Профессиональные и личностные качества учителя. Каким должен быть учитель. Профессионально-значимые качества воспитателя дошкольной общеобразовательной организации

Конференция: Современный детский сад

Организация: ДРЦ «Аистенок»

Населенный пункт: Приморский край, г. Владивосток

Добрый день.

Все мы знаем, что воспитатель детского сада ежедневно является свидетелем и участником процесса формирования людей будущего, помогая, а иногда может быть и мешая их развитию. Так построена наша жизнь, что дети большую часть светового времени проводят не с собственными родителями, а с работниками детского сада, воспитателями. Этот факт подтверждает высокую социальную значимость профессии педагога.

Наряду с этим мы видим и знаем, мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже не достаточно однажды получив базовое образование, работать по специальности. Чтобы соответствовать современным требованиям, сохранять уровень компетентности необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием. Непрерывное образование должно стать необходимостью.

Потребность в повышении уровня знаний, умений и навыков проникает во все сферы жизни – профессиональную, семейную, общественную, личную и конечно сфера педагогической деятельности не исключение.

Сегодня мы поговорим с вами о личностных и профессиональных качествах современного педагога ДОУ и особенностях воспитательного процесса в современном дошкольном учреждении.

О профессиональных умениях педагога ДОУ.

Назовите наиболее важные, на ваш взгляд, профессиональные умения педагога дошкольного учреждения (высказывание воспитателей).

Деятельность педагога многогранна по своим функциям и содержанию. Она предполагает овладение разнообразными профессиональными умениями. Эти умения условно делятся на гностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские и специальные.

Гностические умения – умения, с помощью которых педагог изучает ребенка (индивидуальные особенности, возрастные, личностные качества, взаимоотношение со сверстниками, взрослыми, степень эмоционального благополучия). Объектом изучения является семья. Гностические умения используются при изучении педагогического опыта других воспитателей. Педагогу важно развивать у себя способности к пониманию внутреннего мира ребенка.

Конструктивные умения – для проектирования педагогического процесса, воспитания детей с учетом перспектив образовательной работы. Педагог проектирует материальное оснащение образовательного процесса (поделка оборудования для игр, занятий, организация выставок художественного творчества детей и их родителей и т.д.). Конструктивные умения воплощаются в планировании работы, в составлении конспектов воспитательно-образовательной работы, сценариев, праздников, досуга.

Коммуникативные умения – проявляются при установлении педагогически целесообразных взаимоотношений с отдельными детьми и со всей группой, с родителями воспитанников, с коллегами по работе, с администрацией дошкольного учреждения.

Организаторские умения – распространяются на деятельность воспитанников, родителей, коллег. Важное решение, что будет делать он сам, а что можно поручить детям, к чему целесообразнее привлечь родителей.

Специальные умения – умения петь, танцевать, читать стихи (сочинять), вязать, мастерить игрушки, показывать (инсценировать) кукольный театр и другое.

Личностные качества современного педагога дошкольного учреждения.

Педагог, какой он?

Сейчас мы проведем с вами блиц-опрос. По кругу каждый называет одну характеристику.

Воспитатель в группе – носитель определенной модели поведения, и дети, находясь рядом в течение дня, видят и слышат, как воспитатель говорит, какое у него выражение лица, интонации, тембр голоса. В чем-то сознательно или бессознательно копируют его. Считают, что если воспитатель постоянно говорит на повышенных тонах, кричит, значит так и надо, это норма.

Именно в детском саду дети получают первый опыт общения в группе, в коллективе, а командует всем этим воспитатель.

Опыт показывает, что, в целом поведение группы детей это во многом зеркало поведения воспитателя.

А теперь поговорим о качествах педагога.

Важными качествами педагога являются трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т.д.

В ряде личностных характеристик следует назвать качества, которые становятся профессионально значимыми предпосылками создания благоприятных отношений в воспитательно-образовательном процессе. В ряду этих качеств терпеливость, ответственность, обязательность, объективность, уважение к людям, оптимизм, эмоциональная уравновешенность, потребность в общении, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, сдержанность, отзывчивость и многие другие.

Все современные исследователи отмечают, что имен­но любовь к детям следует считать важнейшей лич­ностной и профессиональной чертой воспитателя, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность.

Современные дети более активны, подвижны в своих самовыражениях, более информированы, более не похожи друг на друга, у них более разные условия проживания и воспитания в семье. Все это предъявляет определенные требования к личности педагога. Чтобы соответствовать современным требованиям воспитатель должен быть:

Активным (чтобы поддерживать детей в их проявлениях активности, соответствовать им). Сидящего большую часть времени воспитателя на стуле и руководящим с него детской деятельностью, вряд ли можно назвать активным, стремящемся к разностороннему развитию детей;

Способным к изменениям - чтобы успевать за быстро меняющимся миром и изменившимися детьми и их родителями;

Внимательным – к себе, своему поведению, словесному самовыражению, к тому, как собственное поведение, речь влияет на окружающих, в том числе на детей. Воспитатель (в крике) – «встали», «пошли», «ну-ка сели», «замолчали». Опять же в крике, обращается к детям: «Ну, что вы кричите?». И другой вариант поведения: «Сейчас решим, сейчас поговорим».

Компетентным – стремящимся к повышению самообразования, компетентным в профессии.

В настоящее время в педагогической психологии анализу субъектных свойств педагога, определяющих эффективность (про­дуктивность) его педагогической деятельности, уделяется большое внимание.

Обратим внимание на личностные качества воспитателя, которые вызывают трудности в его профессиональной деятельности:

1) отсутствие специальной педагогической и внутренней направленности

2) несоответствие уровня способностей требованиям педагогического процесса

3) отсутствие специально-пе­дагогической, методической, социаль­но-психологической, компетентности.

Таким образом, у воспитателя могут быть как качества, которые обеспечивают успех его деятельности, так и напротив, личностные качества, вызывающие ряд трудностей.

Особенности воспитательного процесса.

Педагогическая деятельность, как и всякая иная, представляет собой систему, имеющую определенную структуру.

МОТИВ,ЦЕЛЬ,ПРЕДМЕТ,СПОСОБЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ,РЕЗУЛЬТАТ

Мотивы педагогической деятельности проявляются на этапе профессионального самоопределения: что именно побуждает выбрать педагогическую профессию, посвятить себя воспитательской деятельности. Цель педагогической деятельности определяется обществом. У каждого педагога трансформируется характер в индивидуальную установку, которую тот пытается реализовать в своей деятельности. Например, цель воспитания – разностороннее развитие ребенка – у воспитателей дошкольного учреждения на современном этапе конкретизуется как полноценная подготовка ребенка к обучению в школе, укрепление навыков, формирование творческих способностей. Своеобразие педагогической деятельности заключается в специфике предмета. Основные орудия педагогического труда – голос (громкость, интонация, выразительность), мимика, жесты (педагогическая техника) – это разнообразные умения личного воздействия педагога на воспитанников. Педагог должен уметь выбирать правильный тон и стиль общения с детьми в зависимости от конкретной ситуации. Освоение педагогической техники позволяет с меньшей затратой энергии добиваться лучших результатов.

А теперь давайте рассмотрим процесс воспитания. Это процесс развития личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие из вне, так и развитие личности. Важное место занимает процесс воспитания (воспитательный процесс). Чтобы лучше понять роль этого процесса, рассмотрим его в структуре более общего процесса формирования личности.

В той части, где формирование личности имеет управляемый, контролирующий характер, где люди руководствуются сознательными намерениями, действуют не стихийно, а по заранее намеченному плану в соответствии с поставленными задачами, и проявляется воспитание. Воспитание – это поддержка в становлении личности, специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников.

Эта структура основана на выделении главных стадий воспитательного процесса. Критерий последовательности этапов, через которые обязательно должен пройти процесс, направленный на качественное решение поставленных задач. Данная структура очень важна для понимания глубинной закономерности единства и постепенности воспитательного процесса. Знания должны перейти в убеждения. Убеждения – это твердые, основанные на определенных принципах мировоззрение и взгляды, которые служат руководством в жизни. Например, уже в детском саду все дети знают, что с воспитателями нужно здороваться. Почему же не все дети это делают? Потому, что не убеждены. Значит, воспитание приостановилось на 1 этапе – знания, не достигнув следующего – убеждения. И еще один важный компонент – формирование чувств. Обостряя чувства и опираясь на них, воспитатели достигают правильного и быстрого восприятия требующих норм и правил. И наконец, формирование общей направленности личности, заключающее весь процесс, - это выработка устойчивости привычки поведения, которая становится нормой.

Одной из важнейших составляющих воспитательного процесса в ДОУ является создание условий для выявления и развития полноценного личностного ресурса каждого ребенка. Последние изменения в дошкольном образовании (с разработкой ФГТ) делают акцент на этом, то есть работа каждого педагога должна быть направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Работа ДОУ должна обеспечивать разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям. Основная цель - развитие личности ребенка.

В связи с этим от нас требуются некоторые изменения. Изменения – это дань времени. Компьютеризация нашей жизни, доступность разного рода, вида и качества информации, изменения в общественном строе, конечно, повлияли и на детей.

Каждый воспитатель в группе – носитель определенной модели поведения, и дети, видя каждый день примеры отношения воспитателя к ним, к какой-то деятельности, слыша речь, тембр интонации голоса воспитателя, чем младше они, тем более доверчиво считают, что так и нужно себя вести, так говорить, делать – что это норма. Дети конкретной группы во многом зеркало поведения конкретны

Воспитатель детского сада играет важную роль в воспитании ребенка. От воспитателя зависит психологический климат в группе, отношение к садику каждого ребенка. Одни дети ходят в садик с удовольствием, общение с воспитателем приносит определенное удовлетворение. Другие при виде воспитателя начинают капризничать или плакать, в группе замыкаются в себе, и посещение садика превращается в пытку. Выбирая детский сад, нужно в первую очередь познакомиться с воспитателем, понять его ценности, отношение к детям, выяснить уровень профессионализма. Человека, который удовлетворял бы всем требованиям родителей найти практически невозможно, но приближенного к идеалу поискать можно. Так как же выглядит портрет идеального воспитателя с точки зрения родителей?

Во-первых, воспитатель должен уметь ладить с детьми. Он должен понимать проблемы, интересы, потребности каждого ребенка. Многие малыши попадают в детский сад, не умея разговаривать. Многие не знают, как спросить о чем-то или попросить что-то. Ведь дома мама реагировала на любые его потребности, понимая все и без слов. Воспитатель должен так наладить контакт с малышом, чтобы последний не боялся и не стеснялся подойти даже с малейшим затруднением.

Во-вторых, воспитатель должен уметь и хотеть заботиться о ребенке. У хорошего воспитателя дети накормлены, уложены спать, умыты, подмыты, вовремя одеты, причесаны и заняты полезным делом.

В-третьих, воспитатель должен быть специалистом, то есть владеть разными методиками образования и воспитания. Он должен как можно лучше подготовить ребенка к школе, настроить по какой- то одной программе, и воспитатель должен отлично в ней ориентироваться.

В-четвертых, воспитатель должен уметь общаться с родителями, решать конфликты, прислушиваться к разным мнениям и пожеланиям. Ни один вопрос не должен быть оставлен без ответа. Воспитатель должен давать рекомендации по воспитанию каждого малыша.

Профессия воспитателя сложна и ответственна. Требований, к ней предъявляемых, много, в том числе и со стороны родителей. Найти надежного, умного, воспитанного, уравновешенного, деликатного и любящего детей человека не просто. Но и доверять своего ребенка некомпетентному воспитателю также не стоит. Каждый родитель, ориентируясь на свой идеал воспитателя, способен выбрать для своего ребенка достойный вариант.


Как и любая профессиональная деятельность, педагогическая практика предъявляет специфические требования к личности, осуществляющей ее. Будем изначально исходить из того факта, что человек сознательно сделал свой профессиональный выбор и имеет предрасположенность к педагогической деятельности.
К настоящему моменту в отечественной и зарубежной науке проведено достаточно большое количество исследований, касающихся изучения профессиональных и личностных качеств педагогов-профессионалов. Но главное качество, с нашей точки зрения, -- то, которое нельзя измерить «тестовыми батареями», - это любовь к детям! Как нельзя лучше данное положение отражено в одной из заповедей Ш.А. Амонашвили: «Если хотите развить в себе Божий дар педагога - любите ребенка!».
Педагогическая деятельность предъявляет некоторые требования личности педагога. Эти требования относятся к:

  • системе знаний, умений и навыков;
  • способностям;
  • сфере общения.
Психологические требования к личности педагога
Обобщая исследования в области педагогической психологии, Р.С. Немов предлагает следующую систему психологических требований к личности педагога.
Таблица 1

Устойчивые

Главные

Любовь к детям
Любовь к педагогической деятельности Наличие специальных знаний в той или иной области науки
Педагогическая интуиция Высокоразвитый интеллект
Высокий уровень общей культуры и нравственности Профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания

Дополнительные

Общительность Артистичность Хороший вкус и т.д.

Изменчивые

Умение общаться с окружающими на правовой и демократической основе, предполагающее способность принимать как должное наличие разнообразных точек зрения, с одной стороны, и отказ от диктата и насилия в любых его проявлениях - с другой
Приоритет интересов личности над интересами общества Профессиональная компетентность и обладание качествами руководителя-лидера
Предприимчивость и деловитость
Умение четко и грамотно излагать свои мысли устно и письменно
Умение слушать других
Независимость
Г рамотность
Инициативность и т.д.

Предпочтение той или иной профессии обусловлено наличием некоторых личностных качеств. В.А. Титов выделяет семь таких качеств.

Широкова Г.А. “Дети и взрослые. Психология общения для воспитателей” - 5 -
Таблица 2
Личностные качества педагога


Качество

Содержательные характеристики

1

2

Профессиональная
направленность

Характеризует определенное отношение к обществу, природе, окружающим людям, отношение к педагогическому труду, стиль педагогического общения; комплекс психологических установок на работу с детьми, профессионально ориентированных мотивов и способностей, профессиональных интересов и личностных качеств, а также профессиональное самосознание

Эмпатия

Способность проникать с помощью чувств в душевные переживания других людей, сочувствовать им, сопереживать. Педагогическая эмпатия выражается в эмоциональной отзывчивости на переживания ребенка, в чуткости, доброжелательности, заботливости, верности своим обещаниям, тактичности. Эмпатия способствует сближению людей в общении, доводит его до уровня доверительного, интимного

Педагогический
такт

Чувство меры, проявляющееся в умении держать себя подобающим образом, соблюдение правил приличия. Оптимальное сочетание ласки и твердости, доброты и взыскательности, доверия и контроля, шутки и строгости, гибкости поведения и воспитательных воздействий - таковы конкретные проявления чувства меры у педагога. Тактичность педагога означает, что он сохраняет личное достоинство, не ущемляет самолюбие детей, их родителей, коллег по работе

Педагогическая
зоркость

Проявляется в способности педагога фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику в становлении личности каждого воспитанника и детского коллектива в целом. Показателями педагогической зоркости следует считать умение воспитателя видеть, слушать, чувствовать детей, понимать их психическое состояние

Педагогический
оптимизм

Глубокая вера педагога в силы, возможности каждого ребенка, в результативность образовательной работы

Культура
профессионального
общения

Понимание детей и окружающих взрослых, уважение к ним, создание положительного микроклимата

Педагогическая
рефлексия

Самоанализ и оценка полученных результатов, соотношение их с поставленной целью; анализ причин успехов и неудач для последующего изменения процесса воспитания и обучения с целью достижения лучших результатов

Необходимо отметить, что одним из важнейших качеств, которое занимает главенствующее место в системе личностных качеств любого профессионала в сфере образования, является ответственность за свои действия, поступки и слова. Каждый педагог должен тщательно продумывать выстраиваемую им систему взаимодействия с детьми и другими взрослыми, не оставаться равнодушным к жестокости и бездушию.

Профессия воспитателя известна с давних времён. Сегодня это одна из самых нужных и значимых профессий, ведь занятые родители не всегда могут посвятить достаточное количество времени своему малышу, а тем более - сформировать у него важные умения и навыки, подготовить к школе. Именно воспитатель научит вашего кроху самостоятельности, правилам поведения, необходимым дошкольнику знаниям. Каков его идеальный портрет? О том, какие качества воспитателя будут способствовать его эффективной и успешной профессиональной деятельности в дошкольном детском учреждении (ДОУ) - в нашей статье.

Педагогика – моё призвание

Воспитатель ДОУ - это призвание

Воспитатель детского образовательного учреждения – это даже не профессия, а настоящее призвание, а ещё - ежедневный нелёгкий труд. Чтобы стать воспитателем надолго и всерьёз, нужно почувствовать, что педагогика – дело всей вашей жизни, и работать на совесть, передавая детям всё лучшее, что в вас есть, отдавая всю душу.

Василий Сухомлинский, всемирно признанный идеолог гуманистической педагогики, подчёркивал, что тот настоящий педагог, чья деятельность направлена на воспитание гуманной личность.

Согласно В. Сухомлинскому, настоящий воспитатель должен:

  • любить детей – это самое главное
  • заботиться о них
  • уважать личность каждого ребёнка и верить в него
  • знать душу каждого малыша и понимать её
  • трепетно относиться к духовному миру ребёнка, его природе
  • оберегать и развивать чувство собственного достоинства малыша
  • стать настоящим другом каждому ребёнку.

Если качества воспитателя соответствуют этим гуманистическим принципам педагогики, сможет воспитать малыша внимательным, благородным, добрым, интеллектуально развитым, патриотичным, неравнодушным к проблемам окружающих, культурным, ответственным, честным, тактичным, чутким, трудолюбивым человеком.

Обязанности воспитателя детского сада

Обязанности воспитателя ДОУ указаны в ряде нормативных документов, таких как трудовой (коллективный) договор, должностная инструкция воспитателя, правила и нормативы санэпидстанции и пр. Эти документы регламентируют деятельность воспитателя ДОУ.

Сейчас дошкольное образование развивается с учётом интенсивного внедрения инноваций в педагогический процесс. Поэтому к деятельности воспитателя в настоящее время выдвигаются новые, современные требования. Работа воспитателя ДОУ должна строиться на основе четырёх компонентов:

  • коммуникативно-личностное развитие ребёнка
  • познавательно-речевое
  • художественно-эстетическое
  • физическое.

Педагогический процесс в ДОУ осуществляется на основе педагогического взаимодействия воспитателя и ребёнка. Поэтому воспитатель должен быть профессионально компетентен.

«Уровень профессионализма воспитателя определяет профессиональная компетентность - способность качественно и эффективно вести педагогическую деятельность на основании должностных обязанностей, научной образованности и ценностном отношении к педагогике как виду деятельности».

Компетентность воспитателя ДОУ определяет то, что он обладает необходимыми для проведения педагогической деятельности установками, ценностями соответствующими личностными характеристиками, теоретическими знаниями, профессиональными качествами, которые необходимо постоянно совершенствовать путём самообразования.

Воспитатель должен обладать определёнными профессиональными компетенциями

К профессиональным компетенциям и обязанностям воспитателя детского сада относятся:

  • знание специфики системы дошкольного образования, а также особенностей организации воспитательно-образовательной работы дошкольниками разного возраста
  • знание и понимание закономерностей развития ребёнка в раннем и дошкольном детстве
  • знание особенностей становления и развития детских видов деятельности в раннем и дошкольном возрасте
  • умение организовать необходимые для дошкольного возраста виды деятельности (игровую и предметно-манипулятивную), обеспечивая тем самым развитие детей
  • умение организовать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников
  • знание теории и владение педагогическими методиками познавательного, личностного и физического развития детей
  • умение планировать, осуществлять и анализировать педагогико-образовательную работу с дошкольниками в соответствии со стандартом дошкольного образования
  • умение планировать и корректировать педагогические задачи (самостоятельно, а также в содружестве с психологом и другими специалистами) в соответствии с результатами мониторинга развития детей, с учётом индивидуальных особенностей каждого дошкольника
  • способность выполнять рекомендации психолога, логопеда, дефектолога и других специалистов в работе с дошкольниками, которые испытываю сложности в освоении учебной программы, а также детьми с особыми потребностями
  • умение создавать психологически комфортную и безопасную образовательную среду, обеспечивающую безопасность жизни дошкольников, сохранение и укрепление их здоровья и эмоционального благополучия в период пребывания в ДОУ
  • владение методами и способами психолого-педагогического мониторинга, благодаря которому становится возможным отследить результаты освоения дошкольниками учебной программы, уровень сформированности у них необходимых качеств, необходимых для последующего обучения в начальной школе
  • владение методами и способами психолого-педагогического консультирования родителей дошкольников
  • умение выстраивать правильное взаимодействие с родителями для решения педагогических задач
  • умение планировать, реализовывать и оценивать свою педагогическую деятельность с детьми раннего и дошкольного возраста.

Личностные характеристики

Хороший воспитатель должен быть добрым и терпеливым

Какие же личностные качества должны быть присущи хорошему воспитателю детского образовательного учреждения? Рассмотрим их:

  1. Доброта и терпение. А ещё справедливость, милосердие, понимание и главное - любовь к детям. Эти качества, определяющие гуманистическую направленность человека - основополагающие для воспитателя.
  2. Высокие нравственные качества. Если воспитатель сам не обладает качествами, которым он учит детей, то как же он их этому научит? Педагог ДОУ должен следить за своими поступками, быть честным с собой и детьми, отвечать за свои слова, быть открытым перед детьми, уважительно относиться к ним.
  3. Организаторские способности. Умение планировать, выполнять всё последовательно и чётко, подходить к педагогической деятельности комплексно - это качества, которые обеспечат успешную работу воспитателя ДОУ.
  4. Трудолюбие. Работа с детьми отнимает много энергии, а ведь важно работать с радостью. Если будете всем сердцем любить свою профессию - работать будет одно удовольствие.
  5. Позитивный настрой. Дети, которых воспитывают в атмосфере доброжелательности и спокойствия, быстрее развиваются, растут уверенными в себе, общительными, эмоционально открытыми.
  6. Способность к творчеству. В детском саду приходится много придумывать, чтобы сделать воспитание и обучение детей максимально для них интересным. Хорошо, когда воспитателю это с лёгкостью удаётся.

Без творческой составляющей работа воспитателя не будет эффективной

«Совет. Очень важно уважать личность ребёнка. Это значит, уметь с ним общаться, выслушивать и понимать его потребности, не раздражаться при непослушании, находить способы тактичного и настойчивого педагогического воздействия, видеть лучшее в ребёнке».

Список нужных личностных качеств воспитателя ДОУ можно продолжить. Кроме этого, педагог должен иметь ряд профессиональных знаний, на­выков и умений, важных для успешного проведения образовательной деятельности в детском образовательном учреждении.

Профессиональное мастерство

Факт, что воспитательная деятельность в детском саду требует большого терпения. Некоторые полагают, что педагогом может стать только тот, кто имеет врождённые специальные способности, однако это весьма спорный вопрос. Нужные педагогу специальные знания, профессиональные умения и навыки можно приобрести и развить.

Воспитание заключается не в назойливых поучениях и бесконечных нотациях: своим од­нообразием они вызовут у дошкольников лишь скуку и тоску. Профессиональное мастерство педагога ДОУ проявляется в понимании, что наиболее действенными являются не только словесные методы воспитания, а в значительно большей мере добрые и нравственные поступки: помощь окружающим, проявление сочувствия и милосердия и др. Поэтому воспитателю необходимо нарабатывать свой педагогический опыт в том, чтобы уметь легко организовывать такую деятельность детей.

Чтобы обучать детей, воспитатель должен иметь глубокие познания в разных областях

Воспитатель должен иметь глубокие знания по:

  • педагогике
  • возрастной психологии
  • основам безопасности жизнедеятельности и оказанию первой помощи
  • этике и эстетике
  • принципам и содержанию организации дошкольного воспитания.

Воспитатель ДОУ должен:

  • знать и уметь применять методики обучения и развития детей
  • уметь организовывать и активизировать познавательную деятельность воспитуемых.

Среди профессионально важных качеств воспитателя специалисты выделяют:

  • владение современными методиками и технологиями в сфере обучения и воспитания детей
  • широкая эрудиция
  • педагогическая интуиция
  • высокий уровень интеллекта
  • высокоразвитая нравственная культура.

Критерии оценки работы воспитателя

Как оценить работу воспитателя? Посмотрите, как он строит своё общение с детьми.

Обратим внимание на личностную сторону общения. Если воспитатель ведёт себя интеллигентно, спокойно, уважительно по отношению к детям, уделяет каждому из них внимание, умеет выслушать и помочь – то перед вами о, беззаветно любящий своё дело. Про таких говорят – «он на своём месте». И даже если он ещё не обладает большим педагогическим опытом, то, благодаря любви к профессии и детям, он, несомненно, его приобретёт.

Если «педагог» ведёт себя не сдержанно, кричит, командует приказным тоном, не особенно следит за детьми, то такой человек, увы, не будет хорошим пример для подра­жания для ребёнка.

С точки зрения содержательной стороны профессиональной деятельности воспитателя, следует обратить внимание на то, применяет ли педагог новые формы и подходы к организации обучения и самостоятельной работы детей, групповых и инди­видуальных занятий.

Воспитатель должен применять новые формы и подходы к организации обучения и самостоятельной работы детей, групповых и инди­видуальных занятий

Роль воспитателя в образовательном процессе ДОУ велика. Воспитатель влияет на становление личности малышей, передаёт им нужные знания и формирует личностные качества. Поэтому, для того чтобы позитивно влиять на саморазвитие дошкольников, педагог сам должен представлять собой высокоразвитую нравственную личность и постоянно совершенствовать своё профессиональное мастерство.

Даминова Лола Табаровна

Мы, родители Макеева Артема, воспитанника детского сада «Семицветик» старшей группы «Ягодка», считаем кандидата Саитову Софию Зиевну достойной победы в конкурсе «Лучший воспитатель детского сада». С нашей точки зрения, педагог обладает глубокими профессиональными знаниями, увлеченностью процессом воспитания и обучения детей. Она находит индивидуальный подход к каждому воспитаннику в отдельности. София Зиевна активно развивает творческую личность каждого ребенка, поддерживает его индивидуальность, одобряет даже самые незначительные успехи ребенка. Прививает жизненные ценности воспитанникам. Дети, в свою очередь, относятся с любовью и уважением к Софии Зиевне, чувствуя чистоту и доброту её души.

Хочется отметить и активное взаимодействие с родителями своих воспитанников. Она всегда внимательно выслушает позицию родителей, поможет советом, сопереживает. София Зиевна создает условия, побуждающие родителей к активному участию в жизни группы.

Жизнь человека в обществе начинается с детского сада, и именно поэтому основы общественных отношений, заложенные воспитателем в дошкольном детстве, являются определяющими в дальнейшем развитии ребёнка. И мы с уверенностью можем сказать, что нам безумно повезло, что наш сын воспитывается в детском саду у педагога Софии Зиевны Саитовой.

Макеев Александр Владимирович

Профессиональные качества воспитателя.

Софья Зиевна обладает обширными знаниями по дошкольной педагогике и психологии. Она очень грамотная, опытная, ответственная, умеет подойти тактично и индивидуально к каждому родителю и ребенку.

Личные качества воспитателя.

Педагогу присущи такие качества, как доброжелательность, спокойствие, рассудительность, энергичность, деликатность и тактичность.

К особенностям преподавания Софии Зиевны можно отнести педагогику сотрудничества, применение в повседневной жизни игровые приемы и наглядные материалы, направленные на всестороннее развитие каждого ребенка. Воспитатель уделяет большое внимание организации сюжетно-ролевых игр, распределению ролей, выборе сюжета, подготовка материала для игр, сама владеет артистическими данными, чем увлекает детей театральной деятельностью.

Наш воспитатель, несомненно, достоин победы в конкурсе «Лучший воспитатель детского сада». Она педагог от Бога. Полностью себя отдает детям и работе. Таких людей единицы. А как ее все любят! Нам очень повезло, что этот замечательный человек работает с нашими детьми.

Софья Зиевна - это такой человек, который постоянно совершенствует свое педагогическое мастерство, делится опытом, у коллег пользуется уважением. В своей работе стремится использовать новейшее достижение в области дошкольной психологии и педагоги. И ее будущее - это победа не только на районных конкурсах, но и конкурсах более высокого уровня.

Куприна Светлана Бо

Саитова София Зиевна работает в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении Белоярского района «Детский сад «Семицветик» г. Белоярский» воспитателем средней группы «Ягодка», которую посещает моя дочь Данилец Мария.

Из профессиональных качеств педагога хочется отметить профессиональную компетентность в вопросах дошкольной педагогики и психологии, создание благоприятных условий для индивидуального развития воспитанников, способность в проведении интересных обучающих занятий с детьми. Совершенствует жизнедеятельность детей, учитывая индивидуальные и возрастные их особенности. София Зиевна способствует развитию активного общения детей и родителей группы. С целью ознакомления детей с окружающим миром педагог организует экскурсии с детьми, активными участниками которых являются и родители нашей группы.

Особенностью методики преподавания педагога является метод проблемного обучения, который способствует творческому развитию воспитанников. Знания, добытые нашими детьми самостоятельно, легче усваиваются и лучше запоминаются. Проблемные ситуации, предлагаемые детям, делают их жизнь интереснее и увлекательнее.

София Зиевна является доброжелательным, отзывчивым и очень терпеливым человеком, любящим своих воспитанников, помогает в трудную минуту не только ребенку, но и родителям детей и своим коллегам. Она достойный претендент на победу в конкурсе «Детские сады – детям» в номинации «Лучший воспитатель детского сада», как профессионал своего дела, воспитавшая десятки детей, которые, как и их родители с любовью и благодарностью вспоминают и не забывают своего воспитателя.

Учитель - это человек, который обучает и воспитывает учащихся. Но, конечно, такое определение не может раскрыть всего того, что нужно сделать педагогу и за что он отвечает во время образовательного процесса. И далеко не все могут им стать. Нужно, чтобы человек обладал особым типом личности. Какие качества учителя помогают ему в передаче знаний другим поколениям?

Профессиональная готовность

Если кратко перечислить качества учителя, то они будут следующие:

  • любовь к детям;
  • гуманизм;
  • интеллигентность;
  • творческий подход к работе;
  • высокая гражданская ответственность и социальная активность;
  • физическое и психическое здоровье.

В совокупности они составляют профессиональную готовность к педагогической деятельности. В ней выделяют психофизиологический и теоретико-практический аспекты. В них описываются требования к определению компетентности педагога. Педагогическая компетентность - это определение теоретической и практической подготовленности учителя к осуществлению своей профессиональной деятельности. При этом требования к учителю начальной школы несколько отличаются от других педагогов.

Качества первого школьного учителя

В современной системе образования понятие "педагог начальной школы" стало использоваться более широко, чем раньше. Если когда-то его функции были ограничены только тем, что он давал базовые знания детям, то теперь его поле деятельности значительно расширилось.

Поэтому требования к качествам учителя начальных классов теперь следующие:

  • он является не только педагогом, но и воспитателем;
  • должен знать психофизиологические особенности детей;
  • он должен суметь организовать деятельность своих подопечных;
  • педагог активно взаимодействует с детьми и их родителями;
  • готовность к постоянному саморазвитию;
  • учитель должен создать оптимальные условия для обучения;
  • помогает учащимся взаимодействовать с окружающей средой;
  • владеет современными методиками обучения.

Учитель начальных классов не соизмерим с педагогами среднего и старшего звеньев. Его функции даже шире, поскольку он всегда является классным руководителем и преподает несколько дисциплин. Конечно, немаловажными являются качества учителя как профессиональные, так и личные.

Какими умениями и навыками обладает педагог

Каким должен быть учитель? Это определяется стандартами, которые прописаны в ФГОСе, а также качествами, перечисленными другими известными личностями в педагогике. Например, такой работник должен постоянно самообразовываться и повышать свою квалификацию. Профессиональные качества учителя выделяют следующие:

  • широкий кругозор и умение грамотно излагать материал;
  • обучение с учетом индивидуальных особенностей учеников;
  • грамотная, поставленная речь и четкая дикция;
  • умение использовать мимику и жестикуляцию во время выступлений;
  • направленность на работу с учениками;
  • умение быстро реагировать на ситуации, находчивость;
  • умение правильно формулировать цели;
  • должен обладать организаторскими способностями;
  • контроль качества знаний учащихся.

Немаловажными качествами учителя являются и его знания и умения, полученные им во время учебы и во время профессиональной деятельности. Также он должен уметь применять их в своей работе учителя.

Личностные качества учителя

Очень важно, чтобы у педагога была теоретическая база, которая является основой образовательного процесса. Но даже если человек знает все о воспитании и обучении детей, он может и не стать хорошим преподавателем. Каким должен быть учитель с личностной точки зрения? Квалифицированного специалиста определяют следующие качества:


Ведущие способности в педагогической деятельности

  1. Деятельность педагога носит преемственно-перспективный характер. Имея знания прошлых поколений, он должен владеть современными методиками и следить за новыми тенденциями. Также учитель должен видеть личностный потенциал учащихся.
  2. Взаимодействия между педагогом и учеником носят субъектно-субъективный характер. "Объект" деятельности учителя - это группа учащихся или воспитанник, которые в то же время являются субъектом собственной деятельности со своими потребностями и интересами.
  3. В образовательном процессе трудно оценить вклад, который вносят все, кто участвует в воспитании и образовании ребенка. Поэтому педагогическая деятельность носит коллективный характер.
  4. Процесс воспитания и образования протекает в природной и социальной среде, в которой трудно учесть все факторы. Поэтому учителю приходится постоянно создавать оптимальные условия для обучения.
  5. Педагогическая деятельность носит творческий характер. Учителю приходится постоянно искать нестандартные решения для поставленных задач, различные способы повышения мотивации воспитанников. Также наставник должен быть инициативным, наблюдательным, он должен стремиться к совершенству.
  6. Вся профессиональная деятельность педагога строится на гуманистических принципах: уважение личности, доверительное отношение, умение сопереживать ученикам, вера в способности ребенка.
  7. Учитель не может сразу увидеть результат своей работы.
  8. Педагог постоянно занимается самообразованием и повышает уровень своей квалификации, т. е. происходит непрерывное обучение.

Профессия учителя подразумевает постоянное взаимодействие с большим количеством людей, а именно детей. Он должен уметь организовать их деятельность и удерживать внимание на занятии. Педагог должен знать психофизиологические особенности каждого возрастного периода детей и применять их на практике. Также учитель должен уметь справляться с большим объемом информации.

А может быть, это призвание?

Трудно определить, что важнее: получить педагогическое образование или любить детей и иметь искреннее желание учить и воспитывать их. Для многих учитель - это не профессия, это призвание. Потому что, если вы хотите построить доверительные отношения с ребенком, нужно самим оставаться немного маленьким.

Учитель должен быть как ребенок, которому всегда все интересно, который всегда находится в поиске чего-то нового. И быть педагогом - это большой талант, нужно суметь разглядеть в каждом воспитаннике его потенциал и помочь реализовать его. Также учитель должен быть высокодуховным и культурным человеком, чтобы и в своих подопечных воспитать правильные жизненные ориентиры.