Елка на новый год фото. История новогодней, рождественской елки

Сейчас сложно себе представить встречу Нового года без его символа — пушистой вечнозеленой красавицы ели. В канун этого замечательного праздника ее устанавливают в каждом доме, украшают игрушками, мишурой и гирляндами. Ароматный запах свежей хвои, вкус мандаринов - вот с чем ассоциируется новогодний праздник у большинства российских детей. Под елочкой детвора находит свои подарки. На утренниках вокруг нее водят хороводы, поют песни. Но так было не во все времена. Откуда на Руси появилась новогодняя елка? История традиции украшать ее на Новый год описана в данном материале.

Тотемное дерево язычников

Наши предки верили, что все деревья живые, в них обитают духи. В дохристианские времена в друидическом календаре кельтов есть день поклонения ели. Для них она являлась символом храбрости, силы, а пирамидальная форма дерева напоминала небесный огонь. Еловые шишки также символизировали здоровье, крепость духа. Древние германцы считали это дерево священным и поклонялись ему. Оно отождествлялось у них с Мировым Древом - источником вечной жизни, бессмертия. Существовал такой обычай: в конце декабря люди шли в лес, выбирали самое пушистое и высокое дерево, украшали его разноцветными лентами и делали различные подношения. Затем вокруг ели водили хороводы и пели обрядовые песни. Все это символизировало цикличность жизни, ее возрождение, начало нового, приход весны. У славян-язычников же, наоборот, ель ассоциировалась с миром мертвых и нередко использовалась в погребальных обрядах. Хотя считалось, что если разложить еловые лапы в углах дома или сарая, то это защитит жилище от бурь и гроз, а ее обитателей - от хворей и нечистой силы.

Новогодняя елка: история ее появления в Европе после Рождества Христова

Украшать ель в доме на Рождество первыми стали немцы еще в средние века. Появилась эта традиция в средневековой Германии неслучайно. Существует легенда, что святой апостол Бонифаций, ярый миссионер и проповедник слова Божьего, срубил дуб, посвященный богу грома Тору. Сделал он это для того, чтобы показать язычникам бессилие их богов. Срубленное дерево повалило еще несколько деревьев, а ель уцелела. Св. Бонифаций объявил ель священным древом, Christbaum (деревом Христа).

Также есть сказание о бедном лесорубе, который в предрождественскую ночь приютил у себя потерявшегося в лесу маленького мальчика. Он согрел, накормил и оставил у себя ночевать заблудившегося ребенка. На следующее утро мальчик исчез, а вместо себя оставил у дверей небольшое хвойное деревце. На самом деле под видом несчастного дитя к лесорубу приходил сам Христос и таким образом поблагодарил его за теплый прием. С тех пор ели стали главным рождественским атрибутом не только в Германии, но и в других европейских странах.

История появления звезды на макушке рождественской ели

Сначала люди украшали свои дома только веточками и большими еловыми лапами, в дальнейшем стали приносить целые деревья. Но намного позднее появился обычай наряжать новогоднюю елку.

История о появлении на елке звезды связана с именем основателя протестантизма — немца Мартина Лютера, главы бюргерской Реформации. Однажды, гуляя вечером в Сочельник по улице, Лютер загляделся на яркие звезды ночного неба. Их было так много на ночном небосводе, что казалось, будто они, как маленькие огоньки, застряли в верхушках деревьев. Придя домой, он украсил маленькую ель яблоками и горящими свечками. А на макушку дерева водрузил звездочку, как символ Вифлеемской звезды, возвестившей волхвам о рождении младенца Христа. Впоследствии эта традиция распространилась среди последователей идей протестантизма, а в дальнейшем и по всей стране. Начиная с 17-го века это ароматное хвойное дерево стало основным символом сочельника в средневековой Германии. В немецком языке даже появилось такое определение, как Weihnachtsbaum — рождественская ель, сосна.

Появление рождественской елки на Руси

История появления новогодней елки в России началась с 1699 года. Обычай устанавливать рождественскую ель появился в стране во времена царствования Петра I, в начале 18-го века. Российским царем был издан указ о переходе на новый счет времени, отчет летоисчисления начинался от даты Рождества Христова.

Датой начала будущего года стали считать первое января, а не первое сентября, как было ранее. В указе было также упомянуто о том, что знати перед Рождеством надобно украшать свои дома сосновыми и можжевеловыми древами и ветвями на европейский манер. Первого января также повелевалось запускать ракеты, устраивать фейерверки и наряжать здания столицы хвойными ветвями. После смерти Петра Великого эта традиция забылась, разве что питейные заведения в сочельник украшались еловыми ветками. По этим веткам (привязанным к колу, воткнутым у входа) посетители легко могли распознать находящиеся внутри зданий кабаки.

Возрождение петровских обычаев в первой половине 19-го века

История новогодней елки и традиция наряжать ее к святому празднику на этом не закончилась. Обычай ставить на елку зажжённые свечи, дарить друг другу подарки на Рождество получил широкое распространение в России во времена правления Николая I. Эту моду среди придворных ввела его супруга - царица Александра Федоровна, немка по происхождению. Позже ее примеру последовали все знатные семьи Петербурга, а затем и остальные слои общества. В начале 40-х годов в газете «Северная пчела» отмечалось, что «у нас входит в обыкновение праздновать канун Рождества» украшением заветной елки сладостями и игрушками. В столице, на площади у Гостиного двора, устраиваются грандиозные елочные базары. Если бедный люд не мог купить даже маленькое деревце, то знатные особы в этом соперничали между собой: у кого ель выше, пышнее, наряднее. Иногда в украшении зеленой красавицы использовались драгоценные каменья, дорогие ткани, бусы, канитель (тонкая серебряная или золотая нить). Елкой стало называться и само празднование, устраиваемое в честь главного христианского события — Рождения Христа.

История рождественской ели в СССР

С приходом к власти большевиков все религиозные праздники, в том числе и Рождество, были отменены. Рождественскую ель было принято считать буржуазным атрибутом, пережитком имперского прошлого. На несколько лет эта чудесная семейная традиция стала нелегальной. Но в некоторых семьях она все равно сохранялась, несмотря на запрет властей. Лишь в 1935 году, благодаря заметке партийного деятеля Павла Постышева в главном коммунистическом издании тех лет - газете «Правда», этому вечнозеленому дереву вновь вернулось незаслуженно забытое признание его как символа наступающего года.

Повернулось вспять колесо истории, и новогодние елки для детей стали устраиваться вновь. Вместо Вифлеемской звезды ее верхушку украшает красная пятиконечная звезда — официальный символ Советской России. С тех пор елки стали называться «новогодними», а не «рождественскими», а сами деревья и праздники - не рождественскими, а новогодними. В истории России впервые появляется официальный документ о нерабочих праздничных днях: первое января официально становится выходным.

Кремлевские елки

Но на этом не заканчивается история новогодней елки в России. Для детей в 1938 году в Москве, в Колонном зале Дома Союзов, установили огромную многометровую елку с десятками тысяч стеклянных шаров и игрушек. С тех пор каждый год в этом зале стоит гигантская новогодняя ель и устраиваются детские праздники. Каждый советский ребенок мечтает попасть на Новогоднюю елку в Кремле. И до сих пор излюбленным местом встречи будущего года у москвичей является Кремлевская площадь с установленной на ней огромной, нарядно украшенной лесной красавицей.

Елочные украшения: тогда и сейчас

В царские времена елочные игрушки можно было съесть. Это были фигурные пряники, обернутые в разноцветную металлическую бумагу. На ветки также развешали засахаренные цукаты, яблоки, мармелад, золоченые орехи, бумажные цветы, ленты, картонные фигурки ангелочков. Но основным элементом елочного декора были зажженные свечки. Стеклянные надувные шары привозили, в основном, из Германии, стоили они довольно дорого. Сильно ценились фигурки с фарфоровыми головами. В России только в конце 19-го века появляются артели по производству новогодних изделий. Также делают ватные, картонные игрушки и фигурки из папье-маше. В советские времена, начиная с 60-х годов, началось массовое производство фабричных елочных игрушек. Эти изделия не отличались разнообразием: одинаковые «шишки», «сосульки», «пирамидки». Благо сейчас на полках магазинов можно встретить много интересных изделий елочного декора, в том числе с ручной росписью.

Откуда появилась мишура и гирлянды?

Не менее интересна история появления другой новогодней атрибутики: мишуры и гирлянд. Раньше мишуру изготавливали из настоящего серебра. Это были тонкие нити, наподобие «серебряного дождика». Существует красивый миф о происхождении серебряной мишуры. Одна очень бедная женщина, у которой было много детей, решила нарядить елку перед Рождеством, но так как на богатые украшения денег не было, убранство дерева получилось очень невзрачным. За ночь еловые ветки оплели пауки своей паутиной. Зная о доброте женщины, Бог решил вознаградить ее и превратил паутину в серебро.

В наше время мишуру производят из цветной фольги или ПВХ. Изначально гирлянды представляли собой длинные полоски, переплетенные цветами или ветками. В 19-м веке появилась первая электрическая гирлянда со множеством лампочек. Идею ее создания выдвинул американский изобретатель Джонсон, а воплотил в жизнь англичанин Ральф Моррис.

Истории про маленькую елочку для детей и их родителей

Для маленьких и больших детей написано много сказок, рассказов, смешных историй про новогоднюю елку. Вот некоторые из них:

  1. «Сказка о маленькой елочке», М. Аромштам. Трогательная и добрая история для малышей о маленьком деревце, которое наградили за желание приносить радость другим.
  2. Комиксы от четы Снегиревых «Кешка в погоне за елкой». Коротенькие, смешные истории про кота Кешку и его хозяина.
  3. Сборник стихотворений «Новогодняя елка». Автор - Аг Ятковска.
  4. А. Смирнов «Ёлка. Старинная забава» — перепечатанное на современный лад старинное издание рождественского лото 1911 года.

Более взрослым детям было бы интересно почитать «Историю новогодней елки» в книге Александра Ткаченко.

ПРАЗДНИЧНАЯ ЁЛКА - РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИЛИ НОВОГОДНЯЯ

История «русской ёлки» интересна и поучительна. Рождественская ель в современном понимании, то есть как цельное украшенное древо, фиксируется в С.-Петербурге в домах немецких протестантов в начале XIX века (указ Петра I от 20 декабря 1699 года о праздновании Нового года не имеет к ней прямого отношения). Первым православным домом, где установили ёлку, был, видимо, Зимний дворец: с 1830-х годов вечнозелёная красавица веселила семью императора Николая I и его гостей. Первое официальное о ней сообщение появилось в «Северной пчеле» накануне 1840 года: газета писала о продающихся «прелестно убранных и изукрашенных фонариками, гирляндами, венками» ёлках. «К середине XIX века немецкий обычай прочно вошёл в жизнь российской столицы. Ёлка становится для жителя Петербурга вполне привычным явлением».

Не все одобряли нововведение! Так, известный петербургский протоиерей Иоанн Полисадов (†1886) в одной из своих проповедей, гневно обличая «обновленцев», называл обычай устраивать для детей ёлку «совершенно нелепым, чисто немецким или, точнее говоря, каким-то языческим, вовсе неприличным Христову празднику, чистою бессмыслицею». Интересно, что бы он сказал нашему патриарху Кириллу, застав его за этим «языческим» и «неприличным» делом - освящением для детей главной рождественской ёлки страны?! Хороший урок для современных «ревнителей», враждебно относящихся к любым «иноземным новшествам». При этом без малейшей ретроспективной оглядки утверждается, что все будто бы наши обряды и традиции (люди ведь быстро привыкают к новому) - «исконно православные», восходящие едва ли не ко Христу и апостолам! Но обратимся к ситуации, сформулированной подзаголовком.

Хорошо известно, что нельзя служить двум господам и сидеть на двух стульях. Если наши православные «ревнители» всерьёз отвергают астрономически и символически безусловный день Рождества - 25 декабря по григорианскому календарю, то они должны быть последовательны до конца и игнорировать так называемый «гражданский Новый год». Но ведь в наших храмах всерьёз (а не лицемерно!) служат Новогодний молебен вечером 31 декабря. И Святейший Патриарх Алексий Второй поздравил россиян с наступлением третьего тысячелетия 31 декабря 2000 года и поздравлял с каждым Новым годом также 31 декабря по григорианскому календарю (а не 13 января, в канун фольклорного «Старого Нового года»)!

Такая раздвоенность лишает изначально Рождественскую ёлку всероссийского миссионерского статуса. Хорошо известно, что, запрещённая коммунистами в двадцатые годы прошлого века, ёлка была «переосмыслена» и возвращена ими же в 1935 году в качестве секулярной и только новогодней. С неизбежностью, Новый год и церемониал этого единственного дозволенного зимнего праздника перенял всю веселую рождественскую обрядность - украшенную елочку, народные гулянья, ярмарки, колядки, обмен подарками. И сейчас многие консервативные православные, живущие по принципу «человек для субботы», не признаю т торжеств во время поста (легко представить, каково приходится их бедным детям, когда в садах и школах проходят новогодние «огоньки» и раздаются подарки со сластями!). В такой ситуации, благословляя сначала «государственную» и общероссийскую новогоднюю ёлку в Кремле и по всей стране, а затем уже православную (более частную) рождественскую елку, Церковь идёт на компромисс. Оправдан ли он?

Но представим, что всё вернулось на круги своя, и Рождество Христово, как и раньше , празднуется до , а не после Нового года. Тогда 25 декабря становится государственным праздником и выходным днем. После торжественного рождественского богослужения Святейший Патриарх освящает в Кремле уже не «коммунистическую», приходящуюся на пост, а традиционную христианскую елку. (Таким образом, вопрос о второй ёлке, «новогодней», отпадает сам собой!) Новый год вновь приобретает свой нейтральный статус важной хронологической вехи, но лишается навязанного ему сакрального ореола. У школьников начинаются рождественские каникулы, а с Нового года к ним на совершенно законных основаниях присоединяются и взрослые (согласно постановлению Государственной Думы о новогодних каникулах). Православные христиане наконец-то уравниваются в правах с другими гражданами, и могут с чистым сердцем ехать с детьми на зимние курорты или проводить святочные дни в зависимости от достатка и желания. А после праздника Святого Богоявления (Крещения Господня), 6 января, - как и в старой России! - все возвратятся к трудам.

«Суббота для человека или человек для субботы?» Авторитетный ответ на этот вопрос был дан давным-давно, но «почему-то» не все христиане с ним согласны. Элементарного здравого смысла или «человеческого понятия», как оптимистично уверяла матушка Швейгентиль у Томаса Манна, «всегда на всё достанет!» Будем надеяться, что и мы не вовсе лишены этого ценного качества. Хотя иногда, по совести сказать, вера в это почти исчезает.

Примечания

Этюд о ёлке заимствован из книги: Рубан Ю. От Рождества до Сретения. Праздники рождественского цикла / Научный ред. проф. архим. Ианнуарий (Ивлиев). СПб.: Коло, 2015. - С. 96-99.

Цит по: Душечкина Е. В . Русская ёлка. История, мифология, литература. . СПб., 2012. - С. 54.

Там же. - С. 63.

Цит. по: Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. М., 1993. Т. 1. . - С. 526, прим. 1.


Традиция отмечать Новый год и Рождество с переливающейся разноцветными огнями елкой привычна и таинственна одновременно. До сих пор можно только гадать об истоках этого обычая, а сама нарядная елочка имеет непростую многовековую историю.


Райское древо и йольское полено

Некоторые исследователи считают, что рождественская ель - напоминание о райском древе, где разыгрывалась история Адама и Евы. В соответствии с этой идеей традиционные елочные украшения, стеклянные шары, символизируют плоды райского древа.

По другой версии, обычай ставить и наряжать елку - это отголосок Йоля, древнего германского праздника в ночь зимнего солнцестояния. На Йоль полагалось украшать, а затем торжественно сжигать полено, как правило, дубовое или ясеневое. (И дуб, и ясень почитались как священные деревья.) Символами Йоля служили также падуб, остролист и плющ - ими украшали дома снаружи и внутри, стебли пшеницы и ветви вечнозеленых растений - из них плели корзины, в которых разносили подарки: яблоки и гвоздику.


Дети и йольское полено. Иллюстрация из книги «Aunt Louisa"s London toy books: the alphabet of games and sports» («Лондонские книжки-игрушки тетушки Луизы: алфавит игр и спортивных состязаний»). Лондон, 1870.

Рождественская ель в Европе

Кому и когда впервые пришла в голову мысль принести елку в дом перед Рождеством, точно не известно. Споры об этом далеко не так невинны, как могло бы показаться. Совсем недавно, в 2009-2010 годах между Латвией и Эстонией, выяснявшими, где елка появилась раньше - в Риге в XVI веке или в Таллине в XII столетии, дело едва не дошло до дипломатического конфликта.

Есть также сведения, что в том же XVI веке рождественский праздник с елкой устроил у себя в доме в саксонском городе Айслебене религиозный реформатор Мартин Лютер. Легенда о нем гласит, что однажды, идя в ночь на Рождество по лесу, он увидел, как на верхушку ели упала звезда.


Украшенную фруктами и пряниками елку аскетичные лютеране не считали излишеством. К XVIII веку рождественское дерево стало привычным явлением во многих германских землях. Где-то елку подвешивали к потолку макушкой вниз - так она олицетворяла лестницу, спущенную людям с небес. Где-то маленьких елочек наряжали столько же, сколько было членов семьи и гостей, которых полагалось поздравить и одарить.

В Германии же - гораздо позднее, когда к концу XIX века оскудели ее леса, - изобрели первые искусственные елки. Их делали из гусиных перьев, которые красили в зеленый цвет.


Немецкие принцы и принцессы, сочетавшиеся браком с иноземными августейшими особами или сами садившиеся на трон, банкиры, торговцы, учителя и ремесленники принесли рождественскую елку в другие страны Европы.

При британском дворе первую елку нарядили еще в 1760 году, в 1819-м лесная красавица стала частью придворного праздника в Будапеште, в 1820-м - в Праге.

В середине XIX века с рождественской елью познакомились Соединенные Штаты, и обязаны этим американцы, опять же, переселенцам из Германии.


Петровский указ о праздновании Нового года

В декабре 1699 года Петр I специальным указом ввел в России юлианский календарь и повелел перенести встречу Нового года с 1 сентября на 1 января. В указе содержались предписания, как именно верноподданным следует веселиться. Новый год надлежало праздновать с фейерверками и обильным угощением. Москвичам, жителям тогдашней столицы, рекомендовалось украшать хвойными деревьями и ветвями: елью, сосной, можжевельником.

Праздничная елка по-настоящему прижилась в России только ближе к середине XIX столетия, хотя уже в начале века была частой гостьей в домах петербургских немцев. Коренному же населению пример подали монархи.


Первая елка в императорском дворце была поставлена 24 декабря 1817 года, в сочельник, по приказу великой княгини Александры Федоровны, супруги будущего императора Николая I. Новшество домашнего обихода высочайших особ постепенно переняла знать. Поначалу елки почти не украшались. На ветвях укрепляли свечи, которые зажигали дважды: в сочельник и на само Рождество. Под деревце, чаще всего небольшое, стоящее на столе, клали подарки для членов семьи.

Павильон Екатерингофского вокзала в Петербурге в 1852 году стал первым общественным зданием, где под Рождество появилась елка. Крупное, почти упирающееся в потолок макушкой дерево, увешанное украшениями из цветной бумаги, положило начало традиции публичных елок, распространившейся на театры, дворянские, офицерские и купеческие клубы и собрания.

Упрочившаяся мода на елки дала толчок фантазии коммерсантов. В конце 1840-х - начале 1850-х годов возле Гостиного двора в Петербурге появились елочные базары. Солидные горожане с ребяческим азартом соревновались, у кого елка больше, гуще, затейливее наряжена. Над украшением не обязательно было ломать голову самому: швейцарские кондитеры продавали елки с готовым декором. Это стоило дорого, хотя и сущие копейки по сравнению с елочным убранством в некоторых богатых домах, где на зеленых ветвях развешивали бриллиантовые колье.

В последних десятилетиях XIX века арсенал украшений пополнился игрушками промышленного производства. Выбор был широк: стеклянные шары, объемные клееные фигурки из картона, съедобные миниатюрные зверюшки из сахара и миндаля, гирлянды, хлопушки и бенгальские огни, «золотой» и «серебряный» дождь.

Православные священники безуспешно, но упорно протестовали против елки как светского и даже «языческого» обычая. Они не могли знать, что пройдет не так уж много времени, и именно рождественскую елку объявят символом «религиозного дурмана».


Приключения новогодней елки в СССР

В 1917 году большинству семей стало не до елок. Но это не помешало издательству «Парус» накануне 1918-го выпустить подарочную детскую книгу «Елка». В роскошный альбом, оформленный А. Н. Бенуа, вошли стихи и рассказы Корнея Чуковского, Саши Черного, Брюсова и курировавшего издание Максима Горького. Новая власть считала елку вполне уместным праздничным атрибутом для жителей послереволюционного Петрограда.


«Комсомольские елки» устраивались еще в середине 20-х годов. Гонения на разукрашенное дерево, по сути, начались только в 1929-м, когда в партийной прессе официально осудили празднование Рождества. А вместе с ним, как «поповский обычай», - и рождественскую елку, якобы отравляющую детей «религиозным ядом».

Теперь елку если и приносили в дом, то тайно, ставя там, где ее нельзя было увидеть ни с порога, ни в окно. В окна специально с этой целью заглядывали бдительные добровольцы, патрулировавшие улицы с середины декабря.

Елка была «реабилитирована» в 1935 году после краткого обмена репликами между Сталиным и украинским партийным сановником П. П. Постышевым. «А не вернуть ли детям елку?» - спросил Постышев. Сталин идею одобрил, и его собеседник выступил в газете «Правда» с заметкой, где укорял «”левых” загибщиков», ославивших «детское развлечение как буржуазную затею». Публикация появилась утром 28 декабря - и всего за несколько дней по всей стране были организованы праздничные мероприятия с елками и налажено производство елочных украшений.

Советская елка никоим образом не должна была ассоциироваться с Рождеством. Украшения отражали дух времени. Голубую рождественскую звезду о семи лучах заменила красная пятиконечная. На елку вешали миниатюрные самолеты и автомобили. Крошечные пионеры, трактористы, представители народов советских республик соседствовали с героями сказок и фигурками животных. В конце 30-х компанию пополнили новые персонажи: Дед Мороз и Снегурочка.
В 1937-м были выпущены стеклянные шары с портретами Сталина, Ленина и членов Политбюро, но это начинание быстро сочли сомнительным с политической точки зрения.


Главные елки России

В декабре 1996 года впервые с дореволюционных времен гигантская елка была установлена на Соборной площади Кремля. С 2001-го по 2004 год роль новогоднего символа выполняло искусственное дерево, но с 2005-го на площади снова красуется живая ель. Ее заранее отбирают в Подмосковье по определенным критериям: дереву должно быть не меньше ста лет, и оно должно достигать примерно 30 метров в высоту. Победительницу определяет конкурс среди лесничеств. На Красной площади, где сотни москвичей и туристов встречают Новый год, в последние годы наряжают огромную искусственную ель.


Когда осталось совсем немного времени до Нового года,
самое время посмотреть .

История новогодней (рождественской) ели для младших школьников.

Хамидулина Альмира Идрисовна, учитель начальных классов МБОУ прогимназии» Кристина» г. Томска.
Назначение: данный материал будет интересен педагогам, воспитателям, а также родителям при подготовке к новогодним (рождественским)праздникам.
Цель: знакомство с историей празднования Нового Года,Рождества, с историей новогодней(рождественской)ели.
Задачи: развивать интерес к истории возникновения праздников Новый год и Рождество, воспитывать уважение к народным традициям.

Сегодня невозможно представить себе новогодние праздники без красивой елки в доме. Пышные,нарядные ели украшают собой не только квартиры, но и магазины,торговые центры,офисы,больницы,площади,причем практически во всех странах. Возле роскошного дерева устраиваются представления и спектакли для детей,делающие праздник еще более желанным и сказочным.Считается,что изначально традиция украшения деревьев появилась у кельтов,которые им поклонялись.Отношение к дереву как к символу жизни - традиция, более древняя,чем христианство,и не принадлежащая к какой-то определенной религии. Задолго до того, как люди начали праздновать Рождество,римляне в честь бога земледелия украшали дома зелеными листьями.А жители Древнего Египта в декабре,в самый короткий день года приносили зеленые пальмовые ветви в свои дома как символ победы жизни над смертью.Во время празднества зимнего солнцестояния жрецы-друиды вешали на дубовые ветки золотые яблоки.В Средние века вечнозеленое дерево с красными наливными яблоками было символом праздника Адама и Евы, который отмечали 24-го декабря.
Перед рождеством
Валентин Берестов
"И зачем ты, мой глупый малыш,
Нос прижимая к стеклу,
Сидишь в темноте и глядишь
В пустую морозную мглу?
Пойдем-ка со мною туда,
Где в комнате блещет звезда,
Где свечками яркими,
Шарами, подарками
Украшена елка в углу!" -
"Нет, скоро на небе зажжется звезда.
Она приведет этой ночью сюда,
как только родится Христос
(Да-да, прямо в эти места!
Да-да, прямо в этот мороз!),
Восточных царей, премудрых волхвов,
Чтоб славить младенца Христа.
И я уже видел в окно пастухов!
Я знаю, где хлев! Я знаю, где вол!
А ослик по улице нашей прошел!"
Впервые рождественскую ель стали использовать в Германии в начале VIII веке. Этому поспособствовал святой Бонифаций, который читая проповедь о рождестве Христовом, решил доказать что дуб не является священным деревом. Для этого он спилил дерево, которое упав, сломало близлежащие деревья и не затронуло лишь молодую ель. Монах восславил ель как Христово дерево, и в дальнейшем она стала главным атрибутом праздника.До сих пор зеленая красавица является украшением новогодних и рождественских праздников. Изначально множество украшенных деревьев символизировали Райский сад, потом они стали символом надежды и возрождения, ну а со временем превратились в красивую и популярную традицию, без которой теперь невозможно обойтись.Кстати говоря,помимо елок,пихт и сосен, для украшения используются и другие вечнозеленые деревья и кустарники, например,остролист и омела.Их веточками украшают дом.
В 1561 году в Рождественские праздники в Германии высаживали молодые ели и, из немецких источников, людям разрешалось ставить одно дерево у себя в доме. Немного позже ее стали использовать как главное украшение в домах в Рождество,при этом ее наряжали различными бумажными самодельными игрушками и яблоками, сладостями, которые символизировали райский плод.В протестантских странах ель стала также главным атрибутом Рождественских праздников.
В исторических источниках говорится, что сам Мартин Лютер по дороге домой заметил сияние звезд на фоне елей, и это привело его в необычайный восторг.Придя домой,он решил показать свое видение близким. Поставив ель,он установил на ней свечи и поджег их, после чего в каждом доме елки стали украшать свечами. В Англию Рождественскую елку привез немецкий принц Альберт, муж Королевы Виктории.Так же, с немецкими иммигрантами ель появилась и в Америке. Впервые украшение электрическими гирляндами уличных елок появилось в Финляндии в конце 1906 года.
В нашей стране традиция украшения рождественской елки появилась благодаря Петру I. Именно он впервые велел украшать дома елками или хотя бы еловыми ветками, переняв красивую традицию в западных странах. Прошло еще немало лет, прежде чем украшение елки из обязанности превратилось в желанную праздничную традицию, ведь изначально этот обряд принадлежит католикам, а в России основной религией является православие.
Живая елка на Рождество выглядит настолько красиво, что постепенно людям стала по душе эта традиция. Сегодня елка – это неотъемлемый символ всех новогодних праздников.
Что же означают елочные украшения? Помните о Вифлеемской звезде? Именно ее символизирует звезда, которая традиционно украшала верхушку ели, именно по ней люди узнали о рождении Иисуса Христа.


В советские времена в нашей стране звезда постепенно превратилась в маленькую копию кремлевских звезд, ну а сегодня ее форма просто перестала быть такой строгой.«Огоньки фей» -современные новогодние гирлянды. Они появились не просто так, ведь издавна символизировали духов ушедших в мир иной родственников и просто добрых потусторонних существ, которые своим присутствием оберегают дом и приносят в него радость.До появления электрических новогодних гирлянд большой популярностью пользовались свечи.
Раньше рождественскую елку украшали разнообразными лакомствами: сухофруктами, леденцами, марципанами, засахаренными орехами, на радость детишкам и в качестве символа процветания и изобилия. Ну а потом постепенно их заменили фигурки ангелов, стеклянные шары и другие игрушки. Сейчас очень большое многообразие елочных игрушек.


Таким образом, новогодняя (рождественская) елка раньше символизировала многое, ну а сегодня значение многих символов утрачено, и она осталась просто красивой традицией, незаменимым украшением дома, приносящим в наши дома запах праздника и радости!
Божья елка
Г. Гейне
Ярко звездными лучами
Блещет неба синева.
– Отчего, скажи мне, мама,
Ярче в небе звезд сиянье
В ночь святую Рождества?
Словно елка в горном мире
В эту полночь зажжена
И алмазными огнями,
И сияньем звезд лучистых
Вся украшена она?
– Правда, сын мой, в Божьем небе
Ночью нынешней святой
Зажжена для мира елка
И полна даров чудесных
Для семьи она людской.
Посмотри, как ярко звезды
Светят миру там, вдали:
Светят в них дары святые –
Для людей – благоволенье,
Мир и правда – для земли.
С наступающим Новым Годом и Рождеством Вас!!!

Во многих домах сейчас стоит украшенная под Новый Год красавица-ёлка. Мне всегда было интересно, откуда пошёл этот красивый обычай и почему именно ёлке выпала такая честь. Давайте же углубимся в историю и ответим на все вопросы. Поскольку традиция наряжать ёлку изначально была связана с Рождеством, а не с Новым Годом, поэтому и пост про праздничное дерево я пишу только сейчас.

В дополнение к посту я покажу вам парочку ёлочных украшений 1960-х годов прошлого века. Они до сих пор используются по прямому назначению жителями одной из деревень Подмосковья, куда я специально отправился полюбоваться атрибутикой, встретившей не один десяток новых годов.

В мировой праздничной традиции часто фигурирует дерево - как один из древнейших символов жизни. Зелёные пальмовые ветви считались символом победы жизни над смертью в Древнем Египте. Дубовые ветки с золотыми яблоками использовались у друидов во время празднества зимнего солнцестояния. Вечнозеленое дерево своим жизнеутверждающим видом наиболее отвечает идеологии победы жизни над смертью.

Вообще традиция украшать елку очень древняя, ей свыше 2000 лет. Раньше люди считали, что все деревья наделены добрыми силами, что в них живут добрые духи. Люди старались задобрить этих духов, развешивая на деревьях угощения и подарки. Вечнозеленая ель занимала среди всех деревьев особое место: она была священным центром, "мировым древом", символизирующим саму жизнь и новое возрождение из темноты и мрака. Раньше вместо игрушек вешали на деревья плоды разных деревьев, например:
яблоки - символ плодородия,
орехи - непостижимость божественного промысла,
яйца - символ развивающейся жизни, гармонии и полного благополучия.

У Рождественской елки в Европе есть прямой предшественник. Это было деревянное сооружение в форме пирамиды, обвешанное растительностью и украшениями. Подарки или сладости ставили на полки пирамиды. До появления рождественской елки такая пирамида считалась в Германии и северной Европе главным рождественским украшением.
Сейчас традиция Рождественских пирамид вовсе не умерла. Часто пирамиды в европейских городах можно встретить наряду с ёлками

Первое письменное упоминание о Рождественской елке относится к XVI столетию. Так, в немецком источнике, датированном 1561 годом, говорится, что на Рождество в доме может стоять не более одной елки. В XVII веке Рождественская елка уже была распространенным атрибутом Рождества в Германии и скандинавских странах. В Америку Рождественскую елку завезли немецкие поселенцы.

Чем украшали рождественскую елку& В 16-м веке в Германии елка украшалась фигурками и цветами, вырезанными из цветной бумаги, яблоками, вафлями, позолоченными вещицами, сахаром. Вообще, традиция наряжать елку связана с райским деревом, увешанным яблоками. Успех Рождественской елки в протестантских странах был еще большим благодаря легенде о том, что сам Мартин Лютер первым придумал зажигать свечи на рождественской елке.

Он же стал героем наиболее популярной легенды об украшении рождественского дерева: однажды в сочельник он шел домой через лес. Вечер был ясный и звездный. Когда он пришел домой, то поставил елку для своей семьи и прикрепил много свечей к ее густым веткам. Огоньки на ней были похожи на звезды на небе.

Идея же использовать электрические гирлянды вместо восковых свечей принадлежит английскому телефонисту Ральфу Моррису. К тому времени нити электрических лампочек уже использовались в телефонных распределительных щитах, Моррису лишь пришло в голову развесить их на елке. А первые уличные Рождественские елки с электрическими гирляндами появились в Финляндии в 1906 году.

Существует легенда о том, почему мы украшаем елки блестящей мишурой.
Давным-давно жила-была добрая бедная женщина, у которой было много детей. Вечером перед Рождеством она нарядила елку, но у нее было очень мало украшений. Ночью на елке побывали пауки, и переползая с ветки на ветку, оставили на ее ветвях паутину. В награду за доброту женщины младенец Христос благословил дерево, и паутина превратилась в сверкающее серебро.

Так как первые Рождественские елки были украшены живыми цветами и фруктами, а позже были добавлены сладости, орехи и рождественские свечи, то такой груз был безусловно слишком тяжел для дерева. Поэтому немецкие стеклодувы начали производить полые стеклянные елочные игрушки, чтобы заменить фрукты и другие тяжелые украшения.

Сейчас новогодних и рождественских игрушек в магазинах предлагается огромное количество на любой вкус.
Мне же хочется показать вам несколько украшений 60-х - 70-х годов прошлого века, с какими встречали Новый Год и Рождество наши родители, найденных в одном из посёлков Истринского района Московской области.

Седой бумажный Дед Мороз

У меня никогда не было шаров "с вырезами", но они остаются одним из воспоминаний детства. Такие игрушки украшали ёлку в моём в детском саду

Если шишки-сосульки еще можно встретить в продаже, то бусы я не видел нигде

Весёлого Рождества!