Любовь. Роль любви в жизни человека

Міністерство АПК України

Дніпропетровський державний аграрний університет

Доклад

« Любовь, и ее значение в жизни человека»

Выполнил: Кузнецов А.А.

Гр. В-2-01(а)

Днепропетровск 2002 г.

План

1. Дружба что это такое, относится ли она к любви?

2. Как любовь приходит и уходит?

3. Что такое безответная любовь, как нам ее понять? Как можно этого избежать?

4. Как преодолеть одиночество?

Предисловие

Я попытаюсь раскрыть суть, значение любви. Нужна ли она нам? Может быть, можно и без нее! Не знаю, вам решать. Материал, который будет изложен - это только мои догадки, предположения, основанные на существующих документах, записях древних философов, выдающихся ученых, а так же моих личных размышлениях. Ведь каждый из вас когда-нибудь задавал себе вопрос, что такое любовь? В чем смысл жизни? Я предоставлю вам возможность разобраться в этом.

Возьмем к примеру психологическое познание, оно столь же древне, как сам человек. Он не мог бы существовать, не ориентируясь в мотивах поведения и свойствах характера своих ближних.

В последнее время растет интерес к вопросам человеческого поведения и поискам смысла человеческого существования. Руководители изучают, как работать с подчиненными, родители посещают курсы по воспитанию детей, супруги учатся общаться друг с другом и “грамотно ссориться“, преподаватели изучают, как помочь справиться с эмоциональным волнением и чувством растерянности своим студентам и учащимся других учебных заведений.

Наряду с интересом к материальному благосостоянию и к бизнесу многие люди стремятся помочь себе и понять, что значит быть человеком. Стремятся разобраться в своем поведении, развить веру в себя, свои силы. Осознать неосознанные стороны личности, сосредоточиться прежде всего на том, что происходит с ними в настоящее время.

Дружба, относится ли она к любви?

Рассмотрим любовь с точки зрения психологии. Психология в буквальном значении этого слова - наука о душе. История ее, как изучение души человека, его психического мира методом самонаблюдения (интроспекции) и самоанализа, уходит далеко в глубь веков, в философские и медицинские учения.

"Чем же отличается дружба от любви?"; "Почему нельзя считать дружбой просто доброжелательные человеческие отношения?"; "Возможна ли дружба между детьми и родителями?"; "В чем специфика мужской и женской дружбы?"; "Может ли дружба между парнем и девушкой включать и половые отношения?" Многие пытались ответить на эти вопросы, так что я попытаюсь дать краткий ответ на поставленные перед нами вопросы. Так все-таки что такое дружба?

Дружба - постоянный спутник человека, как и вражда. Последняя есть в большей степени проявление звериного, конкурентного начала в человеке. Дружба же - высшее проявление человеческой солидарности, один из важнейших человеческих экзистенциалов. Поэтому дружбу как феномен человеческой культуры, при всем различии её проявлений, мы встречаем во все эпохи, у всех народов, во всех типах культур, и у разных полов. Мы можем утверждать, таким образом, что потребность в дружбе - одна из фундаментальных человеческих потребностей. Природа ее сложная, и в разные эпохи доминируют различные компоненты природы этой потребности. Лучшая известная мне книга, посвященная дружбе, принадлежит Игорю Семеновичу Кону. Она так и называется - "Дружба". Он же автор статьи на эту тему в "Философском энциклопедическом словаре". Опираясь на его работы можно выделить психологический (духовный) и социальный компоненты дружбы. Институт дружбы в архаическом обществе очень строго регламентирован, нагружен смыслом и ритуально оформлен. Не иметь друга - значит быть неполноценным, а неполноценных в древних обществах не оставляли. Иметь друга - значит иметь больше шансов выжить и оставить потомство, и психологически - чувствовать себя полноценным и полноправным членом общества. В каком-то смысле существует параллель между древним пониманием дружбы и воинской дружбой: друг всегда подстрахует и прикроет в минуту опасности.

В наше время акцент в дружбе сместился с социально значимого компонента на психологический компонент. У этого есть свои причины. Если в традиционном обществе психологический компонент дружбы органически включен в социальный, то в индустриальном обществе и сегодня, уже во многом постиндустриальном обществе, психологический и социальный компоненты разорваны. Более того, я бы сказал, что социальная значимость дружбы потеряла смысл и значение. Социальное пространство подчинено технологии. Она определяет структуру социального пространства, темп жизни, специализирует наше мышление, деятельность, образ жизни. В таких условиях духовное пространство, отражающее мир человеческих экзистенциалов, просто выпадает из социального пространства, оказывается "за скобками". Но духовная природа человека неуничтожима. Поэтому духовное пространство сегодня изуродовано, разорвано, мозаично, осколочное. Психологическая потребность в дружбе сегодня даже усилилась, поскольку по прежнему в человеческой природе остается потребность в другом (альтер эго), потребность в общении, потребность в жертвенности. Какие же родовые черты дружбы следует назвать, чтобы отделить дружбу от других видов человеческих отношений, таких как товарищество, приятельство, любовь, вражда и просто соседство. К тому же эти родовые черты должны помочь ответить на вопросы, которые заданы в начале. Игорь Кон определяет дружбу как "отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов". Ей присущи личностный характер, добровольность, индивидуальная избирательность, внутренняя близость, интимность, устойчивость. Необходимо назвать еще равноправность и бескорыстность отношений в дружбе.

Теперь ответим на вопросы. "Чем отличается дружба от любви?" Во-первых, нужно отличать любовь и влюбленность. При всех общих моментах с дружбой влюбленность - это разновидность психологической зависимости, достаточно тягостное чувство, которое часто воспринимается почему-то как нечто хорошее. На самом деле это разновидность психологического рабства, невольного и нежелательного. К тому же влюбленность чаще всего односторонняя, а дружба - всегда взаимная. Кроме того, у влюбленности присутствует какой-то корыстный момент. Его трудно сформулировать, но ведь чего-то ХОЧЕТСЯ! Что же касается любви, то я бы назвал ее дружбой с повышенными обязанностями, которые вытекают из взаимно корыстных отношений. Как говорит Отто Вейнингер, "есть нечто лицемерное в словах супругов обращенных друг к другу: я люблю тебя". Поэтому как бы ни считали любовь бескорыстным чувством, но ведь это не так! Именно поэтому и не может включать дружба парня с девушкой половые отношения. Может я ошибаюсь! Дружба, как и любовь, также предполагает обязательства друг перед другом, но они добровольны. Друзья не предъявляют претензий друг другу. А если случается предательство, значит или не было дружбы, или … Не знаю как объяснить.

"В чем специфика мужской и женской дружбы?". Мужская дружба - идеал бескорыстия и преданности. Женская дружба, как показывают многие жизненные примеры, часто разбивается о "любовный треугольник", когда подруга у подруги… Впрочем, об этом пускай напишут женщины.

"Возможна ли дружба между детьми и родителями?". В отношениях детей и родителей не может быть равноправия. Поэтому дружба детей и родителей возможна и необходима, но до какого-то предела, когда включаются механизмы старшинства и подчинения. И никакой демократии!

Мои размышления - хорошо и хороши, но я советую всем, кто этим более подробно интересуется почитать Платона и Аристотеля, Цицерона и Сенеку, Монтеня и Гельвеция, Канта и Шопенгауэра.

Теперь давайте попытаемся раскрыть следующий, поставленный перед нами вопрос.

Как любовь приходит и уходит?

Есть люди, которые знают, "что такое хорошо, что такое плохо". Им нравится давать советы о правилах любви и мирового распорядка. А где они - правила? Их еще не придумали! Хотя нет - придумали... Разрешите приступить к их описанию. Я не маститый писатель, но начну с конца сюжета. С конца любовных отношений. Надо быть слепым и глухим, чтобы не распознавать сигналы, которые говорят о конце любовных отношений. Начинается с добродушных жалоб, которые высказываются с оттенками грустного юмора (иногда очень прямого). Внимательными слушателями становятся родственники, друзья, случайные знакомые... Это состояние сопровождается многозначительными вздохами и выдохами. А ведь недавно, вы очаровывались его улыбкой. Где же Мишка, где твоя улыбка? Там она, на месте. Но зачем это делать круглые сутки? Это становится раздражающей привычкой, которая когда-то казалась очаровательной и любимой. Без всякой причины, вы натыкаетесь на не положенные вещи и начинаете "звереть" от повторения одних и тех же надоевших историй... Любовь уходит незаметно, не слишком задерживаясь по дороге. Хотя, она может уйти без предупреждения, если нанесена смертельная обида - когда нет пути назад. Так или иначе, в итоге произносятся одни и те же слова, отдающие фамильярностью и нафталином: "Не знаю, что я такого в нем увидела", "Она не сразу показала себя", "Какой я была дурой (а сейчас не такова)", "Этого я не имела в виду", "Что бы я не делал, это не помогло" и так далее... Знание о том, как действуют подобные процессы, дает возможность управлять своими и даже чужими переживаниями. Вот вам "схема любви" (не я придумал - все придумано уже за нас): Привлечение - Увлеченность - Привыкание - Ожидания - Разочарование - Достижение уверенности о потере любви- Окончательный разрыв отношений. Главный интерес, чтобы определить на какой фазе отношений "застрял" ваш партнер. Не из любопытства, а чтобы долго не мучился. Итак - привлечение! Это научная методика, поэтому можно читать серьезно. Значит, желательно определить: что такое во внешности и характере может привлекать? Конечно, у каждого индивидуальные предпочтения. Кому нравится длинная шея (как у некоторых народов Африки), кому длинный нос, кому еще что... Впрочем, давайте посмотрим, как это было у одной семейной пары. Он думал, что встретил женщину своей мечты. Его притягивал ее мягкий грудной голос, медленная речь, через слово возникающие паузы и междометия. С непривычки это казалось скромно и весьма трогательно. Особенное удовольствие доставляло, когда она спрашивала его мнение и долго ждала советов по разным поводам. Это укрепляло его самолюбие и давало иллюзорное ощущение, что он достиг уважения и почета. В общем, с ней ему было неплохо (даже хорошо). Ему казалось, что его любят и ценят. К счастью, и она находила его милым и привлекательным. Ведь он был сильным, на многие вопросы имел ответ, а главное - не был к ней требователен. Она могла сидеть рядом с ним и не чувствовать необходимости что-то при нем делать. Могла спать, могла есть, и др. Он ее не стеснял, она его видимо тоже. Просто идиллия. Однако, в то время, когда эта парочка, находили друг друга неотразимыми, находились нехорошие люди, которые не могли даже придумать, что они друг в друге нашли. Кто-то считал ее скучной и самодовольно-непритязательной, а его педантичным всезнайкой и везучим дураком. Но все равно - им нравилось быть вместе, т. к. сочетания этих нескольких качеств позитивно оценивались в мире их радужных фантазий. Далее, к ним пришла фаза - увлеченность - состояние, когда они уже чувствуют себя семейной парой, независимо от того, каковы их отношения формально. Теперь они способны еще больше ценить друг друга и даже усиливать это чувство.

Мы описали 5 наиболее популярных проблем, связанных с темой любви, для сочинения на ЕГЭ по русскому языку. Все они находятся в содержании. К каждой из них прилагаются три аргумента из отечественной литературы школьного курса. Скачать таблицу с примерами вы можете по ссылке в конце статьи.

  1. Любовь в жизни человека играет немаловажную роль, и эту мысль отлично доказывает Карамзин в своей сентиментальной повести «Бедная Лиза» . Главная героиня произведения отвечает на чувства молодого дворянина Эраста и уже не может представить жизнь без любимого человека. Однако героям приходится расстаться, так как Эрасту нужно вместе с полком выступить в поход. Через несколько месяцев Лиза встречает возлюбленного и узнает, что он помолвлен с богатой вдовой. Этого девушка выдержать не в состоянии, ведь чувства для бедной Лизы стоят превыше других ценностей. Повесть заканчивается довольно печально: так и не смирившись с потерей любви, девушка бросается в воду.
  2. Некоторым кажется, что любовь – вовсе не главное в жизни, поэтому они игнорируют чувства. Именно такую позицию мы наблюдаем у главного героя романа Тургенева «Отцы и дети» Евгения Базарова. Евгений – нигилист, то есть человек, не отдающий предпочтения авторитетным ценностям и не склоняющийся перед ними. Для него главное – это наука и медицина. Однако, как бы он ни отстаивал свою правоту, в жизни даже такого противоречивого персонажа встречается любовь. Общаясь с Анной Одинцовой, Базаров обнаруживает романтика в себе. Для человека любовь имеет огромное значение, поэтому даже нигилист Базаров не может избежать ее влияния на свое поведение. Из-за своего пренебрежительного отношения к эмоциям он не выдержал испытания любовью и погиб в цвете лет.
  3. Любовь приносит одновременно и радость, и несчастье, окрыляет и разбивает сердце. Об этом неземном и противоречивом чувстве и о том, какую роль оно играет в жизни людей, пишет Достоевский в повести «Белые ночи» . Главный герой, мечтатель, влюбляется в юную девушку Настеньку, которая ожидает возвращения возлюбленного, которое должно уже состояться. Так и не получив от него весточки, девушка отвечает на чувства главного героя. Однако, встретив ожидаемого мужчину, Настенька бросает мечтателя. Главный герой, читая письмо с извинением Насти, прощает ее и понимает, что встреча с ней – самое яркое, что было в его жизни.

Верность и измена в любви

  1. Настоящей любви трудно обходиться без верности, хотя в жизни бывают настолько непредсказуемые ситуации, что иногда эти понятия вовсе не дополняют друг друга. Обратимся к роману в стихах Пушкина «Евгений Онегин» . В юности Татьяна Ларина влюбилась в главного героя и призналась в своих чувствах в письме, на что Онегин мягко ответил девушке отказом. Однако спустя время нежные чувства проснулись и в Евгении, но на тот момент она — уже замужняя дама. Несмотря на так и не угасшие чувства к давнему знакомому, Татьяна осталась верной своему супругу.
  2. В пьесе Островского «Гроза» главной героине Катерине тяжело живется в кругу семьи, в особенности, из-за упреков свекрови Кабанихи. Когда девушка встречает Бориса, она хоть и испытывает муки совести, но все же ходит с ним на свидания. Спустя время она все-таки решает сознаться возвратившемуся мужу Тихону в измене, после чего ее выгоняют из дома. Девушка остается отверженной и Борисом, поэтому бросается в воду. Тихон, несмотря на упреки матери, понимал, что испытывает к провинившейся супруге только нежные чувства: ему жалко ее, поэтому он даже прощает ее за измену. Когда он прощается со своей женой, держа ее тело на руках и, наконец, дает отпор матери, читатель понимает, как искренне он любил Катерину.
  3. В романе-эпопее «Война и мир» Толстой показывает читателю на примере собственных героев, что, к сожалению, верность не для всех имеет значение. Вспомним брак Пьера Безухова и Элен Курагиной: любви там не было, Элен вышла замуж за Пьера, узнав, что он является состоятельным наследником. Мужчина так же не испытывал ответные чувства к супруге, однако оставался ей верен до конца, чего нельзя сказать о героине. Брак для нее не играл важной роли, поэтому госпожа Безухова игнорировала свой статус замужней дамы. Возможно, за верность даже нелюбимой Элен судьба наградила Пьера счастливой семьей с Наташей Ростовой, в которой об измене не шло и речи.

Самоотверженность во имя чувства

  1. Любовь часто расставляет преграды для людей и достается им с большим трудом. В своем романе «Мастер и Маргарита» Михаил Булгаков доказывает, что ради любимого человека порой приходится многим жертвовать. Оказавшись в разлуке с Мастером, Маргарита не собирается сдаваться и жить без него. Ради своего любимого человека она принимает волшебный крем от Азазелло, превращаясь в ведьму. Так же она самоотверженно отдает свою душу Воланду, становясь королевой на его балу. Чего только не делает девушка ради того, чтобы ее возлюбленный и его многозначительная для них рукопись вернулись! Именно благодаря самоотверженности Маргариты герои воссоединяются.
  2. Самоотверженность во имя любви – качество, присущее не только рыцарям и воинам, но и более современным персонажам. Обращаясь к роману Гончарова «Обломов» , волей-неволей отмечаешь характер ленивого главного героя. Илья Ильич не хочет делать карьеру и покорять общепринятые вершины. Кажется, что ничто не способно поднять его с дивана. Однако Штольц знакомит друга с Ольгой Ильинской, и ради нее Обломов меняет свой образ жизни. Он переезжает за ней на дачу, предлагает Ольге стать его женой и получает согласие. Хоть дальше он сдается и возвращается к дивану, для возлюбленной он все же постарался изменить себя и свою жизнь.
  3. Когда любишь человека, хочешь сделать его счастливым – именно поэтому периодически приходится быть самоотверженными. Обратимся к повести Александра Куприна «Гранатовый браслет» . Главный герой Георгий Желтков много лет был влюблен в княгиню Веру Николаевну. Несколько раз в год он писал письма, пытался ей звонить, а Вера сказала ему, что без него ей было бы спокойнее. Решив больше не беспокоить возлюбленную, но и не представляя жизни без нее, герой решает застрелиться. Георгий пожертвовал жизнью ради любимой, а Вера не оказалась столь самоотверженной, слишком поздно поняв, что упустила настоящую любовь.

Ревность: плюсы и минусы

  1. Часто любовь не может обойтись без чувства ревности, и многие литературные персонажи, как и реальные люди, испытывают негативные эмоции по отношению к другим из-за привязанности к любимому человеку. В комедии Грибоедова «Горе от ума» Александр Андреевич Чацкий возвращается в Москву и навещает дом Фамусова. Он встречается с Софьей, которая уже предпочитает ему Молчалина. Конечно, ему неприятна эта ситуация, к тому же Молчалин не вызывает одобрения у Чацкого. Он обманывает Софью, стараясь завоевать внимание Лизы, и, когда это обнаруживается, Софья так же, как и главный герой, испытывает неприязнь и ревность. Однако это чувство – единственная настоящая искра жизни в болоте лицемерия и притворства светских салонов. Оно, как мы видим, присуще искреннему человеку вроде Чацкого, но совершенно чуждо всем обитателям московского общества. Испытав сердечные муки, Софья тоже преображается, ведь получает важный жизненный урок. Таким образом, ревность – это не всегда плохо, зачастую она свидетельствует о глубокой натуре и истинной любви.
  2. Любовь нередко является причиной ссор, недопонимания, войн, а чаще всего потакает этим разладам именно ревность. Вспоминается роман в стихах Александра Пушкина «Евгений Онегин» . После объяснения с Татьяной герою совершенно не хотелось оказаться на именинах, и он всерьез обозлился на своего друга Владимира Ленского за то, что он не учел его пожелания. Евгений стал ухаживать за Ольгой Лариной, что, конечно, совершенно не устроило молодого поэта. Ленский вызывает Онегина на дуэль, на которой он погиб сам. Из-за ревности все обрели только несчастья: и Евгений стал причиной смерти друга, и Ольга потеряла возлюбленного, и сам Владимир погиб.
  3. Часто странное поведение героев объясняется либо любовью, либо ревностью. В романе «Герой нашего времени» Михаил Лермонтов показывает читателю, что ревность не приводит ни к чему хорошему. Как мы помним, у Печорина к Вере было особое отношение, он любил эту хрупкую белокурую даму. Вера – замужняя женщина, и эта мысль была очень неприятна Григорию. Подобное чувство было и у самой героини, когда она испытывала негодование насчет общения Печорина с Мэри, хотя она понимала, что для него это не так серьезно. Ревность не сблизила любовников, а, напротив, только отдалила их и разлучила навсегда. Вера в приступе меланхолии все рассказала мужу, и он увез ее от незадачливого кавалера.

Воскрешающая сила чувства

  1. Любовь и доброта к людям способны помочь человеку выбраться из трудных ситуаций и разобраться в себе. Так, героиня романа Федора Достоевского «Преступление и наказание» , Соня Мармеладова смогла спасти Раскольникова от ужасных последствий, связанных с обдумыванием совершенного им преступления. Родион чуть не сошел с ума, анализируя исход своей теории об обыкновенных и необыкновенных людях, и только благодаря отзывчивости и любви Сони он смог эмоционально спастись от самого себя. Девушка поддерживала героя, побуждала покаяться, направляя его на путь нравственного воскрешения. Именно благодаря ее поддержке Раскольников справился со своими мыслями и страхом.
  2. В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» любовь становится одним из главных стимулов жизни. Более того, именно это светлое чувство спасает героев от отчаяния и наполняет их существование счастьем. По прибытии в Москву Воланд обнаруживает, что многие жители озадачены «квартирным вопросом», и хотя Мастер и Маргарита не менее нуждаются в деньгах, для них главное – не материальное, а духовное превосходство. Ради своих чувств они преодолевают преграды, лишь бы воссоединиться и не расставаться. Их любовь и стала воскрешающей силой, навсегда соединившей героев.
  3. Любовь во многом влияет на человека, и даже способна превратить юношеский максимализм в расчетливость и меркантильность. В романе Гончарова «Обыкновенная история» главный герой, Александр Адуев рассчитывал, что его жизнь сложится совершенно иначе: встреча с Надей и влюбленность в нее дарили Александру новые надежды и светлые мечты. Возможно, если Наденька бы не увлеклась графом Новинским и не разбила бы сердце Александру, любовь стала бы для него неким воскрешающим символом. Однако сюжет складывается иначе, и перевоплощение героя начинается с разочарования в светлом чувстве. Иногда любовь способна спасти человека, но, к сожалению, бывает так, что она только разрушает идеальное представление о жизни.

Письма, приходящие во множестве в центральные газеты, судьбы тех людей, которые обращаются за помощью в психологическую консультацию, говорят о том, что прежде всего и детям и родителям не хватает психологических знаний, умения разобраться в сложившейся ситуации именно с психологической точки зрения, отрешившись от личных впечатлений и нахлынувших эмоций. Поэтому мы будем говорить об очень узком – чисто психологическом – аспекте любви. Надо сказать, на эту тему написано гигантское количество литературы, рассчитанной на широкого читателя и сугубо научной. Мы не будем повторять их выводы – мы сосредоточимся на некоторых новых данных науки, полученных в результате последних экспериментов, которые практически не нашли еще отражения в популярной литературе. Оговоримся сразу: эксперимент исследует только какую‑то одну составную чувства, искусственно как бы не учитывая сложность связей человека с миром, взаимоотношений с обществом, коллективом, семьей, а ведь эти связи определяют, как никогда, очень многое и в самом чувстве. Мы все прекрасно знаем, что любовь никогда не бывает изолирована от других чувств, с ней связаны и наше отношение к людям вообще, и отношение к детям, и ответственность за близкого человека, и дружеская привязанность, и многое другое. Исследователи намеренно от всего социального и эмоционального контекста, стремились выяснить закономерности любви «в чистом виде». Многое в такой точке зрения нам может показаться непривычным – эксперименты такого характера начали проводиться сравнительно недавно, большая их часть проводилась в лабораториях зарубежных. Но давайте попробуем прислушаться и к такой непривычной точке зрения, быть может, она в чем‑то поможет нам, поможет лучше понять то, что происходит с нашими детьми, подскажет правильное решение.

Для начала вообразим себя на минуту в аудитории, скажем, Политехнического музея, на лекции психолога, в тот момент, когда лектор получает записку – одну из самых типичных в таких случаях. В записке спрашивают: «А вообще, нужна ли человеку любовь?»

Но для чего?

Мы готовы ответить: конечно же, для создания семьи.

Однако всегда ли любовь сопутствовала семейной жизни? Оказывается, вовсе нет. Тысячи лет у разных народов создавались семьи, в которых любовь далеко не всегда стояла на первом плане, точнее, далеко не всегда вообще имела место, не являясь обязательным атрибутом супружества.

Мы говорим, что сегодня любовь необходима для создания полноценной семьи. Но, с другой стороны, даже в современном, цивилизованном мире хватает семей, в которых любовь – не главное или ее просто нет. Люди тем не менее живут вместе, и не очень‑то жалуются, и при случае даже могут поставить себя в пример тем, кто в поисках сильных эмоций переходит из одной семьи в другую. Появляется ведь сейчас в обиходе такая точка зрения, что для создания хорошей семьи обязательна не любовь а, скажем, товарищество, взаимопонимание, общность взглядов.

И все‑таки будем стоять на своем – любовь необходима. Например, как без любви воспитывать детей? Конечно, и здесь, помимо любви, нужно еще очень многое – желание и умение нянчиться с ребенком, время, навык, терпение. И любящий родитель может много неприятностей принести своему ребенку.

Наконец, любовь необходима, потому что приносит радость. Радость самоценна, не возникает вопроса «зачем нужна радость». Ведь каждый из нас, если задумается, какие испытал наиболее счастливые минуты в своей жизни, наверняка вспомнит, что связаны они с любимыми людьми – слова, сказанные в первые минуты знакомства, совместное путешествие и так далее.

Но продолжите эксперимент, воскресите в памяти самые горькие минуты!

И наверняка все мы наряду с потерей близких, с большими несчастьями семьи вспомним что‑то, связанное также с любимыми людьми. День, когда нас обманули. Когда мы поняли, что мы любим, а нас нет.

Никому из нас, наверное, не удалось прожить так, чтобы никогда не испытать горьких чувств, связанных с любовью. И никому из наших детей тоже скорее всего не удастся, как бы нам с вами этого ни хотелось.

Оказывается, не так‑то просто ответить на этот вопрос: зачем нам нужна любовь?

В самом деле, любовь действительно прежде всего нужна детям. Ребенок физически не может обходиться без любви.

В тридцатых годах в США был проведен эксперимент: в двух детских клиниках лечились маленькие пациенты. Заболевания у них были серьезные, лечились они долго, их наблюдали опытные специалисты, заботливый персонал окружал детей, то есть все условия были абсолютно одинаковые. Кроме одного. В одном случае родственников к малышам не пускали – опасались инфекции и выполняли предписания. В другом случае пошли на нарушение: в определенные часы пускали в специально отведенную комнату кого‑нибудь из членов семьи. Родственники не имели права участвовать в уходе за ребенком или вмешиваться в ход лечения – могли только немного поиграть или поговорить с ребенком. Был еще один общий способ общения: близкие писали детям записки.

Через несколько месяцев сравнили показатели эффективности лечения. В первом отделении процент смертности приблизился к одной трети. Трудно сказать, много это или мало – медицина не всесильна, педиатрия тоже. Врачи сделали все, что могли.

Поразителен был другой результат – во втором отделении, где малышей лечили теми же лекарствами, теми же методами, не умер ни один. Им помогли выжить те редкие встречи, которые были организованы в нарушение распорядка.

Что эти встречи значат для ребенка, почему это так важно?

В первом отделении общение было ограничено записками, никого из близких дети не видели. Но что такое записка? В некоторых случаях письма, записки могут быть суррогатом общения, но только для тех, кто привык к письменной речи, кто пишет сам, для кого такое общение естественно. А для малыша, который не умеет не то что писать – читает плохо? Мамины слова читает медсестра. Медсестра обращается к нему со своей, а не с маминой интонацией, медсестра стоит у его кровати – как тут поверить, что мама не забыла его?

Малыш, которого долго не навещали, начинает думать, что мама его бросила, что она его разлюбила, и поэтому он тут, среди чужих людей, где ему плохо, где делают уколы и все не так, как ему привычно, не так, как дома.

И вот в организме ребенка, который уверился, что больше не любим, что его бросили, происходят такие изменения, которые заставляют его иначе реагировать даже на вполне привычные факторы. Защитные силы организма резко снижаются.

Теперь и болеть ребенок станет совершенно иначе: значительно тяжелее пройдет и обыкновенная простуда, не говоря о более серьезных хворях, обычный сквозняк может свалить его в постель, даже если раньше он на это не реагировал.

Можно сказать, что те дети, которые умерли в больнице, умерли оттого, что их, как им казалось, разлюбили, их не любят больше.

Многие из нас сталкивались, отдавая своих детей (или младших братишек и сестренок) в детский сад, с похожим явлением. Что происходит в первые дни с ребенком в детском саду? Он заболевает. Почему? Конечно, не потому, что там за ним хуже ухаживают, что он иногда стоит в мокрых штанишках под форточкой?

А разве дома наши дети всегда гарантированы от сквозняка? Не приходилось вам наблюдать иногда, придя домой, такую картину: старший брат увлечен химическим опытом, окна настежь, чад, дым, десятилетний исследователь пытается скрыть следы неудачного эксперимента, а младший в это время давно намочил штаны и гуляет под самым окном.

Разве он обязательно заболеет? Ну насморк, может быть, и подхватит, но и тот пройдет скоро.

В чем же дело?

Очень часто ребенок заболевает в детском саду оттого, что ему тоже кажется, что его разлюбила мама.

Чтобы понять это, попытаемся представить мир, в котором живет ребенок. В этом мире, совершенно не похожем на мир взрослого человека, чрезвычайно много места занимает он сам. А также то, как воспринимают его родители. Помнится рассказ, в котором маленькая девочка очень боится, что ее за непослушание накажет мама. И когда на город обрушивается землетрясение, ей кажется, что причина – в ее непослушании.

В этой модели с точки зрения ребенка нет никакого преувеличения: для него вполне естественно, что целый город разрушен из‑за его плохого поведения.

В мире ребенка очень много опасностей. Он не доел суп. Он испачкался на улице в песочнице. Не слушается бабушки, разбил стекло в книжной полке. Каждый этот проступок таит для малыша неприятные последствия. Его наказывают. Или не наказывают, но угрожают – «позову милиционера», «позову старушку с мешком», и самое страшное (обычно это бывает в интеллигентных семьях, где понимают уже, что ребенка нельзя бить, но еще не знают, что его нельзя пугать) – «не буду тебя любить». Этих слов можно впрямую не говорить, но вести себя соответственно: замкнуться, не разговаривать с ребенком или разговаривать холодно и вообще всячески показывать свое к нему плохое отношение.

И вот отданный в садик малыш начинает анализировать свое поведение. Он думает, например, о том, что вчера не доел суп. Зря не доел. Надо было доесть, наверное, этот суп и переполнил чашу терпения мамы настолько, что она отдала его сюда.

В первые дни малышу в садике часто неуютно. Не то чтобы тут намного хуже, чем дома, – в любом детском учреждении есть свои плюсы, свои минусы. Обычно малыша в садик готовят и – правильно – заранее, говорят, что там хорошо, что там много детей, интересно и так далее. Он оценивает достоинства детского сада, безусловно, что‑то ему нравится с самого начала. Но все равно уверен – мама рассердилась на него за недоеденный суп и в наказание отдала сюда, эта мысль не дает малышу покоя.

Конечно, опыт жизни в коллективе, приобретаемый в детском учреждении, важен для дальнейшей жизни ребенка, обогащает информативно, вырабатывает специальные навыки, необходимые в дальнейшем, но первые дни и месяцы в детском саду для малыша – время тяжелое. Во‑первых, потому что он многого лишился. Дома, например, он был полный хозяин своим игрушкам. Захотел крокодила – бери в любой момент. Здесь же взял крокодила – мало того, что крокодила отобрали, им еще и дали по голове.

И ребенок начинает искать выход. Он находит самый логичный – он становится образцовым ребенком, чтобы вновь завоевать любовь мамы, чтобы жить с ней дома, как раньше. Многие родители говорят, что первые дни в садике действуют на малыша как волшебная палочка: он становится послушным, вежливым, он съедает все, что положили на тарелку, убирает игрушки, прощается со всеми самым интеллигентным образом. Чудо, а не ребенок.

Кроме того, почти все дети, отвечая на вопрос взрослых, понравилось ли в садике, говорят, что очень понравилось. Даже если совсем не понравилось.

Дети улавливают, что в такой опасной ситуации надо вести себя так, как приятно взрослому. А взрослому приятно, чтобы ребенок был весел, чтобы играл и радовался. Грустные дети, даже наши собственные, самые любимые, нам нравятся меньше, мы как бы удовлетворены своим ребенком больше в тот момент, когда у него хорошее настроение.

Малыш старается. Но на следующий день его снова ведут в садик. Вечером он снова «объясняет», что исправился. И еще день, и еще.

И то, как быстро заболеет малыш, через три дня или через месяц, зависит не столько от его закаленности, сколько от его терпения. Малыш заболевает тогда, когда окончательно убеждается: той жизни, что раньше, больше не будет.

И, заболев, он получает все то, чего так долго добивался. Конечно, он лишен некоторых привилегий – он не может бегать по улице, играть с товарищами, ему надо сидеть в кровати, но все это неважно по сравнению с тем, что он получил – он снова хозяин своим игрушкам, рядом снова мама, которая выполнит все желания. А мама часто уже тоже успела соскучиться. У нее обычно бывает (когда это первая болезнь, а не двадцать пятая) хорошее настроение, она устала на работе, она с удовольствием готовит вкусные вещи, охотно выполняет все просьбы. Малыш снова единственный, самый любимый, он получает некую награду за свою болезнь. Так или примерно так думает малыш.

Не отсюда ли происходит наше желание уже во вполне взрослом возрасте рассказывать без конца о своих болезнях? Мы словно ждем подсознательно, чтобы нас полюбили за то, что нам плохо.

Вообще замечено, что одинокие, испытывающие дефицит любви люди больше болеют. Есть данные, говорящие о том, что одинокие люди болеют чаще и тяжелее семейных. Среди мужчин шестидесяти пяти лет и старше, как показали исследования, одинокие имеют в два раза больше шансов получить рак желудка, чем их семейные сверстники. От туберкулеза они страдают в десять раз чаще, от цирроза печени – в семь.

Во всех возрастных группах одинокие больше подвержены опасности инфаркта. Люди, испытывающие дефицит близких связей, чаще подвержены нервным и психическим расстройствам.

Потребность в любви в любом возрасте носит витальный характер, жизненно необходима.

Более того, острый недостаток в любви, который мы когда‑то переживали, не зарубцовывается, дает себя знать все последующие годы. Даже пережитые в очень раннем возрасте драмы не забываются. Наша память вообще уникальна – как будто никогда не отдыхает. Поразительное наблюдение было сделано во время нейрохирургических операций. Когда делают такие операции, сознание не отключено. И когда больного спросили, что он видит, он описал рисунок обоев в комнате. После операции очень долго он не мог вспомнить, где он видел этот рисунок. И только потом выяснилось, что больной описал тот самый угол комнаты, который был виден из его детской кроватки, когда ему было всего несколько месяцев. Есть данные, говорящие также о том, что даже последний период внутриутробного развития откладывается в нашей памяти.

Но если в человеческой памяти запечатлена такая ничтожная деталь, как рисунок обоев над кроваткой, какой же след в душе ребенка должна оставить пережитая в младенчестве драма?

Следующий эксперимент, проводимый польскими учеными, был посвящен эмоциям людей, самое раннее детство которых прошло в доме малютки. Все они впоследствии были усыновлены. Усыновляют детей обычно люди серьезные, давно мечтающие о ребенке. К своим родительским обязанностям усыновители, как правило, относятся со всей ответственностью. Они не только хорошо ухаживают за ребенком и любят его, но и во избежание неприятных инцидентов порой меняют место жительства, фальсифицируют семейные альбомы, где рядом с реальной фотографией малыша, скажем, в полтора года подклеивают карточки, на которой мама держит на руках закутанного в одеяло младенца – пойди разбери, ты это или нет. В эксперименте, о котором мы рассказываем, испытуемые не знали тайны своего рождения.

Они воспитывались в хороших семьях, их любили, и, казалось бы, никакого следа первые месяцы жизни в их душе оставить не могли.

Но на самом деле было иначе. Эти люди, как показали исследования, в целом жили хуже, чем могли бы жить. Они были менее эмоциональны, более холодны, чем сверстники, более замкнуты, у них труднее складывались отношения с окружающими, не слишком удачными были их собственные семьи, хуже складывались отношения с детьми.

Что же не хватало детям в доме малютки?

Есть данные о том, что дети в доме малютки, даже совсем крошечные, часто радуются больше тому, кто пришел к ним просто поиграть, чем тому, кто приносит еду. Им тоже, как и старшим, необходима любовь, а не только питание и уход. Ну разве мало любви к детям проявляет персонал в доме малютки. Они все или, точнее, большинство из них стараются, чтобы детям там ни в чем не отказывали. Да и люди, работающие там, особые, за деньги никто туда работать не пойдет – здесь приживаются действительно только те люди, которые любят детей.

Но почему же любви все‑таки не хватает?

В доме малютки, даже самом комфортабельном, нет того, что есть в самой безалаберной семье, где ребенка могут забыть вовремя переодеть или даже покормить.

В любой семье ребенка носят на руках. Его гладят, тискают, целуют. С ним забавляются. Оказывается, ребенка обязательно надо трогать – это способствует дальнейшему его развитию. Мы гладим ребенка – и возникает особый контакт с кожей, а он способствует в дальнейшем развитию у ребенка способности любить самому. Это наблюдается не только у детей. Вы никогда не задумывались, почему так целителен массаж? Не только потому, что в процессе массажа раздражаются определенные группы мышц и нервных узлов. Ведь в таком случае живого массажиста с успехом может заменить аппарат. Действительно, массажеры распространены широко. Но все мы знаем, что эффект их далек от эффекта настоящего массажа, во время которого массажист соприкасается с обнаженными частями нашего тела, воздействуя не только на группу мышц и нервов, но и на весь организм в целом.

Не удовлетворенная с детства эта потребность накладывает отпечаток на всю дальнейшую жизнь. Именно так и произошло с теми людьми, чье самое раннее детство прошло в доме малютки.

Необходимость тактильного контакта наблюдается не только у человека, она присуща и животным. Известный американский ученый Харлоу провел ряд экспериментов с молодыми шимпанзе. Разные группы молодых обезьян отделяли от матерей и наблюдали за их поведением. Одной группе мать заменял проволочный каркас, из которого торчал рожок с обезьяньим молоком.

Другая группа также питалась из рожка, но он был помещен уже не на проволочный каркас, а на каркас, обтянутый обезьяньей шкурой.

Третьи шимпанзе имели возможность выбора: перед ними был и проволочный каркас с обезьяньим молоком, и рядом – чучело обезьяны без молока. Оказалось, что те детеныши, которые общались только с проволочным каркасом, развивались физически и психически слабее сверстников.

Те, кто общался с каркасом в обезьяньей шкуре – лучше.

А те, в комнате которых был и проволочный каркас, и чучело, все свободное время сидели на чучеле – тут же спали, прижимаясь к нему, играли. К проволочной «матери» приходили только тогда, когда хотели есть. Эти шимпанзе развивались вполне нормально.

Итак, любовь нужна. И человеку очень плохо живется, если его не любят, это не этический постулат, а научный факт.

Сказанное, естественно, не означает того, что если человек никого не любит или его никто не любит, он обязательно заболеет и умрет. Мы говорили о данных среднестатистических, они характерны для большинства людей, но исключения, естественно, возможны.

Есть на свете и такие индивидуумы, которые никогда никого не любили, да и их тоже особенно никто не любил, но они от этого совершенно не страдают, наоборот, вроде бы довольны жизнью и вполне счастливы. Пусть им и впредь будет хорошо. Но подавляющее большинство жителей земли испытывают, повторяем, острую необходимость любить и быть любимыми.

Вопрос «зачем нужна любовь?» имеет и другой аспект. Нередко приходится слышать и такие доводы, что любовь приносит одни неприятности, что она мешает жить и работать, с ней неизбежно приходит разочарование, тоска и так далее.

Действительно, испытать разочарование в любви тяжело. Любовь и в самом деле неизбежно сопряжена с риском. Мы рискуем, например, потерять любимого человека. Он может умереть. И не обязательно в семьдесят лет. Может попасть под трамвай, в катастрофу, отравиться и так далее.

Нас могут разлюбить. Сердцу, действительно, не прикажешь, все бывает, и мы можем оказаться в таком положении.

Наконец, мы можем сами разлюбить, разочароваться – и неизвестно, не хуже ли это, чем тот случай, когда тебя самого разлюбили.

В целом известно, что большинство людей признают: любовные переживания обогатили их духовно и эмоционально. Когда группе взрослых, несомненно, обладающих опытом любовных отношений, предложили ответить на вопрос, счастливее или несчастливее они стали, испытав любовь, три четверти признались, что стали счастливее. Остальные ясно определить свое отношение не могли. Большинство из нас склонны считать, что любовные переживания обогащают. Авторы также не берутся с этим спорить.

Хочется добавить только одно: никакие чувства, самые светлые и высокие, не в силах оградить нас от драм переживаний. Надо всегда помнить, что каждый из нас ответствен и за чувства, и за исход отношений с дорогим человеком. И наша удача во многом зависит от нас самих.

Но может быть, любовь – проявление слабости? Ведь есть и такая точка зрения. Согласно ей человек всячески ищет средства защиты от враждебного, опасного окружающего мира, и любовь – одна из форм такой защиты. На этом тезисе, в частности, базируется концепция, согласно которой человек, влюбляясь, решает три задачи. Первая – верификация своих знаний о мире. Не обо всем мире вообще – о мире своих чувств. В статье, посвященной симпатии, мы уже говорили, насколько важно нам понимать, что чувствуем мы правильно. Надо, чтобы кто‑то подтвердил наши знания обо всем этом.

Вторая задача – возможность сексуального удовлетворения без чувства стыда. Дело в том, что современный человек, как бы ни ругали его строгие моралисты, далеко не так циничен. Да и современная молодежь вовсе не так уж легкомысленно смотрит на любовь. Для сегодняшнего молодого человека сексуальная жизнь имеет очень большое значение, он отнюдь не относится к ней так легко и беззаботно, как принято считать.

Действительно, что‑то за последние десятилетия изменилось. Сегодня мораль куда спокойнее, чем раньше, относится, например, к добрачным связям. Доводы морали становятся в этом вопросе все более реалистичными. И не случайно. Во‑первых, некоторый опыт, приобретенный молодыми людьми, впоследствии сделает их более подходящими партнерами друг для друга. Но не менее важно и то обстоятельство, что добрачный сексуальный опыт нередко предупреждает супружеские измены. Ведь измены часто возникают из элементарного любопытства.

Ну а кроме того, в нашем обществе браки обычно заключаются на несколько лет позже, чем наступает половая зрелость. Если в течение нескольких лет человек не приобретает опыт сексуальной жизни, не исключено, что у него может выработаться в дальнейшем негативное отношение к этой стороне жизни вообще.

И третья задача, которую, согласно упомянутой концепции, решает влюбленный – он стремится быть как все. Это очень важно. Послушайте разговоры старшеклассников. Как много места в них занимают рассказы о романтических переживаниях, ухаживаниях, влюбленностях, победах. На самом деле нередко за этими рассказами ничего не стоит. Дело в том, что ребята стремятся как бы не отстать от сверстников, быть как все. Раз все вокруг влюбляются – значит, и должно влюбляться, значит, я тоже должен испытать романтические переживания. Чтобы не быть «белой вороной».

Надо сказать, не только поведение сверстников подталкивает к этому – вообще сложилось устойчивое представление, что в этом возрасте положено влюбляться. Об этом же говорит литература для юношества, кинофильмы.

Мы, взрослые, тоже так считаем, нам также кажется странным, когда дети ведут себя иначе. Представьте ситуацию: мать, видя дочь каждый вечер за книгами, волнуется и вспоминает, что она в ее годы не о том думала (хотя неизвестно, о чем она думала на самом деле), и напоминает дочери об этом все чаще. Девочка чувствует, что ей положено идти на свидание. Но ведь может оказаться, что ей и в самом деле интереснее читать? Что же в этом плохого? Но ситуация бывает драматичнее – она и пошла бы на свидание, да ее никто не зовет. Что же произойдет с девочкой? Не исключено, что она потихоньку начнет разуверяться в том, что ее вообще ожидает в жизни что‑то хорошее.

И наконец, только любовь создает счастливую семью. Можно сколько угодно приводить примеров таких браков, которые построены на иной основе, можно говорить о том, что супруги в таких семьях вполне довольны жизнью и друг другом. Но никогда люди, живущие в таком браке, сколько бы ни были они удовлетворены материальным и общественным положением, не бывают счастливы. Счастье дает только любовь. И большинство браков, заключаемых в нашей стране, заключается по любви, и молодые люди, думающие о женитьбе и замужестве, в подавляющем большинстве считают любовь единственной и основной причиной своего решения. Только в счастливой семье можно говорить о воспитании гармонично развитых детей.

Вообще, нам кажется, что по отношению к детям наш самый главный долг – быть счастливыми. Для ребенка это важнее, чем самые красивые игрушки, самая вкусная еда и лучшие курорты страны.

Говоря о любви, нельзя забывать об этом, нельзя забывать, что влюбленный впервые десятиклассник или восьмиклассница – это будущие отец и мать, что их юношеское увлечение содержит в себе и прообраз будущего отношения к семье, оно – как бы пролог к огромному и богатому миру любви. Очень важно дать почувствовать это нашим детям, важно начать их подготовку к будущей семейной жизни именно с этого момента, никак не позже. Слишком легкомысленно было бы надеяться в столь важном деле на школьные уроки этики и психологии семейной жизни – не всегда они достаточны, не всегда на должном уровне проводятся. И совершенно недопустимо утверждать, как это нередко делают родители, что лучшая пора – это пора ухаживаний и юношеской влюбленности, а потом, в браке, в семье, начинаются тоскливые будни и обязанности. Юношеская любовь таким образом представляется подчас лишенной каких‑либо обязательств, ответственности, легкой и бездумной, как полет мотылька, и поэтому нередко молодые люди стремятся от одного увлечения к другому, страшась каких‑то долгих и серьезных отношений, уподобляясь в чем‑то легендарному Дон‑Жуану. И если еще несколько лет назад это в основном касалось только мальчиков и юношей, то сегодня представительницы прекрасного пола не отстают в стремлении побыстрее набраться «жизненного опыта», причем в отличие от своих сверстников в предшествующих поколениях понимают этот опыт отнюдь не платонически. Отвлечемся от доводов морали, посмотрим, что говорит наука о влиянии такой легкости в отношениях, стремлениях к быстрым и легким любовным победам на личность. Оказывается, «донжуанский список» отнюдь не свидетельствует о высоком уровне развития личности и не способствует ему. Напротив, будучи нацеленным на недолгие увлечения, человек не имеет возможности для личного творчества – глубоких отношений, глубокого постижения души другого, без которого невозможен личностный рост. Такая ситуация, как правило, скрывает внутреннюю неуверенность, служит мнимой компенсацией собственных комплексов. Но не избавляет от неуверенности и неудовлетворенности собой на самом деле.

Не стоит забывать и о другом аспекте проблемы. Мы живем в современном мире, где существует такая страшная болезнь, как СПИД. Это обстоятельство уже начинает оказывать влияние и на поведенческие установки молодых людей в некоторых странах – отмечено, что образ жизни молодежи стал заметно целомудренней, значительно повысился престиж брака в общественном сознании.

Однако, стараясь сформировать у наших детей положительное отношение к семье, к обдуманному выбору партнера для семейной жизни, стараясь уберечь от легкомыслия, мы нередко впадаем в другую крайность. Мы с детства убеждаем их в том, что любовь приходит только один раз в жизни. Мы нередко сами настолько уверены в истинности мифа о единственности любви, что даже не задумываемся, всегда ли это так. Мы будто уверены, что существует как бы определенный запас любви, который невосполним.

Вообще, миф о единственности любви не только ложен, он крайне жесток, вообще отдает средневековьем. Представьте, например, такую ситуацию: пятнадцатилетний мальчик влюблен в свою сверстницу. И он, и его родители убеждены, что любовь бывает только один раз в жизни. Родители начинают, естественно, убеждать мальчика, что это еще не любовь, что настоящая любовь впереди и все это несерьезно. Но что значит несерьезно – если она для него центр вселенной, он за нее готов жизнь отдать!

Наконец, одна из сторон перетягивает. Предположим, мальчику удалось доказать и себе, и близким, что любовь его настоящая. Что же из этого следует? Если он вдруг разлюбит девочку, отношения их развалятся, все остальные встречи он будет считать не новой любовью (ведь настоящая, единственная любовь уже прошла, состоялась!), а чем‑то ненастоящим. Приведет ли это к хорошим последствиям?

Миф о единственности любви между тем предполагает то, что настоящая любовь приходит в юности, и никогда больше. Вообще, наша современная культура, европейская, начиная с периода романтизма, создавала культ юности.

Наше общественное мнение, наша печать долго и совершенно справедливо боролись за то, чтобы все руководители и администраторы привыкли считаться с интересами молодежи, учитывали бы ее потребности, изготавливали бы всевозможную продукцию для молодого потребителя. И это очень нужно и важно.

Но, заботясь о культуре досуга и одежды для молодых, не будем укреплять в сознании культ молодости, культ юности, согласно которому все, кто вышел из юного возраста, представляются как бы олимпийскими чемпионами в отставке – награды получены, титул завоеван и остается долгие годы доживать в безвестности и скуке.

Этот культ, этот миф о безоблачности детства и юности (разве беспечны герои одного из лучших фильмов о детстве «Чучела»? Разве беззаботны асановские «Пацаны»? Герои «Свидетеля»?) – этот миф не только ложен, но и может принести много неприятностей тем юным людям, которые в него верят. Когда подросток читает о розовой поре отрочества, смотрит современный фильм, невольно сравнивает себя с героями и понимает, что он неловкий, не все понимающий, вечно чем‑то мучимый, не слишком похож на счастливых героев. Значит, с ним, должно быть, что‑то не так, значит, он не такой, как все, не такой, каким должен быть человек в его возрасте. Так начинается неверие в свои силы, свои достоинства, так развивается комплекс неполноценности.

Уверенность же в том, что самая прекрасная любовь переживается в юности, может иметь самые неожиданные последствия. Молодой человек незаметно уверяется в своей особенной ценности, в исключительности своего положения, ценности своих чувств. У него может выработаться своеобразный юношеский шовинизм, от которого будут страдать окружающие.

Убежденный, что только его чувства ценны, только его страдания достойны сочувствия и его радости достойны быть разделенными, он незаметно, невольно (а иногда и вольно) начинает игнорировать потребности старших, начинает без уважения относиться не только к интересам людей другого поколения, другого возраста, но и без уважения относиться к их чувствам. Для него любовь человека, скажем, сорока лет не то что неинтересна – он вообще не понимает, что в этом возрасте может быть любовь.

Нам кажется, было бы неправильно и родителям, и воспитателям не учитывать всего этого. Воспитывая в молодом человеке личность, уважая ценность его переживаний, не противопоставлять юношескую любовь чувствам людей более старшего возраста.

Не только из соображений воспитательных и нравственных. Ведь любить мы учимся всю жизнь, наши чувства совершенствуются, становятся глубже, тоньше. Да, бесспорно, юношеская любовь прекрасна, каждый из нас с теплотой вспоминает ее, но она – не вершина чувств, а только первая ступенька, где нас многое ожидает, первый шаг к той вершине, которую мы можем достичь.



Ведь можно просто жить, заниматься своими делами, строить отношения, основанные на взаимном доверии, работать без мыслей о другом человеке, которые постоянно отвлекают. Рано или поздно каждый задумывается, зачем вообще нужна любовь, и приходит к выводу, что без этого чувства жить было бы гораздо проще. На самом деле в мире все гармонично и слаженно. Если любовь есть в мире, наше существование без нее было бы обречено. Давайте разберемся, почему так происходит.

Зачем нужна любовь в семье

Любовь бывает разная. Это чувство может возникать по отношению к родителям, детям, мужу, друзьям и подругам, сестрам и братьям, любимым персонажам из фильмов и книг. Но любовь к близким людям, с которыми мы ежедневно контактируем, очень важна. Представьте, что изо дня в день в вас накапливается обида и неприязнь к мужу, потому что вам не нравится, что в его характере не все устроено так, как вам нужно. Тогда ответ на вопрос о том, зачем нужна любовь, напрашивается сам собой. Это чувство помогает нам смириться с небольшими недостатками близких людей, посмотреть на них с пониманием, принять их такими, какие они есть, отпустить обиды и жить во взаимоуважении дальше.

Взаимная любовь

Многие люди, особенно подростки, задумываются, зачем нужна любовь, если она не взаимна. Ответ очень прост. Если значит, она не является любовью. Это может быть что угодно, например, привязанность, интерес или желание покорить человека. Любовь как таковая проявляется в том, что люди желают друг для друга самого лучшего, вместе планируют будущую жизнь, готовы помогать друг другу, выслушать друг друга. Между ними не возникает чувства неприязни, нет постоянных крупных ссор или мыслей о возможном разрыве. Это касается

Вряд ли кто-то при ссоре с мамой задумывался о том, что ему нужно искать новых родителей. Такой же принцип срабатывает и со второй половинкой. Человек не любит своего избранника, если задумывается об уходе от него.

Как научиться любить

Чтобы вас смогли полюбить, вы сами должны уметь проявлять это чувство. Не всегда получается быть терпимым и нежным по отношению к близким людям, но это не значит, что вы к ним холодны. Обычно к людям, которых мы не любим, мы не испытываем каких-либо эмоций, пусть даже отрицательных. Поэтому не злитесь, если мама просит вас надеть шапку, которая вам не нравится, а ваш любимый человек настаивает на том, чтобы вы вернулись домой пораньше. Это обычная забота, в которой и проявляется любовь.

Человек от природы способен проявлять это светлое чувство. Проблема состоит в том, что он может не реализовать свой потенциал, если рядом с ним нет объекта любви. Когда в жизни человека появляется кто-либо, достойный его внимания, то уже не возникает мысли о том, зачем человеку нужна любовь и как научиться испытывать это чувство.

Любовь как способ реализации себя

Вопросом, и любовь, не задаются люди, которые счастливы со своей второй половинкой, а также вдохновленные этим чувством личности. Сложно представить, сколько благодаря ему было написано стихотворений, песен, нарисовано картин, придумано музыкальных шедевров, совершено подвигов, открыто новых явлений. Именно любовь толкает людей реализовывать себя, становиться лучше, работать над своими знаниями и умениями. Когда рядом с вами находится человек, который готов вас поддержать в случае неудачи, который верит в вас всем сердцем, вы обязательно найдете способ, чтобы достичь успеха в любой сфере жизни. Любовь вдохновляет, толкает на смелые и спонтанные поступки.

«Неправильная» любовь, или Как распознать ее отсутствие

Часто люди принимают за любовь обычную привязанность или желание овладеть кем-то. Если вы испытываете теплые чувства к человеку, а он не готов ответить вам тем же, это не любовь, это обычное желание испытать ее. Оно не имеет ничего общего с темой нашего разговора. Основное правило любви состоит в том, что она не приносит страданий.

Отрицательные эмоции могут проявляться только в том, что вы переживаете о близком человеке, хотите уберечь его ото всех невзгод и страданий, стараетесь помочь ему в момент трудностей и неудач. В этом случае объект вашей любви также должен понимать, что ваши и стараться успокоить вас, причем не только словами, но и действиями. Это своего рода компромисс, который должен привести к гармоничному сосуществованию. Если вам удалось его достичь, и при этом вы чувствуете себя комфортно, то, скорее всего, вы нашли свою любовь, поскольку ради любимого человека не жаль пойти на небольшие уступки.

Как найти любовь

Если вы считаете, что можно найти любовь, то вы сильно ошибаетесь. Она сама вас найдет, когда будет нужно. проявятся тогда, когда вы не будете этого ожидать. Вы просто через время сделаете для себя вывод, что вы любите. И это хорошо, поскольку ожидание любви - это ожидание подвоха. Вы все время будете сомневаться, тому ли человеку вы открыли душу. Поэтому перестаньте ждать, когда время придет, вы обязательно почувствуете, что ваша пора настала и что вы нашли человека, который может стать для вас смыслом жизни.

Таким образом, любовь - это светлое чувство, которое не может принести страданий. Если вы стремитесь его испытать, то знайте, что нужно бежать от того человека, который причиняет вам боль. Ничего общего с любовью это не имеет.