План на неделю на тему "Фрукты. Сад" в подготовительной группе. Конспект группового занятия для детей подготовительной группы с ОНР на тему: Фрукты

Дорогие ребята! Я хочу рассказать вам о фруктах.

Вы знаете, что такое фрукты?

Фрукты — сочные съедобные плоды, растущие в основном на деревьях.

Давайте вместе вспомним ваши любимые фрукты.

Правильно! Это румяные яблоки, сочные душистые груши, голубовато-синие или желтоватые сливы, ароматные абрикосы, оранжевые апельсины и мандарины, полные алых зерен гранаты, кислые желтые лимоны, сладкие бананы, темно- красные вишни, сладкие черешни.

Фруктов очень много —- их все и не перечислишь!

Многие из них растут в наших садах. Это яблоки, сливы, груши, вишни. Другие фрукты любят яркий солнечный свет и влагу и растут в южных районах нашей Родины — апельсины, лимоны, мандарины, гранаты, черешня.

Некоторые фрукты попадают на наш стол из далеких стран, их привозят даже с других континентов, например, бананы. Но все они вкусные, полезные, содержат много витаминов, и мы с удовольствием лакомимся ими.

Послушайте стихотворение.

Фрукты — радость для ребят!

Знают взрослые и дети:

Много фруктов есть на свете!

Яблоки и апельсины,

Абрикосы, мандарины

И бананы, и гранаты

Витаминами богаты.

Фрукты — радость для ребят,

Их в садах для вас растят.

Мы к столу их подадим,

Фрукты свежими съедим.

А для долгого храненья

Сварим вкусное варенье,

Джем, повидло, мармелад,

Чтоб порадовать ребят!

Где садоводы выращивают фрукты?

Верно! В садах.

Прекрасны весной фруктовые сады! Бело-розовой дымкой окутаны сливы; кружевные накидки, будто связанные искусными мастерицами, набросили вишни; душистые крупные цветы раскрылись на яблоневых ветках.

Шмели уже покинули зимние норки, прилетели в сад, привлеченные сладким медовым ароматом цветов, и помогают садоводу, опыляя деревья. Кружатся над цветами и золотистые пчелки. Неутомимые труженицы собирают цветочный нектар и пыльцу, перелетая с цветка на цветок, опыляя фруктовые сады.

Опытные садоводы во время буйного цветения расставляют между деревьями в саду пчелиные домики — ульи.

Послушайте стихотворение.

Медовая цветень

Цветенью медовой

Манят пчел сады.

Шепчет сад фруктовый:

«Прилетайте, пчелы,

Беритесь за труды!

И пыльцы частицы

И цветов нектар —

Все вам пригодится,

Все возьмите в дар!

Пчелки, прилетайте,

Пейте сладкий сок,

Меж цветов порхайте,

Дружно опыляйте

Золотой цветок!»

В старину крестьяне говорили: «Пчела летает, золотыми ключами лето отмыкает». И примечали, что раз из улья пчела вылетела, больших морозов уже не будет, солнце повернуло на лето.

Послушайте стихотворение.

Золотые ключи

Покружись-ка, пчелка,

На просторе,

Полети-ка, пчелка,

За синее море,

За горы крутые,

За леса густые,

Принеси с собою

Ключи золотые.

Отомкнем ключами

Мы красное лето,

Теплыми лучами

Будем обогреты.

Чтобы привлечь в сад шмелей и пчел, садоводы прибегают к такой хитрости: разводят мед водой и получившимся раствором опрыскивают сад.

Когда цветы деревьев уронят лепестки на землю, на их месте образуется твердая зеленая завязь, а из нее со временем вырастает спелый плод: зарумянятся бока яблок, нальются алым соком вишенки, темно-лиловыми с голубым налетом станут сладкие сливы.

Однако чтобы вырастить ароматные сладкие фрукты, садоводу приходится немало потрудиться и весной, и летом, и осенью, и зимой. Каждый месяц приносит свои заботы!

В зимние морозные дни снег, если его выпало немного, нужно подгребать к стволам деревьев, чтобы защитить корни от вымерзания. А после обильного снегопада, особенно если снег влажный, тяжелый, его обязательно нужно стряхнуть с ветвей. Если вокруг деревьев метели намели высокие сугробы, снег возле стволов надо притаптывать. Садоводы делают это, чтобы мыши и зайчишки не прогрызли кору фруктовых деревьев.

Но вот дни становятся длиннее, ярче синеют небеса, с крыши капает первая мартовская капель. Значит, пришло время готовить домики-скворечники и дуплянки для птиц. Скоро они вернутся в родные края, запоют весенние песни и станут помогать садоводам — уничтожать вредных для плодовых деревьев гусениц, бабочек и жуков.

Ученые считают, что самые первые домики для скворцов появились в Индии. Их делали из высушенных тыкв и развешивали на деревьях. В Европе 500 лет назад скворечники изготовляли из обожженной глины в форме кувшина, плоского с одной стороны. Но еще раньше жители старинного русского города Новгорода мастерили дуплянки для утки-гоголя и расставляли их по берегам рек. Утки с удовольствием селились в этих долбленых колодах* и выводили там утят.

Самый первый деревянный скворечник в виде небольшого домика с крышей появился на Руси. В старину скворечник нередко бывал самым настоящим произведением искусства. Из бревнышка с полостью посередине вырезали фигурки людей и раскрашивали их. Из досок сооружали подобие домика с двускатной крышей, балконом перед летком, украшенным резьбой. В южных районах Руси в прежние времена нередко мастерили скворечники из бересты.

В коллекциях Государственного исторического музея в Москве и в Музее игрушки в Сергиевом Посаде хранятся старинные скворечники как произведения народного искусства.

А вы помните как выглядит современный скворечник?

Чаще всего это небольшой теремок из дерева или дуплянка. В некоторых странах для птиц делают гнездовья, отлитые из цемента с опилками в качестве наполнителя.

Важно не только смастерить хороший, удобный скворечник, но и повесить его так, чтобы в нем поселились птицы. Скворечник должен быть слегка наклонен вперед, недоступен для кошек и укреплен в развилке между верхними крупными ветками кроны дерева.

В апреле, когда начинается бурное таянье снегов, у садоводов новые заботы — они прорывают в саду неглубокие канавки, чтобы отводить талые воды. А когда весь снег сойдет, перекапывают землю, удаляют засохшие ветки, сучки, лишнюю поросль и вносят удобрения.

Весной просыпаются насекомые, которые прятались зимой в щелочках коры, старых пнях, под упавшей сухой листвой. Бабочки — огневки и стеклянницы, тля и листовертки, а также паутинные клещи и плодожорки — опасные вредители. Они грызут корни, поедают листья, портят молодые побеги, цветы и плоды фруктовых деревьев. Поэтому садоводы опрыскивают сад настоями растений, которые отгоняют вредных насекомых: горькой полыни, пижмы, тысячелистника, луковой шелухи, календулы и чеснока. Кроме того, эти растения выделяют летучие вещества — фитонциды, убивающие микробов.

Запах некоторых цветов не нравится вредным насекомым, поэтому садоводы разбивают в садах грядки с календулой, бархатцами, душистым табаком, садовыми ромашками.

Чтобы отвадить грызунов — мышей-полевок, крыс, портящих кору плодовых деревьев, опытные садоводы сажают в саду кусты бузины или ольхи. Грызунам запах этих кустарников не по вкусу, и они уходят из сада.

Кроме птиц, помогают садоводам справиться с вредителями ежики, поедающие личинок жуков и слизней, а также лягушки и жабы.

Летом садоводы тоже ухаживают за плодовыми деревьями: рыхлят землю, поливают, подкармливают растения удобрениями, скашивают траву в междурядьях. Чтобы ветви деревьев не сломались под тяжестью плодов, под них подставляют деревянные подпорки.

Народ примечает: «Летом плоды и по ночам зреют!» Ведь летние ночи теплые, светлые, короткие, заря с зарею сходится.

Послушайте стихотворение.

Июльская ночь

Ночь июльская светла,

Сад окутан мглою.

Дремлет месяц из стекла

Над речной волною.

Ночь ступает по земле,

Словно тень, неслышно.

Розовеют в теплой мгле

Яблоки и вишни.

В лунном свете у воды

Серебрятся ивы,

Как фруктовые сады

По ночам красивы!

Но вот и пришло долгожданное время сбора урожая. В саду сначала собирают упавшие плоды — падалицу. Совсем сгнившие проваривают в ведре и зарывают в землю, спасая сад от насекомых, спрятавшихся в гнилых яблоках, грушах, сливах. Из здоровых плодов готовят варенье, компоты, повидло и джемы.

Потом плоды снимают сначала с нижних веток, а затем и с верхних, начиная сбор от кончиков веток по направлению к стволу дерева.

Когда созревают фрукты и ягоды, в сад любят наведываться озорные бойкие воробьишки, чтобы поклевать яблоки, вишни, сливы. Присоединяются к ним и скворцы. Многие садоводы мастерят из жести флюгеры в виде вертушек и петушков или ставят между деревьями чучело. Это отпугивает птиц.

Послушайте стихотворение.

Петушок

Петушка из тонкой жести

Смастерили с папой вместе.

Посадили на шесток —

Завертелся петушок,

Закричал: «Ку-ка-ре-ку!

Сад фруктовый сберегу

От воров-воришек,

Серых воробьишек».

Испугались воробьи,

Зачирикали они:

«Мы не станем в сад летать,

Фрукты-ягоды клевать!»

А знаете ли вы, ребята, какие заботы ждут садоводов осенью, когда урожай ягод и фруктов собран?

Прежде всего нужно очистить стволы деревьев от отмершей коры, мхов, лишайников, обрезать засохшие больные ветви и сжечь их вместе с опавшей листвой. Затем следует побелить стволы, чтобы, когда придет весна, яркие солнечные лучи не обожгли кору. Потом нужно обвязать стволы колючим лапником или ветками бузины. Так делают, чтобы мыши-полевки или лесные гости — зайчишки не обгрызли кору фруктовых деревьев.

Землю в саду перекапывают крупными пластами, не разбивая их граблями или тяпкой, чтобы почва промерзла и погибли зарывшиеся в нее на зимовку вредные насекомые.

Представьте, друзья, что вы задумали посадить фруктовый сад. Какой участок предпочтительнее выбрать для него?

Народ давно приметил, что сады лучше разбивать там, где растут дуб, черемуха, ясень, липа или клен. А в тех местах, где много осоки и хвоща, земля для плодового сада не подходит.

Как же правильно посадить дерево?

Зимой, когда трещат морозы, и все засыпано глубоким снегом, деревья спят. В это время их не пересаживают. Летом, когда созревают плоды и все бурно растет и цветет, деревья и кусты тоже не сажают. А вот весной, еще до того как из почек проклевываются зеленые листочки, и осенью, когда листья уже опали, наступает подходящее время для новых посадок.

Чтобы плодовые деревья давали богатый урожай, их надо правильно сажать. Сначала нужно удалить у саженца засохшие и поврежденные корни, выкопать глубокую и просторную яму. В ее середину вбивают колышек и к нему привязывают ствол саженца, расправляют корни, направляя их в глубь почвы. Затем корни присыпают землей, которую притаптывают. После посадки молодое деревце нужно обязательно полить.

Садоводы знают, что в саду следует сажать разные сорта одного и того же плодового дерева, чтобы они опыляли друг друга. Среди яблонь лучший опылитель — антоновка, а среди груш — бессемянка.

Сложил русский народ мудрую поговорку: «Каков уход, таков и плод». В самом деле, много труда, опыта и знаний требуется человеку, чтобы вырастить ароматные сочные плоды. Труд садовода — благородный и созидательный, ведь сады украшают нашу землю, угощают нас спелыми ягодами и фруктами.

Ответьте на вопросы

Зачем садоводы выставляют в саду во время цветения ульи с пчелами?

Чем они привлекают в сад шмелей и пчел?

Какие работы у садовода в саду зимой? А весной, летом и осенью?

Каких помощников садовода (птиц, зверей, растения) вы знаете?

Зачем садоводы ставят в саду флюгеры и чучела?

Как правильно посадить дерево?

Тема: «Фрукты»

в подготовительной логопедической группе

Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе познавательной деятельности на логопедическом занятии.

Задачи:

Создать условия для развития познавательного интереса на логопедическом занятии

Развивать связную речь.

Закрепить обобщающее понятие «фрукты».

Развивать умение общаться в подгруппах..

Развивать внимание, память, мышление с помощью иллюстраций.

Оборудование: картинки героев (Капитан Лайм, граф Помидор), изображения половинок фруктов (мандарин, вишня, помело, лайм, авакадо), разрезные картинки, загадки, чистоговорки, черные силуэты фруктов, ребус

Ход занятия

1.Сюрпризный момент. Посылка с силуэтами фруктов и письмо.

Ребята, что это? (Ответы детей тень фруктов)

А почему они черного цвета, а не цветные? (Наверно, что-то случилось)

Ребята, посмотрите, письмо. Пишет Вам мультяшный супергерой - Капитан Лайм, фруктовый борец среди фруктов!

Здравствуйте ребята! Я Капитан Лайм, фруктовый борец! Я обращаюсь к Вам за помощью. В нашей стране Фруктляндии в фруктовом саду случилось нечто страшное - злой граф Помидор похитил фрукты, и где-то их прячет! Он их освободит только если будут выполнены все его задания! Только тогда фрукты будут освобождены! Одному мне не справится, Вы можете мне помочь?

II . Основная часть:

Игра «Звонкие ладошки»

Учитель-логопед: - Вот и первое задание. Будьте внимательны!

Граф Помидор запрятал фрукты в предложениях. Сейчас я вам их прочитаю, а вы мне помогайте читать.

(Присаживаемся в круг) выкладывать фрукты на ковер

Хлопните в ладоши, когда прозвучит название какого либо фрукта:
В нашем садике поспели они. Спелая слива очень сладка.
Груша зелена и очень кисла. Спелые сливы упали с деревьев.
А вот и спелый персик под листочком прячется.
Светит солнышко прям на лимон.

Игра «Тень фруктов»

Для того чтобы быстрее выполнить это задание, давайте разделимся на две команды

Выбрать подходящий фрукт для предложенного силуэта

«Загадки»

Учитель-логопед: - Следующее испытание: разгадать, какие фрукты у Помидора в заложниках.

Ярким солнышком согрет,

В желтую шкурку он одет.

Удивит собою нас

Тяжеленный... (ананас)

Все боксеры о ней знают,

Только с ней - не играют!

Пусть она и неуклюжа,

Но на фрукт похожа… (груша)

Самый желтый и овальный,

Среди цитрусовых он,

Потому и называется

Кисло-сладкий …. (Лимон)

Он звучит как «барабан»,

Желтый и овальный… (банан)

Ребус «Составь слово»

Детям предлагается разгадать ребус по теме «фрукты». Необходимо четко проговорить каждую картинку, и выделить первый звук в слове .

Ответ: «Яблоко»

Физминутка «Яблоко»

На носочки я встаю,

И тянусь я к яблочку.

Понесу его домой…

Угощу я мамочку!

«Разрезные картинки по теме фрукты»

«Чистоговорки»

Ас-ас-ас - мы купили ананас

Ос-ос-ос - в саду вырос абрикос

Ат-ат-ат - вырос крупный виноград

Игра «Потерянные половинки»

Граф Помидор похитил половинки фруктов. А что же нам нужно сделать? Как вы думаете? (Можно дорисовать вторую половинку к каждому фрукту).

Совершенно верно. Давайте приступим.

Игра «Чудо-мешочек»

Учитель-логопед: - Молодцы, ребята, мы справились со всеми заданиями Помидора и наконец-таки мы нашли тайник. Давайте же посмотрим, кого мы спасли? Муляжи фруктов

III . Итог:

Ура, вы спасли эти фрукты!

А кому мы сегодня с вами помогли?
- Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?

Ольга Курченко
Конспект познавательного занятия «Овощи и фрукты» (подготовительная группа)

Конспект занятия

подготовительная к школе группа

«Овощи и фрукты »

Цель :

- познавательное развитие детей и формирование мотивационной готовности к обучению в школе.

Образовательные задачи :

Способствовать формированию умения детей анализировать результаты наблюдения и делать выводы;

Способствовать развитию интереса к окружающему миру, логического мышления в процессе проведения элементарных опытов.

Развивающая задача :

Способствовать развитию сенсорных чувств, речи, внимания.

Воспитательная задача :

Содействовать воспитанию доброжелательных отношений друг к другу, учитывая гендерные особенности детей.

Ход совместной деятельности

1. Вводный этап. Круг общения «Знакомство»

Воспитатель. Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть! Сейчас мы поиграем в игру. Я задаю вопрос, тот кто отвечает на него берёт соседа с права за руку. Таня, какая сказка твоя любимая? Умница, хорошая сказка!

Кто твой самый лучший друг?

Какой твой самый любимый мультфильм?

Кто твоя самая лучшая подруга?

Какая твоя самая любимая игрушка?

Какой цвет твой самый любимый?

Твоё самое любимое блюдо?

А кто твой самый лучший друг (подруга?

Какой твой самый любимый фрукт ?

Какое время года тебе нравиться?

Вытяните руки вперёд. У нас получилась интересная и крепкая паутинка из наших рук. Как вы думаете, почему она такая крепкая получилась?

Дети. Добрые, дружные ребята…

Воспитатель. Да конечно, что мы с вами дружные ребята.

(предложить сесть на стулья) .

Вхождение в игровую ситуацию.

Воспитатель. В одной удивительной стране жили-были овощи и фрукты . И они не умели улыбаться, смеяться, грустить и даже сердиться. А без этого совсем жить скучно. А давайте им поможем. У меня есть ларец, а здесь волшебные зеркала. Возьми Соня зеркало…

Воспитатель. Представьте, что у вас в квартире раздался звонок в дверь. Открываете. а там стоит слон. Что вы делаете?

Дети. Удивились.

Воспитатель. Посмотрите в зеркало и удивитесь. Ах как ты удивилась Света!

А теперь представьте, что у вас забрали вашу любимую игрушку. Что с вами произошло?

Дети. Огорчились, заплакали, обиделись…

Воспитатель. А теперь покажите, как вы огорчились, глядя в волшебное зеркало. Ребята, а теперь представьте, что скоро у вас день рождение. Что вы делаете?

Дети. Радуемся, смеёмся.

Воспитатель. Давайте все посмеёмся. Как нам всем весело. А как вы думаете, какой человек смеётся?

Дети. Здоровый.

Воспитатель. Молодцы! Я думаю, что мы научили овощи и фрукты смеяться , удивляться и даже сердиться. Сложите волшебные зеркала в ларец, я отправлю его в волшебную страну.

2. Основная часть.

(На небольшом столике расположены овощи и фрукты : морковь, свекла, лук, яблоко, банан, груша, лимон…).

Воспитатель. Дети подойдите к столу. Что же это такое на столе? А давайте, мы их разложим по корзинкам.

Воспитатель. А сейчас я предлагаю вам разделиться на две команды. Одна команда девочек будет собирать в корзину с розовым бантиком фрукты , а вторая команда мальчиков собирает овощи в корзину с голубым бантом. (Дети собирают овощи и фрукты в корзины ) .

Воспитатель. А теперь давайте посчитаем, сколько у вас в корзине овощей . А сколько у вас фруктов ? Чего больше фруктов или овощей ?

Дети. Поровну. Одинаковое количество.

Воспитатель. Конечно, поровну или одинаковое количество. Какие вы молодцы! (Давайте присядем на стулья) .

Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, зачем человеку нужны овощи и фрукты ?

Дети. Они полезны, в них много витаминов. Из них можно приготовить соки, компоты, кисели, салаты, супы.

Воспитатель. Да конечно, овощи и фрукты очень полезны . А ещё можно добавлять в лекарственные препараты. А ещё у каждого овоща и фрукта есть свой запах и вкус. И мы с вами сейчас в этом убедимся, поиграем в игру «Вкусы» .

Упражнение «Вкусы»

Детям предлагается с закрытыми глазами попробовать на вкус кусочки фруктов и овощей определить названия этих фруктов .

Воспитатель. Расскажи Саша, что ты съел и какого оно вкуса? …

Воспитатель. Молодцы! Мы убедились, что у каждого овоща и фрукта свой вкус . Ребята, есть ещё очень полезный фрукт , который мы с вами сейчас не пробовали.

Он почти как апельсин,

С толстой кожей, сочный,

Недостаток лишь один –

Кислый, очень, очень. (Лимон) .

Воспитатель. Ну, конечно же это лимон! А теперь я приглашаю вас пройти и присесть за столы (загадочно) .

Сегодня мы поговорим и много нового узнаем о лимоне.

На столах находятся : тарелочка в ней лежит лимон, рядом белая салфетка, одноразовая ложечка, пустой одноразовый стакан, дощечка. Приготовлены для опыта : накрытая салфеткой одноразовый стакан. В стакане (одноразовом) приготовлена смесь : сода, пищевой краситель, лимонная кислота (количество – порошка на кончике чайной ложки) и стакан (одноразовый) с водой (воды немного) .

Воспитатель. Ребята, возьмите салфетку, уберите её в сторону. Сейчас мы будем обследовать лимон. Как вы думаете, что значит обследовать?

Дети. Изучать, проводить опыты.

Воспитатель. Давайте осмотрим лимон. Какая форма у лимона?

Дети. Овальная.

Воспитатель. Какой у него носик?

Дети. Острый.

Воспитатель. Ощупайте и погладьте лимон. Что можно сказать о его поверхности?

Дети. Блестящая, шероховатая, прохладная.

Воспитатель. Какой по цвету лимон?

Дети. Жёлтый.

Воспитатель. Давайте определим, имеет ли лимон запах?

Дети нюхают лимон.

Дети. Приятный, свежий.

Воспитатель. А как вы думаете, что нужно сделать, чтобы лучше почувствовать запах лимона?

Дети. Разрезать ножом.

Разрезаю детям лимоны на две части.

Воспитатель. Понюхайте ещё раз фрукт . Дети определяют его запах.

Положите перед собой салфетку и положите лимон срезом на неё, поднимите лимон с салфетки. Что вы заметили на салфетке?

Дети. Салфетка стала мокрой.

Воспитатель. А как вы думаете, почему салфетка стала мокрой?

Дети. У фрукта есть сок .

Воспитатель. Ребята, а как будет называться такой сок?

Дети. Лимонный сок.

Воспитатель. Как нам получить сок из лимона?

Дети. Выжать.

Показываю, как нужно выдавить сок из лимона.

Воспитатель. А теперь вы выжмите сок из лимона. (Когда вы будете выжимать сок, будьте осторожны, чтобы сок не попал в глаза).

Дети выполняют работу.

Воспитатель. Ребята, а вы знаете какой сок у лимона?

Дети. Кислый.

Воспитатель. Хотите попробовать его?

Воспитатель. Возьмите ложечку и обмакните её в сок. И попробуйте на вкус.

Дети берут одноразовые ложки, макают в стакан с лимонным соком и пробуют на вкус.

Воспитатель с детьми делает вывод, что лимон хоть и кислый, но очень полезный.

Воспитатель. Ребята, а чем полезен лимон?

Дети. Много витаминов.

Воспитатель. А вы знаете, где можно использовать лимон?

Дети. Пить с чаем.

Воспитатель. А ещё добавляют в кондитерские изделия, лекарственные препараты, соки, напитки.

Показываю чай, конфеты, напиток от простуды, сок, лимонад.

Физминутка

Будем мы варить компот. Маршировать на месте.

Фруктов нужно много . Вот. Показать руками - "много".

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок. Имитировать, как крошат, рубят, отжимают, кладут, насыпают песок.

Варим, варим мы компот, Повернуться вокруг себя.

Угостим честной народ. Наклониться вперёд и развести руки в стороны.

Воспитатель. А сейчас садитесь на свои места и мы продолжим. А знаете ребята, из лимона делают лимонный порошок, который называется лимонная кислота. Показываю. Лимонную кислоту добавляют во все соки, напитки. Лимонная кислота помогает образоваться пузырькам и пенке в лимонаде. Я хочу вас научить делать удивительный, и даже волшебный опыт. Я буду показывать, и рассказывать о том, как его делать. Насыпаю в стакан немного соды, пищевого красителя, лимонной кислоты и заливаю водой (немного) . Поднимается цветная пена.

А теперь вы ребята. Возьмите стакан и налейте из него воду во второй стакан. Как только нальёте, будем любоваться.

Вывод по опытам.

Воспитатель. Что мы с вами сегодня проводили с лимоном и лимонной кислотой?

Дети. Опыты.

Упражнение «Рисуем бисером» (бисерография)

Воспитатель. Сегодня мы с вами говорили о пользе фруктов и овощей , считали, обследовали… И на память о нашей встрече изготовим необычный фрукт . А вы хотите?

Дети. Да хотим.

Воспитатель. А я вас сейчас научу. Подойдите к столам и выберите себе тот фрукт , который вам понравился.

Шаблоны (на шаблонах нанесён тонким слоем пластилин) разложены на столах, рядом бисерная нить.

Воспитатель. Ребята, сейчас мы с вами будем рисовать бисерной нитью, то есть выкладываем бисерную нить по контуру нашего шаблона. Вот так.

Молодцы! Как здорово у вас получилось.

Воспитатель. Ребята, у меня сегодня хорошее настроение. А у вас сегодня хорошее настроение? А теперь я предлагаю, кому понравилась наша встреча улыбнуться друг другу и захлопать в ладоши, а если не очень, можно ничего не делать. Спасибо вам!

Конспект группового занятия для детей подготовительной группы с ОНР

Тема: «Фрукты»
Цель: расширение и активизация словаря по теме «фрукты».
Задачи:
актуализировать словарный запас по лексической теме «фрукты»;
развивать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;
формировать умение образовывать сложные прилагательные;
развивать слуховое внимание, зрительное, тактильное, обонятельное восприятие;
совершенствовать пространственную ориентировку на плоскости;
развивать логическое мышление;
развивать мелкую моторику.
Оборудование: сюжетная картинка сада с фруктовыми деревьями, предметные картинки героев (Капитан Яблоко, граф Лимонхват), фруктов, силуэтные изображения половинок фруктов (киви, персик, груша, яблоко, виноград, апельсин), пескограф, логопедическое пособие "смешанные цвета", почтовые конверты с подсказками, магнитофон, мешочек, натуральные фрукты, кусочки натуральных фруктов в коробках (яблоко, апельсин).

I. Организационный момент:

Учитель-логопед: - Посмотрите на картинку. Что на ней изображено? (изображение фруктов). Как назвать их одним словом? Где растут фрукты? Фрукты растут в саду на деревьях. Как называется дерево, на котором растут фрукты? (Фруктовое).

- Какой это фрукт? (Яблоко). Как называется фруктовое дерево, на котором растут яблоки/сливы/груши? (яблоня, слива, груша).
- Сегодня мы с вами вспомним все о фруктах.
- Ребята, каких супергероев вы знаете? К вам сегодня пришел необычный супергерой - Капитан Яблоко, фруктовый борец за справедливость! Он пришел к вам за помощью. Во фруктовом саду случилась беда - злой граф Лимонхват похитил фрукты, и держит их в плену! Нужно помочь Капитану Яблоку выполнить все задания Лимона и найти подсказки! Тогда мы спасем фрукты! Вы готовы?


II. Основная часть:

1. Игра «Фруктовые аплодисменты»

Учитель-логопед: - Вот письмо с первым заданием от Лимонхвата (предлагает ребенку достать листок с изображением уха и колокольчика из конверта).


- Что это значит? Первое задание на внимание. Граф Лимонхват спрятал фрукты в стихотворении. Я прочитаю стихотворение, а вы слушайте внимательно. Хлопните в ладоши, если услышите название фрукта:
Фрукты растут на деревьях в саду
Яркие фрукты у всех на виду.
Вот среди веток – груши бочок.
Груша зеленая, как кабачок.
Яблоки красные, синие сливы.
Спелые сливы вкусны и красивы.
Персик румяный укрылся листком.
Ты с этим фруктом, конечно, знаком?
Солнечным соком лимон напоен
Светится золотом желтый лимон.
В кроне зеленой висят апельсины,
Солнцу подставив рыжие спины.
- Молодцы, вы справились с первым заданием!

2. Игра «Фруктовая палитра»

Учитель-логопед: - Ребята, а ведь колокольчик - это наша первая подсказка! Загляните под колокольчик. (Достают свернутый листок с цветовой палитрой). Это наше следующее задание. Нужно найти все фрукты оранжевого цвета и назвать их. (Каждый ребеноквыбирает из предметных картинок все фрукты оранжевого цвета/коричневого/фиолетового).
Оранжевый мандарин, . . . Коричневый кокос, . . . Фиолетовый виноград, . . .

3. Игра «Смешанные цвета»

Учитель-логопед: - А что это за значок? Это перепутанные цвета. Посмотрите, граф Лимонхват перемешал цвета, и теперь фрукты не знают, как называется их цвет. Капитан Яблоко просит вас помочь бедным фруктам и определить название их цвета (логопедическое пособие «смешанные цвета»).
- Какие два цвета вы видите на груше? (Красныйи желтый). Значит эта груша красно-желтая. Повторим вместе - груша красно-желтая.
- Какие цвета вы видите на банане? Банан желто-зеленый (...).
(Красно-желтое яблоко, красно-коричневое яблоко, желто-коричневый ананас).
- Ребята, скажите, а в природе бывают фрукты смешанных цветов? Конечно бывают (показывает натуральные фрукты смешанных цветов).
- Молодцы, справились с заданием. А граф стал еще злее, он приготовил для вас следующее задание.

4. Игра «Ароматные загадки»

Учитель-логопед: - Следующее испытание: угадать, какие фрукты у Лимона в заложниках. Но сделать это нужно только по запаху! (Предлагает детям определить фруктыв коробочках и по запаху).

5. Динамическая пауза

Пальчиковая гимнастика «Апельсин» под песню Е. Железновой «Мы делили апельсин»).
Учитель-логопед: - Посмотрите, что в коробочке, пахнущей апельсином (предлагает ребенку достать содержимое коробочки - листок с нотами).


Это подсказка! Музыкальное задание. Нужно спеть песенку «Мы делили апельсин». Повторяйте за мной движения и подпевайте песенку:
Мы делили апельсин; На каждое слово сжимают пальцы рук в кулачок.
Много нас, а он один.
Эта долька – для ежа, Загибание пальчиков, начиная сбольшого.
Эта долька – для стрижа,
Эта долька – для утят,
Эта долька – для котят,
Эта долька – для бобра,
А для волка – кожура. Бросательное движение правойрукой.
Он сердит на нас беда!!! Сжимают кулаки и прижимаютих к груди.
Разбегайтесь кто куда!!! Перебирают пальцами по столу.

6. Игра «Что лишнее?»

Учитель-логопед: - А вот еще одно письмо с заданием от графа Лимонхвата (предлагает ребенку открыть коробочку. Внутри - песок). Граф приготовил задание в пескографе. Давайте пройдем и посмотрим. Назовите, силуэты каких фруктов вы видите? Задание такое - нужно определить, какой фрукт лишний и объяснить, почему:
Яблоко, персик, банан, гранат. (Банан лишний, потому что овальный, а все остальные фрукты – круглые).
Гранат, ананас, слива, апельсин.(Слива лишняя, потому что мелкая, а все остальные фрукты – крупные).

7. Игра «Потерянные половинки»

Учитель-логопед: - Ребята, загляните в волшебную коробочку (предлагает ребенку достать содержимое коробочки - изображение половинок фруктов).


- Граф Лимонхват похитил половинки фруктов. Нужно им помочь. Ребята, выходите по очереди к доске и отгадайте, какого фрукта эта половинка.
- Это половинка персика. А теперь помести ее в верхний правый угол доски (...).

8. Игра «Чудо-мешочек»

Учитель-логопед: - Молодцы, ребята, вы выполнили все задания Лимонхвата и добрались до темницы. Чтобы спасти похищенные фрукты, нужно угадать их на ощупь (предлагает детям определить на ощупь фрукты в мешке).
- Это зеленая треугольная груша. И т. д.

Учитель-логопед: - Ура, все фрукты спасены, вы помогли Капитану Яблоку!
- Ребята, вспомните, какие задания графа вы выполнили?
- Капитан Яблоко дает вам еще одно ответственное задание - помочь бедным фруктам. Посмотрите, они так и остались без половинок. Дома их нужно дорисовать и раскрасить.
Капитан с вами прощается. Все молодцы, до свидания!
Поощрение детей.

Задачи: Расширять у детей представления о фруктах;
Обогащать предметный словарь;
Развивать зрительное восприятие, внимание и память;
Развивать мелкую моторику;
Развивать связную речь (составлять предложения, рассказы)
Развивать фонематическое восприятие.

Ход занятия.
1. Организационный момент.
-Детям раздаются карточки с изображением геометрических фигур разных цветов. Каждому предлагается подойти к тому стульчику, на котором находится картинка фрукта наиболее подходящего по форме и цвету к той карточке, которая находится у ребенка.
2.Дидактическая игра «Мешочек с фруктами»
У логопеда на столе фрукты (яблоко, слива, груша, лимон, апельсин, банан). Логопед складывает фрукты в мешочек, называя их. Затем просит детей по очереди опустить руку в мешочек, выбрать любой фрукт, определив на ощупь и назвать его. Затем ребенок вынимает фрукт из мешочка и проверяет свою догадку.

3. Пальчиковая гимнастика
Этот пальчик - апельсин, Поочерёдно разгибают пальчики из кулачка,
Он, конечно, не один, начиная с большого.
Этот пальчик – слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик – абрикос,
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик – груша,
Просит: «Ну-ка, скушай!»
Этот пальчик – ананас,
Фрукт для вас и для нас. Показывают ладошками вокруг и на себя.
4.Изготовление аппликации «Фруктовая корзина» из пластилина.
Детям раздаются заготовки с изображением корзины с фруктами, разноцветные кусочки пластилина и цветные мелки.
-Ребята, мы приготовили пальчики к работе, а теперь посмотрите какие красивые корзины с фруктами у вас на столе.
-Возьмите в руку коричневый мелок. Заштрихуйте корзину (показ логопедом штриховки наклонными линиями).
-А теперь посмотрите на разноцветные кусочки пластилина, которые лежат у вас на столе.
-Как вы думаете, какой цвет пластилина нужно взять для яблока?
-Возьмите красный пластилин, хорошо разогрейте его в руках.
-Затем отщипните небольшой кусочек пластилина и приложив к контуру яблока надавливайте на него пальцем, чтобы его размазать. Таким образом мы заполним весь контур яблока.
-А какой цвет нам нужен для апельсина?
-Возьмите оранжевый пластилин и заполните контур апельсина.
-У нас остался банан и слива. Какие цвета для этих фруктов мы используем?
Дети заполняют контур банана и сливы
-Скажите ребята, что в корзине осталось не закрашенным?
-Возьмите кусок синего пластилина, отщипните небольшой кусочек и скатайте из него шарик. Приложив к контуру винограда, немного надавите на шарик. Он прилип к бумаге. Затем скатайте следующий шарик и придавите его на контуре винограда рядом. Таким образом, мы заполним весь контур грозди винограда.
-Остался листик и веточка яблока, раскрасим ее зеленым мелком.
-Посмотрите, какая красивая корзина получилась у каждого из вас.
Работы помещаются на выставку.
5.Итог занятия
-Ребята, скажите, о чем мы с вами разговаривали на занятии и чем занимались.