Что такое сенсорика? Что такое сенсорика, и почему необходимо её развивать

Что такое сенсорика, и почему необходимо её развивать в раннем возрасте?

Сенсорное развитие (лат. sunser — ощущение) — это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира. От того, насколько точно малыш научится воспринимать предметы и оперировать полученными знаниями, зависит процесс обучения в будущем.

Развитие сенсорики происходит путем узнавания величины, формы, запаха, цвета предмета. Чтобы в полной мере понять, что тот или иной объект собой представляет, ребенку нужно прикоснуться к нему или попробовать на вкус. Только так он в данный момент воспринимает понятия, характеризующие свойства: гладкий, шероховатый, сладкий, горький и.т.д.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

Является основой для интеллектуального развития

Упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

Готовит к реальной жизни;

Развивает наблюдательность;

Развивает внимание;

Влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Позитивно влияет на эстетическое чувство;

Является основой для развития воображения;

Дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

Обеспечивает освоение навыков учебной деятельности.

Игра - это ведущий вид деятельности маленького человека. Детство без игры и вне игры ненормально.

Лишение ребенка игровой практики - это лишение его главного источника развития. Лишь опытным путём способен ребёнок получить представление о мире. Чтобы помочь малышу познакомиться с многочисленными новыми понятиями, нужно с ним просто поиграть. Игры на развитие сенсорики в раннем возрасте связаны с определением свойств различных предметов.

Дидактические игры включают в себя сенсорное восприятие ребенка, с одной стороны они учитывают возрастные особенности, с другой - принцип добровольности, право самостоятельного выбора. В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм красок - это и любимые игрушки, и окружающие предметы, слышит разные звуки. Усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых и они часто оказывается поверхностным. Вот тогда и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Ребенка надо знакомить со многим: цветами спектра, с геометрическими формами и т. д. Развивать познавательные умения и речевые - определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения. Понимать и использовать в речи слова - названия величин и форм. Главное составляющее полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность в будущем успешное обучение ребенка в школе.

Организуя работу с маленькими детьми необходимо учитывать следующее:

Занятие с малышами должны быть основаны на подражании взрослому (его движениям, словам), а не на объяснении;

Необходимо наличие эмоционального контакта между взрослым и ребенком;

В совместной деятельности ребенка и взрослого должны одновременно присутствовать элементы игры и обучения;

Нужно многократно повторять материал, чтобы закрепить знания, умения и навыки;

Уровень сложности материала должен соответствовать возрасту, задания следует усложнять постепенно;

Длительность занятия должна быть в зависимости от возраста (от 5-10 до 15-20 минут);

Необходимо закреплять усвоенные знания, постоянно используя их в разных ситуациях.

Ребенок может продуктивно заниматься только тогда, когда ему по-настоящему интересно.

1. Собери пирамидку. Конусная пирамидка — прекрасный тренажер, помогающий усвоить величину предметов. Сначала продемонстрируйте, как она собирается, сделав акцент на том, что нанизывание колец происходим в зависимости от их величины. Затем предложите повторить увиденное ранее действие самостоятельно. В случае ошибки обязательно объясните, что малыш сделал не так.

2. Разложи кубики. Предложите ребенку выбрать из большого количества кубиков одинаковые по размеру и цвету, сложив их в разные коробочки.

3. Найди твой цвет. Дайте ребенку 3 игрушки разных цветов. Попросите пройтись по квартире и найти предметы такого же цвета.

4. Угадай на вкус. Нарежьте небольшие кусочки фруктов и овощей. Малыш должен с закрытыми глазами попробовать на вкус и назвать продукт.

5. Угадай фрукт и овощ. В мешочек положите разные фрукты и овощи: яблоко, грушу, сливу, апельсин, огурец, помидор. Задача ребенка, опустив руку в мешочек, нащупать содержимое и угадать что это.

6. Чья рука? Игра довольно сложная, требующая чуткого восприятия. Пусть ребенок потрогает ладонь бабушки, мамы, папы, брата. После чего повторит задание с закрытыми глазами и попытается определить, чья ладонь к нему прикоснулась.

7. Вспомни-ка. Проведите по ручке малыша разными предметами: игрушкой, перышком, пушистой варежкой. Попросите его закрыть глаза, вспомнить ощущение и назвать предмет.

8. Дразнилки. Игра-подражание. Показывайте крохе разные гримасы: оскаленные зубы, нахмуренные брови, надутые щеки, округленные глаза, а он пусть повторяет.

Консультацию подготовила: воспитатель МБДОУ № 66 Шабурова Луиза Рафаиловна

0 0

Я люблю мир и безоблачное небо,
но также я уважаю и военное искусство.
Ведь для того, чтобы поддерживать мир,
нужно быть сильным.

Нам Хи Сон. «Лунный скульптор»

В жизни нет начала и нет конца, нет старта и финиша. Есть только действие, и это действие происходит сейчас. Согласны? Ваше согласие, скорее всего, означает, что вы - сенсорик. А ваше жизненное кредо - «здесь и сейчас».

Сенсорика - (от лат. sensus - ощущаю) свойство психики воспринимать окружающий мир преимущественно с помощью рецепторов своего физического тела.

Вкусно-невкусно, приятно-неприятно, комфортно-некомфортно, красиво-некрасиво, удобно-неудобно, а также форма, упругость, жесткость, сила воли, власть, защита, влияние, принуждение - примеры спектра информационного потока по сенсорике.

Для понимания сути - разберем «по косточкам», то есть по информационным аспектам. Если разделить весь , на 4 «ручья» - информацию об объектах, информацию об энергии объектов, информацию о пространстве и информацию о времени, то в отличие от , приемник которых работает «на волне» информации об объектах, и , которые «специализируются» на информации об энергии, сенсорики «настроены» на прием данных по аспекту пространства.

Напрашивается справедливый вывод: каждый из нас - сенсорик! Ведь тело есть у всех, слух, зрение, обоняние и прочее осязание тоже имеется. В целом, этот вывод верный. Безусловно, сенсорика есть у любого живого существа, обладающего нервной системой и рецепторами. Однако не все из нас - сенсорики. Ключевым отличием между сенсориками, логиками, этиками и интуитами является то, какая функция психики человека является ведущей, базовой, и в каком мире психика человека живет - мире материальных объектов или мире идеальных объектов.

Мир сенсориков - это мир материальных объектов

За первичный контакт организма с реальностью в психоинформационной модели сенсориков отвечают ощущения. Их мир - это «объективная реальность, данная… в ощущениях».

Таким образом, сенсорики с точки зрения соционики - люди, у которых сенсорика является первой «базовой» функцией психоинформационной .

Какие же они? Сенсорики - натуры «приземленные» и живут в мире конкретных вещей и событий. Эта приземленность делает их коренастыми и твердо стоящими на ногах.

Заблудиться? Потерять направление? Ни за что! Прекрасная ориентация в пространстве дана с рождения, а компас в голове - это встроенная опция базовой комплектации любого сенсорика.

Cенсорик активно воспринимает мир всеми органами чувств и запрограммирован на изменение этого мира. Долгие размышления и рассуждения не для этих людей. Они не «смакуют» свои состояния, не зависают, и терпеть не могут неопределенности. Действуют настойчиво и целеустремленно, видят конкретную ситуацию и направлены на достижение конкретного результата. И неважно - действуют они в мире объектов или в мире идей.

В любом из миров сенсорика выделяет наблюдательность и внимание к деталям. Реализм - еще одно качество, благодаря которому сенсорики умеют жить и наслаждаться сегодняшним днем. Именно через ощущения они полнокровно воспринимают окружающий мир. И не упускают случая изменить его, «прогнуть под себя».

Сенсорика - функция психики, которая меняет мир

Инструменты, которые используют сенсорики для изменения окружающего мира, весьма разнообразны - от дизайна интерьера и высокой кухни до гильотины и танков.

Сенсорика представляет крайний полюс соционической дихотомии (шкалы) «Сенсорика - Интуиция» и делится на два аспекта: интровертный аспект - направленный внутрь, и экстравертный - направленный наружу.

Интровертная сенсорика называется сенсорика ощущений . На соционическом «слэнге» - белая сенсорика. Это тонкая, эстетическая сенсорика, которая «сканирует» окружающее пространство на наличие комфорта и уюта.

В «зону контроля» сенсорики ощущений попадают ощущения собственного тела, внутреннего комфорта, здоровье и самочувствие (свое и окружающих), природа, искусство. Весь комплекс ощущений, получаемый через органы чувств, соединяется воедино в симфонию удовольствия и гармонии, либо дисгармонии - если приятность получаемых ощущений нарушается.

Базовые белые сенсорики любят уют и комфорт, создают его везде, где бы они не оказались. Даже в самых неподходящих для этого местах. Получается это у них быстро и как-то «само собой». Даже в крохотном неуютном уголке пространства белый сенсорик устроится с комфортом, расположится сам и поделится уютом с гостями. Представить вкус блюда только по списку компонентов, разложить букет напитков на составляющие, держать в голове тысячи запахов, вкусов, тактильных ощущений и пользоваться ими на практике лучше белых сенсориков не способен никто.

Вторая сенсорика - экстравертная. Так называемая волевая сенсорика (или же черная сенсорика). Название отражает суть: волевая сенсорика «сканирует» границы пространства и оценивает, насколько это пространство поддается деформации. То есть установлению его (сенсорика) правил. Оценка производится с позиции «сила-слабость».

Волевой сенсорик умело войдет в деятельность группы людей. Причем чем группа больше - тем лучше. Затем легко и без напряжения изменит события по своему сценарию. Зачастую, чтобы попасть под влияние такого человека, достаточно одного его вида: ни слов, ни активных действий со стороны сенсорика не нужно. Спорить с волевыми сенсориками решаются только волевые сенсорики. Или камикадзе. Активно демонстрируя уверенность в себе, чувство хозяина любой ситуации и территории, готовность победить любой ценой - волевой сенсорик мгновенно отбивает у оппонента желание возражать. Постоянная мобилизованность позволяет быстро нанести или отразить удар.

При этом волевая сенсорика очень чувственная: она затрагивает чувственные аспекты восприятия. Страсти и желания относятся к аспекту волевой сенсорики (в отличие от эмоций, которые принадлежат этике).

С другой стороны, сенсорики больше остальных зависят от материального мира. Как в мелочах, так и «по-крупному».

Терпеть неудобства и одновременно заниматься текущими делами сенсорик вряд ли станет. Неудобный стул, чувство голода, головная боль - веская причина прерваться на разминку, обеденный перерыв, сон или отдых. Сомнений не возникнет - реакция автоматическая, а мысли, что может быть иначе, даже не появятся.

Сенсориков, так же, как логиков и этиков, существует 4 «разновидности». Все зависит от того, какая сенсорика является первой функцией в блоке ЭГО (или ЗНАЮ) - волевая или эстетическая. Это зависит от того, экстраверт перед нами или интроверт. Для экстраверта базовой функцией психики является волевая сенсорика, для интроверта - сенсорика ощущений.

Понаблюдав, «белого» и «черного» сенсорика несложно отличить друг от друга. Волевого сенсорика (экстраверта) «выдает» смелый и прямой взгляд, быстрая реакция, точные, твердые, взвешенные движения.

Белых сенсориков (интровертов) можно распознать по плавным, но точным жестам, удобной позе, расслабленному телу. Часто на лице можно заметить выражение удовлетворения или отвращения, приятности или брезгливости.

Базовая сенсорика в психоинформационной модели человека соединяется со второй функцией обработки информации (в соционике - функцией информационного метаболизма).
Вторая функция психики - творческая. Это язык, на котором человек говорит с миром. Инструмент, которым пользуется для реализации программы первой «базовой» функции.

Для сенсорика вторая функция - это логика или этика (помните, вторая функция - это всегда другая дихотомия по сравнению с первой, базовой функцией). Поэтому интуиция не может быть второй функцией сенсорика.

Получаем 4 типа блока ЭГО сенсориков:

Напевно багатьом доводилося чути хоч що-небудь про таке поняття, як «сенсорика». Що це таке, однак, зможе пояснити далеко не кожен. Ще менше число тих, хто повною мірою усвідомлює величезну роль, яку вона відіграє в житті кожної людини, і особливо дитини. Мамам і татам, які дуже відповідально підходять до проблеми виховання, слід знати, що саме

є однією з головних складових гармонійного і повноцінного становлення особистості малюка.

Сенсорика - що це таке?

Кожен люблячий батько шалено щасливий, коли його дорогоцінне чадо домагається нехай невеликого, але все-таки успіху. Важливо абсолютно все: перший незграбний крок, довгоочікуване перше слово, невміло заквітчаний малюнок. Будь-яке досягнення - це результат величезних зусиль малюка. Однак чи відомо вам, що здібності маляток в чому залежать від того, наскільки розвинена його сенсорика. Що це таке, знає, напевно, кожен, але от дійсно розуміють її значення лише деякі. Термін «сенсорика» походить від латинського слова «sensus», що перекладається як почуття або відчуття. Простими словами можна сказати, що це якийсь датчик сприйняття людиною навколишнього його світу. Основою формування цього сприйняття є синтез різних відчуттів індивіда. Мова йде про пізнання дійсності за допомогою слуху, зору, нюху, і т.п.

Сенсорна система індивіда

Мало просто вивчити напам"ять визначення поняття «сенсорика». Що це таке, краще запитати у фахівця, який в найдрібніших подробицях зможе дати відповіді якщо не на все, то на більшість цікавлять вас питань. Будь профі розпочне свій монолог з пояснення того, що являє собою сенсорна система індивіда. Не зловживаючи науковими термінами, він відзначить, що сенсорну систему людини формують наступні підсистеми:

Що таке сенсорне виховання?

Новонародженого можна порівняти з білим чистим аркушем паперу. З перших днів життя малюк потребує батьківської турботи і допомоги, адже його оточує зовсім незвіданий, але такий прекрасний і цікавий світ. Дітки вбирають інформацію, немов губка, однак якщо вони засвоюють її інтуїтивно, без участі дорослих, то отримані ними знання найчастіше виявляються поверхневими. Те, якою людиною дитина стане в майбутньому, залежить багато в чому від отриманого ним виховання, в тому числі і сенсорного. Воно сприяє упорядкуванню уявлень малюків про навколишній світ, розвитку їх уваги і спостережливості, формуванню у них навичок спілкування і самообслуговування, прищепленню почуття поваги і любові до ближнього. Таким чином, можна підсумувати, що сенсорне виховання являє собою не що інше, як процес послідовного та поетапного залучення дитини до сенсорної культурі.

Необхідність сенсорного виховання малюків

Оскільки сенсорний розвиток є невід"ємною частиною дошкільного виховання, його значення у формуванні інтелектуальних здібностей дитини недооцінювати ні в якому разі не можна. Роль сенсорного виховання полягає в тому, що воно:

  • сприяє розвитку інтелекту дитини;
  • допомагає малюкові систематизувати знання, які він отримує із зовнішнього середовища;
  • готує діточок до сприйняття світу таким, яким він є;
  • справляє позитивний вплив на формування естетичного почуття;
  • розвиває уяву, спостереження і внімательность;
  • готує дітлахів до майбутньої навчальної діяльності;
  • сприятливо впливає на збагачення словникового запасу хлопчиків і дівчаток;
  • розвиває різні види пам"яті (зорову, образну, слухову, моторну).

Як розвивати сенсорне сприйняття малюка?

Знання, які малюк отримав одного разу, необхідно підкріплювати протягом усього періоду, що передує школі. Це пояснюється тим, що вивчені дитиною кольори веселки, різні і т.п. без періодичного повторення забуваються. Часом трапляється так, що у дошколенка п"яти років (старша група) сенсорика, а вірніше її розвиток, залишається на рівні дворічного малюка. Він не здатний відрізняти ознаки предметів, плутає кольори, не може сконцентруватися на виконанні поставленого перед ним завдання. Щоб не зіткнутися з такою проблемою, слід регулярно займатися з дитиною, постійно озвучуючи назви предметів, які оточують його на вулиці і в приміщенні, а також звертаючи увагу на його одяг. Найкраще хлопчики й дівчатка освоюють інформацію, отриману в ігровій формі. Тому ідеальним було б перетворити звичайну щоденну прогулянку в захоплюючу і пізнавальну подорож, заздалегідь продумане турботливим батьком.

Як правильно організувати заняття з малюками?

Зазвичай у дітлахів, що регулярно відвідують ДНЗ, досить добре розвинена сенсорика. Молодша група садочка, середня або старша - не має ніякого значення, оскільки з хлопцями постійно займаються дипломовані педагоги. Але що робити батькам, які віддають перевагу виховувати своїх чад в домашніх умовах? Як не нашкодити дитині, а, навпаки, сприяти розвитку її здібностей? Правило залишається колишнім - заняття з сенсорики повинні проходити в ігровій формі. Наприклад, зоровому сприйняттю добре навчають мозаїки. Однак запам"ятайте, що дітям, які не досягли трирічного віку, слід пропонувати збирати різні фігурки, використовуючи для цього тільки основні кольори. Дошкільнята ж цілком можуть впоратися з більш складним завданням - зібрати з мозаїки фігурки, в яких будуть присутні не тільки кілька базових кольорів, але і їх відтінки.

Не заважайте, а, навпаки, заохочуйте гучні ігри дитини. Це сприяє розвитку його слухового сприйняття. Не бороніть бажанням свого непосиди влаштовувати концерти або театральні вистави. Хто знає, може, в майбутньому його чекає велика сцена?

Купуйте іграшки різних форм, розмірів і кольорів. Відрізнятися вони повинні і за текстурою. Таким чином розвиватимуться нетяму. Самостійно можна зробити мішечки і заповнити їх різними крупами. Обмацуючи їх, малюк буде розвивати дрібну моторику.

Кілька правил щодо організації роботи з дітьми

Навчаючи дітей чогось, слід завжди пам"ятати про те, що психіка малюка ще не сформована, і сприймає він інформацію не так, як дорослий. Тому ігри з сенсорики, як і будь-яку іншу діяльність, необхідно ретельно продумувати. Щоб не допустити помилок, які згодом обов"язково проявляться, батькам потрібно запам"ятати кілька простих правил:


для малят «Прикрась метелика»

Дидактичні ігри з сенсорики бувають різними і подобаються всім дітлахам. Наприклад, дуже цікава одна з них, яка називається «Прикрась метелика». Її основною метою є навчити майбутніх першокласників групувати різні предмети залежно від їх кольору, а також закріпити знання дошкільнят про таку геометричній фігурі, як куля, про поняття «один» і «багато». Заздалегідь слід підготувати картонні метелики і кола різних розмірів і кольорів. Хід гри наступний:

  1. Хлопчикам і дівчаткам показують метеликів, кажучи при цьому, що вони прилетіли погостювати і попросити про послугу. Справа в тому, що комахою подарували кружечки різних кольорів, якими можна прикрасити їх крильця. Однак без сторонньої допомоги їм не впоратися з цим завданням.
  2. Дорослий пропонує хлопцям посприяти метеликам і виконати їх незначну прохання.
  3. Спочатку дітям кажуть, що їм потрібно вибрати гуртки одного кольору. Після того як вони це зроблять, залишається роздати їм силуети метеликів, крила яких необхідно прикрасити.

В кінці гри важливо похвалити малюків за старанність і виявлену чуйність.

Поділися в соц мережах:


Увага, тільки СЬОГОДНІ!

Они дополняют друг друга. Если их изучать совместно все становится понятнее и нагляднее.

Кто вы? Экстраверт или Интроверт?

Экстраверт вы или интроверт, можно предположить уже по внешним признакам. Как правило, более развитой половиной лица у экстравертов является левая, а у интровертов правая. Активная сторона лица кажется более вытянутой, активный глаз больше и осмысленнее. В целом, лица экстравертов подвижнее, у интровертов мимика сглажена (на лбу практически не бывает морщин).

Экстраверт направлен наружу, обращен к окружающим объектам. Понять других ему легче, чем самого себя. Интроверт как бы отделен от внешнего мира "прозрачной стеной". Себя ему понять легче, чем других. Для экстраверта вопрос самосовершенствования является большой проблемой, он обычно стремится изменить окружающих. Интроверт же "в чужой монастырь со своим уставом не ходит" и скорее сам постарается приспособиться. Экстраверт склонен к повышенной активности, часто переоценивает свои шансы, поступает опрометчиво. Интроверт наоборот, нуждается в активизации со стороны, всегда экономен в расходовании сил. Ошибочным является мнение, что "экстраверт это общительный весельчак", а "интроверт угрюмый отшельник". В спорных случаях следует понаблюдать, в какой степени человек выделяется на фоне окружающих. Экстраверт не боится открыто противопоставить себя обществу (например, он может демонстративно обособляться). Интроверт же предпочтет не выделяться в компании ни в ту, ни в другую сторону.

Экстраверт пропускает через себя большее количество информации, но рассматривает ее поверхностно. Интроверт думает медленнее. но прорабатывает информацию детально. В обществе экстраверт всегда заметнее интроверта. Экстравертный руководитель видит своей целью расширение производства, увеличение выпуска продукции. Организация его смело участвует в конкуренции, захватывает новые территории, открывает филиалы. Интересы коллектива подчиняются цели, поставленной руководителем. Это сфера крупного бизнеса. Установка оправдана при необходимости быстрого развития отрасли. Интровертный руководитель стремится к усовершенствованию системы отношений в коллективе, повышению качества труда. Он не любит конкуренции, мало интересуется чужими сферами влияния. Это сфера малого бизнеса. Установка способствует стабилизации жизни общества. Обычно изобретателем качественно нового товара является интроверт, а организатором его производства экстраверт.

Экстраверт стремится к ответственности, но не любит обязанностей. Ответственность воспринимается им как привилегия, а обязанность как насилие. У интроверта все наоборот он с удовольствием выполняет свои обязанности и всячески старается уйти от того, что называется ответственностью.

В компании экстраверт обращает внимание на других, старается их "расшевелить", рассмешить, иначе ему скучно. Интроверт стремится привлечь внимание к себе, а если не замечают ему становится неинтересно.

Экстраверт это вдохновитель и организатор. Интроверт прикрывает его тылы. Первый стремится добиться цели, изменить мир. Второй (даже если очень деятелен) скорее избегает неприятностей и неудач. Экстраверт постоянно недоволен тем, что не сделал еще чего-то, а интроверт что проявил "излишнюю активность. Критику за избыточную деятельность первый расценит как комплимент. Для второго же любая неосторожная реплика о том, что он перестарался, может надолго отбить желание действовать. Более устойчивые отношения бывают в браках, где один из партнеров экстраверт, а другой интроверт.

Таким образом:

Экстраверт:

  • ориентирован на внешний мир, раскрыт происходящим событиям;
  • активен, инициативен, склонен к риску;
  • открыто высказывает свое мнение;
  • контактен, легко знакомится и также легко расстается с людьми;
  • соотносит свои взгляды с мнением окружающих;
  • хорошо работает в коллективе.

Интроверт:

  • ориентирован на свой внутренний мир и свои впечатления от внешних факторов;
  • часто с трудом входит в новые контакты, поэтому имеет узкий круг друзей;
  • стремится к тишине, старается защититься от обилия новой информации;
  • внешне спокоен, выглядит задумчивым, как правило, молчалив;
  • обычно не любит неожиданностей;
  • хорошо работает в одиночку.

Кто Вы? Сенсорик или Интуит?

Сенсорика и интуиция это два взаимодополняющих понятия. Интуиция отождествляется идеей, а сенсорика с практикой. Первая имеет отношение к времени, вторая к пространству. В соционике выделяют два вида интуиции: интуицию возможностей (это умение угадывать уже заложенные объекте свойства) и интуицию времени (это возможность к предвидению будущих бытии). Также различают два вида сенсорики это сенсорика ощущений, или способность организовывать пространство (умение создать комфорт, оценить гармонию форм, удобство и неудобство вещей) и сенсорика волевая, и способность завоевывать пространство (умение ориентироваться в нем, проявлять настойчивость, волю, овладение новыми навыками, знаниями).

Интуит живет в прошлом или будущем. Он хорошо разбирается в потенциальных возможностях людей, запоминает даты, анализирует прошлые ошибки, видит ход истории. Мечтает о "журавле в небе".

Сенсорик наделен от природы хорошо развитыми органами чувств. У него функционируют как внешние, так и внутренние рецепторы. Поэтому сенсорик хорошо чувствует состояние как чужого тела, так и своего собственного.

Порог чувствительности интуита гораздо выше, поэтому реагирует на внешние и внутренние раздражители с опозданием. Благодаря чему способен длительно не замечать физических неудобств, адаптироваться к боли. Он как бы отделен от своего тела. Собственные ощущения кажутся менее объективными, чем диагноз врача.

Отличаются эти типы даже по глазам. Глаза сенсорика это глаза очень хорошо видящего человека, подмечающего все детали. Походка его отчетлива, самоуверенна. Глаза интуита - "смотрят и не видят". Походка неуверенная, он как бы парит в воздухе и готов каждому уступить дорогу.

У сенсорика развиты ручные навыки. При наличии материальной отдачи, он будет заниматься стандартной, рутинной работой, получая от этого удовольствие. У интуита руки менее ловкие. "Приземленный", нетворческий вид труда не для него. Руками он может мастерить только неповторимые предметы, являющиеся плодом его фантазии.

Для сенсорика физическая оболочка является приоритетной. Ему очень важно, как выглядит партнер (и каково его материальное состояние). Критерием хороших отношений является создание комфортных условий партнеру.

Интуит оценивает содержание выше, чем форму. Для него важен "потенциал роста" партнера. Критерием хороших отношений является раскрытие лучших сторон личности партнера. Для сенсорика нет полноценной любви без телесного обладания объектом. А для интуита нет секса без любви.

В интеллектуальном отношении сенсорик владеет конкретным мышлением. Он исходит из фактов и движется от конкретного к общему. Ученый сенсорик накапливает много практических данных и потом их статистически обрабатывает. У него плохо развито воображение. То, что придумывает сенсорик это простая комбинация уже известного.

Интуит мыслит абстрактно. Факты ему нужны лишь для подкрепления гипотез (когда известному философу Георгу Гегелю заметили, что его теории расходятся с фактами, он ответил: "Тем хуже для фактов"). Интуит смело выдвигает гипотезу, а затем экспериментально подтверждает или опровергает ее. Он наделен творческой фантазией.

Сенсорик силен в прикладном искусстве, танцах, пении (народном) и, конечно, в спорте. Сфера деятельности интуита это наука (математика) и искусство (музыка).

В обществе сенсорики ориентируются на ближайшее прошлое, живя сегодняшним днем. Они "спринтеры". Если цель отдалена во времени, теряют ориентиры.

Интуиты ориентированы будущим, они формируют масштабные изменения, коренные повороты истории. Это "стайеры".

Что же хорошо для брака встреча двух одинаковых типов или сенсорика с интуитом? Сенсорик обычно проявляет инициативу к физическому сближению, а интуит заинтересован в перспективном развитии отношений. Поэтому близкое общение двух сенсориков может быть недолговечно (физическое пресыщение друг другом и неопределенность отношений в будущем). Даже в случае благоприятного развития событий они будут взаимоподавлять друг друга, ощущать тупиковую безысходность в любой неопределенной ситуации. Два интуита также не составят "идеальную" пару (во первых, они могут долго не идти на физическое сближение. Здесь уместен пример из фильма "Блондинка за углом", где герои, которых играют А. Миронов и Е. Соловей, "по-пионерски дружили" 10 лет, пока в их платоническую жизнь не ворвались сенсорики Блондинка со своим братом Геной).

Интуиты будут, во вторых, предъявлять друг другу претензии по плохой организации быта, несвоевременности действий, физической интимной неудовлетворенности.

Поэтому для брака хорошо создание союза: сенсорик интуит. Рядом с любящим сенсориком интуиту становится возможным воспринимать всю полноту жизни. Сенсорик ищет и добивается объекта влечения. Для интуита быть этим объектом означает "материализоваться" в этом мире. Для него собственная сексуальная активность нехарактерна. Интересно рассмотреть чувство ревности в такой паре. Интуит знает, что ничто не изменится от случайных проступков партнера. Ревнует сенсорик (исходя из своего опыта). Эта ревность напоминает интуиту, что он нужен и желанен.

Таким образом:

Сенсорный тип:

  • живет здесь и сейчас;
  • быстро ориентируется в пространстве;
  • практичен и деятелен;
  • уверен в себе;
  • реалист, многое любит делать своими руками.

Интуитивный тип:

  • размышляет о том, что было или, что предстоит;
  • интересуется всем новым, даже если это не обещает практического результата;
  • проявляет беспокойство о будущем (копит деньги на старость);
  • склонен к колебаниям и сомнениям;
  • тяготеет скорее к теории, чем к практике, к "ручной работе" не склонен.

Кто вы? Логик или Этик?

Логический тип больше распространен среди мужчин, этический среди женщин. Логические женщины часто выгладят мужеподобно. Они не отвлекаются на такие нерациональные "мелочи", как посещение парикмахерских, косметических салонов, домов моды.

Сила этических типов проявляется по отношению к людям, логических к объективному миру. Этик (эмоциональная личность) прекрасно разбирается в том, "что такое хорошо и что такое плохо". Он умеет налаживать контакты, манипулировать ими, является заботливым (но, как правило, по отношению к "своим людям"). Этическому типу важно не испортить свои связи, поэтому он может обещать не то, что способен выполнить, а то, чего от него "как от хорошего человека" ожидают другие. При этом этик не ощущает себя обманщиком, а, наоборот, "осторожным дипломатом". Для этического типа не существует "прав одного человека среди других людей". Он признает лишь тактику уговоров, просьб, "уламывания" и "выбивания" того, что ему нужно от других. Лучшим "толкачом", "пробивным типом" является именно этический (особенно этико-сенсорный экстраверт или интроверт). Этик пользуется критериями: "честно-нечестно", "гуманно-негуманно", поэтому объективная истина для него является понятием относительным.

Быть приятным и любимым вот чего виртуозно добивается каждый этический тип. Он легко становится эмоциональным центром коллектива. Видит и понимает не только свои, но и эмоции окружающих. За случайными словами, оговорками, мимикой этик способен разглядеть сложный мир чувств другого человека. Любовь относится к сфере этического мышления. Этик считает себя вправе первым проявить инициативу (Татьяна Ларина Евгению Онегину: "Я к Вам пишу, чего же боле...") Доверяет только своим симпатиям и антипатиям. Никогда не бывает уверен в логичности своего поведения, хотя старается строго выполнять все логические нормативы. Кругозор логических интересов этиков широк, они являются хорошими рассказчиками научных истин (хотя новых логических систем не изобретают). В социальной жизни субъективизм этиков имеет как положительную, так и отрицательную стороны. Они способны как защищать идеалы гуманизма, так и разжигать национальную и религиозную рознь. В любом коллективе этики создают и культивируют сеть неформальных контактов, что часто негативно отражается на интересах дела. Ведь коллектив -"теплая компания" занят исключительно углублением межличностных отношений. В браке партнерство двух этиков может быть либо нежизнеспособным (пример любви Ромео и Джульетты), либо достаточно мучительным с постоянными взаимными упреками, обидами, нотациями и выяснением отношений.

Этику очень важно, чтобы рядом находился партнер, способный контролировать его поступки с точки зрения разумности, привести хаос мыслей в логический порядок, решить практические проблемы. И таким партнером может быть только логик.

Логик (мыслительный тип) все свои поступки совершает, исходя из здравого смысла. Поэтому он уверен в правильности своего поведения, независимо от того, что по этому поводу думают окружающие. Деловые отношения не принесет в жертву этическим (хоти бы потому, что последние для него непонятны). Логик все старается сделать сам. Свою нужность другим доказывает делами. Его самостоятельность проявляется при решении проблем объективного мира. Свою правоту логик подтверждает фактами; уговаривать и просить не умеет (но сам на уговоры поддается). Свои обещания старается сдержать любой ценой. Поступки логический тип оценивает с точки зрения "правильно-неправильно", "разумно-глупо". Он не всегда уверен в этичности своего поведения, поэтому к этическим нормативам относится серьезно и педантично им следует (не проявляя творчества). Логик отличается начитанностью в области художественной литературы, которая дает ему возможность глубже понять чувства людей. Природу своих эмоций логик осознает плохо. Он менее влюбчив, чем этик, но его чувства более стабильны и продолжительны. Боится дать выход своим эмоциям. Логику мужчине легче спросить у возлюбленной: "Выйдешь ли ты за меня замуж?", чем сказать: "Я люблю тебя". Для развития чувств логика требуются сильные эмоции со стороны этика. Логический тип не может найти выхода из ситуации этического кризиса (ему трудно просить прощения). В коллективе хорошо чувствует себя на должности руководителя. Степень его объективности определяется полнотой имеющейся информации. Логики определяют ту часть коллектива, которая твердо ориентирована на поставленные цели и не скатывается на "выяснение отношений".

В браке союз двух логиков весьма проблематичен. Они постоянно поучают друг друга, оставаясь каждый при своем мнении. Ни один из них не чувствует себя по-настоящему любимым. Взаимная интеллектуальная "холодность" приводит к отталкиванию.

Логику нужен этик. Первого во втором привлекают живые эмоции. Второго в первом хладнокровие и ум.

Таким образом:

Логический тип:
ориентирован на систему, закон и порядок;
любит анализировать и устанавливать логические связи;
в интересах дела может игнорировать чувства людей;
не способен говорить о своих эмоциях, которые устойчивы и скрыты;
не любит выяснять причины ссор и недоразумений.

Этический тип:

  • человек чувства, хорошо разбирается в эмоциях окружающих;
  • способен влиять на других своими эмоциями и сам подвержен такому влиянию;
  • принимает решение под влиянием симпатий антипатий;
  • склонен идти на компромиссы ради хороших отношений;
  • сам обидчив и боится обидеть других;
  • часто говорит комплименты;
  • любовь для него самое важное в мире.

Кто вы? Рационал или Иррационал?

В жизни мы часто получаем либо похвалу за трезвый рационализм, либо упреки за излишнюю рациональность. Что же это за качество личности и чем оно отличается от своей противоположности иррациональности? Эти врожденные различия между людьми напрямую связаны с функциями полушарий головного мозга. У рационала за неподвижным объектом наблюдает правый глаз (левое полушарие), за движущимся левый (правое полушарие). У иррационала наоборот. Эти два противоположных типа можно различить уже по внешним признакам. Рационалы имеют угловатую фигуру, движения их лишены плавности, но всегда направлены и механичны. Тело зажато во многих местах, плохо изгибается (мануальным терапевтам приходится над ним потрудиться). Рационал всегда в тонусе, ему трудно расслабиться, работает равномерно и по плану. У иррационалов фигура имеет плавные линии, осанка как бы "отпущенная". Движения грациозны, без резких остановок. Тело гибкое, незафиксированное, пластическое. Характерное состояние иррационала расслабленность. Ему требуется усилие, чтобы напрячься, работа идет "волнообразно", без графика.

Рационалы способны долго удерживать какое-либо состояние как положительные, так и отрицательные эмоции. Они эмоционально стабильны, предсказуемы. Мало зависят от своих внутренних биоритмов. Для изменения настроения им требуется "веская" внешняя причина. В принципе, рационал способен в достаточной мере управлять своим состоянием: например, заставить себя выполнить работу, несмотря на плохое физическое и эмоциональное самочувствие.

Иррационалы отличаются изменчивостью состояния их настроение может меняться по нескольку раз в день без видимых причин. Оно тесно связано с внутренними биоритмами. Поэтому их психологические реакции для постороннего наблюдателя кажутся немотивированными.

Управление своим состоянием проблема для иррационала. Он вынужден дожидаться эмоционального подъема, чтобы наверстать упущенное на спаде. От этого страдает и качество работы, и график.

Мыслительный процесс у рассматриваемых нами категорий личностей также организован по противоположному способу. Рационалы это рассуждающие типы. Они последовательны, четко излагают мысль, но часто невосприимчивы к альтернативным суждениям. Для "внутреннего диалога" рационалы используют зрительные представления (понять что либо для них означает представить зрительно на "внутреннем экране"). Во внешнем общении особую роль играет слух и речь.

Иррационалы это воспринимающие типы. Они принимают мир как нечто целое, не упуская из внимания факты и объекты, которые не связаны причинно-следственными отношениями.

В разговоре, отвлекаясь на ассоциации, обычно теряют нить рассуждений. Для иррационалов характерна "внутренняя речь" с ее помощью они пытаются разобраться в проблеме. Во внешнем общении особая роль отводится зрению и жестикуляции с прикосновениями.

На социальном уровне рационалы являются как бы базой стабильности общества. Они уважают иерархию системы, не переносят обстановки хаоса. В рациональном обществе экономика носит производительный характер. В целом рационалы не склонны менять свои занятия, профессию. Карьеру делают поступательным образом.

Иррационалы позволяют себе "менять правила игры" в процессе самой "игры". Они по своей природе анархисты, отказываются от фиксированных мировоззрений. Делают экономику "коммерческой" (перемещают товары туда, где они дороже). Иррациональное производство всегда "кустарно" и мелкосерийно. Такие личности первыми подхватывают новые веяния в обществе (они же первыми отказываются от тех начинаний, когда те "приедаются").

В целом иррационалы склонны к переменам взглядов, занятий, профессий, так как надолго их интереса не хватает.

Более устойчивыми бывают отношения в браке, где оба партнера принадлежат к одному типу рациональному или иррациональному.

Таким образом:

Рациональный тип:

  • склонен к планированию и доведению дел до завершения;
  • стабильно работоспособен;
  • не любит менять своих решений, которые обычно хорошо продуманы;
  • соблюдает дисциплину сам и требует этого от других;
  • стремится все "разложить по полочкам", любит точность и пунктуальность.

Иррациональный тип:

  • может начинать сразу много дел, не доводя их до конца;
  • его работоспособность связана с изменчивым настроением;
  • предпочитает не связывать себя обязательствами, часто отпускает все "на волю случая";
  • любопытен, интересуется всеми новинками; обычно действует без подготовки, "веря в свою удачу".

Таблица признаков типов

Признаки типа Псевдоним
Иррацио
нальный
интуи
тивно-
логический экстраверт Дон Кихот
интроверт Бальзак
этический экстраверт Гексли
интроверт Есенин
сенсорно- логический экстраверт Жуков
интроверт Габен
этический экстраверт Наполеон
интроверт Дюма
Рацио
нальный
логико- интуитивный экстраверт Дж. Лондон
интроверт Робеспьер
сенсорный экстраверт Штирлиц
интроверт М.Горький
этико- интуитивный экстраверт Гамлет
интроверт Достоевский
сенсорный экстраверт Гюго
интроверт Драйзер

Соответственно, все люди делятся на сенсориков и интуитов . Эти две группы людей различаются и по внешним признакам: сенсорики имеют более плотное телосложение, у них лучше развит мышечный корсет, они более склонны к полноте. Интуиты, напротив, более тонкокостные, худенькие, с тоненькой шеей. Яркий пример вы можете видеть на картинке: Винни-Пух - типичный сенсорик , гурман, думает только о том, где бы поесть меду. Пятачок, напротив, - интуит , его мысли витают в облаках.

Интуиция делится еще на два вида: интуиция возможностей - умение видеть уже заложенные в объекте свойства, его суть, и интуиция времени - видение последовательности процессов во времени, способность к предвидению будущих событий.

Человек с развитой интуицией возможностей видит людей и предметы в целом, без деталей, саму их суть. Он различает, что важно, а что нет, представляет, что может произойти, а что нет с этим объектом, то есть его возможность или невозможность его изменения .

Человек с развитой интуицией времени проявляет такие качества, как пунктуальность, стремление к планированию, он ощущает своевременность или несвоевременность какого-либо события или поступка, четко понимает, что все подвластно времени.

Аналогично интуиции различают два вида сенсорики: сенсорика ощущений (это способность ощущать органами чувств цвет, звук, вкус, запах, тактильные ощущения, эстетику предметов) и волевая сенсорика (это ориентация на измеряемые параметры объектов, их внешний вид, воля, целеустремленность, способность к доминированию, командованию).

Человек с выраженной сенсорикой ощущений умеет создавать комфорт, ощущает удобство и неудобство вещей, наслаждается произведениями искусства, чистоплотен и опрятен. Если же у человека преобладает волевая сенсорика, он всегда готов к действиям, мобилизован, часто напряжен, у него есть стремление к захвату территории и расширению своего влияния, он стремится «статусно», «круто» выглядеть.

Журавль или синица?

Вы уже поняли, на кого вы похожи? Еще нет? Тогда начнем более понятное и простое сравнение сенсорика и интуита.

Наверное, вы уже поняли, что у сенсорика более реалистичное мироощущение. Он живет по принципу "здесь и сейчас". Он практичен, хорошо ориентируется в материальном мире. Он склонен выбирать "синицу в руках". А вот интуит лучше разбирается в потенциальных возможностях человека. Его жизнь подчинена размышлениям о прошлом и будущем. Он отслеживает сделанные ранее ошибки, наблюдает ход истории. В целом его привлекает "журавль в небе".

Если мы сравним развитость органов чувств, то по этому критерию, безусловно, выиграет - сенсорик. У него отлично функционируют как внешние рецепторы, так и внутренние. Поэтому сенсорик хорошо ощущает физическое состояние другого человека, но особенно - свое собственное. А вот интуит не может похвастаться объективностью собственных ощущений, он даже больше поверит диагнозу врача, а если это касается эстетического вкуса - то мнению модельера, нежели своим собственным ощущениям. Это связано с тем, что порог его чувствительности ниже, чем у сенсорика, и поэтому на внутренние раздражители и раздражители среды интуит реагирует не сразу. Он, например, может долго не замечать физические неудобства и не чувствовать боль.

Продолжим определять признаки этих типов. У сенсорика хорошо развита способность к ручному труду. Он может длительное время заниматься рутинной работой и при этом получать удовольствие, особенно если это поощряется материально. У интуита руки не такие умелые, как у сенсорика. Ему в тягость «нетворческая» работа. Он может с удовольствием создавать те предметы, которые будут неповторимы и являются плодом его фантазии.

Форма или содержание?

Для сенсорика важнее физическая оболочка, то есть форма. Это проявляется в том, что внешний вид людей имеет для него большое значение - ведь он несет информацию о статусности и материальном состоянии партнера. Еще одним свойством сенсорика является его способность создавать комфортную атмосферу своему партнеру. Для сенсорика неприемлема любовь без телесного обладания объектом его чувств.

Для интуита гораздо более значимо содержание, потенциал развития человека или процесса, чем форма. Критерием хороших отношений для него является раскрытие потенциальных способностей и возможностей партнера. Для интуита немыслимы телесные отношения без любви.

Есть различия и в типе мышления: у сенсорика - конкретное мышление, он исходит из фактов, идет от конкретного к общему, воображение развито не сильно. У интуита - абстрактное мышление, он выдвигает гипотезу, а затем подтверждает или опровергает ее, он наделен большей фантазией.

Сферы деятельности тоже разные - у сенсорика хорошо получается себя реализовать в прикладном искусстве, танцах, спорте, интуиту же лучше даются абстрактные вещи - наука, математика, музыка, психология.

И наконец, по поводу времени. Сенсорик ориентируется на ближайшее прошлое, живет сегодняшним днем. Он "спринтер". Если цель отодвинута во времени, он теряет ориентиры. Интуит ориентирован на будущее, он формирует глобальные изменения, кардинальные повороты истории. Это "стайер".

Таким образом, если обобщить все вышесказанное, можно выделить несколько характерных признаков сенсорика и интуита.

Сенсорный тип:

  • живет по принципу «здесь и сейчас»
  • в пространстве ориентируется хорошо
  • деятелен и практичен
  • уверен в себе
  • реалист, успешно работает руками

Интуитивный тип:

  • размышляет о прошлом или будущем
  • интересуется новым, даже если это не обещает практического результата
  • проявляет беспокойство о будущем
  • не уверен в себе
  • теоретик, не любит работать руками

Но самое главное - понять, что ни одно их этих понятий не относится к категории «хорошо» или «плохо». Это два совершенно разных, но взаимодополняющих по своей сути типа восприятия действительности, у каждого их которых есть свои преимущества. Важно о них знать и учитывать их как в личной, так и в профессиональной жизни.