Знак пробы на золоте. Как читать клеймо на ювелирных изделиях

Именник – это оттиск клейма изготовителя, состоящий из цифр и букв, где цифры обозначают год выпуска, а буква - условное обозначение изготовителя. Он ставится на ювелирных изделиях из серебра и заключен в контур.

Для того чтобы приобрести качественное ювелирное изделие имеет большое значение информированность о том какие существуют ювелирные пробы и клейма – поможет при покупке избежать ошибки.

На ювелирных изделиях из серебра в обязательном порядке ставиться клеймо. Клеймо в России ставит не сам мастер – изготовитель как некоторые ошибочно думают, а Палата пробирного надзора. Клеймо, проставленное на изделии, дает право подтверждать его пробу. Кроме пробы на ювелирном изделии мастер или фирма ставит свой именник. Сам именник содержит мало значащуюся информацию (символы) для самого покупателя. При покупке ювелирных изделий обязательно нужно убедиться в наличии двух клейм именника и пробы. Оба клейма должны быть четко пропечатаны. Именник должен стоять слева от пробы.

Государственная Инспекция пробирного надзора

Клеймо наносится Государственной Инспекцией пробирного надзора, представляет собой специальный знак, который называется пробой. Клеймо пробы наносится старым механическим способом в виде чеканки или современными электроискровыми и лазерными способами. Клеймо подтверждает, что изделие прошло проверку Государственной Инспекцией пробирного надзора и имеет пробу не ниже обозначенного на клейме.

В бывшем Советском Союзе с 1958 года на пробирном клейме ставился удостоверяющий знак в виде серпа и молота заключенные на фоне в пятиконечной звезде. С 1994 года этот знак изменили на изображение женской головы повернутой направо в кокошнике в профиль.

На этом эскизе видно как выглядит с 1994 года изображение метрического пробирного клейма. На клейме видно силуэт женской головы в кокошник повернутой направо в профиль.

1. Шифр государственной инспекции пробирного надзора.

2. Знак пробирного удостоверения.

3. Цифровое обозначение пробы драгоценного металла.

Структура именника выглядит в следующей схеме:

1. Первая буква, проставленная в именнике, означает год изготовления (А - 2001 год, Б - 2002 год, В - 2003 год, Г - 2004 год, Д - 2005 год, Е - 2006 год, З - 2007 год, И - 2008 год, К - 2009 год, Л - 2010 год).

2. Вторая буква, обозначенная на именнике, означает код инспекции пробирного надзора, в районе деятельности которой находится изготовитель. Например, буква М означает код Государственной Пробирной Инспекции города Москвы.

Серебро относится к числу благородных металлов, которым не страшны окисление или коррозия. В периодической системе Д.И. Менделеева серебро обозначено как Ag (от латинского Argentum) и числится под номером 47. Это металл серебристо-белого цвета, для которого характерна высокая пластичность.

Чистое серебро достаточно мягкое, поэтому оно не подходит для производства посуды, ювелирных и иных изделий. Чтобы серебро не гнулось и не ломалось, в него добавляют другие металлы. Так как с момента начала производства серебра количество таких примесей было различным, появилась необходимость ввести понятие «проба».

Проба показывает, какое количество серебра содержится в конкретном сплаве. Например, проба 800 означает, что в 1000 г сплава содержится 800 г серебра и 200 г примесей. В дальнейшем эта информация используется для того, чтобы применять серебряный сплав конкретных проб для производства тех или иных изделий. Например, проба 800 больше подходит для изготовления столовых приборов, в то время как 925-я проба применяется для ювелирной продукции (подробнее об этом ниже). Также пробой называют клеймо, проштампованное на серебряном изделии.

Виды проб серебра

В качестве основного элемента серебряного сплава обычно используют медь. Содержание в сплаве меди делает его более прочным, но в то же время изделие становится желтым и со временем темнеет на воздухе. Чем больше в нем меди, тем интенсивнее происходит потемнение серебра.

В приведенной ниже таблице представлены наиболее распространенные пробы серебра в метрической системе проб. Эта система действует в России и странах СНГ, в Германии, Франции и тех государствах, которые подписали Конвенцию по контролю и клеймению изделий из драгметаллов.

Характеристики проб серебра

Это высокопрочный сплав, для которого характерны хорошие литейные свойства. Однако серебро этой пробы подвержено быстрому окислению (темнеет на воздухе) и из-за большого содержания меди отливает желтизной, из-за чего его используют для изготовления столовых приборов, но не для ювелирной продукции. Его также называют желтым серебром.

Присутствие лишних 30 г серебра в каждом килограмме сплава делает его более пригодным для изготовления украшений. Из-за низкого содержания серебра украшения такой пробы стоят дешевле, однако и свойства их оставляют желать лучшего. Они также быстро окисляются.

Серебро этой пробы прекрасно подходит для столовых приборов, но для драгоценностей серебряный сплав по-прежнему содержит слишком много меди. Хотя в сравнении с 800-й пробой такое серебро не имеет характерного желтого оттенка, однако оно со временем теряет свою красоту и с трудом поддается механической обработке.

Серебро этой пробы, именуемое также стандартным или стерлинговым, более всего распространено в производстве ювелирных изделий. Это связано с тем, что большое количество серебра в сплаве делает его достаточно пластичным и красивым, чтобы создавать изделия самой причудливой формы. При этом присутствие 75 граммов меди не придает серебру желтого оттенка и в то же время делает сплав более прочным, чем чистое серебро. Серебро 925-й пробы могут путать с золотом, поскольку ювелирные изделия из серебра этой пробы часто покрывают позолотой. Чтобы избежать путаницы, достаточно знать, что у золота такой пробы не существует.

Серебро указанной пробы считается высококачественным и применяется для ювелирной продукции. Поскольку оно очень мягкое, из него получаются украшения и предметы декора, требующие тончайшей художественной работы. Расплатой за такое количество серебра в сплаве становится то, что готовые изделия легко поцарапать и повредить. Чтобы продукция получалась более прочной, ее эмалируют.

999-я проба . Поскольку чистое серебро слишком мягкое и подвергается деформации в процессе использования, из него не делают ювелирных изделий. В обиходе серебро наивысшей пробы применяют в производстве припоев, а также для изготовления деталей разнообразных приборов. Его же можно найти и в банках в виде серебряных слитков. В некоторых странах, например в Японии, чистое серебро используют в магических ритуалах.


В метрической системе измерения существуют и другие пробы (см. таблицу ниже). Например, в советское время была распространена с характерной формой клейма в виде бочонка. Ее использовали для изготовления украшений, посуды, подсвечников и изделий для проведения различных ритуалов. Сегодня эта проба не применяется.

Серебряный сплав низкого сорта, в котором присутствует менее 80% серебра (пробы ниже 800-й), называют техническим. Обычно его используют в промышленности, например для производства плат.

Другие системы проб

В каталоге продукции нашего сайта присутствуют , которая может просто озадачить. Неужели возможно создавать изделия, где в килограмме сплава всего 84 грамма серебра? На самом деле эта проба указана в другой системе измерения. До 1927 года в России существовала так называемая золотниковая система проб, измеряемая в золотниках. Если перевести ее в метрическую систему, то 84-я проба будет соответствовать 875-й пробе серебра (см. таблицу ниже).



Разновидности серебра

Еще в древности было замечено, что от состава серебряного сплава зависят не только его качества, но и внешний вид. Так появились различные виды сплавов, а также разные способы обработки готовых изделий, которые пользуются большой популярностью при производстве серебряной продукции.

Черненое серебро

В Древней Руси еще до наступления нашей эры открыли способ чернения серебра, когда изделия покрывали красивыми черными узорами. Смешивая в определенных пропорциях серебро, медь, свинец и серу, получали так называемую чернь. После гравировки серебряного изделия его нагревали до тех пор, пока чернь полностью не растворялась и не чернела. В результате получалось интересное сочетание темных и светлых оттенков.


Вначале черненое серебро использовали в основном для создания оберегов и эликсиров, но с расцветом чернения в XVII веке стали появляться гравюры, портсигары, посуда и прочие изделия, иметь которые считалось очень модным. Особенностью черненого серебра является его прочность. Изделия из него не нуждаются в чистке.

Оксидированное серебро

Соединение серебра с серой также приводит к потемнению благородного металла, но у такого сочетания есть свои особенности. Если черненое серебро представляет собой прочное соединение, то об оксидированном серебре сказать этого нельзя. Эффект потемнения здесь создается с помощью специальной пленки, которую легко повредить в процессе чистки изделия. Поэтому нужно внимательно осматривать изделие при покупке, чтобы не купить оксидированное серебро вместо черненого.

Стоит заметить, что тот и другой способ обработки серебра имеет свою ювелирную ценность. В частности, оксидирование позволяет играть с оттенками черного и даже фиолетового цветов, придавая изделию не только эффект старины и благородства, но и делая его более колоритным. После полировки выпуклые части оксидированного серебряного изделия становятся блестящими, а вогнутые - темными.


Обычно оксидированное серебро применяют при создании ювелирной продукции небольшого размера. Это могут быть сережки, цепочки или браслеты ручной работы, а также изделия, нуждающиеся в реставрации. Поскольку по цене черненое и оксидированное серебро практически не отличаются, покупатель решает сам, какому материалу отдать предпочтение.

Матовое серебро

Матовое серебро отличается благородным видом и устойчивостью к потемнению. Естественный блеск серебра убирается с помощью специального оборудования вроде пескоструйного аппарата, а также травлением в определенных растворах.


Позолоченное серебро

Напыление на серебро тонкого слоя золота придает серебряному изделию не только роскошный вид, но и увеличивает его химическую стойкость. Столовые приборы из позолоченного серебра подходят для соленой и кислой среды, где обычное серебро вступит в химическую реакцию.


Существуют и другие разновидности серебра, полученные с помощью разных техник и веществ.

Подлинность серебряных изделий

На рынке существует довольно много поддельных серебряных изделий, на которых могут стоять «фирменные» клейма (пробы). Большая востребованность такой продукции связана с тем, что многие покупатели не имеют представления, как должна на самом деле выглядеть проба. Наличие такой пробы они уже считают достаточным основанием, чтобы поверить в подлинность продукции. В то же время для мастеров подделок постановка клейма не является особо большой проблемой. Вот только профессионал всегда сумеет отличить фальшивое клеймо от настоящего.

Поддельные пробы

Чтобы определить подлинность того или иного клейма, нужно как минимум знать специфику самого процесса подделки. Поддельные изделия зачастую выполняют из мягких металлов, поэтому клейма имеют более мягкие контуры.

При определении подлинности пробы на антикварном серебряном изделии нужно учитывать особенности производства. Мошенники зачастую не берут во внимание, что та или иная проба использовалась только в конкретные годы выпуска, а также ставилась в определенные . Например, в России на серебре ставили клеймо с изображением женской головки в кокошнике, цифрового знака пробы и буквы госинспекции. Вначале лицо женщины было повернуто влево, но с 1908 года его развернули в противоположную сторону. Также в разные годы клейма на продукции ставили в разных местах.



Кроме этого в разных странах действуют свои стандарты, которые также нужно учитывать при работе с пробой. Например, имеют свои особенности по сравнению с или российскими клеймами.

Одним из частых приемов производителей фальшивок является перенос подлинного клейма с одного предмета на другой. В частности, его могут взять с ложки и припаять к дорогому старинному серебряному предмету. Профессионалы при этом искусно прячут место пайки под гравировкой. И все же при детальном рассмотрении следы пайки можно обнаружить, особенно если подышать на это место.

При тщательном рассмотрении изделия под лупой можно также заметить разницу в износе клейма и самого изделия, что тоже говорит о подделке.

В то же время качественные фальшивки могут определить только профессионалы с помощью специального оборудования. Оно позволяет обнаружить как нехарактерный для того или иного периода производства состав сплава, так и отсутствие защиты. Информация о степенях защиты содержится в технической документации к клейму и находится под охраной государства.

Как определить подлинность серебра

Подлинность серебряного изделия должен определять эксперт, особенно если речь идет об антиквариате. Однако в домашних условиях всегда можно провести простые опыты, которые позволят заподозрить фальшивку.

Если серебряное изделие магнитится, то перед вами подделка, так как серебро не магнитится никогда. В то же время отсутствие взаимодействия с магнитом не доказывает его подлинности, так как некоторые металлы и сплавы также не магнитятся.


Явным признаком подделки может служить и наличие другого металла под серебром. Достаточно сделать царапину острым предметом, чтобы выяснить это.


Если изделие не стало горячим при опускании на несколько секунд в горячую воду, значит, в нем есть металлы с низкой теплопроводностью. Серебро нагревается мгновенно, так как имеет высокую теплопроводность.


Если серебряная вещица испачкала руки, в ней содержится много цинка. Ушлые продавцы в таких случаях любят придумывать разные оправдания, например, что на человеке, которому испачкало руки серебряным амулетом, лежит порча.


Стоит присмотреться и к качеству самого изделия. Например, если речь идет о серебряной цепочке, то у фирменной вещи тщательно проработана каждая деталь. В то же время в подделке обычно мелкие элементы низкого качества или укрупнены для упрощения производства. На поддельных изделиях могут плохо закрываться замки, а отдельные элементы иметь неровные края или неправильную форму. Также возможны разрывы звеньев, разная их длина и форма.


Особенностью домашних методов определения подлинности серебряного изделия является то, что их нельзя назвать достоверными. С их помощью можно только заподозрить подделку, но нельзя доказать оригинальность изделия, поэтому всегда лучше обратиться за помощью к экспертам.

В чистом виде золото применяется крайне редко. Все ювелирные украшения, которые продаются в магазинах, частично состоят из золота, а также примесей других металлов – лигатуры. Это придает изделию дополнительную прочность, поскольку чистое золото – мягкий по своей структуру материал, а изделия из него быстро теряют свои первоначальные свойства – истончаются и склонны к поломке.

Покупая любые изделия из золота, пристальное внимание важно уделять наличию клейма на них, находящемуся рядом с механизмом замка, как правило, с обратной его стороны.

На цепочках клеймо проставляется на колечках, которые соединяют главную цепь с замком, на серьгах – на штифте, кольца подлежат пропечатыванию на внутренней стороне. Клеймо присуще всем золотым изделиям высокого качества.

На территории РФ в продаже реализуются изделия из золота, пробы которых относятся к 375, 500, 585, 750 и 999 качества.

Пробу ставят недалеко от клейма. Она предназначена для определения наличия в процентах чистого золота в изделии.

– основной показатель присутствия примесей в изделии, но для этой цели также предназначены клейма. Они проставляются после нанесения пробы и обязаны соответствовать всем требованиям государственных стандартов.

В нашей стране эти две процедуры проводятся Пробирной палатой, которая находится в ведении Министерства финансов. Сотрудники Федерального пробирного надзора отвечают за реальное соответствие проб и клейм государственным образцам, а также контролируют их подлинность.

Все изделия российского производства обязательно должны содержать два клейма – оттиск именника (знака) изготовителя и пробирное клеймо госинспекции.

При отсутствии оттиска клейма или пробы на изделии, можно предположить, что изготовление золотого украшения или другого предмета осуществлялось нелегальными методами.

Ввозимые на территорию нашей страны золотые изделия из других стран, также оснащаются отечественным клеймом.

До того, как проставить клеймо с цифрами, обозначающими пробу, ювелирное изделие проходит тщательную проверку. Только после определения его подлинности и натуральности, принимается решение о его клеймении.

Если на проверку передано ювелирное изделие, привезенное из другой страны, то его проба может быть ниже, чем указанная в документах на транспортировку. Поэтому на таком изделии проставляется клеймо с пробой на порядок ниже, чем в документах. При полном сомнении и несоответствии качества изделия заявленной в документах пробе, клеймо не проставляется.

Виды клейм:

  1. Основное – на нем в рамке располагается изображение женской головы в кокошнике, которая смотрит вправо и знак цифрами, обозначающий пробу. Буква, находящаяся в левой части от головы, обозначает, где именно клеймилось изделие – на территории какой Государственной инспекции.
  2. Дополнительное — используется для отдельных частей изделия и содержит одну пробу.

Для золотых изделий клейма изготавливаются в виде лопатки, состоящей из знака удостоверения, кода инспекции и номера пробы, к которой принадлежит металл.

Все знаки (именники) регистрируются в обязательном порядке и вносятся в каталог изготовителей.

В любом ювелирном заводе используется три основных способа нанесения клейма на золотых изделиях:

Следовательно, виды клейма на изделии определяются рядом некоторых моментов:

  • сложностью украшения;
  • особенностью расположения камней на нем (если они имеют место);
  • внешним видом;
  • ювелирным дизайном. Чем он изощреннее, тем сложнее поставить клеймо на золоте.

Каждый должен знать, покупая украшение или любое золотое изделие, что отсутствие пробы, клейма на нем – это первый признак подделки и низкого качества приобретения.

Стоит без стеснения попросить у продавца знаки качества на ознакомление, дабы не получить глубокое разочарование от такого «украшения».

То же самое относится и к продаже ювелирных изделий без клейма и пробы – это нарушение действующего законодательства, так как подобные реализации не преследуют интересы покупателей. Имея на руках чеки о покупке и сертификаты возврата, вернуть в магазин приобретенное некачественное ювелирное украшение не составит труда.

Виды проб отличаются друг от друга присутствием золота в общем сплаве целого изделия.

Самый низкий сплав по составу – золото 375 пробы. Золота в нем всего 37,5 %, остальное приходится на серебро и медь. Оттенок изделия зависит от преобладающего количества в нем того или иного металла, и разнится от светло-желтого до ярко-красного.

Блеск золота 375 пробы достаточно быстро меркнет от солнечных лучей и воздуха. Именно поэтому украшения из него делают крайне редко. Как правило, это могут быть недорогие обручальные кольца, привлекательные для покупателей по низкой цене.

Золото 585 пробы чаще всего используют для изготовления золота на украшения в нашем государстве. На золото в чистом виде в этой пробе приходится 58,5%, 8 % составляет серебро и 33,5% — медь. Данный сплав, как правило, очень прочный, имеет желтые или красноватые оттенки.

Сегодня в моду широко вошло белое золото, поэтому, в силу его популярности под пробой 585 придумали сплав всем известного белого оттенка. Для этого в него добавляют палладий и никель.

Золото 750 пробы, украшения из которого самые дорогие, качественные и престижные, является достаточно гибким в обработке. Благодаря чему из него удается изготовить изделия, имеющие по истине ювелирную точность.

Податливый металл этой пробы составляет основу самых дорогих украшений, составляющих особенные коллекции. Золото в данном сплаве составляет 75 %. Металл не тускнеет со временем, не перестает блестеть и отлично переносит воздействие самых сильных щелочей.

Золото 999 пробы – чистое золото в прямом смысле, имеющее самую высокую стоимость. Оно очень яркого цвета и подвержено воздействию любых, даже самых незначительных механических деформаций. Этот материал используется в производстве слитков.

Важно знать, как поставить изделие, если оно сделано на заказ у частного ювелира. Следует иметь в виду, что для постановки клейма с пробой на изделии нужно обратиться в Пробирную палату.

Поэтому, прежде, чем заказать работу у ювелира, следует попросить у него свидетельство о постановке физического лица на учет в качестве индивидуального предпринимателя, чтобы не терять времени и денег. Приобретенное украшение с рук можно отнести в ломбард на предмет определение его подлинности и соответствия заявленным характеристикам.

В связи с тем, что ранее клейма на изделия наносились ручным способом, подделать их было невозможно, и любой ювелир мог самостоятельно отличить оригинал от ненастоящего украшения.

Сегодня высокотехнологичное оборудование, применяемое при изготовлении клейма, позволяет недобросовестным лицам осуществлять мошенничество и подделывать отличительные знаки, в виде клейма и пробы, нанося повышенные характеристики на несоответствующие проставленным пробам украшения или изделия из золота.

Чтобы попытаться самостоятельно определить подлинность клейма, стоит вооружиться хорошей лупой с достаточной степенью увеличения. В связи с тем, что в углубленные впадины клейма, может попасть грязь, украшение перед осмотром следует тщательно вымыть.

Поддельное клеймо соответствует настоящему только по внешним признакам, заметным на основе визуального осмотра.

Самое главное, что отличает подлинник от подделки – это четкость и ровность пробы. Кривые неровные цифры говорят о подделке.

Не всегда, конечно, неудачно проставленная проба — это 100% имитация, но в большинстве случаев она присуща изделиям из ненастоящего металла.

Также, неровные цифры внутри пробы могут говорить о подделке. Иногда именники делают вручную, а в связи с ювелирностью работы, возможны небольшие огрехи. Но это, как правило, исключение.

Клеймо на золоте является необходимым атрибутом, отличающим металл одного качества от другого, характеризующим подлинность изделия, его легальность и законность. Поэтому, покупая ювелирное украшение или любое другое золотое изделие, следует тщательно подходить к его выбору, чтобы не получить разочарование от покупки.

В наши дни, ювелиры используют метрическую и каратную систему проб золота. В царской России и в СССР до 1927 года, применялась старая система золотниковых проб.

Метрическая проба золота

Метрическое измерение проб это точная и удобная система. Она показывает, сколько частей золота находится в 1000 весовых частей драгоценного сплава. Например, в 1000 граммах ювелирного сплава 585 пробы содержится 585 грамм чистого золота.

Каратная проба золота

Каратная система это метод измерения проб золота в каратах. Она действует во многих западных странах. По этой системе самая высокая проба золота соответствует 24 каратам. Например, метрическая проба 585 это зарубежное золото 14 карат.

Золотниковая проба золота

Золотниковая система это старый русский метод измерения проб золота в золотниках. По ней, содержание чистого золота в сплаве определялось количеством золотников. Максимальная царская проба золота равнялась 96 золотникам. Сегодня, числовое значение 56 золотников (56 проба) соответствует 585 пробе золота.

В этой статье:

Клеймо на золоте - это гарант качества. Так думают многие, покупая украшения в ювелирных магазинах. Так и есть: клеймо говорит о том, что изделие было проверено государственными органами и соответствует указанной пробе, то есть в украшениях действительно содержится золото в заявленном количестве.

Структура клейма

Впервые клеймо стали ставить на драгоценностях во Франции, произошло это еще в XIII веке. В нашей стране пломбировать драгоценные металлы стали позже. Благодарить за это стоит Петра Первого - именно он издал указ о том, что все изделия из серебра и золота должны иметь клеймо и пробу. Произошло это в XVIII веке. За годы истории виды проб и само клеймо несколько раз меняло вид. Сегодня на украшениях можно увидеть девушку в кокошнике, вернее, ее профиль.

Факты из истории

Начать стоит с того, что впервые клеймить стали изделия из серебра, и произошло это еще до начала правления Петра Первого в XVII веке. Тогда клеймо представляло собой двуглавого орла и дату, которую ставили славянскими буквами. Но указ Петра все изменил.

В те годы в ходу была 96-кратная система проб. То есть цифра 96 свидетельствовала о количестве единиц золота в изделии. С наступлением XIX века количество проб увеличилось, стали ставить не только цифру 96, но также 58, 72, 94 и 92 - все это были пробы, которые свидетельствовали о процентном содержании драгметалла в изделие.

Пробирное клеймо снова изменилось уже во времена СССР: было принято решение ставить на изделия пробу, кратную количеству драгметалла в сплаве, цифры начинались с 0 и заканчивались 1000. Таким образом, самой высокой пробой в СССР обладало золото с маркировкой 999,9. Такая система называлась матричной.

Приблизительно в то же время была установлена погрешность в 3 и 5 единиц. То есть, согласно законодательству, украшения, изготовленные из драгоценных металлов, могут иметь погрешность - содержание металла может варьироваться в пределах пробы, но только на 3 или 5 единиц меньше или больше.

В пример возьмем изделие из золота 585 пробы: если в сплав добавлены медь и серебро, то погрешность составляет 3 единицы. Значит реальное содержание драгметалла в изделии может варьироваться в пределах от 582 до 588, если речь идет об изделии с 585 пробой. Если в сплав добавлен никель, то допустимая погрешность составляет 5 единиц.


Клейма на золоте СССР

Таким способом СССР удалось снизить количество брака и контролировать качество выпускаемой продукции. Стоит отметить, что в Советском Союзе в ходу была проба 583, но после ее заменили на 585 - самую популярную на сегодня.

Причина была банальна: власти боялись, что драгоценности 583 пробы в Европе оценят ниже по каратной системе. Чтобы повысить оценку и ввели .

Соответствие европейским маркировкам:

  1. 23 карата соответствует драгметаллу с маркировкой в 958.
  2. 18 карат соответствует 750 пробе.
  3. 14 карат соответствует драгметаллу с маркировкой 585.

Так, импортный стандарт не был нарушен с появлением 585 пробы, но она не самая низкая на сегодняшний день. Существует еще 375, где содержание драгметалла не превышает 38%.

Наименьшим доверием среди ювелиров пользуется золото, привезенное из Турции. Ювелиры этой страны способны поставить на изделие любое клеймо по желанию покупателя. Приобретая драгоценность без маркировки, владелец может потребовать поставить клеймо прямо в магазине на свое усмотрение. По этой причине, покупая драгоценности в других странах, стоит внимательно изучать не только клеймо и пробу, но и внешний вид изделия.

Виды проб золота

В нашей стране существует всего 5 уровней качества, которые помогут определить процентное содержание драгметалла в сплаве:

  • 375 - сплав Au с медью и серебром. Изделия из такого материала не отличаются высоким качеством, процентное содержание золота не превышает 38%. Драгоценности имеют красный цвет или оттенок из-за большого содержания в лигатуре меди.
  • 500 - проба, которую ставят на сплав с содержанием не только AU, но также меди и серебра. Для изготовления украшений такой материал используют редко.
  • 585 - драгоценности из этого сплава в нашей стране пользуются популярностью. Ювелиры утверждают, что при добавлении в лигатуру меди, серебра или палладия, материал становится более прочным. Украшения этой пробы не вступают в контакт с агрессивными реагентами и факторами внешней среды. Долго носятся и отличаются устойчивостью к механическим повреждениям. В лигатуре содержание Au не превышает 59%.
  • 750 - этот сплав используют для изготовления украшений элитного типа. Цвет металла может иметь зеленый, желтый или даже красный оттенок. В лигатуру добавляют платину, палладий, медь, серебро и никель. Сплав хорошо переносит влажность, не темнеет, устойчив к царапинам и повреждениям. Содержание Au в лигатуре не превышает 75,5%. Драгоценности из этого сплава часто инкрустируют бриллиантами и другими драгоценными камнями.
  • 958-я проба используется для изготовления произведений искусства. Содержание Au в сплаве составляет 95,88%. Сплав пластичный, но мягкий, по этой причине для изготовления драгоценностей его не используют.

Оттиск пробирного клейма 585 пробы

Монеты чеканят из , а вот 999,9 практически не используется, причиной всему ненадежность материала.

В рамках деятельности пробирного надзора находится не только контроль за качеством изделий из драгоценных металлов, но и соответствие их указанным в законодательстве требованиям. А также государственный орган следит за продажей металла, который не имеет на своей поверхности пробы и клейма. В нашей стране торговля таким золотом запрещена законом.

Отсюда следует вывод, что покупать и продавать золото, на поверхности которого отсутствует информация о производителе, дате изготовления и процентное содержание драгметалла в составе, может привести к проблемам с законом.

В целом все предельно ясно, но чтобы рассмотреть пробу или клеймо на поверхности украшений стоит вооружиться лупой или специальным прибором, поскольку даже в бутиках и крупных магазинах можно купить подделку. Но если покупателю удастся доказать низкое качество товара, ему обязаны будут вернуть деньги и принести извинения.

А вот в Голландии, например, таких жестких рамок нет, там можно продавать и производить любые изделия, в составе которых есть хоть небольшое содержание Au. При этом ставить пробу на изделие необязательно.

Клеймо на металле

Иименник - так клеймо называют ювелиры. Маркировка содержит информацию о производителе украшения.

На территории России и СССР можно было встретить:

  1. Клеймо в виде двуглавого орла и славянских букв.
  2. «Тройники» - своеобразное переплетение букв.
  3. Знак удостоверения.
  4. Девушку в кокошнике.
  5. Рабочего с молотом.
  6. Пятиконечная звезда с серпом и молотом.

Двуглавый орел и славянские буквы - это первый вид клейма, который можно встретить на изделиях из драгметалла. Такой вид маркировки можно встретить на серебре XVII века.

«Тройники» использовали до 1896 года в России. Маркировка представляла собой переплетенные в один узор пробу, дату постановки клейма и первые буквы имени изготовителя. До 1897 года знаки, которые ставили на драгметалл, имели выпуклую форму, а после приобрели вдавленный вид.

В 1899 году впервые появилась голова женщины в кокошнике, которую и называли «знак удостоверения». Голова женщины была повернута в левую сторону.

После изображение девушки в кокошнике немного изменилось - теперь девушка смотрела в другую сторону. А также в клейме появились греческие буквы - они указывали регион, в котором было изготовлено украшение.

Если на металле можно разглядеть голову рабочего с молотом, то это свидетельствует о том, что драгоценности датируются 1927–1958 годом.

Но подобное изображение было изменено, и с 1 июля 1958 года на всех изделиях из драгоценных металлов появилась звезда с серпом и молотом - характерная символика времен СССР.

Сегодня на драгоценности, как и раньше, наносят изображение девушки в кокошнике, которая смотрит вправо. Цифры могут быть нанесены отдельно от изображения девушки. А также клеймо может быть разделено, если речь идет, например, о серьгах.

Если рассмотреть пробу, то можно увидеть девушку в кокошнике, ее изображение находится в рамке; также есть цифры, обозначающие пробы, и буквы, говорящие о госинспекции, которая поставила на поверхность металла клеймо.

Обнаружить маркировку можно на:

  • тыльной стороне кольца;
  • на застежке сережек или цепочек;
  • на держателе кулона.

В большинстве случаев производители ставят пробу таким образом, чтобы не навредить внешнему виду драгоценности. Поэтому клеймо маленькое и не способно нанести вред внешнему облику украшений.

Если речь идет о цепочке или браслете, то искать маркировку стоит на застёжке или близлежащих звеньях.

Изучая пробу или клеймо, не стоит забывать о том, что драгоценности с наличием маркировок должны полностью соответствовать указанной информации. Это гарантия качества, которую предоставляет государство. Клеймо говорит о том, что человек действительно приобретает золото, а не покупает сплав из неизвестных элементов, который не отличается качеством, и соответственно, не может использоваться для изготовления драгоценностей.