

Получите бесплатный доступ к этому учебному пособию

Начните свою 48-часовую бесплатную пробную версию, чтобы разблокировать этот ресурс и еще тысячи. Ее стихотворение вдохновило многих разных интерпретаций. С ее многогранной игрой, описанной как «ослепительная», Лисица в своем обширном репертуаре, от Баха и Моцарта до Шостаковича и Бернштейна, ее оркестровый репертуар включает в себя более 40 концертов. Она имеет особое сходство с музыкой Рахманинова и Бетховена и продолжает добавлять в свой обширный репертуар каждый сезон.


По словам бывшего директора певицы Николая Басина, у нее была еще одна романтическая страница в жизни, связанная с именем физика Владимира Баранова. Именно этого человека Валентина называла «мужем от Бога», но покинуть свои семьи ни он, ни она не решились. С Юрием Папоровым женщина прожила до последних дней своей жизни, а супруг пережил свою жену всего на полтора месяца.

Она получила место в Музыкальной школе им. Лысенко для одаренных детей, а затем училась в Людмиле Цвьерко в Киевской консерватории. Валентина Лисица нашла международную известность в Интернете. Пол, Париж, Бухарест, Квебек, в лондонском Вигмор-Холле, Бристольском Променаде и Менухине Гштаадском фестивале и в гастролях в Нидерландах и Германии. Испанско-аргентинский актер Хорхе Риджуд умер в ранние часы прошлой ночи в 78 лет в Медицинско-гериатрическом центре Мадрида в Леганесе, через два часа после того, как его выписали против его воли в провинциальной больнице Мадрида.

Валентина Толкунова всегда была набожной, а в последние годы стала еще больше соблюдать христианские обычаи. Она даже приобрела небольшой домик недалеко от монастыря, чтобы иметь возможность больше времени уделять церковной службе и молитвам. Кроме того, она финансово помогала восстановлению храмов, давая благотворительные концерты.

Хорхе Риго, известный в Испании своими интерпретациями Валентина в двух фильмах начала 60-х годов, был поражен мотоциклом 10 января на Гран-Виа, сказал Матео Рохас, консьерж здания, где жил актер, и единственный человек, который присутствовал на нем в последние дни.

Пять лет назад актер овдовел, когда умерла его жена, Луиза Санлавиль, на год старше его. С этого момента человек, который играл в свои последние годы профессии, зрелые роли, жил один. Актер жил без каких-либо трудностей и без роскоши, с пенсией в размере около тысячи песет в месяц и интересом своих сбережений, которые вложили фиксированный срок в ближайший банк. Риго, страдавший диабетом, заботился о своей еде, но за восемь лет, которые он встретил Матео Рохас, он не заболел и всегда использовал его сам.

Болезнь и смерть

Еще в 1990 году у Валентины Толкуновой был обнаружен рак молочной железы. После операции и курса химиотерапии болезнь отступила, но спустя 16 лет все-таки вернулась. А позднее у певицы дополнительно обнаружили опухоль мозга. Валентина Васильевна отказалась вновь ложиться под нож, продолжала гастролировать.

У него была карточка пользователя социального страхования. Утром 10 января Хорхе Риго был доставлен мотоциклом на Гран-Виа и переведен в полицейскую машину в провинциальную больницу, в зависимости от автономной общины Мадрида и расположенную на улице Ибицы. Там у него был диагностирован синяк на левой ноге, и он был немедленно выписан, потому что, по-видимому, врачи, которые посещали его, чувствовали, что травма не имела серьезных осложнений. В тот же день Риго вернулся в свой дом.

- А замуж когда вышли?

Примерно в 16 на следующий день, 11 января, актер потерпел слабость на улице доктора Эскердо, когда он шел один, как в предыдущем случае, и недокументировал. На этот раз он также был переведен в провинциальную больницу полицией. Несколько позже полицейский в полицейском участке Ла-Эстрелла появился в Ригодском доме, чтобы подать ему просьбу явиться в полицейский участок, чтобы сообщить о его недавней аварии. «Меня не было дома, и это меня беспокоило», - вспоминает Матео Рохас.


Свой последний концерт она дала 16 февраля 2010 года в Могилёве, и именно после него женщина была госпитализирована. С тех пор Толкунова находилась в больнице, но помощь врачей оказалась уже бессильной. 22 марта легендарная певица впала в кому, и через несколько часов ушла из жизни.

На следующее утро девушка, которая периодически собиралась убирать квартиру актера, обнаружила, что Ригод не спал у нее дома и сказал консьержу, который сообщил ей об этом полицейскому участку Ла Эстрелла. Там они предложили, чтобы он искал его в больницах. Наконец, Рохас, которому помогли некоторые соседи, разместил актера в провинциальной больнице в 3 часа. Я был на кровати в реанимации 827.

Звездный путь певицы

Консьерж возмущен, вспоминая последние дни жизни актера: Социальные работники и врачи Провинциальной больницы хотели снять его с любого побережья. Они сказали, что все в порядке, что их проблема была старостью, а это не было убежище. По той же причине он сказал помощнику Матео Рохаса, который покинул провинциальную больницу в конце прошлой недели голландец Борис Брюин Тенгберг, который был найден мертвым, замерзая утром в минувшее воскресенье на скамейке в парке Ретиро.

Дискография

  • 1972 - Стою на полустаночке
  • 1974 - Год любви
  • 1976 - Уж отзвенели ливни сенокоса
  • 1980 - У новогодней ёлки
  • 1985 - Если б не было войны
  • 1986 - Разговор с женщиной
  • 1995 - Я не могу иначе
  • 1997 - Я деревенская
  • 2002 - Мой придуманный мужчина
  • 2011 - Как быть счастливой

Толкунова Валентина Васильевна

Последние годы жизни

Племянница Хорхе Риго, из которой Рохас знает только, что ее жена, Деймон, прибыла в Париж из Парижа в воскресенье вечером, посоветовавшись с небольшой группой людей, которые последовали за судьбой старого кинематографического галанта. Сотрудники, которые посещали провинциальную больницу в Риго, затем предъявили его ультиматум: старик должен был покинуть тот же день в медицинском центре, потому что его выписали. «Они сказали, что если мы не возьмем его, они отвезут его в муниципальный приют или в благотворительное убежище».

Эстрадная певица
Заслуженная артистка РСФСР (1979)
Лауреат примии Ленинского комсомола (1980)
Народная артситка РСФСР (1987)


Валентина Толкунова родилась 12 июля 1946 года в городе Армавире в Краснодарском Крае.

После рождения Валентины ее родители переехали в Москву, где в железнодорожном Ховрино прошло детство будущей певицы. Интерес и любовь к музыке у Валентины зародились ещё в раннем возрасте. В их доме всегда звучали народные русские песни, романсы. С 1957 года она пела в Московском детском хоре, позднее - в ансамбле ЦДКЖ, художественным руководителем которого был С.О.Дунаевский. В этом коллективе на протяжении десяти лет она прошла школу вокала у педагога по музыке Татьяны Николаевны Овчинниковой.

- Двадцать семь лет для семейной жизни срок немалый…

Хорхе Риго был доставлен в машине скорой помощи, «где он был настолько высок, что не мог укладывать свои ноги», в Центр медико-гериатрической помощи, частного лица, расположенного под номером 30 улицы Кадиса, в Леганесе, где актер он должен был заплатить ежемесячную плату в 000 песет за внимание. Прием состоялся в 19. Спустя час он умер от неизвестных причин, по словам директора центра.

Когда он вошел в частный центр Леганеса, физический аспект актера, согласно показаниям служащих, которые его собрали, был следующим: он был грязным, не брился, а одежда была сломана. Хорхе Ригод умер в одиночестве, так как он прожил последние годы. Матео Рохас вернулся к своей цели, а его племянница за несколько минут до смерти взяла самолет в Париж. Тело актера осталось вчера в морге Леганеса, на кладбище которого будет похоронено сегодня в 10 часов.

С 1967-го по 1971-й годы Валентина Толкунова училась в Музыкальном училище имени Гнесиных. Позже певица по рекомендации музыканта и певца Вячеслава Толмачёва выступала в составе «ВИО-66» под управлением своего будущего супруга - Юрия Саульского, где пела партии первого сопрано и исполняла джазовые композиции.


Много дебатов, много вопросов. Общественные деятели, такие как Хиллари Клинтон или актриса и ведущая Эллен ДеДженерес, признанная лесбиянка и сильный сторонник прав гомосексуалистов, осудили трагическое событие. Это была жестокая и несправедливая смерть. Абсурд тоже, но, возможно, жестоко необходим, чтобы раскрыть множество табу и неудобные дебаты, которые даже сегодня ведут противоположные позиции.

Мы настолько терпимы, насколько полагаем? Является ли общество действительно подготовленным к тому, чтобы разные сексуальные тенденции сосуществовали? Где начинается и заканчивается свобода одного и права другого? Мы одни и те же? Охватывает ли система образования все ученики одинаково? Правильно ли это делает?

В 25 лет Валентина Толкунова пережила глубокую личную драму. Безумно любя мужа - Юрия Саульского, певица мечтала всегда быть с ним, но через пять лет брак распался. Случилось это во время распада ансамбля «ВИА-66», которым руководил Юрий Сергеевич. Именно тогда Толкунова узнала, что ее супруг ухаживал за молоденькой актрисой театра. Удар вызвал долгую депрессию. Вот что рассказывала об их разрыве сама Толкунова: «Когда я выходила замуж, я думала, что это тот единственный мужчина, это тот единственный человек, с которым я буду всю жизнь. Но так не вышло. Он был увлечен одной актрисой. Нам пришлось расстаться».

Впоследствии певица говорила, что восприняла разрыв с Саульским философски, и всегда отзывалась о ветреном супруге тепло, но в окружении артистки знали: забыть первого мужа она так и не смогла. Юрий Саульский умер в августе 2003 года после продолжительной онкологической болезни, и Толкунова на похороны пришла одной из первых. Она оплакивала покойного так, словно снова была 25-летней женщиной, потерявшей самого дорогого и любимого человека.

Чтобы пережить боль, Толкунова на два месяца уехала на дачу. Вернувшись в Москву сильно повзрослевшей, Толкунова столкнулась с другой проблемой – отсутствием работы. Ей помог Владимир Шаинский. Ему позвонили с радио и упросили мэтра помочь молодой певице. Шаинский отдал ей песню «Ах, Наташа», которая давно лежала у него в столе. С ней Толкунова и добютировала как сольная певица в 1972 году на творческом вечере поэта Льва Ошанина. Шаинский был поражен: песня, которую он никогда не считал удачной, просто взорвала зал – так ее спела Толкунова.

В 1972 году в телевизионный сериал «День за днём» режиссёра Всеволода Шиловского были включены песни композитора Ильи Катаева «Я ночью шла по улице», «Стою на полустаночке» на слова поэта Михаила Анчарова, которые принесли известность певице.

Она принимала участие в съёмках художественного фильма «Чёрный принц» режиссёра Анатолия Бобровского, где сыграла роль певицы и исполнила песню «Не уезжай» на музыку Исаака Шварца – и слова Владимира Высоцкого. В этом же году Всесоюзная фирма грамзаписи «Мелодия» выпустила первую грампластинку – миньон певицы с песнями: «Стою на полустаночке» из телеспектакля «День за днём», «Серебряные свадьбы, «Это я была», «Деревянные лошадки». После исполнения на Всесоюзном телевизионном фестивале «Песня-73» на ЦТ песен «Текстильный городок» в составе ансамбля «Ткачихи», песни «Одинокая гармонь» и «Серебряные свадьбы» к ней пришла популярность.

С этого года почти ежегодно певица участвовала в итоговых телевизионных фестивалях «Песня Года» на ЦТ, где в её исполнении звучали песни «Поговори со мною, мама», «Кружится лист», «Носики - Курносики» в составе Большого детского хора ЦТ и ВР под управлением Виктора Попова, «Не зря мне люди говорили», «Вьется речка русая», «Диалог у Новогодней ёлки» в дуэте с певцом Леонидом Серебренниковым, «Если б не было войны» и многие другие произведения.

Your browser does not support the video/audio tag.

В 1974 году Всесоюзная фирма грамзаписи выпустила очередной миньон певицы с песнями: «Песня о счастье», «Письмо себе», «Любовь прошла» и «Иволга». В этом же году на фирме «Мелодия» также вышел и первый диск-гигант певицы, в который вошли песни отечественных авторов. Еще Толкунова снялась в музыкальном телефильме «Поёт Валентина Толкунова».

Your browser does not support the video/audio tag.

В 1975 году певица окончила дирижёрско-хоровое отделение Московского Государственного Института Культуры. В этом же году ей было присвоено звание Заслуженной артистки России, а также Заслуженной артистки Калмыкии. Она в дуэте с артистом Олегом Анофриевым записала вокальные партии к мультфильму «В порту» режиссёра Инессы Ковалевской. Песни из этого мультфильма в последующем были записаны на грампластинку фирмы «Мелодия».

Your browser does not support the video/audio tag.

В 1976 году на Всесоюзной фирме грамзаписи «Мелодия» вышли миньон и очередной диск-гигант певицы. Валентина Толкунова много гастролировала по стране и за рубежом. Песни в её исполнении звучали по радио и телевидению. В 1977 году на фирме «Мелодия» вышел очередной миньон певицы с песнями: «Мы на лодочке катались», «Качели», «Носики – Курносики» и «Уж отзвенели ливни сентября», записанные с ансамблем «Мелодия» под управлением Георгия Гараняна.

Your browser does not support the video/audio tag.

На фоне ошеломительного творческого успеха личная жизнь Толкуновой долго не складывалась после развода с Саульским. У нее не было ни желания, ни времени ее устраивать. Людмила Сенчина, вспоминая о тех временах, не без горечи заметила: «Возможно, могло бы сложиться иначе. Но мы же все боялись не успеть! Как можно было подумать о ребенке? Уйдешь в декрет, а о тебе все забудут. Поэтому полностью отдавались работе!»

Однако Толкуновой удалось влюбиться второй раз в 28 лет, причем с первого взгляда – в журналиста-международника Юрия Папорова. Семейная жизнь проходила без скандалов, и даже многолетняя разлука, когда муж на 12 лет уезжал работать в Мексику, не разрушила семью. О втором муже Валентина Толкунова говорила: «Я замужем за прекрасным человеком». Первого и единственного сына Николая Валентина Васильевна родила, когда ей было уже за тридцать. Он не пошел по стопам матери – стал бизнесменом, - но Валентина Васильевна не расстроилась. По ее мнению, принуждать ребенка к музыке не имело смысла.

В середине 1980-х годов певица включила в свой репертуар и романсы, баллады и новеллы. В 1986 году она представила на суд зрителей свой спектакль «Русские женщины» по мотивам русского писателя Николая Некрасова, в котором приняли участие театральные артисты, а в 1987 году певице было присвоено звание Народной артистки России. В этом же году она организовала в Москве «Театр музыкальной драмы и песни», в котором были поставлены четыре спектакля.

В 1995 году вышел альбом «Я не могу иначе», в 1997 году свет увидели альбомы «Сон – Трава», «Я деревенская», а также в серии «Звёзды которые не гаснут» был издан альбом с лучшими песнями. В 2002 году вышел альбом певицы «Мой придуманный мужчина», в 2003 году был выпущен альбом Валентины Толкуновой «Grand Collection», а в 2004 году в серии «Великие исполнители XX века» вышли альбомы певицы «Жалейка» и «Поляна света» с лучшими песнями. За годы своего творчества на эстраде певицей были поставлены красочные спектакли и концертные программы на сцене ГЦКЗ «России»: «Я не могу иначе», «Ожидание» на стихи поэта Роберта Рождественского, «Брызги шампанского», «Не оставляй меня, любовь», «Я росинка твоя, россиянка», «Новая весна Валентины Толкуновой», «Как быть счастливой». Певица исполняла песни в дуэте с певцами Муслимом Магомаевым, Олегом Ухналёвым, Иосифом Кобзоном, Павлом Бабаковым, Львом Лещенко, Фёдором Чеханковым, Леонидом Серебренниковым, Евгением Курбаковым и другими исполнителями. В её репертуаре звучали песни композиторов Оскара Фельцмана, Юрия Саульского, Александры Пахмутовой, Романа Майорова, Марка Фрадкина, Владимира Мигули, Александра Морозова на стихи поэтов Владимира Харитонова, Михаила Рябинина, Евгения Долматовского, Григория Поженяна, Анатолия Поперечного, Бориса Дубровина и многих других авторов.

Your browser does not support the video/audio tag.

«Песня должна быть искренней, берущей за душу - говорила Толкунова. – Например, как поет Селин Дион в «Титанике». А попсу… ни в коем случае!» Коммерческая суета не нравилась Толкуновой.

Поэтому очень часто певица уезжала за город, где ее всегда ждали родители. Поскольку Толкунова не очень любила заниматься хозяйством, в особенности готовкой, домом занималась ее мама. Мать Валентины Васильевны любовно называла ее народным достоянием и помогала во всем. Толкунова привыкла справляться с невзгодами сама. Несмотря на внешнюю хрупкость и мягкость, Валентина Васильевна в реальной жизни была настоящим бойцом. После того, как ей был поставлен диагноз рак груди, певицу прооперировали, и казалось, что она победила недуг.

Вам нужно обязательно отдохнуть, набраться сил, - говорили ей хирурги-онкологи после операции. Но Валентина Толкунова решила иначе. Уже через несколько дней она давала концерт в Пскове, совмещая выступления с курсами химиотерапии. Потом отправилась на гастроли. Валентина Васильевна снова принялась активно работать: «Я стараюсь ездить с концертами в разные точки нашей страны, чтобы успеть отдать людям свое сердце, свои песни», – говорила Толкунова.

Она давала концерты по стране, выступала бесплатно перед больными детьми, пенсионерами и инвалидами. Ее стали часто видеть в церкви. А свободные минуты старалась проводить с родными: мужем Юрием, сыном Николаем, мамой Евгенией Николаевной, братом Сергеем и его семьей. Поэтому и на вопрос докторов: «Почему так поздно пришли?» - ответила лишь: «Не успела».

Весной 2010 года Валентину Васильевну снова стали беспокоить сильные головные боли. А 16 февраля после концерта в Могилеве Толкунова была госпитализирована в реанимацию местной больницы. Организм певицы не выдержал. Голова закружилась, нарушились речь и координация движений. Валентина Васильевна начала забывать слова, у нее спуталась речь. Держась из последних сил и обливаясь потом, она зашла за кулисы и буквально упала без сил.

Валентине Васильевне стало плохо, когда она только начала концерт, - рассказывала сотрудница Могилевской областной филармонии Тамара Мельникова. - Врачи на месте сказали, что у Толкуновой предынсультное состояние. Она пробыла на сцене около 20 минут и начала забывать слова, у нее стала путаться речь. Первый блок Валентина Васильевна отпела, обливаясь потом... В какой-то момент вместо нее на сцену вышел ее брат Сергей. Вместо одной песни он спел три, а в это время мы вызывали скорую помощь. Когда концерт продолжился, чувствовалось, что ей становилось все хуже и хуже. Но со сцены она не уходила. У нее мизансцена была с телефоном, и Толкунова его даже нормально не смогла положить на место - видно было, что у нее с координацией что-то случилось. Зрители так ничего и не заметили. Она чуть не падала, но все равно отпела положенные час двадцать пять.

Во время первой операции на груди раковые клетки уцелели, дали метастазы, и образовали новую опухоль в мозге. Позже, в госпитале имени Бурденко Валентине Толкуновой сделали операцию по удалению опухоли мозга. Операция прошла успешно, Валентину Васильевну уже выписали из больницы. Но врачи не скрывали степени серьезности болезни. Ведь певица обратилась за помощью слишком поздно - болезнь была обнаружена на третьей стадии.

Валентина Толкунова скончалась 22 марта в Москве на 64-м году жизни в Боткинской больнице после долгой болезни.

В ее репертуаре более 300 песен, издано 12 пластинок и компакт-дисков. 23 раза она становилась лауреатом телевизионного конкурса «Песня года».


В 2010 году о Валентине Толкуновой был снят фильм «Последняя весна Валентины Толкуновой».

Your browser does not support the video/audio tag.

Текст подготовил Андрей Гончаров

Использованные материалы:

Текст статьи «Валентина Толкунова – народная артистка и всенародная любимица», автор И. Клёнова
Текст статьи «Валентина Толкунова», автор Ю.Рындин
Текст статьи «Мама Валентины Толкуновой: Молитесь за мою дочь!», автор Н.Цыганова
Текст статьи «Валентина Толкунова: Меня спасла любовь», автор Т.Пустынникова
Текст статьи «Валентина Толкунова: «Попсу петь не буду никогда!», автор А.Снежинская
Текст статьи «Меня воспитывали в строгости», автор Е.Бурцева
Материалы сайта «Википедия»

ИНТЕРВЬЮ

- Валентина Васильевна, вы всегда поёте такие проникновенные песни о любви. А сами вы влюбчивы?

Я была достаточно влюбчивым человеком с юных лет, но влюблялась всегда тайно. Образ мальчишки, который мне нравился, я возводила в какую-то невероятную степень - божества или превосходства, недосягаемости. Открою секрет: мне всегда нравились очень красивые мальчики. Я никогда не открывала им своих чувств, но впоследствии так получалось, что они сами ко мне подходили. К тому моменту, когда они обращали на меня внимание, уже притуплялось то первичное, острое чувство, уже не было с моей стороны восторженности, вознесения на пьедестал предмета своего обожания. Обидно, но именно в этот момент мальчишки сами предлагали дружбу, прогуляться, назначали свидания. А меня это уже не интересовало.

- И так всегда?

Мне очень нравился один мальчик в десятом классе. Но, к сожалению, взаимность наступила тогда, когда у меня уже прошёл этот пик восторженности. Я не помню точно, но, кажется, этого мальчика звали Володей, чудесный он был. А в 16 лет влюбилась в студента. Я тогда ещё училась в школе, а он - в Тимирязевской академии. Это был такой залихватский парень, который, как потом оказалось, дружил со всеми девчонками. Эдакий ловелас. Но ко мне относился со святой симпатией и любовью. Он всегда говорил: «Валя, я ничего не понимаю. Что со мной происходит? Я не могу тебя коснуться, даже просто дотронуться. Настолько ты искренняя и естественная, что мне становится страшно к тебе прикасаться. Я тобой могу лишь любоваться». Дальше поцелуев у нас так и не дошло.

Это сейчас немодно, но я вообще-то пуританка. Я всегда очень долгое время настраивала себя на интимный лад. Видимо, это оттого, что воспитывалась я в очень большой строгости. Родители уделяли много внимания моей нравственности. Если я приходила домой позже одиннадцати, то неизбежно в мой адрес была укоризна и отец выговаривал мне. Много поколений моих предков росли в строжайшем воспитании, и меня родители так воспитали. И я им за это очень благодарна.

- А замуж когда вышли?

Первым, кто завладел моими чувствами, сердцем и мною в целом, был Юрий Сергеевич Саульский. Вот к нему у меня уже было нечто сродни неконтролируемой страсти и любви. Мы познакомились, когда мне было девятнадцать лет, а в двадцать я стала его женой. У нас была большая любовь, мы прожили пять чудесных лет. Он умел любить! Юра был на восемнадцать лет старше меня. Он руководил оркестром «ВИА-66».

Я пришла туда летом на прослушивание, и меня взяли в качестве первого сопрано. Меня вытащили с института, в котором я тогда училась на третьем курсе дирижёрско-хорового отделения. Помню, пришла в институт и говорю: «Я теперь артистка и не могу учиться на дневном», а мне отвечают: «А на заочное мы тебя переводить не станем, ты слишком хорошая студентка». И правда, я всегда отлично училась. Так я и покинула МГИК и ушла в «ВИА-66», где пять лет пела партии первого сопрано, а также джазовую музыку.

- Через пять лет вы расстались не только с «ВИА-66»…

Расставание с Юрой я восприняла философски, можно сказать, стоически. Я даже была очень благодарна Юрию за то, что он всегда жил правдиво. Любя женщину, он никогда не обманывал. Многие, имея жену, заводят себе любовниц на стороне, но для Юры это было просто немыслимо. Если любовь ушла, то он прямо об этом и заявлял не виляя. Но если он любил женщину, то она всегда была для него единственной и неповторимой. У него было несколько жён, я даже не знаю точно, какой по счёту женой я ему приходилась, но каждую свою жену он очень любил. Я благодарна Богу за то, что у меня были пять чудесных лет с таким великолепным, умным, талантливым человеком, каким, безусловно, являлся мой первый муж Юрий Саульский.

- Сейчас вы во втором браке?

Да. Моим вторым мужем стал Юрий Папоров. Юра - писатель, журналист-международник, много лет проработал в странах Латинской Америки. В своё время он был дипломатом, но потом ушёл с дипломатической работы и стал писать книги, особенно после поездки на Кубу, где прожил пять лет. Именно на Кубе он собрал замечательный материал о Хемингуэе и написал книгу «Хемингуэй на Кубе» о последнем двадцатилетии жизни этого прославленного писателя, о его отношениях с женой, о внутренних разногласиях с самим собой, о последних днях писателя, о его трагической гибели. Муж виделся с людьми, которые знали Хемингуэя, и поэтому написал правдивую, прекрасную, с моей точки зрения, книгу. Юра недавно вернулся из Мексики, где писал книги о последних днях Троцкого - это очень интересная работа. Мы с Юрой вместе уже двадцать семь лет. У нас есть замечательный взрослый сын Коля, которому двадцать пять лет. А вот внуков пока нет.

- Двадцать семь лет для семейной жизни срок немалый…

За двадцать семь лет, что мы вместе с Юрой, не устали друг от друга. Даже мыслей об изменах не было. Я, наоборот, всегда думаю, как бы справиться с тем, что дано. Дело в том, что чаще всего, живя долгое время с человеком, мы думаем, что давным-давно всё про него знаем, но в этом-то и заключается ошибка. Я бесконечно открываю в Юре новые качества и грани, ведь с годами он меняется, совершенствуется, а не стоит на месте. Я всё время нахожусь в состоянии поиска и понимания характера мужа, как же при таком положении вещей он может стать мне неинтересным?

Знаете, моя бабушка всегда говорила: «Самое главное - это терпение». А ещё к человеку, с которым ты живёшь, должна быть жалость. Да-да, именно жалость. Я уверена, что такие понятия, как любовь и жалость, совместимы. Несмотря на то что это диаметрально противоположные вещи, они тем не менее составляют единое целое. Если ты человека не жалеешь, то не можешь его понять, сострадать ему, а это очень важно в семейной жизни.

Вообще совместная жизнь с мужчиной - это отказ от эгоизма. Ну что такое, в сущности, любовь? Любовь - это не когда тебя любят, а когда ты любишь. Ты должна любить мужа больше самой себя. Муж - это человек, с которым ты должна соединиться и жить его проблемами и его жизнью. Но при этом, конечно, не терять своей сущности.

Уж коль скоро мы заговорили о таких философских вещах, может быть, вы ответите на вечный вопрос: для чего мы живём?

Я пришла к выводу, что, пока мы живём на этой земле, нам нужно очень многое успеть. Нельзя терять ни одной минуты. Я стараюсь ездить с концертами в разные точки нашей огромной Родины для того, чтобы успеть отдать людям своё сердце, свои песни. У меня сейчас наступил какой-то период полноты жизни, общения с природой и людьми. Я остро чувствую, что должна очень многое отдать. Я никогда не отказываюсь выступать для инвалидов, ветеранов, детей, молодёжи. Если у организаторов таких концертов нет денег, я выступаю бесплатно, для меня это не имеет никакого значения. Есть такая пословица: «Где тебя любят, бывай редко. Где не любят, не бывай совсем». Так вот, живя по такому принципу, я бываю там, где нужна.

Меня упрекают и даже ругают за то, что я соглашаюсь работать бесплатно, ведь сейчас ни один даже совсем безголосый певец и пальцем не шевельнёт, пока ему не заплатят. Меня часто спрашивают: «Сколько вы стоите?» Я всё время удивляюсь этой фразе и не могу, да и не хочу к ней привыкать. Поэтому неизменно отвечаю: «Нисколько не стою». Тогда люди порой раздражённо говорят: «Хорошо. Сколько стоят ваши песни?» Ну что за дикость? Как могут песни или я сама чего-то стоить? Это же бесценно. И я сама, и мои песни даны Богом для людей. Цену имеет лишь мой труд.

Деньги - это такое создание, которое приходит и уходит. Это не постоянная величина, к которой можно относиться серьёзно. Я не люблю копить деньги, при этом не могу сказать, что я человек необеспеченный. Я не богата, но могу себе всё позволить. При этом важно не отказывать себе в главном - в самой жизни. Ведь совсем необязательно иметь сто шуб или сто машин, достаточно иметь одну приличную вещь и уметь ею довольствоваться.

Я очень спокойно отношусь к украшениям и прочим материям. Меня даже можно назвать аскетом. Все мои близкие - и мама, и муж, и сын - так же относятся к этому вопросу и никогда не позволяют себе ничего лишнего. Моя мама очень экономно ведёт наше хозяйство, она живёт вместе с нами. Если у меня появляются деньги, то я могу их потратить, отдать церкви, купить охапку цветов и подарить её без повода. Мне хочется дарить и щедро относиться к тому, что даёт судьба. Нельзя гневить судьбу, которая даёт тебе возможность жить хорошо. Надо обязательно отдавать, и ты получишь ещё больше.

У меня очень отрицательное отношение к косметике. Если бы не сцена, то никогда не красила бы даже губы. Человек должен быть натуральным. Никак не могу понять, зачем люди делают омолаживающие операции. Ведь после них ты становишься куклой Барби. Страшно, когда люди полагают, что всеми этими подтяжками они обманут природу. Её ещё никто не обманывал. А стареть, я считаю, приятно.

- Складывается впечатление, что в нынешнем времени вам не очень-то комфортно.

Я, наверное, из другого века, очень несовременна. Если бы меня спросили: «В какое время ты хотела бы родиться?», я выбрала бы девятнадцатый век. Я дочь той эпохи, а время, в котором мы живём… Я словно песчинка в вихре XXI века, а мне не хочется быть песчинкой. При этом есть вещи, которые мне нравятся и в современном мире. Я люблю спортивную одежду, лихачу на машине, у меня, конечно, есть мобильный телефон. Но, вместо того чтобы сидеть, уткнувшись в монитор, я предпочитаю посмотреть на небо, потрогать кленовой листок…

12 июля 1946 года – 22 марта 2010 года