Коротенькие загадки. Загадки. История появления загадок. Использование загадок для развития детей

Веселые загадки для малышей в стихах.

Дети любят разгадывать загадки. Если предложить игру в загадки-разгадки для двоих и больше детей, то вступит в силу еще и соревновательный стимул. Кто-то разгадает загадки быстрее и точнее.

Загадки про зверей для детей с ответами

Все дети любят животных, некоторые не расстаются игрушками-зверятами ни днем ни ночью, и загадки про зверей всегда разгадываются малышами с удовольствием.

  • Колючий мяч сидит в траве, ты отойди немножко, он скоро скроется в листве, пофыркивая кошкой (Ежик)
  • Утром, возле ручейка моет хвостик, моет рот, полосатенький (Енот)
  • Пятачком зарылась в грязь, в лужу падала на спинку, но нельзя ее ругать потому, что это (Свинка)
  • Австралийских кенгуру слышу в комнате и вижу, то не сказка и не сон — это включен (Телевизор)
  • Огромные уши и длинный хобот, похож на громадный дом, живет он в Африке и в зоопарке. И он называется (Слон)
  • Зимой он спит в берлоге и может зареветь, малину собирает, зовут его (Медведь)
  • Сидит в траве высокой и листики жует, боится, озирается, вдруг волк к нему идет? (Заяц)
  • Рогата она и бодата, вкусное детям дает молоко, дружит она с ребятами и по камушкам скачет легко (Коза)

ВИДЕО: Детские загадки про животных

Загадки о растениях для детей с ответами

Загадки о растениях помогут малышам запомнить свойства растений: как они цветут, как пахнут и как называются.

  • Весной он расцвел на полянке и листик его скушал зайчик. Он желтый, а после пушистый, зовут его (Одуванчик)
  • На веточках вовсе не листики, а колющие иголки. Что в доме красиво наряжено? Это деревце (Елка)
  • Этот цветок на солнце похож, любит его и пчела и букашка. Белого цвета его лепесток, этот цветок (Ромашка)
  • Зеленая шкурка и хвостик зеленый, он прячется в листьях, хитрец. Его вы найдете в любом огороде, это крепыш (Огурец)
  • Этот цветок красивый оставляет на коже занозы. Он пышно цветет и сказочно пахнет, зовут цветок этот (Роза)


Загадки про спорт для детей с ответами

Загадки про разные виды спорта помогут заинтересовать ребенка этими полезными занятиями.

  • На поле большом все бегают, трибуны кричат: «Гол!!!» Как эта игра называется? Конечно, это (Футбол)
  • Изящно по льду скользить — нелегкое соревнование. Этот красивый спорт на льду (Фигурное катание)
  • Клюшкой загнать шайбу в ворота нужно быстрей и точней. Эта игра для сильных мужчин называется словом (Хоккей)
  • Раз, два, три, четыре, пять! Прыгай под считалку. Перепрыгивай под счет весело (Скакалку)
  • Загоняю палки в снег, сзади две полоски вижу. С горки я лечу, как ветер, потому, что я на (Лыжах)


Загадки по сказкам для детей с ответами

Чтение сказок очень увлекает детей. Они переносятся в мир фантазии и в своем воображении сами становятся сказочными персонажами. Загадки на эти темы возвращают детей в сказку.

  • Трудиться с утра до вечера тяжелая выпала долюшка, но в новом нарядном платье на бал уехала (Золушка)
  • Катился по дорожке, в печи румянил бок, с Лисой встречался, с Волком, кто это? (Колобок)
  • Она холодна и коварна, в ней много злобы и гнева, но все же она растаяла (Снежная Королева)
  • Несла его лиса за горы, за леса, но кот ему помог, домой вернулся (Петушок)
  • Та девушка скрылась в лесу от печали, семь маленьких гномов ее охраняли. Заботились верно о ней и нежно, звали ее (Белоснежка)
  • Заблудилась она в лесу и медведю варила кашу, но вернулась она домой, звали девочку эту (Маша)


Загадки обманки для детей с ответами

Разгадывать обманки детям весело и интересно одновременно. Ответ на загадку, который подходит по рифме, совсем не подходит по смыслу, поэтому нужно немного подумать прежде, чем его сказать.

  • Он в будке сидит и двор охранят, непрошеный гость не пройдет, он радостно вам хвостом завиляет и это конечно же (Не кот, а собака)
  • Там зреет пшеница в бескрайнем просторе и эта земля называется (Не море, а поле)
  • Выйдет коровка на поле, съест одуванчик и съест молочай, а вечером хозяйка парной надоит (Не чай, а молоко)
  • Из него берем одежду, утром, когда зазвенит будильник. Называем вместе с мамой это место (Шкаф, а не холодильник)


Загадки про витамины для детей с ответами

  • Чтобы видеть хорошо, чтобы прыгать очень ловко, кушал, с витамином А, зайчик вкусную (Морковку)
  • Если кукла простудилась, нужен C ей витамин. Выздоравливай быстрее, кушай, кукла (Апельсин)
  • Витамин D поступает в детский организм легко, если утром и на ужин дети пьют (Молоко)


Загадки про инструменты для детей с ответами

Загадки про инструменты помогут детям запомнить их названия и назначение каждого из них.

  • Железными зубами грызет доску она, поможет бревна распилить помощница (Пила)
  • Кто ударов не боится? Кто привык весь день трудиться? Он забьет все гвозди в срок, трудолюбивый (Молоток)
  • Если в песочнице строится замок, будет он украшен богато, что-бы работа спорилась быстро нужны ведро и (Лопата)


Загадки к школе и про школу для детей с ответами

Загадки про школу помогут детям привыкнуть к новым обязанностям и обрести полезные навыки.

  • Писать красиво и читать научат деток в школе постепенно, а для игры и беготни есть в школе (Перемена)
  • Ими рисуют картинки дети и малыши, эти волшебные палочки зовутся (Карандаши)
  • В том доме сидят за партами, там учатся в классах веселых, звенит там звонок и зовет на урок, этот дом называется (Школа)
  • Красиво и ровно буквы писать детям поможет (Тетрадь)
  • Туда я сложила тетрадки, книжки и карамель. Очень удобная сумка этот школьный (Портфель)
  • Нужно бегать, нужно прыгать, делать разные фигуры. Чтоб пятерку получить на уроке (Физкультуры)


Загадки про игрушки для детей с ответами

Невозможно представить детскую игру без игрушек. Дети очень любят свои игрушки, иногда считают их своими живыми друзьями. Загадки про игрушки наверняка понравятся малышам.

  • Вы можете в платье ее нарядить, вы можете чаем ее напоить, вы можете бросить ее и уйти. Она не заплачет, она вас простит (Кукла)
  • С велосипедом можно умчать в любую даль, держи покрепче руль свой и жми сильней (Педаль)
  • Чтоб игрушкам чай налить, чтоб им приготовить блюдо, юным поварам нужна настоящая (Посуда)
  • Чтоб машину заправлять, папа взял бензин и лейку. А моей машинке нужно только вставить (Батарейку)
  • Этот друг не оставит в беде и носить его можно подмышкой, он теплее и мягче всех, твой любимый плюшевый (Мишка)


Видео: Загадки Корнея Чуковского

Видео: Загадки для малышей

Большинство известных загадок мы уже слышали и отгадывали, а значит, запомнили правильный ответ. Малыши 4 -5 лет иногда любят «отгадывать» в сотый раз одни и те же легкие загадки, но уже школьникам не доставит никакого удовольствия загадкавроде «зимой и летом одним цветом».
Приводим подборку сложных загадок с ответами (чтобы можно было себя проверить).
Когда вы предлагаете ребенку сложную загадку, и он, подумав, называет не тот ответ, который указан как правильный, не спешите исправлять сразу. Возможно, ответ ребенка тоже вполне соответствует условиям загадки и может быть принят.
Загадки с подвохом часто бывают смешные. Ну уж улыбку-то ответ точно вызовет. Ведь предполагается, что ответ на такую загадку найти не просто, и он не так предсказуем, как кажется. Чаще всего в загадках с подвохом есть какое-то кажущееся противоречие в условии.

  • Без работы – висит, при работе – стоит, после работы – сохнет. (Зонт).
  • Хоть я нашел ее в лесу, но даже не искал.
    И вот теперь домой несу, поскольку не достал. (заноза)
  • Что имеет голову, но не имеет мозгов? (Сыр, лук, чеснок).
  • Ни – море, ни – земля. И корабли не плавают, и ходить нельзя. (Болото).
  • С земли его и ребенок поднимет, а через забор и силач не перекинет. (Пух).
  • Быстро ест, мелко жует, сама ничего не глотает и другим не дает. (Пила)
  • Его бросают, когда он нужен, и поднимают, когда в нем не нуждаются. (Якорь).
  • В соревнованиях бегун обогнал другого бегуна, занимавшего вторую позицию. Какую позицию он занимает теперь? (Вторую).
  • Вы обогнали последнего бегуна. На какой позиции вы находитесь теперь? (Такое событие не возможно, т.к. обогнать последнего бегуна некому).
  • Какого камня в море не найдешь? (Сухого).
  • Кто разговаривает на всех языках? (Эхо)
  • Если она стоит – ее можно на пальцах пересчитать. Но если она ляжет – вовек не сосчитаешь! (Цифра 8, если она ляжет, то превратится в знак бесконечности)
  • Что позволяет видеть сквозь стены? (Окно)
  • Если оно проламывается наружу, появится новая жизнь. А если его проломить внутрь, для него – это смерть. Что это? (Яйцо)
  • В комнате сидел ребенок. Он встал и ушел, но занять его место ты не можешь. Где он сидел? (У тебя на коленях).
  • Что строит замки, срывает горы, ослепляет одних, помогает видеть другим? (Песок)
  • Мое вчера – это завтра среды. Мое завтра – это вчера воскресенья. Какой я день недели? (Пятница)
  • Представьте, что вы машинист. В поезде восемь вагонов, в каждом вагоне по два проводника, младшему из них 25 лет, самый старший – грузин. Сколько лет машинисту?
    Ответ. Подвох заключается в словах: представьте, что вы машинист. Машинисту столько лет, сколько отвечающему.

Сложные загадки на логику

  • Уставший человек хотел выспаться. Он собрался лечь спать в 8 часов вечера и завел будильник на десять часов утра. Сколько часов он будет спать до звонка? Ответ. Два часа. Будильник не различает утро и вечер.
  • Считайте в уме, без калькулятора. Возьмите 1000. Прибавьте 40. Прибавьте еще тысячу. Прибавьте 30. Еще 1000. Плюс 20. Плюс 1000. И плюс 10. Что получилось?
    Ответ: 4100. Часто отвечают 5000.
  • Шли два отца и два сына, нашли три апельсина. Стали делить - всем по одному досталось. Как это могло быть? (Это были дед, отец и сын)
  • У отца Мэри есть пять дочерей: 1. Чача 2. Чече 3. Чичи 4. Чочо. Вопрос: Как зовут пятую дочь? (Мэри).
  • К реке подходят два человека. У берега лодка, которая может выдержать только одного. Оба человека переправились на противоположный берег. Как им это удалось? (Они были на разных берегах)
  • Росло четыре березы,
    на каждой березе по четыре больших ветки,
    на каждой большой ветке по четыре маленьких ветки,
    на каждой маленькой ветке по четыре яблока.
    Сколько всего яблок?
    (Ни одного. На березах яблоки не растут!)
  • Сколько нужно произвести действий, чтобы посадить бегемота в холодильник? (Три. Открыть холодильник, посадить бегемота и закрыть холодильник)
  • А сколько нужно произвести действий, чтобы посадить жирафа в холодильник? (Четыре: открыть холодильник, достать бегемота, посадить жирафа, закрыть холодильник)
  • А теперь представь: устроили забег, участвуют бегемот, жираф и черепаха. Кто прибежит к финишу первым? (Бегемот, потому что жираф в холодильнике сидит…)
  • Сколько горошин может войти в один стакан? (Нисколько, т.к. горошины не ходят)
  • Маленький, серенький, на слона похож. Кто? (Слонёнок)
  • Чем кончаются день и ночь? (Мягким знаком)
  • Когда черной кошке легче всего пробраться в дом? (Когда дверь открыта. Популярный ответ: ночью).
  • В каком случае, смотря на цифру 2, мы говорим “десять”? (Если мы смотрим на часы, и на «2» стоит минутная стрелка).
  • Ваши знакомые пользуются этим чаще, чем Вы, хотя это принадлежит Вам. Что это? (Ваше имя).
  • Семь сестер находятся на даче, где каждая занята каким-то делом. Первая сестра читает книгу, вторая - готовит еду, третья - играет в шахматы, четвертая - разгадывает судоку, пятая - занимается стиркой, шестая - ухаживает за растениями.
    А чем занимается седьмая сестра? (Играет в шахматы с третьей сестрой).
  • Что исчезает, как только это назовешь? (Тишина).

Сложная загадка на логику из книги Любена Дилова «Звездные приключения Нуми и Ники»

Девочка Нуми, с планеты Пирра, задает земному мальчику Ники загадку:
Один глоф и две мулфы весят, сколько один дабел и четыре лаци. В свою очередь, один дабел весит столько же, сколько два лаци. Один глоф и три лаци весят вместе, сколько один дабел, две мулфы и шесть крак. Один глоф весит, сколько два дабела. Спрашивается, сколько крак нужно добавить к одной мулфе, чтобы получить вес двух дабелов и одного лаци?
Ответ с подсказкой хода решения:

Итак, Николай Буяновский достал из портфеля черновую тетрадь, или, как он ее окрестил, тетрадь по всевозможнознанию, и ручку, а Нуми медленно принялась диктовать ему вес всех этих таинственных дабелов, мулф, лаци и крак. И когда он, записав все по порядку и поменяв в уме кое-что местами, составил несколько коротеньких уравнений, а потом, вдруг догадавшись, привел вес всех данных к весу таких же загадочных существ, ответ, казалось, получился сам собой. Задача была логическая, а по этой части Ники Буян был бог и царь.
– Восемь, – уверенно сообщил он. – К этой твоей мулфе надо прибавить восемь крак.

Если у вас есть на примете любимые сложные загадки – напишите в комментариях, а мы попробуем отгадать!

И маленькие детишки, и ребята школьного возраста безумно любят совместные игры с родителями, бабушками или дедушками. Поэтому интересные загадки с ответами обязательно привлекут их внимание. Самое главное, чтобы взрослые продумали сценарий, по которому будет проходить увлекательная игра.

Загадка как способ развития ребенка

Вообще, интересные с ответами - не просто вдохновляющая игра. Это способ в развлекательной форме развить:

  • мышление;
  • логику;
  • фантазию;
  • усидчивость;
  • стремление.

Это лишь некоторые факторы, указывающие на то, что сложные интересные загадки с ответами - это не только весело, но и полезно для чада.

Увлекательная игра с логическим уклоном

Конечно же, лучше всего перевести задания в игровую форму. Это можно сделать с учетом того:

  • сколько детей принимает участие в мероприятии;
  • какого возраста ребята;
  • в чем задача игры.

Можно эстафету, в которой каждый ребенок сможет проявить смекалку и скорость мышления. Интереснее будет, если деткам вручать монетки за каждый правильный ответ. Потом, в конце игры, можно монетки обменять на какую-то сладость или игрушку. В игровой форме детки не будут воспринимать задание как урок, поэтому его будет выполнять гораздо интереснее и веселее.

Самые интересные загадки с ответами на логику

Задачки на мышление помогут проверить, насколько ребенок умеет мыслить нестандартно. Именно для этой цели понадобятся интересные загадки с ответами.

В комнате три дивана, у каждого из них по четыре ножки. Еще в комнате пять собак, у каждой из них по четыре лапы. Позже зашел в комнату человек. Сколько ног в комнате стало?

(Две, у дивана - не ноги, а у животных - лапы.)

Меня зовут Витя, мою младшую сестру - Алена, среднюю - Ира, а старшую - Катя. Как зовут брата каждой из сестер?

Какое колесо автомобиля не шевелится во время правого поворота?

(Запасное.)

Где оказался великий путешественник Геннадий, когда свеча в его руках потухла?

(В темноте.)

Ходят, а с места ни на шаг.

Два друга играли в футбол три часа. По сколько времени играл каждый из них?

(По три часа.)

Как называется слон, у которого нет хобота?

(Шахматный.)

Шла девочка Арина в сторону дачи и несла в корзине яблочные пирожки. Навстречу шли Петя, Гриша, Тимофей и Семен. Сколько всего детей шло на дачу?

(Только Арина.)

Что постоянно становится больше, а меньше никогда?

(Возраст.)

Бабушка несла продавать двести куриных яиц. По пути у нее оторвалось дно пакета. Сколько яиц она донесет до рынка?

(Ни одного, из порвавшегося дна все выпали.)

Логические интересные загадки с ответами понравятся детям. Взрослые также с огромным удовольствием будут обдумывать такие вопросы.

Увлекательные и интересные загадки с хитрым ответом

Также стоит обратить внимание на задания, разгадки в которых совершенно непредсказуемы. Интересные загадки с ответами представлены вашему вниманию ниже.

Какой станет зеленая футболка, если в ней зайти в Черное море?

Животное, которое есть в зоопарке, а также на пешеходной зоне трассы.

Горят два дома. Один дом богатых людей, а другой - бедных. Какой из домов первым потушит скорая помощь?

(Скорая помощь не тушит пожары.)

Сколько лет в году?

(Одно лето.)

Его можно завязать, но нельзя развязать.

(Разговор.)

Перед кем даже короли и лорды снимают шляпы?

(Парикмахер.)

В вагоне метро ехало пятнадцать человек. На одной остановке вышло трое, а зашло пятеро. На следующей остановке никто не выходил, а зашло три человека. На еще одной остановке вышло десять человек, а зашло пятеро. Еще на одной остановке вышло семь человек, зашло трое. Сколько всего остановок было?

Река, которая есть даже во рту у человека.

Муж жене подарил колечко и сказал: "Я уезжаю работать за границу. Когда я уеду, посмотри, что написано на внутренней стороне украшения". Когда жене было весело, она читала надпись, и ей становилось грустно, а когда ей было грустно, то надпись дарила силы. Что было написано на кольце?

(Все пройдет.)

Что ты можешь взять в левую руку, но никогда не сможешь этого взять правой рукой?

(Правый локоть.)

Вот такие интересные загадки с ответами помогут малышу пошевелить извилинами и хорошенько подумать.

Загадки на логику для самых маленьких

Самым маленьким детишкам лучше всего предлагать к разгадыванию самые несложные для восприятия задачки.

В саду на елке выросло пять яблок, а на березе - четыре груши. Сколько всего плодов?

(Нисколько, на этих деревьях фрукты не растут.)

Из какой тарелки ты ничего не сможешь скушать?

(Из пустой.)

В вазочке четыре ромашки, три розы, два тюльпана и две хризантемы. Сколько всего ромашек в вазе?

(Четыре ромашки.)

Витя сделал три горочки песка. Потом он их все соединил в одну и добавил еще одну собранную горочку. Сколько всего горок получилось?

Пришел декабрь, в саду у бабушки поспели вишни и малинка. Сколько деревьев или кустов подарили плоды?

(Ни одного, в декабре плоды не растут.)

Две сестры-близняшки Аня и Таня решили устроить игру и во время отпуска договорились, что одна будет говорить только правду, а вторая всегда будет говорить неправду. Девочки со двора придумали, как вычислить, кто из них врет. Какой вопрос они задали?

(А солнце светит?)

В снегу она одна, в морозе ее нет, а в сосиске их целых три. Что это?

(Буква «С».)

Какой человек не намочит волосы даже под ливнем?

Может ли павлин сказать, что он птица?

(Нет, потому что павлины не разговаривают.)

Два мальчика залезли на чердак, чтобы найти там старые игрушки. Когда они вышли на солнечный свет, было видно, что у одного лицо все запачканное, а у второго чистое. Умываться первым пошел тот мальчик, лицо которого чистое. Почему?

(Он увидел, что второй грязный, и подумал, что тоже такой.)

Сколько йогуртов ты можешь скушать на пустой желудок?

(Один, остальные не на голодный желудок.)

Насколько быстро должна бежать кошка, чтобы банка, привязанная к хвосту, не шумела?

(Кошка должна сидеть на месте.)

Логические загадки для школьников

Мальчишкам и девчонкам, которые посещают школу, стоит задавать задачки посложнее, где нужно хорошенько подумать. Давайте рассмотрим, какие детские интересные загадки с ответами можно включить в развлекательное мероприятие.

Как можно прыгнуть с двадцатиметровой лестницы и не удариться?

(Прыгнуть с нижних ступенек.)

У собаки на шее была двенадцатиметровая цепь. Она прошла более двухсот метров. Как так получилось?

(Она не была привязана.)

Что делать, если ты видишь зеленого человечка?

(Переходить пешеходный переход.)

Может ли в комнате человек находиться без головы?

(Да, если высунул голову в форточку или окно.)

Можно ли увидеть прошлогодний снег? Когда?

Когда белой кошке будет удобнее попасть в темную комнату?

(Когда открыта дверь.)

У тебя в руках спичка, в темной комнате при входе стоит свеча и плита. Что зажжешь в первую очередь?

Что весит больше - один килограмм сладкой ваты или один килограмм железных гвоздей?

(Весят одинаково.)

Сколько крупинок гречки войдет в стакан?

(Нисколько, крупинки не ходят.)

У каждой из четырех родных сестер Анжелы, Кристины, Ольги и Ирины есть по одному брату. Сколько в семье детей?

Пришла в больницу на обследование. Она была сестрой доктора, но доктор не был ее братом. Кем был врач?

(Сестрой.)

Настя и Алиса играли игрушками. Одна из девочек играла с плюшевым мишкой, а другая - с машинкой. Настя не играла с машинкой. Какая игрушка была у каждой девочки?

(Настя - с мишкой, а Алиса - с машинкой.)

Сколько углов станет у прямоугольного стола, если отпилить один угол?

(Пять углов.)

Настя и Кристина вдвоем пробежали восемь километров. По сколько километров пробежала каждая девочка?

(По восемь каждая.)

Эти очень интересные загадки с ответами помогут ребенку показать и умственные способности. Родителям стоит проявить фантазию и устроить настоящий марафон эмоций.

Почему следует загадывать загадки

Совместное времяпровождение очень нужно малышу, чтобы он понимал, как родители его любят. Поэтому следует чаще устраивать такие мероприятия. Ребенок также сможет проявить свои таланты в процессе игры.

Веселый праздник

Мамам, папам, бабушкам и дедушкам следует понимать, что чем ярче будет событие, тем интереснее и веселее будет ребенку. Поэтому стоит:

  • устроить карнавал, в котором все будут в красивых костюмах;
  • придумать подарки для победителя эстафеты;
  • награждать того, кто набрал максимум очков, какими-то презентами за каждый правильный ответ.

Детишки будут рады любому событию. А когда обычный вечер превращается в праздник, то счастья не будет предела. Все зависит от фантазии и идей родителей. Радуйте своих маленьких сыночков и доченек, и они отблагодарят вас блеском в глазках и довольными улыбками.

  Сидя и стоя, на ходу и в транспорте можно играть в загадки . Вот весёлое и плодотворное времяпрепровождение.
  Отгадывание загадок приносит несомненную пользу. Это и развитие интеллекта, и тренировка памяти, и увлекательный способ узнать много нового о различных предметах.
  Отгадывание загадок – своего рода испытание человеческой сообразительности.
  Добро пожаловать в мир загадок, где таится столько невероятных открытий!

Загадки.

Определение.

    Если бы меня попросили назвать самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слова, я, не задумываясь, сказал бы: это загадки. Но, к сожалению, мы так их плохо знаем, и так невелико то время, которое отпускается в школе на знакомство с ними!

    Что же такое загадки ? Если дать им традиционное краткое определение, то оно может быть таким. Загадки - это иносказательное изображение предметов или явлений действительности, которые предлагается отгадать. И в самом деле, например, в загадке «Стоит матрешка на одной ножке, закутана, запутана» иносказательно представлена капуста. Но, конечно, под это одно определение нельзя подставить все загадки. Ведь материал, который мы воспринимаем как загадки, намного богаче. К примеру, в загадке о реке «Течет, течет - не вытечет, бежит, бежит - не выбежит» нет иносказания, в ней есть описание реки, но отсутствует изображение предмета, который иносказательно напоминал бы о реке. Есть загадки и другого типа. Например, такие: «Без чего человеку жить нельзя?» Ответ: «Без имени». Или: «Что на свете всего мягче?» Оказывается, ладонь. Это загадки, требующие от отгадывающего неординарного мышления. Ведь необходимо из огромного количества возможных ответов дать один, но такой, с каким согласились бы все. Мало ли, например, без чего не может жить человек! И без воды, и без воздуха, и без еды. Но все-таки неожиданная отгадка - «Без имени» - удовлетворит, пожалуй, всех. Действительно, без воды, воздуха, еды не может жить не только человек… Но только люди (все!) получают имена.

    Этот пример свидетельствует еще об одной особенности таких загадок. Отгадка должна быть оригинальной, неожиданной, нередко вызывающей улыбку. И есть много загадок, имеющих шуточные отгадки. Ну, например: «Какой месяц короче всех?» Ординарный ответ: «Февраль». Но правильный - «Май» (всего три буквы!). «Каких камней в море нет?» - «Сухих».

    Эти типы загадок можно было бы назвать так: загадки-иносказания, загадки-описания и загадки-вопросы. Но есть еще один тип загадок : загадки-задачи. Они очень похожи на задачки из школьных учебников, если бы не одно обстоятельство. Вот, например, одна из таких загадок : «Летела стая гусей, навстречу им один гусь. «Здравствуйте, - говорит, - сто гусей!» - «Нет, нас не сто гусей. Кабы было еще столько, да полстолько, да четверть столько, да ты, гусь, так бы нас было сто гусей». «Сколько гусей летело?» Ответ: «36 гусей». Задача чисто арифметическая, требует от отгадывающего умения считать. Но есть и другие задачи. Например: «Шел охотник. Увидел на дереве трех ворон и выстрелил. Одну убил. Сколько осталось на дереве?» «Разумный» ответ - чисто арифметический: осталось на дереве две вороны. Ан нет! Одну-то он убил, а остальные - улетели… Или: «Летела стая гусей, одного охотники убили. Сколько осталось?» Конечно же один - убитый.

    Мы видим, что загадки-задачи, как изагадки-вопросы - неординарны, это действительно тесты на сообразительность, они развивают, активизируют нашу мыслительную деятельность. И это объединяет между собой загадки-вопросы с загадками-задачами; они, несомненно, в этом имеют сходство и с загадками-иносказаниями, загадками-описаниями. Ведь предлагаемые в загадках-иносказаниях и загадках-описаниях задачи требуют именно сообразительности, нестандартного мышления: увидеть в обыкновенном необыкновенное, а в необычном - обычное.

    Таким образом, все эти малые формы фольклора едины по своему жизненнму назначению: носят обучающий характер, способствуют развитию мыслительной деятельности человека. Именно поэтому мы изучаем их в школе.

    Однако не только жизненное назначение объединяет эти типы загадок. Нельзя не заметить, что все они построены на парадоксе. В переводе с греческого «парадокс» означает неожиданное явление, резко противоречащее здравому смыслу, расходящееся с общепринятым мнением. Мы видели, что загадки строятся на необычных сопоставлениях, ожидаемые в русле здравого смысла, общепринятого мнения отгадки оказываются ложными, а правильными являются как раз самые неожиданные, но единственно верные.

    Сходство этих четырех типов загадок - и в их построении. Композиция всех без исключения загадок двухчастная: первая часть - вопрос, вторая - ответ. Это очень хорошо видно на примере загадок-вопросов и загадок-задач. Вопросная форма завуалирована в загадках-иносказаниях и загадках-описаниях. Однако вопрос необязательно должен быть выражен словом. Ведь загадка существовала и существует по-настоящему только в устной форме, а вопрос можно передать и интонацией. Кроме того, о вопросительной сущности первой части загадок-иносказаний и загадок-описаний говорит необходимость ответа лишь на первую их часть. Ответ же предлагает наличие вопроса.

    Но на этом сходство и кончается. О некоторых различиях уже шла речь, но отметим еще одно - важное. Загадки-иносказания и загадки-описания отличаются от загадок-вопросов и загадок-задач тем, что они созданы на основе поэтической образности, удивляют нас поэтическими картинами, художественными деталями; а вот загадки-вопросы, загадки-задачи сильны своей логикой, игрой не воображения, но ума. Думается, именно поэтому на уроках литературы в школе отдается явное предпочтение загадкам- иносказаниям и загадкам-описаниям. И в народе они пользовались неизменно большим успехом. Мы знаем их тысячи, тогда как загадки-вопросы и загадки-задачи малоизвестны.

    Таким образом, загадки - это иносказательное изображение предметов и явлений действительности или их описание, которое предлагается разгадать.

Игра в загадки 1.

    В этой книжке много загадок разных народов нашей страны - и о человеке, и о зверях, и о птицах, и о растениях, и о земле, и о небе, и о разных предметах…

    Загадки можно загадывать друг другу, но в загадки можно еще играть сообща, как в другие игры.

    Вот как играют в загадки русские ребята. Собираются они где-нибудь, усаживаются поудобнее и начинают играть в «города». Каждый берет себе несколько городов, скажем, десять.

    Чтобы не забыть свои города и не спутать с другими, надо записать их на листке бумаги и держать этот листок перед собой.

    Названия городов у играющих не должны повторяться. Если будут повторяться, начнется путаница, споры.

    Одного из играющих назначают загадчиком. Он должен загадать десяток загадок.

    Вот он загадывает первую загадку. Играющие по очереди подходят к нему и тихо, чтобы не слышали остальные, говорят отгадку.

    Кто не сумеет отгадать или отгадает неверно, сдает загадчику один из своих городов.

    Как это делают? Загадчик ставит значок возле названия города.

    Когда все участники игры дали ответ, загадчик загадывает новую загадку. Ее отгадывают так же как и первую.

    После десяти загадок смотрят, у кого сколько городов осталось. Бывает так, что иные из играющих сдадут все свои города.

    Потом выходит новый загадчик, и игра продолжается. Он придумывает другие загадки, и все отгадывают их. Тот, кто отгадывают их.

    Тот, кто отгадает правильно, получает город, который он сдал.

    Затем выходит третий загадчик- со своими, новыми загадками, и все отгадывают их. После этого смотрят, у кого сколько городов осталось. Того, кто сдал все свои города и не сумел их вернуть, заставляют проделать какую-нибудь смешную штуку. На этом игра заканчивается.

    «Сдавать» можно не только города, но и зверей, и птиц, и части одежды - шапку, шарф, куртку, рубашку, пояс, башмаки.

    Игра в загадки 2.

    Эта игра называется «бабка». Играют в «бабку» так. Все становятся в ряд (можно играть и сидя). Первый загадывает какую-нибудь загадку.

    Отгадать ее могут многие участники игры, но отгадку нельзя произносить вслух. Отгадку может громко сказать только тот, кто стоит или сидит рядом с загадчиком.

    Как только он отгадает, должен загадать новую загадку своему соседу. Если тот отгадает, загадывает другую загадку своему соседу. Так загадки идут по своей цепочке до конца, а потом могут возвращаться обратной дорогой.

    Но не всегда так легко идут загадки по цепочке. Случается, что кто-нибудь не может отгадать загадку или отвечает неверно. Тогда сосед загадывает ему вторую загадку. Не смог отгадать и эту- ему загадывают третью. . Ну а если и третью не отгадает- пусть перейдет в самый конец ряда. После этого игра продолжается. Играют до тех пор, пока могут придумывать новые загадки.

Мы расскажем вам историю появления загадок, а также где можно использовать загадки.

Загадки появились очень давно и всегда были проверкой не только знаний человека, — они требовали наблюдательности, умения видеть в самых обыденных предметах их сходства и различия, требовали способности воспринимать окружающий мир образно, поэтически.

У всех первобытных народов существовал обряд посвящения мальчиков в полноправные члены рода — охотники. Чтобы выдержать испытание на зрелость, мальчику нужно было доказать свою физическую силу, ловкость, мужество — убить огромного хищника, выдержать боль. А ум, знания, сообразительность он должен был проявить в отгадывании загадок. Получается, что в те далёкие времена загадка была основным сводом знаний и сведений человека о внешнем мире. У древних греков и германцев загадывание загадок приравнивалось к единоборству. Их легенды рассказывают нам о том, как не отгадавшие загадок расплачивались жизнью.

У славян тоже существовали поверья о том, что русалки губят людей, не отгадавших их загадок. А загадки у них были такие:

да что растёт без коренья? (Камень);

да что цветёт без цветка? (Папоротник);

да что бежит без повода? (Вода).

В русских народных свадебных обычаях вплоть до XIX века загадывание загадок составляло обязательную принадлежность свадебного обряда. Подруги невесты загадывали жениху и дружке жениха трудные загадки и не пускали их в избу к невесте до тех пор, пока не получали правильного ответа. Ну а в русских народных сказках, вы и сами это уже хорошо знаете, царевна выходит замуж за того, кто сумел отгадать все её загадки.

Предметом своих загадок русский народ делал вещи и явления, с которыми он постоянно сталкивался в быту и в работе. Земля и небо, явления природы, мир животных, домашних и диких, внутреннее убранство избы, утварь, посуда, земледельческая и всякая иная работа — таков основной тематический круг предметов и явлений жизни, охваченный в загадках.

Загадки придумывают люди и по сей день. Это очень увлекательное занятие — попробуйте! Любая загадка — это замысловатый вопрос или иносказание, требующие ответа. Они составляются в краткой и занимательной форме, чаще всего в стихотворной. Для них характерны ясность, выразительность и меткость определений. Чаще всего в загадках содержится перечнеление признаков, по которым надо догадаться, о каких предметах или явлениях идёт речь. От того, сколько этих признаков, насколько подробно они характеризуют то, что загадано, зависит простота или сложность загадки. Например, в загадке «Не огонь, а жжётся» (крапива) указан один признак, но он настолько характерен, что его достаточно для отгадывания. Иногда в загадках содержится по 3—4 признака: «Кругло, горбато, около мохнато, придёт беда — потечёт вода» (глаз). Каждый из этих признаков нужен для определения загаданного слова. Но, конечно, самое интересное в любой загадке — образное, поэтическое восприятие окружающего мира.

Загадки, предложенные на нашем сайте , подобраны по темам. Загадки можно использовать на уроках чтения, природоведения и ознакомления с окружающим миром. Конкурс на лучшего знатока загадок может стать частью КВНа, школьного праздника или экскурсии в природу. Загадки вносят в любое мероприятие весёлый дух соревнования, к тому же расширяют кругозор, развивают речь, любознательность, помогают стать наблюдательными, тренируют внимание и память. Мы предлагаем вам старинные русские загадки и те, которые придуманы известными детскими писателями совсем недавно.