Частые конфликты в семье. Причины семейных конфликтов. Способы разрешения конфликтов в семье

В семейном конфликте, как правило, виноваты обе стороны. Выделяют несколько типичных причин семейных конфликтов.

Шесть основных причин конфликтов в семье:

1. Стремление супругов самоутвердится в браке в роли главы семьи.

Эта идея несостоятельна, потому что противоречит основному принципу семьи: взаимно поддерживать друг друга на психологическом и хозяйственном уровне. При самоутверждении супругов их взаимоотношения начинают портиться. Любая просьба, высказывание или поручение воспринимаются как посягательство на личную свободу.

Выход: Супругам необходимо поделить сферы управления на различных участках семейной жизни и руководить совместно.

2. Эгоизм супругов.

При вступлении в брак за каждым партнером продолжает тянуться шлейф прежних привычек, друзей и образа жизни. Непонимание в отношениях кроется в нежелании супруга отказаться от прошлой жизни для того, чтобы соответствовать своему новому социальному статусу. Многие не хотят сознавать, что брак требует нового жизненного уклада и задаются вопросом: «Почему я должен отказываться от любимых занятий?»

Выход: Необходимо постепенно включать супруга в совместную семейную деятельность, чтобы поэтапно приучать его к новой социальной роли и модели поведения. Прямой натиск ни к чему хорошему не приведет.

3. Наставления одного из супругов.

Один из супругов постоянно поучает другого как следует жить и вести себя. Наставления могут касаться любой сферы совместной жизни. Это вызывает раздражение партнера, приводит к эмоциональному напряжению, блокирует попытки быть самостоятельным и развивает чувство неполноценности.

Выход: Осознать, что каждый человек имеет право судить о собственном поведении, мыслях, эмоциях и брать ответственность за их последствия на себя. Каждый человек имеет право быть самому себе судьей. Необходимо тактично донести эту мысль и до поучающего супруга.

4. Постоянная борьба.

Супруги постоянно находятся в состоянии напряженности, потому что у каждого в сознании укрепилась мысль о неизбежности ссор. Семейная жизнь строится как борьба за победу в конфликте. Постоянные ссоры в браке имеют отдаленные последствия, связанные с упрочнением в отношениях неблагополучия.

Выход: Супругам необходимо перестраивать модель взаимоотношений и учиться новым навыкам поведения в семье.

5. Маменькин сынок/папенькина дочка.

Проблема заключается в том, что в семейную жизнь постоянно вовлекаются родители супругов. Их наставления мешают супругам выстраивать личный опыт взаимоотношений, потому что они руководствуются лишь рекомендациями родителей, которые редко бывают субъективными и полезны для молодой пары.

Выход: Ограничить вмешательство родителей в личную жизнь – прекратить обсуждения семейной жизни. Не жаловаться на супруга родителям. Все решения по поводу собственного поведения в браке и взаимоотношений с супругом принимать самостоятельно.

6. Нервная озабоченность и тревожность.

В некоторых браках, в стиле общения между супругами постоянно присутствует напряженность и озабоченность. Это приводит к дефициту радостных переживаний.

Выход: Если один из супругов находится в угнетенном настроении, другой должен успокоить его и помочь избавиться от озабоченного психического состояния.

В благополучном браке присутствует ощущение радости и предвкушения еще большего счастья. Для того чтобы это ощущение сохранилось, супруги должны оставлять неприятности и плохое настроение за пределами дома. Общаясь с членами семьи важно всегда находиться в приподнятом настроении, делиться оптимизмом и радостью.

В каждом неприятном событии важно уметь видеть что-нибудь смешное и культивировать дома чувство юмора. В сложных ситуациях, когда наваливаются проблемы и неприятности, нужно не паниковать, успокоиться и последовательно вникнуть в причины.

Важнейшая составляющая брака – умение общаться друг с другом. В процессе общения между супругами возникает связь, которая помогает нейтрализовать напряжение. Тем не менее, семейный конфликт – типичная ситуация независимо от того, сколько времени пара находится в браке. Во многих семьях супруги привыкли вымещать раздражение на второй половинке, ответная реакция на такое поведение – злость. Подобные ситуации привносят в семейную хаос и беспорядок, чтобы избежать ссор и укрепить брак, необходимо освоить искусство коммуникации. В этом поможет и психотерапия семейных конфликтов.

Какие бывают разногласия в семье

Типология семейных конфликтов выделяет два вида ссор.

  • Конструктивные – особенности семейных конфликтов данного типа в том, что примирение приносит чувство удовлетворения и облегчения двум партнерам. Супруги находят компромиссное решение, которое удовлетворит интересы двух сторон.
  • Деструктивные – особенности семейных конфликтов этой группы в продолжительности и отсутствии решения проблемной ситуации. Зачастую семьи, где возникают деструктивные ссоры происходят и разводы.

Почему происходят семейные ссоры

Бытовые конфликты неизбежны в каждой семье, ведь нет совершенных людей, следовательно, нет . Более того, в психологии существует мнение, что разногласия в семье не вредят , а укрепляют их, но при условии, что супруги способны решить конфликт и больше к нему не возвращаться. О психологии семейных отношений подробно читайте в статье.

Это важно! Любые противоречия между супругами порождают ссору. Важно сосредоточить усилия на изучении методов решения конфликтных ситуаций и профилактики ссор.

Причины семейных конфликтов, как правило, банальные и повторяются в каждой семье. Каковы же главные из них? Вот основные причины, по которым возникают ссоры.

  1. Обоюдное неуважение, пренебрежительное отношение друг к другу, недоверие и ревность.
  2. Сексуальная неудовлетворенность и отсутствие нежности в отношениях – популярная причина, которую выделяет наука конфликтология.
  3. Часто ссоры возникают на фоне несправедливого распределения домашних обязанностей. Они возникают, как бытовые конфликты.
  4. Неумение проводить совместно досуг, развлекаться и отдыхать.

Сам факт объединения двух людей в семью – это проблема, конфликтная ситуация. Ведь у каждого человека до брака была своя личная жизнь, опыт, взгляды. На этапе ухаживания два человека настолько увлечены эмоциями и чувствами, что не замечают конфликтных ситуаций. После свадьбы супруги пытаются объединить в единое целое две отдельные жизни и вот на этом этапе чаще всего возникают бытовые конфликты даже и разводы.

Что делать, чтобы не ссориться

Методика разрешения семейных конфликтов обладает высокой эффективностью. По сути, способы решения ссор – это профилактика семейных конфликтов.

1. Проявляйте интерес друг к другу.

Как правило, семейные ссоры и супружеские конфликты возникают из-за того, что между людьми нет связи. Важно научиться откладывать повседневные дела и уделять друг другу время.

Профилактика семейных конфликтов предполагает ежедневные разговоры супругов, спрашивайте друг у друга – как прошел день, интересуйтесь настроением, делами. Принимайте участие в беседе, сочувствуйте, проявляйте эмоции.

Чаще всего семейные конфликты и ссоры бывают в молодых семьях. Чтобы избежать стрессовых ситуаций, с первого дня знакомства старайтесь узнавать друг друга, задавайте вопросы, интересуйтесь партнером. Важно узнать слабые стороны человека, чтобы понимать – .

Это важно! На вопрос – как избежать семейных конфликтов – психологи отвечают – потрудитесь понять свою вторую половинку и это значительно сократит вероятность проявления агрессии.

2. Слушайте и услышьте.

Семейные конфликты и ссоры являются следствие того, что люди не умеют слышать друг друга.

Научитесь вечером уделять друг другу время, расспрашивайте , интересуйтесь заботами. Постарайтесь не вываливать на супруга собственные проблемы, это приведет к тому, что человек замкнется.

Это важно! Если ссора началась, приложите максимум усилий, чтобы выслушать оппонента и понять суть претензий. Покажите, что хотите найти решение конфликтной ситуации. Всегда давайте возможность супругу высказать свою точку зрения.

3. Поставьте себя на место партнера.

Диагностическая психология предлагает эффективный способ решения конфликтной ситуации – поставьте себя на место супруга. Зачастую партнер видит причину ссоры и воспринимает ситуацию совсем по-другому. Достаточно постараться понять чувства и эмоции другого человека и атмосфера в семье станет более спокойной.

Это важно! По мнению психологов, это лучшая профилактическая мера, направленная на предупреждение и разрешение семейных конфликтов.

4. Не критикуйте и не вспоминайте прошлое.

Как правило, семейные конфликты и разногласия возникают, когда один из супругов постоянно критикует. никогда не начинать разговор с обвинений, ведь каждое острое слово вернется к обвинителю.

Это важно! Психология и психотерапия семейных конфликтов не исключает элемент критики в семейных отношениях, но важно уметь критиковать. Основное правило – критика не должна оскорблять, а должна мотивировать, критикуя, обязательно похвалите партнера. Начните с похвалы, а затем укажите партнеру на то, что не нравится.

5. Дышите.

Как избежать семейных конфликтов? Ответ прост – когда хочется сказать что-то колкое и острое, несколько минут глубоко подышите. Для чего? С одной стороны это успокаивает, а с другой – удержит от слов, сказанных под влиянием эмоций. Если выяснить отношения хочется немедленно, возьмите лист бумаги и запишите претензии. Такие письменные сообщения помогают сдержать негативные эмоции и взглянуть на ситуацию со стороны.

Это важно! Никогда не ругайтесь под влиянием эмоций, подождите, пока улягутся, и только после этого спокойно поговорите.

6. Признавайте ошибки и прощайте.

Будьте готовы не только выслушать точку зрения оппонента, но и признать, что она правильная. Иногда для успешного и положительного исхода ссоры достаточно признать свою вину. В этом случае супруг оценит мужество и честность партнера и первым .

Это важно! Предупреждение и разрешение семейных конфликтов заключается в умении супругов искренне прощать друг друга. Накапливая обиды, человек подвергает себя сильному психологическому стрессу, поэтому прощайте друг друга и живите в мире и спокойствии.

7. Идите на компромисс.

Каждый аргумент, приведенный человеком в пользу своей правоты, это шаг в сторону развода. Нельзя любой ценой стараться одержать победу в споре, лучше и эффективнее – совместно найти компромисс, который устроит обе стороны.

Это важно! Улыбнитесь – искренняя, приветливая улыбка способна погасить самую серьезную ссору. Этим человек показывает, что он настроен доброжелательно и позитивно.

Как не допустить семейной ссоры

Семейные конфликты и пути их разрешения — предмет изучения диагностической психологии – науки о выявлении причин
и поиске методов их разрешения. Однако даже конструктивный спор лучше предотвратить, чем пытаться разрешить.

Итак, профилактика конфликтов и способы их решения заключаются в следующем.

  1. Не опускайтесь до оскорблений.
  2. Сохраняйте спокойствие. Если вы действительно любите человека, напомните себе об этом в тот момент, когда хочется вспылить.
  3. Эмоциональные семейные конфликты можно предупредить и разрешить способом уединения. Если вы понимаете, что ситуация зашла в тупик и решения нет, на несколько часов разойдитесь по разным комнатам.
  4. Говорите по одному и не перебивайте друг друга. При этом сохраняйте спокойствие.
  5. Придумайте «стоп-сигнал» — фразу, которая будет останавливать слишком бурные ссоры. Как только ситуация становится критической, нужно произнести стоп-сигнал и минуту помолчать. Этого вполне достаточно, чтобы успокоиться.
  6. После каждой ссоры анализируйте причину – почему она возникла. Если вы не правы, признайте это. Сложнее всего уладить ценностные разногласия.
  7. Интимная близость – прекрасный способ не только решить конфликтную ситуацию, но и не допустить ее.
  8. Ходите в гости, с другими семьями. Социальная атмосфера позволит снять напряжение и расслабиться.

По типологии семейных конфликтов ссоры бывают разные, но, как правило, решение одно – научиться уважать и слушать друг друга.

На видео представлены способы решения конфликтов и типичные ошибки супругов.

  • 3.3. Научный анализ конфликтов
  • Основные этапы изучения конфликта:
  • 3.4. Психологические методы в конфликтологии
  • Тесты коммуникативных способностей
  • Тесты темперамента и характера
  • Тесты мотивов и потребностей
  • 4. Конфликт как тип трудной ситуации
  • 5. Уровни проявления и типология конфликтов
  • 5.1. Проблема типологии конфликтов
  • Другие типы конфликтов
  • 5.2. Классификация конфликтов в организации (е.И.Ворожейкин)
  • 6. Причины возникновения конфликтов
  • 6.1. Непосредственные причины конфликтов Классификация причин конфликтов (а.Я.Анцупову)
  • 7. Конфликтная личность
  • 7.1. Личностные элементы конфликта
  • 7.2. Черты характера и типы личностей
  • 7.3. Установки личности, образующие идеальные типы индивидуальности
  • 7.4. Неадекватные оценки и восприятия
  • 7.5. Манеры поведения
  • Как вести себя с трудными людьми различных типов?
  • Модуль 2 основы предупреждения конфликтов
  • 8.Структура и динамика конфликта
  • 8.1. Структура конфликтной ситуации
  • 8.2. Динамика конфликта
  • 9. Общая характеристика внутриличностных конфликтов
  • 9.1. Теории возникновения внутриличностного конфликта
  • 9.2. Внутриличностный конфликт: понятие, характеристики и виды
  • 9.2.1. Классификация на основе ценностно - мотивационной сферы личности
  • 9.2.2. Внешние причины внутриличностных конфликтов
  • 9.3. Последствия внутриличностного конфликта
  • 9.3.1. Отрицательные последствия внутриличностного конфликта
  • Позитивные последствия внутриличностного конфликта
  • 9.4. Способы и условия предупреждения внутриличностных конфликтов
  • Познай самого себя
  • Адекватно оценивайте себя
  • Сформулируйте смыслообразующие жизненные ценности
  • Используйте свой жизненный опыт
  • Будьте оптимистом, ориентируйтесь на успех
  • Будьте принципиальны
  • Будьте уверены в себе
  • Соблюдайте этические нормы и правила общения
  • Другие способы предупреждения внутриличностных конфликтов
  • 9.5. Механизмы психологической защиты личности
  • “Не замечай это”
  • “Плачь об этом”
  • “Напади на что-то, заменяющее это”
  • “Не помни об этом”
  • “Не чувствуй этого”
  • “Отмени это”
  • 9.6. Внутриличностные конфликты и суицидальное поведение
  • 9.5.1. Психологическая структура суицидального поведения
  • 10. Семейные конфликты
  • 10.1. Семья как важнейшее социальное образование
  • 10.2. Семейные кризисы и конфликты
  • 10.3. Причины семейных конфликтов
  • 11. Конфликты между руководителями и подчиненными. Роль руководителя в управлении конфликтами
  • 11.1. Теория стилей управления
  • 11.2. Руководитель как субъект конфликта
  • 11.3. Деятельность руководителя по урегулированию конфликтов
  • 11.4. Личный пример руководителя в преодолении конфликтов и стрессов
  • 11.5. Методы профилактики конфликтов в организации
  • 11.6. Оптимальные управленческие решения
  • 11.6.1. Предупреждение конфликтов компетентным оцениванием.
  • Полезные советы
  • 11.7. Формы социально-трудового конфликта
  • Пример внедрения нового метода оценки квалификации и труда сотрудников (е.Б.Моргунов)
  • Глава 12. Технологии диагностики и отбора кандидатов
  • 12.1. Что такое кадровая безопасность?
  • 12.1.1. Зарубежный опыт организации работы с кадрами
  • 12.3. Процесс найма и отбора персонала
  • 12.4. Конкурсный набор персонала на работу (Базаров т.Ю.)
  • 12.4.1. Проблемы и этапы оценки персонала
  • 12.4.2. Методы оценки персонала
  • 12.4.3. Кадровая безопасность: представители групп риска в организации Наркоманы
  • Участники финансовых пирамид
  • 12.4.4. Как обеспечить надежность персонала?
  • I. Психологические факторы низкой надежности персонала
  • II. Предупреждение и выявление ненадежности
  • III. Проверка лояльности кандидатов и персонала
  • 12.5. Организация системы сбора первичной информации о кандидатах и ее предварительная обработка Методика осуществления проверок документов кандидатов
  • 12.6. Техника собеседования при отборе и найме кандидатов
  • 12.7. Каналы формирования впечатления о человеке
  • Визуальный канал
  • Аудиальный канал
  • Кинестетический канал
  • 12.8. Беседа по найму
  • 12.9. Кадровая психодиагностика: этапы и методологические основы теста
  • 12.9.1. Психологическое тестирование. Когда рекомендуется применять психологические тесты
  • 13. Конфликты в условиях учебной деятельности
  • 13.1. Особенности педагогических конфликтов
  • 13.2. Общие причины конфликтов в педагогическом процессе
  • 1. Неблагоприятная экономическая и социально-политическая обстановка в стране и регионе.
  • 2. Непоследовательность соблюдения принципов государственной политики в образовании.
  • 3. Содержательное и методическое несовершенство учебно-воспитательно­го процесса.
  • 4. «Неотредактированность» формальных и неформальных отношений в школьном социуме.
  • 5. Недооценка значения развития личностной индивидуальности учащихся и учителей
  • Специфические причины конфликтов «Учитель-учитель».
  • 1. Конфликты, обусловленные особенностью отношений субъектов педаго­гических конфликтов:
  • 2. Конфликты, «провоцируемые» (чаще непреднамеренно) администрацией учебного заведения:
  • 13.3. Конструктивное разрешение конфликтов в педагогическом процессе
  • 13.4. Конфликты между подростками и их родителями
  • 13.5. Разрешение педагогических ситуаций и конфликтов в работе учителя
  • 13.6. Межличностные конфликты в высшей школе
  • 14. Прогнозирование и профилактика конфликтов. Психологические условия предупреждения конфликтов
  • 14.1. Особенности прогнозирования и профилактики конфликтов
  • 14.2. Объективные и организационно-управленческие условия предупреждения конфликтов
  • 14.3. Социально-психологические условия профилактики конфликтов
  • 14. Технология предупреждения конфликтов
  • 14.1. Технология предупреждения конфликтов.
  • 14.2. Концепции управляемости конфликта.
  • 14.3. Условия и факторы конструктивного разрешения конфликтов
  • 15. Предупреждение конфликтов и стресс
  • 15.1. Взаимосвязь конфликтных ситуаций и стрессовых состояний
  • 15.2. Понятие и природа стресса
  • 15.3. Психофизиологические и социально-психологические характеристики стресса
  • 15.4. Стресс и дистресс
  • 15.6. Как вести себя с конфликтной личностью и бороться с стрессом
  • Методы снятия психологического напряжения в условиях конфликта
  • 16. Конструктивное разрешение конфликтов
  • 16.1. Методы профилактики конфликтов в организации
  • 16.2. Примирительные процедуры при трудовых спорах
  • 16.3. Стили конфликтного поведения
  • 1. Четкая формулировка и разъяснение требований к работе.
  • 16.4. Способы разрешения конфликтов
  • 16.4.1. Условия и факторы конструктивного разрешения конфликтов
  • 16.4.2. Предпосылки участия третьей стороны в урегулировании конфликтов. Понятие о медиации
  • 16.5. Типичные ошибки при разрешении конфликтов
  • 16.6. Формы, исходы и критерии завершения конфликтов
  • 17. Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов
  • 17.1. Правила ведения переговоров по спорным проблемам
  • 17.2. Социальное партнерство
  • 17.3. Примирительные процедуры при трудовых спорах
  • Приложение Взаимоотношения родителей с детьми-дошкольниками
  • Психолого-педагогическое консультирование родителей младших школьников
  • Решение психолого-педагогических проблем подросткового возраста
  • Консультирование родителей юношей и девушек
  • Упражнения
  • Практические задания
  • Ключевые слова
  • Ситуация 1
  • Ситуация 2
  • Ситуация 3
  • Занятие. Деловая игра «Супружеский конфликт»
  • Практическая ситуация 1
  • Практическая ситуация 2
  • Практическая ситуация 3 Задача 1
  • Задача 2
  • Задача 3
  • Задача 5
  • Конфликт в клинике
  • Тест «Ваш темперамент»
  • Тест Оценка акцентуации характера по методике Шмишека
  • 10.3. Причины семейных конфликтов

    В первый период, период притирки супругов, наиболее типичными причинами конфликтов являются:

    Межличностная несовместимость;

    Претензии на лидерство;

    Претензии на превосходство;

    Разделение домашних дел;

    Претензии на управление бюджетом;

    Следование советам родственников и друзей;

    Интимно-личная адаптация.

    1. Межличностная совместимость подразумевает взаимоприятие друг друга, основывающееся на сходстве ценностных ориентации, социальных установок, интересов, мотивов, потребностей, характе­ров, темпераментов, уровня развития личностей. Межличностная несовместимость дает о себе знать в том случае, когда по этим ин­дивидуально-психологическим характеристикам у каждой стороны имеется свое, противоположное другой стороне мнение.

    2. Лидерство в семье. Жена или муж (или оба) могут сформиро­ваться до брака лидерами. Сохранение таких позиций в браке чре­вато постоянными конфликтами. Лидер может вести семью за со­бой удачно, а может подавлять инициативы другого, формируя у него внутреннее противостояние, чреватое открытыми или скрыты­ми конфликтами. Выходом из такой ситуации будут взаимное об­суждение проблемы и категорический отказ от претензий на лидер­ство, лояльное отношение к альтернативному мнению другого, со­вместное решение семейных вопросов.

    3. Превосходство. В начальном периоде семейной жизни нередки случаи, когда один из супругов стремится доказывать свое превос­ходство. Подобное поведение Э. Берн описывает в новелле «Доро­гая». Муж при гостях дает нелестные характеристики жене и шутли­во обращается к ней за подтверждением: «Да, дорогая?». Жена, при таком поведении мужа, оказывается в не очень приятной для нее ситуации, ее настроение испорчено.

    Подобное поведение мужа (жены) по отношению к близкому человеку есть проявление невоспитанности. В нормальной семье муж и жена находятся в равном отношении друг к другу. Следовательно, чем раньше супруги откажутся от унижающих друг друга претензий на превосходство, тем благополучнее будет дальнейшее взаимодей­ствие между ними. Следует искать хорошее друг в друге и подчер­кивать его, в таких случаях обратная реакция будет всегда положи­тельной.

    4. Домашние дела. Некоторые семейные пары делят домашнюю работу на женскую и мужскую. Есть семьи, у которых эта проблема особых инцидентов не вызывает. Но для многих дележ домашних дел - вечная неразрешимая проблема и причина конфликтных си­туаций. Влияют на это типы личности и даже лень одного из супру­гов, или их обоих. На все случаи жизни договориться невозможно, всегда найдется в доме непредвиденный случай - «кому закрыть дверь?». Поэтому при помощи договоров межличностных конфлик­тов избежать нельзя.

    4. Семейный бюджет. Проблемы между мужем и женой могут возникать в тех случаях, когда жена зарабатывает больше мужа, когда она ему об этом постоянно напоминает, стремясь унизить его мужское достоинство. Конфликтные ситуации могут возникать и тогда, когда одному из супругов кажется, что другой нерасчетливо тратит деньги, например, покупает вещи, без которых можно обой­тись. При совместной жизни необходимо привыкать к мысли, что все семейные проблемы решаются вместе, не в ущерб друг другу, а во благо. Конфликтов будет меньше, если расходы будут всегда согласованы между супругами. В таких случаях каждому будут из­вестны возможности бюджета, и каждый будет знать, что без его участия никаких серьезных расходов не будет предпринято. Следует иметь в виду, что не всегда будет положительно воспринят дорогой подарок для другой стороны без предварительного обсуждения.

    5. Родственники и друзья. Каждая семья приобретает свой соб­ственный жизненный опыт совместного взаимодействия, в процессе которого встречаются трудные ситуации. Преодолеть их самостоя­тельно мужу или жене не всегда под силу. В таких случаях, иногда прибегают к советам родственников, друзей, специальной литерату­ры. Например, жене показалось, что муж стал меньше уделять ей внимания, неоправданно грубит. Она обращается за советом к роди­телям, подругам, убеждает их в том, что она делает все для мужа, а он оказывается ей неблагодарным. Если родственники или подруги окажутся опытными людьми, которые пережили сами нечто подоб­ное, то быстрее всего предложат ей самой во всем разобраться, проанализировать свое поведение, нет ли у нее упущений.

    6. Интимно-личная адаптация требует от супругов достижения морально-психической и физиологической удовлетворенности друг другом в интимных отношениях. Если один из супругов начинает испытывать психические или физиологические неудобства от ин­тимной близости, неудовлетворенность от ее результатов, проблему нельзя оставлять, чтобы она решалась сама собой. На неудовлетво­рительные результаты интимной близости могут влиять необоснованные страхи за свою половую «слабость», неудовлетворенность и т.д. Такое положение дел чревато конфликтами.

    Семейные и межличностные конфликты можно классифицировать по следующим признакам:

    1) по субъектам конфликтных ситуаций : конфликты между супругами; супругами и их детьми; супругами и родителями каждого из супругов; бабушками и дедушками и внуками; членами семьи и воспитателем детского сада, учителем школы, врачом поликлиники и т.п.;

    3) по сфере проявления конфликтов : конфликт в семейных отношениях (личных или имущественных); в отношениях между родственниками; в отношениях членов семьи с членами коллективов различных государственных и общественных организаций.

    И хотя «каждая несчастная семья несчастлива по-своему», как заметил классик, все же можно выделить некоторые наиболее типичные проблемы, возникающие между родственниками.

    Ими являются:

    * нежелание или невозможность одного из супругов иметь детей; 4 кс.ЗИ

    * требование мужа, чтобы жена не работала и занималась домашним хозяйством;

    * различное социальное положение супругов до вступления в брак;

    * разность интересов супругов и неспособность идти на компромиссы;

    * один из супругов - из «ущербной семьи», как следствие - не совпадающие представления супругов о том, что в семейной жизни должно быть нормой;

    * сложности во взаимоотношениях между родителями и детьми;

    * необходимость жить в одном доме с родителями мужа или жены: тещи и зятья, свекрови и невестки;

    * девиантное поведение одного из супругов: алкоголизм, наркомания и так далее;

    * проблемы неполной семьи, отсутствие в семье отца или матери, отношения между ребенком и отчимом или мачехой;

    * ситуация, когда один из супругов является инвалидом;

    * создание семьи в пожилом возрасте;

    * большая разница в возрасте между супругами.

    По основной причине , т.е. по ведущему мотиву, можно выделить следующие группы семейных конфликтов, возникающих в результате:

    Стремление одного или обоих супругов реализовать в браке, прежде всего личные потребности (развитая направленность «на себя», т.е. эгоизм);

    Сильно развитых материальных потребностей у одного или обоих супругов;

    Неудовлетворённой потребности в самоутверждении;

    Наличия у одного или обоих супругов завышенной самооценки;

    Несовпадения представлений супругов о содержании ролей мужа, жены, отца, матери, главы семьи;

    Неумение супругов общаться друг с другом, с родственниками, друзьями и знакомыми, коллегами по работе;

    Неумение супругов разобраться в причинах, вызывающих нежелательное поведение одного из них, в результате чего возникает взаимное непонимание; нежелание одного из супругов участвовать в ведении домашнего хозяйства;

    Нежелание одного из супругов заниматься воспитанием детей или несовпадения взглядов на методы их воспитания;

    Разница в типах темперамента супругов и неумении учитывать тип темперамента в процессе взаимодействия.

    Конфликты лучше предупреждать. Для этого психологи и конфликтологи предлагают много различных ва­риантов собственного поведения:

    Выдержка в любой ситуации, не втягивайтесь в конфликт, дайте полнос­тью высказаться стороне, провоцирующей конфликт;

    Относитесь к любому инциденту с пристальным вниманием, подвергай­те его анализу;

    Исключайте из общения любые претензии на превосходство, унижением другого не возвышайте себя, показывая свою невоспитанность;

    Признавайте и анализируйте открыто свои ошибки, не переносите свою вину на других;

    Не делайте катастрофы для семьи, когда ошибаются другие (что про­изошло, то произошло);

    Чрезмерное переживание и сопереживание утрат чревато физическим разрушением организма каждого из членов семьи (язвы. стрессы, ин­фаркты и т.д.);

    Любые замечания друг к другу выясняйте только наедине, а все претен­зии высказывайте исключительно в дружелюбной уважительной форме («как аукнется, так и откликнется»);

    Если не дает покоя мысль, что ваша жена (муж) стала «вашим личным врагом», спросите себя, почему это произошло, почему вы стали таким, что так дурно думаете о любимом ранее человеке?

    Ищите недостатки в себе, а не у своих близких;

    Все недоразумения между собой выясняйте в отсутствие детей, не втягивайте в разрешение конфликтов родственников, друзей;

    Усилие в разрешении конфликта направляйте не на победу своего близкого человека, а на совместное разрешение создавшейся ситуации;

    Позиция по отношению к действиям детей должна быть единой;

    Не обещайте детям, если не сможете выполнить их просьбу;

    Не подчеркивайте недостатков у детей, найдите у них хорошее в поведении, желаниях, стремлениях, заострите внимание на этом;

    Укрепляйте нити, сближающие вас с детьми (доверие, искренность, правдивость и т.д.);

    Помните, если вы сказали малышу: «Ты у нас совсем взрослый», он будет пытаться выглядеть таким всегда, а ему это еще не под силу;

    Не укоряйте ребенка по любому случаю, но и не перехваливайте его;

    Слушайте любые советы, но помните, что жить вам вместе не с советчика­ми, а с тем, на кого вы жалуетесь.

    1. Будьте хладнокровными. Оставайтесь спокойными и ровными во взаимо­действии с супругом. Если вы сами остаетесь спокойными, это будет по­буждать другую сторону к серьезному обсуждению спорного вопроса. Избавьтесь от установки, что за вами должно быть последнее слово. Воз­держитесь от отрицательных высказываний в адрес супруга, не унижайте его личное достоинство, иначе отношения могут обостриться.

      Постарайтесь выяснить основную причину конфликта. От этого зависят ваши действия: либо необходимо осуществить коррекцию собственного поведения, либо ограничиться лишь обсуждением проблемы. Помните, что нужно реагировать на фактическую часть критических замечаний и, по возможности, не реагировать на оценочную.

      Избегайте столкновений личностного плана. Не показывайте, что сейчас вам супруг антипатичен, что вы сильно раздражены его личностными особенностями.

      Тщательно выбирайте слова и выражения. Избегайте слов и выражений с негативным эмоционально-оценочным, обобщающим содержанием: «Ты всегда...», «Ты никогда...», «Вечно ты...». Помните, что подобные эмо­ционально-оценочные суждения, как правило, провоцируют ответные за­щитные реакции и будут обострять, а не ослаблять конфликт.

      Оставайтесь открытыми к рассмотрению взаимных потребностей. Ищите области взаимных интересов и возможных компромиссов. Чем больше вы стремитесь отстаивать только свою позицию, тем больше сопротивления вы встретите с другой стороны. Рассмотрите ситуацию с по­зиции интересов и потребностей супруга.

      Избегайте догматических высказываний. Речь, содержащая в себе намеки на высокомерие, превосходство, педантизм, все больше и больше будет разделять вас с супругом.

      Внимательно анализируйте, что говорит ваш(а) супруг(а). Обращайтевнимание не только на слова, но и выражения чувства, которые могут стоять за ними. Дайте партнеру возможность высказать свою точку зре­ния на вашу позицию. Это демонстрирует ему, насколько искренне вы стремитесь понять его мысли и чувства.

    1. Введение ……………………………………………………….....3

    2. Основная часть…………………………………………………...4

    2.1 Типичные семейные конфликты и пути их решения ………………4

    3. Практическая часть……………………………………………………..9

    4.Заключение………………………………………………………..10

    5. Список литературы………………………………………………11

    1.Введение

    Семейные конфликты актуальная тема в современном обществе, к сожалению. Мне бы хотелось, как молодой семье разобраться, какие существуют конфликты, какие способы решения и как не допустить этих семейных конфликтов. Ведь семья это самое ценное, что есть в мире. Это взаимопонимание и взаимоуважение друг друга. И не хотелось бы чтоб все разрушилось от недопонимания.

    2. Основная часть

    2.1 Типичные семейные конфликты и пути их решения.

    Любая семья сталкивается в процессе своей жизнедеятельности с проблемными ситуациями, разрешение в которых осуществляется в условиях противоречивости индивидуальных потребностей, мотивов и интересов. Конфликт определяется как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений.

    Семейные кон­фликты подразделяются на конфликты между: супругами, роди­телями и детьми, супругами и родителями каждого из супругов, бабушками (дедушками) и внуками. Основную роль в семейных отношениях играют супружеские конфликты. Они чаще возникают из-за неудовлетворения по­требностей супругов. Можно выделить причи­ны супружеских конфликтов: -психосексуальная несовместимость супругов; - неудовлетворение потребности в значимости своего «Я», не­уважение чувства достоинства со стороны партнера;

    - неудовлетворение потребности в положительных эмоциях: отсутствие ласки, заботы, внимания и понимания;

    - пристрастие одного из супругов к чрезмерному удовлетворе­нию своих

    потребностей (алкоголь, наркотики, финансовые расходы только на себя);

    - неудовлетворение потребности во взаимопомощи и взаимо­понимании по вопросам ведения домашнего хозяйства, вос­питания детей, в отношении к родителям и т.д.;

    - различия в потребностях по проведению досуга, увлечениях.

    Кроме того, выделяют факторы, влияющие на конфликтность супружеских

    отношений. К ним относят кризисные периоды в развитии семьи.

    Первый год супружеской жизни характеризуется конфликтами адаптации друг к другу, когда два «Я» становятся одним «Мы». Происходит эволюция чувств.

    Второй кризисный период связан с появлением детей:

    Ухудшаются возможности профессионального роста супругов.

    У них становится меньше возможностей для свободной реализа­ции в лично-привлекательной деятельности (увлечения, хобби).

    Усталость жены, связанная с уходом за ребенком, может привести к временному снижению сексуальной активности.

    Возможны столкновения взглядов супругов и их родителей по проблемам

    воспитания ребенка

    Третий кризисный период совпадает со средним супружеским возрастом, который характеризуется конфликтами однообразия. В результате

    многократного повторения одних и тех же впечат­лений у супругов наступает насыщение друг другом.

    Четвёртый период конфликтности отношений супругов на­ступает после 18-24 лет совместной жизни. Его возникновение часто совпадает с приближением периода инволюции, возникновением чувства одиночества, связанного с уходом детей.

    Значительное влияние на возникновения супру­жеских конфликтов оказывают внешние факторы: ухудшение материального положения многих семей; чрезмерная занятость од­ного из супругов (или обоих) на работе; невозможность нор­мального трудоустройства одного из супругов; длительное отсутствие своего жилья; отсутствие возможности устроить детей в детское учреждение и др.

    В современном обществе на семейные конфликты и само общество это и рост социального отчуждения; снижение моральных цен­ностей, в том числе традиционных норм сексуального поведе­ния; изменение традиционного положения женщины в семье (противоположными полюсами этого изменения являются пол­ная экономическая самостоятельность женщины и синдром до­мохозяйки); кризисное состояние экономики, финансов, соци­альной сферы государства.

    Раз­решения супружеских конфликтов зависит в первую очередь от умения супругов понимать, прощать и уступать. Одно из условий завершения конфликта любящих супругов - не добиваться победы. Победу за счет поражения любимого человека трудно назвать достижением. Важно уважать другого, какая бы вина ни лежала на нем. Нужно быть способным честно спросить у самого себя (и глав­ное, честно ответить себе), что же тебя на самом деле волнует. Лучше самим придти к взаимопониманию и не втягивать в свои конфликты других - родителей, детей, друзей, соседей и

    знакомых. Только от самих супругов зависит благополучие семьи.

    Отдельно стоит остановиться на таком радикальном способе разрешения

    супружеских конфликтов, как развод. По мнению психологов, ему предшествует процесс, состоящий из трех стадий:

    а) эмоциональный развод, выражающийся в отчуж­дении, безразличии супругов друг к другу, утрате доверия и любви;

    б) физический развод, приводящий к раздельному про­живанию;

    в) юридический развод, требующий правового оформ­ления прекращения брака.

    Многим развод приносит избавление от враждебности, не­приязни, обмана и того, что омрачало жизнь. Конечно, он имеет и негативные последствия. Они различны для разводящихся, детей и общества. Наиболее уязвима при разводе женщина, у которой обычно остаются дети. Она больше, чем

    мужчина, под­вержена нервно-психическим расстройствам. Негативные последствия развода для детей гораздо значи­тельнее по сравнению с

    последствиями для супругов. Ребенок теряет одного любимого родителя, и во многих слу­чаях матери препятствуют отцам встречаться с детьми.

    Ребенок часто испытывает давление сверстников по поводу отсутствия у него одного из родителей, что сказывается на его нервно-психическом состоянии. Развод ведет к тому, что общество по­лучает неполную семью, увеличивается число подростков с от­клоняющимся поведением, растет преступность. Это создает для общества дополнительные трудности.

    Семье также могут возникать конфликты между родителями и детьми.

    Одна из самых распро­страненных проблем в повседневной жизни.

    И так почему же возникают конфликты между родителями и детьми?

    1. Тип внутрисемейных отношений. Выделяют гармоничный и дисгармоничный типы семейных отношений. В гармоничной семье устанавливается подвижное равновесие, проявляющееся в оформлении психологических ролей каждого члена семьи, фор­мировании семейного «Мы», способности членов семьи разре­шать противоречия.

    Дисгармония семьи - это негативный характер супружеских отношений,

    выражающийся в конфликтном взаимодействии супругов. Уровень психологического напряжения в такой семье имеет тенденцию к нарастанию, приводя к невротическим реак­циям ее членов, возникновению чувства постоянного беспокой­ства у детей.

    2. Деструктивность семейного воспитания. Выделяют сле­дующие черты

    деструктивных типов воспитания:

    Разногласия членов семьи по вопросам воспитания;

    Противоречивость, непоследовательность, неадекватность;

    Опека и запреты во многих сферах жизни детей;

    Повышенные требования к детям, частое применение угроз, осуждений,

    3. Возрастные кризисы детей рассматриваются как факторы их повышенной конфликтности. Возрастной кризис представля­ет собой переходный период от одного этапа детского развития к другому. В критические периоды дети становятся непослуш­ными, капризными, раздражительными. Они часто вступают в конфликты с окружающими, особенно с родителями. У них возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся тре­бованиям, доходящее до упрямства. Выделяют следующие воз­растные кризисы детей:

    Кризис первого года (переход от младенчества к раннему детству);

    Кризис «трех лет» (переход от раннего детства к дошкольно­му возрасту);

    Кризис б-7 лет (переход от дошкольного к младшему школьному возрасту);

    Кризис полового созревания (переход от младшего школь­ного к подростковому возрасту 12-14 лет);

    Подростковый кризис 15-17 лет.

    4. Личностный фактор. Среду личностных особенностей ро­дителей,

    способствующих их конфликтам с детьми, выделяют консервативный способ

    мышления, приверженность устаревшим правилам поведения и вредным

    привычкам (употребление ал­коголя и т.д.). Среди личностных особенностей детей называют такие, как низкая успеваемость, нарушения правил поведения, игнорирование рекомендаций родителей, а также непослушание, упрямство, эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность, леность и т.п. Таким образом, рассматриваемые конфликты могут быть представлены как результат ошибок родителей и детей.

    Выделяют следующие типы отношений родителей и детей:

    Оптимальный тип отношений родителей и детей;