Как научить ребенка завязывать шнурки разными способами. В каком возрасте начинать обучение. Техники завязывания шнурков

В современном мире шнурки – это веревки определенной длины, используемые для фиксирования обуви. Появились они в 8-ом веке и использовались сначала для подвязывания одежды. И только через пять веков их начали применять для фиксации обуви на ноге. За всю историю шнурки претерпели смену дизайна, а с годами появилось несколько способов их завязывания. Процессу шнуровки приходится учиться с детского возраста. А взрослые пытаются освоить оригинальные методы завязывания. Мы расскажем, как научиться завязывать шнурки стандартным методом для детей и необычным способом для взрослых. Также мы покажем вам самостоятельно.

Возрастные особенности детей для знакомства со шнуровкой

Современную детскую обувь все чаще стали делать с липучками и молниями. Это облегчает жизнь родителям и детям младшего возраста. Такое решение объяснимо, ведь ребенку до трех лет сложно освоить завязывание шнурков. Но малыш растет и ему все равно придется с этим столкнуться. Как же научить ребенка завязывать шнурки и когда это лучше делать?

Детский возраст для обучения

Каждый родитель должен знать, что процесс шнурования и завязывания бантов – это непростая задача для детской моторики. Развивать мелкие движения специалисты советуют с самого рождения.

До знакомства ребенка со шнурками, нужно провести несколько занимательных тренировок. Самыми распространенными считаются упражнения по нанизыванию на веревочку крупных горошин, фигур или даже игрушек.

Опыт педагогов и психологов свидетельствует о том, что лучше всего знакомить со шнурками детей в возрасте четырех-пяти лет. При этом нужно учитывать, что девочки намного быстрее растут и развиваются, чем мальчики. При наличии интереса у дочки трех лет, нужно в ней это поощрять. Мальчикам же показывать процесс шнурования лучше не раньше 4-ех лет. Именно в этом возрасте проявляется интерес, и весь процесс будет легким и занимательным. Если родители вдруг не обнаружили у ребенка заинтересованности, а может даже почувствовали протест, то лучше отложить это занятие на некоторое время. Но продолжать прививать интерес все-таки стоит. Например, начните сами носить обувь со шнурками, а иногда попросите ребенка помочь зашнуровать кроссовки или ботинки.

Отлично помогает развить интерес к шнуровке покупка новых ботинок со шнурками. Пусть малыш выберет именно те, которые ему понравятся.

Примеры игр со шнурованием

Для тренировок достаточно воспользоваться простыми шнурками. Но для некоторых детей важен внешний вид игрушек. Поэтому можно применять красивые и модные шнурки или купить специальные игры со шнуровкой.

  1. Начать тренировки лучше с навыков складывания веревочек в разнообразные фигуры, расположив их на столе или на полу.
  2. После этого нужно попробовать завязывать узлы.
  3. Затем можно переходить непосредственно к шнуровке.

Родители могут наглядно показать, что ботинки зашнуровать можно туго или слабо. Лучше всего, если мама или папа покажут на собственном примере, как можно ловко шнуровать обувь.

Игры со шнурками

Когда дети начинают быстро завязывать шнурки, неплохо предложить им соревнования с участием родителей, бабушек и дедушек, а также старших детей в семье. Критерии победы могут быть разные – по скорости или по качеству. Например, побеждает тот, который быстрее справится со шнуровкой. А второй вариант, когда победитель завязывает красиво и правильно.

Шнурки можно использовать с четырехлетнего возраста в качестве наглядных игр: пробовать дополнять ими иллюстрации в прочитанных книгах, разыгрывать сценки с использованием шнурков. Главное, чтобы ребенок воспринимал шнурки позитивно, а не как сложную задачу.

Игрушки со шнуровкой

Игрушки со шнурками

Такие виды игр рекомендуют использовать с раннего возраста. Их можно приобрести в магазине для развития детей, а можно изготовить самостоятельно. Лично изготовленные игрушки-шнуровки не просто экономят семейный бюджет, но и служат теми редкими моментами, когда родители вкладывают душу в своих детей. Таких игрушек может быть много и их можно изготавливать вместе с ребенком, попросить малыша вам помочь. Наверное, не найдется ребенка, которому бы не польстило такое доверительное отношение взрослых.

Для изготовления игрушки нужна пара шнурков и плотный картон. Из картона можно вырезать подобие обуви, проколоть, где нужно дырочки. Обязательно ярко разрисуйте игрушку, чтобы интереснее было с ней заниматься. Шнурки подберите цветные и красивые, тогда ребенок с удовольствием приступит к занятиям. В начале игры нужно показать, как вставляется шнурок, и попросить повторить это действие ребенка. Затем можно приступать к завязыванию шнурков и бантиков.

Чтобы игра была более занимательной, можно использовать элементы сказки, придумать ее сюжет и проиграть с малышом. Не забывайте хвалить ребенка за каждый маленький успех, ведь это так стимулирует дальнейшие действия!

По времени освоения шнурование занимает примерно три-семь дней систематических занятий. Иногда дети проявляют инициативу и придумывают свои способы шнуровки. Не ругайте их за это, ведь так они самовыражаются. И ни в коем случае не сравнивайте ребенка с другими его ровесниками. Это не только не способствует быстрому приобретению навыков, но и снижает детскую самооценку, что сильно сказывается во взрослой жизни. Проявив терпение и настойчивость, можно добиться высоких результатов в любом деле.

Самый простой способ завязать шнурки

Самый простой способ завязать шнурки

Перед тем как осваивать сложные техники шнуровки, нужно ознакомиться с самым простым методом:

  1. Возьмите в обе руки по одному шнурку.
  2. Закиньте шнурок поверх пальца и зафиксируйте петлю. Обе руки должны держать по одно петле из шнурков, конец которых свободно свисает.
  3. Положите одну петлю на другую, не выпуская их из рук. Между петлями образуется небольшое отверстие. В него нужно продеть нижнюю петлю, которая находится в правой руке.
  4. Продетую правую петлю аккуратно захватываем левой рукой. Левую петлю фиксируем правой рукой. Медленно отводим руки в сторону. Посередине получится узел из шнурков, а по бокам будет две петли. Самая простая шнуровка готова!

Взрослые игры со шнурками

Научившись в детстве завязывать шнурки, взрослые в этом деле проявляют уже креативность и оригинальность. Простое шнурование делается уже на автомате, не особо задумываясь над процессом. Многие взрослые люди превращают завязывание шнурков в настоящее искусство. Магазины предлагают шнурки разных размеров и расцветок, которые здорово смотрятся на обуви. Необычные способы шнурования являются украшением ботинок и проявлением собственного стиля. Посмотреть разные способы шнуровки можно на видео.

Последние годы обувь для детей всё чаще выпускается не на шнурках, а на липучках или застёжках. Это, конечно, существенно облегчает процесс одевания малыша, но рано или поздно вопрос умения завязывать шнурки всё равно возникнет в жизни ребёнка и его родителей. Данный навык пригодится уже в детском саду, когда перед ребёнком станет задача самостоятельно обуть кеды или кроссовки на прогулку.

Когда лучше начать обучение

Кто-то постигает премудрость завязывания шнурков к началу обучения в школе, а кто-то вполне сносно справляется с задачей уже в четыре года

Все дети разные: кто-то постигает премудрость завязывания шнурков к началу обучения в школе, а кто-то вполне сносно справляется с задачей уже в четыре года. Психологи рекомендуют показывать способы завязывания шнурков мальчикам к пяти годам, а девочкам – к четырём. Дело в том, что маленькие леди развиваются быстрее и очень любят всякие красивые обновки, поэтому с радостью будут шнуровать свои модные ботиночки или туфельки. Занимаясь с малышом изучением способов шнуровки, прислушайтесь к некоторым рекомендациям:

  • убедитесь, что ребёнок хорошо различает правую и левую ноги;
  • выберите сначала простой способ шнуровки – петелька складывается из одного шнурка, а второй продевается под неё, также подойдёт «бабушкин узел» - петельки формируются из обоих шнурков и, перекрещиваясь, завязываются на узел;
  • сопровождайте действия малыша одним и тем же комментарием, так процесс запомнится быстрее;
  • первое время начинайте занятие с собственного примера, а затем просто сядьте рядом или за спиной у ребёнка, чтобы было легче координировать его действия, а малыш не путался, выполняя шнуровку в зеркальном отображении;
  • не настаивайте, если ребёнок сопротивляется обучению шнуровать обувь – против воли ничего делать нельзя, это не даст никаких результатов, лучше какое-то время переждать.

Развитие мелкой моторики

Немаловажно, чтобы дети учились завязывать разнообразные узлы на специальных игрушках-тренажёрах

Ещё древние мудрецы считали, что ум находится на кончиках пальцев. Современные специалисты, изучающие развитие детей, подтверждают, что мелкая моторика – это основа деятельностной и интеллектуальной линий формирования личности. Известно, что перебирание мелких предметов разных по текстуре прекрасно тренирует моторику пальчиков малыша. Вот почему врачи рекомендуют с годовалого возраста давать ребёнку рисовать на крупе, лепить, перебирать бусины. Немаловажно, чтобы дети учились завязывать разнообразные узлы на специальных игрушках-тренажёрах. Они выпускаются в виде животных, овощей, сказочных персонажей и предназначены для обучения малыша продевать шнурочки в дырочки.

Способы обучения

Начиная обучать ребёнка обращаться со шнурками, нужно запастись терпением и временем.

У кого-то получается овладеть этой премудростью сразу, а некоторые дети с трудом справляются со своими шнурками даже в первом классе. Это зависит от личностных особенностей развития детей. Существует ряд методик, которые помогают родителям научить малыша шнуровать свою обувь:

  1. Выполняйте действие вместе с ребёнком: сядьте за спиной малыша, возьмите его пальчики в свои руки и медленно начинайте завязывать узел, формировать петельку и закреплять шнуровку.
  2. Приобретите специальную игрушку-тренажёр со шнуровкой. Как правило, шнурок такой игрушки выполнен в виде гусенички, которую нужно провести через отверстие. Так ребёнок научиться продевать верёвочки в дырочки.
  3. Показывайте своим примером, что завязывать шнурки можно разными способами. Не расстраивайтесь, если первое время ребёнок путается в шнуровке, и у него не получается соединить веревочки узелком. Дайте время приноровиться к выполнению этого действия и, возможно, малыш найдёт понятный и удобный для себя способ завязывать шнурки.
  4. Устраивайте регулярные семейные соревнования, кто быстрее завяжет шнурки. Таким образом ребёнок отработает навык шнуровать обувь до автоматизма.
  5. Для того чтобы ребёнок не путался в шнурках, можно использовать специальные стихи-приговорки: например, чтобы малыш запомнил последовательность операции – узелок, а потом бантик – «Я шнурочки завяжу, Бантик всем вам покажу». Найти забавные стишки о правилах завязывания шнурков можно в интернете или в специальной литературе о развитии ребёнка:

Попросила мама сына:
- Зашнуруй-ка свой ботинок:
Раз-два - вправо,
Раз-два - влево!
- Он не хочет шнуроваться, -
Митя думал оправдаться.
И чтоб это доказать,
Узелочки стал вязать:
Раз-два - справа,
Раз-два - слева.
- Вот! Мешают узелочки
Мне продергивать шнурочки!

Зайчик-душка,
У него два ушка! - Делаем петельки из шнурков
Зайчик кустик обошёл, - Перекручиваем одну петельку вокруг другой
В норочку свою зашёл. - Просовываем петельку в дырочку.
Вот и всё! - Затягиваем!

Видео: Как научить ребёнка завязывать шнурки

Если вы начали учить ребёнка завязывать шнурки, то не отступайте от своей цели: поначалу пальчики малыша путаются, и шнуровка не получается красивой. Все придёт со временем, главное - запаситесь терпением.

Ваш ребенок никак не может научиться завязывать шнурки? Вы все время в ужасающей спешке, так как ваш ребенок испытывает трудности с обувью? Вы пытались научить вашего ребенка всему о шнурках, но ничего не получается? Если ребенок по-прежнему не умеет завязывать шнурки, несмотря на все ваши старания, эта статья может помочь. Читайте дальше, чтобы получить некоторые полезные инструкции, которые помогут вам научить ребенка завязывать шнурки.

Дети и завязывание шнурков - это довольно большая проблема для многих родителей. Поэтому, прежде чем начинать учить ребенка этому нелегкому делу, вам нужно запомнить несколько пунктов:

  • Завязывание шнурков требует мелкой моторики рук, которая начинает развиваться у детей в возрасте 5-7 лет. Если вашему ребенку еще не исполнилось пять лет, то еще слишком рано начинать его учить завязывать шнурки.
  • Убедитесь в том, что вы используете мягкие шнурки. Если два шнурка будут отличаться друг от друга по цвету, это может помочь быстрее освоить технику.
  • Вам стоит сидеть рядом с ребенком, а не напротив него. Если вы будете сидеть рядом, то ваш ребенок сможет лучше понять на вашем примере, что вы делаете. Это поможет ребенку лучше копировать ваши движения. Это также поможет вам видеть, что именно делает ваш ребенок, поэтому вы легче сможете заметить, что он делает не так.
  • Вы можете положить ботинок со шнуровкой на колени, а не надевать его на ногу. Так ваш ребенок сможет лучше рассмотреть, что происходит, и ему не придется каждый раз нагибаться и всматриваться.
  • Попросите вашего ребенка взяться за кончик шнурка. Попросите его следить за всеми вашими действиями, чтобы он мог понять, что именно вы делаете. Убедитесь в том, что вы сами проделываете все те шаги, которым вы просите вашего ребенка следовать.

Что ж, теперь пришло время рассмотреть несколько способов завязывания шнурков, которым вы можете научить своего ребенка.

Стиль волшебных пальцев

Скрестите оба шнурка, чтобы завязать простой узел. Большой и указательный пальцы правой руки вам нужно разместить перед шнурком, чтобы они были обращены к вам. Большой и указательный пальцы левой руки вам нужно разместить за шнурком, и пальцы должны быть направлены от вас. Убедитесь в том, что вы надежно держите шнурки даже мизинцами. Теперь потяните за шнурки до тех пор, пока не почувствуете напряжение. Поверните их немного так, чтобы пальцы обеих рук смотрели друг на друга. Протяните шнурки между противоположными пальцами и потяните.

Метод кролика

Скрестите шнурки, чтобы в воздухе образовался крестик. Возьмите шнурок, который оказался снизу, и перекиньте его через верхний шнурок. Потяните за шнурки, чтобы сформировать основу для узла. Используя шнурки, сделайте два ушка кролика. Убедитесь в том, что вы используете большой и указательный палец, чтобы удерживать ушки у основания. Скрестите ушки в воздухе, чтобы образовался крестик. Оберните нижнее ушко вокруг верхнего, а затем проденьте его сквозь верхнее, чтобы сделать второй узел. Потяните их в стороны и от ботинка.

Завязывайте шнурки, как профессионал

Сделайте из шнурков в воздухе крестик. Возьмите верхний шнурок и пропустите его снизу через нижнюю часть крестика. Потяните за оба шнурка, чтобы сделать узел, а затем сделайте по петле из каждого шнурка. Скрестите петли между собой. Наклоните верхнюю петлю и пропустите ее через низ крестика, после чего потяните.

Итог

Вам нужно быть терпеливыми, когда вы учите вашего ребенка завязывать шнурки. Естественно, простейший выход из ситуации - это выбирать обувь на липучках, однако нет ничего более впечатляющего, чем научить собственного ребенка завязывать шнурки. Поэтому запаситесь терпением и постарайтесь спокойно и доброжелательно объяснить ребенку все необходимые шаги.

Прежде чем приступать к урокам , ребенка необходимо заинтересовать данным процессом, он должен захотеть научиться.

Легче всего это сделать, купив яркую красивую обувь. Особенно такой способ поможет мотивировать девочку.

Еще можно предложить ребенку пойти в какое-то интересное место (зоопарк, парк аттракционов, цирк), но лишь после того, как малыш сможет самостоятельно обуться. Либо подобрать другую мотивацию, наиболее подходящую именно вашему чаду.

Теперь нужно правильно показать весь процесс . Лучше всего завязывать шнурки, стоя позади ребенка и держа свои руки у него перед глазами. Зеркальный показ только запутает малыша.

Каждое новое действие необходимо объяснять словами. Некоторые педагоги советуют показать несколько способов шнурования, из которых ребенок сам выберет подходящий.

Используя метод подражания можно добиться быстрых результатов .

Медленно показываем каждый шаг процесса, который малыш тут же повторяет.

Это наиболее эффективный метод обучения, потому что ребенку не нужно сразу запоминать весь объем информации, и он может сосредоточиться на одном действии.

Родитель же сразу увидит тот момент, который трудно дается ученику.

После того, как малыш правильно воспроизведет весь процесс завязывания шнурков вместе с обучающим, он должен попробовать повторить навык уже самостоятельно .


Если ребенку никак не дается умение целиком , попробуйте начать с малых шагов. Можно взять веревку потолще (например, ленту для волос или яркий пояс) и просто предложить завязать на ней узел, потом сделать бантик.

После того, как малыш освоит это упражнение, переходить непосредственно к шнурованию обуви.

Существует замечательная методика , основанная на особенностях детского мышления.

Дети намного быстрее осваивают знания, поданные в виде песенки или игривого стишка.

Вы можете придумать свой или воспользоваться песней из мультфильма «Губка Боб Квадратные штаны»:

Пытаешься вязать шнурки?
Не парься – это пустяки!
Возьми шнурок, петля, крючок,
Ура! Выходит узелок!
Теперь их нужно затянуть,
Сюда продеть и повернуть.
Петля, ушко и вот — обувка не спадет!

Если не получается сочинить стишок – может помочь сказка в прозе. Главное, создать у ребенка правильные ассоциации на каждое последующее действие.

Барбоскины — 17 Серия. Шнурок

Варианты завязывания шнурков

Их существует великое множество, но, конечно, в начале обучения стоит подобрать один из самых простых. Вот самые элементарные.

Первый способ

Сделать петельку только на одном шнурке, а другой продеть в подготовленное ушко, но высунуть с другой стороны не до конца. В итоге сразу получится бантик.

Второй способ

Завязать простой узелок. Затем сформировать петельки на обоих шнурках и тоже завязать их в узелок.

Выбрав подходящий способ , не перескакивайте на другой после первого же удачного урока. Только закрепив полученный навык можно переходить к обучению другим вариантам.

Чего нельзя делать

Бросать занятия после одного урока . Чтобы хорошо закрепить умение, тренировки должны быть постоянными и систематическими. В противном случае, малыш быстро забудет полученный навык.

Мешать ребенку учиться самостоятельно, лезть с советами и практической помощью, если малыш не просит.

Ругать ребенка , если у него не все получается так, как надо. Стыдить и насмехаться когда малыш ошибается, путается или совсем ничего не понимает. Этим можно добить только стойкого нежелания обучаться процессу и развития комплекса неполноценности.

Настаивать на своем способе , в то время как ребенок придумал другой, более легкий и удобный для него. Вы в зародыше убьете желание творчески мыслить и самовыражаться.

Сравнивать его с другими детьми , особенно в неприятном для него ключе. «А вот Вася с первого раза научился правильно завязывать шнурки!»

Откладывать занятия до более подходящего возраста, если ребенок хочет научиться уже сейчас. Раз у малыша возникло подобное желание – выберите время и начните обучение.

Во время обучения каждый раз изменять словесные комментарии .

Нужно постоянно повторять одни и те же пояснения, чтобы не запутать ребенка еще больше.

В данном случае ваша креативность выйдет боком.


Настаивать на обучении , когда малыш категорически отказывается продолжать процесс усвоения навыка. В этом случае необходимо на время отказаться от учебы, переключиться на что-то другое и повторить попытку позже. Иначе вы добьетесь негативной реакции и полного нежелания что-то делать.

Игнорировать успешные результаты обучения. Хвалить малыша необходимо как можно чаще и не только за весь процесс полностью, но и за каждый удачный шаг. Таким образом вы подтолкнете его к дальнейшим успехам. Ребенок будет стараться заслужить еще больше похвалы.

Хвалить просто так , до того, как малыш хоть что-то сделал. Хитрый ребенок быстро поймет, что ему вообще не нужно стараться – все и так им восхищаются.

Продолжать обучение, когда ученик явно устал и просит отдохнуть. Вы опять же выработает отвращение к учебе в целом и завязыванию шнурков в частности.

Вместо заключения

А что делать родителям , чьи дети хотят научиться, стараются и ну никак не могут освоить процесс завязывания шнурков?

Если малышу 4-5-6 лет , отвлеките его на какое-то время, займите чем-то другим. Вернетесь к шнуркам попозже, спустя 3-6 месяцев.

Другое дело, когда научиться не может школьник 8-9 летнего возраста . В этом случае стоит обратиться к специалистам и пройти предложенное обследование, чтобы исключить какие-то расстройства и проблемы.

Процесс завязывания шнурков достаточно сложный и трудоемкий для малолетнего исследователя. Не всё может получиться сразу и навсегда.

Родителям стоит запастись любовью и терпением и не отчаиваться при неудачах малыша. Москва тоже не сразу строилась.

Полезные советы

Новая полезная уловка поможет научить вас и ваших детей завязывать шнурки за считанные секунды.

Метод известный как "волшебные пальцы " или "узел Яна " позволяет в два раза сократить время, которые обычно требуется для того, чтобы завязать шнурки на ботинках или кроссовках.

Более того, узел дольше не развязывается. И хотя вначале метод кажется сложным, он становится очень простым, как только вы его усвоите.

Узел был придуман австралийцем Яном Фиггеном (Ian Fieggen), которого еще называют "Профессором шнурков".


Как завязать шнурки?

Вот самый быстрый способ завязывания шнурков :

1. Сначала завяжите шнурки как обычно. Проденьте мизинцы под шнурки с обеих сторон.

Затем проденьте правый большой и указательный палец под правый шнурок, а левый большой и указательный палец - над левым шнурком, используя другие пальцы, чтобы держать шнурки натянутыми.

2. Это создаст две петли, одну со свободным концом позади, а другой - со свободным концом впереди. Средним пальцем отодвиньте свободный конец правого шнурка назад, в то время, как левая рука просто вращается, чтобы повернуть петлю через правый.

3. Следующее движение перекрещивает две петли. Левым большим пальцем толкайте свободный конец к правому, в то время как средний правый палец толкает свободный конец между левым большим пальцем и указательным.

4. Вам нужно сделать так, чтобы левым большим и указательным пальцем захватить свободный правый конец, а правым большим и средним пальцем захватить свободный левый конец.

5. Проденьте свободные концы противоположных петель через собственные петли.

6. Затяните узел. Практикуясь, вы сможете завязывать узел намного быстрее, чем обычно.

Как красиво завязать шнурки на кроссовках или кедах?