Чувашский орнамент: особенности, символы и значения. Презентация на тему «Чувашская вышивка

Предыстория такая: у меня есть книга по истории чувашского костюма, изучив которую, мне захотелось посмотреть воочию то, о чем ведется речь в книге. Благо, что у меня для этого есть возможности: часть старинных чувашских нарядов сохранилась и находится в "Чувашском национальном музее" г. Чебоксары. На днях я нашла время посетить музей и сфотографировала экспонаты для любителей старинной ручной вышивки. Для большего интереса дополню пост информацией, которую я почерпнула из книги, ибо мои знания этого вопроса еще невелики, но я уже начала идти по пути изучения.

Основой костюма была рубаха, которая шилась из белого домотканного холста. Женская рубаха в длиной была от колен до середины голени. Рубаха украшалась домотканной тесьмой и вышивками, которые были особенно богатыми на обрядовых и праздничных одеяниях. Дополнением костюма служили украшения и пояса, которые носились по-разному в зависимости от возраста и социального статуса человека.

Чуваши считали белый цвет рубахи цветом, который приятнен богам, за отход от этой нормы боги могут разгневаться на род и наслать беды. Когда с приходом фабричного производства начали шить рубаху из тканей других цветов, старики очень сетовали и предсказывали несчастья. Конечно, они считали причиной тому гнев богов, но по-своему они были правы: произошла замена традиционной одежды на городскую, привозную, и таким образом постепенно угасали традиции этноса.

Узоры вышивки были сложными, они передавали картину Мироздания в народном понимании, хранили в себе знания в мире, природе, верованиях и обрядности, и несмотря на то, что со временем вышитые символы разучились "читать", традиции были сильны и чувашские вышивальщицы соблюдали каноны.

Изготовлением одежды занимались только молодые незамужние девушки: они пряли нити, ткали холсты и делали вышивки. Прясть девочку обучали с 9 лет, а с 11 уже приучали к вышивке. Выйдя замуж, у женщины становилось много других обязанностей по дому, хозяйству, заботе о детях и стариках. Поэтому девушка старалась успеть приготовить и расшить как можно больше как повседневной, так и праздничной одежды, которую ей предстояло носить потом в течение всей жизни. Особенно старались сосватанные девушки, доходило до того, что они работали по ночам при свете лампады (от чего очень страдало зрение, конечно), чтобы успеть, и злили стариков, втихаря вышиваю по праздникам, что считалось неуважением к богам. Понятное дело, что от сноровки и трудолюбия девушки зависела ее будущая красота, опрятность и "богатство". Приданное хранилось в специальной липовой кадке, это было действительно сокровище, ведь на нитки, бисер, бусины уходило много денег. Правда, я так и не поняла, кто же шил и вышивал одежду для мужчин и детей, неужели все это было обязанностью одних только девушек?
Впрочем, не исключено, что часть одежды передавалась по наследству. Головные уборы - точно передавались.

Чуваши считали, что человек должен соответствовать высокому уровню костюма, гармонировать с ним. Особенно тщательно в этом плане присматривались к девушкам и молодым женщинам, полноценная женская красота считалась хорошим символом, готовностью к продолжению рода. Не в почете были неповоротливость, дородность, массивность, женщина по мнению чувашей должна обладать подвижностью, легкой походкой и веселый нравом.

Узоры вышивались по счету нитей холста. Мне кажется, это было довольно кропотливо и требовало предельной внимательности, ведь немного ошибись в симметрии - и вся работа насмарку!

Головной убор замужней женщины - хушпу - символизировал своеобразную "корону" хозяйки дома. Вверху он был открытый, в отличие от закрытой девичьей тухьи. У разных групп чувашей он немного различался по виду, но основные требования были соблюдены.

В украшениях использовались серебряные монеты, которые нашивались грубой нитью прочно, но с созранением подвижности. Соблюдались и некоторые правила в порядке нашивания, чтобы при движениях издавался мелодичный звон, особенно приятный для слуха чувашей во время танцев и веселых девичьих забав.

Различные неурядицы, которые в большой численности выпали на долю предков чувашского народа, привели к тому, что они стали закрытыми, жили больше в уединении и не стремились общаться с другими народностями, благодаря чему многие исконные традиции костюма были сохранены почти в первоначальном виде и существовали вплоть до начала 20 века.

Приданное невесты - вышитая одежда, покрывала, предметы обихода - хранилось в нескольких емкостях, кадрах и кадушках, и все это было сложено в амбаре. Бывали и случаи кражи приданного, ведь это была действительно ценность!

Невеста под свадебным покрывалом. На церемонии невеста была одета в костюм девушки, но покрывалась большим вышитым покрывалом. После первой брачной ночи ее переодевали в наряд замужней женщины.
Некоторые ритуальные предметы, как покрывало невесты, использовались только в единичных случаях и не применялись для других событий жизни. Это же относится к платку жениха, о чем будет ниже.

Костюм жениха: обрадовый халат с вышивкой, пояс, нагайка, на плечи был накинут специальный платок жениха, а также жених и его дружки надевали некоторые девичьи украшения на время церемонии (ни в каких больше случаях эти украшения мужчинами не носились).

Платок жениха. Иногда он был полностью расшит сложными узорами.

Девичий колпак. Носился некоторыми группами чувашей.

Налобная повязка.

Девичья шапочка - тухья. В ее расшивке использовался бисер в большом количестве.

Ниже убор замужней женщины - хушпу.

Шульгеме - женское нагрудное украшение, состоящие из кожаной пластины, на которую нашивались монеты.

Масмак - налобная повязка с вышивкой. Повязывалась поверх сурбана, либо на лоб, либо на темя.

Наша страна очень велика по своим масштабам, и населяет её большое количество народов, имеющих свои собственные национальные традиции и культуру, которые находят свое выражение в разнообразных видах творчества - например, в особенностях . Пожалуй, трудно будет перечислить все районы на карте нашей страны, где у местных мастериц есть свои секреты вышивания - поэтому, мы расскажем лишь о некоторых из них. Так, в частности, одними из самых ярких, самобытных и интересных народов Поволжья, являются вышивки чувашских рукодельниц . Об особенностях техники вышивания жителей Чувашии , мы и поговорим сегодня.

Разговор о чувашской вышивке следует начать с небольшого рассказа о том, какие этапы работы когда-то предшествовали непосредственно процессу вышивания. Поскольку в чувашской вышивке отсутствуют белые нити, само полотно для должно было быть светлым. Процесс создания этого полотна был чрезвычайно сложен, и начинался с высаживания семян льна или конопли. После того, как заканчивалось цветение , их собирали, и затем следовал длительный процесс создания холста. Растительное сырье для ткани замачивали в воде, потом неоднократно мяли и трепали, в итоге получалась кудель, после расчесывания которой, начинался процесс прядения. Полученные мотки ниток так же подвергали определенным процедурам, связанным с замачиванием в специальных составах и просушкой, после чего, из нитей ткали полотно. Созданное таким образом полотно, скатывали в большие рулоны, от которых - по мере необходимости - отрезали для пошива того или иного изделия. В некоторых семьях до сих пор бережно хранят куски такой, созданной старинным способом, ткани.







Таким же образом шел и процесс создания ниток для вышивания. В зависимости от исходного сырья, в итоге получались шерстяные или шелковые нитки. В отличие от ткани, нити для вышивки окрашивались натуральными красителями в красный, золотистый, черный, синий или зеленые цвета. Хотелось бы отметить, что в чувашской вышивке преобладает в основном красный цвет (цвет стремления к счастливой, благополучной жизни) - остальные представлены лишь небольшими вкраплениями.



Как видно, процесс, предшествующий созданию даже небольшой вышивки, был очень труден. Но не менее сложной является и сама счетная техника чувашской вышивки. Именно поэтому, мастерству вышивальщиц девочек начинали обучать с малых лет - ведь впоследствии они должны были вышить себе приданное, и затем шить и вышивать для всей семьи.



Конечно же, современным мастерицам не нужно так мучиться - холсты и нитки для них изготавливают промышленным способом. Однако овладеть техникой вышивки, а так же усвоить все секреты этого сложного ремесла, не так-то просто.





Во-первых, следует знать, что означает каждый из элементов рисунка - ведь вышивка у народов Чувашии была не просто способом украсить одежду, но и возможностью создать с помощью рисунка, защитный , для носящего одежду человека; а так же отразить свое видение мира в создаваемом орнаменте. Как правило, узоры в чувашской вышивке геометрические (ромбы, кресты, прямоугольники, зигзаги и полосы) или растительные . Иногда изображаются животные, люди, древо жизни. В зависимости от конкретного места проживания мастерицы, могли варьироваться цветовая гамма и элементы узора; так же, в отдельных областях Чувашии вышивку дополняли бисером, монетами или ракушками.





Первоначально все предметы, которые украшались вышивкой, оформлялись только вышитыми элементами. Но, впоследствии, стало допустимо дополнять вышивку - как правило, это была черная кружевная отделка по краю изделия. Говоря об особенностях вышивки, нельзя не упомянуть и о том, что зачастую, мастерицы делали вышивку на небольших полотнах, которые, затем, вшивались в основное изделие - например, в рубаху или передник. Это, так называемая, отрезная вышивка . Такие предварительные вышитые заготовки были очень удобны, особенно если требовалось пошить сразу большое количество одежды (например, на свадьбу).





Второе, самое важное для чувашских мастериц-вышивальщиц - это овладение техникой счетной вышивки, которая связана со структурой ткани . Размер стежка зависит от количества ниток утка и основы полотна. Поэтому, обычно для вышивания берется холст или мешковина, а самая сложная работа на батисте и ситце. Шитье осуществляется только по диагонали, вертикали или горизонтали, а начинается работа с контура изображения (он вышивается швом «вперед иголка» в одну и другую стороны, затем идет заполнение контура цветными короткими стежками). Работа эта очень кропотливая и ювелирно точная - если вышивальщица ошибается, то нарушается весь . Чувашская вышивка требует большой внимательности, сосредоточенности и хорошего зрения. Хотелось бы отметить, что ранее в вышивке использовалось более 30 видов швов - сейчас их значительно меньше, но почти все они счетные, за исключением тамбурного шва. Кроме того, начинающим мастерицам, а так же всем, кто хочет хоть немного прикоснуться к этому удивительному миру вышивки, разрешается, на первых порах, использовать приемы вышивки крестом.



Нити для вышивки должны соответствовать «грубости» ткани. Кроме того, в вышивке используется два вида иголок - острые - для создания контура, и с тупым концом - для основной вышивки. Оба вида иглы должны быть лишь немного толще ниток. Нельзя не сказать, что чувашская вышивка бывает одно- и двусторонняя. При этом, вне зависимости от данного фактора, вышивальщица не имеет право оставлять ни узелки, ни края ниток на изнаночной стороне.





Чувашские рукодельницы украшали вышивкой не только одежду, но и прочие предметы быта - скатерти, покрывала. Вместе с тем, у чувашей было принято вышивать как повседневную, так и праздничную одежду, а так же, головные уборы, пояса и передники. Кроме того, по мотивам узора, а так же по цветовой гамме и расположению рисунка на одежде, можно было определить её предназначение - на свадьбу или похороны; так же различалась вышивка на одежде девушек и замужних женщин. Обычно орнамент на одежде располагали по вырезу горловины (на груди), по подолу рубахи, а так же на рукавах и спине.





Чувашию называют краем тысячи вышивок . Красота, создаваемая руками местных рукодельниц (старинное искусство вышивки здесь сохраняют и развивают на фабрике Паха тере), уже давно покорила не только жителей всей России, но и многих ценителей прекрасного за границей. Недаром работы, представленные чувашскими мастерицами, неоднократно занимали первые места на престижных выставках, посвященных искусству вышивки.

«Бордюры» - Рисунок бордюра получается, когда мы начинаем геометрически перемещать его элемент. Гжель. Ббордюр может встречаться как чугунное литье, используемое в оградах парков. Геометрическая резьба по дереву - один из древнейших видов деревянной орнаментальной резьбы. Бордюр – это периодически повторяющийся рисунок на длинной ленте.

«Образование Чувашской республики» - Показатель обученности. Показатель обученности и средний балл. Работодатели. Сми. Отдел мониторинга и статистики образования. Работники органов исполнительной власти, не относящиеся непосредственно к системе образования. Представители органов законодательной власти. Эксперты. Ключевые базы данных мониторинга качества образования ОУ (проект).

«Узоры чувашской вышивки» - В чувашской семье девочку уже с 5-6 лет учили рукоделию. Роспись являлась двусторонним швом. Чувашию издавна называли краем "ста тысяч узоров". Швы чувашской вышивки. В цветовом отношении наблюдается полихромия. Хлопча­тобумажные и льняные нитки шли на крупные и менее ценные вышивки. Ш?ркени - обметочный шов 19.

«Президент Чувашской республики» - Президент Республики участвует не только в отношениях на уровне соответствующего субъекта РФ, реализуя полномочия в пределах предметов совместного ведения РФ и субъектов РФ и в рамках исключительного ведения субъектов РФ, но и в отношениях, имеющих общефедеральное значение. Презентация на тему «ИНСТИТУТ ПРЕЗИДЕНТСТВА В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ».

«Чувашский спорт» - Чемпион СССР (1996); рекордсмен мира в тяжёлой весовой категории (1965). (1949) Мастер спорта СССР международного класса по лёгкой атлетике. Елена Николаевна Николаева. Виктор Семёнович Семёнов. Елена Николаевна Грузинова. Гиана Александровна Романова. (1970) Мастер спорта России международного класса по лёгкой атлетике (марафон).

«Чувашский язык» - К. В. Иванов перевел также поэму А. С. Пушкина «Медный всадник». Перевод «Песни про купца Калашникова» был снабжен предисловием. Задачи: И. Я. Яковлев организовал перевод русских учебников, содержаших произведения классиков литературы. Для учебников Яковлев писал детские рассказы, многие из которых представляют собой переработки народных сказок.










Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока: познакомить учащихся с чувашским национальным орнаментом; изучить его особенности и элементы; развить внимание, точность, способность комбинировать различные элементы орнамента; воспитывать аккуратность, эстетический вкус, уважение и любовь к родному краю.

Задачи:

Образовательные:

  • расширить знания учащихся о культуре родного края;
  • познакомить с основными видами чувашского национального орнамента, его символами и принципами композиционного построения;
  • освоить навыки декоративного обобщения и закрепить навыки работы с гуашью.

Развивающая:

  • развивать познавательный интерес к произведениям чувашского декоративно-прикладного искусства;
  • развивать у учащихся декоративно-орнаментальное творчество и индивидуальность в создании собственных декоративных композиций по мотивам чувашского прикладного искусства;
  • развивать эстетическое чувство, умение видеть красоту форм, движений, пропорций, цветосочетаний, необходимое для понимания национального искусства.

Воспитательная:

  • прививать любовь и уважение к историческому и культурному наследию родного края;
  • воспитывать аккуратность и внимательность в работе при передаче точности линий в орнаменте;
  • оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы.

Оборудование урока:

Зрительный ряд: авторская презентация «Чувашский национальный орнамент»; иллюстрации с изображением чувашского орнамента; таблица «Толкование основных символов чувашских узоров и эмблем»; образцы салфеток и полотенца с элементами чувашского орнамента из музейного фонда школы.

Технические средства обучения: компьютер, проектор, интерактивная доска, CD-диск (слайды).

Материалы и инструменты: альбомный лист, гуашь, крупная и тонкая кисти, палитра, баночка для воды.

Задание: выполнение гуашью декоративной композиции по мотивам чувашской народной вышивки и узорного ткачества.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Вводная беседа: сообщение о чувашском национальном орнаменте, просмотр слайдов.
  3. Практическая работа учащихся: выполнение гуашью чувашского орнамента.
  4. Подведение итогов урока.
  5. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент.

(Приветствие, проверка готовности учеников к уроку.)

II. Вводная беседа.

Учитель: Тема нашего урока «Чувашский национальный орнамент». (Слайд 1 ) Сегодня нам предстоит поближе познакомиться с декоративно-прикладным искусством родного края.

Что такое орнамент? (Ответы учащихся)

Учитель: Орнаментом называется узор, построенный на чередовании в определенном порядке каких-нибудь рисунков или линий. Слово «орнамент» произошло от латинского «ornamentum», что значит «украшение». (Слайд 2)

Где же используется орнамент? (Ответы учащихся)

Учитель: С давних пор орнамент часто используется для росписи стен и для украшения посуды, тканей, одежды. Посмотрите на изящную и затейливую вышивку чувашского полотенца. (Слайд 3) Вышивка (тěрě) - это достояние и гордость чувашского народа. Ею занималась, буквальна каждая чувашская женщина, девушка. До сих пор старинные вышитые узоры, старинный чувашский орнамент восхищают своей красотой и тонкостью, даже не вериться, что вся эта красота сделана руками простых крестьян. (Слайд 4)

«В чувашском орнаменте вышивки выразилась красота души и мудрость нашего народа. Это богатое наследие является неиссякаемым источником для последующих поколений, которые могут на основе лучших его образцов создавать новые высокохудожественные произведения декоративно-прикладного искусства…», - сказал народный художник Чувашской Республики Моисей Спиридонов. (Слайд 5)

Познакомимся с толкованием некоторых основных символов чувашского орнамента. (Слайды 6,7) Традиционные чувашские орнаменты, составленные из пиктографических символов, призывают к духовному единству, взаимопомощи, патриотизму и к сохранению культурных традиций.

Чувашский орнамент – не только символика знаков, но и символика цвета, цветовых соотношений. (Слайд 8) В цветовой гамме чувашского национального орнамента наиболее распространенными являются красный, белый и черный цвета. Красный цвет почти у всех народов связан с красивым, прекрасным. Он является знаком жизни, любви, отваги. Белый цвет в народе считался признаком чистоты, правдивости, мудрости. Черный цвет связан с тем, что в эпоху возникновения орнаментального искусства предки чувашей в большей части занимались земледелием. Зеленый цвет символизирует растительный мир, он является и признаком его жизни. Синий – свод неба, желтый – Солнце, дарующее жизнь всему на Земле.

Орнамент - древнейший язык человечества. Хотя это немой язык, посвященному в его таинства он может многое поведать. Через элементы орнамента человек с незапамятных времен пытался воздействовать на силы природы. Изображая знаки, олицетворяющие Солнце, Луну, звезды, ветер, воду, деревья, человек надеялся, что они принесут ему удачу на охоте, обильный урожай, уберегут от невзгод и болезней. (Слайд 9)

III. Практическая работа учащихся.

Предлагаю детям выполнить гуашью чувашский орнамент с использованием основных символов при помощи таблицы «Толкование основных символов чувашских узоров и эмблем», вывешенной на доске. А для того, чтобы им было проще подобрать к орнаменту цветовую гамму – картинка-помощник на экране. (Слайд 10)

(Дети работают, я провожу индивидуальную консультацию.)

IV. Подведение итогов урока.

Учитель: Давайте посмотрим на наши работы и попробуем дать словесное описание каждому орнаменту согласно толкованиям основных элементов чувашской пиктографии.

(Учащиеся демонстрируют свои работы и все вместе составляют короткий рассказ по каждому из орнаментов.)

V. Домашнее задание.

Собрать иллюстративный материал по теме «Чувашский праздничный костюм».

Урок окончен. Всем спасибо. До свидания.

«Уроки вышивки крестом» - Цели и задачи урока: Познакомить учащихся с технологией вышивки крестом. Вышивка крестиком. Схемы для вышивания. Оформление одежды и аксессуаров вышивкой. Схема для вышивки. Тема урока: Вышивка крестиком. Рисунки для вышивки.

«Вышивание крестом» - Оберегов вышивали на одежде. Нитки «Мулине» - от 5 рублей. Наборы для вышивания – от 40 рублей. Существует такой медицинский термин «трудотерапия». Вышивка – один из древнейших видов народного художественного творчества. Правильно организованные и строго дозированные занятия способствуют восстановлению и укреплению здоровья.

«Уроки вышивки» - Свободная. Счетная гладь. Работы вышитые учениками нашей школы. Работа Яковлевой Насти. Вышивка крестом. Гобеленовый шов. Изнаночная сторона. Роспись. Набор. Счетная. Русская гладь. Вышивка. Лицевая сторона. Кардава Милана. Березкина Таня. Примерные схемы для вышивания крестом.

«Синие розы» - Голубая роза - давняя цель цветоводов и генетиков. Розовые розы являются символом элегантности и изысканности. Нельзя резать тупыми ножницами. Нельзя ходить с острыми предметами в руках. Розы бордовые, как и алые, означают пылкое чувство влюбленности. В цветовом круге нет ахроматических цветов, в том числе черного цвета.

«История вышивки крестиком» - Введение. Волокно находится в стебле. Набор (ткань + иголка + нитки) = 50руб. Вышивка сближается с алтарным образом, со станковой картиной. Вышивать я научилась сама. Паук показан злобным и сердитым. Вышивание крестиком Существуют разные способы вышивки крестом. Шов крестиком особенно подходит для вышивки букв и повторяющихся узоров.

«Узоры чувашской вышивки» - На базарах покупали шелк-сырец, пряли и красили в домашних условиях. Ухмахт?р? - пустяшный шов. Ч?нт?р 16. Хант?слашывлам - верхний косой шов 14. Вышивали также шелками. Много общего имеют вышивки народов Поволжья: марийцев, мордвы, чувашей. Двусторонний стебельчатый шов 12. Х?ю - стебельчатый шов, или веревочка 13.