Пробирные знаки. Что такое проба. Какие бывают пробы

Клеймо может состоять из множества разнообразных частей, указывать на самые разные процедуры и передвижения, которым подвергался этот предмет. Но обязательно оно расскажет нам о стране, периоде и качестве металла.



На примере клейм некоторых стран мы увидим, как можно с помощью неприметных деталей сообщить много информации.

Для начала разделим клеймо на несколько составляющих:

  • Проба (указывает на материал)
  • Именник (указывает на мастера, иногда - дату)
  • Клеймо страны
  • Клеймо пробирной палаты

Это разделение достаточно условное. Как вы увидете дальше, у каждой страны есть свои отличия.

Что такое проба и зачем она нужна

Неизменно на всех изделиях одно - проба. Проба сообщает, сколько золота или серебра содержится в определенном количестве металла. Важно знать, о каком количестве благородного металла идет речь и на какую массу.

Мы рассмотрим метрическую, каратную, золотниковую и лотовую системы проб. Первые две наиболее распространенные в мире, последние же имеют для нас историческую ценность, а также я буду к ним возвращаться по ходу рассказа.


Метрическая – наиболее нам известна и привычна. Она показывает, сколько частиц серебра, или золота приходится на 1000 частиц металла. 925, 875, 575, 333 пробы – они все относятся к метрической системе. Чем больше значение – тем больше благородного металла в изделии. Зачастую, значения метрических проб получались в результате пересчета каратной пробы, потому как она более старая.

Каратная проба основывается на единице измерения массы – каратах. Один карат равен 0.2 грамма. Слово carato в переводе с итальянского означает – «зернышко рожкового дерева». Эти зерна издавна использовали для обозначения массы, так как они стабильны в весе. Обозначаются караты так: K, kt, C, ct . Эта система проб применяется только к золоту. Она показывает, сколько карат золота приходится на 24 карата общей массы (на 4.8 грамма). Бывают следующие пробы и им соответствуют пробы метрической системы: 9 к - 375, 12 к - 500, 14 - 585, 18 к - 750, 21 к - 875, 22 к - 916, 23 к - 958, 24 к - 999 .

Золотниковая проба привязана к русскому фунту, который равнялся 96 золотникам. Один золотник равен 4.266 г. Показывает, сколько благородного металла содержится в одном фунте. Золотниковая проба и ее соответствия в метрической системе: 3 6 з - 375, 48 з - 500, 56 з - 583, 72 з - 750, 84 з - 875, 88 з - 916, 91 з - 947, 92 з - 958, 96 з – 999 .



Лотовая проба действовала в Германии в Средние века до 1888 г. Основа этой системы – одна марка, что равняется 16 лотам. Сама проба показывает, сколько лотов золота или серебра находится в одной марке. Один лот, в свою очередь, содержит 12.797 г. Существуют такие пробы: 6, 8, 12, 14, 16 .

Пробы вцелом достаточно унифицированные. Зная основные пробные системы, вы уже можете что-то сказать об изделии. Остальные составляющие клейма отличаются в разных странах. Мы разберем клейма в Германии, Франции, Англии, Украине и СССР.

Все общие сведения о клеймах мы постарались обобщить в этом видео:

" data-provider-name="YouTube">

Клейма в Германии

Все началось еще в Средние века, когда в Германии сложилась цеховая организация ремесленничества. В цеха объединялись мастера-ювелиры, и эта организация помогала им решать разнообразные трудности, вести свои производственные дела. Они устанавливали иерархию из трех уровней: мастер, подмастерье, ученик. Наиболее старое упоминание о клейме в Германии датируется 1289 г. С этого момента начинается разработка системы клейм. Система – это не только обозначение на изделии, но и налоговые законы, гильдии, пробирные платы. Европейские страны шли по пути создания системы синхронно, готовых образцов для подражания не было, поэтому процесс затянулся.

Лишь в 1548 году в Германии было официально установлено – клеймить все предметы из драгоценных металлов весом свыше 4х лотов (51 грамм). Оно состояло из лотовой пробы, клейма мастера и клейма-удостоверения курфюрста. Также, добавляли обозначение города и года. Клеймо курфюрста было подтверждением, что предмет действительно проверен и имеет именно то количество драгоценного металла, которое заявлено в пробе. К 1667 году окончательно закрепилась проба - «кельнская марка», она равнялась приблизительно 800 пробе серебра. В 1888 году лотовая система пробирования была заменена на метрическую. Государственный стандарт клеймления стал следующим: клеймо мастера, либо фирмы, а также обозначалась проба и государственное подтверждение подлинности пробы – месяц с короной.

По сей день, если вы видите изделие с 800 пробой серебра – скорее всего оно из Германии.

Клейма во Франции

Первое упоминание о клеймах на драгоценных металлах во Франции датируется 1272 г. Речь шла о клейме города и мастера, которое раньше выглядело как пиктограмма: крестик, цветочек, сердце. Уже в 1378 году был официально утвержден государственный стандарт серебра (золото было малодоступным для широких масс населения, только для церкви и знати). Но мастера не желали клеймить изделия, в провинции их было невозможно контролировать. Процедура еще не была готова к использованию и сошла на нет.

Но желание государственного аппарата контролировать движение и использование драгоценных металлов имеет очень серьезные основания. Военные трофеи свободно циркулировали и количество ввозимого металла было неизвестно. Становились все актуальнее контроль и учет драгоценных металлов, из которых можно было изъять налог и пополнить казну. А с развитием королевского двора повышались потребности в деньгах. Введение налогов с ювелирных дел мастеров было частичным решением проблемы.

В 1672 году ввели клеймо для удостоверения об уплате налога, которое проставлял специальный человек – откупщик. Существовало еще и инвентарное клеймо, которое ставили, если откупщик покидал пост досрочно. Обязательными были клеймо мастера, государственное клеймо, либо городское, клеймо об уплате налога и об освобождении от налогов. В Париже к этому набору добавлялось годовое клеймо-буква, а также, специальная процедура для контроля крупногабаритных предметов. Процесс заключался в том, что мастер ставил именник на все фрагменты изделия, апробировал их в Гильдии, оплачивал все налоги, (на каждом этапе ставилось клеймо), а после сборки снова уплачивал налоги, что удостоверяло соответствующее клеймо. И только потом мастер мог продавать изделие. Эта невероятная процедура значительно поднимала стоимость и тормозила производство в целом.

После Французской революции тиски налогов и пробирного контроля ослабели, но вскоре вернулись все гарантийные и налоговые клейма. С начала 19 века клейма становятся более унифицированными. Голова Гермеса удостоверяла государственный контроль, буквой обозначалась дата и ставилась проба. Значительных усложнений в клеймлении и пробировании больше не было.

Однако, вцелом все эти бюрократические перепетии, видимо, отчасти привели к тому, что сегодня французские изделия с возрастом встречаются не так часто как английские или немецкие.

Клейма в Англии

В то же время, что и во Франции с Германией, в Англии назрела проблема контроля качества металлов. В начале 13 века в Лондоне была создана гильдия ювелиров. Наиболее авторитетные мастера ходили по лавкам и проверяли пробы на изделиях коллег. Позже, назрела потребность в отдельном здании, которое им выделил город. Поэтому в Англии существует слово – «hallmark» (hall в переводе – зал, mark в переводе – клеймо), которое связано с этим зданием, где и проверяли изделия. В 1363 году было постановлено, что каждый мастер должен иметь свой именник и ставить его лишь после проверки гильдией и наличия соответствующего клейма.

К середине 15 века возникла следующая проблема: в стране было много низкопробного серебра, а проверенный государством качественный металл вывозили. Поэтому, в 1477 году было решено, что все предметы, произведенные в провинции, должны привозить и проверять в Лондоне. И ставить дату – букву в картуше, что обозначала год. С 1701 года начали открывать пробирные учреждения по всей стране, что облегчило задачу контроля и учета. В 19 веке на изделиях наличествовало пять клейм: государственное клеймо, которое удостоверяло пробу, годовое клеймо, клеймо города, мастера, об уплате налогов. Отдельное клеймо ставили на импортированные изделия.

До сегодняшнего дня из пяти клейм осталось 4 (сохранились все, кроме клейма об уплате налогов). Каждый город имеет свое обозначение – пиктограмму, каждый год имеет свою букву с определенным шрифтом. В целом, это очень четкая и информативная схема клеймления изделий.

Таким образом, мы видим, что клейма на изделиях рассказывают нам в первую очередь о взаимоотношениях мастеров-ювелиров с государством, чиновниками и налогами. Это целая история, рассказанная с помощью метонимии – в маленьком клейме видим большие события, войны, триумфы, революции.

Клейма в Украине

Как и в Европе, в Украине основной формой организации ремесленников был цех. Сохранился документ, по которому мы знаем, что в 1518 году в Киеве существовал цех золотарей. Золотарями называли как мастеров, которые работали с серебром, так и с золотом. Также, цехи существовали в Прилуках, Чернигове, Остроге, Нежине и т.д. До нас дошли некоторые печати ювелиров, их знамена и уставы. Цеховая иерархия предусматривала обязательное наличие статута, который предписывал, при каких условиях мог ученик стать подмастерьем, а подмастерье мастером. Сам мастер ставил клеймо и на свои изделия, и на изделия подмастерьев. В некоторых случаях клеймо могло принадлежать донатору-заказчику. Эти обстоятельства значительно усложняют атрибуцию изделий.

Наиболее ранние клейма на территории Украины, известные нам, датируются 16 веком. Точно известно, что в 1599 г. все ювелиры города Львова были обязаны клеймить свои изделия, чтобы те не попадали в руки скупщикам. Известно клеймо 1547 года на серебряном кресте, который находится в Киевском историческом музее. С 16-17 века известны изделия с других уголков Украины, на которых ставили свое имя, прозвище, либо инициалы.

В 17 веке, мастера Киева начали ставить на свои изделия Kiov. Позже, все города имели пробирные палаты и ставили свои клейма, которые привязывались к гербу города. Что интересно, система пробирования изначально была каратная, но с 19 века приняли золотниковую. В это же время стандарт клеймления был следующий: золотниковая проба изделия, клеймо города и клеймо мастера. Форма клейма менялась, что помогает нам определять возраст изделия. А с 1908 года к пробирному клейму добавился знак общегосударственного удостоверения – женская голова в кокошнике.

Все это сообщает нам о достаточно хаотичной ситуации. На нее значительно влияло отсутствие единого государственного аппарата долгое время. Это избавляло мастеров от необходимости апробировать свои изделия, платить налоги. Конечно, это также дает нам меньше информации о конкретном изделии, об интенсивности обмена, торговли этими изделиями, усложняет датировку.

После 1991 года государственным клеймом Украины стал тризуб. На сегодняшний день существует 13 государственных пробирных палат (они проставляют тризуб) и 4 завода-особняка. Это Винницкий, Харьковский, Львовский и Киевский ювелирные заводы. Они могут сами производить пробирный контроль и ставят при этом не тризуб, а лист каштана.

Клейма в СССР

С 1917 г. по 1927 г. стандарт клейма на территории советской власти отсутствовал. Лишь через 10 лет после революции в СССР было принято государственное клеймо – голова рабочего. Был и переход с золотниковой системы пробирования на метрическую, которой на тот момент пользовались в Европе. Клеймом пробирной палаты стала голова с молотком наперевес + буквенный шифр пробирной инспекции (сначала это была буква греческого алфавита). Клеймо было либо в форме лопатки, либо в форме четырехугольника с выпуклыми противоположными сторонами (с 1956 года). Для серебра – 875, для золота 583.

С 8 мая 1958 года голова рабочего была заменена на пятиконечную звезду с серпом и молотом внутри. В это же время пробирные инспекции стали обозначаться буквами кириллического алфавита.

Именники у заводов появились с 1936 года, зачастую, это были аббревиатуры названий. А с 1953 года к именнику в конце стали добавлять цифру, которая обозначала год. Таким образом, если клеймо с головой рабочего, а именник выглядит так: «СЮ6», это значит, что изделие было изготовлено в 1956 году. Но если на пробирном клейме звезда, тогда этот же именник будет обозначать 1966 год. С 1969 по 1978 год точную дату производства обозначали, добавляя в начало именника последнюю цифру года. Например, именник «0ХЮ» говорит нам о 1970 г.

Красота спасет мир! Эта фраза замечательно подходит к обсуждению ювелирных изделий из драгоценных металлов и камней. Используя эти дорогие комплектующие, настоящий ювелир способен создать сплав в любых пропорциях. Но после изготовления украшения из такого сплава, трудно оценить его и сравнить с другими похожими драгоценностями. Для этих целей в 17 веке ювелиры для украшений стали применять специальные критерии, такие, как пробы золота, дающие возможность идентифицировать изделия по содержанию драгоценного металла, наличию дополнений других элементов, цвету.

Что такое пробы золота

Соотношение основных металлов в сплаве определяет его качественный показатель. К этим металлам относятся золото (аурум), серебро (аргентум), медь (купрум). Законодательством РФ установлена обязательность клеймения любых сплавов на основе драгоценных металлов. На украшениях делается оттиск, указывающий качество сплава. Этот оттиск называется пробой или клеймом. Исторически сложилось так, что клейма в разных странах мира соответствовали используемым весовым стандартам. Метрическая система показывает содержание в частях золота чистотой 99,99% в 1000 частях сплава.

Каратная система проб

Абсолютно чистым признается золото с содержанием 99,99% в сплаве. В каратной системе этому показателю установлено обозначение 24к. Далее, по убывающей, используются стандартные 23к, 22к, 18к, 14к, 12к, 9к, 8к значения карат. Что означает проба на золотых изделиях в каратах? Украшение в 18 карат означает, что в 24 частях сплава находится 18 частей чистого желтого металла. Данная система используется в США, Канаде, странах Азии и некоторых европейских странах.

Золотниковая система проб

Исконно русской является золотниковая система, введенная в 1798 году в правление российского императора Павла Петровича. Ее основой стал используемый в тот период стандарт веса – русский фунт, состоявший из 96 золотников. При установке клейма в 96 золотников содержание золота в пробируемом сплаве составляло 99,99%. Далее этот показатель уменьшался до 36 золотников. Для перевода из золотниковой системы в каратную, необходимо показатель клейма разделить на 4.

Пробирные клейма России и зарубежных стран

С середины 17 века на Руси для клеймения золотых и серебряных изделий началось применение двуглавого орла. Содержание чистого золота, в этот период равнялась 83–85%, что соответствовало чистоте привозных золотых монет талеров или ефимков, из которых изготавливались ювелирные украшения. Узаконено клеймение золотых предметов на Руси было царским указом при Петре Первом в 1700 году. В России наибольшее распространение получила 56 проба, что соответствует современной 585.

В этот период для клеймения использовались гербы городов и количество золотников в лигатурном фунте. С 1899 года для клеймения используется женское лицо в кокошнике, которое в 1927 году было заменено профилем рабочего с молотом, а с 1957 года серп и молот на фоне пятиконечной звезды. В азиатских странах для клеймения использовались иероглифы. В Европе – гербы стран и городов с указанием пробы в каратах. Вид обозначения клейма не должен сильно отличаться для разных производителей.

Какие бывают пробы золота

В жизни нам встречаются украшения из этого «презренного» металла (серьги, цепочки, кольца) разного цвета. Дополнительные включения в драгоценный сплав других металлов называется лигатурой. Предметы, в зависимости от содержания в сплаве лигатуры, приобретают зеленый, красный, оранжевый, желтый, платиновый и белый цвет. Основным содержание лигатуры являются серебро, медь, платина (палладий), цинк. В неблагородных сплавах белого цвета вместо платины используется никель. Какой пробы бывает золото, важно знать покупателю перед походом в ювелирный магазин.

999 проба

Высочайшим по содержанию является 999 показатель качества. Данный сплав содержит 0,01% примесей. Это практически чистое золото. Для изготовления ювелирных изделий такой сплав не применяется, поскольку подвержен деформации, имеет тусклый желтый цвет. Данный сплав применяется при создании банковских слитков различного веса для реализации инвесторам, желающим сохранить денежные средства или заработать на росте стоимости драгоценных металлов.

Во все времена благородный металл всегда был в цене. В периоды финансовых кризисов спрос на него и другие драгметаллы резко поднимается. Их котировки на всех мировых биржах являются основными экономическими индикаторами. Банковские слитки продаются всеми банками мира и включены в депозитные портфели крупных и мелких инвесторов, а украшения во все времена придавали женщинам возможность выглядеть богатыми и красивыми.

925 проба

Клеймению подлежат предметы не только из золота, но и из серебра. Если на изделии стоит 925, это означает, что перед вами серебряное украшение высокого качества. Количество чистого серебра в нем равно 92,5%. В качестве лигатуры вместе с серебром используются германий и кадмий для поддержания первоначального блеска и отсутствия потемнения украшений со временем. Эти добавки использовались старинными мастерами, они придают серебряным шедеврам великолепный вид.

875 проба

Метка на ювелирном украшении 875 говорит о максимальном проценте серебра в размере 87,5%. Предметы из этого металла являются популярными. Его всегда старались подделать. Возможные варианты замены серебра включают сплавы свинца, алюминия, цинка. Для придания серебряного блеска подделки покрывают чистым серебром. При покупке украшений из драгметаллов обращайте внимание на наличие номера клейма на всех деталях подвески, цепочки или кольца. В магазине драгоценности должны продаваться только при наличии на них пломбы с прикрепленным паспортом завода-изготовителя.

750 проба

Для простоты понимания, что означает проба на золоте, следует мысленно разбить изделие на 1000 частей или долей. Цифры 750 означают, что в данном изделии 750 частей чистого драгметалла. Это высшая проба золота в ювелирных изделиях, используемых в промышленности. 75% золота в сочетании с медью придают предметам из этого сплава характерный красноватый оттенок. 18 каратный сплав широко применяется для создания украшений в азиатских странах, оно используется для создания позолоты мужских и женских аксессуаров.

585 проба

Самые распространенные в промышленных масштабах золотые пробы – 585. Чистое золотое содержание в этом сплаве 58,5%. Лигатура в ней делится в соотношении серебра к меди, как 1 к 4,3. Это установленное опытным путем соотношение объема золота и добавок. Ювелирные украшения с меткой 585 имеют красивый цвет и блеск. Из этого сплава в нашей стране изготавливают подвески, цепочки, кольца, серьги, броши и браслеты. Для уменьшения вероятности подделки на предметах из этого сплава электроискровым или лазерным методом ставится клеймо 5S5. Его сложнее подделать, чем простой оттиск.

583 проба

В первые годы Советской Власти после 1927 года применялось клеймо 583. Это золотой стандарт Советского Союза. Большинство колец и серег, доставшихся нам по наследству от родителей, этого качества. В послевоенный период в Европе широко использовалось золото в 14 карат. Если 14 разделить на 24 и умножить на 1000 получится 583. Из этого сплава изготовлено большое количество обручальных колец, украшений с бриллиантами, рубинами, сапфирами и полудрагоценными камнями. В 2000 году стандартом России стало клеймо 585.

500 проба

При равенстве содержания желтого металла и лигатуры проба становится равной 500. Для промышленных целей этот стандарт не применяется, но в производстве частными мастерами этот качественный состав сплава используется. Украшения из него с оригинальным исполнением или со специальной тематикой получают возможность быть полноценно оцененными. За рубежом из сплава 500-го качества изготавливаются броши, запонки, портсигары.

385 проба

Золотые украшения с качественным показателем 385 содержат более половины своего объема дополнительных материалов. При увеличенном содержании меди украшения получают красноватый оттенок. Серебро в сплаве придает изделиям белесый или даже светло-белый цвет. С целью изготовления ювелирных украшений применяются сплавы с хорошей ковкостью и низкой температурой плавления. Эта температура для аурума составляет 1080 градусов Цельсия, для серебра - 1550, для платины - 1780. Для уменьшения температуры плавления применяют в сплаве цинк.

375 проба

Самым дешевым для изготовления золотых ювелирных украшений является сплав качества 375. Большое количество меди и серебра в нем приводит к быстрому окислению и появлению темных пятен. При наличии мелких деталей восстановить первоначальный вид трудно. Такой сплав стоит недорого, и предоставляет возможность изготавливать массовые дешевые ювелирные изделия. Сколько существует ювелирное производство, столько и действуют организации занимающиеся стандартизацией, учетом и контролем за оборотом драгоценных металлов. В РФ этим занимается Пробирная палата России.

Пробы золота в СССР

В СССР для изготовления ювелирных и обрядовых изделий и полуфабрикатов из благородных металлов применялся ГОСТ 30649-99, устанавливающий следующие виды проб золота:

Серебро, %

Платина, %

Какая проба золота лучше

Соизмеряя цену и внешний вид ювелирных изделий, большое распространение в европейских странах получила 585 проба. Украшения из нее долгое время сохраняют первоначальный вид. Стоимость таких товаров ниже, чем изделий из 22 и 24 каратного аурума арабских шейхов. Температура плавления с учетом использования цинка невысокая. Клеймо на золотых изделиях пробивается на невидимых при использовании участках – внутри колец, на застежках цепочек и серег. В наше время самыми изысканными и элитными считаются ювелирные изделия итальянских мастеров.

Самая дорогая проба золота

Высший показатель качества в ювелирных изделиях в метрической системе у червонного золота с чистотой 99,99%. Химически чистое, 24 каратное золото нашло широкое распространение в арабских странах. На ювелирных рынках Дубая можно увидеть украшения огромных размеров и ярко-желтого цвета. Этому есть историческое объяснение. История промышленности в этих странах более скромная, чем в Европе. 50 лет назад на их месте была пустыня, с кочующими по ней бедуинами. Украшения изготавливались вручную, а их размеры должны были подтверждать обеспеченность их хозяев.

Видео

Как проверить при покупке драгоценное украшение на подлинность и соответствие заявленным свойствам - пробе драгметалла и изготовителю? Как расшифровать пробирное клеймо на колечке или серёжках? И ещё вопрос - какие маркировки непременно должны быть на настоящем ювелирном изделии и где их сразу найти?

Государственное пробирное клеймо

Из чистого золота бывает сердце в репертуаре Стаса Михайлова (и то на правах метафоры), но не драгоценная монета и не ювелирное изделие. Золотые и серебряные вещицы долговечные и прочные только благодаря тому, что их делают из сплавов. Правда, доля серебра или золота в них нередко превышает 95%.
Содержание драгметалла в изделиях именуется пробой. Она обозначается трехзначным числом, так как выражает массу в 1000 частях сплава.
Контроль над пробой - прерогатива государства. Все ювелирные изделия, продающиеся либо продававшиеся в России - будь то отечественное производство или импорт, - маркируются пробирным клеймом.
Маркировка не ставится на:

  • монеты, прошедшие эмиссию;
  • самородки, использованные в «ювелирке»;
  • государственные награды;
  • сусальное золото и серебро;
  • мелкие насечки драгметаллом на шкатулках, вазах и прочих ценных предметах.

В России действителен определённый перечень проб ювелирных украшений:

    375, 500, 583, 750 и 958 - для золота;

    750, 800, 875, 916, 925 и 960 - серебро;

    950 - платина;

    500 и 850 - палладий.

Расшифровка пробирного клейма

Пробирное клеймо составляют два обозначения, которые могут находиться как рядом, так и раздельно:

  1. знак удостоверения нашего государства - это либо советские серп с молотом впереди и звезда о пяти концах фоном, актуальные в качестве пробирного знака до сих пор, либо профиль женщины в кокошнике, развернутый вправо;
  2. знак пробы.

Пробирное клеймо:

1 - Шифр государственной инспекции пробирного надзора
2 - Знак пробирного удостоверения
3 - Цифровое обозначение пробы драгоценного металла

Эскизы пробирного клейма на золоте:

Эскизы пробирного клема для серебра:

Именник ювелирного завода

На ювелирные украшения обязательно наносится и маркировка изготовителя - именник (ювелирный). Он представляет собой:

  • знак, идентифицирующий ювелира (предприятие либо ИП);
  • обозначение года выпуска.

Именники ювелирные обновляет (в каждом новом году), утверждает и регистрирует Пробирная палата.
Символы именника завода наносятся только рядом - помещенными в один контур.
Обе маркировки, как правило, видны, если это

  • кольцо - внутри;
  • кулон - снаружи;
  • серьга, цепочка - на замочке.

Год выпуска (маркировки) на именнике с 2001 года обозначается первой буквой. Например, 2005 - пятой буквой алфавита «Д».
Вторая буква указывает местонахождение ювелирного производства.
И следующие символы - шифр изготовителя. Следуя рекомендациям Пробирной палаты ювелиры используют одну или две русские буквы.

Расшифровка именника

1 - шифр года
2 - шифр Госинспекции Пробирного надзора, в районе деятельности которой находится изготовитель
3 - шифр изготовителя

расшифровка по годам: А - 2001 год, Б - 2002 год, В - 2003 год, Г - 2004 год, Д - 2005 год, Е - 2006 год, З - 2007 год, И - 2008 год

Второй указывает на инспекцию пробирного назора: Л - Северо-Западная (без изменения)

Инспекции пробирного надзора

Местонахождение

Шифры на клеймах

1. Верхне-Волжская

р/п Красное-на-Волге, Костромская обл.

2. Волго-Вятская

г. Нижний Новгород

3. Восточно-Сибирская

г. Красноярск

4. Дальневосточная

г. Хабаровск

5. Донская

г. Ростов-на-Дону

6. Западная

пос. Янтарный, Каланинградская обл.

7. Забайкальская

г. Улан-Удэ

8. Западно-Сибирская

г. Новосибирск

9. Поволжская

10. Подмосковная

г. Бронницы, Московская обл.

11. Прикаспийская

г. Махачкала

г. Якутск

13. Северная

г. Великий Устюг, Вологодская обл.

14. Северо-Западная

г. Санкт-Петербург

15. Уральская

г. Екатеринбург

16. Центральная

г. Москва

Последние символы идентифицируют производителя (без изменения)

Как видим, по именнику и пробирному клейму действительно можно узнать, что представляет из себя любое изделие, рассчитанное на продажу в России.

На протяжении всей истории золото ценится своей природной красотой и сиянием. По этой причине во многих культурах золото отождествлялось с солнцем.

Сам по себе такой металл как золото в чистом виде не используется, потому что очень мягкий и легко поддается воздействию механических повреждений. Для сохранности его первозданного благородного вида, который все привыкли созерцать в украшения, принято добавлять различные, более устойчивые металлы или сплавы, придающие золоту крепости. Такие сплавы принято называть лигатурой, и в большинстве случаев в ее качестве выступает серебро или медь, в редких случаях добавляют цинк, платина, никель и палладий. В зависимости от количества других металлов золото становится менее подверженным царапинам и деформированию.

В чем разница между каратной и метрической системами проб?

Во всем мире для распознания количества входящей в золотой сплав лигатуры используется несколько систем. Наиболее известными являются метрическая и каратная системы. Из-за того, что золотом пользовались задолго до глобализации, на разных континентах образовались свои системы исчисления золота. Скажем, вес золота измеряется в тройских унциях и одновременно в граммах (1 тройская унция = 31,1034768 грамм), а его чистота измеряется в каратах и в тысячных долях.

Один карат - это 1/24 доля чистого драгоценного металла в сплаве.

Минимальное значение количества карат золота зависит от страны. Так, в США 10 карат является минимальным стандартом золота, а а золото с чистотой 14 карат является наиболее популярным. Во Франции, Австрии, Португалии, Ирландии и Великобритании можно называть все, что имеет 9 карат. А в Дании, Греции и Германии минимальное количество карат является 8.

Каратную систему также используют и для измерения веса драгоценного камня, но не следует смешивать эти две системы. Один карат золота соответствует 41,(6) грамм, тогда как 1 карат драгоценного камня равен 200 мг. Золото в 24 карата эквивалентно 999,9 пробе в метрической системе и считается чистым. Строго говоря, 24-каратное золото должно быть эквивалентно 1000 пробе. Однако, на практике невозможно достичь 100% чистоты золота, и в любом чистом золоте будет немного примеси, поэтому договорились принимать 24-каратное золото за 999,9 пробу. В каратной системе существуют показатели 9, 10, 12, 14, 18, 23, 24.

В России уже долгие годы пользуются метрической системой. Она более простая и понятная и указывает на количество граммов золота, входящего в состав сплава весом в 1кг. Так, если в 1000 граммах сплава находится благородного металла 585 грамм, а лигатура, соответственно составляет вес в 415 грамм, то изделиям, которые будут изготовлены из данного слитка, станут носить пробу 585.

Проба - это количество драгоценного металла в сплаве, выраженная в тысячных долях. Количество лигатуры - обратная величина пробы.

До 1927 года сначала в Российской империи, а затем и в Советском Союзе использовали иную систему проб, которая называлась золотниковой. Для нее были характерными 92,72 и 56 пробы. 1 золотник равен 96 долям. До сих пор иногда встречаются украшения с такой маркировкой. С 1928 года было принято решение о переходе на метрическую систему, указывающую количество золота на 1000 граммов сплава.

Соответствие между различными системами проб

В постановлении от 18 июня 1999 года под № 643 «о порядке опробования и клеймения изделий из драгоценных металлов» для метрической системы установили такие пробы: 999, 958, 750, 585, 375.

В чем разница между различными пробами золота?

Откуда возникло такое многообразие золотых сплавов? Каждая проба появлялась в определенный момент времени и удовлетворяла определенную нужду людей. Различные пробы существуют для своей задачи, которая и определяет необходимую долю драгоценного металла в сплаве, а также состав лигатуры в нем.

375 проба

В составе данной пробы чистое золото не превышает 37 %. Оставшиеся 63 процента – это серебро и медь. В зависимости от металла, который будет использован в качестве лигатуры, основной оттенок изделия будет или ярко-желтым, или красноватым. Золото данной пробы имеет свойство быстро окисляться и образовывать на поверхности украшения сульфид железа. Данный золотой сплав является самым низкопробным во всем мире. Из него изготавливаются недорогие украшения, на которых имеется массовый спрос. Как правило, это обручальные кольца.

500 проба

Эта проба малоизвестная, в ее составе находится не более 51% основного металла, а все остальное это примеси серебра и меди. У изделий данной пробы некрасивый цвет, хоть они и не поддаются быстрому окислению, поэтому такие сплавы практически нигде не используются, так как от них пришлось отказаться в пользу проб, обладающих более приятным внешним видом в ювелирных изделиях.

583 проба

В составе такого сплава распространено сочетание чистого золота в количестве 58,3 процента, меди 33,5 процентов и серебра 8%. В одном килограмме слитка 583 пробы находится 583 грамма чистого золота. Остальные 417 граммов это медь и серебро. До того момента, как был создан сплав 585 пробы, золото с 583 пробой широко применялось в Советском Союзе для изготовления ювелирных украшений. Появление этой пробы произошло в момент перехода с каратной системы на метрическую. 583 проба равна 14 каратам. Через некоторое время от нее отказались, в пользу популярной в настоящее время пробы – 585.

585 проба

Ювелирные изделия 585 пробы наиболее распространены и популярны среди потребителей. Сейчас ею полностью поглощена проба 583. Это клеймо используется в маркировке наибольшей доли продукции, которую выпускают в мире. Украшения и прочие изделия из сплава этого качества отличаются характерным цветом, а так же им присуща хорошая прочность и устойчивость при доступной стоимости, не превышающей рамки допустимого. В составе пробы 585 основную часть занимает чистое золото, более 60%, все остальное – это лигатура, состоящая из сплава никеля, палладия, серебра и меди (40%). Золото данной пробы не подвержено потери блеска и яркости под воздействием солнца и ему не свойственно окисление при взаимодействии с воздухом. Оно в почете у ювелиров, потому что прекрасно поддается ковке.

750 проба

Эту пробу представляют 75 процентов благородного металла. В составе лигатуры находится 25% серебра, палладия и меди. Для сплава характерна возможность менять цвет в зависимости от процента какого-либо дополнительного металла, входящего в качестве примеси. Для потребителей предпочтительнее покупка изделий более светлых оттенков, где преобладает серебро. В общем, встречаются изделия красные или даже темно-зеленого цвета. Ювелирные украшения из сплавов такой пробы очень дорогие, обладают великолепным внешним видом. Золото 750 пробы прекрасно поддается полировке и обработке механическим способом, но в то же время легко царапается и гнется.

958 проба

Золото такой пробы в изготовлении ювелирных изделий не используется, так как процент его содержания в сплаве составляет почти 97%, а это придает металлу мягкость и склонность к деформированию. Из сплава с таким содержанием золота изготавливают коллекционные монеты, или какие-либо предметы под индивидуальный заказ, так как он обладает очень высокой ценностью.

.999 проба

Самым дорогим сплавом в мире считается чистое золото, которое имеет 999 пробу. Сам по себе металл обладает мягкостью, в связи с чем, его неудобно использовать. Много лет назад его использовали для изготовления обручальных колец. Их форма была очень толстая, изделия отличались большой высотой. Это способствовало более длительному использованию украшений, они крошились и гнулись не очень быстро. Сейчас золото 999 пробы используется для изготовления слитков, предназначенных для хранения. В связи с большой пластичностью слитки небольшого размера запечатывают в специальные прозрачные футляры. В них мягкий металл может храниться в идеальном состоянии намного дольше.

Как определить пробу золота?

Использование современных методов позволяет сегодня безошибочно определить насколько качественным является изделие. Покупая ювелирное украшение, всем приходилось видеть специальную маркировку, которая используется для каждой существующей пробы отдельно. Но, никто не застрахован от покупки подделки, даже если на ней и стоит самая высокая проба. Поэтому, чтобы не осталось сомнения, что изделие соответствует заявленной пробе, применяются капельный метод, электронный детектор, специальный пробирный камень или пробирные иглы. Так же существует муфельный метод и химико-аналитический.

Капельный метод заключается в нанесении на изделие специального пробирного химического реактива, затем происходит процесс сравнения цвета пробы до начала реакции и после нее. Как правило, для таких целей применяется хлорное золото, которое действует как пробирный реактив на изделия различных проб, до шестисотой включительно. На украшениях 585 пробы образуется светло-коричневое пятно после взаимодействия с реактивом. Зеленое пятно будет на золоте пробы 375. Чем ниже проба золота, тем темнее цвет будет оставаться.

Латунные полоски, на концах которых напаяны тончайшие линии из драгоценного металла, называют пробирными иглами. Чтобы определить золото различных проб, существуют иглы разных цветов.

Пробирный камень представляет собой брусок с гладкой, отполированной поверхностью. По нему проводят изделие, которое образует за собой линию. Ее цвет характеризует пробу. Для изготовления таких брусков используется кремнистый тонкозернистый сланец.

Специальный электронный детектор способен за 5 секунд определить какое количество чистого металла содержится в сплаве, выражая показатели в каратах. Диапазон пробы находится в пределах от шести до восемнадцати карат, что по метрической системе относится к 375-750 пробам. Детектор отличает настоящее массивное изделие из золота от простого золотого покрытия тонким слоем. Данный прибор широко использует ювелирная промышленность, так как он определяет с высокой точностью содержание благородного металла в сплаве. В основе его работы находится электрохимическая реакция. Данные определители проб могут так же применяться в ломбардах, мастерских и скупочных магазинах

Многие покупатели, желающие приобрести золотое ювелирное украшение, стараются стать владельцами дорогого изделия или пытаются найти такое, у которого очень высокая проба. Не нужно этого делать, ведь не зря на протяжении долгих лет остается популярной и востребованной 585 проба, зарекомендовавшая себя наилучшим образом, даже если украшения носить ежедневно, не снимая.

По своей прочности изделия высоких проб можно сравнить с пластилином, теряющим свой первоначальный вид при малейшем надавливании.

Покупать ювелирные изделия нужно только в специализированных магазинах или салонах, и после того, как будет проверено наличие соответствующего клейма. В данных заведениях все предметы соответствуют надлежащему качеству, так как никто не захочет рисковать своей репутацией и созданным именем. Таким образом, можно избежать приобретения подделки, которая не будет содержать золота вообще и не имеет вообще никакой ценности.

Именники

Именники обычно имели форму прямоугольной площадки, на которой размещалось краткое буквенное (иногда в сочетании с цифрами) обозначение наименования предприятия с добавлением справа последней цифры года выпуска данного изделия (1959 г. условно обозначается цифрой 9; 1960 г. — цифрой 0 и т. д.). Цифра, обозначающая год выпуска изделия, включалась в общую рамку знака-именника. Исключением из этого правила являлась форма именника артели «Художник» Дагестанской АССР (аул Кубачи), которая проставляла на своих изделиях значок в виде изображения цветка лотоса, в центре которого были проставлены буквы «АХ» (артель «Художник») и последняя цифра года выпуска изделия.

Наименования основных предприятий и именники:

Московская ювелирная фабрика - МЮФ

Московская ювелирно-алмазная фабрика «Русские самоцветы» -

Артель «Московский ювелир» - АМЮ

Завод металлоизделий № 1 (Москва) - М1

Артель «Синьковский ювелир» (Московская область) - С

Ленинградская ювелирно-часовая фабрика - ЛЮ

Ленинградская ювелирная фабрика - ЛФ

Ленинградский завод № 2 «Русские самоцветы» - РС

Артель «Красносельский ювелир» (Костромская область) - КЮ

Артель «По заветам Ильича»» (Костромская область) - ПИ

Промколхоз «Искра Октября» (Костромская область) - ИО

Промколхоз «Красный прибой» (Костромская область) - ЗКП

Промколхоз «Советская Россия» (Костромская область) - СР

Артель «Красная Пресня» (Ивановская область) - КП

Артель «Северная чернь» (Великий Устюг) - СЧ

Артель «Художник» (Дагестанская АССР) - АХ

Свердловская ювелирно-гранитная фабрика - СЮ

Свердловский завод № 10 «Русские самоцветы» - ЗРС

Каслинский завод (Челябинская область) - КАСЛИ

Киевская ювелирная фабрика - КЮ

Харьковская ювелирная фабрика - ХЮ

Львовская ювелирная фабрика - ЛВ

Одесская ювелирная фабрика - ОЮ

Тбилисская ювелирная фабрика - ТЮ

Ереванская ювелирная фабрика - ЕЮ

Бакинская ювелирная фабрика - БЮ

Таллинский ювелирный завод - ТП

Рижская ювелирная фабрика - РЮ

В том случае, если ювелирное изделие не новое , а поступило в продажу после фабричной реставрации, предприятие, реставрировавшее данное изделие, рядом со своим именником проставлялся на изделии знак Р .

На ювелирных изделиях, изготовленных из недрагоценных металлов, предприятием-изготовителем проставлялся, кроме того, знак — металл , мет или м .

Клейма

Клейма проставлялись на ювелирных изделиях, отвечавших одной из указанных в СССР проб. Проба показывала содержание драгоценного металла в тысяче весовых единиц лигатурного сплава, из которого изготовлено данное изделие.

В СССР были установлены следующие пробы:

для платиновых ювелирных изделий 950°;

для палладиевых ювелирных изделий 500° и 850°;

для золотых ювелирных изделий 375°, 500°, 583°, 750° и 958°;

для серебряных ювелирных изделий 750°, 800°, 875°, 916° и 960°.

Некоторые ювелирные изделия не подлежали обязательному клеймению в инспекциях пробирного надзора.

Это — изделия, имевшие историческое или археологическое значение, большую художественную ценность, или такие изделия, в которых драгоценные металлы играют лишь декоративную роль в виде насечки, позолоты или серебрения. Для клеймения ювелирных изделий применялись основные (А, Б, В) и дополнительные (Д, Е, 3) клейма установленного образца. Основные пробирные клейма имеют самостоятельное значение. Наличие основного клейма свидетельствовало о том, что данное изделие удовлетворяло требованиям Положения о пробирном надзоре. Дополнительные пробирные клейма самостоятельного значения не имели и при клеймении ювелирных изделий применялись только в сочетании с одним из основных пробирных клейм.

Основные пробирные клейма СССР

Основное пробирное клеймо литер А (изображение 1) является знаком удостоверения, содержит эмблему — серп и молот на фоне пятиконечной звезды, заключенной в окружность. Знак удостоверения ставился на всех изделиях из драгоценных металлов в сочетании с клеймом, определяющим пробу.

Основное клеймо литер Б (изображение 2) применялось для клеймения золотых и платиновых новых и реставрированных изделий отечественного и зарубежного производства. Имеет форму лопатки. Состоит из знака удостоверения и одной из установленных проб (375, 500, 583, 750 и 958) для золота или для платины (950).

Основное клеймо литер Б (изображение 3) для клеймения изделий из серебра состоит из знака удостоверения и одной из установленных для серебра проб (750, 800, 875, 916, 960), имеет бочковидную форму.

Основное клеймо литер В (изображение 4) для клеймения палладиевых изделий состоит из знака удостоверения и одной из установленных проб (500 и 850), имеет подковообразную конфигурацию.

Основное клеймо литер В (изображение 5) для клеймения золотых, серебряных, платиновых и палладиевых изделий и часов на привешенных к ним отдельных пломбах состоит из двух отдельных частей: знака удостоверения (изображение 1) и круглого знака с цифрами одной из установленных проб (изображение 5).

Дополнительно пробирное клеймо литер Д (изображения 6 и 6а) применялось для клеймения разъёмных и легко отделяемых второстепенных и дополнительных деталей золотых, серебряных, платиновых и палладиевых изделий, имеет форму прямоугольника с усечёнными углами.

Клеймо литер Е (изображение 7) для клеймения золотых, серебряных, платиновых и палладиевых изделий, не соответствующих установленной пробе больше пределов допустимого отклонения, и для изделий, оказавшихся в результате реставрации ниже низшей установленной пробы, имеет форму прямоугольника с усечёнными углами и буквами «НП» (не соответствует пробе) внутри; налагается на изделия в сочетании со знаком удостоверения (изображение 1).

Высокохудожественные изделия, изделия с эмалью, пустотелые и другие, на которые не представлялось возможным непосредственно нанести оттиск клейма, клеймились клеймом литер В на привешенных пломбах. Ювелирные изделия, на основной части которых невозможно было проставить клеймо литер Б , клеймились клеймом литер А и литер Д соответствующей пробы. Ювелирные изделия, состоящие из двух тождественных частей (портсигары, запонки, серьги и т. п.) клеймились на обеих частях клеймом литер Б . Второстепенные и дополнительные части ювелирных изделий из драгоценных металлов (в том случае, если они являлись разъёмными и легко отделимыми, неспаянными с основной частью изделия) клеймились клеймом литер Д , за исключением тех случаев, когда нанесение на них клейма из-за их малых размеров, скрытого расположения или сложной конфигурации практически не представляется возможным.

На комбинированных ювелирных изделиях, в которых отдельные части были изготовлены из различных металлов или из металла разных проб, проставлялись два клейма: на основной части — клеймо литер Б , а на второстепенных и дополнительных частяхклеймо литер Д соответствующего металла и пробы. В тех случаях, когда из-за сложной конфигурации или малых размеров изделия это не представлялось возможным, дополнительное клеймо литер Д проставлялось на основной части изделия рядом с клеймом литер Б . Наличие на ювелирном изделии клейм литер А и Е с буквами «НП» свидетельствовало о том, что данные изделия выходят за пределы узаконенной пробы и допускаемых к ней отклонений и рассматривались как изделия неполноценные . Такие изделия продаже не подлежали и должны были возвращаться выпустившему их предприятию наравне с бракованными изделиями.

Кроме контрольных знаков в виде именника и клейма, качество выпущенного в продажу ювелирного изделия определялось также и , предусматривавшими все принципиально новые показатели, обусловливавшие качество определённой группы ювелирных изделий, сходных по назначению, технологии изготовления и основному сырью, из которого они выполнены. Качество личных украшений с пятидесятых годов определялось РТУ 636—58 Госплана РСФСР; показатели других видов ювелирных изделий (предметов сервировки стола, курительных и туалетных приборов, изделий, предназначенных для рукоделия, для украшения интерьера и др.) обусловливалось ведомственными ТУ, утверждавшимися соответствующими министерствами и ведомствами, в систему которых входило предприятие, выпускавшее эти изделия.

Все ювелирные изделия выпускались только 1-м сотом; допускается выпуск 2-м сортом некоторых изделий из янтаря и цветных металлов, что оговаривалось в специальной технологической документации.

ТУ на юверирныеизделия являлись групповыми и не исчерпывали всех данных, касавшихся каждого конкретного изделия, входившего в эту группу, поэтому в дополнение к ТУ на каждое отдельное ювелирное изделие составлялось индивидуальное техническое описание — паспорт, в котором фиксировались показатели, характеризовавшие конкретное изделие. В паспорте указывалось: наименование и ведомственная принадлежность предприятия, выпускавшего данное изделие, наименование самого изделия и присвоенный ему фабричный шифр, автор и исполнитель образца, сырьё, из которого было изготовлено ювелирное изделие, его вес, габаритные размеры, краткое описание, вид отделки, количество и характеристика декоративных вставок и т. п. Буквенно-цифровой фабричный шифр представлял собой краткое (шифрованное) обозначение основных выходных данных изделия. Буквами в шифре обозначались основной материал и наименование изделия но группе, цифры указывают порядковый номер изделий в данной группе по мере их создания.

Наименование материала и буквенное обозначение (шифр) основных материалов для изготовления ювелирных изделий

Платина - П

Палладий - ПД

Золото - 3

Серебро - С

Томпак - Т

Мельхиор - М

Латунь - Л

Алюминий - А

Платина с золотом - ПЗ

В случае, если начальные буквы наименований различных изделий совпадали, то в шифр каждой последующей группы изделий вносили добавочные согласные буквы, входящие в наименование шифруемого изделия и неиспользованные в шифрах предыдущих изделий данной группы. Среди ювелирных изделий, наименования которых начиналось на одну и ту же букву, однобуквенные шифры присваивались тем, которые относились к наиболее распространённому, массовому ассортименту. Шифры, присваивавшиеся ювелирным изделиям рядом фабрик, имели некоторые отличительные особенности.

Наименования и буквенные обозначения ювелирных изделий (шифр)

Браслеты Б , БР ; Броши БР , БШ , Б ; Вазы В ; Вилки ВЛ ; Графины Г ; Зажимы 3 ; Запонки ЗП ; Значки ЗН ; Колье КЛ ; Кольца К ; Кубки КБ ; Кулоны КН ; Ложки Л ; Лопатки для пирожных ЛП ; Медальоны М ; Наперстки Н ; Ножи-листорезы НЛ ; Ножи НЖ ; Ожерелья О ; Пепельницы П , ПП ; Подстаканники ПД ; Подставки под яйцо ПЯ ; Портсигары ПР ; Пудреницы ПДН ; Розетки Р ; Рюмки РМ ; Сахарницы СХ ; Серьги С ; Солонки СЛ ; Стопки СТ ; Цепочки Ц ; Чашки Ч ; Чайники ЧН ; Щипцы для сахара Щ .

Паспорт сопровождался фотоснимком изделия и как основной контрольный документ хранился (по одному экземпляру) в делах предприятия-изготовителя, оптовой торговой базы — заказчика и центрального ведомства, в систему которого входило предприятие, выпустившее данное изделие. В ОТК предприятия-изготовителя и на оптовой торговой базе (в ассортиментном кабинете или в комнате образцов) постоянно хранилось по одному экземпляру контрольных образцов (эталонов) данных изделий. К эталонам под пломбой подвешивались ярлыки, на которых проставлялись: наименование предприятия-изготовителя, наименование изделия, фабричный шифр, металл, вес, дата и место утверждения образца, цена и прейскурантный артикул. Цена и артикул вносились также в паспорт. При установлении цены изделию присваивался соответствующий товарный артикул — номер, под которым оно вносилось в прейскурант цен. В связи с постоянным обновлением и снятием с производства изделий устаревших фасонов при каждом издании нового прейскуранта происходила некоторая передвижка артикулов. Артикулы, под которыми находились в прейскуранте изделия, снимаемые с производства, присваивались вновь выпускаемым изделиям.

Артикул представлял собой четырёхзначное число, первые две цифры которого обозначали группу изделий, следующие цифры — порядковый номер изделия по каждой группе.

Индексы по группам изделий следующие: из золота — браслеты 01, броши 02, булавки 03, зуботехническая продукция 04, запонки 05, кольца 06, кулоны и колье 07, медальоны 08, серьги 09, портсигары 10, цепочки 11; изделия с гранатовыми камнями 12, филигранные 13, сусальное золото 14, разные изделия 16; бусы из коралла 15; изделия из серебра весовые 25, штучные 28, браслеты 30, булавки для шляп 31, броши 32, запонки 33, кольца 34, кулоны и колье 35, медальоны 36, мундштуки 37, напёрстки 38, пудреницы 40, портсигары 41, серьги 43, цепочки 44, разные 45, изделия из янтаря 50; ювелирная металлическая галантерея из латуни и томпака — браслеты 51, броши 52, булавки 53, запонки 55, зажимы 56, серьги 57, кулоны 58, медальоны 59, пудреницы 60, разные 61; галантерея из мельхиора — браслеты 73, броши 74, пряжки 75, запонки 76, кольца 77, колье 78, серьги 79, расчёски 80; из алюминия 81; изделия из мельхиора — ложки 62, вилки 63, ножи 64, лопатки 65, сухарницы, конфетницы, стопки 66, портсигары 67, изделия из нейзильбера 70, изделия из томпака 71—72, футляры 69.

С введением в действие нового прейскуранта находившиеся в торговой сети ювелирные изделия подлежали перемаркировке с указанием новых артикулов. Изделия, не вошедшие в новый прейскурант, допродавались по установленным на них розничным ценам с прибавлением к артикулу буквы «С» (снятые с производства).

Поступление ювелирных изделий в розничную торговую сеть происходил по следующим каналам: предприятие — центральная или межобластная оптовая торговая база — межобластная или городская торговая контора — магазин; в некоторых случаях предприятие-магазин. Поступление в республиканские центральные оптовые базы золотых ювелирных изделий массовых и индивидуальных выпусков регулировалось Госпланом СССР. Новые образцы изделий (первая их партия), освоенные предприятиями и утверждённые во всех инстанциях, с целью выявления на них спроса потребителей направлялись в торговую сеть небольшими посылками с пометкой «Новинки».

Продажа ювелирных изделий обычно сосредоточивалась в секциях: весовое серебро, галантерея и золотые изделия. Весовое серебро так же, как золотые изделия, продавалось по весу, по ценам, установленным за 1 г в зависимости от той или иной художественной обработки. Для этой цели в магазине имелись специальные технические весы 1-го класса точности. Галантерея продавалась поштучно. Некоторые ценные ювелирные изделия продавались в футлярах, которые обычно представляли собой коробочки различных форм со специальным гнездом для соответствующего изделия, обтянутые снаружи кожей или её заменителями, а внутри устланные шёлком или бархатом. Для более дешёвых изделий применялись футляры, оклеенные ледерином, с шёлковой, полубархатной или сатиновой обивкой внутри. Ещё более дешёвые изделия продавались в целлофановых пакетиках или картонных коробочках, оклеенных глянцевой или матовой цветной бумагой.

Росювелирторг имел специальную «Комнату образцов», где специалисты, связанные с ювелирным искусством, производство и торговлей, имели возможность знакомиться с современными ювелирными изделиями отечественного и иностранного производства.

Структура пробирного клейма

Структура пробирного клейма, установленная с 1994 года в России для изделий из драгоценных металлов.