Смольный институт. Смольный институт благородных девиц

Закончилась посещением Смольного института, где в настоящее время располагается городское правительство.

Водили нас по коридорам в сопровождении охранника - полицейского, показали только несколько помещений, а в коридоре, где устроена галерея портретов всех Петербургских губернаторов,почему-то даже не разрешили снимать.

Немного об институте и системе обучения в нём.

Смольный институт благородных девиц - первое в России женское учебное заведение закрытого типа для дворянского сословия, положившее начало женскому образованию.

Основано оно было по инициативе И.И. Бецкого в соответствии с указом Екатерины II от 5 мая 1764 и первоначально располагалось в кельях Воскресенского Смольного монастыря.
Но затем, в связи с увеличением числа воспитанниц, было решено построить новое здание и в 1809г., по проекту Д.Кваренги, оно было построено (тогда без Ильича перед фасадом)


Устав общества написал И.И. Бецкой, положив в его основу свои педагогические воззрения, сформированные под влиянием западноевропейской просветительской философии, которым также сочувствовала и Екатерина II.

В нём устанавливался полный регламент его деятельности: правила о воспитании, учении и молитвах; пище и форме, праздничных собраниях, должности начальницы и правительницы, положение о попечителях, каковыми должны быть четыре сенатора.

Воспитательное общество первоначально было рассчитано на содержание 200 девиц благородного звания.

Принимались девочки в возрасте от 4-х до 6-ти лет, обучение продолжалось 12 лет и делилось на 4 «возраста» по 3 года каждый.
Первый прием девочек в возрасте от 4 до 6 лет состоялся в августе 1764г.

Вот известные изображения одних из первых «смолянок» Дм. Левицкого

Жизнь в заведении отличалась простотой и строгостью.

Девочек учили Закону Божьему, русскому и иностранным языкам, арифметике, рисованию, танцам, музыке и рукоделию. Во 2-м возрасте прибавлялись история и география, в 3-м – словесные науки, скульптура, архитектура, геральдика, физика, токарное дело.
Воспитанницы последнего возраста по очереди назначались в младший класс для практического ознакомления с приемами воспитания и обучения. Уроки шли с 7 до 11 и с 12 до 14 часов, занятия чередовались с физическими упражнениями, ежедневными прогулками, играми на свежем воздухе или в залах.

Воспитанницы учились круглый год, каникулы не предусматривались. Раз в три года проводились экзамены.
Стол был простой и здоровый, состоял, главным образом, из мяса и овощей; пили только молоко и воду. Ученицы были обязаны носить особые форменные платья определённого цвета: в младшем возрасте – кофейного, во 2-м – голубого, в 3-м – серого и в старшем возрасте – белого (по преданию фасон платья нарисовала Екатерина II).

Классные дамы обязаны были поступать с воспитанницами с благоразумием и кротостью. Наказаний предписывалось избегать, допускались только «увещания» провинившихся.
По первому уставу родители посещали дочерей только в назначенные дни с позволения начальницы – заведение должно было полностью заменить семью.

Обычной платой за содержание воспитанниц было 300 рублей в год, но за отдельных воспитанниц платили значительно больше, и эти средства шли на воспитание бедных. Более половины девочек обучались на счет благотворителей. Пансионерки императрицы носили зеленые платья, а пансионерки частных лиц – ленточку на шее, цвета, выбранного благотворителем.

Изменения в жизни воспитанниц начались в 1859 году, когда по указанию императрицы Марии Фёдоровны инспектором обеих учебных заведений (института благородных девиц и мещанского Александровского училища) был назначен выдающийся педагог К.Д Ушинский.

Он внёс изменения у в учебные планы и, главное, - были учреждены каникулы, т. к. многолетнее воспитание девочек в отрыве от семьи неблаготворно влияло на их дальнейшую жизнь.

А теперь пройдёмся по зданию.
В Смольном организован небольшой музей, где собрано то, что осталось от исторического интерьера.


Шкатулка для рукоделия на подлинном столике

Вот так выглядел урок рукоделия

Некоторые из библиотечных книг

Музыкальные инструменты, на которых учились играть воспитанницы


Урок игры на арфе

Вот так выглядели ученицы и преподавательницы на макете

А вот как на старых фото

Далее мы отправились в знаменитый танцевальный Белый зал, где проходили самые торжественные институтские балы. На них присутствовали члены Императорской семьи.


Вот, как выглядел урок танцев в бальном зале

Во время революции, когда в Смольном обосновался штаб большевиков, интерьер Белого зала претерпел изменения, правда, не сразу.
Первое выступление В.И. Ленина в октябре 1917 года состоялось в Белом зале ещё в старом интерьере,

а затем архитектурные излишки были убраны


Были сняты лепные панели воздуховодов,


заделаны окна со скульптурами ангелов


Только светильники сохранились самым непостижимым образом


В настоящее время Белый зал восстановлен таким, каким его задумывал Д.Кваренги.
Далее, наш путь лежал в апартаменты В.И.Ленина и Н.К.Крупской, находящиеся в бывшем жилище обной из классных дам.
Нам показали только их квартиру, а знаменитый кабинет с зелёной настольной лампой, где Ильич принимал ходоков - почему-то нет.

Комнатёнка маленькая, спальня отгорожена фанерной перегородкой, снимать было неудобно - тесновато, зато всё осталось подлинным с тех самых времён, вплоть до пола.



Теперь совсем чуть чуть о судьбе воспитанниц института, волею революции оказавшихся в её штабе.
Вот выпускницы 1917 года

Как разбросала их судьба именно их - известно мало.
Но оставшимся ученицам, по революционным меркам, крупно повезло, т. к. в октябре 1917 воспитанницы института под руководством кн. В. В. Голицыной выехали в Новочеркасск, где в феврале 1919 состоялся последний выпуск.
Летом того же года преподаватели и оставшиеся воспитанницы покинули Россию вместе с Белой армией, и институт был возобновлен в Сербии.

Смольный институт благородных девиц стал первым женским образовательным учреждением в России, а его открытие положило начало эпохе реформ в области просвещения. Не последнюю роль в этом сыграл Иван Бецкой - президент Академии художеств, попечитель Смольного института и Московского воспитательного дома, руководитель Сухопутного Шляхетного корпуса. Именно по его проекту в 1764 году было создано Воспитательное общество благородных девиц, а затем по Российской Империи был разослан указ «О воспитании благородных девиц в Санкт-Петербурге при Воскресенском монастыре». К указу был приложен устав и штат «сего Воспитательного Общества».

От кофейного до белого

Во многом Смольный институт был похож на современные школы. Девочек из дворянских семей принимали туда с шести лет, а обучение длилось 12 лет и было разделено на четыре «возраста» по три года. В зависимости от возраста воспитанницы- « смолянки » должны были носить форменные платья: младшие - кофейного цвета, от 9 до 12 лет - синего, от 12 до 15 лет - голубого и от 15 до 18 лет - белого цвета. Шесть лучших выпускниц удостаивались отличительного знака - золотого вензеля с инициалами императрицы.

Одновременно в институте проходили обучение около 200 девочек. В 1765 году при Смольном институте открылось учебно-воспитательное учреждение для девиц других сословий (кроме крепостных), где можно было получить общеобразовательную подготовку по упрощенной программе и изучить азы домоводства.

Трудоустройство гарантировано

Девицы из благородных семей по окончании института получали службу при дворе, некоторые становились фрейлинами. На это была направлена и образовательная программа заведения, составленная при участии Ивана Бецкого. Здесь изучали Закон божий, три иностранных языка, арифметику, рисование, историю, географию, словесность, обучались танцам, музыке, светским манерам, рукоделию и домоводству. Особый упор делался на иностранные языки и Закон божий, а выпускницы обязаны были знать «правила доброго воспитания, благонравия, светского обхождения и учтивости». В штатное расписание института входили 29 учителей: русского языка, иностранных языков, рисования, вокальной и инструментальной музыки, истории, географии, геральдики и архитектуры, два танцмейстера.

Устав института был строг - девушки жили по четкому распорядку дня, а видеться с родными могли только по выходным и праздникам и только в присутствии начальницы. Покинуть заведение до 18-летия по своему желанию или по требованию семьи девочка не имела права.

Институт располагался в монастыре до начала XIX века, пока рядом не было построено специальное здание. Фото: АиФ / Екатерина Стекольщикова

Многие выпускницы оставались в институте и работали классными дамами - для них в награду за многолетний труд были предусмотрены почетные знаки: оранжевый бант «За труды» и серебренный с эмалью «Знак Учреждений Ведомства Императрицы Марии Федоровны». Девушки, которые воспитывались в мещанском отделении института, впоследствии могли рассчитывать на должность гувернанток.

Императорская реформа

Перемены в уставе института начались после смерти Екатерины. Павел I поручил своей супруге Марии Федоровне руководство всеми благотворительными и женскими учебными заведениями России. Она впоследствии управляла институтом 32 года и многое изменила. При Марии Федоровне появилось почасовое расписание преподавания каждого предмета, а весь курс обучения сократился с 12 до 9 лет. «Возрастов» осталось только три, и каждый был разделен на три параллельных группы: для отличниц, «середнячков» и неуспевающих. Каждый урок в институте длился два часа. Дважды в год « смолянки» сдавали промежуточные экзамены, а в конце года им предстоял итоговый экзамен.

Девочек стали принимать в институт с более позднего возраста - в 8-9 лет, а мещанок принимали и вовсе с 11-12, поскольку их программа ограничивалась шестью годами обучения. С приходом Марии Федоровны девочек стали готовить скорее в жены, чем во фрейлины, поэтому вместо книги «О должностях человека и гражданина», которая читалась в Екатерининское время, стали читать «Отеческие советы моей дочери». Практически все нововведения Марии Федоровны просуществовали в институте вплоть до его закрытия в 1917 году.

Новая порода

Образование, безусловно, было не единственной целью Смольного института. Учреждая это заведение, Екатерина позаботилась о том, чтобы в уставе были прописаны не только профессиональные требования к преподавателям и самим « смолянкам» , но и правила поведения, обращения друг с другом. Телесные наказания в институте были категорически запрещены, а все служащие заведения обязаны были не только передавать знания воспитанницам, но и подавать им пример для подражания.

На знаменитых портретах Левицкого « смолянки» скромны и веселы - как и положено по уставу института. Фото: Creative commons

«Устав настоятельно требовал, чтобы дети всегда имели вид бодрый, веселый, довольный и «вольные действия души». Поэтому предписывалось отнюдь не делать из наук предметов скуки, горя и отвращения и облегчать всякими способами усвоение знаний, обращая при этом внимание на степень развития и способности каждой девочки в отдельности, - писала Зинаида Мордвинова в 1914 году в своем историческом очерке «Смольный институт в эпоху Екатерины II». - Что касается системы воспитания, то в уставе дается наставление самим воспитательницам, начиная с начальницы. В обращении с детьми требуются: «кротость, благопристойность, учтивость, благоразумие, справедливость и также непритворная веселость и отсутствие лишней важности в обращении».

Средством исправления провинившихся служило пристыжение перед всем классом, «дабы стыд одной служил всегда к воздержанию других от подобных поступков». Но применялась эта мера лишь в очень важных случаях, к которым относились малейшее нарушение благочиния во время молитвы или при церковном богослужении.« Очевидно, тут идет вопрос не только о светских манерах, но о выработке того культурного типа, который осуществлял бы ее государственную задачу: создать новую породу людей», - пишет Мордвинова.

Доска почета

За 153 года существования Смольного института через него прошли 85 выпусков. Разумеется, среди сотен благородных выпускниц были и те, чьи имена остались в истории. Одной из последних в институт благородных девиц в 1914 году поступила баронесса Мария Будберг - возлюбленная Максима Горького и героиня книги Нины Берберовой «Железная женщина». В 1911 году институт окончила Нина Комарова - будущая поэтесса Нина Хабиас, ученица Алексея Крученых и одна из первых футуристок.

Карл Булла в 1917 году сфотографировал последних воспитанниц Смольного института. Фото: Creative commons

В 1900 году одной из выпускниц стала Мария Добролюбова - педагог, сестра милосердия, революционер и сестра поэта Александра Добролюбова. В 26 лет она покончила с собой, не найдя в себе сил совершить теракт, организованный эсерами. В 1895 году выпускницей Смольного была Ксения Эрдели - арфистка, композитор, педагог, народная артистка СССР и основоположница советской школы исполнительства на арфе. В 1891 году институт окончила Дочь короля Николы I Черногорского и его жены Милены Вукотич принцесса Елена Черногорская, которая в браке с Виктором Эммануилом III стала королевой Италии и Албании, императрицей Эфиопии. Здесь же учились ее сестры, великие княгини Милица Николаевна, Зорка Николаевна и Анастасия Николаевна.

В 1848 году институт окончила Елена Бурман (в замужестве - Молоховец) - автор книги «Подарок молодым хозяйкам, или средство к уменьшению расходов в домашнем хозяйстве» (1861) и классик русской кулинарной литературы. Еще раньше здесь училась Елена Полтавцева - будущая жена генерала Дмитрия Скобелева и мать генерала Михаила Скобелева, начальница лазаретов во время русско-турецкой войны 1877—1878 годов. Выпускницей Смольного была и Екатерина Керн - дочь Анны Керн, возлюбленная композитора Михаила Глинки и мать академика Юлия Шокальского.

Воспитательное общество благородных девиц положило начало женскому образованию в нашей стране. Выпускницы Смольного, воспитывая своих или чужих детей в уважении к знаниям и культурному наследию, вольно или невольно способствовали просвещению русского общества.

Близкие Екатерине Великой идеи просвещения искренне разделялись многими её прогрессивными сподвижниками. Таковым был И. И. Бецкой, получивший образование за границей и сформировавшийся там как мыслитель и деятель образования. На педагогические воззрения Бецкого определяющим образом повлияли труды Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро и других представителей французского просвещения, согласно которым воспитание «нового» человека должно происходить в строгой изоляции от внешнего мира, погрязшего в «суевериях» и «злонравии». И. И. Бецкой представил Екатерине доклад об общей реорганизации в России дела воспитания детей — «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества», став инициатором школьной реформы 1763-1764 годов. В результате была создана система закрытых учебно-воспитательных учреждений сословного характера.

Прекрасно понимая роль женщины в деле формирования общественного сознания и воспитания подрастающего поколения, Бецкой проявил себя горячим сторонником женского образования. В мае 1764 году специальным указом Екатерины II в Санкт-Петербурге было создано «Воспитательное общество благородных девиц», преследовавшее цель «...дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества». Принципиально новое учебно-воспитательное заведение разместилось в стенах Воскресенского девичьего монастыря, который начал строиться еще при императрице Елизавете Петровне на месте принадлежавшего ей Смольного дворца и был открыт одновременно с Воспитательным обществом. Именно поэтому Воскресенский монастырь обычно называли Смольным монастырем, а питомиц Воспитательного общества — «смолянками» или «монастырками».

В Воспитательное общество благородных девиц принимали в шестилетнем возрасте, курс обучения длился 12 лет и состоял из четырёх трёхлетних классов. Всё это время воспитанницы должны были безвыездно пребывать в стенах института и не иметь свиданий с родными. С родителей бралась расписка, что они ни под каким предлогом не будут требовать своих дочерей назад до истечения срока обучения и достижения ими восемнадцатилетнего возраста. Императрица надеялась, что изоляция девочки на долгий срок и возвращение в родную среду уже развитой и облагороженной девушки, будет способствовать смягчению нравов и созданию «новой породы людей». Немногие из знати были согласны обрекать своих дочерей на безвыездные 12 лет учебы. Именно поэтому основной состав учениц был родовитым, но бедным.

Для занятий первоначально назначались только учительницы, которые должны были неотлучно днём и ночью находиться при детях. Распорядок дня был незыблем и строг: подъём в 6 часов утра, уроки с 7 до 11 и с 12 до 14 часов. Занятия чередовались с физическими упражнениями, играми и прогулками. Воспитанницы учились круглый год, каникулы не предусматривались. Раз в три года проводились экзамены. Форма учениц свидетельствовала о принадлежности к той или иной возрастной группе. Девочки младшего возраста носили платья коричневого цвета, их называли «кофейницами»; воспитанницы-подростки 9-12 лет одевались в голубые платья, с 12-15 лет — в серые, а в 15-18 лет на занятия ходили в зеленых, а на балы — в белых платьях.

Программа обучения была разработана в духе тогдашних требований к женскому образованию, предусматривая изучение русского и иностранного языков, арифметики, географии, истории. Обучали также стихосложению, музицированию, рисованию. Кроме общеобразовательных предметов, нужно было научиться и всему, что должны были уметь добродетельные жёны и матери: шитью, вязанию, танцам, музыке, светскому обхождению. Учителя обязывались обращаться с девицами кротко, гуманно, ласково и справедливо. Телесные наказания не допускались. Выработка хороших манер и светского благородства должна была помочь питомицам Воспитательного общества занять видное положение в обществе, чтобы воспитанная в них привычка к добродетели способствовала повышению его нравственного уровня.

Спустя год при институте, учреждённом первоначально как закрытое привилегированное учебное заведение для дочерей дворянской знати, открылось отделение «для мещанских девиц» (недворянских сословий, кроме крепостных крестьян). Оба института находились на территории Воскресенского монастыря, имели единое начальство и штат учителей, но размещались в разных зданиях и различались программой и длительностью обучения. Управление делами Воспитательного общества возлагалось на Совет Попечителей. Главой Воспитательного Общества назначалась начальница, подбирающая педагогический состав, решающая вопросы экономического и организационного характера.

Императрица постоянно держала в поле своего зрения все, что касалось Смольного института (так вскоре стали называть Воспитательное общество). Через несколько лет после его основания она писала Вольтеру: «...Мы очень далеки от мысли образовать из них монашек; мы воспитываем их так, чтобы они могли украсить семейства, в которые вступят, мы не хотим их сделать ни жеманными, ни кокетками, но любезными и способными воспитать своих собственных детей и иметь попечение о своем доме».

Самые первые институтки были отгорожены от влияния семьи, но не от мира вообще. Их часто вывозили на прогулки и придворные мероприятия, в стенах Смольного устраивались торжественные обеды и спектакли.

После смерти императрицы Екатерины Павел I поручил своей супруге Марии Федоровне главноначалие над всеми благотворительными и женскими учебными заведениями России. Императрица управляла Смольным институтом 32 года и существенно реформировала его: срок обучения был сокращён до 9 лет — трёх трёхлетних классов, возраст приёма в институт повышен до 9 лет, установлены полугодичные и годичные экзамены, разрешены свидания с родными, для преподавания приглашены учителя-специалисты, а круглосуточное нахождение при детях доверили классным дамам, заботившимся о воспитании характера, успехах, поведении, манерах и гигиене воспитанниц. Основным критерием отбора классных дам обычно был незамужний статус. Неустроенность личной жизни, порой, весьма негативно сказывалась на их характере, и стареющая особа начинала отыгрываться на своих подопечных, запрещая все, что можно, и наказывая за малейший проступок. Заработать выговор можно было за любое отступление от правил: слишком громкий разговор на перемене, небрежно заправленную постель, выбившийся локон из строгой прически. Впоследствии классными дамами в институте работали многие его выпускницы.

Воспитание дворянок и мещанок отныне было строго разделено. Девочек-мещанок стали принимать с 11-12 лет, а срок их пребывания в заведении сократили до 6 лет, поскольку по мнению императрицы обучение мещанских девиц должно ограничиваться «учинением их добрыми женами, матерями и хозяйками». Совместные с «благородной половиной» собрания больше не устраивались, а лазареты заведений были отделены друг от друга. Императрица даже отменила обучение мещанок иностранным языкам, но поскольку многие из выпускниц становились гувернантками, преподавание французского и немецкого языков всё же было восстановлено. Самыми же существенными последствиями реформы Марии Фёдоровны стали перемены в характере Воспитательного общества. Широкие гуманно-общественные задачи, поставленные Екатериной II, были заменены более узкими, чисто женскими.

В 1809 году институт окончательно перебазировался в специально возведённое для него архитектором Дж. Кваренги здание с огромными дортуарами и классными комнатами. Кстати, разработанная архитектором схема расположения учебных и служебных помещений не потеряла своей актуальности и сегодня. Дворянская часть института, именуемая «Обществом благородных девиц», с 1842 года обрела дополнительное название — «Николаевская половина». Сюда принимали дочерей лиц в чине не ниже полковника и действительного статского советника на казённый счёт и дочерей потомственных дворян за годовую плату. Девочек готовили для будущей придворной и светской жизни, и некоторые воспитанницы института становились фрейлинами двора.

Вторая его половина получила название Александровского училища, в которое принимали дочерей мещан и купцов, придворных служителей, унтер-офицеров гвардии. Мещанское отделение при Смольном институте стало родоначальником в России подготовки учительских кадров. Целое столетие после основания Смольного оба заведения состояли под главенством одной начальницы и одного инспектора. Разделение произошло по инициативе императрицы Марии Александровны, увидевшей в этом единении большие неудобства.

С отступлением от екатерининской образовательно-воспитательной концепции общение воспитанниц с внешним миром резко ограничилось. Все усилия администрации теперь были направлены на сохранение традиционного однообразия, а воспитание стало сводиться к поддержанию порядка, дисциплины и внешнего благообразия институток. «Казённые затворницы», как называл институток Александр Бенуа, чаще видели императрицу и придворное общество, чем своих близких. «Наше начальство, — поясняла такое положение дел одна из бывших смолянок, — находило это необходимым для того, чтобы воспитанницы сосредоточивали все свои помыслы на развитии нравственных способностей, чтобы приучить их довольствоваться скромною долею». Однако «убийственное однообразие» стирало всякие индивидуальные различия, «притупляло способности ума и сердца, охлаждало живость впечатлений, губило в зародыше восприимчивость и наблюдательность».

В самом начале 1859 года инспектором классов в Смольном, на Николаевской и Александровской половинах, был назначен уже известный к тому времени педагог Константин Дмитриевич Ушинский, который сразу же приступил к прогрессивным преобразованиям (новый семилетний учебный план с большим числом часов, отведённых на русский язык, географию, историю, естествознание и др.). По его понятиям, учитель русского языка не должен ограничиваться преподаванием грамматики, а обязан давать ученицам ясное представление об окружающем, научить их рассуждать о знакомых предметах и правильно выражать свои мысли. Училище, ранее готовившее дворцовых служительниц, теперь приобрело профессионально-педагогическую ориентацию.

Одна из смолянок того периода впоследствии вспоминала: «Если бы кто-нибудь сказал нам тогда, что этому человеку суждено не только пошатнуть устои двух огромных институтов, незыблемо покоившихся на основах безнравственной нравственности, ханжеской морали и рутинных схоластических приёмов преподавания и в корне изменить взгляды и мечты институток, мы, воспитанницы, ни за что не поверили бы этому». «...Наша мысль зашевелилась впервые, — продолжает она, — нас охватил какой-то вихрь вопросов, глаза у всех блестели, щёки пылали, сердца трепетали <...>, мы сразу, инстинктивно, почуяли в его личности что-то сильное, крупное, оригинальное». Ушинский настоял на том, чтобы занятия носили характер живых бесед. Своим воспитанницам он внушал: «Вы должны, вы обязаны зажечь в своём сердце не мечты о светской суете <...>, а неугасимую жажду к приобретению знаний. <...> Мечты могут оказаться пустыми иллюзиями, только умственный труд <...> никогда никого не обманывает...»

В конце третьего и последнего года инспекторства Ушинского, начальница всё с большей настойчивостью стала обвинять его в пренебрежении моральными основами институтского воспитания, стремлении «выбросить за борт как ненужный хлам всю женственность, скромность и другие особенности, составляющие главный фундамент воспитания молодой девушки». Раздражало её и стремление инспектора ограничить власть классных дам. На Ушинского посыпались клеветнические обвинения, и на некоторые из них ему пришлось давать официальные объяснения. Ровно через три года после вступления в должность инспектора, Ушинский подал прошение о своём увольнении из Смольного. Вместе с Константином Дмитриевичем институт покинули почти все приглашённые им преподаватели. Предложенные Ушинским прогрессивные учебные программы были свёрнуты, и до последних дней своего существования Смольный институт оставался образцом консерватизма и приверженности традициям.

В октябре 1917 года Смольный институт переехал в Новочеркасск. В феврале 1919 года здесь состоялся его последний российский выпуск. Условия институтского воспитания не создали «новую породу» светских женщин, как это первоначально планировалось, но сформировали оригинальный женский тип — восторженный и наивный. Институт представлял собой слишком абстрактную, искусственную модель действительности, чтобы приобретённые в нём навыки соответствовали естественному житейскому опыту. Многим смолянкам пришлось «прямо с облаков спуститься в самый неказистый мир», что крайне осложняло и без того трудный процесс адаптации к новой жизни. Культурная элита конца ХVIII — начала ХIХ века усматривала в институтках достаточно много достоинств: серьезность и образованность, естественность и непосредственность. Однако к середине XIX века «прогрессивная мысль» утвердилась во мнении, что институт не давал ни должного образования, ни подлинного нравственного воспитания, что «отжившая» институтская идея должна уступить место новому типу женского училища — открытой и общедоступной гимназии.

И всё же именно Воспитательное общество благородных девиц положило начало женскому образованию в нашей стране. Выпускницы Смольного, воспитывая своих или чужих детей в уважении к знаниям и культурному наследию, вольно или невольно способствовали просвещению русского общества. Накопленный же институтом положительный опыт был позднее использован в организации тех же гимназий, а затем и первых российских женских высших учебных заведений. Образ же институтки — этакой бледнолицей «кисейной барышни» — представляется ныне чуть ли не самым характерным персонажем широкой и красочной панорамы культурной жизни дореволюционной России.

Елизавета Газарова

Трудно переоценить роль, которую сыграл Смольный институт в жизни России. Речь идет, конечно, не о его роли в дни большевистского переворота 1917 года, а о том, что он был первым в русской истории женским светским учебным заведением.

Выпускницы Смольного во многом способствовали просвещению русского общества. Именно они, создавая семьи или в силу обстоятельств вынужденные воспитывать чужих детей, прививали им любовь к культуре, уважение к истории своей страны, жажду знаний. Воспитательное общество благородных девиц положило начало женскому образованию в нашей стране, на его основе и по его подобию впоследствии создавались не только женские институты и гимназии Ведомства учреждений императрицы Марии, но и женские заведения других ведомств России и даже за ее пределами.

Начало образованию женщин на государственном уровне положила Екатерина II, энергично поддержавшая инициативу И. И. Бецкого по основанию первого светского женского учебного заведения. Еще ее предшественница, императрица Елизавета Петровна (1709–1762), желая тихо закончить жизнь в монастыре, повелела архитектору Франческо Бартоломео Растрелли построить на левом берегу излучины Невы, на месте загородного Смольного дворца женский Воскресенский монастырь. В 1748 году состоялась его закладка. Шли годы, началась Семилетняя война, денег на завершение строительства не хватало. По прямому назначению монастырь так никогда и не использовали. После смерти Елизаветы именно Смольный монастырь Екатерина сделала местом пребывания Воспитательного общества благородных девиц. Согласно воле его основательницы оно было призвано осуществить высокую государственную задачу - воспитать новое поколение русских женщин и тем самым послужить делу обновления русской жизни. В указе императрицы от 5 мая 1764 года об учреждении при Смольном монастыре учебно-воспитательного заведения для 200 благородных девиц сказано, что его цель - «…дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества». Главным принципом первого женского института провозгласили «воспитание в красоте и радости».


Смольный создавали как узкосословное, чисто дворянское заведение. Екатерина II приказала разослать указ «по всем губерниям, провинциям и городам… дабы каждый из дворян мог, ежели пожелает, дочерей своих в молодых летах препоручить сему от Нас учрежденному воспитанию». На первых порах желающих определить своих детей в Воспитательное общество (позднее получившее название Смольный институт благородных девиц) оказалось довольно мало. Русское дворянство, совсем недавно заставленное Петром Великим жить на европейский лад и очень неохотно выпустившее своих жен и дочерей из наглухо затворенных светелок на знаменитые петровские ассамблеи, ко временам Екатерины II еще совершенно не понимало необходимости серьезного образования для женщин. В России не было ни одной школы, где учились бы девочки. Дворянок в лучшем случае учили дома при помощи иностранных гувернеров, а девочек из бедных семей, как правило, не учили вовсе.


Далеко не всем было ясно, зачем женщине, относительно недавно покинувшей терем после нескольких веков заточения в нем, познания в математике, истории, географии, геральдике и многом другом. Все это казалось ненужным и даже опасным: вдруг образованная по‑новому девица наберется «распутства», начнет «фордыбачить», «много понимать об себе» и бунтовать против мужского главенства - основы проверенного и освященного веками патриархального порядка. Очень не нравилось и категорическое требование подписки от родителей или опекунов, что до истечения положенного для обучения 12-летнего срока «девицу ни под каким видом требовать не станут». Такое условие проистекало из того, что нравы русского общества, по мнению Екатерины и ее сподвижников, оставались еще грубы даже в кругу дворянства, поэтому необходимо было оградить ребенка от такой среды.


Серьезным стимулом для того, чтобы все‑таки отдать дочь в новое учреждение, для многих становился его благотворительный характер. Это привлекало прежде всего небогатых людей. Действительно, девочки, представленные к первому приему, были почти исключительно из малообеспеченных дворянских семей. Первых смолянок было 60, из них титулованных - только семь, остальные - дочери мелких чиновников, обер-офицеров и даже низших придворных служителей. Многие учились за счет государства. Большое количество воспитанниц содержалось за счет специальных стипендий, учрежденных как самой императрицей, так и ее окружением. Мало того, в 1765 году при Смольном, несмотря на то что он был образован как закрытое привилегированное учебное заведение для дворян, открылось отделение «для мещанских девиц» (недворянских сословий, кроме крепостных крестьян) - Училище для малолетних девушек.


Начиная с 1766 года Екатерина II стала помещать в Смольный своими пансионерками сирот, а также девочек, чьи отцы погибли на войне либо выделились своими заслугами. Принимали этих учениц сверх комплекта и независимо от установленного времени приема. Ближайшее окружение Екатерины последовало ее примеру. Наследник Павел Петрович за свой счет содержал шесть девиц, принятых в институт в 1773 и 1776 годах, И. И. Бецкой, стоявший во главе Воспитательного общества, обучал по десять воспитанниц с каждого приема, положив на их имя в банк особый капитал. В 1770 году гофмейстерина Е. К. Штакельберг завещала Смольному свое имение, чтобы деньги, полученные за него, пошли на воспитание малолетних девочек из неимущих дворянских семей Лифляндии и выдачу им стипендий при выпуске. Делали ежегодные взносы для содержания стипендиаток князья Орлов, Голицын, Демидов.


Следует заметить, что традиция эта сохранилась до самого конца существования Смольного института. Смолянки, обучаемые на чьи‑то частные средства, носили на шее ленточку, цвет которой выбирал благотворитель. Так, стипендиатки великого князя Павла Петровича носили голубые ленточки, Демидова - померанцевые, Бецкого - зеленые, Салтыкова - малиновые.


Сначала пансионерки (от 6 до 18 лет) были распределены на четыре «возраста», обучение продолжалось в течение 12 лет. Затем оставили три «возраста», девочки учились 9 лет. Первый, младший «возраст» носил платья кофейного или коричневого цвета, второй - голубого, третий - серого, четвертый - белого. Соответственно младших воспитанниц называли «кофейницами», средних - «голубыми», а девочек старшего «возраста» - «белыми» (хотя на уроки они приходили в зеленом, белыми были только их бальные платья).


Одежду шили из камлота, выписывавшегося из Англии. По праздничным и воскресным дням полагались шелковые платья тех же цветов. Стипендиатки императрицы носили зеленые платья с белыми передниками. Выдавали ученицам также шпильки, булавки, гребни, пудру и перчатки - три пары кожаных в год и одну пару белых лайковых на три года для ассамблей.


Первой начальницей Смольного института назначили представительницу одного из знатнейших родов княжну Анну Долгорукую. Это было сделано для того, чтобы придать заведению больше веса в глазах дворянства. Однако княжна оказалась женщиной надменной, малообразованной, суеверной и к тому же напрочь лишенной педагогических и административных способностей. Императрице очень быстро пришлось ее отставить. Следующий выбор оказался гораздо удачнее - Софья Ивановна де Лафон, вдова французского генерала на русской службе, сумела не только наладить жизнь и учебу в институте, но и завоевать любовь и доверие смолянок. Немало внимания своему детищу уделяла и сама Екатерина - часто навещала Смольный, знала по именам всех пансионерок, а с некоторыми даже переписывалась.


Поощряла императрица увлечение воспитанниц театральными постановками. Ставили краткие переводные пьесы, комические оперы, но большей частью играли спектакли на французском и немецком языках, что должно было помогать девочкам лучше их усвоить. Кроме того, Екатерина разрешила участвовать в представлениях кадетам Шляхетского корпуса, что, естественно, давало возможность многим молодым людям познакомиться.


В целом, несмотря на фривольные нравы той эпохи, порядки в институте поддерживались строгие: подъем в 6 утра, потом - 6 или 8 уроков. Время для игр очень ограничивалось. Жили ученицы в дортуарах по девять человек с приставленной к ним дамой. Кроме того, была еще классная дама, следившая за поведением на уроках.


В то же время характер преподавания в Смольном не был сухим и педантичным. Уроки превращались в беседы между учительницами и воспитанницами. Первые должны были особенно заботиться о том, чтобы последние «не привыкли излишне важничать и унылый вид являть». В преподавании предписывалось принимать во внимание особенности, свойства характера и способности каждой девочки и сообразно с этим предъявлять к ним требования. Свободное от занятий время воспитанницы посвящали чтению (преимущественно нравоучительных трактатов и книг исторического содержания) под надзором наставниц.


Программа обучения первых смолянок была довольно разносторонней. В начальных классах изучали Закон Божий, арифметику, русский язык, иностранные языки (французский и немецкий, потом добавили еще итальянский), рисование, танцы и рукоделие. Во втором «возрасте» прибавлялись история и география, в третьем вводились словесные науки, изучаемые путем чтения исторических и нравоучительных книг, архитектура, геральдика и опытная физика. В последнем классе повторяли все пройденное ранее, причем особое внимание обращалось на Закон Божий и занятия «экономией», то есть домоводством, что готовило выпускницу к семейной жизни. Девушки последнего «возраста» по очереди назначались в младший класс для практического ознакомления с приемами воспитания и обучения. Одним из самых важных событий в жизни смолянок становился публичный экзамен, на котором обычно присутствовала императорская семья. Накануне экзамена каждая ученица получала билет и старалась хорошенько подготовиться.


Первоначальная программа была хотя и многопредметной, но все же не слишком обширной. Сказалось влияние Екатерины, придававшей главное значение нравственному воспитанию и желавшей, чтобы образование, являясь как можно более качественным, не развивало бы в воспитанницах «умничания».


Сразу после смерти Екатерины Павел I поручил своей супруге императрице Марии Федоровне главноначалие над всеми благотворительными и женскими учебными заведениями, созданными по образцу Смольного. Это прежде всего Екатерининский институт в Санкт-Петербурге (открыт в 1798 году) и пансионы благородных девиц в некоторых губернских городах, а также открытые уже при Александре I Екатерининские институты в Москве (1802) и Харькове (1811).


Мария Федоровна тут же изменила учебные программы Смольного. По предложенному ею положению отменили «кофейный» класс, дети теперь принимались с 8‑9 лет и оставалась в Смольном девять лет. Каждый «возраст» делился на два отделения (класса) по 50 человек, то есть в каждом «возрасте» обучалось 100 человек. Относительно мещанских девиц императрица считала, что воспитание их должно ограничиваться «учинением их добрыми женами, добрыми матерями и добрыми хозяйками, на что вполне достаточно шести лет». Поэтому принимать в Мещанское училище она предложила с 11‑12 лет, с тем чтобы в училище обучались 100 человек. В ближайший прием Мария Федоровна предполагала принять лишь 20 мещанок. Павел I на это не согласился и утвердил комплект мещанских воспитанниц в 200 девочек.


Согласно новому плану в первом «возрасте» преподавали чтение, письмо и русскую, французскую, немецкую грамматику, географию, историю и арифметику, причем все предметы вводили постепенно. В том же «возрасте» предполагалось обучать пансионерок «танцеванию, рисованию, началам музыки и рукоделиям, женскому полу свойственным». На все эти предметы полагалось 42 часа в неделю. Продолжительность каждого урока - 2 часа.


Реформа Марии Федоровны коренным образом меняла характер Смольного. Широкие общественные задачи, поставленные Екатериной II, по существу, отпали и заменились более узкими, чисто женскими. Мария Федоровна признавала женщину «достойным и полезным членом государства» только в качестве домохозяйки. Поэтому вместо книги «О должностях человека и гражданина», которую читали при Екатерине, при Марии Федоровне стали читать и объяснять книгу «Отеческие советы моей дочери». В ней сказано: «Бог и человеческое общество хотели, чтобы женщина зависела от мужчины, чтобы она ограничила круг своей деятельности домом, чтобы она признавала свою слабость и преимущество мужа во всяком случае и снискала бы его любовь и приязнь скромностью и покорностью». Женщина должна быть «совершенная швея, ткачиха, чулочница и кухарка; должна разделять свое существование между детской и кухней, погребом, амбаром, двором и садом».


Мария Федоровна ратовала за строгое разграничение сословий, она видела «большие неудобства в смешении благородных девиц с мещанскими, ибо несомненно, что обязанности и назначение последних во многих отношениях различествуют от обязанностей и назначения благородных девиц». Сначала она отменила обучение мещанок иностранным языкам, но при приеме 1797 года выяснилось, что «из новопринятых воспитанниц многие уже изрядно обучены французскому языку мещанками, из того же Общества выпущенными». Узнав об этом, императрица повелела вновь ввести преподавание французского и немецкого языков в Мещанском училище, чтобы «тем дать его воспитанницам в будущем средства к жизни». В то же время через год отменили преподавание естественной истории. Система образования, выработанная в 1797 году, существовала во всех женских институтах почти полвека.


В XIX столетии Смольный институт становится все более замкнутым, привилегированным учебным заведением, где особое предпочтение отдавалось всему иностранному, ученицам прививались светские манеры, набожность, сентиментальность и преклонение перед императорской фамилией.


В 1859 году инспектором классов Смольного института был назначен К. Д. Ушинский. Знаменитый педагог реорганизовал процесс обучения и воспитания: ввел новый учебный план, построенный на небольшом количестве учебных предметов, предметные уроки, опыты по физике, организовал сверх обычных семи классов двухлетний педагогический класс и т. д. Но из‑за интриг и доносов он был вынужден в 1862 году уйти из Смольного, после чего его главные нововведения ликвидировали. Вплоть до 1917 года Смольный институт оставался одним из наиболее консервативных учебных заведений России.


И вот в октябре 1917‑го в Смольном обосновались мрачные товарищи из большевистского Совета Народных Комиссаров во главе с Лениным и Троцким, а Смольный институт был закрыт. И теперь главным напоминанием о прежних блистательных временах служит, пожалуй, лишь прекрасная портретная серия «Смолянки», написанная замечательным русским художником Д. Г. Левицким.




В 1764 году специальным указом Екатерины 2-ой в Санкт-Петербурге создано "Воспитательное общество благородных девиц", которое позже стало называться "Смольный институт благородных девиц". Цель этого учебного заведения, как говорилось в указе, "дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества".
Смольный институт стал закрытым учебным заведением для девушек из дворянских семей. Зачислялись туда девочки шести лет, выпускались восемнадцатилетние девушки. Закрытость учебного заведения была главным условием и главной идеей Бецкого, который вел речь о воспитании "новой породы" людей. В его представлении все выглядело действительно идеально: юные девушки полностью изолированы от влияния среды, семьи, улицы, за двенадцать лет обучения и воспитания они становятся взрослыми женщинами, свободными от пороков.Став матерями, выпускницы Смольного института воспитывают детей такими же, дети же передают все накопленное от матерей следующему поколению, и постепенно все члены общества станут добропорядочными людьми.
Первый прием воспитанниц был проведен в 1764 г. Но родителей, пожелавших определить своих дочерей в Воспитательное общество, оказалось совсем немного - новое в России всегда вызывало опасения и никто особо не спешил быть первым. Отпустить своих дочерей решились только не очень материально обеспеченные дворяне. Лишь через полгода вакансии были укомплектованы. В числе принятых было семь титулованных воспитанниц и много дочерей мелких чиновников и обедневших дворян, всего 60 девочек.

Портрет Ивана Ивановича Бецкого

Смольный институт и его воспитанницы.

Его закрытость контролировалась в первую очередь: родители могли посещать девочек только в определенные дни и только с разрешения руководства. В 1764 году в "Воспитательное общество" впервые приняли 60 девочек 5-6 лет. Обучение и воспитание шло "по возрастам" (по возрастным группам): вначале, когда обучение длилось 12 лет, было четыре возраста, потом, когда срок обучения уменьшился до 9 лет, стало три возраста.
Девочки каждой возрастной группы носили платья определенного цвета: самые младшие (5-7 лет) - кофейного цвета, поэтому их часто называли "кофейницами", 8 - 10 лет - голубые или синие, 11 - 13 лет - серые, старшие девочки ходили в белых платьях. Довольно строгим был и распорядок дня: подъем в 6 часов утра, потом уроки, потом немного времени для гуляния под присмотром приставленной для этого дамы. Девочек учили чтению, правописанию, языкам, основам математики, физики, химии. Кроме общеобразовательных предметов нужно было научиться и всему, что должны уметь добродетельные матери: шитью, вязанию, танцам, музыке, светскому обхождению.

Как воспитывали благородных девиц
Из воспоминаний Елизаветы Николаевны Водовозовой (урожденной Цевловской, по второму мужу - Семевской; 1844-1923) - выпускницы Смольного института:

Теперь даже трудно себе представить, какую спартанскую жизнь мы вели, как неприветна, неуютна была окружающая нас обстановка. Особенно тяжело было ложиться спать. Холод, всюду преследовавший нас и к которому с таким трудом привыкали "новенькие", более всего давал себя чувствовать, когда нам приходилось раздеваться, чтобы ложиться в кровать. В рубашке с воротом, до того вырезанным, что она нередко сползала с плеч и сваливалась вниз, без ночной кофточки, которая допускалась только в экстренных случаях и по требованию врача, еле прикрытые от наготы и дрожа от холода, мы бросались в постель. Две простыни и легкое байковое одеяло с вытертым от старости ворсом мало защищали от холода спальни, в которой зимой под утро было не более восьми градусов. Жидкий матрац из мочалы, истертый несколькими поколениями, в некоторых местах был так тонок, что железные прутья кровати причиняли боль, мешали уснуть и будили по ночам, когда приходилось повертываться с одного бока на другой.
Как только утром в шесть часов раздавался звонок, дежурные начинали бегать от кровати к кровати, стягивали одеяла с девочек и кричали: "Вставайте! торопитесь!"

Кроме раннего вставания и холода, воспитанниц удручал и голод, от которого они вечно страдали.

В завтрак нам давали маленький, тоненький ломтик черного хлеба, чуть-чуть смазанный маслом и посыпанный зеленым сыром,- этот крошечный бутерброд составлял первое кушанье. Иногда вместо зеленого сыра на хлебе лежал тонкий, как почтовый листик, кусок мяса, а на второе мы получали крошечную порцию молочной каши или макарон. Вот и весь завтрак. В обед - суп без говядины, на второе - небольшой кусочек поджаренной из супа говядины, на третье - драчена или пирожок с скромным вареньем из брусники, черники или клюквы. Эта пища, хотя и довольно редко дурного качества, была чрезвычайно малопитательна, потому что порции были до невероятности миниатюрны. Утром и вечером полагалась одна кружка чаю и половина французской булки. И в других институтах того времени, сколько мне приходилось слышать, тоже плохо кормили, но, по крайней мере, давали вволю черного хлеба, а у нас и этого не было: понятно, что воспитанницы жестоко страдали от голода. Посты же окончательно изводили нас: миниатюрные порции, получаемые нами тогда, были еще менее питательны. Завтрак в посту обыкновенно состоял из шести маленьких картофелин (или из трех средней величины) с постным маслом, а на второе давали размазню с тем же маслом или габер-суп {овсяный суп (от нем. Haber).}. В обед - суп с крупой, второе - отварная рыба, называемая у нас "мертвечиной", или три-четыре поджаренных корюшки, а на третье - крошечный постный пирожок с брусничным вареньем.

Институт стремился сделать из своих питомиц великих постниц. Мы постились не только в рождественский и великий посты, но каждую пятницу и среду. В это время воспитанницы чувствовали такой адский голод, что ложились спать со слезами, долго стонали и плакали в постелях, не будучи в состоянии уснуть от холода и мучительного голода. Этот голод в великом посту однажды довел до того, что более половины институток было отправлено в лазарет. Наш доктор заявил наконец, что у него нет мест для больных, и прямо говорил, что все это от недостаточности питания. Зашумели об этом и в городе. Наряжена была наконец комиссия из докторов, которые признали, что болезнь воспитанниц вызывается недостаточностью пищи и изнурительностью постов. И последние были сокращены: в великом посту стали поститься лишь в продолжение трех недель, а в рождественском - не более двух, но по средам и пятницам постничали по-прежнему.

Грубость и брань классных дам, под стать всему солдатскому строю нашей жизни, отличались полною непринужденностью. Наши дамы, кроме немки, говорившей с нами по-немецки, обращались к нам не иначе, как по-французски. Они, несомненно, знали много бранных французских слов, но почему-то не удовлетворялись ими и, когда принимались нас бранить, употребляли оба языка, предпочитая даже русский. Может быть, это происходило оттого, что выразительною русскою бранью они надеялись сильнее запечатлеть в наших сердцах свой чистый, поэтический образ! Как бы то ни было, но некоторые бранные слова они произносили не иначе, как по-французски, другие не иначе, как по-русски. Вот наиболее часто повторяемые русские выражения и слова из их лексикона: "вас выдерут, как Сидоровых коз", "негодница", "дурында-роговна", "колода", "дубина", "шлюха", "тварь", "остолопка"; из французских слов неизменно произносились: "brebis galeuse" (паршивая овца), "vile populace" (сволочь).

Единственным утешением и отдыхом от неприглядной институтской жизни служил лазарет. Весь его служащий персонал - доктор, надзирательница, лазаретная дама - были простые, добрые существа, стоявшие в стороне от институтских интриг; все они обращались с нами участливо и добропорядочно. Доктор прекрасно понимал, что причиною малокровия и лихорадок, которыми воспитанницы страдали в первый год своей институтской жизни, были скудное питание и суровая жизнь, и охотно держал в лазарете слабых здоровьем, а по выходе из него многим прописывал молоко или на некоторое время больничную пищу, - более он ничего не мог сделать. Лазарет, в котором воспитанницы могли выспаться вволю, где они отдыхали душой и телом, спасал многих из них от преждевременной гибели.

Несмотря на крайне неблагоприятные условия институтской жизни того времени, процент смертности среди воспитанниц был сравнительно ничтожен. По словам одного врача, серьезно занимавшегося исследованием причин этого явления, это происходило прежде всего от того, что при самом ничтожном заболевании лихорадкою, головною болью, незначительным расстройством желудка воспитанниц немедленно отправляли в лазарет и укладывали в кровать, - таким образом, в самом начале заболевания мешали дальнейшему развитию болезни. Сильному распространению зараз и заболеваний препятствовали также чистота и опрятность хорошо вентилируемых помещений, регулярная жизнь и строго определенное время для сна и еды, что в сильной степени ослабляло возбужденное, нервное состояние воспитанниц. Но если процент смертности среди воспитанниц был сравнительно невелик, зато было чрезвычайно много болезненных, исхудалых, малокровных и нервных».

Программа обучения и воспитания была разделена по возрасту:

Первый возраст (6-9 лет) преподавали: Закон Божий, русский и иностранный языки (французский, немецкий и итальянский), арифметику, рисование, рукоделие и танцы.
Второй возраст (9-12 лет) к вышеперечисленным предметам прибавлялись: история, география, практическое знакомство с домашним хозяйством.
Третий возраст (12-15 лет) продолжалось преподавание тех же предметов с прибавлением - словесных наук, опытной физики, архитектуры и геральдики (последняя была исключена из программы в 1783 году).
Четвертый возраст (15-18 лет) был посвящен повторению пройденного и усиленным практическими занятиями по домоводству, рукоделию, счетоводству. В последствии сюда добавили геометрию.
Другое важное постановление о занятиях воспитанниц этого возраста заключалось в том, что они ежедневно, по очереди, назначались для преподавания в младших классах, чем имелось в виду приучить их к педагогической практике, необходимой для будущих матерей-воспитательниц.

В общую систему воспитания входили вопросы о физическом развитии детей и заботы об их здоровье. Считалось полезным для детей движения на свежем воздухе и летом и зимой. Воспитанницы проводили много времени в саду на берегах Невы. Зимой катались на коньках, катание с гор; летом - лапта, пятнашки - для младших - игра в мяч, лаун-теннис, крокет - для старших. В 1840 году кроме педагогической гимнастики вводится врачебная гимнастика. А с начала 20-ого века была введена обязательная гимнастика для всех. В 6-7 классах введена ритмическая гимнастика. Устав требовал, чтобы "девицы имели чистый и опрятный вид", чтобы "свежий и проветриваемый воздух был в комнатах".

В 1853 году появились ежедневные трудовые занятия: уроки кройки, шитья, вышивания, вязания, токарного дела. На протяжении всего обучения изучалась экономия и домостроительство с прикладными занятиями. Девочек 12-15 лет обучали ведению хозяйства на практике.

Преподавание было поручено двадцати четырем учительницам-иностранкам, преимущественно француженкам, ибо русских учителей недоставало даже для мужских училищ. Естественно, что и учение шло на иностранных языках. Только Закон Божий преподавал священник, а русской грамоте учили монахини. Рисованию, музыке и танцам обучали учителя.
Телесных наказаний в Смольном никогда не было, однако классным дамам никакие розги и не были нужны. Девочке, которая шуршала на уроке бумажкой, эту бумажку прикалывали к платью, на плечо. Туда же могли приколоть и плохо заштопанный чулок. Если же воспитаннице, не дай бог, случалось ночью обмочиться, то она должна была идти на завтрак в мокрой простыне поверх платья.

Преподаватели Смольного Института

Екатерина 2-ая часто посещала институт, переписывалась с воспитанницами, вникала во все дела Воспитательного общества, жаловала институту много личных средств.

Одним из самых важных событий жизни смолянок был публичный экзамен, на котором обычно присутствовал император и члены его семьи. Накануне экзамена каждая смолянка получала "билет" и старалась хорошенько подготовиться. По окончании института шесть лучших выпускниц получали шифр - золотой вензель в виде инициала императрицы, который носили на белом банте с золотыми полосками.

Поледний выпуск Смольного института - фото сделано в 1917 году еще в Петербурге, а выпуск состоялся в 1919 в Новочеркасске.


Вид Смольного монастыря. 1841

В 1812 тут же было создано бесплатное отделение для "военных сирот" на 100 вакансий с сокращенным курсом обучения...
В 1848 был открыт педагогический класс, выпускницы которого становились уже не классными дамами, а учительницами. Плата за обучение составляла 350 рублей в год, но за многих учениц платили министерства и ведомства (их также под свою опеку брали члены императорской фамилии). Училище иногда выдавало ученицу замуж, а если это не удавалось, то определяло ее в учительницы, договаривалось за нее и получало за нее жалование. Никуда не пристроившиеся девицы имели право жить в институте, получая там комнату, пищу и свечи, оплачивая за это институту "рукоделием, трудолюбием и добродетелью".

Девочки за шитьем Фото начала 20 века

Смольный институт. В швейной мастерской Фото начала 20 века

Смолянки в столовой Фото начала 20 века

Спальня в Смольном институте Фото начала 20 века

Ежегодно летом больных воспитанниц бесплатно отправляли на лечение в Старую Руссу, в санаторий доктора Вельса. Зимой, воспитанницы посещали Эрмитаж, Публичную библиотеку, выставки в Академии художеств, Ботанический сад, Таврический дворец. Десять лучших выпускниц, награждаемых шифрами, ездили с начальницей и классными дамами на специальную церемонию в Зимний дворец, где их представляли императору. Последнее как раз в русской истории имело несколько трагический момент - именно так встретился император Александр -ой со своей будущей супругой Екатериной Долгорукой.

Урок физкультуры в Смольном институте Фото начала 20 века

Смольный институт. Урок пения Фото начала века

Хор воспитанниц Смольного Института Фото начала 20 века

Смольный институт. Урок танцев Фото начала 20 века

Летом 1917 года воспитанницы института были переведены в другие учебные заведения. В октябре 1917 Смольный институт выехал в Новочеркасск, где в феврале 1919 состоялся последний выпуск. Летом этого же года преподаватели и оставшиеся воспитанницы бежали из России и институт в виде гимназии появился уже в Сербии.

Информацию набрала: