Ребенок в 2 месяца жизни. Всего два месяца на свете: что должен уметь ребенок

В этой статье:

За первый месяц жизни организм новорожденного полностью приспосабливается к внеуробной жизни. Он уже реагирует на звуки, различает интонацию голоса, поворачивает головку и вовсю дергает своими ножками и ручками.

Второй месяц жизни новорожденного характеризуется еще большим развитием. Буквально за месяц полностью меняется его режим дня. Он становится еще более активнее и восприимчивее к окружающему миру, его интерес ко всему новому возрастает в несколько раз.

Физиология малыша

Физиологическое развитие новорожденного в 2 месяца имеет свои особенности:

  • пищеварительная система уже практически налажена, за счет чего ребенка реже начинают беспокоить колики, вздутия и спазмы живота;
  • повышается иммунная система – организм малыша, столкнувшись с «незнакомыми» инфекциями, начинает активно вырабатывать специфические антитела;
  • центральная нервная система развита не до конца, поэтому в этом возрасте малыши склонны к генерализации болезненных процессов, которые могут протекать судорогами, менингоэнцефалитом или менингитом;
  • температура тела превышает температуру взрослого человека на 0,3 – 0,4 С;
  • снижается тонус рук;
  • формируется координация глаз – теперь малыш не только слышит звук, но и фокусирует свое зрение на предмете, который его издает.

Также формируется координация работы рук и зрения – когда ребенок видит какой-либо предмет, он не только смотрит на него, но и тянет к нему свои ручки. Он начинает следить за яркими движущимися предметами. Если во время кормления ему показать яркую игрушку, он переключит свое внимание на нее и перестать сосать грудь.

Новорожденный в 2 месяца уже начинает поднимать головку, если его положить на животик, и грудь, упираясь на ручки. Так укрепляются его мышцы. К этому времени исчезает рефлекс ползания, ручки свободны в движении. А вот ножки еще сжаты и согнуты в коленках (повышенный тонус), это говорит о наличии симптома Кернига (невозможность разгибания суставов нижних конечностей в то время, когда они согнуты в тазобедренном).

В этот период малыш также активно начинает набирать весь. За второй месяц жизни он прибавляется в весе 600 – 800 г, а рост увеличивается на 2 – 3 см.

Что касается стула, то у детей, которые находятся на искусственном вскармливании, он происходит около 2 – 3 раз в сутки, а те, кто находится на грудном – 1 – 2 раза. Иногда бывают случаи, что кишечник новорожденных на ГВ не опорожняется более суток. Это явление считается нормой, если малыша не беспокоят боли в животе, и обуславливается тем, что материнское молоко хорошо усваивается в организме ребенка.

Психология 2 месячного ребенка

Психологическое развитие 2 месячного ребенка также выходит на новый уровень. Он уже распознает голоса и узнает маму и папу по внешнему виду, становится жизнерадостнее и пытается уже принимать участие в разговоре со взрослыми – улыбается им в ответ и пытается произносить звуки. Его плач приобретает тот или иной эмоциональный характер, который позволяет родителям определить, что беспокоит ребенка – голоден он или чем-то напуган.

Основными показателями нормального психологического развития являются :

  • умение держать головку, лежа на животе, и фокусировать ее в верхней точке на несколько минут;
  • умение упираться ножками, при держании его подмышками;
  • реагирует, когда с ним разговаривают – улыбается, фыркает, дрыгает ножками и ручками, издает различные звуки;
  • пристальное рассмотрение висячих игрушек;
  • фокусирование зрения на движущие яркие предметы.

В этом возрасте новорожденный ребенок начинает реагировать на изменения погоды, геомагнитные и астрономические явления, что характеризуется непрерывным плачем, беспокойным или продолжительным сном, вялостью или чрезмерной активностью.

Зрение и слух

Младенец в 2 месяца уже отчетливо слышит голоса и различает цвета. При громком звуке малыш вздрагивает и моргает, а услышав чей-то голос или резкий звук – сосредотачивается и пытается найти глазами источник звука.

Также в этом возрасте детки уже начинают различать цвета и фокусировать свое зрение на ярких предметах. Начинают распознавать черты лица людей, которые его чаще всего окружают. При разговоре с ними начинает улыбаться и лепетать.

Очень важно оградить ребенка в этом возрасте от громких и раздражающих звуков. Так как именно в этот период происходит формирование центральной нервной системы, а громкие звуки являются раздражителем для нее, что может отразиться на дальнейшем психологическом развитии малыша.

Навыки и умения

Новорожденный ребенок в 2 месяца уже держит головку и поворачивает ее в разные стороны, осматривая окружающую его обстановку.

Лежа на спине, начинает приподнимать верхнюю часть туловища, делая движения схожие с физическими упражнениями на пресс. Если ребенку предложить в качестве упора пальцы, то он начнет приподниматься, как будто хочет сесть, и у некоторых деток это действительно получается. Однако переусердствовать с такими «упражнениями» не стоит, так как это может повлиять на развитие тазобедренных суставов. Вообще врачи не рекомендуют сажать детей до 4 – 5 месяцев.

У малыша появляется большое желание стоять, что он и пытается делать, когда его держат подмышками. Он начинает разгибать ножки и упираться ими. Это естественное явление, которое позволяет снизить тонус ножек.

Ребенок начинает играть игрушками, крутя и рассматривая их в руках. Для развития моторики ему можно давать не только объемные предметы больших размеров, но и маленькие фигурки, которые имеют разную форму и фактуру.

Сон

В этом возрасте сон крохи занимает уже меньше времени, нежели как на первом месяце его жизни. Дневной сон по своей продолжительности уменьшается, теперь малыш дважды спит по несколько часов, и несколько раз по несколько минут (от 5 до 20). Зато увеличивается время ночного сна до 12 часов, естественно, что кроха просыпается несколько раз, чтобы подкрепится, но потом легко засыпает, и чаще всего это возникает во время кормления.

Уже в этом возрасте детки проявляют себя как «жаворонки» или «совы». «Жаворонки» засыпают примерно в 20:00 и просыпаются около 6:00 – 7:00 часов утра, а «совы» засыпают примерно в 23:00 – 1:00 и просыпаются около 10:00 – 12:00 часов дня.

Еда

В этом возрасте кормление малыша происходит исключительно материнским молоком или детскими молочными смесями. Ребенок стал активнее, а значит и трата энергии происходит больше. Для восполнения баланса ему необходимо употребление пищи в больших объемах. Так, например, если на первом месяце жизни, малыш высасывал молоко только с одной груди и ему этого было больше чем достаточно, то в два месяца ребенок может высосать молоко из двух грудей и для него это является нормой.

Грудное вскармливание может происходить в любое время по каждому требованию ребенка (хоть каждые полчаса), что нельзя сказать о кормлении малыша молочными смесями. У детей, которые находятся на искусственном вскармливании, наблюдаются частые проблемы с опорожнением кишечника. Как правило, таких малышей очень часто беспокоят вздутия и клики в животе. Поэтому кормление молочными смесями должно происходить строго по графику, то есть каждые 3 – 3.5 часа. Так как потребность в пище у малыша возросла, необходимо увеличить количество разводимой смеси.

Двигательное развитие

В 2 месяца ребенок умеет:

  • держать головку;
  • приподнимать верхний корпус туловища;
  • «стоять» на ножках;
  • держать и играться погремушками.

Малыш начинает активно развиваться, но стоит быть предельно осторожным, играя и держа ребенка на руках. Его косточки и хрящики еще не до конца окрепли, и любое неосторожное движение может привести к перелому или вывиху.

Игры

Малыш уже стал активен, и пришло время развивающих игр и занятий. В 2 месяца ребенку интересно наблюдать за различными движущимися предметами, изучать лица близких людей и обстановку в комнате. В качестве развивающих игр можно использовать следующие занятия:

  • Можно повесить над кроваткой яркие игрушки, хорошо будет, если они при этом будут издавать различные звуки. При их виде у малыша возникнет желание дотянуться до них и попробовать их «на вкус». Поэтому, если игрушки находятся на близком расстоянии от малыша, то лучше всего использовать пластмассовые изделия, которые легко мыть. Мягкие игрушки хоть и безопаснее, но в них скапливается много пыли и различных микроорганизмов, которые могут вызвать инфекционные заболевания или воспалительные процессы в организме малыша;
  • Можно взять колокольчик, привязать его к ниточке и подвесить его на небольшом расстоянии от глаз малыша (примерно на 20 – 30 см, близкое расположение предметов может вызвать косоглазие). Спрячьте колокольчик в своей ладони и водите им в разные стороны. Малыш сначала будет реагировать на звук, и искать его источник. Затем разожмите ладонь и покажите предмет малышу, не переставая водить им. Ребенок сфокусирует взгляд на колокольчике и будет пытаться дотянуться до него.
  • Чувство ритма у малыша можно развить при помощи чтения книг или пения песен. Когда ребенок начнет издавать звуки, повторяйте их так, чтобы он их слышал.
  • Чтобы помочь крохе начать ассоциировать ваши слова с предметами, возьмите ребенка на руки и походите с ним по комнате, показывая различные предметы и обязательно говоря, что это такое.

И запомните, что ребенок – это личность, которая формируется благодаря вашему воспитанию. Пойте песни и рассказывайте ему истории только те, которые вызывают положительные эмоции. Ваше постоянное присутствие ему просто необходимо, он пока не может отделить свою жизнь от вашей, так как совсем недавно вы с ним были одним целым. Не бойтесь избаловать ваше чадо, ведь ваша любовь и забота, отданная ребенку сейчас, обязательно вернется к вам в будущем от него!

Полезное видео о развитии двухмесячного младенца

Во второй месяц младенец вступает с улыбкой, он и раньше улыбался, но непроизвольно, каким-то своим ощущениям. А на четвертой-пятой неделе впервые улыбнулся в ответ на ваши ласковые слова, улыбнулся осознанно, радостно. Эта улыбка - знак понимания, готовности к общению, к диалогу.

Английский психолог Т. Бауэр, взяв под пристальное наблюдение 86 младенцев, обнаружил у них по меньшей мере четыре значения улыбки, адресованная только матери: улыбка типа «Ура! Я справился с этой задачей!», дружеская улыбка, примерно означающая «Я хочу вам понравиться», улыбка облегчения, когда ребенок осознает, что какой-то резкий звук или неожиданное движение не опасны для него.

Еще одно открытие Бауэра: девочки и мальчики улыбаются неодинаково. Мальчик сначала открывает рот вертикально, затем широко распахивает глаза, а у девочки губы сначала медленно изгибаются в уголках, она хлопает ресницами, затем слегка отворачивается, показывая себя в профиль. В общем, похоже на некоторое кокетство.

Так это или не так, вы можете проверить, почаще вызывая улыбку собственного ребенка. И если даже не обнаружите особого разнообразия, все равно будете каждый раз получать огромное удовольствие.

Еще одна характерная особенность второго месяца - интенсивное развитие ориентировочных реакций, тех самых, которые физиологи образно называют реакциями «Что такое?».

Вы уже, конечно, подвесили над кроваткой игрушки, а лучше - пока только один яркий шар. Теперь ребенок все чаще и дольше останавливает на нем свой взгляд. Важно, чтобы игрушка висела над его грудью на высоте 50 см -именно такое расстояние способствует правильной фиксации взора. Внимание малыша стали привлекать движущиеся предметы. Он сосредоточенно следит за погремушкой, которую вы, показав ему, начинаете передвигать вправо-влево. Его крайне интересуют звуки - в этом вы можете убедиться, позвонив колокольчиком то с одной, то с другой стороны кроватки. Он прислушивается к голосам, и резкие, громкие интонации ему явно не нравятся, а от ласковых, нежных он буквально расцветает.

Из всего окружающего его больше привлекает яркое, блестящее, звучащее. Но самый любимый предмет для рассматривания - ваше лицо. Просто удивительно, с каким пристальным вниманием, как серьезно всматривается малыш в наклонившихся над ним маму или папу. Как не согласиться в такие минуты с психологами и нейрофизиологами, утверждающими, что новорожденный ребенок уже обладает интеллектом и что возможности умственного развития детей первых месяцев жизни гораздо шире, чем мы представляем!

Тот же Бауэр, например, считает, что для ребенка общение со взрослым по своей занимательности равно разгадыванию головоломки: мы стараемся понять его, а он - нас...

Второй месяц ознаменован и нарастающими темпами физического развития.

Если за первые четыре недели масса тела ребенка увеличилась примерно на 600 г, то теперь предстоит набрать уже 800, подрасти еще на три сантиметра (а всего с момента рождения на шесть). Возрастает и активность - малыш больше двигает ручками и ножками, начинает держать головку в вертикальном положении, приподымает ее, лежа на животе.

Все это требует увеличения энергетических ресурсов - надо добывать у мамы побольше молока, граммов по 120-140 за раз, а за шесть кормлений - около 800!

Природой это предусмотрено - на втором месяце, по мере роста потребностей ребенка, увеличивается и лактация (выработка молока). Но что-то может в этом механизме не сработать и тогда молока начинает не хватать.

Как мы уже говорили, все еще поправимо. Опытные специалисты советуют в таких случаях прежде всего пересмотреть собственный рацион. Лактация требует повышенного количества белков (см. главы «Грудное вскармливание», «Питание кормящей матери»).

Наконец, еще одно средство, для нас новое, а, по существу, очень древнее, биологически обоснованное: максимальный телесный контакт мамы и ребенка при кормлении, не через одежду, а именно кожей.

Метод кормления «кожа к коже»

Перед кормлением ребенка раздевают, оставляя только подгузник и прикрывая пеленкой спину. Мама тоже раздевается до пояса. Обмен теплом, раздражение определенных кожных рецепторов, эмоциональное воздействие увеличивают приток молока.

Энергично сосущий ребенок обеспечивает себе и следующее кормление, потому что сам акт сосания и полное опорожнение молочной железы рефлекторно способствуют дальнейшей выработке молока. Все, что осталось, надо сцедить буквально до последней капли, а потом минут на 5-10 подставить грудь под горячий душ.

Испокон веков известно, что от волнений, неприятностей у женщины может пропасть молоко. И даже лишь тревога по поводу того, что ребенку не хватает молока, тоже усугубляет ситуацию. Поэтому при лечении гипогалактии (недостаточной выработки молока) в последнее время широко применяют психотерапию. Лучшим психотерапевтом для женщины может стать собственный муж. Помните, мужья: счастлива и спокойна мать - сыт ребенок!

По классической старой схеме вскармливания, со второго месяца жизни в рацион ребенка вводят фруктовые и овощные соки, начиная с нескольких капель и доведя к концу второго месяца до 5-6 чайных ложек в день.

Все-таки введение соков составляет дополнительную нагрузку на органы пищеварения, а они и без того функционируют в напряженном режиме. Так что, если у малыша неустойчивый стул или вы замечаете у него проявления диатеза, с введением соков лучше немного повременить. Тем более что при грудном вскармливании - именно при грудном! - необходимости в них пока нет.

Массаж и гимнастика для ребенка

Когда налаживается режим кормления, в колею входит и вся жизнь ребенка. Теперь у него есть более или менее постоянные часы сна и бодрствования, два-три раза в день эн гуляет - сначала по 20-30 минут, а к концу месяца уже то часу-полтора и даже больше (если температура не ниже -10-12°С и нет сильного ветра). В одно и то же время - перед вечерним кормлением - его купают. Пришла пора выделить 6-8 минут для массажа и первой легкой гимнастики. Лучше это делать в первой половине дня и, главное, - не перед сном и не сразу после кормления.

О пользе массажа догадывались еще наши прабабушки, хотя они, может быть, и не знали этого слова. Вспомните народные потешки, присловья, которыми сопровождалось перепеленание, все эти «Потягушечки-потянушечки, на ножки растушечки, на ручки хватушечки» или бессмертную «Сороку-ворону» с поглаживанием ладошки и разминанием каждого пальчика. При тогдашнем тугом пеленании ребенку без этого было просто не обойтись, но и сегодняшний младенец, получивший гораздо больше свободы, нуждается, чтобы его активность стимулировали.

Массаж и гимнастика сочетают в себе еще и воздушную ванну, то есть закаливающую процедуру, и контакт «кожа к коже». И, что не менее важно, восемь минут массажа - это минуты эмоционального общения и радости. Методика проведения гимнастики и массажа приведена в последующих главах.

«Живот болит!» «Хочу к вам!»

За день, а вернее, за сутки, много раз изменится настроение, самочувствие, выражение лица ребенка. Был спокойный, умиротворенный и вдруг морщится, хнычет, снова улыбается, а вот разразился таким плачем, что просто жалко смотреть: весь побагровел, напрягся, сжимает кулачки, беспокойно шевелит ножками... Так обычно бывает при кишечных коликах, столь частых у детей в первые месяцы жизни. «Живот болит! Сделайте что-нибудь!» - говорит он этим плачем.

Что же можно сделать, если у ребенка болит живот? Взять его на руки вертикально, прижать к себе, походить с ним, слегка похлопывая по спине. Прогладить горячим утюгом сложенную в несколько раз фланелевую пеленку и теплую (не горячую!) приложить к животу. Легко помассировать живот по часовой стрелке.

Все это - домашние средства первой помощи. А чтобы кишечные колики становились реже, можно прибегнуть к некоторым безобидным медикаментам. Например, хорошо поглощает газы активированный уголь. Его дают три раза в день по половине таблетки, растолченной и смешанной с водой.

Есть специальный детский чай с фенхелем. Малыши пьют его охотно, и действует он хорошо, уменьшая спазмы кишечника и облегчая отхождение газов.

Прибегая к любому из перечисленных средств, надо еще и проследить, не совпадают ли особо упорные приступы колик с погрешностями маминой диеты. Ребенок может расплачиваться болью в животе за то, что мама ест слишком много сладкого, овощей с грубой клетчаткой, винограда или выпивает более пол-литра молока в день.

«Часы плача» наступают обычно к вечеру. Малыш плачет, когда устал, если хочет, но не может уснуть; плачем он сообщает недогадливым взрослым о каком-то дискомфорте, плачем взывает: «Хочу к вам!» Побыть на руках у мамы или папы, согреться их теплом - не каприз, а потребность ребенка, и часто единственная возможность успокоиться.

Дети, нервная система которых пострадала во внутриутробном периоде или в родах, более чувствительны к любым неприятным ощущениям, они плачут больше, причем у них при этом дрожит подбородок, дрожат ручки. Нередко это сочетается с так называемым симптомом Грефе - при резком звуке, внезапно вспыхнувшем свете глаза у ребенка раскрываются так широко, что над радужкой становится видна белая полоска глазного яблока.

Еще некоторые симптомы, доступные материнскому глазу: ребенок очень часто срыгивает, мало спит. Стремится запрокидывать голову, так что затылок касается спины. Мышцы его постоянно напряжены - трудно разогнуть ручку или ножку. Подвижность рук, ног неодинакова - левая рука, допустим, явно менее подвижна, чем правая, или наоборот.

Консультация невропатолога в первые месяцы жизни очень желательна для любого ребенка, а такому она просто необходима. И - срочно!

В комплекс лечения неврологических расстройств обычно включают массаж.

Того, который делает мама, в этих случаях совершенно недостаточно. Лечебный массаж - дело тонкое, сеансы его длятся по 30-40 минут и больше, проводить их должен только специалист.

Назначения невропатолога надо выполнять очень точно. И пусть лечение не покажется вам излишним, если даже, на ваш взгляд, ребенок уже вполне здоров. Дело в том, что ранние поражения центральной нервной системы, пусть и минимальные, способны, внешне угаснув на время, всплывать затем вновь и вновь, в разные возрастные периоды проявляясь по-разному: у дошкольника - повышенной моторной возбудимостью, капризностью, заиканием, у школьника - рассеянностью, неумением сосредоточиться, дефектами почерка и даже у взрослого человека - трудными чертами характера. Так что лечение в первые месяцы - защита на всю жизнь!

Что должен уметь ребенок к концу второго месяца жизни

К концу 2 месяца жизни малыш:

  • Длительно смотрит на привлекший внимание неподвижный предмет и длительно следит за движущимся предметом. Способен задерживать взгляд в течение 15-30 секунд.
    Взгляд малыша устойчив, он сосредоточенно смотрит! Все, что он видит, удивляет его. Удивление - это начало познания, начало любознательности. Малыш начинает воспринимать мир, выделяя отдельные предметы, большое и малое, приятное и неприятное. Он улыбается!
  • Возникает "реакция оживления”. Это реакция на общение со взрослыми, когда малыш вместе с улыбкой, оживленно двигает ножками и ручками!
  • Удерживает головку.Некоторые малыши способны уже зрительно сосредотачиваться в вертикальном положении, поворачивать головку вслед за предметом и следить за ним взглядом на расстоянии до полутора метров, прислушиваться к звуку, пристально смотреть на источник света.
  • Предпочитает находиться на руках у взрослого.
    Для полноценного психического развития малыша очень важно брать его на руки! Именно такое положение дает ему возможность видеть и слышать, что способствует умственному развитию. В положении на руках малыш удовлетворяет ориентировочный рефлекс.
  • Спонтанно произносит отдельные звуки, например, "кхе”, "ах” и пр.
    На втором месяце жизни в криках и плаче ребенка можно уже четко распознать отличия его требований. Голод и боль вызывают резкий крик, а уставший малыш издает "жалобное” ворчание…
  • Протяжное "агу”, покачивание головкой, веселые глазки, вытянутые губки – все это означает удовольствие!

Разговаривайте с малышом с самых первых дней его жизни! Рассказывайте ему обо всем, что вас волнует, или чему вы радуетесь, говорите легко и просто, нежно… Не бойтесь жестикулировать и выражать мимику, все это будет способствовать развитию речи вашего малыша. Говорите правильным языком. Исследования показали, что речь детей, с которыми рано разговаривали не детским языком, развивалась значительно быстрее… Помните: развитие речи и интеллекта взаимосвязаны!

В возрасте двух месяцев у младенца начинается “время открытий”. Буквально с каждым днем кроха из полностью зависимого от мамы новорожденного превращается в активного грудничка, интересующегося всем происходящим вокруг. Родителям важно знать, каким должно быть развитие ребенка в 2 месяца, какие умения и навыки будут появляться в этот период, чтобы определить правильный ритм развития своего малыша.

Рост и развитие двухмесячного ребенка

За второй месяц жизни малыш становится тяжелее в среднем на 800 г, и длиннее на 3 см. Темпы увеличения окружности головы первые 8-12 недель жизни держатся на высоком уровне, и в конце второго месяца данный показатель может варьироваться от 38,2 до 40,1 см. По мере роста черепа размеры родничков соответственно сокращаются; малый задний родничок должен полностью закрыться уже ко 2-3 месяцу.

На заметку! Взвешивать двухмесячного ребенка лучше всего в одни и те же часы, желательно по утрам. Данные вечерних и утренних обследований сравнивать нельзя: по наблюдениям педиатров, вечером вес может увеличиваться.

В два месяца малыш выглядит круглощеким, полненьким по телосложению. Но с каждым днем активность ребенка растет, он начинает более активно двигать ножками и ручками. Мышцы укрепятся, и жировая прослойка будет истончаться. Кости грудничка также стремительно растут, тело и конечности удлиняются. К окончанию месяца младенец будет выглядеть стройнее и выше, чем в его начале.

Физическое развитие двухмесячного ребенка имеет некоторые особенности:

  • Волосяной покров к 2 месяцам жизни начинает меняться – пушковые волосы выпадают, а на их месте вырастают луковичные.
  • Начиная с данного возраста у младенца увеличивается болевая чувствительность. Также грудничок более остро реагирует на любого рода дискомфорт, будь то голод или мокрые пеленки.
  • Двухмесячный ребенок неосознанно способен выразить свое отношение к приятным и неприятным запахам. На первые он реагирует улыбкой или замирает; на вторые – чихает или корчит гримасу.
  • Зрение крохи развивается и совершенствуется. Он уже может распознавать предметы окружения (соску, бутылочку с молоком). Когда ребенок бодрствует, он останавливает свой взгляд на игрушках, расположенных перед ним или сбоку от него, особенно внимание грудничка привлекают яркие предметы. Продолжительность зрительного сосредоточения младенца может быть 5-7 минут.
  • Иногда малыш рождается с яркими сосудистыми пятнами на затылке и лбу, которые в период новорожденности отчетливо видны. Ко втором месяцу они постепенно начинают бледнеть, а спустя еще полгода практически бесследно исчезают.

Обратите внимание! Если сосудистые пятна сохраняются более длительное время, чаще всего это говорит о том, что у ребенка имеются нарушения мозгового кровообращения.

Двигательная активность и эмоциональное развитие

Начиная со 2-го месяца у грудничка уменьшается тонус сгибателей ног и рук, а объем спонтанных движений, наоборот, увеличивается. Если малыш лежит на боку, то можно заметить, что головка у него уже не запрокинута назад, как это было в первые недели жизни (период новорожденности).

Большая часть малышей к двум месяцам умеет следующее:

  • подносить руку ко рту, сосать пальчики;
  • не менее 10 секунд удерживать вложенный в руку предмет;
  • отводить рукой висящие впереди игрушки, отпихивать их от себя;
  • некоторое время способны держать голову на весу;
  • лежа на животе приподнимать грудку на несколько секунд;
  • тереть кулачком глаза и носик;
  • прислушиваться к голосам взрослых.

Ребенок начинает проявлять активный интерес к окружающим его предметам. Все, что можно пощупать, схватить ладошкой, не пройдет мимо его внимания. К середине второго месяца грудничок активно цепляется за все вокруг: мнет мамин журнал, простыни, хватает за пальцы взрослых и пытается сорвать игрушки с развивающего коврика.

Маленькие достижения в 2 месяца жизни

Что должен уметь ребенок в таком младенческом возрасте? Этот вопрос волнует многих родителей. Двухмесячный малыш быстро растет, крепнет и уже приспособился к новым условиям жизни. Лежа на животе, кроха уже довольно хорошо держит голову. Если мама вложит в его ручку погремушку, то он её немного подержит, а потом уронит. Ребенок в два месяца следит взглядом за тем, что движется, но только при условии, что предмет наблюдения достаточно крупный. Малыш может понять, откуда доносятся звук, и с любопытством повернет голову к его источнику.

Что еще умеет делать двухмесячный грудничок:

  • чаще распрямляет ладони, уже не держит их постоянно в кулачках, как в первые недели после рождения;
  • услышав звук, взглядом и поворачиванием головы реагирует на него, прислушивается и ждет продолжения;
  • видит не только очертания предметов, может замечать детали;
  • учится привлекать внимание мимикой, а не только плачем, и меняет выражение лица;
  • пугается, если слышит чей-то громкий голос, чихание или громкий бытовой прибор.

В помощь молодой маме приводим таблицу нормативов, сформулированных врачами. Она послужит ориентиром, который поможет оценить физическое здоровье и развитие ребенка.

Речь Как и в первый месяц жизни, дискомфорт кроха выражает плачем. Появляются попытки гуления, иногда малыш может издавать заднеязычные звуки, например “г-г-г”, “к-к-к”.
Слух Услышав звук, поворачивает голову в его сторону. Прислушивается к маминому голосу, к погремушке или работающем телевизору. От внезапно появившегося резкого щелчка или иного звука моргает, или даже вздрагивает.
Зрение С интересом рассматривает лица взрослых, особенно всматривается в маму. Следит глазами за перемещающимися предметами, поющей каруселью на кроватке. Интерес вызывают черно-белые геометрические фигуры и рисунки этих тонов.
Эмоции Когда к малышу обращается мама, поворачивает в её сторону голову, слушает, открыв ротик. Часто улыбается при общении со взрослым.
Моторика Пытается удерживать вложенные в руку маленькие игрушки на несколько секунд. Лежа на животе способен удержать некоторое время голову; если становится тяжело – опускает, но через время поднимает вновь.

Видео о развитии ребенка от одного до двух месяцев:

Примерный режим дня в 2 месяца

В возрасте 8-10 недель малыш ведет достаточно спокойный образ жизни. Большую часть дня ребенок еще проводит во сне, ведь для роста ему требуется большое количество энергии. На 2-ом месяце жизни время сна в основном уже перемещается на ночные часы, а время бодрствования – на дневные. Чередование сна и бодрствования устанавливается не сразу, нужно последовательно приучать грудничка к режиму. Четко установленный режим дня способствует поддержанию у ребенка уравновешенного, бодрого и эмоционально положительного состояния.

Питание

В идеале питание для двухмесячного грудничка – это только лишь материнское молоко. Режим кормления уже может претерпевать изменения: если месячный ребенок ест исключительно по требованию, то к 2-3 месяцам можно установить промежутки между кормлениями в 2, 2,5 или даже 3,5 часа. Искусственное и смешанное вскарливание имеют свои нормы, но есть мини-формула для ориентировочного определения количества молока/адаптированной смеси, которое младенец должен получать за сутки. Для этого мама может пользоваться расчетом: с 2 до 4 месяцев это количество составляет 1/6 от массы тела. Разделив полученную суточную дозу на число кормлений, можно узнать приблизительный объем питания на одно кормление.

Купание

Если в первый месяц жизни купание было для родителей волнительным событием, требующим сноровки, то к 2 месяцам уверенности у мам и пап значительно прибавляется. На данном этапе малыша чаще всего купают через день, в вечернее время – от 19.30 до 21.00. Детская ванночка наполняется водой, по желанию в неё можно добавлять отвар для лучшего сна малыша – из ромашки, череды, лаванды или коры дуба. Нужную температуру воды следует измерять специальным термометром, она должна быть не менее 36-37ºС. Также следует поддерживать правильную температуру в помещении, где проводится купание младенца (23-24ºС).

Двухмесячному ребенку необходимо как минимум три-четыре дневных сна. Распорядок дня может меняться в зависимости от кормления, и от того, как рано кроха встает утром. Один из вариантов режима может выглядеть таким образом:

Пробуждение, утренний туалет, кормление 8.00-8.30
Бодрствование 8.00-9.30
Первый дневной сон 9.30-11.30
Кормление 11.30
Бодрствование 11.30-12.30
Второй дневной сон 12.30-15.00
Кормление 15.00
Бодрствование 16.00-16.30
Третий дневной сон 16.30-18.30
Кормление 19.30
Бодрствование 19.30-20.30
Купание 20.30
Ночной сон 21.00-8.00
*Первое ночное кормление 22.00
*Второе ночное кормление 01.30 или 03.00

Чаще всего такой режим (с 3-мя дневными периодами сна) устанавливается к 2-3 месяцам у хорошо развивающихся детей, с крепким здоровьем и уравновешенной нервной системой. Все дневные сны ребенку желательно проводить на свежем воздухе.

Физическое развитие грудничка нужно ежедневно стимулировать для успешного становления и роста. Для этого родители должны:

  1. Обеспечить ежедневные прогулки на улице с малышом длительностью не менее 2-4 часов, вне зависимости от времени года и погодных условий.
  2. Понемногу, но часто выкладывать ребенка на животик, чтобы младенец развивал шейные мышцы и тренировался удерживать голову на более длительное время;
  3. Проводить малышу 5-минутные воздушные ванны, раздев ребенка догола во время смены подгузника или перед подготовкой к купанию. Со временем можно увеличивать продолжительность воздушных ванн до 10-15 минут;
  4. Для развития мелкой моторики знакомить кроху с различными материалами, вкладывая ему в ручку предметы с разной поверхностью (мягкая, шершавая, гладкая), разного веса и состава (пластмасса, резина, дерево и т.д.);
  5. Делать легкий массаж всего тела, поглаживаниями и нежными, невесомыми похлопываниями по спинке, ручкам, ножкам, стопам и ладоням младенца.

Всестороннее развитие 2-месячного малыша

Общение и контакт

Общение пронизывает ребенка с первых дней жизни. Ни в коем случае оно не должно быть эпизодическим. Обращайтесь к своему малышу по имени, разговаривайте с ним ласковыми интонациями. Младенцам нравится, когда мама воспроизводит звуки из его “репертуара”. Вы и не заметите, как ваш несмышленый грудничок будет продолжать с вами “разговор”, отвечая вам гулением.

Улыбка и игра

Все свои действия, которые направлены на уход за ребенком, сопровождайте приветливой улыбкой. Особенно она важна в ответ на улыбку вашего малыша. Когда кроха будет в хорошем настроении и развеселится, смейтесь и забавьтесь вместе с ним. Дарите ребенку эмоциональное общение, оно бесценно. Носите на руках, покачивайте, рассказывайте сказки-потешки. В два месяца грудничок любознателен и будет с интересом наблюдать за вашими действиями.

Положительные эмоции

Выражайте любовь к своему малышу, даже если вам кажется, что он еще слишком мал и ничего не понимает. Прикасайтесь к ребенку, – грудничку доставляет неимоверное удовольствие поглаживание его мамой по спинке, перебирание пальчиков, . Не забывайте при этом смотреть в глаза крохе, старайтесь продлить контакт взглядов как можно дольше.

Правильные игрушки

В первые месяцы жизни ребенку не важны мелкие детали. Сейчас для него лучшими игрушками будут яркие предметы-подвески (мобиль, мягкие игрушки или погремушки) с четкими очертаниями. Для того, чтобы малыш учился фокусировать на них взгляд, их стоит разместить на расстоянии 30-40 см от ребенка, подвесив в коляске или кроватке. Первое время кроха будет наблюдать за ними, но настанет момент, и ребенок потянется к ним, чтобы попробовать схватить. Приближая и отдаляя игрушки, тренируются мышцы глаз.

Гимнастика

Легкая физическая нагрузка поможет ребенку расти здоровым и крепким. На этом пункте остановимся более подробно. Представляем видео о том, как необходимо правильно делать массаж и гимнастику для 2-х месячных малышей:

Выполнять упражнения лучше всего по утрам, через час-два после первого “завтрака”. Обхватите ручки ребенка своими ладонями, и легко, без усилий, расставьте ручки малыша в стороны. Затем сложите кулачки на груди. Сопровождайте гимнастику счётом до четырех, или веселой песенкой.

Также полезно с 2 месяцев делать упражнение “Велосипед”. Малыша нужно взять за голени и поочередно прижимать согнутые в коленях ножки к груди, а затем выпрямлять их. Упражнение помогает справиться с коликами, и активно укрепляет мышцы ног.

На заметку! Важно, чтобы занятия были регулярными и проходили каждый день. Но если крохе нездоровится или он перенес плановую прививку, то с физическими упражнениями лучше повременить.

Вашему малышу уже два месяца. Позади самый сложный и беспокойный первый месяц жизни. За это время мама и дитя справились со стрессом, а семья благополучно адаптировалась к появлению нового человечка. Развитие ребенка в 2 месяца – это интересная и незабываемая пора. Ваш грудничок – уже не тот маленький, постоянно спящий комочек, он многому учится, растет и меняется день за днем.

Физиологические особенности

На втором месяце младенец развивается и растет очень активно. В среднем к 2 месяцам, прибавка веса составляет 800 грамм, а прибавка роста – около 3 см по сравнению с предыдущим месяцем. В общей сложности разница в весе при рождении должна составлять около 1400 граммов, а разница в росте – 6 см.

В таблице развития показаны данные Всемирной организации здравоохранения о том, каким физиологическим параметрам должны соответствовать мальчики и девочки в двухмесячном возрасте. Конечно, стоит помнить, что все дети развиваются в своем индивидуальном темпе, поэтому переживать из-за небольших отклонений от указанной нормы вовсе не стоит.

Способности и умения

Новоиспеченных родителей интересует, что должен уметь ребенок в 2 месяца? Ко второму месяцу жизни малютка обычно уже радует родителей долгожданной улыбкой. Но помимо этого появляется много других умений и навыков. Так, большинство детей в этом возрасте умеют:

  • поднимать голову и непродолжительное время удерживать ее;
  • следить за движением предмета на расстоянии 20-30 см;
  • рассматривать свои руки и тянуть их в рот;
  • держать игрушки или палец взрослого;
  • вслушиваться в голоса и звуки – громкие звуки пугают, а спокойная музыка успокаивает;
  • контролировать непроизвольные вздрагивания;
  • приподнимать грудную клетку при выкладывании на живот;
  • отвечать улыбкой на улыбку взрослого.

Не стоит паниковать, если ваше чадо пока не умеет что-то из вышеперечисленного, он обязательно научится этому вскоре.

Организация питания

Давно известно, что самым приемлемым вариантом питания 2 месячного грудничка остается грудное вскармливание по требованию. Грудное молоко содержит все необходимые вещества для роста, развития ребенка и формирования его иммунитета. Частота прикладываний к груди и кормлений зависит от потребностей малыша и составляет от 30 минут до 3 часов.

Младенец должен находиться у груди столько времени, сколько захочет, либо засыпая с грудью, либо отпустив ее самостоятельно. Чтобы увеличить количество молока, мама может пить чаи для лактации на натуральной основе – из трав фенхеля, тмина и аниса.

Если же кормление грудью по каким-то причинам не состоялось, необходимо подобрать подходящую смесь для детского питания. На искусственном вскармливании важно соблюдать режим питания, так как частое переедание может привести к дискомфорту и затрудненной работе незрелого ЖКТ.

Промежутки между приемами пищи должны составлять 3 часа. После кормления любым способом ребенка лучше подержать какое-то время в вертикальном положении, чтобы сократить вероятность срыгиваний.

Допаивание водой вызывает множество дискуссий. Многие педиатры утверждают, что ребенка на грудном вскармливании не нужно допаивать водой до полугода, существует и противоположное мнение, что предлагать воду стоит уже с первых дней. Решение стоит принимать индивидуально, ориентируясь на потребности каждого конкретного малыша. Детей же, питающихся смесью, необходимо допаивать водой в обязательном порядке.

Сон в 2 месяца

В 2 месяца детки уже меньше спят и больше бодрствуют по сравнению с предыдущим периодом жизни, что благотворно влияет на психическое и физическое развитие ребенка. Если в первый месяц новорожденный спит по 18-19 часов в сутки, то теперь продолжительность сна может составлять 16-17 часов. Ночной сон занимает примерно 8-9 часов. Дневной сон ребенка обычно делится на 4-5 промежутков по 1,5-3 часа каждый.


Периоды активности крохи становятся более долгими и выраженными, это время нужно проводить с пользой – играть с ним, проводить гигиенические процедуры, делать массаж и выполнять простую гимнастику.

Бывает и такое, что дети путают день и ночь, так как режим сна и бодрствования еще не сформировался окончательно и может давать сбои, но обычно уже на следующий день ситуация нормализуется.

Второй месяц жизни новорожденного важен не только в плане активности и отдыха, но также установлением режима дня. Постепенно приучайте ваше чадо к распорядку дня, старайтесь укладывать в одно и то же время. Впоследствии это поможет ребенку быстрее и проще засыпать, а родители смогут планировать свой день.

Немаловажную роль в развитии малыша играют ритуалы, сформированные родителями. Это может быть определенная последовательность: купание, потом вечерняя сказка; спокойная музыка или мамина колыбельная, легкий массаж.

Занятия с малышом

В два месяца младенец уже лучше реагирует на родителей, предметы и внешние раздражители, поэтому можно начинать занятия, направленные на развитие слуха, зрения и осязания. Для развития зрительных навыков у ребенка второго месяца, установите на перила кроватки «мобиль с игрушками» или различными предметами, которые могут быть интересны крохе: ленточки, фигурки животных, геометрические фигуры с черно-белым рисунком. Мобиль должен находиться на расстоянии около 20-30 см от глаз.

Игрушки для развития мелкой моторики нужно менять раз в несколько дней, чтобы малыш не терял к ним интереса и знакомился с новыми предметами.

Также над кроватью в поле зрения дочки или сыночка можно закрепить схематическое изображение лица или фотографию знакомых ребенку людей в хорошем качестве – мамы, папы, бабушки или дедушки. Дети в таком возрасте очень любят рассматривать лица. При кормлении можно использовать сшитый или вязаный черно-белый чехол на бутылочку. Особенности зрения двухмесячных деток таковы, что они лучше различают черно-белые контрастные изображения и предметы красно-желтой цветовой гаммы.

Чтобы развивать слух у двухмесячного малыша, включайте негромкую приятную музыку, используйте разные игрушки, издающие звуки. Это могут быть погремушки, колокольчики, дудочки, резиновые с пищащим механизмом. Главное требование к ним – звук не должен быть громким и резким. Можно наполнить небольшие контейнеры, например, фасолью, гречкой, манкой, — и предложить послушать, какое звучание будет издавать каждый из них.

Дитя уже может самостоятельно извлекать звуки из погремушек, либо браслета с колокольчиками, повязанного ему на ручку.

Освоение осязательных навыков является одним из наиболее важных аспектов занятий с ребенком 2 месяца жизни. Ведь уровень развития мелкой моторики напрямую связан с речью карапуза, об этом неустанно твердят педиатры. Выбирайте погремушки из различных материалов: дерева, меха, велюра, замши, стекла. Также можно присмотреть интересные фактуры игрушек – вязаные, расшитые бусинами, гладкие, шероховатые, мягкие или твердые.

Неплохо иметь слингобусы из пищевого силикона или можжевеловое кольцо – ребенок будет трогать игрушку пальчиками, а потом она сыграет добрую службу при прорезывании зубов.

Игры

Развивающие игры и занятия с ребенком в 2 месяца должны быть непродолжительными, так как они еще не могут долго концентрировать свое внимание на каком-либо объекте, и приносить маленькому человечку удовольствие.

В игры «Сорока-белобока», «Ку-ку», «Идет коза рогатая» играли еще наши бабушки и дедушки, а они до сих пор не теряют популярности, вызывая неизменно улыбки и даже первый смех.

Наклоняйтесь к малышу на расстояние 20-30 см, чтобы он мог рассмотреть и потрогать ваше лицо, говорите спокойным и ласковым голосом, пойте песенки. Разговаривайте, комментируя свои действия.

Читайте короткие ритмичные стишки-потешки. Стройте рожицы, улыбайтесь и хмурьте брови, ребенок захочет повторить сфокусировать свой взгляд, это благотворно скажется на артикуляционных навыках и дальнейшем развитии.

Как играть в игру «Где мой носик» - Канал раннего развития детей от 2 до 6 лет.

Гимнастика и массаж

Массаж и гимнастика положительно влияют на физическое и эмоциональное состояние 2 месячного малыша. Все движения должны быть плавными и осторожными.

Нужно совершать гладящие движения по ногам и рукам по направлению снизу вверх, круговые поглаживания животика по часовой стрелке, простой массаж спинки. Разомните и помассируйте пальчики и ладони на ручках и ножках.

Не забудьте размять суставы – аккуратно вращайте кистями рук, ступнями, коленями. Затем сгибайте и разгибайте руки в локтях, ноги в коленях, подтягивая их к животу. Число повторений каждого упражнения 10-15. Общая продолжительность зарядки не должна быть больше 15 минут, во избежание переутомления. Занятия гимнастикой стоит проводить только когда у малыша хорошее настроение, он не хочет спать и отлично себя чувствует.

Правильный уход за 2 –месячным младенцем

Уход за двухмесячным ребенком мало отличается от ухода за новорожденным. Пожалуй, отличие только в том, что к 2 месяцам пупочная ранка уже заживает и не требует обработки. Грудничка нужно купать каждый день, используя неагрессивные пенки или мыло, дважды в день протирать лицо ватным диском, своевременно стричь ногти детскими безопасными ножницами, чистить носик и уши ватной палочкой с ограничителем, смоченной в вазелиновом масле. Выполнение простых правил гигиены, важная особенность в развитии ребенка.

Подгузник необходимо менять каждые 2-3 часа и обязательно после каждого испражнения, чтобы на нежной детской коже не возникло раздражения и опрелостей. Перед использованием подгузника ребенка нужно подмыть теплой водой, на кожу можно нанести присыпку или защитный крем. Пусть ребенок побудет какое-то время без подгузника и одежды в комфортной температуре, примет воздушную ванну.

Медицинские наблюдения, как залог здорового развития

С рождения и до достижения годовалого возраста матери и малышу необходимо ежемесячно посещать педиатра и кабинет здорового ребенка, где его взвесят, измерят рост, обхват головы и грудной клетки. Помимо педиатра к 2 месяцам обязательно нужно побывать у невролога, ортопеда и окулиста.

Все эти меры необходимы для отслеживания динамики психического и физиологического развития новорожденного.

В соответствии с Календарем профилактических прививок РФ дети в двухмесячном возрасте должны получить третью вакцинацию против вирусного гепатита. В и первую вакцинацию против пневмококковой инфекции. Стоит обратить внимание, что все прививки ставятся только после осмотра педиатра и при условии отсутствия временных или постоянных противопоказаний.

Ребенку уже два месяца… Несмотря на то, что этап новорожденности пройден, организм малыша продолжает развиваться. Причем это происходит настолько быстро, что родители не перестают удивляться появлению новых способностей у крохи.

Физическое развитие

На втором месяце жизни малыш заметно набирает вес и дает значительную прибавку в росте. О многих детях в этот период можно сказать, что они растут буквально на глазах. Подобный стремительный рост организма малыша должен непременно подкрепляться соответствующим количеством энергии.

Ребенок в 2 месяца спит в среднем 18-20 часов за сутки. Но каждый малыш индивидуален, поэтому не стоит бить тревогу, если кроха бодрствует немного больше или меньше. В два месяца ребенок хорошо и часто кушает — особенно это касается детей на грудном вскармливании, которые едят по требованию. Такие малыши могут прикладываться к груди несколько десятков раз за сутки, высасывая необходимое им количество молока.

Сегодня многие специалисты рекомендуют не вводить количественных ограничений по кормлению, поскольку дети сами чувствуют, сколько и когда им есть. Поэтому если ваш малыш хорошо кушает и достаточно спит, вам не о чем волноваться. Если же физическое развитие ребенка в 2 месяца жизни сильно отстает от нормы, врач может посоветовать вам введение докорма или соответствующее лечение.

Двигательные навыки

В этом возрасте ребенок уже может самостоятельно поднимать голову, держать ее вертикально несколько секунд, а также приподнимать и удерживать, лежа на животе. Ножки и ручки малыша расслаблены, он может вытянуть их в разные стороны. Родители замечают, непроизвольное подергивание мускул у крохи заметно снизилось по сравнению с первым месяцем. В 2 месяца малыш может уже недолго удерживать в руках предметы – погремушку, пустышку и пр. Можно также наблюдать, что ребенок начинает бесцельно стучать ручками по кроватке или по себе.

2 месячный ребенок – развитие психическое и эмоциональное

В этот период малыш может гораздо увереннее пользоваться органами, отвечающими за коммуникацию, по сравнению с первым месяцем жизни. Ребенок уже осознанно ловит взгляды родителей и улавливает их движения. Если он увидит интересный для него объект на расстоянии до полуметра, то он может сфокусировать на нем взгляд. Подобное сосредоточение зрения является безусловным прогрессом в развитии младенца.

Помимо этого, ребенок уже может внимательно наблюдать за движущимися объектами. Причем теперь он умеет делать это не только с помощью движения глазами, но и поворотом головы в нужном направлении. Если вы не замечаете подобного прогресса, то проведите эксперимент: поводите перед глазками крохи какой-нибудь яркой игрушкой.

Помимо развития органов зрения, у малыша идет активная динамика в развитии его эмоционального состояния. Теперь кроха уже способен реагировать на ласковое обращение взрослых, умилительно «расплываясь» в улыбке. Некоторые детки в этом возрасте уже умеют радовать своих родителей не только улыбкой, но и заливистым смехом.

2 месячный ребенок, развитие которого идет невероятно быстрыми темпами, может различать живые и неживые объекты. Поэтому, когда малыш видит другого ребенка или какое-нибудь животное, то его внимание будет приковано именно к «живому» объекту, а не к любимой игрушке.

Многие родители отмечают, что по достижении малышом двухмесячного возраста, он уже начинает произносить свое первое «Агу-ау-ха-хэ» и т.д. Подобное гуление может быть спокойным и тихим, но некоторые детки, радуясь собственным успехам, способны на протяжении всего дня громко и задорно повторять новые звуки.

В два месяца малыш уже четко понимает, что позвать на помощь или попросить о чем-либо он может плачем. За первый месяц жизни кроха натренировался и осознал, что после каждого плача мама спешит на помощь. Подобная мыслительная ассоциативная связь у ребенка в дальнейшем будет только развиваться.

Не секрет, что дети чувствуют атмосферу окружающей обстановки и настроение близких. Поэтому любая смена вашего эмоционального фона может погрузить кроху в «глубочайшее раздумье». Малыш будет пристально смотреть на вас, будто сканируя ваши черты лица, а поняв, что вы грустите, может тоже расплакаться.

Слуховое развитие

На втором месяце жизни малыш старается определять местоположение издающего звуки объекта. Например, если вы заведете музыкальную игрушку, потрясете погремушкой или просто включите музыку в другом конце комнаты, кроха сначала сильно сосредоточится, пытаясь определить источник звука, а потом начнет крутить головой, пытаясь увидеть его. Кроме различных «звучащих» объектов, кроху интересуют и голоса окружающих. Поэтому когда вы разговариваете вдали от малыша, он начинает искать вас взглядом.