Как проявляется уважение в отношениях? "уважение друг к другу"

Что такое уважение – у каждого человека есть свое понятие данного социокультурного феномена. В уважении нуждаются как младенцы, так и люди почтенного возраста, эта базовая потребность дает человеку ощущение нужности и значимости себя в своей семье, профессии, социуме.

Что такое уважение – определение

Признание прав, достоинств, умение видеть и учитывать границы, личные особенности другого человека, – вот что значит уважение. Поступки достойные уважения влияют на социум и всегда поощряются, создавая положительную репутацию. Уважение к себе и другим начинается в семье, поэтому важно взращивать это чувство с самого раннего возраста, от этого зависит гармоничное развитие личности.

Как проявляется уважение?

Как завоевать уважение – частый вопрос тех, кто только начинает свою карьеру, бизнес или семейные отношения. Проявление уважения многоаспектно, и складывается как из малозаметных каждодневных поступков, действий так и имеющих огромное значение. Быть уважаемым человеком и уважать других, является неотъемлемой частью счастья и подтверждением признания достоинств другого. Как проявляет себя уважение со стороны людей:

  • выражение благодарности – простое действие, обладающее мощной силой и не отнимающее много времени;
  • комплименты и выражение восхищения;
  • умение ставить себя на место другого;
  • выполнение данных обещаний;
  • умение выслушать до конца, не перебивая;
  • если имеет место критика , она не направлена на унижение личности, а лишь на конкретные промахи в деле или поступке.

Что такое уважение к старшим?

Уважение к старшим перекликается с почитанием родителей. Глубокое уважение к пожилым людям, как прошедшим через тяжелые испытания в жизни, у людей прошлого это было в порядке вещей. В чем проявляется почитание старших:

  • вежливое отношение;
  • тактичное поведение;
  • проявление заботы и внимания (перевести через дорогу, донести тяжелую сумку, уступить место в транспорте);
  • оказание помощи нуждающимся.


Что такое уважение в отношениях?

Что такое уважение к человеку? На этот вопрос, каждый видит свой ответ, но в целом – это видеть в другом индивидуальность, личность со своими особенностями и многогранностью и пониманием, что бог или природа любят разнообразие, поэтому люди все разные. Отношения дружеские, партнерские, семейные имеют свои особенности, но уважение в них строится исходя из общих принципов:

  • соблюдение личных границ, пространства и невторжение;
  • мнение друга, партнера, супруга может быть отличным от собственного – важно отнестись к этому с принятием и гибкостью;
  • видение в другом автономной личности;
  • оказание поддержки и помощи в сложные периоды, ситуации.

Что такое уважение к природе?

Уважение к природе тесно связано с состраданием всему живым существам и заботой об окружающем мире. Обстановка на планете такова, что люди в большинстве своем тратят ресурсы: выкачивают нефть – кровь земли, в результате которых образуются пустоты, захламляют отходами природу, убивают животных в крупных масштабах – все это происходит от неуважения и непочитания. «После нас хоть потоп!» - так говорил французский король Луи XV, сегодня человечество сталкивается с последствиями такого отношения.

Что такое уважение к природе:

  • восполнение использованных ресурсов;
  • забота о животных и птицах в зимнее время;
  • мероприятия, направленные на улучшение экологической обстановки;
  • взятие под защиту редких видов животных, птиц, растений;
  • внедрение экологических видов топлива, не загрязняющих атмосферу.

Что такое уважение к труду?

Впервые, ребенок сталкивается с миром профессий в школе и уважение к учителю, становится базовым, определяющим. В современных школах к учителям чаще отношение пренебрежительное и обесценивающее их тяжелый труд. Задача родителей и учителей формировать ценность к любого вида профессии, маленькому ребенку важно показать и объяснить это на примере, что если бы дворник не чистил снег, люди бы завязли в сугробах, а без учителей, человек был бы безграмотным, не умел бы писать и читать, не было бы сделано много великих открытий, великолепные книги не были бы написанными.


Что такое уважение к родителям?

Уважение к родителям формируется в детстве. То, как мать и отец относятся к друг другу – закладывает в детях основу уважения к себе, родителям и другим людям. Ни для кого не открытие, что дети считывают с родителей паттерны поведения и присваивают их себе. Если родители оскорбляют друг друга, ребенок вынужден перейти на сторону кого-то одного из них, и по отношению к другому будет чувствовать себя предателем, и защитная реакция будет выглядеть как проявление неуважения к тому, кого ребенок «предает».

Что такое благодарность и уважение к родителям, как это проявляется:

  • отсутствие упреков к родителям (мало дали, плохо воспитали, квартиру не купили), самое ценное, что родители дали – это жизнь;
  • почитание родителей как старших, даже если они не правы, не вступать из-за этого в конфликт ;
  • уделение времени и внимания своим родителям (звонки, визиты, разговоры, помощь).

Как добиться уважения?

Уважение – понятие обоюдное: без признания и уважения других, нельзя рассчитывать на уважение в свою сторону. Каждого человека, есть за что уважать, но не все это понимают. Как добиться уважения в коллективе:

  • искренне говорить комплименты:
  • радоваться успехам других, отмечать это;
  • сопереживать неудачам;
  • быть открытым и доброжелательным;
  • не допускать насмешек в свой адрес;
  • взращивать профессионализм.


Уважение к самому себе

Потребность в уважении одна из самых важных базовых потребностей, так человек идентифицирует себя: «Я есть!», «Я значим!». Уважение к себе формируется к себе и входит в «Я-концепцию» личности, которая формируется на основе оценки человека значимыми людьми, далее в общественных институтах. Что такое уважение к себе – здесь нет какого-то одного характерного параметра, это все составляющие чувства собственного достоинства:

  • знание своих сильных и слабых сторон;
  • стремление к самосовершенствованию и личностному росту;
  • честность с самим собой;
  • работа с недостатками;
  • признание своих заслуг и вклада как личности в общество;
  • ценность себя как личности;
  • осознание своей божественной сущности;

Уважение в семье

Что такое взаимопонимание и уважение в семье? Берт Хеллингер, немецкий психотерапевт, в свое время сказал, что уважение – это сосуд, форма, а любовь – то, что наполняет этот сосуд, если нет уважения в семье, о любви не может быть и речи. Уважение к мужчине как к главе рода всегда было традицией у многих народов, дети воспитываясь в такой семье видели значимость и авторитетность. Для сыновей видеть отношение матери к их отцу, основанное на уважении. Мужчина, делающий свой выбор супруги также должен понимать, что если нет уважения к жене, то это неуважение к себе.

Что значит проявлять любовь и уважение супругов друг к другу:

  • моральная поддержка и уместное сочувствие ;
  • отсутствие оскорблений, рукоприкладства;
  • доверие;
  • учет мнений и компромисс при возникших разногласиях;
  • теплые и добрые слова;
  • совместное принятие решений важных для семьи;
  • забота о каждом члене семьи;
  • совместный вклад в воспитание детей и обустройство быта;
  • конструктивная критика.

За что мы уважаем других людей? Почему так важно почтительно относиться к старшим? Или что кроется за чувством патриотизма? Подобных вопросов существует бесчисленное количество, и, казалось бы, ответить на них сможет любой взрослый человек. Но в реальности большинство теряется в своих ответах. А все потому, что они не могут осознать всю глубину слова "уважение".

Вот почему так важно разобраться в этом. Ведь уважение - это чувство почтения, которое жизненно необходимо для существования общества. Без него невозможно построить нормальные отношения, а уж тем более создать полноценную семью.

Понятие

Начать следует с того, что такое уважение. Суть этого чувства довольно сложно передать простыми словами, впрочем, как и любого иного проявления человечности. И все же основную идею выразить возможно.

Итак, уважение - это почтительное отношение к человеку, явлению природы, божеству или родине. Для того чтобы это чувство возникло, объект уважения должен обладать определенным набором качеств.

Уважение - это непостоянное чувство, оно может возникнуть, а потом снова угаснуть. Все зависит от моральных и этических ценностей человека, которые, как известно, могут со временем изменяться. Следовательно, воспитав в индивидууме эти ценности, можно повлиять и на его чувство уважения к другим.

Почему так важно уважать других?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, приведем простой пример. Допустим, есть два брата: один добрый, приветливый и с уважением относится к другим; второй, наоборот, смотрит на всех свысока и считает себя центром вселенной. Как думаете, у кого больше шансов завести настоящих друзей? Кто из них способен на искреннюю любовь?

Уважение - это верный способ найти общий язык с другими людьми, показать, что они не безразличны собеседнику. Более того, если оппонент чувствует, что к нему относятся с искренним почтением, он и сам, скорее всего, ответит тем же.

Подведя итог, можно сказать, что уважение - это ключевой элемент в построении отношений как любовных, так и дружеских.

Морально-этические нормы в обществе

В современном обществе есть устои, которые хоть и не прописаны в законодательстве, но все же являются общепринятыми правилами. Их соблюдение крайне важно, в противном случае можно обернуть мнение других против себя. К таким правилам относят и моральные и этические нормы, например, вежливость, сдержанность, опрятность и так далее.

Согласно этим негласным законам есть категории людей, к которым следует почтительно относиться, невзирая на то, знакомые они или нет. Итак, приведем пример таких категорий людей:

  • Пожилые. Учитывая возраст и количество пройденных испытаний, уважение к ним вполне оправданно.
  • Женщины. Все они - будущие матери, поэтому требуют почтительного уважения к себе.
  • Родители. Сам тот факт, что они подарили жизнь, не может не вызывать уважения.
  • Учителя. Благодаря их труду многие получают знания, способные помочь в достижении своих целей.
  • Коллеги. Вполне понятный выбор, ведь с этими людьми придется сотрудничать не один год. Поэтому гораздо проще, когда они находятся в категории друзей, нежели суют палки в колеса.

Уважение к Отечеству: его роль в формировании патриотизма

Родина - это не просто шесть букв в одном слове. Это то, что объединяет всех, делает нас одной большой семьей. Любовь к Родине называют патриотизмом. Но вот вопрос: "Разве он может существовать на одной только любви?" Нет, для того чтобы патриотизм не иссяк с годами, он должен постоянно подпитываться иными чувствами: гордостью, уважением, признательностью.

Только осознав всю красоту своей страны, ее особенности и недостатки, можно стать патриотом. А как говорилось ранее, уважение - это признание достоинств кого-либо или чего-либо, соответственно, без него невозможно воспитать в себе истинный патриотизм.

Уважение должно воспитываться с детства

Привить уважение к другим проще всего в детстве. Поэтому в большинстве случаев эта обязанность ложится на плечи родителей, а также учителей. Именно они должны пояснить подрастающему поколению, почему нужно уважать того или иного человека.

Следует с ранних лет обучать детей тому, что старших нужно слушать и выполнять их требования. Ведь их жизненный опыт куда больше, следовательно, их советы могут быть полезными. Также следует напоминать им, что каждый человек - это личность, а значит, нужно с почтением к нему относиться.

В целом уважение прав человека - это установленная норма для всех. Поэтому следует научить этому своих детей или воспитанников. В противном случае в будущем у них могут возникнуть проблемы в общении с другими людьми.

Напоследок нужно поговорить о таком явлении, как самоуважение. Ведь как люди могут уважительно относиться к тому, кто сам себя не считает равным им? Поэтому нужно объяснить ребенку, что он такой же, как и все. Гораздо важнее то, что у него внутри, чем то, во что он одет или в каком доме живет.

Наш эксперт - психолог Софья Шноль .

Придётся заслужить?

Всем нам с детства знакомо известное утверждение о том, что надо уважать старших. Напрашивается вопрос: нужно уважать только старших (интересно, начиная с какого именно возраста?) или вообще всех людей? До сих пор довольно распространено мнение, что детей уважать не нужно, потому что они ещё не выросли и ничего достойного уважения не совершили. Тогда получается, что до уважения нужно дорасти или его придётся заслужить. В таком случае это больше похоже на соблюдение субординации или награду за достижения. Но если обратить внимание на этимологию глагола «уважать», мы там увидим корень, общий со словом «важно». Это напомнит нам о том, что уважение - это не проявление подчинённости и не признание заслуг, а сознание того, что каждый человек важен и достоин внимания к себе. Поэтому тему уважения не стоит рассматривать узко, ограничиваясь отношением младших к старшим, - она касается любых взаимоотношений между людьми.

Право на уважение имеет каждый человек в любом возрасте, просто потому, что он существует на свете.

А ещё не стоит забывать, что дети всегда учатся на примере взрослых. Если мы хотим, чтобы они нас уважали, необходимо сначала показать им, как проявляется уважение, что оно собой представляет. Не встретившись с уважением в семье, они так и не узнают, что это такое.

Соблюдаем границы

Уважение тесно связано со способностью замечать другого человека в его реальных проявлениях. Если человек важен сам по себе, то важны его личные особенности, его потребности, его предпочтения, его чувства. Мне могут не нравиться его проявления, но я не могу оставить их без внимания. Уважение проявляется в простых вещах, например, в том, чтобы замечать границы чужого личного пространства и соблюдать их: не перебивать в разговоре, не входить без стука, не брать вещи без разрешения… Взрослые часто требуют соблюдения собственных границ от детей, но не считают нужным уважать личное пространство детей. Не замечая другого человека и не учитывая его потребностей, мы словно не оставляем ему места, фактически отказываем ему в существовании. К сожалению, взрослые довольно часто ведут себя с детьми именно так (вспомним родительский девиз из не столь давних времён: «Детей должно быть не видно и не слышно!»). Да и друг с другом, что греха таить, старшие члены семьи далеко не всегда ведут себя уважительно. При таком отношении ребёнку трудно научиться уважению - он не видит примера.

Уважение требует внимательного отношения. Если мы будем внимательными, мы станем замечать, что люди, особенно дети, обычно дают много подсказок, как к ним можно проявить уважение. Ребёнок, не отчаявшийся ещё быть услышанным, легко сообщает, что он чувствует, что ему нравится или не нравится. Например, он не хочет есть вермишель, потому что она «скользкая». И тут уже дело за родительским вниманием. Мы можем остановиться и признать, что вермишель вызывает у ребёнка отвращение, а можем проигнорировать его чувства и впасть в «праведное» возмущение по поводу его «каприза».

Начнём с себя

Невозможно уважать другого, не уважая самого себя. Это значит, что для того, чтобы научиться замечать и признавать личные границы, потребности и чувства других людей, нужно определить собственные границы, почувствовать свои чувства и признать свои потребности. Заметив и поняв себя, мы уже можем замечать и понимать других людей. Уважать себя и других, быть внимательным - непросто, когда непривычно. Начав в этом деле с себя и обнаружив свои трудности, взрослый скорее будет снисходительным к ребёнку, который ещё только учится с этим справляться.

Попытка уважать других, не уважая себя, приводит к тому, что человек начинает ощущать себя жертвой и, как следствие, бессознательно злится на тех, кого мы «должны уважать». В результате никакого уважения не получается, а выходит, наоборот, сплошное нарушение чужих границ. Так что наше самоуважение необходимо не только нам самим, но и окружающим нас людям, и в первую очередь - нашим детям.

Если вы замечаете за собой недостаточно уважения к самому себе, по-пробуйте выделить в своём окружении людей, которые относятся к вам уважительно, и старайтесь с ними больше общаться, чтобы сначала получить этот опыт извне. Также здесь может пригодиться и помощь психолога.

Личное мнение

Наталья Сенчукова:

Воспитание ребёнка - это не набор каких-то определён-ных пунктов и правил. Это целый комплекс факторов и условий. Самое главное в воспитании, я считаю, это образ жизни родителей, их поведение. Личный пример - вот основа. Всё остальное - это уже какие-то вспомогательные вещи, которые могут дать результат, а могут и не дать.

Каждый человек, создавая семью, мечтает о счастье и любви. Но проходит время, и отношения меняются. Муж и жена лучше узнают друг друга, совместное проживание вносит свои коррективы. Со временем появляются дети, и снова приходят перемены.

В начале семейного пути люди часто идеализируют друг друга, а когда сталкиваются с недостатками партнера, ощущают глубокое разочарование. В этот момент важно понять, что отношения – это работа, которую необходимо проводить в течение всей жизни. Только в этом случае семья принесет счастье и удовлетворение. А залог позитивного результата – взаимное уважение.

Что понимается под словом «уважение»?

Уважать другого – значит, принимать человека таким, какой он есть, со всеми достоинствами и недостатками. Уважение – это осознание другой личности как ценности, оно должно быть безусловным, как любовь. Но вы не сможете уважать другого, если у вас нет любви и уважения к себе.

Вспомните свое детство: как ваши родители относились друг к другу, как они относились к вам? Ощущали ли вы уважение к себе, своим чувствам, желаниям? Уважаете ли вы сейчас себя сами?

Чем ценно уважение для отношений?

Если муж и жена проявляют уважение друг к другу – отношения автоматически налаживаются, конфликты становятся менее бурными, а семья развивается и крепнет.

Когда вы замечаете, что все чаще критикуете партнера, посмотрите на себя. Научитесь ценить себя за личные качества, внешность, достижения, хорошие поступки. Пока нет безусловного принятия, начните с условного, а самоуважение без условий придет позже.

Именно уважение часто помогает сдержаться и не наговорить друг другу обидных и грубых слов, которые могут разрушить отношения. Когда вы цените партнера, то всегда есть шанс помириться и победить проблемы и придирки. Вы находите в себе силы попросить прощения первым, даже если формально не виноваты, или простить, когда обидели вас.

Из-за чего в семье исчезает уважение?

Часто мы теряем уважение друг к другу, когда перестаем соблюдать право партнера на личное пространство. После периода влюбленности «розовые очки» спадают, муж и жена начинают переделывать друг друга, не оставляя партнеру права на собственные привычки. Уважение уходит из семьи, и приходят проблемы. Также уважение исчезает, когда муж и жена перестают оказывать внимание друг другу, пуская развитие отношений на самотек. Как правило, если человек не получают уважения в семье, то пытается найти его на стороне.

13 секретов, как научиться уважать друг друга

Секрет 1. Признайте лидерскую позицию и авторитет мужа. Мужчина – глава семьи, доверьте ему эту почетную миссию, доверяйте его решениям и оказывайте необходимую помощь. Подумайте, если мужчина будет чувствовать себя в семье королем, он будет относиться к вам, как к королеве.

Секрет 2. Проводите время вместе, полезно и интересно. Наслаждайтесь обществом друг друга, обсуждайте важные темы, волнующие обоих.

Секрет 3. Помогайте друг другу развиваться, приобретать новые знания и умения, совершенствоваться в профессиональном, духовном плане. Раскрывайте достоинства друг друга!

Секрет 4.Доверяйте партнеру, цените его личное пространство (не лезьте в его телефон, не устраивайте контрольных звонков по вечерам и т. п.).

Секрет 5. Храните верность и преданность.

Секрет 6. Помогайте партнеру во всем, в чем можете. Поддержка близкого человека необходима каждому, когда возникают трудности на работе, депрессия или просто плохое настроение. Будьте рядом!

Секрет 7. Не сравнивайте ваши отношения с другими. Каждая семья проходит свой путь побед и неудач. Возможно, вам кажется, что у вашей подруги все радостно и романтично, а на самом деле они уже подали документы на развод. Конечно, можно учитывать ошибки прошлого или учиться на промахах других людей, но не идеализируйте чужие отношения.

Секрет 8. Старайтесь слышать партнера. Давайте любимому человеку возможность высказывать свои мысли, даже если они вам неинтересны. Важно быть хорошим и терпеливым слушателем!

Секрет 9. Развивайте общие ценности. Старайтесь обсуждать темы, актуальные для вас обоих: отношение к детям, воспитание, недвижимость, отпуск и т. п. Стремитесь добиться единства в важных вопросах.

Секрет 10. Не будьте злопамятными, не упрекайте любимого человека за старые обиды, учитесь прощать, ведь все люди не совершенны.

Секрет 11. Не требуйте от партнера чего-то сверхъестественного, принимайте ситуацию такой, какая она есть, и вместе работайте над ее развитием, если вас что-то не устраивает. Хотите дом? Не пилите мужа каждый вечер, чтобы он нашел вторую работу, а попробуйте вместе обсудить планы и наметить шаги, которые приведут к достижению цели.

Секрет 12. Признавайтесь в любви. Сколько бы лет вы ни состояли в браке, старайтесь хотя бы один раз в день напоминать партнеру о своих чувствах, говоря заветные слова: «Я тебя люблю».

Секрет 13. Относитесь к любимому человеку так, как вы хотели бы, чтобы он относился к вам – это истина, проверенная многими людьми.

Классный час

«Школа самоуважения»

Цели : дать представление о принципах, на которых основано уважение к себе и к другим, и об элементах, из которых складывается внешняя сторона самоуважения; обосновать право любого человека на самоуважение и уважение со стороны окружающих: обучить простейшим приемам формирования адекватного поведения.

План классного часа

1. Мини-лекция «Конвенция о твоих правах».

2. Интерактивная беседа «Что такое самоуважение»?

3. Разбор и оценка ситуаций. «Самоутверждение».

4. Ролевая игра «Утверждаю себя».

5. Открытый микрофон «Поговорим откровенно».

6. Подведение итогов.

Ход классного часа

I. Мини-лекция «Конвенция о твоих правах»

Учитель. Ребята, всем вам приходилось сталкиваться с ситуациями, когда нарушались ваши права. К сожалению, права детей нарушаются во всем мире. Но не каждый ребенок знает, что он может защитить себя и отстоять свои права в суде. В этом ему поможет специальный документ - Конвенция «О правах ребенка». Этот документ был принят Организацией Объединенных Наций 20 ноября 1989 года.

Конвенция - это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.

А дети, как записано в Конвенции, - это все человеческие существа до 18 лет (статья 1).

Какие же есть у них права?

Согласно Конвенции каждый ребенок имеет право на жизнь, на родительскую заботу, на медицинскую помощь, право на образование и отдых. Все дети имеют право свободно перемещаться и свободно выражать свои взгляды. Все дети имеют право на личную жизнь, на всестороннее развитие. Ни один ребенок не должен подвергаться жестокому обращению, насилию и оскорблению. И наконец, каждый ребенок имеет право на уважение человеческого достоинства.

Сегодняшний классный час мы и посвятим этому праву - праву на уважение.

II. Интерактивная беседа «Что такое самоуважение?»

Учитель . Итак, каждый ребенок имеет право на уважение. Но, чтобы тебя уважали, нужно иметь самоуважение. Как вы понимаете это слово?

(примерные ответы детей)

Самоуважение - это уважение человека к самому себе.

Это уважение к своим родителям, к своей семье.

Это когда человек ведет себя так, чтобы его все уважали.

Учитель . Как вы думаете, что дает человеку самоуважение?

(примерные ответы детей)

Человек, который уважает себя, всегда имеет свое мнение, не зависит от мнения других.

Самоуважение дает уверенность в себе, спокойствие.

Человек, который себя уважает, никому не подражает, ни под кого не подделывается.

Только человек, который уважает себя, может уважать других людей.

Учитель . По каким признакам вы определяете, уважает себя человек или нет? Вот, например, наши знаменитые спортсменки (показ фотографий): Татьяна Нафка, Арина Шарапова, Анна Курникова - в чем проявляется их уважение к себе?

(примерные ответы детей)

Они уверены в себе.

Хорошо одеваются.

Не боятся высказывать свое мнение.

Никому не подражают.

Постоянно тренируются, чтобы победить.

Могут постоять за себя.

Учитель . Люди, уважающие себя, действуют. Они постоянно самоутверждаются, отстаивают свои права, свое мнение. Нельзя воспитать уважение к себе лежа на диване и мечтая о том, что все тебя будут уважать. Нужно учиться утверждать себя.

III. Разбор и оценка ситуаций. «Самоутверждение»

Учитель. Психологи заметили, что утвердить себя может не каждый. Предлагаю вам посмотреть сценку, в которой участвуют три мальчика. Послушайте, о чем они говорят, понаблюдайте за поведением ребят и сделайте выводы, кто из них себя утверждает, кто только унижает других, а кто вообще не может себя утвердить?

Саша (нагло, агрессивно). Так, на диктанте я сажусь с тобой! (Бьет Лену по плечу.)

Лена (тоскливо.) Зачем?

Саша . Буду у тебя скатывать!

Лена . Да у меня почерк мелкий!

Саша . А ты крупно пиши, чтоб мне все понятно было. Будешь стараться, я у тебя и на математике все спишу!

Сережа (спокойно). На математике у вас будут разные варианты.

Саша . О! Тогда ты мне все решишь! Усек?

Сережа (спокойно, без вызова). Ничего не усек, и решать за тебя ничего не буду.

Саша . Чего? Ты что, наезжаешь?

Сережа (спокойно, без вызова). Нет, просто не хочу.

Учитель . Как вы считаете, кто из ребят утверждают себя, кто показывает самоуважение?

(примерные ответы детей)

Лена очень пассивная, она себя не уважает, никак себя не утверждает, подчиняется сильному, постоянно извиняется, ставит себя ниже других.

Саша ведет себя очень агрессивно. Он думает только о себе, не уважает других, давит на других, унижает других.

Сережа защищает свои права и не ущемляет права других, он может высказывать и положительные, и отрицательные чувства, уверен в себе, но не давит на других.

Учитель. Итак, я сделаю выводы из ваших наблюдений. Саша для самоутверждения обязательно должен кого- то унизить. Так ведут себя люди неуверенные в себе, не уважающие себя. Это плохой способ самоутверждения, ведь когда Саша получит отпор, то все его мнимое самоуважение разрушится.

Лена не способна постоять за себя, она считает, что не достойна самоуважения. Это неправильно.

Уважения достоин любой человек уже потому, что он родился человеком.

Ну и, наконец, Сережа. С точки зрения психологов, Сережа утверждает себя правильно. Он может постоять за себя, не ущемляя права других, он спокойно и убедительно высказывает свое мнение, говорит то, что думает, не испытывая при этом чувства ущербности.

Скажите, пожалуйста, ребята, какой стиль поведения вам ближе?

Дети высказывают свое мнение.

А кто-нибудь хотел бы оказаться на месте беззащитной, беспомощной Лены?

Дети высказывают свое мнение.

Что бы вы посоветовали Лене, чтобы воспитать уважение к себе? Ваши ответы я буду записывать на доске. Потом посмотрим, что у нас получится.

(примерные ответы детей)

Пожаловаться учителю и родителям.

Попросить старшего брата или папу «разобраться» с обидчиком.

Заниматься спортом.

Стать чемпионом по боксу.

Научиться говорить «нет».

Победить свой страх.

Не подстраиваться под других.

Заняться музыкой, рисованием, танцами.

Стать первым в каком-то деле.

Учитель записывает ответы детей в виде плана.

Учитель . У нас получился план из 9 (по количеству предложений) пунктов. Как мы его назовем? Примерные ответы детей:

- «Как стать сильным и независимым».

- «План самоутверждения» или «Как утвердить себя». Классный руководитель. Как вы считаете, нужно ли убрать из этого плана пункты, которые не помогут самоутверждению?

(примерные ответы детей)

Нужно убрать пункы 1 и 2. Человек должен сам утверждать себя, не рассчитывать на других. (Это можно обсудить.)

Убрать пункт 4. Ведь не каждый может стать боксером, да еще и чемпионом. (Можно обсудить.)

Убрать пункты 3,8. Человек может заниматься чем-то другим, тоже важным и интересным и так утвердить себя.

Учитель . Как вы считаете, а стоит ли добавить в этот план такие пункты, как «Купить дорогой мобильник» или «Носить самую дорогую одежду»? (примерные ответы детей)

Конечно, у кого будет самый крутой мобильник, тот сам себя зауважает.

Богатая одежда нужна для самоуважения, кто плохо одевается, тот не может себя уважать.

Дорогой мобильник не добавит самоуважения, все равно у кого-то мобильник будет еще круче.

Богатая одежда - этого очень мало. Ведь не ты ее заработал, а твои родители.

Учитель . Я согласна с теми, кто говорит, что такие пункты для самоуважения не нужны. Ведь человек должен уважать себя не за то, что он носит богатую одежду или говорит по дорогому телефону, а за то, что он человек.

IV. Ролевая игра «Утверждаю себя»

Учитель . Ребята, давайте поиграем в игру «Утверждаю себя». В ней принимают участие 2 команды из 5-7 человек. Первая команды называется «Атака». Кто хочет участвовать в этой команде?

К доске выходят 5-7 человек.

Итак, первая команда у нас есть. Вам предстоит сыграть роль Саши, агрессивного, самоуверенного, грубого человека, который постоянно идет в атаку на окружающих, чтобы утвердить себя. Каждый член вашей команды получает фразу, которую он должен произнести голосом Саши.

Учитель раздает каждому члену команды карточки с фразами.

Пока члены команды знакомятся с фразами, которыми они будут атаковать соперников, мы соберем вторую команду. Кто хочет в ней участвовать?

К доске выходят 5-7 ребят.

Ну вот, у нас есть и вторая команда - назовем ее «Защита». Ее участникам предстоит сыграть роль Сережи. Они должны спокойно, уверенно, с достоинством ответить на атакующую фразу Саши. Только вот эту фразу они должны придумать сами.

Я прошу команды построиться в 2 шеренги. Когда я скажу слово «Сходитесь!», два первых члена команды выходят на середину и становятся рядом. Когда я говорю слово «Ринг!», член команды «Атака» говорит свою фразу. И сразу же мы должны услышать ответ от члена команды «Защита». Все остальные ребята будут выступать в роли наблюдателей и в конце игры выскажут свои мнения о том, кому из участников команды «Защита» удалось достойно утвердить себя.

Внимание! Команды готовы?

Учитель и ученики выполняют такие действия.

Учитель . Сходитесь!

2 ученика сходятся, становятся рядом.

Учитель . Ринг!

1 ученик читает фразу, второй отвечает, и оба участника сразу же расходятся и становятся в конце шеренги своей команды.

Учитель повторяет шаги игры, пока все участники не исполнят своих ролей.

Спасибо, ребята. Можете сесть на свои места. Давайте послушаем, что скажут об ответах команды «Защита» наши наблюдатели.

Дети высказывают свои замечания игрокам команды «Защита».

К сожалению, некоторые ребята вместо защиты шли в нападение и, вместо того чтобы показывать спокойствие и уверенность, отвечали грубо и агрессивно. Может быть, кто-то из них сам это заметил?

Участники команды «Защита» высказывают свои соображения.

А что вы можете сказать об актерской игре команды «Атака»? Дети высказывают свои замечания.

V. Открытый микрофон. «Поговорим откровенно»

Учитель . Сегодня, ребята, говоря о самоуважении, вы оценивали действия своих товарищей. А как вы оцениваете себя, есть ли у вас самоуважение? Правильно ли вы утверждаете себя в обществе?

(примерные ответы детей)

Уважение к себе есть, но не знаю, как заставить себя уважать.

Очень трудно отвечать сдержанно на «наезды», так и хочется ответить грубостью на грубость.

Мне кажется, что утверждать себя нужно не словами, а делами.

Я считаю, что главное - это заставить себя уважать.

Я считаю, что уважают только сильных. Нужно, чтобы тебя боялись, тогда и сам будешь себя уважать.

Я стараюсь чему-то научиться, стать лучше, стараюсь ко всем относиться по-доброму - в этом мое самоутверждение.

Мне кажется, что у меня недостаточно самоуважения, потому что я плохо учусь и у меня плохое поведение.

VI. Подведение итогов

Учитель . Ребята, о чем вы узнали из нашего сегодняшнего разговора? Какие открытия сделали?

(примерные ответы детей:

Мы узнали, что у каждого человека должно быть самоуважение.

Человек должен уважать себя, просто потому что он человек.

Кто себя не уважает, того и другие уважать не будут.

Чтобы заслужить уважение, нужно себя утверждать.

Нельзя самоутверждаться за счет унижения других.

На грубость и агрессию нужно отвечать спокойно, с достоинством.