Консультация для родителей «Детские капризы. Консультация для родителей "капризы, упрямство и способы их преодоления"

С статье раскрываются следующие вопросы:

1. Проявление упрямства и капризов.

2. Что необходимо знать родителям о детском упрямстве.

3. Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей.

4. Что могут сделать родители в период кризисных проявлений, как реагировать на капризы и упрямство

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Упрямство и капризы»

Седова Светлана Николаевна

МБДОУ №3 «Колобок»,

Г. Нижний Новгород

1. Проявление упрямства и капризов.

2. Что необходимо знать родителям о детском упрямстве.

3. Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей.

4. Что могут сделать родители в период кризисных проявлений, как реагировать на капризы и упрямство.

5. Вопросы родителей.

Прежде чем приступить к рассмотрению темы "Капризы, упрямство и способы их преодоления", необходимо определить область этой темы, то есть поставить ее в определенные рамки. Капризы и упрямство рассматриваются как составляющие отклоняющегося поведения, наряду с:

Непослушанием, выражающемся в непослушании и озорстве.

Детским негативизмом, то есть непринятием чего-либо без определенных причин.

Своеволием.

Недисциплинированностью.

Все выше перечисленные формы отклоняющегося поведения различаются лишь по степени социальной опасности, а также зависят от возрастных и индивидуальных особенностей личности ребенка.

Понятия " капризы" и "упрямство" очень родственные и четкой границы между ними провести нельзя. И способы преодоления капризов и упрямства одинаковы.

УПРЯМСТВО - это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов.

Проявления упрямства:

Выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, то есть ребенок понял, что совершил ошибку, но не хочет в этом признаваться, и поэтому "стоит на своем".

Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности. Если такие проявления, еще в дошкольном возрасте, из реактивных состояний переходят в хронические, то возникает начальная стадия педагогической запущенности.

О капризах мы не будем много говорить, так как вся информация во многом пересекается с вышесказанным.

КАПРИЗЫ - это действия, которые лишены разумного основания, то есть "Я так хочу и все!!!". Они вызываются слабостью ребенка и в определенной степени выступают как форма самозащиты.

Проявления капризов:

В желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.

В недовольстве, раздражительности, плаче.

В двигательном перевозбуждении.

Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система.

Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности:

1. Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.

2. Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5 - 4 годам. Случайные приступы.

3. Упрямство в более старшем возрасте - тоже вещь вполне нормальная.

4. Пик упрямства приходится на 2,5 - 3 года жизни.

5. Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.

6. Девочки капризничают чаще, чем мальчики.

7. В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых детей - до 19 раз!

8. Если дети по достижению 4 лет все еще продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего речь идет о "фиксированном упрямстве", истеричности, как удобных способах манипулирования ребенком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего спокойствия.

Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей:

1. Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.

2. Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете. 3. Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребенку - это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее его возбуждают.

4. Будьте в поведении с ребенком настойчивы, если сказали "нет", оставайтесь и дальше при этом мнении.

5. Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно - взять его за руку и увести.

6. Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: "Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!". Ребенку только этого и нужно.

7. Постарайтесь схитрить: "Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка)!". Подобные отвлекающие маневры заинтересуют капризулю и он успокоится.

8. Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление "сломить силой авторитета".

9. Спокойный тон общения, без раздражительности.

10. Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.

Следующие моменты очень важны в предупреждении и борьбе с упрямством и капризами. Речь пойдет о гуманизации отношений между родителями и детьми, а именно о том, в каких случаях ребенка нельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить:

НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬ ЗА ТО, ЧТО:

Достигнуто не своим трудом,

Не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум),

Из жалости или желания понравиться.

НАДО ХВАЛИТЬ:

За поступок, за свершившееся действие,

Начинать сотрудничать с ребенком всегда с похвалы, одобрения,

Очень важно похвалить ребенка с утра, как можно раньше и на ночь тоже,

Уметь хвалить не хваля (пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого).

О наказаниях необходимо остановиться более подробно.

НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ И РУГАТЬ:

Когда ребенок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни, так как в это время психика ребенка уязвима и реакция непредсказуема;

Когда ребенок ест, сразу после сна и перед сном;

Во всех случаях, когда что-то не получается (пример: когда вы торопитесь, а ребенок не может завязать шнурки);

После физической или душевной травмы (пример: ребенок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват);

Когда ребенок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т.д., но очень старался;

Когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны;

Когда вы сами не в себе.

7 ПРАВИЛ НАКАЗАНИЯ

1. Наказание не дожно вредить здоровью.

2. Если есть сомнения, то лучше не наказывать (пример: вы не уверены, что проступок совершил именно ваш ребенок, или вы сомневаетесь в том, что совершенное действие вообще достойно наказания, т.е. наказывать "на всякий случай" нельзя.

3. За 1 проступок - 1 наказание (нельзя припоминать старые грехи).

4. Лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием.

5. Надо наказывать и вскоре прощать.

6. Если ребенок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно объяснить ребенку, за что и почему он наказан.

7. Ребенок не должен бояться наказания.

Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своем семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего выше перечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье.


«Что делать с ребёнком, который постоянно капризничает?»- этот вопрос волнует многих родителей.

Давайте, прежде всего, разберёмся в том, что же такое капризы. Ведь так часто бывает, что мы произносим слова и не даём себе отчёта, что эти слова обозначают. Капризами мы называем лишь такие действия, которые лишены смысла или разумного основания. Надо признаться, что капризничают не только дети, но иногда и взрослые. Капризничают часто больные, слабые женщины, а нередко и мужчины. Но заметьте, что здоровый сильный человек – всё равно, взрослый или ребёнок – не капризничает. Вот вам одна из причин детских капризов – это слабость ребёнка, слабость или его здоровья, или слабость нервов, или слабость воли.

При помощи капризов, плача, нытья из-за пустяков ребёнок старается, сам того не сознавая, вознаградить себя за свою слабость. По-настоящему что-либо делать, проявить себя, играть, как здоровые дети, он не умеет, и вот он свои силы растрачивает в капризах, бессмысленных прихотях. Ему нужно показать себе и окружающим, что он что-то значит, что он имеет силу, и он командует в доме и расстраивает свою жизнь и жизнь взрослых. Своими постоянными требованиями и просьбами он напоминает о себе. Точно так же и всякому ребёнку – и здоровому, и слабому – хочется играть роль в жизни и обращать на себя внимание окружающих, слушать их похвалы, заставлять их исполнять свои желания. Но в то время, как здоровый ребёнок добивается всего этого своей силой, умелостью, ловкостью, слабый или неправильно воспитанный ребёнок старается достигнуть этой же цели капризами . Этот путь для него самый лёгкий и самый верный.

Капризы всегда обозначают, что в поведении ребёнка, в его характере нет настоящей силы, есть какая-то слабость, неустойчивость, нет надёжной, твёрдой линии.

Обратите внимание на то, что капризными бывают очень часто дети изнеженные, заласканные, дети, которым в семье во всем потворствуют. Почему это так? Во-первых, потому, что, как говорит поговорка, «с едой приходит аппетит». Чем больше потворствуют прихотям ребёнка, тем ненасытнее становится желание всюду и всегда командовать, быть на виду.

Во-вторых, изнеживающее воспитание делает детей слабовольными, беспомощными. Когда такие дети встречают вне семьи (на дворе, на улице, в школе) вполне понятное противодействие своим капризам и претензиям, они силой, находчивостью, смелостью не в состоянии преодолеть это противодействие, к которому они не привыкли. И в них возникает чувство обиды. На ком же эти дети могут безнаказанно проявить накопившееся озлобление? Конечно, только на тех, которые покорно и любовно терпят все от них, т. е. на родителях. И в своих капризах заласканные в семье дети вымещают озлобление, которое вызвано их бессилием – плодом неправильного воспитания. Так ошибки в поведении родителей не только портят характер ребёнка, но и горько отзываются на них самих.

Не только заласканность и изнеженность вызывают детские капризы, но и обратная ошибка в воспитании – несправедливое, чёрствое отношение может породить самые упорные, самые тяжелые капризы. К сожалению, в семьях не редко бывает: одного ребёнка всегда осыпают похвалами, согревают лаской и любовью, другой всегда слышит только укоры и выговоры, ни ласки, ни любви он не видит. Путь первого проходит как бы по солнечной стороне, другого – в тени. Ребёнок чувствителен к малейшей несправедливости, он очень ревниво и болезненно ощущает всякое преимущество, которое выпадает на долю сестры или брата, и всякое проявление пренебрежения к себе. И в душе обойдённого ребёнка зарождаются тяжелые чувства зависти, вражды к «любимчикам» и злобы к обидчикам. Из этих чувств вырастают в ранние годы самые неожиданные и упорные капризы, в более старшем возрасте – грубость, хулиганство, бегство из дома.

Итак, мы видим, что детские капризы, как и всё в поведении ребёнка, не случайность. Они всегда имеют какой-то источник, который их питает, они всегда скрывают за собой ту или иную слабость ребёнка, несостоятельность или изъян в его жизни, а неправильное поведение взрослых поддерживает и укрепляет их, помогает им пускать всё более глубокие корни в поведении малыша.

Теперь, когда мы узнали источники детских капризов, мы легче можем уяснить себе, какой путь надо выбирать для борьбы с ними.

Надо устранить причины, вызывающие неправильное поведение малыша, и тогда постепенно исчезнут капризы. Надо, следовательно, во-первых, укрепить ребёнка - сделать его смелым, сильным для того, чтобы он не искал в капризах способы командовать и играть роль, во-вторых, изменить поведение взрослых.

Даже тогда, когда малыщ родился с болезненными задатками, с унаследованной от родителей неустойчивостью нервов, всё внимание в борьбе с капризами должно быть обращено на окружающую ребёнка обстановку, на правильное его воспитание. Ровное, справедливое и спокойное отношение, которое взрослые должны проявлять ко всем детям, по отношению к капризному ребёнку особенно необходимо, потому что капризы вызываются и поддерживаются всем тем, что дети видят вокруг себя и что они испытывают. Чрезмерные ласки, как и постоянные выговоры и упрёки, особенно вредны в воспитании капризных детей. Надо самим родителям и всем взрослым членам семьи проявить известную сдержанность и твердость в своем поведении и в отношениях. Ребёнок не должен быть свидетелем гневных вспышек, необузданных поступков, быстрых, резких переходов от одного настроения к другому.

Эта ровность должна соблюдаться во всём, в одежде, в игрушках. Надо избегать пестроты, постоянной смены одной вещи другой, частой покупки все новых и новых игрушек, чрезмерного расхваливания, как и постоянного порицания.

Необходимо всеми силами стараться вести себя так, чтобы ребёнок не мог подумать, что взрослые следят за каждым его шагом, ловят каждое его слово. Из всех ошибок, которые родители делают в воспитании, одной из самых частых и вредных является та, что они держат ребёнка всегда начеку. Что бы он ни делал и ни говорил, он знает, что ничто не ускользнет от взглядов и вмешательства взрослых: то он им нравится – и они хвалит его, то не нравится – и они упрекают или бранят его. Это постоянное вмешательство взрослых побуждает и напрягает нервы малыша, и он становится раздражительным, капризным, упрямым.

Если родителям удаётся создать в семье здоровую, спокойную обстановку, если им удаётся разумно изменить окружающую жизнь и своё собственное поведение, то они могут вызвать благотворную перемену в характере ребёнка и его поведении.

Для борьбы с капризами родители должны в первую очередь пускать в ход все средства, которые способствуют укреплению здоровья: соблюдение режима дня, правильное питание, ежедневные прогулки на свежем воздухе, занятия физкультурой, различные закаливающие мероприятия и т.д.

Советы родителям:

  1. Сохраняйте больше спокойствия по отношению к капризам!
  2. Не раздувайте всякую мелочь, не тратьте на борьбу с каждым капризом свои силы и силы ребёнка!
  3. Будьте в своих отношениях к ребёнку справедливы!
  4. Не расхваливайте его чрезмерно, не выдвигайте всегда вперёд, но и не оставляйте в тени! Щадите его чувствительное самолюбие, не поносите его и не выставляйте напоказ его недостатки, особенно в присутствии других (детей и взрослых), но и не раздувайте его самомнение, его тщеславие.
  5. Не проявляйте к капризам ребёнка своего постоянного внимания! Не говорите о них в его присутствии, не упрекайте его и не упрашивайте. Помните, что ребёнок очень любит, чтобы на него обращали внимание, чтобы о нём говорили и с ним возились.
  6. Проявляйте чаще равнодушие к капризам ребёнка, как будто вы не замечаете их, как будто они не имеют в ваших глазах большого значения. Такое хладнокровное отношение – надёжнейшее средство борьбы с капризами!

Детские капризы и упрямство. Способы их преодоления.
Прежде чем приступить к рассмотрению темы, необходимо определить область этой темы то есть поставить ее в определенные рамки. Капризы как и упрямство рассматриваются как составляющие отклоняющегосяповедения, наряду со:
1. Непослушанием, выражающимся в непослушании и озорстве.
2. Детским негативизмом то есть неприятием чего либо без определенных причин.
3. Своеволием.
4. Недисциплинированностью.
Все выше перечисленные формы отклоняющегося поведения различаются лишь по степени социальной опасности, а также зависят от возрастных и индивидуальных особенностей личности ребенка.
Понятие «капризы» и «упрямство» очень родственны и четкой границы провести между ними нельзя. И способы преодоления капризов и упрямства одинаковы.
Упрямство – это психическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которых нет видимых мотивов.
Проявление упрямства
- в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы;
- выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер,то есть ребенок понял, что совершил ошибку, но не хочет в этом признаваться, и поэтому «стоит на своем».
Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности. Если такие проявления, еще в дошкольном возрасте, из реактивных состояний переходят в хронические, то возникает начальная стадия педагогической запущенности.
Проявления капризов
- желание продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы;
- в недовольстве, раздражительности, плаче;
- в двигательном перевозбуждении.

Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризах
1. Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев;
2. Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5 – 4 годам;
3. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь нормальная;
4. Пик упрямства приходится к 2,5 – 3 годам жизни;
5. Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки;
6. Девочки капризничают чаще, чем мальчики;
7. В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по пять раз в день. У некоторых детей до девятнадцати раз.
Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей:
1. Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.
2. Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
3. Не пытайтесь в это время что – либо внушать своему ребенку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки его еще сильнее возбуждают.
4. Будьте в поведении с ребенком настойчивы, если сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
5. Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и отвести в сторону.
6. Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: « Посмотрите, какая плохая девочка, ай-ай-ай!» Ребенку только этого и нужно.
7. Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка!» Подобные отвлекающие маневры заинтересуют капризулю и он успокоится.
8. Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление «сломить силой авторитета».
9. Спокойный тон общения, без раздражительности.
10. Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.
Следующие моменты очень важны в предупреждении и в борьбе с упрямством и капризами. Речь идет о гуманизации отношений между родителями и детьми, а именно о том, в каких случаях ребенка нельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить:
1. Нельзя хвалить за то, что достигнуто не своим трудом, не подлежит похвале (красота, сила, ум, ловкость), из жалости или желания понравиться.

2. Надо хвалить за поступок, за свершившееся действие; начинать сотрудничать с ребенком всегда с похвалы, одобрения; очень важно похвалить ребенка с утра, как можно раньше и на ночь тоже; уметь хвалить ребенка,не хваля (например, попросить о помощи, совет, как у взрослого).
О наказаниях необходимо остановиться более подробно.
3. Наказывать нельзя и ругать когда:
- ребенок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни так как в это время психика ребенка уязвима и реакция непредсказуема;
- когда ребенок ест, сразу после сна и перед сном;
- во всех случаях, когда что-то не получается, (например, когда вы торопитесь, а ребенок не может завязать шнурки);
- после физической или душевной травмы (например, ребенок упал, а вы ругаете за это, считая, что он виноват);
- когда ребенок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью, но он очень старался;
- когда внутренние мотивы его поступков вам не понятны;
- когда вы сами не в себе;
7 правил наказания
1. Наказание не должно вредить здоровью;
2. Если есть сомнения, то лучше не наказывать (например, вы не уверены, что проступок совершил именно ваш ребенок, или вы сомневаетесь в том, что совершенное действие вообще достойно наказания, то есть наказывать «на всякий случай» нельзя;
3. За один поступок – одно наказание (нельзя припоминать старые грехи);
4. Лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием;
5. Надо наказывать и вскоре прощать;
6. Если ребенок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому не важно объяснить ребенку, за что и почему наказан;
7. Ребенок не должен бояться наказания.
Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своем семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего выше перечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье.
«Детские капризы и упрямства, их причины и меры воздействия».
Все взрослые, имеющие дело с маленькими детьми, не один раз сталкивались с их капризами.Что же такое капризы ребёнка? Почему дети бывают упрямыми? Капризы могут проявляться по-разному: иногда ребёнок выражает недовольство всем на свете - он всё время хнычет, а сам не знает, что хочет.
Нам, взрослым, поступки капризничающего ребёнка порой кажутся непонятными, а его поведение нелогичным. Но в капризах детей есть своя внутренняя логика. Часто это реакция слабости нашего ребёнка на тяжёлые для него требования. Бывает ребёнок требует что-то совершенно невыполнимое и, не добившись своего закатывает истерику: бросается на пол, колотит руками и ногами, ревёт в голос. Для того чтобы уметь гасить капризы у ребёнка, надо хорошенько разобраться в мотиве каприза.
Вот ребёнок в песке. Солнышко по-весеннему пригревает, а одет он слишком тепло, ребёнку жарко. Вдруг, неудачно повернувшись, он падает. И хотя он не ушибся, тут же раздаётся громкий плач. Его утешают, а плач ещё сильней. Что это - каприз? Скорее сигнал. Это реакция ребёнка на неудобство на скованность одеждой и перегрев.
Часто ребёнок капризничает во время, и после болезни. И многие родители снисходительно относятся к этому. Конечно, мягкость и бережность - чувства обязательные, но постоянно и настойчиво нужно стремиться к тому, чтобы каприз, порождённый болезненным состоянием, не вошёл в привычку и не стал формой поведения и здорового ребёнка.
Часто капризы ребёнка есть следствие того, что взрослые отказываются выполнить его желание. Ребёнок не всегда может разобраться, какое из его желаний выполнимо, а какое нет. Поэтому, когда взрослые отказывают ребёнку в чём- либо, то он приписывает это их злой воле полагает, что они просто не хотят считаться с его желаниями. Света требует, чтобы мать разрешила ей гладить большим утюгом. А когда ей отказывают, начинает сердиться на мать. Нужно убедить ребёнка, что утюг для неё слишком тяжёл, и, кроме того, можно обжечься.
Бывает и так, мы отказываемся удовлетворить желание ребёнка легко выполнимое, но просто в этот момент, когда ребёнок обращается к нам со своей просьбой, мы или чем-то раздражены, или устали, или просто считаем просьбу пустой и не выполняем её. Ребёнок обижен и как протест опять каприз. Ребёнок никогда не будет капризничать наедине с собой, ему обязательно нужно свидетель, для которого он плачет, капризничает. Характерно, что дети это понимают и сами.
Источником капризов может служить внутреннее состояние ребенка- усталость, сонливость, голод или жажда, перегрузка новыми впечатлениями, приводящая к перевозбуждённости нервной системы.
Не случайно, мы в детском саду никогда не даём детям сразу много новых наглядных пособий, не читаем несколько сказок сразу. Игры чередуются рисованием, чтением сказок, наблюдением. Ребёнок постоянно меняет характер занятий и не устаёт.
Часто родители оказываются беспомощными перед малышом.
Ребёнок становится маленьким деспотом в семье, он привык, чтобы ему все угождали, выполняли все его прихоти и желания. Наверное, для многих родителей странно звучат слова: требовать от ребёнка. Что, мол, можно требовать от ребёнка? Довольно многое. Конечно, требования эти должны быть разумными, учитывать возраст и состояние ребёнка его физические и психические возможности. Форма требования должна быть понятна ребёнку.
Многому можно научить ребёнка через игру. К примеру, не просто заставить убирать разбросанные игрушки, а укладывать их спать. Главное, чтобы взрослые сами серьёзно относились к обязанностям ребёнка, не брали на себя выполнение тех дел, которые уже поручили ребёнку.
Все родители замечали, что дети любят, когда на них обращают внимание окружающие. Некоторые мамы и папы идут на поводу этой склонности детей Они захваливают ребёнка, особенно, когда у них он один. Красивый какой! Умный какой! И способности необыкновенные, развит не по годам. Глядишь, и ребёнок сам уверовал в это. Но ведь он находится не только в семье - играет среди сверстников во дворе, посещает д/с, почему-то там не замечают какой он особенный- тогда появляется чувство обиды и, как следствие этого, капризы.
Очень важно при разговоре с детьми не бросать слова на ветер.
Если вы сказали, что накажете ребёнка за какой-то неблаговидный поступок или за баловство, то непременно выполните своё обещание, ведь ребёнок всё помнит и, если это войдёт в систему, в следующий раз не будет реагировать на ваши замечания.
Капризным детям полезно быть среди сверстников. И если дома им легко разжалобить маму или бабушку, то среди сверстников это, как правило, не удаётся. Капризным волей-неволей приходится сдерживать себя, не распускаться, ведь могут и засмеять, и в игру не принять.
Причиной капризов может быть и отсутствие внимания, равнодушие к детям. Эта причина меньше распространена, но всё же случается, что иные родители не считаются со справедливыми и разумными желаниями детей. Бывает, дела, игры, которые родителям кажутся незначительными, для ребят важны и серьёзны. Родители часто недоумевают: « Я же не баловала своего ребёнка, была строга к нему!» Строга - это хорошоl НО когда ребёнок только и слышит: «Перестань шуметь! Не делай этого! Не ходи туда! Не вертись!» и т.д.- он начинает протестовать. И протестует доступным ему способом - капризом.
Весьма влияет на поведение ребёнка- климат в семье. Ссоры, конфликты, неуважительное отношение взрослых друг к другу или противоречия в требованиях, которые они предъявляют к ребёнку. Отец настаивает, а мать отменяет, ребёнку бывает трудно разобраться в потоке разрешений и запретов, и он вынужден протестовать против путаницы - отсюда каприз. Конечно, в семье могут быть разные оценки поступков ребёнка, разные подходы к нему, но важно помнить одно, ребёнок не должен этого чувствовать. Требования к нему должны быть едиными.
И главное попробовать не обращаться с ребёнком как с малышом, а в любой период жизни подчеркнуть, как он вырос, каким стал большим и умелым. Это поднимает ребёнка в его собственных глазах, он будет более самостоятельным, и упрямство снимет как рукой.
Чрезвычайно важно, чтобы самостоятельность малыша не искала выхода в упрямстве, а нашла применение в развитии полезной деятельности. Необходимо учить дошкольника не только самостоятельно есть, одеваться, но и привлекать его к домашним делам. И как бы иной раз плохо не удавалось малышу его первое начинание всегда надо одобрить, а при малейшей удаче похвалить его.

Консультация для родителей

Прежде чем приступить к рассмотрению темы "Капризы, упрямство и способы их преодоления", необходимо определить область этой темы, т.е. поставить её в определённые рамки. Капризы и упрямство рассматриваются как составляющие отклоняющегося поведения, наряду с:

1. Непослушанием, выражающемся в непослушании и озорстве

2. Детским негативизмом, т.е. непринятием чего-либо без определённых причин.

3. Своеволием

4. Недисциплинированностью

Все выше перечисленные формы отклоняющегося поведения различаются лишь по степени социальной опасности, а также зависят от возрастных и индивидуальных особенностей личности ребёнка.

Понятия "капризы и упрямство" очень родственные и чёткой границы провести между ними нельзя. И способы преодоления капризов и упрямства одинаковы, но об этом позже.

УПРЯМСТВО – это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов.

Проявления упрямства:

  • выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, т.е. ребёнок понял, что совершил ошибку, но не хочет в это признаваться, и поэтому " стоит на своём".

Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности. Если такие проявления, ещё в дошкольном возрасте, из реактивных состояний переходят в хронические, то возникает начальная стадия педагогической запущенности.

О капризах мы не будем много говорить, т.к. вся информация во многом пересекается с вышесказанным.

КАПРИЗЫ - это действия, которые лишены разумного основания, т.е. " Я так хочу и всё!!!". Они вызываются слабостью ребёнка и в определённой степени тоже выступают как форма самозащиты.

Проявления капризов:

  • в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
  • в недовольстве, раздражительности, плаче.
  • в двигательном перевозбуждении.

Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система.

Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности:

1. Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.

2. Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5- 4 годам. Случайные приступы

3. упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная.

4. Пик упрямства приходится на 2,5- 3 года жизни.

5. Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.

6. Девочки капризничают чаще, чем мальчики.

7. В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых детей – до 19 раз!

8. Если дети по достижению 4 лет всё ещё продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего речь идёт о " фиксированном упрямстве", истеричности, как удобных способах манипулирования ребёнком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребёнка, нередко ради своего спокойствия.

Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей:

1. Не предавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.

2. Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.

3. Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его возбуждают.

4. Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали "нет", оставайтесь и дальше при этом мнении.

5. Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.

6. Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: "Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!". Ребёнку только этого и нужно.

7. Постарайтесь схитрить: "Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка)!". Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют капризулю и он успокоится.

8. Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление " сломить силой авторитета".

9. Спокойный тон общения, без раздражительности.

10. Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.

Следующие моменты очень важны в предупреждении и в борьбе с упрямством и капризами. Речь пойдёт о гуманизации отношений между родителями и детьми, а именно о том, в каких случаях ребёнка нельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить:

1. НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬ ЗА ТО, ЧТО:

  • достигнуто не своим трудом.
  • не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум).
  • из жалости или желания понравиться.

2. НАДО ХВАЛИТЬ:

  • за поступок, за свершившееся действие.
  • начинать сотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения.
  • очень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже.
  • уметь хвалить не хваля (пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого). О наказаниях необходимо остановиться более подробно.

1. НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ И РУГАТЬ КОГДА:

1. ребёнок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни т.к. в это время психика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема.

2. когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном.

3. во всех случаях, когда что-то не получается (пример: когда вы торопитесь, а ребёнок не может завязать шнурки).

4. после физической или душевной травмы (пример: ребёнок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват).

5. когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т.д., но очень старался.

6. когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны.

7. когда вы сами не в себе.

7 ПРАВИЛ НАКАЗАНИЯ:

1. наказание не должно вредить здоровью.

2. если есть сомнения, то лучше не наказывать (пример: вы не уверены, что проступок совершил именно ваш ребёнок, или вы сомневаетесь в том что совершённое действие вообще достойно наказания, т.е. наказывать "на всякий случай" нельзя.

3. за 1 проступок – одно наказание (нельзя припоминать старые грехи).

4. лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием.

5. надо наказывать и вскоре прощать.

6. если ребёнок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно объяснить ребенку, за что и почему он наказан.

7. ребёнок не должен бояться наказания.

Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своём семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего выше перечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье.

Консультация для родителей: “Как преодолеть детские капризы!”


Подготовила: Зам.зав.по ВМР МБДОУ д/с №65 «Буратино»

Дорошенко А.В.


Чтобы преодолеть детские капризы, прежде всего взрослым нужно изменить свое обычное поведение, постарайтесь вырваться из зависимости от капризов ребенка. Позиция родителей должна стать более твердой. Ребенок, хотя и с опозданием, усвоит, что нельзя -это нельзя, а надо – это надо, что отказ от чего-то совсем не означает, что ему тут же предложат что-то взамен.

Одновременно взрослые должны сделать еще одно, более сложное дело – сформировать у ребенка конструктивные способы поведения; научить его «хотеть» что-то конкретное и прилагать усилия, чтобы удовлетворить желания; выработать настойчивость в достижении поставленной цели, научить преодолевать трудности, развивать активность и самостоятельность. Самое сложное – сделать это так, чтобы ребенок воспринял меры не как наказание, а увидел в этом проявление любви, желание помочь ему. Ведь один из основных источников радости для ребенка – разнообразная совместная со взрослым деятельность, а не общение по привычной схеме «хочу-не хочу».

Обычно дети, склонные к капризам, очень дорожат вниманием взрослых и болезненно переносят его недостаток. Не их вина, что это внимание чаще всего выражается в бесконечных уговорах или обсуждении того, что ребенок хочет, а чего нет. Нужно разнообразить общение детей со взрослыми и сверстниками, включая их в общее дело, стараться увлечь. Когда ребенку что-то интересно, и он занят, он забывает капризничать. Крайне важно, чтобы в эту деятельность были включены не только он и родители, но и другие дети, знакомые соседи, друзья. Вместе можно лепить снежную бабу, строить крепость, прыгать через лужу и ловить бабочек.

Дома следует поощрять самостоятельность ребенка, предлагать ему самому сделать что-то: постирать белье куклы и свои носочки, порадоваться, какими они стали чистыми; сложить книжки на полке: сказки – со сказками, а раскраски – с раскрасками; убрать игрушки или построить «гараж» и поставить туда все машины. При этом важно незаметно помогать ребенку, не давая угаснуть его интересу к самостоятельной деятельности, и громко радоваться вместе с ним всему, что он делает сам. Элемент самостоятельности в большинстве случаев воспринимается дошкольником как очень важная и новая, прежде недоступная привилегия. Этим надо воспользоваться и всячески поддерживать в избалованном ребенке убежденность, что ему очень повезло, когда, например, ему разрешили самому поставить на стол тарелки, полить цветы, покормить рыбок, и сделать что-то еще. Стоит только приложить усилия и преодолеть привычку все делать за ребенка и предлагать ему уже в готовом виде – тогда легко будет его заинтересовать, а затем и развивать нужные умения. Чем содержательная жизнь ребенка и чем больше он делает сам, тем меньше времени и сил остается на капризы.

В целом же для искоренения упрямства и капризов необходимо осознанное изменение поведения самих взрослых, так как корни этих явлений лежат не в ребенке, а в родителях. Искать источник капризов и упрямства только в ребенке бесполезно.

Предложим вашему вниманию, несколько советов о том, как следует вести себя непосредственно в тот момент, когда ребенок капризничает.

Используете положительные просьбы. Если вы потребуете от ребенка, чтобы он перестал кричать, скорее всего результат будет нулевым. А вот если вы попросите его подойти к вам, вполне вероятно, что малыш послушается.

Дети не умеют контролировать свои эмоции, потому что не могут дать точное определение переживания. Помогите им в этом. Выразить чувство ребенка словами: «Наверное, тебе очень хотелось мороженного, и теперь ты злишься, потому что не получил его». После этого объясните ему, что выражать эмоции в открытой форме не всегда допустимо: «Я тебя понимаю, но это не значит, что ты можешь визжать и топать ногами на улице». И обязательно предупредите ребенка о последствиях которым чревато плохое поведение. Скажите ему, что если он немедленно не прекратит так себя вести, то будет наказан. И не забудьте подтвердить свои слова на практике.

Эффективный способ остановить истерику пятиминутный тайм-аут. Посадите ребенка на стул, стоящий около стены, позаботьтесь о том, чтобы в поле зрения не оказалось ничего интересного. Если он не захочет сидеть, отведите его в комнату и закройте дверь, убедившись при этом, что он не сможет причинить себе вреда. Оставшись наедине с собой, ребенок с большой вероятностью справится с истерикой.

Еще один способ успокоить кричащего ребенка – присоединиться к нему. Начните плакать вместе с ребенком и постепенно меняйте тональность, переходя от крика и рева, к хныканью и шмыганью носом. Эффект от подобного «хорового пения» основан на склонности детей к подражанию. Неосознанно имитируя вас, ребенок успокоиться.

Отмечайте и поощряйте все поступки, заслуживающие одобрение, все случаи проявления положительных черт характера. Так ребенок поймет, что за это его ценят на много выше, чем за бесконечное нытье и капризы.

Кроме того, очень важно, чтобы все члены семьи научились бороться с детскими капризами. В противном случаи ребенок очень быстро поймет, что того, чего нельзя добиться от папы, можно без особых проблем получить от мамы, а уж если и она устоит перед натиском слез и истерик, то бабушка точно выполнит его желания.

Непросто изучить все тонкости науки воспитания детей, – но еще труднее воспитание применить на практике, да еще собственному ребенку. Успехов вам!