Былины легенды в детском чтении. Былины и сказания славян

В отличие от античной мифологии, хорошо известной по художественной литературе и произведениям искусства, а также мифологий стран Востока, тексты мифов славян не дошли до нашего времени, поскольку в ту далекую пору, когда создавались мифы, они еще не знали письменности...

Былины и сказания славян

Народный эпос - произведение (или совокупность их), рассказывающее о значительных событиях в истории рода, племени, народности, раннеклассового государства. Совершались ли изображаемые в эпосе события или нет, они воспринимались как реально бывшие. Эпос существует в виде рассказов и преданий, а также в письменном изложении. Последний передаётся в форме либо отдельных коротких повествований, либо больших сводов. Былины - песенно-стихотворные эпические произведения относительно небольшого объёма.

Они пытались усовершенствовать формы поэзии, создать своего рода словесную музыку и создать синтез красоты и религиозной правды. Интерес к далеким временам и местам, помимо их склонности к метафизическому и мистическому, характерен для многих русских символистов. Но с образованием группы «Мир искусства», группы молодых художников, возглавляемой искусствоведом и будущим импресарио Сергеем Дягилевым, «декаданс» должен также войти в мир искусства. В качестве своей художественной цели они провозгласили образ жизни современной жизни.

Не соблюдая официальную сторону академии, они организовывали поездки и выставки походы с их работами. Как ни странно, Академия была подготовлена ​​только в девяностые годы, чтобы уступить первоначальным требованиям Передвижников; в то время, когда популярность этого движения давно утихла. Система, которая разрешала всем учащимся только один предмет в окончательном экзамене, была отменена. Каждый студент теперь имел свободу выбора своего предмета для заключительного экзамена и, следовательно, имел больше времени для самостоятельной работы.

В научной литературе русский эпос определяется по-разному: героический , богатырский , исторический . Для каждого из этих определений есть основания.

Словом герой в древнегреческой мифологии обозначался персонаж - потомок богов. В древнегреческом эпосе ("Илиада ", "Одиссея ") так называли отважных воинов или людей, имевших славных предков. В научной литературе об эпосе слово герой получило более широкое значение: человек, обладающий исключительными качествами, совершающий выдающиеся подвиги; деятельность его имеет значение для всего коллектива, общества. Героями стали называть положительных персонажей эпоса не только древних греков, но и других народов. Определение русского эпоса как героического ставит его в ряд эпосов, в которых главную роль играют не мифологические существа (боги), а люди, наделённые необыкновенными способностями.

Некоторые из известных Передвижников, в том числе Илья Репин и Архип Куиндски, теперь были приглашены преподавать ученикам старшего класса в своих собственных студиях, и у студентов была возможность учиться у профессора по своему выбору. Эта реорганизация обещала превратить академию из школы, которая служила только для обучения в более гибкое и креативное учреждение, в котором талант каждого ученика был в равной степени продвинут.

Рерих едва мог представить себе глубокие последствия форм академии в своей работе, когда он штурмовал свои юридические курсы в художественные классы. Сначала он должен был пройти необходимые курсы рисования фигур, работы над гипсовыми моделями известных скульптур и живых моделей. Он изучал живопись с Павлом Чистяковым, который был всего лишь посредственным художником, но отличным учителем. Свои лекции читали целые поколения студентов, в том числе такие великие художники, как Репин, Василий Суриков, Валентин Шроу и Михаил Врубель.

Определение богатырский акцентирует внимание на национальной специфике главных персонажей русского эпоса. В былинах слово герой не встречается. Основные действующие лица их - богатыри. Независимо от того, есть в конкретной былине слово богатырь или нет его, решающее значение в ней принадлежит человеку исключительных качеств и способностей, которому под силу дела и возможности всего народа, государства, города, социальной группы. Так, богатырь Илья Муромец ("Илья и Соловей Разбойник") один уничтожает несметное войско врагов, плотно окруживших город Чернигов, побеждает опасного для людей, для всего живого на русской земле Соловья Разбойника; От Чернигова до Киева Илья едет непроходимыми лесами и болотами; причём одной рукой "рвёт дубьё с кореньями", а другой - "мосты мостит".

Своим живым, популярным языком он смог передать самые узнаваемые принципы искусства. Однажды он остановился перед мольбертом Роберта и сказал: «Ну, это ужасно громоздко». Комментарий Чистякова был не без последствий. Рерих попробовал все, чтобы следовать совету Чишякова, но с самого начала его техника живописи была, вероятно, его самой большой слабостью.

В дополнение к курсам права и истории Рерих также вступил в контакт с литературным журналом в университете, но не как автор, а как иллюстратор. Он также публиковал иллюстрации в литературных или художественных журналах, таких как «Звезда» и «Всемогущая иллюзия». Эта работа пришла к нему как к источнику денег, а также к возможности получить опыт. Хотя он был поддержан его отцом, он не хотел принимать свои деньги, чтобы финансировать свои исследования в области искусства, поскольку Константин Рерих все еще не имел никакого отношения к исследованиям своего сына.

Русский эпос - исторический , поскольку, во-первых, большинство былин указанием на место действия (Русская земля, Киев, Новгорода, другие города) и время его протекания (эпоха князя Владимира, князя Владимира Святославича либо новгородской вечевой вольности) претендовало на изображение исторических событий, происходивших в Киевской или Новгородской Руси; во-вторых, эпические события и деятельность богатырей воспринимались исполнителями и слушателями былин (средой их бытования), как достоверное изображение истории, событий давно минувших, но творимых их могучими предками; в-третьих, уровень общественных отношений, общественного сознания и художественного мышления, демонстрируемой былинами, свидетельствует о стадии исторического развития восточных славян в период создания ими своего государства и защиты его от степных кочевников.

Рядом с иллюстрациями Николай нашел другие способы заработать деньги. Он принимал знаковые картины в некоторых церквях и писал статьи о художественных выставках для различных газет. Так же, как и во время его школьных дней, Николаю удалось создать свое время, чтобы он мог посещать все занятия и читать лекции и все еще мог работать. В своем рвении и серьезности он сильно отличался от своих одноклассников в Академии и Университете.

Один из них однажды сказал ему. «Ты знаешь, что ты совсем отличаешься от нас, сидишь дома, разговариваешь с чаем, разговариваешь, но ты всегда, похоже, работаешь и думаешь». Хотя Рерих в течение своего университетского времени поддерживал дружеские отношения, его природа оставалась тайной для многих его знакомых. У него был дружелюбный и гостеприимный вид, но он был очень сдержан. Некоторые интерпретировали эту замкнутость как высокомерие, другие - как чувство холода. Художник Степан Яремич, которого позже узнал Рерих, вероятно, лучше всего проанализировал его характер.

В отличие от термина эпос и его определений, в сложившихся как литературно-научное понятие, слово былина - народное. Оно употреблялось в значении быль ,былое . В этом значении оно встречается в "Слове о полку Игореве" ("по былинам сего времени") и вошло в литературу в первой половине XIX века. Своему фольклорно-историческому роману "Кошей Бессмертный" писатель А.Ф.Вельтман дал подзаголовок: "Былина старого времени" (1833). Русские эпические песни на севере, в основных районах их бытования, называли: стáрина , старинá, стари´нка. Возможно, былины - одно из местных названий этого жанра. В применении к нему впервые в литературе употребил слово былины собиратель и издатель фольклора И.П.Сахаров. Один из разделов его книги "Сказания русского народа", составленный из эпических песен, был озаглавлен: "Былины русских людей". Постепенно былина как жанровое обозначение закрепилось в научной и художественной литературе, распространилось в среде бытования эпоса и стало в первой половине XX века вытеснять слово стáрина

Он зарезервирован по своей природе; но не зарезервированы в смысле закрытия. Его сдержанность больше похожа на одинокое одиночество, выраженное в его необычном такте и чувствительности к другим людям и отношениям. При малейшем касании он снова закрывается. Это, вероятно, истинная аналогия. Хотя он такой же доверчивый и терпимый, как ребенок, он прячется в своей раковине, как только кто-то приближается к нему незнакомым образом, а затем он закончил с искренней откровенностью. Что остается от него - это обычные отношения, поверхностные и вежливые, но в то же время прохладные и глубоко безразличные.

.

На иллюстрации - В.М.Васнецов, Богатыри

Селиванов Ф. М. Русский эпос: Учеб. пособие для пед. ин-тов. - М.: Высш. шк., 1988. - 207 с. стр. 4-5

В старые годы, в молодые дни, не за нашею памятью, а при наших дедах да прапрадедах жил-был в дремучих лесах во муромских страшный медведь, а звали его Костолом . Такой он страх задал люду православному, что ни душа человеческая, бывало, не поедет в лес за дровами, а молодые молодки и малые дети давным-давно отвыкли туда ходить по грибы аль по малину. Нападет, бывало, супостат-медведь на лошадь ли, на корову ли, на прохожего ли оплошалого - и давай ломить тяжелою своею лапою по бокам да в голову, инда гул идет по лесу и по всем околоткам; череп свернет, мозг выест, кровь выпьет, а белые кости огложет, истрощит да и в кучку сложит: оттого и прозвали его Костоломом.

Такое дистанцирование частично связано с выраженной уверенностью в себе и страхом потерять свой эмоциональный баланс, но прежде всего зрелой оценкой и нежеланием осквернять себя. Такие личности, как Рерих, редки и всегда стремятся к единству и святости своего мировоззрения, которое обычно уже развивается в раннем детстве.

Былины и сказания славян

Когда Рерих закончил курс живописи живых моделей, последствия реформ уже ощущались, и настал момент выбрать профессора, в студии которого он продолжил учебу до конца. Студию для исторической живописи следует возглавить из Репина, которая предназначена для пейзажной живописи Куиндского. Поскольку Рерих так интересовался историей и археологией, его, конечно, тянуло к жанру исторической живописи и решил представить себя в студии Репинов. Он взял некоторые из своих работ и показал их великому художнику.

Есть ли у нас на Руси богатырь, кто бы вышел силой со мною померяться и на булатных мечах переведаться?

Так перед ратью половецкою кричал великан Баклан-богатырь. А у того Баклана голова была, что пивной котел; брови, что щетина; борода, что камыш: ветер в нее дунет - инда свисту пробежит. В руке у него был меч-кладенец, такой широкий, что на нем хоть блины пеки; а всех его доспехов ратных, когда он их снимал с себя и складывал на телегу, три пары волов и с места не могли тронуть.

К его радости Репин подумал, что ему будет приятно, что он сможет взять его в свою студию, но он также сказал ему, и это было очень к разочарованию Рериха, что класс уже был полностью занят. Из-за этой простой проблемы шансов - или это была судьба - Николая теперь привели в мастерскую Архипа Ивановича Куиндского. Много позже Рерих выразил свое влияние на то, что должен был иметь этот известный художник соблазнительных, меланхоличных пейзажей: «Архип Иванович стал не только рисовать моего учителя, но и в жизни».

Рерих сравнивал свои отношения между ним и Куиндси с святыми отношениями между мастером и учеником, или Гуру и Челой, как говорят на Востоке. Куиндси родился в бедной семье греческого происхождения и потерял родителей еще в детстве. Он научился рисовать, зарабатывал скудное техническое обслуживание как ретушь для фотографий и пытался пройти вступительные экзамены в Кунстакадемию, но не справился со своими усилиями. Он начал показывать свои работы на выставках Передвищников аудитории. Спрос на работы вскоре был настолько велик, что стал богатым.

Тихо, скучно у князя в горнице.

Не с кем князю совет держать, не с кем пир пировать, на охоту ездить...

Ни один богатырь в Киев не заглядывает.

А Илья сидит в глубоком погребе. На замки заперты решётки железные, завалены решётки дубьём, корневищами, засыпаны для крепости жёлтым песком. Не пробраться к Илье даже мышке серенькой.

Хотя он был в состоянии жить в избытке, он предпочел заработать деньги для своих учеников и, не упоминая его имя, заплатил школьные сборы, чтобы они не знали, кто их покровитель. Его доброжелательность была распространена и на животных, особенно на птиц. В его доме он создал дом для птиц и кошек. Через полдень его можно было найти на крыше. Всякий раз, когда в этот час стреляли пушки Петропавловской крепости, на ее крышу уселось облако птиц и упало на куски мяса, хлеба и зерна, которые он держал за них.

Этот человек, который никогда не сдавался, больше не спрашивал своих учеников. Он увлекался критикой, но никогда не подталкивал свой вкус к другим. После того, как он критиковал работу ученика, он обычно успокаивал свои слова жалобным комментарием: «Но каждый должен следовать своему мнению, или не будет развития в искусстве».

Ездил Илья в чистом поле много времени, постарел, бородой оброс. Цветное платье на нём поистаскалось, золотой казны у него не осталось, захотел Илья отдохнуть, в Киеве пожить.

— Побывал я во всех Литвах, побывал я во всех Ордах, не бывал давно в одном Киеве. Поеду-ка я в Киев да проведаю, как живут люди в стольном городе.

Прискакал Илья в Киев, заехал на княжеский двор. У князя Владимира идёт весёлый пир. За столом сидят бояре, гости богатые, русские могучие богатыри.

Студенты были вдохновлены его художественными видениями и взглядом на единство земли и моря, солнца и неба. Их поразили, и в летние месяцы они отправились во все уголки мира - в Грецию, в Крым, в Балтийское море, в Поляркрейс - и попытались найти красоту степных ландшафтов, восходов и морей на севере и юге в их картинах.

Рерих почувствовал глубокий отклик на художественные подходы Куиндского. «Картина должна иметь внутренность», - часто говорил профессор. Состав и техника изображения должны быть подчинены этой внутренней стороне. Не заполняйте пробелы на холсте деталями, которые не имеют никакого отношения к объекту изображения. Эти принципы оставались центральным руководством к его картине во время всей карьеры Рериха.

Еездил Илья по чистому полю, защищал Русь от врагов с молодых лет до старости.

Хорош был у старого добрый конь, его Бурушка-Косматушка. Хвост у Бурушки трёх саженец, грива до колен, а шерсть трёх пядей. Он броду не искал, перевозу не ждал, одним скоком он реки перескакивал. Он старого Илью Муромца сотни раз от смерти спасал.

Хотя Рерих написал для пейзажной живописи в Куиндски, историческая живопись оставалась его первейшим интересом. В этом жанре он в основном находился под влиянием Виктора Васнецова. В то время как Суриков и Репин сосредоточились на представлении исторических событий из России века, тема Оснецова была не только старой или доисторической Россией, но «временем, когда богатыры из Билыны охраняли самые отдаленные границы Киевской Руси, когда воздух еще не был заполнен свинцовыми шарами, но пернатые стрелки пересекали их».

Его цель состояла не в том, чтобы воскресить повседневную жизнь этого времени, а в том, чтобы захватить его легенды и сказки. Как и другие исторические художники своего поколения, Ванецову было стыдно разбираться с деталями, даже в парчи одежды, которую носили принцессы Королевства подземного мира, и рисунки в книгах Богатыров.

Не туман с моря поднимается, не белые снега в поле белеются, едет Илья Муромец по русской степи.

Ранним утром, ранним солнышком собрался Вольга брать данных подати с городов торговых Гурчевца да Ореховца. Села дружина на добрых коней, на каурых жеребчиков и в путь отправилась. Выехали молодцы в чистое поле, в широкое раздолье и услышали в поле пахаря. Пашет пахарь, посвистывает, лемехи по камешкам почиркивают. Будто пахарь где-то рядышком соху ведёт.

Ранние картины Рериха напоминали о Васнецове в предмете и точную передачу деталей. Это изображение было высоко оценено прессой, и это было очень к удивлению Рериха, что коллекционер искусства даже приобрел его, когда это было показано на студенческой выставке в академии. Куратор музея академии в Рерихе поинтересовался ценой работы.

Тогда молодой художник застенчиво предложил цену в 80 рублей, и куратор улыбнулся и сказал: «Подумай, это уже продано». Исследования Рериха о его любимых предметах также отвезли его в Императорскую государственную библиотеку. Там он провел час за часом над Летопией и книги о жизни святых. Как директор художественного отдела библиотеки, Стасов был в восторге от посещений молодых художников, композиторов и писателей в его большом офисе.

Едут молодцы к пахарю, едут день до вечера, а не могут до него доскакать.

Закатилось красное солнышко за горы высокие, рассыпались по небу частые звёздочки, родился в ту пору на матушке-Руси молодой богатырь Вольга Всеславьевич . Запеленала его мать в красные пелёнки, завязала золотыми поясами, положила в резную колыбель, стала над ним песни петь.

Молодой Рерих, одетый в студенческую форму, сначала пришел в кабинет Стасова с эссе, которое он написал о важности современного искусства. Ему было любопытно мнение знаменитого ученого, вошел в комнату, представился и спросил Стэсоу вежливо, читает ли он свою рукопись. Стасов посмотрел на текст и начал разговор с Рерихом. Когда Николас собирался уйти, Стасов спросил его, сохранит ли он рукопись, и сможет ли Рерих вернуться к нему в ближайшее время.

Это было началом долгих и плодотворных, но иногда трудных отношений. Время от времени Рерих посещал Стасоу в своем кабинете, чтобы обсудить с ним этнографические подробности своих картин или даже принять участие в творчестве ученого. Стасов поддержал интерес своего молодого друга к древнерусской истории и был очень впечатлен его археологическими достижениями. Пока Рерих все еще учился в университете, он уже был членом Русского археологического общества и проводил временные лекции о результатах своих раскопок.

Только час проспал Вольга, проснулся, потянулся лопнули золотые пояса, разорвались красные пелёнки, у резной колыбели днище выпало.