Психологическая помощь больным с двигательными нарушениями после инсульта и их родственникам. Психологические online-тесты

Члены семьи перенесшего инсульт человека зачастую переживают состояние серьезного психического напряжения, вызванного как переживаниями за своего близкого человека, так и собственным физическим перенапряжением.

Сказываются недосыпание из-за сильных переживаний и дополнительная нагрузка из-за необходимости разрываться между домом и больницей. Не становится легче и когда больного выписывают из больницы, ведь нужно научиться . Инсульт меняет жизнь не только больного, но и окружения.

Период восстановления после инсульта может затянуться на довольно продолжительный период времени. У человека, ухаживающего за больным, накаливается хроническая усталость, и тогда и больного, и ухаживающего начинает одолевать гнетущее чувство тревоги. Надежда на возвращение к прежнему образу жизни начинает таять.

Очень важно не допустить подобное развитие событий, а для этого ухаживающему нужно, прежде всего, позаботиться о своем состоянии.

Памятка родственникам больного по поддержанию своего психологического благополучия

Вы на пределе? Сделайте передышку

Выражение «Загнанных лошадей пристреливают» еще ни кто не отменял. Дайте себе передышку, не загоняйте себя до состояния, когда начнете валиться с ног. Эффективность любой деятельности значительно повышается, если в процессе делать перерывы и давать себе выходные. Вы сможете испытать облегчение от улучшения состояния больного вместе с ним, только если будете отдавать столько времени и сил, чтобы не чувствовать себя жертвой и не жалеть о затраченных усилиях. Вы чувствуете себя виноватыми, позволяя себе отдохнуть? Поймите простую вещь – больного тяготит ваше самоотверженное принесение себя в жертву.

Распределите обязанности

Определите, в чем будет состоять Ваша помощь больному, а какие обязанности можно перепоручить другим членам семьи. Не взваливайте все на собственные плечи! Помните, что Ваша жизнь также важна, как жизнь того, за кем Вы ухаживаете. Не стесняйтесь просить окружающих о помощи и не отвергайте поддержку, которую они сами готовы оказать. Подыщите человека, который сможет временно заменить Вас, когда Вы отправляетесь в магазин или аптеку, когда отдыхаете. Этим человеком могут стать не только члены семьи, но и соседка или подруга. Возможно, кто-то из знакомых поможет с лекарствами или средствами по уходу за больным.

Поддерживайте связь со своим окружением

Не отгораживайтесь от мира, делитесь переживаниями с окружающими Вас людьми. Проконсультируйтесь у врачей, поговорите с друзьями о своих трудностях. Может оказаться, что у кого-то из вашего окружения есть опыт по уходу, и он сможет помочь Вам советом.

Учитесь заглушать негативные мысли

Подыщите занятия, которые отвлекут Вас от негативных мыслей и поднимут настроение. Процесс восстановления больного может продолжаться несколько месяцев и очень важно все это время сохранять позитивный настрой. Радуйтесь мелочам: хороший вкусный чай или кофе, любимая музыка, хорошие интересные книги. А может, у Вас есть хобби, которое вы забросили из-за возникших сложностей? Покупайте себе приятные мелочи, ходите в гости – это поможет отвлечься и порадовать себя.

Подберите способы снимать напряжение

Снять напряжение можно разными способами. Это могут быть пешие прогулки, принятие расслабляющей ванны, занятия спортом, йогой, массаж, успокаивающие травяные настои. Многие люди успокаиваются, занимаясь вязанием или вышиванием.

Хороший способ избавиться от напряжения — изложение своих переживаний на бумаге или рисунок, изображающий Ваши страхи, усталость или обиду. Воспользуйтесь методиками самовнушения и аутотренинга. Здесь можно посоветовать книгу известного психолога Владимира Леви «Искусство быть собой». Занятия занимают совсем не много времени, но эффект Вы почувствуете обязательно.

Укрепляйте здоровье витаминами

Дополнительная нагрузка и стресс подтачивают силы Вашего организма. Витаминные комплексы помогут справиться со стоящими перед Вами задачами. В аптеках представлен широкий ассортимент витаминных препаратов – подберите что-то для себя.

Обратитесь к психологу

Нам часто становится легче, если есть возможность выговориться. Психолог – не один из Ваших знакомых, перед которыми надо «держать лицо», и неслучайный знакомый, который вряд ли сможет дать дельный совет. Психолог же сможет дать Вам совет, который поможет справиться с ситуацией с учетом именно Вашей ситуации и Ваших психологических особенностей. Можно и посещать «группы поддержки», созданные для людей с проблемами, аналогичными Вашей. Но помните, что во всем должна быть мера – не увлекайтесь, иначе рискуете привыкнуть все время жаловаться на жизнь окружающим Вас людям.

Воспользуйтесь услугами сиделки.

Подберите в помощь . Профессионально подготовленные люди облегчат жизнь Вам и подопечному. Ведь сиделка занимается не только уходом за больным, но и общается, вселяя надежду и оптимизм на скорейшее восстановление. А как Вы понимаете, внутреннее спокойствие и вера в хороший исход, это основная база в любом лечении.

К примеру, скажу, что сиделки агентства «Семейный круг НН» проходят в первую очередь проверку психолога и отбираются для работы по очень строгим критериям. Тут работают люди с большим опытом, обладающие доброжелательностью, терпением, с умением найти подход к подопечному. Важно, что подбор сиделки осуществляется для каждого конкретного больного. И происходит это с учетом того, что сиделка уже не раз успешно справлялась с подобным случаем. Хорошее расположение сиделки к больному повышает качество жизни подопечного и позволяет родным оставаться спокойными за его благополучие.

Оптимизм и вера в победу

Все перечисленные здесь методы приведут к успеху только в том случае, если Вы будете сознательно настраивать себя на победу. Усталость и тревога могут привести к появлению ощущения безнадежности, к раздражению и даже неприязни по отношению к больному. Это вполне естественно, поэтому не осложняйте положение осуждением самих себя за такие чувства. Просто не позволяйте себе долго находиться в этом состоянии. Немного усилий, переключение внимания на что-то приятное, прогулка – и вы сможете вернуть себе доброжелательность и оптимизм. Верьте в победу!

Проблема психологического сопровождения личности в период болезни, которая зачастую приводит к инвалидизации, социальной дезадаптации является многогранной, нуждается в современном исследовании и разработке. В отделения ОНМК (острое нарушение мозгового кровообращения) и неотложной кардиологии госпитализируются как пожилые, так и пациенты молодого трудоспособного возраста (25лет +/- 45лет), нуждающиеся не только в медикаментозном лечении, но и в психологической помощи.

Е. И. Гусев и А. С. Кадыков отмечают, что реабилитация постинсультных больных, направленная на восстановление нарушенных функций, социальных контактов, профессиональных навыков, возвращение больного в общество и к посильному труду, становится актуальной медико-социальной проблемой .

О важности использования мультидисциплинарного подхода к лечению больных инсультом пишет Мустафина Л.В. значимой является роль психолога как в нейропсихологической диагностике, так и в психотерапевтическом процессе . Неотъемлемая часть современного лечения и профилактики ССЗ - психотерапевтическое воздействие .

У значительной части больных после перенесенного инфаркта миокарда, устранения патологии коронарных артерий, объективного улучшения гемодинамики и повышения толерантности к физической нагрузке сохраняются стойкие невротические расстройства .

По-видимому, у части больных «кризис личности», спровоцированный болезнью, не преодолевается на этапах реабилитации, а в условиях амбулаторного наблюдения порой усиливается, что, несомненно, требует интенсивной психологической помощи и поддержки .

Выбор конкретного метода психотерапии основывается, прежде всего, на удобстве применения, экономичности и доступности для больного. Так, психотерапевтическое вмешательство должно отвечать требованию «субъективной адекватности» и соответствовать особенностям внутренней картины болезни, ожиданиям больного, его возможностям осмысления, интеллектуальному и образовательному уровню. Не менее важно соответствие предлагаемого метода личностным особенностям больного . Психологическое сопровождение пациентов на этапе госпитализации в стационар проводится с целью снижения интенсивности острого стресса, коррекции невротических, ипохондрических реакций, с целью разработки индивидуальной программы психологической реабилитации.

Психологическое сопровождение пациентов с ОНМК и инфарктом миокарда включает несколько этапов:

Этапы психологического сопровождения больных с ОНМК и инфарктом

На первом этапе работы с пациентом проводится психодиагностика или нейропсихологическое тестирование (для оценки повреждения ВПФ при инсульте) с целью выявления психопатологической структуры личности во время болезни, преморбидных особенностей, ресурсов, степени патологических изменений психики. Важно определить содержание внутренней картины болезни конкретного пациента для эффективной оценки реабилитационного потенциала. Диагностическая процедура позволяют в форме беседы, формализованного интервью помочь пациенту выразить значимые переживания на начальных этапах госпитализации в форме вербальных сообщений.

На втором этапе психологического сопровождения пациентов психолог занимается восстановлением патологических невротических реакций, тревожно-депрессивных, апато-депрессивных, невротических, астенических состояний, нарушений сна. Используются элементы клиент-центрированной психотерапии К.Роджерса, когнитивно-поведенческой терапии А.Бека. В период стресса пациенты нуждаются в эмпатии, безусловном положительном принятии, помощи в осознании чувств, эмоций, символизации опыта. Психологическое сопровождение пациентов включает помощь в расширении способов реагирования на болезнь, декатастрофизации, поиске альтернативных стратегий поведения, формирование мотивации для дальнейшего лечения и реабилитации. С пациентами, у которых отсутствуют когнитивные нарушения или имеется незначительный уровень нарушений, не препятствующий усвоению новой информации, используются методы изменения негативных мыслей (методика «Осознание негативных мыслей», прием «шкалирование» (Кулаков С.А.,2003), упражнение «Уменьшение значимости предстоящего события» (по P.Shimer,S.Ferguson,1990)) . Психолог обсуждает с пациентом способы планирования целей и действий в период лечения.

Важную роль в психологическом сопровождении занимают релаксационные мероприятия. В отделении кардиологии проводятся групповые занятия по аутогенной тренировке (используются техники: аутогенная тренировка №1 «Расслабление и релаксация»., №2 «Уравновешенность и устойчивость к стрессу». Авторы: проф. Востриков А.А.,психотерапевт., проф.Табидзе А.А., психопедагог) для снятия напряжения, переключения сознания на картины природы, прослушивание релаксационной музыки (серия Целебная музыка рекомендована Центром восстановительной медицины министерства здравоохранения РФ для снятия стресса, отдыха и оздоровления. Примеры композиций: Beethoven - Moonlight Sonata, Grieg - Morning Mood from Peer Gynt, Tchaikovsky - Oveture Miniature to The Nutcracker Suite, Mozart - Clarinet Quintet K.581 Largetto & K.581 Allegre и другие).

Пациентам предлагаются упражнения «Место отдыха» (по М.Loscalzo,1996), «Воспоминания приятных ощущений, связанных с цветом» ., которые помогают расслабиться, снять напряжение в теле. Часто инсульты и инфаркты сопровождаются болевыми синдромами (головная боль, боль в сердце, боль в верхних или нижних конечностях), в связи с этим психолог предлагает эффективное упражнение «Дыхание против боли» (по М.Сандомирскому, 2005) .

Противопоказанием к выполнению упражнений, психотерапевтических бесед являются умеренно выраженные и выраженные когнитивные нарушения, интеллектуальная недостаточность, острые психотические состояния, психопатоподобное поведение.

Пациенты, которые по медицинским показателям способны совершать движения, посещают профилактические групповые занятия, где психолог рассказывает об особенностях заболевания, факторах риска и правилах поведения, которые могут обеспечить безопасность жизни. Проводится отдельный блок занятий по вторичной профилактике курения, злоупотребления алкоголем.

В отделении ОНМК реализуется арт-терапевтическая группа самопознания «Краски моей души». На группе пациенты учатся лучше осознавать свои потребности, чувства, эмоции с помощью пластилина, красок, карандашей. Группа помогает расширить творческие способности, позволяет заново познавать окружающий мир через цвет, форму, оттенки. На группе обсуждаются темы: «Я и мой мир», «Мои отношения с окружающими (моя семья)», «Я и болезнь», «Моя мечта», «Природа», «Чувства и настроение» и многое другое.

Психолог также использует упражнения «Мой портрет в лучах солнца», которое помогает в развитие коммуникативных навыков, способствует процессу самораскрытия. Упражнение «Дерево чувств» способствует свободному выражение чувств, пациенты обучаются понимать свои чувства и переживания, адекватным образом выражать и контролировать их . Проводится тренинг по развитию познавательных процессов у пожилых по рекомендациям Краевой М.А., Тарасовой Т.О.,Чижовой Е.А , что способствует эффективной адаптации в бытовых условиях, повышает уровень саморегуляции и качество жизни после выписки из стационара.

Тренинговые, релаксационные и профилактические занятия, индивидуальное консультирование проводятся не более 30 минут 2 раза в неделю, поскольку пациенты склонны к быстрой истощаемости и утомляемости.

Третий этап психологического сопровождения заключается в работе с родственниками больных. Родственникам зачастую требуется поддержка, помощь в коммуникативном взаимодействии с больным, рекомендации по уходу. Для реализации указанных задач проводится школа «Жизнь после инсульта». Это занятие лекционного характера по темам: «Механизм развития инсульта», «Симптомы инсульта и оказание первой помощи пострадавшему», «Особенности реабилитации при инсульте», «Постинсультная депрессия. Рекомендации о том, как избавиться от депрессии».

Для родственников больных с инсультом разработаны следующие рекомендации:

  1. Используйте в общении с пациентом принцип наглядности, демонстрации. С больными в остром периоде инсульта рекомендуется общаться, как с детьми в возрасте от 3-5 лет. Важно что-то объяснять и одновременно наглядно показывать. Можно использовать картинки, элементы невербального поведения.
  2. Наберитесь терпения. Инсульт - это не грипп, восстановление может потребовать несколько месяцев или лет! Поведение больного часто напоминает поведение ребенка: капризность, привлечение внимания. Помните, что это - больной человек и старайтесь относиться к его поступкам не как к поступкам здорового человека.
  3. Соблюдение режима дня. Необходимо спать не менее 7-8 часов. Обязательно спать ночью, днём бодрствовать.
  4. Принцип активности. Старайтесь активизировать пациента с первых дней, если для этого нет противопоказаний. Возможно, стоит напомнить пациенту, что не всё зависит только от медикаментов и лечащего врача, стоит заниматься восстановлением движений, развитием памяти каждый день.
  5. Принцип поощрения. Старайтесь поощрять больного даже за незначительные изменения.
  6. Принцип самостоятельности. Старайтесь давать больному самостоятельно действовать в ситуациях. Не становитесь нянькой. Делайте не вместо, а вместе с больным.
  7. Принцип разделения ответственности: не рекомендуется возлагать всю нагрузку по уходу за больным только на одного родственника. Подумайте, с кем бы вы могли разделить нагрузку. Можно обратиться в органы социальной защиты за дополнительной помощью.
  8. Уделяйте внимание своим потребностям, оставляйте время для себя, для хобби. В случаях подозрения, что возникает депрессивное состояние, проблемы во взаимоотношениях с больным родственником, если происходят частые конфликты в семье, непонимание, в случаях кризисных состояний, ощущений собственной вины и несостоятельности обратитесь за помощью и поддержкой к психологу/психотерапевту.

Для родственников больных с инфарктом разработаны следующие рекомендации:

  1. Распределение адекватной нагрузки: оберегайте больного родственника от тяжелых физических нагрузок.
  2. Режим дня. Необходимо спать не менее 7-8 часов. Обязательно спать ночью, днём бодрствовать.
  3. Стресс. Старайтесь минимизировать воздействие стрессов в жизни больного. Учиться изменять отношение к происходящему поможет психолог.
  4. Больным не следует менять климатическую зону проживания.
  5. Питание. Ознакомьтесь с рекомендациями по питанию, которое необходимо больному. Информацию можно получить, обратившись на консультацию к лечащему врачу.
  6. Если больного беспокоит кардиофобия, страх смерти, тревога, то необходимо обратиться к психологу/психотерапевту.
  7. Если у вас возникают проблемы в общении с родственником или сам родственник переживает стресс, то рекомендуется обратиться на консультацию к психологу.
  1. Следите за контролем артериального давления у больного родственника.
  2. Следите за регулярным и своевременным приёмом препаратов и выполнением всех рекомендаций лечащего врача, наблюдением в поликлинике по месту жительства.
  3. Выражайте заботу и понимание.

Таким образом, психологическое сопровождение построено с учётом индивидуальных особенностей и потребностей пациентов. Это комплексная психологическая помощь, направленная на регуляцию психического состояния в период госпитализации, оптимизацию дальнейшего функционирования в семье и обществе.

Список литературы:

  1. Бурно М.Е., Иговская А.С. Психотерапия пациентов с расстройствами личности, характеризующимися преобладанием ипохондрии // Журнал невропатологии и психиатрии. ¬- 2008.108 (12): С. 27- 31.
  2. Григорьева В.Н., Тхостов А.Ш. Психологическая помощь в неврологии. - Н.Новгород.: Издательство Нижегородской гос.мед.академии, 2009. - 205-230с.
  3. Гусев Е. И., Скворцова В. И. Ишемия головного мозга. - М.: Медицина, 2001. - 326 с.
  4. Ермакова Н.Г. Психологические особенности больных с последствиями инсульта в левом и правом полушариях головного мозга в процессе реабилитации // Вестник СпбГУ. - 2008. - Сер. 11. Вып. 3.
  5. Кадыков А. С. Реабилитация после инсульта. - М.: Миклош, 2003. –176С.
  6. Костенко М.Б., Чеперин А.И., Степанова О.Н., Драчук Т.А., Осатюк Н.И., Зинкина А.П. Опыт внедрения и функционирования моделей психосоциального лечения и реабилитации в условиях Омского региона // Сборник статей и модульных практик для психологов/ - Омск, 2011. - 76с.
  7. Краева М.А., Тарасова Т.О., Чижова Е.А. Тренинг познавательных процессов лиц пожилого и старческого возраста / под редакцией И.М.Никольской – СПб.: Речь, 2003. – 62с.
  8. Медведев В.Э. Профилатика и терапия психопатологических расстройств у пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями// Журнал Неврология. Нейропсихиатрия. Психосоматика. - 2012. - №3. - С. 1.
  9. Мустафина Л.В. Ранняя реабилитация постинсультных больных мультидисциплинарной бригадой: Автореф. дисс. на соискание ученой степени к.м.н. - М., 2008. - 22 с.
  10. Суджаева С.Г.,Суджаева О.А. Реабилитация после реваскуляризации миокарда. - М:.Медицинская литература, 2008 - 128 с.

Тарасова Екатерина Владимировна - медицинский психолог, Городское бюджетное учреждение здравоохранения Нижегородской области «Городская клиническая больница №39».

Как помочь человеку, перенесшему инсульт? Об этом нашим читателям в качестве эксперта рассказывает медицинский психолог Владимирской городской больницы № 4 Ольга Фролова.

- Ольга Сергеевна, какая роль в реабилитации больного после инсульта отводится родным?

После медицинской помощи крайне необходима помощь родственников, близких людей. Она должна быть регулярной. Важно помогать активно - заниматься, восстанавливать утраченные навыки. Если человек не может двигать рукой, значит, надо учить этому заново. Особенно остро период после инсульта переживают те, кто до болезни занимался активной деятельностью или был на высоком посту. А после инсульта порой даже элементарные действия и навыки становятся сложностью. Бывает, больные не в силах отвечать на простые вопросы из-за нарушения речи. Иногда, при тяжелой форме инсульта, меняется характер. Сильнее проявляются негативные черты. Не надо злиться, обижаться, кричать на больного. Особенно если он по каким-то причинам не желает отвечать на обращения и выполнять несложные упражнения. Нужно понять и принять его тяжелое психологическое состояние. Чтобы пациент после инсульта смог почувствовать любовь со стороны своих близких людей, надо уделять ему больше внимания, давать маленькие поручения, показывать, что он нужен. В этот период очень важны поддержка и одобрение: вот этого неделю назад ты не мог делать, а теперь делаешь. Это укрепляет веру больного в то, что он идет в правильном направлении.

- Могут ли пациенты полностью восстановиться?

Это зависит не от человека, а от тяжести и объема заболевания. Кто-то восстанавливается полностью. Нужно помочь таким пациентам вначале снять острый стресс, а затем успешно реабилитироваться. Важно восстанавливать, тренировать познавательные функции. Скорость мышления, память, внимание. Человек обязательно должен заниматься умственным трудом, решать задачи, учить стихи. Очень часто у него возникает страх повторного инсульта. Некоторые раздумывают: работать ли дальше, не бросить ли? Работать! Если нормальное самочувствие и если есть такая возможность. Как только человек перестает заниматься умственным трудом, сразу снижается вся познавательная сфера. Обязательно нужно соблюдать все рекомендации врачей.

- Связан ли инсульт с депрессией?

80% пациентов с инсультом находятся в подавленном состоянии. Они считают себя обузой. Особенно если болезнь в тяжелой форме, с парализацией, нарушением речи. Хотя и сам инсульт также вызывает печаль. Болезнь может задеть те участки головного мозга, которые отвечают за эмоции, и это может быть причиной пониженного настроения, нежелания ничего делать. Психологическая помощь чаще всего нужна и пациенту, и его родственникам. Толчком для выхода из депрессии может стать либо психотерапия, либо медикаментозная помощь.

-Как повышать настроение, снимать стресс?

- Соблюдать режима труда и отдыха. 8-9-часовой сон обязателен. Поддерживать правильный режим питания. Отказаться от вредных привычек. Использовать музыкотерапию и арт-терапию, аутотренинги, эмоционально-мышечную релаксацию. Помогают ежедневные прогулки на свежем воздухе. Хороша дыхательная гимнастика, стоит заняться хобби - тем, что человеку нравится. В общем, испытывать побольше положительных эмоций - кому-то доставит радость букет цветов, кому-то фотография любимой внучки или кошечки.

Психоэмоциональные расстройства при инсульте

Эффективные реабилитационные мероприятия при инсульте будут способствовать формированию адекватного отношения больного к себе, болезни, здоровью, стабилизируют и в конечном итоге улучшат его психоэмоциональное состояние. Это позволит достигнуть позиции сотрудничества с больным, принятия им личной ответственности за выполнение рекомендаций и назначений врача. Таким образом повысится уровень мотивации больного в восстановлении собственного здоровья.

В остром периоде заболевания у перенесших инсульт на первый план выступают общемозговые симптомы, проявляющиеся в:

— общей заторможенности

— сонливости

— отвлекаемости

— быстро наступающей истощаемости психической деятельности,

— нарастании утомления в конце задания

— отсутствии интереса к результатам

— отказе от дальнейшего обследования.

Психоэмоциональные нарушения при инсульте могут быть обусловлены как реакцией личности на болезнь, так и специфическими симптомами, зависящими от:

— локализации очага поражения

— обширности очага поражения

— давности заболевания

— сопутствующих заболеваний

— наличия инсультов в прошлом.

При поражении правого полушария головного мозга эмоциональные нарушения выражены ярче, чем при поражении левого. Они могут выражаться в беспричинной эйфории, индифферентном настроении, частом смехе, неспособности к эмоциональному контролю, нарушении субъективной оценки эмоций, легкомыслии, недооценки тяжести заболевания, беспечности, безынициативности, расторможенности вплоть до нетактичности, отвлекаемости и многоречивости. С такими больными необходима упорная работа, на первых этапах требуется постоянная стимуляция извне.

При поражении левого полушария больные беспокойны, озабочены, пессимистично настроены, часто плачут. Однако у них сохраняются необходимые для реабилитации осознание своего дефекта и мотивация на выздоровление.

При имевшихся ранее нарушениях мозгового кровообращения как правило усиливаются депрессивные реакции, слабодушие, плаксивость. Что закономерно и оправдано: при повторных инсультах может наблюдаться более тяжелая неврологическая симптоматика.

На первом месте среди нарушений психических функций, которые описываются как следствие инсульта, стоят депрессивные расстройства.

Депрессия может возникать в различные сроки после инсульта: ранняя депрессия развивается в первые 3 месяца, поздняя - через 2 года и позже. У женщин постинсультная депрессия развивается в два раза чаще, чем у мужчин.

— Больные жалуются на сниженный фон настроения, грусть, негативное представление о себе, мире, своем будущем.

— Больные тяжело переживают оторванность от привычного образа жизни, ощущают неловкость за свое беспомощное состояние, их сопровождает страх оказаться обузой для родных, остаться инвалидом на всю жизнь, тоска от неподвижности, социальной и физической изоляции. Что дополнительно приводит к усилению депрессивной симптоматики.

— Если больные эмоционально удручены — у родственников, с большей вероятностью, возникает депрессия.

— Обнаружена и обратная зависимость: наличие депрессии у лиц, осуществляющих уход за больным, приводит к увеличению депрессивных симптомов у самих пациентов.

Среди методов лечения при развитии депрессии во время и вследствие инсульта обращаем внимание на два вида воздействия:

Лечение пластическим изобразительным творчеством (живопись, мелкая пластика, графика) с целью воздействия на психоэмоциональное состояние больного подразумевает:

— Активизацию общения с психотерапевтом или в группе

— Дифференциацию переживаний больного

— Снижение эмоционального напряжения путем творческого самовыражения, сублимацию переживаний

— Развитие мотивации к выздоровлению через активизацию побуждения пациентов к самостоятельному творчеству.

МУЗЫКОТЕРАПИЯ

Это метод, использующий музыку в качестве психотерапевтического средства при лечении депрессии. Позволяет на уровне чувств или образов создать у пациента модели выхода из состояния напряженности, дает возможность пережить «разрядку» как реальный, управляемый процесс и таким образом переводит ее в разряд достижимых явлений.

Существует в двух формах:

Активная (музыкальная деятельность - воспроизведение, импровизация, проигрывание)

Рецептивная (процесс восприятия музыки с терапевтической целью).

Социально-психологическая реабилитация после инсульта

Инсульт – грозное заболевание и большая беда для человека и его семьи. Человек, переживший инсульт, страдает от своей беспомощности, иногда не находя психологической поддержки у врачей. Психолог, как социальный работник может значительно помочь, оказав психологическую помощь при реабилитации.

Психологи, работающие с больными после инсульта, выявили основные принципы реабилитации таких больных:

§ Раннее начало реабилитационных мероприятий, которые проводятся с первых дней инсульта (если позволяет общее состояние больного), что поможет быстрее восстанавливать нарушенные функции, предотвратить развитие вторичных осложнений.

§ Активное участие больного и членов его семей в реабилитационном процессе.

Восстановление психологической и социальной адаптации

Мой опыт психолога позволяет утверждать, что у большинства больных с последствиями инсульта в той или иной мере наблюдается нарушение психологической и социальной адаптации, чему способствуют такие факторы, как выраженный двигательный и речевой дефицит, болевой синдром, потеря социального статуса. Такие больные нуждаются в теплом психологическом климате, созданию которого во многом должны способствовать разъяснительные беседы, проводимые с родными и близкими психологом. Социальная работа психолога, не только поддерживает выздоравливающего человека, но и служит целям обучения и адаптации.

Задачи и содержание психологического сопровождения:

В процессе работе происходит психологическая коррекция следующих нарушений высших психических функций:

§ когнитивных нарушений (снижение памяти, интеллекта, концентрации внимания);

§ эмоционально-волевые расстройства, праксиса (нарушение выполнения сложных двигательных актов при отсутствии парезов, нарушений чувствительности и координации движений);

§ счета (акалькулия);

§ гнозиса, чаще пространственного (дезориентация в пространстве).

В процессе работы с больными проводиться рациональная психотерапия с целью снизить, появившуюся озабоченности по отношению к имеющемуся двигательному дефекту и желания его преодолеть. Преодолению депрессии, сопровождающейся у 40-60% постинсультных больных, наряду с антидепрессантами способствует психологическая коррекция.

Объектом психокоррекционного воздействия психолога являются реактивноличностные наслоения (снижение самооценки, потеря веры в выздоровление ), особенно выраженные у больных с тяжелыми дефектами двигательных, сенсорных и других функций

Задача психолога в социально-психологической реабилитации после инсульта это профилактика повторных инсультов. Для этого психолог собирает сведения об имеющихся у больного факторах риска, и организовать профилактическое лечение с их учетом. Повторные инсульты в подавляющем большинстве развиваются по тому же механизму, что и первые, поэтому необходимо определить возможный генез первого инсульта. Для профилактики повторного внутримозгового кровоизлияния необходимо проведение психологических бесед.

Организация социально-психологической реабилитации

Психологическое консультирование в рамках указанной программы проводится мною с больными 1-2 раз в неделю по 1 -1,5 часа. Количество встреч с психологом и их частота оговариваются в начале программы и в течении.