Что нужно знать родителям о своем ребенке? Что нужно знать о психическом развитии ребенка

Последним временем, мне на почту приходят очень много писем с вопросами, относительно наших игр и развития в возрасте 1 года и чуть-чуть старше.
Решила поднять свои конспекты и написать специальную серию статей, посвященных этому периоду развития ребенка.

Надеюсь, эти посты окажутся для вас полезнымы 😉 Итак, все, что нужно знать о годовалом ребенке.

Ребенку 1 год: физиология

1. Распорядок дня ребенка: сон и бодрствование

P.S. И не забывайте регулярно много гулять с ребенком (про наши игры на сведем воздухе , а про игры на улице зимой — ).


Наш котик из снега

2. Здоровье, кормление, купание ребенка в год

Зубы

Зачастую, к этому возрасту во рту ребенка красуются двенадцать зубов , но опять же, все это очень относительно.


У кого-то зубки начинают расти в 2 месяца – у кого-то в 8. У кого-то в год 10 зубов, у кого-то 20 .

Например, у нас зубы начали расти в три месяца, и в год во рту было уже 20 зубов.


Про то, как можно помочь ребенку во время прорезывания зубов и наши «зубные эпопеи» я писала здесь:

Питание

В год мы ели пять раз в день , через каждые три-четыре часа.


Вот приблизительный распорядок питания:
Что мы ели в этом возрасте: мясо, рыбу, овощи и фрукты, яйца, творог, кефир и йогурт, детское печенье, соки. Рецепт нашего любимого супчика

Купание

Настенные животные
Здоровье

Первая высокая температура, первые сопли, кашель, больное горло.

Было непонятно, как это все правильно лечить, какие препараты разрешены малышу, а какие — нет, как не навредить малышу, нужно ли вызывать скорую помощь и когда, как сбить высокую температуру и т. д.

Вот статьи, где я детально обо всем этом пишу:

Ребенку 1 год: психология

1. Особенности психологического развития

В год у ребенка происходит очень важный психологический «переворот», кроха начинает осознавать себя отдельным от мамы существом , открывает для себя собственное «я»;

Ребенок начинает «проявлять характер» и понимать, что может оказывать влияние на взрослых, чем регулярно старается воспользоваться (Глеб этим пользовался постоянно:-))

Малыш становится все общительней и общительнее 🙂 старается много говорить и знакомится;

Ребенок старается копировать взрослых;

2. Чтение книг

Как вы уже смогли убедится, книги мы очень любим 🙂

Вот какие книги мы читали в этом возрасте :

  • Агния Барто «Стихи»
  • «Моя первая книга»
Моя первая книга, самая любимая
  • С. Маршак «Кошкин дом»
  • Г. К. Андерсон «Гадкий утенок»
  • «Рукавичка»
  • «Теремок»
  • «Коза-дереза»
  • «Сказки и картинки» Сутеева
  • «Сказки» Пушкина
  • Зденек Миллер «Кротик»
  • «Федорино горе»
  • «Чудо-дерево»
  • «Тараканище»
  • «Телефон»
  • «Мойдодыр»

Детальнее о наших книгах можно , а о том, как правильно выбирать детские книги: .

И пожалуй, самый важный вопрос, тревожащий большинства мам: что должен уметь ребенок в 1 год?

3. Навыки и умения ребенка в год (опять же, довольно относительные)

Пожалуй, самым главным навыком в этом возрасте можно назвать умение ходить и вставать самостоятельно;

Ребенок научился понемногу бегать при помощи маминой или папиной поддержки за руку;

Столь заветное мамино желание уже могло осуществиться: малыш научился говорить «мама!» (а также: «папа», «баба», «деда» и т.д.), а иногда: называть членов своей семьи по имени;

Ребенок умеет самостоятельно пить из чашки и есть ложкой , а также откусывать и пережёвывать твердую пищу;

Малыш может уже уметь ходить на горшок;

Ребенок знает названия частей тела и умеет поднимать ручки и ножки во время одевания и раздевания по маминой просьбе.

Ребенку 1 год: воспитание

Вот главные «тонкости» воспитания, которые лучше соблюдать. Итак:

Обязательно объясняйте ребенку, почему вы разрешаете ему одно и запрещаете другое.

Если что-то запрещаете – запрещайте до конца. Не уступайте при криках и истериках, иначе ребенок поймет, что с помощью воплей он может достичь желаемого и от истерик вы потом не отделаетесь.

Очень важно в этом возрасте установить свои семейные правила и добиться того, что эти правила неоспоримы и применимы для всех. Для нас, например, достаточно сложным оказалось добиться того, чтобы все члены семьи придерживались одних и тех же правил: бабушки упорно стремились баловать Глеба до последнего, все ему разрешать и «идти на поводу его воплей» 🙂

Вот, пожалуй, и все на сегодня. В следующей статье: наши любимые развивающие игры ребенка в 1 год , так что не пропустите, 😉

С любовью,

Марина Кручинская

Для воспитания детей недостаточно одной горячей любви к детям, готовности к самопожертвованию. Нужны знания о возрастных особенностях детей, как физических, так и психологических. Тогда родители смогут лучше их понимать, не делать ошибок и промахов при общении с ребенком, а также не предъявлять завышенные требования, невыполнимые для него не в силу капризов и упрямства, а по объективным причинам, связанным с возрастом ребенка и особенностями его психики.

Давайте научимся быть рядом с ним в нужный момент, «предлагая ему именно те слова и поддержку, какие важнее всего в эту минуту».

Протоиерей В. Зеньковский и А. Рогозянский, говоря о возрастных особенностях детей, выделяют 4 стадии развития и взросления ребенка.

Начальная стадия – это первое детство (до 6–7 лет). В этом возрасте происходит знакомство ребенка с окружающим миром, закладываются фундаментальные основы его отношения к людям, событиям и явлениям, формируются привычки. У ребенка еще не развит интеллект, отсутствует опыт, поэтому он опирается в своих ощущениях только на интуицию, чувства. Это так называемый «наивный эгоцентризм». Восприятие мира происходит только в связи с собой: «моя мама», «моя игрушка». Оценка самого себя, своих действий еще очень слабы, в мышлении нет места для критики и сравнения. Мораль ребенка такова: хорошо-плохо, можно-нельзя; все принимается на веру, родители – безусловный авторитет во всем. Основное воспитание происходит в семье, зависит от духовной атмосферы, царящей в доме.

Религиозное восприятие Бога и духовной жизни в раннем возрасте очень живо. В силу такой особенности детей, как подражание, дети сами охотно следуют примеру благочестивой жизни родителей, воспринимают простые религиозные обряды и правила. Поэтому задача родителей в этом возрасте максимально напитать ребенка духовно: показать, что основу жизни, центральное место занимает вера, Церковь.

Пусть чувства детские получают первые впечатления от предметов священных: икона и свет лампады – для глаз, молитвы и священные песни – для слуха и прочее. Дитя еще не понимает ничего из того, что у него перед глазами, но его глаз и слух привыкают к священным предметам, и они, предзанимая сердце, тем самым ставят вдали другие предметы. Особую заботливость должны проявлять родители к обстановке тех комнат, в которых спят дети, и уголков, где они играют и проводят большую часть времени. (свт. Феофан Затворник. Путь ко спасению. С. 342).

В первые годы детской жизни душа ребенка так нежна, так впечатлительна и беспомощна. Она вся всему доступна и не защищена никакой защитной броней; все может стать или уже становится ее судьбой, все может повредить, «испортить ребенка».

В эти годы ребенка надо беречь, не терзать его никакими страхами и наказаниями, не будить в нем преждевременно элементарные и дурные инстинкты. Однако упускать эти годы в смысле духовного воспитания было бы столь же недопустимо и непростительно. Надо сделать так, чтобы в душу ребенка проникало как можно больше лучей любви, радости и Божией благодати. Здесь надо не баловать ребенка, не потакать его капризам, не изнеживать его и не топить его в физических ласках, но заботиться о том, чтобы ему нравилось, чтобы его умиляло и радовало все то, что есть в жизни божественного – от солнечного луча до нежной мелодии, от жалости, сжимающей сердце, до прелестной бабочки, от первой лепетом сказанной молитвы до героической сказки и легенды… (И. Ильин. О семье // В доме Отца Моего. – М., С. 21).

Следующий этап развития детей – второе детство (до 10–11 лет). В этом возрасте ребенок старается усвоить практические стороны жизни, он погружается в реальность, старается определить, какое место в окружающем мире занимает. Появляется самосознание, контролируется поведение. Преобладает интеллект, идет активное усвоение рациональных сведений о мире, формируется собственное мировоззрение. В этом возрасте заимствуются взгляды и опыт старших в практической сфере жизни. Второе детство – торжество «практического разума». Мышление приобретает сравнительные и практические формы, более значим социальный аспект. Однако связь с семьей и ее пример еще велики: «А у нас дома так делают», «моя мама говорит, что.»

Но к концу «второго детства» постепенно начинается отход от семьи, в сферу сверстников ребенка.

Наряду с рационализацией ребенка, все большее значение для него приобретают моральные принципы. Все, что поддерживается всеми в семье, что справедливо, целесообразно, это считается хорошим для ребенка. Отступление от общепринятых, нравственных норм поведения – грех – сознается и переживается душой ребенка. Он бывает недоволен собой, испытывает уныние, скорбь от своих ошибок и слабостей. Поэтому исполнение религиозных обязанностей на этом этапе педантично – это и молитвы, и посещение храма. Вместе с тем наблюдается раздвоенность – воля ребенка зовет к исполнению, а сердце молчит. В храме ему бывает скучно, он должен что-то делать, например, следить за свечами, помогать в чем-то прислуживающим в храме или священнику. На этом этапе возникает опасность появления хитрости, двоедушия. Поэтому задача родителей – сохранить в ребенке стремление к возвышенному, не дать увлечься внешними нормами, усвоить лицемерное позирование, выполнение благочестивых дел напоказ. Родители должны привить детям вкус ко всему высокому и тонкому в искусствах, сделать религиозный взгляд на вещи основой его мировоззрения.

Основной объем знаний о вере усваивается именно в этом возрасте, это годы интенсивной учебы. Родители, помните, во втором детстве у ваших детей идет интеллектуальное восприятие духовных начал. Вам необходимо самим стараться избегать духовной мелочности, сохранять искренность и глубину веры. В этом вы должны подавать пример своим детям.

В это время привычки – даже в религиозной сфере – имеют роковое значение, ослабляя духовное внимание. Духовное оскудение и обмельчание ребенка во втором детстве (особенно к 9-10 годам) сплошь и рядом остается незамеченным, особенно если родители требуют одних только внешних религиозных навыков. Очень легко впасть в иллюзию, думать, что у ребенка все хорошо и благополучно. Между тем уже в эту пору наступают странные «засухи» в душе, когда не хочется молиться, под покровом привычных действий (молитва, крестное знамение и т. д.) происходит отделение их от духовного ядра личности, идет быстрое распыление и выветривание духовных движений. Внешнее совершение молитвы лишь усиливает тяжесть положения, иногда бывает заканчивается внезапным исчезновением религиозных запросов в душе. Сердце перестает быть руководящей силой и на его место становится близорукая социальная интуиция, приспособление и подражание.

Духовный интерес перемещается к миру, и это уже делает невозможным прежний наивный эгоцентризм; дети, конечно, остаются в какой-то доле эгоцентричными, сосредоточенными на себе, но для них уже невозможна прежняя бессознательная и наивная эгоцентричность, – наоборот, во всем проступает стремление сообразоваться либо с непосредственными житейскими требованиями, либо с «идеалом» и «моделью», взятыми из сказок, или истории, или окружающей жизни.

Духовная работа над ребенком в это время должна быть направлена на то, чтобы удержать прежнюю духовную жизнь в ее глубине и содержательности. Именно в эти годы душа ребенка особенно легко воспринимает и то, что можно назвать «религиозным мировоззрением». Обыкновенно здесь изучают Закон Божий. Но даже тогда, когда школа прекрасно справляется со своей задачей, на долю семьи остается и в этом отношении очень большое и существенное участие.

Можно навсегда связать в развитии ума сферу религиозных идей и сферу миросозерцания, но можно если и не навсегда, то надолго разместить их в разных плоскостях.

Дети типически «послушны» в эти годы. Однако они уже обладают свободой, еще не сознавая до конца ее смысла, ее власти, ее объема. Они еще легко допустят в это время угнетение свободы – но реакция придет в свое время в течение отрочества. (По работам прот. В. Зеньковского «О религиозном воспитании в семье» и «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии». См.: Рогозянский А. Хочу или надо?.. С. 154).

В отрочестве (до 16 лет) подросток отдаляется от семьи, его занимают проблемы пола. Он обнаруживает в себе неведомые до того чувства и влечения. Происходит замыкание в самом себе, отчужденность, он ощущает свое одиночество – «дурной субъективизм». Начинаются поиски своих собственных ориентиров, не таких, как у родителей. Это период бунтарства, поэтому подросток сближается с такой же средой сверстников, не принимающих существующих правил. Его мышление аналогично и отвергает всякие правила и авторитеты. Все становится важнее семьи, новые силы и чувства преобладают над интеллектом. Подросток ищет героизма, даже авантюры, склонен к неожиданным поступкам. Как он считает, в этом проявляется его личность, независимость от взглядов окружающих.

Внешние формы проявления религиозности, а порой, и сама религиозность, почти полностью отвергаются. Грех, хоть и переживается остро, но проникнут пафосом «гибельного восторга».

Задача взрослых – дать ребенку возможность проявлять свою индивидуальность, не запрещать общение в круге своих сверстников, но самим приблизиться, создать доброжелательную атмосферу и постараться стать для него и его товарищей другом. Необходимо сделать жизнь подростка более спокойной и уравновешенной, направив его в правильное русло, например, чтобы он занялся каким-либо творчеством, спортом, или, быть может, стал где-то подрабатывать. Но, непременно, вы всегда должны быть в курсе его дел. Подростковый кризис протекает не так бурно, если ребенок уважает родителей, считает их образ жизни достойным и заслуживающим интереса, тянется к среде взрослых, приходящих в его дом, потому что они могут помочь подростку разобраться во всем, ответить на волнующие его вопросы.

В этот период крушения авторитетов бессмысленно взывать к здравому смыслу, эстетическому чувству и долгу, каждодневно «пилить» подростка бесконечными увещеваниями и нотациями. Остается только надеяться, что весь этот сумбур мнений, идеалов и вкусов, – явление переходящее, основы внутренней культуры личности (если, конечно, они были заложены вовремя, с самого раннего детства) пробудятся-таки и дадут о себе знать, оградят его душу от тлетворных влияний окружающего мира.

Ребенок, с детства приученный к классической музыке, развивающийся под ее влиянием, не подвергается искушениям грубого ритма рока, современной псевдомузыки в той мере, в какой подвергаются им те, кто вырос без музыкального воспитания. Хорошее музыкальное воспитание, по словам Оптинских старцев, очищает душу и приготовляет ее к принятию духовных впечатлений.

Ребенок, приученный к хорошей литературе, драме, поэзии, ощутивший ее воздействие на душу, получивший истинное наслаждение, не станет бездумным приверженцем современного телевидения и дешевых романов, которые опустошают душу и уводят ее от христианского пути.

Ребенок, который научился видеть красоту классической живописи и скульптуры, не соблазнится легко извращенным современным искусством, не будет тянуться к безвкусным изделиям рекламы и тем более порнографии.

Ребенок, который знает кое-что о мировой истории, и особенно о христианской, о том, как жили люди и мыслили, в какие западни они попадали, уклоняясь от Бога и Его заповедей, и какую славную и достойную жизнь они вели, когда были Ему верны, сможет правильно судить о жизни и философии нашего времени и не станет слепо следовать за «учителями» века сего. (Иером. Серафим (Роуз) // Отечник. Вып. 2. Воспитание детей. С. 67).

В юности (это 19–21 год) уже вполне созревают все силы души – духовная, интеллектуальная, физическая. Чувствуется готовность к жизни, но нет еще, в силу возраста, жизненного опыта. Этот период взросления характеризуется возвышенностью чувств, особой цельностью, способностями и желанием к творчеству. Но в наше время романтика юности, к сожалению, заменяется стремлением к легкой жизни и получению удовольствий. Юноша быстро утрачивает молодой задор, переключается на себя, даже преждевременно стареет. Если в эти годы не найдено положительного опыта применения своих сил, то молодые люди часто идут по пути или распутства, или участия в поп-культуре, бывает, становятся участниками каких-то бандитских групп.

Задача родителей – всеми силами поддержать чистоту устремлений юношей, направить их в правильное русло. Именно в эти годы молодой человек осознает и использует родительский опыт, семейные традиции, укладность семьи.

Юность, соединяя в себе все предыдущие периоды, постепенно вступает в фазу зрелости.

От второго детства в юность входит внимание к законам и порядкам внешнего мира, социального и морального, – но это все полно творческих замыслов о преображении мира. Юность хочет воздействовать на мир, чтобы творчески в нем проявить себя. Наконец, от отрочества в юность привходит могучая сила пола, но как бы уже просветленная, обычно находящая свой объект, в восторженном поклонении которому расцветают все лучшие силы души.

Личность достигает своего почти уже полного расцвета, со всем многообразием, которое в ней есть. Юность уже осознает до конца свое право на свободу, сознает всю ее силу. Порой в ней действует инерция житейских привычек, вошедших в душу от периода второго детства

По существу, юность можно охарактеризовать как религиозный период, но не в смысле содержания духовной жизни, а в смысле типа его – устремления к Бесконечности. Если юноша нецерковен, религиозная сила этого горения может оказаться неузнанной в своем подлинном смысле, и возможно даже, что юность в горении сердца и чистом энтузиазме отдаст себя разрушению религии в мире.

Социальная слепота приводит к тому, что юноша может последовать идеям вместо любви к живым людям, фанатически устранять все, что мешает юношескому радикализму. Необходимо спасти личность от неверного ее погружения в себя, от фатального ее обособления. Оцерковление личности – это и есть ее спасение, и это и есть основная педагогическая проблема. К Церкви нужно вести детей с раннего детства – хотя процесс оцерковления личности, по существу, может начаться лишь в юности. Но питание ребенка благодатными силами Церкви должно начаться раньше, чтобы сердце юноши не оказалось глухим, когда придет час творческих исканий. (По работе прот. В. Зеньковского «Проблемы воспитания в свете христианский антропологии». См.: Рогозянский А. Хочу или надо?.. – С. 158–159).

Чтобы семья была прочной, счастливой, любящей, дети радовали родителей, дом должен быть построен на прочном основании – вере. Именно она дает человеку силы преодолевать все трудности, уныние, отчаяние.

Святитель Григорий Богослов подчеркивает, что в супружестве человек еще больше привязывается к Богу, потому что «имеет больше побуждений обращаться к Нему. Кто обязан заботиться о милой супруге и детях, тот рассекает более обширное море жизни, ему нужна большая помощь Божия, и он сам взаимно более любит Бога» и воспитывает в этом духе своих детей.

Каждому родителю кажется, что с возрастом проблем с ребенком станет гораздо меньше. Однако те, кто так считает, сильно ошибается. Малыш, конечно же, становится умнее, с ним можно поговорить и что-то объяснить ему, но это не значит, что будет проще. Если не знать особенностей воспитания детей до трёх лет, легким оно не покажется.

С каждым годом малыш расширяет свой кругозор, познавая новые аспекты сложного для него мира. Родителям нужно уметь не только понимать ребенка, но и направлять его энергию в нужное русло. Чтобы это правильно делать, необходимо знать особенности воспитания детей этого возрастного периода.

Что нужно знать о детях до трех лет?

Родившись, малыш нуждается в заботе и ласке матери. Она может выражать свою любовь в прикосновениях, поглаживаниях. В младенчестве кроха ещё неспособен сам удовлетворять свои потребности. Поэтому именно мама кормит его, меняет пеленки, купает и т. п.

В полгода ребенок учится сидеть. Он уже может умело манипулировать предметами. Начиная сидеть, а после и ползать, малыш получает больше необходимых знаний для своего развития.

К году или чуть позже ребенок приобретает новый навык - ходьбу. Естественно, что за счёт неё он расширяет свой кругозор. Теперь ему доступно больше информации, чем когда-либо. Но и в этот период малыш все ещё не может реализовать все свои желания, поэтому ему никак не обойтись без помощи мамы.

Период с одного года до двух лет характеризуется изучением новых слов, и как следствие, расширением общения со взрослыми. Теперь малыш начинает общаться с родителями не только знаками, но и словами, пусть и не очень понятными для окружающих. Взрослым нужно стараться развивать ребенка и уже в этом возрасте обращать внимание на способности крохи.

В воспитании детей двух-трёх лет важно учитывать то, что они уже могут выполнять элементарные действия. Например, собирать за собой игрушки. Поэтому приучайте ребенка к порядку. Делайте это так, чтобы малышу такое занятие не было в тягость. Превратите его в забавную игру. Так как малыш в этом возрасте стремится подражать взрослым, нужно учитывать одно условие: родители тоже должны соблюдать порядок.

В этот период детям необходимо общение не только с мамой, папой и близкими родственниками, но и с ровесниками. Взрослым следует научить ребенка правильно вести себя в коллективе: не ссориться, уметь мириться, делиться игрушками и прочее. Объясните малышу, что такое волшебные слова и когда их следует употреблять.

С третьего года жизни ребенок заступает на новую социальную ступеньку. Изменения в его личности становятся заметны окружающим. Он старается всё делать сам, считает себя равным с родителями и требует соотвествующего отношения к себе. Взрослым не нужно делать за ребенка то, что у него не получается, а поддерживать его самостоятельность.

В три года ребенок всё больше тянется к общению, познанию действительности. Родителям лишь стоит поддержать его в этом стремлении. В этом возрасте малыш уже четко знает свои желания. Поддерживая активность ребенка, родители смогут в будущем направить его в нужную сферу деятельности.

Маленькие дети очень любят рисовать. Предоставьте им такую возможность. Если малыш тянется к конструированию, не отказывайте ему в этом удовольствии. Некоторые дети занимаются лепкой. Ну и, конечно же, каждый ребенок любит играть. Все перечисленные занятия помогают развить важные процессы и качетсва, такие как память, мышление, восприятие, внимание, речь. Это возраст, когда формируется основа личности.

Какие аспекты нужно учитывать при воспитании малышей

Для каждого возраста характерны свои особенности, определяющие подход к воспитанию и развитию.

От нуля до года

То, каким ребенок вырастет, напрямую зависит от выбранной тактики воспитания. Принципы, которые будут взяты родителями для воспитания малыша до года, сформируют, к примеру, общительную, требовательную или, наоборот, застенчивую и лояльную личность. Поэтому важно определиться с характером воспитания малыша с самого его рождения.

С самого начала жизни необходимо воспитывать в малыше самостоятельность. Так, во время его бодрствования, рекомендуется оставлять кроху на некоторое время одного. В то же время не стоит дожидаться, пока малыш расплачется. Слух и зрение ребеночка можно развить за счёт подвесных игрушек или погремушек. С началом развития запоминания малыш больше времени удерживает своё внимание на отдельной игрушке.

Самостоятельность ребенка будет заключаться и в том, что он научится переворачиваться на животик, достигать желаемого (тянуться за игрушкой), ползать. К семи месяцам, когда кроха уже сидит, интересным для него занятием будет забрасывание колечек или шариков в емкость (ведерко). Разобрать и собрать пирамидку или матрешку, построить башенку из кубиков - всё это развивает ребенка. Стараясь взрастить в малыше самостоятельность, придерживайтесь «золотой середины» в его воспитании: не берите лишний раз на руки, проявляйте достаточно заботы и любви.

От года до двух лет

В этом возрасте детям необходимо уделять особое внимание. Воспитание в период от одного года до двух лет можно поделить на два этапа. Каждый из них имеет свои особенности. Первый период продолжается от года до полутора лет, когда малыш познает мир благодаря тому, что научился ходить. Второй этап длится ещё полгода: от полутора до двух лет. Здесь ребенок познает общение, овладевает новыми словами.

Чтобы нормализовать поведение двухлетнего малыша, следует контролировать его. Для поднятия настроения и его сохранения родителям следует больше времени проводить со своим крохой. Играя со взрослым, ребенок познает новое. Игры должны быть направлены именно на это, но при этом увлекать малыша. К тому же каждый раз нужно закреплять знания.

К двум годам малыш уже способен самостоятельно умываться, приводить себя в порядок, надевать некоторые предметы своего гардероба. К тому же он может сам кушать. В этом возрасте ребенка нужно начинать приучать к порядку. Лучше складывать игрушки на полку, а не в контейнеры. Так, малыш научится брать что-то одно, а не высыпать все сразу. Родители должны объяснить ребенку, как правильно общаться, ведь именно в этом возрасте он начинает играть в компании сверстников и понимать требования взрослых.

Помните, что вы являетесь образцом для подражания, и дети с радостью будут копировать ваше поведение. Поэтому если в семье выражаются нецензурными словами, не знают вежливых обращений, разбрасывают вещи, и при этом требуют от ребенка противоположного, не стоит удивляться и требованиям детей вместо просьб. Главное, что должен помнить каждый родитель, занимаясь воспитание ребенка до двух лет - сначала работаем над собой, потом требуем того же от малыша.

Чтобы приучить ребенка следить за своим внешним видом, старайтесь обращать его внимание на то, какую одежду вы на него надеваете. Указывайте малышу на то, какая она чистая и опрятная. Объясните ребенку, что нужно переодеваться, если одежда загрязнилась.

Помогите малышу научиться самостоятельно засыпать. Не оставляйте кроху одного в комнате, если он боится. Побудьте с ним рядом, пока он не заснет. Можно почитать ему сказку. Желайте ему приятных снов. Так, вы выработаете в нём определенный режим: ребенок научится засыпать после того, как послушает сказку или услышит пожелание спокойной ночи.

Необходимо сформировать определенный режим дня малыша. Для этого желательно будить его в одно и то же время. Кормить, играть и гулять с ним, укладывать его спать днём и ночью нужно вовремя. Играя с ребенком, приучайте его к заботе о мишках, зайчиках лисичках и других игрушках. Старайтесь показывать малышу, как можно действовать с той или иной игрушкой. В игре есть возможность научить ребенка мыть за собой посуду, убирать в квартире, одеваться и т. д.

В возрасте от года до двух лет следует научить малыша слушать и выполнять требования родителей. Интонация, возникшая в голосе папы или мамы, должна говорить ребенку о том, что хорошо и плохо. Ещё до года он должен научиться понимать слово «нельзя». Позже необходимо закреплять в нём полученные навыки.

К двум годам ребенок учит новые слова. Поэтому важно показать ему, как правильно вести себя в обществе, какие слова можно и нельзя говорить. Не нужно искривлять речь при общении с малышом, чтобы потом не пришлось вести его к логопеду. Разговаривайте с ребенком на равных, не лишая слов эмоциональной окраски.

От двух до трех лет

В воспитании ребенка 2–3 лет есть свои нюансы и секреты. Они помогут облегчить не только жизнь родителей, но и самих детей. Первое, что нужно делать, это соблюдать последовательность в воспитании. Малышу необходимо объяснить, что сначала он кушает, затем играет, спит, гуляет и т. п. Это поможет ребенку быть более спокойным и уверенным. Если по каким-то причинам распорядок дня приходится поменять, скажите об этом малышу заранее.

Не должно быть никаких стрессовых ситуаций. К двум годам родители уже понимают, что выводит ребенка из себя, почему он начинает капризничать и беспокоиться. К таким последствиям может привести смена места, голод и прочее. Поэтому планируйте свои дела и без острой необходимости не водите малыша туда, где ему некомфортно.

Умейте отвлекать своих детей. Бывают ситуации, когда ребенок просто игнорирует ваши просьбы и замечания. Вместо того чтобы кричать на малыша, отвлеките его от дела более интересным занятием.

Давайте ребенку отдых. Он не должен превышать нескольких минут. Такой «тайм-аут» способствует дисциплине. Усадите его в удобное кресло или на диван, где малыш и сможет отдохнуть.

Представьте себе ситуацию, так знакомую многим, когда вы стоите в магазине, а ребенок истерит, прося купить ему игрушку или какую-нибудь сладость. Старайтесь быть спокойными, попытайте объяснить капризуле, почему сейчас нельзя выполнить его желание. Иногда лучший способ заставить малыша замолчать - это просто не обращать на него никакого внимания. В конце концов, он когда-нибудь устанет плакать и кричать.

Особенностью воспитания детей трёх лет является то, что у них уже есть свои обязанности. Они должны засыпать строго в определенное время, сидеть в специальном кресле при езде на автомобиле, кушать по распорядку дня и т. п. Но есть и такие вещи, которые выполнять необязательно. Поэтому родители должны понимать, когда можно идти на компромисс.

Развитие физических навыков у детей трёх лет

Психология воспитания ребенка трёх лет включает в себя и физическое развитие. Важным для малыша является приобретение новых знаний. Физические упражнения помогают ему развить ловкость, освоить новые движения, тренировать силу.

Нужно заниматься не только утренней зарядкой, но и осваивать другие упражнения, совершенствовать полученные навыки. Достаточно 15–20 минут в день, чтобы развить ребенка физически. При этом не нужно забывать об играх, ведь они тоже бывают спортивными, а соответственно направлены на приобретение физических навыков.

Утренняя зарядка оздоравливает организм малыша, бодрит его и настраивает на активность в течение дня. В этом случае физическое воспитание детей 3 лет должно включать доступные ребенку и разнообразные упражнения. Малыша следует научить правильно дышать и не задерживать дыхание. Лучше всего, если утренняя зарядка будет построена на игре.

Следует включать упражнения, которые укрепляют мышцы плеч и конечностей. Не исключайте из зарядки бег и ходьбу. Должно быть несколько упражнений для ног, рук и туловища.

Запомните, что детей нельзя чрезмерно нагружать. Однако и легкой физическая нагрузка быть не должна. Определить норму можно по пульсу. Если частота пульсации не превышает 10-ти ударов в минуту, то вы всё делаете правильно. И не забудьте чередовать занятия в помещении с упражнениями на свежем воздухе.

Подытожим сказанное

Каждый возрастной период отличается своими особенностями. В любом из них малыш учится чему-то новому. Это требует правильного воспитания.

Прежде чем начать воспитывать своего ребенка, вникните в особенности каждого возраста. Занимайтесь со своими детьми, уделяйте хотя бы часть времени, чтобы просто поиграть с ними. Приучайте малышей к порядку и уходу за собой ещё в раннем детстве. А главное, соблюдайте режим сами, ведь кроха - это ваша маленькая копия.

Консультация психолога о причинах плохого поведения у детей

Мне нравится!

Для родителей, воспитание ребенка всегда стоит на первом месте. Но, к сожалению не все могут найти правильный подход к своему малышу. С этого в основном начинаются все разногласия в семье и продолжаются они порой до самой старости.

Что нужно знать родителям о своем ребенке?

Интересы ребенка

Внимательные родители во время заметит выдающиеся способности ребенка, чтобы в будущем развивать их. Порой ребенок сидит долго за компьютером и у родителей складывается впечатление, что он увлекается компьютерными играми, хотя на самом деле он просто рисует, и ему нравится рисование. Также вас может заинтересовать комплекта постельного белья из бязи , подробнее на сайте по ссылке.

Круг общения

Мама должна знать с кем ее ребенок общается в школе, и после школы. Из каких семей друзья вашего ребенка. Кто из всех его друзей ему ближе всего, а с кем натянутые отношения. Такие знания помогут маме, позаботится о безопасности ребенка и узнать о его интересах.

Страхи

Заботливая мама всегда чувствует, чего боится ее ребенок. Не нужно говорить ребенку, что его страх - это детский лепет. Старайтесь вовремя определить страх и объяснить ребенку, что он не должен пугаться. Если не определить страхи ребенка вовремя, то они могут перерасти в фобии.

Самовыражение

У каждого ребенка есть свой способ самовыражения. Одни само выражаются танцами, музыкой, спортом или рисованием, другие обладает феноменальной памятью. Если ребенок увлекается компьютерными играми, не всегда нужно резко пресекать это увлечение. Часто достаточно просто ограничить время игр и внимательно следить за выбором этих игр. Если во время заметить эти способности, можно открыть большой талант в ребенке.

Любимые игрушки

У каждого ребенка есть любимая вещь или игрушка, с которой он почти не расстается, берет с собой в постель, ухаживает за ней как за членом семьи. Нужно знать, что это за игрушка или вещь, ведь она символизирует его интересы. Не стоит такую игрушку отбирать у ребенка в целях наказания.

Конфликты

Ни в коем случае не оставляйте ребенка одного с неразрешенными конфликтами и проблемами. Наладьте доверительные отношения и ребенок обязательно расскажет вам о своей проблеме. С вашей стороны будет правильным, дать ему дельный совет для выхода из конфликтной ситуации.

Секреты

Если у мамы сложились доверительные отношения с ребенком, то он обязательно поделится с ней своими секретами. Многие мамы при конфликте с ребенком выкладывают рассказанный им секрет против него. Этого делать нельзя, иначе ваш ребенок больше никогда не поделится с вами своими секретами.

Зная все интересы ребенка, вы сможете общаться со своим малышом, обсуждать планы на будущее, а главное, укрепить доверие между вами. Удачи!

Большинство молодых мам (73 %), детям которых не исполнилось еще и одного года, часто кладут в кроватку ребенка одеяла, игрушки, бамперы и многие другие лишние вещи. Эти результаты были получены в ходе опроса, проведенного организациями American Baby и Safe Kids Worldwide среди 4500 молодых мам в Америке. Но знаете ли вы, что это очень опасно, так как лишние вещи в кроватке увеличивают вероятность удушья ребенка? Сегодня мы поговорим об этом и некоторых других ключевых моментах, которые должна учитывать молодая мама, чтобы обеспечить безопасность новорожденного.

1. Не кладите ничего лишнего в кроватку

«Это всего лишь новорожденный ребенок, он даже не может двигаться». Эту фразу часто можно услышать от молодых мам, но ее следует игнорировать, так как следует быть очень осторожным с тем, что вы кладете в кроватку, где спит ваш ребенок. Там не должно быть никаких дополнительных подушек или одеял. Стоит ли красивый дизайн кроватки риска удушья вашего малыша? Определенно нет.

2. Выбирая игрушки, используйте тест с рулоном туалетной бумаги

Хотя во многих странах запрещена продажа игрушек, которые могут представлять опасность удушения для детей в возрасте до 3 лет, нет ничего плохого в том, чтобы проверить это самостоятельно. В конце концов, речь идет о безопасности вашего ребенка.

Хитрость заключается в том, чтобы положить игрушку в пустой рулон туалетной бумаги. Если она проходит, значит, может застрять в горле вашего ребенка, если он ее случайно проглотит. Лучше не рисковать!

3. Не оставляйте ребенка без присмотра

Даже если ребенок уснул, это еще не значит, что вы можете оставить его в комнате одного и уйти по своим делам. Новорожденные дети слишком маленькие и хрупкие, и во всем зависят от вас. Не хотелось бы вас пугать, но даже минутная неосторожность с вашей стороны может привести к трагедии. Лучшее решение - установить возле кроватки ребенка хороший детский монитор, с качественным звуком и видео.

4. Безопасность дома

Это нужно сделать еще до того, как ребенок родится. В доме есть слишком много вещей, которые ребенок может потянуть в рот, тех, которые имеют острые углы, а также тех, которыми можно легко пораниться, если они упадут или разобьются. Возьмите на себя ответственность, пока не стало слишком поздно.

5. Вводите твердую пищу постепенно

Достижение 6-месячного возраста - это очень важный этап в жизни не только ребенка, но и молодой мамы, так как она должна вводить в его рацион твердую пищу. И здесь стоит проявить особую осторожность. У вашего ребенка впервые появился шанс попробовать вкус пищи, но вам не стоит забывать, что некоторые продукты могут стать причиной аллергии. Самими распространенными аллергенами считаются молоко, яйца, арахис, орехи, рыба, ракообразные, соя и пшеница.

Таким образом, врачи рекомендуют вводить в качестве прикорма только один какой-то продукт за раз. Кормите ребенка одной и той же пищей в течение 4-5 дней, и только затем вводите следующий продукт. Так вы сможете в случае необходимости определить аллерген, а у ребенка начнет развиваться вкус к различным видам пищи.

6. Правильно разогревайте молоко и прикорм для ребенка

Все, что вам нужно - это чаша с горячей водой. Не стоит использовать микроволновку, поскольку внезапное изменение температуры пищи может нанести вред ребенку или даже привести к ожогам ротовой полости.

Чтобы разогреть бутылочку с молоком, нужно всего лишь поместить ее в горячую воду. Кроме того, перед кормлением ребенка тщательно перемешивайте его пищу. Чтобы проверить температуру молока, следует вылить несколько капель на тыльную сторону ладони.

7. Сделайте кроватку ребенка безопасной

Первое правило - не перегружать кроватку. Чем меньше в ней вещей, тем лучше. После своего первого месяца в этом мире вашему ребенку нужно столько же одеял, сколько и вам. Поэтому не стоит класть в кроватку дополнительные покрывала, надеясь, что они согреют ребенка.

Второе правило - всегда класть ребенка на спину. Когда он начнет более активно двигаться, то сам сможет найти удобную для себя позицию. Но пока ему не исполнится хотя бы один год, всегда укладывайте его спать на спине.

8. Держите под рукой важные номера телефонов

Вы можете поместить записку с важными номерами телефонов на холодильнике, к примеру, но помните, что несчастный случай с ребенком может произойти в любое время, и, возможно, у вас не будет времени вспоминать, где вы ее оставили. Поэтому лучше хранить номера телефонов педиатра, скорой помощи, больнице в своем телефоне. Нет ничего плохого в том, чтобы заранее подготовиться к возможной опасной ситуации.

9. Будьте осторожны, когда вам нужно ехать в машине с ребенком

Правила дорожного движения стоит соблюдать, даже если рядом с вами в машине нет ребенка. К примеру, не стоит разговаривать по мобильному телефону, даже по громкой связи. Второй важный момент - автокресло. Вы должны убедиться, что оно установлено правильно. Например, важно перевести ремень безопасности в режим блокировки.

10. Следите за отзывами о детском товаре

Молодые мамы должны не забывать проверить, какие продукты они используют для своего малыша. Сейчас можно найти отзывы практически обо всех детских товарах, и вам важно их не пропустить. Речь идет об игрушках, детской одежде, лекарствах и т. д.

11. Запомните правила грудного кормления

В первые дни жизни не только ребенок может испытывать стресс, но и его мать. Первое, что большинство матерей пытаются сделать, это выучить правила грудного вскармливания. Все, что вам нужно сделать, это попросить о помощи медработников, даже если они уже объясняли вам все 100 раз. Вы должны понять, как правильно кормить ребенка, прежде чем вы попадете из роддома домой. Проблема в том, что если ребенок не научится правильно сосать грудь, это может привести к тяжелым инфекциям. Поэтому не стесняйтесь просить о помощи, если она вам нужна.

12. Запланируйте время отдыха, когда ваш ребенок спит

Молодые мамы, особенно те, которые родили в первый раз, сталкиваются с проблемой нехватки сна. В результате они очень быстро теряют силы, что в тяжелых случаях может привести к послеродовой депрессии.

Чтобы не стать жертвой этой проблемы, запомните простое правило: вы должны спать тогда же, когда и ваш ребенок. Если вы сможете высыпаться, никакие сложности при уходе за ребенком вам не страшны.

13. Купание младенца

Многие матери скептически относятся к купанию ребенка. Но рано или поздно вам придется научиться это делать. Важным правилом здесь является постоянное внимание к ребенку. Даже не думайте о том, чтобы оставить его в ванной одного.

Кроме того, кожа ребенка очень чувствительна, и поэтому вы должны приготовить воду правильной температуры для купания. Чтобы ребенок не получил ожогов, всегда проверяйте воду градусником или даже локтем. Кроме того, крепко держите ребенка во время купания.

14. Доверяйте своим инстинктам

Говорят, что материнское сердце знает все. Поэтому, если у вас возникло ощущение, что с малышом что-то не так, возможно, вы не ошибаетесь. Всегда доверяйте своим инстинктам. Если вы беспокоитесь о поведении ребенка или его привычках в еде, немедленно обратитесь за помощью.

Материнство - это сложное и ответственное задание. Но вы можете сделать его также и радостным, если будете помнить о приведенных выше советах.