Чем маленький ребенок отличается от взрослого. Чем ребенок отличается от взрослого

Сегодня мы разберем вопрос: в какой момент ребенок переходит в состояние взрослой жизни? Мы привыкли оценивать этот переход по временным рамкам, по физическому и некоему умственному развитию ребенка. Но это лишь косвенные показатели взросления, главный показатель остается всегда неучтенным.

Что такое переход во взрослую жизнь?

Взрослая жизнь — это умение принимать решения и брать за них ответственность. Взрослый отличается от ребенка тем, что он сам решает: где ему находиться, что делать, с кем общаться, как зарабатывать деньги и т.д. И это еще не все, главное отличие взрослого – это принятие ответственности за свои деяния . Само по себе принятие решения – это подростковый период, время ошибок и набора опыта. Как только человек осознает, что он несет огромную ответственность за свою жизнь и за свои действия целиком и полностью, его можно назвать зрелым.

Таким образом, переход во взрослую жизнь ознаменуется не торжественной речью на школьном выпускном, а внутренним состоянием собранности и осознанием своей ответственности.

Как следствие, задача родителей подготовить его к этому переходу, а именно помочь ребенку достигнуть развития, когда все его решения станут взвешенными и обдуманными . Это означает развитие концентрации, абстрактного мышления, образного мышления, осознанности, привитие высокой морали и многого другого. И отсюда вытекают две главные проблемы всего современного социума.

1. Вместо поддержки родители ограничивают своих детей от взросления

Целые поколения неосознанных людей – это результат неправильного воспитания. Как нынче воспитывают родители своих чад? Они тотально оберегают ребенка от всех его ошибок. Множество раз я слышала фразы от молодых мам: «Пусть хоть детство у него будет ярким, во взрослой жизни итак натрепется», «Вот вырастишь, тогда будешь решать, а сейчас помалкивай». Тем самым, мамочки оттягивают переход к принятию ответственности.

Но сам по себе переход не совершается за 1 день, это долговременная подготовка ребенка.

Что происходит в результате? Ребенок взрослеет по временным рамкам, ему исполняется 15 лет или 20, родители настоятельно сохраняли в нем безответственного дитя, и в определенный момент начинают требовать от него исполнения всех взрослых обязательств.

Такой резкий переход – огромный стресс для подростка, тем более что основа, которую должны были подготовить родители, у него не сформирована. Возникает ситуация, когда от ребенка ждут мудрых решений, и он сам воспринимает себя как взрослого, умного человека, но мыслить рационально и принимать ответственность за свои деяния он не научился. У такого человека возникает масса неприятностей в жизни, но себялюбие, которое закладывали в него родители много лет, не позволяет ему признаться хотя бы самому себе в собственной несостоятельности и начать действительно взрослеть.

Отсюда такая дикая нехватка профессионалов среди молодежи, отсюда такое баснословное количество семейных разводов, отсюда столько проблем в социальной, культурной и политической сфере.

2. Неосознанные дети становятся родителями

Вторая проблема связана уже с детьми подросших детей, то есть с третьим поколением. В какой момент можно смело сказать, что пара готова к пополнению в семействе? Когда они физиологически развиты и материально обеспечены? Отнюдь.

Готовность к рождению ребёнка проявляется лишь в момент, когда пара осознанно готова расширять границы ответственности в многократном размере. И эта ответственность проявляется не только в материальном обеспечении, сохранении здоровья и безопасности ребенка, основное проявление ответственности – это сделать все возможное для того, чтобы ребенок был счастлив в своей взрослой жизни и…

Умел принимать такие решения, которые будут лишь усиливать его благосостояние!

А это, как мы уже знаем, означает развитие концентрации, абстрактного мышления, образного мышления, осознанности и многого другого, то есть того, чего у самих подросших детей еще нет.

И вот возникает ситуация, когда ребенок-взрослый еще не сформировался сам как полноценная личность, но по годам и физиологическому развитию уже способен заводить детей. И, как ни странно, он их заводит…

Посвященным функциям

полушариев, я лишь слегка коснулась темы,

как часто нас ограничивает предыдущий опыт.

И вот, совершенно неожиданно, она получила новое звучание.

В тот же день я посетила мастер-класс компании Business Relations

" Как создать яркое будущее?"

Его провел Арсен Рябуха. Очень образно, убедительно и с большой долей юмора он доказал, что довольно часто наш жизненный опыт нам мешает .

Как же так?

Ведь мы считаем, что именно опыт дает нам определенные преимущества.

Именно этим взрослые и отличаются от детей . Мы знаем что-то такое, чего они еще не ведают.

Другой вопрос: "Делает ли это знание нас счастливее?"

Весь зал начал смеяться, когда Арсен предложил ответить на вопрос: "Встречали ли вы хоть одного 3-ех летнего ребенка-скептика или ребенка в депрессии?"

Ну да, это даже трудно представить.

А сколько таких людей среди взрослых?

дети всегда живут в моменте здесь и сейчас

Наши маленькие детки взирают на мир открытыми и доверчивыми глазами. Они находятся в удивительном состоянии полного принятия жизни и еще не отягощены своим прошлым.

Его у них слишком мало.

Дети не учатся жить в моменте "Здесь и Сейчас", имея эту способность от рождения. Они очень органичны в этом состоянии и умеют получать удовольствие от самых разных мелочей, на которые мы уже давно не обращаем внимание.

Когда малыш чего-то хочет, то отдается этому со всей неистовой страстью своего желания. И меньше всего думает о возможных препятствиях и ограничениях.

Мы, взрослые, очень часто теряем эту способность: "Радоваться тому, что имеем сейчас".

В отличие от детей мы умеем смотреть в Будущее только через призму своего опыта.

Это происходит независимо от того, насколько мы успешны или реализованы.

Замечательно, когда этот опыт - позитивный.

А если нет? Такое ведь тоже случается.

Эта метафора Арсена понравилась мне своей точностью:

"Так как наш взгляд почти все время обращен к опыту прошлого, мы движемся к будущему спиной. Может из-за этого, параллель между нашим прошлым и задницей напрашивается сама собой "- пошутил Арсен.

"А разве не так? Ведь именно эта, выдающаяся часть тела, находится впереди нашего движения к будущему. И если говорить образно: то у кого-то она или оно (задница = прошлое) очень большая, у кого-то поменьше. Только суть та же. Двигаясь столь неудобным способом, мы умудряемся собирать и собственные продукты жизнедеятельности - все то, что наше прошлое переработало и выдало за неудачный опыт. Мы не желаем расставаться с этим грузом. И с каждым шагом он становится все больше и тяжелее. Мы тянем его из последних сил, но редко задаемся вопросом:

"Зачем? Зачем мы так упорно тащим с собой то, что не приносит нам пользу? Какой в этом смысл?"

Мы забываем о том, что опыт – всего лишь наш уникальный способ восприятия и осмысливания информации, который мы выдаем за истину. Хотя, истины, как таковой не существует.

"Истина - это то, что полезно" - гласит одно из правил НЛП

Представьте, что мы ждем переезда в новую, просторную квартиру. Но вместо того, чтобы выбросить ненужный хлам, накопившийся за эти годы, мы грузим все в бесчисленные коробки.

С красными от напряжения лицами, забиваем грузовик под завязку, ревностно наблюдая, чтобы ничего из нажитого не пропало. А, разложив барахло, удивляемся: "Почему квартира не радует? Вчера она выглядела такой большой и светлой. А сегодня удивительным образом напоминает прежнее жильё."

Мы не осознаем, что дело не в квартире, а в том, чем мы её забили. "Тараканы нашего прошлого" всегда оказываются вместе с нами, если вовремя не избавляться от них, вместе с отжившими век вещами. Можно, конечно, игнорировать, брезгливо отворачиваться, бояться или страдать, глядя на их полчища. В лучшем случае нам снова захочется поменять квартиру (и мы по старой привычке соберем все свои коробки), в худшем,- тараканы сделают нашу жизнь невыносимой.

Почему мне пришла в голову именно эта метафора?

К счастью, я давно не встречалась вживую с этим "Ужасным Зверем", но его виртуальные собратья (негативные мысли и эмоции) время от времени заводятся в моей голове.

И, чтобы избавится от них, я выбрала Жизнь в Осознанности .

Первый шаг к этому – я стала наблюдателем своей собственной жизни, умозаключений и чувств, которые испытываю (умею замечать тараканов).

Второй – я благодарю любой опыт за ту пользу, которую он приносит (понимаю причину появления тараканов).

Третий – выбрасываю из головы те мысли и эмоции, которые мне мешают (избавляюсь от ненужного хлама и тараканов).

В отличие от нас, наши дети живут в чистом пространстве. Они существуют в состоянии полной открытости, радости и ожидания бесконечного волшебства. Их ничего не сдерживает, кроме нас, взрослых.

Мы делаем из них свои маленькие копии, наполняя сомнениями, страхами, неуверенностью. Привычно передаем им свой опыт, так же, как когда-то получили его. Оставляя им в наследие "тараканов своего и родительского прошлого".

Руководствуясь добрыми побуждениями, мы открываем им всю правду о мире. Не давая возможность познать собственные истины.

Они взрослеют и бунтуют против этого. Набивают собственные шишки и получают свой опыт. Проходит время и круг замыкается….

У них появляется свой маленький ребенок, которого так хочется уберечь, огородить от опасностей непредсказуемого мира.

"Это - невозможно! Это – плохо! А вот так – нельзя!"- говорят они уже своему малышу. И в этот момент, в их голове слышится до боли знакомый мамин голос.

Эту эстафету поколений можно остановить. И стоит начать с себя.

Попробуйте понаблюдать: "Чем же взрослые отличаются от детей?"

И возьмите у своих маленьких деток те бесценные уроки мудрости, которые, в отличие от нас, они еще не успели забыть.

Спасибо Арсену Рябухе за то, что еще раз напомнил об этом (хотя мастер-класс был посвящен совсем другой теме).

P.S В 2009 году на ОРТ вышел документальный фильм "Контекст, или искусство быть счастливым". В его основу легли материалы тренинга компании Business Relations (президент, он же и ведущий тренинга "Контекст" - Владимир Герасичев). Фильм в буквальном смысле "взорвал аудиторию" и вызвал оживленные дискуссии. Сейчас уже отсняты материалы для 2-ого фильма, который состоит из 8-ми серий. Не так давно я побывала на закрытом показе 1-ой серии - Прощение. Очень мощное впечатление! Надеюсь, что наш Первый Канал в скором времени начнет показывать этот фильм.

ВСЕГО ДОБРОГО!
С УВАЖЕНИЕМ, АРИНА

Каждый человек на протяжении своей жизни постепенно проходит через различные периоды развития. Во время каждого из этих этапов в его теле и мозге происходят значительные изменения: физические, интеллектуальные, языковые и социально–эмоциональные. Наши дети стремятся быстрее стать взрослыми, а взрослые, наоборот, мечтают вернуться в счастливые дни детства. Взрослая жизнь привлекает детей возможностью самому принимать решения. Взрослые же стремятся оказаться в далеком детстве, чтобы снова ощутить вкус беззаботности и веселья.

Есть очевидные различия между двумя возрастами: высота, жизненный опыт, багаж знаний, координация и т.д . Но, эти вещи только формируют основу для фундаментального различия между детьми и взрослыми, являясь лишь поверхностными различиями. Основательными различиями между двумя категориями является то, как они смотрят на мир и готовность ставить под сомнение мир вокруг себя. Это то, что разделяет детей и взрослых на две отдельные группы.

Что вызывает эту разницу?

Во-первых, давайте посмотрим на то, как дети, смотрят и перемещаться. Ребенок видит окружающий мир через новые, свежие глаза . Они еще не знают многих вещей — это позже жизнь их многому научит. Детям рассказывают о мире, им говорят, что делать и чего не стоит делать, однако они никогда не верят на слово. Малыши исследуют и открывают все самостоятельно. Не один раз мы видели, как ребенок трогает что-то горячее или острое, хотя родители предупреждали об опасности. Опыт является огромной частью их жизни. Ребенку самому нужно увидеть, что небо голубое, а предмет горячий и острый. Все это помогает его формировать.

Взрослые, хотя они и были детьми, начинают терять этот вопросительный аспект. Они принимают истории, которые слышат, как факт. Они не пытаются анализировать или выяснять правду для себя. Когда взрослый услышит, что живет в трехмерном мире, он просто в это поверит. Одним из важных факторов их поступков является давление со стороны общества.

Другая причина заключается в том, что по мере роста детей, они ставят под сомнение все, что происходит вокруг них . Взрослые перестают задавать вопросы по многим причинам, которые не всегда полностью поняты. Во все времена были люди, которые ставили под сомнение, что говорил мир. Этих взрослых рассматривали как отщепенцев. Они отличаются от остального общества и считаются большими детьми.

Ребенок ставит под сомнение мир вокруг себя и старается понять, что говорят вокруг. Что лучше, просто принять все или подвергать сомнению все? Должен, обязательно быть какой-то баланс между ними. Это равновесие каждый человек должен найти для себя, чтобы сформировать в себе правильные качества.

Другие различия детей и взрослых

Физическое развитие

Взрослые люди, как можно ожидать, имеют большие размеры и разумную силу.

Дети имеют:

  1. Ограниченную координацию глаз и рук.
  2. Более тонкую кожу. Они больше подвержены риску чрезмерной потери тепла и жидкостей; быстрее страдают от вредных токсинов, которые всасываются через кожу.
  3. Детские клетки быстрее делятся, что вызывают быстрый рост. Ребенок более восприимчив к воздействию радиации.
  4. Незрелая иммунная система детей больше подвержена риску заражения от некоторых инфекций.

Когнитивное развитие

Дети постоянно развивают свои когнитивные способности . Взрослые уже имеют схожие умственные способности, которые позволяют им общаться друг с другом естественным образом. Если попросить взрослых выполнить задачу, где требуется дополнительная информация, их ответ не всегда может быть правильным. Дети же обладают познавательными способностями. С возрастом они постоянно открывают новые вещи, и их мышление становится более абстрактным. Маленькие дети очень эгоцентричны, но став старше, они постепенно учатся видеть мир с другой точки зрения.

Социальное развитие

Взрослые уже научились ценить социальные правила и ценности. Дети зачастую считают себя центром вселенной и ставят собственные потребности и интересы выше других. Со временем детское восприятие само собой изменится. .

Концентрация

Дети могут быть легко возбуждаемыми, спонтанными, легко отвлекаться на сторонние предметы. Их продолжительность концентрации очень ограничена. Взрослые научись владеть своими чувствами и желаниями.

Опыт работы

Дети имеют мало или вообще не имеют жизненного опыта. Прожив годы, взрослые собрали опыт по всем случаям и во всех видах ситуаций.Они научились его применять, где нужно.

Каждый человек уникален, и это крайне важно, чтобы взрослые научились понимать, уважать, поддерживать и поощрять уникальные характеры и способности каждого маленького человека.

Для каждого человека детство – своя маленькая планета, с которой начинается путешествие по неизведанному длиною в саму жизнь. В пути с ним происходят странные метаморфозы, и, оглядываясь назад, он перестает узнавать себя в наивном и непосредственном малыше, как будто и не было того времени, когда все бесконечные «почему?» находили вразумительные ответы, мир казался простым, а деревья большими.

Чем же ребенок так отличается от взрослого, что в его чертах далеко не все узнают свое собственное отражение?

Взрослые накопили года, а вместе с ними – опыт и знания, часть которых абсолютно бесполезна и не делает человека счастливым. Он обременен массой дел, заботами о близких, карьерным ростом, стремлением соответствовать определенному статусу и без устали трудится, в поте лица добывая хлеб насущный. Ребенок получает его в виде бутерброда к завтраку, запивает сладким чаем и тут же отправляется строить замки в песочнице, пускать по лужам кораблики и заниматься другими, не менее важными, чем у взрослых, делами. Самые главные из них – расти и учиться, приобретать знания и копить опыт.

Детям это удается без особых усилий. Все они талантливы от рождения и к двум годам уже лепечут на своем языке, самостоятельно едят манную кашу и даже завязывают шнурки на ботинках. Взрослые тоже умеют это делать. Бывает так, что только это и умеют.

Но, как правило, они овладевают и более сложными навыками, приобретают профессию, оттачивают способность мыслить, анализировать, высказывать зрелые суждения, могут убеждать, организовывать и вообще действовать, причем нести за это полную ответственность перед совестью и законом.

Для ребенка такая ответственность наступает с момента его совершеннолетия. В разных странах установлена своя возрастная черта, за которой, как принято считать, начинается взрослая жизнь. Это значит, что человек становится полноправным членом общества, то есть, в полном объеме получает гражданские права, а вместе с ними – обязанности перед государством, социальным окружением, семьей. Взрослые могут вступать в брак, по своему усмотрению распоряжаться собственным имуществом, осуществлять финансовые операции, заниматься различными видами деятельности, участвовать в политической жизни.

Дети не имеют таких прав, потому что для них только начинается период личностного становления, они полностью зависимы от опеки родителей и физически не готовы к выполнению функций взрослого человека.

Пожалуй, самая важная из этих функций — воспитание ребенка, что подразумевает необходимость создать для него здоровую нравственную атмосферу, развить навыки социального общения, научить придерживаться общепринятых норм поведения, равно как и уважать культурные традиции своего народа.

Ребенок не может самостоятельно постичь эти сложные жизненные премудрости, посему получает их первые уроки в виде сказок и родительских наставлений. Если они не сводятся к добродушному увещеванию К. Чуковского «Не ходите, дети, в Африку гулять», а основаны на примере поведения самых близких людей, результат обязательно бывает положительным. Дети копируют взрослых, подражая им во всем, вплоть до мимики и жестов. Эта особенность помогает ребенку усваивать не только правила хорошего тона, но и языки, уроки музыки, школьные предметы, а также добиваться спортивных достижений в раннем возрасте и противостоять вредным соблазнам в переходный подростковый период.

Взрослый человек умеет управлять своими эмоциями и держать под контролем собственное настроение. Ребенок не умеет. Капризы, шалости, гиперактивность – детские «грехи», за которые наказывают, лишая удовольствий или сладкого.

А между тем, детям положено и шалить, и капризничать, и быть сластенами. Их нервная система активно развивается, требуя ежедневной порции глюкозы и сахаров в объеме не менее 60 мл. Без сладкого ребенок отстает в росте, становится рассеянным, подавленным или, наоборот, чересчур возбудимым.

Взрослые предпочитают не сладкое, а крепкое, чтобы снимать стрессы, которые их нервная система может не выдержать без соответствующей разрядки. Большинство взрослых легко прощает себе вредные привычки и также легко забывает, что дети могут копировать их и в этом.

Выводы сайт

  1. Возраст ребенка ограничен моментом его рождения и временем совершеннолетия. Человек становится взрослым, когда общество признает за ним это право.
  2. Ребенок, в отличие от взрослого, не может самостоятельно обеспечить свое существование.
  3. Взрослый принимает решения и берет на себя ответственность за их выполнение. Ребенок не в состоянии принимать самостоятельные решения.
  4. Взрослые занимаются серьезными делами. Ребенок познает мир в играх.
  5. Взрослый человек самодостаточен. Ребенок развивается, подражая взрослым.
  6. Взрослые наделены гражданскими правами, а также имеют обязанности перед обществом и государством. Права ребенка определяются соответствующими государственными органами и международными организациями.
  7. Одна из обязанностей взрослого человека – воспитание ребенка. В этом процессе дети тоже могут выступать в роли воспитателей, косвенно определяя меру личной ответственности взрослых за свое поведение.

Еще Мария Монтессори говорила о том, что не стоит смотреть на детей, как на маленьких взрослых и воспитывать их без учета особенностей их физического и психического развития. Сегодня ученые уже доказали, что дети видят этот мир совсем другими глазами. Они воспринимают его иначе в буквальном смысле слова. Иногда родители воспринимают это как непослушание или очередную странность ребенка, но на самом деле, это всего лишь возрастая норма.

Предлагаем вам ознакомится с особенностями развития детского мышления и его отличиями от взрослого взгляда на мир.

8 удивительных фактов, которые доказывают, что дети воспринимают мир совсем по-другому

Научно доказано, что дети думают и воспринимают окружающий мир иначе. Они не понимают, как все устроено, но со многими вещами, безусловно, справляются лучше нас. Однако длится это недолго. Считается, что к 11 годам ребенок полностью овладевает способностью мыслить подобно взрослым.

Как отличается детское мышление от взрослого? И нужно ли детям учиться всему, что умеют взрослые, или некоторые способности даются от рождения?

Фантазия или реальность?

Детям сложно отличить фантазию от реальности. Они могут быть искренне убеждены, что то, что они себе вообразили, действительно происходило.

Если вы попросите ребенка описать какое-нибудь воображаемое событие, а затем серьезно спросите о нем же некоторое время спустя, ребенок поверит в то, что сам же и выдумал.

Но есть четкое разграничение. Если малыш сам сочинил свою фантазию, он в ней сомневаться не будет. Но если услышит нечто неправдоподобное от другого человека, в половине случаев не поверит, как и взрослый.

Как предполагают ученые, проводившие тестирование, скорее всего у детей нет четкой грани между реальностью и своими фантазиями, потому что они пока не понимают, какие знания можно считать верными, а какие – нет. Этот навык приходит, когда дети становятся старше.

Постоянство объекта

Если бы прямо перед вашими глазами кто-то спрятал предмет, а затем внезапно переместил его в другое место, вы бы без труда смогли ответить, куда он делся. Это очевидно.

Однако, если вы будете прятать детскую игрушку, например, под салфеткой, платком или одеялом, позволяя ребенку видеть ее, а затем переместите игрушку под другую салфетку, ребенок ее не найдет. Кажется нереальным, но именно так происходит с детьми примерно до 10-12 месяцев.

Почему? Впервые этот эффект заметил известный психолог Жан Пиаже. Он показал, что до определенного возраста дети реагируют так, будто пропавший из их поля зрения предмет перестает существовать вовсе.

По мнению Пиаже, понятие “постоянства объектов” не дано нам с рождения. Мы начинаем понимать, что предметы существуют и без нашего восприятия, только повзрослев. А 10-месячный малыш еще не знает, что исчезнувший объект все еще существует.

Языки

Не секрет, что научиться иностранному языку ребенку намного проще. Чем старше мы становимся, тем больше усилий приходится прикладывать, чтобы хотя бы освоить разговорную речь. А, например, дети из двуязычных семей могут одновременно и с успехом говорить на двух языках, несмотря на отсутствие специального обучения.

Ученый-лингвист Ноам Хомский выдвинул идею универсальной грамматики и предположил, что у любого языка есть общий набор синтаксических правил, встроенных в наш мозг с рождения. Он предположил, что есть некий общий инструмент, связывающий все языки, и дети, похоже, четко понимают, что почти все предложения строятся по принципу «субъект-глагол-объект». Логика, по которой мы выстраиваем предложения, продиктована природой и биологическими особенностями нашего мозга.

С возрастом способность к овладению языками становится намного слабее. Есть много точек зрения, когда проще всего воспринимается иностранный язык. Кто-то считает, что до 18-летнего возраста, а кто-то, что способность слабеет уже с 9-ти.

Понятие обратимости

Если перелить воду из широкого стакана в высокий, вы будете уверены в том, что воды в стакане столько же, потому что никто ее туда не добавлял и не отливал.

Детям до 7 лет объяснить это невозможно, им будет казаться, что раз стакан выше, то и воды в нем больше. Им будет непонятно, почему количество жидкости остается неизменным, раз стакан изменил форму. Также считается, что дети не могут учитывать одновременно высоту и ширину, а фокусируются только на одной величине, игнорируя другую.

Лица

Ученые считают, что уже через пару часов после рождения младенец способен отличать лицо матери от других. Но чтобы полностью адаптироваться к восприятию человеческих лиц, у ребенка не хватает опыта и времени. Он способен улавливать множество тонких черт и различать эмоции, но отличать лица людей другой расы не может.

Абстрактное мышление

Мысли детей в возрасте до 11 лет основаны на конкретной реальности. Дети не могут предпринимать какие-то действия и размышлять над воображаемыми проблемами, и не очень хорошо разбираются в абстрактных суждениях.

Когда психолог Рудольф Шаффер попросил девятилетних детей подумать, где было бы здорово разместить на теле третий глаз, все указали на свой лоб, хотя этот ответ был довольно бессмысленным, потому что на лбу и так уже есть два глаза. Однако 11-летние дети уже были способны размышлять над абстрактными вещами, и стали предлагать другие решения, например кисти рук, чтобы видеть что-нибудь за углом или сзади.

Рисуют не то, что видят

Техника рисования у детей хуже, чем у взрослых: не до конца развита моторика, и дети пока не могут твердо держать карандаш или кисть в руке.

Но любопытно другое: психологи провели эксперимент, поставив перед детьми в возрасте 5-9 лет кружку с ручкой. Кружка была размещена так, чтобы дети не могли видеть ручку. А детей попросили нарисовать именно то, что они видят.

Дети 5-7 лет нарисовали кружку с ручкой, хотя видно ручки не было, а дети старшего возраста нарисовали очевидное. В этом же заключается разница между детьми и взрослыми. Если взрослого попросят нарисовать именно то, что он видит, он, очевидно, не будет рисовать ручку на кружке. А дети рисуют, потому что знают, что она должна там быть.

Морали

У вас, скорее всего, есть собственные понятия о морали. Вы понимаете, как важно совершать хорошие поступки или соблюдать законы, и, возможно, вы понимаете, что иногда эти правила можно нарушать.

Моральные суждения ребенка проще. У самых маленьких они основаны на том, как избежать наказания. Позднее рассуждения развиваются, и ребенок начинает осознавать, что правильный способ поведения – это тот, который вознаграждается. А со временем эти рассуждения формируются, превращаясь в моральные аргументы, как у большинства взрослых.

В одном из исследований на эту тему детям задали простой вопрос: что хуже, сломать много очков, но случайно, или сломать одни, но специально. Для взрослого будет понятно, что второй поступок, когда это делается со злыми намерениями, гораздо хуже. Но большинство маленьких детей ответило, что тот, кто сломал больше очков – совершил худший поступок, потому что причинил больше вреда.